Русские националисты кто они. ‘Русский национализм’™ есть технология вычёркивания русских из истории

17.12.2017 10.02.2018

Русский национализм без Русских — «исповедание» идеологии русского национализма людьми, имеющими в той или иной степени нерусскую кровь или вообще не имеющими русской крови. Это люди не русской внешности , которые выдают себя за русских националистов. Как правило, эти люди настоящие фрики, они ведут себя агрессивно, некультурно, тем самым выставляя настоящих русских националистов недалёкими и агрессивными людьми.
Эти липовые националисты (их часто называют “гусские”) позорят и дискредитируют не только подлинных русских националистов, но и весь Русский народ . Они не имеют права выступать от имени Русских людей.

1 мая 2017 года в Москве от метро «Октябрьское поле» до метро «Щукинская» прошёл так называемый “русский марш”. Вот только среди шествующих практически не было этнических Русских. Зато было полно евреев и тюрков (украинцы, татары и т.д), которые от имени Русского народа выкрикивали антирусские лозунги. Лидеры этого марша: евреи Вячеслав Мальцев и Марк Израилевич Гальперин. Обратите внимание на последнего: Марк. Израилевич. Гальперин (еврейская фамилия, образованная от названия немецкого города Хайльбронн). И это лидер “РУССКОГО” марша. Представьте, что в Израиле какой-нибудь Владимир Владимирович Володин устроил “еврейский” марш, на котором от имени евреев стал выкрикивать антиеврейские лозунги (например, призыв вернуть Палестину).
А вот ещё один лидер “русского” марша. Иван Белецкий, еврей, выдающий себя русского националиста. Настоящая фамилия Тимошенко. Участвовал в деятельности “парнас”, был заснят вместе с Мальцевым в футболке с надписью “Сокира Перуна” (неонацистская музыкальная группа с украины, известная в последние годы поддержкой “Правого сектора”* и “Азова”). Ныне обитает на украине. 25 сентября 2017 сторонники Белецкого заявили, что Русский Марш - это якобы их частная собственность. Чуть ранее эти люди заявили, что только они могут определять, кто является русским националистом, а кто нет. Сам Белецкий утверждает, что только он и те, кому он разрешит, имеет право на Русский Марш.
Таким образом, эти самозванные “русские националисты” обманом пытаются захватить имя Русского Марша, лишив права на него настоящих русских националистов, его организовавших, и присвоив его своей антирусской группе. Клевета, ложь, и вопиющая наглость, которую не видело русское национальное движение уже много лет - вот на чём строится их план по захвату и Русского Марша и русского национализма в целом.

На «Русский марш» с украинским флагом.

Гражданская война на украине имела для России, помимо прочего, одно довольно неожиданное последствие — привела к кризису русского национализма. Выяснилось, что многие из тех, кто на словах ратовал за Русский народ, поддержали украинских националистов и даже нацистов, убивавших Русских именно за то, что они Русские. Эти люди с украинскими флагами бросают тень на всё русское движение. Их обязательно покажут по телевизору и скажут: «Посмотрите на этих русских националистов. Они поддерживают тех, кто убивает их соотечественников». И ведь будут правы.
“Русский” марш 2014 года, на котором были замечены украинские флаги, ввёл в недоумение и оттолкнул многих из тех, кто прежде симпатизировал русскому националистическому движению. А ведь буквально за полгода до майдана на украине в России было чуть ли не модным называть себя националистом. Даже президент Владимир Путин назвал себя русским националистом. Почему многие из тех, кто называли себя “русскими националистами”, оказались предателями собственного народа? Потому что Русский народ это не их народ. Их народ это евреи, татары, хохлы и т.д.
Если государство не пытается стихийный национализм организовать и подстроить под государственные интересы, это начинают делать люди с антигосударственными взглядами. “Русский” марш в Люблино, собиравший когда-то 10 тысяч человек с началом войны на Донбассе и поддержкой его организаторов свидомых боевиков, растерял былую численность, в 2015-2016 собирал лишь от силы 1200-1300 человек, которые осуждали «агрессию России на украине» и активно участвовали в т.н. общегражданских акциях протеста, возглавляемые русофобствующими либералами. В 2016 году на “Русском” марше в столице задержали семь человек. Четверо из них были одеты в балаклавы, один призывал колонну идти к Кремлю, другой нёс пиротехнику, а третий шёл с украинским флагом. “Русский” марш с украинским флагом.
Денис Михеев - позиционирует себя как “русский” националист, хотя на самом деле таковым не является. Участвовал в “Русских Маршах”, но поддерживал Евромайдан, украинскую карательную операцию на Донбассе и выступал против ДНР и ЛНР, а также ввода российских войск на украину. Назвал Традицию (сайт русских националистов) “украинофобской помойкой”. Фактически Денис Михеев - украинский националист, а не русский.

К противникам “Русской весны” центр “Сова” относит московских лидеров Объединения “Русские” — Дмитрия Демушкина, Владимира Басманова, Александра Белова, лидера движения “Национальные демократы”, Семёна Пихтелева (это движение также входит в Объединение “Русские”), главу “Русской пробежки” в Санкт-Петербурге Максима Калиниченко, бывшего члена политсовета движения “Реструкт!” Романа Железнова, главу “Славянской силы” в Санкт-Петербурге Дмитрия Евтушенко и др. В Майдане они увидели образец националистической революции. Последовательные националисты, приветствующие новую украинскую власть, клеймят жителей юго-востока “ватниками” и “совками”, ностальгирующими по СССР. Они, по мнению экспертов, оказались в политической изоляции, сблизившись “парадоксальным образом” с либеральной оппозицией.
Нельзя быть за Русский народ, и при этом быть против русского государства.
Вот типичный представить “русского” марша.
“Всем добрый день! Кто здесь… ааа… Я надеюсь здесь плишли все, кто шёл суда, чтобы показать, что мы гусские… ааа… несогласны с Путиным. С его режимом, с его.. ааа.. с его… режимом. Сегодня гусский марш. Я заявляю это открыто. Сегодня гусский марш!” (подняла вверх руку - Нацистское приветствие)

Ярусский — украинская фамилия еврейского происхождения. Известно надгробие супружеской пары евреев Ярусских в украинском городе Черновцы. Некоторые изготавливаемые, рекламируемые и продаваемые футболки с надписью «Я русский» на самом деле содержат эту надпись без пробела, то есть в форме «Ярусский», что как бы намекает на национальность тех, кто на самом деле стоит за распространением подобных футболок. Таким образом, надпись “ярусский” указывает на еврейскую национальность и не имеет никакого отношения к Русским.

