Спектакль "дракула" - театр на юго-западе. Спектакль "дракула" - театр на юго-западе Сдается, джентльмены, это была комедия

И роническую пьесу в двух действиях «Дракула» по мотивам известнейшего готического романа Брэма Стокера поставил в Театре на Юго-западе Валерий Белякович. Премьера состоялась 12 июля 2005 года.

Это необычный взгляд на популярную легенду о графе Дракуле. Дракула в постановке Беляковича — харизматичный молодой человек, страстно любящий и несколько сотен лет ожидающий возвращения своей возлюбленной. По ходу спектакля проявляются голоса тех, кто встречался с Дракулой. Они страстно и отчаянно пытаются рассказать о пережитых кошмарах. Девушка Люси, получившая смертельный укус, постепенно становится вампиром. Ее возлюбленный не находит себе места от отчаянья. Мужественный врач определяет и распознает зловещие симптомы... Отрывки из их дневников и писем все ближе и ближе подводят к разгадке зловещей тайны.

Мистическая история любви Влада и Вильгельмины разворачивается на сцене в необычном звуковом и световом оформлении. Черно-белые плоскости, на которых в трагические моменты вспыхивают и множатся в зеркалах огни. Создается впечатление, что в них отражается все, даже звуки.

Спектакль поставлен с изрядной долей юмора, три с половиной часа проходят незаметно.

Роман Брэма Стокера, написанный в 1897 — общеизвестная классика вампирского жанра, а его трансильванский граф Дракула — поистине бессмертное существо, пережившее множество экранизаций и ставшее воплощением всего самого коварного и таинственного, на что только способна человеческая фантазия. На основе мифов Стокер создал свой собственный красивый мир и героя на все времена.

Стокер родился в Ирландии, написал множество книг, работал в разных жанрах, в том числе писал для детей. Стокер был болезненным ребенком — до семи лет не мог вставать и ходить. Это печальное обстоятельство оставило след в творчестве писателя — граф Дракула, персонаж его главного романа, много времени проводит во сне. Однако, преодолев болезнь, Стокер с отличием окончил колледж и университет Дублина, прославился как отличный футболист и легкоатлет. Он оказался страстным театралом, регулярно писал рецензии в журналы и короткие рассказы. Впоследствии оставил государственную службу и стал директором-распорядителем театра «Лицеум». Книги Стокера были успешны, но быстро забыты. Только роман «Дракула» обрел бессмертие. Темой вампиров стали увлекаться во всем мире, она остается актуальной и сейчас.

Однако тема эта не нова и задолго до Стокера была известна у разных народов в самых разных уголках земли помимо Балкан. Легенды и сказания сохранили не только описания и признаки, но и советы, как следует обойтись с нечистью в том или ином случае. В романе говорится, что вампиром становится тот, кого в свою очередь укусил другой вампир, что вампиры не едят и не пьют и их можно убить осиновым колом, что они боятся чеснока и бутонов роз, что их отпугивают крестом. Днем они спят в своей могиле, боятся солнечного света и т. п. Народные верования расширяют горизонты: на самом деле в народных верованиях вампирами становились дети, родившиеся в сорочке, пятый сын, если в семье были одни мальчики, а также дети, родившиеся уже с зубами. Характер и образ жизни человека тоже могли привести к тому, что после смерти ему уже не удавалось спокойно лежать в могиле: вампирами становились люди сердитые и раздражительные, те, кто постоянно был чем-то озабочен, кто не отдавал вовремя долги и не исполнял обещанное.

Эти и многие другие признаки и опасности встречи с вампиром, равно как и трудности жизни самого мистического существа, мягко и иронично проходят по всему спектаклю. Оформление сцены в какой-то степени воссоздает образ знаменитого замка Дракулы — печально известный и до сих пор притягательный Замок Бран, известный как замок Дракулы, хотя тот никогда не принадлежал князю Владу Цепешу, реальному историческому лицу, вдохновившему Брэма Стокера на создание образа графа-вампира.

