Картина "Чёрное море", Айвазовский - описание. Такое разное море на картинах ивана айвазовского

— великий русский художник-маринист. За свою творческую жизнь написал огромное количество потрясающих полотен, которые сегодня считаются настоящим достоянием русского и мирового искусства. Здесь вы можете увидеть пять картин, которые можно назвать самыми знаменитыми, однако стоит здесь же добавить, что на самом деле знаменитых картин Айвазовского намного-намного больше. Десятки картин этого мастера известны не только искусствоведам и ценителям живописи, но даже тем людям, которые не увлекаются искусством, и это не удивительно, так как творчество Айвазовского не может оставить равнодушным никого.

Самые известные и знаменитые картины Айвазовского

Девятый вал

Девятый вал — это первое, что приходит на ум, когда слышишь имя этого художника. Действительно, картина «Девятый вал», которая в настоящее время находится в Русском музее в Санкт-Петербурге, без всяких сомнений, считается самым знаменитым полотном художника. Девятый вал — это буйство стихии, трагедия людей, которые пережили кораблекрушение и теперь пытаются спастись на обломках своего корабля.

Чесменский бой

Картина «Чесменский бой» также является очень известной работой Ивана Айвазовского. На этой картине во всех красках показано одно из самых героических сражений в истории российского флота. В непримиримой битве сошлись российские и турецкие корабли, которые превратили море в поле битвы и огня. Чесменский бой произошёл 26 июня 1770 года.

Среди волн

Картина «Среди волн» — это невероятная по своей насыщенности морская поэзия. Песнь моря отразилась в бушующих волнах. Непередаваемая мощь и красота морских волн оказывает сильное воздействие на любого зрителя, который буквально кожей начинает ощущать всё великолепие морской стихии.

Наваринский бой

В своей картине «Наваринский бой» Айвазовский передал своё впечатление от боя, в котором участвовали английский, французский и русский флот против турецко-египетского. В центре сюжета российский корабль «Азов».

Радуга

На картине «Радуга» Айвазовский изобразил мощный шторм. На заднем плане корабль, который накренился под буйством стихии и вот-вот пойдёт ко дну. На переднем плане спасающиеся люди в лодке, которую бросает волнами, словно щепку. Кажется, что никому в этой стихии не выжить, но художник даёт надежду зрителю, изображая на переднем плане радугу, как символ спасения и скорого отступления шторма.

Иван Константинович Айвазовский, настоящее имя которого звучит как «Ованес Айвазян», являлся коллекционером и меценатом, но в первой степени он все же художник, причем, наиболее талантливый и выдающийся в своем жанре.

На самом деле, так как семья художника, спасшись от геноцида, переехала в Польшу, фамилия их произносилась на польский манер «Гайвазян», а Иван впоследствии стал Гайвазовским. Позднее он назвался, какая вариация и дошла до наших дней, Айвазовским, но всему миру этот человек запомнился как выдающийся художник-маринист и баталист. О его картинах положительно отзывались многие критики, и сегодня будет представлен топ пять шедевров Ивана Константиновича, составленных из тех картин художника, которые обрели мировую известность. Итак, пять наиболее знаменитых картин И. К. Айвазовского.

Первое место. Всемирно известный «Девятый вал»


Об этой картине слагали легенды. Она является лучшим и поистине ошеломляющим творением Айвазовского, в котором он смог передать всю прелесть моря во время шторма. Огромные размеры картины заставляют поднять брови от немого удивления, ведь такая работа, детальная и мастерски написанная в подобных масштабах, под силу вовсе не каждому.

Иван Константинович же написал полотно всего за одиннадцать дней, продолжая традицию скорого письма и ничуть не изменяя ей. Идеальное построение, незаурядный сюжет и само настроение картины поражают даже далеких от искусства обывателей. В центре картины и самой композиции - несчастные, но все же выжившие моряки, зацепившиеся за мачту, которых вот-вот поглотит стихия, поставив крест на их судьбе. А где-то на горизонте легкими, почти беспечными мазками прочерчены первые лучи восходящего солнца. Шторм подходит к концу. Холодный ад отступает. Поистине гармония после разрушения.

Второе место. Победный «Чесменский бой»


История России позолочена славой множества и множества побед, но эта запомнилась особыми заслугами. Чесменский бой - эпизод русско-турецкой войны 1768-1774 гг., прогремевший в далеком 1770-м. Именно после этого боя граф А. Орлов, один из фаворитов правительницы, который командовал флотом, рапортовал императрице Екатерине Великой о захвате контроля над Дарданеллами.
Художник по-настоящему академической кистью пишет затухающее зарево кровопролитного сражения, оглушительно-безжалостного. Вражеские корабли потоплены, кое-где на них еще догорают мачты, красным заревом роняя отблески в воду; на небе драконьим глазом блестит луна, блеклая и безжизненная. Черное, будто посыпанное золой небо. Цветовые контрасты.

Полотно, как ни странно, отличается своим удивительным спокойствием: все завершилось, моряки складывают оружие и врачуют раненых, празднуют победу. Жизнь восторжествовала, ее только предстоит возвратить в привычный цикл, хотя впереди еще целых четыре года войны. Атмосферный и эксклюзивный шедевр.

Третье место. Тревожная «Радуга»


Как ни крути, а любимая тема живописца - беспокойная вода . Шторм, покрывающий шрамами морскую гладь и выбрасывающий на берег морских жителей, громовые раскаты, проблески молний в кромешной тьме. Океаническая романтика, прекрасная, но от этого не менее непредсказуемая, чуждая тем, кто не любит море. А уж море Айвазовский любил как никто другой.
На картине изображено его любимое состояние моря. Корабль, опасно накрененный влево, вот-вот поглотит в цитадель обезумевшей горькой воды, пару шлюпок, словно деревяшки, бросает волнами, заставляя сидящих в них людей потерять последнюю надежду на спасение. Но на небе проглядывается радуга. По Библии, радугу Бог создал в клятве больше не насылать потоп на своих чад. Может, это таинственный знак морякам..? Прекрасное полотно с глубоким смыслом.

Четвертое место. Тихая гладь картины «Черное море»


Черное море всегда было известно как оплот спокойствия. Чайки, рассекающие бескрайние горизонты темной воды (из-за которой море и получило свое название), теплый, влажный воздух, палящее солнце. Здешние приморские города известны как здравницы, там же и обучают защитников Родины, которым это море становится своеобразной alma mater. И внимание Ивана Константиновича также не обошло этот живописный уголок России.

