Почему Клод Моне уничтожал свои картины? Клод моне краткая биография.

Оскар Клод Моне – великий импрессионист, всю свою жизнь рисовавший картины. Художник является основателем и теоретиком французского импрессионизма, которому следовал на протяжении всего творческого пути. Живописная манера Моне в импрессионизме считается классической. Для нее характерны раздельные мазки чистого цвета, создающие богатство света при передаче воздушной среды. В своих картинах художник стремился передать сиюминутное впечатление от происходящего.

Детство и юность

Клод Моне родился в Париже 14 февраля 1840 г. Когда ему исполнилось 5 лет, семья переехала в Нормандию, в Гавр. В школе мальчик ничем особым не отличался, кроме способностей к рисованию. У его родителей была бакалейная лавка, которую они надеялись передать сыну. Вопреки надеждам отца, Клод с раннего возраста тянулся к живописи, рисовал карикатуры и не помышлял о том, чтобы стать бакалейщиком.

Портрет Клода Моне. Художник Огюст Ренуар

В местном салоне пользующиеся успехом карикатуры, нарисованные Клодом, продавались по 20 франков. Увлечению способствовало и знакомство юноши с пейзажистом Эженом Буденом – любителем пленэра. Художник показал начинающему живописцу основные приемы живописи с натуры. Отстоять право выбора профессии помогла и его тетя, взявшая на себя заботу о юноше после смерти матери.

Занятия с Буденом открыли перед будущим художником его истинное призвание – писать природу с натуры. В 1859 году Клод отправляется на родину в Париж. Здесь он работает в студии для бедных художников, посещает выставки и галереи. Развитию таланта помешала армия. В 1861 году Монепризывают на военную службу в кавалерийские войска и отправляют в Алжир.


Из семи положенных лет на службе он пробудет два года, так как заболеет тифом. Вернуться домой ему помогли и 3 тысячи франков, которые тетя заплатила, чтобы откупить племянника от воинской повинности. Оправившись от болезни, Моне поступает на факультет искусств университета, но быстро разочаровывается. Ему не нравится царивший там подход к живописи.

Начало творчества

Желание учиться приводит его в студию, организованную Шарлем Глейром. Здесь он знакомится с , Альфредом Сислеем и Фредериком Базилем. В Академии состоялось его знакомство с Писсарро и . Молодые художники были одного возраста, имели схожие взгляды на искусство. В скором времени они стали костяком, объединившим импрессионистов.


Портрет Камиллы Донсье, созданный художником в 1866 году и выставленный в салоне, сделал его известным. Первым серьезным произведением стала картина «Завтрак на траве» (1865-1866), написанная им вслед за одноименной работой Эдуарда Мане. Вариант Клода был в четыре раза больше по размеру. Композиция картины достаточно проста – на полянке возле леса разместилась группа нарядных женщин и мужчин.


Ценность картины – в ощущении движения воздуха, усиленного фактурными мазками. На выставку она не попала, так как художник не успел дописать большое полотно. Стесненному материально Клоду пришлось продать картину, чтобы забыть о голоде и не одалживать у друзей. Вместо нее художник выставил «Даму в зеленом» (портрет К.Донсье).


Следующее двухметровое полотно «Женщина в саду» полностью написано на пленэре. Чтобы словить нужное освещение, художник вырыл траншею, позволяющую перемещать холст вверх и вниз. Приходилось подолгу ждать нужного освещения, и только после этого браться за кисть. Несмотря на его стремление добиться совершенства, жюри салона работу отклонило.

Импрессионизм

Новое направление в живописи, получившее название «импрессионизм», стало переворотом в живописи. Чувствовать сиюминутность происходящего и передавать его на полотне – задача, которую ставили перед собой импрессионисты. Клод Моне был ярким представителем и основоположником этого направления. Он был художником пленэра, передающим естественную, сиюминутную красоту окружающего пространства.


Летом 1869 г. в компании с Ренуаром он отправляется на пленэр в Бужевиль. В новых картинах, написанных крупными пастозными мазками, он отказывается от смешанных оттенков. Пишет чистым цветом и делает для себя множество открытий, касающихся техники живописи, особенностей светотени, влияния на цвет окружающих оттенков и т.д. Так появился и получил развитие импрессионизм – новаторское направление в изобразительном искусстве.