Криптоеврей (греч. криптос «тайный» + еврей) - еврей, скрывающий своё еврейское происхождение.
Обычно это достигается путём принятия псевдонима или фамилии одного из нееврейских предков или даже жены, хотя бы и бывшей. Некоторые изображают из себя активных “русских” националистов. Причина криптоеврейства - желание сделать карьеру в чужом и недоброжелательном евреям обществе.
Примеры:
-Марк Израилевич Гальперин. Несмотря на еврейскую внешность, а также еврейское имя, фамилию и отчество выдаёт себя за “русского” националиста. Является одним из лидеров так называемого “русского” марша.
-Вячеслав Мальцев - еврей, изображающий из себя “русского” националиста. Настоящая фамилия - Мальцер. Согласно некоторым источникам, бабушка Вячеслава Мальцева происходит из древнего еврейского рода Мальцеров. В Белоруссии, на украине, в Молдавии, Прибалтике, а также в Саратовской области (родина В. Мальцева) в середине XIX - XX вв. наблюдалось довольно большое поголовье носителей фамилии “Мальцер”. В 1937 году, например, сотрудниками НКВД расстрелян с конфискацией имущества тридцатитрёхлетний доцент философии Абрам Наумович Мальцер, член ВКП(б), активный член антисоветской троцкистской шпионско-диверсионной организации. Сейчас несколько десятков Мальцеров проживает в Израиле (Хайфа, прилегающие районы), энное количество проживает в Москве и паре других крупных городов России. Ну и в Саратовской области, конечно. Многие Мальцеры в советское время поменяли свою фамилию на Мальцев. В. Мальцев - типичный пример, а главное: у Мальцева классическая еврейская внешность.
-Вячеслав Гайзер - еврей, изначально заявлял, что он немец, но когда получил должность главы республки Коми, начал говорить, что он по-национальности коми.
-Быков Дмитрий Львович - настоящая фамилия Зильбертруд. Дмитрий Зильбетруд, стремясь скрыть своё еврейское происхождение, взял фамилию матери (Быкова), однако его национальность написана у него на лбу.
-Чубайс - несмотря на то, что фамилия явно не русская, сам он называет себя “русским”. Достоверно известно, что его мать - еврейка Сагал Раиса Хаимовна.
-С. Кириенко - взял фамилию матери. Его отец - еврей по фамилии Израитель.
-Пётр Вальцман (Порошенко) - у этого “украинца” типичная еврейская внешность. Именно про таких как он говорят: “пархатый махровый жид” (Примечание: это не антисемитское, а чисто лингвистическое выражение).
-Борис Немцов - еврейская внешность и фамилия. У его матери девичья фамилия Эйдман. Но и отец - еврей. Псевдоним Немцов достался от его отца и деда, поменявшего свою фамилию в 30-х годах. Немцов - еврейская фамилия от нив-форма что означает «нашедший себя».

Итак, неправда «русского национализма» в том, что сегодня он является для русских знаменем пораженчества и для США орудием гиперимперии по уничтожению государственности и субъектности России.

Прежде всего, хочу попросить решившего читать эту статью, обратить внимание на обилие ссылок в ней на чужие и мои собственные статьи и книги. Это затрудняет чтение, но зато даёт возможность любому, кто действительно хочет разобраться в проблеме, изучить тезисы и аргументы, в частности, проштудировать и проанализировать основания позиции автора данной статьи.

Теперь собственно о «русском национализме».

Почему я заключаю это выражение «русский национализм» в кавычки? Потому что сегодня оно обозначает специально изготовленный брэнд, за которым концепт, идеологемы, фальсифицированная и другие технические элементы консциентального , т.е. оружия, поражающего сознание (http://www.dataforce.net/~metuniv/consor/title.htm) - причём, в первую очередь, сознание русских.

«Русский национализм», так же как и сто пятьдесят лет назад «украинский национализм» (http://www.russ.ru/politics/20010406-man.html и www.specnaz.ru/archive/07.2000/11.htm), а также «боснийский» (в Югославии), «уйгурский» (в Китае) и другие подобные национализмы, создан в лабораториях, которые занимаются сломом самоопределения и идентификации населения в целях разрушения государственности – в данном случае, российской.

«Украинский национализм» полтора века назад фабриковали хранители Австро-Венгерской империи, чтобы, с одной стороны, удержать в своём составе несоединённые народы и, с другой стороны, противопоставлять разные народу друг другу и, тем самым, упрощать дело властвования, дело империи («Разделяй и властвуй» сказано как минимум два тысячелетия назад). Польша тогда, как и сейчас, использовалась в качестве наиболее заинтересованной стороны и многие вещи делались польскими «руками».

В настоящее время «украинский национализм» изготовлен в США, Европе и Польше (http://www.rosbalt.ru/2005/01/16/191691.html) с целью отрыва Украины от России – речь идёт, прежде всего, о «большой» России – единого пространства в границах 1945-го года. История повторяется не в первый раз. Например, в 1939 году, за полгода до начала Второй Мировой войны, в Германии поднимался вопрос о создании «Великой Украины» - так тогда готовились к организации вскоре понадобившегося «украинского национализма».

Технология работы любого брэнда везде одна и та же – создание вокруг придуманного и ложного имени искусственной временной общности, платой за вход в которую является отказ от собственной традиции и идентичности. Если для организации финансового контроля чужого государства в конце прошлого века был изобретён механизм «валютного управления» (Currency Board - www.kroupnov.ru/5/58_1.shtml), то для перемалывания сознаний и наведение ложных идентичностей созданы механизмы идентификационного контроля (Identification board - www.kroupnov.ru/5/60_1.shtml).

Изящный анализ на свежем материале подобного бренд-производства можно найти в статье Антона Иванова «Таджикская девочка™ как фетиш «русского фашизма» (http://www.rosbalt.ru/2004/06/04/164502.html). Кстати, на все эти фетиши-брэнды («русский национализм»™, «русский фашизм»™ и т.п.) можно смело прилеплять, как это и сделал Антон, знак торговой марки - ™, поскольку это брэнд и поскольку он продвигается исключительно в чужих корыстных интересах.

Философские, методологические и технологические основания национализма как ложной и разрушительной идеологии подробно и в целом разбираются в работах Бенедикта Андерсона «Воображаемые общности» («Imagined Communities», - www.russ.ru/krug/kniga/99-06-03/zasursky.htm и www.russ.ru/krug/20011126.html), Эрнста Геллнера («Нации и национализм», см. также - azbuk.net/cgi-bin/az/az_book.cgi?aut_id=2668&book_id=9630&type=html), Р.В. Манекина (http://manekin.narod.ru/natio.htm) и огромного количества других исследователей (http://old.iea.ras.ru/Russian/personnel/Tishkov/forget.html).

Особенно безусловен вред национализма для России. Это связано с тем, что исторически, с самого начала Россия складывалась как многоэтническая государственность, а русские оказывались не только государствообразующим особым народом, который не этнос, не нация и даже не «народ», но суперэтносом (http://www.kroupnov.ru/5/126_1.shtml) или сверхнародом (http://www.cmnews.ru/news.asp?nid=1505&t=1&nd=16&nm=1&ny=2005), объединяющим и вбирающим в себя до полутора сотен народов.

И в России всегда, а особенно после Великой Отечественной войны и советского «перемешивания» (которое при этом не было американским «плавильным котлом», melting pot), существовала «великая семья народов» (http://www.kroupnov.ru/5/61_1.shtml) по А.С. Пушкину), когда все народы России становились русскими.

Ведь русский – это не характеристика «крови» или генов в прямом смысле. Русский – это способность служить российской государственности (http://www.pereplet.ru/text/krupnov09aug02.html) и русской культуре, культуре пасхальности (http://www.pereplet.ru/text/nepomnyashiy/nep13.htm).

Так уж получилось в истории и именно благодаря этому Россия является уникальной цивилизацией (http://patriotica.ru/religion/kozhinov_ros_civ.html). И поэтому русские никогда не были и не могут быть нацией и у России нет и не может быть национальной идеи (http://patriotica.ru/religion/kozhinov_idea.html).

