Дома советской элиты: где жили артисты большого театра. Дома советской элиты: где жили артисты большого театра Дом с колоннами в брюсовом переулке

Переулки между Тверской и Большой Никитской представляют собой в отношении истории застройки пеструю, сложную, забавную, занимательную и достаточно поучительную картину. История и современность перемешаны здесь достаточно причудливо, при том, что современность имеет здесь свою «историю» – например, Брюсов переулок в ХХ в. облюбовала Московская Консерватория, за ней – Союз композиторов и Большой театр, и небольшая трасса превратилась в историю русской – советской музыки ХХ в., сменившую историю усадебного переулка прошлого. Но имена обитателей переулка ХХ в. настолько знамениты и знаменательны, что в данном случае остается только принять эту «смену вех».

Достаточно указать, что Брюсов переулок сменил три исторических названия, каждое из которых имело важное значение. Старейшее название переулка – Большой Вознесенский – по храму Вознесения Господня (Малое Вознесение) в нынешнем Вознесенском переулке, который первоначально был Малым Вознесенским. Храм необычайно знаменателен – это старейший сохранившийся памятник огромного района от Знаменки до Тверской. Каменное здание храма относится к середине XVI в. и в свою очередь могло быть связано с очень необычным соседом – от Знаменки до Большой Никитской до Романова Газетного переулков (со смещением трасс?) располагался печально знаменитый Опричный двор Ивана Грозного.

В XVIII в. значительные участки Большой Никитской и примыкающих к ней переулков занимают крупные усадьбы. По одной из них (№ 2) переулок получает свое самое известное наименование – усадьбу занимает знаменитый «чернокнижник» граф Я.Брюс, а при Екатерине II – его племянник, один из губернаторов (как писали в это время – главнокомандующих») Москвы В.Брюс. Кроме усадьбы Брюсов, в переулке со стороны Тверской сохранилась усадьба графов Гудовичей, первоначально выходившая на Тверскую и при расширении трассы Тверской – улицы Горького – в 1930-е гг. она была значительно отодвинута и сейчас полностью входит в застройку переулка.

С 1962 по 1994 гг. Брюсов переулок имел статус улицы имени н.а. СССР А.В.Неждановой – легендарной певицы первой половины ХХ в., жившей в описываемом д. 7 (Доме артистов Большого театра СССР, построенном под руководством академика архитектуры А.В.Щусева). В конце XIX и в начале ХХ вв. часть застройки Брюсова переулка заняли доходные дома (№ 6, 1901 г., архитектор А.Ф.Мейснер, др.), с этого началось повышение высоты застройки переулка, предвосхищая строительство в переулке в советский период.

«Артистическое» заселение Брюсова переулка началось в 1928 г., когда здесь одновременно были построены Дом артистов (№ 12, перед выходом переулка к Тверской, по проекту И.И.Рерберга) и Дом артистов МХАТ (№ 17, напротив сквера с памятником композитору А.И.Хачатуряну, по проекту А.В.Щусева, надстроен), внешне выполненный в формах строгого конструктивизма и ставший первенцем работы в Брюсовом переулке именитого архитектора. А.В.Щусев имел колоссальную строительную практику. Этот выдающийся мастер получил звание академика архитектуры еще в Петербургской Императорской Академии художеств.

Творческий поиск архитектора вызывает удивление своим многообразием. А.В.Щусев очень много работал в «русском» стиле (Казанский вокзал в Москве, Русский Паломнический центр в Бари, Италия), активно занимался архитектурной реставрацией (реставрация храма Св. Василия Великого в Овруче под Киевом, проекты реставрации Новгородского Кремля и Новоиерусалимского монастыря), и одновременно активно работал в формах конструктивизма и постконструктивизма (ВСХВ, 1923 г., совместно с И.В.Жолтовским и группой архитекторов, Наркомтяжпром, гостиница «Москва»). Вместе с И.В.Жолтовским А.В.Шусев стал пионером советского градостроительства, выполнив в начале 1920-х гг. перспективный проект градостроительного развития «Новая Москва». Легендой советской архитектуры стала работа А.В.Щусева над строительством Мавзолея В.Ульянова (Ленина) на Красной площади возле Московского Кремля.

