Как зарабатывают самые высокооплачиваемые деятели культуры. Зарплаты руководства российских театров просят проверить Минкульт обнародовал зарплаты руководителей музеев и театров

Производственная занятость в цирке или театре для обывателя овеяна ореолом определённой элитарности. Часто возникает мнение об удивительно высоких доходах представителей этих специальностей. Ведь даже уровень финансирования отрасли приятно поражает высоким показателем.

Достаточно вспомнить, что отрасль культуры профильное министерство выделило более 80 миллиардов рублей. Сразу кажется, что балерины Большого театра или тот, кто жонглирует в цирке, могут похвастаться многозначным показателем в справке 2-НДФЛ. По этой причине стоит разобраться, сколько в реальности зарабатывают те, кто указан в штатном расписании цирка или театра.

Слово «театр» — греческое, оно означает «место для зрелищ»

Легенды о фантастических зарплатах начинаются именно на таких должностях. Для начала поговорим о заработных платах директоров.

  1. В 2019 году самым большим годовым доходом мог гордиться глава Мариинского театра Валерий Гергиев. Каждый месяц он приносит домой зарплату в 707 тысяч рублей.
  1. На втором месте был глава Государственного академического малого театра — Юрий Соломин (порядка 600 тысяч).
  1. На третьем месте оказался руководитель Большого театра — Владимир Урин, зарабатывающий ежемесячно по 500 тыс. рублей.

Большая часть его коллег живёт на несколько меньшие суммы, редко превышающие 100 тысяч. Хотя при этом у них есть удобный дополнительный источник дохода в виде гонораров. Наибольшее вознаграждение солиста определяется всегда индивидуально, как и потенциальный доход кинорежиссёра.

Заработок актёров

Доход выпускников театральных вузов столь позитивными показателями не отличается. Для начинающих артистов зарплата в 9 тысяч рублей в первые годы работы становится просто настоящим подарком. Столь высокопарно приходится говорить, учитывая большой процент представителей актёрских профессий, которые просто оказываются невостребованными работодателем. Средняя зарплата даже опытных артистов цирка или театра в большинстве случаев составляет порядка 30 тысяч «деревянных» ежемесячно.

Правда, грустную картину немного скрашивают гонорары. За одно выступление на простом детском утреннике выпускнику циркового училища или театрального вуза могут предложить сумму до тысячи долларов или евро. Правда, часто такой доход является серым или полностью неофициальным. Не всегда официально получает оклады массовка фильма. Она высчитывается каждый раз индивидуально.

Средние доходы и расходы актёра в крупном городе

От чего зависит гонорар

Уровень средств зависит и того спектакля, в котором работник задействован, насколько успешно он собирает кассу и привлекает зрителей. Потенциальный доход режиссёров зависит от известности его имени и предполагаемой кассы показов.

Гонорары известных представителей профессии ещё выше:

  • За один день работы такие люди, как Константин Хабенский или Сергей Безруков, получают порядка 7 000 долларов США.
  • Около 4 тысяч американских долларов в день зарабатывает Светлана Ходченкова.
  • Около трёх тысяч долларов стоит один день работы Анастасии Заворотнюк.
  • Актёры с не столь известными именами обычно заявляют плату от 500 до 2700 долларов в день. Такие расценки называют те, кто снимается в раскрученных сериалах.

Уровень окладов рядовых сотрудников искусства

Размер ежемесячного дохода рядовых актёров цирка и театра в среднем по России составляет около 30 тысяч рублей. При этом такую сумму они получают не в день, а в месяц. В числе тех, кто пока показывает себя в кордебалете или массовке, одним из самых высоких окладов могут похвастать те, кто находится в штате Большого театра.

Он составляет немногим более 70 тысяч. При этом балерины зарабатывают несколько меньше, чем балерины. Балерина в небольших организациях могут получать порядка двадцати тысяч, стараясь получать дополнительные средства за счёт гонораров или преподавания.