Назвать воеводу «прототипом» вампира графа Дракулы из романа Стокера в строгом смысле слова нельзя, однако отдельные фрагменты романа ясно свидетельствуют о том, что образ полумифического влашского господаря-садиста его автору был достаточно знаком. Это был реальный «господарь» Влахии, Влад III, прозванный за свою жестокость «Цепешем». Он в чем-то был героем, отличался боевой храбростью. В 1476 г. Дракулано странным образом погиб в бою под Бухарестом от руки своих же собственных солдат: согласно легенде, они приняли его за турка. Именно этот человек, как пишет Брэм Стокер, и был владельцем таинственного замка в Карпатах, вампиром, который на самом деле не умер, но продолжал существовать, питаясь чужой кровью.

Джастина отзывы: 2 оценок: 2 рейтинг: 4

Белякович - режиссер специфичный. Сразу скажу - понравится, наверное, не всем. Но я в восторге - честно.
Сначала спектакль немного смущает - слишком резкие переходы от пафоса (в хорошем смысле этого слова) и трагедии к юмору (кстати, бесподобному!) и обратно. Но эмоции - столько эмоций! это удивительно.необыкновенная энергетика в зале (кстати о зале - огромный плюс этого театра - камерность, маленький зальчик, отовсюду все замечательно видно и действие происходит в такой непосредственной близости, что сразу даже сложно привыкнуть).

игра актеров - выше всяких похвал: они вкладывают в своих персонажей столько сил и энергии, словно это первая, главная и единственная роль всей их жизни:-) впрочем, так в ТЕАТРЕ и должно быть, правда же?

kagury.livejournal.com отзывы: 125 оценок: 125 рейтинг: 34

Спектакль начинается немного неожиданно. Черное и белое, смокинги и кринолины. Отражения умножаются в зеркалах, то и дело уводя взгляд в бесконечность потустороннего пространства. На этом фоне упитанный прагматичный англичанин смотрится забавно-приземленным, словно чашка чая на клетчатой салфетке в уносящемся в неведомое скором поезде. А там, где англичане, там разумеется, присутствует и старый добрый английский юмор и неизменная рассудительность.
Собственно, в этом – весь спектакль. Зрителя раскачивают на волнах жутковатой мистики, ударяющихся в камни диалогов серьезных джентельменов, и периодически рассыпающихся брызгами шуток. Мне показалось, что несмотря на присутствующий трагизм происходящего, больше всего - это попытка поиронизировать над столь модной еще недавно (или все еще?) вампирской темой. Эдакий, знаете ли вдохновенный эстетский стеб.
В этом смысле совершенно очарователен был Джонатан в исполнении Михаила Беляковича – милый толстенький непрошибаемо здравомыслящий англичанин, рядом с которым ужасный и великий Дракула превращается в бледного Горлума. Потому что мистика просто невозможна рядом с такими людьми. Они ее либо не замечают, либо над ней потешаются.

Кстати о Дракуле. Вот единственный, кто мне совершенно не пришелся по душе – так это он. На мой взгляд, этот персонаж должен обладать притягательностью. Пусть зловещей, неоднозначной, двусмысленной. Его можно ненавидеть, но он должен впечатлять и подавлять своей харизмой. Здесь с этим всем как-то не сложилось. Я увидела лишь жалкое унылое существо, липнущее к стенам. Из-за этого градус трагичности в соответствующих местах оказался несколько ниже ожидаемого, да и увлеченность Люси и Мины казалась странной. Была ли это режиссерская задумка (нам же обещали показать другую сторону легенды) или просто мы не попали на одну волну с актером, играющим Дракулу? Так или иначе, вместо несчастного и страдающего Георгия Иобадзе я бы предпочла увидеть в этой роли ехидного и надменного Антона Белова.

Технически и художественно – сделано прекрасно: дым и зеркала, примесь безумия, таинственный свет, эффектная пластика. А вот с общим впечатлением неоднозначно. Вроде бы, назовем их условно, «английская» и «трансильванская» части находятся в правильных соотношениях, но английскую часть смотришь с удовольствием, а вот «трансильванская» показалась мне изобилующей излишними длиннотами вроде кружений кринолинов и экскурсов в историю рода, и от этого затянутой. Но возможно все дело в «неправильном» Дракуле. Потому что для меня наиболее интересен был Джонатан, а, наверное, они с Владом должны бы делить внимание зрителя поровну…

В любом случае, "Дракула" – это изящный эксперимент, который стоит увидеть ради действительно стильной сценографии и Михаила Беляковича. Одна его безмолвная сценка во втором действии – это отдельный уморительный шедевр.

