Да винчи второе имя. Некролог леонардо да винчи

Итальянский живописец, скульптор, архитектор, инженер, техник, ученый, математик, анатом, ботаник, музыкант, философ эпохи Высокого Возрождения Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 в местечке Винчи, недалеко от Флоренции. Отец - сеньор, мессэр Пьеро да Винчи - был богатым нотариусом, так же как и четыре предыдущих поколения его предков. Когда родился Леонардо, ему было около 25 лет. Умер Пьеро да Винчи в 77 лет (в 1504 г.), за свою жизнь имел четырех жен и был отцом десяти сыновей и двух дочерей (последний ребенок родился, когда ему было 75 лет). О матери Леонардо почти ничего не известно: в его биографиях чаще всего упоминается некая „молодая крестьянка” Катерина. В эпоху Возрождения к незаконнорожденным часто относились так же, как к детям, рожденным в законном браке. Леонардо сразу был признан своим отцом, но после рождения был отправлен вместе с матерью в деревню Анхиано.

В 4 года его забрали в семью отца, где он получил начальное образование: чтение, письмо, математика, латынь. Одна из особенностей Леонардо да Винчи - его почерк: Леонардо был левша и писал справа налево, переворачивая буквы так, что текст легче было читать с помощью зеркала, но если письмо было адресовано кому-либо, он писал традиционно. Когда Пьеро было за 30, он переехал во Флоренцию и обосновал там свое дело. Чтобы найти работу для сына, отец привез его во Флоренцию. Будучи незаконно рожденным, Леонардо не мог стать юристом или врачом и отец решил сделать из него художника. В то время художники, считавшиеся ремесленниками и не принадлежавшие к элите, стояли чуть выше портных, но во Флоренции испытывали к живописцам гораздо больше почтения, чем в других городах-государствах.

В 1467-1472 Леонардо обучался у Андреа дель Верроккио - одного из ведущих художников того периода - скульптора, бронзолитейщика, ювелира, устроителя празднеств, одного из представителей Тосканской школы живописи. Талант Леонардо-художника был признан учителем и публикой, когда юному художнику едва исполнилось двадцать лет: Верроккьо получил заказ написать картину „Крещение Христа” (Галерея Уффици, Флоренция), второстепенные фигуры должны были писать ученики художника. Для живописи в то время использовались темперные краски - яичный желток, вода, виноградный уксус и цветной пигмент - и в большинстве случаев картины получались тусклыми. Леонардо рискнул писать фигуру своего ангела и пейзаж недавно открытыми масляными красками. По легенде, увидев работу ученика, Верроккио сказал, что «его превзошли и отныне все лица будет писать только Леонардо».

Он овладевает несколькими техниками рисунка: итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо. В 1472 Леонардо был принят в гильдию живописцев - гильдию Святого Луки, но остался жить в доме Верроккио. Собственную мастерскую во Флоренции он открыл между 1476 и 1478 годами. 8 апреля 1476 Леонардо да Винчи по доносу был обвинен в садомее и арестован вместе с тремя друзьями. В то время во Флоренции садомея была преступлением, а высшей мерой было сожжение у столба. Судя по записям того времени, многие сомневались в виновности Леонардо, ни обвинителя, ни свидетелей так и не нашли. Избежать сурового приговора, вероятно, помогло и то, что среди арестованных был сын одного из вельмож Флоренции: был суд, но провинившихся отпустили после небольшой порки.

В 1482, получив приглашение ко двору правителя Милана Лодовико Сфорца, Леонардо да Винчи неожиданно уехал из Флоренции. Лодовико Сфорца считался самым ненавистным тираном в Италии, но Леонардо решил, что Сфорца будет для него лучшим покровителем, чем Медичи, правившие во Флоренции и невзлюбившие Леонардо. Первоначально герцог взял его в качестве устроителя придворных праздников, для которых Леонардо придумывал не только маски и костюмы, но и механические „чудеса”. Великолепные праздники работали на преумножение славы герцога Лодовико. За жалование меньшее, чем у придворного карлика, в замке герцога Леонардо исполнял обязанности военного инженера, гидротехника, придворного художника, позднее - архитектора и инженера. Одновременно Леонардо „работал на себя”, занимаясь несколькими направлениями науки и техники одновременно, но за большую часть работы ему не платили, так как Сфорца не обращал никакого внимания на его изобретения.

В 1484-1485 годах около 50 тысяч жителей Милана умерло от чумы. Леонардо да Винчи, считавший причиной этого перенаселенность города и грязь, царившую на узких улочках, предложил герцогу построить новый город. По плану Леонардо город должен был состоять из 10 районов по 30 тысяч жителей, в каждом районе должна была быть своя канализация, ширина самых узких улиц должна была равняться средней высоте лошади (через несколько столетий Государственный совет Лондона признал предложенные Леонардо пропорции идеальными и отдал приказ следовать им при разбивке новых улиц). Проект устройства города, как и многие другие технические идеи Леонардо, герцог отверг.

Леонардо да Винчи было поручено основать в Милане академию художеств. Для преподавания он составил трактаты о живописи, свете, тенях, движении, теории и практике, перспективе, движениях человеческого тела, пропорциях человеческого тела. В Милане возникает Ломбардская школа, состоявшая из учеников Леонардо. В 1495 году по просьбе Лодовико Сфорца Леонардо начал рисовать свою „Тайную вечерю” на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане.

22 июля 1490 Леонардо поселил в своем доме юного Джакомо Капротти (впоследствии он стал звать мальчика Салай - „Демон”). Что бы ни вытворял юноша, Леонардо прощал ему все. Отношения с Салаем были самыми постоянными в жизни Леонардо да Винчи, не имевшего семьи (ни жены, ни детей он не хотел), а после его смерти Салай унаследовал многие картины Леонардо.

После падения Лодовика Сфорца Леонардо да Винчи покинул Милан. В разные годы он жил в Венеции (1499, 1500), во Флоренции (1500-1502, 1503-1506, 1507), Мантуе (1500), Милане (1506, 1507-1513), Риме (1513-1516). В 1516 (1517) принял приглашение Франциска I и уехал в Париж. Леонардо да Винчи не любил долго спать, был вегетарианцем. По некоторым свидетельствам Леонардо да Винчи был прекрасно сложен, обладал огромной физической силой, обладал недурными познаниями в рыцарских искусствах, верховой езде, танцах, фехтовании. В математике его привлекало только то, что можно увидеть, поэтому для него она прежде всего состояла из геометрии и законов пропорции. Леонардо да Винчи пытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, занимался гидравликой, моделированием.

К тем областям, которые были интересны Леонардо да Винчи относились акустика, анатомия, астрономия, аэронавтика, ботаника, геология, гидравлика, картография, математика, механика, оптика, конструирование оружия, гражданское и военное строительство, планировка городов. Умер Леонардо да Винчи 2 мая 1519 в замке Клу недалеко от Амбуаза (Турень, Франция).

Леонардо да Винчи – итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель и музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения.

Итак, перед вами биография Леонардо да Винчи .

Биография Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 г. в маленьком городе Винчи, неподалеку от Флоренции. Он появился на свет вследствие любовной связи нотариуса Пьеро и крестьянки Катерины.

Официальный союз этих двух людей был невозможен по причине того, что девушка происходила из низшего сословия.


Особые приметы Леонардо да Винчи

Детство и юность

Вскоре отец да Винчи женился на состоятельной женщине, в результате чего первые годы жизни Леонардо жил вместе с родной матерью.

Однако когда у Пьеро и его супруги долго не рождались дети, отец решил усыновить своего первенца, забрав его у Катерины.

Детская привязанность Леонардо к матери, которой он лишился в столь ранние годы, навсегда запечатлелась в его памяти.

Впоследствии он во многих своих картинах пытался передать тот материнский образ, который он бережно хранил в своем сердце.


Дом, в котором жил Леонардо да Винчи в детстве

Через 10 лет первая жена нотариуса Пьеро умерла, после чего он вторично вступил в брак.

Всего у Леонардо да Винчи было 4 мачехи, а также 12 сестер и братьев по отцовской линии.

Творчество Леонардо да Винчи

Когда Леонардо да Винчи немного подрос, отец отдал его на обучение к мастеру Андреа Верроккьо, который научил его разным ремеслам.

Это стало первым важным этапом биографии Леонардо да Винчи. Уже в детстве у него проявились способности в самых разных областях деятельности.

Предполагаемый автопортрет Леонардо да Винчи

Он быстро научился писать картины, создавать скульптуры, выделывать кожу, обрабатывать металлы и познавать различные . В будущем все эти знания пригодились да Винчи.

Когда юноше исполнилось 20 лет, он продолжил работать у своего учителя. Верроккьо, конечно, видел, насколько одарённым был его ученик.

