Е а кибрик картины. Русские художники

История графики

Кибрик Евгений Адольфович (1906 - 1978)

По признанию самого художника, беспредельная любовь с малых лет к чтению, книгам, иллюстрации определила вдальнейшем выбор жизненного и творческого пути. Художественное образование Е. А. Кибрик получил в Институтеизобразительных искусств в Одессе (1922-25) и ленинградском Вхутеине (1925-27).

Решающее значение для творчества молодого художника имело знакомство еще в студенческие годы с уникальнымхудожником и педагогом П. Н. Филоновым. Кибрик стал его учеником, в 1926 г. вошел в основанный Филоновым коллектив"Мастера аналитического искусства" и первые самостоятельные работы выполнил под сильнейшим влиянием этого художника (иллюстрации к "Подпоручику Киже" Ю. Н. Тынянова, 1930, и др.). В иллюстрациях начала 1930-х гг. к книгам современных писателей ("Невская повесть" Д. М. Лаврухина, 1933; "Тяжелый дивизион" А. Г. Лебеденко, 1934, и др.) художник вырабатывает уже собственную энергичную и жесткую манеру рисунка, цепко схватывающую зримые черты окружающего мира.

Но определяющей явилась для него работа над книгой Р. Роллана "Кола Брюньон" (1934-36). Кибрика привлекают полнокровные, эпически цельные характеры, он придает своим героям открытый, театральный жест, активную мимику, нередко используя в качестве натурщиков профессиональных актеров. Он любит большой формат, дающий простор естественной свободе движений.

Шершавый, крупнозернистый штрих его литографий плотно и сочно ложится на страницу книги. Так строит Кибрик и следующую свою книгу - "Легенда об Уленшпигеле..." Ш. де Костера (1937-38). Великая Отечественная война подкрепила стремление художника к героическим темам и привлекла его внимание к русской классике: "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя (1944-45). Менее удачной была попытка применить выработанный художником метод к русским былинам ("Героические былины", 1948- 50), где сказочная условность персонажей плохо ладила со стремлением одеть их живой плотью и поместить в реальное пространство.

Монументальному драматизму и героике своих лучших книг 1930-40-х гг. художник оставался верен и в поздних работах: "Как закалялась сталь" Н. А. Островского (1953-56), "Борис Годунов" А. С. Пушкина (1959-64), "Портрет" Н. В. Гоголя (1973-77). Значительное место в жизни Кибрика занимала преподавательская деятельность. В течение двадцати пяти лет (1953-78) он был профессором МГХИ, руководил мастерской станковой графики.

Как это захватывающе – создавать на белой, чистой плоскости живую форму.

Евгений Кибрик

Коллекция Тольяттинского художественного музея сформировалась на основе поступлений из Республиканского центра художественных выставок и пропаганды изобразительного искусства Министерства культуры СССР – главным образом это живопись и графика 20 века. В фондах музея в коллекции «Графика» достойное место занимает иллюстрации Евгения Адольфовича Кибрика - народного художника СССР, профессора, действительного члена Академии художеств СССР, лауреата Государственной премии СССР, одного из тех художников, кому во многом обязана своими достижениями советская графика.

Иллюстрация – это и рисунок, и чертёж, и схема, и фотография, и порой таблица. Часто иллюстрация вмещает в себя такое количество зрительной информации, для изложения которой понадобились бы многие страницы текста. Иллюстрации представляют не только художественный интерес, но по ним также можно проследить культурный, идеологический срез советского общества второй половины 20 века.

Пименов Ю.И. в «Современность и история» говорил о художнике следующее: «Он рисовальщик и живописец, мастер литографии и акварели, он выражает героические чувства и нежные лирические интонации, живет в своем времени и уходит в далекое историческое прошлое».

Е. А. Кибрик - автор произведений, посвященных В.И. Ленину, историко-революционной теме. Большой вклад внес художник и в книжную графику. Его серии иллюстраций к произведениям русской, советской и зарубежной литературы являются образцами глубокого проникновения художника в творчество писателя.

Евгений Адольфович родился 21 февраля 1906 года на Украине, в небольшом городке на Южном Буге - Вознесенске. Здесь прошли его детство и отрочество. Учился Кибрик в местной мужской гимназии, увлекался чтением и рисованием.

К 1920 году относится начало творческой биографии Кибрика - он познакомился с выпускником Харьковского художественного училища Андреем Великановым, который создал в городе кружок изоискусства, ставший первой школой будущего художника.

В 1922 году Евгений Кибрик поступает в Одесский художественный институт ИЗО, где учится на факультете живописи в мастерской Павла Гавриловича Волокидина. Через год Е.А. Кибрик переходит в мастерскую Теофила Борисовича Фраермана, которая была центром институтской жизни: здесь выпускалась стенгазета, оформлялись празднества, студенты расписывали институтский клуб. Молодой художник много рисовал, а с конца 1922 года сотрудничал в газете Одесского обкома комсомола "Молодая гвардия".

В 1925 году Е.А. Кибрик уезжает в Ленинград, где поступает учиться в Академию художеств.

В это время в Академии был принят поточный метод преподавания в связи с недоверием к старой профессуре. Преподаватели менялись через день, отрицая друг друга, что вносило сумятицу в умы студентов.

Молодой художник искал для себя ответ на вопрос: "Каким должно быть новое искусство, связанное с передовым мировоззрением". (Е.А. Кибрик «Работа и мысли художника». М. 1984).Не найдя ответы на тревожащие его вопросы в стенах Академии, резко отрицательно относясь к применявшейся здесь педагогической системе, в 1927 году Кибрик уходит из Академии. С этого же времени он сотрудничает в качестве театрального зарисовщика в ленинградской газете "Смена".

В студенческом клубе Евгений Кибрик впервые увидел художника Павла Николаевича Филонова, выступавшего с речью об "аналитическом искусстве", Кибрик стал участником общества "Коллектив мастеров аналитическою искусства - школа Филонова". Лозунгом Филонова была "пролетаризация искусства", заключавшаяся, в его понимании, в выработке приемов, которые сделали бы искусство доступным каждому.

В эти годы Кибрик сотрудничает в молодежных журналах, делая рисунки и композиции на самостоятельные темы. Он получал заказы в разных издательствах на обложки книг и фронтисписы, заставки. В марте 1930 года директор Издательства писателей в Ленинграде предложил Е.А. Кибрику иллюстрировать повесть Ю.Н. Тынянова "Подпоручик Киже". Это было первым серьезным выступлением молодого художника в качестве иллюстратора.

Летом 1930 года Кибрик порвал со школой Филонова, считая, что путь, которым идут филоновцы, ошибочен и формалистичен. Он продолжает активно работать в газетах и журналах, делает рисунки к антирелигиозным листовкам, оформляет обложки книг на антирелигиозные темы. Конец 1920-х - начало 1930-х годов были для него временем разнообразной и напряженной работы. Кибрик организует в Москве студию Изорам - изобразительное искусство рабочей молодежи.