Картина Клода Моне «Здание парламента. Солнечный свет в тумане»

С началом франко-прусской войны Клод Моне, пытаясь уклониться от армии, едет в Англию. Он не поддерживал Наполеона III и был его убежденным противником. В Англии знакомится с Полем Дюран-Рюэлем – продавцом картин. Они станут хорошими друзьями и партнерами. Поль купит у художника большую часть картин этого периода его творчества.


Деньги от продажи позволили приобрести домик на родине, в Аржантее, в нем он прожил несколько счастливых лет до 1878 года. В этот период художник плодотворно работает, создавая свои картины, в том числе и знаменитое произведение Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». Название этого шедевра выражает суть импрессионизма и было использовано критиками для определения нового направления в живописи. «Восход солнца» был выставлен в 1974 году в Париже.


Много времени Моне уделяет серийным композициям: изображает виды Лондона, Руанский собор, Стога, Маки и др. пейзажи. В импрессионистической манере передает неодинаковую освещенность в зависимости от погоды, времени суток и года, используя для каждого состояния свою тональность палитры. Для описания картин великого импрессиониста трудно подобрать слова, их нужно чувствовать и понимать.

Жизнь в Живерни

Поднакопив денег, Моне поручает финансовые дела Э. Гошеде. Банкротство бизнесмена вынуждает семьи объединить капиталы и переехать в деревушку Ветей. Здесь в его биографии происходят трагические события, связанные со смертью жены, а затем и сына. В 1883 году семья Моне переезжает в деревню Живерни, расположившуюся на живописном берегу Сены. В это время его картины хорошо продаются, он скопил неплохое состояние, часть которого тратит на расширение своего сада.


Известно, что знаменитый художник был еще и садовником, создававшим свой сад на протяжении 43-х лет. Он находил удовлетворение не только в выращивании растений и созерцании результата своих трудов. В последние годы жизни Моне выходил с мольбертом в свой роскошный сад и много рисовал. Великий труженик и «раб своего дела», как он себя называл, пытался достичь совершенства в передаче красоты окружающей природы на холст.


В этот период художник осваивает новую технику. Пишет по несколько картин одновременно. Таким образом он старается запечатлеть переменчивое освещение. Сеанс живописи над одной картиной мог составлять полчаса, затем он переходил к другой, чтобы словить и передать другое сиюминутное впечатление. К примеру, серия его картин с изображением мыса Антиб, представлена в утреннем, полуденном, осеннем, летнем и весеннем освещении.

Личная жизнь

Первой женой художника была Камилла Донсье, позировавшая ему для «Дамы в зеленом» и других картин. Она родила двух сыновей с разницей в 11 лет. После смерти любимой жены, которая была и его постоянной натурщицей, у художника завязываются отношения с Алисой Гошеде. Официально они станут мужем и женой после смерти ее мужа Эрнеста. Алисы не стало в 1911 году, через три года ушел из жизни его старший сын Жан.


Клод Моне и Алиса Гошеде на площади Сан Марко в Венеции

Творчество Клода Моне входит в ТОП-3 самых дорогих живописцев. Средняя цена картин - $7,799 млн. самая дорогая из них («Водяные лилии», (1905) оценивается в $43 млн. Работы хранятся в музеях всего мира. Крупными владельцами наследия художника считаются Россия, Великобритания и США.

Смерть

Художник прожил долгую жизнь, перенес две операции по удалению катаракты, после которых изменилось его цветовосприятие. Ультрафиолет он стал видеть в лиловом или голубом цвете. Это видно по его картинам, написанным после операции. Примером такой работы являются «Водные лилии». В этот период большую часть времени он проводит в саду, создавая на своих полотнах таинственный мир воды и растений. Знаменитая серия его последних панно представлена разнообразными прудами с кувшинками и другими водными растениями.


Умер художник в Живерни 5 декабря 1926 г. от рака легких в 86-летнем возрасте, пережив многих дорогих ему людей. По его настоянию, церемония прощания была простой и немноголюдной. Попрощаться с художником пришло 50 человек. Похоронили Моне на церковном кладбище.