Он часто доверял Леонардо дописывать на своих полотнах какие-либо фрагменты, например, второстепенных героев, или .

Интересно, что своя мастерская появится у Леонардо да Винчи уже через 4 года.

В 1482 г. Лоренцо Медичи отправил Леонардо да Винчи в Милан к герцогу Лодовико Сфорцо, который остро нуждался в талантливых инженерах.

Ему срочно были нужны качественные оборонительные устройства, а также приспособления для увеселения своего двора.

Леонардо да Винчи не подвел герцога, сумев соорудить необходимые приспособления, оказавшиеся намного лучше тех, что предлагали другие изобретатели.

Неудивительно, что Сфорцо очень дорожил необыкновенно талантливым художником и ученым. В итоге Леонардо да Винчи пробыл при дворе Лодовико Сфорцо приблизительно 17 лет.

За этот период своей биографии ему удалось создать много гениальных картин и скульптур, и выполнить массу анатомических набросков. Кроме этого великий Леонардо начертил множество чертежей разных аппаратов.

Ему хотелось сконструировать машины, которые бы могли ездить не только по земле, но также плавать под водой и летать в небе.

В 1499 г. Леонардо да Винчи возвратился обратно во Флоренцию, где стал работать при дворе Чезаре Борджиа. Герцога прежде всего интересовало создание военной техники, с помощью которой можно было вести эффективную войну с противником.

На службе у Борджиа Леонардо да Винчи пробыл 7 лет, после чего решил возвратиться в Милан. К этому моменту биографии ему уже удалось написать знаменитую «Джоконду», которая сегодня находится во французском Лувре.

После приезда в Милан он пробыл в этом городе 6 лет, а затем переехал в Рим. В данный период биографии он по-прежнему продолжал писать картины и изобретать разные устройства.

В 1516 г., за 3 года до смерти, Леонардо да Винчи поехал во Францию, где пробыл до конца своей жизни. В этой поездке его сопровождал один из учеников и главный последователь его художественного стиля – Франческо Мельци.

Личная жизнь

О личной жизни Леонардо да Винчи известно не так много. Несмотря на то, что он вел личный дневник, все свои записи он зашифровывал.

Однако даже после того, как их удалось расшифровать, исследователи получили крайне мало информации о подлинной биографии великого ученого.

Некоторые биографы высказывали предположения, что причиной скрытности Леонардо да Винчи могла быть его нетрадиционная ориентация.

Более того, существуют версии, что возлюбленным художника мог быть его ученик Салаи, имеющий женоподобный вид. Однако никаких доказательств такого рода заявлениям не существует.

К слову сказать, Салаи позировал для нескольких картин Леонардо да Винчи. Например, он был натурщиком для знаменитой картины «Иоанн Креститель». Существует версия, что «Мона Лиза» была также написана с Салаи, поскольку многие искусствоведы видят очевидное сходство персонажей, изображенных на обоих полотнах.

Тем не менее, как уже говорилось ранее, никаких фактов о связях с мужчинами или даже женщинами в биографии Леонардо да Винчи попросту не существует.

Ряд исследователей небезосновательно утверждают, что Леонардо вообще никогда не знал плотской близости, прожив всю жизнь девственником.

Смерть и могила

Великий Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 г. в возрасте 67 лет, в замке Кло-Люсе. Он завещал похоронить свое тело в храме Сен-Флорантен.

Исследователи предполагают, что вероятной причиной его кончины мог быть инсульт. До наших дней сохранились воспоминания его современников утверждавших, что Леонардо да Винчи был частично парализован. Например, за 2 года до смерти, он не мог двигать правой рукой по причине перенесенного им инсульта.

В последние годы жизни он продолжал творить с помощью ученика Франческо Мельци. Однако с каждым днем состояние его здоровья ухудшалось, в результате чего он уже не мог передвигаться без посторонней помощи.

Жизненный путь флорентийского гения завершился после повторного инсульта в 1519 г.

При этом стоит подчеркнуть, что все предположения о том, как проходили последние годы биографии Леонардо да Винчи не подтверждены достоверными фактами, а являются лишь догадками.


Памятник Леонардо да Винчи в Милане, Италия

В разгар гугенотских войн могила Леонардо да Винчи была разорена. Лишь по прошествии трехсот лет, ученые предприняли попытки идентифицировать его останки.

Сегодня, на месте разрушенной церкви, в которой он был похоронен, установлен гранитный монумент с бюстом великого Леонардо.

Тайны Леонардо да Винчи

Произведения Леонардо да Винчи серьезно изучаются учеными, искусствоведами, и даже религиозными деятелями. Многие предполагают, что при написании своих картин художник якобы использовал некий графический код.

Например, при помощи нескольких зеркал, ученые смогли разгадать тайну взглядов «Джоконды» и «Иоанна Крестителя».

Как оказалось, оба персонажа устремляют свои взгляды на загадочное существо в маске. Секретный код в дневниках да Винчи также удалось раскрыть посредством зеркал.


Чертежи и наброски некоторых изобретений Леонардо да Винчи

Одновременно с этим американский писатель Дэн Браун написал не одну книгу, связанную с творчеством художника. В 2006 г. по мотивам произведения Брауна был снят фильм «Код да Винчи», который получил огромную популярность во всем мире.

Многие религиозные лидеры и просто верующие люди критиковали фильм, называя его кощунственным. Интересен факт, что такого мнения придерживались как христиане, так и мусульмане.

Несмотря на это фильм посмотрело рекордное количество зрителей. Это в свою очередь привело к тому, что масса людей начали живо интересоваться личностью и биографией Леонардо да Винчи, а также его гениальными произведениями.

История Леонардо да Винчи

Интересен факт, что сегодня любой желающий может посетить музей в Риме, названный в честь Леонардо, и собственными глазами увидеть устройства, построенные по его чертежам.

Также там находятся копии гениальных картин да Винчи и фотографии подлинных его рукописей. Другими словами, посетив этот музей вы сможете реалистично представить историю жизни великого флорентийца.

Изобретения Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи уделял большое внимание инженерному и архитектурному искусству. Он является автором множества изобретений, опередивших свое время на несколько столетий.

Краткая биография Леонардо да Винчи не позволяет подробно описать все изобретения этого великого гения. Вот лишь некоторые их них: первый в мире танк, летательный аппарат и катапульта, пулемет и ножницы, велосипед и т. д. и т.п.

Вдумайтесь только, все эти изобретения Леонардо да Винчи спроектировал в 15 веке, более 500 лет назад!

Более того, первый в мире парашют также изобрел гений да Винчи. Интересен факт, что недавно современные ученые смогли создать по чертежам да Винчи точную копию такого парашюта. Испытания показали, что он вполне неплохо справляется со своей задачей.


Памятник Леонардо да Винчи в Амбуазе

При этом важно заметить, что на сегодняшний день многие чертежи и эскизы Леонардо да Винчи до сих пор остаются непонятными для ученых.

Возможно, в будущем мы сможем проникнуть в тайну биографии Леонардо да Винчи, и разгадать все загадки, которые он нам оставил.

Если вам понравилась краткая биография Леонардо да Винчи – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Детство

Дом, в котором жил Леонардо в детстве.

Мастерская Верроккьо

Побежденный учитель

Картина Верроккьо «Крещение Христа». Ангел слева (левый нижний угол) - творение кисти Леонардо.

В XV веке в воздухе носились идеи о возрождении античных идеалов. Во Флорентийской Академии лучшие умы Италии создавали теорию нового искусства. Творческая молодёжь проводила время в оживленных дискуссиях. Леонардо оставался в стороне от бурной общественной жизни и редко покидал мастерскую. Ему было не до теоретических споров: он совершенствовал свое мастерство. Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Это была обычная практика художественных мастерских того времени: учитель создавал картину вместе с помощниками-учениками. Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. Два ангела, написанные Леонардо и Верроккьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Как пишет Вазари, пораженный Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи.

Профессиональная деятельность, 1476-1513

В возрасте 24 лет Леонардо и ещё трое молодых людей были привлечены к судебному разбирательству по ложному анонимному обвинению в содомии . Их оправдали . О его жизни после этого события известно очень мало, но, вероятно, у него была собственная мастерская во Флоренции в 1476-1481 годах.

В 1482 Леонардо, будучи, по словам Вазари , очень талантливым музыкантом , создал серебряную лиру в форме конской головы. Лоренцо Медичи послал его в качестве миротворца к Лодовико Моро , а лиру отправил с ним как подарок.