Именно поэтому «русский национализм»™ является для русских наиболее эффективным способом уничтожения оснований своего исторического бытия, своих «корней», своих «почвы» и судьбы, своего, как говорят генетики, генома, поскольку через «русский национализм» русские производят сами над собой генетическую модификацию и становятся генетически модифицированным населением (наподобие генетически модифицированной пищи, ГМ - www.kroupnov.ru/5/57_1.shtml), которое не представляет никакой опасности ни для кого в мире.

«Русский национализм» используется в качестве технологии производства генетически модифицированных народов одновременно с другим, казалось бы, прямо противоположным брендом-технологией «западный либерализм» (http://www.kroupnov.ru/5/57_1.shtml).

Но если последний достаточно подробно описан и разобран под терминами «западнизация», «американизация» и т.п., то «русский национализм» не разбирался, а, наоборот, к нему сознательно и искусственно раздувался интерес со стороны тех деятелей, что организуют борьбу с «русским фашизмом» и «русским антисемитизмом» - точно такими же брэнд-технологиями, как и «русский национализм» и из тех же самых лабораторий.

«Русский национализм» нужен сегодня тем, кто реализует программу глобального доминирования и господства, прежде всего, в форме гиперимперии США (http://www.kroupnov.ru/pubs/2006/02/13/10314/).

Согласно этой программе наиболее эффективным и удобным упорядочивание мира в интересах транснационального капитала и США будет в том случае, если удастся раздробить и расчленить все существующие цивилизации и исторические государственности типа России-СССР, Китая, Ирана, но не бессистемно взорвав их, а поделив на легко управляемые и контролируемые единицы (units) в виде «национальных государств». Я опять употребляю кавычки, поскольку речь идёт, разумеется, не о тех классических национальных государствах (nation state), которые естественным образом возникали в Европе в XVI – XIX вв., а об искусственных квазинациональных государствах или просто псевдогосударствах, поскольку их конструкции искусственны и исходно лишены суверенитета.

Этот процесс в англо-саксонской геополитике имеет устойчивое терминологическое обозначение – нациостроительство или нацибилдинг (nation-building - www.kroupnov.ru/5/59_1.shtml).

Главная задача, которую «русский национализм»™ призван исполнить в рамках строительства чужой гиперимперии, состоит в а) разрушении российской государственности, «большой» России и б) загона русских в какую-либо резервацию типа «Московии», Центрального округа РФ или иного бандустана под примерным именем Русистан.

Первую часть задачи «русский национализм»™ неплохо выполнял в 1989 – 1991 гг.

Здесь нельзя забывать роль РКП – российской коммунистической партии, в которой и был выпестован для борьбы с «антинародным режимом» ™ лидер КПРФ Г. Зюганов. Развал КПСС как системной силы государства СССР, как «скрепы» СССР начался именно с РКП. И не случайно идеология КПРФ стала представлять из себя странную смесь троцкистского глобального коммунизма с густым национализмом.

Надо помнить и роль заместителя руководителя думской фракции «Родина» С. Бабурина, партия которого («Народная воля») в настоящее время сливается с партией «Родина». Именно Бабурин является автором идеи Декларации о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Именно эта декларация, принятая 12 июня 1990 года, положила правовое и организационное начало разгрому СССР.

Не менее важно вспомнить брошюру А. И. Солженицына «Как нам обустроить Россию», изданную многомиллионными тиражами в сентябре 1990 года, где он фактически выдвинул и подробно обосновал доктрину необходимости распада СССР и русского нацибилдинга в форме «Рос­сийского Союза».

Большая по объёму цитата из этой брошюры необходима: «…Ещё в начале века наш крупный государственный ум С.Е. Крыжановский предвидел: «Коренная Рос­сия не располагает запасом культурных и нравствен­ных сил для ассимиляции всех окраин. Это истощает русское национальное ядро». А ведь то сказано было - в богатой, цветущей стра­не, и прежде всех миллионных истреблений вашего народа, да не слепо подряд, а уцеленно выбивавших самый русский отбор.

А уж сегодня это звучит с тысячекратным смыслом: нет у нас сил на окраины, ни хозяйственных сил, ни духовных. Нет у нас сил на Империю! - и не надо, и свались она с наших плеч: она размозжа­ет нас, и высасывает, и ускоряет нашу ги­бель.

Я с тревогой вижу, что пробуждающееся русское национальное самосознание во многой доле своей никак не может освободиться от пространнодержавного мышления, от имперского дурмана, переняло от ком­мунистов никогда не существовавший дутый «совет­ский патриотизм» и гордится той «великой советской державой»…

Держать великую Империю - значит вымертвлять свой собственный народ. Зачем этот разнопёстрый сплав? - чтобы русским потерять своё неповторимое лицо? Не к широте Державы мы должны стремиться, а к ясности нашего духа в остат­ке её…

… И так - ещё больше распря­мимся от давящего груза «среднеазиатского под­брюшья», столь же необдуманного завоевания Алек­сандра II, - лучше б эти силы он потратил на недост­роенное здание своих реформ, на рождение подлинно народного земства.

Наш философ этого века Ив. А. Ильин писал, что духовная жизнь народа важней охвата его территории или даже хозяйственного богатства; выздоровление и благоденствие народа несравненно дороже всяких внешних престижных целей…» (http://teljonok.chat.ru/nam/kak.htm).

Мысль А.И. Солженицына прозрачна: ради «коренной России» не жалко «территории или даже хозяйственного богатства».

Сегодня солженицынская доктрина «Вперёд, в Московию!», абсолютно совпадающая с программой гиперимперии США, переходит к своему второму реализационному этапу.

Теперь надо раскурочивать Российскую Федерацию и организовывать, наконец, резервацию или бандустан для русских.

Напомню, что бандустаны - это «независимые государства» внутри ЮАР в период апартеида, искусственно создаваемые в целях расселения коренных рас и племён на разных территориях.

Идейный, политический и правовой (пока, к счастью, в форме законопроектов типа «Закона о Русском Народе» - www.pravoslavie.ru/rusdom/200107/23.htm) базис для второго этапа мобилизации «национального самосознания» давно уже подводят член президиума партии «Родина» депутат А. Чуев и член партии «Родина» депутат А. Крутов. Они убеждены, что главное - бороться за права русских, за русскую автономию, а всё остальное является третьестепенным. Будет у русских свой Русистан, как у татар Татарстан - всё будет (http://www.lgz.ru/690).

Посылка их рассуждений состоит в том, что существует «русский вопрос в России» (http://www.pravoslavie.ru/rusdom/200107/23.htm и www.lgz.ru/690). Саму такую постановку следует считать чудовищной, поскольку уже из этой формулы «русский вопрос в России» следует, что «русский вопрос» может быть и вне России и без России и после России. Но без России не было и никогда не будет никаких русских. Или им, в самом деле, нужен только Русистан и неважно где именно – в Московии или в Танзании, например.

Впрочем, этим Русистаном, правами «русской нации», которые были бы равны правам татарской нации или адыгейской нации (http://www.pravoslavie.ru/rusdom/200107/23.htm) давно уже бредит вся «передовая русская национальная» мысль.

Желающим познакомиться поближе следует заняться изучением творчества А. Севостьянова (http://globalrus.ru/satire/139489/), Е. Холмогорова, К. Крылова, С. Городникова (самого искреннего и последовательного «русского националиста») или примкнувшего к ним либерала Ю. Амосова (http://globalrus.ru/opinions/139197/) и сонма других левых и правых «русских» или «российских националистов».