NastyaPhoenix отзывы: 381 оценок: 381 рейтинг: 405

Кумир труъ-готов планеты всей Брэм Стокер свыше ста лет назад написал на спор ну совсем, казалось бы, не сценичный роман о здоровой альтернативе Шерлоку Холмсу – профессоре Абрахаме Ван Хельсинге, вдохновившем создателей одноимённого фильма по одноимённой книжке (а я весьма люблю и уважаю и то, и другое). Матёрый режиссёрище Валерий Белякович по этому роману поставил спектакль об отчаянной и трагической любви Влада Цепеша и реинкарнации его первой жены Елизаветы, Вильгельмины Мюррей, рядом с которой история Ромео и Джульетты кажется уже не самой печальной повестью на свете, а одной из бесчисленных бытовых баек о непонятой молодёжи. В этом спектакле нет затянутой витиеватости, благодаря которому прочтение Стокера не настолько аппетитно, насколько могло бы быть, зато есть пьянящий аромат всеобъемлющей древней тайны бессмертия и расплаты за него, есть бьющая через край демоническая сексуальность, благодаря которым история о Дракуле настолько живуча в своих бесчисленных интерпретациях и настолько легко находит себе уголок в сердцах многочисленных недобитых романтиков. Блестяще сыгранный Матошиным, с его брутальной харизмой, граф – не упивающееся своим могуществом чудовище, а страдающий от многовекового одиночества и неутолимой душевной боли человек, чья жестокость к миру равносильна жестокости мира к нему; он чертовски притягателен с первой секунды своего появления на сцене до последней секунды своего присутствия на ней, и безусловное сочувствие зрителя всецело на его стороне. Несомненно приятно было посмотреть и на Леушина в непривычной для меня роли пожилого и ироничного Ван Хельсинга, в которой он был как всегда оригинален и убедителен, и не его вина в том, что пафосным проповедям этого Ван Хельсинга о грехе и спасении невинных душ не хочешь и не можешь верить: пример Влада и Вильгельмины доказывает как аксиому, что душу спасает любовь, а не удар осиновым колом. К Дымонт я некогда привыкала в роли Джульетты, привыкла в роли Геллы, после начала уважать не менее других актёров за роли в Сне в летнюю ночь и Куклах, но сегодня, в роли Вильгельмины, я окончательно влюбилась в её непосредственную, сочетающую детскость и зрелость, какую-то немного декадентскую манеру исполнения. Нельзя не упомянуть и Санникова, потрясающе сыгравшего жутковатые сцены бреда заточённого в психбольницу кающегося упыря Рэнфилда, и уморительные интонации и жестикуляцию Беляковича в роли Харкера, да и все прочие персонажи были воплощены не просто как должно, а зачастую на порядок ярче, чем они кажутся при прочтении книги. Да, человеческий фактор, чей главный инструмент – пластика, является в спектакле главным, но не единственным: как всегда, талант труппы Юго обрамлён достойной рамой: кровавыми потёками или могильным холодом ложатся пятна света; органично вплетается в повествование изысканная музыка Бизе и Верди; эпоху джентльменства воспроизводит строгий официоз костюмов; как никогда удачно – под углом – расположены единственные и неповторимые декорации Юго-западного театра – зеркала, так, что им удалось не только удвоить все кипящие на подмостках страсти, но и осуществить невозможное (я до сих пор ломаю голову над тем, почему отражение человека не совпадало с ним самим, например, когда человек с опущенной рукой отражался с поднятой, или почему одно из двух одинаково расположенных зеркал отражало лежащего человека ногами вперёд, а другое – вперёд головой). Всё это вместе создаёт ту мистическую атмосферу, которая так правдоподобно удаётся только на Юго, и спектакль получился красивым, во всех смыслах этого слова, и живым – насколько этот эпитет вообще применим к истории, герои которой ходят по грани жизни и смерти. А ещё – не страшным (хотя при монологе Ван Хельсинга так живо встают перед глазами сотни кольев, на которые безумный граф насаживал своих врагов сначала во имя Бога, а потом в протест ему, что не изменило сути), зато бесконечно грустным при всей своей энергичной, почти взрывной динамике. Смотреть этот спектакль надо обязательно, поскольку и ничтожной доли его великолепия шаблонными словами, кочующими послушным стадом из рецензии в рецензию, не выразишь – какое-то представление о действительности можно дать, только процитировав слова самого сценического Дракулы:

Никто не мёртв до конца, когда его кто-то любит.

