Музей восковых фигур мадам. Восковые фигуры Музея мадам Тюссо

Давно стал для Лондона такой же визитной карточкой, как Биг Бен, Тауэр или Трафальгарская площадь. Его экспонатами являются восковые фигуры знаменитостей разных эпох. Здесь собраны скульптуры политиков, звёзд шоу-бизнеса, спортсменов и прочих людей, прославившихся на весь мир. Любой турист, оказавшийся в британской столице, включает этот музей в список достопримечательностей, которые обязательно нужно посетить, ведь в нём можно не только воочию увидеть восковые фигуры своих кумиров, но и потрогать их и даже сфотографироваться рядом с ними на память.

Музей в столице Великобритании и его филиалы

Восковые фигуры Музея мадам Тюссо сегодня представлены не только в Лондоне. Заведение имеет свои филиалы в разных странах. Полюбоваться восковыми можно в Берлине, Амстердаме, Токио, Нью-Йорке, Сиднее и других городах. Всего у музея насчитывается 14 филиалов по всему миру. С того момента, когда талантливая женщина-скульптор Мария Тюссо создала своё первое восковое творение, прошло несколько столетий, с тех пор её учреждение превратилось в огромную индустрию развлечений. Только лондонское его отделение ежегодно посещает 2,5 млн. туристов со всех уголков планеты.

Жизнь Марии во Франции

(до замужества она носила фамилию Гросхольц) появилась на свет в 1761 году в Страсбурге. Её мама работала простой экономкой в доме Филиппа Кёртиса - доктора, занимавшегося изготовлением восковых муляжей знаменитых людей. Именно он стал для маленькой Марии первым и единственным учителем, обучившим её искусству, ставшему смыслом всей её жизни. В 1769 году Кёртис переезжает в Париж, захватив с собой ученицу и её мать. Здесь он организовывает выставки своих работ и получает заказы на изготовление восковых двойников Людовика XV, Марии-Антуанетты и других знатных особ.

Первой знаменитостью, чей облик талантливой ученице доктора Кёртиса удалось запечатлеть в воске, был Вольтер. Это случилось в 1777 году, когда Марии исполнилось всего 16 лет. Вслед за ним последовали скульптуры Руссо и Франклина. Восковые фигуры мадам Тюссо поражали своим необыкновенных сходством с их оригиналами, и мастерица стала получать множество выгодных заказов. Талант девушки был замечен представителями монаршего рода и её пригласили преподавать скульптурное искусство членам королевской семьи. В период Французской революции ей поручили изготавливать посмертные маски политических и приговорённых к казни. После смерти Кёртиса (1794 г.) вся его огромная коллекция перешла к Марии. Мастерица же стала пополнять ее и своими творениями.

Переезд Марии в Лондон, организация постоянной выставки

В 1802 году Тюссо повезла в Лондон восковые скульптуры публичных деятелей и преступников. Из-за событий англо-французской войны она не смогла вернуться в Париж и вынуждена была остаться в Англии, переезжая с экспонатами из одного города в другой. 1835 год оказался ключевым для Марии Тюссо, так как именно тогда ей удалось открыть постоянную выставку своих работ на Бейкер-Стрит. С этого момента начинается история Музея восковых фигур, прославившего талантливую женщину на весь мир. На выставке сначала было представлено около 30 фигур, постепенно она пополнялась новыми, среди которых были статуи Вальтера Скотта, адмирала Нельсона и прочих известных личностей. скульптур, представленных в музее, не превышала трёх лет, поэтому старые фигуры регулярно приходилось заменять новыми. Только после смерти Тюссо в 1850 году её сыновья Франсуа и Жозеф изобрели новую технологию закрепления воска, благодаря чему удалось сделать фигуры более долговечными. Дети и внуки Марии стали достойными последователями её дела. В 1884 году восковые фигуры Музея мадам Тюссо сменили адрес, переехав на Мэрилебон-Роуд. Именно там заведение находится и сейчас, радушно принимая своих посетителей.

Особенности изготовления восковых фигур

Сегодня над созданием одной скульптуры музея мадам Тюссо работают около 4 месяцев. Над каждой фигурой трудится профессиональная команда, состоящая из двух десятков человек. Изготовление воскового двойника известной персоны подобно ювелирной работе. Прежде чем сделать статую, сотрудники музея проводят несколько сотен замеров, дабы в точности воссоздать фигуру и знаменитости. Подбор цвета для создания естественного оттенка кожного покрова звезды и формирование её причёски - не менее кропотливая работа, требующая много времени. Результат такого труда получается ошеломляющим: скульптура знаменитости выходит настолько правдоподобной, что отличить, где копия, а где оригинал, получается далеко не у каждого.