Личная жизнь

У Леонардо было много друзей и учеников. Что же касается любовных отношений, достоверных сведений на этот счёт нет, поскольку Леонардо тщательно скрывал эту сторону своей жизни. Женат он не был, о романах с женщинами достоверных сведений нет. По некоторым версиям, у Леонардо была связь с Чечилией Галлерани , фавориткой Лодовико Моро, с которой он написал свою знаменитую картину «Дама с горностаем ». Ряд авторов, вслед за словами Вазари, предполагают интимные отношения с юношами, в том числе учениками (Салаи) , другие считают, что, несмотря на гомосексуальность живописца, отношения с учениками не были интимными.

Конец жизни

Леонардо присутствовал на свидании короля Франциска I с папой Львом X в Болонье 19 декабря 1515 года . Франциск поручил мастеру сконструировать механического льва, способного ходить, из груди которого появлялся бы букет лилий. Возможно, этот лев приветствовал короля в Лионе или использовался во время переговоров с папой.

В 1516 году Леонардо принял приглашение французского короля и поселился в его замке Кло-Люсе , -- там Франциск I провёл своё детство, - неподалёку от королевского замка Амбуаз . В официальном звании первого королевского художника, инженера и архитектора Леонардо получал годовую ренту в тысячу экю. Никогда до этого в Италии Леонардо не имел звания инженера. Леонардо был не первым итальянским мастером, милостью французского короля получившим "свободу грезить, мыслить и творить" , - до него подобную честь разделяли Андреа Соларио и Фра Джованни Джокондо .

Во Франции Леонардо почти не рисовал, но мастерски занимался организацией придворных празднеств, планированием нового дворца в Роморантане при задуманном изменении речного русла, проектом канала между Луарой и Соной , главной двухзаходной спиральной лестницей в замке Шамбор . За два года до смерти у мастера онемела правая рука, и он с трудом передвигался без посторонней помощи. Третий год жизни в Амбуазе 67-летний Леонардо провел в постели. 23 апреля 1519 года он оставил завещание, а 2 мая скончался в окружении учеников и своих шедевров в Кло-Люсе . По словам Вазари, да Винчи умер на руках короля Франциска I , своего близкого друга. Эта малодостоверная, но распространённая во Франции легенда нашла отражение в полотнах Энгра , Ангелики Кауфман и многих других живописцев. Леонардо да Винчи был похоронен в замке Амбуаз. На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства».

Основным наследником был сопровождавший Леонардо ученик и друг Франческо Мельци , который в последующие 50 лет оставался главным распорядителем наследства мастера, включавшего кроме картин инструменты, библиотеку и не менее 50 тысяч оригинальных документов на различные темы, из которых до наших дней сохранилась лишь треть. Другому ученику Салаи и слуге досталось по половине виноградников Леонардо.

Основные даты

  • - рождение Леонардо сер Пьеро да Винчи в селе Анкиано близ Винчи
  • - Леонардо да Винчи поступает в мастерскую Верроккьо подмастерьем художника (Флоренция)
  • - член Флорентийской Гильдии художников
  • - - работа над: «Крещение Христа », «Благовещение», «Мадонна с вазой»
  • Вторая половина 70-х годов. Создана «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа »)
  • - Скандал с Сальтарелли
  • - Леонардо открывает собственную мастерскую
  • - по документам, в этом году у Леонардо уже была собственная мастерская
  • - монастырь Сан Донато а Систо заказывает Леонардо большой алтарный образ «Поклонение Волхвов» (не завершён); начата работа над картиной «Святой Иероним»
  • - приглашён ко двору Лодовико Сфорца в Милане . Начата работа над конным памятником Франческо Сфорца .
  • - создан «Портрет музыканта»
  • - разработка летательной машины - орнитоптера , основанной на птичьем полёте
  • - анатомические рисунки черепов
  • - картина «Портрет музыканта». Выполнена глиняная модель памятника Франческо Сфорца.
  • - Витрувианский человек - знаменитый рисунок, иногда называемый каноническими пропорциями
  • - - закончена «Мадонна в гроте»
  • - - работа над фреской «Тайная вечеря » в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане
  • - Милан захвачен французскими войсками Людовика XII , Леонардо покидает Милан , модель памятника Сфорца сильно повреждена
  • - поступает на службу к Чезаре Борджиа в качестве архитектора и военного инженера
  • - картон к фреске «Битва в Анджарии (при Ангиари) » и картина «Мона Лиза »
  • - возвращение в Милан и служба у короля Франции Людовика XII (в то время контролировавшего север Италии , см. Итальянские войны)
  • - - работа в Милане над конным памятником маршалу Тривульцио
  • - роспись в соборе Святой Анны
  • - «Автопортрет»
  • - переезд в Рим под покровительство папы Льва X
  • - - работа над картиной «Иоанн Креститель »
  • - переезд во Францию в качестве придворного художника, инженера, архитектора и механика
  • - умирает от болезни

Достижения

Искусство

Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Кроме того, не исключено, что да Винчи мог быть и скульптором: исследователи из университета Перуджи - Джанкарло Джентилини и Карло Сиси - утверждают, что найденная ими в 1990 году терракотовая голова является единственной дошедшей до нас скульптурной работой Леонардо да Винчи . Однако сам да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или учёным. Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточно медленно. Поэтому художественное наследие Леонардо количественно не велико, а ряд его работ утрачен или сильно повреждён. Однако его вклад в мировую художественную культуру является исключительно важным даже на фоне той когорты гениев, которую дало Итальянское Возрождение. Благодаря его работам искусство живописи перешло на качественно новый этап своего развития. Предшествующие Леонардо художники Ренессанса решительно отказывались от многих условностей средневекового искусства. Это было движения в сторону реализма и многое уже было достигнуто в изучении перспективы, анатомии , большей свободы в композиционных решениях. Но в плане живописности, работы с краской, художники были ещё достаточно условны и скованы. Линия на картине четко очерчивала предмет, и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. У него линия имеет право на размытость, потому что так мы её видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато - дымки между зрителем и изображенным предметом, которая смягчает цветовые контрасты и линии. В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень.

Наука и инженерное дело

Единственное его изобретение, получившее признание при его жизни - колесцовый замок для пистолета (заводившийся ключом). В начале колесцовый пистолет был мало распространён, но уже к середине XVI века приобрёл популярность у дворян , особенно у кавалерии, что даже отразилось на конструкции лат , а именно: максимилиановские доспехи ради стрельбы из пистолетов стали делать с перчатками вместо рукавиц. Колесцовый замок для пистолета, изобретённый Леонардо да Винчи, был настолько совершенен, что продолжал встречаться и в XIX веке .

Леонардо да Винчи интересовали проблемы полёта . В Милане он делал много рисунков и изучал летательный механизм птиц разных пород и летучих мышей. Кроме наблюдений он проводил и опыты, но они все были неудачными. Леонардо очень хотел построить летательный аппарат. Он говорил: «Кто знает всё, тот может всё. Только бы узнать - и крылья будут!». Сначала Леонардо разрабатывал проблему полёта при помощи крыльев, приводимых в движение мышечной силой человека: идея простейшего аппарата Дедала и Икара. Но затем он дошёл до мысли о постройке такого аппарата, к которому человек не должен быть прикреплён, а должен сохранять полную свободу, чтобы управлять им; приводить же себя в движение аппарат должен своей собственной силой. Это в сущности идея аэроплана . Леонардо да Винчи работал над аппаратом вертикального взлёта и посадки. На вертикальном «ornitottero» Леонардо планировал разместить систему втяжных лестниц. Примером ему послужила природа: «посмотри на каменного стрижа, который сел на землю и не может взлететь из-за своих коротких ног; а когда он в полёте , вытащи лестницу, как показано на втором изображении сверху… так надо взлетать с плоскости; эти лестницы служат ногами…». Что касается приземления, он писал: «Эти крючки (вогнутые клинья), которые прикреплены к основанию лестниц, служат тем же целям, что и кончики пальцев ног человека, который на них прыгает и всё его тело не сотрясается при этом, как если бы он прыгал на каблуках». Леонардо да Винчи предложил первую схему зрительной трубы (телескопа) с двумя линзами (известная сейчас как зрительная труба системы Кеплера). В рукописи «Атлантического кодекса», лист 190а, есть запись: «Сделай очковые стекла (ochiali) для глаз, чтобы видеть Луну большой» (Leonardo da Vinci. «LIL Codice Atlantico…», I Tavole, С. А. 190а),

Анатомия и медицина

В течение своей жизни Леонардо да Винчи сделал тысячи заметок и рисунков, посвященных анатомии, однако не опубликовал своих работ. Делая вскрытие тел людей и животных, он точно передавал строение скелета и внутренних органов, включая мелкие детали. По мнению профессора клинической анатомии Питера Абрамса, научная работа да Винчи обогнала свое время на 300 лет и во многом превосходила знаменитую «Анатомию Грея».