Самые известные картины

  • «Женщины в саду» (1866)
  • «Терраса в Сент-Адресс» (1867)
  • «Темза ниже Вестминстера (Вестминстерский мост)» (1871)
  • «Впечатление: Восходящее солнце» (1872)
  • «Поле маков у Аржантея» (1873)
  • «Бульвар Капуцинок» (1873)
  • «Прогулка к утесу в Пурвиле» (1882)
  • «Дама с зонтиком» (1886)
  • «Руанский собор: главный вход на солнце» (1894)
  • «Водяные лилии» («Нимфеи») (1916)

Самые дорогие картины

  • «Водяные лилии», (1905) – $43 млн.
  • «Железнодорожный мост в Аржентее» (1873) - $41 млн.
  • «Водяные лилии» (1904) - $36 млн.
  • «Мост Ватерлоо. Облачно» (1904) - $35 млн.
  • «Тропинка к пруду» (1900) - $32 млн.
  • «Пруд с водяными лилиями» (1917) - $24 млн.
  • «Тополя» (1891) - $22 млн.
  • «Здание парламента. Солнечный свет в тумане» (1904) - $20 млн.
  • «Парламент, закат» (1904) - $14 млн.

Клод Моне (Claude Monet) 1840-1926 г. Один из основателей и ведущих художников периода импрессионизма. Биография и картины.

Уже в 16 лет Клод Моне решил, что настоящее искусство рождается на пленэре, отвергнув классические принципы. Его жизнь была богата на события – он любил и страдал, преодолевал непонимание и купался на волнах успеха. Он оставил после себя богатое наследие, испробовав множество сюжетов, чтобы в конце жизни бесконечно выводить на холсте кувшинки из своего любимого пруда.

Никогда до этого момента изобразительное искусство не видело творца более тонкого и смелого, внимательно присматривающегося к природе, что позволило ему создать целый ряд картин настолько чувственных и честных в своей красоте, что это явилось своего рода откровением для последующих поколений, избравших своей путеводной звездой импрессионизм.

Движение к успеху, дорогой импрессионизма.

Клод Моне оказался в Париже в 19 лет. В столице он вначале обучался в Академии Сюисса, а после продолжил своё образование в мастерской Шарля Глейра. Не так важно насколько сильным было влияние этого популярного в ту пору художника на техническое и стилевое развитие молодого Моне, но то, что он собрал вокруг себя народ более чем примечательный – этот факт. В мастерской Клод Моне познакомился с Сислеем, Ренуаром, Базилем, с которыми вместе будет ковать новый стиль в искусстве уже в скором времени.

В 1863 году разразился огромный скандал, в связи с ультра смелой и откровенной картиной «Завтрак на траве» Эдуарда Мане. Клод, вдохновлённый этой работой, решил написать свой вариант. «Завтрак на траве» Клода Моне явно демонстрирует поиски стиля молодого мастера – отказ от контура, пренебрежение линией за счёт моделирования форм с помощью цветовых пятен, эксперименты в передаче естественного освещения на полотне. Для многофигурной композиции мастер использовал всего лишь две натуры – все дамы написаны с его возлюбленной Камиллы, а мужчины с друга Базиля. Примечательно, что в этой работе Моне изобразил несколько персонажей спиной к зрителю, разрушив тем самым один из главных канонов классической живописи — подобное изображение доселе было недопустимым.

Но молодой Моне двигался своей дорогой, пробуя на вкус цвета, сюжеты, пластику и композицию. Таким же новаторством отличается работа «Женщины в саду», моделью которой также выступила любимая Камилла, «размноженная» четырежды на полотне.

Работы Моне раннего периода в подавляющем большинстве посвящены Камилле. «Дама в саду», «Женщина в зелёном платье» — на всех этих полотнах зритель увидит Камиллу, причём последняя работа принесла Клоду известность. В последствии у Моне появиться ещё один любимый натурщик – его сын Жан.

Работа над стилем.

60-е годы были ознаменованы тяжёлым материальным положением для Моне. Есть свидетельства, что живописец даже подумывал о самоубийстве. Однако от этого отчаянного шага Клода спасла работа – в его имение в Буживале приезжает Ренуар и друзья много работают на натуре, оттачивая мастерство, находясь в поиске новых средств выразительности. Основной целью их поисков было мгновенье — художники стремились поймать сиюминутность, успеть запечатлеть один и тот же пейзаж в разные временные отрезки, доказав всеми миру, что отдельно взятый момент не похож на предыдущий или последующий, он уникален и прекрасен своей неповторимой красотой.

