Соколов скаля картины. Соколов-скаля, павел петрович

Павел Петрович Соколов-Скаля

(из книги А.БЕРЕЗИНА "Вороново. Художественная галерея". 1978 г.)

Автопортрет 1920 г.

Павел Петрович Соколов-Скаля (1899-1961) был художником необычайно широкого диапазона. Он работал над станковыми живописными и графическими произведениями и с большим увлечением занимался монументальным и декорационным искусством, создавал масштабные панорамы и диорамы, газетные рисунки и карикатуры, книжные иллюстрации и плакаты. Это был художник неукротимого темперамента; любое дело, за которое он брался, буквально горело в его руках.

Соколов-Скаля родился в поселке Стрельна (пригород Ленинграда), в семье железнодорожного служащего. С 1914 года он живет в Москве и поступает в художественную студию И.И.Машкова.
"Когда он пришел ко мне обучаться, - вспоминал позднее Илья Иванович Машков, - показав мне множество … эскизов, я увидел у него неудержимую напористую страсть выявлять свои сложные мысли и чувства. Рисунки и все его работы дышали мощным мажором, радостью, бурей, переполняя границы своей юности. При его темпераменте, напоре в работе, желании изучить на практике живопись, мне было нетрудно его обучать… Он был жаден и старался без "размазюкивания" вбирать в себя все ценное и нужное".

Творческая юность Соколова-Скаля совпала с великими событиями бурных послеоктябрьских лет. Формирование его идейно-художнических взглядов протекало под воздействием великих революционных преобразований. В 1919 году художник оказался в Троицке на Урале, где он оформлял революционные праздники, писал плакаты, театральные декорации. В 1920 году Соколов-Скаля вновь приезжает в Москву и поступает в Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас).
После окончания Вхутемаса (1922) он работает в самых разнообразных жанрах: пишет портреты, пейзажи, бытовые сценки, многофигурные тематические картины. Однако главное в его творчестве - это картины, воспевающие мужество и героизм народных масс, их преданность идеалам коммунизма, партии Ленина.

Картина "Таманский поход" (1928) экспонировалась а Х выставке АХХР. Легендарный поход Таманской армии, пробившейся в 1918 году через контрреволюционный заслон, чтобы соединиться с основными силами Красной Армии, был изображен художником с большой экспрессией и темпераментом. Эта картина Соколова-Скаля, принадлежащая Государственной Третьяковской галерее, - одна из лучших картин советской батальной живописи.
В 1929 году художник создает известную свою картину "Путь из Горок" - монументальное полотно, в котором выразительно передано чувство великой утраты. В метель, жестокую стужу движется траурное шествие народа за гробом Ленина от Горок до железнодорожной станции.

Таманский поход 1928 г.

Путь из Горок 1929г.

Из других живописных работ довоенного времени следует отметить картины - "Окопная правда" (1931), "Братья" (1933), "Пленный курбаши" (1935), "Рабочий отряд уходит на фронт" (1937) и "Гибель начдива" (триптих "Щорс") (1938).

Гибель начдива (фрагмент триптиха "Щорс")

Триптих "Щорс" посвящен легендарному полководцу гражданской войны. Это значительное монументальное произведение, в котором жизнь Щорса показана в неразрывной связи с жизнью народа, отстаивающего великие завоевания Октября.

Особо хочется отметить созданное Соколовым-Скаля в 1939 году для Главного павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки панно "Штурм Зимнего Дворца".

Штурм Зимнего (фрагмент)

Через год автор повторил эту свою работу для Центрального театра Красной Армии. Это впечатляющее произведение передает драматизм и напряженность обстановки, утверждает революционный пафос народа.
С первых дней Великой Отечественной войны художественная жизнь страны обрела иное содержание. Ушла в тень станковая живопись. На вооружение были поставлены более оперативные, быстро действующие средства агитации и пропаганды - военный плакат и агитационные "окна", фронтовой изобразительный газетный и журнальный репортажи, броские листовки и открытки.

