Ройзман леонид исаакович. Мандельштам Леонид Исаакович

Ройзман, Леонид Исаакович

род. 4 янв. 1916 в Киеве. Музыковед. Засл. деят. иск. РСФСР (1966). Кандидат искусствоведения (1946), диссертация "Некоторые вопросы органного исполнительства". Окончил Моск. конс. в 1938 по кл. ф-п. А. Б. Гольденвейзера, в 1941-аспирантуру по ф-п. (рук. тот же), в 1941 по кл. органа А. Ф. Гедике, в 1946-аспирантуру по органу (рук. тот же). В 1942-1946 ассистент по кл. ф-п. Г. Р. Гинзбурга и по кл. органа А. Ф. Гедике, с 1947 доцент, с 1963 проф. Моск. конс. С 1942 выступает как пианист и органист, с 1950 только как органист. С 1958 пред. постоянной комиссии по органостроению при Мин-ве культуры СССР, с 1969 зам. пред. Совета по органостроению. Редактор нотных изданий для ф-п. и органа. Член Международной редколлегии Полного собрания сочинений И. С. Баха (совм. изд. ГДР и ФРГ).

Автор исследований и статей преимущественно по вопросам истории органного искусства и исполнительства на органе, методич. работ по ф-п., педагогике, концертных рецензий, в т. ч. "М. И. Глинка и органная культура в России в первой половине XIX столетия" (в кн.: Памяти Глинки. М. 1958), "Из истории органной культуры в России во второй половине XVII века" (в кн.: Вопросы музыкознания, т. 3. М., 1960), "А. Ф. Гедике - органист" (в кн.: А. Ф. Гедике. Статьи и воспоминания. М., 1960), "О воспитании пианиста-исполнителя" ("СМ", 1960, № 11), "Из истории органного искусства в России во второй половине XVIII столетия" (в кн.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып. 3. М., 1962), "Спрашивают педагоги-практики" (в кн.: Вопросы фортепианной педагогики, вып. 1. М., 1963; вып. 2. М., 1967), "О работе над полифоническими произведениями И. С. Баха и Г. Ф. Генделя с учащимися-пианистами" (в кн.: Очерки по методике обучения игре на фортепиано, вып. 2, М., 1965), "Об исполнении украшений (мелизмов) в произведениях старинных композиторов" (там же), "Пути расширения полифонического репертуара в фортепианных классах музыкальных училищ" (в кн.: Методические записки по вопросам музыкального образования. М., 1966), "Советская органная культура и ее своеобразие" (в кн.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып. 5. М., 1969), "А. Б. Гольденвейзер - человек, музыкант, педагог" (в кн.: А. Б. Гольденвейзер. Статьи, материалы, воспоминания. М., 1969), "Новая книга о Бахе" ("СМ", 1969, № 9), "На всю жизнь. Страницы воспоминаний" ("СМ", 1971, № 2), "О фортепианных транскрипциях органных сочинений старых мастеров" (в кн.: Вопросы фортепианного исполнительства, вып. 3. М., 1973), "Заметки о некоторых клавирных произведениях И. С. Баха, особенно о токкатах" (там же, вып. 4. М., 1976). Автор вступ. статей, примеч. к изд. соч. И. С. Баха, редакций клавирных сочинений И. С. Баха (кроме I и II т. "Хорошо темперированного клавира"; изд. в 1951-1978).


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Ройзман, Леонид Исаакович" в других словарях:

    - (1915/16, Киев — 1989, Москва), органист, пианист, педагог, музыковед, заслуженный деятель искусств РСФСР (1966), доктор искусствоведения (1981). Из семьи педагогов математиков. В Москве с 1925, обучался игре на фортепьяно у Б.М. Медведева.… … Москва (энциклопедия)

    - (1915/1916 1989), органист, пианист, музыковед, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1966), доктор искусствоведения (1982). Ученик А. Ф. Гедике, А. Б. Гольденвейзера. Гастролировал, в том числе за рубежом. Профессор Московской… … Энциклопедический словарь

    - (1915/1916 — 1989), органист, пианист, музыковед, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1966), доктор искусствоведения (1982). Ученик А. Ф. Гедике, А. Б. Гольденвейзера. Гастролировал, в том числе за рубежом. Профессор Московской… … Большой Энциклопедический словарь

    Фамилия, вероятно, еврейского происхождения (ройз подсолнух, семечка). Известные представители Ройзман, Абрам Яковлевич (род. 1932) белорусский шахматист, мастер спорта СССР (1957), международный арбитр (1995). Ройзман, Евгений Вадимович… … Википедия

    Леонид Исаакович (p. 22 XII 1915 (4 I 1916), Киев) сов. органист, пианист, педагог и музыковед. Засл. деят. иск в РСФСР (1966). Кандидат искусствоведения (1946). Окончил Моск. консерваторию по классу фп. у А. Б. Гольденвейзера (1938) и… … Музыкальная энциклопедия

    Ройзман Л. И. - РÓЙЗМАН Леонид Исаакович (1915/ 1916–89), органист, пианист, музыковед, педагог, засл. деятель иск в РСФСР (1966), д р иск ведения (1982). Ученик А.Ф. Гедике, А.Б. Гольденвейзера. Гастролировал, в т.ч. за рубежом. Проф. Моск. конс. (с 1963) … Биографический словарь

Леонид Исаакович РОЙЗМАН

Среди воспитанников нашего училища немало выдающихся музыкантов, вписавших славные страницы в историю советского музыкального искусства. Таков Леонид Исаакович Ройзман, ныне профессор Московской консерватории, Заслуженный деятель искусств РСФСР, доктор искусствоведения.

Леонид Исаакович получил прекрасную фортепианную школу уже в стенах училища в классе Б.М. Медведева, в то вреда заведующего фортепианным отделом. Здесь же произошло знакомство с замечательным музыкантом, органистом, профессором консерватории Александром Федоровичем Гедике , который вел в училище класс камерного ансамбля. Общение с этим выдающимся человеком повлияло на весь дальнейший жизненный путь Ройзмана, окончившего московскую консерваторию и аспирантуру уже по двум специальностям: фортепиано у проф. А.Б. Гольденвейзера и органа у проф. А.Ф. Гедике.

Став преемником Гедике в консерватории, Л.И. Ройзман сыграл беспрецедентную роль в развитии советского органного искусства. К началу его деятельности как органиста в нашей стране было всего 2 концертных органа (Зал им. Глазунова в Ленинградской консерватории и Большой зал Московской консерватории). Организовав в 1958 году постоянную комиссию по органостроению, Леонид Исаакович начинает активную работу по установке новых и реставрации и реконструкции старых инструментов. За прошедшие годы установлено около 60 концертных органов и практически во всех столицах союзных республик и крупных городах страны, включая Сибирь и Среднюю Азию.

Во многих республиках уже созданы национальные органные школы силами и энергией воспитанников Л.И. Ройзмана. Для примера можно указать активную деятельность Леопольда Дигриса в Литве, Этери Мгалоблишвили в Грузии, Владимира Тебенихина в Казахстане.

Нельзя не отметить и выдающуюся роль Леонида Исааковича как исследователя органной культуры России. В течение 30 лет он по крупицам собирал ценнейший материал, изучая архивы, летописи, первые русские печатные издания, огромное количество периодики, начиная со 2 половины XVIII века. Результатом этой деятельности стал уникальный труд «Орган в истории русской музыкальной культуры», буквально перевернувший все наши представления по этому вопросу.

Кроме этого, Ройзманом написаны книга «Органная культура Эстонии», огромное количество статей по вопросам исполнительства и фортепианной педагогики, Ройзман - редактор сборников педагогического репертуара, почти всех клавирных сочинений И.С. Баха, Генделя, сонат Гайдна, фортепианных концертов Гайдна, Моцарта, Вебера, Мендельсона, Римского-Корсакова и др. Леонид Исаакович - член Международной редакционной коллегии Нового издания полного собрания сочинений И.С. Баха.

За всей этой кипучей и удивительно многогранной деятельностью Леонид:, Исаакович никогда не забывает о родном училище. На протяжении многих лет он вел класс специального фортепиано в училище. Благодаря его инициативе в здании училища в 1967 и 1968 году были установлены два органа, и учащиеся получили прекрасную возможность приобщиться к великому органному искусству.

Леонид Исаакович Ройзман (22 декабря 1915 , Киев - 26 марта 1989, Москва) - российский и советский органист, пианист, музыковед и музыкальный педагог еврейского происхождения. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1966), доктор искусствоведения (1982).

Биография

Леонид Ройзман родился 4 января 1916 года в Киеве, в семье учительницы Екатерины Михайловны Ройзман (1879-1951), урождённой Гроцкой, и преподавателя математики Исаака Григорьевича Ройзмана (1875-1936) - социал-демократов, участников революционного движения и членов Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев.

Окончил училище при Московской консерватории по фортепиано у Б. М. Медведева, затем - Московскую консерваторию по классу фортепиано у А. Б. Гольденвейзера (1938; 1941 - аспирантура) и по классу органа у А. Ф. Гёдике (1941; 1946 - аспирантура).

В 1958-1969 годах Ройзман был председателем организованной им Постоянной комиссии по органостроению, с 1969 года - заместителем председателя Совета по органостроению Министерства культуры СССР. Не меньшее значение, чем исполнительская и педагогическая, имела его организаторская и общественная деятельность. Благодаря инициативе Ройзмана в 1960-1980-х годах в разных городах России был установлен ряд новых духовых органов.

Был женат на Ларисе Васильевне Мохель, его бывшей ученице ставшей преподавателем фортепиано. Детей у них не было.

Умер в Москве 26 марта 1989 года. Похоронен рядом с родителями на Новодевичьем кладбище в Москве (2 уч., 39 ряд).

Педагогическая деятельность

С 1942 года и до конца своих дней Леонид Ройзман преподавал в Московской консерватории специальное фортепиано и орган, а также клавесин. После смерти А. Ф. Гёдике в 1957 году возглавил органный класс. С 1963 года - профессор Московской консерватории. Также на протяжении многих лет преподавал специальное фортепиано в училище при консерватории. Благодаря его инициативе в здании училища в 1967-1968 годах были установлены два органа немецкой фирмы «W. Sauer» и учащиеся получили возможность учиться игре на этом инструменте.

Среди учеников Ройзмана - основатели национальной профессиональной органной школы в республиках СССР: Леопольдас Дигрис (Литва), Этери Мгалоблишвили (Грузия), Владимир Тебенихин (Казахстан), а также большое количество концертирующих российских органистов и преподавателей органа, в числе которых:

  • Н. Н. Гуреева (р. 1936) - профессор Московской консерватории, возглавила органный класс после смерти Ройзмана, Заслуженная артистка и деятель искусств России;
  • Г. И. Козлова (1937-1997) - профессор и основатель органного класса Нижегородской консерватории;
  • О. Г. Янченко (1939-2002) - профессор Московской консерватории, солист Московской филармонии, Народный артист РФ;
  • Г. В. Семёнова (р. 1939) - преподаватель органа Академического музыкального училища, Заслуженный работник культуры РФ;
  • А. Е. Майкапар (р. 1946) - Заслуженный артист РФ;
  • Р. К. Абдуллин (р. 1950) - ректор Казанской консерватории, Народный артист Республики Татарстан, Народный артист и Заслуженный деятель искусств РФ;
  • Л. Б. Шишханова (р. 1947) - доцент Московской консерватории, Народная артистка России;
  • А. В. Фисейский (р. 1950) - основатель органного класса в РАМ имени Гнесиных в Москве, Заслуженный артист России;
  • А. А. Паршин (р. 1957) - профессор Московской консерватории, Заслуженный артист и деятель искусств РФ;
  • А. С. Семёнов - доцент Московской консерватории, Заслуженный артист РФ;
  • М. Н. Чебуркина (р. 1965) - российско-французская органистка, доктор искусствоведения, Кавалер ордена Искусств и Литературы Франции.

Творчество

Как органист Леонид Ройзман много концертировал как в республиках СССР, так и за рубежом. Его широкий репертуар, основу которых составляли произведения И. С. Баха и его предшественников, включал произведения разных эпох и стилей, в том числе произведения советских композиторов.

Как историк-исследователь и музыковед Ройзман в течение 30 лет собирал ценнейший материал, изучая архивы, летописи, первые русские печатные издания, огромное количество периодики, начиная со 2-й половины XVIII века. Результатом этой деятельности стал фундаментальный труд - «Орган в истории русской музыкальной культуры», изданный в 1979 году и переизданный в 2001 году. Благодаря этой работе многие поколения российских органистов имели возможность получить исчерпывающую информацию о судьбе органа в России от его истоков до первой половины XX века. Кроме этого, им были написаны книга «Органная культура Эстонии» и большое количество статей по вопросам исполнительства и фортепианной педагогики. Регулярно выступая в печати по вопросам истории органостроения и обучения органистов, Ройзман способствовал привлечению внимания советских музыкантов и слушателей к подобной проблематике.

В отличие от стран, где орган вовлечён в богослужение, в связи с антирелигиозной советской пропагандой орган в СССР получил роль сугубо светского концертного музыкального инструмента. Ройзман заботился о расширении светского отечественного органного концертного репертуара, привлекая современных композиторов и делая разного рода обработки для органа. Результатом его усилий, в частности, стал выпуск двух томов антологии «Советская органной музыка» (1971, 1974). В его редакции также были опубликованы ряд клавирных сочинений Г. Ф. Генделя и И. С. Баха (за исключением Хорошо темперированного клавира), серия «Старые мастера» из 6 выпусков, фортепианные сонаты Й. Гайдна, фортепианные концерты Й. Гайдна, В. А. Моцарта, К. М. Вебера, Ф. Мендельсона, Н. А. Римского-Корсакова, С. М. Ляпунова, Э. Мак-Доуэлла, свыше 500 произведений разных композиторов для учащихся и др. Кроме того, Ройзман был членом международной редакционной коллегии Нового собрания сочинений И. С. Баха.

  • В фильме Андрея Тарковского «Солярис» (1972) в исполнении Леонида Ройзмана звучит хоральная прелюдия «Ich ruf’ zu dir, Herr Jesu Christ» (BWV 639) из Органной книжечки И. С. Баха.
  • Имя Ройзмана носит Международный фестиваль органной музыки, который с 1997 года проходит раз в несколько лет в Ярославской филармонии.

Доктор искусствоведения (1982).

Биография

Леонид Ройзман родился 4 января 1916 года в Киеве, в семье учительницы Екатерины Михайловны Ройзман (1879-1951), урождённой Гроцкой, и преподавателя математики Исаака Григорьевича Ройзмана (1875-1936) - социал-демократов, участников революционного движения и членов Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев .

Педагогическая деятельность

С 1942 года и до конца своих дней Леонид Ройзман преподавал в Московской консерватории специальное фортепиано и орган, а также клавесин . После смерти А. Ф. Гёдике в 1957 году возглавил органный класс. С 1963 года - профессор Московской консерватории . Также на протяжении многих лет преподавал специальное фортепиано в училище при консерватории . Благодаря его инициативе в здании училища в 1967-1968 годах были установлены два органа немецкой фирмы «W. Sauer» и учащиеся получили возможность учиться игре на этом инструменте.

Среди учеников Ройзмана - основатели национальной профессиональной органной школы в республиках СССР : Леопольдас Дигрис (Литва), Этери Мгалоблишвили (Грузия), Владимир Тебенихин (Казахстан), а также большое количество концертирующих российских органистов и преподавателей органа, в числе которых:

  • Н. Н. Гуреева (р. 1936) - профессор Московской консерватории, возглавила органный класс после смерти Ройзмана, Заслуженная артистка и деятель искусств России;
  • Г. И. Козлова (1937-1997) - профессор и основатель органного класса Нижегородской консерватории ;
  • О. Г. Янченко (1939-2002) - профессор Московской консерватории, солист Московской филармонии , Народный артист РФ;
  • Г. В. Семёнова (р. 1939) - преподаватель органа Академического музыкального училища , Заслуженный работник культуры РФ;
  • А. Е. Майкапар (р. 1946) - Заслуженный артист РФ;
  • Р. К. Абдуллин (р. 1950) - ректор Казанской консерватории , Народный артист Республики Татарстан, Народный артист и Заслуженный деятель искусств РФ;
  • Л. Б. Шишханова (р. 1947) - доцент Московской консерватории, Народная артистка России;
  • А. В. Фисейский (р. 1950) - основатель органного класса в РАМ имени Гнесиных в Москве, Заслуженный артист России;
  • А. А. Паршин (р. 1957) - профессор Московской консерватории, Заслуженный артист и деятель искусств РФ;
  • А. С. Семёнов - доцент Московской консерватории, Заслуженный артист РФ;
  • М. Н. Чебуркина (р. 1965) - российско-французская органистка, доктор искусствоведения, Кавалер ордена Искусств и Литературы Франции .

Творчество

Как органист Леонид Ройзман много концертировал как в республиках СССР, так и за рубежом. Его широкий репертуар, основу которых составляли произведения И. С. Баха и его предшественников, включал произведения разных эпох и стилей, в том числе произведения советских композиторов.

Как историк-исследователь и музыковед Ройзман в течение 30 лет собирал ценнейший материал, изучая архивы, летописи, первые русские печатные издания, огромное количество периодики, начиная со 2-й половины XVIII века . Результатом этой деятельности стал фундаментальный труд - «Орган в истории русской музыкальной культуры», изданный в 1979 году и переизданный в 2001 году . Благодаря этой работе многие поколения российских органистов имели возможность получить исчерпывающую информацию о судьбе органа в России от его истоков до первой половины XX века . Кроме этого, им были написаны книга «Органная культура Эстонии» и большое количество статей по вопросам исполнительства и фортепианной педагогики . Регулярно выступая в печати по вопросам истории органостроения и обучения органистов, Ройзман способствовал привлечению внимания советских музыкантов и слушателей к подобной проблематике.

В отличие от стран, где орган вовлечён в богослужение, в связи с антирелигиозной советской пропагандой орган в СССР получил роль сугубо светского концертного музыкального инструмента. Ройзман заботился о расширении светского отечественного органного концертного репертуара, привлекая современных композиторов и делая разного рода обработки для органа. Результатом его усилий, в частности, стал выпуск двух томов антологии «Советская органной музыка» (1971, 1974). В его редакции также были опубликованы ряд клавирных сочинений Г. Ф. Генделя и И. С. Баха (за исключением Хорошо темперированного клавира), серия «Старые мастера» из 6 выпусков, фортепианные сонаты Й. Гайдна , фортепианные концерты Й. Гайдна,

Ро́йзман Леонид Исаакович (1915/16, Киев — 1989, Москва), органист, пианист, педагог, музыковед, заслуженный деятель искусств РСФСР (1966), доктор искусствоведения (1981). Из семьи педагогов-математиков. В Москве с 1925, обучался игре на фортепьяно у Б.М. Медведева. Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру при ней по специальностям: фортепьяно (соответственно 1938, 1941, класс А.Б. Гольденвейзера) и орган (1941, 1946, класс А.Ф. Гедике); с 1942 преподавал там же (классы специального фортепьяно и органа; с 1947 доцент, с 1963 профессор). Ройзман — один из крупнейших современных интерпретаторов органной музыки самых разных направлений и стилей. Активно сотрудничая с композиторами, он был первым исполнителем многих новых сочинений для органа российских, в том числе московских, композиторов. Игре Ройзмана были свойственны академическая точность, техническая чистота, серьёзность концепции, масштабность и вдохновенность. При участии и консультациях Ройзмана построено и отремонтировано значительное количество органов. Ройзман — автор исследований по истории органной культуры и антологии «Советская органная музыка». Снялся в фильмах «Серебряные трубы» («Центрнаучфильм», 1970), «Органное многоголосие» (ТО «Экран», 1971). Жил на Покровке, 37, затем на улице Каретный ряд, 8/10. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Н.В. Малина.