По следам Воланда: Весенний бал полнолуния в резиденции американского посла. Мастер и маргарита, бал сатаны воланда Спасо хаус история

Еще одно название особняка купца Второва – Спасо-хаус, так как здание расположено на Спасопесковской площадке и давно используется как резиденция посла США в России. Оно также признано объектом культурного наследия РФ.

Николай Александрович Второв в начале ХХ столетия был обладателем самого большого состояния в России. Оно составляло более 60 миллионов золотых рублей, за что русского банкира и предпринимателя даже сравнивали с известным американским финансистом и называли «русским Морганом».

Свой особняк Николая Второв построил незадолго до революции, строительство было завершено в 1915 году. Проект разработали архитекторы Владимир Адамович и Владимир Маят. Особняк был возведен на месте усадьбы, ранее принадлежавшей Лобановым-Ростовским. Возможно, архитекторов вдохновлял ныне не сохранившийся особняк князей Гагариных, построенный их старшим коллегой Осипом Бове через пять лет после пожара 1812 года на Новинском бульваре. Дом для Второва был построен в неоклассическом стиле. Второв был застрелен в 1918 году, по одной из версий, в собственном особняке.

С приходом советской власти здание было национализировано и передано для размещения квартир и кабинетов комиссариата иностранных дел. До 1933 года в нем жил нарком иностранных дел Георгий Чичерин, а затем здесь разместили резиденцию американского посла. Уже при первом после, поселившемся в особняке, к зданию был пристроен зал приемов, который также становился местом проведения культурных мероприятий с участием советских, российских, американских музыкантов, художников, актеров.

Именно с этим зданием в 40-50-е годы была связана история с гербом США, который был подарен послу Сталиным, шесть лет провисел в его кабинете и, как потом оказалось, был начинен подслушивающей аппаратурой. Еще одна легенда, связанная с особняком – это сцена бала у Воланда, которую Михаил Булгаков описал в романе «Мастер и Маргарита» после посещения одного из приемов в резиденции.

Во время своих визитов в Советский Союз в бывшем особняке «русского Моргана» останавливались американские президенты Дуйат Эйзенхауэр, Ричард Никсон и Рональд Рейган.

Особняк на Старопесковской площади не случайно был выбран местом проведения весеннего бала Воланда в романе «Мастер и Маргарита». Если бы стены здания могли говорить, они рассказали бы много секретов и легенд. Спасо-хаус (особняк Второва) находится рядом с Арбатом, и с 1933 года каждый посол США в России живет именно здесь.


1. был впечатлен Весенним фестивалем 1935 года

Весенний фестиваль, который состоялся 24 апреля 1935 года в Спасо-хаус, знаменит тем, что он стал одним из самых шикарных приемов, которые когда-либо проводила делегация США за рубежом. На прием были приглашены выдающиеся деятели мира искусства, среди которых был и Булгаков. По словам его жены, после раута Булгаков переписал главу про бал весеннего полнолуния в своем знаменитом романе «Мастер и Маргарита».


2. Бюст Кеннеди спрятали от Рейгана

При входе в резиденцию посла гости могут увидеть камин, на котором стоит бюст бывшего президента США Джона Кеннеди.


В мае 1988 года Спасо-хаус посетил президент Рональд Рейган, который отправился в Москву на встречу с Михаилом Горбачевым. Помимо организации обширных и трудоемких ремонтных работ в здании, Государственный департамент также отправил всю еду и фарфор, которые использовались во время официального обеда, в Москву. Как отмечали наблюдатели, бюст Кеннеди «переместили в дальний угол».

3. Шпионский герб США в кабинете посла

Существует много историй о шпионаже, связанных со Спасо-хаус. Самая известная из них - о жучке, спрятанном в деревянном гербе Соединенных Штатов. Советский Союз узнал, что посол Уильям Харриман был страстным коллекционером изделий из редких пород дерева, и в 1945 году ему подарили копию Великой печати Соединенных Штатов, вырезанную из дерева.

Сувенир был настолько красив, что посол США повесил его на стене своего кабинета. Конечно, он не знал, что внутри был жучок под названием «Златоуст».


«Златоуст» отлично проработал 8 лет и подслушал четверых послов. Американцы нашли жучок только в 1952 году, когда был обнаружен его радиосигнал. Теперь печать хранится в музее ЦРУ.

