Писатели лауреаты литературных премий года. Горьковская литературная премия

Никакая серьезная литературная премия не может угадать, кто из писателей сделается «классиком», отличить высший сорт от первого, но она может отфильтровать «мусор». То, что она вводит в круг читательского внимания пять-семь имен писателей, создающих доброкачественную литературу, - это уже очень много. Главные литературные премии России - это «Большая книга», «Русский Буккер», «Национальный бестселлер».

Институт литературных премий в РФ достаточно развит. Премии за лучшие литературные произведения вручали еще в царской России, в середине XIX века, но они были общими и для писателей, и для ученых. Позже, в конце XIX века, Петербургская Академия наук учредила специальную литературную премию, а уже в СССР перед Великой Отечественной войной была учреждена Сталинская премия по литературе. Если брать общее число литературных премий в России, то их можно насчитать несколько сотен. Многие не только крупные, но и небольшие провинциальные города имеют свои литературные премии, что говорит о высоком уровне их культуры. Цель российских литературных премий - это повышение социальной значимости русской литературы, привлечение к ней внимания.

ПРЕМИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ БЕСТСЕЛЛЕР»

Премия за прозаическое произведение, обладающее потенциалом «интеллектуального бестселлера», учреждена в 2001 году. «Национальный бестселлер» – одна из трёх крупнейших российских литературных премий и единственная, вручающаяся в Петербурге. Её основали литературный критик Виктор Топоров (ныне покойный) и издатель Константин Тублин. Конкурс регулярно испытывает проблемы с финансированием, однако в 2016 году поддержать «Нацбест» решился Союз охраны психического здоровья.

В 2016 году денежная часть премии составила 750 000 рублей, которые делились в пропорции 9:1 со своим номинатором. Финалисты премии получили по 60 000 рублей. В этом году длинный список премии был несколько короче, чем обычно. Обычно это чуть больше пятидесяти книг, в этом году было сорок четыре.

Короткий список премии 2016 года

Впервые в него вошли не шесть, а лишь пять книг. Короткий список, по мнению жюри, получился неожиданным и обескураживающим. Единственная позиция в списке, которая ни у кого не вызывала сомнений, это Леонид Юзефович с документальной книгой «Зимняя дорога» (12 баллов). Её успех был вполне предсказуем.

С триумфальными девятью баллами в Короткий список вошел малоизвестный писатель из Казахстана Эльдар Саттаров, чей роман «Транзит Сайгон - Алматы» об истории Вьетнама 1930-1990 гг. вызвал нешуточные споры между членами Большого жюри. 8 баллов получила Аглая Топорова с книгой «Украина трех революций». С семью баллами вошла в список Мария Галина с книгой «Автохтоны».

Самый загадочный писатель - Михаил Однобибл с рукописью романа «Очередь» (5 баллов), представляющего собой кафкианскую фантазию на позднесоветском материале.

Номинант на «Нацбест» родился в восточногерманском Лейпциге в начале 1960-х годов, в трёхлетнем возрасте переехал в СССР. Рос в Набережных Челнах, которые возненавидел за однообразную архитектуру. Служил в Афганистане – водителем на ремонтной базе. Закончил мастерскую прозы Александра Рекемчука в Литинституте имени Горького, но по писательской дорожке не пошёл. Жизнь занесла Однобибла сначала в Козельск, а затем на Западный Кавказ, где он работал на высокогорной станции природного заповедника – записывал измерения, следил за аппаратурой. Именно опыт единения с природой, считает писатель, подтолкнул создать номинированный на «Нацбест» роман «Очередь». Его главный герой, сезонный рабочий-учётчик, впервые попадает из сельской местности в город в 1980-е годы. Дальше разворачивается почти кафкианская фантазия: большая часть жителей населённого пункта проводит свою жизнь, стоя в бесконечной очереди.

Сейчас Однобибл живёт в Сочи и, по его словам, трудится садовником в санатории.

Победителем премии «Национальный бестселлер» в 2016 году стал Леонид Юзефович с книгой «Зимняя дорога».

Над «Зимней дорогой» писатель работал всё это время и даже дольше. Двадцать лет назад историк по образованию, он обнаружил в архиве дневник белого генерала Анатолия Пепеляева, поднявшего восстание против большевистской власти в Якутске. С тех пор велось исследование, которое включило в себя множество других бумаг. Но из документальной фактуры, за что и ценят Юзефовича, выросло настоящее художественное произведение – с красивым конфликтом, любовной драмой и сложными этическими метаниями персонажей.

ПРЕМИЯ «РУССКИЙ БУКЕР»

«Русский Букер» (в 1999-2001 «Букер - Smirnoff», с 2002 по 2005 «Букер - Открытая Россия») - литературная премия за лучший роман на русском языке, впервые опубликованный в минувшем году. Вручается с 1992 года.

В 2016 году для участия в конкурсе премии «Русский Букер» номинировано 73 произведения, допущено – 71. В процессе номинации приняли участие 36 издательств, 6 журналов, 5 университетов и 10 библиотек. «Длинный список» романов, допущенных к конкурсу, определялся жюри после ознакомления со всеми номинированными на премию произведениями. С 2008 года «длинный список» ограничен – он может включать не более 24 романов.

Короткий список премии 2016

  • Петр Алешковский «Крепость»
  • Сухбат Афлатуни «Поклонение волхвов»
  • Сергей Лебедев «Люди августа»
  • Александр Мелихов «И нет им воздаяния»
  • Борис Минаев «Мягкая ткань: Батист. Сукно»
  • Леонид Юзефович «Зимняя дорога»
  • Петр Алешковский «Крепость»

Пётр Маркович Алешковский - русский писатель, историк, радиоведущий, телеведущий, журналист. Он создал роман «Крепость» о честном и принципиальном до безрассудства археологе Иване Мальцове. Он ведет раскопки в старинном русском городке, пишет книгу о Золотой Орде и сам - подобно монгольскому воину из его снов-видений - бросается на спасение древней Крепости, которой грозит уничтожение от рук местных нуворишей и столичных чиновников.

Евгений Абдуллаев (псевдоним - Сухбат Афлатуни) - поэт, прозаик, переводчик, критик, эссеист. Роман «Поклонение волхвов» известного прозаика и поэта Евгения Викторовича Абдуллаева, пишущего под псевдонимом Сухбат Афлатуни, охватывает огромный период в истории России: от середины XIX века до наших дней и рассказывает историю семьи Триярских, родоначальник которой - молодой архитектор прогрессивных взглядов Николай - был близок к революционному кружку Петрашевского и тайному обществу «волхвов», но подвергся гонениям со стороны правящего императора.

Сергей Сергеевич Лебедев - русский прозаик. С четырнадцати лет восемь сезонов проработал в геологических экспедициях на севере России и в Казахстане. С 2002 года - журналист газеты «Первое сентября». Роман «Люди августа» был опубликован в Германии осенью 2015 года (издательство Fischer) и в 2016 году в России (издательство «Альпина Паблишер»).

