Владимирские художники пейзажисты. История владимирской школы живописи

Основная коллекция, которую представляет наша картинная галерея посвящена творчеству владимирских мастеров. Если вы хотите купить картину в Москве – приглашаем вас в Центральный Дом Художника, где на первом этаже расположена наша галерея живописи и антиквариата.

Важнейшая миссия, которую осуществляет Арт Союз Зебра – просветительская деятельность. Владимирская школа – уникальное явление в истории отечественной живописи и наша цель – сохранить и продолжить ее традиции.

В 1960-м году в Москве прошла первая республиканская выставка «Советская Россия». Тогда 3 владимирских художника – Ким Бритов, Владимир Юкин и Валерий Кокурин – представили свои произведения, результат долгих творческих исканий. Именно тогда, они впервые заявили о себе, в итоге чего владимирская школа живописи стала направлением, которое прочно утвердилось в искусстве 1970-х годов и вошло в сокровищницу подлинных достижений российского национального искусства.

В своих работах Ким Бритов неистово изучал приемы фактурного письма, искал особый колорит, передающий настроение. Владимир Юкин стремился выразить чувства через состояние природы, а художник Валерий Кокурин изучал световоздушную среду, меняющую цвет и очертания предметов. Общность эстетических взглядов, единство художественного стиля и творческого метода при сохраняющейся индивидуальности манер позволили говорить о формировании новой школы в отечественной пейзажной живописи.

Основоположники Владимирской школы живописи:

Мастера владимирского пейзажа не сразу обрели свой необычный творческий почерк. В начале пути, в середине 1950-х годов, они работали в традиционном стиле соцреализма. Колорит картин был построен на сближенных тонах и следовал закономерностям пейзажной школы XIX столетия. Мягкая, бело-серебристая гамма живописи помогала создавать в произведениях лирическое настроение, отражать состояние светлой грусти, пробуждаемое тихой мелодией среднерусского пейзажа. Свободный от идеологии чистый пейзаж, в жанре которого работали владимирцы, был наиболее созвучен внутреннему протесту художников против официальных схем советской живописи тех лет.

Владимирская живописная школа опиралась на глубокие традиции искусства родной земли. Икона, мстерская лаковая миниатюра, домотканый половичок, лоскутное одеяло, светящаяся киноварью владимирская гладь - вот истоки цветовой палитры, на которой строилась их эстетическая система. В основе ее – смесь народной культуры, идущей из глубины веков, и вершин русского пейзажа, занявшего к началу XX века достойное место в европейском художественном процессе.

Темами картин становятся владимирские деревеньки, районные городки, базары, старинные улочки, неброские поля и перелески - все то, чем полна тихая провинциальная жизнь, за которой скрывается могучий пласт народной культуры, сохранившей свою яркую самобытность и красоту.

Мастера Владимирской школы живописи:

Много искусствоведов посвятили свои труды владимирским художникам. Искусствовед Платон Павлов писал: «Поиски цветовой яркости потребовали от художников решения некоторых специфических живописно-декоративных задач. Работа «открытыми» тонами, прежде всего, отражается на живописной передаче пространства. В этих случаях простое ослабление цветовой насыщенности путем размывки тонов на дальних планах может нарушить необходимое единство цветового решения. Поэтому в картинах владимирцев нередко задние планы не менее интенсивны по цвету, чем передние, однако качественный цветовой фон, которым они написаны, таков, что у зрителя не исчезает впечатление пространства».

Многолетнее плодотворное развитие владимирской школы живописи способствовало появлению таких талантливых и самобытных мастеров, как Станислав Бахвалов, Владимир Хамков, Дмитрий Холин, Василий Фомюк. Эстетика цвета - вот то главное, чем славятся владимирские художники среди пейзажистов других школ. Именно цвет позволяя создавать оптимистическое настроение.

Современные владимирские пейзажисты, работающие в традициях владимирской живописной школы:

Владимирское отделение Союза художников СССР открылось в 1945 году сразу после образования Владимирской области. Победоносный год, в котором свершилось это знаковое событие, возможно, и определил тот «победный марш» с которым идут владимирские картины по России и миру.