Изобретения

Список изобретений, как реальных, так и приписываемых ему:

  • Лёгкие переносные мосты для армии
  • Двухлинзовый телескоп

Мыслитель

…Пусты и полны заблуждений те науки , которые не порождены опытом, отцом всякой достоверности, и не завершаются в наглядном опыте…

Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства. И если ты скажешь, что науки, начинающиеся и заканчивающиеся в мысли, обладают истиной, то в этом нельзя с тобой согласиться, …потому, что в таких чисто мысленных рассуждениях не участвует опыт, без которого нет никакой достоверности.

Литература

Огромное литературное наследие Леонардо да Винчи дошло до наших дней в хаотическом виде, в рукописях , написанных левой рукой. Хотя Леонардо да Винчи не напечатал из них ни строчки, однако в своих записях он постоянно обращался к воображаемому читателю и все последние годы жизни не оставлял мысли об издании своих трудов.

Уже после смерти Леонардо да Винчи его друг и ученик Франческо Мельци выбрал из них отрывки, относящиеся к живописи, из которых был впоследствии скомпонован «Трактат о живописи» (Trattato della pittura, 1-е изд., ). В полном же виде рукописное наследие Леонардо да Винчи было опубликовано только в XIX -XX веках . Помимо громадного научного и исторического значения оно имеет также художественную ценность благодаря сжатому, энергичному слогу и необычайно чистому языку. Живя в эпоху расцвета гуманизма , когда итальянский язык считался второстепенным по сравнению с латынью, Леонардо да Винчи восхищал современников красотой и выразительностью своей речи (по преданию он был хорошим импровизатором), но не считал себя литератором и писал, как говорил; его проза поэтому - образец разговорного языка интеллигенции XV века , и это уберегло её в целом от искусственности и велеречивости, присущей прозе гуманистов, хотя в некоторых пассажах дидактических писаний Леонардо да Винчи мы находим отзвуки пафоса гуманистического стиля.

Даже в наименее «поэтических» по замыслу фрагментах слог Леонардо да Винчи отличается яркой образностью; так, его «Трактат о живописи» оснащен великолепными описаниями (например, знаменитое описание потопа), поражающими мастерством словесной передачи живописных и пластических образов. Наряду с описаниями, в которых чувствуется манера художника-живописца, Леонардо да Винчи дает в своих рукописях множество образцов повествовательной прозы : басни , фацеции (шутливые рассказы), афоризмы , аллегории , пророчества . В баснях и фацециях Леонардо стоит на уровне прозаиков XIV века с их простодушной практической моралью ; а некоторые его фацеции неотличимы от новелл Сакетти .

Более фантастический характер имеют аллегории и пророчества: в первых Леонардо да Винчи использует приемы средневековых энциклопедий и бестиариев ; вторые носят характер шутливых загадок , отличающихся яркостью и меткостью фразеологии и проникнутых язвительной, почти вольтеровской иронией , направленной по адресу знаменитого проповедника Джироламо Савонаролы . Наконец, в афоризмах Леонардо да Винчи выражена в эпиграмматической форме его философия природы , его мысли о внутренней сущности вещей. Художественная литература имела для него чисто утилитарное, подсобное значение.

Дневники Леонардо

На сегодняшний день от дневников Леонардо уцелело около 7000 страниц, находящихся в разных коллекциях. Сначала бесценные заметки принадлежали любимому ученику мастера, Франческо Мельци , но когда тот умер, рукописи исчезли. Отдельные фрагменты начали «всплывать» на рубеже XVIII-XIX вв. Поначалу они не встретили должного интереса. Многочисленные владельцы даже не подозревали, какое сокровище попало к ним в руки. Но когда учёные установили авторство, выяснилось, что и амбарные книги, и искусствоведческие эссе, и анатомические зарисовки, и странные чертежи, и исследования по геологии, архитектуре, гидравлике, геометрии, боевым фортификациям, философии, оптике, технике рисунка - плод одного человека. Все записи в дневниках Леонардо сделаны в зеркальном изображении.

Ученики

Из мастерской Леонардо вышли такие ученики («леонардески »), как:

  • Амброджо де Предис
  • Джампетрино

Свой многолетний опыт воспитания молодых живописцев прославленный мастер обобщил в ряде практических рекомендаций. Ученик должен вначале овладеть перспективой, исследовать формы предметов, затем копировать рисунки мастера, рисовать с натуры, изучить произведения разных живописцев, и только после этого приниматься за собственное творение. «Научись прежде прилежанию, чем быстроте», - советует Леонардо. Мастер рекомендует развивать память и особенно фантазию, побуждая всматриваться в неясные контуры пламени и находить в них новые, удивительные формы. Леонардо призывает живописца исследовать природу, дабы не уподобиться зеркалу, которое отражает предметы, не обладая знанием о них. Учитель создал «рецепты» изображения лица, фигуры, одежды, животных, деревьев, неба, дождя. Помимо эстетических принципов великого мастера, его записки содержат мудрые житейские советы молодым художникам.

После Леонардо

В 1485 году, после страшной эпидемии чумы в Милане, Леонардо предложил властям проект идеального города с определёнными параметрами, планировкой и канализационной системой. Миланский герцог Лодовико Сфорца отклонил проект. Прошли века, и власти Лондона признали план Леонардо совершенной основой для дальнейшей застройки города. В современной Норвегии находится действующий мост, созданный по проекту Леонардо да Винчи. Испытания парашютов и дельтапланов, выполненных по эскизам мастера, подтвердили, что только несовершенство материалов не позволило ему подняться в небо. В римском аэропорту, носящем имя Леонардо да Винчи, установлена исполинская, уходящая в небо статуя учёного с моделью вертолёта в руках. «Не оборачивайся тот, кто устремлён к звезде», - писал Леонардо.

  • Леонардо, по всей видимости, не оставил ни одного автопортрета , который бы мог ему быть однозначно приписан. Учёные усомнились в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируется -1515 годами), изображающий его в старости, является таковым. Считают, что, возможно, это всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери». Сомнения в том, что это автопортрет художника, высказывались с XIX века , последним их высказал недавно один из крупнейших специалистов по Леонардо, профессор Пьетро Марани.
  • Он виртуозно играл на лире . Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.
  • Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге «О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой».
  • Леонардо был амбидекстром - в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Говорят даже, что он мог одновременно писать разные тексты разными руками. Однако большинство трудов он написал левой рукой справа налево.
  • Леонардо в своих знаменитых дневниках писал справа налево в зеркальном отражении. Многие думают, что таким образом он хотел сделать тайными свои исследования. Возможно, так оно и есть. По другой версии, зеркальный почерк был его индивидуальной особенностью (есть даже сведения, что ему было проще писать так, чем нормальным образом); существует даже понятие «почерка Леонардо».
  • В числе увлечений Леонардо были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане на протяжении 13-ти лет он был распорядителем придворных пиров. Он изобрёл несколько кулинарных приспособлений, облегчающих труд поваров. Оригинальное блюдо «от Леонардо» - тонко нарезанное тушеное мясо, с уложенными сверху овощами, - пользовалось большой популярностью на придворных пирах.
  • В книгах Терри Пратчеттa существует персонаж по имени Леонард, прототипом которого стал Леонардо да Винчи. Пратчеттовский Леонард пишет справа налево, изобретает различные машины, занимается алхимией, пишет картины (самая известная - портрет Моны Ягг)
  • Немалое число рукописей Леонардо были впервые опубликованы хранителем Амброзианской библиотеки Карло Аморетти .

Библиография

Сочинения

  • Естественнонаучные сочинения и работы по эстетике. ().

О нём

  • Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. М. 1955.
  • Памятники мировой эстетической мысли, т. I, М. 1962.
  • I. Les manuscrits de Leonard de Vinci, de la Bibliothèque de l’Institut, 1881-1891.
  • Leonardo da Vinci: Traité de la peinture, 1910.
  • Il Codice di Leonardo da Vinci, nella Biblioteca del principe Trivulzio, Milano, 1891.
  • Il Codice Atlantico di Leonardo da Vinci, nella Biblioteca Ambrosiana, Milano, 1894-1904.
  • Волынский А. Л., Леонардо да Винчи, СПб, 1900; 2-е изд., СПб, 1909.
  • Всеобщая история искусств. Т.3, М. «Искусство», 1962.
  • Гуковский М. А. Механика Леонардо да Винчи . - М. : Изд-во АН СССР, 1947. - 815 с.
  • Зубов В. П. Леонардо да Винчи. М.: Изд. АН СССР, 1962.
  • Патер В. Ренессанс, М., 1912.
  • Сеайль Г. Леонардо да Винчи как художник и учёный. Опыт психологической биографии, СПб, 1898.
  • Сумцов Н. Ф. Леонардо да Винчи, 2-е изд., Харьков, 1900.
  • Флорентийские чтения: Леонардо да Винчи (сборн. статей Э. Сольми, Б. Кроче, И. дель Лунго , Ж. Паладина и др.), М., 1914.
  • Geymüller H. Les manuscrits de Leonardo de Vinci, extr. de la «Gazette des Beaux-Arts», 1894.
  • Grothe H., Leonardo da Vinci als Ingenieur und Philosoph, 1880.
  • Herzfeld M., Das Traktat von der Malerei. Jena, 1909.
  • Leonardo da Vinci, der Denker, Forscher und Poet, Auswahl, Uebersetzung und Einleitung, Jena, 1906.
  • Müntz E., Leonardo da Vinci, 1899.
  • Péladan, Leonardo da Vinci. Textes choisis, 1907.
  • Richter J. P., The literary works of L. da Vinci, London, 1883.
  • Ravaisson-Mollien Ch., Les écrits de Leonardo de Vinci, 1881.

