План-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему: Конспект НОД по декоративному рисованию в средней группе. Декоративное рисование в разных возрастных группах

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего типа

детский сад

с приоритетным осуществлением деятельности по

художественно-эстетическому развитию детей №8 «Теремок»

Открытое занятие

в средней группе по формированию навыков успешного социального взаимодействия:

«Филимоновские игрушки»

декоративное рисование

по мотивам филимоновской росписи

Конспект разработала

Воспитатель: Иванова М.К.

Ноябрь 2010г.

Программные задачи: Учить уверенно (без отрыва) проводить прямые линии. Закреплять умения детей украшать силуэт элементами декоративной росписи (точками, прямыми линиями и штрихами) .

Развивать глазомер, чувства цвета, формы, ритма, пропорций.

Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству, самостоятельность, аккуратность.

Предварительная работа: Знакомство с филимоновскими игрушками, их происхождением, рассматривание иллюстраций с изображением филимоновских изделий. Прорисовывание всех элементов филимоновской росписи, отработка их в самостоятельной и совместной деятельности. Дидактические игры «Радуга» с целью упражнения в подборе гармоничных цветосочетаниях.

Материалы, инструменты, оборудование: силуэты уточек,гусей, петушков; краски, кисти пони № 3, салфетки, стаканчики с водой,

Демонстрационный материал : Филимоновские игрушки.

Словарная работа : Филимоновские игрушки, музей

Ход занятия.

Воспитатель: Я приглашаю вас в музей народной игрушки. Здесь мы увидим различные игрушки, изготовленные руками умельцев. А сейчас, чтобы проверить ваши знания, мы поиграем.

Д/и «Выбери филимоновскую игрушку» (из предложенных–городецкой, дымковской, филимоновской игрушек,– выбрать последнюю и обосновать выбор)

Вам знакомы эти игрушки? Назовите их? (дети рассматривают и называют знакомые игрушки)

Молодцы! С заданием вы справились. А сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую.

Чтобы войти в нее, надо ответить на вопросы.

Из чего делают филимоновские игрушки?

Какие элементы филимоновской росписи вы знаете?

Какие нужны инструменты для росписи игрушек?

Чтобы разделиться на группы я вам предлагаю взять карточки и по элементам росписи найти друг друга. Выберите посыльного для получения задания. Посыльные выбирают силуэт.

Дети входят, и садятся на рабочие места.

Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. Проверьте, все ли готово к работе?

Осталось разогреть наши пальчики

Пальчиковая гимнастика

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять по ветке.

Дети приступают к работе, воспитатель следит за работой, советует, подсказывает приемы

Физкультминутка

Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим
И немножко помолчим.
(Прижимаем указательные пальцы к губам).

Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём.
(Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками).
Итог занятия

Воспитатель: Посмотрим, как наши мастера справились с работой.

Все ли уточки ладные?

Чья работа больше нравится? Почему?

Какая игрушка самая аккуратная?

А кто украсил своим узором?

Воспитатель: Кто трудился от души- веселись теперь, пляши!

Дети пляшут под русскую народную музыку, веселятся, радуются.

Рисование является одним из любимый видов изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. Сначала ребёнок получает удовольствие от рисования цветных линий, завитков, пятен. К 4–5 годам у него появляется желание изобразить на листе бумаги то, что его особенно впечатлило. В художественной деятельности ребёнка наблюдается переход к ассоциативному рисованию: в пятнах и каракулях он находит очертания знакомых предметов. Начинается осваивание предметного рисования: ребёнок рисует по своему замыслу. Воспитателю важно научить детей видеть простые формы в основе предметов, подбирать и смешивать цвета, следить за тем, чтобы карандаш и кисть держались правильно. В средней группе начинается обучение новому виду рисования - декоративному, когда полученные навыки дошкольники применяют в создании узоров для украшения какого-либо предмета, например, свитера.

Подготовка к занятию по декоративному рисованию в средней группе.

В младших группах детского сада дети выполняли задания по рисованию на бумажных заготовках в виде предметов одежды (платье, платочек). Рисование имело декоративный характер, но было направлено на оттачивание навыка работы с кистью и красками: проведение прямых горизонтальных и вертикальных линий по краю заготовки, нанесение точек в пределах обозначенных контуров. Обучение непосредственно декоративному рисованию начинается в средней группе. Воспитатель знакомит ребят с народными промыслами, выделяет особенности дымковской, филимоновской, городецкой росписей. Через изучение предметов, созданных и расписанных мастерами из народа, дети учатся уважать ручной труд, видеть прекрасное в предметах интерьера, глиняных и деревянных игрушках. Возникает желание к самостоятельному созданию узоров.

Задачи обучения декоративному рисованию в средней группе:

  • Оттачивание технических навыков. Дети 4–5 лет создают узоры из точек, линий, простых геометрических фигур при помощи кисти и красок или карандаша.
  • Развитие композиционных умений. Ребята осваивают понятия «симметрия» и «ритм», учатся располагать узоры на поверхностях предметов, различных по форме.
  • Развитие чувства цвета. Воспитатель обучает ребят смешиванию цветов, использованию контрастных цветовых сочетаний в узоре.
  • Обучение способности различать различные виды народной росписи и выполнять отдельные элементы в собственных работах.

Занятие по декоративному рисованию в средней группе

Материалы для занятия

Для декоративного рисования в средней группе рекомендуется использовать фигурные заготовки из плотной бумаги (для акварели или гуаши) или картона. Заготовки в виде предметов посуды (чашки, ложки, тарелки), одежды (фартук, платье, свитер, варежки) или игрушек могут быть заранее вырезаны и храниться в шкафу с материалами для занятий по изобразительной деятельности. Другой вариант основы для декоративного рисования - использование шаблона. Ребятам раздаются картонные шаблоны свитера, они должны обвести его карандашом на лист бумаги. В средней группе можно не давать задания вырезать по контуру для экономии времени, но тем из ребят, кто быстро справится с рисованием узора, следует предложить вырезать украшенный предмет.

Также используется в качестве основы цветная бумага или картон. Яркий материал привлекает внимание детей и развивает способность сочетать цвета узора и фона.

Фигурные заготовки для тематических занятий по декоративному рисованию можно поручить сделать воспитанникам дома вместе с родителями и принести к следующему занятию для украшения узором. Например, на выходные даётся задание подготовить вырезанный из плотной бумаги заготовку для занятия «Украшение свитера» . Творческий процесс для ребят начнётся уже с момента выбора фасона свитера (широкий или узкий, рукава с резинками или без, воротник хомутом или под горло, или он отсутствует и тогда нужно определиться с формой горловины) и цвета бумаги, из которой будет вырезана заготовка. В качестве идеи воспитатель может предложить родителям найти бумагу с тиснением. Она продаётся в специализированных магазинах для творчества, имеет рельефную поверхность и послужит материалом для различных поделок, в том числе для заготовки свитера.

