Ян брейгель бархатный. Картины Брейгеля

00:05 — REGNUM

Ян Брейгель Младший — представитель династии фламандских художников, сделавших свою фамилию брендом, узнаваемым с первого взгляда. Его картины — будь то библейские сюжеты, или изображение вазы с цветами — кинематографичны до мельчайших деталей, а соавторы — не менее гениальны, чем он сам.

«Сорока на виселице»

Ян Брейгель Младший родился 13 сентября 1601 года в Антверпене в семье фламандского художника Яна Брейгеля Старшего (Бархатного) (1568−1625), — сына основателя династии — Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого). Его дядя — талантливый живописец — Питер Брейгель Младший (Адский).

Все потомки этой семьи настолько связаны между собой, что стоит рассказать о династии, начиная с ее основателя.

Питер Брейгель Старший родился примерно в 1525 (1530?) году. По одной версии — в городе Бреда в округе Кемпен, по другой — в ближайшей к городку деревушке Брёгел (или Брейгель) в Нидерландах. Так что фамилия Брейгелей происходит именно от места рождения.

О родителях Питера Брейгеля Старшего известно мало. Предполагают, что он был — то ли из семьи крестьян, то ли — не слишком зажиточных горожан. В юности Питер Брейгель переехал в портовый город Антверпен, где начал обучаться графике и живописи в мастерской у известного поклонника итальянской живописи Питера Кука (Кукке) ван Альста, экс-придворного художника короля Карла V.

По окончании обучения Питер Брейгель был принят в Антверпенскую Гильдию художников св. Луки. В 1550 г. Кук ван Альста умер, но Питер Брейгель продолжал общаться с его семьей.

В 1551 Брейгель поступил на работу в мастерскую к предприимчивому издателю Иерониму Кокку, печатавшему и продававшему гравюры. Там он увидел множество эстампов с картин Иеронима Босха, и по заданию Кокка начал делать с них очень точные копии, а затем, и собственные вариации с его картин. Брейгель виртуоз, но освоил стиль и технику великого маэстро, чем охотно пользовался оборотистый Кук. Например, гравюра «Большие рыбы поедают малых» однажды была продана за огромные деньги за подписью «Иеронима Босха». Вскоре авторство опротестовали, и разразился скандал.

В 1561 году художник переехал в Брюссель. В 1563 — женился на юной дочери своего учителя Питера Кука — Майкен (Марии). В этом браке у него родились двое сыновей и дочь Мария: в 1564 году — Питер Брейгель Младший и в 1568 — Ян Брейгель Старший.

Питер Брейгель Старший до поры до времени считался художником — «юмористом», так как часто и с юмором, или с иронией изображал изобилующие точными деталями картины быта простых крестьян. Например, «Крестьянскую свадьбу», «Игры детей», «Охотники на снегу», «Битва Масленицы и Поста». Известно, что он и сам частенько изучал натуру, заявившись на крестьянскую свадьбу со своим приятелем-купцом под видом родственников жениха или невесты, и поднося щедрые дары.

Однако позже за мрачноватым юмором Питера Брейгеля Старшего разглядели сарказм и даже экзистенциальный кризис, отражавший исторические реалии современности эпохи перемен, перекроившей в 16−17 веках границы Европы.

Нидерланды, находившиеся под протекторатом Испании, изнывали от завышенных налогов и религиозных войн. Это было во время правления Филиппа II — наследника Габсбургов.

Его советник — герцог Альба, прозванный «Кровавым», жестоко подавлял любые протесты населения, сжигал проповедников-протестантов, открыл охоту на «ведьм», соревнующуюся по жестокости с «достижениями» Великой инквизиции в самой Испании, расправлялся с людьми по анонимному доносу.

Питер Брейгель Старший никогда не вел дневников, не писал статей об искусстве и даже перед смертью сжег ряд своих набросков, чтоб ничто не намекало на его недовольство режимом и не причинило неприятностей его жене.

Скорее всего маэстро Брейгель использовал эзопов язык и в «крестьянских», и в библейских сюжетах, которые писались, как сцены из жизни Нидерландов. Например, «Избиение младенцев», «Перепись населения в Вифлееме» (снежный среднеевропейский пейзаж на картине ни чем не напоминает север Израиля), «Торжество правды», «Сорока на виселице». Самой знаменитой его картиной стала «Вавилонская башня».