Гений в сериале

Среди всех фильмов о Леонардо «Жизнь Леонардо да Винчи » (1971) режиссёра Ренато Кастеллани , возможно, лучший образец, в котором найден компромисс между развлекательным и познавательным. Фильм начинается сценой смерти Леонардо на руках у Франциска I. А затем диктор (прием, используемый режиссёром, чтобы дать исторические пояснения, не нарушая общей канвы фильма) прерывает последовательность рассказа, дабы поведать нам, что это не что иное, как художественная версия «Жизнеописаний» Вазари . Таким образом, уже прологом фильма Кастеллани затрагивает проблему мистической загадки личности, неимоверно богатой и многогранной («Что же, в конце концов, мы знаем о жизни такого известного человека? Очень мало!») Критическими моментами биографического фильма Кастеллани стали сцены, когда Леонардо делает набросок человека, повешенного за участие в заговоре Пацци в 1478 г. повергая в шок своего друга Лоренцо ди Креди, и другой эпизод, где Леонардо препарирует труп в больнице Санта-мария Нуови, чтобы выяснить «причину легкой смерти», - оба эпизода поданы как метафора неуемной жажды познания художника, не знающего каких-либо моральных препон даже перед лицом смерти. Первые годы жизни в Милане отмечены проектами для Навигли и невероятно увлеченной работой над так и не написанными трактатами по анатомии, но были и немногие творения искусства, среди них - изумительная «Дама с горностаем», изображенная так убедительно. В том Леонардо, который организовывал пышные празднества и пустые прославления иль Моро, мы видим участь художника (похоже, именно на это намекает Ренато Кастеллани) - и вчера, и сегодня - быть вынужденным гнать халтуру или делать то, что требуется от услужливого придворного, чтобы иметь возможность заниматься тем, что хочется самому художнику.

Галерея

См. также

Примечания

  1. Джорджо Вазари. Жизнеописание Леонардо да Винчи, флорентийского живописца и скульптора
  2. А. Махов. Караваджо. - М.: Молодая гвардия. (ЖЗЛ). 2009. с. 126-127 ISBN 978-5-235-03196-8
  3. Леонардо да Винчи. Шедевры графики / Я. Пудик. - М.: Эксмо, 2008. - С. 182. - ISBN 978-5-699-16394-6
  4. Original Leonardo Da Vinci Music
  5. White, Michael (2000). Leonardo, the first scientist. London: Little, Brown. p. 95. ISBN 0-316-64846-9
  6. Clark, Kenneth (1988). Leonardo da Vinci. Viking. pp. 274
  7. Bramly, Serge (1994). Leonardo: The Artist and the Man. Penguin
  8. Georges Goyau, François I , Transcribed by Gerald Rossi. The Catholic Encyclopedia, Volume VI. Published 1909. New York: Robert Appleton Company. Проверено 2007-10-04
  9. Miranda, Salvador The Cardinals of the Holy Roman Church: Antoine du Prat (1998-2007). Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 4 октября 2007.
  10. Vasari Giorgio Lives of the Artists. - Penguin Classics, 1568. - P. 265.
  11. Реконструкция механического льва Леонардо (Итальянский). Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 5 января 2010.
  12. « Ici Léonard, tu sera libre de rêver, de penser et de travailler », - Франциск I.
  13. Искусствоведы нашли единственную скульптуру Леонардо . Lenta.ru (26 марта 2009). Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 13 августа 2010.
  14. Насколько точны анатомические рисунки Леонардо да Винчи? , BBCRussian.com, 01.05.2012.
  15. Jean Paul Richter The Notebooks of Leonardo da Vinci. - Dover, 1970. - ISBN 0-486-22572-0 and ISBN 0-486-22573-9 (paperback) 2 volumes. A reprint of the original 1883 edition (англ.) , cited by
  16. Leonardo da Vinci’s Ethical Vegetarianism
  17. Телекомпания НТВ. Официальный сайт | Новости НТВ | Еще одна загадка да Винчи
  18. http://img.lenta.ru/news/2009/11/25/ac2/picture.jpg

Литература

  • Анцелиович Е. С. Леонардо да Винчи: Элементы физики. - М .: Учпедгиз, 1955. - 88 с.
  • Волынский А. Л. Жизнь Леонардо да Винчи. - М.: Алгоритм, 1997. - 525 с.
  • Дитякин В. Т. Леонардо да Винчи. - М .: Детгиз, 1959. - 224 с. - (Школьная библиотека).
  • Зубов В. П. Леонардо да Винчи. 1452-1519 / В. П. Зубов; Отв. ред. канд. искусствоведения М. В. Зубова. Российская академия наук . - Изд. 2-е, доп. - М .: Наука , 2008. - 352 с. - (Научно-биографическая литература). - ISBN 978-5-02-035645-0 (в пер.) (1-е издание - 1961) .
  • Кэмп М. Леонардо / Пер. с англ. К. И. Панас. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 286 с.
  • Лазарев В. Н. Леонардо да Винчи: (1452-1952) / Оформление художника И. Ф. Рерберга ; Институт истории искусств АН СССР . - М .: Изд-во Академии наук СССР, 1952. - 112, с. - 10 000 экз. (в пер.)
  • Михайлов Б. П. Леонардо да Винчи архитектор. - М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре , 1952. - 79с.
  • Могилевский М. А. Оптика от Леонардо // Наука из первых рук. - 2006. - № 5. - С. 30-37.
  • Николл Ч. Леонардо да Винчи. Полёт разума / Пер. с англ. Т. Новиковой. - М.: Эксмо, 2006. - 768 с.
  • Сеайль Г. Леонардо да Винчи как художник и учёный (1452-1519): Опыт психологической биографии / Пер. с фр. - М.: КомКнига, 2007. - 344 с.
  • Филиппов М. М. Леонардо да Винчи как художник, ученый и философ: Биографический очерк. - СПб., 1892. - 88 с.
  • Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи 1452-1519. - М.: Taschen; Арт-родник, 2008. - 96 с.
  • Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи 1452-1519: Полное собрание живописи и графики / Пер. с англ. И. Д. Глыбиной. - М.: Taschen; Арт-родник, 2006. - 695 с.
  • «100 человек, которые изменили ход истории» Леонардо да Винчи Еженедельное издание. Выпуск № 1
  • Джессика Тайш, Трейси Барр Леонардо да Винчи для «чайников» = Da Vinci For Dummies. - М .: «Вильямс», 2006. - С. 304. -

В эпоху Возрождения было много гениальных скульпторов, художников, музыкантов, изобретателей. Леонардо да Винчи сильно выделяется на их фоне. Он создавал музыкальные инструменты, ему принадлежит множество инженерных изобретений, писал живописные полотна, скульптуры и многое другое.

Его внешние данные тоже поражают: высокий рост, ангельская внешность и необычайная сила. Познакомимся с гением Леонардо да Винчи, краткая биография расскажет его основные достижения.

Факты из биографии

Родился он неподалеку от Флоренции в небольшом городке Винчи. Леонардо да Винчи был незаконным сыном известного и богатого нотариуса. Его мать – обычная крестьянка. Так как у отца не было других детей, то в 4 года он забрал маленького Леонардо к себе. Необычайный ум и приветливый характер мальчик демонстрировал с самого раннего возраста, и он быстро стал любимцем в семье.

Чтобы понять, как развивался гений Леонардо да Винчи, краткую биографию можно представить следующим образом:

  1. В 14 лет он поступает в мастерскую Вероккио, где учится рисунку и скульптуре.
  2. В 1480 году он переезжает в Милан, где основывает Академию художеств.
  3. В 1499 году он уезжает из Милана и начинает переезжать из города в город, где строит оборонительные сооружения. В этот же период начинается его известное соперничество с Микеланджело.
  4. С 1513 года он работает в Риме. При Франциске I он становится придворным мудрецом.

Умер Леонардо в 1519 году. Как он считал, ничего из того, что он начинал, не было доделано до конца.