09.06.2009
Комментировать рецензию

ms_sunshine94 отзывы: 97 оценок: 97 рейтинг: 7

«Дракула» - очередной образец фантастически прекрасной постановки от В.Беляковича. Спектакль собирает аншлаги даже летом, ставят еще ряд дополнительных стульев по бокам. К слову, я в этот раз как раз сидела на таком стуле, фактически на сцене, вплотную к артистам:) Чем же он так нравится зрителям? Жанр спектакля описывается как «фантазия театра на тему». Казалось бы, ничего особенно нового про графа Дракулу придумать невозможно: есть знаменитая книга Брэма Стокера, сколько уже было снято фильмов и даже поставлен мюзикл. Однако театру на Юго-Западе удалось привнести оригинальность и в историю кровавого графа.
Рассказчиком выступает сам профессор Ван Хельсинг (Олег Леушин), словно сошедший со страниц романа.

Спектакль удивляет небанальным выбором актеров, играющих главные роли. Сначала он вводит в некоторый ступор, а потом кажется на редкость органичным. Так, юрист Джонатан Харкер (Михаил Белякович) вовсе не похож на молодого Киану Ривза из фильма 1992 г.: он предстает перед нами полноватым, комическим героем. Джонатан трусоват, не прочь прихвастнуть, а ради высоких процентов готов на многое, если не на все. И в Трансильванию он точно отправился в поисках легкой наживы. Но почему бы, собственно, Джонатану не быть таким? :)

Его избранница Мина Мюррей (Карина Дымонт) не похожа на молодую девушку, скорее она молодая женщина, такая спокойная и уверенная в своих привычных чувствах к Джонатану в начале, мятущаяся в середине действия и жесткая, бесстрашная в конце.

Дракула (Георгий Иобадзе) тоже совсем не похож внешне на могущественного графа. «Щуплый студентишка», по выражению Джонатана, однако, поражает своей животной пластикой: он постоянно в движении, лазает по стенам, висит на потолке – это даже не вампир, а настоящий оборотень. Постепенно перед нами раскрывается его истинная история, и начинаешь задумываться – а был ли он таким чудовищем, каким его изображают, или его поступки – всего лишь ответная реакция на окружающую реальность? А история любви Дракулы, которую он пронес сквозь столетия, вряд ли оставит кого-то равнодушным.

Как говорит профессор Ван Хельсинг, пока есть вампиры, будут и столь же неисчислимые полчища их жертв. Однако жертвой вампира может стать не каждый. Такой «идеальной» жертвой становится лучшая подруга Мины, Люси Вестенра (Елена Шестовская). Казалось бы, она красива, молода и богата, в ее жизни все идеально. Но девушка испытывает глубокую неудовлетворенность: ей скучно, не хватает сильных эмоций, своего жениха Артура (Фарид Тагиев) Люси не любит, а по ночам она мучается от приступов лунатизма и кошмаров. Во сне она ищет в пустыне источник, умирая от жажды, и находит свой «источник» наяву – им становится Дракула. Девушка умоляет его подарить ей вечную жизнь и становится вампиром.

Дракуле противостоят профессор Ван Хельсинг с товарищами: это уже упомянутый Артур Холмвуд, желающий отомстить за Люси и спасти ее душу, его глуповатый, но верный друг Квинси Моррис (Денис Нагретдинов) и доктор Джон Сьюард (Евгений Бакалов). На протяжении всего спектакля эта компания старается разгадать тайну вампира. Сначала они исследуют феномен юриста Рэнфилда (Андрей Санников), который вернулся из Трансильвании сумасшедшим, затем устраивают на Люси охоту на кладбище, а в конце пытаются спасти Мину от Дракулы (только нужно ли?). Этот «квартет» привносит в спектакль такой необходимый, гротескный юмор: они тоже такие «бесстрашные убийцы вампиров», как Альфред и профессор Абронзиус в «Бале вампиров»: не всегда удачливые, но упорные. Впрочем, к Ван Хельсингу это не относится, он - профессионал своего дела.

Хотелось бы отметить, как всегда, восхитительную работу художника по свету Вячеслава Климова, а также оформление сцены: из-за множества зеркал пространство кажется бесконечным, а мы с легкостью переносимся из замка графа в бальный зал, а оттуда на кладбище. Звуковое сопровождение, как всегда, стильное и выше всяких похвал.

1. Само пространство зала. Он уютный, и в нем, по сути, нет сцены, - а в случае с «Дракулой» площадка, где выступают актёры, ещё и оформлена зеркалами. Игры света, цвета и дыма дают магический эффект!
2. Необычный формат. Нет ощущения «ужастика». Это, скорей, любовная история с элементами комедии (да, много смешных моментов!) и исторической драмы. По поводу истории – создатели спектакля заостряют внимание зрителя на важных моментах. Так, например, Влад Цепеш долго и упорно защищал христианскую Европу от нападений мусульман, но потом возненавидел и христиан за то, что они не дали похоронить его жену «по-нормальному» (она покончила с собой).
3. Яркая игра актеров. Ну, граф Дракула - это вообще человек-паук какой-то:). Кажется, что обычный человек физически не приспособлен так двигаться по полу, а уж тем более – по стенам и потолку! Гибкость, пластика, энергетика, тёмная притягательность…
Однако Дракулу играют два актёра. Я попала на Георгия Иобадзе. Говорят, Алексей Матошин – совсем другой Дракула. Некоторые любители театра ходят как минимум два раза, чтобы сравнить.
Активный сосредоточенный Ван Хельсинг (Олег Леушин) тоже производит сильное впечатление.
4. Разносторонность, множество смыслов… Гостям самим предстоит искать ответы на многие вопросы.

Что такого притягательного в вампирах?! По сути, это же ночные существа, которые сосут кровь у честных граждан. Б-р-р-р! Как-то страшно, неприятно и опасно. Так откуда же многочисленные фильмы, сериалы, романы и повести? Режиссёр Валерий Белякович, наверное, тоже задумался над этим феноменом, перечитал классику в лице Брэма Стокера и.. погрузился в кровавую сущность вампиризма. И сделал это настолько талантливо, зрелищно и притягательно, что все зрители после “Дракулы” чувствуют себя немного вампирами.

Давайте скорее разбираться, что это за спектакль такой, в котором присутствующие в зале переходят на сторону зла.

Визуальный ряд

Все дело в визуальном ряде. Представьте себе сцену, окружённую зеркалами. Все отражается, преломляется, таинственно появляется и подозрительно выползает. Вампиры, кстати, тоже отражаются в зеркалах. Что это, технически невыполнимая задача или намёк на то, что все мы – одной крови?

В спектакле два цвета – белый и чёрный. И это прекрасно! Избавляемся от стереотипа Дракулы в кроваво-красном плаще. Кстати, граф в исполнении Алексея Матошина действительно ломает все представления об этом мистическом злодее. Молодой парень, видимо, перешедший на темную сторону в слишком юном возрасте, в современной хипстерской одежде. Шутит, иронизирует, хохмит. Совсем никакой серьезности и благородных седин. Так бегать и ползать в 400, а то и 500 лет. Браво!

Иногда читает лекции по истории Трансильвании залетным туристам, но делает это, вот прям как мой Глеб, – без особого энтузиазма. Видно, что в далеком прошлом его больше задело личное, погибшая юная жена, Елизавета, нежели все нападения турецкого султана на Родину.

Девушки – в белых, подвенечных нарядах. Невинные жертвы? Вряд ли. Главные героини Люси Вестенра и Мина Мюррей таковы, что именно они идут по пути познания, оставляя позади недалёких представителей мужского пола. В чёрном.

Сюжет

Его знают все. Те, кто не читал роман Брэма Стокера, то наверняка смотрел фильм Копполы. Агент по недвижимости Джонатан Харкер (Михаил Белякович) расстаётся со своей невестой Миной Мюррей (Карина Дымонт) ради поездки в далёкую Трансильванию, чтобы заключить сделку с потомком древнего рода Дракула.

