Мое любимое произведение гранатовый браслет. "Гранатовый браслет": тема любви в произведении Куприна

Тема любви в рассказе Куприна 8220 Гранатовый браслет 8221

В произведениях А. Куприна мы встречаемся с любовью бескорыстной, не требующей награды. Писатель считает, что любовь - не миг, а всепоглощающее чувство, способное поглотить жизнь.

В “Гранатовом браслете” мы сталкиваемся с настоящей любовью Желткова. Он счастлив, потому что любит. Ему неважно то, что Вере Николаевне он не нужен. Как говорил И. Бунин: “Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена”. Желтков просто любил, ничего не требуя взамен. Вся его жизнь заключалась в Вере Шеин; он наслаждался каждой её вещью: забытым платком, программой художественной выставки, которую она однажды держала в руке. Единственной его надеждой были письма, с помощью них он общался с любимой. Он желал только одного, чтобы её нежные руки дотронулись до частички его души - листа бумаги. В знак своей пламенной любви Желтков подарил самое дорогое - гранатовый браслет.

Герой отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживает не только сочувствия, но и преклонения. Желтков возвышается над всем обществом Шеиных, где никогда бы не возникла настоящая любовь. Они могут лишь смеяться над бедным героем, рисуя карикатуры, читая его письма. Даже в разговоре с Василием Шеиным и Мирза - Булат - Тугановским он оказывается в нравственном выигрыше. Василий Львович признаёт его чувство, понимает его страдания. Он не высокомерен при общении с героем, в отличие от Николая Николаевича. Он внимательно разглядывает Желткова, аккуратно кладёт на стол красный футляр с браслетом - ведёт себя как истинный дворянин.

Упоминание о власти Мирза - Булат - Тугановским вызывает приступ смеха у Желткова, он не понимает – как власть может запретить ему любить?!!

Чувство героя воплощает всё представление о настоящей любви, высказанное генералом Аносовым: “Любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения - вовсе не труд, а одна радость”. Эта истина, сказанная “обломком старины” говорит нам о том, что обладать даром такой любви, “сильной, как смерть”, смогут обладать лишь исключительные люди, каким является наш герой.

Аносов оказался мудрым учителем, он помог Вере Николаевне понять глубину чувств Желткова. “В шесть часов пришёл почтальон”, Вера узнала нежный почерк Пе Пе Же. Это было его последнее письмо. Оно было проникнуто насквозь святостью чувства, не было в нём горечи прощания. Желтков желает счастья любимой с другим, “и пусть ничто житейской не тревожит Вашу душу”, наверное, себя он относил тоже к чемуто житейскому в её жизни. Невольно вспоминается Пушкинское – “Я не хочу печалить Вас ничем”.

Недаром, Вера Николаевна, глядя на мёртвого Желткова, сравнивает его с великими людьми. Так же, как они, герой обладал мечтой, сильной волей, как они он мог любить. Вера Шеин поняла какую любовь потеряла, и, слушая сонату Бетховена, осознала, что Желтков прощает её. “Да святится имя твоё” повторяется пять раз в её сознании, как пять составных частей гранатового браслета…

Куприна можно назвать певцом возвышенной любви, подарившим миру три повести: «гранатовый браслет», «Олеся» и «Суламифь». Протестуя против пошлости и цинизма, продажи чувств, зоологических проявлений инстинктов, писатель создает индивидуальные по красоте и силе примеры идеальной любви.
Рассказ «Гранатовый браслет» имеет вполне реальную основу. Однако талант Куприна конкретный жизненный факт превратил в историю, о которой веками мечтают и тоскуют лучшие умы и души человечества: поэты, романисты, музыканты, художники.
Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель безнадежно влюблен в молодую светскую даму. Княгиню Веру. Восемь лет продолжается безответный роман. В любимой женщине для Желткова воплощена вся красота земли: «нет ни зверя, ни растения, ни человека, прекраснее вас и нежнее» - пишет он в прощальном письме к ней. Письма влюбленного служат предметами насмешек членов семьи Веры Николаевны, а присланный влюбленным подарок – гранатовый браслет – вызывает бурю негодований, и только старый генерал Аносов догадывается об истинных мотивах: «Может быть, твой истинный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины.
Любовь маленького человека заканчивается трагически – он погибает. Его духовным обетом были слова: «Молчать и гибнуть». Но он нарушает его, напомнив о себе единственное и недоступное: «смерть не страшит героя, любовь сильнее смерти», именно поэтому он благословляет возлюбленную: «Да святится имя твое».
Любовь для писателя – основа всего существующего: «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире. И никакие жизненные неудобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Любовь позволяет героям подняться над будничностью, суетностью. В письме Куприн писал: «Не в силе, не в ловкости, не в уму, не в таланте выражается индивидуальность, а – в любви».


«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! »

Одной из вечных тем искусства была любовь. В творчестве А. И. Куприна тема любви нашла воплощение во множестве человеческих судеб и переживаний. Иногда любовь, подарив нам минуту истинного счастья, забирает самое дорогое - нашу жизнь. Пример такой настоящей, чистой, беззаветной любви можно найти в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет» , где любовь предстает как великая и естественная, всепобеждающая власть над человеком.
Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя ее ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию. Устами генерала Аносова он говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни, тем более, основываться на выгоде и корысти: "Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться". Любовь, по Куприну, должна основываться на возвышенных чувствах, на взаимном уважении, честности и правдивости. Она должна стремиться к идеалу.
Именно такой была любовь Желткова. Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму, представительницу высшего сословия. Много лет продолжается безответная и безнадежная любовь. Письма влюбленного служат предметом насмешек и издевательств со стороны членов семейства. Не воспринимает их всерьез и княгиня Вера Николаевна - адресат этих любовных откровений. А присланный неизвестным влюбленным подарок - гранатовый браслет - вызывает бурю негодования. Близкие княгине люди считают бедного телеграфиста ненормальным, маньяком. И только все тот же генерал Аносов догадывается об истинных мотивах столь рискованных поступков неизвестного влюбленного: “...может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины”.
Но всему когда-нибудь наступает конец, и не всегда судьба спрашивает нас, какого исхода мы хотим. Любви Желткова не был дан выход. Чем сильнее горел пожар его чувств, тем сильнее его тушили. К сожалению, значение подаренного браслета Вера Николаевна поняла слишком поздно. А последнее письмо Желткова ставит все на свои места. Он любит. Любит безнадежно, страстно и идет в своей любви до конца. Он принимает свое чувство как Божий дар, как великое счастье: "Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к вам". И он не проклинает судьбу, а уходит из жизни, уходит с великой любовью в сердце, унося ее с собой и говоря любимой: "Да святится имя Твое! " Он ставит Ее выше всего и всех. Для него Она – святая, самое дорогое, что есть у него в жизни. Такая самоотверженная любовь, став взаимной, может править миром, преодолевать любые трудности, но, оставшись безответной, она способна погубить все… И даже человеческую жизнь… И остается людям только символ этой прекрасной любви красивого человека - гранатовый браслет.
Можно много говорить о любви, приводя в пример разные истории счастливой и несчастной любви. Но она настолько многогранна, что нам никогда не удастся в полной мере понять влюбленных… Но лишь до тех пор, пока мы сами не полюбим, но и в этом случае, это будет наша любовь, индивидуальная и ни на что не похожая.