Творческий путь

Творчество Леонардо да Винчи, краткая биография которого была изложена выше, можно разделить на три этапа.

  1. Ранний период. Много работ великого живописца были незакончены, такой является «Поклонения Волхвов» для монастыря Сан-Донато. В этот период были написаны картины «Мадонна Бенуа», «Благовещение». Несмотря на свой юный возраст, живописец в своих картинах уже демонстрировал высокое мастерство.
  2. Зрелый период творчества Леонардо протекал в Милане, где он планировал сделать карьеру инженера. Наиболее популярным произведением, написанным в это время, была «Тайная вечеря», тогда же он начал работу над «Мона Лизой».
  3. В поздний период творчества была создана картина «Иоанн Креститель» и серия рисунков «Потоп».

Занятие живописью всегда дополняло науку для Леонардо да Винчи, так как он стремился зафиксировать реальность.

Изобретения

Вклад в науку Леонардо да Винчи краткая биография не сможет передать полностью. Однако можно отметить наиболее известные и ценные открытия учёного.

  1. Наибольший вклад он сделал в механику, это видно из множества его рисунков. Леонардо да Винчи исследовал падение тела, центры тяжести пирамид и многое другое.
  2. Он изобрел автомобиль, сделанный из дерева, который приводили в движение две пружины. В механизме автомобиля был предусмотрен тормоз.
  3. Он придумал скафандр, ласты и подводную лодку, а также способ погружения на глубину без применения скафандра со специальной газовой смесью.
  4. Изучение полета стрекозы привело к созданию нескольких вариантов крыльев для человека. Эксперименты оказались неудачными. Однако потом учёный придумал парашют.
  5. Он занимался разработками в военной отрасли. Одним из его предложений были колесницы с пушками. Он придумал прототип броненосца и танка.
  6. Много разработок Леонардо да Винчи сделал в строительстве. Арочные мосты, осушительные машины и подъемные краны – это все его изобретения.

В истории не существует человека, подобного Леонардо да Винчи. Именно поэтому многие считают его пришельцем из других миров.

Пять секретов да Винчи

Сегодня многие учёные до сих пор ломают голову над наследием, оставленным великим человеком прошлой эпохи. Хотя называть так Леонардо да Винчи не стоит, он предсказал многое, и ещё большее предвидел, создавая свои уникальные шедевры и поражая широтой знаний и мысли. Предлагаем вам пять секретов великого Мастера, которые помогают приподнять завесу тайны над его произведениями.

Шифрование

Мастер многое зашифровывал, чтобы не подавать идеи раскрытыми, а слегка подождать, пока человечество до них «дозреет, дорастёт». Одинаково хорошо владевший обеими руками, да Винчи писал левой, мельчайшим шрифтом, да ещё и справа налево, а часто и в зеркальном отображении. Загадки, метафоры, ребусы – вот что встречается на каждой строчке, в каждом произведении. Никогда не подписывая своих работ, Мастер оставлял свои знаки, заметные лишь внимательному исследователю. Например, через много столетий учёные обнаружили, что присматриваясь к его картинам, можно обнаружить символ взлетающей птицы. Или знаменитая «Мадонна Бенуа», найденная у странствующих актеров, возивших полотно в качестве домашней иконы.

Сфумато

Идея рассеивания принадлежит также великому мистификатору. Присмотритесь к полотнам, все предметы не обнаруживают чётких граней, тут как в жизни: плавное перетекание одних образов в другие, размытость, рассеивание – все дышит, живёт, пробуждая фантазии и мысли. Кстати, Мастер частенько советовал упражняться в таком видении, вглядываясь в пятна от воды, грязевые наплывы или горки пепла. Частенько он специально окуривал рабочие помещения дымом, чтобы видеть в клубах то, что скрыто за гранью разумного взгляда.

Посмотрите на знаменитую картину – улыбка «Моны Лизы» под разным углом то нежная, то чуть надменная и даже хищная. Знания, почерпнутые благодаря изучению многих наук, давали Мастеру возможность изобретать совершенные механизмы, которые становятся доступны только сейчас. Например, это эффект распространения волн, проникающая сила света, колебательное движение… да много чего ещё предстоит разбирать даже не нам, а нашим потомкам.

Аналогии

Аналогии – вот что главное во всех работах Мастера. Преимущество перед точностью, когда из двух заключений ума вытекает третье – это неизбежность любой аналогии. А в причудливости и проведении совершенно умопомрачительных параллелей да Винчи нет равных до сих пор. Так или иначе, все его работы имеют какие-то идеи, не сообразующиеся друг с другом: знаменитая иллюстрация «золотое сечение» – одна из них. С расставленными и разведенными конечностями человек вписывается в круг, с сомкнутыми в квадрат, а чуть приподняв руки в крест. Вот такая своеобразная «мельница» и дала флорентийскому кудеснику идею создания церквей, где алтарь помещен точно посередине, а молящиеся стоят кругом. Кстати, эта же идея пришлась по вкусу инженерам – так появился шариковый подшипник.

Контрапост

Определение обозначает противопоставление противоположностей и создание определённого вида движения. Пример – скульптурное изображение огромного скакуна в Корте Веккио. Там ноги животного расположены именно в стиле контрапост, образовывая визуальное понимание движения.

Незаконченность

Это, пожалуй, один из любимейших «трюков» Мастера. Ни одно его произведение не конечно. Завершить – убить, а да Винчи любил каждое своё детище. Медлительный и скрупулёзный, мистификатор всех времён мог делать пару мазков кистью и отправляться в долины Ломбардии, чтобы улучшить там ландшафты, переключиться на создание очередного шедеврального аппарата или что-то другое. Многие произведения оказались подпорчены временем, огнём или водой, но каждое из творений, хоть что-то значащих, было и есть «незавершёнка». Кстати, интересно, что даже после порчи, Леонардо да Винчи никогда не исправлял своих картин. Создав свою собственную краску, художник даже специально оставлял «окно незаконченности», полагая, что жизнь сама внесёт необходимые коррективы.

Чем было искусство до Леонардо да Винчи? Рождаясь в среде богатых, оно полностью отражало их интересы, их мировоззрение, их взгляды на человека, на мир. В основе произведений искусства лежали религиозные идеи и темы: утверждение тех взглядов на мир, которым учила церковь, изображение сюжетов из священной истории, внушение людям чувства благоговения, преклонения перед «божественным» и сознания собственного ничтожества. Господствующая тематика определяла и форму. Естественно, что изображение «святых» было весьма далеко от изображений подлинных живых людей, поэтому в искусстве господствовали схемы, надуманность, статичность. Люди на этих картинах были своего рода карикатурами на живых людей, пейзаж фантастичен, краски бледны и невыразительны. Правда, ещё до Леонардо его предшественники, в том числе и его учитель Андреа Верроккио, уже не удовлетворялись шаблоном и пытались создавать новые образы. Уже они начали поиски новых методов изображения, начали изучать законы перспективы, много думали над проблемами достижения выразительности изображения.

Однако эти поиски нового не давали больших результатов и прежде всего потому, что у этих художников не было достаточно ясного представления о сущности и задачах искусства и знания законов живописи. Поэтому-то они и впадали то снова в схематизм, то в столь же опасный для подлинного искусства натурализм, копирование отдельных явлений действительности. Значение революции, произведенной Леонардо да Винчи в искусстве и в частности в живописи, определяется прежде всего тем, что он был первым, кто четко, ясно и определённо установил сущность и задачи искусства. Искусство должно быть глубоко жизненным, реалистическим. Оно должно исходить из глубокого, тщательного изучения действительности, природы. Оно должно быть глубоко правдиво, должно изображать действительность такой, какова она есть, без всякой надуманности, фальши. Действительность, природа прекрасна сама по себе и не нуждается ни в каком приукрашивании. Художник должен тщательно изучать природу, но не для слепого подражания ей, не для простого копирования её, а для того, чтобы, поняв законы природы, законы действительности, создавать произведения; строго соответствующие этим законам. Создавать новые ценности, ценности реального мира – вот назначение искусства. Этим объясняется и стремление Леонардо связать искусство и науку. Вместо простого, случайного наблюдения он считал необходимым систематически, упорно изучать предмет. Известно, что Леонардо никогда не расставался с альбомом и заносил в него рисунки и зарисовки.