В замке Джонатана, помимо странного графа и загадочных соблазнительных девушек, ждёт визуальное потрясение. Портрет жены самого известного из Дракул, той самой Елизаветы, как две капли похож на любимую, оставленную в Лондоне. То ли граф уже знал об этом сходстве, то ли неосторожные слова Харкера натолкнули его на мысль уехать из замка в поисках реинкарнации супруги, непонятно. Но суть в том, что он бросает англичанина на попечение девиц (хо-хо) и едет в Лондон.

А там дружный квартет в составе профессора Ван Хельсинга (Олег Леушин), доктора Сьюарда (Евгений Бакалов), Квинси Морриса (Денис Нагретдинов) и Артура Холмвуда (Фарид Тагиев), озабочен лечением сошедшего с ума Ральфа Рэнфилда (Андрей Санников), незадолго до этого посетившего Трансильванию. Одновременно объявлена помолвка Артура с подругой Мины, Люси.

На одном из ее приемов прямо из все той же Трансильвании появляется загадочный гость Влад Цепеш, но мы-то с вами знаем, что это и есть предводитель вампиров, граф Дракула. И… завертелось. На Мину Влад произвел сильное впечатление, все-таки она дейстительно была Елизаветой в прошлой жизни. Вот это поворот! Вот это дуэт! Трагичнее даже, чем Ромео и Джульетта. Ведь Мине для того, чтобы быть с любимым, надо ни много ни мало, а перейти в потусторонний мир.

Но я хочу подробно остановиться на другой героине. Той, кто поразила меня больше всего.

Елена Шестовская в роли Люси Вестенра

В который раз убеждаюсь, что театр на Юго-Западе ориентирован на актеров. Ну это просто безобразие – держать такую классную актрису, к тому же красавицу, в эпизодических ролях!

Елене досталась сложная роль женщины на грани нервного срыва. Как можно играть резкие перепады настроения и истерические припадки так, чтобы быть естественной? Елене это удалось блестяще.

Истерику обычно хочется приглушить, а тут скорее тянет разбираться, что собственно произошло. Почему молодая, красивая, богатая и при женихе девушка чувствует такое желание все поменять столь радикальным образом?! Неужели она в душе вампир, а не законодательница мод? А вот интересно, что сказали ли бы о подобной перспективе Евгений Онегин, Печорин и другие утомленные жизнью. Какой бы они сделали выбор? Любопытно.

Во время сцены обращения мне очень хотелось, чтобы замигали сигнальные огни.

Внимание, Люси, внимание! Он тебя использует! Он вовсе другую любит! Твою подругу, кстати))

Но ничего не замигало и не зажужжало, и даже не вбежал Артур, чтобы спасти невесту, и Люси стала вампиром. Кстати, она неплохо прижилась на Хайгейтском кладбище, – чувствовала себя весьма органично в готической обстановке. Так за что, храбрые охотники за вампирами, славный квартет под предводительством Ван Хельсинга, вы осиновым колом-то в сердце? Ах, да. Она пила кровь младенцев. А кто не пьет?!

Теперь я понимаю, почему Карина Дымонт в роли Мины Мюррей теряется на фоне Люси. Один спектакль не в состоянии выдержать двух дам в пограничном состоянии. Мина прекрасна, когда она спокойна (в сценах с женихом), когда показывает глубокий и цельный характер, когда борется за любовь, наконец. Но когда кричит, это уже немного слишком.

Сдается, джентльмены, это была комедия

Раскрою тайну. Я все спектакли записываю на диктофон, чтобы потом написать рецензию. Так вот, совершенно невозможно переслушивать “Дракулу’, – все время мешает смех зрителей. Да что там скрывать, мой собственный тоже. Спектакль и правда с большим чувством юмора.

Начинается он со сцены прощания Мины и Джонатана, каждый из которых разговаривает со своим зеркалом, а не друг с другом. Уже все понятно про их так называемую любовь, в принципе. Михаил Белякович, вообще, главный ответственный за смех. Его образ сродни мистеру Отису из “Кентервильского приведения”. Он тоже сыпал прописными истинами, и его тоже не брали призраки. Только такие непробиваемые недалекие люди и способны выжить в замке самого Дракулы.