Вариант материала для основы

Эта тема может быть использована для проведения кратковременного проекта - «Украшаем свитер для любимой игрушки» . Ребёнок выбирает, для какой игрушки в подарок он хочет украсить свитер, а родители помогают нарисовать контуры подходящего по размеру свитера. Дома дети могут попробовать самостоятельно вырезать заготовку.

Варианты шаблонов для заготовки «Свитер».

На занятиях по декоративному рисованию в средней группе ребята рисуют цветными карандашами, восковыми мелками, акварелью и гуашью. Воспитанникам предоставляется свобода выбора (краски или карандаши) во время занятий, направленных на закрепление приёмов декоративного рисования.

Техники и приёмы рисования в средней группе.

Дети 4–5 лет учатся правильно держать карандаш. Выполняют обведение шаблонов по контуру, рисуют узоры из прямых и изогнутых линий, простых геометрических фигур. В средней группе начинается обучение карандашной штриховке: закрашивание кругов и овалов линиями в одном направлении, не заходя за контуры.

Большое внимание уделяется развитию навыков рисования красками. Дети закрепляют навыки работы кисточкой: смачивание, набирание краски, смешивание красок, рисование всем ворсом или кончиком кисти. Дошкольники среднего возраста создают узор при помощи следующих приёмов рисования:

  • Мазки . Простой декоративный элемент, не требующий предельной точности выполнения. Ребята создают узор лёгким прикладыванием ворса кисти к бумаге. В задания по закреплению этого приёма включается освоение техники чередования: в определённом порядке наносятся мазки красками разных цветов.
  • Точки . Более сложный элемент, дети должны научиться рисовать кончиком кисти в вертикальном положении. Точки ставятся в определённом ритме в пределах контуров декорируемой заготовки. В отличие от заданий в младшей группы («При помощи точек изобрази снег, капли дождя, ягодки, зёрна для птичек») детям предлагается нарисовать узор с точками в соответствии с замыслом: параллельные ряды, шахматный порядок или точечный контур фигуры, например, круга. Навык чередования сначала закрепляется в выполнении задания по нанесению точек разных цветов, затем развивается при рисовании точек и мазков в заданном порядке.
  • Кольца и круги . Эти элементы дети учились рисовать в младших группах. На занятиях по декоративному рисованию их выполнение усложняется: ребята должны рисовать круги и кольца одинакового размера.

Первоначально дети обучаются простейшему композиционному приёму в создании орнамента - повтору, после - чередованию. Закрепляется навык создания линейного узора на полосках бумаги или по краю заготовок (подол платья, каёмка чашки). На заготовках, имеющих форму квадрата или круга, ребята учатся определять центр фигуры, рисуют узор по окружности или с поворотом на 90 градусов.

Использование других видов изобразительной деятельности и нетрадиционных техник.

На занятиях по декоративному рисованию могут быть использованы приёмы других изобразительных видов деятельности - аппликации и лепки. Изображение с орнаментом дополняется по замыслу элементами из бумаги или пластилина. Например, на заготовки в форме варежек можно приклеить бумажные полоски - это будут вязаные резинки; заготовку сарафана можно украсить аппликацией в верхней части - оформить лиф сарафана; к перчаткам, шапочке или свитеру можно добавить пластилиновые шарики для имитации шерстяных помпонов; украшение готовой работы маленькими пластилиновыми шариками - бисер, бусины или пуговицы на предметах одежды и головных уборах.

На занятиях по созданию узоров могут быть применены следующие нетрадиционные техники рисования:

  • Пальчиковая живопись. У детей 4–5 лет ещё сохраняется интерес к рисованию кончиками пальцев и ладошками.
  • Печатание - создание узора путём обмакивания в краску и прикладывания к бумаге кусочков поролона, листьев, пуговиц и т. д.
  • Пуантилизм - рисование точками, как правило, при помощи ватных палочек.
  • Монотипия - техника единственного отпечатка. Рябята рисуют на одной половине симметричной заготовки, не дав высохнуть узору, складывают лист бумаги пополам и получают зеркальный отпечаток.
  • Рисование восковыми мелками с акварельной заливкой. Ребята рисуют узор восковой свечкой или мелком, затем полностью закрашивают заготовку акварелью (поверх воскового рисунка). При высыхании краски красиво проступают восковые контуры.
  • Граттаж - процарапывание рисунка на высохшей гуаши, под которой находится цветной восковый фон.

Примеры работ, выполненных в нетрадиционных техниках.

Пальчиковая живопись Пальчиковая живопись Печатание пуговицами Рисование ватными палочками Монотипия Рисование ватными палочками Пальчиковая живопись Граттаж Граттаж Рисование ватными палочками Печатание

Индивидуальные задания на занятиях по декоративному рисованию.

Обучающая деятельность в детском саду реализуется в рамках личностного-ориентированного подхода. Это означает, что при проведении занятий (в том числе по изобразительной деятельности) воспитатель должен учитывать особенности развития каждого ребёнка, уровень владениям им теми или иными умениями, эмоциональное состояние в конкретный момент. Поскольку практическая деятельность по декоративному рисованию направлена на выполнение цели создать узор на заданной поверхности, основное задание должно быть доступно к выполнению всеми воспитанниками. Если ребёнок испытывает сложности, воспитатель использует приём индивидуального показа действий. В средней группе допустимо повторение ребёнком действий педагога.

Для тех ребят, которые успешно справляются с поставленной практической задачей, воспитатель должен предоставить индивидуальные задания.

Рассмотрим варианты индивидуальных заданий по теме «Украшаем свитер»:

  1. Используй элементы аппликации или лепки для украшения заготовки.
  2. Затонируй акварельной краской бумажную заготовку.
  3. Обведи фломастером фигуры нарисованные карандашом.
  4. Нарисуй на отдельном листе предметы одежды, похожие по стилю с твоим свитером (шапка, шарф, варежки).

Занятие «Украшаем свитер» в картотеке тем по рисованию.

При составлении учебно-тематического плана по изобразительной деятельности на год нужно учитывать, что занятия по рисованию в средней группе проводятся один раз в неделю. При этом из 35 занятий за год - 5–6 должны быть отведены под обучение декоративному рисованию:

  • «Украшение фартука».
  • «Украшаем свитер».
  • «Украшаем платочек».
  • «Украшаем полоску флажками».
  • «Перчатки для котят».
  • «Платье для куколки».