Александр Иванович Куприн – замечательный писатель конца XIX – начала XX века. Его имя стоит в одном ряду с именами таких крупнейших мастеров слова, как Чехов, Горький, Андреев, Лев Николаевич Толстой, Бунин. Но если в творчестве этих писателей существует центральная идея, то в произведениях Куприна главное – люди, их чувства и мироощущения. Александр Иванович преклоняется перед человеком, перед силой его духа, перед чистотой его души. Куприн пишет о людях, в которых есть человеческое начало. Автор – индивидуалист, стремится обособить личность одного человека от личности другого. Куприн видит в каждом то особенное, что отличает его от других людей. «Он по настроению романтик, любит мечтать о том, что происходит раз в сто лет, но по приемам он реалист, одаренный необычайно зорким взглядом, редкой способностью подмечать мелочи», - писал Львов-Рогачевский. Наблюдая за жизнью вокруг него, Куприн как коллекционер, собирает необычные случаи жизни. Автору интереснее разобраться в личности, в его произведениях больше личного, чем всечеловеческого, как, например, у Горького.

Крайне полна, богата, разнообразна была жизнь Александра Ивановича. Все, что он видел и пережил в своей жизни, рано или поздно отразилось в его произведениях.

Биография писателя

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в г. Наровчате Пензенской губернии в семье коллежского регистратора Ивана Ивановича Куприна и его жены Любови Алексеевны, урожденной княжны Кулунчаковой. Во второй половине XVII века прадед Александра Ивановича князь Кулунчаков был пожалован поместьем в Наровчатом уезде Пензенской губернии, но вскоре обеднел. Согласно семейным преданиям разорение предков произошло в результате их буйных нравов, расточительного образа жизни и алкоголизма. Сам Куприн очень гордился своим татарским происхождением. О тюркских корнях также говорит и его внешность: у него было полное лицо и телосложение, суженные, ясные глаза. После смерти отца мать Любовь Алексеевна была вынуждена переехать в Москву. Гордой и вспыльчивой, ей пришлось унижаться перед чиновниками, чтобы устроить двух своих дочерей, сестер писателя, в казенные пансионы. Сама Любовь Алексеевна вместе с Сашей переехала во Вдовий дом. Три года Александр прожил в совсем неподходящей для ребенка обстановке, среди старушечьих интриг, сплетен, подхалимства к богатым и презрения к бедным. Впечатления, полученные здесь, отразились позже в рассказах «Река жизни» (1906), «Святая ложь» (1914). Летом 1876 года матери писателя удается устроить Сашу в Разумовский сиротский приют. Позже Ксения Куприна, дочь писателя, в своей книге «Куприн – мой отец» пишет: «Я думаю, что тогда и зародилось у Куприна бешеное самолюбие. Он никогда не мог потом забыть ее унизительных фраз, обращенных к высокопоставленным лицам». В 1917 году писатель написал рассказ «Храбрые беглецы» об этом периоде своей жизни. 80-е годы – годы обучения во 2-ом Московском кадетском корпусе. Впечатления этих лет отражены в повести «На переломе» («Кадеты») 1900г. Уже с тринадцатилетнего возраста Саша Куприн пишет стихи, чаще всего сидя в карцере за буйный нрав. В 1888 году из-за слезных просьб матери, которой казалось, что военная карьера обеспечит сына на всю жизнь, Саша поступил в Александровское военное училище. Там за «тяжелый проступок» - за первый напечатанный рассказ «Последний дебют» - Куприн был приговорен к карцеру на двое суток. В 1890 году он был произведен в подпоручики и 16 сентября прибыл к месту службы – в 46-й Днепровский пехотный полк. Куприн живет в небольших городках и знакомится с жизнью армейских гарнизонов, таможенников и контрабандистов, бытом местечек так называемой черты оседлости еврейского населения, с «суровым, бедным, скучным бытом черноземного захолустья», с «диким, ломаным языком, смесью языков русского, малорусского, польского и молдаванского». Эти годы дают писателю материал для его «военных рассказов» - «Дознание» (1894), «Куст сирени» (1894), «Ночная смена» (1899), для знаменитой повести «Поединок» (1904-1905), для рассказа «Свадьба» (1908). Чтобы вырваться из захолустных городков, Куприн стал готовиться к экзаменам в Академию генерального штаба. В 1893 году он отправился с этой целью в Петербург. Причина краха на экзаменах известна только со слов самого Куприна. В Киеве в ресторане-барже на Днепре он увидел подвыпившего пристава, оскорблявшего девушку-официантку, завязалась драка, и Куприн бросил его за борт. Пристав подал жалобу, которая попала к генерал-губернатору Драгомирову, и подпоручик Куприн не был допущен к последующим экзаменам. С того момента писатель живет в Киеве и интенсивно печатается в газетах «Киевлянин», «Жизнь и искусство». В 1896 году выходит его первая книга – книга очерков «Киевские типы». Весной в качестве корреспондента Куприн посещает металлургические заводы, угольные шахты, служит учетчиком на сталелитейном заводе в Донбассе и начинает работать над повестью «Молох». В начале 1898 года писатель живет в семье своей сестры Зинаиды Ивановны и зятя – лесничего Станислава Генриховича Ната в Касимовском уезде Рязанской губернии. С С. Г. Натом Куприн был дружен долгие годы, именно родственник-лесничий (а также лесовод-исследователь) открыл ему мир леса, охоты, рыбной ловли. «Как много прекрасных воспоминаний связано в моей памяти с ним! лесничества: Звенигородское, Куршинское, Зарайское. В них я провел самые благодатные месяцы в моей жизни. Там я впитал в себя самые мощные, самые плодотворные впечатления. Да там же я учился русскому языку и русскому пейзажу», - будет вспоминать Куприн. Живя в Касимовском езде, в семье Натов, писатель работает над повестью «Олеся».

В 1905 году вышел первый тираж «Поединка». Он разошелся в один месяц и принес автору всероссийскую славу. Вокруг повести кипела ожесточенная литературно-критическая полемика. В сентябре Куприн уезжает в Балаклаву. На студенческом вечере читает отрывки из повести «Поединок». 11-15 ноября происходило восстание на крейсере «Очаков». Куприн каждый день ездит из Балаклавы в Севастополь, чтобы быть свидетелем событий. 15 ноября становится очевидцем расстрела крейсера, помогает укрыть в окрестностях Балаклавы нескольких матросов, спасшихся с «Очакова». Воспоминания об этих событиях и этом городе легли в основу сюжета цикла очерков «Листригоны» (1907-1911) и «Гусеница» (1918).

В марте 1907 года Куприн расстается с первой женой, Марией Карловной Куприной. Его второй женой становится Елизавета Морицовна Гейнрих, дальняя родственница Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. 21 апреля 1908 года у Александра Ивановича и Елизаветы Морицовны родилась дочь Ксения. В 1909 году выходит сборник «Земля» с текстом первой части романа «Яма». 13 сентября Куприн совершает полет на воздушном шаре, которым управляет давний друг писателя, знаменитый авиатор Сергей Исаевич Уточкин. 28 октября Куприн в водолазном скафандре опускается на морское дно, а в декабре пишет очерк «Водолазы» для цикла «Листригоны». В 1912 году Куприн с семьей уезжает за границу, посещает юг Франции, Италию, Испанию. В 1913 году на материале путешествия будет написан цикл очерков «Лазурные берега». В конце сентября 1914 года Куприн совершает поездку по прифронтовым городам Западного края (Двинск, Вильно, Ровно). Писатель сотрудничает с газетами и журналами: «Возрождение», «Иллюстрированная Россия», «Современные записки» (парижский журнал).

Только летом 1937 года Куприн со своей женой покидают Францию. В Москве писатель тепло встречен новым поколением читателей. Однако Куприн тяжело болен, и его состояние явно ухудшается. В середине декабря Куприны получают квартиру в Ленинграде и уезжают. С начале 1938 года писателя преследует обострение болезни пищевода. В конце июня на машине «скорой помощи» Куприна перевозят в ленинградскую больницу, где он переносит тяжелую онкологическую операцию. 25 августа Александр Иванович Куприн умирает. 27 августа писатель был похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища в Ленинграде.