Экспонаты современного лондонского музея

Восковые фигуры Музея мадам Тюссо - это больше 1000 экспонатов, в точности изображающих известных людей разных эпох. В выставочных залах музея представлены все члены британской королевской семьи, президенты ведущих стран мира, писатели, учёные, полководцы, актёры, певцы, музыканты и т. д. Любая знаменитость почитает за честь заполучить своего двойника в музее, ведь это указывает на её популярность и признание общественностью. Здесь под одной крышей можно увидеть принцессу Диану, молодых "Битлз", Мэрилин Монро, Майкла Джексона, Леди Гагу, Джастина Бибера, Бритни Спирс, Жерара Депардье, Николь Кидман, Джонни Деппа, Дэвида Бекхэма, Бориса Ельцина, Владимира Путина и многих других известных людей. Некоторые фигуры двигаются и даже разговаривают. В одном из залов скромно стоит маленькая старушка из воска, одетая в чёрный наряд. Это и есть Мария Тюссо. Она словно наблюдает из глубины веков за созданной ею огромной восковой империей.

«Палата ужасов»

Не только звёзды представлены в музее. Есть в заведении выставочный зал, рассчитанный на людей с крепкой психикой. Называется он «Палатой ужасов». Здесь собраны восковые фигуры серийных убийц, маньяков, висящих на виселице преступников. Коллекцию дополняют отрубленные головы и орудия пыток. В этой же комнате можно лицезреть представителей французской королевской семьи, сделанные собственноручно Марией Тюссо. Весь зал навевает на посетителей ужас, поэтому сюда запрещено входить детям, беременным женщинам и людям со слабым здоровьем и неустойчивой психикой.

Сегодня сложно встретить путешественника, побывавшего в Лондоне и не увидевшего восковые фигуры Музея мадам Тюссо. Фото с двойниками своих кумиров - предмет гордости любого туриста. Ими принято хвастаться, как и снимками на фоне Эйфелевой башни или египетских пирамид. Посетить музей можно в будни с 9.30 до 15.30. В праздничные и выходные дни выставочные залы заведения открыты для гостей до 18.00.

Вероятно, музей мадам Тюссо известен каждому из нас. Основная экспозиция музея расположена в Лондоне, а филиалы его есть практически во всех европейских столицах, и даже в Китае и на американским континенте: в Копенгагене, Гонконге, Берлине, Амстердаме и наиболее крупных городах США. Еще в 19-м столетии гостеприимно распахнул двери музей, но и сегодня он пользуется огромнейшей популярностью на зависть своим конкурентам. Все как минимум слышали или даже мечтают посетить и увидеть собственными глазами музей восковых фигур мадам Тюссо, но мало кто интересовался, кем и когда он был основан, а также биографией этой уникальной женщины.

Краткая биографическая справка

В декабре 1761 г. в немецком городке Страсбурге в семье палача Иогана-Жозефа Гросхольца и Анны родилась дочь Мария. Всего за 2 месяца до этого Иоган погиб на войне. Но его супруга Анна нисколько не расстроилась по этому поводу, поскольку с юности была влюблена в молодого и талантливого врача и скульптора Филиппа Вильгельма Курция.

Потеряв мужа, Анна с маленькой дочерью отправляется навстречу своему счастью в Берн, где устраивается на работу экономкой к возлюбленному. Курций, кстати говоря, наряду с врачебной практикой, успешно преподавал, а для наглядности собственноручно готовил учебные пособия внутренних органов из воска. А учитывая более чем скромное жалованье врача и природный талант Курция, он также подрабатывал, изготавливая из воска бюсты людей и декорируя их элементами гардероба.

В 1763 г. Филипп Курций вместе с Анной и 6-летней Мари переезжает в Париж. Отцовская привязанность к Мари толкала Филиппа на длительные регулярные занятия с девочкой: сначала он тренировал ее память, давая задания рисовать людей, которых они случайно встречали на улице, а затем стал привлекать девочку к изготовлению восковых фигур в своей медицинской мастерской. Именно в те далекие годы и закладывались основы создания воскового музея мадам Тюссо.

В 1771 г. Курций приобрел славу, выставив в своем выставочном зале скульптуры новобрачных Людовика XVI и Марии-Антуанетты. Именно отчим Марии - Филипп Курций - изобрел идею создавать восковых двойников знаменитостей, осуществленную позднее Тюссо. В числе завсегдатаев музея был даже Людовик XVI. Мария в те времена лишь продавала билеты у входа.

Творческий путь Марии Гросхольц

А уже к 16 годам девушка умела самостоятельно изготавливать полноценные фигуры. Первой стала статуя Франсуа Вольтера, который, кстати, вскоре скончался. Сегодня эта самая первая фигура Марии занимает весьма почетное место в музее мадам Тюссо в Лондоне.