В 1932 году художник оставляет работу в Изораме, вновь занимается журнальной и книжной графикой. В это время выходят книги с его иллюстрациями: "Тяжелый дивизион" А.Г. Лебеденко, "Невская повесть" Д.М. Лаврухина, "Падение Кимас-озера" Г.С. Фиша, иллюстрации к "Сказкам" А.С.Пушкина, к рассказам Б.А. Лавренева. Мастер избирает технику литографии. С 1934 года Е.А. Кибрик начал работать над иллюстрациями к повести французского писателя Ромена Роллана "Кола Брюньон", а с 1937 года - над серией иллюстраций к роману бельгийского писателя Шарля де Костера "Легенда о Тиле Уленшпигеле". Можно сказать, что главным в книжной работе пятилетки художника стал большой цикл литографий к книге Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле». В литографиях к «Тилю» подтвердился сложившийся метод работы Кибрика: доскональное чтение – изучение книги, скрупулёзный сбор материала, этап эскизов, вынашивание в воображении образов героев – взрывное выполнение оригинала с большой долей импровизационности. А. Зыков в своей статье пишет,что Кибрику удалось в его иллюстрациях к книгам иностранных авторов передать живое ощущение места действия, природы и литературного героя, что встречается в книжной графике совсем не часто. (Зыков А. Коренной.// Художник России, № 21, октябрь 2005 г.)

Иллюстрации к «Легенда о Тиле Уленшпигеле» художник выполнял в технике литографский рисунок, который основан на стремительной, свободной линии и на светотени. А. Зыков подметил, что в первую очередь это свободный, непринуждённый, динамичный рисунок, где «темперамент исполнения откровенно проявляется, ведёт карандаш художника». (Зыков А. Коренной.// Художник России, № 21, октябрь 2005 г.). Литографию нельзя стереть резинкой и исправить, лучше всего дважды не прикасаться к одному месту, поэтому Кибрик старался не терять «энергию исполнения и в то же время быть точным и экономным, не допускать графической болтовни».

Начиная создавать рисунки на чистом листе «корнпапира», литографской бумаге, мягким литографским карандашом Кибрик, для того, чтобы фигура правдиво была изображена идущей или бегущей, старался так, чтобы тело участвовало в этом движении.

«Нельзя утверждать, что необходимо как можно больше деталей либо что их не надо совсем. Деталь нужна постольку, поскольку она добавляет нечто существенное для характеристики предмета. Если её убрать и останется чувство обеднения, потери чего-то важного для предмета, то, значит, эта деталь необходима и сколько бы подобных необходимых, обогащающих характеристику предмета деталей ни вводить, никогда перегрузки не будет, возникнет лишь выразительная содержательность».

При создании образов Кибрик работал с моделями. Главная трудность задачи заключалась в том, чтобы глядя на подходящую чем-то модель, рисовать не её буквально, а нужный образ. Толстяк Ламме, добродушный, искренний и преданный друг Тиля, нарисован художником с талантливо позировавшего ленинградского актёра Бориса Сергеевича Коковкина. По воспоминаниям Кибрика, ему было «очень интересно работать с чудесными моделями; перед началом сеанса в голове только самые общие, приблизительные намётки композиции». По мере того, как Кибрик наблюдал и рисовал, замысел наполнялся живым образом. Художник стремился к сплаву изучения и фантазии, помноженный на чувство, темперамент самого художника.

В работе над иллюстрациями к «Тилю Уленшпигелю» у Кибрика были сильные предшественники. Прежде всего, талантливые бельгийцы, среди них – Фелисьен Ропс и Франц Мазерель, а кроме них российский иллюстратор, гравёр Алексей Ильич Кравченко.

Бельгийцы, находясь под влиянием символизма, заметно акцентировали мрачные, зловещие сюжеты «Тиля». А. И. Кравченко, романтик, подчеркнул в своих иллюстрациях возвышенно романтический элемент, присущий книге.

Кибрик не смущался своих предшественников, так как его трактовка была другая, реалистическая, главным его желанием при создании иллюстрации было сосредоточить внимание на жизнеутверждающей основе «Тиля Уленшпигеля», которое очаровало его в этом произведении.

По мнению А. Зыкова, все три мастера, в первую очередь, стремились воплотить атмосферу произведения, широко пользуясь пространством согласно своим задачам. Кибрик строил свои иллюстрации на характерах. «Предшественники меня не смущали, так как всегда я был уверен в том, что если буду просто идти за своим чувством, нигде ему не изменяя, то автоматически сделаю нечто своё, а оно не может быть похоже на кого-либо другого». (Зыков А. Коренной.// Художник России, № 21, октябрь 2005 г.)

В конце 80-х гг. прошлого века республиканским центром художественных выставок и пропаганды изобразительного искусства «Росизопропаганда» было передано значимое количество художественных произведений 70-80-х гг. 20 века советских художников, но только 8 иллюстраций Е.А. Кибрика к произведению Шарля де Костера относятся к более раннему периоду 1937-1938 гг.

Автолитография «Рождение Тиля» начинает рассказ о Тиле, герое знаменитой легенды. Вокруг люльки с новорожденным Тилем, завёрнутым в пелёнки, склонились повитуха Катлина, улыбающаяся Сооткин и Клаас – родители младенца. Всё внимание уделено уснувшему Тилю, которому при рождении было предрешено стать великим балагуром и проказником с добрым сердцем, символом доблестного фламандского народа, задавленного несвободами и поборами императора Карла.

Пространство автолитография «Тиль и Филипп» поделено на 2 равные части. В левой части на тёмном фоне мы видим короля Филиппа испанского в полный рост. Его поза горделива, но вместе с тем и напряжена, у левого бедра на перевязи висит шпага – символ войны, лишений, которые сопутствовали в правление императора Карла и его сына короля Филиппа. Неподвижность лица, злобный прищур, тонко сжатые губы Филиппа говорят нам о его подозрительности, жестокости, мстительности. С левой стороны от короля сидит застывший пёс, с внимательным взглядом, готовым в любую минуту наброситься на обидчика его хозяина, если таковой появится. За Филиппом и его верным псом – тьма, чернота. Художник посредством тёмной гаммы постарался передать негативное отношение к персонажу, рассказать том, что куда бы ни приходил король Филипп и его верные приспешники – за ними следовали разорения и лишения простого народа. В правой части иллюстрации изображён Тиль– уже сам выбор стороны, где расположить героя легенды, говорит о себе. Правый – правильный – право. Светло-охристый фон – также передаёт светлый, добрый оттенок, подчёркивает положительную суть героя. Поза Тиля непринуждённа и проста, руки опираются на посох – символ поиска истины, лицо Тиля открытое, улыбающееся, весёлое, он твёрдо стоит на земле, позади него чистая гладь воды, окрестности деревушки, мы видим мельницу, которую можно ассоциировать как перемены, которых в жизни Тиля было предостаточно.

Автолитографии «Тиль на осле» и «Ламм на осле» повествуют нам о путешествии двух друзей, Тиля Уленшпигеля и Ламме Гуудзаке. Верхом на ослах они едут не спеша и повернувшись друг к другу о чём-то беседуют. Высокий и худощавый Тиль легко и непринуждённо чувствуют себя в седле, уверенно управляя ослом левой рукой, правой указывая вдаль и объясняя свою очередную забавную задумку. Дородный и плотный Ламм, с объёмным животом, который не без труда поместился на ослике, слушает Тиля, держась левой рукой за палку, лежащей на коленях. На заднем плане двух путешественников небо с кучевыми облаками и птицы.

В автолитографии «Пойманный рыбник» перед нами изображена драматическая сцена, достигшая своего апогея – старшину рыбников - злобного, лживого, мучившего и убивавшего маленьких девочек, из-за лжесвидетельства которого были казнены родители Уленшпигеля, наконец-то поймали и связали. К связанному рыбнику тянутся руки горожан, жаждущих отомстить этому извергу, оборотню в человеческом обличие.