Появляются и новые изящные версии солженицынской доктрины «Вперёд, в Московию!». Чего стоит, например, следующий наисвежайший пассаж: «Создание компактного этнического ядра государствообразующего народа на территории РФ, стягивание русского народа в Россию «heim in Reich», удержание существующих границ, в противовес бесплодным, вредным и дезориентирующим мечтаниям о скором имперском реванше - вот единственно реалистичное содержание российской политики на ближайшие десятилетия до тех пор пока, по крайней мере, не удастся демографически оздоровить сердце страны» (http://www.russ.ru/culture/20050109-pr.html).

В основе этой добровольной национализации или даже нацификации русских лежит не только понятная озлобленность и ущемлённость (она в деградирующей стране касается всех, а не только «русских националистов»), но, прежде всего, признание ими исторического поражения русских и России. И логика становится понятной: если русские и были суперэтносом и держателями государства, то теперь русские субэтнос и ничего нам не остаётся как организовывать по образцу Африки и Азии прошлого века своё национально-освободительное движение. То есть «русский национализм» - это доктрина проигравших, уверенных в своём и всех русских поражении. И своим местечковым поражением они хотят осчастливить всех русских.

Поэтому получается, что за всем этим стоит желание, разделяемое и нашими многочисленными «друзьями» на Земном шаре, чтобы русские и Россия убрались из мира, «стянулись» куда-нибудь. Очень точно подобные нутряные чаяния выражает А. Проханов в январской передовице «Завтра»: «Вынудить растерянного Президента выбрать «страну», а не «мир» (http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/05/582/11.html).

И сколько не различай между национализмами «истинным» и «ложным» (http://patriotica.ru/religion/trub_nation.html) по Н. Трубецкому, между «здоровым», «истинным» и «нездоровым» (http://patriotica.ru/religion/ilin_nat.html) или «христианским» и «языческим» (http://www.rne.iks.ru/stat/hristnat.htm) национализмом по Ивану Ильину (которого беспрестанно цитируют все «русские националисты») любой, абсолютно любой национализм сегодня и «русский национализм», в первую очередь, носит антироссийский характер и есть смерть России (http://www.kroupnov.ru/5/116_1.shtml).

Итак, неправда «русского национализма» в том, что сегодня он является для русских знаменем пораженчества и для США орудием гиперимперии по уничтожению государственности и субъектности России. Это происходит потому, что национализм является сегодня в мире главным инструментом наднациональных государств, прежде всего, гиперимперии США, для обеспечения своей глобальной гегемонии за счёт превращения других стран в псевдосуверенные демократические нации, в своего рода строительные кирпичи или кубики возводимого глобального порядка.

Отсюда выстраиваемый ныне на Земном шаре под эгидой США интернационал следует называть националом, т.е. не классовым союзом между и помимо наций (чем был интернационал), а хорошо структурированным набором отдельных наций (отдельный и тяжёлый вопрос здесь - нынешняя роль ООН и как её будут разыгрывать США и Великобритания). На смену лозунгу начала прошлого века «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» пришёл лозунг начала века сего «Да здравствуют нации всех материков и народов!». И базовым процессом организации глобального национала является не мировая революция, а система многих национальных революций – таких, как те, что были организованы в республиках Югославии, в Грузии, на Украине.

Национализм привёл к развалу СССР. И именно нынешние националисты все вместе по факту, независимо от их убеждений и переживаний, пытаются довести дело развала СССР до логического конца – до развала РФ, поскольку за этим «в доску» «русским национализмом» стоят не русские, а Глобальный Национал (http://www.kroupnov.ru/5/59_1.shtml).

На место Интернационала 30-х годов сегодня в качестве разрушающей государственности силы поставлен Глобальный или Всемирный национал (см. соответствующую главку в www.rosbalt.ru/2005/01/16/192262.html). И этот «русский национализм» является современной формой троцкизма.

Только этой «инструментальной», «технической» неправды «русского национализма»™ достаточно для того, чтобы каждый мог сделать окончательный выбор между национализмом и Россией.

Но национализм в начавшемся XXI веке неправ и онтологически.

Россия никогда не была и не может быть национальным государством.

Россия всегда была, есть и будет державой (http://www.pereplet.ru/krupnov/31.html#31): особым «великим островом Руси», Третьим Римом по монаху Филофею и Ивану Грозному (http://www.archipelag.ru/geopolitics/osnovi/island/civilization/?...ersion=forprint), Вселенской монархией по Ф.И. Тютчеву (http://www.pereplet.ru/krupnov/15.html#15), единственным и первым в мире «социализмом в отдельно взятой стране» по И.В. Сталину (http://www.geocities.com/CapitolHill/Parliament/7231/alexandr/alex_0.htm) и мировой державой в XXI веке (http://smd.kroupnov.ru/).

И здесь бессмысленны многоучёные указания на нацию как этническую категорию и нацию как категорию государствоорганизующую. За любым национальным государством всегда стоит добившийся господства этнос и по-другому просто не бывает. А русские – это не этнос и не нация. И Россия не национальное государство и не может им быть, поскольку она может существовать только в рамках исходно мировых действий и категории не национальных интересов, а всемирно-исторических принципов (http://www.rosbalt.ru/2004/11/08/184321.html).

Русские как многонациональный суперэтнос или сверхнарод, образующийся через служение российской государственности, через сохранение России во Всемирной Истории, имеют уникальную «конструкцию» и любое подведение этой конструкции под чужие «стандарты» и «чертежи» является гибельным. Именно поэтому усилия по разрушению сознания русских, а это необходимо чтобы загнать русских в резервацию-бандустан типа «Московии», направлены на удары по узловым элементам данной конструкции.

Кстати, это очень хорошо понимал ещё в начале прошлого века И.В. Сталин. Он был признанным лидером среди членов РСДРП и ВКП (б) по национальному вопросу. И главная мысль у Сталина всегда была в том, чтобы не признавать для России-СССР национализм как основную форму политической организации, не идти, в частности, за социал-демократом Бауэром с его доктриной «права наций ни самоопределение вплоть до отделения» (http://www.magister.msk.ru/library/stalin/4-2.htm) и всегда рассматривать национальный вопрос «не изолированно, а в неразрывной связи с вопросом о победе революции, как часть общего вопроса о революции» (http://www.magister.msk.ru/library/stalin/7-5.htm), т.е., в переводе на современный язык, видеть в национальной проблематике только часть, и второстепенную часть, вопроса государственности («революции» в 1925 году).

Не случайно В. Ленин однажды обозвал грузина (осетина?) Сталина «грубым великорусским держимордой», поскольку «ему (Ленину) были известны перегибы шовинистов на Кавказе, издавших декрет о лишении грузинского гражданства лиц, вступающих в брак с жителями других республик. Однако великорусский шовинизм он считал гораздо большим злом, называя Сталина «грубым великорусским держимордой» (http://www.history.pu.ru/biblioth/russhist/histsovruss/02.htm).

Если вдуматься в то, почему Ленин так выражался и хорошо изучить ситуацию, то станет ясно, что «великорусский шовинизм» на деле не имел никакого отношения к шовинизму или национализму и был очевидной защитой российской государственности – в то время СССР.