Питер Брейгель Старший скончался от неизвестной болезни 5 сентября 1569 года в Брюсселе, когда младшему — Яну едва исполнился год, а старшему — Питеру Брейгелю Младшему — 5 лет. Он не успел обучить сыновей. А многие его картины были распроданы еще до их рождения. В 1678 году умерла их мать.

Ян Брейгель «Бархатный» — мастер цветочной миниатюры

Заботы о внуках и обучение живописи Питера Брейгеля Младшего и Яна Брейгеля Старшего взяла на себя их бабушка по матери — Мария Верхюлст Бессемерс.

Братья делали копии с гравюр и набросков отца, но Питер Брейгель Младший, хотя и создавал гениальные произведения, так и остался в плену славы и стиля знаменитого предка, а Ян постарался выйти и обрести свой собственный стиль: яркий, утонченный и оптимистичный. Возможно, на его творчество повлияла талантливая бабушка — Мария Верхюлст Бессемерс.

«О Марии Бессемере рассказывали, что она приняла вызов миниатюристки Анны Смейтерс. К изображению мельницы величиной с половинку зерна пшеницы она пририсовала мальчика, державшего в руке игрушечную мельницу — тоже вполне различимую», — пишет Клод Анри Роке. — «Однако, говоря по правде, талант Марии заключался вовсе не в подобных фокусах — не в умении «подковать блоху» или создать другую диковинку, которую не сделаешь без лупы ювелира или часовщика, — а в силе воображения и оригинальности композиционных решений. Если бы я писал научную (хотя и воображаемую) биографию Брейгеля, то, несомненно, отверг бы идею о том, что его обучал живописи Питер Кукке. На эту роль скорее подходит Мария Верхюлст. Именно она могла обучить Питера — как тридцатью годами позднее обучила своего внука Яна. Могла передать Питеру технику миниатюры и технику живописи темперой по льняному холсту. Ведь Брейгель, как мне представляется, сочетает в своих картинах принципы монументальной композиции, свойственной шпалерам, и тонкость миниатюры».

Яну Брейгелю Старшему, прозванному за свою любовь к изяществу и роскоши Бархатным или Цветочным довелось также обучаться живописи у художников Питера Гуткинта (Гоэткиндта) и Гиллиса ван Коннинксло в Антверпене. Затем он отправился в Италию совершенствовать мастерство, как и его знаменитый отец.

В Риме он провел 5 лет, объединив вокруг себя художников из Северной Европы. Там же познакомился с большим ценителем искусства — архиепископом Фредериго Боромео, который стал его покровителем до конца жизни, и отправился с ним в Милан.

В 1596 году Ян Брейгель Старший вернулся в Антверпен, был принят в Гильдию св. Луки, а вскоре стал придворным художником эрцгерцога Альбрехта. В 1606 году он стал деканом гильдии.

Ян Брейгель Старший писал изумительные пейзажи, картины по мотивам библейских сюжетов, а также — удивительные по детализации цветы в вазах. Поговаривали, что с появлением первоцветов он бросал все работы другого жанра до самого начала августа, когда «красивых цветов не дождешься». И только после окончания «цветочного» сезона наступало время пейзажей. Он освоил все стили кабинетной живописи.

Ян Брейгель поставил искусство на коммерческий лад. Он также торговал произведениями искусства, и его мастерская была загружена заказами от меценатов на много лет вперед.

Он много работал и путешествовал, собирал коллекцию картин и других предметов искусства. Его работами восхищался Питер Пауль Рубенс, считавший Яна Брейгеля Старшего — старшим братом в искусстве. Недаром они вместе написали картины «Возвращение с войны», а также — «Земной рай», где перу Брейгеля принадлежит пейзаж, а Рубенсу — Адам и Ева. Говорят, что Ян Брейгель Старший чувствовал душу цветов, а не просто мастерски передавал их колорит, фактуру и форму

Ян Брейгель Младший: под бременем славы

Через два года после его рождения Яна его мать умерла, а отец женился на Катарине ван Мариенбург, от которой у него было 8 детей.

На фоне успехов деда, отца и дяди Яну Брейгелю Младшему, также проявлявшему художественные способности, ничего не остается, как пойти в ученики к отцу, делая многочисленные копии и «перепевки» сюжетов его картин, вместе с работавшими в мастерской художниками.

Обучившись всем тонкостям ремесла, он в 1622 году отправляется в Италию — совершенствовать мастерство. Ян Брейгель Младший по примеру отца отправляется в Рим, в Милан, затем — в Палермо, где встретился с другом детства Антонисом ван Дейком.