Занятие «Украшаем свитер» рекомендуется проводить для закрепления навыков рисования точек и линий, простых геометрических фигур. Задачей этого занятия должно быть украшение заготовки по представлению. Ребята самостоятельно выбирают, какой узор они будут рисовать на свитере: геометрический (чередование линий и фигур в различных цветовых сочетаниях) или тематический (попробуют создать растительный или природный узор - цветы, листья, снежинки).

Мотивирующее начало занятия на тему «Украшаем свитер».

Рисование орнамента само по себе может быть неинтересно дошкольникам среднего возраста. Для активизации внимания и побуждения к творческой деятельности, в первую очередь, рекомендуется привлечь личное восприятие зрительных образов у ребят и использовать элементы игры на занятии.

Мотивирующие материал на начальном этапе занятия.

Вариант материала Применение в мотивирующем начале занятия
Наглядный материал Ребята изучают картинки со свитерами. Воспитатель проводит беседу :
Из каких элементов составлены узоры?
Какими приёмами можно выполнить подобные узоры на бумаге (ритмичный повтор, чередование).
Какие цветовые сочетания представлены в этих моделях свитеров?

Вариантом наглядного материала могут быть свитеры на самих воспитанниках.
Особое оживление приносит задание принести в назначенный день свой любимый свитер. Непосредственно в начале занятия воспитатель предлагает устроить показ мод: воспитатель включает весёлую музыку, ребята надевают принесённые свитеры и по очереди дефилируют, демонстрируя узор на изделии. Далее проводится беседа по особенностям увиденных свитеров.

Игровая ситуации Воспитатель обращает внимание ребят на то, что близится зима, начинается морозное время года, а у игрушек/кукол в их группе нет тёплой одежды. Ребятам предлагается выбрать по игрушке и приготовить для них в подарок красивые свитеры.

Перед каждым воспитанником на столе лежит рисунок девочки или мальчика и бумажная заготовка свитера. Детям предлагается нарисовать узор на заготовке и «надеть» свитер на ребёнка с картинки, чтобы он не замёрз на прогулке.

Если в группе есть бумажные куклы с бумажным же «гардеробом», то к занятию можно сделать заготовки с «ушками», чтобы украшенные свитеры ребята использовали в последующей игре.

Сюрпризные моменты В группу заходит Лисичка (младший воспитатель или другой сотрудник в костюме лисы), приветствует ребят и жалуется на морозы. Лисичка просит ребят подсказать ей, что нужно делать, чтобы лисята не мёрзли на прогулке. Когда дети скажут, что можно одевать на лисят тёплые вещи, Лисичка плачет, что она ни шить, ни вязать не умеет. Воспитатель подводит ребят путём наводящих вопросов или подсказок, что они могут нарисовать и украсить для лисят свитеры.

На столе воспитателя стоит коробка. Воспитатель сообщает, что её доставил в группу утром почтальон, зачитывает вслух адрес (реальный адрес детского сада: город, улица, дом, номер группы). На вопрос, как быть с коробкой, ребята, конечно, предлагают открыть её, что воспитатель и делает. В коробке оказываются бумажные заготовки свитеров одного цвета и письмо от Гномика. Воспитатель зачитывает письмо: Гномик рассказывает, что по осени бабушка связала ему и его многочисленным братьям свитеры, но все они одного размера и цвета - гномики путают, какой свитер кому из них принадлежит, и просят у ребят помощи. Воспитатель предлагает разобрать заготовки и украсить по собственному желанию, чтобы у каждого гномика был свой неповторимый свитер.

Дидактические игры С ребятами 4–5 лет проводятся коллективные дидактические игры: задания даются не на карточках, а представлены на больших картинках/плакатах или проецируются на экран.
Варианты игр:
«Найди отличия». На двух одинаковых картинках свитеров нужно найти отличия, воспитатель сразу называет их количество.
«Найди свитер по силуэту». На картинке изображены свитеры и один теневой силуэт.
«Найди пары одинаковых». Среди изображённых на картинке свитеров нужно найти одинаковые.
«Кому какой свитер подходит». В левой части картинки нарисованы свитеры с различными узорами, справа - персонажи. Например, свитер с бантиками подходит для девочки, свитер с машинками - для мальчика, а свитеру с морковками будет рад зайчонок.

Составление конспекта на тему «Украшаем свитер».

Цель занятия: украшение бумажной заготовки декоративным узором.

Задачи: закрепление умения рисовать кистью и/или карандашом линии, мазки/штриховку, точки, кружки и кольца, галочки; развитие умения украшать готовую работу элементами других видов изобразительной деятельности (бумажными полосками или фигурками, пластилиновыми деталями); развитие чувства цвета; развитие умения видеть прекрасное в предметах окружающей действительности; активизация фантазии; воспитание самостоятельности и проявления инициативы.

В соответствии с гигиеническими нормами длительность занятия по рисованию в средней группе составляет не более 20 минут и состоит из следующих этапов:

  • Организационный момент 1 минута.
  • Мотивирующее начало занятия 4–5 минут.
  • Практическая работа 10 минут.
  • Демонстрация и обсуждение готовых работ 2–3 минуты.
  • Подведение итогов занятия 1 минута.

Воспитателю необходимо составлять подробный план каждого занятия с последующим обязательным проведением анализа: были ли достигнуты поставленные цели и задачи, эффективны ли были применяемые методы и приёмы обучения, как вели себя дети на различных этапах занятия, трудности и задержки на каких-либо этапах занятия и их причины, анализ работ воспитанников, примерные пути совершенствования проведения занятия.

Методическая разработка по рисованию (средняя группа) на тему «Декоративное рисование «Украшение свитера»».
Закрепление умения украшать предмет одежды, используя знакомые элементы: линии, мазки, точки, кольца и круги.
Оформление заготовки бумажными полосками.
Развитие эстетического восприятия и самостоятельности. Материалы Заготовки свитеров из плотной бумаги разных цветов, бумажные полоски для оформления горловины, манжет и резинки. Связь с другими аспектами воспитательной работы Изучение декоративных узоров на предметах одежды. Ход занятия Создание проблемной ситуации. Воспитатель приносит в группу плюшевого зайца и читает стихотворение А. Барто «Зайку бросила хозяйка». Ребятам сообщается, что и сам зайка промок под дождём, и, конечно, промок его свитер - стал бесцветным и смылся рисунок. Как можно помочь зайчику? Ребята предлагают заново нарисовать узор на зайкином свитере.
Сообщение цели занятие, обозначение задачи для практической работы.
Проведение физкультминутки «Будь внимателен» под строки стихотворения о цветах.
Прежде, чем ребята приступят к выполнению задания, воспитатель обращает внимание, что на их столах не хватает оранжевой краски, ребята вспоминают, какие цвета нужно смешать для получения оранжевого цвета.
Педагогический показ. Воспитатель предлагает ребятам вспомнить элементы для декоративного рисования и демонстрирует их выполнение на доске/мольберте.
Во время выполнения практической работы воспитатель следит за процессом смешивания красок ребятами на палитре, правильностью рисования кистью, заполнением всей площади заготовки, за осанкой воспитанников.
Украшенные свитеры ребята крепят на магнитную доску.
Обсуждение работ.
Подведение итогов занятия. Зайка говорит, что у ребят получились яркие и красивые свитеры с интересными узорами, благодарит их за старание и фантазию.