Расположенный в середине трассы Брюсова переулка описываемый д. 7 представляет собой характерный пример постконструктивистских поисков А.В.Щусева середины 1930-х гг. Здание состоит из трех соединенных монументальных девятиэтажных корпусов, два боковых корпуса выдвинуты вперед, центральный корпус отодвинут с образованием небольшой «внутренней» площади. На всех корпусах два первых этажа образуют нижний ярус, оформленный в виде рустованной кладки из крупных блоков, верхняя зона оштукатурена. В середине нижнего яруса центрального (заглубленного) корпуса расположен проезд во двор в виде «большой» арки. Центральную вертикаль над этой аркой продолжает ряд двойных балконов на всю высоту верхнего яруса, этому центральному ряду вертикальному балконов аккомпанируют «меньшие» балконы по сторонам этой центральной оси на центральном и боковых корпусах. Для усиления пластической выразительности монументальной архитектурной композиции А.В.Щусев ввел в качестве обрамлений фасадов боковых корпусов в верхних зонах по два ряда трапециевидных нависающих эркеров и между ними на границе нижнего и верхнего ярусов – нависающие балконы на всю ширину фасадов. Завершением фасадов всех трех корпусов стал верхний этаж, ставший «реверансом» в сторону общих классицистических тенденций советской архитектуры 1930-х гг. Верхний этаж на всех корпусах выделенный узким карнизом, оконные проемы выполнены в виде арок, этаж завершен вынесенным нависающим карнизом на валютообразных консолях. В д. № 7, построенном под руководством А.В.Щусева, жили два выдающиеся обитателя Брюсова переулка – это народные артисты СССР А.В.Нежданова и Н.С.Голованов. В квартире № 10 сейчас открыт музей Н.С.Голованова.

«Брюсов 19» - новый комплекс класса de luxe в самом центре столицы, в Тверском районе, в двух шагах от Тверской и менее, чем в километре, от Кремля. Это одно из самых престижных мест столицы. В Брюсовом переулке располагаются жилые дома, построенные для творческой элиты - «Дом артистов МХАТ»(№ 17), «Дом артистов Большого театра»(№ 7), «Дом композиторов»(8/10), «Дом художника»(№ 4), «Дом артистов«(№ 12). В старинном переулке сохранилась городская усадьба Брюсов(XVII век), Храм Воскресения Словущего и англиканский Собор Святого Андрея.

«Брюсов 19» - один из самых оригинальных домов в Москве. В центре - большой атриум через все этажи. Необычен фасад - его украшают колонны в виде стволов пальмовых деревьев. Архитектурный проект разработан в мастерской Алексея Бавыкина и отмечен престижной профессиональной премией Building Awards-2008.

Квартиры в ЖК «Брюсов 19»

Проект рассчитан на 27 квартир площадью от 130 до 280 кв.м . Высота потолков - 3,2 м. На верхних этажах - два двухэтажных пентхауса с роскошной террасой, с видами на Кремль и купола Храма Христа Спасителя. В каждой квартире установлена система «Умный дом», спутниковое TV, пожарная сигнализация, проведены выделенные линии интернет.

Описание и инфраструктура

Нестандартное восьмиэтажное здание изящно вписано в легкий поворот переулка. «Древесный» фасад отделан травертином. Световой атриум пронизывает все этажи . Здесь установлены панорамные лифты - при движении вверх глазу постепенно открывается вид на Кремль. Инженерные системы здания соответствуют стандартам класса de luxe.

Для парковки оборудован подземный паркинг, способный обеспечить по 2 машино-места на каждую квартиру. Дополнительное удобство - автомойка.

Инфраструктура комплекса закрытая, клубного типа. На первом этаже находится плавательный бассейн , банный комплекс, тренажерный зал, стильная клубная комната.

