Правило штриховки карандашом. Штриховка по форме предмета

Штриховка - такой метод рисования простым карандашом, когда в качестве главного элемента заполнения рисунка тоном используются многочисленные короткие линии (штрихи) в разных вариациях и сочетаниях.

Я считаю, что каждый уважающий себя художник должен непременно владеть навыком правильного наложения штриховки.

    Во-первых, это позволяет необыкновенно быстро и эффективно набить руку. А это пригодится даже в том случае, если вы предпочитаете работать красками.

    Во-вторых, на учебных работах, которые выполнены простым карандашом (а значит в черно-белом цвете) очень хорошо видны все ошибки. Этот нюанс активно используется в художественных школах, и пригодится нам при обучении.

Еще перед началом урока я считаю необходимым отметить несколько организационных моментов.

    Карандаши обязательно должны быть остро заточены.

    Под руку лучше всего класть лист чистой бумаги, чтобы рисунок не засаливался и не размазывался. Избавиться от «грязи» в работе потом будет очень сложно. Легче ее не допустить.

    Я советую по минимуму использовать ластик. Я прекрасно понимаю, что иногда что-то может не получаться, могут возникать сложности или иметь место ошибки. Однако всегда есть способ свести их появление к минимуму. Об этом далее. Если же все-таки случилось нечто страшное, то лучший вариант - начать заново. Вы ведь наверняка не возьметесь за групповой портрет на ватмане в первый же день обучения. Для начала подойдут простые геометрические формы. Такие как куб, шар, цилиндр, конус и др.

Кроме штриховки некоторые советуют использовать растушевку (грубо говоря, «размазывание»). Я этого делать категорически не советую. Во-первых, так вы не научитесь действительно хорошо рисовать. А во-вторых, работы начинающих художников, которые пытаются освоить этот метод выглядят очень грязными. Мне кажется, что лучше сделать непрофессионально, но зато чему-то от этого научиться, присвоить некий опыт, нежели гнаться за быстрыми результатами . Они придут. Самое главное - наслаждаться процессом.

Основные принципы чистой и аккуратной штриховки

    Пусть штрихи будут короче, но увереннее и ровнее, чем наоборот. Даже какую-то большую плоскость можно аккуратно заполнить тоном, не прибегая к длинным линиям. Для нас с вами намного ценнее аккуратность.

    Необходимо помнить о законе воздушной перспективы. Все предметы, находящиеся на заднем плане будут намного менее детализированными, а также переходы светотени будут мягче, контраста будет меньше.

    В рисунке простым карандашом очень ценятся эти маленькие «просветы», за счет чего можно различить отдельные штрихи. Считается, что так работа выглядит более профессионально.

    Штриховка должна осуществляться по форме предмета. Вертикальные плоскости - вертикальная штриховка. Горизонтальные - горизонтальная. Округлая - лунообразные. За счет этого на рисунке появляется объем.

Как правильно штриховать? Практика.

Для начала необходимо усвоить, что вся суть штриховки - отдельные линии, которые между собой не соединяются. Очень распространенная ошибка начинающих художников - вовсе не отрывать карандаш от бумаги. Но в этом случае мы не имеем ничего общего ни с рисунком, ни с штриховкой, ни с художественным мастерством.

Художники используют карандаши разной твердости. Самый твердый - 6Н, самый мягкий - 6В. Твердо-мягкий (самый средний) – НВ. Наверняка существуют и еще более дальние варианты, однако они нам однозначно не понадобятся. Я в своих рисунках использую всего 4 варианта: 5Н, НВ, 2В, 6В и мне пока что с головой этого хватало.

Почему так?

Чем мягче карандаш, тем темнее и «жирнее» получается штриховка. Но ее становится очень легко смазать. Чем он тверже, тем более светлые выходят линии, но при сильном нажиме бумагу легко поцарапать.

Начинать штриховку лучше с самого твердого из имеющихся карандашей. Затемнить всегда успеешь, а ластик - вещь неблагодарная. Вечно заденешь что-то лишнее, смажешь что-то важное, а эффекта нужного все равно не получишь.

Есть несколько способов получить более темный тон. И пользоваться ими нужно именно в той последовательности, в какой я о них расскажу. Конечно, в том случае, если вы хотите добиться аккуратности исполнения в своих рисунках.

    Многослойность. После того, как первый слой твердым карандашом со средним нажимом был нами сделан, можно наложить еще один в тех местах, где необходим более темный тон. При этом второй слой штриховки нужно накладывать немного под другим углом, но не делать никакого ткацкого полотна на своем рисунке из перпендикулярных линий.


    После этого может все равно остаться необходимость сделать кое-где тон еще темнее. Во вторую очередь в ход идет более сильный нажим. Но эта сила должна быть ограниченной, чтобы лист не продавить и не поцарапать.

    И только в последнюю очередь мы можем позволить себе взять в руки карандаш большей мягкости в самых темных местах. При необходимости этот цикл повторяется со всеми имеющимися карандашами по возрастанию мягкости.