Порядок выполнения работ на тему «Украшаем свитер».

Во время выполнения педагогического показа воспитателю рекомендуется показать на доске или мольберте рисование названных ребятами приёмов, а затем показать пример поэтапного рисования узора на свитере. Можно рассмотреть примеры готовых работ на заданную тему и предложить ребятам определить, при помощи каких приёмов создавались эти рисунки и в какой последовательности.

Украшение бумажными полосками и рисование карандашом.

Для украшения свитера подбираются бумажные полоски по размеру горловины, манжет, резинки
Приклеивание бумажных полосок
Рисуем карандашом вертикальные линии
Чередование карандашных линий на свитере
Рисуем кольца в плечевой зоне, располагая полукругом
Штриховка элементов
Рисуем кольца по нижнему краю свитера и манжетов, закрашиваем штриховкой
Рисуем подобные элементы по центральной поперечной линии изделия

Рисование узоров карандашом и украшение пластилиновыми элементами.

Оформление горловины, манжет и резинки карандашными линиями
Рисование зигзагообразных линий розовым карандашом
Рисование зигзагообразных линий зелёным карандашом
Скатывание пластилиновых элементов
Прикрепление пластилиновых шариков путём сплющивания
Процесс украшения свитера
Готовая работа

Создание узора приёмом мазка.

Нанесение мазков одного цвета по диагонали
Нанесение мазков другого цвета по диагонали зеркально ранее нанесённым мазкам
Украшение мазками горловины, манжет, резинки

Рисование узора приёмами линий и точек.

Обозначение линиями горловины и манжет
Оформление манжет и горловины
Рисование линий: чередование линий разных цветов
Рисование точек: ритмичный повтор

Рисование акварелью: тонирование, линии и кольца.

Разделение горизонтальной линией заготовки
Тонирование верхней части свитера
Тонирование нижней части свитера и рукавов другим цветом
Рисование зигзагообразных линий (чередование)
Оформление горловины свитера
Рисование колец (чередование в шахматном порядке)

Рисование гуашью: круги и точки.

Обозначение линиями горловины, манжет, резинки
Рисование точек: чередование точек двух цветов
Рисование кругов в шахматном порядке
Рисование кругов другого цвета
Рисование точек по нижнему краю светера и рукавов
Рисование точек второго цвета
Рисование точек по центру кругов
Готовая работа

«Зимние узоры»: рисование гуашью линий и точек на цветной основе.

Начинаем рисовать ёлочки в нижней части свитера: повтор диагональных линий
Повтор диагональных линий в зеркальном положении
Посередине обозначаем стволы ёлочек вертикальными линиями
Рисуем точки в шахматном порядке
Оформляем манжеты, горловину и резинку
Готовая работа

Рисование является одним из любимый видов изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. Сначала ребёнок получает удовольствие от рисования цветных линий, завитков, пятен. К 4–5 годам у него появляется желание изобразить на листе бумаги то, что его особенно впечатлило. В художественной деятельности ребёнка наблюдается переход к ассоциативному рисованию: в пятнах и каракулях он находит очертания знакомых предметов. Начинается осваивание предметного рисования: ребёнок рисует по своему замыслу. Воспитателю важно научить детей видеть простые формы в основе предметов, подбирать и смешивать цвета, следить за тем, чтобы карандаш и кисть держались правильно. В средней группе начинается обучение новому виду рисования - декоративному, когда полученные навыки дошкольники применяют в создании узоров для украшения какого-либо предмета, например, свитера.

Подготовка к занятию по декоративному рисованию в средней группе.

В младших группах детского сада дети выполняли задания по рисованию на бумажных заготовках в виде предметов одежды (платье, платочек). Рисование имело декоративный характер, но было направлено на оттачивание навыка работы с кистью и красками: проведение прямых горизонтальных и вертикальных линий по краю заготовки, нанесение точек в пределах обозначенных контуров. Обучение непосредственно декоративному рисованию начинается в средней группе. Воспитатель знакомит ребят с народными промыслами, выделяет особенности дымковской, филимоновской, городецкой росписей. Через изучение предметов, созданных и расписанных мастерами из народа, дети учатся уважать ручной труд, видеть прекрасное в предметах интерьера, глиняных и деревянных игрушках. Возникает желание к самостоятельному созданию узоров.

Задачи обучения декоративному рисованию в средней группе:

  • Оттачивание технических навыков. Дети 4–5 лет создают узоры из точек, линий, простых геометрических фигур при помощи кисти и красок или карандаша.
  • Развитие композиционных умений. Ребята осваивают понятия «симметрия» и «ритм», учатся располагать узоры на поверхностях предметов, различных по форме.
  • Развитие чувства цвета. Воспитатель обучает ребят смешиванию цветов, использованию контрастных цветовых сочетаний в узоре.
  • Обучение способности различать различные виды народной росписи и выполнять отдельные элементы в собственных работах.

Занятие по декоративному рисованию в средней группе

Материалы для занятия

Для декоративного рисования в средней группе рекомендуется использовать фигурные заготовки из плотной бумаги (для акварели или гуаши) или картона. Заготовки в виде предметов посуды (чашки, ложки, тарелки), одежды (фартук, платье, свитер, варежки) или игрушек могут быть заранее вырезаны и храниться в шкафу с материалами для занятий по изобразительной деятельности. Другой вариант основы для декоративного рисования - использование шаблона. Ребятам раздаются картонные шаблоны свитера, они должны обвести его карандашом на лист бумаги. В средней группе можно не давать задания вырезать по контуру для экономии времени, но тем из ребят, кто быстро справится с рисованием узора, следует предложить вырезать украшенный предмет.

Также используется в качестве основы цветная бумага или картон. Яркий материал привлекает внимание детей и развивает способность сочетать цвета узора и фона.