В 19 лет девушка переехала в Версаль по приглашению Людовика обучать его сестру Елизавету своему умению. Уже спустя 9 месяцев Мари вместе с членами династии оказалась в Бастилии. Несколько месяцев Мари находилась в камере с небезызвестной Жозефиной - супругой Наполеона в будущем. Освободившись из Бастилии, девушка не растерялась и, несмотря на явный спад интереса французского общества к музею, обратилась к главному революционеру Робеспьеру с предложением создать его фигуру для музея. Его примеру последовали и другие знаменитые революционеры. Среди прочих знаковым стало создание композиции из воска, увековечившей гибель главного революционера Марата от рук Шарлотты Кордэ. С Шарлоттой, кстати, Мария также познакомилась во время своего злосчастного заключения в Бастилии.

Затем Мария, как будто инстинктивно, вернулась к промыслу отца - стала сотрудничать с палачами, отдававшими ей головы жертв. Мария снимала с них посмертные маски и выставляла в музее. Одной из популярнейших стала композиция «Смерть титана», изображающая гибель Робеспьера.

Как создавался восковой музей мадам Тюссо

Как уже упоминалось, начало музею положил Филипп Курций - отчим Марии Гросхольц (Тюссо в замужестве). В 1794 г. Мария унаследовала музей в связи со смертью Филиппа и продолжила его блестящее развитие. Спустя год девушка выходит замуж за Франсуа - успешного инженера, и берет его фамилию Тюссо. С разницей в 2 года у пары появляются на свет двое сыновей. Карьера женщины пошла на спад, когда Жозефина пригласила ее к себе с просьбой создать фигуру Наполеона.

В начале 19-го столетия Мария рассталась с супругом и уехала в Англию. Так обрывается связь великой женщины-скульптора с блистательной Францией.

Какое-то время Мари путешествует по Англии, неустанно продолжая работу над коллекцией. Музей мадам Тюссо, скульптуры которого отображали в основном историческим личностям Франции, пополнился новыми лицами - Ричард І, Кромвель, Генрих VII встали в ряд с другими. Здесь Мари помогли ее старые связи с французскими палачами. В 1804 г., во время путешествия в Ливерпуль, музей постигла печальная участь - корабль потерпел крушение, и все фигуры затонули. Но Мария со свойственным ей упорством, работая круглосуточно, восстановила все утраченные фигуры по резервным слепкам.

Со временем подросшие дети активно встали в ряды семейного «бизнеса». В коллекции музея появились наследники престолов и даже сама Королева UK Виктория. После этого практически сразу музей мадам Тюссо в Лондоне стал одной из наиболее знаменитых достопримечательностей Великобритании. Да, впрочем, и с гениальной владелицей «кукол» музей щедро поделился своей славой, подарив ей титул одной из знаменитейших и успешных женщин во всем мире.

На лаврах славы

Вплоть до 1835 года Мария с музеем гастролировала по территории Англии и за ее пределами, а затем осела в своем особняке в Лондоне. Даже старость не смогла умерить творческий пыл этой поистине удивительной женщины - до 81 года она продолжала активно работать над созданием экспонатов. Кстати, последней фигурой стал автопортрет Марии. Непосредственно перед смертью Мария увлеклась созданием карикатур.

Новейшая история воскового музея мадам Тюссо

Общеизвестно, что для того, чтобы быть увековеченным в музее Тюссо, нужно быть действительно выдающейся личностью. И только лишь один-единственный человек за всю историю отказался от создания своей фигуры - мать Тереза. На сегодняшний день лондонская экспозиция насчитывает свыше 1000 экспонатов.

  • В конце 19-го столетия в коллекции музея было всего около сотни фигур, причем все они хранились от 2 до 3 лет, а затем приходили в негодность. И только сыновья Тюссо изобрели метод «консервации» фигур, чтобы воск не портился.
  • Если вначале в музее были выставлены в основном политики, то сейчас их ряды пополнили актеры и певцы, ученые и телеведущие, и даже порноактрисы!
  • Часть фигур, представленных в экспозиции, умеют совершать несложные движения и даже разговаривать!
  • Нынешняя стоимость музея составляет порядка 2 млрд долларов.
  • Детям до 9 лет в музей вход воспрещен.
  • Некоторые фигуры умеют не только двигаться и говорить, но даже краснеть от нескромных взглядов посетителей (такие как Дженифер Лопес)!

Восковые фигуры: что еще?

Кроме тысяч восковых фигур знаменитостей разных жанров, эпох и народов, в залах музея можно также посетить палату ужасов, и даже отправиться в уникальное путешествие на такси сквозь века.