4. Тюлени в парадном зале

Во время рождественского сезона 1934 года первый посол США в Советском Союзе Уильям Христиан Буллит поручил своему переводчику Чарльзу Тайеру организовать «настоящее веселье» для всех американских граждан в Москве. Московский цирк одолжил ему трех тюленей.

Вечером гости собрались в парадном зале, туда вошли тюлени с рождественской елкой, подносом с бокалами и бутылкой шампанского, балансирующими на их носах. Затем тюлени показывали трюки, после чего их дрессировщик, который немало выпил, внезапно упал в обморок. Без его контроля тюлени разбежались по всему дому, а сотрудники посольства пытались их поймать.

К счастью для карьеры Тейера, посол Буллит не присутствовал на вечеринке, так как его временно отозвали в Вашингтон.

5. Особняк раньше принадлежал «сибирскому американцу»

Николай Второв переехал в Москву из Сибири в начале XX века. К тому времени он уже был успешным предпринимателем и владел рядом промышленных предприятий и банков.

В феврале 2017 года с помощью архивных материалов журнал Forbes составил список самых богатых людей, которые жили в царской России. Второв возглавил список с состоянием в более чем 60 миллионов золотых рублей (720 миллионов долларов). Из-за его умения зарабатывать деньги Второва называли «сибирский американец».

После революции 1917 года, по мнению некоторых историков, Второв присягнул на верность новым властям, но в мае 1918 года он был убит при таинственных обстоятельствах в своем кабинете. Потомки Второва уехали за границу, а его особняк в центре Москвы был захвачен государством и занят высокопоставленными чиновниками. Он стал резиденцией посла США в 1933 году, когда Соединенные Штаты и Советский Союз установили дипломатические отношения.


Особняк строили с 1913 по 1915 год, и он был оснащен новейшими технологиями той эпохи. Дизайнеры не сдержались, когда дело дошло до интерьера. Главный зал - 25 метров в длину - увенчан высоким сводчатым потолком и огромной люстрой. Считается, что эта люстра, сделанная из русского хрусталя, до сих пор является самой большой в Москве.

Проходя по Арбату неподалеку от памятника Окуджаве, стоит немного свернуть в Спасопесковский переулок, и вы попадете на Спасопесковскую площадку (не площадь, а именно площадку) — одно из удивительных мест Москвы, которое несмотря на массовую реконструкцию района до сих пор хранит дух старой Москвы и Арбата.

Неслучайно именно здесь решил поселиться самый богатый российский промышленник, после революции этот особняк отдали под резиденцию посла США в Москве.

Прогуляться по особняку, посмотреть интерьеры и почитать занимательную историю дома —>


В начале 20 века в Москву из Сибири переехал Николай Вто ров, к тому времени уже преуспевающий предприниматель, владелец множества промышленных предприятий и банков.

В 2005 году используя архивные материалы журнал Forbes составил список самых богатых россиян в 1914 г., в последний год экономического подъема перед Первой Мировой войной. Так вот возглавил этот список как раз Николай Второв, обладавший состоянием более 60 млн золотых рублей. Для сравнения: Морозовы — 40 млн руб, Рябушинские — 25-35 млн руб.

За предприимчивость и умение делать деньги из всего Николая Второва прозвали русским Морганом.

Второв был застрелен в мае 1918 года в своем кабинете (по другой версии в особняке). При этом инцидент никак не был связан с революцией, а с личной историей. Опять же толком ничего не известно, но версии две: либо сумасшедший студент, либо обиженный внебрачный сын. Так или иначе достоверно известно лишь то, что потомки Второва уехали за границу и потом проживали в Париже.

В 1913-1915 гг.с самом сердце арбатских переулков Второв строит для себя огромный, нарочито стилизованный под классику, особняк.
Особняк был оборудован по последнему слову техники и, кроме того, в нем и поныне висит самая большая люстра в Москве (кроме театральных).

Пройдя строгий досмотр мы входим в гости к американскому послу.


При входе нас встречают флаги и камин
Что приятно, американцы очень бережно относятся к истории особняка и даже привнесенные детали не разрушают общей гармонии интерьера.

Интересная деталь: слева на камине стоит бюст президента Кеннеди, который в ходе визита президента Никсона в Москву, на всякий случай, убрали с глаз долой.


Библиотечная комната резиденции американского посла

После революции особняк был национализирован в пользу Наркомата иностранных дел, и здесь поселились высокопоставленные чиновники, включая самого комиссара по иностранным делам Георгия Чичерина, сменившего на этом посту Троцкого.

Дипломатические отношения с США Советский Союз установил только в 1933 году. Здание на Спасопесковской площадке было выделено Наркоматом иностранных дел для временного размещения посольства. Американская дипломатическая миссия должна была поселиться на Воробьевых горах, было даже выбрано место под строительство нового здания, но за три года, на которые был арендован у Наркомата бывший особняк Второва, строительство на Воробьевых так и не началось. Временная резиденция превратилась в постоянную.

Говорят, что очень близко к сердцу выселение из особняка принял Георгий Чичерин. Первое время в особняке периодически несколько раз раздавался телефонный звонок, но в трубке слышалось только молчание. По предположениям американцев, таким образом Чичерин вызывал к себе истопника, продолжавшего работать в особняке. Было известно, что изрядно оставшийся не у дел и впавший в немилость Чичерин развил нешуточную мнительность и доверял уборку своей квартиры только этому истопнику.

Особняк на Спасопесковской площадке у американцев был ласково сокращен до Spaso House. Название прижилось, и сейчас даже в официальных бумагах пишут: Спасо-Хаус.


Вход в парадный зал


Лестница на второй этаж в жилые помещения.

Парадный зал особняка постоянно используется для проведения приемов.

Два приема, проведенных в начале дипломатической истории Спасо-хауса, считаются поистине легендарными.
Первый из них — рождественский прием в канун 1934 года, когда первый посол США в СССР Уильям Буллит (William Christian Bullit) дал указание своему переводчику Чарльзу Тейеру (Charles Thayer) устроить, как он сам потом вспоминал, «что-нибудь сногсшибательное» для всех американцев, проживающих в Москве. Ирена Уайли (Irena Wiley), жена советника посольства, предложила устроить вечеринку с участием зверей. Но когда Тейер пришел в Московскии зоопарк, перестраховавшийся директор отказался дать животных для проведения каких-либо мероприятий в иностранном посольстве. Тейер в отчаянии обратился в Московский цирк, где ему дали трех тюленей — Мишу, Шуру и Любудля выступления в Спасо-Хаусе с цирковыми трюками. Вечером гости посла собрались в зале приемов, свет был потушен, и лишь прожекторы освещали тюленей, которые по очереди внесли в зал на своих мордочках новогоднюю елку, поднос с бокалами и бутылку шампанского. После этого впечатляющего шествия тюлени продемонстрировали публике еще несколько трюков, но под конец представления случился конфуз: дрессировщик не рассчитал своих сил и напился до беспамятсва. Неуправляемые тюлени разбрелись по Спасо-Хаусу, а Тейер и другие сотрудники посольства долго не могли загнать их в клетку. К счастью, посол Буллит был срочно вызван в Вашингтон и на этом приеме не присутствовал, что и спасло дипломатическую карьеру Тейера.

И опять же по настоянию жены посла все было обставлено самым дорогим образом. Назвали мероприятие «Весенний фестиваль». На этот раз Тейеру все же удалось договориться с зоопарком.

В результате, в Спасо-Хаус специально для приема привезли несколько горных коз, десяток белых петухов и медвежонка, которого предполагалось держать на протяжении всего вечера на специально сооруженной небольшой платформе. Для полноты ощущений рабочие соорудили в зале приемов искусственный лес из 10 березок — их выкопали заранее и временно поместили в одну из ванных комнат Спасо-Хауса. И, наконец, был сооружен вольер для фазанов, маленьких попугайчиков и сотни зябликов, также позаимствованных у зоопарка. В довершение всего обеденный стол был украшен финскими тюльпанами и листьями цикория, зеленеющими на влажном войлоке, что, по замыслу авторов композиции, должно было имитировать лужайку.

На приеме присутствовали все ведущие общественные и политические фигуры Советского Союза: нарком иностранных дел Литвинов, нарком обороны Ворошилов, председатель ЦК партии Каганович, писатель и член редколлегии «Известий» Радек, маршалы Егоров, Тухачевский и Буденный.

Среди приглашенных представителей интеллигенции на приеме присутствовал Михаил Булгаков, который, по уверениям его третьей жены, после приема кардинально переписал сцену «весеннего бала полнолуния» в романе «Мастер и Маргарита». Фонтаны вина и шампанского, лучший оркестр, услаждающие слух птицы — все это было и у американского посла, и у Воланда.

На приеме, правда, произошел небольшой конфуз. Радек, шутки ради, налил в бутылочку медвежонку шампанского, после чего последнего обильно вырвало на форму одного высокопоставленного военного. Но скандала не случилось и все благополучно гуляли до самого утра. Елена Булгакова вспоминала, что потом их с мужем к тому же отвезли на машине посла до дома и подарили шикарный букет цветов.

Самая большая люстра Москвы

Интерьер украшен морскими грифонами — популярными символами богатства и могущества. Очень распространенный символ в Москве. На дореволюционной Ильинке, сплошь некогда занятой банками грифоны на каждом шагу (см. )


В обычном античном оранменте-меандре любители конспирологии часто видят свастику


Изначально лепнина особняка была белой, как здесь, в углу. Синие и золотые акценты появились в ней при американцах

Парадная столовая

Интересна история нескольких человек из обслуживающего персонала.

Работники посольства и послы постоянно меняются, поэтому истинными постоянным обитателем особняка всегда был обслуживающий персонал.

Известна история двух дворецких китайского происхождения Чина и Танга, которых невесть откуда привез еще в начале 1950-х посол Джордж Кеннан (George Kennan). Один из этих дворецких даже успел жениться в Москве и даже в конце 1970-х неизменно продолжал работать при американском после.

Еще одним долгожителем особняка является нынешний шеф-повар, итальянец Пьетро Валот (Pietro Valot), готовящий для семьи посла и организовывавший приемы в резиденции еще в 1980-х. Причем, в то время дефицита в магазинах, конечно, ничего невозможно было купить для организации приема на высшем уровне, но, по воспоминаниям работников посольства, Пьетро Валот умудрялся с утра выйти с бутылкой водки и пачкой сигарет, а к обеду накрыть пышный стол.


Люстра в столовой


Большой бальный зал был пристроен к особняку специально для организации балов еще в 1935 г.


Фотосъемка делалась в 20-х числах декабря, поэтому у нас также была уникальная возможность посмотреть на него во всей рождественской красе.

И, напоследок, два вида


Фото из окон второго этажа, снято в 1930-х, но вид с тех пор не изменился. Церковь Спаса на Песках (отсюда название площадки)


Этот же вид на картине «Московский дворик» кисти Василия Поленова

Удивительный особняк. Такой новый и такой старый, безумно богатый, но и без излишних украшательств одновременно. Не зря именно его отдали сначала наркомату иностранных дел, а затем в качестве дружественного шага — посольству США. Николай Второв не только умел зарабатывать деньги, но и обладал вкусом.

Особняк Второва - памятник неоклассической архитектуры предреволюционного времени, и, по совместительству, резиденция посла Соединенных Штатов Америки в Москве. Этот особняк также известен как прототип "дома Воланда" из романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита". Приём у американского посла, на котором был писатель в 1937 г., вдохновил его на образ таинственного дома, где состоялся бал в полнолуние у Воланда и куда была приглашена героиня романа Маргарита.

Особняк Второва построен в 1913-1915 по заказу Н. А. Второва, крупнейшего предпринимателя России, по проекту В. Д. Адамовича и В. М. Маята на месте бывшей усадьбы Лобановых-Ростовских. Непосредственно рядом с домом Второва находятся памятники московского ампира - дома А.Г. Щепочкиной и Н.А. Львова. Вероятно, образцом для Адамовича и Маята послужил петебургский особняк Половцева, построенный в 1911-1913 И. А. Фоминым, а также особняк Гагариных на Новинском бульваре работы О. И. Бове (уничтожен авиабомбой в 1941). Существенные отличия второвского особняка - в замене центрального портала на полуротонду с ионическими колоннами, поддерживающими балкон. Размеры палладианского полуциркульного окна точно повторяют размеры окна особняка Гагарина, но здесь оно приподнято относительно классических образцов на высоту балюстрады. Внутри особняк спланирован по канонам классической симметрии.