Фигурные заготовки для тематических занятий по декоративному рисованию можно поручить сделать воспитанникам дома вместе с родителями и принести к следующему занятию для украшения узором. Например, на выходные даётся задание подготовить вырезанный из плотной бумаги заготовку для занятия «Украшение свитера» . Творческий процесс для ребят начнётся уже с момента выбора фасона свитера (широкий или узкий, рукава с резинками или без, воротник хомутом или под горло, или он отсутствует и тогда нужно определиться с формой горловины) и цвета бумаги, из которой будет вырезана заготовка. В качестве идеи воспитатель может предложить родителям найти бумагу с тиснением. Она продаётся в специализированных магазинах для творчества, имеет рельефную поверхность и послужит материалом для различных поделок, в том числе для заготовки свитера.

Вариант материала для основы

Эта тема может быть использована для проведения кратковременного проекта - «Украшаем свитер для любимой игрушки» . Ребёнок выбирает, для какой игрушки в подарок он хочет украсить свитер, а родители помогают нарисовать контуры подходящего по размеру свитера. Дома дети могут попробовать самостоятельно вырезать заготовку.

Варианты шаблонов для заготовки «Свитер».

На занятиях по декоративному рисованию в средней группе ребята рисуют цветными карандашами, восковыми мелками, акварелью и гуашью. Воспитанникам предоставляется свобода выбора (краски или карандаши) во время занятий, направленных на закрепление приёмов декоративного рисования.

Техники и приёмы рисования в средней группе.

Дети 4–5 лет учатся правильно держать карандаш. Выполняют обведение шаблонов по контуру, рисуют узоры из прямых и изогнутых линий, простых геометрических фигур. В средней группе начинается обучение карандашной штриховке: закрашивание кругов и овалов линиями в одном направлении, не заходя за контуры.

Большое внимание уделяется развитию навыков рисования красками. Дети закрепляют навыки работы кисточкой: смачивание, набирание краски, смешивание красок, рисование всем ворсом или кончиком кисти. Дошкольники среднего возраста создают узор при помощи следующих приёмов рисования:

  • Мазки . Простой декоративный элемент, не требующий предельной точности выполнения. Ребята создают узор лёгким прикладыванием ворса кисти к бумаге. В задания по закреплению этого приёма включается освоение техники чередования: в определённом порядке наносятся мазки красками разных цветов.
  • Точки . Более сложный элемент, дети должны научиться рисовать кончиком кисти в вертикальном положении. Точки ставятся в определённом ритме в пределах контуров декорируемой заготовки. В отличие от заданий в младшей группы («При помощи точек изобрази снег, капли дождя, ягодки, зёрна для птичек») детям предлагается нарисовать узор с точками в соответствии с замыслом: параллельные ряды, шахматный порядок или точечный контур фигуры, например, круга. Навык чередования сначала закрепляется в выполнении задания по нанесению точек разных цветов, затем развивается при рисовании точек и мазков в заданном порядке.
  • Кольца и круги . Эти элементы дети учились рисовать в младших группах. На занятиях по декоративному рисованию их выполнение усложняется: ребята должны рисовать круги и кольца одинакового размера.

Первоначально дети обучаются простейшему композиционному приёму в создании орнамента - повтору, после - чередованию. Закрепляется навык создания линейного узора на полосках бумаги или по краю заготовок (подол платья, каёмка чашки). На заготовках, имеющих форму квадрата или круга, ребята учатся определять центр фигуры, рисуют узор по окружности или с поворотом на 90 градусов.

Использование других видов изобразительной деятельности и нетрадиционных техник.

На занятиях по декоративному рисованию могут быть использованы приёмы других изобразительных видов деятельности - аппликации и лепки. Изображение с орнаментом дополняется по замыслу элементами из бумаги или пластилина. Например, на заготовки в форме варежек можно приклеить бумажные полоски - это будут вязаные резинки; заготовку сарафана можно украсить аппликацией в верхней части - оформить лиф сарафана; к перчаткам, шапочке или свитеру можно добавить пластилиновые шарики для имитации шерстяных помпонов; украшение готовой работы маленькими пластилиновыми шариками - бисер, бусины или пуговицы на предметах одежды и головных уборах.

На занятиях по созданию узоров могут быть применены следующие нетрадиционные техники рисования:

  • Пальчиковая живопись. У детей 4–5 лет ещё сохраняется интерес к рисованию кончиками пальцев и ладошками.
  • Печатание - создание узора путём обмакивания в краску и прикладывания к бумаге кусочков поролона, листьев, пуговиц и т. д.
  • Пуантилизм - рисование точками, как правило, при помощи ватных палочек.
  • Монотипия - техника единственного отпечатка. Рябята рисуют на одной половине симметричной заготовки, не дав высохнуть узору, складывают лист бумаги пополам и получают зеркальный отпечаток.
  • Рисование восковыми мелками с акварельной заливкой. Ребята рисуют узор восковой свечкой или мелком, затем полностью закрашивают заготовку акварелью (поверх воскового рисунка). При высыхании краски красиво проступают восковые контуры.
  • Граттаж - процарапывание рисунка на высохшей гуаши, под которой находится цветной восковый фон.

Примеры работ, выполненных в нетрадиционных техниках.

Пальчиковая живопись Пальчиковая живопись Печатание пуговицами Рисование ватными палочками Монотипия Рисование ватными палочками Пальчиковая живопись Граттаж Граттаж Рисование ватными палочками Печатание

Индивидуальные задания на занятиях по декоративному рисованию.

Обучающая деятельность в детском саду реализуется в рамках личностного-ориентированного подхода. Это означает, что при проведении занятий (в том числе по изобразительной деятельности) воспитатель должен учитывать особенности развития каждого ребёнка, уровень владениям им теми или иными умениями, эмоциональное состояние в конкретный момент. Поскольку практическая деятельность по декоративному рисованию направлена на выполнение цели создать узор на заданной поверхности, основное задание должно быть доступно к выполнению всеми воспитанниками. Если ребёнок испытывает сложности, воспитатель использует приём индивидуального показа действий. В средней группе допустимо повторение ребёнком действий педагога.

Для тех ребят, которые успешно справляются с поставленной практической задачей, воспитатель должен предоставить индивидуальные задания.

Рассмотрим варианты индивидуальных заданий по теме «Украшаем свитер»:

  1. Используй элементы аппликации или лепки для украшения заготовки.
  2. Затонируй акварельной краской бумажную заготовку.
  3. Обведи фломастером фигуры нарисованные карандашом.
  4. Нарисуй на отдельном листе предметы одежды, похожие по стилю с твоим свитером (шапка, шарф, варежки).

Занятие «Украшаем свитер» в картотеке тем по рисованию.