Брюсов переулок.
Я хочу рассказать Вам об одном из уютных уголков старой Москвы, который мне очень дорог и интересен, поскольку связан с историей моего города и моих родных. Речь пойдет о тихом переулке между Тверской и Никитской улицами, который с XVIII века носит название Брюсов.
Переулок назван по фамилии домовладельца – графа Александра Романовича Брюса, генерал-лейтенанта, вице-губернатора Москвы и племянника (и наследника) знаменитого генерал-фельдмаршала Якова Вилимовича Брюса, соратника Петра I. Усадьба Брюсов – это дом №2/14. Брюсы являются потомками шотландских королей, но с 1647 года они перебрались в Россию. Отец А.Р. Брюса - Рома́н Ви́лимович Брюс - первый обер-комендант Петербурга и старший брат Якова Вилимовича Брюса, который, в свою очередь, был известен как физик, математик, астролог, переводчик и дипломат (а, по слухам, чернокнижник и колдун). Именно ему принадлежит идея кольцевого строительства Москвы. Во владении семьи Брюсов дом был с 30-х годов XVIII века, в 1770-х годах его перестроили, были надстроены второй и третий этажи. В 1812 году он, как и многие другие дома, пострадал от пожара, но уже через год был восстановлен. Главный фасад здания дважды претерпел изменения: в 1813 году и в конце XIX века. В 2007- 2009 годах была проведена реставрация этого исторического здания.
К слову, Брюсы владели домом чуть меньше ста лет, но название переулка –Брюсов, твердо за ним закрепилось. В советское время переулок был переименован в улицу Неждановой, по имени народной артистки СССР – певицы А.Н.Неждановой (жившей в доме №7), но в 1994 году историческое название вернули.
XVI веке на месте современного Брюсова переулка проходил глубокий и длинный овраг, по дну которого протекал ручей - правый приток р. Неглинной. Рядом с ним издавна существовала деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, первое упоминание о которой в исторических источниках относится к 1548 году. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, «урочище») получило наименование «Успенского вражка» (оврага). Данное урочище было древнейшим в так называемом «Белом городе» Москвы. Позднее жители стали именовать этот переулок просто Вражским или Воскресенским (из-за построенной в 1634 году церкви Воскресения).
Собственно, именно этот замечательный старинный храм Воскресения Словущего на Успенском вражке является визитной карточкой Брюсова переулка (здание № 15). Этот небольшой скромный храм не теряется на фоне обширного архитектурного наследия российской столицы. Как любят говорить православные верующие - это намоленное место. История этого храма очень интересна. При пожаре 10 апреля 1629 года сгорела деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы и, пристроенный к ней в 1620 году, придел пророка Елисея. На её месте к 1634 году была построена каменная церковь Воскресения Словущего. И рядом возведен новый, тоже каменный, храм пророка Елисея, построенный в память встречи царем Михаилом Федоровичем (первым царем из династии Романовых) своего отца - Патриарха Филарета, возвращавшегося из польского плена. При упразднении этого храма, который просуществовал до нашествия Наполеона и большого московского пожара в 1812 году, его престол перенесли в храм Воскресения Словущего. (По одним сведениям престол Елисеевского храма был перенесен в 1818 году, по другим- в середине XIX века).
Для многих остаётся загадкой, почему в годы государственной атеистической пропаганды, когда многие церкви были закрыты или уничтожены, в главном городе нашей страны – в Москве, ни на один день не прекращал своего служения Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке (в Брюсовом переулке)?
Некоторые объясняют этот факт не совсем обычным статусом района, в котором расположен Брюсов переулок. Рядом находятся Дом композиторов и Дом художников, в нескольких минутах ходьбы - Консерватория. Здесь издавна селилась московская творческая богема - деятели литературы и искусства, музыканты, артисты, художники. Именно участие творческой интеллигенции столицы помогло предотвратить снос старинной церкви. В частности, эта заслуга приписывается великому русскому режиссёру и актёру К. С. Станиславскому, к мнению которого прислушивались самые влиятельные лица советского государства.
Если войти в Брюсов переулок со стороны Тверской улицы через величественную арку с гранитными колоннами, то слева на нас окажется дом №12, который является первым в очереди “артистических” домов Брюсова переулка. В нем жил известный режиссер Всеволод Мейерхольд со своей женой, актрисой Зинаидой Райх, и ее детьми от первого брака с Сергеем Есениным. Нередкими гостями в доме Меёерхольдов были Сергей Эйзенштейн, Борис Пастернак, Петр Кончаловский, Дмитрий Шостакович, Михаил Тухачевский, Юрий Олеша, Сергей Прокофьев, Андрей Белый. Также в этом доме №12 жили балерины В.В. Кригер и М.Т. Семенова, артисты И.Н. Берсенев, А.П. Кторов, С.В. Гиацинтова, архитектор И.И. Рерберг и балетмейстер В.Д. Тихомиров. В настоящее время в этом доме располагается музей-квартира В.Э. Мейерхольда.
Сразу за домом Мейерхольда находится девятиэтажный дом №8/10 сталинской постройки, он соединен с соседним домом. Это так называемые “музыкальные” дома, которые были построены специально для профессоров Консерватории, к которой ведет Брюсов переулок, и композиторов. В этом доме жили такие известные люди, как Хачатурян, Рихтер, Растропович, Кабалевский, Шостакович, Вишневская и Коган. В скверике между домами №8/10 и №6 в 2006 году был воздвигнут памятник знаменитому композитору и дирижеру Араму Хачатуряну, а в 2012 году на пересечении Елисеевского и Брюсова переулков установлен памятник великому музыканту Мстиславу Ростроповичу работы скульптора Александра Рукавишникова.
На противоположной стороне, где сейчас стоит современное здание №19, до 2003 года находился доходный дом А.В. Андреева (год постройки -1881), владельца лучшего в то время гастронома Москвы. Этот дом также причастен к миру русского искусства: в нем частенько бывал известный поэт К.Бальмонт, который впоследствии женился на дочери вышеупомянутого А.В.Андреева.
Чуть дальше по соседству располагается дом №17, который был построен для артистов Художественного театра. Здесь в свое время жили Москвин, Лиепа, Качалов и балерина Е.В. Гельцер. У этой балерины в один из своих визитов в Москву останавливалась А.Дункан.
Дом № 7 является самым большим строением в переулке. Он был построен по проекту Щусева специально для артистов Большого театра. В этом доме жили Нежданова, Лепешинская, Обухова, Голованов, а также И.С. Козловский, который часто пел в церковном хоре храма Воскресения Словущего.
До 1964 года, в трех минутах пешком от Брюсова переулка, жила семья моей прабабушки в старом трехэтажном доме, который, к сожалению, не сохранился. Бабушка мне рассказывала и об этом месте, и о строительстве дома «композиторов» (когда при закладке фундамента были найдены подземные ходы), и о старой церкви с чудотворными иконами. Поэтому, когда я оказываюсь в этом уголке старой Москвы, для меня безмолвные строения оживают, история моего города становится явью. Я горжусь, что я – москвичка!