1991 год. Август. В эти дни обычный советский подросток получает необычный подарок – втайне написанную бабушкой историю семьи. Эта история дважды поразит его. В первый раз – когда он осознает, сколького он не знал. А второй раз – когда поймет, что рассказано – не все, что мемуары – лишь способ спрятать среди множества фактов отсутствие одного звена: кем был его дед, отец отца, человек, ни разу не упомянутый, «вычеркнутый» из текста. Попытка разгадать эту тайну станет судьбой.

Александр Мотелевич Мелихов (настоящая фамилия Мейлахс) - известный русский писатель и публицист. Трилогия Александра Мелихова «И нет им воздаяния» писалась долго. Первая ее часть – «Исповедь еврея» - была опубликована в 1994 году в журнале «Новый мир». Вторая часть впервые увидела свет лишь в 2011 в книге «Тень отца». Семейную сагу автор завершил романом «Изгнание из памяти».

Борис Дорианович Минаев - советский и российский журналист, писатель. Главный редактор журнала «Медведь». Дилогия. Первая книга - «Батист» - образ «мягкой ткани», из волокон которой сплетена и человеческая жизнь, и всемирная история - это и любовь, и предательство, и вечные иллюзии, и жажда жизни, и неотвратимость смерти. Герои романа – обычные люди дореволюционной, николаевской России, которые попадают в западню исторической катастрофы, но остаются людьми…

Во второй части дилогии «Мягкая ткань» - знакомые по роману «Батист» доктор Весленский, братья Каневские и сестры Штейн, революционные солдаты и вожаки крестьянских армий, следователи НКВД и поэты, дантисты и армейские пекари – все они образуют «мягкую ткань» жизни, которую пытаются рвать на части войны и революции.

Леонид Юзефович – историк, писатель. В новой книге Леонида Юзефовича «Зимняя дорога» рассказывается о малоизвестном эпизоде Гражданской войны в России - походе Сибирской добровольческой дружины из Владивостока в Якутию в 1922 - 1923 годах.

Лауреатом 25-го "Русского Букера" стал Петр Алешковский за роман "Крепость"

"Я работал над романом шесть лет. Назвал свою работу так, потому что сейчас самое главное - сохранить внутреннюю крепость, не сдаваться дешевым веяниям, которые на нас обрушиваются - бескультурью, желанию наживы, нежеланию исследовать прошлое, созданию мифов и поддержанию мифотворчества", - сказал Алешковский на церемонии.

ПРЕМИЯ «БОЛЬШАЯ КНИГА»

Российская Национальная литературная премия Большая книга - одна из пятерки самых престижных российских премий по литературе и самая крупная в денежном эквиваленте. Вручается ежегодно автору лучшего прозаического произведения (романа, сборника повестей или рассказов, мемуаров или документалистики), способного внести вклад в художественную культуру России. Ограничений по возрасту, гражданству и месту жительства нет. Денежное содержание следующее: 1-я премия - 3 млн. руб.; 2-я премия - 1,5 млн. руб.; 3-я премия - 1 млн. руб.

На получение "Большой книги" в 2016 году претендовали авторы 252 книг и рукописей из многих регионов России, а также 12 стран мира. Длинный список состоял из 37 авторов, а короткий из 11. Кроме уже известных авторов и произведений Петра Алешковского «Крепость», Марии Галиной с романом «Автохтоны», Леонида Юзефовича «Зимняя дорога» вошли Евгений Водолазкин с романом «Авиатор». Герой его романа - человек в состоянии амнезии: очнувшись однажды на больничной койке, он понимает, что не знает про себя ровным счётом ничего - ни своего имени, ни кто он такой, ни где находится. В надежде восстановить историю своей жизни, он начинает записывать посетившие его воспоминания, отрывочные и хаотичные. Владимир Динец с книгой «Песни драконов». Эта книга – тройное путешествие. Физическое – экстремальный вояж по экзотическим уголкам планеты, сквозь чудеса природы и опасные повороты судьбы. Академическое – экскурсия в неведомый, сложный, полный сюрпризов мир крокодиловых. Алексей Иванов с романом «Ненастье». Действие книги происходит в 2008 году. В центре сюжета - сорокадвухлетний Герман по прозвищу Немец, в прошлом ветеран войны в Афганистане. Главный герой в одиночку устраивает дерзкое ограбление спецфургона, который перевозит деньги большого торгового центра.

Сборник Александра Иличевского «Справа налево» посвящен запахам чужих стран (Армения и Латинская Америка, Каталония и США, Израиль и Германия), вкусам путешествий, слуховому восприятию литературы и музыки (от Моцарта до Rolling Stones), всему увиденному, что навсегда осталось и отпечаталось в «шестом чувстве» - памяти.

Книга Анны Матвеевой «Завидное чувство Веры Стениной» рассказывает об истории женской дружбы-вражды.

Роман Сергея Солоуха «Рассказы о животных» повествует о жизни пятидесятилетнего коммивояжера, а ранее вузовского преподавателя, кандидата технических наук Игоря с «самой неподходящей для Западной Сибири» (а именно там происходит действие) фамилией – Валенок. Книга строится на сочетании двух временных линий: прошлого и настоящего – воспоминаний Игоря и ситуации «здесь и сейчас».

Людмила Улицкая «Лестница Якова». Это семейная хроника шести поколений семьи Осецких, рожденная писательницей из собственного прошлого, многолетней личной переписки бабушки и деда, из страхов «молчащего поколения» родителей и кропотливой работы.

Саша Филипенко. Роман «Травля». Саше Филипенко удалось упаковать в небольшую книжку полноформатный остросюжетный роман. Герои книги - его ровесники и современники. Музыканты, футболисты, журналисты, политтехнологи… Им не повезло с эпохой. Они остро ощущают убегающую молодость, может быть, поэтому их диалоги так отрывочны и закодированы, а их любовь не предполагает продолжения.

Леонид Юзефович «Зимняя дорога» Роман Леонида Юзефовича рассказывает о малоизвестном эпизоде Гражданской войны в России - походе Сибирской добровольческой дружины из Владивостока в Якутию в 1922-1923 годах. Книга основана на архивных источниках, которые автор собирал много лет, но написана в форме документального романа.

Победителем национальной литературной премии «Большая книга» стал Леонид Юзефович
с романом «Зимняя дорога».

Второе место жюри присудило Евгению Водолазкину за роман «Авиатор».

Третье место – Людмиле Улицкой за роман «Лестница Якова».

Я рассказала только о трех премиях, о них чаще говорят, и они определяют новые тенденции в литературном процессе. Читайте, друзья мои. Книги определяют наше сознание.

Кутузова О.А., заведующая сектором Николаевской районной библиотеки

Литературные премии России вручаются за достижения в области литературы с целью поощрения литераторов, признания их заслуг и влияния, которое они оказывают на развитие литературы в целом или её отдельных направлений. Основная цель премий – выделить из множества литературных произведений действительно неповторимое и выдающееся творение.

