Шишкин иван иванович краткая биография. Шишкин - биография, картины

биография и творчество

Родина одного из самых известных, даже культовых художников России - город Елабуга . Он родился в этом провинциальном местечке 13 января 1832 года. В будущем стал известен, как пейзажист, с фотографической точностью передающий мельчайшие детали природы родного края.

Портрет И.И. Шишкина работы И.Н.Крамского

Семья и учеба

На формирование взглядов и творческого стиля Шишкина большое влияние имел отец. Небогатый купец, увлекавшийся археологией и написавший «Историю города Елабуги» был тем человеком, который сумел передать все свои знания сыну. Шишкин-старший продавал зерно, а на собственные средства реставрировал старинные здания Елабуги, разрабатывал систему местного водопровода.

Путь будущего художника был предопределен с самого детства. Он поступил в 1-ю Казанскую гимназию, но не закончил учебное заведение. В пятом классе Шишкин оставил учебу, вернулся домой и все своё внимание уделял рисованию с натуры. На протяжении четырёх лет писал леса Елабуги, и в 1852 году поступил в Московское училище живописи и ваяния.

Автопортрет

Судьбоносной для Ивана Шишкина была выставка кавказских горных видов Л. Лагорио и маринистических картин И. Айвазовского. Там он увидел полотно, которое очаровывает и вдохновляет многих. Это был «Девятый вал» Айвазовского. Ещё один фактор, определивший дальнейшее творчество художника - учеба в классе Мокрицкого, восхищавшегося творчеством К. Брюллова. Преподаватель смог разглядеть в тихом, даже застенчивом студенте талант и всячески поощрял его занятие пейзажной живописью.

В 1856 году Шишкин окончил училище и поступил в Академию художеств г. Петербурга. В первый же год учебы был удостоен серебряной медали. Награда досталась ему за карандашный рисунок и вид Петербурга, выполненный кистью. Художник стал одним из лучших учеников Академии, и в 1860 г. окончил её с Большой золотой медалью. Такая высокая награда давала право поездки за границу на три года для совершенствования творческого мастерства. Но Шишкин предпочел место, где прошло его детство и отрочество - Елабугу.

Заграничные перипетии

За пределы России художник выехал только в 1862 году. Он посетил Цюрих, Мюнхен, Женеву и Дюссельдорф. Знакомился с работами известных живописцев и учился у самого Р. Коллера. В этот же период по заказу Н. Быкова написал


«Вид в окрестностях Дюссельдорфа»,


за нее получил звание академика.

Шишкин постоянно совершенствовал своё мастерство, разрабатывал собственный стиль. Чего стоят одни рисунки пером, скрупулезно передающие детали окружающих предметов! Две таких работы до сих пор в числе экспонатов Дюссельдорфского музея.

В 1865 году Шишкин возвращается в Россию. Он уже признанный и узнаваемый художник, способный на творческие свершения. В работах начала 1860-х гг. прослеживаются попытки добиться максимального сходства с натурой. Это, как видно из картины

«Рубка леса»,

несколько нарушает целостность пейзажа. Долго и упорно работая, художник преодолевает академические постулаты отвлеченного пейзажа и создает ряд картин. Примером «переродившегося» мастера может послужить полотно

«Полдень. В окрестностях Москвы».

Картина наполнена светом, от нее веет умиротворением и спокойствием, она способна создать радостное, даже блаженное настроение.

Место леса в творчестве Шишкина

В 1870 году он стал одним из учредителей Товарищества передвижников и на вторую выставку общества представил картину

«Сосновый бор».

Работа и по сегодняшний день поражает цельностью колористики, фотографичностью передачи природы и невероятным сочетание красок.

Другие картины, воссоздающие величавые лесные массивы - «Чернолесье», «Лесная глушь», «Еловый лес», «Заповедник. Сосновый бор», «Лес (Шмецк близ Нарвы)», «Уголок заросшего леса. Сныть-трава», «В сосновом лесу» и другие. Живописец удивительно точно изображает растительные формы, тщательно выписывает каждую веточку, каждую травинку. Картины напоминают красивые, но все же случайно сделанные фотографии. Подобная тенденция характерна только для работ, где используется большая цветовая палитра. Полотна с изображением леса, выполненные в единой цветовой гамме, в полной мере раскрывают талант художника.