На четвертый день войны в Москве была создана художественная мастерская "Окна ТАСС" . В ней работали многие видные московские художники: П.Денисовский, П.Шухман, М.Черемных, Г.Савицкий, В.Горяев, Ф.Антонов, А.Бубнов, Г.Нисский, М.Горелов, А.Дейнека, Д.Мочальский, К.Финогенов, А.Лаптев… П.П.Соколов-Скаля становится одним из активных организаторов и автором "Окон ТАСС". "Окна ТАСС" завоевали большую популярность и имели огромный успех. Они выходили регулярно и фактически стали ежедневной изогазетой. "Окна" шли на заводы и в воинские части, перебрасывались через линию фронта к партизанам, посылались за границу.
Следует заметить, что "Окна ТАСС" заметно отличались от знаменитых "Окон сатиры РОСТА". Они выделялись жанровым разнообразием, более совершенной техникой исполнения, композиционной усложненностью рисунка, монументальностью.
С утра до поздней ночи на Кузнецком мосту, где располагалась мастерская, кипела работа, а когда фашистские орды рвались к Москве, художники и поэты не выходили из мастерской неделями. Как раз в это время появились плакаты-лозунги: "Ребята, не Москва ль за нами?", "Не отдадим Москву", "Ни шагу назад", "У врат Москвы, в боях кровавых погибнут полчища врагов".

Когда Красная Армия изгнала немецко-фашистские войска из Ростова-на-Дону и Тихвина, П.П.Соколов-Скаля создал "окно" из двух рисунков. На каждом был изображен фашистский фюрер, убегающий из этих городов. Поздно вечером, когда мастерская заканчивала размножение плаката, пришло известие о взятии нашими войсками Ельца, и художник немедленно делает третий рисунок: "Из Ельца бежит подлец, Будет помнить наш Елец!" Возникнув вначале в Москве, мастерские "Окон ТАСС" появились вскоре во многих республиках страны, в краях и областях России.
За плодотворную деятельность по созданию и выпуску "Окон ТАСС" Соколов-Скаля был удостоен Государственной премии СССР.

Во время войны художник написал серию этюдов к задуманным им картинам о Петре I, Иване Грозном. На художественной выставке, организованной в залах Третьяковской галереи к 25-летию Октября, Соколов-Скаля экспонировал полотно "Иван Грозный в Ливонии. Взятие крепости Кокенгаузен". Вслед за этим им был исполнен и ряд других произведений, посвященных этой исторической эпохе: "Иван Грозный и Владимир Старицкий", "Первый оттиск". Серьезной работой художника на историческую тему следует также считать созданную им уже после войны картину "Емельян Пугачев" (находится в Историческом музее в Москве).

Пугачев 1952 г.

Боярышня (этюд) 1940 г.

В 1944 году сразу же после освобождения Севастополя художник задумал создать диораму о городе-герое. Вместе со своим другом А.И.Плотновым Соколов-Скаля по свежим следам войны создает большую картину-панораму "Штурм Севастополя 9 мая 1944 года".

В 1954 году Соколов-Скаля возвращается к теме героического Севастополя, правда, по иному поводу: реставрирует вместе с коллективом художников панораму "Оборона Севастополя" знаменитого Рубо, поврежденную во время Отечественной войны.

Невозможно перечислить все, что создал за послевоенные годы этот замечательный художник. Полотно "Освобождение Калуги" (1946). Эта картина, помимо большой художественной ценности, обладает одним неоспоримым достоинством - она достоверна. Ведь художник был в Калуге в 1942 году как раз в момент ее освобождения. И все виденное зафиксировали в своем блокноте.
Глубоко запали в память и другие произведения Соколова-Скаля: "Краснодонцы" (за него художник также был удостоен Государственной премии СССР), "Из фашистского плена", "Штурм Кремля", "На великой стройке" (строительство Куйбышевской ГЭС), созданное бригадой в составе П.Соколова-Скаля, А.Плотнова, М.Володина, Н.Толкунова, В.Соколова и Л.Народицкого.

Куйбышевстрой 1956г.

Соколов-Скаля был прекрасным рисовальщиком. За свою жизнь он создал множество графических произведений: рисунки для газеты "Батрак" и к кинофильмам, серии рисунков "Годы и люди", "Средняя Азия"… Плодотворно работал художник и в книжной графике. Иллюстрировал "Детство" М.Горького, "Чапаева" Д.Фурманова, "Бориса Годунова" А.Пушкина, "Конька-Горбунка" П.Ершова, "Степана Разина" С.Злобина, "Пиковую даму" А.Пушкина… Соколов-Скаля успешно трудился и в области театрально-декорационного искусства. В 1944-1945 годы он оформляет спектакли и создает эскизы костюмов к постановкам Большого и Малого театров.