В последнее время в России появляются все новые и новые литературные премии. Помимо известных государственных премий учреждаются негосударственные, муниципальные, премии местных администраций, общественных фондов, союзов писателей, литературно-художественных журналов, клубов любителей литературы, литературных фестивалей, книжных ярмарок, частных лиц.

Вашему вниманию будет представлены наиболее престижные российские премии в области литературы.

Премия Правительства Российской Федерации в области литературы и искусства

Согласно постановлению Правительства РФ от 19 января 2005 года, премия присуждается деятелям и работникам культуры за наиболее талантливые, отличающиеся новизной и оригинальностью произведения литературы и искусства, получившее общественное признание и являющиеся значительным вкладом в культуру России.

Премией Правительства РФ в прошедшем году отмечен роман «Ненастье» А. Иванова. Книга повествует, пожалуй, о самой больной теме в недавней истории нашей страны – о переломе в жизни общества и каждого из нас, о периоде, начавшемся с афганской войны. Но эта история не только о лихих девяностых, а прежде всего, как и полагается большому и сильному произведению искусства, эта книга - о людях: лихих и тихих, преступниках и законопослушных, бессовестных рвачах и благородных разбойниках. Но в душе каждого из них живёт ненастье: «хмарь на душе, которая горит» и ведёт к бесконечному несчастью. Все герои романа носят ненастье в себе. Для одних –  это война, намертво засевшая в душах: поэтому они продолжают воевать и «на гражданке». Для других - бесконечные попытки выжить в эпоху перемен, ради чего они идут на подлости и предательства. А для кого-то - растоптанные мечты и отсутствие выхода из постоянного ненастья на душе.

Роман дает удивительное ощущение полноты жизни и, что немаловажно, не вызывает ощущения безысходности, несмотря ни на что.
«Ненастье» - яркая, сильная и трогательная история, в которой органично уживаются энергичная маскулинность и тонкие чувства, ударный экшен и философия. Алексей Иванов создал очень необычный роман и в своём неповторимом стиле рассказал, какое несчастье может нести ненастье в душе.» (Г. Ноговицын).

Среди лауреатов премии – известный литературовед Игорь Волгин. Его книга «Персональные данные» – явление почти уникальное для нашей поэзии. Сборник был высоко оценен такими известными поэтами, как Евгений Евтушенко, Евгений Рейн, Бахыт Кенжеев, Алексей Цветков и многими другими совсем не последними ценителями поэзии.

Новая книга отражает три этапа творческой жизни и включает раздел «Из ранних тетрадей» (стихи 60-х годов), раздел «Разные годы» (когда Игорь Волгин из «публичной» поэзии уходит, но продолжает - для себя - писать стихи) и раздел «Поздние стихи».
«Из ранних тетрадей» составлен из стихов, написанных И. Волгиным в «донаучный» период, совсем еще юным человеком в шестидесятые годы прошлого века. Эти стихи в свое время вызвали восторг Павла Антокольского, рекомендовавшего Волгина к первой публикации в «Литературной газете». Свои ранние произведения автор в предисловии называет «наивными».

Воспряну ото сна,
откину одеяло.
Окончилась война,
а мне и дела мало!
Стихи Игоря Волгина - не рассказ о каких-то исторических событиях, но в них - самых разных, даже в любовной лирике - всегда присутствует чувство истории.
Не разжигается уголь древесный -
падает с неба дождик отвесный,
гасит костёр, заливает мангал,
жить нам мешает, как римлянам галл.
«Волгин всегда был по-пушкински прозрачен, ясен в изложении, независим от временной моды, своеобразен в отражении эпохи. А главное, ... обладал всей палитрой русского языка – от сумароковского и державинского до современного ему. Что и сформировало ни на кого не похожий стиль.» (Е. Бершин).
Свое возвращение в поэзию Волгин начинает с декларации:
Не хочу я больше быть учёным -
это званье мне не по плечу.
Ни о чём бесплотно-отвлечённом
толковать ни с кем я не хочу.
Пронзительность в его стихах достигается просто и буднично.
Они ушли в две тысячи втором.
А я живу. И ничего такого.
И мир не рухнул. И не грянул гром –
лишь Сколковом назвали Востряково.
В иронических стихах он не пересмешник, а почти философ. «Такой иронический философ-достоевсковед».
«Евгений Евтушенко прав: Игорь Волгин – один из лучших представителей шестидесятников. Я бы добавил, что и сегодня – он один из лучших. А то, что он вернулся к стихам через сорок лет не только без потери качества, а намного улучшенным – форменное чудо. Это уникальный случай.» (Е. Бершин).

Премией правительства РФ за 2016 год отмечен роман «Обитель» З. Прилепина. «Обитель», по мнению критиков, на сегодня одно из самых значительных произведений русского двадцать первого века. Писатель «влез» в историю Соловецкого монастыря, желая написать поначалу небольшую новеллу, сценарий, в результате возник роман на 750 страниц. Эта книга, если верить прилепинской легенде, с легкой руки Д. Быкова стала «последним аккордом Серебряного века».

Чем была для России ХХ века Соловецкая обитель? Это обитель зла? Или же обитель преображения? Это узилище или уникальная лаборатория по переделке человека? И что за власть царила на этом диковинном острове в двадцатые годы? Максим Горький постарался возвысить этот лагерь, воспел его. Александр Солженицын заклеймил его, особо не разбираясь в деталях. По его мнению, из Соловков вырос весь ГУЛАГ. Так ли это?
Спустя почти сто лет писатель Захар Прилепин попытался художественно, через образную систему восприятия мира, рассказать не просто о Соловецкой обители, а на примере жизни СЛОНа (Соловецкого лагеря особого назначения), обо всем русском ХХ веке, о русском человеке. Он взялся решить почти невозможную задачу – свести вместе добро и зло. Автор искренне стремился понять, что же происходило в двадцатые годы на этом чудо-острове?
Лагеря 20-х годов - это такой «последний исход» Серебряного века. Туда попадали люди из элитарных артистических салонов, поэты, духовенство и в то же время блатные из одесской мифологии, актеры. Получилось такое странное варево. Там и начальники лагерей назначались из уникальных людей.
Как и положено большому роману, он вбирает в себя все: любовную драму и плутовской роман, документальную хронику и остросюжетный детектив, босхианскую метафоричность и набоковскую чувственную выразительность. Из этой мешанины, из этого соловецкого варева и впрямь вырастает загадочный образ России. Роман никого не оправдывает и не судит, Прилепин только показывает, как легко могут сочетаться в одной душе, на одном клочке земли ад и рай, любовь и смерть, вой и песня, бред и прозрение.
«Человек темен и страшен, но мир человечен и тепел» – этими словами заканчивает Прилепин свою книгу. Обитель – это, конечно же, не только монастырь, «но и душа человеческая, которую здесь, как чернику, легко могут смять пальцами».