Если вы планируете своё путешествие и хотите осмотреть достопримечательности, лучше всего остановиться в хорошем месте, где можно будет отдохнуть после утомитеьных прогулок. Отдых в московской области будет куда приятнее, когда вы будете полны сил и преисполнены хорошим настроением

В 1918-1933 в особняке Второва размещались учреждения и квартиры, в т.ч. жил народный комиссар иностранных дел Георгий Чичерин, позже - его заместитель. С 1933 особняк используется в качестве резиденции посла США в Москве. Первым американским послом, поселившемся в особняке стал Уильям Буллит. В эти же годы со стороны главного входа в сад к особняку был пристроен большой зал для приемов и танцев. Именно здесь на одном из первых музыкальных вечеров своей оперой «Любовь к трем апельсинам» дирижировал Сергей Прокофьев, неоднократно выступали всемирно известные музыканты и певцы, выставлялись работы выдающихся американских художников.

Со “Спасо-Хаусом” связано много “шпионских” историй. Наиболее известной из них является история с помещением подслушивающего устройства в деревянный герб США, преподнесенный в подарок от Сталина послу США. Герб провисел в его кабинете с 1946го по 1952 год.

Здесь жили во время государственных визитов Эйзенхауэр, Никсон, Рейган. На приёме в 1976 году в честь двухсотлетия Декларации независимости США дом вместил 3001 гостя.


October 26th, 2012

Вот и дошли у меня руки написать про Спасо-Хаус - резиденцию американского посла, в которой Воланд давал свой Весенний Бал. Объект это закрытый, практически режимный, поэтому простому смертному посмотреть вживую на его интерьеры мало реально. Но к большому счастью, пара моих знакомых получили туда приглашение на какой-то прием, а вместе с ним мои настоятельные просьбы "сфотографировать ну-что-нибудь-ну-как-получится". Получилось по-разному - вы сами увидите:)



Считается, что в описании Великого бала у Сатаны М.А. Булгаков использовал впечатления от приема, который был дан американским послом в Москве в апреле 1935 г. Это мероприятие проходило в резиденции американского посла, расположенной по адресу Спасопесковская площадь, 10. Особняк этот сегодня, даже в официальных документах, называют Спасо-Хаусом - по названию площади и расположенной рядом церкви Спаса на Песках.

Вывод о посольском приеме как прообразе Бала Сатаны делается в первую очередь на основе воспоминание Е.С. Шиловской, третьей жены Булгакова. И у исследователей есть все основания ей верить:
- Советская наглядная пропаганда тех лет часто изображала "американский империализм" в облике дьявола.
- Для полуопального литератора, каковым был Булгаков, прием в американском посольстве - событие почти невероятное, сравнимое с балом у сатаны. Особенно прием такого размаха: «Весенний Фестиваль», так назывался апрельский бал 1935 г., был одним из самых громких приемов Москвы эпохи СССР.

Это было самое начало дипломатических отношений СССР и США. Американский посол просто обязан был устроить что-то невероятно фееричное для достойного позиционирования своей страны и себя в московских дипломатических кругах. Первой ласточкой был рождественский прием 1934 года по случаю Рождества. Тогда из московского цирка выписали трех тюленей, которые выносили гостям елку и подносы с шампанским. Но в полном объеме цель была достигнута весной 1935 года. Не пускаясь в описание мероприятия (об этом ниже, упомяну только, что на «Весеннем Фестивале» американского посольства присутствовали все ведущие общественные и политические фигуры Советского Союза: нарком иностранных дел Литвинов, нарком обороны Ворошилов, председатель ЦК партии Каганович, писатель и член редколлегии “Известий” Радек, маршалы Егоров, Тухачевский и Буденный.

Фасад Спасо-Хауса. Впрочем, ни Маргарита, ни Воланд никогда его не видели - Весенний Бал Воланд давал все в той же многострадальной квартире Степы Лиходеева.

Но вернемся к описанию Бала Сатаны Булгаковым и постараемся соотнести их с реалиями резиденции американского посла.