Портрет В.Маяковского 1930 г. Художник П.П. Кончаловскай

Художник большого дарования, Соколов-Скаля свой талант, свои знания, всю свою жизнь посвятил служению Родине. Ему было безразлично - большое или малое, первостепенное или менее важное дело ему поручали - любое задание он старался выполнить так, как ему то подсказывало его горячее, вдохновенное сердце.

Благодарим МГХ за предоставленные материалы и иллюстрации (Масловка - городок художников)

Художник Павел Петрович Соколов-Скаля.

Высокий, широкоплечий, с красивыми, мужественными чертами лица, как бы высеченными резцом скульптора, энергичный, сильный, широкая русская натура – таким всплывает в памяти образ недавно ушедшего из жизни замечательного советского художника Павла Петровича Соколова-Скаля. Человек большого, яркого таланта, неуемного, бурного темперамента, он умер слишком рано, в расцвете сил, полный творческих замыслов.

Народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственных премий Павел Петрович Соколов-Скаля родился в 1899 году в Стрельне под Петербургом, детство и юность провел в Саратове. В дни февральской буржуазно-демократической революции Соколов-Скаля находится в Москве, где он с 1914 года обучался в художественной студии известного живописца И. И. Машкова. Революционные события захватывают юного художника, они формируют его общественное сознание. Значительную роль сыграла и та работа, которую он проводил в годы гражданской войны на Урале, где он писал декорации, плакаты и оформлял советские празднества.

В 1921 году Соколов-Скаля окончил Вхутемас в Москве и вскоре вошел в творческую группу «Бытие», а с 1926 года он связал свой путь с самой крупной реали­стической художественной организацией 20-х годов – АХРР . Вместе с передовыми советскими художниками он берется за темы Октября и насыщает их высоким гражданским пафосом, призывом к защите революционных завоеваний народа.

Тематический и жанровый диапазон творчества Соколова-Скаля на редкость многообразен. Он –автор известных историко-революционных картин, батальных, жанровых и исторических полотен, портретов, пейзажей, натюрмортов, плакатов, иллюстраций, тематических серий станковых рисунков, батальных панорам и театральных декораций. Поиски монументальности и революционной романтики, глубокая идейная устремленность творчества сопутствуют художественной деятельности Соколова-Скаля на всех ее этапах. Художник любит показывать грандиозные события, создавать массовые народные сцены, насыщенные действием, динамикой, борьбой.

Иногда большой творческий диапазон и стремление поскорее откликнуться на самые различные животрепещущие явления современности приводят Соколова-СкаЛя к поверхностной иллюстративности, порой художник становится жертвой своего кипучего темперамента, своих чрезмерно широких интересов. Творческие неудачи и срывы бывают в жизни каждого художника. Однако отдельные неудачи не могут заслонить того основного и главного, что характерно для Соколова-Скаля, того ценного вклада, который он внес в советское искусство.

Первым значительным произведением Соколова-Скаля явился «Таманский поход» (1928), в основу которого лег сюжет известного романа А. Серафимовича «Железный поток». Главным действующим лицом картины является народ, поднявшийся на защиту завоеваний Октября. В горячих цветовых сочетаниях, в звучной красочной гамме, построенной на контрастных черных, зеленых и золотистых тонах, художник повествует об одном из героических эпизодов великой эпохи классовых битв. «Таманский поход» – одна из первых сюжетных многофигурных композиций среди все еще распростра­ненного в это время в советской живописи этюдного отображения действительности.

Следующей значительной работой молодого художника явилась написанная годом позже большая картина «Путь из Горок» (1929). От нее веет скорбью, молчаливым горем, словно застывшим в леденеющем, морозном воздухе тех дней.

Волнующее впечатление производит созданная также в ранний период творчества Соколова-Скаля картина «Братья» (1932), построенная на остром психологическом конфликте. Бурная эпоха гражданской войны передана художником через переживания и борьбу членов одной семьи, где родные братья оказываются во враждебных лагерях.

Стремясь как можно глубже изучить советскую действительность, Соколов-Скаля в тридцатые годы совершил много поездок по стране. Он посетил крупные индустриальные центры, был на иранской, афганской и дальневосточной границах. За эти годы художник создал целую серию произведений, всесторонне отображающих жизнь Красной Армии, в их числе и картину «Пленный курбаши», острую и выразительную по характеристикам. В 1937 и 1948 годах Соколов-Скаля делает иллюстрации к «Чапаеву» Д. Фурманова. Эти полные глубокой романтики рисунки до сих пор остаются лучшими из всего, что создано на эту тему.

