Фабрики по производству елочных украшений из стекла. Как открыть свой бизнес по производству елочных игрушек

«Фабрика елочной игрушки» - настоящее сказочное королевство. Здесь живут непохожие друг на друга зимние волшебники из заморских стран, есть тайные ходы, алхимическая лаборатория, мост исполнения желаний и даже своя собственная снежная туча. Но мы хотим рассказать вам не обо всех чудесах, а только о том, что интересно «Квартблогу» больше всего – о елочных игрушках.

Музей фабрика елочных игрушек в Сокольниках

Чтобы попасть в мир игрушек, нужно сначала пройти по улочкам рождественского городка. Здесь уже все готово к празднику: светятся фонарики, мигают гирлянды, беззаботная молодежь кружит на катке… Случайный прохожий может провести здесь добрый час, разглядывая все детали и подробности уютного быта, ведь этот городок был создан голландской компанией Lenax специально для этого.

Из игрушечного городка мы вышли в по-настоящему волшебном настроении, и оказались в сердце музея, в сокровищнице, где хранятся елочные игрушки.

У елочной игрушки в России была сложная судьба. Массово украшать домашние ёлки у нас начали в последние десятилетия XIX века, повторяя европейскую моду. Шары тогда были тяжелыми, стеклянные игрушки – невероятно дорогими, так что на рождественских деревцах обычно красовались украшения из картона или из ваты, накрученной на проволочный каркас. В моде был, например, «дрезденский картонаж» – игрушки, склеенные из двух выпуклых картонных половинок, покрытых красой и фольгой (видимо, они и были прародителями знакомых всем нам серебристых картонных рыбок и петушков).

Эпоха «Нового года – Рождества» закончилась скоропостижно, в конце 1920-х годов. Праздничный день сделали рабочим и даже частное празднование рождества фактически запретили.

Главный зимний праздник вернулся лишь в 1935 году, но его характер полностью поменялся. Вместо Рождества решено было праздновать светский Новый год. Поменялись и игрушки: больше никаких религиозных символов. Вместо ангелочков – солдаты, вместо Вифлеемской звезды – алая пятиконечная.

«Это была идеология. Елочные игрушки не должны были отражать религиозные мотивы, западные веяния. Постепенно стали делать упор на воспитание патриотического духа, и каждую игрушку утверждали только если она несла определенную информацию. Доходило даже до того, что во время войны с Испанией выпустили шар с изображением двух самолетов: русского и испанского, подбитого».

По советским игрушкам, действительно, с легкостью можно изучать историю. Например, говорят, что бусы из стекляруса (и очень по-конструктивистски выглядящие наборные игрушки-конструкторы из него же) клинских мастеров научили делать пленные немцы. Кстати, первые елочные игрушки в нашей стране появились именно в Клину, где с середины XIX века работал стекольный завод, на котором делали бутылки, аптечные склянки и прочие полезные вещи.

«Оттепель» принесла свою моду на елочные украшения. В них стало меньше патриотической пропаганды, зато появилась пропаганда сельскохозяйственная. История словно сделала оборот по спирали, и вместо рождественских лакомых яблок, орехов и сахарных роз среди хвои заблестели простые советские герои – огурцы, груши и зеленый горошек. Правила бал, конечно, царица полей кукуруза.

Попала в этот тренд и серия стеклянных персонажей книги «Приключения Чиполлино», выпущенных на рубеже 50-х – 60-х годов, после перевода этой книги на русский язык. Они стали частью большой серии игрушек на прищепках, которые в советское время можно было найти на любой елке.

Технологии не стояли на месте, и игрушкам приходилось шагать в ногу со временем. В 70-х – 80- х годах их стали делать с использованием алюминия, пластмассы, поролона...

Тяжелая чугунная «шкатулка» на фотографии, резко контрастирующая с хрупкостью украшений, – это форма, с помощью которой делались и делаются фигурные елочные игрушки. Раскаленный конец стеклянной трубочки помещается в форму, она закрывается, и мастер выдувает Деда Мороза или праздничный фонарик.

В музее хранится богатая коллекция современных игрушек от разных фабрик. Да-да, украшения до сих пор из производят вручную в России и странах СНГ, а не только на конвейерах в Китае! Более того, у каждой фабрики – свое лицо, свой излюбленный стиль.

Вот пензенские елочные шары с ручной росписью и декорированные объемной пастой. Нижегородская «Ариэль», наоборот, любит формовую игрушку. Старейшая, клинская фабрика «Елочка» хранит традиции и выпускает вогнутые шары, звенящие колокольчики и ретро-коллекции.

Впрочем, юным посетителям музея больше всего нравятся игрушки чешских мастеров: стеклянные мобильники, пакета молока, гамбургеры и другие признаки современности. Чем не продолжение советской традиции, только уже без идеологии?

Есть среди игрушек и настоящие шедевры, точнее – копии шедевров. Коллекцию «Santa Hermitage » придумали на клавдиевской фабрике. Каждый шар расписан художником вручную и существует в единственном экземпляре.