Отличительные черты творчества Куприна

Война, любовь, болезнь, семейная жизнь, рождение детей, бремя славы – все это он пережил. Я считаю, переосмыслив все, что встречал на своем жизненном пути, Куприн понял, что главная ценность – человек, человеческие взаимоотношения, любовь и, наконец-таки, сама жизнь. Львов-Рогачевский в своей критической статье «Художник-жизнелюб» писал: «Куприн – художник, близок душою к радостному лозунгу: «Да здравствует жизнь!» Он чужд толстовству, он родной жизнелюбу Толстому. Он чужд вересаевской вдумчивости, горьковской революционности, толстовскому пристрастью к неразрешимым вопросам. Он затронул в своих рассказах новые темы». Как человек с большим жизненным опытом, мне кажется, Куприн познал, что счастье – сама жизнь, муки и радости ее переживаний. Также и герои его произведений проникнуты сознанием значения и красоты жизни, искренне поют ей гимн, но сами мучительно страдают от нее.

Через все свое творчество Куприн воспевает природу, «натуральную» красоту и естественность. Пейзажи занимают важное место в его произведениях, они помогают нам яснее представить себе обстановку. Недаром современники Куприна называли его «художником» - так четко, так интересно, но одновременно просто умел он описывать природу. В то же время автор подмечает столько мелочей, на которые и я не раз обращала свое внимание, будучи на природе. Также придирчиво он относится и к описанию домашней обстановки: каждое пятно на стене, каждая складка на скатерти для него страшно приманчивы. Без этих мелочей картина не была полной, более того, она не была бы натуральной, естественной. Александр Иванович избегал шаблонов, сложных описаний. В « Десяти заповедях для писателя-реалиста» Куприн писал: « Не пиши: « поцеловал», а изобрази самый поцелуй. Не пиши: «заплакал», а покажи те изменения в лице, в действиях, которые рисуют нам зрелище «плаканья». Всегда живописуй, а не веди полицейского протокола». В девятой «заповеди» говорится: «выноси в себе сюжет, сживись с ним. Тогда лишь приступай к способу изложения». Может быть, произведения Куприна настолько искренны и реалистичны, потому что он досконально знает то, о чем пишет. Порой даже, по словам современников, в своей работе он утрачивал свое я, начинал думать и жить жизнью своего героя, даже говорить его языком и его словечками.

У каждого писателя можно всегда подметить излюбленную тему, и есть такая тема и у Куприна – тема любви. Любовь в его произведениях мучительна, приносит страдания, конец таких рассказов трагичен (как в «Суламифи», «Гранатовом браслете») или печален (как в «Олесе»). Куприн возвышает чувство любви, описывает как нечто удивительное, непосягаемое. Автор подчеркивает, что настоящая любовь встречается, не так уж часто, что право на испытание этого чувства доступно только избранным. Таким человеком в « Гранатовом браслете» стал Желтков. Его неразделенная, невознагражденная, но большая и сильная любовь не находит отклика в душе Веры Шеиной. Да он и не надеется, что княгиня «снизойдет» до мелкого чиновника. Самое знание того, что ОНА читала его письма, приняла подарок, радует его. Чувство Желткова, несмотря на отсутствие ответной реакции со стороны Веры, не слабеет, а все крепнет. Он продолжает любить ее. Как мне кажется, о такой любви больше никто не писал. Даже если вспомнить «Олесю» Куприна, мы найдем там сильную симпатию, желание быть друг с другом двух молодых людей, трепетную страсть, но не настоящую любовь.

История создания «Гранатового браслета»

Впервые «Гранатовый браслет» был напечатан в альманахе «Земля» в 1911 году.

Куприн работал над рассказом в Одессе. «Гранатовый браслет» был начат в сентябре, окончен – в начале декабря 1910 года. Сюжет рассказа опирается на реальный эпизод семейной хроники Любимовых, добрых знакомых Куприна. Дмитрий Николаевич Любимов, член Государственного совета, а в 1906-1913 годах губернатор в Вильно, и его жена Людмила Ивановна стали прототипами князя и княгини Шеиных.

«. Пишу «Браслет», но плохо дается. Главная причина – мое невежество в музыке. Да и светский тон!» - сообщал Куприн 21 ноября 1910 года в письме Ф. Д. Батюшкову. Младшая современница Куприна, дочь одесского врача Л. Я Майзельса, вспоминала: «Летом 1910 года Куприн с женой и дочкой Ксенией жили на даче Шишкина на 16-той станции Большого Фонтана. Мы – в полутора километрах от них на даче Стоянова. Моя мать была пианисткой. Куприн попросил ее поиграть сонату Бетховена «Аппассионата». Он тогда работал над «Гранатовым браслетом». Творческое содружество привело к выбору другой сонаты. Позднее писатель прислал матери книгу с надписью: «За то, что Вы, Раиса Исааковна, растолковали мне шесть тактов Бетховена, благодарит вас искренне Куприн».

М Горький, прочитав «Гранатовый браслет», отозвался о нем в письме Е. К. Малиновской в марте 1911 года: «А какая превосходная вещь «Гранатовый браслет» Куприна. Чудесно! И я – рад, я – с праздником! Начинается хорошая литература!» Это признание особенно ценно, если вспомнить, что на рубеже 1910-х годов отношения Куприна и Горького значительно осложнились, творческая и духовная близость эпохи «Поединка» осталась в прошлом.

В марте 1909 года Куприн опубликовал первые главы романа «Яма». Эта публикация стала не столько литературной сенсацией, сколько литературным скандалом: жесткая, откровенная в подробностях, натуралистическая хроника быта «дома терпимости», не ставшая художественным открытием, - шокировала многих читателей. «Очень плохо, грубо, ненужно, грязно», отозвался о первых главах «Ямы» Л. Н. Толстой. В 1910-1911 годах, по выходе из печати прекрасных рассказов Куприна о любви («Леночка», «По-семейному», «Гранатовый браслет»), критики, как правило, противопоставляли эти рассказы роману «Яма». А. Г. Горнфельд в статье «Куприн-романтик» (1911) писал: «Он как будто решил напомнить, что есть не только Куприн «Ямы», но и другой идеалист, мечтатель, романтик. В памяти остаются не милый и чуткий князь Шеин не оригинальная Анна не прелестный, умный старый генерал, не героиня рассказа, чарующая княгиня Вера, а этот странный, сперва забавный, потом трагический «Пе Пе Же» забавный чудак, он уходит от нас в ореоле благородства, как некий Дон Кихот, как «рыцарь бедный»». Критик В. Львов-Рогачевский в журнале «Современный мир» (1911. №3), противопоставляя «Гранатовый браслет» потоку разнородной и «разноценностной» прозы конца 1900-х годов, тесно связанной с «проблемой пола», пишет: «Куприн говорит о любви, но не о той, постельной любви, которую свели к воробьиным ухаживаниям, к раздеванью и подглядыванью «Гранатовый браслет» А. Куприна – это подарок новому поколению, это призыв к большой любви». Другой рецензент-современник, противопоставляя рассказы Куприна прозе Леонида Андреева, писал: «прочитав Куприна, еще яснее начинаешь чувствовать «нестрашность» андреевского испуга перед ужасом жизни читатель приходит к выводу, что купринская «Леночка» и «Гранатовый браслет» - правда, а ужасная погибель Саши Погодина-Жегулева (героя романа Л. Н. Андреева «Сашка Жигулев», 1911), юного террориста неонароднической ориентации - эффектная выдумка и насилие над правдою». Несколько позже критик Е. К. Колтоновская в статье «Поэт жизни (К двадцатипятилетию литературной деятельности А. И. Куприна)» писала: «Беспредельный, крылатый романтизм, в большей степени свойственный нашей старой, черновой литературе, является отличительной чертой лучших произведений Куприна. Идеализм – основной нерв творчества Куприна». «Гранатовый браслет» - одно из лучших тому подтверждений.

Лидия Арсеньева, прозаик, литературный критик, мемуарист, вспоминала, что даже из-за «Гранатового браслета» чуть не произошла дуэль Куприна с Антонином Петровичем Ладинским, поэтом, прозаиком, автором многочисленных исторических романов. Однажды Куприн, А. Ладинский, Лидия Арсеньева и ее муж возвращались в такси из какого-то загородного ресторана около Парижа. Говорили о литературе. В разговоре Ладинский сказал, что считает «Поединок» лучшим рассказом Куприна.

- «Поединок»? – удивился Куприн. – А по-моему, «Гранатовый браслет».

Ладинский настаивал на своем мнении. Куприн горячо доказывал, что в «Гранатовом браслете» есть высокие «драгоценные чувства людей» (выражение Куприна). Слово за слово, и Ладинский сказал, что он не понимает «Гранатовый браслет», так как фабула «неправдоподобна».

А что в жизни правдоподобно? – с гневом ответил Куприн. – Только еда да питье, да все, что примитивно. Все, что не имеет поэзии, не имеет Духа.

На эту фразу Ладинский обиделся, говоря, что в непонимании или в нелюбви к поэзии его упрекнуть нельзя. Спор разгорался и делался все более резким. Перебить этот спор ни Лидии Арсеньевой, ни ее мужу не удавалось

В пылу спора Ладинский не замечал того главного, что со стороны Арсеньевой и ее мужу было ясно видно: какое-то дорогое воспоминание, какое-то «драгоценное» чувство было связано у Куприна с «Гранатовым браслетом». Ладинский повторял:

Я уже сказал, что не могу оспаривать вашего мнения, но я его не разделяю и остаюсь при своем мнении.

И вдруг только что сильно разгорячившийся Куприн очень тихо сказал, отчеканивая слова:

- «Гранатовый браслет» - быль. Вы можете не понимать, не верить, но я терпеть этого не буду и не могу. Пусть вы чином постарше меня – это не имеет значения, я вызываю вас на дуэль. Род оружия мне безразличен.

Лидия Арсеньева заметила: «К чести Ладинского я должна сказать, что, понимая разницу лет и любовь Куприна, он попробовал было успокоить Александра Ивановича.

Александр Иванович, да что вы?. Как можно?. Ведь я - но, посмотрев на лицо Куприна, остановился на полуслове и мрачно сказал:

От дуэли порядочные люди не отказываются. Я принимаю ваш вызов».

А все-таки «Гранатовый браслет» - быль. Спокойной ночи и не сердитесь на крутой нрав старика».

Работа над «Гранатовым браслетом» была напряженной, с перерывами. В своем письме Батюшкову Куприн жаловался на то, что ему трудно дается написание «Гранатового браслета: « но труднои почему-то в охотку не пишется». Это очень трогательное, очень сильное произведение. Сам Куприн выделял его среди всех своих творений. Это была особо милая, особо нежная для него вещь: «не знаю, что выйдет, но когда я о ней думаю- плачу; недавно рассказываю одной хорошей актрисе- плачу. Скажу одно. Что ничего более целомудренного я еще не писал».

5. «Гранатовый браслет» и реально происходившие события

«Гранатовый браслет» основан на реальных событиях. Героиня произведения княгиня Вера Шеина – Людмила Ивановна Любимова. Ее муж, с которым Куприн был в приятельских отношениях, послужил прототипом Василия Львовича Шеина. Сначала анонимный влюбленный не назвал себя, подчеркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность. Но позже выяснилось, что письма Любимовой посылал некто Желтый (в рассказе – Желтков), служащий на телеграфе. У Куприна князь Шеин в шутку решает, что так писать может только какой-нибудь телеграфист. В одном письме Желтый сообщал, что под видом полотера проник в квартиру Людмилы Ивановны, и описывал обстановку. В «Гранатовом браслете» Шеин опять в шутку рассказывает, как Желтков, «переодевшись трубочистом и вымазавшись сажей, проникает в будуар княгини Веры». Такая односторонняя переписка продолжалась в течение двух-трех лет, письма приходили чуть ли не каждый день, таким образом, надоели Любимовой, и вскоре она перестала их читать.

Суть купринского рассказа в его трагическом конце. В жизни же это был скорее случай юмористического характера. Развязка произошла в тот момент, когда после получения гранатового браслета, брат и муж Любимовой отправились к Желтому. Как у Куприна, он действительно жил на шестом этаже, ютился в мансарде. «Заплеванная лестница пахла мышами, кошками, керосином и стиркой», - пишет Куприн, стараясь таким образом подчеркнуть, что в подобной убогой обстановке живет человек с уникальными душевными качествами. Любимов, как и Василий Шеин, все больше молчал, глядя «с недоумением и жадным, серьезным любопытством в лицо этого странного человека». Позже он рассказывал, что почувствовал в Желтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти. Телеграфист принял браслет и обещал больше не писать Любимовой. Этим все кончилось. О дальнейшей судьбе Желтого ничего не было известно.

В рассказе генерал Аносов говорит о нем: «Быть может, это просто ненормальный малый, маньяк, а почем знать, может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». В семье Любимовых полностью разделялось первое предположение.

Также в реальности существовал домашний юмористический альбом с рисунками и сатирическими заметками Любимова и хранился в семье в особом бархатном футляре. Желтому и его письмам было отведено в нем много места: вырезки из них фигурировали в качестве подписей к иллюстрациям. Куприн очень точно воспроизвел их содержание, но, щадя, очевидно, своего героя, не упоминает об его авторстве и адресует приводимые строки вымышленному лицу, сестре Шеина. Желтый называл Людмилу Ивановну Любимову уменьшительно Лимой. В одном из своих посланий он в самом деле описывал, как ему представляется ее детство. Фраза «Ребенок рос, его звали Лимой» имелась в этом письме и была вклеена в альбом под рисунком, нарочито наивный характер которого абсолютно точно передан Куприным. Желтому же принадлежат и приведенные в «Гранатовом браслете» стихотворные строки о ноге, причем изображение ноги тоже фигурировало в альбоме. Все это – подлинное творчество безвестного телеграфиста, воспетого и прославленного Куприным.

Однако, «Гранатовый браслет» не является точным воспроизведением этого события. В купринском рассказе использованы и другие наблюдения писателя. Желтый прислал Людмиле Ивановне не гранатовый браслет, а браслет в виде толстой позолоченной дутой цепочки, и к ней было подвешено маленькое красное эмалевое яичко с выгравированными словами: «Христос Воскресе, дорогая Лима. П. П. Ж. ». В рассказе же описывается браслет, подаренный Куприным своей первой жене Марии Карловне Куприной-Иорданской. Браслет был покрыт мелкими гранатами, а посередине – несколько крупных камней. Это украшение очень нравилось Александру Ивановичу.

Также с княгиней Верой Шеиной Людмилу Ивановну Любимову роднит лишь то, что они обе красивы, да разве еще «покатость плеч, какую можно видеть на старинных картинах». Шеина – скорее замкнутая в себе женщина: такой образ, очевидно, казался Куприну более подходящим для объекта беззаветной страсти, разгоревшейся без всякого поощрения. Любимова же до самого конца своей жизни была необычайно деятельной, жизнерадостной, подвижной и в Париже (где она скончалась в 1960 году) всецело посвящала себя помощи нуждающимся эмигрантам. В Первую Мировую войну она отправилась на фронт в качестве сестры милосердия, организовала и возглавила санитарный поезд и два отряда Красного Креста, работала в окопах во время боев и была награждена (очень редкий случай для женщины) георгиевскими медалями всех четырех степеней.