В 1938 году на выставке «XX лет РККА» появился триптих Соколова-Скаля, посвященный легендарному герою гражданской войны Щорсу. Левая часть триптиха изображает Щорса-агитатора, выступающего на митинге. В центральной части мы видим Щорса-полководца в момент встречи с партизанским вождем Боженко. Правая часть посвящена героической смерти Щорса. Тяжело раненный комдив, поддерживаемый ординарцем, выпрямляется в последний раз во весь рост, чтобы поднять своих бойцов в наступление. Образ Щорса – большая творческая удача художника.

В годы Великой Отечественной войны глубоко патриотическое боевое искусство Соколова-Скаля проявлялось в самых различных формах и служило большому делу защиты Родины. В качестве художественного руководителя Соколов-Скаля возглавил Московскую мастерскую военно-политического плаката «Окна ТАСС» и сам создал около 400 метких, бьющих по врагу плакатов. Художник выезжает на различные фронты и в результате полученных впечатлений создает монументальные батальные композиции, посвященные героизму советского народа, – «Освобождение Калуги», «Доватор в бою» и др. Из картин Соколова-Скаля о Великой Отечественной войне наиболее известно произведение «Краснодон­цы» (1948), повествующее о подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия». Художник стремился показать силу и сплоченность юных патриотов-партизан, изобразив их в момент, когда они слушают по радио голос родной Москвы.

Большое место в творчестве Соколова-Скаля занимают исторические полотна. Следует отметить интересную по замыслу серию полотен, посвященных эпохе Ивана Грозного: «Иван Грозный в Ливонии», «Иван Грозный и Владимир Старицкий» и другие. Наиболее значительной исторической картиной Соколова-Скаля является «Емельян Пугачев» (1952). Среди персонажей картины есть много живых и типичных образов. Правдив образ самого Пугачева, характерны лица его соратников – атаманов уральских и приволжских казаков.

В 1953 году художник написал панно «Штурм Зимнего» для главного павильона ВСХВ, ныне Выставки достижений народного хозяйства СССР. На огромном полотне изображена лавина восставшего народа, врывающегося через арку Главного штаба на Дворцовую площадь. Образы участников исторического штурма типичны и убедительны. Цветовое решение картины соответствует драматической напряженности события.

Большое природное дарование баталиста, которое проявились в историко-революционных и исторических полотнах Соколова-Скаля, нашло свое выражение и в его работе над панорамами. Еще в 30-х годах художник участвует в создании панорамы «Штурм Перекопа», а после Великой Отечественной войны проделывает сложнейшую работу по восстановлению знаменитой панорамы Рубо «Оборона Севастополя», возглавляя коллектив советских живописцев.

Неистощимая творческая энергия художника проявилась также в его педагогической и общественной деятельности. Он преподавал в Московском институте декоративного искусства, руководил мастерской в художественном институте имени В. И. Сурикова, чутко и бережно относясь к молодым кадрам. И не случайно Соколов-Скаля возглавлял выставкомы VI Всемирного фестиваля и многочисленных молодежных выставок, в том числе и выставки «40 лет ВЛКСМ».

Нет, похитители Куинджи по-прежнему не будут взрываться при попытке снять картину со стены. Но какие-то ловушки для них все-таки придумали
  • 15.07.2019 Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) погиб во время русско-японской войны в 1904 году. Броненосец «Петропавловск», где он работал, подорвался на вражеской мине и затонул в Желтом море
  • 12.07.2019 13 больших настенных живописных композиций были созданы русским советским художником в 1930-е годы по заказу американских властей. Теперь их решено закрасить. Сюжет вызывает недовольство национальных меньшинств
  • 09.07.2019 Зарубежным музеям все чаще приходится учитывать реноме спонсоров своих проектов. И да, дальше им приходится отказываться от денег компаний, порицаемых обществом ответственного потребления, - нефтехимических, отдельных фармацевтических и др.
  • 05.07.2019 Журналист английского новостного канала ITV News WestCountry просматривал архивные записи и обнаружил репортаж 2003 года, где человек, пишущий как Бэнкси, отвечает на вопросы микроинтервью
    • 10.07.2019 13 июля Литфонд представляет аукционное собрание живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, оцениваемое экспертами на общую сумму свыше 15 000 000 рублей
    • 09.07.2019 В каталоге - 463 лота: живопись, графика, фарфор, стекло, изделия из серебра, предметы ювелирного искусства и пр.
    • 08.07.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это тринадцать живописных работ и семь листов оригинальной графики
    • 05.07.2019 Продали 60 % каталога. Все лоты достались Москве и Санкт-Петербургу
    • 04.07.2019 9 июля 2019 года в Лондоне состоятся торги «Золотой век русской литературы. Из частной европейской коллекции»
    • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
    • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 24.04.2019 Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
    • 29.03.2019 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
    • 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.
    • 11.06.2019 В Лондон на выставку привезли около 170 работ Гончаровой из музеев и коллекций со всего мира, включая Россию
    • 07.06.2019 В Галерее Церетели на Пречистенке до конца июня проходит большая персональная выставка Константина Александровича Батынкова, отмечающего в этом году своё 60-летие