Русский Букер

Одна из самых престижных литературных премий современной России – «Русский Букер» – основана в 1991 году.

Она вручается за лучший современный роман прошедшего года.

В 2016 году премию получил роман «Крепость» П. Алешковского. Это произведение – исторический эпос и высокая трагедия. В нем слой за слоем вскрывается наше время. Это роман о судьбах людей и их выборе. О том, как человеку с принципами и чувством собственного достоинства очень сложно жить, когда вокруг предательство, лесть и деньги, ради которых люди забывают о человечности, о ценностях и своих корнях. Параллельно на страницах «Крепости» оживают события времён монгольских завоеваний и междоусобных войн. Сражения, тяжелые переходы по степям и пустыням, обретение учителей и соратников, предательства и месть погружает нас в совершенно другую эпоху. Культурные особенности, кодекс чести, этнографические описания – завораживают.

В книге много драматических историй и колоритных персонажей, захватывающее изображение археологической работы, философский спор о свободе, классический для отечественного повествования нравственный конфликт между совестью и наживой. А еще страсть, ревность, измены, месть, пожар и виртуозные картины природы.

Национальный бестселлер

Литературная премия «Национальный бестселлер» учреждена в 2000 году в Санкт-Петербурге и по праву считается сегодня одним из самых живых и игровых литературных состязаний. Учредителем Премии выступает фонд «Национальный бестселлер». По мнению ее устроителей, произведение победителя должно стать событием национального масштаба, бестселлером, то есть самым покупаемым и читаемым. В 2016 году таким произведением стало «Зимняя дорога» Л. Юзефовича.

Роман «Зимняя дорога» посвящен походу Сибирской добровольческой дружины из Владивостока в Якутию в 1922-1923 годах. Книга основана на архивных источниках, автор собирал материал для неё около двадцати лет. Л. Юзефович попытался взглянуть на Гражданскую войну как на национальную трагедию. Отчаянная жестокость противостояния и «дыхание космоса в застывшей тишине якутской зимней ночи», ставят человека в ситуацию, когда он оказывается один на один с собой и с окружающим миром. Поэтому «документальный роман» – возможно, единственный жанр, в котором эта ситуация может быть рассмотрена с максимальной достоверностью.

События в произведении предстают перед читателем не как застывшее полотно о прошлом, а как часть жизни тех, кто был их участником. Леонид Юзефович написал роман не о противостоянии белых и красных, а о доблести, мужестве, отчаянии и вере. «Трагичность Гражданской войны, когда прекрасные люди, которые в другое время могли быть друзьями, оказываются по разные стороны баррикад. Я просто хотел рассказать о двух благородных людях, имевших несчастье жить в такие времена, когда благородство не в чести.» (Л. Юзефович).

Большая книга

Национальная литературная премия «Большая книга» учреждена с целью поиска и поощрения авторов литературных произведений, способных внести существенный вклад в художественную культуру России, повысить социальную значимость современной русской литературы, привлечь к ней читательское и общественное внимание.

Премия присуждается ежегодно, начиная с 2005 г., за произведения, написанные на русском языке, и авторские переводы произведений, первоначально написанных на других языках.

Первую премию получил роман "Зимняя дорога" Л. Юзефовича.

Второй премией отмечена книга Е. Водолазкина «Авиатор». Роман «Авиатор» - это прежде всего роман о чувстве истории, о ее ускользающих атрибутах и принципиальной невозможности законсервировать и сохранить прошлое. В центре романа – начинающий художник, петербуржец из интеллигентной семьи Иннокентий Платонов. В 1932 году он попадает на Соловки по обвинению в убийстве и, доведенный до края, подвергается эксперименту – заморозке в жидком азоте. «Воскрешен» Иннокентий в Петербурге в 1999 году благодаря новейшим достижениям науки, он мало что о себе помнит и не представляет, что происходит вокруг. «Мой герой восстанавливает историю, но не ту, что состоит из могучих событий-переворотов, войн. Речь идет о том, что сопровождает "большую" историю, но исчезает безвозвратно.» (Е.Водолазкин).

Все критики, кто уже анализировал роман, отметили в качестве основной его темы вопрос преступления и неминуемого наказания. Однако в христианском контексте имеет смысл говорить не о преступлении и наказании, а о грехе, его понимании, преодолении и искуплении.
Критик Галина Юзефович признается, что хоть и не сразу вчиталась в текст, но в итоге оказалась заворожена его интеллектуальной магией и возможностью разбирать роман, как замысловатую китайскую шкатулку.

Третью премию «Большой книги» получил роман «Лестница Якова» Л. Улицкой. Эта книга вместила в себя целый век: от начала двадцатого до наших дней. Автор мастерски погружает читателей в нашу общую историю, заставляя задаваться сложными вопросами и пытаться ответить на них хотя бы самому себе. Очень необычный роман. Это такая оригинальная семейная сага, где личный архив автора сыграл не последнюю роль. Пять поколений, два континента, четыре войны, не считая «холодную», три смены власти – но все это само по себе как будто неважно. Мировая история интересует Улицкую лишь в той степени, в какой она коснулась семьи. Главная роль в повествовании отведена женщине – просто потому, что именно она приводит в мир новую жизнь, а продолжение жизни – ключевая тема романа. Жизнь продолжается, лестница продолжает куда-то вести, только возникает вопрос – куда, в чем смысл истории и человеческой жизни? Улицкая не дает ответа. Возможно, потому, что во сне патриарха Иакова лестница – это не только путь, но и связь земли и неба, человека и Бога, личности с чем-то, что ее превосходит; в контексте книги это еще и связь с природой, культурой, связь поколений и памяти. Светлая история о памяти завершается осознанием факта, что есть утраты, восполнить которые невозможно. Символической лестницей в заглавии романа автор хочет привести читателя к восстановлению памяти и единства поколений.

Литературная премия «Ясная Поляна»

Литературная премия «Ясная Поляна» – ежегодная общероссийская премия, учрежденная в 2003 г. Музеем-усадьбой Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» и компанией Samsung Electronics.

Она поддерживает традиции классической литературы, вспоминая авторов выдающихся произведений XX века, и отслеживает актуальные тенденции современной русской литературы, отмечая талантливых авторов. Эти две линии позволяют премии сохранять внутреннюю гармонию и взвешенность.

Премия вручается за лучшее художественное произведение традиционной формы в трех номинациях: «Современная классика», «XXI век», «Детство. Отрочество. Юность».

В 2015 году была введена номинация «Иностранная литература», премия вручается как автору, так и переводчику.