Всё пространство автолитографии «Драка богомольцев» показывает нам беспорядочную потасовку, в которой толпа людей, одетых в троянские шлемы, фригийские колпаки, увенчанные султанами из конского волоса, шлемы с распростёртыми крыльями или просто шишаки, бьют друг друга необструганными посохами. Кто во что горазд: кто лягается, другой бодается, третий пинается, некоторые из богомольцев уже лежат поверженные. Сцена кажется бессмысленной, если не знать легенду о чуде Святого Мартина, превратившего двух дерущихся волов в быков. Хитрый отшельник, воспользовавшись этой легендой для своего обогащения, распространил слух, что если толстые, старые мужчины из Мейборга будут приходить к нему и драться друг с другом, то дети у них будут рождаться неутомимыми, отважными и отличными воинами.

Любуясь иллюстрациями Кибрика, мы находим в них всё новые и новые интересные детали. В отдельных рисунках мастер добивается выразительности с помощью линии, штриха. Линия может выразить и стремительное движение и даже характер, темперамент героев.

В 1938 году Издательство писателей в Ленинграде предложило художнику иллюстрировать сборник избранных рассказов М.М. Зощенко "Уважаемые граждане". Новая тема его увлекла. В маленьких, карманного типа, альбомчиках появились наброски, сделанные Кибриком в поездах, трамваях, в театре, на улице.

В 1940 голу на выставке произведений советских художников на темы истории партии была представлена работа Е.А. Кибрика "Халтурин и Обнорский" - первое произведение Евгения Адольфовича на историко-революционную тему. Оно вошло в число наиболее значительных произведений советской графики в предвоенный период.

В этом же 1940 году художник вновь обращается к творчеству Р. Роллана, начал иллюстрировать его роман "Очарованная душа". Это было время, когда нацисты вторглись во Францию и имя Р. Роллана - носителя славы французской культуры, зазвучало с новой силой как имя антифашиста, сторонника движения Сопротивления. Но работу прервала Великая Отечественная война, последний рисунок серии был закончен утром 22 июня 1941 года.

Летом 1942 года Е.А. Кибрик уезжает в Самарканд, а через год выполняет серии рисунков "Земля Узбекистана" и "Фархад-строй". В сентябре 1943 года художника вызвали в Москву в Комитет по делам искусств и командировали в Сталинград. Увиденное произвело на него неизгладимое впечатление, отразившееся в серии графических листов "Сталинград".

В 1944-1945 годах художник обращается к творчеству Н.В. Гоголя и создает серию иллюстраций к его повести "Тарас Бульба".

Заметный след в творчестве художника оставили события Октябрьской революции. Его всегда волновала тема "Человек и революция", нашедшая свое воплощение в образе В.И. Ленина. Кибрик создал серию из семи станковых листов "В.И. Ленин в 1917 году". Здесь он по-новому подошел к раскрытию темы и в выборе сюжетов, и в трактовке характера, смело нарушая художественные традиции в изображении вождя. Эта работа графика вошла в золотой фонд советской изобразительной Ленинианы.

С 1946 по 1972 год художник постоянно возвращается к теме революции. В 1972 году он закончил четыре живописные картины, объединенные в серию "1917 год", - "Накануне", "Восстание", "Победа", "Жертвы".

В этот же период Кибрик выполнил несколько графических портретов В. И. Ленина.

Большое значение в творчестве мастера имеют иллюстрации к сборнику "Героические былины" (1948-1950). В образах русских богатырей Кибрик выразил силу духа народа.

Тема гражданской войны нашла отражение в серии иллюстраций к роману Н.А. Островского "Как закалялась сталь" (1953-1956).

С 1954 года художник увлекся красками: маслом и акварелью. Он создает серии рисунков и акварелей, связанных с его зарубежными поездками, - "По Франции", "По Италии", пишет маслом и акварелью пейзажи Подмосковья, натюрморты со скульптурой.

В конце 50-х годов Е.А. Кибрик обращается к историческому прошлому нашей Родины, иллюстрируя драму А.С. Пушкина "Борис Годунов" (1959-1964). Чувство тревоги, мятежных страстей рождает созданный мастером образ книги, отвечающий ее трагедийному содержанию. Это талантливый перевод искусства слова на язык графики.

Последняя законченная работа художника - иллюстрации к повести Н. В. Гоголя "Портрет" (1973-1977). Тема книги, ее идея были близки Кибрику, отвечали его раздумьям о жизни, искусстве, о подвижническом труде, без которого нет искусства.

После окончания работы над повестью Н.В. Гоголя "Портрет" Е.А. Кибрик решил сразу приняться за следующую книгу, обуславливая это тем, что возраст заставляет торопиться. После ряда поисков, колебаний художник остановился на "Отелло" В. Шекспира. Он сделал подготовительные рисунки. Но работа была прервана внезапной кончиной художника 16 июля 1978 года.

Е.А. Кибрик вел большую общественную работу, занимался педагогической деятельностью. В 1949 году его избрали членом-корреспондентом Академии художеств СССР, в 1954-м - утвердили в звании профессора Московского художественного института имени В.И. Сурикова, с 1962 года он академик, член Президиума Академии художеств СССР.

С 1958 года В.А. Кибрик руководил творческой мастерской графики Академии художеств СССР, одновременно являясь профессором Государственного художественного института имени В.И. Сурикова, а также мастерской станковой графики, заведовал кафедрой. Внимательный и требовательный педагог, страстный и увлеченный человек, он много работал с творческой молодежью.

Труд Е.А. Кибрика высоко отмечен страной. В 1948 году за работы, отображающие образ В.И. Ленина, художник удостоен звания лауреата Государственной премии СССР. За серии книжных иллюстраций награжден Золотой и Серебряной медалями Академии художеств СССР, дипломами и медалями различных выставок как у нас в стране, так и за рубежом. В 1956 году Е.Л. Кибрик был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 1976 году - орденом Ленина. В 1967 году ему присвоено высокое звание народного художника СССР.

Московской телестудией создан фильм о творчестве художника, Киностудией "Ленфильм" снята документальная кинолента "Художник Евгений Кибрик".

В конце 50-х - начале 60-х годов редактор Вознесенской районной газеты "Радянська правда", член Союза писателей СССР Б.И. Слободянюк начал переписку с художником. В 1964 году Е.А. Кибрик приехал в Вознесенск после сорокалетнего перерыва и с тех пор до конца своей жизни не терял с городом связи.

В 1978 году городской комитет партии обратился к Евгению Адольфовичу с просьбой подарить Вознесенску несколько своих работ, на что художник ответил согласием, пообещав передать в дар городу около двухсот своих произведений, а также завешать принадлежащую ему коллекцию художественных произведений других художников. Скоропостижная смерть помешала Е.А. Кибрику выполнить свое обещание. В начале 80-х годов вдова художника Ирина Александровна Кибрик передала в дар Вознесенску более двух тысяч экспонатов - работы Е.А. Кибрика, его личные вещи, художественную коллекцию.

Город с благодарностью принял дар и в октябре 1985 года здесь был открыт Вознесенский художественный музей Е.А. Кибрика - отдел Николаевского художественного музея имени В.В. Верещагина.

Материал подготовила:
старший научный сотрудник,
ответственный хранитель
Погорелова Н.С.

Кибрик Евгений /Герц/ Адольфович (8/21/.02.1906 г., Вознесенск – 18.07.1978 г., Москва) – выдающийся советский живописец и график, иллюстратор, педагог.

Е.А. Кибрик родился в г. Вознесенске в зажиточной еврейской семье, его отец – Адольф Гершевич Кибрик был крупным хлеботорговцем и судовладельцем, занимавшимся баржевыми перевозками.