При составлении учебно-тематического плана по изобразительной деятельности на год нужно учитывать, что занятия по рисованию в средней группе проводятся один раз в неделю. При этом из 35 занятий за год - 5–6 должны быть отведены под обучение декоративному рисованию:

  • «Украшение фартука».
  • «Украшаем свитер».
  • «Украшаем платочек».
  • «Украшаем полоску флажками».
  • «Перчатки для котят».
  • «Платье для куколки».

Занятие «Украшаем свитер» рекомендуется проводить для закрепления навыков рисования точек и линий, простых геометрических фигур. Задачей этого занятия должно быть украшение заготовки по представлению. Ребята самостоятельно выбирают, какой узор они будут рисовать на свитере: геометрический (чередование линий и фигур в различных цветовых сочетаниях) или тематический (попробуют создать растительный или природный узор - цветы, листья, снежинки).

Мотивирующее начало занятия на тему «Украшаем свитер».

Рисование орнамента само по себе может быть неинтересно дошкольникам среднего возраста. Для активизации внимания и побуждения к творческой деятельности, в первую очередь, рекомендуется привлечь личное восприятие зрительных образов у ребят и использовать элементы игры на занятии.

Мотивирующие материал на начальном этапе занятия.

Вариант материала Применение в мотивирующем начале занятия
Наглядный материал Ребята изучают картинки со свитерами. Воспитатель проводит беседу :
Из каких элементов составлены узоры?
Какими приёмами можно выполнить подобные узоры на бумаге (ритмичный повтор, чередование).
Какие цветовые сочетания представлены в этих моделях свитеров?

Вариантом наглядного материала могут быть свитеры на самих воспитанниках.
Особое оживление приносит задание принести в назначенный день свой любимый свитер. Непосредственно в начале занятия воспитатель предлагает устроить показ мод: воспитатель включает весёлую музыку, ребята надевают принесённые свитеры и по очереди дефилируют, демонстрируя узор на изделии. Далее проводится беседа по особенностям увиденных свитеров.

Игровая ситуации Воспитатель обращает внимание ребят на то, что близится зима, начинается морозное время года, а у игрушек/кукол в их группе нет тёплой одежды. Ребятам предлагается выбрать по игрушке и приготовить для них в подарок красивые свитеры.

Перед каждым воспитанником на столе лежит рисунок девочки или мальчика и бумажная заготовка свитера. Детям предлагается нарисовать узор на заготовке и «надеть» свитер на ребёнка с картинки, чтобы он не замёрз на прогулке.

Если в группе есть бумажные куклы с бумажным же «гардеробом», то к занятию можно сделать заготовки с «ушками», чтобы украшенные свитеры ребята использовали в последующей игре.

Сюрпризные моменты В группу заходит Лисичка (младший воспитатель или другой сотрудник в костюме лисы), приветствует ребят и жалуется на морозы. Лисичка просит ребят подсказать ей, что нужно делать, чтобы лисята не мёрзли на прогулке. Когда дети скажут, что можно одевать на лисят тёплые вещи, Лисичка плачет, что она ни шить, ни вязать не умеет. Воспитатель подводит ребят путём наводящих вопросов или подсказок, что они могут нарисовать и украсить для лисят свитеры.

На столе воспитателя стоит коробка. Воспитатель сообщает, что её доставил в группу утром почтальон, зачитывает вслух адрес (реальный адрес детского сада: город, улица, дом, номер группы). На вопрос, как быть с коробкой, ребята, конечно, предлагают открыть её, что воспитатель и делает. В коробке оказываются бумажные заготовки свитеров одного цвета и письмо от Гномика. Воспитатель зачитывает письмо: Гномик рассказывает, что по осени бабушка связала ему и его многочисленным братьям свитеры, но все они одного размера и цвета - гномики путают, какой свитер кому из них принадлежит, и просят у ребят помощи. Воспитатель предлагает разобрать заготовки и украсить по собственному желанию, чтобы у каждого гномика был свой неповторимый свитер.

Дидактические игры С ребятами 4–5 лет проводятся коллективные дидактические игры: задания даются не на карточках, а представлены на больших картинках/плакатах или проецируются на экран.
Варианты игр:
«Найди отличия». На двух одинаковых картинках свитеров нужно найти отличия, воспитатель сразу называет их количество.
«Найди свитер по силуэту». На картинке изображены свитеры и один теневой силуэт.
«Найди пары одинаковых». Среди изображённых на картинке свитеров нужно найти одинаковые.
«Кому какой свитер подходит». В левой части картинки нарисованы свитеры с различными узорами, справа - персонажи. Например, свитер с бантиками подходит для девочки, свитер с машинками - для мальчика, а свитеру с морковками будет рад зайчонок.

Составление конспекта на тему «Украшаем свитер».

Цель занятия: украшение бумажной заготовки декоративным узором.

Задачи: закрепление умения рисовать кистью и/или карандашом линии, мазки/штриховку, точки, кружки и кольца, галочки; развитие умения украшать готовую работу элементами других видов изобразительной деятельности (бумажными полосками или фигурками, пластилиновыми деталями); развитие чувства цвета; развитие умения видеть прекрасное в предметах окружающей действительности; активизация фантазии; воспитание самостоятельности и проявления инициативы.

В соответствии с гигиеническими нормами длительность занятия по рисованию в средней группе составляет не более 20 минут и состоит из следующих этапов:

  • Организационный момент 1 минута.
  • Мотивирующее начало занятия 4–5 минут.
  • Практическая работа 10 минут.
  • Демонстрация и обсуждение готовых работ 2–3 минуты.
  • Подведение итогов занятия 1 минута.

Воспитателю необходимо составлять подробный план каждого занятия с последующим обязательным проведением анализа: были ли достигнуты поставленные цели и задачи, эффективны ли были применяемые методы и приёмы обучения, как вели себя дети на различных этапах занятия, трудности и задержки на каких-либо этапах занятия и их причины, анализ работ воспитанников, примерные пути совершенствования проведения занятия.

Методическая разработка по рисованию (средняя группа) на тему «Декоративное рисование «Украшение свитера»».
Закрепление умения украшать предмет одежды, используя знакомые элементы: линии, мазки, точки, кольца и круги.
Оформление заготовки бумажными полосками.
Развитие эстетического восприятия и самостоятельности. Материалы Заготовки свитеров из плотной бумаги разных цветов, бумажные полоски для оформления горловины, манжет и резинки. Связь с другими аспектами воспитательной работы Изучение декоративных узоров на предметах одежды. Ход занятия Создание проблемной ситуации. Воспитатель приносит в группу плюшевого зайца и читает стихотворение А. Барто «Зайку бросила хозяйка». Ребятам сообщается, что и сам зайка промок под дождём, и, конечно, промок его свитер - стал бесцветным и смылся рисунок. Как можно помочь зайчику? Ребята предлагают заново нарисовать узор на зайкином свитере.
Сообщение цели занятие, обозначение задачи для практической работы.
Проведение физкультминутки «Будь внимателен» под строки стихотворения о цветах.
Прежде, чем ребята приступят к выполнению задания, воспитатель обращает внимание, что на их столах не хватает оранжевой краски, ребята вспоминают, какие цвета нужно смешать для получения оранжевого цвета.
Педагогический показ. Воспитатель предлагает ребятам вспомнить элементы для декоративного рисования и демонстрирует их выполнение на доске/мольберте.
Во время выполнения практической работы воспитатель следит за процессом смешивания красок ребятами на палитре, правильностью рисования кистью, заполнением всей площади заготовки, за осанкой воспитанников.
Украшенные свитеры ребята крепят на магнитную доску.
Обсуждение работ.
Подведение итогов занятия. Зайка говорит, что у ребят получились яркие и красивые свитеры с интересными узорами, благодарит их за старание и фантазию.

Порядок выполнения работ на тему «Украшаем свитер».

Во время выполнения педагогического показа воспитателю рекомендуется показать на доске или мольберте рисование названных ребятами приёмов, а затем показать пример поэтапного рисования узора на свитере. Можно рассмотреть примеры готовых работ на заданную тему и предложить ребятам определить, при помощи каких приёмов создавались эти рисунки и в какой последовательности.

Украшение бумажными полосками и рисование карандашом.

Для украшения свитера подбираются бумажные полоски по размеру горловины, манжет, резинки
Приклеивание бумажных полосок
Рисуем карандашом вертикальные линии
Чередование карандашных линий на свитере
Рисуем кольца в плечевой зоне, располагая полукругом
Штриховка элементов
Рисуем кольца по нижнему краю свитера и манжетов, закрашиваем штриховкой
Рисуем подобные элементы по центральной поперечной линии изделия

Рисование узоров карандашом и украшение пластилиновыми элементами.

Оформление горловины, манжет и резинки карандашными линиями
Рисование зигзагообразных линий розовым карандашом
Рисование зигзагообразных линий зелёным карандашом
Скатывание пластилиновых элементов
Прикрепление пластилиновых шариков путём сплющивания
Процесс украшения свитера
Готовая работа

Создание узора приёмом мазка.

Нанесение мазков одного цвета по диагонали
Нанесение мазков другого цвета по диагонали зеркально ранее нанесённым мазкам
Украшение мазками горловины, манжет, резинки

Рисование узора приёмами линий и точек.

Обозначение линиями горловины и манжет
Оформление манжет и горловины
Рисование линий: чередование линий разных цветов
Рисование точек: ритмичный повтор

Рисование акварелью: тонирование, линии и кольца.

Разделение горизонтальной линией заготовки
Тонирование верхней части свитера
Тонирование нижней части свитера и рукавов другим цветом
Рисование зигзагообразных линий (чередование)
Оформление горловины свитера
Рисование колец (чередование в шахматном порядке)

Рисование гуашью: круги и точки.

Обозначение линиями горловины, манжет, резинки
Рисование точек: чередование точек двух цветов
Рисование кругов в шахматном порядке
Рисование кругов другого цвета
Рисование точек по нижнему краю светера и рукавов
Рисование точек второго цвета
Рисование точек по центру кругов
Готовая работа

«Зимние узоры»: рисование гуашью линий и точек на цветной основе.

Начинаем рисовать ёлочки в нижней части свитера: повтор диагональных линий
Повтор диагональных линий в зеркальном положении
Посередине обозначаем стволы ёлочек вертикальными линиями
Рисуем точки в шахматном порядке
Оформляем манжеты, горловину и резинку
Готовая работа

Анастасия Бутурлина
«Дымковская роспись». Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе

«Дымковская роспись » . Конспект занятия по изобразительной деятельности (декоративное рисование ) в средней группе .

«Дымковская роспись » .

Цель :

Знакомить детей с народным промыслом дымковская роспись . Формировать умение, замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи : цвет, разнообразие элементов.

Задачи :

1. Обучающая : учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круг, кольцо, прямые и волнистые линии, точки) ; формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении элементов (всей кистью, концом кисти, приемом тычка) .

2. Развивающая : развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора . Развивать интерес к изучению народных промыслов. Развивать умение поддерживать беседу.

3. Воспитательная : прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев. Обращать внимание на тесную связь народных традиций, музыки и устного народного творчества.

Интеграция : «Художественное творчество» , «Коммуникация» , «Физическая культура»

Активизация словаря : Дымковские игрушки , кольцо, круг, прямая и волнистая линия, нарядная, праздничная, глиняные.

Материал : Образцы декоративно -прикладного искусства; образцы рисунков-упражнений геометрического орнамента дымковской игрушки ; шаблоны различных игрушек; гуашь, палитра, кисти, салфетки, стаканчики – непроливайки, мольберт, ватные палочки.

Предварительная работа :

1. Выставка в группе дымковских игрушек .

2. Дидактическая игра : «Найди такой же» .

Дидактическая задача. Попробуйте найти похожие узоры на столе.

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, давайте улыбнемся и поздороваемся и с нашими гостями.

Эмоциональный настрой.

(дети становятся в круг)

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель : А сейчас я хочу вас пригласить посетить выставку замечательных умельцев.

Воспитатель : Что вы видите на нашей выставке?

Дети. Игрушки

Воспитатель : Правильно. Перед вами разные народные игрушки.

Воспитатель :

Приготовьте свои ушки,

Это интересно знать :

Всё о дымковской игрушке

Я хочу вам рассказать.

Лет четыреста назад. Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно, и в зимний мороз в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно, один дым, вот и назвали то село Дымково .

У детей не было тогда таких игрушек как у вас. И взрослые на берегу реки набрали глины и вылепили разные глиняные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками.

Воспитатель : Ребята, какие узоры и цвета использовали мастера для игрушки?

Дети : круги, линии, точки, кольца, красный, желтый…

Воспитатель : А вы хотите стать мастерами и расписать свою игрушку?

Дети : Да.

Воспитатель : Тогда нам пора отправиться в мастерскую и стать мастерами.

Давайте поедем на лошадках.

Конь меня в дорогу ждет, Руки за спиной «в замок»

Бьет копытом у ворот. Поочередное поднимание ног,

На ветру играет гривой, Покачивание головой,

Пышной, сказочно красивой.

Быстро на коня вскачу,

не поеду – полечу Подскоки на месте

Там, за дальнею рекой, Остановится

Помашу тебе рукой! Помахать руками.

Воспитатель : Вот мы и приехали, посмотрите, в нашей мастерской находятся разные шаблоны дымковской игрушки .

Вы теперь мастера, и должны превратить шаблоны в красивые дымковские игрушки . Но сначала я вам покажу, как нужно наносить элементы росписи – кисть держим тремя пальцами за железку; прямая и волнистая линия наносится одним концом кисти (хвостиком) ; кольцо и круг рисуем концом кисти, но круг потом закрашиваем по форме : точки можно рисовать тычком концом кисти или ватной палочкой.

Воспитатель : Дети, давайте вы, сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую игрушку , цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать .

Открываем глаза :

И прежде, чем начать нам рисовать

Предлагаю пальчики размять.

Потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки сжали – разжали,

Кулачки сжали – разжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас, друзья, я хочу вам предложить выбрать шаблон дымковской игрушки и приступить к работе.

Самостоятельная работа детей под спокойную народную музыку (помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа) .

Воспитатель : Какие вы молодцы – красиво расписали свои игрушки. Вы настоящие народные мастера.

Ребята, к нам в детский сад пришла посылка с села Дымково . Ее нам отправили дымковские мастера . Хотите узнать, что в ней?

Дети : Да.

Воспитатель : Тогда пойдемте, откроем ее.

Ой, да это же дымковская фигура лошадки . Вы хотите расписать настоящую дымковскую игрушку и подарить мамам и папам?

Дети : Да.

Воспитатель : Предлагаю вам взять себе по одной игрушке улыбнуться, сказать до свидания гостям и пойти в группу .

Публикации по теме:

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Уточнить элементы дымковского узора, передавать яркий колорит.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Городецкая роспись» Конспект НОД по декоративному рисованию «Городецкая роспись» Программные задачи: Обучающие: учить детей самостоятельно придумывать узор.

Конспект НОД по декоративному рисованию по мотивам дымковской росписи в средней группе «Тарелочка» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с дымковской росписью. Развивать воображение и фантазию. Воспитывать у детей интерес.

Конспект ООД по рисованию в нетрадиционной технике в средней группе «Дымковская лошадка» Цель: создание условий для развития творческих способностей детей. Задачи: ОО «Художественно-эстетическое развитие» Развивать продуктивную.

Конспект занятия по декоративному рисованию «Городецкая роспись» Программные задачи: 1. Учить детей самостоятельно придумывать узор по мотивам городецкой росписи, располагая его на листе бумаги.

Конспект занятия по

Декоративному рисованию

(дымковская роспись).

« Курочка Ряба».

(средняя группа).

Котова Марианна Валерьевна

воспитатель МОУ начальная школа – детский сад с. Иня,

Охотского района. Хабаровского края

Программные задачи: Закрепить с детьми знания полученные ранее о дымковской росписи; умение расписывать основными элементами дымковской росписи объемные игрушки; упражнять в составлении узора и подборе цветов, соответствующих колориту росписи; развивать у детей интерес к русскому народному творчеству и эстетический вкус.

Подготовительная работа: Рассматривание альбома « Дымковская игрушка», дымковских игрушек

(промышленного производства) , знакомство детей с историей возникновения дымковской игрушки, выставка детских работ.

Материал к занятию: Краски, образцы основных элементов росписи, большие объемные игрушки из бумаги, кассета с записью сказки « Курочка Ряба».

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям послушать сказку « Курочка Ряба» в грамзаписи.

Воспитатель: Вы узнали что это за сказка? А вы всех персонажей сказки знаете? А что с ними приключилось?

Вдруг раздается стук в дверь.

Воспитатель: Кто – то пришел наверное к нам в гости. Заходите, пожалуйста! Странно, стучат, а не заходят. Давайте просмотрим, кто же это к нам пришел?!

Воспитатель вместе с детьми открывает дверь, за дверью стоят большие объемные игрушки из бумаги (белого цвета)

Воспитатель: Странно, как они здесь оказались?! Кто их здесь оставил?! Посмотрите ребята какие они грустные и не веселые, наверное им очень плохо. Как вы думаете почему игрушкам может быть плохо? (ответы детей). Знаете, а мне эти игрушки кого – то напоминают. А вам? Правильно. Это персонажи нашей любимой русской народной сказки « Курочка Ряба». А грустные они наверное от того, что они не нарядные. Давайте мы им поможем! Распишем их самой веселой росписью - дымковской, которой на Руси игрушки расписывают. Посмотрите на нашу выставку. (Дети называют основные элементы дымковской росписи).

Воспитатель предлагает детям поиграть в сюжетную игру « Мастерская маленьких художников». Вспомнить с детьми порядок создания узора; художник сначала придумывают узор, а только потом начинают рисовать. Дети по желанию, выбирают понравившийся им персонаж и начинают рисовать.(По 2 ребенка на одну игрушку).Воспитатель напоминает детям, что во время работы разговаривать нужно вполголоса, чтобы не мешать друг другу, расписывать игрушки аккуратно, не торопиться и договариваться между собой. Воспитатель проводит индивидуальную работу с каждым ребенком, помогает в выборе элементов росписи если дети затрудняются и расположении узора на игрушке.

Воспитатель: Ну вот, все игрушки у нас расписаны. Посмотрите какие они стали нарядные, красивые. Молодцы. Славно потрудились!

Стук в дверь.

Воспитатель: Опять к нам кто – то стучится. Входите пожалуйста!

В группу заходит бабушка Маланья.

Бабушка Маланья: Ой, ребятушки – касатушки, здравствуйте! Вы тут случайно мои игрушки не встречали? На одну только минуточку отлучилась, хотела в мастерскую к умельцам отнести, а они куда – то пропали.

Воспитатель: Бабушка Маланья! А это случайно не твои игрушки?
Бабушка Маланья: (рассматривает игрушки) Нет, не мои. Мои были белые, скучные, а эти вона какие веселые аж глаз радуется.

Воспитатель: Значит это были все таки твои игрушки. Они стояли у нас под дверью и плакали, а мы их разукрасили, нарядили и развеселили.

Бабушка Маланья: Знать и в правду это мои игрушки! Молодцы, ребятушки! Настоящие умельцы – художники! За такую работу надо обязательно отблагодарить. (бабушка Маланья раздаёт детям угощение)

Воспитатель: Спасибо за угощение, а теперь сказка!

Дети инсценируют сказку « Курочка Ряба».

Бабушка Маланья: Молодцы, ребятушки, порадовали бабушку. Мне очень понравилось как вы расписали мои игрушки и им тоже у вас понравилось. Поэтому я решила вам их подарить. А сейчас мне пора, внучата дома ждут. До свидания!

Бабушка Маланья прощается с детьми, они приглашают её ещё к ним в гости.