Современная классика

В этой номинации была отмечена премией повесть В. Маканина «Где сходилось небо с холмами». Это маленький шедевр периода восьмидесятых.
В ней автор размышляет о судьбе народа и человека в изменяющейся действительности. В центре повести – жизнь Аварийного поселка и судьба его выходца – композитора Георгия Башилова. Поселок и вырастил его без отца и без матери, и в музыку определил, и стал той почвой, которой питалось его творчество. Поселковые напевы и мотивы, благодаря профессиональной обработке Башилова, превращались в шедевры музыкального мира. Но он отчуждал песенную стихию от ее естественной среды обитания, и в поселке перестали петь старинные песни, корнями, уходящие в прошлое и несшие отпечаток накопленной поколениями культуры. В. Маканин говорит в повести о разрушении народной культуры и об оскудении души самого народа. Автор показывает, что человек не в состоянии противостоять неким объективным жизненным процессам (отчуждение от культуры) и поневоле становится их жертвой.

XXI век

В 2016 году лауреатом в номинации «XXI век» стал роман «С неба упали три яблока» Н. Абгарян. Представляя книгу, член жюри Алексей Варламов рассказал, что в книге много чудесного и, вместе с тем, обыденного. "Это локальная история, которая показывает человеческую жизнь с разных ракурсов. Наринэ рассказывает удивительную историю, миф, развернутый наоборот. Ее книга – это одно из таких яблок, которое должно всем достаться." (А. Варламов).

Роман разделен на три части, следуя побасенке о трех яблоках, упавших с неба. «Одно тому, кто видел, другое тому, кто рассказал, а третье тому, кто слушал и верил в добро». Книга написана на сказочный лад, а автор выступает в роли сказительницы. Оттого и герои вышли добрыми и великодушными. Это история одной маленькой деревни, затерянной высоко в горах, и ее немногочисленных обитателей, в каждом из которых таятся настоящие «сокровища духа». Там царит настоящая идиллия, здесь лечатся травами, дают прозвища родам, живут в дружбе и согласии, вдыхают ароматы чабреца и меда. Тем не менее, автор поднимает труднейшую для понимания проблему жизни и смерти, их неразрывной связанности. Это ещё живой трепетный рассказ о людях вообще.

«Книга удивительная по чувству. Всему в ней сопереживаешь, будто всё это происходило с тобой и все кругом твои родственники. На самом деле, все люди в мире друг другу родственники. Только эту простую истину сложно усвоить. Для этого, наверное, нужны жертвы – возможно, большие жертвы.» (А. Етоев).
Как многоцветный шелковый узор, сплетает Наринэ Абгарян в своей книге судьбы человеческие и истории целых семей, и иногда золотой нитью блеснет чудо, настоящее чудо.

Повесть А. Григоренко "Потерял слепой дуду" разделила премию в номинации «XXI век». Член жюри Владислав Отрошенко подчеркнул, что "повесть Григоренко обладает пронзительностью".
В своём последнем произведении автор рассказывает притчу. В центре повествования – жизнь вымирающей деревни и печальная история глухонемого Шурика на фоне распада советской империи, когда крах большого мира перекликается с печальной судьбой отдельного человека. Григоренко показывает трагичность одинокого человека, о котором все забывают, погружаясь в собственные нужды. Автор призывает не быть равнодушными, «пусть ближний подобен свинье, от него смердит и он забыл о человеческом достоинстве». Если не проявлять заботу о таких людях, к чему придёт общество в итоге? Истинный гуманизм взывает к справедливости для всех, в том числе и для тех, кто о ней не думает. Повесть полна грустной любви к заброшенному в мир человеку
«Такие тексты - лишенные сильных, исключительных героев, рассказывающие о слишком печальном и понятном многим, - пишутся вовсе не для того, чтобы стать бестселлерами. Никто не называет их шедеврами и не стремится продать. Их легко потерять и не услышать. Тем больше их ценность - как в той самой дуде, помогающей людям не растерять друг друга.» (Надежда Сергеева).

Детство. Отрочество. Юность

В номинации "Детство. Отрочество. Юность" лауреатом стал роман М. Нефедовой "Лесник и его нимфа". Это дебют автора в художественной литературе, однако первые главы романа она написала, когда ей было всего 15 лет. По ее словам, герои «пришли» к ней еще в юности и не оставляли в покое до завершения книги. Название отсылает к романтической и античной литературе, мифу. Этот роман – путешествие в мир московских хиппи восьмидесятых годов прошлого века и в мир юношеского одиночества. «Подростковый возраст можно сравнить с той эпохой, которую пережили Россия и Церковь в то время», – отметил главный редактор издательства «Никея» Владимир Лучанинов. Движения рокеров и хиппи в восьмидесятые были нераздельно связаны с поиском веры, обретением себя. Это история выбора между творчеством и любовью, в которой «всё становится другим, когда соприкасается со смертью».
«Лесник и его нимфа» – эта история из тех, что читаются на одном дыхании, хотя сюжет на основе любовного треугольника он – она – смертельная болезнь далеко не нов. Очень точно передана атмосфера предперестроечной эпохи с квартирниками в прокуренных коммуналках и зависаниями на крышах, когда нельзя было купить, можно было только достать ― и кассеты с записями The Beatles, и лекарства от смертельной болезни.
Роман заканчивается неопределенностью, дальше будут 90-е с их переворотами, свободой, искушениями и массовым приходом людей в Церковь.
Но главное, что делает книгу абсолютно универсальной, – тонко и точно переданное ощущение возраста, подростковых метаний и любви.
«Марина Нефедова, замечательный автор, написала для нас такую книжку, от которой больно. Красивую и острую книжку о тяжелом взрослении одинокой девочки... Это красивая книга о милосердии, которое само по себе целительно: для тех, кто в нем нуждается, и для тех, кто способен его излучать.» (Л. Улицкая).

84(2Рос=Рус)6

Нефедова М. Лесник и его нимфа: роман / М. Нефедова. - Москва: Никея, 2016. - 256 с.

Иностранная литература

В 2016 году в номинации «Иностранная литература» премию получила книга О. Памука «Мои странные мысли». Название романа взято из стихотворения английского поэта-романтика Уильяма Вордсворта "Прелюдия" (Strangeness in my mind"). В своём новом произведении «Мои странные мысли» О Памук сделал свой родной город Стамбул не просто значимым и любимым фоном, а главным героем. Душа города воплощена в персонаже Мевлюте, старомодном неудачнике, упрямом уличном торговце, который в течение почти полувека бродит по улицам, улочкам, паркам и кладбищам. Мевлют считает, что «человек создан для того, чтобы быть счастливым, честным и открытым», а потому всегда поступает «неправильно», против выгоды, против собственных «шкурных» интересов, сообразуясь лишь с совестью. Перед читателем разворачивается весь жизненный путь Мевлюта – учёба, армия, влюблённость, женитьба и семейное счастье, потеря жены, расставание со взрослыми дочерями, одиночество и снова женитьба. Но всё это лишь внешние обстоятельства, обрамляющие беспокойную, огромную внутреннюю жизнь Мевлюта, связанную с улицами Стамбула и с торговлей бузой.
«Я не ставил перед собой задачу познакомить мир со Стамбулом. Я хотел описать перемены, которые произошли в моем городе за последние 40 лет... Я... хотел передать внутренний мир человека, который живет в эпоху глобальных перемен, одновременно пытаясь как-то свести концы с концами.» (О. Памук).
Это невероятно тонко сплетённый роман, который надо читать спокойно, медленно, смакуя каждую деталь.

