Самые известные каннибалы (11 фото). Страны, где до сих пор люди едят людей

Если вы хотите самостоятельно отправиться за границу, то нужно помнить о вполне реальных угрозах, которые в некоторых, так скажем, не совсем цивилизованных странах могут вас подстерегать.
Обычно путеводители предупреждают об опасностях, с которыми может столкнуться путешественник в конкретной стране, но, к сожалению, в них ничего не сказано о каннибализме, который в некоторых племенах Новой Гвинеи, Камбоджи и в западной Африке все еще практикуют.

Вот список стран, где люди до сих пор едят людей.

1. Новая Гвинея — Юго-Восточная Папуа

Этот убил 30 Khakhua

Одним из последних на Земле является племя Korowai. Около 4000 человек живут в джунглях Новой Гвинеи и не брезгуют поесть человечину. Живут они вдоль реки Ndeiram Kabur. Большинство Korowai до сих пор живут с небольшим знанием о мире за пределами их родины и часто враждуют друг с другом.

Почему они едят людей?

Korowai не имеют знаний о смертельных микробах, которые конечно есть в джунглях, и связывают загадочные смерти с Khakhua (ведьмаком), принимающим обличие людей. «Khakhua ест внутренности жертвы, пока она спит». Когда Khakhua убивает человека, т.е. он умирает, его или ее родственников мужского пола друзья захватывают и убивают Khakhua. Как правило, [умирающий] жертва шепчет родственникам имя человека, которого он знает как Khakhua. Он может быть в этом же или другом доме на дереве.
Жертва почти полностью потребляется взрослыми племени, за исключением костей, зубов, волос, ногтей и половых органов.
Важно понимать, что Korowai верят, что они едят не людей, они едят Khakhua.
А бледнокожих до сих пор в этой местности боятся, и до сих пор называют их «laleo» («призрак демонов»).

Известный факт:

Майкл Рокфеллер в 1961 году (сын бывшего в то время губернатора Нью-Йорк Нельсона Рокфеллера) исчез, во время сбора артефактов о племени. Тело его так и не нашли.

2. Индия

Индуистская секта Aghori на севере Индии ест добровольцев, которые свои внутренности, так сказать завещают. Однако в 2005 году расследование, которое провели индийские телевизионщики, выявило, что племя также ест разлагающиеся трупы из Ганги, а также выкрадывают органы из мест кремации. В общем, они не убивают, а едят плоть людей, которые уже мертвы.
Таинственные члены племени живут рядом с местами кремации, мажут на себя пепел сожженных тел, пьют из человеческих черепов, жуют головы живых животных в поисках духовного просветления. Они используют сочетание марихуаны, алкоголя и медитации, что помогает им достичь отключенного состояния повышенного осознания и подвести себя ближе к почитаемому индуистскому богу Шиве.

Почему они едят людей?

Агхори считают, что это не дает организму стареть.

Интересные факты:

Они изготавливают из человеческих костей и черепов действительно хорошие ювелирные украшения.
Несмотря на страшную репутацию агхори занимаются благотворительностью и создали колонию прокаженных, где они заботятся и исцеляют 99045 пациентов с полной проказой, и 147503 с частичной проказой.

3. Фиджи

Ранее его знали как «Остров Каннибалов». Местные жители по сей день не могут навести порядок и до сих пор находятся те, кто питается человечиной, правда только из вражеских племен.

Почему они едят людей?

Это для них ритуал мести.

Интересный факт:

Людоеды Фиджи вовсе не животные: едят они столовыми приборами, а редкие вещи, оставшиеся от жертв, коллекционируют. Можно увидеть примеры таких коллекций в музее Пенсильванского университета.

4. Бразилия

Религиозных и благочестивых мертвецов ело племя Wari до 1960 года, до того как некие миссионеры вырезали почти все племя.

Однако из-за запредельно высокого уровня бедности и не соблюдения законов в трущобах Олинды до сих пор ест случаи каннибализма.

Почему они едят людей?

Бедность и голод.

Интересный факт:

В 2012 году исследователи проводили опрос местных жителей, которые утверждали, что будто слышат голоса, говорящие им убить того или иного человека.

5. Западная Африка

Начиная с прошлого века, в западной части Африки, племя активных людоедов «Леопард» ест людей. В окрестностях вплоть до 80-х находили останки людей. Обычно люди племени вооружены зверинными клыками и одеты в их шкуры леопардов.

Почему они едят людей?

Племя уверено, что еда человеческой плоти делает их быстрее и сильнее.

Интересный факт:

У них есть последователи, которые занимаются подобным – сообщество Human Alligator.

6. Камбоджа

По сообщениям Нил Дэвиса, журналиста, в этих регионах каннибализм набрал обороты во время войн в Юго-Восточной Азии (1960 -1970). Сегодня проявления каннибализма наблюдаются изредка.

Почему они едят людей?

Есть печень врага — ритуал камбоджийских войск.

Интересный факт:

В городах и селах люди были под контролем «Красных кхмер», организации, которая строго учитывала всю еду в округе и искусственно создавала голод в стране.

7. Конго

В Конго также известны случаи людоедства. Максимальными они были во времена гражданской конголезской войны (1999 — 2003). В 2014 году в Демократической Республике Конго толпой забили камнями, сожгли и съели мужчину, обвинив его в том, что он из исламистской повстанческой группы.
Каннибализм остается широко распространенным явлением во всех частях Африки. В январе 2014 года, например, людоеды в Центральноафриканской Республике (ЦАР) были сфотографированы за едой мусульманина «повстанца». Каннибалы утверждали, что они «христиане» так мстят «мусульманам».

Почему они едят людей?

Повстанческие группировки во время войны считали, что нужно врагов съедать, особенно их сердце, которое приготавливалось с использованием особых трав.

Интересный факт:

Конголезцы и сегодня верят, что сердце дает человеку особенную энергию, и если есть людей, то увеличивается храбрость, а это отпугивает врагов.

Кстати, если вы когда-либо покусывали ногти или жевали немного ваших собственных волос, это называется само-каннибализмом.

Съезжаются индусы со всего мира. Священный город, центр вселенной. Удивительно ли, что самые странные и страшные события происходят именно здесь.

Смерть в индуизме — лишь один из этапов сансары, веха в колесе перерождений. И все индусы стремятся к мокше — завершению этого цикла, конечной точке. Агхори, аскетическая религиозная секта Варанаси, идут коротким путем. Они каннибалы-трупоеды, которые питаются нечистотами, проводят ночные ритуалы над останками людей и животных. Их легко узнать: агхори с ног до головы обмазаны кремационным пеплом и носят ожерелья из костей.

Популярное



Племя вари из Бразилии съедало , напротив, благочестивых и достойных людей(врагов — тоже) вплоть до 1960 года. Уровень бедности в трущобах был просто невероятным. Так что до сих пор в тех местах случаются всплески каннибализма.


Каннибализм у вари носил ритуальный характер. После того как человек умирает, они хранят тело до тех пор, пока все родственники покойного не смогут прибыть на место. Обычно это занимает около трех дней. Когда прибывают родственники, они съедают сердце и внутренние органы, не трогая кожу и волосы.

Людоеды Фиджи


Фиджи называют Островом людоедов, и это не просто фигура речи. Местные племена

Два месяца назад Верховный суд Якутии осудил на 12 лет колонии строгого режима жителя Саратовской области Алексея ГОРУЛЕНКО, который вместе с товарищем Андреем КУРОЧКИНЫМ отправился порыбачить на Амур и заблудился. После четырех месяцев скитаний по тайге Горуленко нашли. А вскоре обнаружили и его приятеля - точнее, то, что от него осталось. Тело Курочкина было изрублено топором. Выяснилось, что товарищ избил несчастного и бросил умирать на морозе. А потом расчленил и съел друга, поджарив на костре.

Рыболова-каннибала Алексея Горуленко наказали за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего. В людоедстве его не обвинили - в российском Уголовном кодексе нет статьи об этом. К счастью, ужасающие истории с такими вот вынужденными каннибалами крайне редки - люди идут на это от отчаяния, не имея иной возможности выжить. Да и безумные маньяки, желающие сжевать, что не следует, в наше время представлены в единичных экземплярах.