Моне стал практиковать новую технику нанесения цветов на холст – он не смешивает цвета на палитре, как это делали художники прошлых лет, предпочитая наносить чистые колеры, позволяя глазу зрителя самостоятельно смешать краски, глядя на законченную работу.
В 1872 году Клод Моне создал легендарную картину – «Впечатление. Восход солнца». Уникальность её не только в технике и цветовом решении, но и в том, что этот полотно дало название целому направлению. С этого момента весь мир будет знать, если на полотне преобладают мелкие мазки локальными цветами, отсутствует линия, а пространство наполнено светом – это импрессионизм, с французского «впечатление».
Легендарная работа явилась стартом успеха художника, за ней последуют лучшие его работы – «Поле маков у Аржантёя», «Бульвар Капуцинок», «Вокзал Сен-Лазар» и др. Работа приносила удовлетворение, хотя публика не всегда встречала картины мастера с восторгом.

1879 год дал ещё один повод запечатлеть Моне уходящее мгновение – умирала его любимая Камилла, и с какой-то болезненной внимательностью художник рисовал её лицо, теряющее краски.

Признание и покой.

Лишившись любимой женщины, Моне, наконец, обретает признание – критики пишут хвалебные отзывы, публика симпатизирует его работам, а материальное положение значительно улучшается.

Моне начинает писать циклы – серии работ, посвящённые одному и тому же сюжету, исполненные в различном антураже, разнящиеся временной характеристикой: художник пишет пейзаж в разное время года или суток, или погодных условиях. Примерами таких работа могут служить серии «Руанский собор», «Тополя на Эпте», «Тополя», «Здание парламента в Лондоне» и др.

В 1892 году Моне женится во второй раз, и много путешествует, обогащая свою галерею восхитительными маринами.

А на закате лет мастер приезжает в Живарни, где разбивает сад с прудом и мостиком, считая всё это природное великолепие своим лучшим произведением искусства. Черпая вдохновение в своём саду, мастер создал не одну серию картин, любимой из которых была та, что посвящена кувшинкам.

Финал жизни Моне нельзя назвать счастливым – ушла из жизни его вторая жена, а затем и сын Жан, художника одолела катаракта, которая привела к фактической слепоте. Однако как оглохнувший Бетховен не перестал сочинять, так и Моне не стал отбрасывать кисти, продолжая писать картины до самой своей смерти в любимом Живарни. В декабре 1926 Моне не стало. Закончив свой жизненный век, он только начал век художественный – его картины стали вдохновителями многих художников, и тех, кто явился прямым последователем импрессионизма, и тех, для кого он стал отправной точкой, породив множество новых стилевых «измов».






Все кто начинают знакомиться с миром искусства, рано или поздно испытывают когнитивный диссонанс по поводу фонетического происшествия у двух французских художников. Сказать что этих мастеров часто путают — ничего не сказать, их просто не различают, а многие думают что это вообще один человек. Этих людей можно понять, ведь Моне и Мане жили в одно время, родились в одном городе и даже дружили.

О ком рассказать в первую очередь? История известности их настолько пропитана фонетикой, так что придется идти по алфавиту. Различие в их фамилиях всего лишь в одной букве, второй по счету, буква «А» первая, поэтому справедливо начать с Мане. По мере знакомства с этими художниками, вы поймете, что они очень разные и абсолютно индивидуальные личности. Сложно сказать чей вклад в живопись был весомее, но сейчас Клод Моне является более популярным и узнаваемым художником, чем его друг. Стоит заметить, что как только Моне приехал в Париж из Гавра, он искал встречи и знакомства с Мане, Ренуаром, Базилем и другими уже именитыми импрессионистами на то время.

Эдуард Мане (Édouard Manet)

1832 - 1883 (51 год)

Эдуард Мане, автопортрет.