Показательными являются слова Сталина в ходе его встречи с авиаконструктором А. Яковлевым 26 марта 1941 года: «Нет, мы правильно поступаем, что так сурово караем националистов всех мастей и расцветок. Они лучшие помощники наших врагов и злейшие враги собственных народов. Ведь заветная мечта националистов - раздробить Советский Союз на отдельные «национальные» государства, и тогда он станет легкой добычей врагов. Народы же, населяющие Советский Союз, в своем большинстве будут физически истреблены, оставшаяся же, часть превратится в бессловесных и жалких рабов завоевателей. Не случайно презренные предатели украинского народа - лидеры украинских националистов, все эти мельники, коновальцы, бандеры уже получили задание от немецкой разведки разжигать среди украинцев, которые те же русские, ненависть к русским и добиваться отделения Украины от Советского Союза. Все та же старая песня древних времен еще с периода существования Римской империи: разделяй и властвуй. Особенно преуспели в деле разжигания национальной розни и натравливании одних народов на другие англичане.

Благодаря такой тактике, подкупая жалких и продажных вождей разных народов, капиталистическая островная Англия - первая фабрика мира, ничтожно маленькая по своим размерам, сумела захватить огромные территории, поработить и ограбить многие народы мира, создать «Великую» Британскую империю, в которой, как хвастливо заявляют англичане, никогда не заходит солнце. С нами этот номер, пока мы живы, не пройдет. Так что напрасно гитлеровские дурачки именуют Советский Союз «карточным домиком», который якобы развалится при первом серьезном испытании, рассчитывают на непрочность дружбы народов, населяющих сегодня нашу страну, надеются поссорить их друг с другом. В случае нападения Германии на Советский Союз люди разных национальностей, населяющие нашу страну, будут защищать ее, не жалея жизни, как свою горячо любимую Родину. Однако недооценивать националистов не следует. Если разрешить им безнаказанно действовать, они принесут немало бед. Вот почему их надо держать в железной узде, не давать им подкапываться под единство Советского Союза» (http://www.geocities.com/CapitolHill/Parliament/7345/stalin/15-3.htm).

В чём же лежит современный принцип действий по разрушению сознания русских?

В том, что русские, которые являются государствообразующим народом, создателями уникальной тысячелетней (как минимум) российской цивилизации и российской государственности и объединителями в себе полутора сотен других народов (т.е. суперэтносом (http://www.kroupnov.ru/5/126_1.shtml) или сверхэтносом (http://www.cmnews.ru/news.asp?nid=1505&t=1&nd=16&nm=1&ny=2005), через технологию «русского национализма» последовательно, во-первых, отрываются-отрезаются-отсекаются от, соответственно, государства, цивилизации, государственности и полутора сотен народов и, во-вторых, противопоставляются собственным государству, цивилизации, государственности и полутора сотням народов.

Делается это очень просто, благо оснований для жалоб и конфликтов при желании всегда можно найти немало.

Начнём с последнего, с противопоставления русских народам России.

Делается это на том основании, что русские якобы не имеют того, что имеют другие, например, татары или адыги. У татар есть Татарстан, у адыгов – Адыгея, а у русских нет своего Русистана. При этом вредное в своей основе разделение территорий на «национальные республики» и «обычные области (края)» «русскими националистами» рассматривается не в том так нужном России плане, что следует прекратить выделять территории с неправильно завышенным и онационаленным статусом, т.е. ликвидировать эти «национальные республики» - а в том, что нужно ещё и усилить этот вредный принцип неравного статуса территорий и создать ещё одну какую-нибудь «русскую национальную республику».

«Русскими националистами» последовательно проводится линия, что нынешнее государство является равнодушным к русским или прямо враждебным русским, т.е. антирусским государством. Далее, в зависимости от пристрастий, добавляются рассказы про то, что это делают захватившие государство «евреи», «кавказцы», «масоны» или «жидо-масоны», «сионисты», «американские» или «транснациональные силы» и прочие «агенты влияния».

Здесь, прежде всего, следует обращать внимание на тот удивительный факт, что подобное противопоставление русских государству очень часто производят крайне странные фигуры. Среди них, например, те, кто как раз и сдал это самое государство в 1991-м году, находясь в больших чинах в КГБ, МВД или Советской армии. Или те, чья наружность достойна того, чтобы образцово-показательно представлять тот же многострадальный еврейский народ – эти почему-то особенно чистосердечно и непримиримо напирают на необходимость «русского национализма». Немало среди борцов против антирусского государства и тех, кто восхищается Лениным, который ради дела революции взял деньги от германского генштаба.

Далее, ещё проще: русские противопоставляются Российской Государственности и России. Тут беспрестанно вбрасываются идеи, что всем, территорией, например, можно и даже нужно жертвовать, чтобы сохранить «русское национальное ядро» по Солженицыну образца 1990 года или чтобы «создать компактное этническое ядро государствообразующего народа» по Бутакову образца 2005 года. Отсюда же возникает и нездоровый «русский вопрос в России» по А. Крутову и др.

Что следует из всего сказаного?

Национализм в наши дни является современной формой развала российской государственности, которая всегда строилась не на национальном принципе. «Русский национализм»™ используется в идущей Пятой мировой войне (см. статью «Моя война» (http://www.kroupnov.ru/5/99_1.shtml) против России. Поэтому недопустимо поддерживать его.

Сегодня я не вижу никакой другой доктрины, кроме доктрины МИРОВОЙ ДЕРЖАВЫ www.kroupnov.ru/cgi/comments.cgi?id=3&cat_id=3), которая бы давала возможность восстановить нашу страну в статусе СССР и выше и которая бы была в состоянии не дать вычеркнуть русских из истории.

Мировая держава есть многонациональная государственность, которая ставит всеобще важные для всех стран мировые проблемы и образцово-показательно решает их на собственной территории (http://www.kroupnov.ru/5/110_1.shtml).

Вся политика США теперь и всегда состоит в том, чтобы нести людям свободу и демократию по-американски. Так, к примеру, 1 июня 2002 года, в день защиты детей, Президент США Дж. Буш заявил, выступая перед выпускниками знаменитого Вест-Пойнта – главной Военной Академии США, что на конец прошедшего века «выжила и оказалась дееспособной только одна-единственная модель прогресса человечества» и что именно «Вест-Пойнт является стражем тех ценностей, которые формируют и воспитывают солдат, которые, в свою очередь, формируют историю мира». Под этой моделью он имел в виду, разумеется, демократию по-американски.

Экспорт такой демократии осуществляется через смену режимов (regime change) в иностранных государствах и создание «нормальных» национальных государств – т.е. нацибилдинг.

Как мы это могли видеть на Украине в октябре – декабре прошлого года (http://www.rosbalt.ru/2004/12/28/190954.html), национализм соединяется с демократией, т.е. сбывается мечта Збигнева Бжезинского, ведущего геостратега США польского происхождения, который 2 декабря 2004 года с удовлетворением отметил по радио BBC: «Мы стали свидетелями своеобразного брака украинского национализма и украинской демократии. В истории Украины было немало националистических движений, но далеко не все они были демократическими. А теперь можно говорить об объединении украинского патриотизма, украинского самосознания и украинской демократии, свободы и либерализма. Я считаю этот процесс исторически важным» (http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid_4062000/4062499.stm).

Какая цель у США по отношению к России также понятно.

Ещё в 1996 году совершенно откровенно в интервью газете «Сегодня» Бжезинский ясно указал на то, какое именно место отводится России в современном «цивилизованном мире»: «Сейчас очевидно, что существует только одна сверхдержава - США. Россия вряд ли станет глобальной державой вследствие кризиса, порожденного 70-летним господством коммунизма. На долю страны выпали две мировые войны, насильственная индустриализация и коллективизация, соревнование с США, и это подорвало ее основы. России, на мой взгляд, потребуется много времени, чтобы достичь потенциала, который позволил бы ей стать глобальной державой. Однако уже сейчас она сможет быть крупной региональной державой. В ближайшие 25 лет глобальным партнером США может стать только объединенная Европа» («Сегодня», 22.08.96).