Творческие приемы

Самая известная картина мастера -

«Утро в сосновом лесу»,

представленная на выставке передвижников в 1889 году. Популярность работы в том, что она наполнена безмятежностью, ожиданием чего-то прекрасного и является символом родины. И пусть медведей написал К. Савицкий, каждый из нас ассоциирует этих животных с маленькими детьми.

Итог всего творческого пути Шишкина - полотно

«Корабельная роща» (1898 г).

Оно завершено по всем законам классицизма, в полной мере раскрывает художественный образ. У картины есть ещё одно свойство - невероятная монументальность.

Скончался И. И. Шишкин в своей мастерской 8 (20) марта 1898 года. Он так и не закончил картину «Лесное царство», но оставшееся наследие и по сегодняшний день способно затронуть душу наших современников.



Сестрорецкий бор 1886


Вид на острове Валааме. Местность Кукко1858-60


Берёзовый лес 1871

Дуб. роща1887

Берёзовая роща

Берёза и рябинки 1878

Перед грозой 1884

Среди долины ровныя... 1883


Вид в окрестностях Петербурга 1865

Зима в лесу, иней 1877

На севере диком

Над набережной 1887

Хвойный лес 1873


Зима 1890

Хвойный лес. Солнечный день 1895


Рожь 1878


Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии


Вечер 1871


Вид на взморье


Дождь в дубовом лесу 1891

Осенний пейзаж. Парк в Павловске 1888

Лес 1897


Ранняя осень 1889

Осенний лес 1876


Горная дорожка. Крым 1879


Золотая осень 1888


Зимний лес

Сосновый лес


Лес в Мордвинове. 1891


Грибники

Ручей в берёзовом лесу 1883


Дали


Зима. Подмосковье. Этюд

Сосны. освещённые солнцем


Речка Лиговка в деревне Константиновка близ Петербурга. 1869

Две женские фигуры 1880-е


Дети в лесу


Первый снег 1875


Прогулка в лесу 1869


Дубки 1886


В Крыму. Монастырь Козьмы и Дамиана под Чатырдагом 1879

Сосна на скале. 1855


Лес вечером 1868-1869



У берегов Камы близ Елабуги

Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в семье купца. С малых лет мальчик проявлял сильный интерес к природе и очень часто гулял в лесу, который находился недалеко от его дома. Уже тогда можно было заметить его любовь к искусству и рисованию, в частности. Отец мальчика надеялся на то, что его сын пойдет по его стопам и свяжет свою жизнь с торговлей. В 12 лет Ивана отдали в 1-ю казанскую гимназию. Учеба была пареньку настолько в тягость что он после 5 классов перевелся в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. После смены обстановки и входа в творческое окружение, юноша словно ожил. Он усердно работал как во время занятий в академии, так и во время пленэров. Для Шишкина не было лучшего времяпрепровождения чем прогулка в лес или в поле с мольбертом и красками.

Успехи в творческих начинаниях

До 1859 года его неоднократно награждали малой серебряной медалью за успешные заслуги, а в 1859 он удостоился большой золотой медали. После получения столь престижной награды у него выпала возможность отправится за рубеж для улучшения своих навыков. Городом, который он предпочел посетить стал Мюнхен. Здесь художник познакомился с работами многих известных художников анималистов и пейзажистов, которые уже добились мирового признания. Спустя некоторое время он посетил Женеву, а затем Дюссельдорф, где им было выполнено полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Это произведение принесло художнику немалую известность и было выставлено в Дюссельдорфском музее на равных с полотнами других более известных европейских мастеров. На родине Шишкина эту картину оценили настолько высоко что пожаловали ему титул академика.

И.И.Шишкин — Вид в окрестностях Дюссельдорфа

Безудержная любовь к родному краю

Несмотря на то что, рисовальщик находился за границей его сердце всегда искало частички родного в чужих краях. Многие его пейзажные работы были выполнены с тоской по дому и очень напоминали русские виды. Иногда бывало так, что художник мог часами искать подходящие места, которые хоть немного напоминали дикие леса России. Такое положение дел привело к тому, что в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург. Здесь он начал усердно трудится над созданием множества шедевров, которые были показаны на выставке, проходившей в академии. После того как было создано Товарищество передвижных выставок, он по большей части выставлял свои начерки пером. Здесь он познакомился с сообществом аквафортистов и вернулся к старому увлечению гравирования «царской водкой» которое не оставлял до конца своих дней. Его поместье находилось неподалеку от прекрасного дикого леса, в котором Шишкин проводил почти все свое время. Однажды он пропал на несколько дней и вернулся с полотном «Лесная глушь» за которое его удостоили профессорского звания.