Также существует еще одна техника штриховки, которая очень сильно выручает.

Растяжка по тону. Проводим темную линию и начинаем от нее штриховать, с каждым штрихом делая тон все светлее и светлее, пока он вовсе не сойдет на нет. Это можно делать от прямой, а можно от кривой. Я рекомендую предварительно потренироваться в этой технике, прежде чем использовать ее в своих работах.


Как видите, тема достаточно широкая и возможностей у штриховки просто масса. Главное понять основные принципы, а на практике все получится за счет тренировок и удовольствия от самого процесса.

Вся информация из этой статьи пригодится нам в следующий раз, когда мы будем учиться работать со светотенью на объемных геометрических телах: кубе, шаре, конусе, цилиндре и других.

До скорого, я буду скучать!

Красивая штриховка может сделать ваш рисунок произведением искусства. Определимся с понятиями - есть два вида работы с карандашом: штриховка (все что отдельными штрихами) и растушевка (все что размазывается). В любой художественной школе вас будут прежде всего учить штриховке, так называемому «звонкому» штриху. Самое главное правило в штриховке - это просвет между штрихами. Именно видимость бумаги делает вашу работу свежей и не замусоленной. Научиться правильной штриховке не так сложно как кажется, однако необходимо понимать несколько вещей:

Если вы рисуете вертикально, возможно вам будет удобнее следующее положение руки:

Карандаш держится как обычно, но рабочий конец карандаша находится много дальше от пальцев. Этот способ позволяет получить большую свободу работы с карандашом.
Отставленный мизинец позволяет получать опору кисти, при этом не касаясь листа бумаги всей кистью, что защищает ваш рисунок от размазывания карандашных штрихов и засаливания поверхности листа.

Есть еще несколько положений, дающих вам большую свободу при работе карандашом, например:

Чтобы взять карандаш таким способом, положите его на стол, а затем кончик указательного пальца положите на карандаш, а большим и средним обхватите его с боков. Поднимите карандаш, взяв его таким способом. Получится, что карандаш как бы спрятан в ладони (ладонь направлена вниз), а рабочий конец карандаша направлен вверх и немного влево (для правшей)Такое положение карандаша позволяет работать как остриём, так и боковой поверхностью грифеля. Это в свою очередь позволяет получать большее разнообразие линий, от очень лёгких штрихов до широких, рыхлых насыщенных штрихов закрывающих тёмными тонами большие поверхности. Таким образом, линии – один из основных элементов рисунка – получаются живыми, разнообразными по исполнению, а, следовательно, и весь рисунок «заиграет» жизнью.
Преимущество такого способа держать карандаш – способность получать большой спектр нажима, регулируя нажим указательным пальцем. Также при этом способе держать карандаш удобно при рисовании опираться на отставленный мизинец. Это позволяет не касаться листа при работе, имея при этом достаточно хороший контроль над движениями карандашом.

Это способ держать карандаш, когда он как бы лежит на ладони (ладонь направлена вверх) или когда ладонь повёрнута на 90 градусов по отношению к бумаге. При этом карандаш как бы лежит на указательном пальце и прижимается большим пальцем. Этот способ подходит для наиболее легкого и расслабленного нанесения рисунка. Вы можете свободно манипулировать большим пальцем и создавать очень легкие линии. Этот способ очень подходит для быстрых зарисовок, когда нужно сделать лишь быстрый набросок формы.
Как и в других способах, отставленный мизинец помогает при рисовании.

Для того, чтобы правильно распределить тональные соотношения, рекомендуется перед штриховкой делать так называемую тональную шкалу. Так вам будет проще сделать самые темные и самые светлые места, зная, на что способен ваш карандаш. Тоновая шкала выглядит так:


А здесь вы можете увидеть как карандаши отличаются по мягкости


В галерее я приложила работы известных мастеров, для примера. Один из способов научиться - копировать хорошие работы. Таким образом вы поймете, как именно должны ложиться штрихи и как вам добиться того или иного эффекта. рекомендую посмотреть видео - очень полезное для начала.

Не пытайтесь сразу рисовать что-то сложное, обращайте внимание на материалы. Лучше брать что-то матовое и однотонное, желательно светлое (недаром в художках для отработки штриховки рисуют гипсовые формы), полезно рисовать драпировки (даже ту же смятую одежду), все это помогает чувствовать форму. Будьте готовы к тому, что вам придется наработать руку, чтобы ваши штрихи были легкими и аккуратными. Пробуйте и экспериментируйте с бумагами и карандашами и постепенно ваши работы будут становится все более красивыми и профессиональными.

При написании поста использовались материалы из

ВИДЫ ШТРИХОВКИ И ТУШЕВКИ

Штриховка и тушевка являются одними из основных технических умений в рисунке. Выработка твердости руки, силы и своевременности нажима требуют многочасовых однотипных упражнений.