Но это если говорить об относительно цивилизованном мире: есть себе подобных - вы только представьте - бррр... Но на райских островах Полинезии, Индонезии, в Папуа - Новой Гвинее, Австралии, дебрях Африки, Бразилии людоеды до сих пор не обходятся без любимых «деликатесов». А уж если копнуть в прошлое, становится очевидно: явление это составляет жирный историко-культурологический пласт мировой цивилизации. Следы каннибализма можно обнаружить в мифах, преданиях и верованиях многих стран. Специалисты уверяют, людоедство - своеобразная болезнь роста: на разных стадиях развития ею неминуемо должны переболеть все народы.

Несчастные люди-дикари

Замутили воду еще неандертальцы - ввиду нехватки растительной и животной пищи они приноровились пожирать старых, маленьких и слабосильных представителей своих немногочисленных коллективов - тех, от которых в хозяйстве не было никакого проку. Однако с развитием родоплеменных отношений ритуал добычи обеда из человечины усложнился и оброс условностями: наши пращуры справедливо рассудили, что людей, живущих одной группой, убивать негоже, и переключились на чужаков. Первые войны были за еду - проигравших с почетом отправляли на шашлык.

Моряк-европеец, попавший в 1554 году в плен к индейцам племени тупинамба, был впечатлен обрядом поедания пленных. Сумев каким-то макаром выбраться целым и невредимым, путешественник еще долго вспоминал дикарский обычай. Связанных по рукам и ногам невольников сначала отдали на растерзание женщинам и детям, которые отколошматили их, чем могли. Потом из группы выделили самого крупного, а остальных оставили про запас. «Счастливчика» украсили перьями, после чего индейцы прошлись перед ним в ритуальных плясках.
Подготовка к торжественному обеду продолжалась несколько месяцев. Пленного сладко кормили, методично доводя до нужной кондиции. Ему позволяли перемещаться по деревне, сажали за один стол с местными и даже разрешали совокупляться с туземками. В день, когда привыкшему к плотским удовольствиям пленнику предстояло стать главным кушаньем, в знак благодарности за «теплый» прием он завещал филейные части своего тела особо полюбившимся ему гражданам.

«Ритуальное блюдо» подвели к полыхающему на площади костру. Удар дубинкой по голове - и стряпухи подключаются к разделке тела. В задний проход убитому вставляют пробку - дабы в процессе готовки не вывалился ни один витамин. Под одобрительные крики сородичей освежеванную тушу торжественно отправляют на огонь и, когда тело подрумянивается, от него отделяют конечности, которые с криками радости подхватывают женщины и несут по всей деревне. Всех присутствующих приглашают к трапезе, и начинается самый смак.
Приведенный выше ритуал вполне вписывается в рамки тогдашних представлений о милосердии и гуманном отношении к пленным. Североамериканские индейцы подобных церемоний не разводили - по их убеждению, чем больше жертва мучается, тем сочнее и мясистее получится из нее жаркое. Наибольшей кровожадностью отличались гуроны и ирокезы, которые вырывали из груди пленников сердца и тут же, сырыми, съедали.
Другим «развлечением» садистов было заставить жертву бегать по горящим головешкам. Жертве ломали кости рук, ее связывали и долго томили на угольках, поливая водой, стараясь привести в чувство, - считалось, чем дольше человек на огне остается живым, тем его плоть лучше пропечется.

Пляски на костях

Зачем люди кушают себе подобных? Тут как посмотреть. Едят, когда и вправду больше нечем набить желудок, - в бразильских чащобах для женщин и детей, обделенных протеинами, хорошо прожаренная котлета из человечинки была отличной витаминной добавкой к рациону из крысятины и отбросов. Та же история в Африке, где часто вспыхивает голод.
Но более вероятным мотивом всегда оставалась ярость по отношению к противнику и желание изничтожить его буквально до последней косточки. Дикие люди верили, что при съедении дух убитого переходит к победителю, наделяя его силой и храбростью.

Впрочем, не надо думать, что обед добывался исключительно насильственным путем: дикие люди - они же не звери. Неплохие «продовольственные наборы» получались из скончавшихся естественной смертью. Существовало множество рецептов ритуальных блюд, которые безутешные родственники готовили из дорогих их сердцам покойников. Латиноамериканцы любили погрызть обуглившиеся кости, как чипсы, или обсасывали мелко порубленные кусочки поджаренного на костре покойника. В африканских племенах измельченный пепел добавляли в напитки. Любители изысков зарывали соплеменников в землю, где мясо немного подвяливалось, после чего «еду» извлекали, наслаждаясь срубающим с ног ароматом и тающими во рту кусочками.

Конголезские племена батетела, давшие миру всемирно известного Патриса Лумумбу, поедали стариков, едва те обнаруживали признаки немощи, тем самым избавляя их от печальных мыслей и долгих болезней. Вкушая дряхлеющее тело, верили, что вбирают в себя мудрость предков, тем самым обеспечивая преемственность поколений.
Аналогично поступали и соседи - жители племени кракето коптили мертвецов на медленном огне до полного обезвоживания трупа. После этого мумию помещали в гамак и подвешивали к потолку в доме усопшего. Через несколько лет останки сжигали, а то, что осталось, перемалывали, смешивали с брагой из кукурузы и пили, поминая усопшего добрым словом.

Кстати
По мнению биохимиков и диетологов, человеческое мясо - самый подходящий для наших организмов продукт. Легко переваривается, содержит полезные витамины и аминокислоты, не аллергично.

Бокасса имел зуб на Брежнева

Президент Центрально-Африканской Республики (ЦАР) Жан-Бедель Бокасса прославился на весь мир пристрастием к поеданию политических противников. Личный повар не скрывал, что подавал на обед шефу лидеров оппозиции в майонезе. Без человеческого мяса Бокасса вообще не мог жить и, выезжая за рубеж, брал с собой консервы с «деликатесом». В 1970-м «любитель жареного» побывал с визитом в СССР - по традиции его приветствовали пионеры с цветами, которых он отечески чмокал в щечки. Полобызался людоед и с Леонидом Ильичом Брежневым. Вообще обычай целоваться при встрече очень понравилась Бокассе - он говорил, что это позволяет почувствовать вкус кожи. Вернувшись, экстравагантный правитель перечмокал всех министров, вгоняя несчастных в ступор. И еще долго вспоминал встречу с советским лидером, называл его упитанным и загадочно улыбался.

Японцы срезали мясо с живых людей

Во время Второй мировой войны солдаты японской армии занимались людоедством - но, в отличие от измученных жителей блокадного Ленинграда, делали это не от голода, а забавы ради. Жертвами становились военнопленные, которых убивали, после чего раздевали донага и поедали. Кисти рук и ступни ног обычно не трогали - из-за костлявости. Некоторым срезали мясо с рук и ног, когда те еще были живы. Истерзанных людей кидали в «колодцы смерти».

Из супа торчали уши

В начале этого года в одном из нигерийских штатов в Африке закрыли ресторан, который кормил посетителей человечиной. Меню было насыщенным и разнообразным, но его ингредиенты не афишировались. Пока в заведение не явился местный пастор. Возмутившись слишком большим счетом, он потребовал объяснений. И выяснил, что его покормили блюдами из человеческого мяса. Полиция задержала хозяина и сотрудников заведения. При обыске были обнаружены две головы, завернутые в полиэтилен, и пара автоматов Калашникова.

Секс-аппетит

Каннибалы-извращенцы - есть, оказывается, и такие, когда совсем «ужас-ужас», - получают сексуальное удовольствие от поедания жертвы. Как-то француз Жиль Гарнье задушил молодую девушку, после чего принес кусок еще теплой плоти домой и предложил жене. Та, покушав, необыкновенно разгорячилась. Взаимный оргазм был невероятен.
Смотритель богадельни в Праге по фамилии Тирш отваривал человеческое мясо, поедал его, а потом всю ночь слонялся по старухам. А винодел Антуан Леже предпочитал карпаччо из человечины, которое запивал свежей кровью, перед тем как отправиться на свидание.
К слову, последователи серийного убийцы-каннибала Николая Джумагалиева на полном серьезе убеждали всех на суде, что мясо жриц любви вкуснее мяса обычной женщины, так как оно пропитано спермой, придающей ему нежность и сочность.