Рассказывают, что он любил ходить по улицам, площадям, рынкам, отмечая все интересное – позы людей, лица, их выражение. Второе требование Леонардо к живописи – это требование правдивости изображения, жизненности его. Художник должен стремиться к максимально точной передаче действительного во всем его богатстве. В центре мира стоит живой, думающий, чувствующий человек. Его-то и надо изображать во всем богатстве его чувств, переживаний и действий. Для этого именно Леонардо изучал анатомию и физиологию человека, для этого он, как рассказывают, собирал у себя в мастерской знакомых ему крестьян и, угощая их, рассказывал им забавные истории, чтобы видеть, как смеются люди, как одно -и то же событие вызывает у людей различные впечатления. Если до Леонардо настоящего человека в живописи не было, то теперь он стал господствующим в искусстве Возрождения. Сотни рисунков Леонардо дают гигантскую галерею типов людей, их лиц, частей их тела. Человек во всем многообразии его чувств и действий-вот задача художественного изображения. И в этом сила и очарование живописи Леонардо. Вынужденный по условиям времени писать картины преимущественно на религиозные сюжеты, ибо его заказчиками были церковь, феодалы и богатые купцы, Леонардо властно подчиняет своему гению эти традиционные сюжеты и создает произведения общечеловеческого значения. Нарисованные Леонардо мадонны – это прежде всего изображение одного из глубоко человеческих чувств – чувства материнства, безграничной любви матери к младенцу, восхищения и любования им. Все его мадонны – молодые, цветущие, полные жизни женщины, все младенцы на его картинах – здоровые, полнощекие, шаловливые мальчишки, в которых нет ни грамма «святости».

Его апостолы в «Тайной вечере» - это живые люди различного возраста, социального положения, различного характера; по облику – это миланские ремесленники, крестьяне, интеллигенты. Стремясь к правде, художник должен уметь обобщать найденное им индивидуальное, должен создавать типическое. Поэтому, даже рисуя портреты определённых, исторически нам известных людей, как, например, Мона Лиза Джоконда – жена разорившегося аристократа, флорентийского купца Франческо дель Джоконда, Леонардо даёт в них наряду с индивидуальными портретными чертами типическое, общее многим людям. Поэтому-то написанные им портреты на много столетий пережили людей, изображенных на них. Леонардо был первым, кто не только тщательно и внимательно изучал законы живописи, но и формулировал их. Он глубоко, как никто до него, изучил законы перспективы, размещения света и тени. Все это было ему нужно для достижения высшей выразительности картины, для того чтобы, как он говорил, «сравняться с природой». Впервые именно в произведениях Леонардо картина как таковая потеряла свой статический характер, стала окном в мир. Когда смотришь на его картину, то ощущение нарисованного, заключенного в раму, теряется и кажется, что ты смотришь в раскрытое окно, открывающее зрителю что-то новое, им невиданное. Требуя выразительности картины, Леонардо решительно выступал против формальной игры красок, против увлечения формой за счет содержания, против того, что так ярко характеризует упадочное искусство.

Форма для Леонардо – это только оболочка той идеи, которую художник должен донести до зрителя. Леонардо много внимания уделяет проблемам композиции картины, проблемам размещения фигур, отдельных деталей. Отсюда и столь излюбленная им композиция размещения фигур по треугольнику – простейшей геометрической гармонической фигуре, – композиция, которая даёт возможность зрителю охватить всю картину в целом. Выразительность, правдивость, доступность – вот законы настоящего, подлинно народного искусства, сформулированные Леонардо да Винчи, законы, которые он сам воплотил в своих гениальных произведениях. Уже в первой своей крупной картине «Мадонна с цветком» Леонардо показал на практике, что значат исповедуемые им принципы искусства. Поразительна в этой картине прежде всего её композиция, удивительно гармонично распределение всех элементов картины, которые составляют единое целое. Изображение молодой матери с веселым ребёнком на руках глубоко реалистично. Необыкновенно искусно передана непосредственно ощущаемая глубокая синева итальянского неба в прорези окна. Уже в этой картине Леонардо продемонстрировал принцип своего искусства – реализм, изображение человека в глубочайшем соответствии с его подлинной природой, изображение не отвлеченной схемы, чему учило и чем занималось средневековое аскетическое искусство, а именно живого, чувствующего человека.

Ещё более ярко выражены эти принципы во второй крупной картине Леонардо «Поклонение волхвов» 1481 год, в которой значителен не религиозный сюжет, а мастерское изображение людей, каждый из которых имеет своё собственное, индивидуальное лицо, свою позу, выражает своё ощущение и настроение. Жизненная правда – вот закон живописи Леонардо. Максимально полное раскрытие внутренней жизни человека – вот её цель. В «Тайной вечере» композиция доведена до совершенства: несмотря на большое количество фигур – 13, размещение их строго рассчитано так, что все они в целом представляют некое единство, полное большого внутреннего содержания. Картина очень динамична: сообщенная Иисусом какая-то ужасная весть поразила его учеников, каждый из них реагирует на нее по-своему, отсюда огромное разнообразие выражения внутренних чувств на лицах апостолов. Композиционное совершенство дополняется необычайно мастерским использованием красок, гармонией света и теней. Выразительность, экспрессия картины достигает своего совершенства благодаря необыкновенному разнообразию не только выражения лиц, но положения каждой из двадцати шести нарисованных на картине рук.

Эта запись самого Леонардо говорит нам о той тщательной предварительной работе, которая была им проведена перед писанием картины. В ней обдумано все до мелочей: позы, выражение лиц; даже такие детали, как опрокинутая чаша или нож; все это в сумме своей составляет единое целое. Богатство красок в этой картине сочетается с тонким применением светотени, которой подчеркивается значительность изображенного на картине события. Тонкость перспективы, передача воздуха, цвета делает эту картину шедевром мирового искусства. Леонардо успешно разрешил множество задач, стоявших в то время перед художниками, и открыл путь дальнейшему развитию искусства. Силою своего гения Леонардо преодолел тяготевшие над искусством средневековые традиции, сломал их и отбросил; он сумел раздвинуть узкие рамки, которыми ограничивала творческую силу художника тогдашняя правящая клика церковников, и показать вместо избитой евангельской трафаретной сцены огромную, чисто человеческую драму, показать живых людей с их страстями, чувствами, переживаниями. И в этой картине вновь проявился большой, жизнеутверждающий оптимизм художника и мыслителя Леонардо.

За годы своих странствий Леонардо было написано ещё много картин, получивших вполне заслуженную мировую известность и признание. В «Джоконде» дан образ глубоко жизненный и типический. Именно эта глубокая жизненность, необыкновенно рельефная передача черт лица, отдельных деталей, костюма, соединенная с мастерски написанным пейзажем, придает этой картине особенную выразительность. Все в ней – от загадочной играющей на лице полуулыбки до спокойно сложенных рук – говорит о большом внутреннем содержании, о большой душевной жизни этой женщины. Стремление Леонардо передавать внутренний мир во внешних проявлениях душевных движений выражено здесь особенно полно. Интересна картина Леонардо «Битва при Ангиари», изображающая сражение кавалерии и пехоты. Как и в других своих картинах, Леонардо стремился здесь показать разнообразие лиц, фигур и поз. Десятки изображенных художником людей создают цельное впечатление от картины именно потому, что все они подчинены единой идее, лежащей в её основе. Это было стремление показать подъем всех сил человека в битве, напряжение всех его чувств, собранных воедино для достижения победы.

Леонардо, прозванный да Винчи по месту своего рождения, горной деревне Винчи, близь Эмполи, в провинции Флоренции – гениальный живописец итальянского Возрождения , зодчий, инженер и ученый. Он родился в 1452, в семье нотариуса флорентийской сеньории Пьеро. Первоначальное художественное образование даровитый мальчик получил у флорентийского художника Андреа дель Веррокьо (1435–1488), на картине которого, изображающей крещение и находящейся во флорентийской академии, сохранилось первое произведение Леонардо да Винчи – исполненная им фигура ангела.

Крещение Христа. Картина Верроккьо, написанная им вместе с учениками. Правый из двух ангелов - работа Леонардо да Винчи. 1472-1475

Между 1472 и 1478 гг. Леонардо уже неоднократно упоминается в известиях современников, но из его юношеских произведений сохранились только следующие, несомненно принадлежащие его кисти: подмалевка «Поклонения волхвов » в галерее дворца Уффици во Флоренции, «Святой Иероним» в ватиканской галерее в Риме. «Благовещение», находящееся также в галерее Уффици и раньше приписывавшееся также Леонардо да Винчи, в настоящее время с большим вероятием приписывается Ридольфо Гирландайо (1483–1561). Много юношеских набросков и рисунков Леонардо, сделанных пером и мелом, хранится в виндзорской библиотеке, в Лувре, в венецианской академии, в галерее Уффици, в амброзианской библиотеке в Милане, в Британском музее и альбертинской галерее в Вене. Между ними отдельную группу составляют карикатуры, представляющие результат физиономистических занятий и наблюдений Леонардо и отзывающиеся несколько аффектированной оригинальностью. Они несколько раз издавались в гравюрах, между прочим, в прекрасном исполнении известного чешского гравера XVII века Венцеслава Голлара.