Прямая штриховка

Крестовая

Контурная

Точечная

Случайная (зигзагообразная)

Начинаем ставить руку и осваивать элементарную тушевку без градации, изучая композиции. Не стоит упорствовать, добиваясь совершенного качества на начальных этапах (хотя стремиться к нему, конечно же, надо) . В итоге все равно всегда получается так, как требуется, но плавно и без трагедий.

Помимо простых графитных карандашей используйте цветные разной жесткости. Также понадобятся тушь и перо – крайне чувствительный к нажиму инструмент. Перо можно заменить роллером.

Материалы: тушь черная, перо (роллер), чернила, фломастеры, шариковая ручка, баночки для воды, простые и цветные карандаши, ластик, ватман и писчая бумага А-4, тряпочка.

Штриховка

Между проведенными линиями обязательно остаются просветы. У качественной штриховки какого-либо фрагмента приблизительно одинаковая длина штрихов, расстояние между ними и наклон. Штрихи четкие, ровные, без закруглений.

Тушевка однородная (заливка)

Между проведенными линиями не существует просветов. В процессе работы над фрагментом инструмент (материал) не отрывается от бумаги, сила нажима остается постоянной. Если используется «мокрый» материал (материал в инструменте): фломастер, тушь (чернила) и кисть и т.п., то применяется термин «заливка». Материалом называется то, что наносится на лист: уголь, графит, тушь, акварель и т.д. Инструментом – предмет, которым материал наносят. Например: чернила – материал, ручка – инструмент.

Тушевка с градацией

Между проведенными линиями не существует просветов. В процессе работы над фрагментом инструмент (материал) не отрывается от бумаги, сила нажима постепенно ослабляется или усиливается, в зависимости от эффекта, которого надо достичь. Качественная тушевка отличается мягкими переходами без ярко выраженной «полосатости».

Заштрихуйте 6 квадратиков, нарисованных от руки, со сторонами приблизительно 3х3 см, подобно аналогу по качеству исполнения, но с любым наклоном штрихов. Три – простым карандашом, три – тушью.

Затушушуйте 3 квадратика разными материалами

Многие новички в рисовании часто сталкиваются с проблемой неправильной штриховки. На самом деле в книжках по рисованию этому уделяется очень мало внимания, хотя это основы. Я собрала материалы по штриховке карандашом из разных источников: учебников, видео-уроков и статей из интернета, и постаралась объединить их в одну статью. Сначала мы обсудим теорию, а затем выполним 2 практических задания для закрепления материала.

Для чего нужна штриховка?

Штриховка необходима для того, чтобы придать нарисованным предметам форму, обозначить как падает свет и тень, придать текстуру объектам. Если вы будете соблюдать основные принципы штриховки карандашом , то сможете рисовать любые трехмерные объекты.

Основные принципы штриховки карандашом

Неправильно

  1. Нельзя смешивать перекрестную штриховку и растушевку . Не стоит смешить эти две техники в одной работе, т.к. растушевка на некоторых участках может создать ощущение неаккуратности, будто вы случайно смазали часть рисунка рукой. Если вы используете растушевку, то следует растушевать весь рисунок.
  2. Передний и задний план. Тщательнее прорабатывайте предметы на переднем плане, в то время как задний план можно быстро наметить боком грифеля, чтобы показать освещение и общий тон. Штриховка вертикального фона штрихуется вертикально, горизонтального - горизонтально.
  3. Делайте короткие штрихи. Не старайтесь заштриховать сразу длинный участок от верху до низу, если у вас большая площадь. Выбирайте модуль штриха, какой вам удобно.
  4. Чем больше слоев, тем ровнее штриховка. Если вы штрихуете какие-то белые предметы, то обязательно возьмите более жесткий карандаш. Лучше сделать больше слоев более жестким карандашом, чем меньше более мягким, так она будет аккуратней.

Теперь рассмотрим основные ошибки в штриховке карандашом:

  1. Штриховка по тем же линиям.
    Штриховать следует таким образом, чтобы шов был посередине следующего слоя. Не старайтесь заштриховать сразу длинный участок. Чем больше слоев штриховки, тем ровнее она будет. Делайте больше слоев жестким карандашом. Лучше сделать больше слоев более жестким карандашом, чем меньше более мягким, потому что она будет аккуратней.

Практическое упражнение №1

Практическое упражнение №2

Теперь попробуйте выполнить такое упражнение: возьмите самый простой предмет (карандаш, тюбик зубной пасты и т.п.) и попытайтесь нарисовать его максимально точно, применяя основные принципы, которые мы рассмотрели. Лучше рисовать с натуры.

В завершении статьи я хочу посоветовать вам посмотреть пару видео, которые помогут вам понять как выглядит правильная штриховка наглядно на примерах и как можно исправить ошибки.

Как правильно точить карандаши и делать штриховку:

Основные ошибки в штриховке карандашом и как их исправить:

Надеюсь эта статья была полезна для вас. Возможно я учла не все основы штриховки, поэтому буду рада вашим дополнениям и замечаниям. Пишите комментарии!

с чего начать рисунок портрета человека поэтапно? как научиться простраивать лицо человека. Как правильно прокладывать полутени и добиться нужного сходства в портретах карандашом. Как правильно штриховать портрет. Расскажут художники МАСТЕРСКОЙ PORTRET-ART.

Большинство художников-портретистов, работающих в технике «карандаш» творили в различных школах, где обучались мастерству изображения человека. Все художники, исходя из своего образования, создали для себя свою собственную основу того как нужно вести работу над созданием портрета. В этой статье мы поделимся собственными секретами самой распространенной техники рисования.

начало работы и построение головы

Художники нашей мастерской работают механическими карандашами, т.к. они обеспечивают чистоту во время работы, в отличие от классических карандашей их не нужно долго затачивать, они позволяют справляться с мелкими деталями гораздо быстрее. Чтобы нарисовать портрет качественно нам понадобится «кляча», это такой художественный ластик, с помощью которого вы сможете исправить свои ошибки и не испортить портрет. Для рисунка механическим карандашом нам понадобятся стержни. Мы рекомендуем использовать стержни мягкостью НВ, В, 2В, 4В и 7В (где В – означает мягкий, а Н – твердый). Теперь нам нужно взять обычный листик А4 и подложите его под вашу рабочую руку так, чтобы он закрывал ту поверхность, которую вы уже заштриховали.

В первую очередь, вы должны изучить фотографию, а именно общий вид головы, как она повернута относительно горизонтали и вертикали. Чтобы нарисовать портрет человека карандашом правильно, нам необходимо знать некоторые особенности строения черепа. Это можно посмотреть в любом анатомическом атласе. Исходя из формы головы человека, которого вы изображаете, нужно легкими линиями нанести на бумагу общий контур волос, овала лица и обозначить линию губ, носа и его высоты, глаз и бровей.

работа с плоскостями

Теперь, когда общие линии нанесены, мы можем переходить к разбору плоскостей лица. Мы должны обозначить высоту носа плоскостью (при желании ее можно заштриховать, чтобы увидеть объем, так можно поступать со всем участками, находящимися в тени), плоскость скулы, которая находится ближе всего к нам, плоскость губ и плоскость глаз, соединяющуюся с бровями. На этом этапе мы не вырисовываем лицо плавными линиями, мы стараемся очень легко наметить геометрические особенности лица человека.

детализация лица

На этом этапе работы, мы берем клячу и, проводя ею по плоскости листа, снимаем верхний слой карандаша, то есть делаем линии, нанесенные прежде, почти невидимыми. В этом и есть отличие рисования портретов с фотографии от академических портретов, во втором случае линии построения наводятся и останутся в конечном виде портрета, из-за чего он может получиться грязным. Нам это не подходит. После того, как мы сделали линии построения невидимыми там, где это было нужно, начинаем вырисовывать все черты лица, округлять их и придавать лицу сходство с фотографией. Для того, чтобы добиться сходства можно замерять размеры и отношения их к другим размерам лица, тем самым подбирая оптимальные пропорции. К примеру, сколько ширина носа вмещается в ширину лица, и т.д. Замерять можно все что угодно, здесь нет никаких ограничений.

начало штриховки

Для нала штрихования, вы должны закончить все построения и вытереть все ненужные линии на рисунке, т.к. после начала прокладывания тона у вас не будет возможности сделать это аккуратно. Единых правил штриховки не существует, каждый художник делает это так, как ему удобно. Это может зависеть от того как вы привыкли держать карандаш/ручку, от того, правша вы, или левша и т.д. Мы советуем начинать штриховку с самых темных областей портрета. Так как от них позже вы сможете отталкиваться, не затемнив слишком кожу, одежду и глаза.

проработка полутона

Далее мы должны перейти на полутона, то есть придать тон коже лица, волосам и одежде, если она не черная, так как на черной одежде чаще всего стоит сделать акцент, (даже если одежда белого цвета , на ней обязательно будут присутствовать полутень, для выявления рельефа и текстуры). На данном этапе мы не должны вытирать что либо клячей (если только не поставили пятно или не размазали что-то). Начинать интенсивную штриховку полутонов стоит (если вы правша), с левого верхнего угла листа, чтобы не размазывать рукой то, что вы уже сделали, и соответственно, если вы левша все нужно делать зеркально. На этом этапе допускается мелкая проработка фона портрета.

работа с высветлением

Когда вы закончили со штриховкой, у вас должен получиться почти готовый портрет, но он не будет выглядеть объемно. Не стоит расстраиваться, один из самых приятных этапов в рисовании портрета карандашом, это этап, когда вы высветляете самые светлые места на лице. Чаще всего это кончик носа, белки глаз, верхняя часть скул, надбровные дуги, нижняя губа и в некоторых случаях подбородок. Так же, с помощью клячи, вы можете вырисовать складочки на губах и мелкие морщинки, которые сделают ваш портрет более живым. Волосы нужно осветлять на самых больших переломах форм, тогда они кажутся блестящими и живыми.

затемнение глубин и чистка

После высветления, нужно снова затемнить места, где нужно показать пространство, это могут быть: шея, кромка волос, уши, складки на волосах, фон. С помощью этого затемнения мы будем ощущать, что человек, которого мы рисуем, не «приклеен» к листу, а смотрит оттуда. Это очень важный фактор создания портрета карандашом.

Наш портрет уже готов. Но у вас обязательно останутся какие либо ненужные штрихи или пятна от ваших пальцев, потому что они будут испачканы в карандаш (кстати, во избежание грязного портрета, мы советуем вам несколько раз вымывать руки и хорошенько их вытирать), поэтому вам стоит взять клячу в последний раз и вытереть все, что вам зрительно неприятно. Даже при абсолютном сходстве портрета с фотографией, мы всегда оставляем место для творчества, вы не обязаны перерисовывать то, что вам на портрете рисовать не хочется, вы можете творить и придумывать новую одежду , цвет волос, глаз и т.д. Фото не всегда получается удачным по всем параметрам, поэтому, мы додумываем, корректируем и делаем то, что не смог сделать фотограф, в силу специфики своей работы, а именно – создавать идеальный образ.

С любовью и трепетом, Мастерская

Прежде чем разбирать виды штриховки, хотелось бы заметить, что умение правильно накладывать линии, это основа основ изобразительного искусства. С нее начинается знакомство с рисованием. Важно на первоначальном этапе научиться делать это правильно, тогда и в дальнейшем мастерство будет только возрастать.

Начинающего художника понимают лишь несколько человек. Знаменитого - еще меньше.

Пабло Пикассо

Для этого вам нужно разобраться в разновидности штрихов, с чем мы вам немного и поможем.

Большинство художников среди типов штриховки выделяют:

  • параллельную;
  • перекрестную;
  • круговую;
  • точечную.

Все способы штрихования карандашом очень важны для создания изображения. С их помощью можно нарисовать как эскиз, так и полноценную картину.

Как правило, если не брать во внимание точечную, эти методы используют простые штрихи карандашом в разных плотностях, чтобы создать прочное ощущение атмосферной перспективы и контура. Предпочтительнее использовать простой карандаш, но также для выполнения техники, подойдет ручка или тушь.

Шесть техник. Отличия и преимущества каждой

Теперь давайте узнаем подробно, какие штрихи бывают:

1. Параллельные

Один из самых основных видов этой техники, эффективный способ продемонстрировать сочетание тонов (светлое и темное) в рисунке. Состоит из рядов параллельных линий, расположенных близко друг к другу. В любом месте, где вы помещаете штриховку на изображение, эта область будет казаться более темной или в тени. В приведенном ниже примере, линии вертикальные, но они могут быть под любым углом. Обратите внимание, что некоторые линии ближе друг к другу, например, вдоль указательного пальца.

2. По контуру

Вместо простых параллельных линий — штрихи следуют контурам объекта. На примере видно, что линии следуют кривым руки. Этот вид штриховки карандашом увеличивает ощущение объема и трехмерности нарисованного.

3. Перекрестные

Способ, с которым столкнулся практически каждый художник, выглядит он также, как и звучит. После наложения одного слоя, другой слой линий рисуется сверху, обычно в перпендикулярном или почти перпендикулярном направлении к первому слою. Этот вид один из самых быстрых и эффективных способов изменения плотности и затемнения. Как видите на примере, получается более полная и живая картина. В этой технике можно применять как простую прямую, параллельную штриховку или следовать контурам предмета, как показано ниже.

4. Последовательно перекрестные

Это самая полная и одновременно самая тонкая техника перекрестной штриховки, её даже можно перепутать с растушеванным карандашом, если на рисунок смотреть издалека. Способ такой же, как и выше, с несколькими слоями перекрестных штрихов, а не только двумя, чтобы создать более тонкие различия в тоне и цвете.

5. «Плетеная» или «Тканая»

Мы не знаем, как официально называется такой способ, но это яркий и графический стиль при правильном использовании. Вместо параллельных линий этот метод использует короткие наборы параллельных линий в одном направлении, а затем соседнюю группу параллельных линий в почти перпендикулярном направлении. В результате линии выглядит сотканными, если наложены правильно, их можно перекрещивать, чтобы при необходимости добавить плотность.

6. Короткий штрих

Это еще один графический стиль, состоящий из коротких параллельных штрихов. Поскольку штрихи настолько маленькие и короткие, вы можете накладывать их друг на друга, чтобы создать плотность, не беспокоясь о перекрестной штриховке.

Используется много способов штриховки, невозможно описать их все в одной статье. Надеемся, что та информация, которую мы отобрали, оказалась полезной для вас. Помните, что сперва нужно научиться рисовать линии, а уже потом переходить на портреты, пейзажи, натюрморты и т.д.

Лучший способ этому научиться — это практиковаться и экспериментировать так часто, как можете. Как вариант, вы можете нарисовать или распечатать контур предмета в нескольких экземплярах, своего рисунка можно сделать ксерокопию, а потом заштриховывать их разными типами. И тогда у вас обязательно все получится!