Как попасть в музей мадам Тюссо в Лондоне?

Проще простого! Достаточно стать легендой спорта, мировым политическим лидером, звездой эстрады международного масштаба… Ну или прилететь в столицу Великобритании и отправиться в путь до станции метро «Бейкер-стрит» (да-да, после музея Тюссо можно и к Шерлоку Холмсу в гости заглянуть!), а в 2 мин ходьбы на Мэрилебон расположен искомый музей.

Музей мадам Тюссо в Амстердаме

По всему миру функционируют 40 филиалов музея восковых фигур, а самый первый из них (разумеется, после Лондонского офиса) был открыт в Амстердаме. Здесь представлены фигуры звезд спорта, таких как Дэвид Бекхэм, Роналдиньо и Рафаэль ван дер Ваарт. В зале, посвященном членам королевской семьи, вы почувствуете себя как минимум царственной персоной - такая атмосфера роскоши здесь царит. А в зале культуры и искусства вы получите уникальную возможность сфотографироваться с Пикассо, Ван Гогом и Рембрандтом. А заодно и вдохновиться и создать свой собственный шедевр. Но самым популярным, особенно у молодежи, является зал звезд шоу-биза - здесь вы познакомитесь с Джей Ло, Бредом Питтом, Бейонсе и даже Джорджем Клуни. Особо изобретательные могут даже прилечь на диван рядом с Робби Уильямсом!

Открытый в Берлине музей Тюссо уникален своей живостью, реалистичностью. Во-первых, здесь имеется целых 7 тематических выставочных залов. А во-вторых, здесь вы можете не только посмотреть на скульптуры, мастерски созданные из воска, или сфотографироваться с ними, но и напрямую поучаствовать в экспозициях! Вы сможете взять урок лунной походки у поп-короля Майкла Джексона, спеть караоке или создать свое фото в стиле поп-арт Энди Уорхола. Ну и, наконец, вы даже сможете пройти за кулисы и воочию убедиться, насколько это тонкое мастерство - создание шедевров из воска. А в качестве сюрприза вы можете заказать в музее восковый отпечаток своей ладони или даже бюст.

Музей восковых фигур мадам Тюссо может похвастаться и количеством экспонатов, и количеством филиалов во всем мире, и количеством посетителей, но, к сожалению, и количеством подделок. В музее Тюссо фигуры настолько поражают своей реалистичностью, что порой создается ощущение, что вы и впрямь попали в Великобританию 19-го столетия, и окружают вас французские революционеры и сам Наполеон Бонапарт.


Анну-Марию Тюссо называют женщиной, оживившей историю. Ее музей восковых фигур знают во всем мире, во многих городах есть его филиалы. Но мало кто знает о том, с чего все начиналось, и что побуждало молодую женщину сотрудничать с палачами и лепить маски казненных роялистов, революционеров и преступников.



Мадам Тюссо. Фото

В официальной биографии мадам Тюссо указано, что ее отец был военным, погибшим за 2 месяца до рождения дочери. Обычно о том, что в роду ее отца все мужчины были палачами, не упоминается. Но отец Анны-Марии Йозеф Гроссхольц не пошел по стопам своих предков, он действительно был солдатом. Однако его дочери довелось иметь дело с палачами на протяжении всей жизни.


Слева - восковая фигура Вольтера - первая самостоятельная работа мадам Тюссо. Справа - восковые фигуры Марии-Антуанетты и Людовика XVI

Анна-Мария родилась в 1761 г. во Франции, позже они с матерью переехали в Швейцарию. Там мать Анны устроилась работать экономкой к известному скульптору Филиппу Кёртису. Сначала он изготавливал анатомические модели из воска в медицинских целях, а затем занялся созданием портретов и фигур. Восковые скульптуры пользовались спросом и приносили их изготовителю немалые доходы. Вскоре Кёртис начал создавать восковые портреты членов королевской семьи, переехал в Париж и открыл собственное ателье. Анна-Мария часами наблюдала за работой мастера и вскоре сама решила попробовать лепить. Она стала ученицей и помощницей скульптора, и уже в 17 лет создала свою первую самостоятельную работу - бюст Вольтера. Работу выставили в витрине мастерской, и люди толпились у окон целыми днями.


Восковые фигуры Марии-Антуанетты и Людовика XVI

В 1779 г. Анна-Мария получила приглашение обучать сестру короля Елизавету своему мастерству. В течение следующих 10 лет она оставалась придворным скульптором, до тех пор, пока не началась Великая французская революция. Женщину как пособницу роялистов кинули за решетку и собирались казнить, но в последний момент помиловали. Ей предложили сделать посмертные маски казненных Людовика XVI и Марии-Антуанетты.


Слева - мадам Тюссо. Справа - мадам Тюссо создает портрет гильотинированной Марии-Антуанетты. Восковая фигура

Сотрудничество с революционерами было вынужденным - в случае отказа ее бы саму лишили жизни. В коллекции становилось все больше и больше фигур казненных жертв революции. Ее знали все парижские палачи, позволявшие снимать маски со своих жертв при жизни и остригать им волосы после казни. «Я заплатила за эти реликвии тем, что руки мои были в крови. Эти воспоминания не покинут меня, пока я жива», - говорила она. Ей приходилось лепить и маски преступников, и тогда у нее появилась идея: не показывать их поодиночке, а выстраивать сюжетную композицию преступления. Это стало первым шагом к созданию музея.


Экспонаты из комнаты ужасов музея мадам Тюссо

В 1795 г. женщина вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо. Из-за пристрастия мужа к азартным играм и алкоголю брак не продержался долго, и Анна-Мария уехала в Великобританию. Там она пополнила свою коллекцию восковыми фигурами английских политиков и устраивала выставки в разных городах. Впоследствии она получила британское гражданство и в 74 года открыла стационарный музей в Лондоне. Все самые знаменитые люди эпохи были увековечены мадам Тюссо, и люди толпами посещали экспозиции.


Автопортрет мадам Тюссо в возрасте 81 года

Даже будучи известной и состоятельной дамой, Тюссо продолжила сотрудничество с палачами - чтобы изготавливать посмертные маски серийных убийц и известных преступников. Так в музее появилась «комната ужасов» с их фигурами и скульптурами жертв французской революции. Иногда мадам Тюссо самостоятельно проводила экскурсии для посетителей. В комнате с гильотиной и фигурами казненных французов она говорила: «По приказу вождей революции мне приходилось делать восковые слепки с голов, брошенных палачом в корзину. Только что отсеченных вот этим орудием. Но они все мои друзья, и я бы хотела не расставаться с ними».


Музей восковых фигур мадам Тюссо в Лондоне

Музей Тюссо продолжил собственную жизнь и после смерти основательницы, он пополнялся новыми экспонатами и открывал филиалы по всему миру.

Малоизвестные факты о музее

В 2010 году Оззи Осборн стоял в музее и выдавал себя за статую, пугая ни о чем не подозревающих посетителей.


Фигура Гитлера в музее Тюссо.

В 2008 году посетитель из Германии проскочил мимо охраны в музее и оторвал голову фигуре Гитлера. Немец впоследствии заявил, что на табличке было написано, что нельзя фотографироваться со статуями, но о том, что им нельзя отрывать головы, ничего не было сказано. Также турист уточнил: его очень беспокоит тот факт, что Гитлер является туристической достопримечательностью.

Музей мадам Тюссо хотел сделать фигуру Матери Терезы, но она не дала своего согласия. Она настаивала на том, что ее труд является гораздо более важным, чем ее жизнь.

Художники берут около 150 замеров с тела человека, чтобы сделать с него восковую фигуру.

Иногда известным людям, к примеру королеве Елизавете, приходится позировать по несколько раз в течение многих лет.

Все фигуры делают примерно на 2 процента больше настоящих размеров человека. Это делается потому, что воск "усыхает" с течением времени.


Самая маленькая восковая фигура

Самая маленькая восковая фигура в музее мадам Тюссо — фигурка феи Динь-Динь из "Питера Пэна". Время от времени специалисты музея делают восковые фигуры сказочных персонажей, к примеру Шрека и Невероятного Халка.

Лондон, как и любая мировая столица с древней историей, богат достопримечательностями. Здесь и знаменитое Вестминстерское аббатство, и Букингемский дворец, и Гайд-парк, где разворачивается действие сказки про Питера Пена. Музей восковых фигур мадам Тюссо – такой же символ Лондона, как и Биг-Бен, но с одним отличием: это достопримечательность с человеческим лицом. Точнее, с тысячью лиц – именно столько фигур насчитывает на сегодняшний момент коллекция музея.

Ежегодная посещаемость музея составляет 2,5 миллиона человек. Эта цифра – признание заслуг Марии Тюссо, два века назад положившей начало великому делу, интерес к которому не угасает и по сей день.

Мария Тюссо (в девичестве Гроссхольц) родилась в Страсбурге в 1761 году. Будущая основательница музея обучалась мастерству художественной лепки из воска у доктора Филиппа Кёртиса, у которого мать Марии работала экономкой. Девочка оказалась очень способной ученицей и уже в 16 лет сделала свою первую фигуру – самого Вольтера. Следующими её работами стали Жан-Жак Руссо и Бенджамин Франклин.

В течение 30 лет Мария помогала своему учителю организовывать выставки и вести дела. Кёртис по заслугам оценил такую преданность, и после его смерти в 1794 году Марии отошло всё собрание работ доктора. Вынужденная покинуть родину в связи с очередной англо-французской войной, в 1802 году Мария Тюссо переезжает в Лондон.

Несколько десятков лет коллекция восковых фигур была передвижной выставкой, с которой Тюссо колесила по английским городам и весям. И вот в 1835 году по настоянию сыновей она решилась дать своему собранию постоянное пристанище.

Первоначально музей располагался на знаменитой Бейкер-стрит, а количество выставленных персонажей не превышало 30.

Основную сложность представляло обеспечение сохранности фигур, ведь по истечении нескольких лет качество воска падало, и они теряли свою реалистичность.

Поэтому первоочередной задачей сыновей мадам Тюссо, которая ушла из жизни в 1850 году во сне, стало изобретение способа повысить продолжительность жизни восковых экспонатов. Такой способ был найден и запатентован, и в 1884 году, когда уже стало понятно, что делу Марии Тюссо суждено жить в веках, музей переехал на новое место, где и стоит по настоящее время.

Потомки мадам Тюссо оказались достойными продолжателями дела своей прабабушки. Музей пережил разрушительный пожар в 1925 году и полное восстановление из руин после немецкой бомбардировки в 1941 году, однако каждый раз правнуки Марии Тюссо восстанавливали коллекцию. За два века своей истории музей значительно разросся – его филиалы открылись в 19 городах мира, – но во все времена оставался семейным делом.

Коллекция музея Тюссо в Лондоне

Первое, с чем придётся столкнуться любому желающему посетить музей Тюссо в Лондоне, это огромная очередь, и кажется, что добраться до её конца невозможно. Однако движется она довольно быстро, и уже через 40 минут можно приобрести билет в кассе.

На входе посетителей встречает сама мадам Тюссо. Вернее, фигура-автопортрет, сделанная ею собственноручно ещё при жизни. Этой работой открывается коллекция музея, которая помещается в нескольких тематических залах.

На осмотр всех экспонатов уйдёт не один час, а наиболее распространённая рекомендация бывалых путешественников тем, кто только собирается посетить музей восковых фигур, – заряд фотоаппарата должен быть полным.

Внутри музей представляет собой галерею залов, где собраны персонажи, объединённые одной тематикой. Самый большой из них называется «Мировая арена». Здесь расположены фигуры политических и культурных деятелей от Средневековья до наших дней.

Старейшие экспонаты хранят тепло рук самой мадам Тюссо – их сделала основательница музея. Среди фигур адмирала Нельсона и Вальтера Скотта располагаются движущиеся слепки Людовика XV и его любовницы мадам де Бержи, а компанию Оскару Уальду составляет Шекспир. Здесь же присутствует и королевская чета, принцесса Диана, принцы Уильям и Гарри. Венценосная династия совсем недавно пополнилась фигурой герцогини Кембриджской – Кейт Миддлтон.

Другая часть этого зала посвящена главнейшим политическим и религиозным фигурам истории.

В так называемом Овальном кабинете нашли себе пристанище Адольф Гитлер, Уинстон Черчилль, Индира Ганди, Николя Саркози и другие выдающиеся политики разных времён.

Вокруг Барака Обамы воссоздана обстановка настоящего Овального кабинета в Белом доме, а слева от него хранит неизменное спокойствие Владимир Путин. В этом зале у каждого посетителя есть уникальная возможность пожать руку мировому вождю или высказать своё мнение о его деяниях.

Ещё одна часть экспозиции «Мировой арены» посвящена музыке . Вот кокетливо позирует Кристина Агилера, недоверчиво глядит Джастин Тимберлейк, а в стороне расположился Пласидо Доминго. Разумеется, в этом зале не обошлось без сцены.

На ней собрались музыкальные легенды, живые и уже почившие. Робби Уильямс и Бейонсе, Джимми Хендрикс и Фредди Меркьюри замерли в ожидании аплодисментов. На диванчике поодаль расположилась ливерпульская четвёрка – «Битлз».

Второй зал музея называется «Ночь премьеры». В нём собраны фигуры звёзд Голливуда. Под огромной надписью Hollywood расположились Харрисон Форд, Майкл Дуглас, Джим Керри и Арнольд Шварценеггер в образе Терминатора.

В отдельном углу застыли звёзды индийской «Фабрики грёз» – Болливуда. Примечательно, что звёздами в музее мадам Тюссо признают не только реальных актёров, но и нарисованных, таких как Шрек, Халк и Человек-Паук.