Леонардо да Винчи. Автопортрет, ок. 1510-1515

Кроме живописи, Леонардо да Винчи изучал во Флоренции также пластику, архитектуру, математику, физику и механику и рано возбудил удивление окружающих редкой многосторонностью своей гениальной натуры. Выдающийся музыкальный талант и дар поэтической импровизации дополняли его широкое развитие и гармонировали с красотой, силою, ловкостью и блестящим остроумием.

Миланский период творчества Леонардо да Винчи

Вскоре после 1480 г. Леонардо да Винчи покинул Флоренцию, предпринял путешествие на восток и некоторое время состоял на службе у каирского султана. Около 1484 г. герцог Людовик Мавр (Lodovico il Moro) призвал Леонардо в Милан, где он прожил до 1499 г., предавшись широкой и плодотворной художественной деятельности. Одно из главных его произведений этого миланского периода была колоссальная конная статуя герцога Франческо Сфорца, которую современники признали чудом искусства и которая до окончания своего была разрушена французскими стрелками во время нашествия 1499 г. Проекты и рисунки этого памятника сохранились в виндзорской библиотеке. Вместе с тем Леонардо руководил постройкой миланского собора и инженерными работами по проведению мартезанского канала.

Леонардо да Винчи. Прекрасная Ферроньера, ок. 1490

Из картин Леонардо да Винчи к миланскому периоду относятся: мужской поясной портрет в естественную величину и небольшой женский портрет в профиль (в амброзианской библиотеке); прекрасный женский портрет, известный под именем «Прекрасная Ферроньера» и находящийся в Лувре; Мадонна с барельефом (оригинал которой принадлежал лорду Уорвику), «Мадонна в скалах » (две копии, в Лувре и в галерее лорда Суффолка); воскресший Христос между святыми Леонардом и Лучией (в берлинской галерее, по-видимому, неоконченный).

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах, 1480-1490-е

Леонардо да Винчи – Тайная вечеря

При всех своих редких достоинствах эти картины Леонардо да Винчи затмеваются главным художественным произведением миланского периода – написанной до 1499 г. «Тайной вечерей ». Это великое произведение кисти, занимающее главную стену ресектория доминиканского монастыря Santa Maria delle grazie, имеет 28 футов длины, содержит фигуры в полтора раза увеличенные. Оно исполнено масляными красками, с течением времени сильно пострадавшими от небрежности и грубой реставрации, так что первоначальная редакция картины более известна по копиям ученика Леонардо да Винчи, Марко д"Оджонно (из которых одна хранится в лондонской галерее) и по снимкам голов апостолов, написанным пастелью и принадлежавшим великой герцогине саксен-веймарской. В «Тайной вечере» поразительны необыкновенно богатое и отчетливое воспроизведение главнейших мотивов человеческой души и строгая красота линий, проникающая все формы. Все типичное, напоминающее портрет, отброшено, и создана идеальная группа, которая в такой же степени жизненна и правдива, как возвышенна и глубоко задумана. Кроме того, миланскому периоду принадлежит значительное количество разного рода рисунков и картонов, набросанных Леонардо для его учеников и в их исполнении иногда принимавшихся за его подлинные произведения.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря, 1498

Художественные теории Леонардо да Винчи

Хранительницей художественных теорий Леонардо да Винчи и очагом его широкого влияния на современную живопись явилась основанная им в Милане академия, руководителем и главою которой он был. Свои теоретические взгляды на живопись Леонардо высказал в сочинении «Trattato della pittura», написанном для его учеников. Леонардо рекомендует им придерживаться природы, а не античных образцов, и придает важное значение изучению перспективы и анатомии. Около 1494 г. он издал рисунки различных частей тела, служившие анатомическим атласом в его преподавательской практике; том из 235 больших анатомических таблиц Леонардо хранится в лондонской библиотеке. Дальнейшее развитие теоретических взглядов Леонардо да Винчи содержит переработанное им сочинение математика Луки Пачоли о перспективе и пропорциональном строении человеческого тела, снабженное 60 рисунками Леонардо и изданное им в 1509 г. под заглавием «De divina proportione». Ближайшими учениками и последователями Леонардо да Винчи были: Чезаре да Сесто, Франческо Мельци, Марко д"Оджонно, Андреа Салайно, Бернардино Фальсоло, Гауденцио Феррари и другие.

Флорентийский период творчества Леонардо да Винчи

После низвержения герцогов Сфорца в 1499 Леонардо да Винчи покинул Милан и с 1503 поселился во Флоренции по приглашению гонфалоньера Пьетро Содерини, оказавшего прославленному художнику радушный прием и назначившего ему ежегодное содержание. Первым произведением этого второго флорентийского периода был неоконченный картон для престольного образа церкви сервитов, изображающий Мадонну с младенцем, малолетним Предтечею и святой Анной и хранящийся в лондонской галерее. К этому же времени относится портрет Моны Лизы , известной своею красотою супруги Франческа дель Джоконды (Лувр), и утраченный портрет Джиневры, жены Америго Бенчи.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза (Джоконда), ок. 1503-1505

По заказу городского совета, Леонардо да Винчи написал на конкурс со своим знаменитым современником Микеланджело большую картину для залы совета, изображающую битву между флорентийцами и миланцами при Ангиари в 1440 году. Работа над этим произведением, начатая в 1503, по обстоятельствам часто прерывалась и не была окончена; долгое время сохранялся её картон, считавшийся шедевром батальной живописи, но от него уцелела только центральная группа картины, представляющая конную схватку вокруг штандарта. В Лувре сохранилась копия этой картины, приписываемая Рубенсу. Тем временем слава художника распространилась далеко за пределы его родины; в 1509 г. король французский Людовик XII пожаловал Леонардо звание придворного художника с содержанием. Исходу второго периода деятельности Леонардо принадлежат «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом » и «Иоанн Креститель » (в Лувре).

Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом. Картина Леонардо да Винчи, ок. 1510

С 1515 г. Леонардо да Винчи состоял в свите французского короля Франциска I , за которым в 1518 г. последовал во Францию, где мало работал, и умер 2 мая нового стиля 1519 года в замке Клу, близ Амбуаза.

Значение Леонардо да Винчи

Художественная гениальность Леонардо да Винчи спорила с его ученой славой и глубокомыслием. История знает немного примеров такого полного и богатого развития человеческой личности. Главная художественная заслуга Леонардо да Винчи перед европейской живописью заключается в том, что он поставил ее на твердые основания анатомии и первый обратил внимание на освещение телесных форм. Он стремился к возможному совершенству моделировки и к полусветлому тону, стараясь достигнуть этого нежными переходами контуров и тонов (sfumato). Своеобразная полуулыбка, свойственная его женским лицам, составляла одну из красот его кисти и впоследствии вдохновила Корреджо. Леонардо искусно изображал самые оригинальные сочетания человеческих форм с животными и пользовался этими причудливыми соединениями для политической сатиры.

Леонардо да Винчи. Битва при Ангиари, 1503-1505 (деталь)

Но особенного совершенства достиг Леонардо да Винчи в портретной живописи: верная передача мельчайших психических движений на изображаемых им лицах была беспримерна, и в его произведениях портретная живопись впервые достигла самостоятельности и одухотворения. Мощь и глубина его творческого духа особенно рельефно выразилась в его «Тайной Вечере» и в сцене битвы при Ангиари, тогда как свойственная его кисти чарующая грация и прелесть отпечатлелась на ликах его святых. Строгое отношение к своей работе и постоянная жажда полного совершенства объясняют, почему Леонардо да Винчи оставил сравнительно немного произведений и в том числе много неоконченных.

Леонардо как учёный и изобретатель

Почти не менее картин Леонардо да Винчи замечательны и ценны его физические и математические труды. И в этом отношении он опередил и вел вперед свое время, В механике ему известны были, между прочим, законы сил, действующих на плечо рычага в косвенном направлении, взаимное противодействие плеч рычага, законы трения, влияние центра тяжести на тела движущиеся и находящиеся в состоянии покоя и т. д. В оптике он раньше Порта дал описание так называемой camera optica, объяснил сущность и свойства цветных теней, движения радужной оболочки, влияние длительности ощущения на зрительный аппарат.

Леонардо да Винчи. Портрет Джиневры де Бенчи, 1474-1478

Богатые научные и артистические сокровища Леонардо да Винчи в форме 16 больших томов его рукописей и рисунков до 1796 г. хранились в амброзианской библиотеке в Милане. В 1796 г. французы унесли все 18 книг в Париж, где они и находились в библиотеке французского института, за исключением 1-го тома, возвращенного в Милан после низложения Наполеона I , и 3 томов, хранящихся в британском музее и виндзорской библиотеке.