Умение рисовать - отличный навык, который может пригодиться во многих ситуациях, и даже стать основной профессией. Чтобы им овладеть, нужно освоить немало техник. В рисунке главными критериями являются построение и штриховка. Однако если первому обучиться не так сложно, то академический штрих вырабатывается годами. Чтобы упростить задачу, мы расскажем про секреты и виды нанесения тонов.

Типы карандашей

Прежде чем приступить к нанесению тонов на бумагу, необходимо научиться определять тип карандаша, которым вы пользуетесь. Это имеет огромное значение, так как от твердости вашего материала зависит тональность всей работы.

Первоначально рекомендуется использовать самый твердый грифель, который есть в вашем арсенале. Такой рисунок получится менее грязным и более проработанным. Если же вы уже имеете опыт в графике, то можете смело экспериментировать с материалами.

Разные страны имеют собственную маркировку, вот самые популярные из них:

  • Россия. Для этой страны характерно 3 вида карандашей: Т - твердый; ТМ - твердо-мягкий; М - мягкий. Цифра, стоящая перед буквой, обозначает степень твердости или мягкости.
  • Европа. Более разнообразный спектр: B - мягкий; H - твердый; F - что-то среднее между H и HB; HB - твердо-мягкий. Также есть цифры перед буквами (от 9H до 9B).
  • США. Имеет такую шкалу: #1 - мягкий; #2 - твердо-мягкий; #3 - твердый; #4 - очень твердый.

Какой выбирать материал для рисунка - ваше дело. Однако есть ряд необходимых критериев, которые должны выполняться при подготовке и в период работы.

  1. Карандаш всегда должен быть остро заточен. Это важный момент для нанесения более аккуратных и тонких линий. Затачивать его следует не точилкой, а резаком, так как длина острия должна составлять 5-7 мм.
  2. Старайтесь следить за вашими инструментами. Грифель - очень хрупкая вещь. При любом неудачном падении он может сломаться изнутри. В таком случае смело выбрасывайте его.
  3. Вне зависимости от вида штриховки держите карандаш под углом 45 градусов.
  4. Желательно брать твердый инструмент для начала проработки рисунка. Осветлять темные места намного сложнее, чем затемнять светлые. В конце можно будет добавить более мягкий материал.

Виды работы

Стоит разобраться и с видами работы с карандашом. Их всего 2: тушевка и штриховка.

Тушевка - грифель растирается на бумаге. Такой вариант очень редко используется профессионалами, но активно практикуется любителями. В основном его применяют для пленэров или набросков в блокноте, когда нет времени на тщательную проработку, но нужно показать свет и тень.

Штриховка - способ нанесения света и тени с помощью отдельных штрихов. В отличие от предыдущего вида, могут использоваться различные материалы: перо, линер, маркер, ручка, фломастер и т. д. Чаще используется для полномасштабных работ. Для выработки разных видов штриховки карандашом требуется достаточное количество времени. Возможно, несколько лет.

У каждого художника свой индивидуальный стиль. Поэтому судить обо всех разновидностях не имеется смысла. Однако есть 2 основных раздела:

  1. Декоративная техника - применяется для графики тушью, линером и другими материалами. Здесь можно использовать различные узоры: зигзаги, волны, восьмерки, круги, и т. д. Элемент можно выбрать любой, зависит от вашей фантазии. Часто применяется для работы с декоративными постановками или в набросках.
  2. Академический штрих - именно то, чему художники учатся на протяжении всей своей жизни. Основной вид нанесения оттенков на бумагу. Может использоваться во всех работах, любым материалом (чаще всего карандаш). Он представляет собой прямые или слегка изогнутые линии.

Правила нанесения академического штриха

Как уже было замечено, у каждого человека свой стиль, но вне зависимости от вашей индивидуальности существует определенный свод правил, соблюдение которых необходимо для получения нужного эффекта:

  1. Штрихуйте предметы по форме. Это означает, что иногда стоит пренебречь прямотой линии, чтобы показать объем. Штрихи должны соответствовать контуру объекта. Например, если вы рисуете шар, то линии должны идти по кругу, а не горизонтально. Это касается абсолютно любых предметов.
  2. Начинайте от тени и плавно переходите к свету. Светлые участки всегда можно будет затемнить, а вот темные высветлить не так просто. Постепенно наносите цвет на всю поверхность, затем добавляйте пигмент на затемнённую часть. В конце можно воспользоваться мягким карандашом, если вам покажется, что тень недостаточно видна.
  3. Вы можете использовать перекрестную технику. В таком случае нужно делать наклон между линиями. Линии ложатся накрест, это один из видов штриховки в графике.
  4. Чистые линии (противоположно перекрестному способу) - следующий способ. Разная штриховка имеет разные требования, здесь, наоборот, линии должны быть параллельны. Не забывайте отрывать руку от бумаги.
  5. Не смешивайте разные виды (штрих с тушевкой).
  6. Передний и задний план. На заднем плане всегда будет светлее тон, чем на переднем. Это называется воздушной перспективой. Помните про это правило, оно является почти основополагающим в рисовании.
  7. Делайте короткие движения руки. Так вам будет проще в нанесении и отслеживании нужного тона.