Такова ставка часто даже у солиста. Она не столь велика, как кажется претендентам на поступление. Не так много подчас зарабатывают даже примы, если оказываются на сцене провинциального театра.

Ещё ниже ставка у работников театральных структур, которые не являются творческими единицами. Обычно она ещё ниже, чем у артистов.

Средняя зарплата работников театра в России

Выручка работников цирка

Та сумма, которую каждый месяц приносит семье клоун или тот, кто жонглирует или ходит по проволоке, непосредственно зависит от места его деятельности. Так, профессиональный артист, являющийся клоуном и получивший специализированное образование, в крупном столичном цирке может получать до 100 000 рублей при наличии значительного стажа, наград и признания. Такой клоунский доход часто оказывается далеко не шуточным.

Его начинающийся коллега в раскрученном московском цирке в виде перечисления на зарплатную карточку каждый месяц получит не выше 19 тысяч.

В среднем клоун зарабатывает в 2020 году:

  • в Хабаровском крае порядка 23,5 тысяч;
  • в Республике Коми около 25,5 тысяч;
  • в Свердловской области около 35 тысяч рублей;
  • в Ямало-Ненецком крае 37 тысяч;
  • в Московской области около 60 тысяч рублей.

Интересное видео. Профессиональные секреты циркового артиста. Рекомендуем посмотреть.

Как получить дополнительный доход

Дополнительный доход представителям этой специальности приносит участие в выездных концертах и гастролях, на съёмках на ТВ. В случае успешно складывающейся карьеры такой специалист способен получить за годы своей деятельности сумму, достаточную на приобретение жилой недвижимости в крупном населённом пункте и построить загородный дом. сейчас пользуется особой популярностью.

Важно обратить внимание на ведущую роль клоуна в представлениях, что позитивно отражается на размере оклада. Большая часть представителей этой структуры суммы получает вполне достойные, хотя и не столь значительные. В среднем в зависимости от региона заработная плата жонглёра, гимнаста, эквилибриста, фокусника и представителей других творческих профессий составляет от 70-75 тысяч в месяц.

Система расчёта заработной платы работников бюджетной сферы

Как минимум четырнадцать театров в 2013–2017 годах заключили более 60 контрактов на общую сумму, превышающую 97 миллионов рублей со своими собственными руководителями как с физическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Театры нанимали своих художественных руководителей в качестве актеров и режиссеров, а также арендовали у них помещения и реквизиты для постановок.

Так, руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман получал от своего театра в среднем примерно по 440 тыс. руб. за постановку одного спектакля, руководитель Театра имени Пушкина Евгений Писарев - по 480 тыс. руб., руководитель Театра на юго-западе Олег Леушин - по 180 тыс. руб., руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников - по 345 тыс. руб. За актерскую игру в своих театрах Олег Табаков и Олег Меньшиков зарабатывали более чем по 600 тыс. в месяц, Надежда Бабкина - 520 тыс. в месяц.

Юрий Куклачев заключил два контракта на аренду помещений с собственным сыном на 3,76 млн руб., а Павел Слободкин два года снимал помещение своего театрально-концертного центра у компании, в которой владеет 50%-й долей, за 38,6 млн руб. При этом все они продолжали получать зарплату художественных руководителей государственных театров.

Как правило, сделки от лица театра подписывали заместители художественных руководителей. Очевидно, что они зависят от своих непосредственных начальников и не могут принимать решения вопреки их интересам. А значит, это не освобождает руководителей театров от конфликта интересов.

Все контракты заключены на безальтернативной основе - с единственным поставщиком. В обосновании контракта указывалось, что художественные руководители театров лучше прочих могут поставить спектакли и исполнить в них роли.

ИП Евгений Писарев выступает в спектакле режиссера Евгения Писарева (фото с сайта Театра имени Пушкина)

Помимо этого, затруднительной представляется проверка факта согласования: гипотетически, руководители театров могут согласовать сделки в департаменте культуры задним числом после получения запроса прокуратуры о предоставлении документов по сделкам.