На нашей выставки представлены далеко не все достойные произведения, более подробно с лауреатами литературных премий вы сможете познакомиться в ежегодных библиографических справочниках «Литературные премии и награды».

Зав. отделом абонемента Е. Климова

Владимир Маканин стал лауреатом в номинации «Современная классика» за книгу «Где сходилось небо с холмами», получив денежную премию в размере 1 500 000 рублей.

В номинации «XXI век» впервые за всю историю премии жюри выбрало двух лауреатов: Наринэ Абгарян за повесть «С неба упали три яблока» и Александра Григоренко за повесть «Потерял слепой дуду». Лауреаты разделили денежную премию: каждый получил по 1 000 000 рублей.

Призовой фонд короткого списка этой номинации, составляющий 1 000 000 рублей, будет равномерно распределен между финалистами, не ставшими лауреатами в номинации «XXI век»:

  1. Афлатуни Сухбат «Поклонение волхвов». – М.: Рипол Классик, 2015
  2. Минаев Борис «Мягкая ткань». – М.: Время, 2016
  3. Эйснер Владимир «Гранатовый остров». – СПб: «Написано пером», 2015
  4. Юзефович Леонид «Зимняя дорога». – М.: Журнал «Октябрь», №4, 5, 6, 2015

Марина Нефедова стала лауреатом в номинации «Детство. Отрочество. Юность» за книгу «Лесник и его нимфа», получив денежную премию в размере 500 000 рублей.

Финалисты этой номинации разделили между собой 300 000 рублей:

  1. Москвина Марина, Говорова Юлия «Ты, главное, пиши о любви». – М.: Гаятри, 2016.
  2. Яковлева Юлия «Дети ворона». – М.: Самокат, 2016

Победителем номинации «Иностранная литература» , призванной выбрать самую значимую зарубежную книгу XXI века и отметить ее перевод на русский язык, стал Орхан Памук за книгу «Мои странные мысли», получивший премию в 1 000 000 рублей. Переводчик книги лауреата, Аполлинария Аврутина , стала обладателем премии в размере 200 000 рублей.

Длинный список номинации «Иностранная литература» можно считать путеводителем по мировой литературе

Эксперты номинации «Иностранная литература» – переводчики, издатели иностранной литературы, журналисты и литературные критики – предложили книги на иностранном языке, которые считают самыми важными, а члены жюри премии выбрали лауреата. Перечень книг, включенных в длинный список номинации «Иностранная литература», был объявлен в марте 2016 года.

Также был вручен специальный приз компании Samsung «Выбор читателей». Обладателем приза – поездки в Южную Корею на двоих – стала Наринэ Абгарян, автор повести «С неба упали три яблока», произведения из короткого спиcка номинации «XXI век», набравшего наибольшее количество голосов по результатам открытого читательского интернет-голосования на сервисе LiveLib.ru.

«За плечами литературной премии «Ясная Поляна» – четырнадцать лет. Замечательны лауреаты прежних лет: ни за одного не стыдно, – однако такого выбора, как в этом году, не было за всю историю премии. Все авторы достойны того, чтобы стать лауреатами, а длинный список номинации «Иностранная литература» можно считать путеводителем по мировой литературе и воспринимать как ориентир», – отметил Владимир Толстой, председатель жюри литературной премии «Ясная Поляна», советник Президента РФ по культуре.

«По-настоящему популярной премию делает не только мнение высокопрофессионального жюри. Я очень благодарна нашим партнерам – компании Samsung Electronics – за то, что уже второй год вручается специальный приз «Выбор читателей». В этом году мнение читателей совпало с мнением жюри. Пользователи сайта LiveLib.ru выбрали роман «С неба упали три яблока» Наринэ Абгарян», – пояснила Екатерина Толстая, директор музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна».

Премия присуждается писателям, произведения которых несут нравственные идеалы русской классической литературы

«Бывают такие книги, читая которые забываешь, что ты член жюри, не помнишь про короткие и длинные списки – вообще обо всем забываешь и просто благодаришь автора за то, что он ведет тебя в какой-то удивительный мир», – отметил Алексей Варламов, член жюри литературной премии «Ясная Поляна», прозаик, исследователь русской литературы ХХ века.

«Вот уже 14 лет премия «Ясная Поляна» отмечает работы талантливых перспективных авторов и настоящих классиков современности. Мы гордимся тем, что, поддерживая ее, из года в год способствуем развитию великих литературных традиций в контексте сегодняшней России. Кроме того, мы рады открывать читателям новые шедевры, которые, я уверен, по праву займут свое место в богатом культурном наследии нашей страны. Я поздравляю победителей и призеров 2016 года и желаю им новых творческих успехов», – прокомментировал Ким Ы Так, президент штаб-квартиры Samsung Electronics по странам СНГ.

О премии

Литературная премия «Ясная Поляна» была учреждена Музеем-усадьбой Л. Н. Толстого и компанией Samsung Electronics в 2003 году. Ежегодно премия присуждается писателям, произведения которых несут гуманистические и нравственные идеалы русской классической литературы. Жюри премии выбирает лучшие художественные произведения традиционной формы в категориях «Современная классика», «XXI век» и «Детство. Отрочество. Юность», а также в номинациях «Иностранная литература» и «Выбор читателей», введенных при поддержке Samsung в 2015 году. Лауреатами премии в различных номинациях в разное время становились Антон Уткин, Алексей Иванов, Захар Прилепин, Василий Голованов, Михаил Тарковский, Елена Катишонок, Евгений Водолазкин, Роман Сенчин, Фазиль Искандер, Валентин Распутин, Юрий Бондарев.

Совокупный размер премиального фонда составляет 7 миллионов рублей. На данный момент это самая крупная ежегодная литературная премия России.

Партнеры литературной премии «Ясная Поляна» – центральное государственное информационное агентство России ТАСС, рекомендательный сервис Livelib.ru, на площадке которого проводится интернет-голосование, а также федеральная сеть книжных магазинов «Читай-город».

Более подробная информация доступна на сайте премии.

«Лента.ру» выбрала 30 главных книг уходящего года. Среди них книги, которые принесли своим авторам победу в престижных литературных премиях. Книги, которые провоцировали громкие общественные дискуссии. И книги, которые прошли почти незамеченными, хотя достойны быть прочитанными широкой публикой. Из этих 30 книг каждый может выбрать себе чтение на зимние каникулы.