В Италии, во Франции, в Австрии Ян Брейгель Младший, как и его отец, не остался незамеченным высокопоставленными покровителями искусства. В Милане он исполняет заказы покровителя отца — Федерико Борромео. Не без его рекомендации он получает первые заказы от королевских особ, а затем становится известным художником, не уступающим знаменитому Яну Брейгелю Старшему по мастерству, прорисовке деталей, любви к цветочным композициям и оптимистичным пейзажам.

Картины Яна Брейгеля Старшего и Младшего, порой, неразличимы до степени смешения, что ничуть не смущало членов этой талантливой семьи. Зато очень мешало коллекционерам и искусствоведам, исследовавшим их творчество. Неоценимую помощь знатокам оказали лишь современные методы исследования картин.

В отличие от своего отца, Ян Брейгель Младший предпочитает миниатюрам более крупные полотна, изображавшие цветы и пейзажи. Например, «Большой букет из лилий, ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры».

По мнению искусствоведов, эта картина — одно из самых удачных его творений. Стоит заметить, что цветы, изображенные на ней, никогда не расцветают одновременно. Тюльпаны — в самом начале весны, затем — ирисы, лилии, а уже ближе к осени — пионы. Они олицетворяют торжество природы, а керамические вазы — бренность всего земного. Богини Амфитрита и Церера — самый важный для цветов союз Воды и Земли.

В 1626 году в Антверпене свирепствует холера, которая унесла жизни Яна Брейгеля Старшего и его троих младших детей — Питера, Элизабет и Марии. Его старшему сыну — Яну приходится прервать путешествие по Италии и вернуться в Нидерланды, дабы возглавить мастерскую отца.

Некоторое время он трудится там вместе с другом — детства Антонисом ван Дейком, затем — вместе с младшим братом Амброзием. Многие их картины — пейзажи, аллегории в обрамлении цветов, яркие цветы в вазах — продолжают традиционные темы первых двух поколений Брейгелей. Например, «Рождество», «Мадонна с Младенцем в цветочной гирлянде», «Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем».

Ян Брейгель Младший — талантливый живописец, долгое время остававшийся в тени славы своего знаменитого отца. На своих некоторых картинах он ставил его подпись, а затем продавал. Возможно, его собственные картины покупали не так охотно.

Ян Брейгель Младший создает такие картины, как «Аллегория войны», «Диана и нимфы после охоты», «Речной пейзаж с птицами». Но цвета их, по оценке критиков, беднее, палитра — более приглушенная, чем у отца. Возможно, это — психологическое давление звездных предков.

В картинах-аллегориях Яна Брейгеля Младшего, как и у его дяди — Питера Брейгеля Младшего, обязательно присутствуют животные. Правда, у Яна Брейгеля Младшего они становятся не просто участниками действа, как в «крестьянских» картинах Питера Брейгеля Младшего, но и главными героями.

Положение дел с признанием и заниженной самооценкой изменилось лишь после того, как сын встал во главе мастерской. Некоторые полагают, что изменилась и палитра.

По возвращении из Италии Ян Брейгель работает в соавторстве с другими знаменитыми художниками Антверпена, в том числе и с Рубенсом, Хендриком ван Бэленом (1575−1632), Лукасом Ван Уденом (1596−1672), Дэвидом Тенирсом Младшим (1610−1690). Замечательная картина «Деревенский пейзаж с колодцем», демонстрировавшая на выставке Брейгелей в ГМИИ им. Пушкина, была выполнена совместно с Йосом Де Момпером Младшим.

Яну Брейгелю Младшему с удовольствием отдают пейзажную часть работы, ведь в изображении природы все Брейгели-живописцы — выдающиеся мастера.

Слава приходит к Яну Брейгелю Младшему вместе с развитием дел в мастерской, и тут он решается на свою собственную подпись: как «Breughel» вместо «Brueghel».

В 1626 году Ян Брейгель Младший женится на Анне-Марии Дженссенс — дочери художника Абрахама Дженссенса (или Jansens) ван Нуиссена (приблизительно 1567 — 1632), с которым он некоторое время сотрудничал, как соавтор. В 1930 становится деканом Гильдии Святого Луки. В тот же год он получает заказы от французского, а затем и австрийского судов.

Широко известна картина Яна Брейгеля Младшего «Аллегория вкуса», изображавшая молодую даму и сатира, поедающих устриц в некой галерее на фоне располагавшегося в отдалении типичного среднеевропейского города. Он пишет также «Аллегорию запаха», «Аллегорию воздуха», «Искушение Адама», «Аллегорию мира и порядка», «Аллегорию искусств».