Полуденный художник

Его страсть и любовь к миру флоры и фауны была настолько сильной, что он изучал каждое растение, которое могло расти в местности где он работал. Художнику была важна точность и качество передачи изображения достоверность фактов, которые смогут в полной мере воспроизвести палитру красок и эмоций, которые испытывал живописец. Шишкин не искал легких путей, поэтому выбрал для себя основным сюжетом полуденное время суток. Это усложняло передачу светотени, ведь солнце было на пике и это увеличивало яркость красок и сводило полу-теневые эффекты к минимуму. Но художник словно чувствовал природу с которой сотрудничал во время написания полотна. В эго коллекции работ не так много полотен которые были написаны утром или в сумерках. Но такие все-таки имеются, знаменитое творение «Утро в сосновом лесу» было написано во время рассвета. Художнику как нельзя лучше удалось передать влажность и прохладу еще не очнувшегося от холодной ночи леса. Примечательно то что, это полотно было создано не только Шишкиным, главные персонажи картины три медвежонка, и медведица являются творением анималиста Константина Савицкого. Однако заказчик не захотел, чтобы на картине было указано еще чье-то имя кроме мастера Шишкина и стер подпись Савицкого.

И.И.Шишкин — Утро в сосновом лесу

Неповторимая точность исполнения

На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом. Художником были созданы сотни зарисовок углем, которые он в будущем использовал для создания гравировок. Хоть Иван Иванович и считается рисовальщиком, любящим исключительно природные мотивы им, были написаны и портреты. Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным. До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось. Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы. Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень». «Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок. Золотое поле и несколько одиноких сосен были изображены с невероятной детализацией и в целом картина выглядит словно фотография.

Последние годы жизни

Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь. Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника. Ему удавалось отлично передавать не только солнечную теплоту, но и мистическую прохладу луны. Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество. Возможно такую символическую отсылку художник невольно изобразил из-за его постоянного одиночества. Несмотря на то что Шишкин был женат дважды, и у него было четверо детей его всю жизнь преследовало одиночество. Обе его жены скончались раньше него, а дети повзрослев не были заинтересованы в общении с отцом. Вот так в полном одиночестве великий мастер скончался 20 марта 1898 года у себя в мастерской работая над очередным гениальным творением.

И. И. Шишкин — На севере диком

  • Когда Шишкин увидел картину Репина, изображавшую сплав леса, он стал спрашивать у коллеги, из каких пород дерева сооружены плоты. Когда Илья Репин не смог ему толком ответить, он раскритиковал его произведение за не реалистичность, говоря, что бревна некоторых пород набухают и могут пойти ко дну.
  • Художник настолько был очарован родными пейзажами, что даже когда стал знаменитым мастером, искал только те виды для изображения на холсте, которые бы напоминали те, к которым он привык.
  • Ивана Шишкина называли «полуденным художником»: у него практически нет закатов и рассветов, везде царит яркий день, сияет солнечный свет. Это – сложный сюжет для живописца, так как отсутствуют тени. Но Шишкин блестяще справлялся с поставленной самому себе задачей: его пейзажи настолько правдивы, что их можно сравнить с фотографиями. Очень точно переданы летняя жара, дуновение ветерка, мороз в зимнем лесу. Любовно выписан каждый стебелек и листочек.
  • Интересный факт состоит в том, что для изображения мишек Шишкин привлек известного анималиста Константина Савицкого, который с задачей справился превосходно. Шишкин достаточно справедливо оценил вклад компаньона, поэтому попросил его поставить свою подпись под картиной рядом со своей. В таком виде полотно «Утро в сосновом лесу» и привезли Павлу Третьякову, который успел купить картину у художника в процессе работы. Увидев подписи, Третьяков возмутился: мол, картину он заказывал Шишкину, а не тандему художников. Ну и распорядился смыть вторую подпись. Так и выставляют картину с подписью одного Шишкина.