Родился в приличной семье, его отец занимал крупный чин в министерстве юстиций, а мать была дочкой французского дипломата и консула. После школы он хотел стать мореходцем, но экзамены оказались для него слишком сложными. Провалив тесты, он не отчаивался, и отправился в учебные плаванья при морской школе. Но уже тогда он сильно сомневался в том, что ему нужно море, его все сильнее тянуло к краскам и холсту. Естественно его родители были против, но отец дал ему шанс, чтобы Мане за время учебного путешествия практиковался с рисовании. По прибытию в Париж, Эдуард показал отцу свои работы и на удивление, родня их приняла очень тепло. Таким образом, он поступил в школу изящных искусств, потом были мастерские различных художников, одним словом закончил своё обучение ровно через декаду, в возрасте двадцати семи лет.

Эдуард Мане, «В лодке»

В силу того, что этот материал не биографический, нужно перейти к его стилю рисования. Эдуард отличается тем, что он рисовал более реалистичные картины, с правильными контурами и цветами. Он любил изображать людей, и у него это хорошо получалось, в отличии от своего визави. Мане входил в Батиньольскую группа, в ней было множество деятелей искусств того времени, в основном художники-импрессионисты. Дега, Ренуар, Моне, Писсарро - все они состояли в этой группе, уважали и считались с мнением Эдуарда. Но настоящее признание пришло спустя многие годы, когда художник уже был неизлечимо болен. Будучи практически прикованным к креслу, он нарисовал картину «Бар в „Фоли-Бержер“» , после которой его мастерство было признано официально в Салоне 1882 года. Спустя год ему ампутировали ногу, и через несколько дней он умер в агонии от боли.

«Бар в „Фоли-Бержер“»

Клод Моне (Oscar-Claude Monet)

1840 - 1926 (86 лет)

Клод Моне, автопортрет.

Родился в семье бакалейщика, его отец мечтал о том, чтобы Клод продолжил его дело и хотел передать ему свою бакалейную лавку. Копеечка на жизнь его семье давалась непросто, а свою юность Моне отмечает практически бродяжной и очень непростой. Он был очень свободолюбивым мальчиком, любил природу и часто убегал к морю. Если он и появлялся в школе на уроках, то он больше разрисовывал тетрадки, вместо того, чтобы вести конспект. К 15-ти годам он уже был известен на всю округу, все знали его как молодого карикатуриста и остроумного парня. Ему поступало много заказов, ему пришлось сделать волевое решение, он выставил очень внушительный ценник на свои работы, это придало ему некой скандальности. Но ожидаемо, что карикатуры быстро ему надоели, и он начал рисовать то что он действительно любит - природу во всей её красе. Вскоре его работы признала вся Франция, он отличался от художников тем, что его плохое зрение позволило рисовать картины совершенно невообразимыми цветами красок. Прошло совсем мало времени, как им заинтересовалась вся культурная Европа. Моне состоялся как художник в полной мере именно как пейзажист, который благодаря своему дефекту и болезни (катаракта) открыл новый жанр живописи. Если бы у него было стопроцентное зрение, то он никогда бы не создал свои шедевры, жанр которых журналисты назвали как «импрессионизм».

Клод Моне, «Антиб, послеполуденный эффект»

Слава и признание позволило ему переехать в городок Живерни, где он создал свои легендарные сады, которые цвели круглый год. Он сделал это специально, причина понятна сразу - чтобы было что рисовать, и на что посмотреть независимо от поры года. Сейчас это место является музеем под открытым небом и культовым культурным местом Франции. Дополнительно вы можете прочитать про сады Живерни в материале

Клод Моне Родился 14 ноября 1840 года в столице Франции Париже. Этот человек вошел в историю как отец-основатель импрессионизма и родоначальник новой романтики мгновения. Его лиричное восприятие окружающего мира позволило ему создать новый уникальный образ мышления в живописи.

Детство

Первые пять лет своей жизни Оскар провел в сердце Франции, Париже. Еще до того, как мальчику исполнилось шесть лет его семья сменила место жительства на Нормандию, Гавр. Отец будущего живописца был бакалейщиком и лелеял надежду на то что сын пойдет по его стопам. Но у юного Оскара душа лежала к приключениям. Целые дни напролет он проводил на улице, лазая по скалам или резвясь у водной глади. Обладая свободной душой его невозможно было застать за учебниками или в классе на уроке. Когда против своей воли он оказывался за партой то проводил это время за рисованием. Обрисовывая переплеты тетрадей и книг изображениями своих преподавателей и друзей не в самой лестной форме. Мальчишке Оскару еще не исполнилось и 15 лет, а он уже прослыл на весь город знаменитым карикатуристом. Его репутация была столько прочна что горожане довольно часто просили его нарисовать карикатуру на того или иного человека.