«РБК-Недвижимость» продолжает публикацию серии материалов, посвященных домам советской элиты в Москве. О местах и районах проживания генсеков, маршалов и академиков Советского Союза рассказывает москвовед, историк архитектуры Денис Ромодин. Тема очередной публикации - дом артистов Большого театра в Брюсовом переулке (современный адрес: Брюсов пер., 7). Здание было специально построено для театральной интеллигенции в 1930-х годах

Брюсов (или как он назывался до 1962 года — Брюсовский) переулок удивительным образом вобрал в себя целый ряд многоквартирных домов, выстроенных для советской творческой элиты в 1920-1950-х годах — это и Дом артистов под № 12, построенный в 1928 году по проекту архитектора И. Рерберга; и знаменитый Дом композиторов в ЖСК «Педагог Московской консерватории», построенный под № 8/10 в 1953-1956 годах архитектором И. Маркузе; а также жилой дом № 17, построенный в 1928 году по проекту А. Щусева для Московского художественного академического театра. В этом же переулке архитектор Щусев спроектировал монументальный и выделяющийся своим масштабом дом под № 7, известный как Дом артистов Большого театра.

Проект этого дома был подготовлен еще в 1932 году, когда создавался жилищный кооператив работников Большого театра. За работу взялась мастерская архитектора Д. Фридмана (по другим данным — переехавший из Ленинграда в Москву архитектор Л. Поляков). Однако позднее проектирование было передано Алексею Щусеву, разработавшему в 1933 году новый план постройки, в котором зодчий полностью отошел от авангарда, представленного ранее в его творчестве, — в предыдущие годы он спроектировал немало ярких построек в Москве, таких как мавзолей Ленина, здание Механического института на Большой Садовой,14, здания Наркомзема на Садово-Спасской,11/1, дома для работников МХАТа в Брюсовом переулке. В начале 1930-х годов Щусев уже начинал трудиться над изменением проекта гостиницы Моссовета, который ранее разрабатывал дуэт архитекторов Л. Савельева и О. Стапрана. В изменениях композиции и фасадов будущей гостиницы «Москва» можно было увидеть поиски архитектора и начало освоения им классического наследия, а в доме в Брюсовом переулке эти поиски уже были завершены полностью классическим решением.