А великолепная пантомима, когда Джонатана застают над бездыханным телом Рэнфилда? Четыре раза Михаилу приходится изображать жестами, что же, собственно, произошло за 10 минут до. Каждый из четырех вошедших имел хороший шанс изобразить по-своему ужас и замешательство от мысли: он что, тоже вампир? Кстати, за 10 минут до тоже была превосходная сцена неожиданной встречи Джонатана и Дракулы. Нет, я точно снова пойду пересматривать “Дракулу”. И не один раз.

А охотники за вампирами? Незадачливый американец мистер Моррис, которого обуревает информационная жажда в самые неподходящие моменты, например, на кладбище. Но я его прекрасно понимаю. Я вот, когда волнуюсь, тоже задаю сотни бессмысленных дурацких вопросов. Великолепный Олег Леушин, драматичный в роли рассказчика и комичный в роли Ван Хельсинга. Хотя, профессор, Вы бы уж могли бы и посерьезней.

А смысл?

В спектакле нет ярко выраженной морали – нам никто не доказал, что быть вампиром так уж отвратительно. Вон они какие симпатичные: бодрый Дракула, красавица Люси, даже Мина тоже того, этого, стала кусаться. Из них всех только Рэнфилд открыто борется с вампиризмом в себе. И ведь побеждает, вот ведь упорный человек.

Зачем тогда смотреть? Ну потому что интересно. И если хотите на три часа 20 минут полностью выпасть из реальности и погрузиться в вымышленный мир. Это я вам гарантирую.

Это один из лучших спектаклей театра на Юго-Западе: отлично срежиссированный, зрелищный и динамичный. А еще он о том, что иногда человеку выпадает второй шанс. А ты не можешь им воспользоваться, потому что уже не человек, и как-то много накопилось грехов за спиной. А жаль. Счастье было так возможно.

А возможно, Валерий Белякович хотел нам показать, что все не так, как кажется. Не стоит обманываться красивой с виду жизнью. И что убивает скука и пустота в душе, а не ночные существа с клыками.

ИРОНИЯ – ЛУЧШЕЕ СРЕДСТВО ОТ ВАМПИРОВ

Театр, построенный под руководством Валерия Беляковича на далеком юго-западе Москвы, никогда не имел недостатка в зрителях. Время, потраченное истовыми театралами на дорогу, вполне компенсируется полученным эстетическим удовольствием и силой пережитых эмоций. Зрители, с первого раза попавшие на крючок авторского театра, заглатывают приманку еще и еще раз, поскольку репертуар – обширен и разнообразен (много чего хочется посмотреть), а труппа - талантлива и самобытна. Среди классических и современных пьес примечательна сценическая фантазия, сочиненная В. Беляковичем по мотивам романа Б. Стокера.

Человечество с детства придумывало себе страшные истории и сразу пугалось по-настоящему. Развлекает ведь только игра понарошку, а вот, когда приходится отыгрываться всерьез, становится действительно страшно, жутко и скучно, в конце концов.


Спектакль «Дракула» не назовешь скучным и затянутым, хотя действие длится целых три часа сорок минут.
Главное достоинство фантазии Валерия Беляковича: он не стремится напугать зрителей, и часто заставляет не содрогнуться, а рассмеяться, что с удовольствием делает благодарная публика, удивленно обнаруживая, что вампиры – те же люди, только со странностями, а граф Дракула, вообще – благородный страдалец, который любит одну-единственную женщину, за это в него можно действительно влюбиться.
В спектакле - множество забавных сцен, одна из которых, объяснение в любви между Джонатаном Харкером (Михаил Белякович) и Вильгельминой (Карина Дымонт). Стоя друг к другу спинами, они повторяют фразы по несколько раз, обращаясь каждый к своему зеркалу, не слушая друг друга, но, пристально пытаясь увидеть что-то в зеркале. «Королевство кривых зеркал» - обманчивый мир, в котором живут люди, а вот вампирам зеркала не нужны, они в них даже не отражаются.