Награды:

  • Императорский и Царский Орден Святого Станислава

Иван Шишкин краткая биография известного русского художника изложена в этой статье.

Иван Шишкин биография кратко

Известные картины Шишкина: “Осень”, “Рожь”, “Утро в сосновом бору”, “Перед грозой” и другие.

Иван Иванович Шишкин родился 13(25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, в семье небогатого купца.

С детских лет увлекался рисованием. Родители пытались привлечь его к занятиям торговлей, но безуспешно.

В 1852 году отправился в Москву для поступления в Училище живописи и ваяния и здесь впервые прошел серьезную школу рисования и живописи. Шишкин много читал и размышлял об искусстве и пришел к выводу, что художнику необходимо изучать природу и следовать ей.

В Москве он учился под руководством профессора А. А. Мокрицкого. В 1856–60 гг. продолжает свое обучение в Петербургской Академии художеств у пейзажиста С. М. Воробьева. Его развитие идет стремительно. С другими молодыми пейзажистами работал на острове Валаам. За свои успехи Шишкин получает все возможные награды.

В 1860 году был награжден Большой золотой медалью за пейзаж “Вид на острове Валаам”. Получение Большой золотой медали при окончании Академии в 1860 году дало Шишкину право на заграничную командировку, но сначала он отправился в Казань и дальше на Каму. Хотел навестить свой родной край. Только весной 1862 года он уехал заграницу.

В течение 3-х лет жил в Германии и Швейцарии. Занимался в мастерской живописца и гравера К. Роллера. Еще до своей поездки был известен как блестящий рисовальщик. В 1865 году за картину “Вид в окрестности Дюссельдорфа” получил звание академика. С 1873 года он стал профессором художеств.

И. И. Шишкин был первым из русских пейзажистов второй половины XIX века, придававшим огромное значение этюду с натуры. Тема торжественной и ясной красоты родной земли была для него основной.

Шишкин занимался не только рисованием, но и в 1894 году начал преподавать в Высшем художественном училище при Академии художеств, умел ценить таланты.

Художник Иван Иванович Шишкин Величайший пейзажист, удивительный мастер написания лесных пейзажей, и по сей день он остается бесспорным лидером в русской пейзажной живописи по созданию невероятного количества полотен с лесными видами. Настоящий знаток растительности леса, колоритных форм стволов деревьев, бархатистой листвы, лесные поляны с яркой травой освещенные сквозь деревья солнечными лучами, живописные пеньки заросшие мхом и окруженные различными грибами. Художник Шишкин, как ни кто другой видел в природе леса все потаенные красоты в диких заросших местах куда редко ступала нога человека.

Всю эту невиданную доселе красоту художник впервые в русском изобразительном искусстве мастерски смог показать в своих произведениях.

Иван Иванович Шишкин - биография. Художник Шишкин родился в 1832 году в небольшом городе на берегу реки Камы в Елабуге, что в Вятской губернии в семье небогатого купца. В 12 лет отроду его принимают учиться в первую Казанскую гимназию.

Учеба в гимназии продолжалась не долго, чувствуя свое призвание к изобразительному искусству Иван Шишкин не доучившись в гимназии до 5 класса, покидает ее и поступает уже в Москве на учебу в 1852 году училище живописи, ваяния и зодчества. проучившись в нем до 1856 года, молодого художника принимают в академию художеств в Санкт Петербурге, обучаясь необходимым навыкам у профессора Воробьева С. М..

Конечно в академии Шишкину не очень нравились образовательные темы и молодой художник в свободное время довольствовался написанием натурных этюдов в окрестностях Петербурга, иногда он ездил писать этюды на остров Валаам. Все это очень помогало Шишкину развивать способности молодого мастера, познавая в карандашных рисунках формы ветвей деревьев, кустарников с листвою в последствии воспроизведенных в этюды.

За карандашные рисунки в окрестностях Петербурга его наградили двумя малыми серебряными медалями а позже уже в 1859 году Иван Шишкин заслуженно получает малую золотую медаль за красивый пейзаж в окрестностях Петербурга. Окрыленный своими успехами Шишкин упорно много работ, раскрывая в себе большие познания, очарованный местами на Валааме и Кукко он создает работы, за которые в 1860 году награждается уже большой золотой медалью и заслуживает пенсионерскую поездку за границу.