Наладив работу в мастерской, Ян Брейгель Младший с семейством переезжает в Париж, где и живет до 1657 года. Затем возвращается в Антверпен. Художник умер 1 сентября 1678 года, не дожив 2 недели до своего дня рождения.

У Яна Брейгеля Младшего было одиннадцать детей, и пятеро из них: Ян Петер, Абрахам, Филипс, Фердинанд и Ян Баптист, стали его учениками, как и племянник — Ян Кессель, а затем — самостоятельными живописцами. Они также работали в семейной мастерской в Антверпене.

Стоит отметить, что картины младших Брейгелей долгое время не ценились публикой и коллекционерами. Их было значительно больше, чем произведений старшего. К тому же часть картин была написана другими художниками по мотивам их работ.

Однако в ХХ веке неожиданно произошла переоценка ценностей. На выставке 1934 года в амстердамской галерее были выставлены их работы, вызвавшие несомненный интерес у публики. После окончания Второй мировой войны их картины снова выставляются на различных площадках, от Будапешта и Вены до Москвы, Брюсселя и Тель-Авива.

В картинах неожиданно находят глубину, некий двойной, а то и тройной смысл, и художественную ценность, вовсе не свойственную копиям картин великих мастеров.

: [ˈjɑn ˈbrøːɣəl] ) ( , Брюссель - 13 января , Антверпен) - известный южнонидерландский (фламандский) художник. Сын Питера Брейгеля Старшего , брат Питера Брейгеля Младшего .

Жизнеописание

В 1601-1602 гг. Ян Брейгель Старший занимал должность декана гильдии Святого Луки, в г. побывал в Праге , а позднее работал при брюссельском дворе наместников испанских Нидерландов Альбрехта и Изабеллы , о чём сохранилось упоминание, датированное г.

Ян Брейгель Старший умер в 1625 г. от холеры , жертвой этой болезни вместе с ним стали трое его детей (Питер, Элизабет и Мария ).

Творчество

К творческому наследию Яна Брейгеля Старшего относится множество великолепных пейзажей с маленькими, оживляющими картины человеческими фигурками, иногда на библейские сюжеты. Ян Брейгель знаменит своими детальными изображениями цветов в виде натюрмортов или цветочных венков. Благодаря своей покровительнице эрцгерцогине, художник имел доступ в королевские оранжереи, в которых выращивали редчайшие растения. Он всегда писал с натуры и ожидал по многу месяцев, когда расцветёт то или иное растение. Ян Брейгель также написал большое количество картин на мифологические темы и аллегорий , например, «Четыре элемента и пять чувств » ( - , вместе с Рубенсом). Рубенс считал Яна Брейгеля своим старшим братом.

Генеалогия

Питер Брейгель
Старший
Питер Брейгель
Младший
Ян Брейгель
Старший
Мари Брейгель
Амбросий Брейгель Ян Брейгель
Младший
Анна Брейгель Давид Тенирс
Младший
Абрахам Брейгель

Напишите отзыв о статье "Брейгель, Ян (старший)"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • С. Дзуффи. Большой атлас живописи. - М .: Олма-Пресс, 2002. - С. 154. - 431 с. - ISBN 5-224-03922-3 .
  • Е. Мещерина. Западноевропейская жанровая живопись. - М ., 2006. - С. 44.
  • Helge Siefert, Zum Ruhme des Helden. Historien- und Genremalerei des 17. und 18. Jahrhunderts, München 1993

О персоналии из Бельгии . Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Отрывок, характеризующий Брейгель, Ян (старший)