6. Трагедия любви в «Гранатовом браслете»

«Гранатовый браслет» - история настоящей любви, история несчастного человека, полюбившего сильно и безответно замужнюю женщину, да и то не своего «круга». Хотя, может быть, Желтков был счастливее всех нас – ведь он испытал настоящее, истинное чувство. Замечу, он никогда не надеялся на взаимность, он знал, что их отношения невозможны, но продолжал напоминать о своей любви, не переставал доказывать свое чувство. С этой, в сущности, незнакомой женщиной он был искренен, как ни с кем, он посвятил ей всю свою жизнь. Он был счастлив, зная, что она читает его письма, думает о нем, и она наверняка не отказала бы ему в удовольствии принять браслет. Любовь заполнила все в жизни Желткова. Она была величайшей целью и в то же время величайшим горем в его жизни. Его ничего не интересует: ни общественность, ни материальные блага. Кто же она, ради кого так мучался Желтков?

Вера, старшая из двух сестер, пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч». Княгиня Вера Николаевна обладала аристократической красотой. Куприн сравнивает ее с сестрой, Анной Николаевной Фриессе, которая была гораздо некрасивее Веры: лицо ее было сильно монгольского типа, глаза были узенькие (к тому же она еще их щурила из-за близорукости), рот – маленьким, нижняя губа – полна и слегка выдвинута вперед. По характеру Анна Николаевна была живой, открытой, улыбчивой; с одной стороны, она была верна своему мужу, с другой стороны, не упускала случая пофлиртовать, была азартна и носила крайне открытые туалеты. Вера же была, я бы сказала, излишне правильной: ни за что бы в жизни она не посетила бы сомнительные кафе, как ее сестра, не свелась бы с людьми не ее «круга», никогда бы не стала рисковать, не стала бы носить то, что не дозволено приличием и модой. «Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна». Муж Веры Николаевны князь Василий Шеин описан также как живой, открытый человек: он создал домашний юмористический альбом и умел показывать его всем гостям так, что все от души смеялись. Сам он от этого действа получал большое удовольствие. Василий Львович любил бывать в обществе, шутить. Мне хочется сравнить его с мальчишкой: настолько весел и непосредственен он был, настолько молод душой он остался. Мне кажется, что к Вере Николаевне у него была первая любовь, первая страсть. Вера нравится ему до сих пор, но теперь страсть прошла, и когда-то пылкое чувство переросло в чувство надежности, уверенности и уважения к своей жене. Также и у княгини Веры прежняя любовь к мужу «давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы». Единственное, чего она жадно желала, - это иметь детей. Вера души не чаяла в хорошеньких ребятишках младшей сестры, но у нее с Василием их, к ее сожалению, не было.

Мне кажется, что Вера была излишне холодной, неискренней, даже черствой. После получения браслета и письма от Желткова она раздумывала над тем показать или не показать подарок Василию. Вера пришла к выводу, что лучше показать позже – «теперь не только этот несчастный будет смешон, но и я вместе с ним» таким образом, ее нисколько не взволновало содержание письма, нисколько не затронул тот факт, что, так как когда-то этот браслет принадлежал прабабке Желткова, это очень важная вещь для него самого. Можно сказать, что самое дорогое, что было в жизни, он подарил ей. Кажется, что Вера не обратила внимания на письмо, а больше увлеклась рассматриванием браслета. «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посередине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину». Когда Вера повернула случайно браслет перед светом лампочки, в них загорелись «прелестные густо-красные живые огни».

Впервые Желтков увидел Веру восемь лет назад в цирке. Он сразу понял, что любит ее, любит как никого на свете. Первое время Желтков писал страстные любовные письма, каким бы неприличным это ни казалось. Настолько его чувство было сильным. Трудно предположить, надеялся ли он на взаимность. По моему мнению, все-таки в Желткове была надежда на некую взаимность, хотя бы на встречу, пусть даже это была бы первая и последняя встреча для выяснения отношений. Теперь же, спустя семь лет, он в чем-то разочаровался, в чем-то повзрослел. На смену когда-то смелым письмам и порывам пришло осознание реальности, « пропасти» между своим и Вериным социальным положением. В герое осталось лишь безропотное поклонение, благоговение и преданность.

Если обратиться к творчеству Куприна, то можно заметить, что его герои, как правило, имеют мало общего с сильными, энергичными личностями. В персонажах автора есть что-то «живое», то есть это не вечные оптимисты или жизнелюбы. Герои Куприна – люди, которые умеют чувствовать, умеют радоваться и огорчаться. Итак, Желтков болезненно переживает любую несправедливость. Для героя характерны такие черты, как душевная чистота, мечтательность, человеколюбие, соединенные с полнейшей непрактичностью и безволием. Да, он простой телеграфист, он даже не пытается быть кем-то больше, но это лишь внешняя сторона дела. Человека, живущего чувствами и умеющего любить по настоящему, не интересуют материальные ценности. В любви герою чужды разврат и цинизм.

Трагедия любви заключается, прежде всего, в том, что чувство Желткова не взаимно. Во-вторых, наш герой - человек, который искренне, пылко и преданно любит, любит по-настоящему. Однако Вера Шеина была, как уже говорилось выше, « царственно спокойна», «холодна», «немного свысока любезна». Она любила природу и детей, радовалась хорошей погоде и приездам сестры. Но Вера всегда была несколько скованна, набожна, боялась выйти за рамки нормы. Можно было бы сказать, что Вера холодна, что она не способна чувствовать, что любовь чужда для нее. Но это была бы неправда. Не все так гладко в жизни нашей героини. Любовь к Василию Львовичу, бывшая по молодости, прошла. Осталось чувство верной дружбы. Я думаю, что семье Шеиных не хватало детей. Дети приносят в семью радость, любовь и счастье. Появление на свет ребенка разожгло бы «костер любви» во второй раз, остановило бы разложение взаимного чувства, наконец, скрепило бы семью. Но этого не произошло. На протяжении многих лет в семье Шеиных не появлялось детей. Вера Николаевна, как любая женщина, страстно их желала. В их отсутствие она, возможно, винила себя. Поэтому, на мой взгляд, Веру вполне можно понять, ведь ей не удалось состояться в самом главном – материнстве. Также Шеины едва сводили концы с концами. Вера Николаевна, незаметно от мужа, отказывала себе во многом. Находясь в обществе, которое располагало большими средствами, Вера чувствовала себя скованно. Таким образом, можно оправдать ее холодность и отчужденность. Но это вовсе не означает, что Вера Николаевна не способна на чувство. Да, она не придает особого значения письмам незнакомца ППЖ. Но это продолжается уже семь лет. Вере порядком надоела эта история. Кроме того, в семье Шеиных считали, что ей пишет ненормальный маньяк. Эти взгляды настолько укоренились в Вере, что она просто не могла предположить ничего другого. Только лишь смерть Желткова заставила ее обратить на него внимание.

Накануне смерти телеграфисту нанесли визит Николай Николаевич и Василий Львович. Желтков, возможно впервые за много лет, поделился своими переживаниями с другими. Сначала ему было неловко, ведь перед ним был муж его возлюбленной. Но потом, почувствовав искренность со стороны Василия Львовича, он признался в своей любви. Князь поверил каждому слову, понял все, что хотел ему сказать Желтков, но плохо, еле подбирая слова, выразил. Последним, но решительным ударом для Желткова стал их разговор по телефону с Верой. Слово Веры Николаевны было решающим. Ее желание было не видеть и не слышать о нем больше никогда. Желтков вернулся в комнату после разговора. «Глаза его блестели и были глубоки, как будто наполнены непролитыми слезами». До самого последнего момента у него к Вере остались самые лучшие, самые светлые чувства. Для него всегда любовь была громадным счастьем, лучшим, что дал ему Бог. Он очень хотел быть полезен Вере. Но от него требовалось только одно – удалиться, и он ушел, ушел, чтобы Вере жилось лучше и счастливее. До конца своей жизни он боготворил свою любимую и это святое чувство – любовь.