ЛАУРЕАТЫ ПРЕМИЙ

Премия «Большая книга»

Леонид Юзефович «Зимняя дорога» («Редакция Елены Шубиной»)

Первая премия «Большой книги», а несколькими месяцами ранее и премия «Национальный бестселлер» достались Леониду Юзефовичу за документальный роман о Гражданской войне в России, белом генерале Анатолии Пепеляеве и красном командире Иване Строде.

Евгений Водолазкин «Авиатор» («Редакция Елены Шубиной»)

Роман санкт-петербургского медиевиста Евгения Водолазкина о том, что такое быть замороженным на несколько десятилетий, а потом проснуться в другой стране, об истории и природе памяти удостоился второго приза «Большой книги».

Людмила Улицкая «Лестница Якова» («Редакция Елены Шубиной»)

Людмила Улицкая снова обещала романы не писать, а потом снова (к счастью) обещания не сдержала. Так появился документальный роман о российской истории ХХ века и столетии из жизни семьи Осецких (читай Улицких) - в основу книги легла подлинная история семьи самой Людмилы Евгеньевны и письма из ее семейного архива.

Премия «Русский Букер»

Петр Алешковский «Крепость» («Редакция Елены Шубиной»)

И снова исторический роман (их случилось необычайно много в 2016 году), действие которого происходит в современной России и древней Золотой Орде: археолог видит сны о монгольском воине. Роман написан в нарочито избыточном «барочном» стиле, к которому трудно привыкнуть, за который его много ругали (давно выбор жюри «Русского Букера» не обсуждался так горячо) и который внезапно осознается как достоинство при чтении текста вслух.

Премия «Просветитель»

Александр Панчин «Сумма биотехнологии» (изд-во Corpus)

В номинации «Естественные и точные науки» лауреатом стала книга о ГМО, клонировании, генетической диагностике, генной терапии и других биотехнологиях, которые общественное мнение традиционно демонизирует.

Сергей Кавтарадзе «Анатомия архитектуры» (Издательский дом ВШЭ)

В номинации «Гуманитарные науки» победила книга, на пальцах объясняющая тезис, что форма - это тоже содержание, на примере архитектуры. Ее главная ценность в том, что человеку, который не отличал дорическую колонну от ионической, после прочтения книги станет ясно, почему не все равно, какая именно колонна у конкретной постройки.

РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОЗА

Алексей Иванов «Тобол» («Редакция Елены Шубиной»)

Следить за творческими исканиями Алексея Иванова необычайно интересно: то он социальный, то историко-мифологический, то открещивается от художественной литературы и уходит в нон-фикшн, то делает вид, что он - не он и пишет под псевдонимом популярные романы. И вот новый книжный проект Иванова: «роман-пеплум» о Сибири времен Петра I. «Тобол» - его первая часть.

Сергей Кузнецов «Калейдоскоп» («Редакция Елены Шубиной»)

Название романа - его автометаописание. Англия, Франция, США, Китай, Россия, сотня героев - из них, как из фрагментов пазла, собирается картина ХХ века. Кому-то роман показался слишком публицистичным. Кому-то - очень толстовским (это комплимент). Но в любом случае это хороший выбор чтения на зимние каникулы.

ПЕРЕВОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОЗА

Джулиан Барнс «Шум времени» (перевод Е. Петровой, изд-во «Иностранка»)

Классик британской литературы Джулиан Барнс, с 16 лет влюбленный в музыку Шостаковича и примерно с этого же возраста изучавший русский язык, написал документальный роман о взаимодействии композитора с советской властью, а потом впервые со студенческих времен приехал в Россию. Выглядит и звучит это все как-то немного невероятно не только для читателей Барнса, но и для самого писателя.

Ханья Янагихара «Маленькая жизнь» (перевод А. Борисенко, А. Завозовой, В. Сонькина, изд-во «Corpus»)

Почти небывалый случай: высокая литература (а не условные «50 оттенков серого») взорвала интернет. Последние два месяца уходящего года в соцсетях на все лады хвалили и ругали роман американской писательницы, споря, о чем он: то ли о дружбе, то ли об однополой любви, то ли о детской травме, то ли о самоубийстве. Уже как минимум это означает, что стоит составить о нем собственное мнение.

Жозе Сарамаго «История осады Лиссабона» (перевод А. Богдановского, изд-во «Азбука»)

Корректор готовит к печати книгу по истории осады мавританского Лиссабона в ходе реконкисты XII века и в ключевом эпизоде намеренно вставляет лишнее отрицание. И вот уже не только мировая, но и личная история немолодого корректора начинает течь по другому руслу. Поначалу непростой для чтения, но очень нежный роман нобелевского лауреата о любви и закономерностях истории, фантастически переведенный с португальского Александром Богдановским.

Кадзуо Исигуро «Погребенный великан» (перевод М. Нуянзиной, изд-во «Эксмо»)

Исигуро - британский Достоевский. Читать его физически больно, потому что он всегда формулирует вопрос ровно так, как ты больше всего боялся и не хотел. И не важно, о чем он спрашивает: об исторической памяти, которая может привести к геноциду, или об историческом Альцгеймере, который превращает народ в стадо; о том, что такое настоящая любовь, терпит ли она измены и что важнее - знать или забыть. Но то, что это боль излечивающая, совершенно точно.

Орхан Памук «Мои странные мысли», «Рыжеволосая женщина» (перевод Аполлинарии Аврутиной, изд-во «Азбука»)

В этом году на русском языке вышли сразу два романа турецкого писателя, лауреата Нобелевской премии Орхана Памука. Абсолютно разные, но оба совершенно прекрасные. «Мои странные мысли» - о Стамбуле последних 50 лет, увиденном глазами уличного торговца. «Рыжеволосая женщина» - роман-притча о подростковой любви и власти рока.

Алессандро Барикко «Юная Невеста» (перевод А. Миролюбовой, изд-во «Азбука»)

Короткий, как большинство у Барикко, безупречно выписанный, как его же «Шелк», роман-притча о жизни, смерти и смысле бытия. Пересказывать бессмысленно - выйдет банальность. Читать обязательно, потому что это шедевр.

Джонатан Франзен «Безгрешность» (перевод Л. Мотылева и Л. Сумм, изд-во Corpus)

Своим романом «Поправки» Франзен, кажется, раз и навсегда приобрел статус номера один в американской литературе (в представлении русских читателей, по крайней мере). С тех пор ничего столь же прекрасного он не выпустил, но, помня о «Поправках», каждая его следующая книга заранее ожидается российской публикой как великая. «Безгрешность» не великий, но точно хорошо сделанный большой роман о жестокой прозрачности современного мира и вездесущности интернета.

В.Г. Зебальд «Кольца Сатурна: Английское паломничество» (перевод Э. Венгеровой, изд-во «Новое издательство»)

Роман (?), эссеистика (?), поток сознания (?), сюжет которого невозможно пересказать в двух словах (да и вообще невозможно), но от которого невозможно оторваться. Формально это роман-путешествие по графству Суррей, в действительности - роман-путешествие по некоему пространству мировой истории и памяти героя, в котором даже случайность строго закономерна.

Джонатан Коу «Номер 11» (перевод Е. Полецкой, изд-во «Фантом Пресс»)

Возвращение Коу-политического сатирика в литературу совпало в приездом Коу в Россию. Роман «Номер 11» не продолжение, но генетически связан с его же романом «Какое надувательство!». В нем много социальных неурядиц, уколов в адрес британского правительства, горького высмеивания телевидения и попыток сделать частную жизнь публичной. Наконец, одна из героинь - буквально одноногая темнокожая лесбиянка.

Ричард Бротиган «Уиллард и его кегельбанные призы. Извращенный детектив» (перевод А. Гузмана, издательский проект «Додо Пресс», «Фантом Пресс»)

Первая книга издательского проекта «Скрытое золото ХХ века», в рамках которого в 2017 году будут изданы тексты Доналда Бартелми, Магнуса Миллза, Флэнна О’Брайена, Томаса Макгуэйна и Гордона Хотона. Важные имена для мировой литературы, не всегда хорошо знакомые русскоязычному читателю.

Энн Тайлер «Катушка синих ниток» (перевод Н. Лебедева, изд-во «Фантом Пресс»)

Роман лауреата Пулитцеровской премии о том, что жизнь - это клубок, в котором одна нитка может быть короче другой. О том, что некоторым людям так и не удается повзрослеть, и то, что когда-то принималось их близкими за душевную свежесть, со временем все больше становится похоже на бесполезную инфантильность.

Фредрик Бакман «Вторая жизнь Уве» (перевод Р. Косынкина, изд-во «Синдбад»)

Шведский роман о том, откуда берутся «чудаки и зануды». На самом деле люди, которые раздают на улицах непрошеные советы и делают раздражающие замечания, - это невостребованные спасители человечества, которым некуда себя применить. Очень гуманистический роман.

РУССКАЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ И БИОГРАФИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Михаил Никитин «Происхождение жизни. От туманности до клетки» (изд-во «Альпина Нон-Фикшн»)

Летом 2016 года «Книжные проекты Дмитрия Зимина» вместе с фондом «Эволюция» запустили книжную серию с уютным названием Primus, чтобы публиковать дебютные научно-популярные книги российских ученых и научных журналистов. И вышедшая в этой серии книга биолога Михаила Никитина - образец того, как вообще надо говорить с широкой публикой о науке. Рассказывая о происхождении жизни, автор начинает с Солнечной системы и появления планет, заканчивает гипотетической гибелью земной биосферы, а если заглянуть в список научной литературы, то станет понятно, что самые свежие труды - 2015 года.

«Няня. Кто нянчил русских гениев» (изд-во «Никея»)

Яков Полонский, Константин Случевский, Алексей Ремизов, Софья Ковалевская и другие вспоминают своих нянь и кормилиц. Идея книги пришла в голову писателю и историку Сергею Дурылину. Он собрал чужие мемуары, написал воспоминания о своей семье, однако составить книгу не успел. Работу за него завершила его биограф Виктория Торопова.

Андрей Зорин «Появление героя. Из истории русской эмоциональной культуры конца XVIII - начала XIX века» (изд-во «Новое литературное обозрение»)

Известный филолог-русист, профессор Оксфордского университета и Московской высшей школы социально-экономических наук попробовал исследовать то, что довольно сложно зафиксировать, - чувства. Книга посвящена истории русской эмоциональной культуры конца XVIII - начала XIX века: времени конкуренции двора, масонских лож и литературы за монополию на «символические образы чувств», которые образованный и европеизированный русский человек должен был воспроизводить в своем внутреннем обиходе.

Ушедший год был объявлен годом Литературы в России. И хотя 2016 объявлен годом Греции, количество литературных конкурсов не уменьшилось. Для тех, кто хочет принять участие или просто внимательно следит за всем, что происходит в культурной и литературной жизни страны, мы публикуем список самых ожидаемых литературных премий 2016 года .

Международный литературный конкурс на лучшее современное произведение в жанре «Детектив». Главный приз – 10 тысяч долларов.

Сайт: http://www.strelbooks.com/action/

Платоновская премия

Для внесших значительный вклад в культуру России (в литературном, театральном, музыкальном и изобразительном виде).


Большая книга

Наградой за большое прозаическое произведение служат 3 млн рублей.


Книга года

Цель премии – поддержка отечественного книгоиздательства. Победителям – дипломы и призы.

Заблудившийся трамвай

В поэтическом конкурсе могут принять участие все, кроме экс-победителей. Призовой фонд – 60 тысяч рублей.


Премия Александра Солженицына

Выдается за помощь России в самопознании, и стоит 25 000 долларов.

Прием работ: до первой недели марта.

Филатов-фест

Основана в память Леонида Филатова, актера и поэта.


Ясная поляна

Нестареющая классика может стоить в общей сумме 7 млн рублей.


Просветитель

Посвящена научно-популярной литературе.


Белла

В память любви поэтессы Беллы Ахмадулиной к Италии и для молодых (до 35 лет) поэтов. Первое место – 140 тысяч рублей.


Новая детская книга

Шанс для новых детских писателей получить любовь и признание.


Национальный бестселлер

Пытается выловить в реке российской словесности редкую рыбу под названием «интеллектуальный бестселлер».

Премия имени Александра Невского

Премия за книги на историческую тематику. Первое место – 300 тысяч рублей.


Русский Букер

Премия за лучший роман года. Приз — 1 500 000 рублей.

Выдвижение кандидатов: с начала марта по конец июня.


Книгуру

Награждаются выдающиеся произведения для детей и подростков. Первое место – 500 тысяч рублей.


Нос

Цель премии – выявить и поддержать новые тренды в литературе. Приз – 700 тысяч рублей.


Волошинская премия

Вручается на одноименном поэтическом фестивале в Крыму. Первый приз в долларах – от 2 до 3 тысяч.


Премия Аркадия Драгомощенко

Для поэтов, не перешагнувших рубеж 27-летия. Первое место – 70 тысяч рублей.

Выдвижение кандидатов: до сентября.


Дебют

Для лиц не старше 35 лет, рассматриваются все жанры. Первое место – 1 млн рублей.


Премия Андрея Белого

Несмотря на аскетичную награду (яблоко, бутылка водки и один рубль) это одна из престижнейших премий.


Григорьевская премия

Создана в память поэта Г. Григорьева. Приз за первое место – 4 тысячи долларов.


Русская премия

Премия за прозу, поэзию и «сохранение русской литературы за границей». Первое место в каждой номинации – 150 тысяч рублей.


Поэт

Название дает понять, кому именно могут достаться 1 500 000 рублей и наградной знак с дипломом.


Литературная премия имени Александра Пятигорского

Для философов, способных выражать мысли как в художественном, так и нехудожественном виде. Первое место – 2 млн рублей.

Прием работ: с октября по декабрь.