Среднее образование Е.А. Кибрик получил в местной мужской гимназии, увлекался чтением и рисованием. К 1920 г. относится начало творческой биографии Е.А. Кибрика – он познакомился с выпускником Харьковского художественного училища А. Великановым, который создал в кружок изоискусства, ставший первой художественной школой будущего художника.

В 1922 г. Е.А. Кибрик переехал в Одессу и поступил в художественный институт. Учился в мастерской у П.Г. Волокидина, затем перешел в мастерскую Т.Б. Фраермана. С 1922 г. сотрудничал в областной комсомольской газете «Молодая гвардия».

В 1925 году Е.А. Кибрик уехал в Ленинград и поступил учиться в Академию Художеств. В это время в Академии был принят поточный метод преподавания в связи с недоверием к старой профессуре. Преподаватели менялись через день, отрицая друг друга, что вносило сумятицу в умы студентов. Молодой художник искал для себя ответ на вопрос: «Каким должно быть новое искусство, связанное с передовым мировоззрением». Не найдя ответы на эти вопросы в стенах Академии, резко отрицательно относясь к применявшейся здесь педагогической системе, в 1927 г. Е.А. Кибрик уходит из Академии. С этого же времени он сотрудничал в качестве театрального зарисовщика в ленинградской газете «Смена».

По другим данным, в 1925–1927 гг. художник учился в Высшем художественно-техническом институте (Вхутеин). В студенческом клубе Е.А. Кибрик впервые встретил художника П.Н. Филонова и стал впоследствии его учеником. Первые самостоятельные работы он выполнил под сильным влиянием учителя. В 1926 г. Е.А. Кибрик вошёл в основанный П.Н. Филоновым кружок «Мастера аналитического искусства» и стал одним из наиболее активных его участников. В эти годы молодой художник сотрудничал в молодежных журналах, делал рисунки и композиции на самостоятельные темы. Он получал заказы в разных издательствах. В марте 1930 г. директор Издательства писателей в Ленинграде предложил Е.А. Кибрику иллюстрировать повесть Ю.Н. Тынянова «Подпоручик Киже». Это был первый серьезный опыт художника в качестве иллюстратора.

В начале 30-х гг. Е.А. Кибрик, покинув кружок П.Н. Филонова, работал в Изораме (Изостудии рабочей молодежи) – организации, призванной развивать массовую художественную самодеятельность. В период развернувшейся травли П.Н. Филонова он выступил в газете «Советское искусство» и журнале «Юный пролетарий» с резкой критикой своего учителя (1932 г.), после чего другие «филоновцы» считали его ренегатом.

30-е годы стали временем расцвета творчества Е.А. Кибрика как художника книги. В это время выходят книги с его иллюстрациями: «Тяжелый дивизион» А.Г. Лебеденко, «Невская повесть» Д.М. Лаврухина, «Падение Кимас-озера» Г.С. Фиша, иллюстрации к «Сказкам» А.С. Пушкина, к рассказам Б.А. Лавренева. К наиболее значительным графическим циклам этого периода принадлежат серии романтичных иллюстраций к повести Р. Роллана «Кола Брюньон» (1934–1936 гг.), и роману Ш. де Костера «Легенде об Уленшпигеле» (1937–1938 гг.), которые стали классикой советской книжной графики. В 1938 г. Е.А. Кибрик иллюстрировал сборник рассказов М.М. Зощенко «Уважаемые граждане». Новая тема его увлекла. В его маленьких, карманного типа, альбомчиках появились живые наброски, сделанные художником в поездах, трамваях, в театре, на улице. В 1940–1941 гг. Е.А. Кибрик вновь обращается к творчеству Р. Роллана, он иллюстрировал его роман «Очарованная душа».

В 1942 г. в Самарканде Е.А. Кибрик руководил работой графической мастерской Академии Художеств. В сентябре 1943 г. художника командировали в Сталинград. Увиденное произвело на него неизгладимое впечатление, отразившееся в серии графических листов «Сталинград».

С 1943 г. Е.А. Кибрик жил в Москве. Выдающимся явлением в истории советской графики стали его иллюстрации к повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (1943–1945 гг.) и русским героическим былинам (1948–1950 гг.).

В послевоенные годы художник неоднократно обращался к историко-революционной тематике, по которой им создано несколько графических серий. Тема гражданской войны нашла отражение в серии иллюстраций к роману Н.А. Островского «Как закалялась сталь» (1953–1956 гг.).

Среди поздних его работ наиболее известны иллюстрации к драме А.С. Пушкина «Борис Годунов» (1959–1964 гг.). Последняя законченная работа художника – иллюстрации к повести Н.В. Гоголя «Портрет» (1973–1977 гг.).

С 1954 г. художник увлекся масляной живописью и акварелью. Он создает серии рисунков и акварелей, связанных с зарубежными поездками по Франции и Италии, пишет маслом и акварелью пейзажи Подмосковья и натюрморты. Автор книги воспоминаний «Работа и мысли художника».

Е.А. Кибрик активно занимался педагогической деятельностью – профессор художественного института имени В.И. Сурикова, член-корреспондент Академии Художеств СССР, Народный художник СССР. Лауреат Государственной премии, удостоен государственных наград.

Самое крупное собрание графических и живописных работ художника, его личные вещи, книги и каталоги выставок (более 20 тыс. экспонатов) экспонируется в муниципальном художественном музее им. Е.А. Кибрика в Вознесенске, созданном в 1985 г. Большинство произведений подарила музею вдова художника Ирина Александровна Кибрик.

В здании Вознесенской школы № 10 (бывшее здание гимназии) установлена мемориальная доска Е.А. Кибрику.







Источники и литература:

Кибрик Євген Адольфович // Мистецтво України: біогр. довід./ за ред. А. В. Кудрицького. – К., 1997. – С. 293.

Кибрик Євген Адольфович // Митці України: енцикл. довід. / за ред. А. В. Кудрицького. – К., 1992. – С. 294.

Росляков С. Музей в Вознесенске / С. Росляков // Южная правда. – 2006. – 4 июля. – С. 3.

Смирнова Н. Искусство Евгения Кибрика /Н. Смирнова // Вестник Прибужья. — 2011. — №12(24 марта). — С. 2.

Халаминский Ю., Е. Кибрик /Ю. Халаминский — М., 1970.

Христова Н. Герои, которых придумал Евгений Кибрик / Н. Христова // Вечерний Николаев. — 2011. — №27(10 марта).

Чегодаев А. Д., Е. А. Кибрик /А.Д. Чегодаев — М: Изобразительное искусство, 1955.