    Высокий, широкоплечий, с красивыми, мужественными чертами лица, как бы высеченными резцом скульптора, энергичный, сильный, широкая русская натура — таким всплывает в памяти образ недавно ушедшего из жизни замечательного советского художника Павла Петровича Соколова-Скаля. Человек большого, яркого таланта, неуемного, бурного темперамента, он умер слишком рано, в расцвете сил, полный творческих замыслов.

    Народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственных премий Павел Петрович Соколов-Скаля родился в 1899 году в Стрельне под Петербургом, детство и юность провел в Саратове. В дни февральской буржуазно-демократической революции Соколов-Скаля находится в Москве, где он с 1914 года обучался в художественной студии известного живописца И. И. Машкова. Революционные события захватывают юного художника, они формируют его общественное сознание. Значительную роль сыграла и та работа, которую он проводил в годы гражданской войны на Урале, где он писал декорации, плакаты и оформлял советские празднества.

    В 1921 году Соколов-Скаля окончил Вхутемас в Москве и вскоре вошел в творческую группу «Бытие», а с 1926 года он связал свой путь с самой крупной реали­стической художественной организацией 20-х годов — АХРР. Вместе с передовыми советскими художниками он берется за темы Октября и насыщает их высоким гражданским пафосом, призывом к защите революционных завоеваний народа.

    Тематический и жанровый диапазон творчества Соколова-Скаля на редкость многообразен. Он — автор известных историко-революционных картин, батальных, жанровых и исторических полотен, портретов, пейзажей, натюрмортов, плакатов, иллюстраций, тематических серий станковых рисунков, батальных панорам и театральных декораций. Поиски монументальности и революционной романтики, глубокая идейная устремленность творчества сопутствуют художественной деятельности Соколова-Скаля на всех ее этапах. Художник любит показывать грандиозные события, создавать массовые народные сцены, насыщенные действием, динамикой, борьбой.

    Иногда большой творческий диапазон и стремление поскорее откликнуться на самые различные животрепещущие явления современности приводят Соколова-СкаЛя к поверхностной иллюстративности, порой художник становится жертвой своего кипучего темперамента, своих чрезмерно широких интересов. Творческие неудачи и срывы бывают в жизни каждого художника. Однако отдельные неудачи не могут заслонить того основного и главного, что характерно для Соколова-Скаля, того ценного вклада, который он внес в советское искусство.

    Первым значительным произведением Соколова-Скаля явился «Таманский поход» (1928), в основу которого лег сюжет известного романа А. Серафимовича «Железный поток». Главным действующим лицом картины является народ, поднявшийся на защиту завоеваний Октября. В горячих цветовых сочетаниях, в звучной красочной гамме, построенной на контрастных черных, зеленых и золотистых тонах, художник повествует об одном из героических эпизодов великой эпохи классовых битв. «Таманский поход» — одна из первых сюжетных многофигурных композиций среди все еще распростра­ненного в это время в советской живописи этюдного отображения действительности.

    Следующей значительной работой молодого художника явилась написанная годом позже большая картина «Путь из Горок» (1929). От нее веет скорбью, молчаливым горем, словно застывшим в леденеющем, морозном воздухе тех дней.

    Волнующее впечатление производит созданная также в ранний период творчества Соколова-Скаля картина «Братья» (1932), построенная на остром психологическом конфликте. Бурная эпоха гражданской войны передана художником через переживания и борьбу членов одной семьи, где родные братья оказываются во враждебных лагерях.