Молодой предприниматель Клод Моне

Возможно жилка торговца, перешедшая от отца или недостаток карманных денег, сформировало в голове мальчика идею брать плату за свои работы. Цена в двадцать франков была, по его мнению, отличной платой за его труды. Его «популярность» довольно быстро набирала все большие обороты и его работы можно было увидеть в окнах витрины одинокой в этом городе лавки для художеств. Порой толпы ротозеев собирались посмотреть на новые творения юного карикатуриста. Пусть и не мировая известность, но такое внимание было приятно Моне, и он гордился собой. Не один раз в этом же магазинчике вместе с его работами выставляли работы местного мариниста Эжена Будена. Оскар с его нестандартным восприятием мира и свободолюбивой натурой абсолютно не воспринимал реалистическую живопись художника.

Каждый раз видя эти детально прорисованные камни, волны, людей и небо он чувствовал отвращение и недоверие. Еще ни разу, не встретивший мариниста в живую он ненавидел его из-за его работ и всячески отказывался знакомиться с ним. Однако волею судьбы как-то раз они одновременно пришли в художественную лавку, и продавец между делом решил представить их друг другу. Эжен Буден будучи человеком отзывчивым и добрым положительно отозвался о карикатурах Моне и предложил ему направить свой талант в нужное русло. Пейзажи, портреты натюрморты это все должно было способствовать развитию его навыков, но было абсолютно ему ненавистно. Не один раз Буден звал Клода на пленэры и прогулки, но юноша всегда находил повод отказаться. Настойчивость мариниста сделала свое дело и одним летним днем они все-таки отправились на совместный пленэр.

Клод Моне — Подсолнухи

Обретение своего стиля

Настойчивость Будена увенчалась успехом Моне открыл для себя мир с новой страницы. Его восприятие природы поменялось в корне, и он начал понимать ее. Семнадцатилетний рисовальщик не представлял себе другого более подходящего учителя. Перенимая легкость и чистоту впечатлений его навык развивался, но все еще требовал критики и конкуренции. Будучи самостоятельным юношей с малых лет любящим свободу Моне пришел к родителям с новостью о том, что желает получать образование в Париже. Мать отнеслась к этой новости с подозрением так как не доверяла наставнику сына, а отец был огорчен фактом что у семьи нет денег на поездку в Париж. Не желая отвергать мечту своего чада отец Моне написал письмо в городской совет с просьбой про спонсировать обучение перспективного рисовальщика.

К сожалению, в прошении было отказано так как по мнению совета прошлое карикатуриста могло отвлечь юношу от обучения. Так и не дождавшись положительного ответа Оскар отправился в Париж. Вдохновлённый новыми ощущениями художник берется за рисование с еще большим энтузиазмом отказываясь, однако обучатся у преподавателей, которых ему советовали. Вместо классических занятий он предпочитает компанию в заведении «Кабачок мучеников». Это место было наполнено новыми для него эмоциями, которых он не испытывал прежде в родных краях.

Веселая и любящая споры компания заряжала его душу энергией для свершения великих дел. Родители не одобряли решения сына оставить классическую школу и ограничили его финансирование. Благодаря одной лишь финансовой поддержке тетушки Оскар остался жить в столице Франции еще на несколько месяцев. В 1860 году он был отправлен на военную службу и послан в Алжир. Не прослужив и двух лет, Моне откупился от армии и возвратился в родные края. Сразу после возвращения он начал посещать студию живописи, созданную Шарлем Глейром. Посещая занятия, он встретил таких молодых людей как Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль которые в будущем стали ведущими специалистами импрессионизма.