«Русский национализм», если совестливые участники этого движения вовремя не одумаются, может довести дело до того, что Бжезинский ещё успеет сказать про Российскую Федерацию те же самые слова о «браке национализма и демократии», что он сказал про Украину в декабре прошлого года.

Грань между патриотизмом и национализмом бывает очень неясной. От гипертрофированной любви к собственному народу до ненависти до прочих - один шаг. Крайней формой национализма стал нацизм, называемый также гитлеризмом и фашизмом. Эта чума XX века принесла народам мира невиданное в истории число бедствий и жертв. Казалось бы, после 1945 года вопрос о национальной исключительности снят с повестки дня навсегда. Но привычка повторять ошибки у человечества неискоренима. Попытки установить преимущественные права коренного населения предпринимаются в разных странах, в том числе и у тех, кто понес огромные потери во время Второй мировой войны. В Прибалтике, в Молдавии, на Украине и других республиках бывшего Союза после распада СССР значительной популярности добиваются радикальные националисты. России, с ее многоконфессиональным и разнообразным составом населения, казалось бы, расовые идеи должны быть чужды. Но партии националистического толка есть и здесь.

Идеологическая база

Исторические условия, в которых оказалась Россия после краха коммунизма, имеют ряд сходных черт с теми, в которых пребывала Германия после заключения Версальского мирного договора. В обоих случаях навязанные извне правила оказались унизительными. Население, в своем большинстве образованное и трудолюбивое, было ввергнуто в нищету. Русские националисты конца двадцатого столетия не придумали ничего нового - они, так же как и национал-социалисты Германии, указывали на вполне очевидные проблемы, предлагая при этом самый простой и на вид эффективный способ их разрешения. При этом причины катастрофического положения родной страны искались исключительно за ее пределами, а если виновники находились внутри ее, то были они исключительно инородцами.

Лозунги и знамя

О преемственности идеологий говорит и символика русских националистов. Она представляет собой набор стилизованных рунических знаков, в той или иной степени проявляющих сходство со свастикой.

Народ и национализм

Существует как минимум две причины обреченности русского национализма.

Во-первых, особенности воспитания в духе дружбы народов, принятого в СССР и имеющего дореволюционные корни. В царской России существовали, конечно, организации и политические силы черносотенной направленности, но и тогда они не пользовались большой популярностью.

Во-вторых, против национализма играет личный жизненный опыт практически любого трезвомыслящего человека. По мере его накопления и с возрастом люди понимают, что важнее личные качества, чем пресловутая «пятая графа», и любые призывы бить или унижать себе подобных из-за цвета волос или формы носа не встречают массового понимания.

Все это удручает поборников этнической чистоты и расового превосходства. Им кажется, что народ опять попался не тот, в результате многие из них от своих убеждений и дальнейшей борьбы отказываются. Другие вообще становятся русофобами.

За что русский националист может ненавидеть русских

Убежденный националист (хоть русский, хоть украинский или молдавский) мыслит категориями возвышенными. Перед его мысленным взором протекают даже не века - тысячелетия. Народы куда-то переселяются, воюют между собой и отхватывают все новые территории, побеждает сильнейший, на деле доказывающий собственное превосходство, преимущественно силой. Образ мысли обычного гражданина, называемого этими романтиками презрительно «обыватель», сильно отличается от продукта пассионарного мышления «идейного борца». Его интересуют куда более приземленные категории, например, как вырастить своих детей, где найти работу по душе и чтобы платили побольше, и тому подобное. Гибнуть и страдать за идею расовой чистоты охотников мало, и не только в России. Поэтому каждая боевая организация русских националистов опирается на молодежь - именно она служит социальной базой любой экстремистской структуры. Юность, не знающая жизни, при соответствующей идеологической накачке способна на жестокость в большей степени, чем зрелость. А большая часть населения для этих идей «не доросла». Националисты не любят собственный народ главным образом за нежелание их поддерживать.

Национализм и эмигрантские течения

Большинство эмигрантов первой волны, покинувших стану после Октябрьского переворота 1917 года, были людьми достойными. Присутствовала, однако, среди них и определенная прослойка, состоящая из сторонников свержения власти коммунистов любой ценой, даже если для этого придется воевать с собственным народом на стороне захватчиков. Некоторые из лидеров белой эмиграции предприняли безуспешную попытку реализовать эту идею в 1941-1945 годах.

Германофильство как форма русского национализма

Кроме них были (и есть) приверженцы теории принадлежности русского (опять же, исконного) этноса к арийской нордической расе. При этом русских националистов не смущают многочисленные славянофобские высказывания руководителей нацистской Германии, они выше этих мелких деталей. Еще более странным представляется тот факт, что среди поклонников «сумрачного германского гения» немало и тех, кого к арийцам невозможно отнести даже в самом грубом приближении. Объединяет эту «мишпуху», опять же, презрение к русскому народу и досада на то, что «мало чурки нам дают».

Лидеры

Каждый раз, когда в столице или другом большом городе проходит очередной марш русских националистов, колонну возглавляет кто-то из лидеров движения, а иногда их несколько. Если в Германии или Италии 20-х годов харизматичность предводителя играла важнейшую роль, то на современном этапе это качество, кажется, утратило былое значение. Возглавляют националистические движения люди, не выделяющиеся ни интеллектом, ни красноречием. Отсутствие личного обаяния и недостаток общего развития они пытаются компенсировать грубостью и эпатажем. При таком положении дел ни одна партия русских националистов (а их в стране несколько) не имеет сколь бы то ни было серьезных шансов не только на победу, но и на успех или популярность.

Националисты России – это тема, которая постоянно муссируется в СМИ и часто вызывает общественный резонанс. Мнения по поводу данного явления существуют кардинально противоположные. О том, что подразумевается под национализмом в России, какова идеология его представителей, когда появилось течение и что представляет собой сегодня, описано ниже.

Суть и идеология национализма

Русские националисты Россииэто люди, которые выступают, прежде всего, за сохранение, развитие и процветание русской нации. Они считают, что государство должно направить все свои ресурсы на реализацию данной задачи, чего, по их мнению, сегодня не происходит.

По мнению националистов, русский народ – государствообразующий в РФ. Он составляет 80% от всего населения, поэтому страну можно назвать мононациональной. Если не будет русской нации, не будет и государства Россия. От того, как себя чувствуют люди в своей стране, напрямую зависит судьба не только их державы, но и других государств, связанных с Российской Федерацией.

Среди требований националистов – утверждение на государственном уровне русского народа титульным и коренным. Представители течения утверждают, что сегодня в России происходит этнодемографическая катастрофа из-за большого наплыва мигрантов в исконно русские города из кавказских и других республик, а также из Китая и т.д. Переселенцы занимают ключевые посты, их роль в обществе становится все существеннее. Русские же люди ассимилируются либо вымирают.

Националисты призывают власть ввести чрезвычайные меры для того, чтобы остановить этот, по их мнению, геноцид русских и сохранить биологическую однородность нации. Также они борются со всеми проявлениями русофобии. Еще одна задача – объединить или, как минимум, поддерживать русских, которые живут за пределами РФ.

Националисты утверждают, что их 25 миллионов. Некоторые представители течения считают русскими украинцев, белорусов, русинов. Другие же склоняются к тому, что это братские народы, и отношения с ними у россиян должны быть в приоритете, а Азию нужно отодвинуть на десятый план.

Краткий экскурс в историю

Появление националистов в России датируется второй половиной 18 века. Для данного периода характерна заинтересованность Западом и прогрессивными течениями, зарождающимися в Европе. В самом начале развития национализма под нацией подразумевали культурные и интеллектуальные «сливки» общества. Позже понятие существенно расширилось.

Одним из первых идеологов движения можно назвать Сумарокова. В первой половине 19 века на арене националистов появился граф Уваров. Историки называют и такие фамилии: Чихачев, Потоцкий, Балешев, Крупенский. Националисты выступали за сохранение империи, православия и всего русского (культуры, традиций, истории и т.д.).

Особенно активизировалось движение в начале 20 века, когда Россия вошла в период смуты. На «небосклоне» национализма загорелись такие «звезды» как Сикорский, Шульгин, Герасимов, Меньшиков. Все они призывали беречь как зеницу ока русские порядки и препятствовать влияниям извне.

В советский период русские националистические движения подавлялись. Приоритетной задачей было – создание единой советской нации. Движение ушло в подполье, но продолжало жить. Расправило крылья по-настоящему лишь после распада СССР.

Современный период

Националисты в России сегодня тоже не в почете у власти. Еще в 2007-м году президент В. В. Путин дал поручение силовикам пресекать развитие подобных движений, при этом в стране культивировали патриотизм. Далее его политику продолжил Медведев.

В наши дни Партия националистов России входит в оппозицию, но не является в ней ключевой, влиятельной фигурой. Среди других объединений можно вспомнить «Русское национальное единство», Движение против нелегальной миграции, «Артподготовку», «Русские».

Лидеры националистов в России, среди которых Александр Белов, Дмитрий Демушкин, Вячеслав Мальцев, Юрий Горский и другие, постоянно попадают в поле зрения силовых структур, получают сроки. Некоторые находятся на сегодняшний день в бегах. Митинги, шествия и другие акции националистов не приветствуются.

Дмитрий Демушкин

Вячеслав Мальцев

Юрий Горский

Сколько националистов в России, точно не знает никто. Однако многие эксперты утверждают, что современные идеи несколько поверхностны и исковерканы. Вместо того, чтобы развивать свою культуру, националисты более настроены на борьбу с чужеземцами. Это ни к чему хорошему не приведет, как и призывы к новой революции в России, «спасению» русских, живущих в соседних государствах, и другие радикальные настрои.

Данный раздел содержит в себе главы из книги "Несостоявшаяся революция. Исторические смыслы русского национализма" Валерия и Татьяны Соловей. Книга предлагает радикально новый взгляд на историю русского национализма, предстающего в крайне непривычном свете. Она разрушает научные стереотипы и культурные табу и предназначена людям, не довольствующимся «самоочевидным» знанием, а способным мыслить самостоятельно. Первое, сокращенное издание книги стало интеллектуальным бестселлером и вызвало бурную реакцию – от восторга до яростного неприятия.

Материал создан: 12.07.2015

К пониманию русского национализма

Нет никакой необходимости создания очередной – бог знает, какой по счету – теории русского национализма. Мы уверены, что и потенциала уже существующих более чем достаточно для понимания русского национализма, надо лишь корректно воспользоваться имеющимся теоретическим инструментарием. Не будучи преданными одной-единственной из многочисленных концепций национализма, в своей работе мы использовали идеи...

Историографические заметки о русском национализме

Теоретико-методологический обзор естественно продолжить историографическим, который, равно как и теоретический, носит избирательный, а не исчерпывающий характер. Эта селективность обусловлена не столько мощью историографического потока, сколько его низким качеством. По-настоящему хороших работ – теоретически фундированных, фактологически богатых и интеллектуально оригинальных – вышло совсем немного. Причем за рубежом о русском национализме опубликовано больше, ...

Социокультурный контекст изучения русского национализма

Два основных фактора исторически генерировали и до сих пор поддерживают устойчиво негативное отношение к русскому национализму. На поверхности лежит устойчиво повторяющийся интеллектуальный сбой отечественного социогуманитарного знания, когда оно обращается к исследованию русского национализма. Почему-то именно в этом случае им напрочь отвергается методологический постулат, гласящий, что любые исторические явления должны рассматриваться в...

Цель и ракурс исследования русского национализма

Замысел нашей книги в том, чтобы рассмотреть русский национализм как преимущественно научную проблему, по возможности минимизировав культурно-идеологический аспект его изучения. Методологическим ключом послужит контекстуальный подход к русскому национализму, то есть анализ его места, роли и функций в конкретных исторических обстоятельствах менявшейся России, а не поиск неизменной – позитивной или негативной...

Нерусская империя

Характеризуя культурно-историческую ситуацию, в которой возник и долгое время развивался русский национализм, сразу же зафиксируем два принципиальных положения. Первое: именно русским принадлежит ключевая роль в формировании государства Россия, которое поэтому можно уверенно называть государством русского народа. Современная этнологическая наука уверенно указывает на решающее значение так называемых «этнических ядер» – численно, ...

Старообрядчество как этническая оппозиция империи

Хотя критическая зависимость империи от состояния русской этничности как интеллектуальная проблема впервые была сформулирована славянофилами, к которым принято возводить генеалогию русского национализма, отравной точкой нашего исследования станут не славянофилы, а старообрядчество. Его невозможно трактовать в качестве политического национализма, равно как нельзя проследить какие-либо культурные и идейные филиации старообрядчества с последующим...

Историческое значение славянофильства

По историческим обстоятельствам эпохи своего возникновения славянофильство не было и не могло быть политической идеологией. Академически более точно считать славянофилов основоположниками, родоначальниками русского националистического дискурса. Им принадлежит первая систематизированная в светской форме рефлексия на фундаментальное противоречие между русским народом и имперским государством и теоретическая (не практическая!) попытка разрешения этого противоречия...

Русский националистический дискурс на рубеже 19 и 20 веков

Любой исследователь русского национализма XIX в. неизбежно сталкивается с вопросом: кого же из общественных деятелей и интеллектуалов той эпохи можно уверенно называть русскими националистами? В отношении начала XX в., когда русский национализм впервые оформился как массовое политическое движение и приобрел идеологическую завершенность, это более или менее очевидно, но XIX в. ставит нас перед...

Черная сотня или На пути к партии нового типа

История «черной сотни» как нельзя лучше вскрывает эту имманентную слабость (возможно, не столько политическую и идеологическую, сколько социокультурную и ментальную) русского национализма, ставшую для него роковой. В типологии Мирослава Гроха черносотенное движение соответствует стадии С национального возрождения – массовой мобилизации населения. В начале XX в. русский национализм из элитарного занятия превратился...

Погромы, евреи и антисемитизм

Важное сходство между «черной сотней» и германским нацизмом состоит также в их поглощенности еврейским вопросом и, главное, в расовом характере разделявшегося ими антисемитизма. Последнее обстоятельство принципиально отличает черносотенство от традиционной русской правой. Нельзя согласиться с Сергеем Степановым, отрицающим расовую основу черносотенного антисемитизма на том основании, что «расовая теория не пользовалась...

