Особняк морозовой шехтель. Особняк Морозовой на Спиридоновке, арх

«В комнату вошла Сказка тихими неслышными шагами. У нее было светло-серое платье, и на нем были нашиты серебряно-бледные листья. В рыжих волосах горела бриллиантовая звезда. Она ступала тихо и мягко, как бы пряча свое изящество в простоте. Это был верх аристократической естественности. И молодой дипломат запнулся на полуслове, и почва ушла у него из-под ног». Так писал Андрей Белый о Зинаиде Морозовой, жене известного мецената.

Во имя любви к этой необычной женщине Савва Морозов построил в 1893 году замок, какого не бывало в Москве. Готические башенки, стрельчатые окна, зубцы на стенах - от дома веяло тайной, духом средневековья. Никто не мог предположить тогда, что этот особняк - первый вестник зарождающегося в России архитектурного стиля.

Зинаида Григорьевна Морозова была незаурядным человеком. В юности она работала на морозовской фабрике. Савва Тимофеевич увез будущую жену в этот дом от мужа, своего двоюродного племянника. Вскоре авторитет Зинаиды стал столь высок, что с ее мнением считались сильные мира сего, творческая элита прислушивалась к ее умным и тонким замечаниям. В этом особняке-замке царили Любовь и Весна.

Второй хозяйкой этого особняка стала в 1909 году Татьяна Рябушинская. Ее, балерину кордебалета, дочь капельдинера Большого театра, увез в этот дом Михаил Рябушинский, и тоже от мужа - полковника. Вопреки всем обычаям, он женился не на представительнице предпринимательского круга, а - по страстной любви - на признанной московской красавице и одной из самых остроумных дам Москвы Татьяне Фоминишне Примаковой. Волшебный особняк на Спиридоновке продолжал жизнь Острова Любви среди бурных событий начала нового века.

Архитектором этого дома был на то время малоизвестный Шехтель Ф.О.

Фёдор О́сипович (Франц-Альберт) Ше́хтель (26 июля 1859] Санкт-Петербург — 7 июля 1926, Москва) — российский архитектор, живописец, график, сценограф. Один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве, принадлежит к числу крупнейших зодчих рубежа XIX—XX столетий Кавалер орденов Св. Анны и Св. Станислава.

Поворотным моментом в творческой биографии Шехтеля стала постройка им в 1893 году в стиле «английской готики» особняка З. Г. Морозовой (С. Т. Морозова) на Спиридоновке. В проекте особняка Шехтель отошёл от распространённой в то время фронтально-фасадной композиции городских построек, поставив здание посреди участка с отступом от красной линии улицы. Архитектор придал одинаковую художественную выразительность не только главному, но и всем другим фасадам здания. Новаторство Шехтеля выразилось не только при построении пространственной композиции особняка, но и при проектировании планировки здания: все помещения организованы вокруг своеобразного «ядра» — парадной лестницы. При проектировании особняка архитектор впервые применил характерный для его последующего творчества приём намеренного укрупнения отдельных декоративных деталей и увеличению высоты помещений, чем достигалась монументальность постройки. Шехтель первым из архитекторов привлёк к оформлению интерьеров начинающего художника М. А. Врубеля, который оформил малую готическую гостиную особняка тремя панно «Утро», «Полдень» и «Вечер», выполнил скульптуру «Роберт и Бертрам» для парадной лестницы и сделал рисунок витража с изображением рыцаря на коне. Новаторские приёмы, применённые зодчим при проектировании особняка Морозовой, позволяют некоторым искусствоведам и исследователям архитектуры прямо называть эту постройку Шехтеля шедевром и одним из лучших образцов городских усадеб.

















Спиридоновка - улица в центре Москвы, начинающаяся от Малой Никитской улицы и заканчивающаяся на Садовом кольце, выходя на Садово-Кудринскую улицу. Длина Спиридоновки невелика и составляет около 800 метров. Однако эта дистанция достаточно насыщена историческими постройками, в число которых входит и великолепный особняк Зинаиды Морозовой. Дом был построен знаменитым предпринимателем, меценатом, благотворителем, мануфактур-советником Саввой Морозовым. Автором проекта неоготического здания стал архитектор Федор Шехтель. В 1909 году особняк был приобретен Михаилом Рябушинским, который желал жить рядом со своим братом Степаном. В советское время в стенах здания размещался Дом приемов Министерства иностранных дел. Эту функцию здание выполняет и сегодня. Особняк Зинаиды Морозовой является объектом культурного наследия федерального значения.

Савва Тимофеевич Морозов был весьма незаурядной и противоречивой личностью. Он происходил из старообрядческой семьи Морозовых, принадлежа к ветви Тимофеевичей. Савва Морозов имел прекрасное образование. Окончив 4-ю московскую гимназию у Покровских ворот, он поступил на естественное отделение физико-математического факультета Императорского Московского университета и в 1887 году получил диплом химика. В эти годы С. Т. Морозов написал значительную работу - исследование о красителях, а позднее общался с Менделеевым. В 1885-1887 годах Савва Тимофеевич изучал химию в Кембриджском университете и одновременно знакомился с организацией текстильного дела на английских фабриках в Манчестере. В 1886 году С. Т. Морозов становится директором-распорядителем Товарищества Никольской мануфактуры "Саввы Морозова сын и Ко".


Савва Тимофеевич Морозов

История строительства особняка на Спиридоновке связана с женой Саввы Тимофеевича Зинаидой (Зиновией) Григорьевной Морозовой, в девичестве Зиминой. Их брак начался со скандала. Изначально Зинаида Григорьевна вышла замуж за Сергея Викуловича Морозова, однако уже во время венчания произошло ее знакомство с Саввой Тимофеевичем, приходившимся жениху двоюродным дядей. Спустя некоторое время Савва Морозов прислал супругам приглашение на один из вечеров, устраивавшийся в «Клубе служащих» Никольской мануфактуры. Сергей Викулович предпочёл отправиться на охоту, а Зинаида пришла без сопровождения. Савва Тимофеевич проводил гостью в зал, а вскоре до Марии Фёдоровны Морозовой, начали доходить слухи о тайных встречах ее сына Саввы с Зинаидой Григорьевной.

Развод - событие, из ряда вон выходящее в старообрядческой среде, однако именно он стал следствием сложившейся ситуации. Новым ударом для родственников, как Морозовых, так и Зиминых, стало решение о женитьбе Саввы Тимофеевича и Зинаиды Григорьевны. Григорий Ефимович Зимин тогда сказал: "Мне бы, дочка, легче в гробу тебя видеть, чем такой позор терпеть". Не менее жестко отреагировала на новость Мария Федоровна Морозова: "Да уж порадовал ты меня, Саввушка. Первый жених на Москве, а кого в дом привел… Что бесприданница твоя Зиновия — ещё полбеды, разводка — вот что плохо". Однако 24 июня 1888 года бракосочетание Саввы Тимофеевича и Зинаиды Григорьевны состоялось. А в 1893 году С. Т. Морозов приобрел старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и оформил ее на имя своей жены.

На участке стоял обветшавший деревянный дом в стиле ампир, выстроенный в 1814 году известным архитектором А. Л. Витбергом для поэта И. И. Дмитриева. Савва Морозов приказал снести старое здание, а на его месте выстроить большой красивый особняк по проекту Федора Шехтеля. Архитектор предложил хозяевам три проекта главного дома: в стилях французского ренессанса, рококо и английской неоготики. У семьи Морозовых были давние связи с текстильным Манчестером; сам Савва Тимофеевич учился в Кембридже, был известным англоманом - поэтому он выбрал стиль английской неоготики. Федор Шехтель за пару месяцев подготовил около 600 чертежей, где отобразил не только детали самого здания, но и аксессуары внутреннего убранства.

Пышное новоселье состоялось 8 февраля 1897 года. Новый особняк построили с отступом от красной линии, связав его подземным переходом с хозяйственным флигелем, где были размещены все подсобные службы. Всё было сделано по самым современным европейским стандартам. Дом на Спиридоновке стал лучшей постройкой в стиле неоготики в Москве. Над украшением интерьеров работал художник Михаил Врубель.

В Москве про морозовский особняк ходила едкая эпиграмма:
Сей замок навевает много дум,
И прошлого невольно станет жалко:
Там, где царил когда-то русский ум,
Теперь царит фабричная смекалка.

Хотя Савва Тимофеевич был фабрикантом, руководил достаточно крупным предприятием, он какое-то время укрывал в особняке на Спиридоновке революционера Баумана, которого тогда искала московская полиция.

В 1905 году Савва Тимофеевич с детьми сфотографировался на фоне заднего фасада особняка на Спиридоновке, а спустя некоторое время его жизнь трагически оборвалась. 15 апреля 1905 года консилиум, в котором участвовали врачи Г. И. Россолимо, Ф. А. Гриневский и Н. Н. Селивановский, пришел к выводу, что у Саввы Морозова «тяжёлое общее нервное расстройство». Рекомендовалось направить Морозова для лечения в Европу. В сопровождении жены и доктора Селивановского Савва Морозов выехал в Берлин, а затем в Канны. Здесь 26 мая 1905 года он был найден в гостиничном номере мёртвым, с простреленной грудью. Неофициальная версия - его убили, инсцинировав самоубийство.

В 1909 году, уже будучи замужем в третий раз, Зинаида Григорьевна продала особняк, построенный покойным Саввой Тимофеевичем. Дом вместе со всей обстановкой был куплен Михаилом Рябушинским за 870 тысяч рублей. Новый хозяин поселился тут вместе с женой, артисткой балета Большого театра Татьяной Фоминичной Примаковой. Рябушинский украсил дом шедеврами импрессионистов, китайскими и японскими акварелями, а также картинами Васнецова, Серова, Репина, Врубеля, Малявина, Богаевского.

Летом 1918 года Рябушинские были вынуждены эмигрировать. Перед отъездом хозяин часть картин отдал в Третьяковскую галерею, а часть, по некоторым сведениям, спрятал в подвале, закрыв люк тяжёлым сундуком. Советские власти сначала открыли в доме приют для детей Бухарской республики. В 1929 году особняк был передан Наркомату иностранных дел и в 1938 году стал Домом приемов.

К 1970-м годам интерьеры были окончательно изуродованы советскими ремонтами, фрески и позолота побелены, везде стояла канцелярская мебель.

С 1973 по 1989 год особняк Морозовой реставрировали: его директор Евгений Байков лично собирал по комиссионным магазинам антиквариат для оформления интерьеров. После окончания реставрации в 1990 году сотрудниками МИДа был подготовлен и выпущен альбом со множеством фотографий.

Стоит упомянуть про изначальные интерьеры. Великолепная деревянная отделка и почти вся мебель были сделаны на мебельной фабрике П. А. Шмита, зятя первого мужа Зинаиды Григорьевны. Над убранством интерьеров работал художник М.А. Врубель. Он сделал эскиз витража «Встреча рыцаря-победителя», который украшает торцевую стену лестничного пространства. У основания лестницы Врубель поместил скульптурную композицию по мотивам оперы Мейербера «Роберт-Дьявол».


Особняк Морозовых на Спиридоновке. Интерьеры. Из книги "Архитектурное наследие Федора Шехтеля в Москве".

Продолжаем серию публикаций об одном из самых талантливых и любимых российских архитекторов – Ф. О. Шехтеле. Предлагаем прогуляться вместе с нами по особняку Зинаиды Морозовой, который находится по адресу: ул. Спиридоновка, дом 17. В здании расположен Дом приемов МИД, а внутрь можно попасть только в дни Всемирного наследия.

Итак, особняк был построен Федором Шехтелем в 1893-1898 годах. Этот заказ явился первой крупной работой архитектора, которая в итоге его и прославила. В предыдущей статье было сказано, что из Академии художеств будущего архитектора отчислили: таким образом, диплома у Шехтеля не было, но дальновидный Савва Тимофеевич доверил молодому и неизвестному тогда зодчему строить для своей семьи прекрасный замок. Это был подарок Саввы Морозова своей любимой жене Зинаиде Григорьевне на годовщину свадьбы. Здесь нельзя не рассказать скандальную историю, которая сделала Савву Тимофеевича героем газетных публикаций. Скандал совершенно неслыханный, особенно для среды купцов-старообрядцев. Дело в том, что Савва Морозов влюбился в жену своего двоюродного племянника Сергея Викуловича Морозова – Зинаиду. Влюбился и увёл жену у родственника, добившись развода!

Но вернёмся к дому. Морозовы хотели построить совершенно новый дом, ни на что не похожий, да ещё и с элементами английской готики. Дело в том, что Савва Тимофеевич учился в Кембридже, а также ездил изучать текстильное производство на мануфактуры Манчестера. Видимо, там Морозов и заразился «англоманством». Шехтель разработал план и композицию особняка всего за два месяца, и уже в августе 1893 года чертежи были поданы на утверждение в Московскую Городскую управу. Правда, официальное разрешение было получено архитектором И.С.Кузнецовым, поскольку до 1894 года Шехтель не имел права самостоятельно вести строительные работы. Шехтель собственноручно сделал 600 чертежей здания, он сам вёл архитектурный надзор строительства, так как не хотел допустить никакой случайности даже в деталях! После завершения строительства дом сразу стал центром внимания общественности, газеты посвящали новому строению первые полосы с восторженными отзывами о новом московском «чуде».

Особняк выполнен в неоготическом стиле: он очень напоминает средневековый английский замок. Помимо устремленных вверх башенок, стрельчатых окон и элементов окна-розы на фасаде встречаются мифологические существа, причем всегда разные: можно увидеть и популярных в готике химер, и маскарон (скульптурное украшение фасада в виде головы человека или животного, изображенного анфас), и изображения львов (на решетке ограждения). Присмотритесь к входу в особняк – перед нами шехтелевская фантазия на готическую тему: зубцы крепостной стены над крыльцом выполнены в виде миниатюрного средневекового замка! Разве это не гениально?

Интерьеры особняка поражают любое воображение. В их оформлении Шехтель пришёл к смелому на то время решению – он соединил в одном пространстве готику, продолжающую идею фасада, с более традиционными для России стилями: ампир, классика и барокко. Помимо Шехтеля к оформлению интерьеров был привлечен знаменитый художник Михаил Врубель, им были выполнены панно в гостиных, витражи, а также скульптурная композиция у главной лестницы.

После гибели Саввы Морозова Зинаида Григорьевна решила продать свое владение на Спиридоновке. В 1909 году дом купил Михаил Павлович Рябушинский (брат Степана Павловича Рябушинского, владельца дома на Малой Никитской, о котором мы будем говорить в следующей статье). Зинаида Григорьевна стала снимать особняк Стахеева. Она получила согласие хозяев и оформила одну из комнат особняка в готическом стиле (видимо, в память о замке на Спиридоновке).

Михаил Павлович Рябушинский в особняке Морозовых изменил лишь одну комнату – Большую гостиную. Для ее оформления был приглашен художник Константин Богаевский, написавший для гостиной три панно «Даль», «Скала» и «Солнце».

Предлагаем пройтись по комнатам этого сказочного замка и полюбоваться шикарными шехтелевскими интерьерами.

1. Вход в особняк оформлен в готическом стиле. Посетителей встречает парадная лестница, ведущая в аванзал. На чугунных перилах архитектор изображает фантастических животных, охраняющих проход. Благодаря огромному окну в аванзале всегда светло.

2. Из аванзала мы попадаем в Большую гостиную. На фото – рокайльное золото зала Богаевского, а также панно художника «Скала».

3. Из Большой гостиной выходим в Курительную комнату (Малую гостиную в готическом стиле), в оформлении которой принимал участие сам Врубель. Перед нами три его панно – «Утро», «Полдень» и «Вечер». Деревянная резьба на стенах, потолке и камине восхищает и поражает посетителей.

5. По другую сторону аванзала находится главная лестница дома, перед которой расположен витраж «Рыцарь», также выполненный Михаилом Врубелем. Напротив витража, у подножья лестницы, Врубель изваял скульптурную группу: мужчина и две женщины застыли вокруг резного деревянного фонаря.

6. Рядом с лестницей находится Столовая, главным украшением которой является знаменитый шехтелевский «рыцарский камин».

7. На втором этаже располагаются бильярдная, кабинет хозяина, а также гостиные и детские комнаты. В кабинете хозяина обращает на себя внимание необыкновенное оформление потолка – фризы деревянных шестиугольных кессонов были расписаны также по эскизам Врубеля.

Бильярдная

Экскурсия по особняку длится не больше часа, и этот час пролетает, как пять минут. В каждой комнате хочется остаться надолго, чтобы рассмотреть все детали и элементы интерьера. Как здорово, что после таких визитов остаются фотографии – виртуальные экскурсии могут длиться вечно!

Фото: Елена Крижевская

Экономист по образованию, имеет степень кандидата экономических наук. История развития архитектурного ансамбля столицы и занятие фотографией являются любимыми увлечениями. «Своими фотографиями я признаюсь Москве в любви!»,− рассказывает Елена. В 2016 году Елена Крижевская выпустила книгу «Москва моими глазами. Прогулки по городу».


На улице становится все теплее, и уже хочется оторваться от любимых сериалов и отправиться гулять. Куда стоит сходить в первую очередь? Мы вспомнили пять московских особняков, впечатляющих и снаружи и внутри.

Дом Пашкова

Мар 30 2017 в 1:47 PDT

Дек 8 2016 в 12:34 PST

В доме, построенном, вероятнее всего, архитектором Василием Баженовым, сейчас находится Российская государственная библиотека. Одно из самых красивых московских зданий в классическом стиле построено в 1784–1786 годах. Первым владельцем был сын денщика Петра I Петр Пашков. Потом здание принадлежало Московскому университету, Московскому дворянскому институту, Румянцевскому музею, в частности его библиотеке.

Там обдумывал «Войну и мир» Лев Толстой, там героиня Ирины Муравьевой из фильма «Москва слезам не верит» искала интеллигентных женихов, там герои романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», стоя на бельведере, прощались с Москвой: «На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев».

Адрес: ул. Воздвиженка, 3/5, стр. 1

Как попасть: в составе экскурсии, которые проводятся ежедневно, кроме понедельника.

Дом Мельникова

Мар 20 2016 в 11:16 PDT

Мар 31 2017 в 1:49 PDT

Уникальное сооружение, построенное в 1929 году архитектором Константином Мельниковым как жилой дом для семьи и мастерская.

Шедевр авангарда представляет собой два цилиндра, врезанных друг в друга. Внутри тринадцать комнат, а весь третий этаж, куда можно подняться по винтовой лестнице, занимает мастерская. В этом доме великий советский архитектор жил до последних дней, потом там жила его семья. Сейчас дом Мельникова полностью находится под покровительством Музея архитектуры им. А. В. Щусева и работает как музей.

Адрес: пер. Кривоарбатский, 10

Как попасть: на сайте Музея архитектуры им. А. В. Щусева в разделе «Музей Мельниковых» есть телефон, по которому ведется запись на экскурсии. Билеты потом нужно заранее выкупить в музее архитектуры. В день в дом Мельникова может попасть только одна экскурсия из пяти человек. Посетить музей непросто, но и дом, и экскурсия того стоят.

Особняк Рябушинского

Мар 14 2017 в 12:50 PDT

Сен 18 2016 в 10:01 PDT

Модернистская жемчужина Москвы – дом, построенный Федором Шехтелем в 1903 году для русского предпринимателя и мецената Степана Рябушинского. Дом уникален, интерьеры его тоже создавал Шехтель. Нужно обратить внимание на контраст изгибов и плавных линий, знаменитую оплывающую мраморную лестницу в виде волны, лампу-медузу, на природные мотивы, свойственные модерну, во всем: от дверных ручек до витражей и ограды. В этом доме с 1931 по 1936 годы жил Максим Горький, вернувшийся из Италии. Сейчас там мемориальный дом-музей Горького.

Адрес: ул. Малая Никитская, 6/2

Как попасть: попасть в особняк можно без записи. Режим работы музея: среда – воскресенье, с 11.00 до 17.30. Чтобы прослушать экскурсию, нужно позвонить в музей заранее.

Чайный дом на Мясницкой

Мар 13 2017 в 8:08 PDT

Окт 22 2016 в 1:19 PDT

Этот дом, стоящий недалеко от метро «Чистые пруды», называют «китайской шкатулкой». Особняк построен для торговца чаем Сергея Перлова в 1890–1893 годах архитектором Романом Клейном. Через три года по приказу Перлова архитектор Карл Гиппиус переоформил фасад в красочном китайском стиле. Дело в том, что в связи с коронацией Николая II в Москву намечался приезд влиятельного китайского посла Ли Хунчжана. Визит сановника гарантировал массу выгодных контрактов. У входа повесили китайский флаг, закупили шелковых китайских подушек, поставили наряженных «китайцев» у входа... Однако Ли Хунчжан остановился в другом месте, в доме конкурента и родного брата Сергея Перлова. Впрочем, новый яркий фасад стал привлекать клиентуру.

Адрес: ул. Спиридоновка, 17/1

Как попасть: попасть в особняк можно в дни культурного наследия, когда открываются двери многих архитектурных памятников, закрытых для свободных посещений в другое время. Дни культурного наследия в 2017 году совсем скоро: 16 апpeля и 20 мaя.

Оригинал взят у vladimirdar в Особняк Саввы Морозова (Зинаиды Морозовой) на Спиридоновке

При проектировании особняка архитектор впервые применил характерный для его последующего творчества приём намеренного укрупнения отдельных декоративных деталей и увеличению высоты помещений, чем достигалась монументальность постройки. Шехтель первым из архитекторов привлёк к оформлению интерьеров начинающего художника М.А. Врубеля, который оформил малую готическую гостиную особняка тремя панно «Утро», «Полдень» и «Вечер», выполнил скульптуру «Роберт и Бертрам» для парадной лестницы и сделал рисунок витража с изображением рыцаря на коне.
14.

Новаторские приёмы, применённые зодчим при проектировании особняка Морозовой, позволяют некоторым искусствоведам и исследователям архитектуры прямо называть эту постройку Шехтеля шедевром и одним из лучших образцов городских усадеб.
15.


16.


17.


18.


19.

Правда, жизнь Морозовых в новом особняке протекала не слишком счастливо. В конечном итоге страсть Саввы к жене стала угасать, но светские приличия соблюдались, в том числе и ради четверых детей. К тому же, Савва был человеком нервным, с тяжелым характером… В этом доме Морозов какое-то время укрывал скрывавшегося революционера Баумана, которого тогда искала московская полиция...
20.

В 1905 году Савва Морозов, в сопровождении жены и доктора Селивановского, выехал в Берлин, а затем в Канны. Здесь 13 (26) мая он был найден в гостиничном номере мёртвым, с простреленной грудью. Официальные власти Москвы проявили самое уважительное отношение к этому трагическому событию. А.А. Козлов, тогдашний генерал-губернатор, писал градоначальнику графу П.П. Шувалову: «Ввиду имеющихся у меня документов, прошу Ваше сиятельство распорядиться о выдаче удостоверения об отсутствии со стороны администрации препятствий преданию земле по христианскому обряду тела мануфактур-советника Саввы Тимофеевича Морозова». На похоронах Морозова Козлов, подойдя к Зинаиде Григорьевне, которую он хорошо знал и в доме которой бывал, выразил ей соболезнование и прямо сказал: «Не верю я в разговоры о самоубийстве, слишком значимым и уважаемым человеком был Савва Тимофеевич. Потеря для всех - огромная».

Историк Ю.Г. Фельштинский подозревает в убийстве Морозова Л.Б. Красина (соратника Ленина). Именно эта версия развита в многосерийном художественном фильме «Савва Морозов» (РФ, 2007), в котором роль Красина сыграл Дмитрий Нагиев. Некоторые источники считают причастной к убийству любовницы Саввы Морозова - Марию Федоровну Андрееву, как агента экспроприатора Красина... Между прочим, Савва, зная об отношениях его любимой Марии Андреевой с его другом Горьким, не бросил возлюбленную, когда она попала в больницу - ухаживал за ней только он... После смерти Саввы Андреева судилась со вдовой покойного о наследстве, та проиграла, и деньги через Красина (Андреева так и написала - «отдать деньги Л.Б. Красину») ушли к Ленину...
21.

Мария Андреева

Однако, по воспоминаниям Максима Горького, сам Савва Тимофеевич ещё задолго до своей смерти говорил ему, что в его смерти заинтересованы черносотенцы, которые неоднократно присылали ему письма с угрозами из-за его участия в революции. Горький также указывал: «После смерти Саввы Морозова среди рабочих его фабрики возникла легенда: Савва не помер, вместо него похоронили другого, а он „отказался от богатства и тайно ходит по фабрикам, поучая рабочих уму-разуму“»!

Похоронен Савва Морозов на старообрядческом Рогожском кладбище в Москве.
22.

Впоследствии вдова Саввы Морозова заявила, что не хочет жить в доме с “привидением”. Особняк был выставлен на продажу.
23.

В 1909 году Дом Саввы Морозова на Спиридоновке приобрел другой шехтелевский поклонник - Михаил Рябушинский. Дом был им куплен за 870 тысяч рублей вместе со всей обстановкой, который хотел жить рядом с братом, Степаном Рябушинским. Новый хозяин поселился тут вместе с женой, артисткой балета Большого театра Татьяной Фоминичной Примаковой.
24.


25.

Михаил Павлович Рябушинский

Рябушинский украсил дом шедеврами импрессионистов, китайскими и японскими акварелями, а также картинами Васнецова, Серова, Репина, Врубеля, Малявина, Богаевского. По его заказу в 1912 году Константин Богаевский для Большой гостиной создал три панно. Они назывались «Даль», «Солнце» и «Скала» и в каком-то смысле являлись продолжением цикла, выполненного Врубелем для Малой гостиной - «Утро», «Полдень» и «Вечер». Рябушинский прожил здесь недолго - в 1918 году уехал за границу, спасаясь от революции. При этом увез с собой всю обстановку, что возможно было увезти, вплоть до столового серебра. Перед отъездом хозяин часть картин отдал в Третьяковскую галерею, а часть, по некоторым сведениям, спрятал в подвале, закрыв люк тяжёлым неподъемным деревянным шкафом… А морозовский “замок” поступил в государственную собственность.
26.

Советские власти сначала открыли в доме приют для детей Бухарской республики. В газетных публикациях встречаются утверждения, что во время ремонтных работ в мае 1926 года нашли вышеуказанный люк и, в подвале, был обнаружен оставленный владельцем тайник, откуда извлекли «несколько старинных манускриптов, мраморный бюст Виктора Гюго работы Огюста Родена, более 40 живописных работ Брюллова, Тропинина, Репина, Бакста, Врубеля, Серова, Кустодиева и 80 акварелей русских и европейских мастеров XIX и начала XX веков...».

В 1929 году дом был передан Наркомату иностранных дел, к тому времени многое из обстановки уже исчезло, но новый дом приёмов обустроили выписанной из музейных запасников мебелью, а осыпавшуюся позолоту - заштукатурили. Во времена работы А. А. Громыко на посту министра иностранных дел им было дано распоряжение о восстановлении облика дома, чтобы он не уступал тем дворцам, в которых проводят приёмы западные страны.
27.

Была проведена масштабная реставрация, которая длилась около 10 лет. После её окончания в 1990 году сотрудниками МИДа был подготовлен и выпущен альбом со множеством фотографий. Позднее они очень пригодились для проведения работ по реставрации дома после большого пожара, произошедшего 4 августа 1995 года.

Здесь в 1996 году проходила встреча «Большой восьмёрки». Сейчас это дом приёмов МИД России, и особняк закрыт для посещений, но в последние годы здание участвует в проведении Дня исторического наследия Москвы и Дня музеев, и в эти дни возможно посещение.

Давайте подробней в деталях рассмотрим Дом Саввы Морозова на Спиридоновке...

49.


50.

51.


52.


53.


54.


55.


56.


57.


58.

То самое трехстворчатое окно, из которого могла улететь на бал Маргарита...
64.


65.


66.


67.


68.


69.


70.


71.

72.


73.


74.


75.


76.

Давайте теперь заглянем в замок Морозова и рассмотрим подробней захватывающие интерьеры Михаила Врубеля.
81.

В парадном холле - на стенах ткань с рыцарской символикой и деревянные резные панели.
Торшеры в виде рыцарей - немецкие, конца XVIII века.
82.


83.


84.


85.


86.

Деревянная парадная лестница особняка Морозовых украшена сразу двумя шедеврами русского модерна - скульптурной группой “Роберт и Бертрам” работы Михаила Врубеля и витражом “Рыцарь”, сделанным по его же эскизам. Во время пожара 1995 года витраж сильно пострадал - разбился и оплавился. Восстанавливали его по специальному заказу в Лондоне.
87.

Каминнный зал. Все камины в Доме приемов действующие - этот резной гигант из песчаника не исключение.
88.


89.

Малый каминный зал.
90.


91.


92.

Бывшая гостевая комната Саввы Морозова. Вся мебель и гобелены антикварные, XVIII и XIX веков. На стенах - панно Константина Богаевского, которыми украсил особняк Рябушинский. Они пострадали во время пожара и были восстановлены.
93.


94.


95.


96.


97.

Большой мраморный зал по декору отличается от остальных помещений - в нем нет ничего готического, его интерьер отдает дань классицизму старых русских усадеб. В этом зале сейчас проходят торжественные заседания с участием глав государств - в частности, переговоры “большой восьмерки”.
98.

Что касается «готического особняка Маргариты». Некоторые исследователи считают, что этот шехтелевский особняк и есть тот самый дом, доказывая это по ряду косвенных признаков и выстраивая множественные аналитические заключения вроде того, откуда и куда «светила луна» в тот памятный вечер начала полета Маргариты на Бал...
99.


«…Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата…». Особняк несомненно прекрасен, но Спиридоновка явно не тянет на переулок, а Арбат не так уж и близко.

«…Липы и акации разрисовали землю в саду сложным узором пятен. Трехстворчатое окно в фонаре, открытое, но задернутое шторой, светилось бешеным электрическим светом…». Сад при особняке присутствует, причем довольно приличный. В левой части фасада находится ризалит, но никак не башенка за́мка в виде фонаря. Трехстворчатое окно в ризалите явно присутствует.

«…Стукнула калитка…». Ворота особняка ну ни как ассоциируются с калиткой. Да и вообще, слишком шикарный это особняк для того, чтобы весь его этаж занимал один инженер, хоть и известный и уважаемый в нужных кругах.
100.


Но я, лично, не сомневаюсь, что именно этот особняк вдохновлял Михаила Булгакова, чтобы представить в нем королеву Марго. Как раз то самое место для Королевы Бала сами знаете у Кого! Так, что пусть этот готический особняк Маргариты им и остается. Не столь важно, что он не соответствует по ряду необходимых признаков. А важно то, что он символизирует собой реально живущие Легенды Старой Москвы, без которых и жизнь в нашем городе была бы скучной и не интресной.
101.

Источники:

Портал "ADархитектура". Дом приемов МИД на Спиридоновке. Текст: Евгения Микулина. Фото: Фриц Фон Дер Шуленбург.
Архитектурные планы: Латур А.“Москва 1890-2000. Путеводитель по современной архитектуре”. 2-е издание., М.: Издательство “Искусство-XXI век”, 2009 г.
Портал «Савва Морозов - русский предприниматель и меценат 19 века». savva-morozov.ru.
Портал «Совершенно Секретно». Тайна самоубийства в Каннах. Сергей Нечаев. 25 Июня 2014 г.
Особняк Зинаиды Морозовой. Блог Виктора Сутормина "Путебродитель".

Википедия.

Vladimir d’Ar, 2016

Другие претенденты на роль "готического особняка Маргариты".