Евгений Адольфович КИБРИК
Николаевский художественный музей им. В.В. Верещагина

Евгений Адольфович КИБРИК - народный художник СССР, профессор, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии СССР, один из тех художников, кому во многом обязана своими достижениями советская графика. Юрий Иванович Пименов, народный художник СССР, лауреат Ленинской премии, в своей статье "Современность и история" сказал о нем так: "Кибрик - художник талантливый и разнообразный, диапазон его работ широк: и в смысле материалов, которыми он пользуется, и в смысле настроений, которые он выражает, и в смысле эпох, к которым он обращается.
Он рисовальщик и живописец, мастер литографии и акварели, он выражает героические чувства и нежные лирические интонации, живет в своем времени и уходит в далекое историческое прошлое".
Е. А. Кибрик - автор произведений, посвященных В.И. Ленину, историко-революционной теме. Большой вклад внес художник и в книжную графику. Его серии иллюстраций к произведениям русской, советской и зарубежной литературы являются образцами глубокого проникновения художника в творчество писателя. Евгений Адольфович родился 21 февраля 1906 года на Украине, в небольшом городке на Южном Буге - Вознесенске. Здесь прошли его детство и отрочество. Учился Кибрик в местной мужской гимназии, увлекался чтением и рисованием.
В 1920 году в Вознесенске была установлена Советская власть. К этому же периоду относится и начало творческой биографии Кибрика - он познакомился с выпускником Харьковского художественного училища Андреем Великановым, который создал в городе кружок изоискусства, ставший первой школой будущего художника.
В 1922 году Евгений Кибрик поступает в Одесский художественный институт ИЗО (ныне художественное училище), где учится на факультете живописи в мастерской Павла Гавриловича Волокидина. Через год Е.А. Кибрик переходит в мастерскую Теофила Борисовича Фраермана, которая была центром институтской жизни: здесь выпускалась стенгазета, оформлялись празднества, студенты расписывали институтский клуб. Молодой художник много рисовал, а с конца 1922 года сотрудничал в газете Одесского обкома комсомола "Молодая гвардия".
В 1925 году Е.А. Кибрик уезжает в Ленинград, где поступает учиться в Академию художеств.
В это время в Академии был принят поточный метод преподавания в связи с недоверием к старой профессуре. Преподаватели менялись через день, отрицая друг друга, что вносило сумятицу в умы студентов.
Молодой художник искал для себя ответ на вопрос: "Каким должно быть новое искусство, связанное с передовым мировоззрением". Не найдя ответы на тревожащие его вопросы в стенах Академии, резко отрицательно относясь к применявшейся здесь педагогической системе, в 1927 году Кибрик уходит из Академии. С этого же времени он сотрудничает в качестве театрального зарисовщика с ленинградской газете "Смена".
В студенческом клубе Евгений Кибрик впервые увидел художника Павла Николаевича Филонова, выступавшего с речью об "аналитическом искусстве", Кибрик стал участником общества "Коллектив мастеров аналитическою искусства - школа Филонова". Лозунгом Филонова была "пролетаризация искусства", заключавшаяся, в его понимании, в выработке приемов, которые сделали бы искусство доступным каждому.
В эти годы Кибрик сотрудничает в молодежных журналах, делая рисунки и композиции на самостоятельные темы. Он получал заказы в разных издательствах на обложки книг и фронтисписы, заставки. В марте 1930 года директор Издательства писателей в Ленинграде предложил Е.А. Кибрику иллюстрировать повесть Ю.Н. Тынянова "Подпоручик Киже". Это было первым серьезным выступлением молодого художника в качестве иллюстратора.
Летом 1930 года Кибрик порвал со школой Филонова, считая, что путь, которым идут филоновцы, ошибочен и формалистичен. Он продолжает активно работать в газетах и журналах, делает рисунки к антирелигиозным листовкам, оформляет обложки книг на антирелигиозные темы. Конец 1920-х - начало 1930-х годов были для него временем разнообразной и напряженной работы. Кибрик организует в Москве студию Изорам - изобразительное искусство рабочей молодежи.
Именно в этот период Кибрик много читает В.И. Ленина, а когда познакомился со статьей Владимира Ильича "О пролетарской культуре", почувствовал себя окрыленным - в его руки попала нить, дающая правильное направление в жизни и творчестве.
В 1932 году художник оставляет работу в Изораме, вновь занимается журнальной и книжной графикой. В это время выходят книги с его иллюстрациями: "Тяжелый дивизион" А.Г. Лебеденко, "Невская повесть" Д.М. Лаврухина, "Падение Кимас-озера" Г.С. Фиша, иллюстрации к "Сказкам" А.С.Пушкина, к рассказам Б.А. Лавренева. Мастер избирает технику литографии. С 1934 года Е.А. Кибрик начал работать над иллюстрациями к повести французского писателя Ромена Роллана "Кола Брюньон", а с 1937 года - над серией иллюстраций к роману бельгийского писателя Шарля де Костера "Легенда о Тиле Уленшпигеле".
В 1938 году Издательство писателей в Ленинграде предложило художнику иллюстрировать сборник избранных рассказов М.М. Зощенко "Уважаемые граждане". Новая тема его увлекла. В маленьких, карманного типа, альбомчиках появились наброски, сделанные Кибриком в поездах, трамваях, в театре, на улице.
В 1940 голу на выставке произведений советских художников на темы истории партии была представлена работа Е.А. Кибрика "Халтурин и Обнорский" - первое произведение Евгения Адольфовича на историко-революционную тему. Оно вошло в число наиболее значительных произведений советской графики в предвоенный период.
В этом же 1940 году художник вновь обращается к творчеству Р. Роллана, начал иллюстрировать его роман "Очарованная душа". Это было время, когда нацисты вторглись во Францию и имя Р. Роллана - носителя славы французской культуры, зазвучало с новой силой как имя антифашиста, сторонника движения Сопротивления. Но работу прервала Великая Отечественная война, последний рисунок серии был закончен утром 22 июня 1941 года.
Летом 1942 года Е.А. Кибрик уезжает в Самарканд, а через год выполняет серии рисунков "Земля Узбекистана" и "Фархад-строй". В сентябре 1943 года художника вызвали в Москву в Комитет по делам искусств и командировали в Сталинград. Увиденное произвело на него неизгладимое впечатление, отразившееся в серии графических листов "Сталинград".
В 1944-1945 годах художник обращается к творчеству Н.В. Гоголя и создает серию иллюстраций к его повести "Тарас Бульба".
Неисчерпаем для художника мир идей, мыслей, рожденных Великим Октябрем. Его всегда волновала тема "Человек и революция", нашедшая свое воплощение в образе В.И. Ленина. Кибрик создал серию из семи станковых листов "В.И. Ленин в 1917 году" (станковое искусство - произведения живописи, скульптуры, графики, имеющие самостоятельный характер и не предназначенные для какого-либо сооружения, издания). Здесь он по-новому подошел к раскрытию темы и в выборе сюжетов, и в трактовке характера, смело нарушая художественные традиции в изображении вождя. Эта работа графика вошла в золотой фонд советской изобразительной Ленинианы.
С 1946 по 1972 год художник постоянно возвращается к теме революции. В 1972 году он закончил четыре живописные картины, объединенные в серию "1917 год", - "Накануне", "Восстание", "Победа", "Жертвы".
В этот же период Кибрик выполнил несколько графических портретов В. И. Ленина.
Большое значение в творчестве мастера имеют иллюстрации к сборнику "Героические былины" (1948-1950). В образах русских богатырей Кибрик выразил силу духа народа.
Тема гражданской войны нашла отражение в серии иллюстраций к роману Н.А. Островского "Как закалялась сталь" (1953-1956).
С 1954 года художник увлекся красками: маслом и акварелью. Он создает серии рисунков и акварелей, связанных с его зарубежными поездками, - "По Франции", "По Италии", пишет маслом и акварелью пейзажи Подмосковья, натюрморты со скульптурой.
В конце 50-х годов Е.А. Кибрик обращается к историческому прошлому нашей Родины, иллюстрируя драму А.С. Пушкина "Борис Годунов" (1959-1964). Чувство тревоги, мятежных страстей рождает созданный мастером образ книги, отвечающий ее трагедийному содержанию. Это талантливый перевод искусства слова на язык графики.
Последняя законченная работа художника - иллюстрации к повести Н. В. Гоголя "Портрет" (1973-1977). Тема книги, ее идея были близки Кибрику, отвечали его раздумьям о жизни, искусстве, о подвижническом труде, без которого нет искусства.
После окончания работы над повестью Н.В. Гоголя "Портрет" Е.А. Кибрик решил сразу приняться за следующую книгу, обуславливая это тем, что возраст заставляет торопиться. После ряда поисков, колебаний художник остановился на "Отелло" В. Шекспира. Он сделал подготовительные рисунки. Но работа была прервана внезапной кончиной художника 16 июля 1978 года.
Е.А. Кибрик вел большую общественную работу, занимался педагогической деятельностью. В 1949 году его избрали членом-корреспондентом Академии художеств СССР, в 1954-м - утвердили в звании профессора Московского художественного института имени В.И. Сурикова, с 1962 года он академик, член Президиума Академии художеств СССР.
С 1958 года В.А. Кибрик руководил творческой мастерской графики Академии художеств СССР, одновременно являясь профессором Государственного художественного института имени В.И. Сурикова, а также мастерской станковой графики, заведовал кафедрой. Внимательный и требовательный педагог, страстный и увлеченный человек, он много работал с творческой молодежью.
Труд Е.А. Кибрика высоко отмечен Родиной. В 1948 году за работы, отображающие образ В.И. Ленина, художник удостоен звания лауреата Государственной премии СССР. За серии книжных иллюстраций награжден Золотой и Серебряной медалями Академии художеств СССР, дипломами и медалями различных выставок как у нас в стране, так и за рубежом. В 1956 году Е.Л. Кибрик был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 1976 году - орденом Ленина. В 1967 году ему присвоено высокое звание народного художника СССР.
Московской телестудией создан фильм о творчестве художника, Киностудией "Ленфильм" снята документальная кинолента "Художник Евгений Кибрик".
В конце 50-х - начале 60-х годов редактор Вознесенской районной газеты "Радянська правда", член Союза писателей СССР Б.И. Слободянюк начал переписку с художником. В 1964 году Е.А. Кибрик приехал в Вознесенск после сорокалетнего перерыва и с тех пор до конца своей жизни не терял с городом связи.
В 1978 году городской комитет партии обратился к Евгению Адольфовичу с просьбой подарить Вознесенску несколько своих работ, на что художник ответил согласием, пообещав передать в дар городу около двухсот своих произведений, а также завешать принадлежащую ему коллекцию художественных произведений других художников. Скоропостижная смерть помешала Е.А. Кибрику выполнить свое обещание. В начале 80-х годов вдова художника Ирина Александровна Кибрик передала в дар Вознесенску более двух тысяч экспонатов - работы Е.А. Кибрика, его личные вещи, художественную коллекцию.
Город с благодарностью принял дар и в октябре 1985 года здесь был открыт Вознесенский художественный музей Е.А. Кибрика - отдел Николаевского художественного музея имени В.В. Верещагина.
Двухэтажное здание музея находится в центре Вознесенска, по улице Ленина, 14. Его строительство велось с 1982 по 1984 годы по специальному проекту, предусматривающему особенности хранения произведений графики.
На первом этаже расположен выставочный зал, при необходимости выполняющий функции лекционного, библиотека, в фонд которой И.Л. Кибрик передала книги, написанные Е.А. Кибриком, каталоги его выставок, литературу о нем и его учениках, а также о художниках, чье творчество связано с творчеством Евгении Адольфовича.
В восьми залах второго этажа развернута постоянная экспозиция, включающая произведения Е.А. Кибрика, мемориальную часть и произведения живописи, графики и скульптуры советских и зарубежных художников, подаренные мастеру.
Большую работу по созданию музея провели его сотрудники, значительную помощь в построении экспозиции оказали сотрудники Академии художеств СССР и Николаевского художественного музея имени В.В. Верещагина.
Много сделала для увековечения памяти Е.А. Кибрика Ирина Александровна Кибрик. При ее участии был создан кинофильм "Художник Евгений Кибрик", выпущена книга "Работа и мысли художника". Она часто приезжала в Вознесенск для оказания практической помощи научным сотрудникам музея, встречалась с молодежью, школьниками, рабочими предприятий, интеллигенцией города. 15 февраля 1990 года Ирины Александровны не стало.
В ознесенский художественный музей Е.А. Кибрика - явление уникальное не только для нашей республики, но и для всей страны. Здесь отражен весь творческий путь художника-графика, его становление.
Музей является центром художественной мысли и пропаганды изобразительного искусства в крае. С. 1985 года по настоящее время около 100 тысяч человек познакомились с музейной экспозицией. Большое внимание уделяется здесь выставочной и лекционной работе. В музее экспонировались выставки, посвященные русскому классическому и советскому многонациональному искусству. Делу пропаганды эстетических знаний способствуют постоянно действующие лектории: "Азбука искусств", "Содружество муз", клуб юного искусствоведа, организуется чтение лекций на предприятиях, в учебных заведениях, хозяйствах района. Евгений Адольфович Кибрик
(из книги А.БЕРЕЗИНА "Вороново. Художественная галерея". 1978 г.)