К слову, персонажи комиксов Марвел стали героями недавнего музейного нововведения, которое очень нравится детям – 4D-шоу включает в себя 10-минутный 3D-фильм, а ощущения зрителям добавляют ветер, брызги и движущиеся кресла.

Следующий зал под названием «Вечеринка списка А» вмещает в себя мировых селебрити. Джордж Клуни расположился за отдельным столиком рядом с Анджелиной Джоли и Бредом Питтом, а те, в свою очередь, соседствуют с четой Бэкхем.

Также в этом зале можно пожать руку Леонардо Ди Каприо, сфотографироваться с Робертом Паттинсоном и рассмотреть со всех сторон знаменитые формы Джей Ло.

Любители острых ощущений также найдут в музее развлечение себе по душе.

Наверное, самый известный зал музея называется «Комната ужаса», а его экспонаты иллюстрируют самые мрачные и кровавые страницы истории.

Здесь можно найти полную коллекцию отрубленных голов жён Генриха Восьмого, фигуры самых известных маньяков и убийц, а также орудия средневековых пыток. Невероятные ощущения усиливают сотрудники музея, которые в тёмных одеждах выскакивают из темноты и хватают за руки посетителей.

Экскурсия в этот зал обычно сопровождается женским визгом. Для тех, кому понравилось, есть возможность за дополнительную плату (£100) провести здесь целую ночь. Говорят, желающих находится достаточно.

Ещё одна фишка лондонского музея Тюссо – возможность изучить историю английской столицы, проехавшись в передвижном вагончике по экспозиции с видами Лондона от его истоков и до нынешнего времени.

Интересные факты и особенности музея мадам Тюссо

Единодушное мнение тех, кому посчастливилось побывать в музее мадам Тюссо, гласит: «Это невероятно! Они как настоящие!» И действительно, взглянув на фото, где знаменитость стоит рядом со своим восковым двойником, не всегда можно с точностью найти подделку. Такой результат – заслуга целой бригады мастеров, в чьих руках бесформенный воск обретает человеческие черты.



Прежде всего, делаются тщательные замеры. Если человек, с которого делается слепок, жив, ему предстоит провести несколько часов у скульптора, которые снимет с него около 500 мерок. Не самое приятное занятие, однако мировые знаменитости не жалуются, почитая за честь быть запечатлёнными в воске. Если же прототип будущей фигуры скончался, скульптор работает исключительно по фотографиям.

Следующий этап – выбор позы и её закрепление в металлическом каркасе. Ноги делают из жёсткого металла, а руки – из мягкого алюминия. Только на изготовление каркаса уходит неделя. А дальше начинается волшебство.

Каркас равномерно покрывают слоем глины, на основе слепков которой будут отлиты восковые детали. Глиняные слепки должны быть проработаны детально, ведь от их качества зависит реалистичность будущего экспоната.

Затем формы из глины, смоченные тёплой водой, заливают пчелиным воском, очищенным и подогретым до температуры 74°C. Предварительно в воск подмешивают красящие пигменты для придания ему цвета, максимально приближенного к естественному тону кожи. После этого воску дают остыть в течение часа. Завершающий этап – шлифовка, в течение которого с поверхности фигуры удаляются технологические швы и заусенцы.

В общей сложности работа над одной фигурой длится около 800 часов. Поэтому ежегодно коллекцию пополняют не более 20 экземпляров. Неудивительно, что стоит каждый экспонат более $50 000.

Полезная информация для туриста: режим работы, схема проезда, стоимость билетов

Местоположение музея мадам Тюссо неизменно с 1884 года. Это улица Марлибон, полный адрес таков: Marylebone Road London NW1 5LR. Это здание бывшего планетария неподалёку от Риджентс парка. Ближайшая станция метро – Бейкер-стрит. Добраться до музея можно автобусами №№ 274, 113, 82, 74, 30, 27, 18, 13 или 3.

График работы музея следующий:

Понедельник – пятница: 10:00 – 17:30

Суббота – воскресенье: 9:30 – 17:30

В праздничные дни музей открыт до 18:00, а в период с середины июля по сентябрь – туристический сезон – до 19:00. Этим можно воспользоваться, чтобы сэкономить на входном билете.

Если билет приобретается в кассе, заплатить за него придётся полную стоимость. Бывалые туристы советуют приобретать билет на официальном сайте музея со скидкой 25 %. Ниже представлены цены на билеты в кассе и на сайте.