В 1862 году Шишкин впервые отправляется за рубеж Посетив Мюнхен, Цюрих, Женеву и В Дюссельдорф, где написал картину Вокрестностях Дюссельдорфа, впоследствии за это произведение Шишкину присваивается почетное званиеакадемика.

Также за границей он мастерски рисует рисунки пером и заслуживает большое внимание иностранцев, которые были очень удивлены и шокированы невиданным доселе талантом рисовальщика Шишкина. Часть этих рисунков были помещены в музее Дюссельдорфа на уровне с работами знаменитых художников Европы. Но Шишкин тосковал по родине и по русским местам, он понимал, что русский пейзаж невозможно писать за границей и он в 1865 году возвращается в Россию.

В России художник снова вливается в художественные круги, посещает выставки и артели художников. Плотно работает с рисунками и этюдами, создает к 1867 году шикарное произведение картина Рубка леса, Шишкин точно подмечая особенности русского пейзажа создает еще ряд работ в 1869 г картина При закате, живя в усадьбе Братцево он создает прекрасный летний пейзаж Полдень. Окрестности Москвы.

1870 год Иван Шишкин вливается в артель художников передвижников под руководством И. Крамского. войдя пожизненно в состав учредителей передвижных выставок художников не согласных с академическими устоями того времени.

Шишкин верный своему делу продолжает заниматься творчеством создавая новые полотна и на передвижной выставке выставляет новые картины: Вечер, Сосновый бор, Березовый лес и картину Лесная глушь очень хорошо оцененную современниками, много положительных отзывов написал к этой картине Прахов А. В. За это произведение Ивану Шишкину присуждается почетное звание профессора в пейзажной живописи. в 1878 году мастер снова всех шокирует своим новым пейзажем Рожь, на 6-й передвижной выставке. У работы было очень много положительных отзывов.

В 1877 году Иван Шишкин женится на художнице Ольге Антонова Лагода, их красивый дом очень посещаем его коллегами и друзьями, где были застолья и гулянки.

В 1883 Шишкин написал картину с большим и шикарным дубом в долине, картина была названа Среди долины ровныя.

В 1884 году очень воздушный пейзаж с обширной панорамой названная художником Лесные дали.

1887 год картина Дубовая роща в которой Шишкин мастерски передает состояние могучих дубов с толстыми извивающимися суками, с динамичными тенями и ласковыми лучами солнца.

В 1889 году Иван Шишкин создает одно из самыхярчайших своих полотен это картина

Утро в сосновом лесу, картина насыщена утренним лесным воздухом, присутствует ощущение девственной лесной глуши, картина и популярна по сей день и наверное этому Шишкинскому шедевру нет равных.

В 90-е годы художник создает ряд картин, некоторые из них, красиво переданная глушь леса в окрестностях Ораниенбаума В лесу графини Мордвиновой. Петергоф.

Точно передал состояние дождливой погоды в картине Дождь в дубовом лесу, по стихотворению М. Лермонтова Шишкин создает необычную картину На севере диком по заказу П.П. Кончаловского одинокая заснеженная сосна возвышаясь стоит на фоне лунной ночи.

В 1898 году художник пишет свое новое произведение Корабельная роща, можно сказать это финальная работа мастера, в которой продемонстрирован весь накопленный по жизни талант и мастерство великого художника. Шишкин, как и его коллега Крамской умер, как художник, прямо за мольбертом при написании своей новой очередной картины случилось это в марте 1898 года, он оставил своим потомкам свое очень богатое наследие.

"

Многие его картины снискали огромную популярность не только современников, эти картины известны и сегодня большому кругу почитателей его работ. Никто ранее до Шишкина с такой ошеломляющей откровенностью не поведал зрителю о своей любви к родной Русской природе.

Произведения И. И. Шишкина стали классикой национальной Русской пейзажной живописи и обрели огромную популярность. Сегодня изображения его пейзажей можно увидеть во многих местах на различных репродукциях, подарочные упаковки, шкатулки сувениры и даже конфеты с известными медведями, все это говорит о большой любви народа к его великому творчеству.

