Искусство Древнего Египта Скульптурный портрет писца Каи. Как живой, сидит с поджатыми ногами писец Каи

Цивилизация Древнего Египта оставила человечеству немало шедевров. В их числе скульптурные памятники, обелиски и сте-лы, рельефные композиции и фресковые росписи, украшающие стены заупокойных храмов и гробниц.

Скульптурные памятники

Величественное впечатление производит скульптура Древ-него Египта, имевшая ритуальное назначение и связанная с культом мертвых. Представления египтян о вечной жизни пред-полагали существование не только бессмертной души, но и не-тленного тела. Это привело к появлению обряда мумификации (бальзамирования) и к созданию статуй, которые фараон заказы-вал для погребения еще при жизни.

Характерными особенностями египетской пластики стали фризовое построение композиции, строгая ясность линий и чет-кость контура, предельно обобщенные объемы, знаковая вырази-тельность силуэтов. Человек изображался в идеальном возрасте, то есть достигшим расцвета духовных и физических сил. Египет-ская скульптура строго подчинялась канону — своду правил, сложившихся в процессе художественной практики и закреплен-ных традиций. Так как скульптура была рассчитана на фронтальное восприятие, в передаче фигуры на плоскости сочетались анфасные и профильные элементы: голова и ноги повернуты в профиль, плечи — анфас, торс - три четверти. Особенно строгие требования касались изображений богов в фараонов. Их легко можно узнать по росту, значительно превышавшему рост других участников композиции, в их внешнем об лике невозмутимое спокойствие и уверенность в силе царской | власти. Величественно восседает на троне фараон Аменемхет III. Поза фараона традиционна и канонична. Несомненно, перед нами образ волевого и сильного владыки, царствование которого было отмечено могуществом и благосостоянием страны. В заупокойной надписи о нем сказано так:

Он — знание в сердцах,

Его глаза прослеживают каждого,

Он — солнце, видящее лучами своими,

Он освещает обе земли лучше, чем солнце.

Он дал Египту процветать лучше, чем Нил.

Он кормит идущих его путем.

Мастерски переданы индивидуальные черты; скуластое лицо, тяжелые веки, прикрывающие глаза, резкие складки по сторонам властного рта, четко очерченный подбородок. Контрасты света в тени на гладкой поверхности гранита усиливаю! выразительность образа.

В понятие «канона» входили также определенность позы (стоящие фигуры с выставленной вперед левой ногой, сидящие на троне или колено преклоненные), четкая симметрия, пропорциональность и тщательная проработка всех деталей, Главная задача скульптора заключалась в достиже-нии возможно более точного сходства с портрети-руемым. Его лицо должно было воплощать отрешенность от всего земного, безразличие к радостям и несчастьям при жизни. И действительно, каждая статуя смотрит в неведомую, бесконечную даль, в Вечность...

Существовала и традиционная окраска статуй: мужские фигуры имели темно-коричневый цвет, женские — желтый. Волосы всегда были черными, одежда — белой. Одежда мужчин состояла из ко-роткой набедренной повязки, женщин — длинно-го, облегающего тело прямого платья на широких лямках. Материалом для статуй служили дерево различных пород или камень: гранит, базальт, пес-чаник, известняк.

Совсем иначе изображали людей, всецело за-висящих от власти фараона. На скульптурном портрете писца Каи из гробницы в Саккаре запе-чатлен сидящим, скрестив ноги, человек, готовый записывать каждое слово хозяина. На коленях лежит развернутый лист папируса, в правой руке кисточка для письма. Внимателен и зорок устремленный вперед взгляд писца, подвижны ловкие пальцы. Широко открытые глаза настолько искусно инкрустированы алебастром, черным камнем, серебром и горным хрусталем, что кажутся живыми. Он привык внимательно слушать, повиноваться и следовать наставлениям своего господина.

Исключительного совершенства в передаче портретного сходства и индивидуальных черт древнеегипетские мастера достигли в деревянной скульптуре. Когда в середине XIX в. во время раскопок гробницы в Саккаре была обнаружена деревянная скульптура представительного мужчины с посохом в руке, местные жители так и ахнули: «Это же наш сельский староста!» С тех пор ученые-египтологи называют царского сановника Каапера «Сельским старостой». Выполненная из нескольких кусков фигового дерева скульптура была раскрашена, глаза инкрустированы кварцем, а веки сделаны из меди. Лицо Каапера преисполнено чувства собственного достоинства, гордо поднята голова, взгляд устремлен вдаль.

В период Среднего царства активно развивалась мелкая пластика, связанная с погребальным культом. Тогда же был создан тип кубической скульптуры, когда тело сидящей фигуры по своей форме напоминало куб, голова — шар, а руки симметрично лежали на коленях или одна из них была согнута в локте. Позднее, в эпоху Нового царства, такой тип скульптуры получил широкое распространение.

Среди шедевров круглой скульптуры можно назвать изваяние супружеской пары царевича Рахотепа и его жены Нофрет из гробницы в Медуме. Каждый из них запечатлен в строго канонической позе. Фигуре царевича придан торжественный вид, его лицо индивидуализировано. Выступающие скулы, полные щеки, прямой нос, довольно толстые губы, выражение достоинства и величия на лице, прямая осанка и гордо поднятая голова — вот что сумел передать египетский мастер. На царевиче короткая белая повязка, на шее — нанизанные на белую нитку амулет серого цвета и яркая зеленая бусина, которые особенно эффектно выделяются на коричнево-красном теле. Жест руки свидетельствует об особой причастности царевича к священному таинству. В той же величественной позе запечатлена жена царевича. Мягкий округлый овал лица, миндалевидный разрез глаз, под-черкнутый контурной обводкой век, рельефно выступающий из-гиб бровей, спокойный, уверенный взгляд, устремленный в веч-ность, передают женскую прелесть, достоинство и очарование. Сквозь белое платье с широкими лямками отчетливо проступает изящная фигура Нофрет. Тело покрыто желтой охрой, на ее фоне особенно выразительно ожерелье из бус сине-зеленого цвета. Пышная прическа перехвачена белой лентой с разноцветными розетками. Спинки кресел покрыты черными иероглифами. Яр-ко выделяясь на белом известняке, они выступают достойным де-коративным обрамлением фигур.

Рельефы и фрески

Заметное место в искусстве Древнего Египта занимали рель-ефные и фресковые композиции, с помощью которых декори-ровались внутренние и внешние стены заупокойных храмов, гробниц, обелиски и стелы. Их назначение определялось желани-ем прославить могущество погребенного владыки и обеспечить его благоденствие в загробной жизни. Создание рельефов и фре-сок также подчинялось строгим канонам.

Композиции располагались таким образом, что фигуры и интервалы между ними давались в строго пропорциональном соотношении с общим архитектурным ансамблем. Фигура че-ловека изображалась так, чтобы в профильном положении го-ловы были полностью видны глаз, развернутые тыльной сто-роной ладони рук с пальцами одной длины. Такой способ изобра-жения помогал наиболее выразительно показать каждую часть тела, избежать сокращений, а значит, сохранить целостность вос-приятия образов. Пропорциональность — одно из важнейших требований канона. Каждая часть тела имела определенный раз-мер. Социальные различия подчеркивались размером фигуры.

Как же осуществлялись росписи регистров (горизонтальных поясов стен храмов)? Египетские мастера чаще всего использова-ли технику плоского рельефа, когда линия контура располага-лась ниже фона плиты. Сначала подготавливали поверхность стены, а затем на ее выровненные участки при помощи режущего инструмента наносили контуры будущего рисунка. Фигуры детально и тщательно прорисовывались. Параллельными линиями обозначали складки одежды, волнистые пряди пышных париков, мелкие складки широких рукавов. При этом учитывали и источ-ники освещения, благодаря которым достигался удивительный эффект тонкой вибрации поверхностей.

Рельефные и фресковые композиции обычно раскрашивались в цвета, имевшие символический смысл. В цветовой гамме преоб-ладали сочетания нескольких цветов: желтого, коричневого, зе-леного и голубого, но при этом они отличались многообразием оттенков. И сегодня композиции древнеегипетских мастеров вы-зывают наше восхищение. Например, белые одежды раскраши-вались таким образом, что у зрителей создавалась полная иллю-зия прозрачности ткани, сквозь которую просвечивает тело че-ловека. На нежных женских лицах скользит едва заметный румянец...

Что же изображали на рельефах и фресках? Прежде всего это сцены загробной жизни, бальзамирования и оплакивания умер-ших, а также обряды, совершаемые над покойником при погребе-нии. Четкими ритмичными рядами шествуют вереницы слуг, не-сущих дары покойному. С царственной важностью они ведут бы-ков, их движения размеренны и непринужденны. Мы видим жертвенные столы, уставленные яствами.

Фрески и рельефы разделены на четыре—шесть поясов, каждый из которых заполнен изображением законченных по содержанию сцен. А все вместе они составляют единую композицию.

В эпоху Среднего царства появились новые сюжеты, отражавшие: во-первых, военную тематику — эпизоды сражений, бесконечных потоков пленных с захваченными трофеями; во-вторых, сцены из повседневной трудовой жизни египтян — охота в нильских зарослях, рыбная ловля, трапеза. Например, множество людей работает на полях и в садах, мужчины гонят быков, тянут за рога упрямого козла, несут в руках уток, разделывают тушу быка, грузят на спину осла плетеную корзину.

В изобразительном искусстве Нового царства происходят значительные изменения. Так, особенностями композиции стали особая эмоциональность, декоративная пышность, утонченность и изящество линий, резкая обводка сменяется мягкой прорисовкой. В них появляется большая свобода движений и ракурсов, яркость, изысканность цветовых сочетаний. Картины пиров и развлечений правителей позволяют судить о вкусах и моде египетского общества того времени. Мы видим очаровательных танцовщиц с высоко поднятыми над головой руками. Их смуглые тела украшены поясами, ожерельями и браслетами, а на головах — диадемы. Особое внимание уделяется точной проработке деталей одежды, украшений, пышных париков.

Получает широкое распространение пейзаж с животными и растениями. Несмотря на то что египетские художники никогда не писали с натуры, им не откажешь в наблюдательности и прекрасном знании повадок животных. Изображение различных птиц и рыб так правдиво, что современные зоологи без труда определяют их виды. Нанося штрихи разного цвета по основному тону, художникам удавалось передать особенности оперения птиц, характерную окраску животных, пушистую кошачью шерсть. Художник с большим изяществом рисовал рыб, резвящихся в струях воды, диких уток и газелей среди пустынных скал, кошку, готовую броситься на добычу.

В целом стенопись царских гробниц, выполненная с тонким художественным вкусом и мастерством, напоминала яркий развернутый свиток папируса, который можно было «читать» точно так же, как и священные тексты.

Сокровища гробницы Тутанхамона

Блестящей эпохой в развитии художественной культуры Древнего Египта считают так называемый амарнский пери-од, главные достижения которого связывают с правлением фараона-реформатора Аменхотепа IV (1368—1351 гг. до н. э.), который изменил свое имя на Эхнатон, что означало «угодный Атону». Результатом его религиозно-политической реформы стало запрещение многочисленных старых культов и введение единобожия — поклонения богу солнца Атону, обычно изображавшемуся в виде солнечного диска с расходящимися лучами. Это был смелый и рискованный шаг со стороны фараона, выступившего против могущественного фиванского жречества. Столицу из Фив перенесли в Ахетатон (селение, возникшее позднее на его месте, Эль-Амарна, и дало название оригинальному стилю в искусстве).

Амарнский период внес в изобразительное искусство большие перемены. Отказ от идеализации образов, точная передача индивидуальных черт человека стали главными требованиями для художников. Наглядное представление об этом можно получить по скульптурным и живописным портретам Эхнатона. Известно, что фараон не обладал могучим телосложением, его наружность не очень-то соответствовала идеалу героического владыки. Он был болезненно худ, непропорционально сложен. Удлиненный овал лица, утяжеленная нижняя челюсть, маленькая голова на вытянутой шее, тонкие ноги, выпуклый живот вряд ли могли вдохновить художников. Не смея противиться канону, они создавали вполне реалистичный образ правителя. В этом можно убедиться, взглянув на рельеф «Поклонение богу солнца Атону», где царь выглядит почти комически.

Однако это не карикатура, а результат стремления художников более точно передать суть модели.

В конце XIX в. в Тель-эль-Амарне начались археологические раскопки, открывшие человечеству немало художественных ценностей мирового значения. Подлинным шедевром, созданным в придворной мастерской Эхнатона, является портрет жены фараона царицы Нефертити — «прекрасной ликом», «умиротворяющей солнце голосом сладостным». Именно так говорилось о ней в поэтических произведениях того времени. Ее скульптурный портрет, открытый в 1912 г. при раскопках немецким археологом Л. Бор-хардтом, стал настоящим событием. Весьма красноречивой была и короткая запись в архивном отчете: «Описывать бесцельно — смотреть!»

Действительно трудно описать словами одухотворенную хрупкость этого легкого, стремительного профиля, изумительного по выразительности женского лица, увенчанного голубой короной, изящество гибкой шеи, тонкость и женственность облика. Не могут не обратить на себя внимание почти ничем не нарушаемая симметрия, удивительное чувство меры в передаче пластических форм. Поистине царственная осанка, способная вызвать благоговейное преклонение и восхищение совершенством прекрасного облика. Перед нами не просто гордая царица, а некий женский идеал в более широком и вневременном смысле. Этот удивительный портрет, создавший новое представление о красоте, по праву занимает почетное место среди самых поэтичных женских образов.

Со смертью Эхнатона не исчезли художественные нововведения и поиски своего стиля. Продолжателем дела Эхнатона стал его преемник Тутанхамон (1351—1342 гг. до н. э.), имя которого сегодня широко известно благодаря археологическим раскопкам его гробницы в Долине царей.

В 1922 г. английский археолог Говард Картер (1873—1939) сделал сенсационное открытие. Ему удалось обнаружить знаменитые сокровища гробницы фараона, к счастью, не разграбленные к тому времени. Двенадцать ступеней вели к замурованной двери с печатью Тутанхамона. Каких только предметов здесь не было! Богато украшенные ложа, стулья, кресла, игральные столики, позолоченные колесницы, модели морских судов, расписные ларцы и сундуки, военное оружие, парадная посуда, большие и маленькие статуи, изображения животных...

В помещении погребальной камеры находилось несколько саркофагов, в последнем из которых покоилась мумия Тутанхамона, украшенная драгоценными камнями. Но самой замечательной находкой была золотая маска Тутанхамона, выразительно передающая черты фараона. Взгляд его широко раскрытых миндалевидных глаз устремлен в Вечность. Символы царской власти (изображение коршуна и змеи), полосатый головной убор с длинными спускающимися на грудь концами, инкрустация золотом, лазуритом, сердоликом и разноцветными смальтами — все передает величие и божественное происхождение фараона.

Несмотря на кратковременность амарнского периода, который длился всего 17 лет, он оставил глубокий след в истории мирового искусства.

Постепенно Египет теряет былое величие, но художественные традиции египетского стиля искусства полностью не исчезают. В наступившую эпоху Античности они «прорастают» в росписях Помпей. Интерес к самобытной культуре Египта вновь возникает в конце XVIII в. в связи с Египетским походом Наполеона Бо-напарта. Во второй половине XIX в. к художественной культуре Египта обратятся французские художники-импрессионисты. Стилизация под египетское искусство будет и в России в эпохи классицизма (например, Санкт-Петербург, Павловск), эклектики и модерна.

Музыка, театр и поэзия

Художественную культуру Древнего Египта невозможно представить без достижений в других областях творчества — музыке, театре и поэзии.

Египет был первой страной, где особенным почетом и уваже-нием пользовались профессиональные музыканты. Без их учас-тия не обходилось ни одно театральное действо, так называемые мистерии, в честь наиболее почитаемых богов. Особенно пыш-ное музыкальное сопровождение сопутствовало культу бога Оси-риса, покровителя и судьи мертвых, который олицетворял уми-рающую и воскресающую природу. Его жизнь, смерть и воскрешение определяли основное содержание театральных действ. Главные роли обычно испол-няли жрецы, но иногда и сам фараон принимал в них участие, Кстати, обучение музыке входило в программу обязательного школьного образования в Древнем Египте.

Несмотря на то что до нас не дошел ни один из текстов подобных театральных представлений и культовых богослу-жений, существует мнение, что начало театру с широким музыкальным сопровождением положил погребальный ритуал. В нём использовались диалоги между богами в исполнении жрецов.

Время не сохранило древних образцов египетской музыки, и, возможно, мы ничего не узнали бы о характере ее звучания, если бы не произведения других видов искусства. Настенные изображения в гробницах фараонов, бесценные строки поэтических произведений раскрывают интереснейшие подробности музыкальной жизни Древнего Египта, воссоздают картины музыкального быта этой страны.

На барельефах и росписях запечатлены группы танцоров и музыкантов: арфистов, флейтистов, певцов, объединенных в целые оркестры и хоры. Певцы хора обычно бьют в ладоши, а их пение сопровождается танцами. Изображения музыкантов позво-лили исследователям высказать мнение об исполь-зовании хейрономии, то есть специальной жести-куляции руками для выражения ритма и мелодии, О чем же рассказывала музыка? Вероятно, это были гимны богам и фараонам, любовные песни, песни плакальщиков на похоронах. Вот, напри-мер, замечательная «Песня арфиста» (XXI в, до н. э.):

Следуй желаниям сердца,

Пока ты существуешь,

Надуши свою голову миррой,

Облачись в лучшие ткани,

Умасти себя чудеснейшими благовониями

Из жертв богов.

Умножай свое богатство...

Свершай дела свои на земле

По велению своего сердца,

Пока к тебе не придет тот день оплакивания.

Утомленный сердцем не слышит их криков

И воплей,

Причитания никого не спасают от могилы.

А потому празднуй прекрасный день

И не изнуряй себя.

Видишь, никто не взял с собой своего достояния.

Видишь, никто из ушедших не вернулся обратно.

Все проходит, все подвластно смерти, от нее не спасут ни пи-рамиды, ни гробницы. А потому живи сегодняшним днем, поль-зуйся всеми радостями жизни и не думай о том, что рано или по-здно всему придет конец...

Великолепно сохранившиеся фрески позволяют нам судить и о наиболее популярных музыкальных инструментах Древне-го Египта. Самое почетное место среди них занимает арфа. Пер-вые изображения этого музыкального инструмента относятся еще к эпохе Древнего царства, когда арфа по форме больше напо-минала простой лук. Позднее, в эпоху Рамсеса III, арфу покрыва-ли тонкой резьбой, золотом и черепаховой костью. Подножие ин-струмента украшалось символическими фигурами сфинксов, зве-рей, головами богов и богинь. Широко были распространены также флейты, систры (шумовые инструменты) и барабаны раз-личных типов. В их сопровождении исполнялись гимны, песни, стихи и танцы.

Вопросы и задания

1. Каковы характерные особенности древнеегипетской скульптуры? Какое выражение находит канон в скульптурных портретах фараонов?

2. Что вам известно о рельефных и живописных композициях египет-ских художников? В чем проявилось их особенное мастерство? Каковы главные сюжеты рельефов и фресковых росписей? Какая связь существует между ними и сооружениями архитектуры?

3. Сравните штандарт из Ура с известными вам древнеегипетскими рельефами. Что между ними общего и в чем различие? Что сближает, а что разъединяет эти культуры?

4*. Какую роль в жизни египетского общества играли театр, музыка и поэзия? Назовите наиболее популярные в Древнем Египте музыкальные инструменты. Для ответа используйте живописные и поэтические свиде-тельства той эпохи.

Творческая мастерская

1. Внимательно рассмотрите скульптурный портрет писца Каи и прочтите «Прославление писцов» в переводе А. А. Ахматовой. Какой об-раз творческого человека складывается в вашем воображении? Насколь-ко он соответствует литературному источнику? Какая связь сущест-вует между ними? Какими качествами его дополняет скульптурный портрет?

2. Опишите скульптурный портрет Нефертити. Как вы думаете, насколько справедливо утверждение о том, что спустя тысячелетия она остается олицетворением женской красоты, одухотворенности и изяще-ства?

3. Сравните некоторые изображения египетских фараонов. Как вы ду-маете, что в первую очередь хотели передать создавшие их мастера? Попро-буйте самостоятельно создать портрет фараона, следуя традициям египет-ского канона.

4. Каково влияние религиозных представлений египтян на искусство Древнего Египта?

5. Расскажите об истории создания и важнейших экспонатах некото-рых коллекций египетского искусства в крупнейших музеях мира: Лувр (Париж), Британский музей (Лондон), Метрополитен (Нью-Йорк), Эрми-таж (Санкт-Петербург), ГМИИ им. А. С. Пушкина (Москва), художествен-ные музеи Каира, Берлина и др.

6. Посмотрите художественные фильмы («Фараон», 1966; «Клеопат-ра», 1963) или театральные спектакли («Цезарь и Клеопатра»). Как в них переданы характерные черты художественной культуры эпохи Древнего Египта? Напишите рецензию на один из просмотренных фильмов или теат-ральных спектаклей.

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Изобразительное искусство Древнего Египта»; «Канон в древнееги-петском искусстве»; «Ритуал, миф и искусство Древнего Египта»; «Шедев-ры древнеегипетского скульптурного портрета»; «Рельефные и фресковые композиции Древнего Египта»; «О чем могут рассказать сокровища гроб-ницы Тутанхамона?»; «Живописные и скульптурные украшения саркофа-гов и гробниц Древнего Египта»; «Фаюмский портрет (по материалам кол-лекции Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пуш-кина в Москве)»; «Музыка и танец в жизни древних египтян»; «Экскурсия по египетским залам Эрмитажа»; «История создания коллекции египет-ского искусства в ГМИИ им. А. С. Пушкина»; «Египетские мотивы в про-изведениях русского искусства»; «Шедевры древнеегипетской литерату-ры»; «Место и значение дневнеегипетской цивилизации в истории мировой художественной культуры».

Книги для дополнительного чтения

Афанасьева В. К., Луконин В. Г., Померанцева Н. А. Искусство Древнего Востока: малая история искусств. М., 1976.

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств: очерки. Вып. 1. М., 1969.

Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира. М., 1986.

Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. М., 1970.

Матъе М. Э. Во времена Нефертити. Л., 1985.

Павлов В. В., Ходжаш С. И. Египетская пластика малых форм. М., 1985.

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От истоков до XVIII века» (Автор Данилова Г. И.)

Статуя писца Каи из гробницы в Саккаре. Середина III тысячелетия до н. э. Лувр, Париж.

КЛАДБИЩЕ СВЯЩЕННЫХ БЫКОВ

В Древнем Египте мумифицировали и хоронили в гробницах не только людей, но и священных животных. Среди них одни были помельче - мангусты (которых египтяне называли «фараоновыми крысами»), кошки, павианы, ибисы; другие гораздо крупнее - кро­кодилы и быки. Особенно почитался бог плодородия в облике бы­ка Аписа. Его изображали на рельефах и саркофагах, между ро­гов у него помешали солнечный диск.

Стать Аписом мог бык, обладавший множеством известных жрецам примет: масти (всегда чёрной), особой формы рогов и др. Смерть священного быка и избрание нового всенародно отмечали торжественными церемониями. Быков мумифициро­вали, клали в саркофаги, которые помешали в Серапеум - пе­щерный комплекс в Саккаре, который с течением времени по­глотили пески.

Кладбище священных быков в Саккаре открыл в 1857 г. фран­цузский археолог-самоучка Огюст Фердинан Марие"т (1821 - 1881). Посетителя Саккары кладбище Аписов словно возвраща­ет в далёкое прошлое: тонут во мраке длинные коридоры, по сторонам которых метра на два ниже их уровня расположены квадратные ниши; в центре каждой - колоссальный, «нечело­веческий» по размерам массивный саркофаг из чёрного, серо­го или розового гранита. Крышки с иероглифами и изображе­ниями достигают веса в несколько десятков тонн. Путём тщательного изучения остатков надписей, датированных по го­дам правления фараонов, Мариет сумел восстановить историю Серапеума, включающего в себя шестьдесят пять гробниц, относящихся к XV-IV столетиям до н. э.

Сразу же по выходе из отдела Древнего Востока можно начать осмотр памятников египетского искусства, которые экспонированы отдельно. Тогда надо пройти через нижний переход или крипту Сен-Жермен д"Оксеруа, названную так по имени находящейся напротив церкви. Неожиданно из темноты возникает статуя египетского бога Озириса, озаренная призрачным светом. Ее экспозицию надо признать исключительно удачной. Известно, что Озирису в Древнем Египте поклонялись и как богу подземного мира. Поэтому в мрачной крипте Лувра замаскированный свет создает иллюзию таинственного свечения. Невольно вспоминаешь древнюю легенду.

Однако, если захочется посмотреть египетские памятники в хронологической последовательности, нужно войти в отдел со стороны зала Афродиты Милосской. Поднявшись по небольшой лестнице, оказываешься перед гробницей знатного человека, так называемой "мастабой" (III тысячелетие до н. э.). Она состояла из подземной части, куда ставился саркофаг с мумией, и надземного сооружения. Древние египтяне верили, что после смерти человек продолжает вести жизнь, подобную земной. Гробница считалась его домом. Умершему приносили пищу, окружали его предметами обихода, а на стенах гробницы изображали сцены повседневного быта. И луврская мастаба покрыта росписями: здесь и рыбная ловля, и охота, и навигация и т. д. В специальных нишах гробниц ставились обычно статуи умерших. В трактовке образов ваятели следовали определенным канонам, освященным столетними традициями. Фигуры, окрашенные различными охрами, были развернуты в фас; ноги и руки располагались почти симметрично.

"Но жизнь была сильнее требований религии...- пишет известный советский исследователь египетского искусства М. Э. Матье.- Лучшие скульпторы, сумев частично преодолеть традиции, создали ряд замечательных произведений". К их числу относится статуя царского писца Каи (середина XXV века до н. э.). Поджав ноги, расправив плечи и положив на колени свиток, Каи сидит, готовый в любую минуту повиноваться приказаниям своего владыки. Он не стар, но мускулы груди и живота уже ослабли. Цепкие длинные пальцы привыкли держать тростниковое перо и папирус. Широкоскулое лицо слегка приподнято, тонкие губы поджаты, а чуть косящие глаза (они инкрустированы кусочками алебастра и горного хрусталя) почтительно устремлены на посетителя. Это уже не образ писца вообще, а реалистический портрет человека со своим характером, особенностями. Статуя Каи была найдена в 1850 году французским археологом Мариеттом.

Каи окружен в Лувре великолепными каменными скульптурами. Вот одна из них. Это супружеская пара. Женщина стоит около мужа и обнимает его за плечо. Сопротивляясь времени и тлену, супруги проносят свою любовь через тысячелетия. Такие группы исполнялись и в дереве. Во втором этаже Лувра, например, можно увидеть скульптуру из темного дерева. Муж идет впереди, а за ним, держась за руку, следует жена, фигурка которой значительно меньше по размерам. В том же зале экспонируется и знаменитая голова из коллекции Сальта, бывшего генеральным консулом в Египте. По остроте индивидуальной характеристики она не уступает писцу Каи. Перед нами образ человека сильного, слегка аскетического, с ввалившимися щеками, крупным носом и несколько удлиненной формой головы.

Все рассмотренные нами скульптуры относятся к эпохе Древнего царства (XXXII-XXIV века до н. э.), когда в долине Нила возникло мощное рабовладельческое государство. Наряду с Двуречьем Египет был наиболее передовой страной тогдашнего мира. К концу III тысячелетия, однако, Египет распался на отдельные области, что привело к кризису экономики и культуры. Новый подъем страны наблюдался затем дважды: в период Среднего царства (XXI-XVII века до н.э.) и Нового царства (XVI-XII века до н. э.).

Мастера Среднего царства вначале следовали образцам древности. Но повторение старых форм в новых условиях привело к их схематизации. Возрождение искусства началось не в столице, а в местных центрах. Коллекция произведений эпохи Среднего царства в Лувре уступает коллекции Древнего царства. Из скульптур этой поры особенно запоминается статуэтка девушки (XXI век до н. э.), несущей сосуд с жертвенными возлияниями и коробку с дарами. Статуэтка исполнена из дерева и раскрашена. Тонкая ткань облегает фигуру, на шее красуется ожерелье. Жизненность и простота сочетаются с поисками изящества.

Время Нового царства было периодом дальнейшего подъема египетской культуры. Сооружаются грандиозные храмы в Луксоре и Карнаке, создаются колоссы Мемнона и Рамзеса, появляются удивительные росписи фиванских гробниц. В городе Тель-Амарна развивается утонченное и изысканное искусство, оставившее потомкам пленительные портреты Нефертити. Лувр обладает первоклассными памятниками эпохи. Полон нежности, тонкой одухотворенности барельеф с изображением царя Сети I перед богиней Хатор. Как бы возвращает нас в эпоху Древнего царства величавая статуя визиря царицы Хатшепсут. Несколько сфинксов, поставленных друг за другом, дают представление о скульптурных аллеях, подводивших некогда ко дворцам. Но особенно интересна мелкая пластика Нового царства, выставленная во втором этаже: деревянная ложечка длиной в 30 сантиметров, прелестная головка из голубовато-синего стекла, не превышающая 8 сантиметров, голова из дерева, украшавшая некогда арфу. Во всех этих разных по назначению и материалу вещах поражают монументальность и лаконизм изобразительного языка. Тут уже действительно вспоминаешь слова русской пословицы "мал золотник, да дорог". Вытянутая шея, выступающий подбородок, крупные губы, прямой нос, миндалевидный разрез глаз, низкий покатый лоб, переходящий в черную, блестящую массу волос, ниспадающую до самой шеи и как бы возвращающую взгляд зрителя обратно, к отправной точке его "путешествия" по лицу человека,- такова небольшая (20 см) деревянная голова тельамарнской школы. Только основное, никаких деталей - и какая выразительность образа, аскетического, болезненного и в то же время устремленного вперед! Головка из синего стекла до сих пор хранит секреты древнего мастера - как он сумел сочетать голубоватый тон кожи с интенсивной окраской парика? Не от соединения ли двух тонов усиливается ощущение нежности детски округлого лица, переданного так же обобщенно, как в многометровой статуе? Удивительно умели египтяне быть величавыми даже в самом малом!

«Та-Мери – «Возлюбленная страна». Так называли свою землю древние египтяне. И у них были все основания любить свою страну и восхищаться ею. Уникальная природа позволила уже в глубочайшей древности возникнуть на берегах Нила очень ранней цивилизации. Эта цивилизация, развиваясь на протяжении многих веков, создала высочайшую культуру, подарившую человечеству замечательные произведения архитектуры, литературы, искусства».

Исторические, экономические и социальные условия формирования культуры Древнего Египта

Древний Египет! Узкая долина Нила среди безводных пустынь и голых скал. Более 90 % территории Египта занимает пустыня, так называемая «Красная земля». Жизнь там была возможна только в оазисах и в долинах высохших рек. Но благодаря разливам Нила земля эта была одной из плодороднейших в мире. Именно поэтому экономика Древнего Египта основывалась на сельском хозяйстве в плодородной долине Нила. Надо было только уметь задерживать воды и совершенствовать земледелие. Это требовало общих усилий, общей организованности, которые возможны только при сильном централизованном государстве.

В конце 4 тыс. до н.э., в то время когда Европа жила в каменном веке, в Северной Африке, в долине Нила уже созревала высокоразвитая цивилизация.
Древний Египет развивался в нижнем и среднем течении Нила.
Уже во 2 половине 2 тыс. до н.э., в период своего расцвета – в эпоху Нового царства, власть фараонов простиралась до четвертых нильских порогов на юге и распространялась на значительные территории в Восточном Средиземноморье, а также на побережье Красного моря.
Весь Египет с раннединастического периода делился на две больших области: Верхний и Нижний Египет. А эти, в свою очередь, имели по несколько десятков областей, которые греки назвали номами.

Верования египтян и их отражение в искусстве.

Древние египтяне, как и многие люди в давние эпохи, и в наше время, верили в то, что у человека есть душа, которая покидает его тело после смерти. Они считали, что душа после смерти летает между двумя мирами – земным и потусторонним. Чтобы душа могла свободно выходить из могилы и затем туда возвращаться, в стене надземной части гробницы устраивался символический выход в виде слегка заглубленной ниши.

Среди египетских амулетов был широко распространен образ жука-скарабея. Древние египтяне верили, что скарабей обладает животворящей силой. Он был символом вечной жизни. Скарабей, катящий шарик – символ движения солнечного диска по небосклону.

В первую очередь в искусстве Древнего Египта отразилась забота древних египтян о вечной жизни и потустороннем мире. Это – гробницы, саркофаги, заупокойные и ритуальные статуи.
Древние египтяне верили, что для благополучного существования духовного человека в загробном мире необходима сохранность его «материальной оболочки». Отсюда капитальные каменные сооружения - гробницы и появление портретных статуй покойного и его приближенных (заместитель мумии).

Многое делалось для благостной вечной жизни в потустороннем мире.


Еще одна важная составляющая египетского искусства: культ фараона – богоравного властителя Египта. Это было необходимо для укрепления власти и единства государства. В искусстве культ фараона отразился в грандиозной монументальности архитектуры и создании многочисленных статуй, колоссов, сфинксов, рельефов и росписей.

Основные черты (особенности) искусства Древнего Египта
Египетская цивилизация явилась создательницей:
- великолепной монументальной каменной архитектуры
- скульптурного портрета, замечательного своей реалистической правдивостью
- прекрасных изделий художественного ремесла.

1. Монументальность каменной архитектуры.

2. Реализм и правдивость скульптурных портретов сочетается с обобщенностью и стилизацией.

3. Яркой особенностью искусства Древнего Египта явилась преданность традициям в искусстве и соблюдение неких канонов.
Причина этого заключалась в том, что памятники искусства Древнего Египта в своём подавляющем большинстве имели религиозно-культовое назначение. Поэтому создатели этих памятников были обязаны следовать установившимся канонам.

4. Канонизация простейших приемов изображения. Это произошло из-за того, что религиозные воззрения египтян приписали священный смысл художественному облику первых, древнейших памятников египетского искусства.

В искусстве Древнего Египта сохранялся ряд условностей, восходящих ещё к первобытному искусству и ставших каноническими:
- изображение предметов и животных, невидимых ни зрителю ни художнику, но которые определённо могут присутствовать в данной сцене (например, рыбы и крокодилы под водой).
- изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей (листва деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперение птиц в виде отдельных перьев);
- сочетание в одной и той же сцене изображений предметов, сделанных в разных ракурсах. Например, птица изображалась в профиль, а хвост сверху;

Сочетание разных ракурсов использовалось и при изображении фигуры человека:
- голова в профиль,
- глаз в фас,
- плечи в фас,
- руки и ноги - в профиль.

5. Еще одной особенностью древнеегипетского стиля является подчеркнутая геометричность форм в архитектуре и скульптуре.
Таким образом египтяне достигали обобщенности или стилизации, которая требовалась каноном. Существуют предположения, что геометризация и особая пропорциональность были обусловлены работой древних египтян преимущественно с камнем, а не глиной, как это было, к примеру в Месопотамии.

В Древнем Египте ваятель назывался «санх», что значит «творящий жизнь». Воссоздавая образ умершего, он как бы воссоздавал двойника на случай, если мумия истлеет…
Египетское искусство воссоздавалось во славу царей и идей божественности царя (фараона). Важно, что оно мыслилось не как источник эстетического наслаждения, а прежде всего как утверждение в поражающих воображение формах и образах самих этих идей и той власти, которой был наделен фараон – «бог благой», согласно его официальному титулу.

Периодизация

(по Матье М.Э. Искусство Древнего Египта.)
1. Додинастический период. Кон. 5 - 4 тыс. до н.э. Объединение Верхнего и Нижнего Египта. Ок. 3000 г. до н.э.
2. Раннее царство. Нач. 3 тыс.до н.э. (с 3000 по 2800 гг.до н.э.)
3. Древнее царство. 3-е тыс. до н.э.
4. Среднее царство. 21 в. – 18 в. до н.э.
5. Новое царство. Ок. 1600 г. – 11 в. до н.э.
6. Позднее время. 11 в. – 9 в. до н.э.
7. Эллинистический Египет. 332 г. до н.э.(завоевание Александром Македонским) – 30 г. до н.э.

Додинастический период

Кон. 5 - 4 тыс. до н.э.

Уже во времена додинастического периода древние египтяне, жившие родовыми общинами, особенно тщательно оформляли могилу вождя, так как считалось, что «вечное» существование его обеспечивало благоденствие всей общине.
В изобразительном искусстве этой поры постепенно начинает складываться система определенных способов передачи окружающей действительности – древнеегипетский стиль. Это хорошо прослеживается по важной для истории искусства группе памятников – плиткам с рельефными изображениями. Небольшие плоские каменные пластины служили для растирания и перемешивания красок, применявшихся во время культовых обрядов.
Первый памятник, очень ясно показывающий сложение древнеегипетского стиля, и имеющий общегосударственное значение – плита Нармера.



Ок. 3000 г. до н. э. Шифер. Высота - 64 см.

Она относится к важному времени формирования египетской цивилизации и возникновению первого древнеегипетского государства.
Плита сделана в ознаменование объединения Верхнего (южного) и Нижнего (северного) Египта в единое государство.

После победы царь Менес основал новую столицу в Мемфисе, на границе двух стран, что позволяло ему успешнее править объединенным государством.
Плита дошла до нас от его преемника Нармера.

Содержание:
На одной стороне царь в короне южного Египта убивает северянина, внизу - убегающие северяне.
На другой стороне наверху - торжество по случаю победы: царь в короне побеждённого Севера идёт с приближёнными смотреть на обезглавленные трупы врагов, а внизу - царь в образе быка, разрушающего вражескую крепость и топчущего врага; средняя часть этой стороны занята символической культовой сценой неясного содержания.

В этом памятнике уже можно проследить основные черты складывающегося древнеегипетского стиля:
- Построчное изображение
- Сложение законченной композиции с композиционным центром (принцип доминанты и соподчинения)
- Выразительность силуэтов.
- Последовательность и симметрия в изображении фигур.
- Отдельные фигуры делаются большими, чем остальные, чтобы подчеркнуть их важную роль.

Раннее царство

С 3000 по 2800 гг. до н.э.Архитектура

Ведущее положение в египетском искусстве уже с самых ранних времен заняла архитектура.
Жилая архитектура из дерева и кирпича-сырца (из необожженной глины) не сохранилась.
В области архитектуры гробниц к концу Раннего царства сформировался облик погребений египетских царей и знати.
Здание из кирпича и камня включало в себя подземные погребальные камеры и прямоугольное сооружение над поверхностью земли. Стены его были наклонены внутрь, а сверху завершалось плоской крышей.
В надземной части устраивали культовые помещения для статуй богов и владельца гробницы с жертвенником перед так называемой ложной дверью, то есть перед изображением двери, как бы ведущей в «вечное жилище» умершего.
Название этих построек – мастаба (от арабского скамья).

Древнее царство

28 – 23 вв. до н.э.

Время окончательного сложения всех основных форм египетского искусства.
Архитектура
Именно в период Древнего царства складывается самый известный египетский тип гробницы – пирамида.

Перед древнеегипетскими зодчими стояла задача произвести впечатление подавляющей мощи и силы власти фараона. С этой целью для увеличения надземной части гробницы была изобретена форма пирамиды.

Древнее царство, середина 27 в. до н.э. Зодчий Имхотеп. Скорее всего, замысел архитектора был поставить несколько мастаб уменьшающегося размера друг на друга.

Переходный вид – . Начало 26 в. до н.э. Древнее царство.

Египетские некрополи всегда располагались на западном берегу Нила.

Фараоны IV династии избрали для своих погребений место недалеко от Саккары - в современной Гизе.



Три великие классические пирамиды фараонов Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура). Сложены из гигантских блоков известняка, средним весом 2,5 тонны, которые держаться силой собственной тяжести.
Ансамбль включает в себя малые пирамиды цариц и заупокойные храмы, примыкавшие к пирамиде с восточной стороны.

Рядом с нижним заупокойным храмом нередко помещали сфинкса.
Сфинкс - лежащий лев с человеческим лицом. Он воплощал сверхчеловеческую сущность фараона.

У нижнего заупокойного храма Хефрена помещён Большой Сфинкс. Считается, что он имеет портретное изображение фараона. Высечен из монолитной известковой скалы. У статуи отсутствует нос, повреждение шириной в один метр.
Версии: эту деталь статуи отшибло пушечным ядром во время битвы Наполеона с турками (1798); на ложность этого мнения указывают рисунки датского путешественника, видевшего безносого сфинкса уже в 1737 г. - в других версиях легенды место Наполеона занимают англичане или мамелюки.

Фотография XIX века. Зодчий Хемиун. Вторая четверть 26 в. до н.э. Одно из «семи чудес света». Построена на массивном природном скальном возвышении, которое оказалось в самой середине основания пирамиды, его высота около 9 метров. Была сделана облицовка пирамиды, отчего она сияла на солнце.

К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания - солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с позолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья.


. Обелиск с египетскими письменами.

Скульптура

Скульптура как и все египетское искусство имела ритуальное значение.
В пирамидах, в специальном помещении обязательно помещали статую умершего на случай, если что-то случится с мумией.

В эпоху Древнего царства сложились основные черты скульптуры:
- симметрия и фронтальность в построении фигур
- четкость и спокойствие поз.
- геометризм и обобщенность формы.
- обязательное сохранение портретных черт.

Изображение фигуры целиком:
1. стоящей с выдвинутой вперёд левой ногой - поза движения в вечности.
2. Сидящей на кубообразном троне. 3. В позе «писца» со скрещенными ногами на земле.


Триада Микерина (Каир) .
Фараон Микерин в сопровождении богинь. Скульптурная группа из заупокойного храма Микерина в Гизе. Древнее царство.
Поза движения в вечности. Тема единения богоравного фараона с богинями-покровительницами. Безукоризненно прекрасные формы.

Древнее царство. Симметрия и фронтальность в построении фигуры.


. 27 век до н. э. Древнее царство. Каирский музей.
Торжественно восседают перед нами знатные супруги. По канону мужская фигура окрашена в кирпично-красный цвет, женская - в желтый. Волосы на прямо поставленных головах всегда были черными, а одежды белыми. Нет полутонов, декоративность.

Писец Каи. Из его гробницы в Саккара. Известняк с раскраской, инкрустация глаз. 25 – 1 пол. 24 в. до н.э. Н - всего 53 см. Тело тонировано в традиционный для мужских фигур «цвет загара». Изображен без парика. Пристальный, внимательный взгляд, готов записывать.
Статуя найдена во время раскопок в кон. 19 в. Когда рабочие пробились в гробницу, глаза изваяния сверкнули так ярко, что бедняги в ужасе разбежались. А потом, приняв ее за воплощение дьявола, захотели разбить. Начальнику раскопок пришлось защищать древнее изваяние с пистолетом в руках. Так статуя Каи едва не погибла благодаря силе художественного эффекта инкрустированных глаз.
Белки делались из непрозрачного кварца; роговица – из хрусталя, покрытого коричневой смолой, которая просвечивая сквозь хрусталь, создавала иллюзию карих глаз. Зрачком служила капелька черной смолы, заполнявшая небольшое углубление на задней стороне «роговицы».

Среднее царство

21 – 18 вв. до н.э.

С 23 по 21 вв. в результате воин, упадка идеи о божественной власти фараона произошел распад страны. Это повлияло на развитие индивидуализма в искусстве.
Индивидуализм проявился в том, что каждый стал заботиться о собственном бессмертии - не только фараон и вельможная знать, но и простые люди. Культ умерших очень упростился. Гробницы типа мастаба стали излишней роскошью. Для обеспечения вечной жизни стало достаточно одной стелы - каменной плиты, на которой были написаны магические тексты.
Фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, но размеры их значительно уменьшились. Материалом для строительства служили уже не каменные блоки, а кирпич-сырец, поэтому в настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин.

С новым этапом централизации власти в период Среднего царства вновь активизировалось строительство.
Наряду с пирамидами появился новый тип погребальных сооружений - полускальный храм. Он сочетал в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу.


(Долине царей). Среднее царство.

Скульптура



На голове – убор фараонов: полосатый платок с выпуклым изображением священной змеи надо лбом. Царственно восседает на троне. Более индивидуален, чем предшествующие скульптуры (например, статуя ф.Хефрена, Древнее царство).


. Пристальный взгляд, энергичное выражение лица с широкими скулами выдают крутой нрав этого царя.

Новое царство

Ок. 1600 г. – 11 в. до н.э.

После раскола Среднего царства объединенный Египет восстал с новой силой в Новом царстве. Это период наивысшего расцвета, торжество египетской мощи. Царь мощного тогда государства Митанни свидетельствовал о том, что в державе фараона «золото все равно, что пыль».
Строительство по-прежнему имеет целью утверждение божественного характера царской власти. Но вместо пирамид теперь возводятся храмы.
Усыпальницы фараонов сооружаются в так называемой «Долине царей» - Дейр-эль-Бахри напротив Фив.

Примером полускального заупокойного храма может служить .

Ок. 1500 г. до н.э. Зодчий Сенмут.
Все части храма расположены по горизонтальной оси. Три террасы возвышаются одна над другой. Чередующиеся горизонтали олицетворяют бесконечность или вечность. На террасах помещались водоемы, густо обсаженные деревьями. Залы храма высечены в скале.

(Сененмут, фаворит царицы) с дочерью Хатшепсут маленькой Нефрура.


Залы храма были украшены великолепной живописью и скульптурами с изображением экспедиций в дальние страны.


Как и сами храмы все перед ними дышало торжественностью и величием: аллеи сфинксов, гигантские изваяния фараонов – колоссы.
Гигантомания отличает многие памятники эпохи Нового царства.

Рамзес II – один из самых могущественных фараонов Нового царства.


Статуи фараона у входа в храм поражают своими размерами – 20 м в высоту. Храм посвящен фараону и трём богам: Амону, Ра, и Птаху.


Голова колосса Рамсеса II в Абу-Симбеле

Самыми грандиозными постройками Нового царства считаются Карнакский и Луксорский храмы.


Архитектор Инени. Посвящен верховному богу – Амону. Строился несколько столетий - от Среднего царства до эпохи Птолемеев. Каждый фараон старался увековечить здесь свое имя.
Храм представлял собой вытянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной.

Карнак. План. 1. Аллея сфинксов. 12 в. до н. э. 2. Большой двор с храмами фараонов Сети II и Рамсеса III. 3. Гипостильный зал. 15-13 вв. до н. э. 4. Двор. 5. Главная часть храма бога Амона-Ра (16-12 вв. до н. э.) с руинами храма Среднего царства и храмом фараона Тутмеса III. 6. Храм бога Хонсу. 12 в. до н. э. Римскими цифрами обозначены пилоны.

Храм состоял из комплекса сооружений, расположенных по продольной оси храма: От Нила к храму вела дорога – аллея сфинксов.

начинается от древней пристани на берегу Нила и ведет к первому пилону. Аллея была создана при Рамсесе II (XIX династия, Новое царство). Сфинксы с телом льва и головой барана. Баран - священное животное бога Амона.
В правление фараона Нектанебо I (30-я династия, Птолемеев, Поздний период) трехкилометровая дорога, соединявшая храмы Луксора и Карнака, была украшена каменными изваяниями сфинксов. Часть аллеи, начинавшаяся в Карнаке, состояла из сфинксов с телом льва и головой барана; от Луксорского храма шла аллея, в которой сфинксы имели человеческие головы.
Вход в храм называется пилоны. Обычно перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски.

После пилон следовали несколько внутренних дворов, сменявших друг друга: обнесенный по периметру колоннадой двор – перистильный (перистиль). В центре двора располагался жертвенный камень.


Далее шел зал целиком заполненный колоннами – гипостильный (гипостиль).
В Карнаке фараоном Рамзесом II был построен гигантский гипостильный двор (зал).
Его S - 5000 м².
Насчитывает ок. 134 колонн, расположенных в 16 рядов.
Н центральных – 23 м.
На капители каждой из них могло поместиться 100 человек.
Здесь в полумраке подданные с особой силой ощущали величие и непостижимость божественного начала фараона, который создал этот храм.

За внутренними дворами-залами, в глубине храма была молельня, состоящая из нескольких помещений. Центром ее был зал, где на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога - Амона.

В состав храма входили многочисленные хозяйственные помещения.

Обязательно на территории храма устраивались священные пруды.

Храм в Луксоре
Несколько меньше Карнака, но гармоничность и ясность скрашивают «чрезмерности». Посвящен также богу солнца Амону-Ра. Расположен на правом берегу Нила, в южной части Фив, в пределах современного города Луксор.
С Карнаком он был соединен мощёной аллеей сфинксов.
Древнейшая часть - основана при Аменхотепе III. Рамсес Великий пристроил северный перистиль и пилон.

У северного входа Луксорского храма - четыре колосса и два обелиска, из которых один перевезен в 1830-е гг. в Париж, на площадь Согласия.

Аменхотеп III был одним из величайших фараонов-строителей, которых когда-либо знал Египет. Возле развалин его заупокойного храма в прошлом веке была раскопана аллея из сфинксов, изваянных из розового асуанского гранита.
Два из них стоят ныне на Университетской набережной в Санкт-Петербурге напротив Академии художеств.

Луксор. Рамессеум – гипостильный зал, построенный Рамзесом Великим. Стройность колонн с капителями в виде раскрытых метелок и бутонов папируса производит неизгладимое впечатление.

Луксор. Старинная фотография колонного зала Аменхотепа III.

Искусство середины Нового царства Время правления Аменхотепа IV (Эхнатона)

– Амарнский периодпервая половина 14 в. до н.э.

Искусство второй половины Нового царства

2 пол. 14 – начало 11 вв. до н.э.

Выводы

Основные черты искусства Древнего Египта: каноничность, символичность, геометричность, массивность, сочетание стилизации и натуралистичности в одном изображении, устойчивость традиций и др.
Древнее царство – создание единой державы, искусство выражало прежде всего мощь государства и непостижимость обожествляемой власти.
Среднее царство – колебание устоев, переоценка ценностей.
Новое царство – период расцвета, торжество египетской мощи.

Писец изображен сидящим на земле скрестив ноги. На его коленях - развернутый свиток папируса; оставшуюся часть свитка он держит в левой руке. В правой руке когда-то был тростниковый калам. Свитки папируса обычно имели длину от 1,5 до 2 м и около 20 см в ширину. Их изготавливали из очищенной сердцевины стебля папируса определенной толщины, нарезанной на полоски, которые потом, сложив в определенном порядке, помещали под пресс. Чаще всего египтяне выписывали знаки колонками, справа налево.

Сохранилось множество статуй этого типа; тела писцов переданы более-менее сходно, головы же портретны, индивидуальны и часто очень выразительны. У этого писца внимательный взгляд. Сжатые губы передают готовность записать услышанное.

Лишь знатные египтяне сидели в креслах, а служащие часто размещались прямо на полу. Однако на самом деле то, что особый вид скульптурного памятника был разработан для обозначения определенного служебного статуса, показывает насколько значимым и уважаемым он был. Умение писать являлось основой для официальной карьеры, а чиновники были осью административной системы. Необходимым знаниям обучали в школах, однако попасть туда удавалось лишь немногим мальчикам. Они изучали иероглифическое письмо и более быстрый курсивный почерк, области и города Египта, названия растений и животных, имена богов и дни их празднества искусство правильного обращения к вышестоящим членам официальной иерархии. «Поучения» использовались для того, чтобы научить их правильно вести себя, быть внимательными к своему начальству, справедливыми к подчиненным; больше всего времени уделялось тому, чтобы научить их самодисциплине: «Писец, изысканный сердцем, терпеливый в суждении, словам которого радуются, когда их слышат, искушенный в иероглифах. Нет ничего, чего бы он не знал».

Государственная администрация была всегда сильна в Египте. Теоретически фараон владел всей страной и ее людьми; весь собранный урожай передавался в его руки, и он перераспределял его. На самом деле все обстояло иначе. Крестьяне оставляли себе оговоренное количество продуктов для собственного пропитания, а налогами обкладывались количество быков и приблизительный урожай. В храмах имелись хранилища, откуда собранная провизия поступала жречеству, чиновникам и служащим, занятым, например, на строительстве пирамиды или скальной царской гробницы. Организация обеспечения всем необходимым тысяч людей, которые строили пирамиды Гизы, была бы невозможна без высококвалифицированных чиновников. Без писцов ежегодный паводок Нила также привел бы к хаосу. Покрытая илом, плодородная земля вновь измерялась каждый раз, когда вода возвращалась в русло реки. Жизнь на берегах Нила была возможна только благодаря разливу реки, правильное распределение вновь отмеренных земель было возможно только с помощью опытных служащих.

В искусстве других древних цивилизаций войны и ведение боя почитались и превозносились куда чаще, чем в Египте. Пустыни, естественным образом изолирующие страну, затрудняли атаки внешних врагов, а сложившийся образ жизни куда большую славу приносил чиновникам. Согласно царской идеологии, сам фараон оборонял страну от внешней угрозы. Он сам повергал врагов Египта. На вершине социальной пирамиды, которую он возглавлял, находились чиновники, жрецы и военачальники, часто оспаривавшие первенство своей значимости для страны.


Купить скульптуру из мрамора можно в нашей компании –