  • Детский £30 на кассе и £22,5 на сайте
  • Взрослый £25,8 на кассе и £19,29 на сайте
  • Семейный £111,6 на кассе и £83,69 на сайте

Как видно, разница ощутимая. Чтобы сэкономить ещё больше, можно посетить музей вечером. На сайте предлагают начать экскурсию после 17:00 за £15. Помня о том, что музей в туристический сезон работает до 19:00, этот вариант стоит попробовать. Кроме этого, проездные билеты железных дорог Великобритании дают право пройти в музей по схеме 1=2, то есть 2 человека по цене 1.

Из музея восковых фигур мадам Тюссо посетитель не вынесет новоприобретённых знаний, как из Эрмитажа или Лувра. Его экспозиция носит не познавательный характер. Но это не мешает очереди, не поддающейся никакому исчислению, даже в самую пасмурную погоду обвивать его здание.

Для многих коллекция Марии Тюссо не просто развлечение и занятные фотографии. Это шанс воплотить свою мечту и посмотреть в глаза тому, о ком так много написано и снято, о ком столько было мыслей и снов. Ведь во все времена люди стремились прикоснуться к звезде, пусть хотя бы к той, что на земле и из воска.


Анну-Марию Тюссо называют женщиной, оживившей историю. Ее музей восковых фигур знают во всем мире, во многих городах есть его филиалы. Но мало кто знает о том, с чего все начиналось, и что побуждало молодую женщину сотрудничать с палачами и лепить маски казненных роялистов, революционеров и преступников.



В официальной биографии мадам Тюссо указано, что ее отец был военным, погибшим за 2 месяца до рождения дочери. Обычно о том, что в роду ее отца все мужчины были палачами, не упоминается. Но отец Анны-Марии Йозеф Гроссхольц не пошел по стопам своих предков, он действительно был солдатом. Однако его дочери довелось иметь дело с палачами на протяжении всей жизни.



Анна-Мария родилась в 1761 г. во Франции, позже они с матерью переехали в Швейцарию. Там мать Анны устроилась работать экономкой к известному скульптору Филиппу Кёртису. Сначала он изготавливал анатомические модели из воска в медицинских целях, а затем занялся созданием портретов и фигур. Восковые скульптуры пользовались спросом и приносили их изготовителю немалые доходы. Вскоре Кёртис начал создавать восковые портреты членов королевской семьи, переехал в Париж и открыл собственное ателье. Анна-Мария часами наблюдала за работой мастера и вскоре сама решила попробовать лепить. Она стала ученицей и помощницей скульптора, и уже в 17 лет создала свою первую самостоятельную работу – бюст Вольтера. Работу выставили в витрине мастерской, и люди толпились у окон целыми днями.



В 1779 г. Анна-Мария получила приглашение обучать сестру короля Елизавету своему мастерству. В течение следующих 10 лет она оставалась придворным скульптором, до тех пор, пока не началась Великая французская революция. Женщину как пособницу роялистов кинули за решетку и собирались казнить, но в последний момент помиловали. Ей предложили сделать посмертные маски казненных Людовика XVI и Марии-Антуанетты.



Сотрудничество с революционерами было вынужденным – в случае отказа ее бы саму лишили жизни. В коллекции становилось все больше и больше фигур казненных жертв революции. Ее знали все парижские палачи, позволявшие снимать маски со своих жертв при жизни и остригать им волосы после казни. «Я заплатила за эти реликвии тем, что руки мои были в крови. Эти воспоминания не покинут меня, пока я жива», – говорила она. Ей приходилось лепить и маски преступников, и тогда у нее появилась идея: не показывать их поодиночке, а выстраивать сюжетную композицию преступления. Это стало первым шагом к созданию музея.





В 1795 г. женщина вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо. Из-за пристрастия мужа к азартным играм и алкоголю брак не продержался долго, и Анна-Мария уехала в Великобританию. Там она пополнила свою коллекцию восковыми фигурами английских политиков и устраивала выставки в разных городах. Впоследствии она получила британское гражданство и в 74 года открыла стационарный музей в Лондоне. Все самые знаменитые люди эпохи были увековечены мадам Тюссо, и люди толпами посещали экспозиции.



Даже будучи известной и состоятельной дамой, Тюссо продолжила сотрудничество с палачами – чтобы изготавливать посмертные маски серийных убийц и известных преступников. Так в музее появилась «комната ужасов» с их фигурами и скульптурами жертв французской революции. Иногда мадам Тюссо самостоятельно проводила экскурсии для посетителей. В комнате с гильотиной и фигурами казненных французов она говорила: «По приказу вождей революции мне приходилось делать восковые слепки с голов, брошенных палачом в корзину. Только что отсеченных вот этим орудием. Но они все мои друзья, и я бы хотела не расставаться с ними».



Музей Тюссо продолжил собственную жизнь и после смерти основательницы, он пополнялся новыми экспонатами и открывал филиалы по всему миру. Его история заслуживает отдельного внимания: