Отто дикс портрет. Отто дикс

Отто Дикс "Город". Триптих

«Как-то давно в Берлине я был на большой выставке
Отто Дикса. В рамах просто висел Крик...
С тех пор, если я слышу слово экспрессионизм, сознание
звякает как треснувшая чашка – Отто Дикс».
Из высказываний о художнике

Ни один другой немецкий художник не изобразил в своих произведениях столь точно, эмоционально и беспощадно «апокалипсический ад войны», смерть, насилие и нищету, как это было сделано Отто Диксом.
Внимательно вглядитесь в его работу и вам, наверняка, захочется побольше узнать об этом удивительном художнике.

Отто Дикс родился в семье рабочего литейщика в 1891 году в саксонском городке Унтерхауз неподалеку от Геры. Уже в школьные годы он проявил незаурядные способности к рисованию. Потом Отто учился на художника-оформителя, а в 1909 году становится стипендиатом Школы прикладных искусств в Дрездене.
Кроме искусства Дикс также активно интересовался философией Фридриха Ницше.

Первыми работами художника были пейзажи в духе постимпрессионистов, потом в манере Оскара Кокошки и итальянских футуристов.
Другое его увлечение - старые итальянские мастера. Таков «Автопортрет с гвоздикой» (1912 г., Детройт). Художник предстает внимательно всматривающимся в окружающий мир. Тогда он ещё не знал, что через два года разразится большая война, и ему придется столкнуться с её самыми страшными проявлениями.

В 1914 г. Дикс пошел добровольцем на фронт. С собой он взял две книги: томик Ницше и Библию. Четыре года провел на Западном фронте. Прошел жестокие сражения (Фландрия, Сомма, Шампань). Был ранен и награжден Железным крестом. Впоследствии он объяснял такое свое «нестандартное» для художников его поколения отношение к войне: «Очевидно, я просто слишком любопытен. Я должен был все это видеть – голод, вшей, грязь и другие мерзости. Я должен был сам на себе испытать эти жуткие глубины жизни, вот почему я пошел на войну добровольно».

Война крепко запала в душу художника – она становится темой более чем сотни работ Дикса. В этих картинах, написанных в стиле экспрессионизма, война представлялась не столько деянием рук человека, сколько одним из условий жизни человечества, стихией, космическим катаклизмом. В них Дикс следовал заветам своего духовного учителя
Ф. Ницше: «Изображать страшные и спорные вещи есть инстинкт воли и величия художника, он не должен бояться этого».
Откровенность первого графического «военного» цикла на 50-и листах вызвала шок в обществе.
Но подлинное лицо войны явилось Отто Диксу в послевоенной Германии, на улицах Дрездена, Дюссельдорфа и Берлина, среди толп инвалидов, нищих, проституток, рахитичных детей. Таковы «Торговец спичками»(1920), «Пражская улица»(1920).

Живопись художника приблизилась к драматическому реализму, показывая контрасты послевоенной жизни. Сам Отто Дикс записал тогда в своем дневнике: «Наша задача создать лицо времени, а как ещё мы можем достичь этого, если не с помощью форм реального мира».
В 1922 году художник переезжает в Дюссельдорф. Через год женится на Марте Кох.
В Дюссельдорфе Дикс создает множество картин, в том числе - портретов современников.

Главным достижением становится его работа «Полевые окопы» (1923). Позднее, во времена правления нацистов, она бесследно исчезла.
Сохранившееся описание этой картины потрясает. На ней был изображен покинутый солдатами окоп. Это смесь раскисшей глинистой грязи, разбитых бревен и вооружения с гниющими кусками разорванных тел.
Здесь уже Дикс выступает совершенно зрелым мастером.
Самым «антиобщественным» считался ныне знаменитый триптих художника «Большой город» (1927-28 гг., Галерея города Штутгарта). Благодаря многочисленным репродукциям, он стал широко известным во всей Европе.

В 1922 г. Дикс занял пост профессора Дрезденской художественной академии,
а в 1931 г. его избирают в члены Прусской академии в Берлине.
Таким образом, репутация Дикса как одного из крупнейших художников Германии окончательно утвердилась.
Однако приход к власти Гитлера кладет конец блестящей карьере Отто Дикса.
Вначале нацисты посчитали, что творчество художника частично укладывается в рамки официальной эстетики национал-социализма, но в 1933 г. Диксу сообщают об исключении из Дрезденской академии.
В документе говорится: «Ваши картины являются угрозой нормального возрождения нации».
Последовало запрещение выставлять работы Дикса как «вырожденческие». В 1937 г. 260 картин Отто Дикса из немецких собраний были сожжены в Берлине.

Сам Дикс с женой и детьми отправляется в добровольную ссылку в провинцию на юг Германии. Он поселился под городом Зингеном. Здесь художник создает одно из своих знаменитых полотен - «Семь смертных грехов» (1933 г., Кунстхалле, Карлсруэ).
Это картина-аллегория на библейскую тему, в которой в символических образах Дикс раскрывает истинное лицо надвигающегося фашизма.
Карлик с бегающими глазами и маленькими черными усиками, поразительно похожий на фюрера, въезжает верхом на страшной старухе Смерти, а за ним надвигаются на человечество Зло, Голод и Война.
Дикс вел замкнутый образ жизни. Но он всегда был под «прицелом» властей.
В 1939 г. художник был даже арестован, правда, не надолго, в числе «неблагонадежных лиц». В этот период Дикс в основном писал ландшафты в Хемменхофене (зарисовки на берегу Боденского озера) и картины–аллегории религиозной тематики.

Незадолго до окончания войны в 1945 г., несмотря на возраст (53 года), художник был всё-таки призван в «Фольксштурм» и буквально через несколько дней оказался в плену у французов.
В 1946 г. Дикс вернулся из плена в Хемменхофен и в том же году уже участвовал в коллективных выставках в Германии.

Последний период жизни Отто Дикса был нелегким в творческом плане, ибо в Западной Германии почти безраздельно господствовало абстрактное искусство, а фигуративная живопись воспринималась как продолжение эстетики Третьего Рейха.
Техника старых мастеров в работах Дикса сменилась экспрессивной живописью в основном на библейские темы («Осмеяние», 1948 г.; «Ecce Homo», 1949 г.).
75-летие Отто Дикса в 1966 г. широко отмечалось в обеих частях Германии его персональными выставками.
25 июля 1969 года Отто Дикс скончался в возрасте 77лет.
В 1971 г. в Штутгарте состоялась большая ретроспективная выставка работ Отто Дикса. Позднее эта выставка переехала в Париж в Музей современного искусства, где имела всемирный успех. Тогда к Отто Диксу пришло настоящее мировое признание, правда, уже посмертное.

Свеча жизни Дикса давно догорела, но тайна творчества художника, ставшего «отзвуком эпохи», до сих пор продолжает волновать зрителей.

Надпись на памятной табличке на доме, где родился Отто Дикс, печально констатирует: «Понадобилось 50 лет, чтобы мир разглядел, что в этом человеке что-то было».

Отто Дикс — немецкий художник-экспрессионист и график, автор эмоционально напряженных, способных шокировать картин.



The War Art of Otto Dix

  • В статье были такие слова:

«Тот, кто извлек из своего мозга и сердца эти картины ужаса, которые он нам сейчас показывает, опустился до дна в глубочайшую пропасть войны. Подлинно большой немецкий художник, наш братский друг, Отто Дикс создает здесь в ярких вспышках молнии апокалипсический ад войны…«

Ваши чувства могут быть оскорблены!

Биография Отто Дикса

1915 Autoportrait en infirmier

Авангардист, в 1920-е годы был связан с дадаизмом и экспрессионизмом. Наряду с Георгом Гроссом Дикс был представителем так называемой «новой вещественности». Полотна Дикса отличают социальные и пацифистскиемотивы, мучительные духовные искания.

Отто Дикс является одним из основателей объединения художников под названием Дрезденский сецессион, появившегося в Дрездене в 1919 году.

В нацистской Германии Отто Дикс был отнесен к представителям т.н. «дегенеративного искусства». Уехал в деревню, где тайно писал пейзажи.

В последние месяцы Второй мировой войны Отто Дикс был призван в фольксштурм.

В конце войны он был взят в плен французскими войсками; в феврале 1946 года он был освобождён.

Отто Дикс жил в годы, когда Германия представляла собой два государства: ФРГ (Федеративную Республику Германия) и ГДР (Германскую Демократическую Республику). Как в ФРГ, так и в ГДР к художнику относились с большим уважением. Хотя он жил преимущественно в ФРГ, но в ГДР бывал неоднократно, а в Дрездене у него была мастерская по адресу Кессельсдорфер-Штрассе 11.

Творчество художника

Учился в дрезденской (1910-22; преподавал там же в 1927-33) и дюссельдорфской (1922-25) АХ, был членом ряда прогрессивных объединений. Несправедливость буржуазного общества пробуждала в Диксе чувство неистового гнева, глубокого беспокойства и потрясения. В 20-х гг. идущие отэкспрессионизма, дадаизма, «новой вещественности» гротескная фантастика, жёсткая точность деталей и беспощадность характеристик соединяются в произведениях Дикса с трагическую изломанностью форм и образов, придающих им острый социально-критический пафос («Мать с ребёнком», 1921,триптих «Война», 1929-30, — все в Картинной галерее, Дрезден).

Преследовался при фашистском режиме. В 30-х гг. Дикс широко использовал символику, сюжеты и стилистические приёмы немецкой и нидерландской живописи XV-XVI вв., а со второй половины 40-х гг. частично вернулся к традициям экспрессионизма, работал в свободной живописной манере. Духом непримиримого протеста проникнуты антивоенные произведения Дикса, впитавшие в себя страшный опыт обеих мировых войн, участником которых он был (антифашистские аллегории «Се человек», 1949, и др.; фреска «Война и мир», 1960, ратуша в Зингене). Дикс — мастер островыразительного, подчас резкого по характеристике портрета («Марианна Фогельзанг», 1931, Национальная галерея, Берлин).

Интересные факты из жизни художника Дикса

  • Предисловие к одному из изданий цикла написал писатель-коммунист Анри Барбюс.
    В статье были такие слова:

«Тот, кто извлек из своего мозга и сердца эти картины ужаса, которые он нам сейчас показывает, опустился до дна в глубочайшую пропасть войны. Подлинно большой немецкий художник, наш братский друг, Отто Дикс создает здесь в ярких вспышках молнии апокалипсический ад войны…«

  • В 1923 году художнику было предъявлено обвинение в порнографии, и только вмешательство президента Берлинской академии искусств Макса Либермана спасло его от суда.
  • «Семь смертных грехов» (1933 г., Кунстхалле, Карлсруэ) — это картина-аллегория на библейскую тему, в которой в символических образах Дикс раскрывает истинное лицо надвигающегося фашизма. Карлик с бегающими глазами и маленькими черными усиками, поразительно похожий на фюрера, въезжает верхом на страшной старухе Смерти, а за ним надвигаются на человечество Зло, Голод и Война.

  • Его могила находится в Hemmenhofen.
  • «Я стану либо известным, либо печально известным«, — однажды сказал еще молодой Отто Дикс. Он стал и тем и другим.Сегодня творчество Отто Дикса признается во всем мире. К Отто Диксу пришло настоящее мировое признание, правда, уже посмертное. После войны о нем практически забыли. Такова была судьба этого художника: одно десятилетие успеха и славы и долгие годы безвестности.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org , art-drawing.ru .









Portrait of the Dancer Anita Berber, 1925


1925 veil














































Moon Woman, 1919.

























XX век дал огромный толчок в развитии искусства. Это время появления множества новых направлений и идей. Только в прошлом веке, наконец, искусство предстало перед нами без ограничений и прикрас, смогло выставить напоказ все пороки и проблемы нашей жизни. Известные немецкие художники сделали большой вклад в мировое искусство. Отто Дикс - один из них.

Биография Отто Дикса

Вильгельм Генрих Отто Дикс - художник, причем один из самых талантливых, однако незаслуженно забытых. Его жизнь была не менее увлекательной, чем искусство, поэтому сейчас о нем пишут все больше.

Отто родился в 1891 году в Германии, где и прожил всю свою жизнь. Он был из семьи рабочего, но смог пойти в Академию художеств, в которой впервые проникся экспрессионизмом. Авангардная живопись произвела сильное впечатление на молодого художника, и он посвятил свою жизнь именно ей.

Известные картины

Подавляющая масса картин Отто Дикса - это сюжеты о войне или Одна из самых знаменитых работ мастера называется (1827-1828). Этот триптих показывает бедные улицы, полные проституток и ветеранов-инвалидов. Центральное полотно занимает картина отдыха высшего света, который не знает и не думает о том, что творится за стенами их блистающей залы.

Широко известен полиптих "Война" (1929-1932). Он изображает солдат, ратное поле, а также последствия, которые остаются после боя. Это одно из ярчайших произведений новой вещественности, что означало некоторый возврат к старым канонам. Отто рисовал полиптих даже не на полотне, а на дереве, как это делалось в былые времена.

"Мать с ребенком" (1921) как нельзя лучше показывает всю силу пера автора. Перед зрителем открывается картина, на которой стоят мать и дитя. Кажется, она должна бы радовать, но нет. Их фигуры исхудали, лица иссохли, в глазах нет жизни, а на лицах - улыбок. У Отто получился очень мрачный портрет военного времени.

"7 смертных грехов" изображает библейский сюжет, однако, как и все картины мастера, переработанный под нужды времени. Так, в маленьком карлике, который сидит на дряхлой старухе, без труда можно распознать Гитлера. Эта картина хорошо показывает все отношение художника к новой власти в стране.

Смысл картин Отто Дикса

Все работы наполнял глубоким смыслом художник Отто Дикс. Картины, написанные им, передают вскрывая Так, например, когда он изображает войну, то мы видим ужас на лицах и ошметки тел на земле. На городских картинах показаны преступления и разврат бывших солдат, потерявших себя. Улицы полны проституток, мать и дитя предстают тощими от голода, кругом царит беспросветность. Именно такими и были эти города после проигранной войны, но никто не хотел обращать на это внимания, все старались забыть о том, что их окружает. Отто же стремился запечатлеть все эти образы. Возможно, нарисованы они не очень реалистично, но именно оттого и вызывают они более сильные эмоции у зрителей.

Судьба картин

Судьба картин Отто Дикса была печальна после прихода нацистов к власти. Так, в 1937 году 260 картин выдающегося художника преданы огню как несоответствующие моральным нормам. Однако даже без учета уничтоженных художник оставил после себя немало произведений искусства, ведь всю жизнь он занимался только живописью. Уцелевшие картины можно сейчас видеть в разных музеях по всей Германии. Так, многие выставлены в картинной галерее Дрездена, в национальной галерее в Берлине и в других местах.

Иногда находятся и новые картины, как это случилось в 2011 году, когда были обнаружены сразу 4 шедевра. Некоторые работы сегодня находятся в частных коллекциях, и их можно приобрести на аукционах.

Вклад в искусство

Отто Дикс - художник с большой буквы. Его вклад в искусство и историю имеет большую ценность, ведь не зря он называл себя летописцем своей эпохи. Именно за талант сейчас ценят Отто Дикса во всем мире. Независимо от того, в каком жанре он писал и что изображал, это все делалось рукой мастера. Картины Отто способны поражать зрителей и сегодня.

Осенью 1914 года двадцатидвухлетний студент дрезденской Высшей школы изобразительных искусств Отто Дикс добровольно записался в германскую армию. Последующие годы он почти без перерывов провёл на фронте, стал кавалером Железного Креста, многое увидел и пережил. Вернувшись с фронта, Дикс заработал репутацию классика немецкой живописи и создал потрясающие антивоенные работы, которые называют шедеврами мирового искусства ХХ века.

Судьба художника

Отто Дикс, сын заводского рабочего и швеи, родился в 1891 году в городе Гера неподалеку от Лейпцига. Пролетарская семья была не чужда искусству, и уже в детстве Отто начал учиться живописи. В 1910 году он смог поступить в престижную Высшую школу изобразительных искусств в Дрездене. Учителем Дикса стал известный в Германии начала ХХ века скульптор Рихард Гур, но молодой человек искал собственный уникальный стиль в духе актуального для того времени модернизма. Любопытно, что в эпоху нацизма консервативный Гур быстро освоился и сделал успешную карьеру, в то время как его ученик Дикс подвергся репрессиям.

«Автопортрет мишени», 1915 год. Отто Дикс перед отправкой на фронт
Источник: wikiart.org

Осенью 1914 года студент Отто Дикс, движимый патриотическими чувствами, записался добровольцем в артиллерию. Годом позже молодой человек попал на Западный фронт пулемётчиком и провёл там около трёх лет. В 1916 году Дикс участвовал в битве на Сомме и был награждён Железным крестом II степени, а в 1917 году пережил ужас печально известных боев во Фландрии. В конце 1917-начале 1918 года он недолгое время находился на Восточном фронте, после чего вернулся на запад и весной 1918 года участвовал в последнем генеральном наступлении германской армии. В августе 1918 года Дикс получил ранение, был отправлен в тыл, где и встретил перемирие, после чего официально демобилизовался в звании вице-фельдфебеля. В 60-е годы, будучи уже пожилым человеком, Дикс утверждал, что направился на войну, желая обрести своего рода экзистенциальный опыт:

«Я должен был пережить, каково это, когда кто-нибудь рядом со мной внезапно падает, сраженный наповал пулей. Я должен был пережить это лично. Я хотел этого. Я же вовсе не пацифист – или всё же пацифист? Возможно, я был любознательным. Я должен был увидеть всё сам. Я такой реалист, понимаете ли, что должен увидеть всё своими собственными глазами и убедиться в этом. Я должен был погрузиться во все ужасные, бездонные глубины лично».

Сразу же после окончания Первой мировой войны художник вернулся к учебе в Высшей школе изобразительных искусств. Несмотря на все экономические трудности и политическую нестабильность послевоенной Германии, он с головой погрузился в творчество и быстро стал одним из самых ярких представителей немецкой богемы. Дикс увлекался самыми передовыми художественными тенденциями своего времени (например, дадаизмом), начал выставляться за рубежом. В 1924 году тринадцать работ Дикса попали на первую выставку современного немецкого искусства в СССР.

«Как я выглядел, когда был солдатом», 1924 год. Рисунок Отто Дикса, созданный во время работы над циклом «Война»
Источник: deutsche-digitale-bibliothek.de

20-е годы общепризнанно считаются временем наивысшего расцвета творчества Отто Дикса – звезды немецкого экспрессионизма. Он приобрел множество знакомств, в том числе, среди влиятельных коллекционеров живописи, активно занимался не только творчеством, но и преподавательской работой. Его картины пользовались большим коммерческим успехом. Дикс жил на два дома, в Дрездене и Берлине (с 1925 года), посещал с выставками Италию, Францию, США и другие страны. В 1931 году Отто Дикс стал действительным членом престижнейшей Прусской академии искусств, что являлось символическим признанием его славы и высокого авторитета.

Все изменилось после прихода к власти нацистов. Уже в 1933–1934 годах Дикса заклеймили как представителя «дегенеративного искусства», более двухсот его работ были изъяты из музеев и коллекций, ряд картин нацистские функционеры уничтожили. Дикс покинул преподавательскую работу, переехал в усадьбу на границе Германии и Швейцарии, где жил уединенной незаметной жизнью, удалившись во «внутреннюю эмиграцию». Известно, что он пережил краткосрочный арест гестапо – к счастью, без серьезных последствий. В 1945 году уже немолодого художника мобилизовали в фольксштурм, он снова попал на фронт и ненадолго оказался во французском плену.

«Автопортрет военнопленного», 1947 год. Усталый и подавленный Дикс в 1945 году
Источник: wikiart.org

После Второй мировой войны Дикс умудрялся поддерживать дружественные отношения с обоими правительствами разделенной Германии. Он жил в ФРГ, но регулярно посещал ГДР, получал награды и почетные звания, проводил выставки как на Западе, так и на Востоке. Отто Дикс скончался от инфаркта в 1969 году. Ныне его работы представлены во многих престижных собраниях современного искусства по всему миру.

Ранние картины о войне

Отто Дикс пытался заниматься живописью во время Первой мировой войны, однако имел для этого мало времени и возможностей. Он делал зарисовки непосредственно на фронте, но эти эскизы и карандашные рисунки интересны, прежде всего, как материал для более зрелых работ, создававшихся в послевоенные годы.

В первые мирные годы Дикс активно изображал жертв войны – на какое-то время эта тема стала одной из главных в его творчестве. Изуродованные калеки оказались мрачной реальностью Первой мировой, когда медицина могла спасти людям жизнь, но была не в состоянии сохранить их тела. С одной стороны, физическое уродство само по себе привлекало эпатажного художника-модерниста. С другой – картины, запечатлевшие трагедию инвалидов, пытавшихся вернуться к мирной жизни, имели очевидный социальный и гуманистический подтекст. Достаточно сказать, что после 1933 года эти работы Дикса стали объектом яростного преследования со стороны нацистов как «клевета на героев войны».

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Заголовок4

«Игроки в скат», 1920 год
Источник: wikiart.org


«Пражская улица», 1921 год
Источник: wikiart.org


«Продавец спичек», 1921 год
Источник: wikiart.org


«Калеки», 1920 год. Картина, созданная на основе этого рисунка, была уничтожена нацистами в 30-е годы
Источник: moma.org

К сожалению, до наших дней не сохранилась картина «Окоп», созданная Диксом в 1923 году и считавшаяся современниками едва ли не лучшей его работой. Известно, что художник запечатлел на полотне ужасающую сцену в немецком окопе после артиллерийского обстрела. Картина вызвала восторг у ценителей искусства и вместе с тем подверглась яростным нападкам тех, кто считал её позорящей героев-фронтовиков. Прославленный американский критик и арт-менеджер, первый директор нью-йоркского Музея современного искусства Альфред Барр в 1931 году назвал эту работу «вероятно, самой известной картиной, созданной в послевоенной Европе». А бургомистр Кёльна и будущий канцлер ФРГ Конрад Аденауэр в 1925 году запретил выставлять «Окоп» в своём городе. Увы, в 30-е годы картина попала в руки нацистов и после показа на «Выставке дегенеративного искусства» бесследно исчезла.

Серия «Война»

В 1924 году Дикс создал серию из 51 офорта, получившую простое название «Война». По мастерству, эмоциональному накалу и шокирующей искренности она стоит в одном ряду с легендарным циклом Гойи «Бедствия войны». Однако если Гойя наблюдал ужасы взаимного ожесточения и ненависти эпохи наполеоновских войн со стороны, то пугающие офорты Дикса базировались на личном фронтовом опыте автора. Немецкий художник прошёл через ад и перенес на бумажные листы именно то, что видел своими собственными глазами. Историки искусства отмечают потрясающую точность Дикса в изображении реалий Западного фронта Первой мировой войны. Особенно впечатляет едва ли не болезненное внимание к самым кошмарным деталям, которые автор бесстрашно демонстрирует зрителю. «Оксфордский справочник по искусству ХХ века» характеризует цикл «Война» так:

«Пожалуй, самый впечатляю щий, равно как и самый шокирующий антивоенный манифест в современном искусстве. Качество подлинной неопровержимой правды, правды самого вульгарного ежедневного опыта, равно как и уродливой реальности опыта психологического – вот что дало работе силу и убедительность, подобных которым не имел ни один современный художник».

Трудно отделаться от чувства, что работа над офортами серии «Война» стала для Дикса своеобразной арт-терапией, позволившей бывшему фронтовику показать миру то, что скрывалось в глубине его души. Незадолго до смерти автор вспоминал в одном из интервью:

«В молодости ты совсем не понимаешь, как сильно на тебя всё это повлияло. Но даже годы спустя, как минимум еще десять лет, я снова и снова видел одни и те же самые сны, в которых я должен пробираться через разрушенные дома, среди непроходимых руин…»

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Заголовок4

Заголовок5

Заголовок6

Заголовок7

Заголовок8

Заголовок9

Заголовок10

Заголовок11

Заголовок12

Заголовок13

Заголовок14

Заголовок15

Заголовок16

Заголовок17

Заголовок18

Заголовок19

Заголовок20


«Штурмовая группа в газовом облаке»


«Изрытое воронками поле у Донтриена во вспышках осветительных снарядов»


«Разрушенный окоп»


«Покойник в грязи»


«Фронтовик в Брюсселе»


«Отравленные газом. Тамлё-ла-Фос, август 1916 года»


«Труп лошади»


«Обед в окопе (высоты Лоретто)»


«Перекличка вернувшихся»


«Череп»


«Переноска раненого в лесу Отлуст»

Ви́льгельм Ге́нрих О́тто Дикс (1891 - 1969) - немецкий художник-экспрессионист и график, автор эмоционально напряженных, способных шокировать картин.