Как же раскрашивают елочные игрушки и, главное, как шары становятся зеркальными? Ответ ждал нас в маленькой алхимической лаборатории. Здесь при нас произошло настоящее чудо: в прозрачный шар-заготовку капнули три вида жидкости, немного его покрутили, облили горячей водой и… шар стал зеркальным! Нам так и не сказали, что это за волшебные эликсиры смешиваются в шаре, но интернет подсказал: драгоценным налетом покрыла шар реакция «серебряное зеркало». Как рассказали в музее, это нужно не только для украшения, но и для укрепления шара.

Химия не всемогуща – изящные рисунки на поверхности шара с ее помощью создавать пока не научились, здесь по-прежнему нужны талант и мастерство художника.

В небольшой мастерской работают три помощницы Деда Мороза. Вера рисует зайчика. План на сегодня – восемь таких игрушек. «Шарами я начала занимать недавно, а раньше занималась много чем другим, но все было связанно с росписью. Расписывала деревянные грибочки, которые продаются на Вернисаже в Измайлово... Устаешь от одного, хочется переключиться», – рассказывает Вера. Объясняет технологию: наносится рисунок художественными акриловыми красками. Задача на сегодня - сделать восемь шаров, но сколько уходит на один, сказать сложно: они создаются параллельно. Сначала на всех вписывается один элемент, потом второй, третий…

«Сейчас мы заканчиваем год, потом целый февраль будем разрабатывать новые коллекции. Директора их утверждают, и мы запускаем их в работу. Целый год мы работаем», – рассказывает главный художник фабрики Ольга Нелипа.

Сама Ольга создает очень необычные шары – фактурные, сочные. Чтобы сделать такие, нужно работать не только кистью, но и мастихином, а на сферической поверхности это не так-то просто.

«Безусловно, мы следим, что сейчас в моде, какой цвет... Но каждый художник смотрит по какому-то собственному, внутреннему миру, чего ему хочется. Мне, например, сейчас хочется лета, и я вторую неделю сижу и прорисовываю летние мотивы». По признанию Ольги, кроме их фабрики никто таких фактурных шаров не делает. Они продаются тут же, в магазинчике при фабрике, и стоят 700 рублей, но разлетаются как горячие пирожки, только успевай делать.

Покупатели вообще любят все необычное. Многие покупают пейзажи или шары с декором объемной пастой.

Мы осмеливаемся спросить: а не пропадает ли от такой работы новогоднее настроение? «Болезненный вопрос, – улыбается Ольга. – Да, чувство праздника притупляется, круглый год у нас Новый год». Но все же художникам здесь нравится: интересная работа, веселая команда профессионалов (у всех мастериц есть художественное образование) и полная свобода творчества. В конце концов, кто-то же должен пожертвовать остротой праздничного настроения, чтобы сотни посетителей музея и те, кому потом подарят расписанные вручную игрушки, смогли им насладиться! В мастерской нам рассказали, что по просьбе покупателей могут сделать на шарике надпись, а если договориться заранее, то заказать можно и оригинальное изображение.

После мастерской мы еще надолго остаемся в магазинчике. Еще бы – оказывается, здесь можно купить те самые волшебные голландские домики, да еще и за весьма сносную цену – от полутора до трех тысяч рублей. Оторваться от них, пока не прочтешь все вывески, не заглянешь во все окошки и не рассмотришь всех обитателей этого выдуманного мира, застывших в очаровательных или забавных ситуациях, решительно невозможно!

…А за порогом музея нас встретил настоящий рождественский снегопад! Белые хлопья степенно падали в свете фонарей, оставаясь пушистым покрывалом на лапах сосен, на черных ветвях деревьев, на дорожках парка. Мы улыбались, замерев, и были счастливы, словно дети накануне Рождества.

Текст: Дарья Мышленникова
Фотографии: Вероника Грицай

Рынок новогодних товаров имеет определенную специфику. Производство елочных игрушек не требует наличия дорогостоящего и технически сложного оборудования, зато оно невозможно без квалифицированных кадров.

Специалистов своего дела зачастую найти довольно проблематично, что создает дополнительные сложности. Тем не менее, несмотря на факторы, отпугивающие инвесторов, рентабельность такого бизнеса достаточно высока. Как происходит изготовление елочных игрушек? Каких затрат потребует эта деятельность? Как грамотно организовать дело и занять на рынке пустующую нишу? Об этом читайте в статье.

Сезонный или несезонный бизнес?

Новогоднюю атрибутику люди покупают непосредственно перед праздниками, поэтому старт продаж елочных игрушек должен приходиться на сентябрь, никак не раньше. Получается, что этот бизнес сезонный? Не совсем так. Да, действительно, основную долю прибыли вы будете получать в последние три-четыре месяца года, однако изготовление стеклянных шаров и других елочных украшений осуществляется весь год без перерыва. На протяжении всех двенадцати месяцев мастера трудятся, стараясь произвести как можно больше игрушек. А в конце года изделия раскупают, словно горячие пирожки, что обеспечивает вас хорошей прибылью.

Но нужно учитывать один нюанс. В течение рабочего периода вам придется погашать арендные и коммунальные платежи, платить заработную плату сотрудникам, осуществлять закупку сырья и материалов за свой счет, то есть необходим достаточно большой стартовый капитал. Зато в конце года все вложения вернутся с лихвой.

К вопросу о конкуренции

Многие предприниматели опасаются заниматься таким бизнесом, потому как считают, что в нем существует огромная конкуренция. На самом деле это заблуждение. Да, все магазины и уличные торговые точки перед Новым годом завалены елочными украшениями, поэтому кажется, что новичкам там места просто нет.

В действительности же отечественных производителей данной продукции можно насчитать всего несколько десятков, примерно столько же действует и оптовиков, осуществляющих реализацию товара. При этом основную долю изделий компании экспортируют за границу (у некоторых на экспорт идет до 90 процентов продукции).

Откуда же тогда на полках магазинов такое разнообразие новогодних игрушек? Дело в том, что большинство елочных украшений мы импортируем из Китая. Одна крупная отечественная фабрика в год может выпустить не более трехсот-пятисот тысяч единиц продукции. В целом на рынок ежегодно поступает пятнадцать-двадцать миллионов игрушек российских производителей, что составляет менее 40 процентов рынка.

Все остальные товары поставляются из Китая. Производство елочных украшений в этой стране поставлено на поток, однако большинство изделий изготавливаются из пластика, соответственно, не отличаются хорошим качеством. Но и стоят такие игрушки дешевле, нежели стеклянные.

Оценка перспектив

Конкурировать с китайской продукцией из-за ее дешевизны довольно сложно, но возможно. Российские новогодние украшения имеют высокую тонкость исполнения, отличное качество, отличаются уникальностью и разнообразием дизайна. Сейчас отечественные производители активно внедряют новые технологии, автоматизируют некоторые этапы производства, что позволяет чаще обновлять ассортимент в соответствии с модными тенденциями новогоднего декора.

Такие инновации потребителями воспринимаются весьма положительно – люди устали от некачественных штампованных изделий и хотят видеть на елке классические, знакомые с детства винтажные игрушки и стеклянные шары. Поэтому хотя на рынке новогодних украшений по-прежнему преобладают импортные товары, для расширения и развития отечественного производства имеется значительный потенциал.

Изготовление елочных игрушек

Как уже говорилось, для создания таких изделий не требуется значительного технического оснащения. Ведь практически весь процесс производится вручную. Затраты на оборудование составят порядка пятидесяти-ста тысяч рублей, столько же нужно будет потратить на материалы и сырье. Особое внимание уделите состоянию помещения: оно должно иметь хорошую вентиляцию, потому как большая часть работы подразумевает использование высоких температур. Поэтапно расскажем о том, как осуществляется производство елочных игрушек.

Продувка

Сначала стеклодувы с помощью газовой горелки из стеклянных трубок выдувают шары. Такая работа требует сноровки и предельной аккуратности. Опытные мастера используют минимальное количество материалов и приспособлений и на глаз подбирают нужный размер стеклянной трубки, оптимальный огневой режим, определяют момент вдувания воздуха и равномерность вращения. А допустимая погрешность (только представьте!) составляет лишь 0,2 миллиметра.

Как из надувного шарика сделать игрушку-фигурку? Для этого применяются специальные клещи-формы. Нужно, чтобы шар имел очень тонкие стеклянные стенки, а добиться этого достаточно сложно, потому что стекло быстро остывает, вследствие чего внутри изделия создается напряжение.

Производство елочных игрушек невозможно без привлечения квалифицированных и опытных стеклодувов, поэтому заранее займитесь поиском подходящих специалистов. Так как работа практически полностью ручная, производительность не будет высокой – один мастер может выдать всего 200-250 шаров в день. От того, какой объем продукции вы хотите выпускать, будет зависеть число стеклодувов, которых потребуется нанять. В регионах зарплата таких специалистов начинается от пятнадцати тысяч рублей.

Металлизация

Охлажденные стеклянные заготовки помещают в емкости с реактивами, где они (для придания блеска) покрываются тонким слоем металла (алюминия или серебра). Внутрь изделий впрыскивается специальный состав (например, аммиак, окись серебра и дистиллированная вода), после чего они помещаются в ванны с горячей водой, под воздействием которой возникает реакция, и на стенках осаждается серебро.

Покраска и сушка

Производство елочных игрушек продолжается в цеху окраски, куда они поступают после металлирования. Здесь осуществляют первичную фоновую покраску шаров. Делать это нужно при постоянном вращении изделий, чтобы воздух не проник под слой краски. В противном случае появятся пузырьки, и покрытие будет испорчено. Игрушки окрашивают нитроэмалями, нитролаками и иными материалами.

При лакировании и подборе красок применяется метод творческого варьирования, в результате каждое изделие получается неповторимым и уникальным. Можно осуществлять лакирование елочных шаров в емкостях с лакокрасочными материалами или в кабинах с вытяжкой. Но в этом случае процесс тоже производится вручную - игрушки постепенно погружают в краску, одновременно вращая, чтобы воздух не остался под пленкой.

После лакировки изделия устанавливают вертикально во избежание затекания в заполненные опилками и песком лотки сушильной камеры. Затем вручную при помощи ветоши с лакирующего декоративного слоя удаляются остатки опилок, песка, и стеклянные игрушки отправляются к художникам для итогового оформления.

Разрисовка

Этот этап, как и предыдущие, подразумевает использование ручного труда. Художники-оформители точно знают, как делать украшение из шаров необыкновенной красоты. На изделие наносят рисунок, при необходимости покрывают его блестками. Разрисовывание игрушек – процесс еще более трудоемкий, чем выдувание шаров, поэтому скорость работы художников ниже, чем стеклодувов. В день один мастер производит 50-100 изделий.

После того как рисунок нанесен, от украшения отрезают кончик и на это место надевают колпачок с петелькой. Все, игрушка готова!

Упаковка

Особое внимание уделите тому, во что будут упаковываться изделия. Зачастую производители работу по изготовлению картонных декоративных коробок передают подрядчикам. Но оптовики часто жалуются на то, что ни одна партия не доходит до розничных продавцов в сохранности, потому как многие игрушки в процессе транспортировки бьются. Конечно, это негативно скажется на вашей репутации, поэтому разработайте безопасную упаковку, даже если это несколько увеличит себестоимость изделий.

Нюансы

Как уже было сказано, расходы на производство елочных шаров и стеклянных фигурок вам придется покрывать из собственного кармана или за счет кредита, поскольку оптовые продажи начинаются не ранее сентября. Многие компании используют заемные средства, а затем, по мере реализации товара, возвращают займы. Конечно, это влечет за собой определенные риски. К тому же цены на новогодние украшения нельзя значительно завышать, иначе ваша продукция не сможет конкурировать с дешевыми китайскими изделиями.

Тем не менее, возможности для увеличения доходов есть. Так, одни бизнесмены пытаются работать на экспорт, другие организуют для всех желающих платные экскурсии по фабрике, в ходе которых можно понаблюдать за процессом изготовления игрушек и даже самостоятельно попробовать создать стеклянный шедевр. Дерзайте - и все получится! Удачи!

Изготовление стеклянной ёлочной игрушки - дело тонкое. Фабричное производство стеклянных ёлочных украшений в России началось в 1848 году, когда князь Меньшиков открыл в своём имении Александрово стекольный завод (ныне находится в городе Высоковск Клинского района). Изначально на нём производили посуду, аптечные пузырьки, лампы. Когда из Европы в Россию пришла мода украшать рождественское дерево игрушками, завод стал выпускать стеклянные бусы .

5 любопытных фактов о российской ёлочной игрушке

Традиционное российское ёлочное украшение - длинные стеклянные бусы (гирлянды)

Многие ошибочно считают, что традиционное ёлочное украшение в России - шар. Но история стеклянных ёлочных украшений на Руси начинается именно с бус.

Крестьяне, освоив ремесло на заводе Меньшикова, часто изготавливали дома кустарным способом пуговицы, серьги и бусы. Такие вещи называли «пустяшными».

Раньше ёлочные игрушки делали дома на керосиновой горелке

В городских архивах Клина был найден документ о том, что в 1887 году мастер Векшин Яков Иванович, работая на стекольном заводе князя Меньшикова, выучился искусству выдувать бусы. Затем он ушел с завода и организовал свое дело.

Кустарное производство обычно устраивали в избах. Для этого каждый мастер хранил в доме кружку-горелку диаметром 15 см. Внутрь такой кружки набивали паклю, делая из неё фитиль. Вниз наливали керосин. Затем поджигали паклю. Огонь раздували большими мехами.

Стеклянные трубки для домашнего производства мастерам приходилось покупать на заводах. Стекло,из которого кустарщики выдували украшения, делали из кварцевого песка. Температура плавления такой трубки была около 1710°С. Используя самодельную керосиновую горелку невозможно было достигнуть высокой температуры. Поэтому у мастеров не получались изящные игрушки и бусины.

Первые бусы были похожи на камни

Елочные гирлянды, которые изготавливают на современном предприятии, почти ничего не весят. Стекло настолько тонкое, что может треснуть, если сжать ёлочные бусы в кулаке.

В старые времена бусы получались тяжёлыми, с толстыми стенками и неровными краями, что было связано с тугоплавкостью стекла в домашних условиях. Гирлянды больше напоминали камни. И гремели они подобно гальке, брошенной на землю.

Поэтому промысел по изготовлению бус получил название камушковый. Разбить или покарябать такие изделия было практически невозможно.

В России нет учебного учреждения, где учат на мастеров-стеклодувов

Большинство из мастеров, которые работают на заводе - это потомственные стеклодувы. Опыт и навыки они получили от своих отцов и матерей. Эта традиция зародилась в XIX век и сохранилась по сей день.

Все желающие выучиться на стеклодувов обязательно проходят обучение на заводе. Стажировка длится полгода, после чего новый мастер приступает к изготовлению игрушек.

Самая большая игрушка, которую выдувает мастер на заводе «Ёлочка», достигает в диаметре 11,5 см, самая маленькая - 3 см

Игрушки производят такого размера, чтобы они хорошо смотрелись на ёлках в типовой квартире. Слишком большие шары неудобно вешать на рождественское дерево, поэтому завод их не выпускает.

Как делают ёлочную игрушку сегодня

Сегодня завод в среднем выпускает до миллиона игрушек в год, которые расходятся по России и странам ближнего зарубежья. «Ёлочка» относится к предприятиям народного промысла , так как многие технологии традиционного ремесленничества XIX века здесь сохраняются до сих пор.

Процесс изготовления современной ёлочной игрушки можно разделить на 5 главных этапов:

Выдувание

Выдувание игрушек происходит из длинных стеклянных трубок. Мастер держит трубку за «усики», разогревает её, постоянно вращая над огнем газовой горелки. Это необходимо для того, чтобы стекло равномерно нагрелось. Температура на языках пламени доходит до 1000°C. После того как материал становится пластичным (это определяется на глаз), мастер начинает дуть в трубку. В зависимости от силы дыхания, получаются шары или другие игрушки свободной выдувки (грибочки, матрешки, снеговики, макушки).

Формовые игрушки (избушки, лисички, зайчики и другие) сделать сложнее. Мастер так же разогревает трубку, а затем, дождавшись нужного момента, кладет пластичное стекло в металлическую форму, плотно закрывает ее и дует в свободный конец трубки. Стекло равномерно распределяется по металлу и принимает нужную форму. Делать это надо очень быстро, так как стекло остывает почти мгновенно.

Производство находится в полной темноте, мастера работают в наушниках, так как от газовых горелок идет постоянный шум. Все манипуляции со стеклом совершаются только с помощью огня и человеческого дыхания.

Самые сложные в изготовлении - монтажные игрушки (самовар, чайник). В них нужно с помощью огня припаивать одну стеклянную детальку к другой.

Металлизация

На следующем этапе производства игрушкам придают зеркальный блеск. Этот процесс называется металлизацией. Заготовки надевают на металлический каркас, сверху на него подвешивают фольгу. Затем все это отправляют в огромную вакуумную установку, похожую на бочку. Из установки откачивают воздух, после чего пускают по тонкой вольфрамовой проволоке ток. От этого фольга начинает плавиться, попадает на специальный испаритель и быстро превращается в алюминиевый туман. Буквально за 20 секунд туман оседает на холодное стекло и равномерно покрывает его плёнкой алюминия. За день на одной установке металлизируют больше 3 тысяч игрушек.

До Нового года остались считанные дни, и все с нетерпением ждут приближения самого любимого праздника. Дети пишут письма Деду Морозу, взрослые закупают подарки и думают о том, где и как будут проводить Новогоднюю ночь. Одним из самых интересных событий в новогодние праздники может стать поездка на фабрику елочных игрушек. Таких фабрик в регионе несколько. Мы советуем посетить старейшую из них — фабрику в Высоковске, но для начала заглянем в соседний Клин.

Если вы обожаете скученность, толпы народа, череду школьников из 3Б, 5А и 4Г, то канун Нового года — это самое время, чтобы ехать на фабрику елочных игрушек. Ну а если вам больше по нраву спокойствие и умиротворенность, то лучшее время для поездки — это лето. Но волшебство момента тогда будет утрачено. Впрочем, выход есть: вставайте пораньше и приезжайте прямо к открытию — к 9 утра.

Наша первая остановка — это выставочный комплекс «Клинское подворье». Здесь работает самый большой в России музей ёлочной игрушки. Паркуемся у домика в псевдорусском стиле и слезно просим администратора присоединить нас к какой-нибудь экскурсионной группе. Даже рано утром группы идут плотным потоком. Охранник сообщает нам, что сегодня будет более 40 автобусов со школьниками. Администратор управляет группами при помощи мегафона, у нее это получается мастерски — никто не теряется, все организовано на высшем уровне.

Нас прикрепляют к группе третьеклассников из Мытищ. Надо отметить, что дети ведут себя гораздо лучше сопровождающих их родителей. Экскурсовод начинает свой рассказ.

Впервые новогоднюю ель поставили в 1510 году в Риге. В Средние века речи об украшении новогоднего дерева стеклянными игрушками не шло. Слишком дорог был этот материал. Лесную красавицу наряжали засахаренными розами и яблоками. В ту пору Рига находилась под влиянием немецкого Тевтонского ордена. Германия и поныне является законодателем мод в области новогодних украшений.

Как известно, указ об отмечании «новолетия» первого января подписал еще Петр I в 1700 году. Но россияне не торопились тащить в дом ель. Темный еловый лес страшил наших предков, они считали ель символом смерти.
По прошествии ста с небольшим лет великая княгиня Александра Федоровна решилась установить праздничную ель в своих покоях. А в 1828 году она же организовала первую «детскую ёлку». Мода распространялась неспешно. Прошло целых 20 лет прежде чем ёлки из императорских дворцов перекочевали в дома дворян.

в русских домах принят обычай немецкий… украшают… деревцо как только возможно лучше, цветами и лентами, навешивают на ветки вызолоченные орехи. Красненькие, самые красивые яблоки, кисти вкусного винограда… всё это освещается множеством восковых свеч, прилепленных к веткам, а иногда и разноцветными фонариками

Примерно в это же время начали устраивать и публичные елки, например, в зданиях вокзалов. Елки устраивались в гимназиях и школах, несмотря на настороженное отношение Православной церкви, которая видела в этом проявление языческих обрядов.

В 1929 году в СССР отменили празднование Рождества. А новогодняя елка стала считаться буржуазным обычаем. Но продлился такой запрет не долго. Уже в 1935 году вышла статья в газете «Правда», призывающая комсомольцев организовывать праздники для детишек во всех городах и колхозах страны.

Именно в это время в СССР начинается массовое производство новогодней игрушки. Самыми массовыми и дешевыми были картонажные игрушки. Библейские сюжеты заменяются на героев русских сказок, а Вифлеемская звезда — на пятиконечную советскую звезду с серпом и молотом.

Специальные инструкции описывают сценарии новогодних праздников, выпускаются соответствующие маски.

По елочной игрушке можно изучать историю страны. В 1936 году в советских кинотеатрах выходит фильм «Цирк». Фильм понравился и народу, и Сталину. Тут же появляются елочные игрушки из папье-маше, изображающие цирковых персонажей.

Тогда же в СССР активно развивается авиация и воздухоплавание. На новогоднюю ель вешают парашюты, дирижабли и самолеты.

Через 20 лет выходит другой хит — «Карнавальная ночь» с Людмилой Гурченко. Песня «Пять минут» становится всенародно любимой. И в продажу поступают елочные игрушки на тему часов, отсчитывающих минуты до наступления Нового года.

Конечно же выпускаются игрушки в костюмах народов СССР.

В 1960-х годах Юрий Гагарин становится первым человеком, поднявшимся в космос, Валентина Терешкова — первой женщиной-космонавтом, а Алексей Леонов впервые выходит в открытый космос. Все эти исторические события находят отражения не только в официальной пропаганде, но и на новогодней елке.

В музее постарались воспроизвести интерьер советской квартиры, украшенной к Новому году. Обязательные гирлянды-бусы, звезда из оргстекла. Телевизор «КВН», лыжи у стенки…

Одним из новогодних атрибутов является балет «Щелкунчик». В канун 2014 года его ставят Большой театр и Театр Станиславского, а также несколько менее известных трупп. Последние годы своей жизни Петр Ильич Чайковский провел в своей усадьбе в Клину. Именно здесь композитор и сочинил свой знаменитый балет. Конечно, в музее есть специальная елка, посвященная Чайковскому и Щелкунчику.

Как мы уже упоминали, законодателем новогодней моды является Германия. А там, где мода, там и дизайнеры, модели, подиум, дефиле. У высоковской фабрики есть свои дизайнеры, их работы не раз становились победителями международных дефиле рождественских елок.

Новогодняя коллекция этого года посвящена сказке Золушка. А если быть точным, то ее экранизации, созданной на «Ленфильме» в 1947 году. Самая маленькая елочка — это ученик Феи, тот самый, которой произносит знаменитую фразу «Я не волшебник, я только учусь». За ним стоит Золушка в бальном платье, а позади нее — добрая Фея.

Коллекция Дедов Морозов и Снегурочек. Кажущийся нам исконно русским Дед Мороз стал приходить к детям на елку лишь перед самой революцией. А окончательно его образ сформировался уже в советское время, в тридцатых годах. Свою внучку, Снегурочку, добрый зимний волшебник представил публике лишь в 1937 году, тогда она была еще совсем маленькой девочкой, но со временем подросла и стала вечно юной девушкой уже в послевоенное время.

Заканчивается экскурсия в зале, где стоит огромная 10-метровая ель.

Здесь к гостям подворья приходит Дед Мороз. Дети с радостью помогают зажечь огоньки на елке, водят хоровод, а потом все — и дети и взрослые — загадывают желания. Чтобы они исполнились, нужно обязательно подержаться за посох с закрытыми глазами.

После экскурсии желающие могут пройти мастер-класс по росписи новогодней игрушки.

Фантазировать можно как угодно. Но если муза все не приходит, то можно взять готовую инструкцию и сделать рисунок по шагам. Очень приятно будет повесить у себя дома собственноручно расписанную игрушку.

Если одной игрушки вам маловато или результат далек от ваших ожиданий, то можно пройти в магазин елочной игрушки. В 2013 году игрушки фабрики «Елочка» можно купить в самом центре Москвы, ГУМе на месте центрального фонтана. Но в Клину вы купите елочные игрушки в полтора-два раза дешевле. Здесь продаются как наборы, так и отдельные шары, пики и прочие украшения. В магазине принимают платежные карты.

Во время экскурсии гости Клинского подворья проходят через помещения, где работают стеклодувы и художницы. Но чтобы по-настоящему познакомиться с процессом создания новогодней игрушки, надо ехать на производство — в Высоковск. Это следующий пункт нашей поездки. Между тем неплохо было бы подкрепиться.

Где поесть в Клину

С общепитом в Клину никаких проблем нет. В радиусе километра от Клинского подворья есть и представители известных американских фаст-фудов, и местные заведения. При посещении различных мест мы придерживаемся принципа «поддерживай местных», чего и вам советуем. Поэтому на обед мы отправились в кофейню «Копакабана» (улица Гагарина, дом 6). На наш взгляд, еду здесь готовят без изысков, но быстро. На втором этаже некурящая зона. Цены невысокие. Чайник чая — 130 рублей, столько же стоит кофе По-Венски. Тарелка супа — 80-100 рублей, блинчики — 70-80, спагетти — 150-200.

Фабрика в Высоковске

Подкрепившись, продолжим наше новогоднее путешествие и едем на фабрику елочной игрушки в соседний город Высоковск. Ехать недолго, примерно 15 километров. Дорога проходит по участку Клинско-Дмитровской возвышенности, для которой характерны наибольшие перепады высот вблизи Москвы, а следовательно, живописна в любое время года.

И вот мы у ворот фабрики. Народу здесь поменьше, чем в Клину, и работники уделяют нам больше внимания. Открывают ворота фабричной парковки и разрешают удобно припарковаться. Неожиданно и приятно. Начинаем осмотр.

До середины девятнадцатого века стеклянные елочные игрушки завозились в Россию из Германии, своего производства в нашей стране не было. В 1848 году князь Меньшиков получил разрешение на открытие стекольного производства в своем имении под Клином. Этому способствовали находящиеся здесь богатые залежи кварцевого песка. Завод выпускал, в основном, бутылки и лампы.

Предприимчивые крестьяне быстро переняли секреты стекольного производства и открыли в своих избах кустарное производство стеклянных изделий. В кустарных условиях было легко производить маленькие изделия, такие как бусы или серьги. Именно бусами и любили украшать рождественские ели. Технология производства за 150 лет не сильно изменилась. Исходный материал для создания изделия — это стеклянная трубка, которая называется стеклодрот. Трубка разогревалась в горелке, жар в которой создавался при помощи мехов. Ставшее пластичным стекло затем или выдувалось, или принимало форму в специальных небольших прессах, похожих на щипцы.

Мастерство стеклодувов передавалось из поколение в поколение. Наиболее предприимчивые и удачливые крестьяне создавали мастерские, в которых работали наемные рабочие. Именно поэтому высоковскую елочную игрушку можно отнести к .

После революции промысел не исчез, а наоборот, стал расти. Мастера-стеклодувы объединялись в артели. Для их профессиональной подготовки в одном из окрестных сел открыли училище, в котором готовили специалистов по созданию медицинской аппаратуры и елочных игрушек.

Журнал «Советская игрушка» писал в 1936 году:

Клинский район Московской области с давних пор был сосредоточением кустарей — стеклодувов. Отсюда на рынок (если не считать небольшой доли импортируемых из Германии) выбрасывалась вся масса ёлочных украшений из стекла. Стеклодув — игрушечник вырабатывал продукцию на дому, этим обычно занималась вся семья, по наследству передавалось искусство стеклодува…

А к 80-м годам артели и небольшие производства Клинского района объединились в предприятие «Ёлочка». Пройдя через перестроечный кризис, после приватизации предприятие не закрылось, продолжило выпускать елочные игрушки. В 2002 году клинские стеклодувные традиции были отнесены к народным промыслам, а в 2008 открылось Клинское подворье, где мы уже побывали.

В здании фабрики действует небольшой музей. Здесь тоже можно ознакомиться с традиционной советской елкой.

Посмотреть на самые модные в этом сезоне елочки.

В музее представлен ассортимент продукции разных периодов, начиная с 1930-х годов и заканчивая современными. Наверное, многие с детства помнят наборы «овощных» елочных игрушек. Представьте, что и в них прослеживается история страны, во времена Хрущева в наборе кроме традиционных огурцов и морковок появилась кукуруза.

Но самое интересное на фабрике, конечно же, — производство. Это и есть цель нашего визита, но к сожалению, фотографировать в цехах запрещено.

В Новый год случаются чудеса, в цехах вырастает елка в расцветке государственного флага, а у нас в памяти фотоаппарата появляется несколько снимков. Кстати, в левой нижней части снимка лежат те самые стеклодроты, которые превращаются в шары и другие елочные игрушки.

Цех, где работают стеклодувы. Технология за 150 лет не очень изменилась. Вот только вместо мужчин на производстве работают одни женщины, вместо мехов — газ и вместо печной трубы появилась принудительная вытяжка. От горелок и вытяжек в цеху очень шумно. Когда-то от шума защищались берушами, теперь же у всех наушники и приятная музыка.

Пожалуй, главное технологическое новшество — цех металлизации. Прозрачный стеклянный шар помещается в специальный бак. Туда же помещают вольфрамовые проволочки, на которые нанизана алюминиевая пищевая фольга (в точно такую же фольгу упаковывают шоколадки). Затем бак закрывают, откачивают воздух, создавая тем самым вакуум, и подают напряжение на вольфрамовые проволочки. Фольга плавится, и в баке создается аллюминиевый туман, который оседает на шарах, делая их блестящими.

Готовые шары, а также игрушки других форм, поступают в цех, где их окунают в нитрокраску, тем самым окрашивая основу. В цехе росписи художницы вручную расписывают игрушку. А чтобы создать эффект снега или позолоты — посыпают белыми, золотыми и другими посыпками.

Посмотреть как делают елочную игрушку можно в этом видеоролике (© «Вести Москва»).

На фабрике, как и в Клину, можно принять участие в мастер-классе. Игрушку для росписи вам дадут точно такую же, но рабочее места здесь более просторные. Если вы забыли оплатить мастер-класс маленькому ребенку, но он хочет творить — попросите у сотрудников какую-нибудь бракованную игрушку. Поверьте, брак будет заметен только профессионалам, а ребенок будет доволен. Если вам понравилось, то здесь же можно купить набор из четырех шаров и спокойно расписать их дома.

Связаны с елкой и хрупкими стеклянными украшениями на ней. Это самые приятные воспоминания из детства.

К сожалению, современные елочные игрушки, преимущественно китайского производства, изготовленные из пластика или пенопласта, перестали быть хрупкими. Они уже не вызывают того трепетного чувства, когда дрожащими руками вешаешь украшение на елку, стараясь не разбить его. Но благодаря работе отечественных стеклодувных заводов, популярность стеклянных игрушек в России начинает возрождаться, а их продукция становится все красивее и интереснее.

История появления елочных украшений из стекла

Родиной стеклянных елочных игрушек считается Германия. Именно здесь в XIX веке в городе Лауша был изготовлен первый в мире шар в форме яблока. Выбор был неслучайным. Для Тюрингии 1848 год оказался неурожайным, и яблок удалось собрать совсем немного. Поэтому местные стеклодувы решили изготовить стеклянные фрукты, после чего удачно распродали их на ярмарке. С этого времени было организовано серийное производство игрушек для украшения ими елей и домов накануне празднования Рождества и Нового года.

В этом же 1848 году в России был открыт первый стеклодувный завод, на котором крепостные изготавливали посуду, бутылки и другие изделия. Место его расположения - Московская область, город Клин. Во время войны завод был почти полностью уничтожен, но к началу 50-х годов силами местных жителей достигнут довоенный уровень производства.

Стеклянные елочные игрушки продолжают выпускаться и сегодня на фабрике «Елочка», но уже в соседнем населенном пункте - Высоковске. Недалеко от местонахождения бывшего завода действует единственный в России музей «Клинское подворье».

Технология производства

На большинстве фабрик, которые работают сегодня в России, игрушки изготавливаются вручную. Процесс этот довольно трудоемкий.

Первый этап производства начинается в стеклодувном цеху. Исходный материал для изготовления игрушки - стекло в виде тонких трубок длиной около 50 сантиметров. Дальше она разогревается до температуры 1000 градусов и выдувается с помощью легких работника. В результате получается прозрачная стеклянная игрушка, которой еще надо остыть перед тем как отправиться на следующий этап производства. Из одной такой трубки выходит 20 круглых шаров или 5-10 сосулек или Максимальный размер шара, который можно выдуть, составляет в диаметре 15 сантиметров.

Второй этап - это серебрение. Он заключается в том, что в каждый шарик впрыскивается специальный раствор, состоящий из оксида серебра, аммиака и дистиллированной воды. Затем игрушку опускают в горячую воду и встряхивают, при этом серебро оседает на стенках, и фигурка перестает быть прозрачной. Следом шарик красят в один цвет и сушат.

На третьем этапе стеклянные елочные игрушки расписываются вручную. После того как рисунок нанесен, фигурку покрывают специальным прозрачным клеем и посыпают золотой крошкой.

Четвертый этап заключается в обрезании длинной «шеи» шара с помощью закреплении застежки и упаковывании игрушек. Именно в таком виде она поступает в магазины, а затем и к нам в дома.

Производство стеклянных елочных игрушек в России: знаменитые фабрики

На сегодняшний день существует несколько отечественных фабрик по изготовлению новогодних украшений. На них производятся самые разные стеклянные елочные игрушки. Россия стремительно наращивает объемы выпуска, обеспечивая хрупкой продукцией себя и соседние страны.

Старейшее предприятие по производству елочных украшений находится в городе Высоковске Московской области. Его современное название - ОАО «Елочка».

Производственное предприятие с 70-летней историей расположено в Павлово-Посадском районе (деревня Данилово). Все стеклянные елочные игрушки изготавливаются и расписываются вручную. Их можно назвать поистине уникальными, поскольку рисунок каждой фигурки повторяется не более 500 раз.

Еще одна фабрика по производству елочных украшений, «Ариэль», расположена в Нижнем Новгороде. Это современное предприятие продолжает работу известной в СССР Горьковской промысловой артели «Детская игрушка», основанной в 1936 году. Все изделия выполнены по европейским стандартам качества, поэтому известны не только в России, но и далеко за ее пределами.

Стеклянные елочные игрушки: цена за набор

Стеклянные игрушки никогда не стоили дешево. Ручной труд требует соответствующей оплаты, но зато можно получить изделие с уникальным рисунком и ручной росписью. За сколько можно купить набор стеклянных елочных игрушек?

Так, например, упаковка из 6 шаров и верхушки стоит порядка 700 рублей. А вот новогодние наборы, состоящие из 32 предметов, обойдутся в 3500 рублей. В продаже имеются и большие шары диаметром до 10 сантиметров. Цена одной такой игрушки обойдется в 250-300 рублей.

Елочные украшения из стекла родом из детства. Их никогда не заменят игрушки, сделанные из пластика или других искусственных материалов.