Декоративный штрих

Если вы используете его в набросках, то не имеет значения, как и куда будете его наносить. Самый оптимальный способ использовать круги, наиболее простой и быстрый вариант добавления тональности. Чаще всего применяется карандаш.

При декоративной постановке можно дать волю фантазии. Здесь очень редко используется грифель, чаще тушь, ручка или линер. Вы можете выбрать любой удобный и подходящий материал. Что касается рисунка, круги - самый универсальный вариант, только, в отличие от наброска, здесь их нужно наносить более аккуратно. Для оригинальности можно использовать любой другой рисунок, но учитывайте, что он не должен выходить на первый план, в приоритете все же предмет, а уж потом его текстура. Не забывайте про воздушную перспективу и переход от света к тени.

Для того чтобы правильно наносить любой из стилей или видов штрихов карандашом, нужно не просто придерживаться основных правил, но постоянно совершенствоваться. Как это сделать? Вот пару советов, которые помогут приблизиться к идеалу в этом искусстве:

  1. Делайте уверенные движения. Между линиями должны оставаться небольшие просветы даже в темных частях. Таким образом, вы подчеркиваете отличие вашей техники от тушевки.
  2. Темные тона лучше делать перекрестным штрихом, с усилением нажатия на карандаш (здесь главное не перестараться) и добавлением больших слоев. Все это создаст впечатление чистоты и аккуратности, а эти критерии самые главные.
  3. Старайтесь держать руку вертикально и не прислонять к бумаге. Это может случайно размазать уже готовые элементы и создать эффект тушевки. А как мы помним из правил, разные виды нельзя совмещать.
  4. На переднем плане должны быть проработаны даже самые светлые места. Это не значит, что нужно их затемнять, но красивым, почти незаметным штрихом их нужно закрыть. Это создаст впечатление законченной работы.

Почерки великих художников

Здесь собраны разные виды штриховки великих мастеров. На этом примере можно убедиться, насколько уникален каждый человек. Через искусство нанесения тона на бумагу можно проследить характер и настроение автора.

Альбрехт Дюрер. «Меланхолия». Одна из самых загадочных картин, ходит много слухов о ее значении. Однако мы обратим внимание на штрих, насколько он отличается на разных предметах. Художник подобрал именно ту текстуру, которая свойственна отдельному материалу.

Ганс Гольбейн Младший. Из серии гравюр «Пляски смерти». Вот вам наглядный пример декоративной штриховки.

Рембрандт Харменс ван Рейн. «Три распятия». Автор выбрал темную тональность для картины, но выдержал пропорции света и тени.

Рембрандт Харменс ван Рейн. "Автопортрет с широко раскрытыми глазами". Обратите внимание на интересный эскизный штрих, который только подчеркивает настроение всего рисунка.

В противопоставление предыдущему изображению. Еще один портрет, но уже с более мягкими переходами, передающими глубокий возраст и седину волос. Рембрандт Харменс ван Рейн. "Пожилой мужчина с волнистой бородой".

Заключение

Существует огромное разнообразие стилей и видов штриховки в рисунке. Для того чтобы их освоить, необходимо постоянно практиковаться. А некоторые справочные материалы могут вам в этом помочь. При большом желании искусство карандаша можно освоить и дома, нужно всего лишь немного стремления и терпения. Успехов вам в вашем творчестве!

Рисование - это, несомненно, великое искусство. С помощью карандаша или красок можно представить любой предмет и подчеркнуть его форму, объём и другие параметры. При помощи штриховки карандашом можно передать настроение того или иного объекта, а также сделать его максимально похожим. Самой важной деталью в рисунке является линия. Именно благодаря ей на бумаге появляются чёткие очертания. Для того, чтобы правильно провести линию, нужно учесть некоторые детали.

Важные моменты, на которые следует обратить внимание

Во-первых, это бумага. Она должна быть плотной, белой, и иметь шероховатую поверхность. Специальная бумага для художника называется ватман.

Во-вторых, играет роль заточка самого карандаша. Стержень графита должен выступать из деревянной части на 8-10 мм, а сама деревянная часть должна стачиваться примерно на 25-30 мм и не иметь шероховатостей. Стержень должен быть тонким и легко ложиться на бумагу. Для наброска более удобней выбирать карандаши ТМ или 2М, также подойдёт и НВ. Начальная стадия рисунка выполняется более твёрдым карандашом, затем в процессе работы можно переходить на более мягкий.

В-третьих, нужно правильно выбрать угол падения света. Лист бумаги нужно располагать таким образом, чтобы будущий рисунок максимально был освещён, а тень от руки не падала на лист.

Конечно же следует помнить, что сидеть за столом необходимо ровно, не наклоняясь низко над рисунком. Лёгкая классическая музыка поможет погрузиться в фантазии и карандаш непринуждённо заскользит по бумаге. Хотя, конечно, можно рисовать и в полной тишине.

Правильное положение рук

Итак, первые штрихи очертания предмета выполняются легко и без нажима. Ровная линия проводится небольшими отрывистыми штрихами, обозначая контуры. Следует учесть, что карандаш не берут, как привычную шариковую ручку. Его следует держать по-другому. Карандаш нужно брать двумя пальцами таким образом, чтобы большой был сверху карандаша, а указательный палец под карандашом. Пальцы должны фиксировать лишь не заточенную часть карандаша. Нужно следить за тем, чтобы рука не лежала на рисунке полностью. Касаться бумаги может только мизинец. При таком положении рук, рисующий сможет спокойно наблюдать за своими действиями, выводя на бумаге не только ровные контурные линии, но и продвигаться по кругу.

Длинные прямые линии следует проводить взмахом всей руки, линии средней длины удобней изображать, двигая только кистью. Плавные короткие штрихи нужно выводить только пальцами по поверхности листа.

В зависимости от нажима, линии могут быть очень тонкие, едва заметные глазу, а могут быть сильно насыщенными. Чтобы получить хорошую тёмную линию, совсем не обязательно давить на карандаш со всей силы. Достаточно взять более мягкий карандаш и слегка усилить нажим.

Карандаш сам по себе, как материал, широко используется в графическом изображении того или иного предмета. Графит, из которого в большей части и состоит карандаш, имеет свойство легко ложиться на лист бумаги, хорошо там находиться, и не осыпаться с течением времени.

Если карандашная линия получилась не такой, как была запланирована, её можно с лёгкостью затереть ластиком. Резинка должна быть достаточно мягкой, белого цвета.

Но бывает так, что после наложения многократной штриховки, карандашную линию вытереть почти невозможно – образуются лишь некрасивые серые потёртости. В таком случае рисунок от краха спасёт хлебный мякиш. После этого потёртость уже не будет такой серой и работу можно будет продолжить дальше.

Составляющие рисунка

В любом рисунке присутствуют такие понятия, как свет, тень, блик, рефлекс и не только. Начинать штриховку нужно со светлой стороны предмета, постепенно переходя в теневую часть.

Штриховка представляет собой совокупность мелких тонких коротких линий. Её выполняют путём наложения под разными углами. В основном, это наклонные линии. Как правило, края предмета
штрихуются по форме. В таком случае линия загибается.

Штрихи должны ложиться рядом друг с другом на расстоянии меньше миллиметра.

Чтобы передать тень, нужно накладывать несколько слоёв штриховки, усиливая нажим карандаша. В той части, где на предмете существует блик, штриховку вытирают круговыми движениями, тем самым высветляя предмет.

Полутень – это место перехода от светлой части к тёмной. Его выполняют более тщательно, прорисовывая все невидимые дальние линии предмета.

Тень – это самая тёмная область. Здесь используется многослойная штриховка, более мягким карандашом. В тени существует небольшой отблеск от предметов, находящихся рядом. Он называется рефлексом, и является светлее тени.

Правильная штриховка, а также соблюдение пропорций и расположение на плоскости даёт возможность увидеть красивый грамотный рисунок, который вызовет восхищение окружающих.

Как научиться красиво штриховать? Главным образом - при помощи регулярных и упорных тренировок. Но есть и некоторые приемы, которые очень пригодятся для достижения хорошего результата.

С чего начать?

Для начала заточите как следует карандаши, чтобы штрих был ровным и четким. . Лучше всего для тренировки подойдут карандаши средней мягкости (B или B2).

Карандаш нужно держать правильно, а именно - свободно класть его на ладонь, прижимая большим пальцем, а остальными лишь слегка придерживая его. При это держать карандаш нужно ближе к нижнему кончику. Поначалу это довольно трудно, но при освоении такое положение инструмента дает большое преимущество, существенно улучшая технику.

Учимся штриховать

Набирайте тон в тенях перекрестными штрихами, вместо излишнего давления на карандаш или сплошного «закрашивания» пространства, а также избегайте растирания штрихов пальцем - даже случайно, если не хотите произвести впечатление запачканной работы.

Штрих накладывается в соответствии с формой предмета, чтобы подчеркнуть ее. Не стоит штриховать круглое яблоко прямыми линиями, а стол под ним - вертикальными, иначе вы получите плоское яблоко, нанизанное на непонятную щетину. Для передачи формы можно использовать горизонтальный, вертикальный, наклонный штрих.

Наносите больше штрихов на переднем плане, выделяя его, а задний оставляйте как бы тающим в дымке.

Главное - не нужно штриховать медленно, задумчиво выводя каждую черточку, или тихонько вести карандаш дрожащей рукой.

Не бойтесь выйти за пределы контуров. Наносите штрихи быстро и уверенно, не задумываясь над каждым своим движением, и с каждым разом у вас будет получаться лучше и лучше!

Помните, что умение штриховать приходит с опытом. Поэтому учитесь, старайтесь делать красивую штриховку и набирайтесь опыта!