До Бородинского сражения наши силы приблизительно относились к французским как пять к шести, а после сражения как один к двум, то есть до сражения сто тысяч; ста двадцати, а после сражения пятьдесят к ста. А вместе с тем умный и опытный Кутузов принял сражение. Наполеон же, гениальный полководец, как его называют, дал сражение, теряя четверть армии и еще более растягивая свою линию. Ежели скажут, что, заняв Москву, он думал, как занятием Вены, кончить кампанию, то против этого есть много доказательств. Сами историки Наполеона рассказывают, что еще от Смоленска он хотел остановиться, знал опасность своего растянутого положения знал, что занятие Москвы не будет концом кампании, потому что от Смоленска он видел, в каком положении оставлялись ему русские города, и не получал ни одного ответа на свои неоднократные заявления о желании вести переговоры.
Давая и принимая Бородинское сражение, Кутузов и Наполеон поступили непроизвольно и бессмысленно. А историки под совершившиеся факты уже потом подвели хитросплетенные доказательства предвидения и гениальности полководцев, которые из всех непроизвольных орудий мировых событий были самыми рабскими и непроизвольными деятелями.
Древние оставили нам образцы героических поэм, в которых герои составляют весь интерес истории, и мы все еще не можем привыкнуть к тому, что для нашего человеческого времени история такого рода не имеет смысла.
На другой вопрос: как даны были Бородинское и предшествующее ему Шевардинское сражения – существует точно так же весьма определенное и всем известное, совершенно ложное представление. Все историки описывают дело следующим образом:
Русская армия будто бы в отступлении своем от Смоленска отыскивала себе наилучшую позицию для генерального сражения, и таковая позиция была найдена будто бы у Бородина.
Русские будто бы укрепили вперед эту позицию, влево от дороги (из Москвы в Смоленск), под прямым почти углом к ней, от Бородина к Утице, на том самом месте, где произошло сражение.
Впереди этой позиции будто бы был выставлен для наблюдения за неприятелем укрепленный передовой пост на Шевардинском кургане. 24 го будто бы Наполеон атаковал передовой пост и взял его; 26 го же атаковал всю русскую армию, стоявшую на позиции на Бородинском поле.
Так говорится в историях, и все это совершенно несправедливо, в чем легко убедится всякий, кто захочет вникнуть в сущность дела.
Русские не отыскивали лучшей позиции; а, напротив, в отступлении своем прошли много позиций, которые были лучше Бородинской. Они не остановились ни на одной из этих позиций: и потому, что Кутузов не хотел принять позицию, избранную не им, и потому, что требованье народного сражения еще недостаточно сильно высказалось, и потому, что не подошел еще Милорадович с ополчением, и еще по другим причинам, которые неисчислимы. Факт тот – что прежние позиции были сильнее и что Бородинская позиция (та, на которой дано сражение) не только не сильна, но вовсе не есть почему нибудь позиция более, чем всякое другое место в Российской империи, на которое, гадая, указать бы булавкой на карте.
Русские не только не укрепляли позицию Бородинского поля влево под прямым углом от дороги (то есть места, на котором произошло сражение), но и никогда до 25 го августа 1812 года не думали о том, чтобы сражение могло произойти на этом месте. Этому служит доказательством, во первых, то, что не только 25 го не было на этом месте укреплений, но что, начатые 25 го числа, они не были кончены и 26 го; во вторых, доказательством служит положение Шевардинского редута: Шевардинский редут, впереди той позиции, на которой принято сражение, не имеет никакого смысла. Для чего был сильнее всех других пунктов укреплен этот редут? И для чего, защищая его 24 го числа до поздней ночи, были истощены все усилия и потеряно шесть тысяч человек? Для наблюдения за неприятелем достаточно было казачьего разъезда. В третьих, доказательством того, что позиция, на которой произошло сражение, не была предвидена и что Шевардинский редут не был передовым пунктом этой позиции, служит то, что Барклай де Толли и Багратион до 25 го числа находились в убеждении, что Шевардинский редут есть левый фланг позиции и что сам Кутузов в донесении своем, писанном сгоряча после сражения, называет Шевардинский редут левым флангом позиции. Уже гораздо после, когда писались на просторе донесения о Бородинском сражении, было (вероятно, для оправдания ошибок главнокомандующего, имеющего быть непогрешимым) выдумано то несправедливое и странное показание, будто Шевардинский редут служил передовым постом (тогда как это был только укрепленный пункт левого фланга) и будто Бородинское сражение было принято нами на укрепленной и наперед избранной позиции, тогда как оно произошло на совершенно неожиданном и почти не укрепленном месте.

Новость из мира искусства

Ян Брейгель Старший. Райский сад, 1613

Министр культуры Великобритании Эд Вайзей (Ed Vaizey) временно заблокировал экспорт одной из лучших работ фламандского художника Яна Брейгеля Старшего (Jan Brueghel the Elder) "Райский сад со сценой грехопадения" (The Garden of Eden With the Fall of Man). Таким образом, власти Великобритании предпринимают попытку сохранить картину XVII века в Англии.