Биография Отто Дикса

Авангардист, в 1920-е годы был связан с дадаизмом и экспрессионизмом. Наряду с Георгом Гроссом Дикс был представителем так называемой «новой вещественности». Полотна Дикса отличают социальные и пацифистскиемотивы, мучительные духовные искания.

Отто Дикс является одним из основателей объединения художников под названием Дрезденский сецессион, появившегося в Дрездене в 1919 году.

В нацистской Германии Отто Дикс был отнесен к представителям т.н. «дегенеративного искусства». Уехал в деревню, где тайно писал пейзажи.

В последние месяцы Второй мировой войны Отто Дикс был призван в фольксштурм.

В конце войны он был взят в плен французскими войсками; в феврале 1946 года он был освобождён.

Отто Дикс жил в годы, когда Германия представляла собой два государства: ФРГ (Федеративную Республику Германия) и ГДР (Германскую Демократическую Республику). Как в ФРГ, так и в ГДР к художнику относились с большим уважением. Хотя он жил преимущественно в ФРГ, но в ГДР бывал неоднократно, а в Дрездене у него была мастерская по адресу Кессельсдорфер-Штрассе 11.

Творчество художника

Учился в дрезденской (1910-22; преподавал там же в 1927-33) и дюссельдорфской (1922-25) АХ, был членом ряда прогрессивных объединений. Несправедливость буржуазного общества пробуждала в Диксе чувство неистового гнева, глубокого беспокойства и потрясения. В 20-х гг. идущие отэкспрессионизма, дадаизма, «новой вещественности» гротескная фантастика, жёсткая точность деталей и беспощадность характеристик соединяются в произведениях Дикса с трагическую изломанностью форм и образов, придающих им острый социально-критический пафос («Мать с ребёнком», 1921,триптих «Война», 1929-30, — все в Картинной галерее, Дрезден).

Преследовался при фашистском режиме. В 30-х гг. Дикс широко использовал символику, сюжеты и стилистические приёмы немецкой и нидерландской живописи XV-XVI вв., а со второй половины 40-х гг. частично вернулся к традициям экспрессионизма, работал в свободной живописной манере. Духом непримиримого протеста проникнуты антивоенные произведения Дикса, впитавшие в себя страшный опыт обеих мировых войн, участником которых он был (антифашистские аллегории «Се человек», 1949, и др.; фреска «Война и мир», 1960, ратуша в Зингене). Дикс — мастер островыразительного, подчас резкого по характеристике портрета («Марианна Фогельзанг», 1931, Национальная галерея, Берлин).

Интересные факты из жизни художника Дикса

  • Предисловие к одному из изданий цикла написал писатель-коммунист Анри Барбюс.
    В статье были такие слова:

«Тот, кто извлек из своего мозга и сердца эти картины ужаса, которые он нам сейчас показывает, опустился до дна в глубочайшую пропасть войны. Подлинно большой немецкий художник, наш братский друг, Отто Дикс создает здесь в ярких вспышках молнии апокалипсический ад войны… «

  • В 1923 году художнику было предъявлено обвинение в порнографии, и только вмешательство президента Берлинской академии искусств Макса Либермана спасло его от суда.
  • «Семь смертных грехов » (1933 г., Кунстхалле, Карлсруэ) — это картина-аллегория на библейскую тему, в которой в символических образах Дикс раскрывает истинное лицо надвигающегося фашизма. Карлик с бегающими глазами и маленькими черными усиками, поразительно похожий на фюрера, въезжает верхом на страшной старухе Смерти, а за ним надвигаются на человечество Зло, Голод и Война.

  • Его могила находится в Hemmenhofen.
  • «Я стану либо известным, либо печально известным «, — однажды сказал еще молодой Отто Дикс. Он стал и тем и другим.Сегодня творчество Отто Дикса признается во всем мире. К Отто Диксу пришло настоящее мировое признание, правда, уже посмертное. После войны о нем практически забыли. Такова была судьба этого художника: одно десятилетие успеха и славы и долгие годы