Выдающийся советский график, действительный член Академии художеств СССР, народный художник СССР, лауреат Государственной премии СССР, профессор Е.А.Кибрик родился в 1906 году в небольшом украинском городе Вознесенске.
Детство Кибрика проходило в трудные годы гражданской войны. «Мальчиком 11-13 лет, - вспоминал художник, - я был очевидцем того, как в жестоких боях рушился старый мир. Я помню гайдамаков, петлюровцев, деникинцев, жестокий налет банды Тютюнника, кулацкое восстание, бесконечные бои рядом, у меня на глазах и, главное, вихрь новых идей, смешение всех старых понятий, взглядов, осязаемое ощущение ломки старого мира. Я видел и на всю жизнь запомнил, как бурно и иногда причудливо раскрывались человеческие характеры и как драматически складывались судьбы людей, втянутых в водоворот революции».
По случайному стечению обстоятельств в городе обосновался бывший ученик Харьковской художественной школы А.В.Великанов, который пробудил в подростке любовь к искусству, привил ему первые навыки художественного мастерства.
Несмотря на различные жизненные трудности, характерные для того времени, юный Кибрик твердо решил: «Кончится гражданская война, изгонят отовсюду беляков, и я непременно стану художником».
В 1922 году Кибрик становится студентом Одесского института ИЗО. «Шли первые годы Советской власти на Украине, - вспоминает художник, - каждый день приносил нечто новое. Все, что оставалось от прошлого – площади, улицы, Театры, музеи – переименовывалось. Мы формировались в атмосфере беспрерывного революционного творчества, невиданного еще в истории и нас захватывала романтика эпохи. Студенческие демонстрации сопровождались ритмичным чтение громовых строк Маяковского: «Кто там шагает правой» - «Левой, левой, левой!» - хором подхватывал наш строй, и нам казалось, что в эту минуту мы идем в ногу с революцией.
Студент Евгений Кибрик сотрудничает в одесской газете «Молодая гвардия», пишет вывески, занимается оформительской работой. С 1925 по 1927 год учится во Всероссийской академии художеств в Ленинграде.
В Ленинграде Кибрик продолжает работать в печати, исполняет журнальные рисунки, обложки, книжные иллюстрации. Антирелигиозные листовки, плакаты.
Он принадлежит к тем художникам, которые, в совершенстве владея мастерством книжной иллюстрации, с успехом выступают и в области станковой графики. Станковые произведения Кибрика – это графические картины, решенные как монументальные произведения искусства, полные глубокого идейного содержания и высокого профессионального мастерства.
И еще очень важное обстоятельство: Кибрик блестяще владеет графикой в материале. Правда, за последние годы он ограничивается чистыми рисунками. Но ведь мы отлично помним, сколь успешно художник выступал с произведениями, исполненными на литографском камне. «Кола Брюньона» Ромена Роллана Е.А.Кибрик иллюстрировал тоновыми автолитографиями, а «Легенду об Уленшпигеле» Шарля де Костера – двухцветными литографиями. Иллюстрации художника а «Очарованной душе» Ромена Роллана, к «Тарасу Бульбе» Н.В.Гоголя, к сборнику «Героических былин» также выполнены на литографском камне.
Огромную популярность завоевали иллюстрации Кибрика к повести Ромена Роллана «Кола Брюньон» (1934 – 1936).
Великий французский писатель тщательно следил за работой художника, помогал ему советом и вместе с ним радовался его успехам.
Обаятельный образ Кола Брюньона – выходца из народа, доброго и мудрого мастера-резчика, жизнерадостного, несмотря на беды и невзгоды, никогда не унывающего, получил в иллюстрациях Кибрика верное и точное художественное воплощение. Такими же правдивыми являются и образы веселой и лукавой Ласочки, толстого и добродушного кюре. Кибрик сумел глубоко проникнуть в идейный смысл повести писателя-гуманиста и средствами своего искусства рассказать о его героях. Но даже самый убедительный изобразительный пересказ фактов и событий не является еще произведением искусства – важно дать свое образное понимание явлений, по-своему их увидеть, интерпретировать. В этом смысле художник должен стать соавтором писателя.
И когда Кибрик показал свои рисунки к «Кола Брюньону» Ромену Роллану, тот сказал: «Я себе все это представлял иначе, но так могло быть. Вы обновили Кола. Я в него верю».
D 1936 году в предисловии для второго издания «Кола Брюньона» Ромен Роллан писал: «Я приветствую Кибрика, мастера жизни и юмора, а также, в свои добрые часы, и мастера красоты. Я приношу ему благодарность моей Бургундии. Как великий садовник Мичурин, он пересадил лозу Шабли на холмы СССР».
Следующей этапной работой Кибрика явились его иллюстрации к книге Шарля де Костера «Легенда о Тиле Уленшпигеле». Хорошо изучив уже по предыдущей работе дух времени, историческую действительность, художник сумел с еще большей тщательностью передать обстановку, в которой развивались события периода Нидерландской революции XVI века, и дать живую характеристику героев литературного произведения.
В последние предвоенные годы Кибрик работает над иллюстрациями к роману Ромена Роллана «Очарованная душа» и исполняет большой станковый лист «Халтурин и Обнорский за работой над программой Северного союза русских рабочих», ставший важным этапом в его работе над историко-революционной темой.
В годы Великой Отечественной войны Кибрик создает серию цветных литографий к «Тарасу Бульбе» Н.В.Гоголя (1945). В ней художник прежде всего стремится создать достоверную историческую среду, в которой действуют герои бессмертной гоголевской повести. И здесь художника привлекает связь героев со своим временем, с народными массами. В листах «Казнь Остапа» и «Смерть Тараса» автор с большой эпической силой рисует образы героев повести, полные несокрушимой воли, героизма и мужества.
От богатырского образа Тараса Бульбы Кибрик органично переходит к эпическим былинным русским сказаниям, в которых с большим мастерством воспевается могучая сила народа-исполина. С таким же проникновением в суть изображаемых явлений подошел художник в серии иллюстраций к роману Н.А.Островского «Как закалялась сталь».
Кибрик – автор блестящих иллюстраций к драме А.С.Пушкина «Борис Годунов» (1954-1964). Б.Иогансон, восторженно отзываясь об этой великолепной работе Кибрика, утверждал, что художник дал драме Пушкина свое, новое прочтение.
Особенно большого успеха Е.А.Кибрик добился в своей исторической серии «В.И.Ленин в 1917 году». В этих графических произведениях широко раскрываются знаменательные исторические события периода подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции. Эта работа Е.А.Кибрика получила широкое общественное признание и удостоена Государственной премии СССР.
Художник беседует с людьми, знавшими Ленина, ищет необходимые свидетельства, которые помогли бы ему в работе над образом вождя. Тщательно изучает обстановку того времени: чтобы воспроизвести, скажем, сцену пребывания Ленина в подполье перед самым Октябрьским переворотом, Кибрик зимой 1946 года едет в Ленинград и посещает бывшую квартиру С.Я.Аллилуева, где в июльские дня 1917-го скрывался Ленин до переезда в Разлив.
«Ленинград, - писал художник, - еще не оправился от последствий блокады: в доме было холодно, плохо горел свет Никого из посетителей не было. Я зажег лампу на столе, за которым много лет назад работал Ленин, и, попросив сопровождавшего меня товарища сесть за стол, отошел к двери. Сразу мне представилась ночь, тишина. Ленин за столом, а слово «подполье» сделало обыкновенную скромную комнату уединенным убежищем, за стенами которого – враги».
Кибрику удалось создать правдивый образ вождя, погруженного в работу, целеустремленного и волевого.
И так каждый лист этой серии требовал огромной и всепоглощающей работы, множества предварительных эскизов, набросков…
Работа Е.А.Кибрика над графической Ленинианой продолжается. На последних художественных выставках посетители увидели новые работы этого замечательного художника, посвященные Ленину.
Продолжает работать Кибрик и над историко-революционной темой. Так, на десятой академической выставке 1971 года он показал листы, посвященные Октябрю: «Накануне», «Восстание», «Жертва», «Победа» - превосходные композиции, в которых убедительно рассказано о великих событиях, перевернувших мир.
В последнее время Кибрик вновь возвращается к излюбленной им технике – автолитографии. В этой тезнике исполнены им великолепные иллюстрации к «Портрету» Н.В.Гоголя, а также он работает над новыми иллюстрациями а «Кола Брюньону» Р.Роллана.
О широте творческого диапазона мастера, о больших его художественных достижениях свидетельствовала развернутая в 1976 году в залах Академии художеств СССР экспозиция произведений художника, посвященная 70-летию со дня его рождения. На ней было представлено не только огромное число иллюстраций, станковых графических произведений, но и пейзажи, натюрморты, портреты.