Безмятежной колыбелью жизни представлено Черное море на картине художника. Мастерскими мазками он доводит до совершенства игру волн на легком ветерке. Такое море ласкает берег и качает медуз, просвечивающих в прозрачной воде, кажущейся черно-синей лишь издалека. Такое море манит к себе, обещая пригреть в соленых объятьях, но впечатление обманчиво: собираются тучи, и вскоре этому спокойствию может прийти конец.

Одинокий корабль на светлеющем горизонте плывет, не ведая о надвигающейся опасности. Но избежит ли он участи стать похороненным в этой пока что спокойной воде?

Пятое место. «Среди волн», впечатляющая и удивительная


Эта картина помещена в конец рейтинга вовсе не потому, что она чем-то хуже других: у Айвазовского не бывает плохих картин. Но именно эта по хронологической последовательности была позже всех предыдущих, и именно ее можно считать определенным, даже знаковым и символичным эдаким «творческим завещанием» мариниста, нашедшего свой неповторимый стиль и вложившего в творение всю свою душу.

Данное полотно можно назвать логическим или, скорее, поэтическим продолжением «Черного моря». Как продолжением, так и завершением. Там буря лишь подает первые признаки, намекает на то, что скоро разразится, здесь же она показывает себя как неумолимую стихию, готовую пожрать сами небеса, темно-зеленой бирюзой прописанные в верхней части картины.

Видно бледные всполохи волн, почти слышен опасный, призывный шум воды. Это ночь, это эпицентр стихийного взрыва. На тот момент восьмидесятидвухлетний Константин Иванович смог показать, насколько трагичной и беспокойной может быть шторм. «В его буре есть упоение, есть вечная красота…» - писал Достоевский еще намного раньше, чем появилась эта картина, картина-кульминация гениального творчества Айвазовского. Шедевр.

Публикации раздела Музеи

Дюжина морей Ивана Айвазовского: география по картинам

В споминаем известные полотна Айвазовского и изучаем по ним морскую географию XIX века .

Адриатическое море

Венецианская лагуна. Вид на остров Сан-Джорджо. 1844. ГТГ

Море, являющееся частью Средиземного, получило название в античности по древнему порту Адрия (в области Венеция). Ныне вода отступила от города на 22 километра, и город стал сухопутным.

В XIX веке об этом море в справочниках писали: «…наиболее опасный ветер - северо-восточный - борей, также юго-восточный - сирокко; юго-западный - сиффанто, реже и менее продолжителен, но часто очень силен; он в особенности опасен вблизи устьев По, когда внезапно изменяется в южно-восточный и переходит в сильный шторм (furiano). Между островами восточного берега эти ветры вдвойне опасны, ибо в узких каналах и в каждой бухте дуют различно; наиболее страшны борей зимой и горячий «юг» (словенск.) летом. Уже древние часто говорят об опасностях Адрии, а из многочисленных молитв о спасении и обетов моряков, сохранившихся в церквах итальянского берега, явствует, что издавна изменчивая погода была предметом жалоб каботажных пловцов....» (1890).

Атлантический океан

Наполеон на острове Святой Елены. 1897. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского

Свое имя океан получил в античности, в честь мифического титана Атланта, державшего на своих плечах небесный свод где-то у Гибралтара.

«…Время, употребляемое в последнее время парусными судами по различным указанным направлениям, выражается следующими числами: из Па-де-Кале в Нью-Йорк 25–40 дней; обратно 15–23; в Вест-Индию 27–30, до экватора 27–33 дня; из Нью-Йорка к экватору 20–22, летом 25–31 день; из Ла-Манша в Бахию 40, в Рио-де-Жанейро 45, к мысу Горну 66, в Капштадт 60, в Гвинейский залив 51 день. Конечно, продолжительность переправы меняется в зависимости от погоды; более подробные указания можно найти в «Passage tables», публикуемых лондонским «Board of Trade». Менее зависимы от погоды пароходы, в особенности почтовые, снабженные всеми усовершенствованиями новейшего времени и пересекающие теперь Атлантический океан по всем направлениям…» (1890).

Балтийское море

Большой рейд в Кронштадте. 1836. ГРМ

Море получило название либо от латинского слова balteus («пояс»), поскольку, по мнению античных географов, опоясывало Европу, либо от прибалтийского слова baltas («белый»).

«…Благодаря малому содержанию солей, малой глубине и суровости зимы, Балтийское море замерзает на большое пространство, хотя и не каждую зиму. Так, например, проезд по льду от Ревеля в Гельсингфорс возможен не каждую зиму, но в суровые морозы и глубокие проливы между Аландскими островами и обоими берегами материка покрываются льдом, и в 1809 году русская армия со всеми войсковыми тяжестями перешла здесь по льду в Швецию и в двух других местах через Ботнический залив. В 1658 году шведский король Карл Х перешел по льду из Ютландии в Зеландию…» (1890).

Ионическое море

Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года. 1846. Военно-морская академия им. Н.Г. Кузнецова

По античным мифам, море, являющееся частью Средиземного, получило название в честь возлюбленной Зевса царевны Ио, которая была превращена в корову его супругой богиней Герой. Вдобавок Гера наслала на Ио огромного овода, спасаясь от которого бедняжка переплыла море.

«…На Кефалонии есть роскошные оливковые рощи, но вообще Ионийские острова безлесны. Главные продукты: вино, масло, южные плоды. Главные занятия жителей: земледелие и овцеводство, рыболовство, торговля, корабельное дело; обрабатывающая промышленность в зачаточном состоянии…»

В XIX веке это море было местом важных морских сражений: об одном из них, запечатленном Айвазовским, мы рассказывали .

Критское море

На острове Крит. 1867. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского

Еще одно море, являющееся частью Средиземного, омывает Крит с севера и названо в честь этого острова. «Крит» - одно из древнейших географических названий, оно встречается уже в микенском линейном письме «Б» II тысячелетия до н. э. Смысл его неясен; возможно, на одном из древних анатолийских языков оно значило «серебро».

«…Христиане и магометане находятся здесь в страшной взаимной вражде. Промыслы в упадке; гавани, бывшие в цветущем состоянии при венецианском господстве, почти все обмелели; большинство городов в развалинах…» (1895).

Мраморное море

Бухта Золотой Рог. Турция. После 1845 года. Чувашский государственный художественный музей

Море, расположенное между проливами Босфор и Дарданеллы, соединяет Черное море со Средиземным и разделяет европейскую часть Стамбула с азиатской. Оно названо так в честь острова Мармара, где в древности находились знаменитые каменоломни.

«…Хотя Мраморное море находится в исключительном владении турок, но как топография его, так и физико-химические и биологические свойства исследованы преимущественно русскими гидрографами и учеными. Первая подробная опись берегов этого моря сделана на турецких военных судах в 1845–1848 годах гидрографом русского флота капитан-лейтенантом Манганари…» (1897).