Отдался на съедение

В марте 2001 года житель немецкого города Ротенбург - 41-летний системщик Армин Майвес разместил в Интернете объявление о поисках молодого парня в возрасте от 18 до 25 лет, желающего умереть и быть съеденным. На столь странное предложение откликнулся его коллега Бернд Брандес. Молодые люди договорились о встрече. Брандес был убит и частично съеден Майвесом. Злодея приговорили к восьми с половиной годам тюрьмы, обвинив в непредумышленном убийстве. Но позже дело пересмотрели, и Майвес получил пожизненное заключение.

Схомячить и не поперхнуться

Поеданием себе подобных грешат и братья наши меньшие. Эта слабость установлена более чем у 1300 видов животных.
* Самка скорпиона пожирает своих детенышей при их рождении либо тогда, когда личинки вскарабкиваются к ней на спину. Скорпионша клешнями снимает их оттуда и в течение нескольких часов, смакуя, уминает крошек.
* Паучихи каракурты и богомольши сжирают самцов после спаривания. Муравьи заглатывают павших собратьев, предотвращая их разложение и заражение муравейника.
* Большинство рыб не отличают молодых особей своего вида от другой добычи и часто заглатывают их.

* Среди млекопитающих каннибализм известен у грызунов, собак, медведей, львов, шимпанзе, бабуинов и некоторых других. Самка хомяка начинает закусывать отпрысками сразу после их рождения и прекращает тогда, когда они уже могут есть сами. Происходит это из-за сильного истощения организма и острого недостатка белков и минеральных веществ после родов.

Мальчики кровавые в глазах

Говорят, кто раз попробовал человечину, никогда не забудет ее неповторимый сладковатый вкус. Кто-то сравнивает его с бараниной, другим людская плоть напоминает свинину, а иной ловит в ней банановые ноты.

Несколько лет назад мир шокировали фотографии, сделанные в Китае, на которых запечатлен процесс разделки человеческого эмбриона. Рассказывали о заведениях общепита, где посетителей - жуть жуткая - кормят супом из зародышей. В ход идут главным образом эмбрионы женского пола, добытые у нежелающих иметь «лишнюю» девочку беременных тетечек. «Мальчишки» попадаются реже и стоят дороже.
Писали, что продажей утробных плодов промышляют частные больницы, проводящие аборты, а государственные клиники и вовсе раздают их бесплатно. В Поднебесной считают, что в эмбрионах есть вещества, способные продлить жизнь съевшему его человеку. Не меньшим спросом пользуются «дозревшие» младенцы, которых убивают уколом спирта в голову, а также плацента, которую можно купить за $10. И хотя выяснилось, что представленный на снимках кошмар - злобная шутка фотографа Чжу Юю, стащившего эмбрион из медучилища, поражает обилие деталей, описывающих этот деликатный процесс. Мутное дело эта китайская медицина...

Название «каннибалы» произошло от «кани́ба» - имени, которым называли до Колумба жители Багамских островов обитателей Гаити , ужасных людоедов . Впоследствии название «каннибал» стало равнозначным антропофагу, хотя, по Геррере, canibal значило собственно «храбрый».

Синоним антропофагия происходит от греческого ἄνθρωπος, anthropos - «человек» и φαγειν, phagein - «поглощать».

Обзор

Бытовой каннибализм практиковался на древнейшей стадии каменного века , с увеличением пищевых ресурсов сохранился лишь как исключительное, вызванное голодом явление. В частности, нехваткой пищевых ресурсов в суровых условиях жизни объясняют каннибализм неандертальцев . Религиозный каннибализм сохранялся дольше, выражался в поедании различных частей тел убитых врагов, умерших сородичей; был основан на убеждении, что сила и другие свойства убитого переходили к поедающему. У племён, практиковавших каннибализм, вследствие поедания мозга жертвы были распространены болезни, вызывавшиеся прионами , например, болезнь Куру .

О племенах людоедов упоминают уже многие писатели древности и путешественники средних веков; у них же встречаются указания на случаи людоедства и у культурных народов, вызванные голодом. В новые времена (с XVI в.) каннибализм был найден и описан у многих народов, во всех частях света (в том числе и в Европе). Достоверно известно, что он практиковался до недавнего времени во внутренней Африке , в Папуа - Новой Гвинее, на некоторых островах Малайского архипелага, во внутренних частях Бразилии . Ещё в XIX и в начале XX века каннибализм был распространён и на многих группах островов Полинезии и Меланезии , в Австралии , у некоторых народов северо-западной Америки , в Южной Африке и т. д.

В мифах, преданиях, языке, верованиях, обычаях имеются указания и на то, что каннибализм не был чужд и предкам культурных народов; следы его можно отметить в мифологии греков, в преданиях и сказках немцев, славян и т. д. Некоторые исследователи предполагают даже, что людоедство характеризует собой одну из стадий развития - род болезни, через которую должно было пройти всё человечество, все племена в известный, более или менее отдалённый период их жизни. Такое предположение невозможно доказать; доисторическая археология не даёт ему достаточных подтверждений. Правда, были замечены как будто некоторые следы людоедства в отложениях каменного века (пещерах) Бельгии , Италии , Франции , даже в некоторых древних могилах или курганах; но, во-первых, следы эти очень редки, недостаточно явственны и некоторыми признаются совершенно неубедительными, а во-вторых, известно много пещер и мест погребения, давших обильные остатки каменного века, в том числе и остатки человеческой трапезы, расколотые и иногда обглоданные кости различных животных - но между ними не было найдено ни одной подвергшейся подобному же раскалыванию или обгладыванию кости человека. Не подлежит, однако, сомнению, что каннибализм прежде был распространён гораздо шире, чем теперь, и что следы употребления человеческого мяса в смысле непосредственного питания им или в религиозных, суеверных и символических целях замечены у многих народов.

Вопрос о причинах, вызывавших людоедство, не разъяснён вполне и по настоящее время; они могли быть различны - то чисто физиологические, именно голод, то психические, соединённые с известными представлениями. С другой стороны, однажды возникнув, людоедство могло поддерживаться и даже получить более широкое распространение вследствие удовольствия, вызываемого этим способом питания. Голод, недостаток в дичи и вообще в мясе - вот, по-видимому, побудительные поводы к людоедству у пешересов Огненной Земли, у жителей некоторых островов Полинезии, в Бразилии, хотя и тут были известны народы, питающиеся исключительно растительной пищей. Местами в известное время года население (напр., первобытные аборигены Австралии) вынуждено вообще голодать, и тогда, в особенности если далёкие поиски за дичью приводили его к столкновению с другим племенем, павшие и взятые в плен враги легко могли быть употреблены в пищу. Затем, одним из наиболее первобытных мотивов каннибализма должна быть признана ярость, инстинктивное желание уничтожить врага в буквальном смысле этого слова. Примеры такой ярости представляет и история культурных народов, когда разъярённая толпа, убив ненавидимого ею человека, терзала его на части, пожирала его сердце , лёгкие и т. д. Такие случаи были отмечены в разных странах и в различные эпохи. Слепая ярость осмысливается впоследствии представлением, что съедением врага последний совершенно уничтожается, или что его дух переходит в дух его победителя, даёт ему новую силу и храбрость. Вследствие этого съедаются преимущественно известные части тела: глаза, сердце, печень , мозг , или пьётся кровь и т. д., в которых особенно предполагается жизненная или одушевляющая тело сила. У некоторых народов убивались и съедались старики, чтобы душа их не умерла вместе с телом путём постепенной дряхлости, а продолжала бы жить в их потомках и сородичах. Первобытный человек не мог дойти до представления о вечности; боги должны были умирать, как и люди; даже в Греции показывались могилы Зевса, Диониса, Афродиты и т. д. Поэтому воплощённый бог или жрец его, а также царь у некоторых народов убивались, дабы их души могли перейти ещё в полной силе в души других смертных. Впоследствии вместо царя или бога в жертву стали приноситься другие лица. У семитов в важных случаях приносился иногда в жертву для блага народа царский сын; обычай принесения в жертву первенцев существовал у многих народов. В таинствах Митры приносился в жертву мальчик, тело которого съедалось потом всеми присутствовавшими; у ацтеков Мексики также был религиозный обычай съедания бога, который чествовался в течение года в образе красивого юноши. Позже съедание бога заменяется съеданием посвящённого ему животного или хлеба, которому придаётся иногда человекообразная форма (как и теперь ещё кое-где в Европе после жатвы, из первого обмолоченного хлеба). У многих первобытных племён людоедство заключало в себе нечто религиозное, таинственное и совершалось ночью, при участии жрецов или шаманов и т. д. У других подобных народов оно превращалось просто в обжорство, для удовлетворения которого предпринимались набеги на соседние племена с целью захвата пленных. Такие племена каннибалов часто в культурном отношении стояли выше их окружающих, например монбутту тропической Восточной Африки или жители островов Фиджи . Когда путешественник Георг Швейнфурт гостил у короля монбутту, людоедство всячески скрывалось от европейца, так как королю было известно, что белые относятся к этому обычаю с отвращением.

Карта распространения каннибализма, изданная в Германии в 1893

К началу ХХ века племенное людоедство существовало только во внутренней Африке и кое-где в Меланезии. Народ короваи , называемый также колуфо , населяющий юго-восток Папуа - Новой Гвинеи , можно считать последним в мире из сохранившихся людоедских племён. Американский антрополог Марвин Харрис занимался исследованием людоедства и табу на пищу. Он утверждал, что каннибализм бывал в традиции у небольших замкнутых групп, но исчезал при переходе к более крупным поселениям. Народ ацтеков был здесь исключением. Хорошо известен случай поедания покойников в племени фор в Новой Гвинее , приведший к эпидемии куру . Часто то, что, казалось бы, хорошо документировано, не имеет реальных свидетельств. Имеются мнения, что хотя посмертное расчленение практиковалось в погребальных ритуалах, людоедство при этом места не имело. Марвин Харрис заключил, что каннибализм имел-таки место в период голода, совпавший с прибытием европейцев, и был возведён в религиозный ритуал. В средневековой медицине существовало объяснение каннибализма, основной идеей которого было существование чёрной жёлчи , находящейся в оболочках желудочка сердца и ответственной за пристрастие к человеческой плоти .

Исторические факты

Ранняя историческая эпоха

Средние века

Начало Новой истории

… они выкапывали трупы, потом стали убивать своих пленников, а с усилением горячечного бреда дошли до того, что начали пожирать друг друга; это - факт, не подлежащий ни малейшему сомнению: очевидец Будзило сообщает о последних днях осады невероятно ужасные подробности, которых не мог выдумать… Будзило называет лиц, отмечает числа: лейтенант и гайдук съели каждый по двое из своих сыновей; другой офицер съел свою мать! Сильнейшие пользовались слабыми, а здоровые - больными. Ссорились из-за мёртвых, и к порождаемым жестоким безумием раздорам примешивались самые удивительные представления о справедливости. Один солдат жаловался, что люди из другой роты съели его родственника, тогда как по справедливости им должен был питаться он сам с товарищами. Обвиняемые ссылались на права полка на труп однополчанина, и полковник не решился прекратить эту распрю, опасаясь, как бы проигравшая тяжбу сторона из мести за приговор не съела судью.

Служилых людей он бил и мучил напрасно и, пограбя у них хлебные запасы, из острожка их вон выбил, а велел им идти есть убитых иноземцев, и служилые люди, не желая напрасною смертию помереть, съели многих мёртвых иноземцев и служилых людей, которые с голоду померли, приели человек с пятьдесят; иных Поярков своими руками прибил до смерти, приговаривая: «Не дороги они, служилые люди! Десятнику цена десять денег, а рядовому два гроша». Когда он плыл по реке Зее, то жители тамошние его к берегу не припускали, называя русских людей погаными людоедами.

Тела братьев де Витт

  • В Нидерландах , в год бедствий - - когда страна подверглась нападению со стороны Франции и Англии в Франко-Голландскую войну (Третья Англо-Голландская Война) , Ян де Витт (влиятельная политическая личность) был убит выстрелом в шею, его обнажённое тело было повешено и обезображено, а сердце было выставлено на всеобщее обозрение. Его брат был также подстрелен, заживо выпотрошен, голова размозжена, его обнажённое тело было повешено и частично съедено.
  • Ховард Зинн описывает каннибализм среди первых поселенцев острова Джеймстаун (Jamestown), штат Виргиния в своей книге «А» - «История народа Соединённых Штатов».
  • Событие, случившееся на территории западного Нью-Йорка («Графство Сенека») в США в 1687 году , было описано в приведённом ниже письме губернатора Канады Маркиза де Денонвиля во Францию:

13-го июля, примерно в четыре часа дня, пройдя два опасных перевала, мы приблизились к третьему, где мы были атакованы 800 сенеками, 200 из которых пытались зайти к нам в тыл, а остальные силы атаковали нас спереди, но оказанное нами сопротивление навеяло такой страх, что они вскоре вынуждены были спасаться бегством. Наши войска были настолько утомлены необычайной жарой и длинным переходом, что мы решили стать лагерем на один день. Нам довелось увидеть обычные зверства дикарей, которые расчленяли тела на четверти, как в мясной лавке, чтобы засунуть их в котёл. Наши мерзавцы отоайи (оттавские индейцы) особенно отличались своим варварством и трусливостью, по тому, как они удирали с поля боя…

«Онорский людоед» Губарь на сахалинской каторге, 1903

Смертный приговор за каннибализм, Конго, до 1905

Современная эпоха

У цивилизованного человека не укладывается в голове организованный каннибализм, до которого скатилась японская армия к концу Тихоокеанской войны. При этом людоедство имело место даже тогда, когда хватало другой пищи. Этот факт подтверждает мысль о том, что японская армия была глубоко поражена дикими предрассудками и поверьями. Согласно одному из них, считалось, что съеденное тело поверженного врага укрепляет дух и прибавляет сил победителю.

По вкусу это напоминало хорошую телятину, не от самого молодого телёнка, но и не говядину. Это в точности соответствует указанному описанию, и не похоже на другие виды мяса, которые мне когда-либо приходилось есть. Думаю, человек с нормальным восприятием не смог бы отличить его от обычной телятины. Этот кусок мяса обладал мягким вкусом без какой-либо остроты или специфических характеристик, как например, у козлятины или свинины. Кусок был немного более жёстким, чем нормальная телятина, немного волокнистым, но не слишком, чтобы не быть пригодным в пищу. Поджаренный кусок, из середины которого я сделал срез и съел его, по цвету, фактуре, запаху и вкусу укрепил мою уверенность, что из всех привычных нам видов мяса телятина является наиболее близким аналогом.

William Bueller Seabrook. «Jungle Ways» London, Bombay, Sydney: George G. Harrap and Company, 1931

  • Американский писатель Лоуэлл Томас в книге «Крушение Думару» (1930) пишет о каннибализме среди выживших членов экипажа «Думару» после того, как их пароход был взорван и затонул во время Первой мировой войны.
  • Утверждая, что во всех областях Аппалачей никогда не практиковался каннибализм, Джеймс К. Криссман ссылается на недавние случаи поедания покойников в горах в восточной части штата Кентукки в конце 1930-х годов . Мясо усопшего поедали для выражения усопшему почтения и для утешения родственникам. Криссман размышляет, что этот редкий ритуал вышел из практики по мере развития американского общества и его проникновения в географически изолированный район. На одно из таких происшествий намекает местная газета в графстве Нокс, штат Кентукки , 1904 год . Статья «Погиб под поездом» описывает смерть Дж. Кокса под товарным поездом. В конце статьи указаны число и время посещений и содержится намёк на поедание «останков тех, кто пересёк тёмную реку смерти», что является скрытой метафорой, которую поймут практикующие этот ритуал. Когда говорят о вспышке большого количества заболеваний болезнью Крейтцфельдта - Якоба в Кентукки, возможно, это связано с поеданием мозгов белок; автор Бурхард Билгер полагает, что они могут использоваться в качестве заменителя мяса человеческих трупов при продолжении практикования погребальных ритуалов с каннибальским уклоном; как бы то ни было, этот факт даёт право принимать всерьёз слухи о поедании мяса трупов в Аппалачах в двадцать первом столетии.
  • Упоминание о поедании китайцами своих врагов часто появляется в поэзии Китая тех времён, когда страна находилась под гнётом династии Сун , хотя каннибализм здесь звучит скорее как поэтическая символика с целью выразить ненависть к врагу (см. Man Jiang Hong). Китайский каннибализм, как результат ненависти, отмечен также во время Второй мировой войны.
  • Журналист Нейл Дэвис писал о каннибализме во время войн в Юго-Восточной Азии в 1960-х и 1970-х . Дэвис писал, что камбоджийские партизаны в порядке ритуала поедали части тел убитых врагов, чаще всего печень. При этом он и многие беженцы рассказывают о неритуальном людоедстве, просто из-за голода. Обычно это происходило в городах и деревнях, где у власти оказывались Красные кхмеры , и пища распределялась строго порционно, что вызывало широкое распространение голода. Гражданские лица, уличённые в людоедстве, предавались немедленной казни.
  • Многочисленные случаи каннибализма происходили в регионах Африки - в нескольких недавних конфликтах, как Вторая конголезская война , а также гражданских войн в Либерии и Сьерра-Леоне Вполне очевидно, что такие вспышки происходят во время военных действий - в мирное время случаи каннибализма значительно более редкие. Но даже если так, то это неотъемлемо для районов Центральной Африки - среди Пигмеев в Конго . Также сообщается, что знахари якобы иногда используют части детских тел для приготовления своих снадобий.
  • Диктатор Уганды в 1970-х годах Иди Амин и император Центральноафриканской Империи Бокасса имели репутацию каннибалов.
  • 13 октября 1972 года уругвайская команда регби летела через Анды для участия в матче в Чили . Самолёт потерпел крушение вблизи границы Чили с Аргентиной . После нескольких недель голода и лишений большая группа приняла решение съесть замёрзшие тела умерших с целью выживания. Они были спасены спустя два месяца. (См. Авиакатастрофа в Андах 13 октября 1972 года . На основе этой истории снят фильм 1993 года режиссёром Фрэнком Маршаллом «Живые »).
  • Беженцы из Северной Кореи сообщают об имевших место случаях каннибализма в период особо сильного голода в 1996 году .
  • Международная неправительственная организация «Врачи без границ » предоставила представителям «Международной амнистии» фотографии и документальные свидетельства о ставших ритуальными каннибальских пирах среди участников междоусобных войн в Либерии в 1980-х . Международная амнистия в то время занималась сбором фактов и материалов в соседней Гвинее и тем не менее отказалась опубликовать этот материал. Генеральный секретарь организации en:Pierre Sané сказал на внутреннем совещании: «То, что они делают с телами людей, при всех нарушениях прав человека, не входит в круг нашей компетенции». Факты существования каннибализма по всей территории Либерии были засняты на видео лондонской компанией Journeyman Pictures .
  • В декабре 2002 года в городе Ротенбург (Германия) был выявлен крайне необычный случай. В марте 2001 года 41-летний системный администратор Армин Майвес поместил в Интернете серию каннибальских объявлений в поисках молодого парня в возрасте от 18 до 25 лет, желающего умереть и быть съеденным. По крайней мере на один из своих запросов он получил положительный ответ. На объявление откликнулся Бернд Брандес (Jürgen Brandes), другой системный администратор, предложивший свои услуги. Два джентльмена договорились встретиться. Бернд Брандес был, по своему собственному согласию, убит и частично съеден Майвесом. Майвес был позже приговорён к восьми с половиной годам тюремного заключения за непредумышленное убийство (убийство второй степени). В апреле 2005 , немецкий Федеральный Суд потребовал пересмотра дела и в мае 2006 дело Майвеса было квалифицировано как умышленное убийство и он был приговорён к пожизненному заключению. На этот сюжет написана песня «Mein Teil» немецкой рок-группы Rammstein . Это был не первый случай убийства по согласию, предлагаемому через Интернет, как в случае Шарон Рины Лопатки , но это был первый в мире случай предварительно оговорённого каннибализма. Данный случай обыгрывается в английском ситкоме Компьютерщики в 3-ей серии 2-го сезона.
  • В сентябре 2006 года группа австралийского телевидения из передач 60 минут и Сегодня ночью пыталась спасти шестилетнего мальчика из племени Короваи в Папуа - Новая Гвинее , которого, по имевшимся данным, должны были ритуально съесть его сородичи.
  • 13 января 2007 года датский художник Марко Эваристти устроил обед для узкого круга друзей. Главным блюдом были пельмени agnolotti , начинённые фаршем из его собственного жира, извлечённого раннее в том же году при липосакции .
  • В июне 2007 в Катаре , в городе Доха были арестованы четыре выходца из Азии, предположительно убившие своего соотечественника и съевшие его. У этих четверых возникла тяжёлая реакция организма на съеденную человеческую плоть, и они вынуждены были срочно обратиться в больницу. Сделанный рентгеновский снимок показал наличие в желудке одного из них человеческого пальца, и врач вызвал полицию. (Имеются сведения, что это обвинение было впоследствии снято).
  • В -м году японский студент Иссэй Сагава , изучавший английскую литературу в университете Сорбонны в Париже , познакомился с 25-летней голландской студенткой. В ходе общения он убил её и съел, трогательно описав эту процедуру. Его богатый отец, мотивируя тем, что указанный случай не вписывается во французскую юрисдикцию, добился экстрадиции Иссэя в Японию, где он в конечном счёте был выпущен на свободу. Опубликованные описания процедуры сделали его поистине национальной знаменитостью; он выпустил несколько бестселлеров и продолжал публиковаться в газетных колонках. История явилась темой песен «La Folie» рок-группы Stranglers (1981) и «Слишком много крови» рок-группы Rolling Stones .
  • В январе 2009 года в городе Санкт-Петербург (Россия) в одном из домов по проспекту Космонавтов двое молодых людей утопили в ванной ученицу 11 класса, после чего расчленили тело и употребили в пищу части её тела, поджарив их с картофелем; останки сложили в пакеты и выбросили их в контейнеры для мусора и в водоём. Арестованные объяснили своё поведение возникшим чувством голода. Было выяснено, что молодые люди были музыкантами, один из них - лидером группы, поклонницей которой и была убитая девочка. В обвинительном заключении принадлежность каннибалов к молодёжным субкультурам не фигурировала. 5 мая 2010 г. каннибалы были приговорены к длительным срокам заключения.
  • 21 декабря 2010 г. 40-летний Стивен Гриффитс, преподаватель криминологии из Брэдфордского университета, был осуждён в городе Лидс графства Йоркшир , Великобритания, за то, что в 2009-2010 годах зверски убил, расчленил при помощи электроинструмента, а затем съел трёх проституток.
  • В 2011 году в Пакистане судили двоих братьев, выкапывавших на кладбище трупы и поедавших их.
  • В 2011 году во Французской Полинезии, на острове Нуку-Хива были найдены останки немецкого туриста, который, скорее всего, стал жертвой каннибалов.
  • В 2011 года голландские телеведущие в прямом эфире ели части друг друга.
  • 22 марта 2012 года двое жителей острова Русский (территория Владивостока) в процессе распития спиртных напитков убили своего третьего собутыльника. После этого два дня приятели употребляли мясо своего приятеля в пищу, готовя из него различные блюда. В холодильнике каннибалов полицейские обнаружили части тела и голову. Задержанные также рассказали, что успели продать часть мяса на местном рынке. Свой поступок каннибалы объяснили тем, что у них «кончилась закуска»…
  • В августе 2011 в Мурманске Иван Лебедев съел 32-летнего преподавателя истории с нетрадиционной сексуальной ориентацией, пригласив его к себе домой, перед этим познакомившись на сайте знакомств

Каннибализм как результат голода

В истории известны многочисленные случаи вынужденного каннибализма, когда люди, находящиеся перед лицом угрозы голодной смерти, вынуждены были ради выживания употреблять в пищу плоть тех, кто умер прежде них естественной смертью, или, реже, сами их убивали; в такой ситуации инстинкт самосохранения обычно оказывается сильнее морального табу на каннибализм, хотя психологическая травма и чувство вины у вынужденных каннибалов сохраняются долго. Известный случай такого рода - авиакатастрофа в Андах 13 октября 1972 года . Выжившие в той катастрофе провели 72 дня в зоне вечных снегов и уцелели только потому, что употребляли в пищу тела погибших .

Другими примерами являются описанные выше массовые случаи: массовый голод в 20-е годы (особенно в Поволжье) голод в СССР (1932-1933) , ленинградская блокада в годы Второй мировой войны, в Северной Корее (1996), во времена правления красных кхмеров в Камбодже в 1970-х , многочисленные гражданские войны в странах Африки , а также отдельные случаи при кораблекрушениях и других катастрофах.

Каннибализм как средство пропаганды

«Каннибализм в Московии и Литве», Аугсбург, 1571

Каннибализм в пропаганде : финские солдаты демонстрируют кожу, снятую с советских солдат, которые якобы были съедены своими товарищами на Maaselkä. Подпись: «Солдаты вражеской разведроты, которые оказались отрезанными от продовольственного снабжения, убили нескольких своих товарищей и почти всех съели.»

Существуют необоснованные сообщения о каннибализме в среде групп, которых так или иначе презирают, боятся или плохо знают. Ещё в античное время греки упоминали о людоедстве удалённых не греческих племён варваров , или в мифах о примитивном подземном (хтоническом) мире до появления олимпийских богов : например, явный отказ от человеческого жертвоприношения на пиру, данном в честь Олимпа Танталом и его сыном Пелопом . В Европе с XV по XIX века цыганам и евреям нередко приписывали похищение людей из числа национального большинства стран проживания с целью их поедания; местами это была осознанная клевета, местами - бессознательная, вызванная мистическими ожиданиями населения по отношению к инородцам. В 1994 году распространялась брошюра с сообщениями о югославском концентрационном лагере Маняча (Manjaca), где боснийские беженцы якобы были вынуждены есть тела друг друга. Информация была ложной.

Яркими примерами являются описанные выше случаи с японским студентом Иссэем Сагавой во Франции (1981) и Армином Майвесом в Германии (2002).

Религиозно-мистический каннибализм

Среди многих племён и народов был распространён религиозно-магический каннибализм, выражавшийся в поедании различных частей тела убитых врагов, военнопленных, умерших сородичей (так называемый эндоканнибализм) и т. д. Такой обычай был основан на убеждении, что сила и др. положительные свойства поедаемого переходили к поедающему.

Каннибализм в фольклоре, мифологии и религии

Фольклор

Оргии каннибалов и элементы каннибализма появляются в фольклоре всего мира. Примерами являются ведьма в сказке «Гензель и Гретель » и Баба-Яга в русских народных сказках; Людоеды и людоедки являются действующими лицами нескольких сказок Шарля Перро («Кот в сапогах» и др.).

Античная мифология

Большое количество историй в древнегреческих мифах так или иначе несёт элементы каннибализма, например в историях о Тезее , Терее и особенно о Кроносе (аналогом которого в римском варианте является Сатурн). Эти мифы вдохновили Шекспира на каннибальскую сцену в драме «Тит Андроник ».

Индуизм

Иудаизм

Христианство

Людоедство, наряду с запретом употребления в пищу крови, согласно Библии , является первым пищевым запретом, данным Богом (Быт. 9:3-6). Несмотря на это, в I-III веках н. э. противники Христианства иногда обвиняли ранних христиан в каннибализме, толкуя «Кровь и Плоть» евхаристии буквально. Опровергая это, Тертуллиан отвечал: «Вы знаете дни наших собраний, почему нас и осаждают, и притесняют, и хватают на самых тайных наших собраниях. Однако наткнулся ли кто когда-нибудь на полуобъеденный труп? Заметил ли кто-нибудь на залитом кровью хлебе следы зубов?» . Некоторые историки , антропологи , этнографы , этологи , фольклористы , философы , представители других наук в христианской традиции причащения хлебом (телом Бога) и вином (кровью Бога) видят пережитки религиозно-магического каннибализма (см. Теофагия). Однако вопрос о непосредственной связи происхождения этой традиции и каннибализмом, даже в символической форме - вопрос дискуссионный . Традиционно в христианстве тема связи теофагии и евхаристии не была предметом специального рассмотрения и полемики, поскольку, как подчёркивает культуролог К. А. Богданов, «прямые аналогии между евхаристией и каннибализмом оказались востребованными - в контексте экспансии соответствующих сюжетов - только в культуре XX века» .

У православных, католиков и древневосточных церквей существует понимание, что при осуществлении таинства Причастия (Евхаристия) хлеб и вино пресуществляются в само Тело и Кровь Иисуса Христа, которое верующие и вкушают (причащаются) для оставления грехов и наследования жизни вечной, тем самым реально соединяясь с Христом Богом. В части протестантских церквей (англикане, лютеране) сохраняется представление о реальном присутствии крови и плоти Иисуса Христа в евхаристических вине и хлебе. В другой части протестантских церквей хлеб и вино только символизируют истинные кровь и плоть Иисуса Христа. Обвинения в каннибализме по адресу ранних христиан основаны на недоразумении, вызванном незнанием существа обряда, при котором христиане «пьют кровь и едят плоть Иисуса». Христиане, в свою очередь, обвиняли в каннибализме своих преследователей - римлян из-за их практики смертной казни путём сожжения , а также своих религиозных оппонентов - например, секту борборитов .

Ислам

В XVI-XVIII веках в Западной Европе использовались «лекарственные средства», изготовленные из частей человеческого тела. Историк медицины Ричард Сагг из университета Дарема (Великобритания) утверждает, что человеческую плоть и препараты, изготовленные из трупов, европейские медики применяли так же часто, как травы, коренья и кору, а части трупа и кровь являлись предметами первой необходимости и имелись в каждой аптеке. На лекарства шли трупы нищих, останки казнённых преступников и даже прокажённых. Самым известным пропагандистом такого лечения был Парацельс .

К примеру, считалось, что человеческий жир якобы помогал при ревматизме и артрите . В XVII веке немецкий фармаколог Иоганн Шрёдер прописывал своим пациентам следующий рецепт (не ясно от чего):

Человеческое мясо следует нарезать на мелкие кусочки, добавить чуточку мирры и алоэ, несколько дней выдержать в винном спирте, а затем провялить в сухом помещении.

Одни из последних рецептов, связанных с каннибализмом в медицинских целях, оставил британский проповедник Джон Кеоф, умерший в 1754 году . Среди каннибальских снадобий от различных болезней рекомендованы порошки из костей человеческого запястья и черепа, толчёное сердце, дистиллят мозга, экстракт жёлчи, свежая и сушёная кровь, а также «мох» (Usnea Cranii Humani), растущий на черепе мертвеца. Последний оставался официальным лекарством в английской фармакопее до 19-го века .

Неканнибальское потребление частей человеческого происхождения

Некоторые люди рассматривают потребность грызть ногти или куски кожи на пальцах как вид каннибализма, но обычно с этим не соглашаются, так как эти субстанции потребляются в виде пищи ненамеренно. Аналогичным образом, намеренное потребление собственной плоти или частей тела, такое как высасывание крови из ран гематофагия обычно не рассматривается как каннибализм; то же относится к глотанию собственной крови при ненамеренных травмах, таких как носовое кровотечение , глотанию жидкостей человеческого происхождения, таких как сперма или моча.

Знаменитости

Известные каннибалы

  • Иди Амин - президент Уганды в 1971-1979 гг., творец одного из самых жестоких авторитарных режимов в Африке.
  • Джеффри Дамер - (1960-1994) - известный американский серийный убийца и каннибал.
  • Александр Спесивцев (р.1970) - российский серийный убийца и каннибал.
  • Владимир Николаев - российский серийный убийца и каннибал.
  • Алексей Суклетин - (1943-1987) - советский серийный убийца и каннибал.
  • Альберт Фиш - (1870-1936) - американский серийный убийца и каннибал.
  • Армин Майвес (нем. Armin Meiwes; р. 1961) - немецкий гомосексуалист и каннибал, который в 2001 году съел своего любовника Бернда Юргена Брандеса.
  • Бокасса, Жан-Бедель - (1921-1996) - президент (позднее - император) Центрально-Африканской Республики (позже - империи), один из самых эксцентричных диктаторов XX века.
  • Филиппо Цаппи - участник экспедиции У. Нобиле , которого обвиняли в съедении другого участника экспедиции, Ф. Мальмгрена.
  • Иссеи Сагава - японец, убийца-каннибал, убивший и съевший свою однокурсницу Рене Хартевельт.
  • Джумагалиев, Николай Есполович (р. 1952, пос. Узунагач, Алма-Атинская область, Казахская ССР) - советский и казахский серийный убийца-каннибал, убил 9 женщин.
  • Александр Пирс - (1790-1824) - ирландский заключённый, дважды сбегавший из тюрьмы. Чтобы не умереть с голоду, Пирс убивал других заключённых, бежавших вместе с ним, и занимался каннибализмом.

Известные жертвы каннибалов

  • Джеймс Кук - (1728-1779) - английский мореплаватель.
  • Педро де Вальдивия - (1500-1554) - испанский конкистадор.

Другие использования термина людоедство

  • В эпитетах, характеризующих жестокость со стороны властей, чиновников, начальства и соответствующих поддерживающих их законов (людоедские законы ).
  • В разных производственных интригах. Например, если кто-то, двигаясь по служебной лестнице, становится начальником своего бывшего начальника, то говорят, что он его съел .
  • Иногда по отношению к банкам, берущим высокий процент под предоставляемые ссуды, говорят, что эти проценты людоедские .

Людоедство в культуре и искусстве

В музыке

Литература

  • Воеводский, «Каннибализм в греческих мифах» (СПб., ).
  • Schaffhausen в «Archiv für Anthropologie» (т. IV).
  • Bergemann, «Die Verbreitung der Anthropophagie» ().
  • Frazer, «The Golden Rough. A study in comparative Religion» (London, ) (Vol. - ).
  • Лев Каневский, «Каннибализм», М., «Крон-пресс», 1998.
  • путешествия и общие этнологические сочинения Леббока, Тэйлора, Летурно, Бастиана и др.
  • Богданов К., «Каннибализм: История одного табу» // Пограничное сознание (Альманах «Канун». Вып. 5). СПб., 1999, с. 198-233.
  • Борис Диденко «Цивилизация каннибалов. Человечество как оно есть», М., 1996 г., 1999 г.

Ссылки

  • Алексей Иванов «Языческие боги больше всего любят в человеке сердце и печень»

См. также

  • Самоканнибализм

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  2. «От голода неандертальцы творили жуткие вещи»
  3. Brief history of cannibal controversies; David F. Salisbury, August 15, 2001
  4. Anthropophagy .
  5. Cannibalistic Celts discovered in South Gloucestershire 7 March 2001
  6. Ibn Ishaq (1955), 380-388, cited in Peters (1994) p. 218
  7. Amin Maalouf, The Crusades through Arab Eyes. Schocken, 1989, ISBN 0-8052-0898-4).
  8. Матфей Парижский «Великая хроника» (ок. 1200-1259)
  9. X. Л. Борхес - Девять эссе о Данте
  10. История Востока В 6 т. / Отв. ред. Л. Б. Алаев, К. З. Ашрафян, Н. И. Иванов. Т. III. Восток на рубеже Средневековья и Нового времени. XVI-XVIII вв. М.: Издат. фирма «Восточ. лит-ра» РАН, 2000. С. 101.
  11. «Юкатан до и после Завоевания», перевод с Relación de las cosas de Yucatan, 1566 (New York: Dover Publications, 1978: 4)
  12. (Alanna King, ed., Robert Louis Stevenson in the South Seas, London: Luzac Paragon House, 1987: 45-50)
  13. Е. Боун, 1747: 532.
  14. К. Валишевский. «Смутное время». М., 1993. С. 293-294. ISBN 5-8498-0037-9
  15. Dixon, Never Come to Peace , 111-114.
  16. The Wreck of the Whaleship Essex
  17. The Acadian Recorder , Saturday, May 27, 1826
  18. Beattie, Owen and Geiger, John (2004). Frozen in Time. ISBN 1-55365-060-3 .
  19. ИЗ ИСТОРИИ СМЕРТНЫХ ПРИГОВОРОВ, КАЗНЕЙ И ПЫТОК. (любопытная статистика и факты)
  20. Ukraine marks great famine anniversary (22 ноября 2003). Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012. Проверено 27 июля 2007.
  21. «Взял труп мальчика 7 лет, разрубил топором на мелкие части и сварил» Еженедельник «Коммерсантъ», № 3 (957), 23.01.2012
  22. Without a Hangman, Without a Rope: Navy War Crimes Trials After World War II
  23. PT 109 by Donovan (book)
  24. James K. Crissman. Death and Dying in Central Appalachia: Changing Attitudes and Practices University of Illinois Press, 1994, p. 113-6.
  25. The Register of the Kentucky Historical Society Ed. Jennie C. Morton. Kentucky Historical Society, 1947, p. 42.
  26. (Кей Рэй Чонг - «Каннибализм в Китае», )
  27. Tim Bowden. One Crowded Hour . ISBN 0-00-217496-0
  28. Совершенно СЕКРЕТНО - Опять к нам едет Ким Чен Ир
  29. Artist Cooks meal in own Body Fat , January 13, 2007
  30. The Peninsula. (2007). «Four Asians land in jail for cannibalism» . The Peninsula . Retrieved June 23, 2007.

Приветствую моих дорогих читателей! Господа, в этой статье «Что такое каннибализм: известные случаи каннибализма» информация не для слабонервных читателей. Тема неприятна, но многим интересно узнать историю этого ужаса.

Каннибализм — что это такое?

Антропофагия — (от греч. anthropos человек и phago ем), людоедство, обычно отождествляется с некрофагией (трупоед ством) и каннибализмом. Слово «каннибалы» как ассоциация с людоедами происходит от племен карибов или канибов, живших на островах Вест-Индии.

Первооткрыватели Америки были самыми первыми европейцами, столкнувшимися с народами-людоедами. Хоть европейские пришельцы, чтобы оправдать истребление индейцев, часто преувеличивали их каннибализм. Но все же известно, что даже в Мексике — стране древних развитых цивилизаций — употребляли мясо людей.

Например, майя съедали тело того, кто приносил себя в жертву богам, прыгнув с высокой пирамиды. Немцу Эриху Вустману в 1950-х рассказывали, что индейцы уитото из Колумбии до сих пор едят убитых врагов.

Случаи каннибализма

Остров Эроманга

Островом Мучеников называли остров Эроманга в Тихом океане, к северу от Австралии. Столько миссионеров здесь полегло от людоедского племени вануату в XIX в. В конце 1839 г здесь на берег сошли два британца — Джон Уильямс и Джон Харрис.

Навстречу вышли вооруженные копьями островитяне. Капитан миссионерского корабля впоследствии отчитывался: Харриса, который дальше отошел от берега, сразу сбили с ног и забили палками. Уильямс развернулся и побежал к морю. Его догнали. Ударили копьем, а затем добили из лука. Обоих миссионеров съели.

Через 170 лет после тех событий, жители острова извинились за поступок своих предков перед потомками съеденного Джона Уильямса.

Из Британии в островную Республику Вануату пригласили его прапраправнука — 65-летнего Чарльза Милнер-Уильямса — и 17 членов его семьи. Островитяне кланялись гостям. А потом разыграли сценку, которой еще раз напомнили историю с миссионерами.

В завершении, вануату заявили, что церемония извинения сняла с них древнее проклятие. Какое — не говорят.

Каннибализм был священным действом. Это не просто так — взял и съел соседа на обед. Все сопровождалось ритуалами и имело священное значение. Часто это был способ победить врага, получить его силу. Джона Уильямса съели, возможно, потому, что он воплощал угрозу вторжения европейской цивилизации.

Джеймс Кук

Люди ели людей во многих уголках мира не от голода, а по верованию. Якобы употребив мясо человека, завладеешь его качествами — мужеством, силой, умом, авторитетом. А прежде всего — жизненной энергией.

Джеймс Кук — английский военный моряк, исследователь, картограф и первооткрыватель, член Королевского общества и капитан Королевских ВМС.

Было достаточно всех этих черт и у «великого белого вождя» Джеймса Кука, съеденного гавайцами 230 лет назад. Голова без нижней челюсти и 10 фунтов мяса — менее 5 кг — все, что осталось от английского мореплавателя. Да и то спутникам капитана аборигены отдали не сразу, а после нескольких залпов, из корабельных пушек.

Педро де Вальдивия

У каннибалов съедаемые части тела имели свою иерархию. В 1553 в современном Чили армия испанцев, во главе с Педро де Вальдивия, испытала поражение в битве с индейскими племенами арауканов. Сам он погиб, а каждый арауканский вождь съел кусочек сердца вражеского полководца.

Педро де Вальдивия (1497-1553)

Потому что мужество убитого, которое концентрируется в сердце, должно достаться, прежде всего, вождям. Воины же удовлетворились кусками тела испанца. На пирах каннибалов арауканы нередко срезали мясо с еще живых пленников.

Тогда, считали они, все качества их жертвы непременно перейдут к ним. Воины племени панча в долине реки Магдалена, в нынешней Колумбии, считали почетным быть съеденными. «Ты такой слабак, что тебя никогда не убьют, чтобы наесться твоего мяса и стать великим воином», — упрекали они труса.

Каннибализм Папуа, Новая Гвинея

Настоящий заповедник каннибализма — остров Новая Гвинея. Он населен папуасскими племенами. «Женщины, как и мужчины, едят человеческое мясо, и от жертв ничего не остается, поскольку и penis, и vagina употребляется в пищу».

Об этом писал в своих дневниках путешественник Николай Миклухо-Маклай. О трапезах каннибалов на Новой Гвинее в 1870-х.

Человеческое мясо, рассказали ему туземцы, на вкус подобно свинине. Но папуасы, отмечает Маклай, отдают приоритет мясу людей. Наибольшую же славу людоедов на Береге Маклая имело племя эремпы. Оно выделялось обычаем поедать после войн всех убитых, независимо от пола и возраста.

Ритуальные трапезы папуасы из глубинных районов Новой Гвинеи устраивают и сегодня. Практикуют каннибализм и тайные террористические магические союзы «людей-львов», «людей-леопардов», «людей-крокодилов», и им подобные, распространенные в странах тропической Африки.

Не исчезло людоедство и у некоторых других племен отдаленных регионов земного шара, которых мало зацепила глобализация.

Майкл Рокфеллер

23-летний Майкл Рокфеллер, сын миллиардера Нельсона Рокфеллера, в 1961-м с голландцем Рене Вассингом и двумя папуасами, путешествовали по южному берегу Новой Гвинеи. Она тогда принадлежала Голландии. Майкл собирал материалы для Нью-Йоркского музея первобытного искусства.

Папуасам из племени асмат, которое живет в болотистых джунглях, Рокфеллер привез железные топоры. Это страшное оружие для людей, которые живут, в условиях каменного века. Натравив их на соседние племена, американец хотел снять на кинопленку первобытную битву.

Однажды, когда антропологи проплывали мимо устья реки Эйланден, их катамаран перевернулся, двигатель заглох. Рокфеллер и оба папуаса поплыли к берегу. С тех пор их никто не видел.

Майкл Рокфеллер и папуасы

Вассинг не умел плавать, его позже подобрал голландский гидросамолет. Берег, до которого добрался Рокфеллер с папуасами-проводниками, — труднодоступные болота в джунглях. Расследование, которое провели впоследствии, дало несколько версий гибели Рокфеллера и его спутников.

Но они гипотетические, потому что никто из папуасов не хотел говорить правду. Воины-асматы, скорее всего, решили, что съев Рокфеллера, они и так получат все его удивительные вещи, включительно с обещанными топорами.

А чего доброго — и саму способность их добывать — откуда-то же их берут пришельцы. Во всяком случае, миллиардер Рокфеллер первобытную битву заснять не успел.

Человеческое мясо

Что такое каннибализм? О мясе человека. Употребляя человеческое мясо с ритуальной целью, некоторые людоеды пытались получить при этом и максимум гастрономического удовольствия.

Немец Александр Гумбольдт в начале 19 века писал. Что индейские племена верховьев рек Ориноко и Риу-Негру в Южной Америке сначала откармливали тех, кого собрались съесть.

А в теперешней Венесуэле один индейский алькальд съел одну из своих женщин, которую выбрал на своей плантации. Хорошо откормил, чтобы она набрала жирка.

Жители островов Океании запекали своих жертв в земляных печах, добавляя приправы, и как гарнир местные клубневые — ямс и таро. На островах Фиджи предпочитали женское мясо. Мозг, части рук выше локтей и бедра считали самыми вкусными.

Когда война не давала достаточно жертв для людоедских трапез, то людей покупали у соседей, которые захватили больше пленных. Во время особенно больших торжеств фиджийцы запекали и съедали сотни женщин и девушек.

«Печень врага приносит удачу»

Во Второй мировой войне американский военный трибунал приговорил к смертной казни нескольких высокопоставленных японских офицеров за ритуальное людоедство. По древнейшему самурайскому обычаю те ели печень, обязательно еще теплую, американских и английских пленных.

Во второй половине ХХ в. вышло на поверхность, что к людоедству прибегали и правители некоторых африканских стран. В частности, ел своих подданных диктатор Уганды (в 1971-1979 годах) — Иди Амин.

При его правлении было уничтожено от 300 до 500 тыс. угандцев. 2 тыс. из них якобы собственноручно убил диктатор. Начинал с употребления в пищу гениталий кастрированных мужчин. Потом одним из его развлечений было угощение гостей свежей вырезкой из человеческого тела.

— Я ел мясо человека. Оно соленое, даже солонее мяса леопарда, — говорил Иди Амин. На войне, когда нечего есть, и кто-либо из соратников ранен, ты его можешь добить и съесть, чтобы выжить самому…

Об императоре Центральноафриканской империи (в настоящее время республики) Жан-Бедель Бокасса, после того, как его сбросили с престола, стало известно, что он особенно любил мясо студентов.

Очевидно, таким способом хотел повысить свой образовательный уровень. Впоследствии на суде доказывал, что части человеческих тел держал в холодильнике не для употребления в еду, а с ритуальной целью. «Печень врага приносит удачу», — объяснял он. Кстати, на сайте есть , которым подвергаются женщины Африки.

В Европе ритуальный каннибализм бытовал в доисторические времена. В захоронениях III-I тысячелетия до н.э. археологи находят расчлененные скелеты, в частности и детские. Геродот пишет, что к северу от скифов, которые заселяли юг современной Украины, живут андрофаги, то есть пожиратели людей.

Что такое каннибализм (видео)

Друзья, как вам статья «Что такое каннибализм: известные случаи каннибализма»? Что для вас было новым в этой статье? Как всегда, жду комментарии, дополнения и возмущения.