Картина (23,7х36,8 см, масло) была продана на аукционе Sotheby’s в Лондоне в июле этого года за 6,8 млн. фунтов стерлингов ($10,6 млн.), что более чем вдвое выше первоначальной оценки. Сразу после продажи картина была признана "выдающимся культурным наследием" и к вывозу запрещена до 4 марта 2015 года. Ранее картина была приобретена в 1853 году Алджерноном Перси (Algernon Percy), четвертым герцогом Нортумберлендским, и долгое время находилась в родовом замке Алнвик (Alnwick). Публично картина выставлялась последний раз в Англии на выставке Festival of Britain Exhibition в 1951 году. Решение продать шедевр принадлежит его нынешним владельцам. Для окончательного решения вопроса необходимо выкупить полотно за 6,9 млн фунтов стерлингов. Таким образом, появился реальный шанс оставить картину в Англии. Прецедент этому был: "Автопортрет" Ван Дейка (1641) благодаря финансовой поддержке публики и супруги принца Уильяма Кейт Миддлтон был выкуплен и с мая 2014 года экспонируется в Лондонской национальной портретной галерее.

1. Ян Брейгель Старший (1568-1625) вошел в историю живописи с несколькими прозвищами - "Бархатный", "Цветочный" и даже "Райский". Ян был вторым сыном Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого), братом Питера Брейгеля Младшего (Адского) и отцом Яна Брейгеля Младшего. Картина "Эдемский сад" Яна Брейгеля Старшего из коллекции герцогов Нортумберлендских является одной из шести работ художника на данную тему.


Земля (Первозданный рай), 1607-1608

2. Брейгель получил прозвище "Бархатный" из-за необычайной прелести его палитры, а "Райский" - потому что написал серию картин с райскими пейзажами.


Рай, 1616


Адам и Ева в райском саду

5. Яну Брейгелю в оживлении пейзажей часто помогал великий Рубенс, с которым они были очень дружны. Известна, например, совместная картина Яна Брейгеля и Рубенса "Рай". В этой картине первый написал ландшафт, а второй - Адама и Еву.


Адам и Ева в райском саду


Вступление животных в Ноев ковчег

7. Ян Брейгель написал большое количество картин на библейские и мифологические темы и аллегорий.


Пейзаж с Товией и ангелом, 1598


Воздух, 1621

9. Ян Брейгель Старший знаменит своими прекрасными изображениями цветов в виде натюрмортов или цветочных венков, поэтому он и получил прозвище Бархатный, или Цветочный. Художник имел доступ в королевские оранжереи, в которых выращивали редчайшие растения. Он всегда писал с натуры и ожидал по многу месяцев, когда расцветёт то или иное растение.


Натюрморт с цветами в стеклянной вазе, 1610

10. Цветы Ян Брейгель изображал мастерски. Он умел передать всю их прелесть, яркость, сочетание красок.


Цветы в вазе, 1609-1615

11. Ещё он был знаменит своими многочисленными изображениями Мадонны в гирляндах из цветов и фруктов.


Мадонна с младенцем в цветочной гирлянде

Ян Брейгель чрезвычайно много работал. Его картины имеются почти во всех крупных художественных музеях. Со-хранилось также большое число его рисунков.


Ян Брейгель Старший

Ян Брейгель Старший (Jan Bruegel) (1568-1625) великолепный неповторимый художник вошел в историю живописи под прозвищем «Бархатный» или «Цветочный». Считается, что прозвище оно из-за пристрастия художника к ношению роскошной дорогой одежды, а также из-за особенного теплого колорита и «бархатистости» живописной фактуры его картин.
Ян был вторым сыном Питера Брейгеля Старшего (получившего прозвище «Мужицкий»), братом Питера Брейгеля Младшего (получившего прозвище «Адский») и отцом Яна Брейгеля Младшего.

Известный фламандский художник. Родился в Брюсселе. Происходил из великой династии фламандских живописцев Брейгелей; его отцом был Питер Брейгель Старший. Работал в Риме, в Антверпене, в Праге, в Брюсселе. К творческому наследию Яна Брейгеля Старшего относится множество великолепных пейзажей с маленькими, оживляющими картины человеческими фигурками, на библейские и аллегорические сюжеты. Ян Брейгель Старший знаменит своими детальными изображениями цветов в виде натюрмортов или цветочных венков. Ян Брейгель также написал большое количество картин на мифологические темы и аллегорий, например, «Четыре элемента и пять чувств» (1617-1618, Музей Прадо, Мадрид; вместе со своим другом Питером Паулем Рубенсом).