Северное море

Вид Амстердама. 1854. Харьковский художественный музей

Море, являющееся частью Атлантического океана, омывает берега Европы от Франции до Скандинавии. В XIX веке в России его называли Немецким, позже название сменили.

«…За исключением вышеупомянутого очень узкого пространства больших глубин у берегов Норвегии, Немецкое море - самое мелкое из всех береговых морей и даже из всех морей, за исключением Азовского. Немецкое море вместе с Ла-Маншем - моря, наиболее посещаемые кораблями, так как через него идет путь из океана к первой гавани земного шара - Лондону…» (1897).

Северный Ледовитый океан

Буря на Ледовитом океане. 1864. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского

Нынешнее имя океана было официально утверждено в 1937 году, до этого его называли по-разному - в том числе и Северное море. В древнерусских текстах даже встречается трогательный вариант - Дышащее море. В Европе его называют Арктическим океаном.

«…Попытки достигнуть Северного полюса до настоящего времени успеха не имели. Ближе всего к Северному полюсу подошла экспедиция американца Пири, отправившаяся в 1905 году из Нью-Йорка на специально для нее выстроенном пароходе Roosevelt и возвратившаяся в октябре 1906 года» (1907).

Средиземное море

Порт Ла-Валетта на острове Мальта. 1844. ГРМ

«Средиземным» это море стало в III веке н. э. благодаря римским географам. В состав этого большого моря входят множество мелких - кроме названных здесь это Альборан, Балеарское, Икарийское, Карпафийское, Киликийское, Кипрское, Левантийское, Ливийское, Лигурийское, Миртойское и Фракийское.

«…Плавание по Средиземному морю в настоящее время, при сильном развитии парового флота, не представляет особых затруднений, вследствие сравнительной редкости сильных штормов и благодаря удовлетворительному ограждению отмелей и берегов маяками и другими предостерегательными знаками. Около 300 больших маяков распределено по берегам материков и островов, причем на последние приходится около 1/3, а из остальных 3/4 расположены на европейском берегу…» (1900).

Тирренское море

Лунная ночь на Капри. 1841. ГТГ

Море, являющееся частью Средиземного и располагающееся к северу от Сицилии, получило название в честь персонажа античных мифов, лидийского царевича Тиррена, который утонул в нем.

«…Все латифундии [большие имения] Сицилии принадлежат крупным собственникам - аристократам, живущим постоянно или в континентальной Италии, или во Франции и Испании. Измельчание земельной собственности доходит нередко до крайности: крестьянин владеет одной землянкой на клочке земли в несколько квадратных аршин. В приморской долине, где частная собственность заключается в плодовых плантациях, нередко встречаются такие собственники из крестьян, которые имеют только по 4–5 каштановых деревьев» (1900).

Черное море

Черное море (На Черном море начинает разыгрываться буря). 1881. ГТГ

Это имя, связанное, вероятно, с цветом воды во время бури, море получило только в Новое время. Древние греки, которые активно обживали его берега, называли его сначала Негостеприимным, а потом - Гостеприимным.

«…Срочное пассажирское и грузовое пароходное движение между портами Черного моря содержится русскими судами (преимущественно Русского общества пароходства и торговли), австрийским Ллойдом, французскими Messageries maritimes и Frayssinet et C-ie и греческой компанией Courtgi et C-ie под турецким флагом. Иностранные пароходы посещают почти исключительно порты Румелии, Болгарии, Румынии и Анатолии, тогда как пароходы Русского общества пароходства и торговли - все порты Черного моря. Состав судов Русского общества пароходства и торговли в 1901 году - 74 парохода…» (1903).

Эгейское море

Остров Патмос. 1854. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля

Эта часть Средиземного моря, располагающаяся между Грецией и Турцией, названа в честь афинского царя Эгея, который бросился в него со скалы, подумав, что его сын Тезей убит Минотавром.

«…Плавание по Эгейскому морю, лежащему на пути судов, идущих из Черного и Мраморного морей, в общем весьма приятно, благодаря хорошей, ясной погоде, но осенью и ранней весной нередки штормы, приносимые циклонами, идущими от Севера Атлантического океана через Европу в Малую Азию. Жители островов прекрасные моряки…» (1904).

Иван Айвазовский. Аул Гуниб в Дагестане.
Вид с восточной стороны.

1867. Холст, масло.

В 1868 году Айвазовский предпринял путешествие на Кавказ. Он писал предгорья Кавказа с жемчужной цепью снеговых гор на горизонте, панорамы горных массивов, уходящих вдаль, как окаменевшие волны, Дарьяльское ущелье и затерявшийся среди скалистых гор аул Гуниб - последнее гнездо Шамиля. В Армении он написал озеро Севан и Араратскую долину. Им создано несколько прекрасных картин, изображающих Кавказские горы со стороны восточного побережья Черного моря.

Иван Айвазовский и Илья Репин. Пушкин у моря
(Прощание Пушкина с Черным морем).
1887. Холст, масло.
Центральный Пушкинский Музей. Пушкин, Россия.

Из череды великих мастеров кисти явился мастер, который всецело посвятил свое дарование "свободной стихии", как окрестил море Пушкин, и стал ее преданным певцом. Этим мастером был Иван Айвазовский.

На одной из академических выставок в Санкт-Петербурге (1836) встретились два художника - художник пера и художник кисти. Знакомство с Александром Сергеевичем Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского. "С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем", - вспоминал художник. Пушкин с большим одобрением отозвался о работах талантливого студента Академии художеств. 

Айвазовский всю жизнь преклонялся перед талантом величайшего русского поэта, посвятив ему позже (около 1880) целый цикл картин. В них он соединил поэзию моря с образом поэта.

Картина Прощание А.С.Пушкина с Черным морем была создана в год пятидесятилетия со дня гибели А.С.Пушкина. Над этой картиной Айвазовский работал в содружестве с Ильей Ефимовичем Репиным. Репин писал в этой картине фигуру Пушкина, Айвазовский - пейзажный фон. Это одна из лучших картин на пушкинскую тему.

В тот же год была написана и другая картина Пушкин на берегу Черного моря. Позднее, в 1899 году, Айвазовский написал картину Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал.

Иван Айвазовский. Пушкин на берегу Черного моря.
1887. Холст, масло.
Николаевский художественный музей
им. В. Верещагина, Россия.

На одной из академических выставок в Санкт-Петербурге (1836) встретились два художника - художник пера и художник кисти. Знакомство с Александром Сергеевичем Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского. "С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем", - вспоминал художник. Пушкин с большим одобрением отозвался о работах талантливого студента Академии художеств.

Айвазовский всю жизнь преклонялся перед талантом величайшего русского поэта, посвятив ему позже (около 1880) целый цикл картин. В них он соединил поэзию моря с образом поэта. Картина Пушкин на берегу Черного моря была создана в год пятидесятилетия со дня гибели А.С.Пушкина. В тот же год была написана и другая - одна из лучших картин на пушкинскую тему - Прощание А.С.Пушкина с Черным морем, над которой И. К. Айвазовский работал в содружестве с И.Е.Репиным. (Репин писал в этой картине фигуру Пушкина, Айвазовский - пейзажный фон).

Позднее, в 1899 году, Айвазовский написал картину Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал.

Иван Айвазовский. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал.
1899. Холст, масло.
Одесский художественный музей, Одесса, Украина.

У Айвазовского была своя сложившаяся система творческой работы. "Живописец, только копирующий природу, - говорил он, - становится ее рабом… Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры… Художник должен запоминать их… Сюжет картин слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью…"

Сопоставление методов работы художника и поэта здесь не случайно. На формирование творчества Айвазовского большое влияние оказала поэзия А.С.Пушкина, поэтому часто перед картинами Айвазовского в нашей памяти возникают пушкинские строфы. Творческое воображение Айвазовского в процессе работы не было ничем стеснено. Создавая свои произведения, он опирался только на свою, действительно необыкновенную, зрительную память и поэтическое воображение.

Айвазовский всю жизнь преклонялся перед талантом величайшего русского поэта, посвятив ему позже (около 1880) целый цикл картин. Картина Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал была написана в 1899 году, а перед этим, в 1887 году, в год пятидесятилетия со дня гибели А. С. Пушкина, были созданы две замечательные картины Пушкин на берегу Черного моря и Прощание А.С.Пушкина с Черным морем.

Иван Айвазовский. Радуга.
1873. Холст, масло.

В 1873 году Айвазовский создал выдающуюся картину Радуга. В сюжете этой картины - буря на море и корабль, гибнущий у скалистого берега, - нет ничего необычного для творчества Айвазовского. Но ее красочная гамма, живописное выполнение были явлением совершенно новым в русской живописи семидесятых годов. Изображая эту бурю, Айвазовский показал ее так, будто он сам находится среди бушующих волн. Ураганный ветер срывает водяную пыль с их гребней. Как бы сквозь мчащийся вихрь едва заметны силуэт тонущего корабля и неясные очертания скалистого берега.

Тучи на небе растворились в прозрачной влажной пелене. Сквозь этот хаос пробился поток солнечного света, лег радугой на воду, сообщив колориту картины многокрасочную расцветку. Вся картина написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок. Этими же тонами, чуть усиленными в цвете, передана и сама радуга. Она мерцает едва уловимым миражем. От этого радуга приобрела ту прозрачность, мягкость и чистоту цвета, какая нас всегда восхищает и чарует в природе. Картина "Радуга" была новой, более высокой ступенью в творчестве Айвазовского.

По поводу одной из таких картин Айвазовского Ф.М. Достоевский писал: "Буря… г.Айвазовского… изумительно хороша, как все его бури, и здесь он мастер - без соперников… В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой, настоящей буре…"

Иван Айвазовский. Рыбаки на берегу моря.
1852. Холст, масло.

"Море - это моя жизнь", - сказал художник. Он обладал способностью передать движение и дыхание моря.

Айвазовский с детства любил море и сумел создать правдивый и поэтичный образ беспредельной стихии, романтическому восприятию которой оставался верен всегда.

Мастер отличался необычным живописным мышлением. На полотне художник создаёт яркие, поражающие своим великолепным декоративным звучанием сочетания. Подобные работы воспринимаешь как симфонию красок, как песню красоте. "Проживи я ещё триста лет, - говорил художник, - всегда нашёл бы в море нечто новое".

Зачастую на картинах Айвазовского можно видеть людей, любующихся величественной красотой природы. Художник видит в человеке неотъемлемую частицу мироздания. Его "вымышленные" романтические герои по-своему автопортреты.

Художник открыл свой метод изображения по памяти, даже без этюдов, ограничиваясь лишь беглыми набросками карандашом. Обосновывая этот метод, художник говорил: "Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры".

Ребёнком он играл на берегу своей родной Феодосии, и с детства в его душу запала изумрудная игра черноморского прибоя. Впоследствии, сколько бы ни писал каких морей, всё у него получалась прозрачная зелёная вода с лиловатыми кружевами пены, свойственной его родному Евксинскому Понту. Самые яркие впечатления были связаны с морем; наверное потому и посвятил он изображению моря всё своё творчество. С одинаковой силой мог передать блеск сверкающих на воде солнечных лучей, прозрачность морской глубины и белоснежную пену волн. 

Произведения Айвазовского выделялись среди работ современных ему живописцев колористическими качествами. В 1840-е годы во время прохождения выставки в Берлине рецензент местной газеты объяснил повышенное звучание цвета в работах русского художника тем, что он де глухонемой и этот недостаток компенсируется обострённым зрением.

Строгий критик И.Н. Крамской писал П. М. Третьякову: "Айвазовский, вероятно, обладает секретом составления красок, и даже краски сами секретные; таких ярких и чистых тонов я не видел даже на полках москательных лавок".

Айвазовский испытал влияние голландских маринистов 17 века, пришёл к "акварельной" технике живописи, когда цвет накладывается на холст тонкими перекрывающими друг друга слоями. Это позволяло передавать самые незначительные цветотональные градации.

Начинал писать картину Айвазовский, изображая небо, или как он называл его вслед за своим учителем по Академии художеств М. Н. Воробьёвым - воздух. Какой бы величины ни был холст, Айвазовский писал "воздух" в один сеанс, даже если он растягивался до 12 часов кряду. Именно таким титаническим усилием достигалась передача воздушности и цельности цветовой гаммы неба. Стремление как можно быстрее завершить картину диктовалось желанием не потерять единство настроения мотива, донести до зрителя остановленное мгновение из жизни подвижной морской стихии. Вода на его картинах - это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный. А небо, если возможно, ещё бесконечнее.

"Сюжет картины, - говорил художник, - слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нём моею кистью".

Говоря о своих картинах, Айвазовский заметил: "Те картины, в которых главная сила - свет солнца, ... надо считать лучшими".

Лазурное море:
1843.

Холст, масло.

Рыбаки на берегу моря.

1852. Холст, масло.

Национальная галерея Армении, Ереван, Армения.

Спокойное море

1863. Холст, масло.

Национальная галерея Армении, Ереван, Армения.

Иван Айвазовский. Синопский бой. Ночь после боя.
1853. Холст, масло.
Центральный военно-морской музей, Санкт Петербург, Россия.

Особое место в наследии Айвазовского занимают произведения, посвященные подвигам русского флота, составившие его своеобразную историческую летопись, начиная от сражений времен Петра I и кончая современными художнику событиями Крымской войны 1853-1856 годов и Русско-турецкой 1877-1878 годов за освобождение Балкан. С 1844 года Айвазовский состоял живописцем Главного Морского штаба.

18 ноября 1853 г., во время Крымской войны 1853-1856 гг., состоялось морское сражение между русской и турецкой эскадрами в Синопской бухте. Турецкая эскадра Осман-паши вышла из Константинополя для десантной операции в районе Сухум-кале и сделала остановку в Синопской бухте. Русский Черноморский флот имел задачу воспрепятствовать активным действиям противника. Эскадра под командованием вице-адмирала П. С. Нахимова (3 линкора) во время крейсерского дежурства обнаружила турецкую эскадру и заблокировала ее в бухте. Была затребована помощь из Севастополя. К моменту битвы в составе русской эскадры было 6 линкоров и 2 фрегата, а в составе турецкой - 7 фрегатов, 3 корвета, 2 пароходофрегата, 2 брига, 2 транспорта. Русские имели 720 орудий, а турки - 510. В результате боя, продолжавшегося 4 ч, весь турецкий флот (за исключением парохода "Таиф") был уничтожен. Турки потеряли убитыми и утонувшими свыше 3 тыс. чел., около 200 чел. попали в плен (включая командующего флотом). Русские потеряли 37 чел. убитыми и 235 ранеными. Победой в Синопской бухте русский флот получил полное господство в Черном море и сорвал планы высадки десанта турок на Кавказе.

Как только до Айвазовского дошла молва о Синопской битве, он сейчас же поехал в Севастополь, расспросил участников сражения обо всех обстоятельствах дела. Вскоре в Севастополе были выставлены две картины Айвазовского, изображающие Синопский бой ночью и днем. Это были картины Морское сражение при Синопе 18-го ноября 1853 года и Синопский бой. Ночь после боя.

Выставку посетил адмирал Нахимов; высоко оценив труд Айвазовского, особенно картину Синопский бой. Ночь после боя. Он сказал: "Картина чрезвычайно верно сделана".

Посетив осажденный Севастополь, Айвазовский написал также ряд картин, посвященных героической обороне города.

Иван Айвазовский. Спокойное море.
1863. Холст, масло.
Национальная галерея Армении, Ереван, Армения.

Море было его стихией. Только ему была распахнута душа художника. Каждый раз становясь за мольберт, Айвазовский давал волю своему воображению. И на полотне воплощалось именно то, что он заранее видел своим внутренним взором.

Таким образом, Айвазовский вошел в современное ему искусство, руководствуясь собственными законами художественного мироощущения. Художественное мышление мастера декоративно; это обусловлено его детством, его кровью, его происхождением. Декоративность отнюдь не мешает, а способствует Айвазовскому в его точных эмоциональных характеристиках изображаемого. Совершенство результата достигается виртуозностью самых необычайных тоновых ньюансов. Здесь ему нет равных, именно поэтому его сравнивали с Паганини. Айвазовский - маэстро тона. Усвоенные им каноны европейской школы накладываются на его природное, сугубо национальное декоративное чутье. Это единство двух начал позволяет художнику добиться и столь убедительной насыщенности световоздушной атмосферы, и певучей цветовой гармонии. Быть может, именно в уникальности такого слияния таится колдовская притягательность его картин.

Иван Айвазовский. Среди волн.
1898. Холст, масло.
Картинная Галерея Айвазовского, Феодосия, Украина.

В непрерывном общении с морем - символом свободы, простора - прошла долгая и славная жизнь мастера. И море, то спокойное, то волнующееся или бурное, щедро дарило его неисчерпаемым богатством впечатлений. Картину Среди волн, которая была вершиной его творчества, Айвазовский написал, когда ему исполнилось 80 лет.

«Над бездной мечутся седые яростные валы. Они необъятны, в гневе рвутся ввысь, но черные, свинцовые тучи, гонимые штормовым ветром, нависают над пучиной, и здесь, как в зловещем адском котле, властвует стихия. Клокочет, бурлит, пенится море. Искрятся гребни валов. Ни одна живая душа, даже вольная птица, не смеет зреть разгул бури... Безлюдно...

Tолько великий художник мог увидеть и запомнить этот поистине планетарный миг, когда веришь в первозданность бытия нашей Земли. И сквозь грохот и рев шторма тихой мелодией радости пробивается луч солнца, и где-то вдали брезжит узкая полоска света» (И.B. Долгополов).

Художник изобразил бушующую стихию - грозовое небо и бурное море, покрытое волнами, как бы кипящими в столкновении одна с другой. Он отказался от обычных в своих картинах деталей в виде обломков мачт и гибнущих кораблей, затерявшихся в безбрежном морском просторе. Он знал много способов драматизировать сюжеты своих картин, но не прибег ни к одному из них, работая над этим произведением. Среди волн как бы продолжает раскрывать во времени содержание картины Черное море: если в одном случае изображено взволнованное море, в другом - уже бушующее, в момент наивысшего грозного состояния морской стихии. Мастерство картины Среди волн - плод долгого и упорного труда всей жизни художника. Работа над ней протекала у него быстро и легко. Послушная руке художника кисть лепила именно ту форму, какую хотел художник, и клала краску на холст так, как это подсказывал ему опыт мастерства и чутье большого художника, не исправлявшего раз положенного мазка.

Видимо, сам Айвазовский сознавал, что картина Среди волн значительно выше по исполнению всех предшествующих работ последних лет. Несмотря на то, что после ее создания он еще два года работал, устраивал выставки своих произведений в Москве, Лондоне и Петербурге, эту картину он не вывозил из Феодосии, завещал вместе с другими произведениями, находившимися в его картинной галерее, родному городу Феодосии.

До глубокой старости, до последних дней жизни Айвазовский был полон новых замыслов, волновавших его так, будто это был не восьмидесятилетний многоопытный мастер, написавший шесть тысяч картин, а молодой, начинающий художник, только вставший на путь искусства. Для живой деятельной натуры художника и сохранившейся непритупленности чувств характерен его ответ на вопрос одного из друзей: какую же из всех написанных картин сам мастер считает лучшей. "Ту, - не задумываясь, ответил Айвазовский, - что стоит на мольберте в мастерской, которую я сегодня начал писать…"

В его переписке последних лет есть строки, говорящие о глубоком волнении, сопутствовавшем его труду. В конце одного большого делового письма в 1894 году имеются такие слова: "Простите, что пишу на кусочках (бумаги). Пишу большую картину и ужасно озабочен". В другом письме (1899): "Я очень много в этом году написал. 82 года заставляют меня спешить…" Он был в том возрасте, когда ясно сознавал, что время его истекает, но он продолжал работать со все возрастающей энергией.

Иван Айвазовский. Тонущий корабль .
1854. Папье пелле, графитный карандаш, цветной карандаш, процарапка.
Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.

Говоря о творчестве Айвазовского, нельзя не остановиться на большом графической наследии, оставленном мастером.

Одной из лучших графических работ художника является картина Тонущий корабль.

В течение своей долгой жизни Айвазовский совершил ряд путешествий: несколько раз побывал в Италии, Париже и других европейских городах, работал на Кавказе, плавал к берегам Малой Азии, был в Египте, а в конце жизни, в 1898 году, совершил далекое путешествие в Америку. Во время морских плаваний он обогащал свои наблюдения, а в его папках накапливались рисунки.

Айвазовский всегда много и охотно рисовал. Его рисунки представляют широкий интерес как со стороны артистического их выполнения, так и для уяснения творческого метода художника. Среди карандашных рисунков выделяются своим зрелым мастерством работы, относящиеся к сороковым годам, ко времени его академической командировки 1840-1844 годов и плавания у берегов Малой Азии и Архипелага летом 1845 года.

В 1840-е годы Айвазовский много работал на юге России, главным образом в Крыму. Там им была создана графическая серия морских видов в технике сепии. Художник делал лёгкий набросок пейзажа графитным карандашом и затем писал сепией, коричневатый цвет которой тонко варьировался от насыщенного к лёгкому, совсем прозрачному. Для передачи блеска водной глади или морской пены художник часто применял белила или процарапывал верхний слой специально грунтованной бумаги, что создавало дополнительный световой эффект. Одна из таких работ Вид города Николаева находится в Государственном Русском музее в Санкт Петербурге.

Рисунки этой поры гармоничны по композиционному распределению масс и отличаются строгой проработкой деталей. Крупные размеры листа и графическая законченность говорят о большом значении, которое Айвазовский придавал рисункам, сделанным с натуры. Это были в основном изображения прибрежных городов. Острым твердым графитом Айвазовский рисовал лепящиеся по уступам гор, уходящие вдаль городские постройки или отдельные, понравившиеся ему здания, вкомпоновывая их в пейзажи. Самыми простыми графическими средствами - линией, почти не пользуясь светотенью, он достигал тончайших эффектов и точной передачи объема и пространства. Рисунки, сделанные им во время путешествия, всегда помогали ему в творческой работе. В молодости он часто пользовался рисунками для композиции картин без всяких изменений. Позднее он свободно перерабатывал их, и часто они служили ему только первым толчком для выполнения творческих замыслов. Ко второй половине жизни Айвазовского относится большое количество рисунков, выполненных в свободной широкой манере. В последний период творчества, когда Айвазовский делал беглые путевые зарисовки, он стал рисовать свободно, воспроизводя линией все изгибы формы, часто едва касаясь мягким карандашом бумаги. Его рисунки, утратив былую графическую строгость и отчетливость, приобрели новые живописные качества.

По мере того как выкристаллизовывался творческий метод Айвазовского и накапливались огромный творческий опыт и мастерство, в процессе работы художника произошел заметный сдвиг, сказавшийся на его подготовительных рисунках. Теперь он создает набросок будущего произведения по воображению, а не по натурному рисунку, как он это делал в ранний период творчества. Не всегда, разумеется, Айвазовский сразу удовлетворялся найденным в эскизе решением. Имеются три варианта эскиза к последней его картине "Взрыв корабля". Он стремился к лучшему решению композиции даже в формате рисунка: два рисунка сделаны в горизонтальном прямоугольнике и один в вертикальном. Все три выполнены беглым штрихом, передающим схему композиции. Подобные рисунки как бы иллюстрируют слова Айвазовского, относящиеся к методу его работы: "Набросав карандашом на клочке бумаги план задуманной мною картины, я принимаюсь за работу и, так сказать, всею душой отдаюсь ей". Графика Айвазовского обогащает и расширяет наше привычное представление о его творчестве и о его своеобразном методе работы. Для графических работ Айвазовский пользовался разнообразными материалами и техническими приемами.

К шестидесятым годам относится ряд тонко написанных акварелей, сделанных одним цветом - сепией. Пользуясь обычно легкой заливкой неба сильно разжиженной краской, едва наметив облака, чуть тронув воду, Айвазовский широко, темным тоном прокладывал передний план, прописывал горы второго плана и рисовал лодку или корабль на воде глубоким тоном сепии. Такими простыми средствами он иногда передавал всю прелесть яркого солнечного дня на море, накат прозрачной волны на берег, сияние легких облаков над глубокой морской далью. По высоте мастерства и тонкости переданного состояния природы такие сепии Айвазовского далеко выходят за рамки обычного представления об акварельных эскизах.

В 1860 году Айвазовский написал подобного рода прекрасную сепию "Море после бури". Этой акварелью Айвазовский был, видимо, удовлетворен, так как послал ее в подарок П.М. Третьякову. Широко пользовался Айвазовский мелованной бумагой, рисуя на которой он достиг виртуозного мастерства. К таким рисункам относится "Буря", созданная в 1855 году. Рисунок сделан на бумаге, тонированной в верхней части теплым розовым, а в нижней - серо-стальным цветом. Различными приемами процарапывания тонированного мелового слоя Айвазовский хорошо передал пену на гребнях волны и блики на воде. Виртуозно рисовал Айвазовский также пером-тушью.

Иван Айвазовский. Хаос. Сотворение мира.
1841. Бумага, масло.
Музей армянской конгрегации Мхитаристов.
Остров Св. Лазаря, Венеция.

Окончив курс обучения с золотой медалью первой степени, Айвазовский получил право на поездку за границу в качестве пенсионера академии. И в 1840 году он уехал в Италию.

Художник работал в Италии с огромным воодушевлением и создал здесь около пятидесяти крупных картин. Выставлявшиеся в Неаполе и Риме, они вызвали настоящий ажиотаж и прославили молодого живописца. Критики писали, что никто прежде не изображал свет, воздух и воду столь живо и достоверно.

Картина Хаос. Сотворение мира. Айвазовского удостоилась чести войти в постоянную экспозицию Ватиканского музея. Папа Григорий XVI наградил художника золотой медалью. По этому поводу Гоголь шутливо говорил художнику: "Твой "Хаос" поднял хаос в Ватикане".

Чесменское сражение - одна из самых славных и героических страниц в истории российского флота. Айвазовский не был, да и не мог быть свидетелем события, происходившего в ночь на 26 июня 1770 года. Но как убедительно и достоверно он воспроизвел на своем полотне картину морской битвы. Взрываются и горят корабли, взлетают к небу обломки мачт, поднимается пламя, и ало-сизые дымы смешиваются с облаками, сквозь которые смотрит на происходящее луна. Ее холодный и спокойный свет только подчеркивает адское смешение на море огня и воды. Кажется, что и сам художник, создавая картину, переживал упоение битвой, где русскими моряками была одержана блестящая победа.


1848. Холст, масло.
Картинная Галерея Айвазовского, Феодосия, Украина.

Поэтому, несмотря на ожесточенность сражения, картина оставляет мажорное впечатление и напоминает грандиозный фейерверк. Сюжетом для этого произведения послужил эпизод русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Россия на протяжении десятилетий вела с Турцией войны за обладание Черным и Средиземным морями. Две русские эскадры, вышедшие из Кронштадта, после длительного перехода по Балтике миновали Ла-Манш, обогнули берега Франции и Португалии, прошли Гибралтар и вышли в Средиземное море. Здесь они встретились с турецким флотом, считавшемся тогда сильнейшим в мире. После нескольких военных стычек турецкий плот в панике укрылся в Чесменской бухте. Российские корабли закрыли выход из бухты и в течение ночного боя практически полностью сожгли и уничтожили турецкий флот. С российской стороны погибло 11 моряков, с турецкой - 10 000 человек. 

Это была беспримерная в истории морских сражений победа. В память о ней была выбита медаль, граф Алексей Орлов, командовавший эскадрами, получил титул Чесменского, а в Царском Селе Екатерина II велела воздвигнуть памятник этой битве - Чесменскую колонну. Она и сейчас горделиво возвышается посреди Большого пруда. Ее мраморный ствол завершает аллегорическая скульптура - двуглавый орел ломает мраморный полумесяц.

Живописец Главного морского штаба (с 1844), Айвазовский принимает участие в ряде военных кампаний (в том числе в Крымской войне 1853-1856), создав немало патетических батальных полотен.

Живопись Айвазовского сороковых-пятидесятых годов отмечена сильным воздействием романтических традиций К.П. Брюллова, сказавшихся не только на живописном мастерстве, но и на самом понимании искусства и на мировосприятии Айвазовского. Подобно Брюллову, он стремится к созданию грандиозных красочных полотен, могущих прославить русское искусство. С Брюлловым Айвазовского роднит блестящее живописное мастерство, виртуозная техника, быстрота и смелость исполнения. Очень ярко это отразилось в одной из ранних батальных картин Чесменский бой, написанной им в 1848 году, посвященной выдающемуся морскому сражению. Айвазовский в том же 1848 году написал картину Сражение в Хиосском проливе, которая составила с Чесменским боем своеобразную пару-диптих, прославляющую победы русского флота.

После того как в 1770 году произошел Чесменский бой, Орлов в своем донесении в Адмиралтейство-Коллегию писал: "…Честь Всероссийскому флоту. С 25 на 26 июня неприятельский флот (мы) атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, в пепел обратили… а сами стали быть во всем архипелаге господствующими…" Пафос этого донесения, гордость выдающимся подвигом русских моряков, радость достигнутой победы прекрасно передал Айвазовский в своей картине. При первом взгляде на картину нас охватывает чувство радостного волнения как от праздничного зрелища - блестящего фейерверка. И только при детальном рассмотрении картины становится понятным сюжетная сторона ее. Бой изображен в ночное время. В глубине бухты видны горящие корабли турецкого флота, один из них - в момент взрыва. Охваченные огнем и дымом, в воздух летят обломки корабля, превратившегося в огромный пылающий костер. А сбоку, на переднем плане, темным силуэтом высится флагман русского флота, к которому, салютуя, подходит шлюпка с командой лейтенанта Ильина, взорвавшего свой брандер среди турецкой флотилии. А если подойти ближе к картине, мы различим на воде обломки турецких судов с группами матросов, взывающих о помощи, и другие детали.

Айвазовский был последним и самым ярким представителем романтического направления в русской живописи, и эти черты его искусства особенно проявились, когда он писал полные героического пафоса морские баталии; в них была слышна та "музыка боя", без которой батальная картина лишена эмоционального воздействия.

Иван Айвазовский. Черное море
(На Черном море начинает разыгрываться буря).
1881. Холст, масло.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Художник неустанно трудился до последних дней своей жизни. Возвышенное, приподнято-эмоциональное восприятие природы сохранилось у Айвазовского до конца его творческого пути. Но в 1870-1880-е годы внешняя эффектность, повышенная яркость цвета уступают место более спокойным, мягким соотношениям красок. Бури и штормы сменяются изображением моря в обычном его состоянии. Наиболее удачные пейзажи этого времени приобретают психологическую окрашенность и внутреннюю значительность образа.

Айвазовский был близок со многими передвижниками. Гуманистическое содержание его искусства и блестящее мастерство высоко ценили Крамской, Репин, Стасов и Третьяков. Во взглядах на общественное значение искусства у Айвазовского и передвижников было много общего. Задолго до организации передвижных выставок Айвазовский стал устраивать выставки своих картин в Петербурге, Москве, а также во многих других больших городах России. В 1880 году Айвазовский открыл в Феодосии первую в России периферийную картинную галерею.

Под действием передового русского искусства передвижников в творчестве Айвазовского с особой силой проявились реалистические черты, сделавшие его произведения еще более выразительными и содержательными. Видимо, поэтому стало принятым считать картины Айвазовского семидесятых годов высшим достижением в его творчестве. Сейчас для нас совершенно ясен процесс непрерывного роста его мастерства и углубления содержания живописных образов его произведений, протекавший в течение всей его жизни.

В 1881 году Айвазовский создал одно из наиболее значительных произведений - картину Черное море. Сдержанное напряжение и эпическая сила волновали художника при создании подобных пейзажей.

На картине море изображено в пасмурный день; волны, возникая у горизонта, движутся на зрителя, создавая своим чередованием величавый ритм и возвышенный строй картины. Она написана в скупой, сдержанной красочной гамме, повышающей ее эмоциональное воздействие. Картина свидетельствует о том, что Айвазовский умел видеть и чувствовать красоту близкой ему морской стихии не только во внешних живописных эффектах, но и в едва уловимом строгом ритме ее дыхания, в ясно ощутимой потенциальной мощи ее. И, конечно, в этой картине он демонстрирует главный свой дар: умение показать пронизанную светом, вечно подвижную водную стихию.

И. Крамской о картине Айвазовского "Черное море" сказал: "Это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный. Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю".

Волна и небо - две стихии наполняют все пространство картины, где-то далеко маленький силуэт корабля. Едва намеченный кистью, он уже привносит человеческое начало в пейзаж, задает масштабы произведения и делает нас, зрителей, соучастниками изображения, сопереживающими не только стихиям природы, но и человеку внутри нее. Тем более, что само Черное море не спокойно. Айвазовский называл картину " Черное море. На Черном море начинает разыгрываться буря". За этими словами одни зрители видели в картине зарождающуюся революционную стихию, другие же видели эмоциональный образ, передающий душевные переживания, показывающий неразрывную связь человека и природы: море волнуется, ритм его валов столь верно уловлен художником, что и зритель начинает ощущать беспокойство, "широту дыхания" природы.

Морские волны, как драгоценные камни, вбирают в себя множество оттенков зеленого и синего, их уже не назовешь словами. Прозрачная материя стекленеет у нас на глазах, она навеки застыла под кистью мастера. Туманная в глубине, светящаяся изнутри, она волшебной тканью скрывает подводное царство русалок и тритонов, загадочного жемчуга и причудливых растений.

"Черное море" не самое масштабное по размерам полотно в творчестве художника, но это итог переживаний, осмысления любимого образа стихий и вершина мастерства Айвазовского.

Если вы любите морскую тему, предлагаем посмотреть картины Айвазовского — фото с названиями (самые знаменитые) представлены ниже.. Мы переплели вехи жизни с творчеством и лучшими картинами мариниста.

Черное море (1881)

Это зрелая работа, созданная им в 64-летнем возрасте. Сначала маринист назвал картину «На Черном море начинает разыгрывать буря», сократив позже до «Черного моря». Об этом полотне высоко отзывались даже самые ярые критики-современники творчества Айвазовского, считавшие, что романтизму пришел конец.

Айвазовский Иван Константинович (Гайвазовский) – сын армянского предпринимателя. Родился в Феодосии в 1817 году, там же и умер в 1900. Он учился в Академии Художеств Петербурга у М.Н. Воробьева и Ф.Таннера (французского мариниста). Работал в Крыму, как «пенсионер» Академии (1830-1840), в это же время посетил Англию, Францию и еще несколько стран.


Еще одна картина, написанная в лучшие годы творчества Айвазовского. Этот период искусствоведы называют «голубым». В серии работ художника читается особая манера исполнения, появившаяся у мариниста после 1870 года.

В каждом из произведений Айвазовского чувствуется романтизм. Это веяния того времени – отойти от обыденного и окунуться в мир за пределами серых будней. Айвазовскому удавались морские баталии и изображение стихии. Искусствоведы с твердостью в голосе заявляют, что полотна художника – самые эмоциональные шедевры 19 века.


Айвазовскому 81 год. Он отходит от привычных кораблей, мелких фигур. Сейчас все его внимание занимает море. Художнику заказывали еще несколько работ в эти его годы, но именно эту работу считают главным наследием Айвазовского. Он оставил картину любимой Феодосии, где она до сих пор и находится.

Художник много путешествовал не только по России, но и по Европе, бывал на Средиземноморье. С 1845 года преимущественно жил и работал в Феодосии. Еще в 1840-х годах, благодаря точности и быстроте кисти, а также эмоциональному настрою и тяготению к героике полотен, заслужил мировую славу. Стал академиком в 1845, профессором в 1847, почетным членом Академии Художеств в 1887.


Айвазовский родился и периодами жил в Феодосии, поэтому ей уделено столько внимания. Это одна из самых спокойных работ художника.

Не обошло его влияние французских мастеров морского пейзажа К.Верне и Е.Лоррена. Со временем, избавившись от резких контрастов и «кулисной» композиции, он обретает подлинную живописную свободу. Особенно это чувствуется в его изображении бескрайней и буйной мощи стихии моря, в его закатах и оживающем на волнах свете луны, в отваге людей, сражавшихся с морской стихией («Девятый вал», о чем мы поговорим немного позже).


Свои лучшие шедевры Айвазовский всегда создавал быстро – ему требовалось от силы 2 дня. Особенно, когда работа делалась по вдохновению, а не по заказу, получалось лучше всего. Маринист начинал с быстрого наброска с указанием главных элементов и источников света. А потом он отправлялся в мастерскую и уже по памяти восстанавливал каждый оттенок. Именно так и появилась работа «Море. Коктебельская бухта».

В его работах поразительное сочетание яркости и тонального единства, тонких решений светотени и, конечно, вечно живая чарующая вода. Айвазовский за свою жизнь написал немногим больше 6 000 картин, а еще много акварелей и рисунков.


Одна из самых лучших картин «голубого» периода.

Став с 1844 года живописцем при Главном морском штабе, принял участие в морских компаниях. Его полотна: «Буря на Черном море», «Георгиевский монастырь», «Чесменский бой», «Вход в Севастопольскую бухту» – овеяны духом величественной героики. Писал Иван Айвазовский и пейзажи, особенно интересны кавказские и украинские, и на религиозные темы, а ряд своих работ посвятил истории Армении.

Батальное полотно с изображением корабля русской флотилии. Несмотря на общий драматизм сюжетного момента, Айвазовский гордился русскими моряками, которым удалось победить в этом непростом бою. «Чесменский бой» относится к раннему периоду творчества мариниста.

Будучи человеком состоятельным, Айвазовский также известен как благотворитель, активно помогавший градоустройству Феодосии, где и можно наиболее полно познакомиться с его творчеством в картинной галерее, носящей его имя.


Айвазовский ненадолго покидал родную Феодосию. Даже когда Санкт-Петербург открыл перед ним все двери со званиями, славой и деньгами, маринист всей душой устремлялся домой, к морю.

Осев в доме на побережье, художник навсегда остался предан морю. Оно стало его музой и главным героем для картин. Постоянно общаясь с моряками, художник знал о суевериях, которые жили в их кругах. Знал о роковой девятой волне, которая несла судам только гибель.


С первых дней выставочных показов картина превратилась в шедевр. В тот же год ее купил для Эрмитажа сам Николай I. Сегодня «Девятый вал» — это и есть Айвазовский. Это лучшая и самая известная его работа.

На этом мы заканчиваем изучать картины Айвазовского. Фото с названиями (самые знаменитые) добавьте себе в закладки и поделитесь в комментариях, какая из работ вам понравилась больше всего.