Начало

Сложно давались живописные победы, много приходилось преодолеть и перетерпеть особенно на первых этапах развития. Художникам первых лет сложно было пробиться на выставки, так как были они идеологическими и проходили под строгим контролем партийных органов. Соцреализм с его холодной парадностью и идейной выдержанностью делал живопись однотонной, строго лимитировался арсенал художественных средств. Давление партии на искусство давало себя знать и во Владимирской области, хотя творческая жизнь здесь постоянно развивалась и владимирские картины уже тогда отличались от других..

Увы, но к концу сороковых годов ушли самые крупные мастера первого поколения владимирских художников. Ушли те самые живописцы и графики, благодаря которым и возникла идея о создании владимирского союза художников. Уже не было И. С. Куликова в Муроме, А. И. Врягина, Н. П. Клыкова, А. Ф. Котягина, К. И. Мазина во Мстере, Д. И. Рохлина во Владимире. Но в организацию вливались новые силы. Подлинно творческая атмосфера в уже сложившихся художественных центрах области, накопленный там большой практический опыт, хорошо поставленное еще до войны художественное образование дали к началу пятидесятых годов поразительные результаты.

Творческое содружество

Художественный прорыв совершают бывшие фронтовики. Именно этим авторам суждено было создать уникальное направление в искусстве - Владимирская школа живописи. В конце сороковых годов появляются первые творческие работы Н. И. Шишакова (Мстера). На Четвертой областной художественной выставке в 1948 году впервые показывают свои работы И. К. Балакин, который учился у И. А. Серебрякова и К. Н. Бритов - ученик ковровского художника С. М. Чеснокова.. После этой выставки К. Н. Бритова принимают кандидатом в члены Союза художников. В следующем году впервые свои картины показал В. Я. Юкин из Мстеры. Его произведения сразу обратили на себя внимание зрителя и художественной критики.

С 1950 года В. Я. Юкин, а с 1952 — К.Бритов становятся постоянными участниками республиканских выставок в Москве, где они активно экспонируют свои Владимирские картины. Это — большой успех для владимирской организации художников.

В своих ландшафтных работах владимирские пейзажисты анализируют и перерабатывают опыт живописи великих предшественников — Левитана, Юона, Рылова, Грабаря. Поиск новых выразительных средств и эксперименты с цветом, начатые индивидуально, к концу пятидесятых годов объединили Бритова и Юкина, к ним присоединяется владимирец Валерий Кокурин. Именно эти художники и составили основу творческого союза, союза единомышленников. Затем к ним присоединился Николай Мокров. В 1959 году

В. Я. Юкин переезжает во Владимир из Мстеры. Теперь во Владимире окончательно складывается творческое содружество владимирских живописцев, давшее жизнь замечательному явлению в русском пейзаже - владимирская школа живописи. К этому времени у художников уже четко определились со своими художественными пристрастиями. Им, прошедшим войну, хотелось отразить чувство жизни и радости, переполняющее их сердца. Вот почему их владимирские картины так резко стали отличаться от произведений других художников.

Разумеется, несразу в их картинах появилась такая экспрессия и сила. Лучшим картинам предшествовал долгий путь. В эти годы они увлеченно изучают пейзажи Л. В. Туржанского, П. И. Петровичева, И. Э. Грабаря, К. Ф. Юона, А. А. Рылова, А. И. Куинджи. Именно эти художники стали "ориентирами" в искусстве для владимирских художников. При этом каждый художник искал свой индивидуальный путь в живописи.

Бритов страстно занимается цветом и смело набирает большие цветовые отношения. Юкина волнует состояние природы, непосредственность чувств, которое художник нередко усиливает пастозностью живописи. Кокурин, прирожденный колорист, пытается понять и передать красочное состояние природы и ее свето-воздушной среды.

Владимирские картины отражают самое характерное - вечную красоту русской провинции. Мы видим и милые сердцу деревеньки, небольшие районные городки, базары, старинные улочки, неброские поля и перелески —

Говорят критики...

О том, что во Владимире появилась своя самостоятельная школа живописи, специалисты заговорили в 1960 году, когда три владимирских художника показали свои работы на Первой республиканской выставке «Советская Россия».

Критики сразу отметили общность их эстетических взглядов, единство художественного стиля и творческого метода, при всей индивидуальности манер каждого их них, позвонили говорить об устойчивой целостности молодого направления в пейзаже. С тех пор владимирская школа живописи постоянно развивается и обогащается новыми достижениями. На ее основе выросла целая плеяда мастеров, своим творчеством подтвердивших жизненность и серьезность данного направления в искусстве.
Это В.Егоров, В.Калинин, А Кувин, В.Кувин, МЛевин, Н.Модоров, Н.Мокров, В.Телегин, Е.Телегин, В.Титов и другие.

Много искусствоведов посвятили свои труды владимирским художникам. Искусствовед Платон Павлов писал: «Поиски цветовой яркости потребовали от художников решения некоторых специфических живописно-декоративных задач. Работа „открытыми“ тонами прежде всего отражается на живописной передаче пространства. В этих случаях простое ослабление цветовой насыщенности путем размывки или разбеленности тонов на дальних планах может нарушить необходимое единство цветового решения.

Поэтому в картинах владимирцев нередко задние планы не менее интенсивны по цвету, чем передние, однако качественна цветовой фон, которым они написаны, таков, что у зрителя не исчезает впечатление пространства. Художники достигают этого путем особенно точного подбора и сочетания цветовых тонов. Такая живописная система влечет за собой необходимость особым образом строить композицию.

Не случайно у владимирских художников главный узел, центр композиции — какое-либо здание или дерево — часто являются и наиболее интенсивными по цвету. Но особенно важную роль в их полотнах играет цветовой ритм. Художники не боятся повторять пятна одного и того же тона, развертывая их на полотне. Характернейшим приемом владимирских пейзажистов является использование высокого горизонта и высокой точки зрения.

Этот прием усиливает декоративность. Небо в полотнах обычно занимает самое скромное место: оно либо проглядывает где-то между домами, либо изображается в виде узкой полоски под верхней планкой рам. Порой его вообще нет. Зато земля напоминает цветистый ковер. Деревья, дома, улицы иногда расположены как бы ярусами. Что касается техники, та живопись, чаще пастозная, отличается у владимирских художников энергичным, широким мазком».

Успех

Успех и творческий рост владимирских пейзажистов закреплялись с каждым новым показом картин.

В 1970 году они выступили в Москве с отдельной групповой выставкой, в которой участвовали В. Я. Юкин, К. Н. Бритов, В. Г. Кокурин, Н. В. Мокров, Н. Н. Модоров и В С.Егоров. Владимирские картины впервые были показаны публике в полном объеме. Художественный критик Ю.Нехорошев писал: «полотна обращают на себя внимание подчеркнутой яркостью красок, взятых, что называется, «в полную силу"„… Подобное понимание принципа декоративности, свойственное народному творчеству, присуще и лучшим произведениям владимирских живописцев… Подчеркнута грубая фактура холстов, специальный „шершавый“ грунт, используемый владимирцами, создают дополнительный декоративный эффект. Локальные цветовые пятна как бы дробятся на холсте, что способствует оптическому смешению цветов, заставляет их „вибрировать“.

Подобные „импрессионистические“ приемы наложения красок можно встретить у К.Коровина, И Грабаря и других русских живописцев. Следует отметить, что владимирцы форсируют этот прием, что… для их пейзажей стало достаточно органичным“».

Высокую оценку владимирской живописи давали так же Е.Костина (1962), О.Воронова (1968), И.Порто (197О), Е.Можуховская (1970).

Ложка дегтя

Разумеется, было и непонимание, и неприятие. Еще в 1964 году на страницах журнала «Художник» в статье «Во власти штампа» искусствовед Т.Нордштейн упрекнула владимирских художников в «отходе от многообразия мира», в «стандартности» и «трафаретности» подхода к изображению природы, а в целом — к «сужению творческого горизонта».

Официальную точку зрения высказал в то время председатель правления Союза художников РСФСР Г. М. Коржев на творческой конференции, посвященной обсуждению итогов зональной и республиканской выставок 1970 года: «Вот уже в течение нескольких лет, — заявил он, — с легкой руки некоторых искусствоведов сначала полушутливо, а последнее время совсем серьезно и без кавычек утвердилось такое название, как „владимирская школа“ в живописи… Повышенный интерес к их живописной манере, слишком скорая популярность, которую им помогли приобрести некоторые наши печатные органы, привели владимирских художников, к сожалению, не к новым открытиям, а к топтанию на месте, к бесконечному пережевыванию одних и тех же мотивов. Из истории искусства мы знаем, что художественные школы всегда возникали на прочном основании серьезной художественной программы, что они обогащали традиции, утверждали новые принципы во имя все большего приближения к правде жизни. В так называемой владимирской „школе“, на наш взгляд, происходит нечто противоположное».

Вот почему нашим землякам пришлось отстаивать принципы нового искусства в долгих дискуссиях и упорным творчеством — созданием все более совершенных и грандиозных полотенполотен.

Признание

Семидесятые годы стали временем, когда владимирская школа живописи была полностью реабилитирована. В Москве выходит монография О.Вороновой «Владимирские пейзажисты» (1973, второе издание — 1987), которая подытожила многолетний художественный опыт живописцев. Эта монография показала значительность владимирской школы живописи. Вот почему многим злопыхателям пришлось признать владимирские картины и их авторов.

В 1980 году издательство «Художник РСФСР» выпускает альбом репродукций произведений В. Я. Юкина со вступительной статьей Н.Шамардиной и В.Арофикина, в 1985 году в том же издательстве выходит монография В.Десятникова о К. Н. Бритове, а в 1988 журнал «Искусство» публикует творческий портрет В. Г. Кокурина, написанный В.Басмановым.

Сегодня лучшие произведения родоначальников и ведущих мастеров владимирской школы пейзажа хранятся в центральных художественных собраниях России — в Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее в Санкт-Петербурге, а также в целом ряде зарубежных и отечественных музеев. Их слава давно перешагнула границы России. Все это является свидетельством признания их таланта и мастерства, которым они щедро делятся со своими учениками.

Владимирская пейзажная живопись - направление, прочно утвердившее себя в искусстве в 1970-е годы и в настоящее время вошедшее в сокровищницу подлинных достижений российской национальной школы. Впервые художники этого региона заявили о себе после прошедшей в Москве в 1960 году Первой республиканской выставки «Советская Россия», когда три художника - Ким Бритов , Владимир Юкин и Валерий Кокурин - показали свои произведения, результат творческих исканий и экспериментов.
В своих работах К.Бритов неистово изучал приемы фактурного письма, искал особый светоносный колорит, передающий настроение. В. Юкин стремился выразить чувства через состояние природы, В. Кокурина интересовала световоздушная среда, меняющая цвет и очертания предметов. Общность эстетических взглядов, единство художественного стиля и творческого метода при сохраняющейся индивидуальности манер позволили говорить о формировании новой школы в отечественной пейзажной живописи. Художники К. Бритов, В. Юкин и В. Кокурин стали её основоположниками.

Владимирские художники опирались на глубокие традиции искусства своей земли. Икона, мстерская лаковая миниатюра, домотканый половичок, лоскутное одеяло, светящаяся киноварью владимирская гладь - вот истоки цветовой палитры, на которой строилась их эстетическая система. В основе ее - сплав народной культуры, идущей из глубины веков, и вершин русского пейзажа, занявшего к началу XX века достойное место в европейском художественном процессе.

Темами картин становятся владимирские деревеньки, небольшие районные городки, базары, старинные улочки, неброские поля и перелески - все то, чем полна тихая провинциальная жизнь, за которой скрывается могучий пласт народной культуры, сохранившей свою яркую самобытность и питающей современность незамутненным источником вечной красоты.
На фоне традиционного русского советского пейзажа 1960-х годов, отличавшегося преимущественно монохромным колоритом, живописная манера владимирцев - А. Лукина , Ю. Матушевского , Н. Мокрова , А. Смирнова , В. Темплина, их стремление изображать неброские мотивы природы средней полосы России открытым цветом в начале 1960-х казались вызовом, выпадали из рамок устоявшегося стереотипа и совсем не вписывались в официальный эстетический канон.

Мастера владимирского пейзажа не сразу обрели свой необычный творческий почерк. В начале пути, в середине 1950-х годов, они работали в традиционном стиле социалистического реализма. Колорит картин был построен на сближенных тонах и следовал закономерностям пейзажной школы XIX столетия. Мягкая, жемчужная, бело-серебристая гамма живописи помогала создавать в произведениях лирическое настроение, отражать состояние светлой грусти, пробуждаемое тихой мелодией среднерусского пейзажа. Свободный от идеологии чистый пейзаж, в жанре которого работали владимирцы, был наиболее созвучен внутреннему протесту художников против официальных схем советской живописи тех лет.

Много искусствоведов посвятили свои труды владимирским художникам. Искусствовед Платон Павлов писал: «Поиски цветовой яркости потребовали от художников решения некоторых специфических живописно-декоративных задач. Работа „открытыми“ тонами прежде всего отражается на живописной передаче пространства. В этих случаях простое ослабление цветовой насыщенности путем размывки или разбеленности тонов на дальних планах может нарушить необходимое единство цветового решения.
Поэтому в картинах владимирцев нередко задние планы не менее интенсивны по цвету, чем передние, однако качественна цветовой фон, которым они написаны, таков, что у зрителя не исчезает впечатление пространства. Художники достигают этого путем особенно точного подбора и сочетания цветовых тонов. Такая живописная система влечет за собой необходимость особым образом строить композицию.
Не случайно у владимирских художников главный узел, центр композиции - какое-либо здание или дерево - часто являются и наиболее интенсивными по цвету. Но особенно важную роль в их полотнах играет цветовой ритм. Художники не боятся повторять пятна одного и того же тона, развертывая их на полотне. Характернейшим приемом владимирских пейзажистов является использование высокого горизонта и высокой точки зрения.
Этот прием усиливает декоративность. Небо в полотнах обычно занимает самое скромное место: оно либо проглядывает где-то между домами, либо изображается в виде узкой полоски под верхней планкой рам. Порой его вообще нет. Зато земля напоминает цветистый ковер. Деревья, дома, улицы иногда расположены как бы ярусами. Что касается техники, та живопись, чаще пастозная, отличается у владимирских художников энергичным, широким мазком».

К 1970-м годам узнаваемая манера живописи, общая для всех представителей владимирской школы, сформировалась окончательно. Пространство пейзажа у них, как правило, сведено к плоскости. Планы сближены, композиция предельно проста, линия горизонта в картинах сознательно завышена. Этот комплекс приемов дает основания говорить о близости их эстетики со стилевыми принципами ростово-суздальской иконописи… Письмо во владимирской живописи темпераментно, фактура отличается особой рельефностью. Совершенно уникальной находкой владимирцев является применение экспериментальных объемных грунтов, усиливающих декоративный эффект фактурного письма. Яркая, пастозная живопись по фактурному грунту, разная высота красочного рельефа в картине увеличивали живую трепетность изображаемого, усиливали контрастность цветовой гаммы.

Многолетнее плодотворное развитие владимирской школы живописи способствовало появлению таких талантливых и самобытных мастеров, как С. Бахвалов , А. Кувин , В. Кувин , Н. Курников , Е. Редько , В. Севостьянов , В. Федянов , А. Харченко, помогло раскрыться дарованиям молодых живописцев - В. Фомюка и Д. Холина . Творчество А. Кувина поражает как большим выбором тем, так и широким диапазоном художественных приемов. Так полотно «Пора сенокоса», выполненное в 70-х годах прошлого века в реалистической манере, передает радость единения людей в совместном труде. Картина «Весна» погружает зрителя в мир тишины. «Улица в деревне» и «Весенний вечер» обращают зрителя к импрессионистическому видению мира. От картины «Под парусом» веет безмятежностью и счастьем. Близка ей по настроению решенная в той же цветовой гамме работа «На реке».

Ю. Матушевский представлен на выставке традиционными для владимирской школы живописи картинами шестидесятых годов ХХ века: «Собор», «На реке Трубеж», в которых архитектурный мотив становится символом национальной принадлежности. Произведения Н. Курникова шестидесятых - восьмидесятых годов ХХ века представлено монументальным полотном «Вид на Покровский монастырь» и своеобразными пейзажами-настроениями «Ковровский мотив» и «Ветреный день».

Эстетика цвета - вот то главное, что выделяет владимирских художников среди пейзажистов других школ. Именно цвет - ведущее выразительное средство в зимнем пейзаже Г. Качалова «Воскресное утро», в его же картине с говорящим названием «Сиреневое солнце», в работах С. Бахвалова «Голубой снег», В. Хамкова «Зимний пейзаж» и В. Боброва «Последний луч», позволяя создавать мажорное, оптимистическое настроение.

Хотя характерной чертой владимирской школы пейзажа всегда оставалась преемственность традиций, здесь всегда было место для поисков. Об этом красноречиво говорит манера Е. Телегина. Живописец проявил себя тонким лириком: используя приглушенные, изысканные серебристо-жемчужные тона, он показал новые, он создал образ природы владимирской земли - элегически просветленный, утонченный - в работах «Майские дожди» и «Майская пора».

В.Батаев в своих картинах «Весна во Владимире», «Осень во Владимире», «Дыхание весны» выступает продолжателем реалистических традиций второй половины XIX века. Невольно на память приходят «Московский дворик» В. Поленова, «Грачи прилетели» В. Саврасова.

В произведениях молодого художника Д.Холина звучат кустодиевские мотивы. Таковы его яркие работы «Вербное воскресенье», «Храмы Великого Устюга» с лазоревым сиянием неба и горящим золотом крестов на куполах храмов. Задорность и веселье русских ярмарок и праздников присутствуют в его полотнах «Вербное воскресенье», «Игра в «триста», отличающихся нарочитым примитивизмом и лубочной наивностью композиции. Совершенно по-иному талант Д.Холина открывается в южных пейзажах «Сочи. Южная жемчужина». «На вершине. Красная поляна в Сочи», «Абхазия. Озеро Рица», написанных широким сочным мазком. Эти картины словно излучают потоки цветовой энергии.

В последние годы владимирские художники расширяют жанровый диапазон, все более увлекаясь натюрмортом. К ряду этих работ относится мажорный натюрморт молодого мастера В. Фомюка «Летний стол» - картина, передающая ощущение летнего изобилия и счастья жизни, изливающихся через край полной чаши.

Разнообразие индивидуальных манер владимирских художников, жанровая широта, присущая им в последние годы, размывают сложившееся русло того единого стиля, в котором и сегодня продолжают работать основоположники владимирской школы пейзажа. Но в этих переменах, возможно, заложены благие предпосылки дальнейших художественных исканий, новых путей развития. Сегодня лучшие произведения живописцев владимирской школы, её ведущих мастеров, хранятся в центральных художественных собраниях России - Третьяковской галерее и Русском музее, а также в целом ряде других отечественных и зарубежных музеев и частных коллекций.

По материалам журнала "Русское искусство"

Институт русского реалистического искусства верен собственной стратегии. Накануне новогодних праздников 22 декабря в музее открывается выставка, вошедшая в наш (кураторы Татьяна Иванова , Елена Коваленко , Анна Волкова ), посвященная локальной школе пейзажной живописи, сформировавшейся во Владимире в середине 1950-х годов. Для владимирской школы, нередко сравниваемой со знаменитой школой Барбизона, характерны звучность цвета, чистые краски, фактурность широких мазков, жизнерадостность и праздничный колорит. Это художественное направление в некотором смысле представляет собой синтез опыта передвижников, искусства русских импрессионистов и народного творчества.

Работы основоположников школы, художников Кима Бритова, Владимира Юкина, Валерия Кокурина, Николая Мокрова, черпавших вдохновение в природных красотах Владимирского края, звучности лаковой миниатюры Мстеры, прихотливой народной вышивке, гороховецкой игрушке, художественном стекле Гусь-Хрустального (на открывающейся выставке произведения декоративного искусства будут «обрамлять» живописные полотна), нередко сопоставляют с творениями фовистов, членов группы Наби, и Игоря Грабаря. Молодые владимирские живописцы начали свои артистические поиски, ощутив свежий ветер перемен еще до оттепели. «Это в воздухе было, проявлялось не только в живописи, но в литературе и в музыке. Отмирал прежний стиль, сдержанный колорит, лакировка действительности , - прощался со сталинским официозом Владимир Юкин. - Война закончилась, люди почувствовали вкус новой жизни. Нельзя было повторять пройденный путь ».

К. Н. Бритов
«Сумерки»
2005

К. Н. Бритов
«Старый Владимир. Рынок»
1999

К. Н. Бритов
«Март. Гости приехали»
1996

В. Я. Юкин
«Вечер на Волге»
1991

В. Я. Юкин
«Автопортрет»
1958

Н. Н. Модоров
«Промышленный пейзаж»
1986

В. Г. Кокурин
«Строят компресcорную станцию»
1983

В. П. Дынников
«Выгуливаемся»
2000