Страна:

СССР →
Россия

Научная сфера: Место работы: Учёная степень: Учёное звание: Альма-матер : Научный руководитель: Известные ученики: Известен как: Сайт:

Алекса́ндр Евге́ньевич Ки́брик (26 марта , Ленинград - 31 октября , Москва) - российский лингвист , доктор филологических наук, профессор МГУ , член-корреспондент РАН (), заслуженный деятель науки Республики Дагестан . Автор работ по прикладной лингвистике , синтаксису , функциональной и когнитивной типологии , общим проблемам теории языка. Автор и редактор грамматических описаний нескольких малых и исчезающих языков России. Организатор десятков лингвистических экспедиций, один из лидеров российской школы полевой лингвистики . Один из ведущих преподавателей Отделения теоретической (структурной) и прикладной лингвистики , с по 2012 год - заведующий кафедрой ТиПЛ.

Биография

По собственному признанию, «программой-максимум» А. Е. Кибрика было стать кинорежиссёром . Однако сначала он решил получить филологическое образование («Я считал, что филология даст мне такое хорошее образование, что я буду про всё что-то знать » ). В 1961 году он окончил классическое отделение филологического факультета МГУ , его однокурсником был Сергей Аверинцев . Однако ещё в процессе учёбы А. Е. Кибрик заинтересовался современной лингвистикой, а также семиотикой , которая с конца 1950-х годов начинала приобретать популярность в СССР. В 1960 году на факультете было открыто новое отделение теоретической и прикладной лингвистики , куда А. Е. Кибрик стал ходить на лекции. Там он познакомился и с математиком Владимиром Успенским - одним из основателей отделения, читавшим на нём математические курсы.

Уже дипломная работа А. Е. Кибрика «Спектральный анализ гласных новогреческого языка» (выполненная под руководством Петра Саввича Кузнецова) была посвящена не классической филологии, а экспериментальному исследованию с использованием новейших технологий (правда, единственный спектрометр для анализа речи находился тогда в и был размером со шкаф). Статью на основе диплома он отправил в «Вопросы языкознания », где её приняли к печати, в 1962 году статья была опубликована . Вскоре автору позвонили из редакции журнала и попросили зайти за откликом читателя на его статью. Читателем оказался известнейший математик А. Н. Колмогоров , который сообщал «уважаемому профессору Кибрику», что статья ему понравилась и он хотел бы обсудить её. В результате А. Е. Кибрик сделал доклад на семинаре, который Колмогоров вёл на мехмате МГУ .

Внешние изображения
Лидия Тимошенко. Портрет сына (А. Е. Кибрик). Холст, масло. 1962

В аспирантуру А. Е. Кибрика не приняли, поскольку факультетское начальство сочло его неблагонадёжным - в частности, это было связано с тем, что в студенческие годы он был редактором факультетской стенгазеты, в котором тогдашнему декану не понравились некоторые «подрывные» стихи. Помимо стенгазеты, студент Кибрик прославился ещё и тем, что снял художественный фильм о студенческой жизни. Фильм был без слов (и так и назывался «Нет слов»), его героями были реальные студенты. Одна из сцен изображала лекцию по политэкономии, на которой студенты занимались своими делами. Из-за отказа вырезать эту сцену показ фильма в клубе, находившемся в здании Храма Св. Татианы , был отменён . Сам фильм не сохранился.

А. Е. Кибрик умер в Москве после тяжёлой болезни 31 октября 2012 года . Отпевание прошло в Храме святителя Николая на Трёх Горах . Похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с отцом (участок № 9).

Семья

  • Отец - художник Евгений Адольфович Кибрик
  • Мать - художница Лидия Яковлевна Тимошенко
  • Жена - лингвист, африканист Антонина Ивановна Коваль
    • сын - лингвист Андрей Кибрик
    • дочь - художница Нина Кибрик

Вклад в науку

Работы по прикладной лингвистике, описанию кавказских языков , синтаксису , функциональной и когнитивной типологии , общим проблемам теории языка. Организатор большого количества лингвистических экспедиций по изучению языков (полевая лингвистика), один из лидеров российской школы полевой лингвистики.

Основные труды

Монографии

  • Кибрик А. Е. Модель автоматического анализа письменного текста (на материале ограниченного военного подъязыка) . (Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 3.) М.: МГУ, 1970. - 365 с.
  • Городецкий Б. Ю., Кибрик А. Е., Логахина Л. С. и др. Словари словосочетаний и частотные словари слов ограниченного военного подъязыка . (Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 4.) М.: МГУ, 1971. - 538 с.
  • Алпатов В. М. , Вентцель А. Д., Журинский А. Н. , Кибрик А. Е., Кодзасов С. В. , Поливанова А. К. и др. 200 задач по языковедению и математике . (Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 8.) М.: МГУ, 1972. - 252 с.
  • Кибрик А. Е., Кодзасов С. В. , Оловянникова И. П. Фрагменты грамматики хиналугского языка . (Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 9.) М.: МГУ, 1972. - 380 с.
  • Кибрик А. Е. Методика полевых исследований (к постановке проблемы) . (Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 10.) М.: МГУ, 1972. - 181 с.
  • Kibrik A. The methodology of field investigations in linguistics (setting up the problem) . (Janua Linguarum. Series Minor, 142.) The Hague/Paris: Mouton, 1977. - 130 p. (Англ. пер. монографии 1972 года)
  • Кибрик А. Е., Кодзасов С. В. . Т. 1. Лексика. Фонетика. (Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 11.) М.: МГУ, 1977. - 362 с.
  • Кибрик А. Е. Опыт структурного описания арчинского языка . Т. 2. Таксономическая грамматика. (Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 12.) М.: МГУ, 1977. - 346 с.
  • Кибрик А. Е. Опыт структурного описания арчинского языка . Т. 3. Динамическая грамматика. (Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 13.) М.: МГУ, 1977. - 320 с.
  • Кибрик А. Е., Кодзасов С. В. , Оловянникова И. П., Самедов Д. С. Арчинский язык: тексты и словари . (Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 14.) М.: МГУ, 1977. - 392 с.
  • Кибрик А. Е., Кодзасов С. В. Сопоставительное изучение дагестанских языков. Глагол . М.: МГУ, 1988. - 226 с.
  • Кибрик А. Е., Кодзасов С. В. Сопоставительное изучение дагестанских языков. Имя. Фонетика . М.: МГУ, 1990. - 366 с.
  • Кибрик А. Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания: универсальное, типовое и специфичное в языке . М.: Изд-во МГУ, 1992. - 336 с. (Переиздано: М.: УРСС/КомКнига, 2001, 2001, 2004, 2005, 2012. Серия: Лингвистическое наследие XX века.)
  • Кибрик А. Е., Кодзасов С. В. , Муравьёва И. А. Язык и фольклор алюторцев . М.: Наследие, 2000. - 468 с.
  • Кибрик А. Е. Константы и переменные языка . СПб: Алетейя, 2003. - 720 с.

Редактор и составитель

  • Табасаранские этюды. Материалы Дагестанской экспедиции. 1979. (Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 15.) М.: МГУ, 1972.
  • . Вып.11. Современные синтаксические теории в американской лингвистике. М., 1982.
  • Новое в зарубежной лингвистике . Вып. 15. Современная зарубежная русистика. М., 1985.
  • Моделирование языковой деятельности в интеллектуальных системах. М.: Наука, 1987.
  • Лидия Тимошенко - художник и личность. Живопись. Графика. Дневники. Воспоминания современников. М.: Советский художник, 1991.
  • Эдвард Сепир . Избранные труды по языкознанию и культурологии. (Серия «Языковеды мира ».) М.: Прогресс-Универс, 1993.
  • The noun phrase in the Andalal dialect of Avar as spoken at Sogratl. (Eurotyp working papers. Theme 7: Noun phrase structure. Working paper no. 18.) Konstanz, 1993.
  • Godoberi’s noun phrase. (Eurotyp Working Papers. Theme 7: Noun phrase structure. Working paper no. 21.) Konstanz, 1994.
  • Godoberi. (Lincom Studies in Caucasian Linguistics, 02.) München/Newcastle, 1996.
  • Элементы цахурского языка в типологическом освещении. М.: Наследие, 1999.
  • Багвалинский язык. Грамматика, тексты, словари. М.: Наследие, 2001.
  • Лидия Тимошенко. Реальность других измерений: дневники, письма, воспоминания. М.: Прогресс-Традиция, 2004.
  • Малые языки и традиции: существование на грани. Вып. 1. Лингвистические проблемы сохранения и документации малых языков. М.: Новое издательство, 2005.
  • Малые языки и традиции: существование на грани. Вып. 2. Тексты и словарные материалы. М.: Языки славянской культуры, 2008.

Примечания

Ссылки

  • Профиль Александра Евгеньевича Кибрика на официальном сайте РАН
  • Личная страница и мемориальная страница на сайте ОТиПЛ филологического факультета МГУ
  • Личная страница на сайте
  • Некролог на сайте филологического факультета МГУ
  • Некролог на сайте LINGUIST List (англ.)
  • Потери: В. Плунгян, Г. Крейдлин, М. Кронгауз об А. Е. Кибрике («Троицкий вариант », 6 ноября 2012 г.)