Тема любви в повести «Гранатовый браслет»

"Безответная любовь не унижает человека, а возвышает его."Пушкин Александр Сергеевич

По мнению многих исследователей, «мастерски выписано в этой повести все, начиная с ее названия. Само заглавие удивительно поэтично и звучно. Оно звучит как строка стихотворения, написанного трехстопным ямбом».

В основу повести положен реальный случай. В письме к редактору журнала «Мир божий» Ф. Д. Батюшкову Куприн в октябре 1910 г. писал: «Это - помнишь? - печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жолтикова, который был безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену Любимова (Д. Н. - теперь губернатор в Вильно). Пока только придумал эпиграф…» (L. van Beethoven. Son № 2, op. 2. Largo Appassionato). Хоть произведение и основано на реальных событиях, финал повести - самоубийство Желткова - творческий домысел писателя. Куприн не случайно завершил свою повесть трагическим финалом, такой финал понадобился ему, чтобы сильнее оттенить силу любви Желткова к почти незнакомой ему женщине, - любовь, которая бывает «один раз в тысячу лет».

Работа над повестью сильно повлияла на душевное состояние Александра Ивановича. «Недавно рассказал одной хорошей актрисе, - писал он в письме к Ф. Д. Батюшкову в декабре 1910 г, - о сюжете своего произведения - плачу, скажу одно, что ничего более целомудренного я еще не писал».

Главной героиней повести является княгиня Вера Николаевна Шеина. Действие повести разворачивается на Черноморском курорте осенью, а именно 17 сентября - в день именин Веры Николаевны.

Первая глава представляет собой вступление, на долю которого выпала задача подготовить читателя к нужному восприятию последующих событий. Куприн описывает природу. В описании природы у Куприна много звуков, красок и в особенности - запахов. Пейзаж в высшей степени эмоционален и не похож ни на чей другой. Благодаря описанию осеннего пейзажа с его опустевшими дачами и клумбами, ощущаешь неизбежность увядания окружающей природы, увядания мира. Куприн проводит параллель между описанием осеннего сада и внутренним состоянием главной героини: холодноватый осенний пейзаж увядающей природы схож по своей сути с настроением Веры Николаевны Шеиной. По нему мы предугадываем ее спокойный, неприступный характер. Ничто ее не привлекает в этой жизни, возможно, поэтому яркость ее бытия порабощена обыденностью и серостью.

Автор описывает главную героиню так: «…пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…». Вера не могла проникнуться чувством прекрасного к окружающему миру. Она не была от природы романтиком. И, увидев что-то из ряда вон выходящее, какую-то особенность, старалась (пусть непроизвольно) приземлить ее, сопоставить с окружающим миром. Ее жизнь текла медленно, размеренно, тихо, и, казалось бы, удовлетворяла жизненным принципам, не выходя за их рамки.

Мужем Веры Николаевны был князь Василий Львович Шеин. Он был предводителем дворянства. Вера Николаевна вышла за князя, такого же примерного, тихого человека, как и она сама. Прежняя страстная любовь к мужу у Веры Николаевны перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы. Супруги, несмотря на свое высокое положение в обществе, едва сводили концы с концами. Так как жить приходилось выше средств, Вера незаметно для мужа экономила, оставаясь достойной своего титула.

В день именин к Вере приезжают самые близкие ее знакомые. По словам Куприна, «Вера Николаевна Шеина всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо, чудесного». Раньше всех приехала ее младшая сестра - Анна Николаевна Фриессе. «Она была на полголовы ниже, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами… пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью…». Она была полной противоположностью Веры Николаевны. Сестры очень любили друг друга. Анна была замужем за очень богатым и очень глупым человеком, который ровно ничего не делал, но числился при каком-то благотворительном учреждении. Мужа - Густава Ивановича она терпеть не могла, но родила от него двух детей -- мальчика и девочку. Вера Николаевна очень хотела иметь детей, но их у нее не было. Анна постоянно флиртовала во всех столицах и на всех курортах Европы, но никогда не изменяла мужу.

На именины младшая сестра преподнесла Вере в подарок маленькую записную книжку в удивительном переплете. Вере Николаевне очень сильно понравился подарок. Что же касается мужа Веры, то он ей подарил серьги из грушевидных жемчужин. писатель куприн повесть любовь

Гости съезжаются к вечеру. Всех действующих лиц, за исключением Желткова - главного героя влюбленного в княгиню Шеину, Куприн собирает на даче семейства Шеиных. Княгиня получает от гостей дорогие подарки. Празднование именин проходило весело, пока Вера не замечает, что гостей тринадцать человек. Так как она была суеверна, это настораживает ее. Но пока ничто не предвещает беды.

Среди гостей Куприн выделяет старого генерала Аносова, боевого товарища отца Веры и Анны. Автор описывает его так: «Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки… У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах… какое свойственно мужественным и простым людям…».

Также на именинах присутствовал брат Веры - Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский. Он всегда отстаивал свое мнение и готов был заступиться за свою семью.

По традиции гости играли в покер. Вера не присоединилась к игре: ее позвала горничная, которая вручила ей сверток.. Развернув сверток, Вера обнаруживает футляр, в котором лежал золотой браслет с камнями и записка. «…золотой, низкопробный, очень толстый... с наружной стороны весь сплошь покрытый... гранатами» браслет. Он выглядит безвкусной безделушкой рядом с дорогими изящными подарками, которые ей дарили гости. В записке рассказывается о браслете, о том, что это фамильная драгоценность, обладающая магической силой, и что это самая дорогая вещь, которая есть у дарителя. В конце письма стояли инициалы Г. С. Ж., и Вера поняла, что это тот тайный воздыхатель, который пишет ей уже в течение семи лет. Этот браслет становится символом его безнадежной, восторженной, бескорыстной, благоговейной любви. Таким образом этот человек хоть как-то пытается соединить себя с Верой Николаевной. Ему было достаточно только того, что к его подарку коснулись ее руки.

Глядя на густо-красные гранаты, Вера почувствовала тревогу, она ощущает приближение чего-то неприятного, видит в этом браслете некое предзнаменование. Не случайно она сразу сравнивает эти красные камни с кровью: «Точно кровь!» -- восклицает она. Спокойствие Веры Николаевны было нарушено. Вера посчитала Желткова «несчастным», она не смогла понять всего трагизма этой любви. Несколько противоречивым оказалось выражение «счастливый несчастный человек». Ведь в своем чувстве к Вере Желтков испытал счастье.

До ухода гостей Вера решает не говорить о подарке мужу. А в это время ее муж занимает гостей рассказами, в которых очень мало правды. Среди этих рассказов и рассказ о несчастном влюбленном в Веру Николаевну, который якобы посылал ей каждый день страстные письма, а потом постригся в монахи, умерев, завещал Вере две пуговицы и флакон духов с его слезами.

И только сейчас мы узнаем о Желткове, несмотря на то, что он главный герой. Никто из гостей его никогда не видел, не знает его имени, только известно (судя по письмам), что он служит мелким чиновником и каким-то загадочным образом всегда знает, где находится и что делает Вера Николаевна. В повести практически ничего не сказано о самом Желткове. Мы узнает о нем благодаря мелким деталям. Но даже эти незначительные подробности, используемые автором в своем повествовании, свидетельствуют о многом. Мы понимаем, что внутренний мир этого неординарного человека был очень и очень богат. Этот человек не был похож на других, он не погряз в убогой и унылой повседневности, его душа стремилась к прекрасному и возвышенному.

Наступает вечер. Многие гости разъезжаются, остается генерал Аносов, который рассказывает о своей жизни. Он рассказывает свою историю любви, запомнившейся ему навсегда -- короткой и простой, которая в пересказе кажется просто пошлым приключением армейского офицера. «Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел!» -- говорит генерал и приводит примеры обыкновенных, непристойных союзов людей, заключенных по тому или иному расчету. «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано -- «сильна, как смерть»?.. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Именно Аносов сформулировал основную мысль повести: «Любовь должна быть…» и в какой-то степени выразил мнение Куприна.

Аносов рассказывает о похожих на такую любовь трагических случаях. Разговор о любви привел Аносова к истории телеграфиста. Сначала он предположил, что Желтков маньяк, и только потом решил, что любовь у Желткова настоящая: «…может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

Когда в доме остались только муж и брат Веры, она рассказала о подарке Желткова. Василий Львович и Николай Николаевич отнеслись к подарку Желткова крайне пренебрежительно, смеялись над его письмами, издевались над его чувствами. Гранатовый браслет вызывает бурное негодование у Николая Николаевича, стоит отметить, что он был крайне раздражен поступком молодого чиновника, а Василий Львович в силу своего характера воспринял это более спокойно.

Николай Николаевич волнуется за Веру. Он не верит в чистую, платоническую любовь Желткова, подозревая его в пошлейшем адюльтере. Если бы она приняла подарок, Желтков бы стал хвастаться перед своими друзьями, он мог надеяться на что-то большее, стал бы дарить ей дорогие подарки: «…кольцо с бриллиантами, жемчужное колье…», растрачивая казенные деньги, и впоследствии все могло закончилось судом, куда Шеины были бы вызваны свидетелями. Семейство Шеиных попало бы в смешное положение, их имя было бы опозорено.

Сама же Вера не придавала письмам особое значение, не питала чувств к своему загадочному поклоннику. Ей в какой-то степени льстило его внимание. Вера думала, что письма Желткова - это всего лишь невинная шутка. Она не придает им такого значения, которое придает ее брат Николай Николаевич.

Муж и брат Веры Николаевны решают отдать подарок тайному поклоннику и попросить его больше никогда не писать Вере, забыть о ней навсегда. Но как это сделать, если они не знали ни имени, ни фамилии, ни адреса почитателя Веры? Николай Николаевич и Василий Львович по инициалам в списках городских служащих находят поклонника. Теперь им становится известно, что загадочный Г. С. Ж. является мелким чиновником Георгием Желтковым. Брат и муж Веры отправляются к нему домой на важный разговор с Желтковым, который впоследствии решает всю дальнейшую судьбу Георгия.

Желтков жил под крышей в одном бедном доме: «заплеванная лестница пахла мышами, кошками, керосином и стиркой…Комната была очень низка, но очень широка и длинна, почти квадратной формы. Два круглых окна, совсем похожих на пароходные иллюминаторы, еле-еле ее освещали. Да и вся она была похожа на кают-компанию грузового парохода. Вдоль одной стены стояла узенькая кровать, вдоль другой очень большой и широкий диван, покрытый истрепанным прекрасным текинским ковром, посередине -- стол, накрытый цветной малороссийской скатертью». Такое точное детальное описание атмосферы, в которой живет Желтков, Куприн отмечает не просто так, автор показывает неравенство между княгиней Верой и мелким чиновником Желтковым. Между ними существуют непреодолимые социальные преграды и перегородки сословного неравенства. Именно разный социальный статус и замужество Веры делают безответной любовь Желткова.

Куприн развивает традиционную для русской литературы тему «маленького человека». Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только вырастает в трагического героя, он силой своей любви встает над мелочной суетой, жизненными удобствами, приличиями. Он оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его. Любовь дарит Желткову «громадное счастье». Любовь стала страданием, единственным смыслом жизни. Желтков ничего не требовал за свою любовь, его письма к княгине были всего лишь стремлением высказаться, донести свои чувства до любимого существа.

Оказавшись в комнате Желткова, наконец-то, Николай Николаевич и Василий Львович видят поклонника Веры. Автор описывает его так: «...он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами… очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти…». Желтков, как только Николай Николаевич и Василий Львович представились, очень сильно занервничал, испугался, но через некоторое время успокоился. Мужчины возвращают Желткову его браслет с просьбой больше не повторять подобных вещей. Желтков сам понимает и признается, что совершил глупость, отправив Вере гранатовый браслет.

Желтков признается Василию Львовичу, что любит его жену уже в течение семи лет. Вера Николаевна по какой-то прихоти судьбы однажды показалась Желткову удивительным, совершенно неземным созданием. И в сердце его вспыхнуло сильное, яркое чувство. Он всегда находился на некотором расстоянии от своей любимой, и, очевидно, это расстояние способствовало силе его страсти. Он не мог забыть прекрасного образа княгини, и его совершенно не останавливало равнодушие со стороны возлюбленной.

Николай Николаевич предоставляет Желткову два варианта дальнейших действий: либо он навсегда забывает Веру и больше никогда не пишет ей, либо, если он не откажется от преследования, против него примут меры. Желтков просит позвонить Вере, чтобы попрощаться с ней. Хотя Николай Николаевич был против звонка, князь Шеин разрешил сделать это. Но разговор не удался: Вера Николаевна не захотела говорить с Желтковым. Вернувшись в комнату, Желтков выглядел расстроенным, глаза его были наполнены слезами. Он попросил разрешения написать Вере прощальное письмо, после которого он исчезнет из их жизни навсегда, и опять князь Шеин разрешает это сделать.

Близкие княгини Веры признали в Желткове благородного человека: брат Николай Николаевич: «Я сразу угадал в вас благородного человека»; муж князь Василий Львович: «этот человек неспособен обманывать и лгать заведомо».

Вернувшись домой, Василий Львович рассказывает в подробностях Вере о встрече с Желтковым. Она была встревожена и проронила такую фразу: «Я знаю, что этот человек убьет себя». Вера уже сейчас предчувствовала трагичный исход этой ситуации.

Наутро Вера Николаевна читает в газете о том, что Желтков покончил жизнь самоубийством. В газете писали то, что смерть произошла по причине растраты казенных денег. Так самоубийца написал в посмертном письме.

Куприн на протяжении всего рассказа пытается внушить читателям «понятие любви на грани жизни», и делает он это через Желткова, для него любовь - это жизнь, следовательно, нет любви - нет жизни. И, когда муж Веры настойчиво просит прекратить любовь, прекращается и его жизнь. А достойна ли любовь потери жизни, потери всего, что только может быть на свете? На этот вопрос должен отвечать каждый сам для себя - а хочет ли он этого, что для него дороже - жизнь или любовь? Желтков ответил: любовь. Ну а как же цена жизни, ведь жизнь - это самое дорогое, что у нас есть, именно её мы так боимся потерять, а с другой стороны любовь - это смысл нашей жизни, без чего она не будет жизнью, а будет пустым звуком. Невольно вспоминаются слова И. С. Тургенева: «Любовь… сильнее смерти и страха смерти».

Желтков выполнил просьбу Веры «прекратить всю эту историю» единственным возможным для него способом. Тем же вечером Вере приходит письмо от Желткова.

Вот что говорилось в письме: «…Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей -- для меня вся жизнь заключается только в Вас…Моя любовь - это не болезнь, не маниакальная идея, это награда от Бога… Если когда-нибудь вспомните обо мне, то сыграйте сонату L. van Beethoven. Son № 2, op. 2. Largo Appassionato…» Желтков также в письме обожествлял свою возлюбленную, к ней была обращена его молитва: «Да святится имя Твое». Однако при всем этом княгиня Вера была обыкновенной земной женщиной. Так что ее обожествление - это плод фантазии бедного Желткова.

Жаль, что в жизни его ничто не интересовало, кроме нее. Я думаю, нельзя жить так, нельзя только страдать и мечтать о любимой, но недоступной. Жизнь -- игра, и каждый из нас обязан отыграть свою роль, успеть это сделать за такой короткий промежуток времени, успеть стать положительным или отрицательным героем, но ни в коем случае не остаться безразличным ко всему, кроме нее, единственной, прекрасной.

Желтков думает, что это его судьба -- любить безумно, но безответно, что от судьбы невозможно убежать. Если бы не это последнее, то он, несомненно, пытался бы что-то делать, бежать от обреченного на смерть чувства.

Да, я считаю, что нужно было бежать. Бежать без оглядки. Поставить перед собой далекую цель и окунуться с головой в работу. Нужно было заставить себя забыть свою безумную любовь. Необходимо было хотя бы попытаться избежать ее трагического исхода.

При всем желании он не мог быть властен над своей душой, в которой слишком большое место занимал образ княгини. Желтков идеализировал свою возлюбленную, он ничего не знал о ней, поэтому рисовал в своем воображении совершенно неземной образ. И в этом также проявляется неординарность его натуры. Его любовь невозможно было опорочить, запятнать именно потому, что она была слишком далека от реальной жизни. Желтков так никогда и не встретился со своей возлюбленной, его чувства остались миражом, они не были связаны с реальностью. И в связи с этим влюбленный Желтков предстает перед читателем оторванным от жизни мечтателем, романтиком и идеалистом.

Он наделил лучшими качествами женщину, о которой не знал ровным счетом ничего. Быть может, если бы судьба подарила Желткову хотя бы одну встречу с княгиней, то он изменил бы свое мнение о ней. По крайней мере, она бы не казалась ему идеальным существом, абсолютно лишенным недостатков. Но, увы, встреча оказалась невозможной.

Аносов говорил: «Любовь должна быть трагедией…», если подходить к любви именно с такой меркой, тогда становится ясно -- любовь Желткова именно такая. Он с легкостью ставит свои чувства к прекрасной княгине превыше всего на свете. В сущности, сама жизнь не имеет для Желткова особой ценности. И, вероятно, причина этого -- невостребованность его любви, ведь жизнь господина Желткова не украшена ничем, кроме чувств к княгине. При этом сама княгиня живет совершенно иной жизнью, в которой нет места влюбленному Желткову. И она не желает, чтобы поток этих писем продолжался. Княгиня не заинтересована в своем неизвестном поклоннике, ей хорошо и без него. Тем более удивительным и даже странным предстает Желтков, сознательно культивирующий свою страсть к Вере Николаевне.

Можно ли назвать Желткова страдальцем, бесполезно прожившим свою жизнь, отдающим себя в жертву какой-то удивительной бездушной любви? С одной стороны, он предстает именно таким. Он готов был отдать жизнь своей любимой, но такая жертва никому не была нужна. Сам гранатовый браслет является деталью, еще более ярко подчеркивающей всю трагедию этого человека. Он готов расстаться с семейной реликвией, украшением, передающемся по наследству женщинами его рода. Желтков готов отдать единственную драгоценность совершенно посторонней женщине, причем этот подарок был ей совершенно не нужен.

Можно ли назвать чувство Желткова к Вере Николаевне сумасшествием? На этот вопрос в книге отвечает князь Шеин: «…я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать… Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим…». И я согласна с его мнением.

Психологическая кульминация повести - прощание Веры с умершим Желтковым, их единственное «свидание» - поворотный момент в ее внутреннем состоянии. На лице усопшего она прочла «глубокую важность, … как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь», «блаженную и безмятежную» улыбку, «умиротворение». «В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее».

Сразу же можно задать вопрос: - а любила ли вообще кого-нибудь Вера. Или слово любовь в её осмыслении не что иное, как понятие супружеского долга, супружеской верности, а не чувства к другому человеку. Наверное, только одного человека Вера любила: свою сестру, которая была для неё всем. Своего мужа она не любила, не говоря уже про Желткова, которого она ни разу живым и не видела.

А была ли необходимость Вере идти смотреть на мёртвого Желткова? Возможно, это была попытка как-то самоутвердиться, не мучить себя всю оставшуюся жизнь угрызениями совести, посмотреть на того, от кого она отказалась. Понять, что в её жизни не будет ничего подобного этому. От чего мы оттолкнулись, к тому мы и пришли - раньше он искал с ней встреч, а теперь она пришла к нему. А кто виноват в случившемся - он сам или его любовь.

Любовь высушила его, забрала все лучшее, что было в его натуре. Но ничего не дала взамен. Поэтому несчастному человеку ничего другого не остается. Очевидно, смертью героя Куприн хотел выразить свое отношение к его любви. Желтков, безусловно, человек уникальный, совершенно особенный. Поэтому ему очень трудно жить среди обычных людей. Получается, что нет ему места на этой земле. И в этом его трагедия, а совсем не вина.

Конечно, его любовь можно назвать явлением уникальным, чудесным, удивительно красивым. Да, подобная бескорыстная и удивительно чистая любовь встречается очень редко. Но все-таки хорошо, что это происходит именно так. Ведь такая любовь идет рука об руку с трагедией, она ломает жизнь человеку. И красота души остается невостребованной, о ней никто не знает и не замечает ее.

Когда княгиня Шеина пришла домой, она исполняет последнее желание Желткова. Она просит подругу-пианистку Женни Рейтер исполнить ей что-нибудь. Вера не сомневается, что пианистка исполнит именно то место в сонате, о котором просил Желтков. Ее мысли и музыка слились воедино, и ей слышалось, как будто бы куплеты заканчивались словами: «Да святится имя Твое».

«Да святится имя Твое» -- рефреном звучит в последней части «Гранатового браслета». Ушел из жизни человек, но не ушла любовь. Она словно рассеялась в окружающем мире слилась с бетховенской сонатой №2 Largo Appassionato. Под страстные звуки музыки героиня ощущает мучительное и прекрасное рождение в своей душе нового мира, испытывает чувство глубокой благодарности к человеку, который выше всего в своей жизни поставил любовь к ней, даже выше самой жизни. Она понимает, что он ее простил. На этой трагической ноте заканчивается повесть.

Однако, несмотря на печальную развязку, герой Куприна счастлив. Он считает, что осветившая его жизнь любовь -- это подлинно прекрасное чувство. И я уже не знаю, так ли наивна и безрассудна эта любовь. И, может быть, действительно она стоит того, чтобы отдать за нее свою жизнь и желание жизни. Ведь она красива, как луна, чиста, как небо, ярка, как солнце, постоянна, как природа. Такова рыцарская, романтическая любовь Желткова к княгине Вере Николаевне, поглотившая все его существо. Желтков уходит из жизни без жалоб, без упреков, произнося, как молитву: «Да святится имя Твое». Нельзя без слез читать эти строки. И непонятно, почему слезы катятся из глаз. То ли это просто жалость к несчастному Желткову (ведь жизнь могла бы быть прекрасной и для него), то ли восхищение великолепием огромного чувства маленького человека.

Так хотелось бы, чтобы в нашу однообразную жизнь проникла эта сказка о всепрощающей и сильной любви, созданная И. А. Куприным. Так хотелось бы, чтобы никогда жестокая реальность не смогла победить наши искренние чувства, нашу любовь. Мы должны преумножать ее, гордиться ей. Любви, истинной любви, необходимо учиться усердно, как самой кропотливой науке. Однако любовь не приходит, если ждешь ее появления каждую минуту, и в то же время, не разгорается из ничего.