Экзотические и обычные животные перемешаны в этом райском саду, щедро засаженном пышными растениями и цветами. Главной задачей художника было создание таинственного воображаемого пейзажа, поэтому он лишил Адама и Еву их роли в сюжете, чтобы подчеркнуть их окружение.
Ограниченный выбор флоры и фауны может на современный взгляд казаться забавным, но Брейгель сумел вдохнуть сказочный дух в лесную поляну. Свойственные художнику глубина чувств и восприимчивость к природному окружению помогли развитию великой традиции голландской пейзажной живописи 17 века. Его в высшей степени завершенная, отточенная манера писать цветочные натюрморты, пейзажи и картины с изображением Рая заслужила ему прозвище Бархатный.

Картина Яна Брейгеля «Рай»

В.А.Моцарт - Симфония №39, з-я часть Менуэт


Ян Брейгель также написал большое количество картин на мифологические темы и аллегорий.
Ян Брейгель Старший знаменит своими детальными изображениями цветов в виде натюрмортов или цветочных венков, поэтому он и получил прозвище Бархатный, или Цветочный.

Благодаря своей покровительнице эрцгерцогине, художник имел доступ в королевские оранжереи, в которых выращивали редчайшие растения. Он всегда писал с натуры и ожидал по многу месяцев, когда расцветёт то или иное растение.

Его связывала тесная дружба с Рубенсом, который даже считал Яна Брейгеля своим старшим братом. Они даже вместе работали над картинами.

"Рай" 1616. Будапешт

"Земля" 1611

"Земля (Первозданный рай)" 1607-1608

"Эдемский сад"

"Вступление животных в Ноев ковчег"

"Адам и Ева в райском саду"

"Поклонение волхвов"

"Христос в бурю на море Галилейском" 1596

"Видение святого Губерта"

"Vase with Flowers Panel"

"На пути к рынку" 1603

"Деревня на берегу реки" 1604

"Береговой пейзаж с лодками и паромами" ок. 1605

"Лесной пейзаж"

"Крестьяне в пути, с мельницей на заднем плане"

"Зимний пейзаж"

"Изучение Собаки" - студийные зарисовки

"Пейзаж с мельницей" Старая Пинакотека, Мюнхен

"Опушка леса"

"Проселочная дорога"

"Свадебный банкет"

"Натюрморт с цветами в стеклянной вазе" 1610, Амстердам

"Bouquet of Flowers" Прага

"Bouquet of Flowers" (detail)

"Цветы в голубой вазе" 1608

"Эней и Сивилла в преисподней"

"Орфей с арфой. Играя для Плутон и Персефона в подземном царстве" 1594, Палаццио Питти, Флоренция

"Свидание нимфы Калипсо и Одиссея" 1616

"Мадонна и дитя в окружении цветов и фруктов"

"Святое семейство"

"Св. Дева и ребенок в гирлянде из цветов и фруктов"

"Bouquet of Flowers" 1609-1615

"Церара и четыре элемента" 1604, Вена

"Аллегория огня" Музей искусств, Леон

"Аллегория Зрения и Обоняния"

"Зрение", деталь, 1618

"Чувства слуха, осязания и вкуса" 1618

Rubens, Pedro Pablo, Brueghel el Viejo, Jan El Tacto "Аллегория осязания" 1618

Rubens, Pedro Pablo, Brueghel el Viejo, Jan El Olfato - "Обоняние" 1618

"Натюрморт с гирляндой из цветов" 1618

"Семья Яна Брейгеля" портрет работы Питера Пауля Рубенса, друга и соавтора Яна Брейгеля 1613-1615

Оригинал записи и комментарии на

(Кликабельно)
Букет цветов в голубой вазе, около 1608. Дубовая доска, масло, 66х50,5 см. Музей истории искусств, Вена.

Ян Брейгель Старший, прозванный Бархатным, именовался также Цветочным: его многочисленные букеты и цветочные гирлянды были написаны с таким мастерством, что многие именитые художники приглашали Яна Брейгеля Бархатного-Цветочного к сотрудничеству: написать цветы в их картинах на разные сюжеты. Самый знаменитый и виртуозный живописец, с которым довелось сотрудничать Брейгелю Бархатному - Питер Пауль Рубенс. Но сегодня мы рассмотрим только те цветочные композиции, которые написаны лично Брейгелем Бархатным. Все его букеты можно условно разделить на три типа: первый - это высокие букеты, такие, как замечательная композиция с черным ирисом вверху поста. Два других высоких букета из Музея истории искусств в Вене Яна Брейгеля Старшего я уже упоминала в

Один из этих букетов был в деревянной кадке, а среди цветов в центре помещён рябчик, который называют ещё царской короной. Есть два авторских повторения этого натюрморта Брейгеля Бархатного - в Старой пинакотеке в Мюнхене и в Рейксмузеуме в Амстердаме. Повторения написаны с отличиями в деталях. Я размещаю ниже все три варианта, чтобы те, кому нравится искать отличия, могли поупражняться.))) Все картинки далее - кликабельны.


Ян Брейгель Бархатный. Цветы в деревянном сосуде, 1606-1607. Дерево, масло, 98х73 см. Музей истории искусств, Вена.



Ян Брейгель Старший. Букет цветов, между 1600-1625. Дерево, масло, 125х96 см. Старая Пинакотека, Мюнхен; Натюрморт с цветами,1600-1630. Дерево, масло, 113,7×86,4 см. Рейксмузеум, Амстердам.

Композиция с чёрным ирисом, лилиями и гортензиями, тоже пример высокого букета, и другая - с рябчиком и подсолнухами, венчающими букет, написаны Брейгелем Бархатным приблизительно в одно время и, судя по одинаковым технике, размерам и формату, они могли быть парными:

Брейгель Бархатный. "Цветы в вазе" и "Цветочная ваза", 1600-1625. Холст, масло, 181х70 см. Прадо, Мадрид

Ещё два авторских варианта натюрморта с тюльпанами и розами в китайской вазе из разных музеев. Они отличаются и основой под живопись: букет из галереи Маурицхёйс написан на дереве, а букет из музея Прадо - на медной пластине:



Цветы в вазе Ван-Ли, около 1600-1615. Дерево, масло, 42×34,5 см. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага; Цветы в вазе с бабочками, 1600-1625. Медь, масло, 48х35 см. Музей Прадо, Мадрид.

Натюрморты с розами в китайской вазе - это другой тип букета, более скромный, невысокий и с небольшим количеством цветов. Такого же типа - изящная композиция с розами, тюльпанами и вьюнком в стеклянной вазе из музея Прадо:


Брейгель Бархатный. Ваза с цветами, 1600-1625. Дерево, масло, 41х33 см. Прадо, Мадрид.

К этому же типу можно условно отнести небольшие изящные букеты из разных цветов в одном и том же стакане. Последняя картина, из Амброзианы - моё фото из их каталога - не слишком радует качеством, но лучше невозможно.



Брейгель Бархатный. Натюрморт с цветами в стакане, 1600-1625. Медь, масло, 24,5х19 см. Рейксмузеум, Амстердам; Цветы, в.п. 16 в. Дерево, масло, 49х39 см. Музей Прадо, Мадрид.

Брейгель Бархатный. Цветы в стакане, около 1618. Медь, масло, 43х30 см. Пинакотека Амброзиана, Милан.

Тип горизонтальной композиции с лежащими цветами:


Цветы в чаше, 1615. Дерево, масло, 44х66 см. Прадо, Мадрид.

Подобную композицию в этой же каменной чаше написал сын Брейгеля Бархатного - Ян Брейгель Младший (1601-1678):


Ян Брейгель Младший. Чаша с цветами, до 1630. Дерево, масло, 44,5 × 71,5 см. Национальный музей, Гданьск.

Цветочные композиции, как и пейзажи, Яна Брейгеля Младшего представлены в основном в частных коллекциях, есть много картинок с аукционов, но учитывая, что информация о них неполная и неподтвержденная, я их не привожу, чтобы не распространять сомнительные сведения - слишком много скандалов с аукционными произведениями этого времени, не хочу их поддерживать и вносить хаос в информацию о наследии семейства Брейгелей.

Ещё два примера композиций с лежащими цветами Яна Брейгеля Бархатного:


Брейгель Бархатный. Цветы в корзине и в вазе, 1615. Дерево, масло, 55,2x89,1 Вашингтонская национальная галерея.


Брейгель Бархатный. Цветы на плите, 1600-1625. Дерево, масло, 43х33 см. Прадо, Мадрид.

Завершу рассказ о цветочных натюрмортах от семейства Брейгелей роскошным барочным натюрмортом Абрахама Брейгеля (1631–1690/1697) - сына Яна Брейгеля Младшего, внука Яна Брейгеля Старшего (Бархатного) и правнука Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого):


Абрахам Брейгель. Фрукты и цветы, между 1670-1680. Холст, масло, 75,5×97,5 см. Музей Бойманс-ван Бёнинген, Роттердам.