Особенности художественной культуры 19 века. Художественная культура XIX в

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

1. Введение

  1. “Золотой” век в России
  2. Особенности XIX века
  3. Причины феномена “Золотого” века

2. Литература XIX века

  1. Романтизм
  2. Реализм

3. Музыка

4. Театр

5. Живопись

6. Заключение

Золотой век в России

ХIХ век - это и надежда на сильную государственность просвещенных монахов; и европейские порядки, освоенные и “привитые” России; и объединение славян; и “ускорение” истории; увеличение числа писателей поэтов, художников, композиторов, ученых из непривилегированных сословий, в частности из крепостного крестьянства, но преимущественно из среды разночинцев.

Золотой век русской культуры: Пушкин, Лермонтов и Гоголь, нравственные искания Толстого и Достоевского; рассвет музыкальной культуры: Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский; достижения русской науки, философии.

Особенности “Золотого века”

В истории тысячелетней культуры - от Киевской Руси до императорской России, ХIХ век занимает особое место.

  • Во-первых, это тот взлет Духа, тот культурный подъем, который справедливо может считаться великим российским Ренессансом. Сорок русских писателей дали духовную пищу двум векам всего человечества. ХIХ век уникален прежде всего своим философско-нравственным поиском свободы, справедливости, человеческого братства и всемирного счастья.
  • Во-вторых, долгое время эта гигантская целостность либо покрывалась “хрестоматийным глянцем”, либо упрощалась и выхолащивалась в угоду сиюминутному политизированному подходу. Уныло-примитивная абсолютизация революционного, маргинального направления создавала устойчиво негативный комплекс неприятия великого наследия, “усеченного” представления о нем. Значительные “материки” культуры изымались, уходили под воду забвения как “чуждо-классовые”, “ненужные”. Настало время объемного, научного подхода к русской культуре.
  • В-третьих, ХIХ век это тот трагически-творческий “узел” в “колесе” русской истории и культуры, последствия которого становятся понятными лишь на пороге ХХI века. Проблемы и поиски русской культуры этого этапа в их философско-нравственной и геополитической сути оказались в центре мировых духовно-культурных размышлений современности.
  • В-четвертых, XIХ век - многоаспектен, полифоничен: он и уникален, и во многом традиционен для христианско-православного древа русской культуры девяти веков, объединенных общенациональной русской идеей, основой и концентратом российского менталитета (тип сознания, мышления, деятельности, тип человека) с его нацеленностью на будущее (“звезду пленительного счастья”), со своеобразным мессианством и верой в особую миссию русского народа - объединителя великого евразийства. Именно в ХIХ веке русская идея получает различную трактовку, становится определенной “знаковой” системой самых разных общественных движений: от западников и славянофилов до либералов, народников, панславянистов и марксистов.
  • В-пятых, ХIХ век в полной мере выразил синтезирующий, философско-моральный, соборно-собирательный характер русской культуры, ее патриотически-идеологический характер без которого она теряет свою почву и судьбу. Он проявляется везде - от вселенско-космических исканий до почти практических “инструкций” по ответам на извечные русские вопросы: “Зачем? Кто виноват? Что делать? А судьи кто?”
  • В-шестых, ХIХ век - и этапное завершение развития русской культуры девяти веков, и очень важный рубеж в ложном противоречивом взаимодействии традиций и новаторства на пороге ХХ столетия. Наконец, это время небывалого развития такой системы, как художественная культура, которая становится именно в ХIХ веке классической. Идет постепенное разрушение сословно-дворянской культуры, новые импульсы к развитию получают разночинная и купеческая культуры, после 1861 года в новом качестве выступает крестьянство как социокультурный слой. Особую интегрирующую роль в шестидесятые годы начинает играть интеллигенция.

События, оказавшие воздействие на культуру века

Какие события истории оказали главное воздействие на тип менталитета, культуры в целом?

Все это многообразие определило и культурное “лицо” ХIХ века как эпохи, чье столетнее движение вместилось в две даты: “золотой век” начался рождением А. Пушкина, дал великую неантичную ясность и высоту, а закончился смертью не менее великого метафизика-философа В. Соловьева.

Литература

В ХIХ в. ведущей областью русской культуры становится литература, чему способствовала, прежде всего, ее тесная связь с прогрессивно - освободительной идеологией. Ода Пушкина “Вольность”, его “Послание в Сибирь” декабристам и “Ответ” на это послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева “ К временщику” (Аракчееву), стихотворение Лермонтова “На смерть поэта”, письмо Белинского к Гоголю являлись, по сути дела, политическими памфлетами, боевыми, революционными призывами, воодушевлявшими передовую молодежь. Дух оппозиционности и борьбы, присущий произведениям прогрессивных писателей России, сделал русскую литературу той поры одной из активных общественных сил. Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература прошлого века - исключительное явление. Можно было бы сказать, чего она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звездами небе, если бы некоторые из писателей, составивших ее славу, не походили скорее на ослепительные светила или на самостоятельные “ вселенные”. Одни только имена А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого сразу же вызывают представления об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании все новых и новых поколений читателей. Впечатления, производимые этим “золотым веком” русской литературы, прекрасно выразил Манн, говоря о ее “необыкновенном внутреннем единстве и целостности”, “тесной сплоченности ее рядов, непрерывности ее традиций”.

Важнейшей особенностью первой половины XIX века была быстрая смена художественных направлений и одновременное существование различных художественных стилей. Среди которых, основными были романтизм и реализм.

Романти"зм - характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского. В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.

Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М.Ю. Лермонтова, “русского Байрона”. Философская лирика Ф.И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.

Реали"зм, в литературе - направление, стремящееся к изображению действительности. А.С.Пушкин был основателем русского реализма, его роман в стихах “Евгений Онегин”, который В. Белинский назвал энциклопедией русской жизни, явился наивысшим выражением реализма в творчестве: великого поэта. Выдающимися образцами реалистической литературы являются историческая драма “Борис Годунов”, повести Капитанская дочка, “Дубровский ” и др. Мировое значение Пушкина связано с осознанием универсального значения созданной им традиции. Он проложил дорогу литературе М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенева, Л. Толстого, Ф. Достоевского и А. Чехова, которая по плану сделалась не только фактом русской культуры, но и важнейшим моментом духовного развития человечества. Традиции Пушкина продолжил его младший современник, и преемник М. Лермонтов. Роман “Герой нашего времени”, во многом созвучный с пушкинским романом “Евгений Онегин”, считается вершиной лермонтовского реализма. Творчество М. Лермонтова явилось высшей точкой развития русской поэзии послепушкинского периода и открыло новые пути в эволюции русской прозы. Гоголь получает всемирное признание и с этого момента становится действующей и все более возрастающей величиной мирового художественного процесса, постепенно осознается глубокий философский потенциал его творчества. Особого внимания заслуживает творчество гениального Л. Толстого, которое знаменовало новый этап в развитии русского и мирового реализма, перебросило мост между традициями классического романа ХIХ в. и литературой ХХ в. Новизна и мощь толстовского реализма непосредственно связаны с демократическими корнями его искусства, его миросознания и его нравственных поисков, реализму Толстого свойственны особая правдивость, откровенность тона, прямота и, вследствие этого, сокрушительная сила и резкость в обнажении социальных противоречий. Особое явление в русской и мировой литературе - роман “Война и мир”; в этом уникальном феномене искусства. Толстой сочетал форму психологического романа с размахом и много-фигурностью эпической фрески.

Преемницей русской литературы оказывается философская мысль, она исследует духовные заветы “золотого века” классики и потому сама переживает “золотой век”.

Музыка

Для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы. В предыдущем столетии высокого уровня развития достигла только хоровая духовная музыка; традиции же оперной, камерно - вокальной и симфонической музыке сложились в новом веке. На этот процесс решающее влияние оказали, с одной стороны, западноевропейская культура, а с другой – русский фольклор.

Русские композиторы стали выезжать за границу. Там они общались с видными мастерами музыкального искусства, а главное – получали европейское музыкальное образование. Приобщение к европейской культуре не только повысило профессиональный уровень русских композиторов и исполнителей, но и помогло им глубже понять традиции национальной музыки. В XIX столетии в России утвердились европейские нормы концертной жизни. Это связано, прежде всего, с основанием Русского музыкального общества (1859). Его деятельность носила просветительский характер. Устраивались регулярные концерты, проводились конкурсы на лучшее музыкальное произведение и.т.д.. В стане была создана система музыкального образования европейского типа. В Петербурге (1862 г.) и Москве (1866 г.) открылись консерватории.

В XIX веке огромное внимание уделялось изучению фольклора. Русские композиторы считали народную музыку источником вдохновения. Они собирали народные песни и часто использовали их в своих произведениях, при этом, не теряя своеобразия собственного музыкального языка.

Для русской музыкальной культуры первой половины XIX характерно повышенное внимание к опере и камерной вокальной музыке. Серьёзный интерес к симфонии появился лишь во второй половине столетия. Особенно популярны были программные симфонические произведения, в том числе симфоническая миниатюра.

Итак, кто же из композиторов стоял у истоков Русской композиторской школы? Михаил Иванович Глинка (1804-1957 гг.), получив серьёзное музыкальное образование в Европе, сумел первым глубоко осознать особенности русской национальной музыки. Композиторское мастерство Глинки ярче всего проявилось в двух операх - “Жизнь за царя” (“Иван Сусанин”) и “Руслан и Людмила”. Он создал образцы национальной русской оперы - героико-эпическую оперу и оперу-сказку. “Жизнь за царя” написана на историко - патриотический сюжет. Композитор обратился к событиям начала XVII века - борьбе русского народа против польских завоевателей. Опера-сказка “Руслан и Людмила” написана на сюжет одноимённой поэмы А.С. Пушкина. В создании образа большую роль играет оркестр.

Значительное влияние на развитие музыкальной культуры России прошлого века оказало творчество Гоголя, неразрывно связанное с проблемой народности. Гоголевские сюжеты легли в основу опер “Майская ночь” и “Ночь перед Рождеством” Н. Римского-Корсакова, “Сорочинская ярмарка” М. Мусоргского, “Кузнец Вакула” (“Черевички”) П. Чайковского и т.д. Римский-Корсаков создал целый “сказочный” мир опер: от “Майской ночи” и “Снегурочки” до “Садко”, для которых общим является некий идеальный в своей гармоничности мир. Сюжет “Садко” построен на различных вариантах новгородской былины - повествованиях о чудесном обогащении гусляра, его странствиях и приключениях. “Снегурочку” Римский-Корсаков определяет как оперу-сказку, назвав её картинкой из Безначальной и Бесконечной Летописи Берендеева царства”. В операх подобного рода Римский-Корсаков использует мифологическую и философскую символику. Музыка Римского-Корсакова возвышает человеческое в человеке, она призвана спасти его от “страшных обольщений” буржуазного века и тем самым она приобретает великую гражданскую роль, приносит пользу обществу. Расцвету русской музыкальной культуры способствовало творчество П.Чайковского, написавшего немало прекрасных произведений и внесшего новое в эту область. Так, экспериментальный характер носила его опера “Евгений Онегин”, предупредительно названная им не оперой, а “лирическими сценами”. Чайковский хотел достичь на сцене иллюзии обыденной жизни с ее повседневными разговорами.

В целом следует отметить, что на рубеже веков в творчестве композиторов происходит определенный пересмотр музыкальных традиций, отход от социальной проблематики и возрастание интереса к внутреннему миру человека, к философско-этическим проблемам. “Знамением” времени было усиление лирического начала в музыкальной культуре.

Театр

Герцен, говоря об игре русских актеров, отмечал: “Они были великие артисты, артисты по призванию и по труду. Они создали правду на русской сцене”

В период “Золотого” века начинается новая страница в истории русского театра, где смена художественных направлений происходила столь же быстро, как и в литературе.

  • В 20-30-е годы, в театрах все активнее заявляет о себе романтическая школа с характерным для нее акцентом на внутренних переживаниях героев. Самым ярким представителем является Павел Степанович Мочалов (трагедии Шиллера и Шекспира, роль Гамлета и Ромео).
  • В 30-е годы активно развивается в русской драматургии реализм, несмотря на запреты цензуры, усилившиеся после восстания декабристов. Самым запоминающимся спектаклем того времени был “Ревизор” Гоголя. Основоположником сценического реализма считается лучший актер, игравший Городничего, Михаил Семенович Щепкин.

Центрами театрального искусства были Александрийский театр в Петербурге и Малый театр в Москве.

XIX век - это также и расцвет творчества многих деятелей в области музыки, живописи и танца. Одним из крупнейших новаторов русского балета был М. Фокин, который утверждал драматургию как идейную основу балетного спектакля и стремился путем “содружества танца, музыки и живописи” к созданию психологически содержательного и правдивого образа. Во многом взгляды Фокина близки эстетике советского балета. Хореографический этюд “Умирающий лебедь” на музыку французского композитора Сен-Санса, созданный им для Анны Павловой, запечатленный в рисунке В. Серова, стал символом русского классического балета.

Живопись

Классицизм, приобретший мощное народное звучание, постепенно переходил от романтизма к реализму в русском изобразительном искусстве.

Современниками того времени особенно ценилось направление живописи русских художников, в котором преобладал исторический жанр с акцентом национальной тематики. Русские живописцы начала 19 века утвердили собственный принцип: описания портрета; картин, выработав свои направления в живописи, в изображении человека, природы, свидетельствующий о совершенно самостоятельной образной концепции.

Русские художники в своих работах отражали различные идеалы национального подъема, постепенно отказываясь от строгих принципов классицизма, навязанных академическими устоями. Век ознаменован высоким расцветом русской живописи, в котором художники России оставили для потомков неизгладимый след в истории отечественного изобразительного искусства, проникнутое духом всестороннего отражения жизни народа.

Яркими представителями являются: Брюллов, Иванов, Айвазовский, Федотов, Тропинин и др.

Заключение

Родившись в результате сшибки традиционной культуры с западным миром, когда, по известной формуле А. Герцена, “на призыв Петра цивилизоваться Россия ответила явлением Пушкина”, - русская культура, вобравшая в себя и по-своему переплавившая плоды обмирщенной европейской цивилизации, вступила в свой классический “золотой век”. Ведущими направлениями XIX века стали - романтизм и реализм. Но представители обоих этих течений: писатели,поэты,драматурги,музыканты,философы,художники-обращались к историческому прошлому России, пытаясь найти ответы на современные вопросы. Эти люди способствовали формированию национального самосознания русских людей.

Ни один век не знал стольких теорий, учений, вариантов обновления и “спасения” России, никогда державу не сотрясали столь многочисленные общественные движения - революционеров-разночинцев, нигилистов, анархистов, атеистов, богоискателей, народников, марксистов. ХIХ век - это Пушкин и Чаадаев, Гоголь и Герцен, Хомяков и Аксаков, Сперанский и Уваров, Ушинский и Михайловский, Чернышевский и Лавров, Достоевский и Толстой, Леонтьев, Соловьев. Эсхатология и мессианство, философия истории и апокалипсис, религиозная метафизика и атеизм философия ненасилия и террор, русский социализм и писк земного Града... Все это вместил трагический и невеликий ХIХ век. Этот век как культурная эпоха - это и новый уровень переплавки европейского опыта в культурном диалоге столетий, и поиск себя в дилемме “Запад - Восток”.

К концу века в русской идее усиливаются мотивы покаяния, философии и культуры ненасилия, которые явились естественной реакцией.


Художественная культура Европы XIX в.

Множественность художественных направлений в XIX веке была следствием процесса модернизации. Художественная жизнь общества теперь определялась не только церковным диктатом и модой придворных кругов. Изменение социальной структуры повлекло за собой изменение восприятия искусства в обществе: возникают новые социальные слои состоятельных и образованных людей, способных самостоятельно оценивать произведения искусства, ориентируясь только на требование вкуса. Именно к XIX веку начинает формироваться массовая культура; газеты и журналы из номера в номер печатавшие длинные романы с занимательным сюжетом, стали прообразом телевизионных сериалов в искусстве XX века.

В первой половине XIX столетия в Европе развернулось невиданное по размаху градостроительство. Большинство европейских столиц - Париж, Санкт-Петербург, Берлин - обрели свой характерный облик; в их архитектурных ансамблях усилилась роль общественных зданий. Символом Парижа стала знаменитая Эйфелева башня , построенная в 1889 г. к открытию Всемирной выставки. Эйфелева башня продемонстрировала технические возможности нового материала – металла. Однако оригинальное художественное решение было признано не сразу, башню призывали снести, называли чудовищной.
Неоклассицизм в первой половине XIX в. пережил поздний расцвет, теперь он получает название ампир (от франц. «империя»), этот стиль выражал величие империи созданной Наполеоном. К середине столетия основной проблемой европейского зодчества стали поиски стиля. Вследствие романтического увлечения стариной многие мастера попытались возродить традиции архитектуры прошлого - так возникли неоготика, неоренессанс, необарокко. Усилия зодчих нередко приводили к эклектизму - механическому соединению элементов разных стилей, старого с новым.

В художественной жизни первой половины XIX века преобладал романтизм , отразивший разочарование в идеологии Просвещения. Романтизм стал особым мировоззрением и образом жизни. Романтический идеал личности, не понятой обществом, формирует манеру поведения его высших слоев. Для романтизма характерно противопоставление двух миров: реального и воображаемого. Реальная действительность рассматривается как бездуховная, негуманная, недостойная человека и противостоящая ему. «Прозе жизни» реального мира противопоставляется мир «поэтической реальности», мир идеала, мечты и надежды. Видя в современной ему действительности мир пороков, романтизм пытается найти выход для человека. Этот выход – одновременно и уход от общества в разных вариантах: герой уходит в свой собственный внутренний мир, за пределы реального пространства и уход в другое время. Романтизм начинает идеализировать прошлое, в особенности Средневековье, видя в нем инею реальность, культуру, ценности.

Главой французского романтизма в живописи суждено было стать Эжену Делакруа (1798-1863). Неистощимое воображение этого художника создало целый мир образов, до сих пор, живущих на полотне своей напряженной, полной борьбы и страстей жизнью. Делакруа нередко черпал мотивы в произведениях Уильяма Шекспира, Иоганна Вольфганга Гёте, Джорджа Байрона, Вальтера Скотта, обращался к событиям Великой французской революции, другим эпизодам национальной истории («Битва при Пуатье»). Делакруа запечатлел многочисленные образы людей Востока, главным образом алжирцев и марокканцев, которых он видел во время своего путешествия в Африку. В произведении «Резня на острове Хиос» (1824) Делакруа отразил борьбу греков против турецкого владычества, волновавшую тогда всю Европу. Группе страдающих пленных греков на переднем плане картины, среди которых и обезумевшая от горя женщина, и ребенок, ползущий к груди мертвой матери, художник противопоставил надменные и жестокие фигуры карателей; вдали виден горящий разрушенный город. Картина поразила современников и захватывающей силой человеческих страданий, и своим необычайно смелым и звучным колоритом.

События Июльской революции 1830 г., закончившиеся поражением революции и восстановлением монархии, вдохновили Делакруа на создание широко известной картины «Свобода на баррикадах» (1830). Женщина, поднявшая трехцветное знамя Французской республики, олицетворяет свободу. Образ свободы на баррикадах 0 олицетворение борьбы.


Представителем романтизма с мировым именем был испанский художник Франциско Гойя (1746–1828) Гойя сложился в крупного художника сравнительно поздно. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776-1791) многочисленных гобеленов, созданных для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде («Зонтик», «Слепой гитарист», «Продавец посуды», «Игра в жмурки», «Свадьба»). В 90-х гг. XVIII века в творчестве Гойи нарастают черты трагизма, неприязнь к феодально-клерикальной Испании «старого порядка». Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов «Капричос» (80 листов с комментариями художника); смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф.Гиймарде), аромат тайны и скрытой чувственности («Маха одетая» и «Маха обнаженная»). С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете «Семья Карла IV». Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»), философски осмысляющая судьбы народа серия офортов «Бедствия войны» (82 листа, 1810–1820).

Франциско Гойя "Капричос"

Если в литературе субъективность восприятия художника открывает символизм, то в живописи подобное открытие совершается импрессионизмом. Импрессионизм (от фр. impression - впечатление) - направление в европейской живописи, зародившееся во Франции в середине 19 века. Импрессионисты избегали всяких подробностей в рисунке и пытались уловить общее впечатление от того, что видит глаз в конкретный момент. Этого эффекта они достигали при помощи цвета и фактуры. Художественная концепция импрессионизма строилась на стремлении естественно и непринужденно запечатлеть окружающий мир в его изменчивости, передавая свои мимолетные впечатления. Благодатную почву для развития импрессионизма подготовили художники Барбизонской школы: они первыми стали писать этюды с натуры. Принцип «писать то, что видишь среди света и воздуха» лег в основу пленэрной живописи импрессионистов.
В 1860-х гг., года молодые художники-жанристы Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега попытались вдохнуть во французскую живопись свежесть и непосредственность наблюдения жизни, изображение мгновенных ситуаций, зыбкость и неуравновешенность форм и композиций, необычные ракурсы и точки зрения. Работа на открытом воздухе помогала создавать на полотнах ощущение сверкающего снега, богатства природных красок, растворения объектов в среде, вибрации света и воздуха. Особое внимание художниками- импрессионистами уделялось взаимоотношениям предмета с окружением, исследованиям изменения цвета и тона объекта в изменяющейся среде. В отличие от романтиков и реалистов, они уже не были склонны изображать историческое прошлое. Сферой их интересов была современность. Жизнь маленьких парижских кафе, шумные улицы, живописные берега Сены, железнодорожные вокзалы, мосты, неприметная красота сельских пейзажей. Художники больше не желают затрагивать острые социальные проблемы.

Творчество Эдуарда Мане (1832-1883) предваряло новое направление в живописи – импрессионизм, но сам художник не примкнул к этому движению, хотя несколько изменил под воздействием импрессионистов свою творческую манеру. Мане декларировал свою программу: «Жить своим временем и изображать то, что видишь перед собой, открывая подлинную красоту и поэзию в повседневном течении жизни». При этом в большинстве работ Мане отсутствовало действие, даже минимальная сюжетная завязка. Постоянным мотивом творчества Мане становится Париж: городская толпа, кафе и театры, улицы столицы.

Эдуард Мане "Бар в Фоли-Бержер"

Эдурд Мане "Музыка в Тюильри"

Само название импрессионизма обязано своим происхождением пейзажу Клода Моне (1840-1926) «Впечатление. Восход солнца» .

В творчестве Моне ведущее значение приобрела стихия света. К 70-м гг. XIX в. Относится изумительный «Бульвар Капуцинок» , где брошенные на холст мазки передают и уходящую вдаль перспективу оживленной улицы, и движущийся по ней бесконечный поток экипажей, и веселую праздничную толпу. Он писал множество картин с одним и тем же, но по-разному освещённым предметом наблюдения. Например, стог сена утром, в полдень, вечером, при луне, в дождь и так далее.

Многие достижения импрессионизма связаны с творчеством Пьера Огюста Ренуара (1841-1919), вошедшего в историю искусства как «живописец счастья». Он действительно создавал на своих картинах особый мир пленительных женщин и безмятежных детей, радостной природы и прекрасных цветов. В течение всей жизни Ренуар писал пейзажи, но его призванием оставалось изображение человека. Он любил рисовать жанровые картины, где с поразительной живостью воссоздавал суету парижских улиц и бульваров, праздность кафе и театров, оживленность загородных прогулок и праздников под открытым небом. Все эти картины, написанные на пленэре, отличает звучность цвета. Картина «Мулен де ла Галетт» (народный бал в саду монмартского танцевального зала) - шедевр ренуаровского импрессионизма. В ней угадывается живой ритм танца, мелькание юных лиц. В композиции нет резких движений, и ощущение динамики создается ритмом цветовых пятен. Интересна пространственная организация картины: первый план дан сверху, сидящие фигуры не заслоняют танцующих. На многочисленных портретах преобладают дети и молодые девушки, в этих портретах раскрылось его мастерство: «Мальчик с кошкой», «Девушка с веером».

Активный участник всех выставок Эдгар Дега (1834 - 1917), был далек от всех принципов импрессионистов: был противником пленэра, не писал картины с натуры, не стремился уловить характер различных состояний природы. Значительное место в творчестве Дега занимает серия картин с изображением обнаженного женского тела. Множество его картин последних лет посвящено «женщине за туалетом». Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту («Гладильщицы» , «Прачки с бельем »). В утверждении эстетической значимости жизни людей, их обыденных занятий сказывается своеобразный гуманизм творчества Дега. Искусству Дега присуще соединение прекрасного, порой фантастического, и прозаического: передавая во многих балетных сценах праздничный дух театра («Звезда балета», «Балетная школа», «Урок танцев» ).


Постимпрессионизм охватывает период с 1886 г., когда состоялась последняя выставка импрессионистов, на которой были впервые представлены работы неоимпрессионистов, до 1910-х гг., возвестивших о рождении совершенно нового искусства в формах кубизма и фовизма. Термин «постимпрессионизм» ввел в обиход английских критик Роджер Фрай, выражая общее впечатление об устроенной им в Лондоне в 1910 г. выставке современного французского искусства, на которой были представлены работы Ван Гога, Тулуз-Лотрека, Сёра, Сезанна и других художников.
Постимпрессионисты, многие из которых ранее примыкали к импрессионизму, начали искать методы выражения не только сиюминутного и преходящего - каждого мгновения, они стали осмысливать длительные состояния окружающего мира. Для постимпрессионизма характерны разные творческие системы и техники, повлиявшие на последующее развитие изобразительного искусства. Работы Ван Гога предвосхитили появление экспрессионизма, Гоген проложил путь к модерну.
Винсент Ван Гог (1853-1890) создавал максимально яркие художественные образы путем синтеза (соединения) рисунка и цвета. Техника Ван Гога – это точки, запятые, вертикальные черточки, сплошные пятна. Его дороги, грядки и борозды действительно убегают вдаль, а кусты горят на земле, как костры. Он изображал не один схваченный миг, а непрерывность мигов. Он изображал не данный эффект согнутого ветром дерева, а самый рост дерева из земли.. Все случайное Ван Гог умел претворить в космическое. Душа Ван Гога требовала ярких красок, он постоянно жаловался брату на недостаточную силу даже его любимого ярко-желтого цвета.
«Звёздная ночь» была не первой попыткой Ван Гога изобразить ночное небо. В 1888 году в Арле он написал «Звёздную ночь над Роной». Ван Гог хотел изобразить звёздную ночь как пример силы воображения, которое может создать более удивительную природу, чем та, которую мы можем воспринять при взгляде на реальный мир.

Обостренное восприятие действительности и душевная неуравновешенность приводят Ван Гога к психическому заболеванию. Гоген приезжает погостить в Арль, но творческие разногласия вызывают ссору. Ван Гог кидает стакан в голову художника, затем, после заявления Гогена о намерении уехать, бросается на него с бритвой. В припадке сумасшествия вечером этого же дня художник отрезает себе ухо («Автопортрет с перевязанным ухом» ).

Творчество Поля Гогена (1848-1903) неотделимо от его трагической судьбы. Самым важным в стилистической концепции Гогена было его понимание цвета. На о. Таити, куда художник уехал в 1891 г., под влиянием примитивных форм полинезийского искусства он писал картины, отличающиеся декоративностью, плоскими формами и исключительно чистыми цветами. «Экзотическая» живопись Гогена – «А ты ревнуешь?» , «Ее зовут Вайраумати» , «Женщина, держащая плод» - отражает не столько природные качества предметов, сколько эмоциональное состояние художника и символический смысл задуманных им образов. Особенность живописной манеры Гогена состоит в ярко выраженной декоративности, стремлении закрашивать одним цветом большие плоскости холста, в любви к орнаментике, которая присутствовала и на тканях одежда, и на коврах, и в пейзажном фоне.

Поль Гоген "Когда же замуж" "Женщина держащая плод"

Важнейшим достижением культуры XIX в. является появление искусства фотографии и дизайна. Первый в мире фотоаппарат был сделан в 1839 году Луи Жак Манде Дагером.
Ранние попытки Дагера сделать работоспособную камеру были неудачными. В 1827 году он встретился с Жозефом Ньепсом , который тоже пытался (и к тому времени добился немного большего успеха) изобрести фотокамеру. Через два года они стали партнерами. В 1833 году Ньепс умер, но Дагер упорно продолжал трудиться. К 1837 году он наконец смог разработать практическую систему фотографии, названную дагеротипией. Изображение (дагеротип) получали на серебряной пластинке, обработанной парами йода. После экспонирования в течение 3-4 часов пластинку проявляли в парах ртути и фиксировали горячим раствором поваренной соли или гипосульфита. Дагеротипы отличались очень высоким качеством изображения, но можно было получить только один снимок.
В 1839 году Дагер опубликовал свое изобретение, но не оформил патент. В ответ французское правительство назначило ему и сыну Ньепса пожизненные пенсии. Объявление об изобретении Дагера вызвало большую сенсацию. Дагер стал героем дня, на него обрушилась слава, а метод дагеротипии быстро нашел широкое применение.
Развитие фотографии привело к пересмотру художественных принципов графики, живописи, скульптуры, соединило художественность и документальность, что не достижимо в других видах искусства. Основу дизайну положила Международная промышленная выставка в Лондоне в 1850 г. Ее оформление знаменовало сближение искусства и техники и положило начало новому виду творчества.

Луи Дагер, Нисефор Ньепс и камера-обскура Ньепса

Джозеф Нисефор Ньепс. Первая в мире фотография, сделанная на сплаве олова со свинцом, 1826 год.

Снимок Дагера «Студия художника», 1837 г

В 1870-ых годах два изобретателя Илайша Грей и Александр Грехем Белл независимо друг от друга разработали устройства, которые могли передавать речь посредством электричества, которые в последствии назвали телефоном . Они оба направили соответствующие патенты в патентные бюро, разница в подаче заявок была всего лишь в несколько часов. Однако, Александр Грехем Белл) получил патент первым.
Телефон и телеграф являются электрическими системами, основой которых являются провода. Успех Александра Белла, точнее его изобретения, был вполне закономерным, так как, изобретая телефон, он пытался усовершенствовать телеграф. Когда Белл начал экспериментировать с электрическими сигналами, телеграфом уже пользовались как средством коммуникации в течение приблизительно 30 лет. Несмотря на то, что телеграф был достаточно успешной системой передачи информации, основанной на азбуке Морзе с её отображением букв с помощью точек и тире, тем не менее, большой минус телеграфа заключался в том, что информация была ограничена получением и отправкой одного сообщения одновременно.

Александр Белл говорит в первую модель телефона

Первый телефон, созданный Александром Грехемом Беллом представлял собой устройство, через которое звуки речи человека передавались при помощи электричества (1875 год). 2 июня 1875 года, Александр Грехем Белл, экспериментируя со своей техникой, которую он назвал "гармонический телеграф" обнаружил, что он может услышать звук по проводу. Это был звук часов.
Самый большой успех Белла был, достигнут 10 марта 1876 года. Разговаривая с помощью трубки со своим помощником, Томасом Уотсоном, который находился в соседней комнате, Белл произнес слова, которые сегодня известны всем "Mr. Watson -- come here -- I want to see you" (Мистер Уотсон – идите сюда - я хочу видеть Вас). В это время не только родился телефон, но и умер многократный телеграф. Потенциал коммуникаций, заключенный в демонстрации того, что можно было поговорить благодаря электричеству, сильно отличался оттого, что мог предложить телеграф с его системой передачи информации при помощи точек и тире.

Понятие кинематограф появилось впервые в его французском варианте -- «синематограф», обозначавшем систему создания и показа фильма, разработанную братьями Луи Жаном и Огюстом Люмьер. Первый фильм был снят при помощи кинокамеры французом Луи Эме Огюстеном Ле Принеси (1842--1890гг) в ноябре 1888 года в Великобритании и состоял из двух фрагментов: в первом -- 10-12 картинок в секунду, во втором -- 20 картинок в секунду. Но официально считается, что кинематограф берёт своё начало 28 декабря 1895 года . В этот день в индийском салоне «Гран-кафе» на бульваре Капуцинов (Париж, Франция) состоялся публичный показ «Синематографа братьев Люмьер» . В 1896 году братья совершили мировое турне со своим изобретением, посетив Лондон, Нью-Йорк, Бомбей.
Луи Жан Люмьер окончил промышленную школу, был фотографом и работал на фабрике фотоматериалов, принадлежавшей отцу. В 1895 Люмьер изобрёл киноаппарат для съёмки и проекции "движущихся фотографий". В его работе по изобретению кинематографа принимал активное участие его брат Огюст Люмьер. Аппарат был запатентован и получил название кинематограф. Первые кинопрограммы Люмьера демонстрировали сценки, снятые на натуре: "Выход рабочих с фабрики Люмьера", "Прибытие поезда", "Завтрак ребёнка", "Политый поливальщик" и другие. Интересно, то что слово lumiere по-французски означает "свет". Может быть это случайность, а может судьба создателей кинематографа была решена заранее.

Вопросы и задания:
После знакомства с представленными материалами необходимо выполнить проверочные и контрольные задания, представленные здесь же. В случае необходимости, контрольные материалы отсылаются на электронную почту преподавателя по адресу:[email protected]

Всем известно, что в начале 19 века Россия стала отставать в экономическом и от Европы. Но эти отставания компенсировались резким взлетом культурной сферы. выражала На нее очень сильно повлияла Отечественная война с Францией в 1812 году.

Российское государство испытывало острую нужду в образованных, всесторонне развитых людях. С приходом в Россию капитализма, эта проблема стала наиболее актуальной, она и послужила толчком к развитию культуры. Очень часто правительство шло наперекор развивающейся отрасли. Передовые идеи литераторов, публицистов, художников не воспринимались всерьез императорами-консерваторами. Ситуация стремительно менялась, и уже очень скоро 19 век стали назовать «Золотым веком». А театр, литература и музыка России стали широко известны западной публике.

19 века под влиянием идей классицизма оставила огромное количество шедевров. Картины писались художниками в большинстве случаев на библейскую тематику. Также часто можно было встретить мифологические сюжеты или портреты. Наша культура 19 века подарила истории двух выдающихся портретистов - Ореста Кипренского и Василия Тропинина. Именно они, кстати, оставили нам несколько потрясающе точных прижизненных портретов А.С. Пушкина. Еще один известный художник 19 века - Карл Брюллов. В 1803 году он побывал на раскопках древнего города Помпеи, который был разрушен Брюллов написал картину под названием «Последний день Помпеи», которая прославила его на всю Европу. Чуть позже прославился и живописец Александр Иванов. Около 20 лет жизни он посвятил работе над картиной «Явление Христа народу».

Преобразился в самом начале 19 века и театр. На сцене можно было увидеть как постановки зарубежных авторов, таких как Шиллер или Шекспир, так и отечественных. Особенной популярностью у публики пользовался Н.В. Кукольник. Он занимался написанием различных исторических пьес. Вслед за ними зрителям полюбились сатирические комедии Крылова и Фонвизина. Ближе к середине 19 века на театр огромное влияние оказывала литература. После разрешения на сцене состоялась большая премьера «Ревизора» (автор Н. В. Гоголь). Настоящим прорывом можно назвать оперу Глинки «Жизнь царя».

Русская культура 19 века особенно знаменательна литературой. Классицизм постепенно сменяется сентиментализмом, а затем романтизмом. Романтизм стал делиться на прогрессивный и консервативный. Основные деятели этого течения литературы: Кюхельбекер, Рылеев, Давыдов, Бестужев-Марлинский, Баратынский, Жуковский. Также великие русские писатели Лермонтов, Пушкин, Гоголь иногда писали свои произведения в традициях романтизма. Далее наступает новый этап литературы - реализм. Основоположником принято считать Александра Сергеевича Пушкина. С выходом в свет его «Евгения Онегина», это течение литературы считается господствующим. «Капитанская дочка», «Борис Годунов», «Медный всадник» - наиболее популярные реалистические произведения Пушкина. Настоящими сокровищами «Золотого века» можно назвать «Горе от ума» Грибоедова, «Мертвые души» Гоголя и «Героя нашего времени» Лермонтова. Творчество великих писателей и поэтов, таких как Некрасов Н. А. Тургенев И. С., Достоевский Ф. М., Толстой Л. Н. приходится на вторую часть 19 века, с того времени начинается развитие символизма, одного из ярчайших течений литературы.

Европейская культура 19 века тоже испытывала в это время изменения. Главную роль тут играла политика. Но культура 19 века в Европе резко отличалась от отечественной. Империализм диктовал Европе свои требования. В это время развитие театра и литературы несколько замедлилось, но началась новая эра европейской философии.

Крысанова Алина Олеговна

Культура XIX в. является культурой сложившихся буржуазных отношений. К концу XVIII в. капитализм как система полностью сформировался. Он охватил все отрасли материального производства, что повлекло соответствующие преобразования в непроизводственной сфере (политике, науке, философии, искусстве, образовании, быту, общественном сознании).

Для культуры этого периода характерно отражение внутренних противоречий буржуазного общества. Столкновение противоположных тенденций, борьба основных классов - буржуазии и пролетариата, поляризация общества, стремительный взлет материальной культуры и начавшееся отчуждение личности определили характер духовной культуры того времени.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Художественная культура 19 века Выполнила: Крысанова А.О Ученица 11 класс МОБУ СОШ №5 с.Нагорное П ожарский район, Приморский край Руководитель Шевчик Олег Дмитриевич

1.КЛАССИЦИЗМ 2. РОМАНТИЗМ 3. РЕАЛИЗМ

Классици́зм (фр. classicisme , от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII-XIX вв

КЛАССИЦИЗМ Начал складываться в европейском искусстве в XVIIв. Важнейшая черта – обращение к принципам античного искусства. Сложился во Франции, отразив утверждение в этой стране абсолютизма. Для классицистов эстетическую ценность имеет лишь неподвластное времени, т.е. непреходящее. Он выдвинул новые этические нормы, так как большое значение придавал общественно-воспитательной функции искусства. Эстетика классицизма – нормативные правила. Была установлена строгая иерархия жанров (высокий жанр – исторические картины, мифические, религиозные; низкий жанр – пейзаж, портрет, натюрморт. Высокие – трагедия, эпопея, ода; низкими – комедия, сатира, басня). Классицизму были присущи черты утопизма, идеализации и отвлеченности, которые в период его упадка усилились. В середине XIXв. Классицизм переродился в безжизненный академизм.

Романтизм (франц. romantisme), идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIII - первой половины XIX вв.

РОМАНТИЗМ Романтическому искусству свойственны – отвращение к буржуазной действительности, решительный отказ от рационалистических принципов буржуазного просвещения и классицизма, недоверие к культу разума, который был характерен для просветителей и писателей нового классицизма. Он зародился в Германии. Распространился по всей Европе. Зародившийся в качестве реакции на рационализм и механицизм эстетики классицизма и философии Просвещения, утвердившийся в эпоху революционной ломки феодального общества, прежнего, казавшегося незыблемым миропорядка, романтизм (и как особый вид мировоззрения, и как художественное направление) стал одним из наиболее сложных и внутренне противоречивых явлений в истории культуры.

Реализм – художественный метод образного отражения действительности в соответствии с объективной достоверностью.

РЕАЛИЗМ В реализме явления действительности предстают во всей их сложности. К середине столетия - он ведущий стиль. Возник во Франции и Англии в условии капиталистических отношений. По своей идейной направленности он становиться критическим – писатели критически подходили к социальным противоречиям.

Особенности развития и специфика культуры России

контрольная работа

Художественная культура России XIX века

XIX век - эпоха блистательного развития русской культуры, которая сыграла ведущую роль в духовном и нравственном развитии русского общества - она оказала влияние на мировой культурный процесс.

Самой важной особенностью эпохи является скульптура, живопись, прикладное искусство, ансамблевое мышление при решении градостроительных задач.

Но развитие художественной культуры России было неравномерным, потому что во второй половине XIX века были постоянные спады или подъемы общественно-политической борьбы. И только расширение национальных связей повлияло на культурный процесс.

Большие события произошли в литературе, музыке, изобразительном искусстве, архитектуре и скульптуре, а также в театральном искусстве.

В развитии музыки в России знаменательным событием становится создание Русского музыкального общества в 1859 году. Благодаря инициативе А. Рубинштейна открываются консерватории в Москве и Санкт-Петербурге.

Во второй половине XIX в. творили такие известные композиторы, как М. Мусоргский, А. Бородин и Н. Римский-Корсаков. Особенностью их идейно-нравственных взглядов становятся национальные мотивы, историко-эпические сюжеты и желание раскрыть "правду жизни".

Творчество П. Чайковского повлияло на развитие оперного, балетного и симфонического музыкального искусства.

В изобразительном искусстве художники стараются передать социальный портрет эпохи через свои картины. Например, Е. Репина создал картину "Бурлаки на Волге", портрет М. Мусоргского и "Иван Грозный и сын его Иван".

Русская живопись решала общественные вопросы. Критический реализм стал ведущим направлением. Например, В.Г. Петров - показал много не очень хороших сторон жизни: "Сельский крестный ход на Пасхе" (из-за которой даже произошел общественный скандал - на картине изображен пьяный поп, упавший на крыльцо).

Репин и Суриков любили изображать на картинах реальную жизнь. Репин писал портреты. На полотнах Сурикова главным героем был русский народ. Также большое внимание художники уделяли пейзажу, природе. Картины Шишкина создают впечатление могущества и силы русской природы. Ширшов И.Е. Культурология. Теория и история культуры: учебное пособие. Мн., 2010, с. 134

Архитектура и скульптура. Очень известным скульптором второй половины 19 века был Антокольский. Он создал серию исторических портретов.

Открытие памятника Пушкину в Москве (скульптор Опекушин) в июне 1880 года стало важным событием.

В архитектуре появились новые типы зданий государственных учреждений, вокзалов, театров, больниц и т.д. Распространенным становится неорусский стиль. Чаще стали встречаться узорчатые декоры, башенки. Также появлялись многоэтажные и многоквартирные дома.

Театральное искусство. Театр - это было единственное публичное место, ставшее серьезным культурным развлечением, действовавшие более чем в ста городах. В 1865 году по просьбе Островского, Одоевского в Москве были организованы артистические кружки и первый народный театр.

Малый театр занимал первое место в театральном мире, в котором руководителем постановок пьес был Островский. Он выступал против невежества, отсталости. Его интересы совпадали с интересами молодежи. Также большими успехами пользовался Александрийский театр в Петербурге. Зегина М., Кошман Л., Шульман В. История русской культуры. М., 2007, с. 190

Болгарская культура в эпоху Просвещения

болгарский национальный художественный ремесло Развитие болгарской художественной культуры в конце XVIII в. и в первые четыре десятилетия XIX в. протекало также довольно медленно, в мучительной борьбе со старыми средневековыми традициями...

Древнерусское искусство

Европейская культура XIX в.

Художественная культура XIX в. сыграла огромную роль в утверждении гуманистических идеалов европейского общества. Искусство (и в первую очередь литература) взяло на себя великую миссию нравственного и духовного совершенствования людей...

Искусство Петербурга в эпоху Петра Великого

Обстановка, в которой происходило строительство Петербурга в первые годы после его основания, складывалась очень сложная, ведь десятки тысяч людей разной социальной принадлежности навсегда и весьма поспешно переселились в Петербург...

История художественной культуры

1. Какой смысл вкладывается в выражение «Культура суть личностный аспект истории»? Некоторые философы и ученые идут дальше в своем понимании культуры, заявляя, что последняя есть не что иное, как способ развития и саморазвития личности...

Культура Индии

С глубокой древности Индия была известна на весь мир как страна удивительных чудес, несметных природных богатств и замечательных ремесленных изделий...

Культура России в XVIII в.

Семь столетий длилась эпоха древнерусского искусства. Некоторые элементы художественной культуры нового времени проявляются уже в XVII веке / 13/, но только начало восемнадцатого столетия знаменует собой переход к принципиально иному искусству...

Культура Российской империи (XVIII в. – нач. XX В.)

В начале XVIII в. русская история сделала крутой поворот, связанный с реформами Петра I (1672 - 1725). Этот царь перенес столицу России из Москвы в Петербург и объявил себя императором. Восхищаясь западным образом жизни...

Культурная и духовная жизнь русского общества в XIX веке

Особенностью художественной культуры второй половины 19 века был нравственный максимализм и литературоцентризм. Это было время высшего расцвета реализма...

Культурно-исторические процессы XIX века и художественная литература

В XIX в. ведущей областью русской культуры становится литература, чему способствовала прежде всего ее тесная связь с прогрессивно-освободительной идеологией. Ода Пушкина «Вольность»...

Русская культура XIX века

Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине 19 в. позволил назвать это время «золотым веком». Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств...

Русское искусство в XIX веке

Русское искусство дооктябрьской эпохи занимает важное место в истории мировой художественной культуры. Развитие русской культуры в 19 веке опиралось на преобразования предшествующего времени...

Санкт-Петербург второй половины XVIII века. Российское Просвещение

Ту же закономерность можно проследить и в развитии русской художественной культуры XVIII века. Оно происходило в ходе целеустремленного усвоения опыта европейской литературы, драматургии, музыкального театра, живописи, скульптуры...

Сравнительный анализ традиционных культур Китая и Японии

Творчество К.С. Петрова-Водкина

Обратившись к русской художественной культуре периода, который располагается на рубеже двух революций, нельзя не поразиться удивительной сконцентрированности на небольшом отрезке времени не только крупнейших явлений культуры...