    Стремясь как можно глубже изучить советскую действительность, Соколов-Скаля в тридцатые годы совершил много поездок по стране. Он посетил крупные индустриальные центры, был на иранской, афганской и дальневосточной границах. За эти годы художник создал целую серию произведений, всесторонне отображающих жизнь Красной Армии, в их числе и картину «Пленный курбаши», острую и выразительную по характеристикам. В 1937 и 1948 годах Соколов-Скаля делает иллюстрации к «Чапаеву» Д. Фурманова. Эти полные глубокой романтики рисунки до сих пор остаются лучшими из всего, что создано на эту тему.

    В 1938 году на выставке «XX лет РККА» появился триптих Соколова-Скаля, посвященный легендарному герою гражданской войны Щорсу. Левая часть триптиха изображает Щорса-агитатора, выступающего на митинге. В центральной части мы видим Щорса-полководца в момент встречи с партизанским вождем Боженко. Правая часть посвящена героической смерти Щорса. Тяжело раненный комдив, поддерживаемый ординарцем, выпрямляется в последний раз во весь рост, чтобы поднять своих бойцов в наступление. Образ Щорса — большая творческая удача художника.

    В годы Великой Отечественной войны глубоко патриотическое боевое искусство Соколова-Скаля проявлялось в самых различных формах и служило большому делу защиты Родины. В качестве художественного руководителя Соколов-Скаля возглавил Московскую мастерскую военно-политического плаката «Окна ТАСС» и сам создал около 400 метких, бьющих по врагу плакатов. Художник выезжает на различные фронты и в результате полученных впечатлений создает монументальные батальные композиции, посвященные героизму советского народа, — «Освобождение Калуги», «Доватор в бою» и др. Из картин Соколова-Скаля о Великой Отечественной войне наиболее известно произведение «Краснодон­цы» (1948), повествующее о подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия». Художник стремился показать силу и сплоченность юных патриотов-партизан, изобразив их в момент, когда они слушают по радио голос родной Москвы.

    Большое место в творчестве Соколова-Скаля занимают исторические полотна. Следует отметить интересную по замыслу серию полотен, посвященных эпохе Ивана Грозного: «Иван Грозный в Ливонии», «Иван Грозный и Владимир Старицкий» и другие. Наиболее значительной исторической картиной Соколова-Скаля является «Емельян Пугачев» (1952). Среди персонажей картины есть много живых и типичных образов. Правдив образ самого Пугачева, характерны лица его соратников — атаманов уральских и приволжских казаков.

    В 1953 году художник написал панно «Штурм Зимнего» для главного павильона ВСХВ, ныне Выставки достижений народного хозяйства СССР. На огромном полотне изображена лавина восставшего народа, врывающегося через арку Главного штаба на Дворцовую площадь. Образы участников исторического штурма типичны и убедительны. Цветовое решение картины соответствует драматической напряженности события.

    Большое природное дарование баталиста, которое проявились в историко-революционных и исторических полотнах Соколова-Скаля, нашло свое выражение и в его работе над панорамами. Еще в 30-х годах художник участвует в создании панорамы «Штурм Перекопа», а после Великой Отечественной войны проделывает сложнейшую работу по восстановлению знаменитой панорамы Рубо «Оборона Севастополя», возглавляя коллектив советских живописцев.

    Неистощимая творческая энергия художника проявилась также в его педагогической и общественной деятельности. Он преподавал в Московском институте декоративного искусства, руководил мастерской в художественном институте имени В. И. Сурикова, чутко и бережно относясь к молодым кадрам. И не случайно Соколов-Скаля возглавлял выставкомы VI Всемирного фестиваля и многочисленных молодежных выставок, в том числе и выставки «40 лет ВЛКСМ».

    В 1959 году в связи с 60-летием со дня рождения и 35-летием творческой деятельности в залах Академии художеств СССР была развернута большая персональная выставка его произведений, которая затем была показана в Ленинграде и за рубежом — в Румынии.

    В советское искусство Соколов-Скаля вошел как художник-патриот, живший большими идеями своего времени и запечатлевший в ярких образах борьбу народа за светлое коммунистическое будущее.

    Э. Полищук

    Автопортрет.

    Штурм Зимнего. 1953 г. Панно на ВДНХ СССР

    Таманский поход. Государственная Третьяковская галерея