Например, спектакль «Зеленая зона» Евгения Марчелли был показан до согласования с Министерством культуры РФ.

Министерство культуры России опубликовало данные о среднемесячных зарплатах руководителей подведомственных учреждений за 2016 год. Ruposters изучил цифры и выяснил, кто из директоров известных музеев и худруков театров получает больше всех.

Самым высокооплачиваемым оказался художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев с ежемесячным заработком около 13 миллионов рублей. Грех жаловаться и гендиректору "Эрмитажа" Михаилу Пиотровскому с окладом почти в миллион, а также пяти его заместителям, ежемесячная зарплата которых колеблется от 500 до 700 тысяч. Самые скромные цифры по заработной плате показали в "Госконцерте". Его руководитель Сергей Бунин получает чуть больше 31 тысячи рублей в месяц, его единственный заместитель - 20 тысяч.

Валерий Гергиев. Художественный руководитель и директор Государственного академического Мариинского театра – 12 857 163.

Антон Лихоманов. Генеральный директор Российской национальной библиотеки (до 19 января 2016) – 1 220 171.

Юрий Темирканов. Художественный руководитель Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича – 976 285.

Елена Гагарина. Генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль" – 964 210.

Олег Табаков. Художественный руководитель и директор МХТ имени Чехова – 935 994.

Михаил Пиотровский. Генеральный директор Государственного Эрмитажа – 839 076.

Юрий Соломин. Художественный руководитель Малого театра – 746 698.

Николай Цискаридзе. Ректор Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой – 592 863.

Владимир Урин. Генеральный директор Большого театра – 559 271.

Евгений Миронов. Художественный руководитель Государственного театра наций – 458 919.

Зельфира Трегулова. Генеральный директор Третьяковской галереи – 436 013.

Игорь Золотовицкий. Ректор Школы-студии имени В.И. Немировича-Данченко – 362 681.

Карен Шахназаров. Генеральный директор Киноконцерна "Мосфильм" – 355 803.

Владимир Спиваков. Художественный руководитель Национального филармонического оркестра России – 347 510.

Юрий Башмет. Художественный руководитель Государственного симфонического оркестра "Новая Россия" – 330 336.

Григорий Заславский. Ректор Российского института театрального искусства - ГИТИС – 320 043.

Константин Райкин. Художественный руководитель театра "Сатирикон" – 247 513.

Зураб Церетели. Президент Российской академии художеств – 65 327.

Для сравнения, средняя зарплата директора музея в России - 20 тысяч рублей. В Московской области "расценки" самые большие. Тут оклад доходит до суммы в 80 тысяч.

Всего на культуру и кинематограф в 2016 году выделили 93 млрд рублей. В бюджете на 2017 год заложена цифра в 94 миллиарда рублей.

Подписывайтесь на нас в Instagram:

Артистами Большого театра становятся только самые талантливые танцоры и певцы. На начальном этапе карьеры им нужно проявить себя и привлечь внимание руководителей. Прославившиеся профессионалы зарабатывают очень большие гонорары и гастролируют по всему миру.

Доходы танцоров балета

Карьера балерины начинается еще в детстве. Специальная комиссия отбирает девочек 9 – 10 лет , поступающих в хореографическое училище. В этом возрасте наиболее развита пластичность и гибкость. Большие физические нагрузки во время учебы выдерживают далеко не все. Многие отсеиваются в первый же год.

Остальным приходится проявлять силу характера и целеустремленность, много работать.

Стипендия студента хореографического училища – всего 2850 руб . ($42) в месяц. За эти деньги покупают по 2 пары американских пластиковых пуантов ежемесячно. Учат не только виды танцев, но и общеобразовательные предметы, уделяя им минимум внимания.


Обучение продолжается 8 – 9 лет , потом сдают госэкзамен, где присутствуют представители многих театров страны. Они выбирают приглянувшихся танцоров и приглашают в свои труппы. На одно место в престижных театрах конкурс около 100 человек и выше.

В таблице показаны заработки балерин в странах СНГ:

Начальный оклад З/п солистов З\п опытной танцовщицы
В нац.вал. $ В нац.вал. $ В нац.вал. $
Россия, RUB 17000 250 150000 2203 40000 588
Казахстан, KZT 72000 198 370000 1018 161000 443
Украина, UAH 4700 166 27000 954 11900 421
Беларусь, BYN 358 172 2100 1011 866 417

Карьерный рост

Начинающий артист, выпускник училища или балетной школы, зарабатывает всего 9000 руб. ($132) в месяц. Юноши получают больше девушек, так как их намного меньше.

Молодые балерины участвуют в массовке. Им платят 400 руб . ($5,9) в день. Следующая ступень – танцы в кордебалете, где зарплата достигает 30 – 40 тыс . ($441 – 588) в месяц. Столько же получают гримеры, костюмеры, осветители, билетеры и т.д. Работники монтировочного цеха получают 70000 руб . ($1028).


Зарплата артиста с опытом от 1 года зависит от количества спектаклей в месяц. За каждое выступление начисляют определенное количество баллов, которое зависит от того, танцует балерина в кордебалете или в сольном номере. Артисты кордебалета Большого театра зарабатывают 42000 ($617) + доплата за количество выходов на сцену, выслуга лет, премии, надбавки за звание и т.д.


За 1 спектакль платят от 1500 до 15000 руб . ($22 – 220) – зависит от важности исполняемой роли. За каждую репетицию – от 500 руб. до 3000 ($7,3 – 44). В месяц бывает от 4 до 25 выступлений. Средний заработок составляет 55000 руб . ($808).

  • Прима балерина получает около 150000 ($2203).
  • Дублерша – 62500 ($918).
  • Народный артист – от 120 до 200 тыс. ($1763 – 2938) в месяц.

Со временем каждый член труппы получают надбавки:

  • за выслугу лет – 13500 ($198);
  • за звание заслуженного или народного артиста – от 18 до 23 тыс. руб. ($264 – 338).


В регионах страны балерины зарабатывают:

  • Московская обл. – 89083 руб. ($1308);
  • Челябинская – 60000 ($881);
  • Пермский край – 45833 ($673);
  • Ленинградская обл – 25000 ($367);
  • Новосибирская – 20500 ($301).

В статистические данные о средней зарплате входят оклады руководства, артистов и технических работников. В каждом театре есть свои солисты. Они зарабатывают от 100000 руб. ($1469) в месяц. Большой доход приносят гастроли по стране и особенно, за рубежом. За неделю гастролей в Таиланде артистам платят от 35000 ($514) . К жалованью добавляют приличные командировочные.

Выручка оперных певцов

Для пения в оперном театре необходимо иметь широкий голосовой диапазон. Певцы выступают без микрофонов, зрители замечают малейшие погрешности исполнения. Начинающие артисты поют в хоре и получают от 7000 руб. в месяц ($103). Средняя зарплата певца в России составляет 23000 руб. ($338).


Жалованье в регионах:

  • Красноярский край – 21167 ($311);
  • Московская обл. – 9000 ($132).

Максимальный оклад соответствует 67870 ($997) в месяц.

В крупных городах получают:

  • Москва – 50000 руб. ($734);
  • Санкт-Петербург – 30000 ($441).

Большинство работодателей предлагают вакансии с оплатой труда от 13 до 26 тыс . ($191 – 382). Начинающие, но талантливые певцы зарабатывают от 1500 евро за 1 спектакль.

Ильдар Абдразаков работает в знаменитых оперных театрах мира – Большом, Ла Скала, исполняет партии главных героев знаменитых постановок.

Его гонорар за частный корпоратив или концерт составляет от 200 до 300 тысяч долларов.

Оперная дива Анна Нетребко, начинала свой путь с театральных подмостков Петербургской Марьинки. Ее годовой доход составляет от $2,8 до $3,75 млн . За каждое выступление она получает от $50 тыс . Билет на ее выступление у официального дистрибьютора стоит 50000 руб . ($734).


Гастролируя за рубежом, артисты такого уровня зарабатывают огромные гонорары, но многие знаменитые оперные театры установили определенную ставку на каждый выход артиста уровня Доминго и Каррерас:

  • Метрополитен опера — $16000;
  • Ла Скала – 17000 евро;
  • Цюрихский оперный театр – 25000 евро;
  • Венская опера – 12000 евро.

Актеры театров принимают участие в съемках для рекламы и кино. У каждого из них – своя ставка. Один работает за 5000 руб . ($79,4), а другому – мало и 50000 ($734). За рекламные съемки получают от 35 до 100 тыс. руб . ($514 – 1469).

  • В муниципальных театрах певцы и танцоры зарабатывают по 20 – 30 тыс. ($294 – 441).
  • В областных и федеральных – от 30000 до 40000 ($441 – 588).

Оклады руководителей

Директора и художественные руководители знаменитых театров получают баснословные прибыли:

  • Гендиректор Большого театра – 7,21 млн руб. ($105754) в год;
  • Директор Мариинского театра – 340 млн ($587526).

Худрук – это режиссер, постановщик, сценарист и администратор в одном лице.


В театрах оперы и балета они зарабатывают:

  • Мариинский – 154,1 млн ($2263444) в год;
  • Национальный филармонический оркестр – 76,1 млн ($1117768);
  • Санкт-Петербургская академическая филармония им. Шостаковича – 44 млн ($646279);
  • Театр Наций – 37 млн ($543462).

В драматических театрах их заработки соответствуют:

  • Малый – 113,2 млн ($1662698) в год;
  • МХТ им. Чехова – 69,1 млн ($1013482);
  • им. Вахтангова – 661421 руб. ($9715) в месяц;
  • «Сатирикон» — 247515 ($3636);
  • театр Европы – 116222 ($1707).

Средняя оплата труда драматических актеров в Москве – от 36 до 44 тыс . ($528-646).

Театральные прибыли

Большинство учреждений культуры России выживают за счет дотаций со стороны государства. Только самые крупные и известные из них получают крупную выручку от своей деятельности, но этих средств все равно не хватает.

Большой театр финансируют:

  1. Бюджет РФ – 300 млн руб.
  2. Доход от продажи билетов – 2,45 млрд руб. в год.
  3. Спонсорские взносы – около 351 тыс. евро.
  4. Выручку от гастролей (сложно подсчитать, об этом умалчивают).

Областные и муниципальные театры выживают, как могут.

Наполняемость залов редко превышает 50% .

Государственной поддержки не хватает, поэтому артисты выступают на корпоративах, детских утренниках и т.д.

Максимальная стоимость билета в Большой театр – 15000 руб . ($220), остальные – от 2 до 8 тыс. ($29 – 117). На представления с мировыми знаменитостями цена возрастает до 50000 ($734). Перекупщики продают в 2 – 3 раза дороже.

Администрация активно борется с этим явлением, стараясь перекрыть мошенникам возможность получения наживы.

Каждая постановка стоит не менее 60 млн руб . ($881289). Чтобы попасть на представление в Мариинском театре, за 1 билет платят от 1450 руб. ($20,5).

Вакансии

  1. ФГБУК ЕГА Театр оперы и балета Екатеринбурга приглашает танцоров кордебалета с высшим хореографическим образованием для участия в постановках нового сезона. Зарплата – 15000 руб. ($220).
  2. Театр Оперы и балета в Улан0Удэ, требуется солист хора с высшим вокальным образованием и опытом работы. Оклад – до 25000 ($367).
  3. В Театр кукол, г. Кемерово, требуется режиссер-постановщик, художественный руководитель коллектива с опытом от 5 лет. Оплата труда – 30000 руб. ($441).

Сколько зарабатывают работники театра в Москве и других местах

5 (100%) проголосовало 2

На сайте Министерства культуры РФ опубликованы сведения о доходах, среднемесячной заработной плате и имуществе руководителей подведомственных министерству учреждений культуры за 2016 год. Шеф Мариинского театра Валерий Гергиев со среднемесячной зарплатой 12 млн руб. значительно опередил по уровню доходов своих коллег-руководителей.


Валерий Гергиев задекларировал в 2016 году доход 154,45 млн руб, при этом в собственности у него числится три земельных участка площадью от 1780 до 29 215 кв. м, дом и пять квартир. Директор Большого театра Владимир Урин, для сравнения, объявил доход 8,368 млн руб., а в собственности лично у него только половина единственной квартиры. Доход Владимира Кехмана, руководителя третьего по федеральной «табели о рангах» музыкального театра страны - Новосибирского театра оперы и балета - составил 13,730 млн руб. Помимо владения квартирой площадью 226 кв. м, господин Кехман, согласно сведениям Минкульта, пользуется комнатой в общежитии.

Стоит заметить, что, в соответствии с приведенными министерством данными, Валерий Гергиев зарабатывает исключительно в Мариинском театре: там его месячная зарплата составляет 12,857 млн руб., то есть исполнительские гонорары в задекларированную сумму годового дохода просто не вписываются. Владимир Урин, чье среднемесячное жалование в Большом 559 тыс. руб., дополнительно зарабатывает менее 1 млн руб. в год. А Владимир Кехман располагает заработком посолиднее (его зарплата 470 тыс. руб.; видимо, к ней приплюсовывается зарплата в Михайловском театре, который в силу своего статуса в документах Министерства культуры не учтен).

На втором месте в списке преуспевающих руководителей оказался худрук Малого драматического театра Лев Додин с доходом 112,77 млн руб. при месячном окладе 116 тыс. руб. Третье место занял худрук Национального филармонического оркестра Владимир Спиваков - его доход составил 76,14 млн руб., а среднемесячная зарплата - 347,5 тыс. руб. Четвертую строчку занял худрук МХТ им. Чехова Олег Табаков (68,75 млн руб. годового дохода, 936 тыс. руб. месячной зарплаты), на пятом месте - директор музея-усадьбы «Архангельское» Вадим Задорожный (соответственно 46,76 млн руб. и 186 тыс. руб.)

В первую десятку также попали худрук Санкт-Петербургской академической филармонии им. Шостаковича Юрий Темирканов, заработавший за 2016 год 43,882 млн руб. при жаловании 976 тыс. руб., худрук Театра наций Евгений Миронов (37,402 млн руб., заработная плата 458 тыс. руб.), худрук Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» Юрий Башмет (35,533 млн руб. дохода при окладе 330 тыс. руб.), худрук Государственного академического симфонического оркестра Владимир Юровский (годовой заработок 34,041 млн руб. и зарплата 350 тыс. руб.) и ректор ВГИКа Владимир Малышев (33,437 млн руб. дохода и 482 тыс. руб. жалования).

Если обратиться к музейной отрасли, то пример директора-бизнесмена Вадима Задорожного по понятным причинам выглядит исключением: в основном руководители музейных учреждений декларируют доход, который незначительно превышает их годовое жалование (или не превышает его вовсе). Такого разброса, как в случае музыкальных театров, зарплаты музейных руководителей тоже не демонстрируют. Исключительными на общем музейном фоне выглядят разве что оклады директора музеев Кремля Елены Гагариной (964 тыс. руб.) и директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского (839 тыс. руб.). В остальном диапазон окладов музейных директоров по всей стране составляет 100–500 тыс. руб., причем в каждом конкретном случае размер зарплаты не всегда напрямую соответствует значимости, центральному расположению или престижу данного музея. Так, директор Исторического музея Алексей Левыкин в 2016 году получал в среднем 494 тыс. руб. в месяц, директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова - 436 тыс. руб., а вот директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак - 198 тыс. руб. В то же время среднемесячная зарплата директора музея-заповедника «Кижи» составляла 330 тыс. руб., а директора Русского музея Владимира Гусева - 272 тыс. руб.