Алексей Щусев (1873-1949) — русский и советский архитектор. После Октябрьской революции оказался в числе самых востребованных советских архитекторов. Известнейшим произведением Щусева стал мавзолей Ленина на Красной площади в Москве.

Академик АН СССР, архитектор Алексей Викторович Щусев (Фото: Владимир Савостьянов / Фотохроника ТАСС)

Среди проектов, реализованных Алексеем Щусевым:

  • храм Сергия Радонежского на Куликовом поле, 1911-1917 годы;
  • православный храм Христа Спасителя в Сан-Ремо, 1913 год;
  • комплекс зданий Казанского вокзала, 1913 год (строительство завершено в 1928-30 годах);
  • план реконструкции Москвы «Новая Москва», 1918-1923 годы;
  • мавзолей Ленина, 1924 год — деревянный; 1927-1930 годы — каменный;
  • гостиница «Москва», 1930-е годы. Основные авторы — О. Стапран и Л. Савельев;
  • жилые дома в Брюсовом переулке: № 17 для артистов МХАТа — в 1928 году, № 7 для артистов Большого театра — в 1935 году;
  • перепланировка Ленинградского шоссе (сейчас Ленинградский проспект), 1933-1934 годы;
  • Большой Москворецкий мост, 1935-1937 годы;
  • планировка участков берега Москвы-реки в районе Крымского моста, конец 1930-х годов;
  • реконструкция Октябрьской и Добрынинской площадей, конец 1930-х годов;
  • здание НКВД на Лубянской площади, 1940-1947 годы.

Дом для артистов Большого театра, выстроенный в 1935 году, как бы делится на три части — центральный корпус, углубленный от переулка, и два выступающих боковых. Это дало возможность вписать девятиэтажное жилое здание в узкий переулок и обеспечить светом квартиры. В отличие от дома № 17, в доме № 7 Щусев спроектировал квартиры, увеличив в них окна из-за высоких потолков. Для улучшения освещенности начиная с третьего этажа на двух боковых крыльях размещены эркеры без расстекловки оконных рам. Для монументальности облика фасады облицованы «рижской» штукатуркой с вкраплением крошки кварца, мрамора и гранита. Порталы подъездов и цоколь отделаны натуральным розовым гранитом. Последние два этажа получили скругленные окна и мощный карниз — это решение зодчий повторит в гостинице «Москва» и своих жилых домах, спроектированных в эти же годы.


В этом же доме архитектор внедрил специальную систему шумоизоляции, так как квартиры предназначались для артистов Большого театра. Щусеву также потребовалось спроектировать большие комнаты для возможности репетиций, разработать габариты пространств для размещения рояля и его доставки в квартиры.

Планировка квартир изначально больше походила на дореволюционную — анфилада парадных помещений, спальные комнаты хозяев, раздельный санитарный узел, кухня и комната для прислуги. Полы во всех жилых комнатах были покрыты наборным паркетом, санитарные узлы и кухни — кафельной плиткой. На лестничных клетках — такой же кафель и каменная шлифованная крошка. Для стен в жилых комнатах выбрана бежево-желтоватая окраска, характерная для того времени.большого выбора готовой мебели квартиры обставлялись антиквариатом. Тем более что жильцы этого дома были людьми творческими — одни мемориальные доски на фасаде с перечисленными ниже фамилиями говорят сами за себя: скульптор И. Д. Шадр; дирижеры Н. С. Голованов и А. Ш. Мелик-Пашаев; артисты балета А. Б. Годунов, Л. И. Власова и О. В. Лепешинская; оперные певцы И. С. Козловский, А. С. Пирогов, М. П. Максакова, Н. А. Обухова, А. В. Нежданова. Кстати, в честь Неждановой Брюсов переулок был временно переименован — в 1962-1994 годах назывался улицей Неждановой. Сама она жила в квартире № 9. В честь нее известный архитектор И. Жолтовский со своим коллегой Н. Сукояном и скульптором И. Рабиновичем выполнили эскиз изящной и монументальной мемориальной доски на фасаде дома. В соседней квартире № 10 сейчас находится музей-квартира ее мужа — дирижера Н. С. Голованова. В этих двух квартирах сохранилась удивительная атмосфера огромного и в то же время изящного дома, который стал украшением переулка.

Денис Ромодин специально для «РБК-Недвижимости»