Клод Моне — Водяные лилии. 1906

Известность Клода Моне

В 1870 году художник женился на Камилле Донсьё этот брак подарил ему двух сыновей. А портрет жены «Камилла, или портрет дамы в зелёном платье» принес художнику известность. После свадьбы живописец со своей супругой отправляется в Трувиль, Нормандию. На курорте он встречает своего давнего друга Будена проводившего там отпуск. Моне снова начинает писать море и светлые солнечные пляжи. По сравнению с полотнами, сделанными десять лет назад под влиянием наставника теперь его взгляд был направлен на свет и цветовые решения окружающей среды. Его стиль приобретает смелые, уверенные мазки я становится более хаотичным.

В июле 1871 года началась война и художник не желающий умирать за императора покинул страну и отправился в Англию вместе с семьей. Находясь в Англии, он детально изучает местную живопись и вносит коррективы в собственные работы. В будущем в его работах появляется легкость появляются туманы, пары и легкие почти незаметные перепады погоды. После недолгого путешествия художник возвращается во Францию. 1842 стал годом рождения судьбоносной картины «Впечатление. Восходящее солнце», в будущем это полотно послужит примером для создания названия для нового стиля импрессионизм.

В период с 1874 по 1878 год живописец напишет одни из своих самых известных работ, например, «Камилла в японском кимоно». Многие из его работ были затронуты влиянием японизма. Яркие и простые краски, прямые и лишенные деталей фигуры. Японизм сыграл важную роль в становлении импрессионизма как направления давая примеры для вдохновения живописцам того времени. В возрасте тридцати двух лет в 1879 году умерла его жена Камилла от ужасной болезни туберкулез. Не желая расставаться с ней даже после смерти, импрессионист напишет ее посмертный портрет. Вплоть до 1892 года художник живет один в родном городе и проводит все свое время за созданием картин, в этом же году он вступил в брак во второй раз на Алисе Ошеде. Долгое время до брака женщина помогала Оскару с воспитанием детей и домашним хозяйством. В 1911 году Алиса умерла.

Последние годы жизни

В 1912 году у Моне обнаружили катаракту, после удаления которой у его изменилось восприятие цвета, он стал видеть все в голубоватых оттенках. Через два года после этого события погибает его старший сын. На протяжении всей своей жизни Клод Моне упорно трудился над созданием уникальных картин. С его помощью было создано новое течение в живописи и переосмыслено восприятие мира человеком. В 1926 году художник скончался от рака, его похороны были скромные так как он настоял на этом при жизни.

— В честь Моне назван кратер на Меркурии.

Английская писательница Ева Файджес в своем романе «Свет» описывает один день из жизни Клода Моне - от рассвета до заката.

— В фильме «Титаник» мы также можем видеть картину Моне «Водяные лилии».

В Париже.

Когда будущему художнику исполнилось пять лет, его семья переехала в портовый город Гавр на побережье Нормандии, где и прошли детство и ранняя юность Моне. В школе Моне учился весьма посредственно, его интересовало лишь рисование.

В 15 лет он уже продавал свои карикатуры и даже приобрел некоторую известность как художник-карикатурист в местном масштабе.

В то время как его мать поддержала его художественные усилия, отец хотел, чтобы он продолжил семейный бизнес. После смерти его матери в 1857 году Моне нашел союзника в лице своей тети, Мари Жанны Лекадр, художницы-дилетантки, которая взяла на себя большую часть забот о будущем Клода.

Около 1856 года под руководством художника Луи Эжена Будена он стал писать пейзажи на открытом воздухе. В 1859 году Моне приехал в Париж, где познакомился с художником Камилем Писсарро — одним из основателей импрессионизма.

В 1860 году Клод Моне был призван на военную службу в Алжир, в 1862 году из-за болезни вернулся в Гавр и снова стал писать виды побережья вместе с Буденом. Вскоре он познакомился с датским пейзажистом Яном Бартолдом Йонгкиндом, который стал его вторым учителем.

В ноябре 1862 года Моне уехал в Париж, где занимался в ателье Шарля Глейра и встретился с художниками Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем и Фредериком Базилем.

В 1863-1865 годах Моне работал в стиле Курбе и реалистической школы, но его преследовала идея писать композиции на открытом воздухе. Наиболее известная из работ этого времени "Завтрак на траве" (1866) была написана в студии по наброскам, сделанным на пленэре. Два морских пейзажа Моне были выставлены и хорошо приняты на Салоне 1865 году.