Русское восстание против Империи

В нашем представлении фундаментальной причиной бифуркации начала XX в. послужило не социальное и политическое напряжение – современная историография, в общем, не склонна считать этот фактор решающим для крутого изменения исторической траектории страны, – а социокультурное, экзистенциальное и этническое отчуждение между верхами и низами общества, обрушившее их бессознательное взаимодействие и придавшее объективно не...

Антирусская империя СССР

Как хорошо известно, результаты революций обычно противоположны вызвавшим их ожиданиям. Итогом русского национального восстания против империи стало не «Беловодье» здесь и сейчас, не «свободный труд свободно собравшихся людей», а новое, несравненно более тяжелое ярмо для русского народа. В старой империи русской силой пользовались как данностью, воспринимая ее как sine qua ...

Возрождение русского национализма

Типология Мирослава Гроха применима к анализу национализма в Советском Союзе с неменьшим успехом, чем к дореволюционной России. Ведь после сталинского правления национализм возник фактически заново, что называется, с чистого листа. Но применима с внесенной Ихцаком Брудным важной поправкой: фаза В не следовала непосредственно за фазой А, а была синхронизирована с...

Факторы возникновения и подъема русского национализма

Появление национализма не вытекает с неизбежностью из разделяемого нами примордиалистского подхода к этничности. Биологическая природа этничности не продуцирует сама по себе политический национализм или развитое национальное самосознание, а лишь открывает подобную возможность, формы и даже сама актуализация которой решающим образом зависят от конкретно-исторических обстоятельств. То же самое можно сказать о популярной...

Русский национализм и коммунистическая власть

Если возникновение русского национализма стало побочным продуктом смены верховной становым хребтом странывласти и эволюции советской системы, то его дальнейшая траектория и даже сам факт существования в решающей степени зависели от отношений с коммунистическим государством. При Леониде Брежневе была полностью воспроизведена парадигматическая для русской истории модель инструментального отношения власти к русскому...

Националистические идеи и русское общество

Для националистов было легко и лестно объяснять мотивы коммунистической политики в свой адрес и, главное, собственные неудачи происками тайных сил. Эта примитивная философия истории обеспечивала их индульгенцией: не в том дело, что мы плохо организованы и наши шаги непродуманны, а в том, что против нас выступает могущественная «тайная власть». В...

Русский национализм на переломе 80-90-х годов

Хотя для русских националистов характерна устойчивая демонизация Михаила Горбачева, которого они считают главным виновником крушения советской империи, первое время горбачевского правления казалось, что сбылось их самое заветное желание: к власти в СССР наконец-то пришел молодой, энергичный и прорусски ориентированный лидер. Ведь политика нового руководства – масштабная антиалкогольная кампания (май 1985 г.), ...

Русский национализм в поисках себя в 90-е годы

Не желая уподобляться генералу, который, отвечая на вопрос Наполеона Бонапарта о проигранной битве, обещал привести не меньше десяти причин, мы полагаем, что и трех, приведенных в предшествующей главе, более чем достаточно для объяснения того, почему, вопреки аналитическим прогнозам, русский национализм не пережил сколько-нибудь заметного подъема после крушения Советского Союза. А...

Идеология и программы русского национализма

Что же объединяет различные течения русского национализма? Прежде всего то, что составляет ядро, идеологический инвариант национализма как такового: нация провозглашается выше всех других форм групповой солидарности и выше всех других принципов политической легитимности – монархического, классового и религиозного. В отечественных интеллектуальных кругах весьма влиятельна интерпретация нации в русле гражданско-территориальной (политической) / ...

Мини-этюд о русском фашизме

От ксенофобии логично перебросить мостик к обещанному нами социологическому мини-этюду о русском фашизме. Сразу укажем, что пользуемся этим девальвированным термином не в расширительно-публицистическом, а в строго научном смысле, трактуя фашизм в духе Роджера Гриффина, как палингенетический популистский ультранационализм. В этой методологической перспективе к фашизму может быть отнесен ряд русских националистических...

Организационный провал русского национализма

Поскольку каждый националистический вождь считал именно себя таким поручиком, то шансов договориться между собой у них было, мягко говоря, немного. Хотя из ста кроликов не сделаешь одну лошадь, объединение усилий и ресурсов карликовых националистических партий и союзов теоретически могло дать основательный импульс политическому развитию. Однако неоднократные попытки создать широкую националистическую...

Революция русской идентичности

По горячим следам парижских погромов осени 2005 г. в России довольно широко обсуждался вопрос о возможности чего-то похожего в отечественных пенатах. Если отбросить откровенные спекуляции, то на серьезном интеллектуальном уровне реакция на французские события носила двойственный характер. С одной стороны, доказывалась неуместность экстраполяции французского опыта на нашу страну. При этом справедливо указывалось, что...

Хороший русский национализм

Революция русской идентичности находится еще в своей начальной стадии, но некоторые из ее масштабных последствий проявились уже со всей очевидностью. На волне этой революции пришел к власти и в течение 8 лет наслаждался беспрецедентной популярностью президент Владимир Путин. Распространенное мнение, что его правление вызвало патриотический подъем в России, как минимум, ...

Нет у революции конца

С точки зрения авторов книги, именно концепт «революции» обеспечивает наиболее адекватное теоретическое прочтение постсоветского развития – не только России, но и всего постсоветского пространства. Прежде чем объяснить, почему мы так считаем, вкратце напомним, что такое революция. Конвенциональное определение революции в современной социологии следующее: «Это попытка преобразовать политические институты и дать новое...

Цветные революции: что это было?

В русском и иностранных языках термин «цветные революции» звучит, по крайней мере, двусмысленно. Не очень понятно, что им обозначается, каковы природа и характер перемен, которые в течение шести лет, с 2003 г. по 2010 г., последовательно охватили Грузию, Украину, Киргизию, Молдавию и снова Киргизию. Была ли это вторая волна «бархатных революций», сопровождавших...

Почему не Россия?

Российская реакция на «цветные революции» была избыточно сильной и в чем-то даже истеричной. Особенно острую реакцию Кремля вызвала «оранжевая революция» на Украине. И понятно почему. Грузия, Киргизия и Молдавия – страны небольшие и не представлявшие первостепенного интереса для России ни в экономическом, ни в геополитическом отношениях. Грузия вообще воспринималась как...

Свет в конце тоннеля или новый тоннель в конце света?

Революции можно описать, но невозможно предсказать. Они всегда неожиданны для современников и чаще всего происходят тогда, когда их никто не ожидает. Перефразируя Михаила Булгакова, беда не в том, что революции случаются, а в том, что они случаются внезапно. Никакие теоретические модели не позволяют предсказать, выльется ли предреволюционное состояние...

Почему не состоялась русская национальная революция?

Книга, которую держит в руках читатель, открывает новую парадигму в понимании русского национализма. Для того чтобы ее сформулировать, потребовалась самая «малость» – отказаться от интеллигентской презумпции презрения к русскому народу и России и признать их безусловную самоценность. Эта позиция находится вне области науки, она проходит по разряду так называемой дотеоретической...

Об этой книге

Эта книга венчает многолетние штудии авторов по исследованию русского национализма. Отчасти они уже были реализованы: в виде научных и публицистических статей, писавшихся авторами порознь и вместе, а также лекционных курсов по истории русского национализма и актуальным проблемам русской идентичности, читаемых Татьяной Соловей в стенах Московского университета. Объединение усилий вылилось в...