По картинам Шишкина учатся многие художники пейзажисты, многие люди всегда зачарованы его работами. Репродукции его знаменитых пейзажей знает каждый ребенок. Конечно не обходится дело и без критиков и некоторых критически настроенных современных художников явно упирающих против фотореализма художника, но это все от лукавого или исходит от незнания творчества великого мастера и не неумения создать, что либо близко подобное.

Писал картины в различных жанрах. Он был одинаково хорошим пейзажистом, живописцем и гравер-аквафортистом. Вот такой вот, разносторонний художник.

Родился Иван Иванович в купеческой семье Ивана Васильевича Шишкина. Произошло это знаменательное для русского и мирового искусства событие 25 января 1832 года. Семья жила в городе Елабуге, Вятской губернии .

Когда Ивану исполнилось 12 лет, он поступил в первую казанскую гимназию. Отучившись в ней до пятого класса, поступил в московское училище живописи.

После окончания курса наук в Московском художественном училище, он продолжает обучение в Петербуржской академии художеств. Иван Иванович был не очень доволен учебным процессом, проходившим в стенах художественной академии.

В свободное от занятий время Шишкин с большим усердием трудился над совершенствованием своего мастерства, и рисует картины - пейзажи. Пейзажи Шишкин писал с Петербуржских красот, благо красивых мест, вселяющих в художника вдохновение, в городе было предостаточно.

За свой первый год учебы в академии, он добился больших успехов, был награжден двумя малыми медалями из серебра.

В 1858 году художник впервые получает большую серебряную медаль. Этой чести он удостоился за картину, описывающую красоты Валаама. Годом позже удостоился золотой медали за Петербуржские пейзажи.

Шишкин благодаря усердной учебе и своему потрясающему творчеству, добился право от академии на поездку за границу. Поездка, естественно была бесплатной. В 1861 году он поехал в Мюнхен, где посетил мастерские, таких художников - мастеров, как Бено Адамова и его брата Франца.

Дальше путь его лежал в Швейцарию, в Цюрих. В Швейцарии он работал под началом профессора Коллера, который доводил до совершенства мастерство Шишкина. Побывав потом в Женеве, он выполнил картину, отобразив в ней вид Женевской окрестности. Картина была выполнена очень профессионально и, благодаря этому шедевру, Иван Иванович получил звание академика.

В поездке по Европе он не только занимался живописью, но и практиковал рисование пером. Рисунок Шишкина, выполненный в этом жанре, приводил иностранцев в шоковое состояние. Многие его работы были размещены в дюссельдорфском музее, причем рядом с рисунками больших мастеров.

В 1866 году Иван Иванович возвращается на . Теперь он путешествует только по просторам своего Отечества, причем совершает это постоянно. Художник искал вдохновения в красотах русской земли, и естественно его находил, отображая на холсте красоты России. Работы его постоянно выставлялись на различных выставках, в том числе и на передвижных.

У Ивана Ивановича было большое увлечение - аквафортистика. В 1870 году в Петербурге образовался кружок аквафортистов, членом которого он и стал. В 1873 году за картину «Лесная глушь», Иван Шишкин стал профессором .

Шишкин является самым знаменитым и самым сильным русским пейзажистом. В нашей истории не было мастера, способного составить ему должную конкуренцию. Творчество художника поражает удивительными познаниями растительных форм. Каждый компонент его картин был индивидуален, имел собственную «физиономию».

Все, что рисовал Шишкин, имело очень правдивые и реалистичные формы. Секрет этого феномена русского художника прост, он рисовал то, что видел, не приукрашивая, и не приуменьшая. Специалисты отмечают, что во многих его произведениях точность форм пейзажа, шла в ущерб колориту картин. Так же отмечается, что картины с множеством цветов, выходили у яркого мастера русского пейзажа хуже, нежели те картины, где цветовая палитра была скуднее.

Иван Иванович Шишкин - настоящий мастер пейзажа. Автор множества потрясающих картин, многие из которых хранятся в коллекции . Творчество его - уникальное наследие, которым посчастливилось владеть нашему народу, и которое навсегда останется в сердцах и памяти. Умер Иван Иванович 8(20).03.1898г за работой над очередной картины.

Видео про Ивана Ивановича Шишкина