Маргарита увидела себя в тропическом лесу. Красногрудые зеленохвостые попугаи цеплялись за лианы, перескакивали по ним и оглушительно кричали: «Я восхищен!» Но лес быстро кончился, и его банная духота тотчас сменилась прохладою бального зала с колоннами из какого-то желтоватого искрящегося камня. Этот зал, так же как и лес, был совершенно пуст, и лишь у колонн неподвижно стояли обнаженные негры в серебряных повязках на головах.

Для «Весеннего фестиваля» в Спасо-Хаус из Московского зоопарка привезли несколько горных коз, десяток белых петухов и медвежонка. Для полноты ощущений рабочие соорудили в зале приемов искусственный лес из 10 березок. И, наконец, был сооружен вольер для фазанов, маленьких попугайчиков и сотни зябликов, также позаимствованных у зоопарка.

Большой зал Спасо-Хауса, в котором обычно проходят приемы. Колонны есть, хоть и мраморные, а не "из искрящегося камня".

Невысокая стена белых тюльпанов выросла перед Маргаритой, а за нею она увидела бесчисленные огни в колпачках…

Обеденный стол на весеннем приеме был украшен тюльпанами и листьями цикория, зеленеющими на влажном войлоке, что, по замыслу авторов композиции, должно было имитировать лужайку. Жена Булгакова также вспоминала о «Массе тюльпанов, роз - из Голландии».

Оркестр человек в полтораста играл полонез. …
- … Здесь только мировые знаменитости.
— Кто дирижер? — отлетая, спросила Маргарита.
— Иоганн Штраус …

В Москву специально для этого бала был выписан оркестр из Праги.

За люстрой виден балкончик, на котором могли располагаться музыканты. Кстати, висящая здесь люстра - одна из претенденток на звание "той самой люстры, на которой раскачивался Бегемот".

В следующем зале не было колонн, вместо них стояли стены красных, розовых, молочно-белых роз с одной стороны, а с другой — стена японских махровых камелий. Между этими стенами уже били, шипя, фонтаны, и шампанское вскипало пузырями в трех бассейнах, из которых был первый — прозрачно-фиолетовый, второй — рубиновый, третий — хрустальный. Возле них метались негры в алых повязках, серебряными черпаками наполняя из бассейнов плоские чаши.

В центре большого зала во время приема был установлен фонтан с шампанским. А вот как вспоминает Е.С. Шиловская: «В верхнем этаже - шашлычная. Красные розы, красное французское вино. Внизу - всюду шампанское, сигареты».

Примерно под люстрой и стоял фонтан с шампанским.

Маргарита была в высоте, и из-под ног ее вниз уходила грандиозная лестница, крытая ковром.

Лестницы в Спасо-Хаусе две: одна поднимается от вестибюля на уровень главного зала, а другая - от главного зала наверх в жилые помещения (она называется главной лестницей). Причем эти лестницы располагаются "друг за другом", так что стоя на вершине второй ты можешь видеть начало первой.

Лестница ведущая из вестибюля в главный зал.

А вот это вид примерно с той же самой точки, но в другую сторону - на лестницу, ведущую в жилые помещения (слева располагается главны зал).

Главная лестница.

Внизу, так далеко, как будто бы Маргарита смотрела обратным способом в бинокль, она видела громаднейшую швейцарскую с совершенно необъятным камином, в холодную и черную пасть которого мог свободно въехать пятитонный грузовик.

Камин в вестибюле Спасо-Хауса действительно есть. И его даже можно рассмотреть с лестницы.

Только вот две проблемы: камин этот маленький, электрический и установлен совсем недавно. В булгаковские времена его на этом месте не было.

Так что Спасо-Хаусу пришлось претерпеть значительные перестройки в воображении писателя, чтобы разместить под своими сводами Весенний Бал Полнолуния.

И, напоследок, несколько фотографий библиотеки Спасо-Хауса. К Мастеру и Маргарите она никакого отношения не имеет, но, мне кажется, их просто любопытно посмотреть.

При подготовке использовались следующие ресурсы:
http://russian.moscow.usembassy.gov/spasohistory.html
http://www.bulgakov.ru/v/bal/
http://www.youtube.com/watch?v=36FHGka2hEs
http://moscowwalks.ru/2012/01/18/spaso-house/

Другие мои заметки о Булгаковской Москве читайте