Развивая достижения мастеров барбизонской школы, со второй половины 1860-х годов художник стремился передать средствами пленэрной живописи изменчивость световоздушной среды, красочное богатство мира, сохранив свежесть первого зрительного впечатления от природы.

конце 1870 года Моне переехал в Англию. В Лондоне он и Писарро познакомились с продавцом картин Полем Дюран-Рюэлем, который сделал группу импрессионистов знаменитой.

Название "импрессионисты" закрепилось за художниками в 1874 году после совместной выставки в Париже, в которой, помимо Моне, участвовали Ренуар, Писарро, Дега, Сислей. "Импрессионистами" ("впечатленцами") в насмешку их назвал рецензент, увидев название картины Моне "Впечатление. Восход солнца" (L"impression. Soleil levant). Под этим названием живописцы выступили на третьей совместной выставке в 1877 году. Всего же было проведено восемь выставок импрессионистов, последняя из которых состоялась в 1886 году.

В 1872-1876 годах Моне с семьей жил в Аржантее на Сене близ Парижа. Художник часто работал вместе с Ренуаром, Сислеем и Мане, создавая сцены катания на лодках, эпизоды деревенской жизни. Лучшие произведения этого периода — "Регата в Аржантее" (1872), "Парусные лодки. Регата в Аржантее" (1874), "Мост в Аржантее" (1874).

В 1883 году состоялась первая персональная выставка Моне в Галерее Дюран-Рюэля. Тогда же художник поселился в усадьбе Живерни на берегу Сены в Верхней Нормандии, с которым связал всю дальнейшую жизнь. Он разбил там сады, ставшие удивительным явлением садоводства и одновременно питательной средой живописи. Устройство большого пруда с деревянным мостиком связано с восточными традициями.

Передача на холсте изменчивости света, многообразия атмосферных явлений и изменений природы в разные времена года принесли Моне к 1890 году мировую славу и благосостояние. К этому времени он начал работать на нескольких холстах одновременно, передавая на каждом освещение и состояние вида в определенный довольно краткий период времени, работая над одним полотном часто не более получаса. В следующие дни он продолжал писать в той же последовательности, пока все холсты не были закончены. Среди них — серии "Стога" (1890-1891), "Тополя" (1890-1892), "Руанский собор" (1894), "Виды Темзы" (1899-1904) и "Венеция" (начата в 1908).

С 1899 года Моне создавал огромные полотна, изображающие пруд в саду в разное время дня, в 1904-1922 годах он работал над серией панно "Кувшинки".

С 1908 года его зрение стало ухудшаться, в 1912 году у Моне была диагностирована катаракта. В 1923 году операция вернула художнику зрение, и он смог вернутся к живописи.

В 1924 году он выставил свои "Кувшинки" в Нью-Йорке.

17 мая 1927 года в музее Оранжери Тюильри в двух специально построенных овальных залах открылась выставка полотен Моне с кувшинками.

Клод Моне был дважды женат. С первой своей супругой Камиллой Донсье он сочетался браком в 1870 году. В семье родились двое сыновей — Жан в 1867 году и Мишель в 1878 году. Рождение второго ребенка ослабило хрупкое здоровье Камиллы, и в 1879 году она умерла. Моне написал ее посмертный портрет.

В 1892 году Моне женился на Алисе Ошеде, вдове бизнесмена Эрнеста Ошеде, приобретавшего ранее картины художника. С начала 1880-х годов Алиса помогала Моне вести хозяйство и воспитывала его сыновей. От Эрнеста у Алисы осталось шестеро детей.

Сын живописца Жан Моне женился на своей сводной сестре — художнице Бланш Ошеде (1865-1947), которая после смерти матери (1911) и мужа (1914) ухаживала за престарелым Клодом Моне, а впоследствии содержала усадьбу Живерни.

В 1980 году усадьба Живерни, где Клод Моне провел более 40 лет жизни, открылась для посетителей.

Являются одними из самых дорогих на аукционах. В 2008 году его картина 1919 года, на которой изображены кувшинки, была продана за 80,4 миллиона долларов.

"Водяные лилии" Клода Моне были проданы на торгах в Нью-Йорке за 54 миллиона долларов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников