Сценарий экскурсии для детей о быте. Экскурсия в музей-диораму «Русская изба

Путешествие по школьному музею

Руководитель: руководитель музея

Биктимирова Э.Д.

Нефтекамск

2016

Сценарий экскурсии

Тема: «Путешествие по школьному музею»

Цель экскурсии:

Нравственное, гражданско - патриотическое и эстетическое воспитание учащихся средствами краеведения.

Задачи экскурсии:

1.Использую схему маршрута, провести обзор экспонатов музея, по всем его экспозициям.

2.Привлечь внимание и интерес учащихся к истории школы, края героизму жителей нашего города в Великой Отечественной войне.

3.Провести итоговые мероприятия экскурсии, в целях закрепления ее познавательных, воспитывающих, эмоциональных результатов.

Направленность экскурсии:

Учащиеся ГБОУ Нефтекамской коррекционной школы-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья 11-16 лет.

Продолжительность экскурсии: 45 минут

1.Предварительно пройти инструктаж по правилам поведения в общественных местах, и ОБЖ

2.Экскурсию проводить организованно, дисциплинированно, обеспечивая внимание слушателей к рассказу экскурсовода.

Технологическая карта экскурсии

«Путешествие в школьный музей»

2.Тема экскурсии:

«Обзор экспозиции школьного музея»

3.Вид экскурсии:

Музейная

4.Состав экскурсантов:

Для детей 11-16 лет

5.Продолжительность

30 минут

Текст рассказа экскурсии

Вступительная беседа

Здравствуйте, нас зовут Лилия и Анастасия. Мы учимся в 9 классе нашей школы и являемся членами нашего школьного музея. Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие по нашему музею. Наша экскурсия начнется со стенда «Наши традиции», у которой мы с вами находимся, и закончится у входа в музей. В ходе экскурсии мы с вами ознакомимся со всеми экспозициями нашего музея, узнаем много интересного из истории нашей школы, также из истории нашего края.

Прежде всего, призываем вас к порядку, быть внимательными, соблюдать правила безопасности, вести себя спокойно, не толкаться, не разговаривать громко. При необходимости, организованно, спокойно задавайте вопросы.

Основная часть

Экспонаты нашего музея сгруппированы по экспозициям. В настоящее время их в музее пять: «Наши традиции», «История школы», «Краеведение», Военно – патриотический раздел - «Никто не забыт…», «История города».

Вы видите стенд «Наши традиции». Здесь собраны альбомы, повествующие о трудовых буднях наших учителей и многих бывших учеников. Это одни из любимых экспонатов для многих наших посетителей, особенно, для тех кто, когда – то учился в этой школе. Они оставляют самые теплые воспоминания о детстве, юности, о чудесных школьных годах. А какие интересные альбомы о бывших учителях, учащихся. Учительские династия. В нашей школе работали и работают потомственные учителя, то есть те, у кого и родители и, возможно, дедушки и бабушки тоже были учителями, ля них учительская профессия не стала случайным выбором.

Учительские династии.

1 Саматова Лиля Файзрахмановна, учитель биологии, проработала в школе с 1981г. по 2007г.

Дочь Ямаева Анжела Эльгисовна, воспитатель, работает с 1.09.1997 года по сегодняшний день.

2 Насибуллина Лена Минуловна, учитель начальных классов, работает 1969г., по сегодняшний день

Дочь Шафикова Ирина Феликсовна, учитель начальных классов, работает с 1992 года.

3 Зинова Тамара Федоровна, музыкальный работник, проработала в школе с1999г. по 2001г.

Крюкова Ирина Александровна, психолог, работает в школе с 2001 г.

4 Замараева Таисия Ивановна, воспитатель, проработала в школе с 1979г. по 1998 г.

Гудкова Наталья Семеновна, воспитатель, 1980-2003гг.

Саматова Л.Ф. Ямаева А.Э.

Шафикова И.Ф. Насибуллина Л.М.

Зинова Т.Ф. Крюкова И.А.

Гудкова Н.С. Замараева Г.

Первые учителя

Баландина Лидия Михайловна

Антропова Валентина Степановна

Галева Венера Муллаяновна

Насибуллина Лена Минулловна

Наши учителя - Ветераны Великой Отечественной войны

Школа гордится своими ветеранами. Долгие годы проработали в школе, отдавая тепло своей души, ветераны Великой Отечественной Войны Султан Саитович Саитов и Ираида Никитична Тимофеева. Ираида Никитична Тимофеева была призвана на фронт летом 1943 года. Она попала на Украинский фронт и стала фронтовым водителем «ГАЗика» - «полуторки». Девушка подвозила раненых к госпиталю. Приходилось и оборудование военное возить, и воду для питья, солому, дрова… В конце войны Ираида Никитична была ранена осколком и попала в военный госпиталь в Варшаве, где и встретила праздник Победы. Тимофеева Ираида Никитична за победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945г. награждена «Орденом Отечественной войны II степени». Огромный вклад в войну внесли и труженики тыла. Школа гордится своими ветеранами. Долгие годы они проработали в школе, отдавая тепло своей души. Наши ветераны тыла: Баязитов Аймет Павлович, Гибаева Насима Галимовна, Заварина Зоя Ивановна, Дьячкова Валентина Акимовна, Замараева Таисия Ивановна, Метузене Салиха Габдрахмановна, Ржевкина Валентина Михайловна, Ростовцева Мария Петровна, Сабиров Нил Кабирович, Самусько Екатерина Андреевна, Тюлькина Клавдия Алексеевна, Шакирова Шакира Нажиповна.

Наши ветераны.

Тимофеева Ираида Никитична.

Теперь посмотрите направо. Перед вами большой стенд под названием «История школы», являющийся продолжением экспозиции наши традиции. Уже само название помогает нам понять содержание стенда. Решением исполкома Нефтекамского городского совета депутатов трудящихся БАССР № 354 от 9 сентября 1969 года была открыта Нефтекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида, тогда она носила другое название – вспомогательная школа, обучалось в 1969 – 1970 гг. – 82 ученика в 6 классах комплектах. Школа располагалась в барачном здании по ул. Нефтяников, 8.

В 1978 школа переезжает в здание бывшего детского дома по адресу: переулок Кувыкина 10 А и становится школой – интернат VIII вида. Растет число воспитанников: в 1980 – 1981гг. – 196 обучающихся

в 1982 – 1983гг. – 230 обучающихся

в 1985 – 1986гг. – 269 – это было самое

большое количество обучающихся.

На сегодняшний день в школе обучается 178 детей, из них 33 обучаются на дому.

Баязитов Аймет Павлович – был первым директором школы. Он заложил традиции, сплотил коллектив, добился того, что школа из барачного здания переехала в типовое здание.

За годы существования школы в ней сложились свои традиции, основанные на большой педагогической практике талантливых педагогов – энтузиастов своего дела.

Лидия Михайловна Баландина, Лена Минуллиновна Насибуллина, Валентина Степановна Антропова, Венера Муллаяновна Галеева – стояли у истоков данной школы.

Опыт старшего поколения учителей и воспитателей, совместно с новейшими методами и формами работы, позволяют в настоящее время вести работу на высоком профессиональном уровне. Главная цель – руководства школы – содействовать повышению квалификации каждого члена педагогического коллектива таким образом, чтобы новые приемы и методы обучения, лучший педагогический опыт учителей и воспитателей были достоянием каждого работающего. Это осуществляется с помощью продуманной системы непрерывной учебы педагогических кадров, позволяющий расширить общие сведения по психологии, педагогике, методике обучения и воспитания детей разных возрастных групп и получить необходимые знания.

Коллектив учителей и воспитателей школы творчески работающий, влюбленный в свою профессию.

Особая заслуга в этом принадлежит Князевой Светлане Фасиховне. Светлана Фасиховна работает директором школы с 1985 по 2009 года. Еще в 1974 году она приехала в эту школу молодым специалистом и прошла путь от учителя, завуча до директора.

Светлана Фасиховна владеет прекрасными организаторскими способностями, компетентна и, конечно, талантливый руководитель. Залог её успеха – глубокое, разностороннее знание психологии, педагогики, удивительная трудоспособность, высокая ответственность, требовательность к себе, творческий подход к педагогической деятельности, любовь к детям, и большая работа, которую директор проводит с учениками, педагогами, с родителями и обслуживающим персоналом.

«Во всем мне хочется дойти до самой сути» - этими словами Б. Пастернака можно определить жизненное кредо Светланы Фасиховны.

С нового учебного 2009 года директором назначена Хабибуллина Зифина Абсаховна.

Прямо у входа вашему взору открывается экспозиция «Краеведение». Здесь собраны материалы, посвященные нашему краю. На витрине вы видите рефераты, альбомы и книги о нашем крае. На стендах наиболее выдающиеся достопримечательности нашей Республики Башкортостан. Республика Башкортостан – субъект Российской Федерации, названный по имени коренного народа – башкир. Республика расположена в южной части Уральских гор, на границе Европы и Азии. Башкортостан входит в Приволжский федеральный округ. Код региона – 02.

23 марта 1919 г. была создана Башкирская Автономная Советская республика - первая национальная автономия в России. Республика образована 11 октября 1990 года, а с февраля 1992 г. было принято название Республика Башкортостан.
Площадь Башкортостана составляет 143 тыс. кв. км или 0,8 % от общей площади страны. На севере Башкортостан граничит с Пермским краем и Свердловской областью, на востоке - с Челябинской, на юго-востоке, юге и юго-западе - с Оренбургской областями, на западе - с Республикой Татарстан, на северо-западе - с Удмуртской республикой.
Столица Башкортостана – город Уфа с населением 1 млн. 050 тысяч человек. В Башкортостане 54 административных района, 21 город, 40 поселков городского типа. Наиболее крупные города – Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск. Климат республики континентальный с влажным, тёплым летом и умеренно суровой зимой. Государственными языками, согласно Конституции Республики Башкортостан, являются башкирский и русский языки. Республика Башкортостан - многонациональный край, где проживают представители более ста народностей. По этническому составу 36,3% населения республики составляют русские, 29,8% - башкиры, 24,1% - татары. Коренное население республики - башкиры. В республике также проживают чуваши, марийцы, украинцы, мордва, немцы и представители других национальностей.
Главой республики и ее высшим должностным лицом является Президент Республики Башкортостан. Высший законодательный и представительный орган - Государственное Собрание - Курултай. Высший орган исполнительной власти - Правительство Республики Башкортостан.

А теперь посмотрите направо. Вашим взорам открывается экспозиция под названием «Никто не забыт, ничто не забыто». Она посвящена героической истории Великой Отечественной войны, и нашим землякам, солдатским вдовам – участникам этой страшной войны. Это героические страницы нашей истории всегда чтили, и будут чтить. Перед вами стенд солдатским вдовам г.Нефтекамска.

Балакина Надежда Константиновна.Потеряла своего мужа в ноябре 1941г. 8 октября 1947 году пришло извещение № 1\ 1436, что муж уроженец д. Балакина Барахаевского района Аскинского района БАССР находясь на фронте пропал без вести.В военное время работала в колхозе «Вперед».

Сюткина Анастасия Ананьевна. Потеряла своего мужа 17 февраля 1942г. Она работала в колхозе в деревне Буйске Камбарского района. Работала в колхозе конюхом, косили сено, убирали хлеб.

Маннанова Нурикамал Хабибулловна. В 1942 году его отправили на фронт, где он воевал под Сталинградом и через месяц в апреле 1942 года пропал без вести. Семья получила извещение, что Мажит Маннанов пропал без вести только в 1944 году. В годы войны Нурикамал Хабибуловна работала в колхозе «Парижская Коммуна». Вся эта экспозиция словно проносит нас через десятилетия, в эпоху военного времени, заставляя нас задуматься, не оставляя нас равнодушными, не позволяя нам предавать забвению Великих подвигов наших дедов и прадедов.

А теперь перед вашим взорам – экспозиция «История города». Здесь собраны экспонаты, посвященные нашей «Малой Родине» - городу Нефтекамск. Вы на витрине видите рефераты, альбомы и книги о нашем городе. На стендах наиболее выдающиеся достопримечательности нашего города. 1 февраля 1963 года рабочий поселок Нефтекамск был преобразован в город республиканского подчинения. Но днем рождения является 3 марта 1963 года. Своим рождением Нефтекамск обязан открытию нового нефтяного месторождения, в районе старинного села Арлан Краснокамского района. Город четвертый по численности населения после города Уфы, Стерлитамака и Салавата. Нефтекамск – город многонациональный. Средний возраст жителей – 36 лет. В городе более 250 ветеранов участников Великой Отечественной войны. 30 жителей Нефтекамска имеют звание "Почетный гражданин города". Удачное географическое расположение Нефтекамска на пересечении автомобильных, железнодорожных, водных путей – естественная возможность развивать экономические, культурные и деловые контакты с дружественными соседними городами и регионами республики и страны. Нефтекамск рос и по численности, сегодня население города составляет около 130 тысяч человек. Национальный состав: башкиры, русские, татары, марийцы и др. Средний возраст населения 36 лет. В систему образования города входит 21 общеобразовательная школа, Башкирская гимназия, физико-математический лицей № 1, гимназия № 1, 30 дошкольных учреждений, 6 учреждений дополнительного образования, 2 профессиональных лицея, 2 профтехучилища, нефтяной, педагогический и машиностроительный колледжи. Высшее образование представлено филиалом Башкирского государственного университета, Уфимского Государственного Авиационного Технического Университета и специальностью 151001 "Технология машиностроения" в Нефтекамском Машиностроительном Колледже. Кроме того в городе присутствуют многочисленные филиалы факультетов вузов других городов. В городе работают: «Сбербанк», «ВТБ24», «Уралсиб», «Инвесткапиталбанк», «РБР», «Газпромбанк», «Русь-банк» и другие. Печатаются различные газеты и журналы: Нефтекамск-Business, «Красное знамя», «Контакт», «Весточка», «Деловая», «Метро 74», «Честь имею», журнал «В городе Н» и другие. Редакция республиканской марийской газеты «Чолман» находится в Нефтекамске. С 4 декабря 2004 года в городе работает корпункт республиканского телерадиовещания ООО «Телестудия БСТ-Нефтекамск». В 2007-м в городе появился собственный телеканал «Нефтекамск-ТВ».Хоккейный клуб «Торос», спортсмены играют в высшей и первой лиге российского хоккея. Действует ДЮСШ. В Нефтекамске более 30 тысяч жителей города постоянно занимаются в 150 спортивных сооружениях (38 спортзалах, 9 подростковых клубах, 4 детско-юношеских спортивных школах, центре детско-юношеского туризма и экскурсий, клубе «Венед», в 3 плавательных бассейнах, спортивном комплексе «Торос» со стадионом на 10000 зрителей и ледовым дворцом, «Доме физкультуры», на спортивных площадках). Ежегодно в городе проводятся свыше 240 городских и более 10 республиканских и всероссийских спортивно-массовых мероприятий. Известная за пределами республики хоккейная команда «Торос» результативно играет в первенстве страны. В 2006 году женская волейбольная команда «Олимп» заняла 2 место в финале Первенства России, представляя сборную Республики Башкортостан. В городе культивируются 49 видов спорта. Наравне с традиционными видами развитие получили велогонки, мотоспорт, автогонки, туризм, кикбоксинг, горнолыжный, пожарно-прикладной, конный и многие другие виды спорта . На протяжении многих лет остается культурным центром северо-западного Башкортостана. Здесь работают 152 творческих коллектива. 26 из них присвоены звания Образцовый и Народный. В ежегодной программе городских культурно-массовых мероприятий есть множество фестивалей и конкурсов, в том числе Международный фестиваль национальных культур "Бердемлек – Содружество", Международный фестиваль-конкурс башкирской и татарской песни "Дуслык-моно", Дни национальных культур, Праздники родословной (Шежере), Республиканский конкурс исполнителей романса "Романсиада" и другие. К числу городских достопримечательностей относится Нефтекамский историко-краеведческий музей.

Заключение

Наша экскурсия подошла к концу. Только, что вы еще раз самостоятельно осмотрели богатство нашего школьного музея. Хочется заметить, что все экспозиции нашего музея постоянно пополняются, музей растет. Возможно, в будущем музей будет рассказывать восторженным посетителям о ваших успехах, о вас, ваших близких и друзьях. Для этого призываю вас вносить свой вклад в пополнение нашего музея, приносить старые предметы, вещи, которые, возможно вам и не пригодятся, а здесь займут достойное место и будут играть роль свидетелей прошлого…Прошлого нашей школы, нашего края, нашей «малой родины».

А из этого слагается история нашей Республики, нашего Отечества, всего мира. Когда вы станете взрослыми, не забывайте школу, наш музей, приходите сюда, сообщайте о себе, своих успехах. Возможно, что сведения о вас стану интересными и полезными для будущих поколений учащихся.

Закончить нашу экскурсию позвольте строчками из поэмы белорусского пота Петруся Бровки:

«Показать музей не стыдно,

Все тут собрано у нас.

Чем когда – то жили, видно,

Видно, чем живем сейчас».

А теперь всего доброго. Приглашаем посетить наш музей еще раз, пригласить с собой ваших братишек, пап, мам, друзей, знакомых.

После этого экскурсанты, под руководством экскурсовода, организованно выходят из музея и актового зала.

Список использованной литературы

1.Методика историко-краеведческой работы в школе. Пособие для учителей. Под ред. Н.С.Борисова. г.Москва, «Просвещение»,1982г.

2.М.П.Новиков, М.С.Зеликман, А.Н.Яшина. Нефть на Каме. Москва, «Недра»,1988г.

3.История отечества. Справочник школьника.Москва,1996г.

Цель мероприятия: формирование духовной культуры обучающихся 10-14 лет через организацию экскурсионной деятельности.

  • познакомить обучающихся с предметами русского народного быта и обычаями, существовавшими в старину;
  • воспитывать уважение к людям труда - народным умельцам, мастерам,
  • воспитывать любовь к своей большой и малой Родине,
  • развивать потребность в самореализации и коммуникативные качества ребенка через игровую деятельность;
  • развивать память, логическое мышление, воображение.

Оборудование:цифровой фотоаппарат, магнитофон, записи народных песен.

Реквизит:русский народный костюм, куклы-обереги, картофель, дидактический материал.

  • репродуктивный (наглядно-словесный): показ экспонатов, рассказ педагога, активизация внимания учащихся путем постановки вопросов;
  • игровой: направлен на развитие у обучающихся культуры взаимоотношений, памяти, логического мышления, воображения.

СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ "РУССКАЯ ИЗБА"

1. Приветствие (гостей встречает педагог, одетый в русский народный костюм)

Здравствуйте, гости дорогие! (Поклон) Я рада видеть вас в своей горнице. Меня зовут Оксана Викторовна. А вы чьи будете? Откуда вы? Замерзли с мороза? Да, не больно уж тепло. Да и чего ждать - зима на дворе. А какое сегодня число? (17 декабря). По народным приметам, в этот день Варвара мостит мосты ледяные. Есть даже такая поговорка: "Трещит Варюха: "Береги нос и ухо".

Веками в народе отмечались приметы предстоящих изменений в природе, в погоде. Наблюдения запоминались, проверялись и передавались из поколения в поколение. И сегодня народные приметы погоды по-прежнему верны и надежны.

2. Постановка целей и задач

Сегодня я вас познакомлю с бытом русских людей, покажу, как они жили, словом, мы с вами побываем в настоящей русской избе, которая представлена в "Музее народной культуры" Центра детского творчества! Ребята, будьте внимательны, потому что я вам буду давать задания, которые вы должны будете выполнить. Вам понадобится ваша смекалка.

3. Пословицы

Ребята, а вы пословицы русские знаете?Я сейчас буду говорить вам начало русской пословицы, а вы должны будете ее продолжить.

1. Любишь кататься:(люби и саночки возить).

2. Поспешишь:(людей насмешишь).

3. Как аукнется:(так и откликнется).

4. Семь раз отмерь:(один раз отрежь).

5. Делу - время:(потехе - час).

6. Без труда:(не вытащишь рыбку из пруда)

4. Как строили избу

Русские люди много трудились. Раньше люди жили в деревнях. Делали все своими руками: строили избы, делали мебель, изготавливали посуду, шили одежду и т.д.

А вы знаете, из чего строили дома? Правильно, избы в старой России обычно рубились из дерева. Чтобы дом был счастливым, нужно было следовать традициям предков. А вы знаете, что не всякое дерево годилось на постройку: для сруба нельзя было использовать сухие деревья, считавшиеся мертвыми, - от них у домашних будет "сухотка". Запрет распространялся и на все старые деревья. По поверью, они должны умереть в лесу своей смертью. Большое несчастье случится, если в сруб попадет "буйное" дерево, т.е. дерево, выросшее на перекрестке дорог. Такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев дома. В стене или в крыше нового дома проделывали отверстие, чтобы через него вылетели все беды и напасти. Когда же все было готово, в жилище сначала пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить. Вместе с людьми переезжал и домовой - его везли в поношенном лапте, в который насыпали землю из-под печи старого дома.

В доме прорубали невысокие двери с порогом и маленькие окна, так сберегали тепло.

А как вы думаете, какие были полы в доме? Полы настилали из половиц - половинок бревен. Пол раньше был деревянным, и ухаживать за ним было не просто. Но в избах было очень чисто. Некрашеные полы регулярно скоблили большим ножом и мыли речным песком, а затем покрывали домоткаными половиками.

5. Игра "Строим дом" (ребята повторяют за педагогом движения и слова)

А давайте-ка мы с вами сейчас построим дом! С чего начнем?

  • Рубим деревья (тук-тук-тук).
  • Обрабатываем их (вжик-вжик-вжик).
  • Укладываем бревна в сруб (раз-два).
  • Возводим крышу (раз-два).
  • Прорубаем окна (раз-два).
  • Моем в доме полы (шух-шух-шух).
  • Пускаем в дом петуха (ку-ка-ре-ку).
  • Кричим "С новосельем!"

6. Русская печь

А как вы думаете, что же самое главное в избе?

Центральное место в доме занимала печь. Принято считать, что и само слово "изба" произошло от глагола "истопить". Истопкой называлось теплое помещение дома, отсюда и слово "истьба" (изба).

Как вы думаете, для чего была нужна печь в доме? Правильно, в ней готовили еду, она обогревала дом, на печке спали старики и дети, в печи раньше люди даже мылись, а также печь была главным украшением дома. Вот пять основных функций печи. А еще в печке сжигали сор - по поверьям, его нельзя было выносить из избы. Также, русская печь - прекрасное лекарство от простуд и других заболеваний.

С печкой связано немало примет и поверий. Кто посидел на печи в доме, тот считался уже не гостем, не чужим, а своим человеком. А еще, ребята, когда к девушке приходили сваты, она залезала на печь. Спуститься вниз означало согласиться выйти замуж, перейти к другому очагу.

А еще печь является сказочным персонажем. Скажите, ребята, а какие сказки вы знаете, в которых бы упоминалась печь? В каких-то сказках она играет чуть ли не главную роль! (По щучьему веленью, Гуси-лебеди:)

Молодцы, много сказок знаете!

7. Русская кухня

А что же готовили в печи? Какова же была основная пища русских людей? Молодцы! Из блюд у русских главной едой после щей и хлеба была каша пшенная, овсяная, пшеничная, сытная, наваристая. Она была вкусна как горячая, так и холодная. Есть даже такая русская пословица: "Щи да каша - еда наша". Рассказывают, что варил как-то древний кулинар кашу и ненароком насыпал крупы больше, чем обычно. Ошибка обернулась лепешкой. Люди, как следует отругав нерадивого кашевара, все-таки попробовали новое блюдо, и, как видно, оно им понравилось. Со временем лепешки стали выпекать из муки. Так, согласно народной присказке, из каши появился на свет хлеб.

8. Игра "Картошка"

Кто-нибудь из вас знает, как называется вот этот предмет? (Ухват)

А для чего он был нужен? (вытаскивать из печи чугунок ). Давайте попробуем это сделать. Кто желает попробовать? Посмотрим, что же лежит в нашем чугунке? Вот это да! Картошка! А давайте-ка с вами немножко поиграем, так как играли раньше: встанем в круг, будем передавать картошку по кругу друг другу из рук в руки, пока будет играть музыка. У кого в руках окажется картошка, когда перестанет играть музыка, тот выполняет задание (рассказать пословицу, считалочку, небольшое стихотворение и т.д.) . Договорились? (Играем 3-4 раза)

9. Красный угол избы

Чем больше была печь, тем больше от нее было тепла, поэтому порой она занимала очень много места в избе. От ее расположения зависела внутренняя планировка дома. Потому и возникла поговорка: "Плясать от печи". По диагонали от нее находился красный, или святой, угол. Здесь располагалась икона, висела лампадка. Войдя в избу, гость оказывался лицом к иконам, на которые крестился, кланялся, а уж потом здоровался с хозяевами. Под образами стоял обеденный стол с лавками. На середине стола стоял самовар. В красный угол сажали самых почетных гостей. Вы у меня самые почетные гости, поэтому я приглашаю вас сесть на эти лавки.

Напротив красного угла располагался печной, или бабий, угол [кут]. Здесь женщины готовили пищу, пряли, ткали, шили и т. д. Вот, обратите внимание, какие были русские костюмы, праздничные и будничные (на каждый день). Так одевались русские люди. Хочу заметить, что к любому костюму, женскому или мужскому, праздничному или будничному, обязательно соответствовал головной убор. Посмотрите, какие головные уборы носили женщины (показать коллекцию головных уборов). Все это делалось своими руками (шитье, вышивка).

А вот это ткацкий станок! Девочки с детства должны были уже уметь на нем ткать.

Тут же стоял шкаф для хранения кухонной посуды - посудник. Кстати, посуду тоже люди делали сами. В основном, она имела округлую форму, потому что, когда ее ставили в печь, она обогревалась с боков. Горлышко было узким, чтобы дольше хранилось тепло.

От остального пространства кут отгораживали занавеской. Мужчины не должны были заходить сюда. Угол за печью называли закутом, или запечьем.

Обстановка в избе была скудной. Главным предметом мебели являлись лавки- они были широкими, на них не только сидели, но и спали. У богатых людей над окном на стене были сделаны широкие полки. На них стояла дорогая посуда, шкатулки и другие вещи, которые украшали избу.

В домах часто были сундуки, обитые железом. Там хранились наряды девушки-невесты. Вы, наверное, слышали такое выражение: "Сундук с приданым"? Посмотрите! (Показать)

А в нашем сундуке не приданое, а старинные вещи. В нашей избе много старинных вещей.

10. Загадки

Что-то вы немножко притомились, да?
Сяду рядышком на лавку,
С вами вместе посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей - погляжу!

Хочу дать вам подсказку: все ответы находятся в этой избе.

Под крышей четыре ножки,
А на крыше суп да ложки (Стол)

Стоит бычок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар )

Ходит, ходит,
А в избу не заходит. (Дверь)

Межи деревянные,
А поля стеклянные. (Окна)

В избе - изба, на избе - труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе,
Видит пламя народ, а тушить не идет. (Печь)

Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю.
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду. (Ложка)

Купили новенькое,
Такое кругленькое,
Качают в руках,
А оно все в дырках. (Сито)

Влез на стол он из-под лавки,
Осмотрелся на подставке,
Гибким хвостиком вильнул,
Складки со штанов слизнул. (Утюг)

Давайте-ка посмотрим, какими утюгами раньше гладили белье! Первый русский утюг и на утюг-то не похож. Посмотрите! (Показать рубель) Мокрую ткань наматывали на валик и водили по нему рифленой доской - рубелем. Затем появились утюги с углями. Угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. (Показать утюг) Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам и размахивали утюгом, чтобы он не остывал. Обычно хозяйки пользовались сразу двумя утюгами: пока один нагревался на плите, другим гладили. Когда утюг остывал, их меняли местами. Когда появилось электричество, появились и электрические утюги. Чтобы такой утюг ожил и заработал, его шнур нужно подключить в розетку. Но порой шнур закручивается и мешает хозяйкам гладить, поэтому изобретатели думали-думали, и на свет появился утюг без шнура. На специальной подставке, он очень быстро разогревается.

Все загадки отгадали!

Ай да молодцы!

12. Люлька

Ребята, а назовите мне еще один необычный предмет в нашем музее! Он необычен тем, что подвешен под потолком и качается. Молодцы! А кто знает, как он называется? (Люлька, от песни "ой, люли") В таких люльках, которые тоже были сделаны своими руками, спали младенцы. Давайте подойдем и посмотрим на нашего младенца. Когда малыша укладывали спать, ему пели колыбельную песенку. А вам ваши мамы пели колыбельные песни? Какие?

13. Кукла-оберег

Посмотрите, что же это за кукла лежит в ногах у младенца? Это кукла-оберег. Их дарили младенцу при рождении, затем человек хранил эту куклу в течение всей жизни. А когда умирал, куклу клали ему в гроб, чтобы она охраняла его в загробной жизни. Кукла не имела глаз, чтобы не сглазить своего хозяина, и у нее не было ног, чтобы она не могла убежать от него. Видите, какой мудрый был наш народ!

14. Игра "Ручеек"

Я вам уже говорила, что все предметы обихода и одежда изготавливались руками хозяев. Работы было много у всех членов семьи, но свой труд люди уважали, трудились с душой. Очень часто девушки и женщины собирались в одном доме, шили, ткали, вышивали с песнями и шутками. Такие вечера назывались Деревенские посиделки . А еще, ребята, деревенские мальчишки и девчонки тоже тянулись на эти посиделки, любили послушать взрослых, да и просто поиграть. Давайте и мы с вами сейчас тоже поиграем. Я вспомнила одну русскую игру "Ручеек", может быть кто-то знаком с ней? Расскажите остальным, как в нее нужно играть.

Дети становятся парами друг за другом, поднимают руки, образуя "воротца". Водящий проходит под "воротцами", берет одного ребенка за руку и уводит к концу "ручейка". Оставшийся игрок идет к началу, проходит под "воротцами", выбирая себе пару. Игра проводится под веселую русскую народную мелодию.

15. Заключение

Умаялись, гости мои дорогие? Я очень рада, что вы ко мне пришли. Все задания мои выполнили, загадки отгадали, пословицы рассказали, в игру поиграли! Молодцы! Я надеюсь, что вы еще ко мне в гости придете, и на память об этой встрече я хочу подарить вам куклы-обережки, чтобы они вас охраняли, оберегали. А чтобы и в нашей избе осталось что-то от вашего посещения, давайте сделаем с вами цветок и повесим его на стену (делаем цветок настроения) .

Я хотела показать вам то, что есть в нашей русской избе. А теперь хочу спросить: что вы почувствовали, когда вошли в русскую избу, какие вы чувства испытали, когда увидели предметы русской старины?

Как вы думаете, много нужно труда, чтобы все это сделать? А вы готовы сами трудиться?

Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Я тоже желаю вам добра и надеюсь, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас!





(номинация «Лучшие экскурсии»)

Работу выполнила:

ученица 11 класса Токарь Елена

E -mail bezimeno @yandex .ru

Тел.(8-261) 4-77-93

309381 Белгородская область

Грайворонский район

с. Безымено, ул. Октябрьская 77-а

Руководитель: Березовская О.Ю.

2012 г

Сценарий музейной экскурсии

К нам гости пришли, дорогие пришли;

Мы не зря квас варили, каравай пекли;

Отведайте наши хлеб, соль.

Русская изба.

Слово «изба» у большинства людей естественно соединяется со словом «деревня». Эта ассоциация верная. В прошлом «избой» всегда называлось жилище, расположенное в сельской местности: селе, деревне, слободе, хуторе. Такого же типа жилище, но построенное в городской черте, носило название «дом».

Русские поселения с глубокой древности возникали по берегам рек, ручьёв, озёр, вдоль почтовых трактов, соединявших крупные торговые и ремесленные города, в центре пахотных и сенокосных угодий. Деревни, как правило, были расположены недалеко друг от друга, тяготения к одному центру- селу, имевшему церковь, приходскую школу, лавки, административные здания. Крестьянские избы строились в один или два ряда- «порядка»- вдоль дороги, реки или озера, тесно прижавшись друг к другу. Деревни не имели чёткой планировки: усадьбы в них располагались заборами, въездные ворота которых на ночь всегда закрывались.

Избы в старой России обычно строились, или, по народной этимологии, рубились из дерева. Кирпичные дома в сельской местности встречались очень редко, в основном в южных безлесных районах европейской части страны, а также в сёлах, располагавшихся около крупных городов.

Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу- обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью, покоем.

При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места. При этом исходили, естественно, из практических соображений: место должно быть сухим, высоким, светлым – и вместе с тем учитывали его ритуальную ценность: оно должно быть счастливым. Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии. Неудачным для строительства было место, где прежде хоронили людей, и где проходила дорога или стояла баня.

Русская печь

А сейчас я хочу загадать вам загадку: «Чего из избы не вытащишь?» Конечно, речь идет о печи.

Жизнь в избе кипела вокруг печи. Она служила источником тепла и света. Русская печь относится к типу духовых печей, в которых огонь разводится внутри печи. Дым выходит устье-отверстие, в которое закладывается топливо, или через специально разработанный дымоход.

В традиционном сознании печь была неотъемлемой частью жилища. По народным поверьям за печью или под ней живет домовой, покровитель домашнего очага, добрый и услужливый в одних ситуациях, своенравный или даже опасный в других.

Красный угол (УГОЛ БОЛЬШОЙ, УГОЛ ПЕРЕДНИЙ, УГОЛ СВЯТОЙ)

Парадная часть крестьянской избы. Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы.

Наш красный угол располагается не по правилам просто потому, что в нашем музее нет того места, где он должен быть.

Красный угол- пространство, заключённое между стеной с дверью в сени и боковой стеной. Печь находилась в глубине избы, по диагонали от красного угла. Красный угол хорошо освещён, поскольку обе составляющие его стены имели окна. Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют ещё «святым».

Как правило, в красном углу кроме божницы находится стол. В красном углу подле стола стыкаются две лавки, а сверху, над божницей,- две полки полавочника; отсюда название угла «сутки» (место, где стыкаются, соединяются элементы убранства жилища) Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп её у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла, отчего дома её увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол.

Во время уборки урожая первый и последний сжатый сноп торжественно несли с поля в дом и устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделённых, по народным представлениям, магической силой, сулило благополучие в семье, дому, всему хозяйству.

В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол- самое почётное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. Повсеместно у русских был распространён обычай, при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причём под красный угол клали более крупную монету. Зачастую под красным углом закладывали ладан, в жерновом углу, что напротив печного устья,- деньги, в заднем углу у входа- шерсть (символ богатства и плодородия), а там, где ставилась печь, не клали ничего, поскольку этот угол, по народным представлениям, предназначался для домового.

Во многих местах на территории России красный угол называли ещё «большим» или «передним».

Женские и мужские углы (или «кут») - напротив печного чела.

Особое место в избе занимает женский угол. Это самая светлая часть дома. Там находится ткацкий станок (у нас в музее представлены отдельные части ткацкого станка), прялки, и долгими зимними вечерами женщины ткали полотно, плели половики. В основном одежда шилась из домотканого полотна, которое красили в разные цвета и покрывали вышивками. У нас несколько рушников начала века. В музее представлены праздничные женские рубахи, расшитые пояса и понева.

В первую очередь мне бы хотелось обратить ваше внимание на прялку. Прялка - это инструмент для прядения, в ней различались: лопасть или лопаска, относительно широкая верхняя часть для привязывания кудели, более или менее высокая ножка и донце, которым прялка ставилась на лавку и на которое садилась пряха, прижимая прялку тяжестью своего тела. Прялки обильно украшались резьбой и росписью, богато украшенные прялки служили украшением избы, женихи дарили их своим невестам, и они передавались от матери к дочери.

Следующим предметом нашей экспозиции является веретено. Веретено - это приспособление для прядения.

Моталки. На них сматывали пряжу, делали полумотки, которые потом мыли и красили.

Вальки – с помощью их женщины выколачивали белье на реке.

Рубель – с помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажненные холсты. Эти предметы декорированы резьбой.

Позднее появились утюги, их нужно было нагревать на печи или накладывать в них уголь.

Был в избе и мужской угол, где хранились различные инструменты, пилы, рубанки, здесь же хозяин плел лапти, шил обувь, обтягивал колодки. Мужской угол, или «коник» - у входа. Закут - за печью.

Посуда. В быту использовали глиняные кувшины, крынки, чугуны. При еде использовали деревянные ложки. Материал для изготовления посуды выбирали с умом. Было известно, что вода и молоко долго останутся холодными в керамических крынках. Тушить яства лучше в чугуне. Воду держали в деревянном лагушке. Солили овощи и квасили капусту в деревянных кадках. А при помощи вот этого приспособления делали крахмал.

А сейчас, дорогие гости, я загадаю Вам загадку:

Стоит толстячок

Подбочинивши бочек,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит”.

Правильно! Это русский красавец - самовар. Наличие самовара в крестьянской семье говорило о зажиточности. Самоваром гордились, выставляли его напоказ. При продаже имущества, за неуплату податей, в первую очередь продавали самовар.

Время появления самоваров неизвестно, но в 18 веке ими уже пользовались на Урале. Наиболее известны Тульские самовары. Выпускались самовары ручным способом из меди, латуни или томпака, иногда из серебра.

Особое место в избе занимали жернова, при их помощи мололи муку. А это ступка с пестом.

Все вещи хранились в сундуках. Большие сундуки ставили у печи и использовали вместо кровати.

Далее попрошу обратить ваше внимание на детский уголок. Он в первую очередь представлен зыбкой. Зыбка - крестьянская детская колыбель. Делалась из луба, привязывалась к оцепу и “зыбилась” (отсюда и название).

По народным представлениям, ребенку будут сниться плохие сны, он перестанет расти или его может подменить нечистая сила, если он посмотрится в зеркало.

Здесь же представлена кукла-обережка. Кукла издавна была любимой игрушкой детей русской деревни. Как можно заметить лицо у этой куклы не изображалось, это значило, что кукла - вещь неживая и в неё не могут вселиться злые духи.

А теперь я прошу пройти в класс где мы с вами сделаем такую куклу –обережку.

Цель:
ознакомление обучающихся с историей родного края;
стремление хранить и приумножать историю села.

Задачи:
дать знания о том, что историко-краеведческий музей – это подлинный памятник, духовная культура нашего села;
расширить и углубить знания учеников об истории родного села;
развивать любознательность, внимательность, наблюдательность.

Встреча с экскурсоводом
1 ученик:
Холмы, перелески,
Луга и поля -

Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей -
Частица великой
Отчизны моей.

Хотелось бы начать нашу экскурсию с истории нашего родного села. Село Петровское основано в 1930 году, названо по фамилии жившего здесь помещика Петрова. Сейчас на территории сельского совета находиться несколько сел: Петровское, Подгорное, Зерновое и Родниковое.


2 ученик: История нашего села тесно связана с переселением греков из Крыма в Приазовье, и их традиции и культура не могли не повлиять на культуру и быт коренного населения. На этом столе вы можете увидеть рецепты национальной кухни греков, узнать немного интересных фактов о греках. Также перед вами стоят макеты старинных поселений греков.


3 ученик: В конце 20х годов 20-того века начинается непосредственно история нашего села. В апреле 1927 года несколько семей греков из села Раздольное переехали на жительство в одну из бригад колхоза «Сталино – Раздольное». Колхоз построил им дома, и они основали село Подгорное. В бригаде сеяли зерновые культуры и выращивали овощи. Но мирный труд был прерван войной. Оккупация хутора Сталинский началась в октябре 1941 года, фашисты создали новый орган управления.


4 ученик: В сентябре 1943 года в хуторе шли ожесточённые бои. Жители села укрывались на разъезде Войково. 9 сентября село было освобождено Третей Гвардейской стрелковой дивизией, в составе которой находились стрелковая рота, 511-тый огнеметно танковый батальон, разведчики, саперы и противотанковая батарея. При освобождении погибло 220 человек, село было полностью сожжено. Наши односельчане сражались на разных фронтах, они освобождали Киев, Москву, Севастополь, Вену, Будапешт и другие города Европы.


5 ученик: После окончания войны началось восстановление хозяйства. Возникла необходимость в перерабатывание сельскохозяйственной продукции, и был построен консервный завод. Также строились новые мастерские, гараж, столовая для рабочих, жилые дома, а в 1975 году была построена Петровская школа. На этом стенде вы можете увидеть фотографии первых учителей Петровской школы.


6 ученик: Создание нашего музея началось в 1998 году, когда ученики и учителя нашей школы начали собирать предметы народной культуры и быта украинцев и греков. В 2001 году музей получил статус «Музей украинского быта». Здесь вы можете увидеть фрагмент интерьера украинского дома. В углу – иконы, украшенные рушниками. Центральное место в доме занимает отбеленная и расписанная печь. Рядом с печью – кровать, а возле кровати – колыбель, которая была атрибутом каждого дома.

Вышивала, мне мама рушник,
Белоснежный, на счастье был вытканный
Вышивала в погожие дни
Разноцветными тонкими нитками.