Помолвка, устроенная Джонатаном и Миной, выглядит как бал женихов и невест. Повсюду царят белые и черные цвета, приумноженные зеркалами, подсвеченные радужным отсветом огней. Торжество заканчивается скорым отбытием жениха Джонатана в Трансильванию, где он должен заняться недвижимостью некоего графа Дракулы и получить сказочные проценты.
Граф – молодой человек (А. Матошин), обладающий чрезвычайной выносливостью и гибкостью, сильно выигрывает на фоне корыстного и нескладного жениха, оставившего так не вовремя и надолго свою беззащитную Мину. Дракула хорошо сохранился, несмотря на пережитые века и войны, и по-прежнему ищет свою Елизавету, которая в нынешнем земном воплощении оказывается Вильгельминой.


Михаил Белякович – талантливый комический актер. Его персонаж легко заставляет зрителей смеяться в самых неожиданных местах:
- Мама часто говорила: - «Сынок, не бери от жизни все, зачем тебе так много неприятностей?»
- Говорят, семейная жизнь так закаляет человека, что он не страшится загробной…
Спектакль очень выигрывает за счет иронического взгляда режиссера. Юмор придает легкость, и самые серьезные вещи укладываются в голове лучше и надежней. Текст пьесы буквально-таки изобилует удачными афоризмами: «Медицина открыла так много новых болезней, что совершенно махнула рукой на старые»; «В Лондоне – грязный воздух, но англичан это не напрягает, они стараются дышать, не затягиваясь»; «От воздержания пока еще никто не умирал…, но ведь еще и не родился!».

Как выразительно и нескучно профессор (Олег Леушев) объясняет бестолковому Моррису (Д. Нагретдинов) и любознательному доктору (Е. Бакалов) некоторые особенности поведения вампиров с «научной» точки зрения. Как любопытно примечать детали четко выстроенной сценографии (В. Белякович). Все в спектакле работает в слаженном ансамбле: свет, звук, костюмы. Есть только две сцены, выбивающиеся, на мой взгляд, из этой гармонии.
Целых три раза повторяется операция по переливанию крови укушенной вампиром Люси (Е. Шестовская). Зачем? И с первого раза понятно, что ночью прилетает вампир и выпивает всю перелитую девушке донорскую кровь.
Финал пьесы оказывается чересчур пафосным. Дракулу убивают, «по науке» вонзая в него шесть осиновых кольев. Последний, седьмой кол пронзает сердце Вильгельмины, бросившейся спасать своего возлюбленного, так, что пара умирает одновременно.
Но ирония все же не покидает спектакль:
- Не надо так пристально вглядываться в зеркала, а то рискуешь поверить в то, что видишь…
Ирония и самоирония всегда присущи уму и свободе, именно это притягивает мыслящую публику к дому 125 на проспекте Вернадского.

    Виктор и Марина Василик

    Сходили на спектакль "Дракула"...Казалось бы история графа уже рассказана в фильмах, но смотреть живую постановку всегда интереснее, чем просто на экране. Очень понравились декорации и костюмы- они создавали настроение, атмосферу загадочности, трагизма и странной любви. Спектакль очень понравился,все актеры играли хорошо, но особенно запомнились персонажи- Влад Цепеш и Ренфилд. Замок графа Дракулы - это просто выше всяких похвал! Уже не первый раз посещаем спектакли нашего Драмтеатра, видим, как молодеет труппа, какие необычные постановки появляются в репертуаре. Театр живет и развивается...СПАСИБО

    София Дудкина

    Сегодня мне удалось присутствовать на сдаче спектакля "Дракула" . Постановка самого произведения меня очень тронула и удивила. Я до сих пор под впечатлением. Сама постановка и то, как режиссер сумел правильно распределить роли по нашим замечательным актерам, все характеры, все было подобрано совершенно верно и замечательно. Спасибо большое всем тем, кто принимал участие в спектакле, спасибо, тем кто шил все эти замечательные костюмы и конечно же спасибо режиссеру - постановщику Славе Виттиху Всем кто не смог присутствовать на спектакле, советую сходить. Я думаю, что вам понравится и вы как и я, получите незабываемые впечатление.

    Дарья Шостак

    Снова вернемся к "Дракуле". Надо сказать, что эту премьеру я ждала с особым трепетом, ибо мистика, вампиры, еще и режиссура Виттиха - это то, что гарантирует очень интересную поставку. Было ожидание настоящего сценического праздника. Удалось ли это в полной мере - думаю, будет видно уже в следующем сезоне, когда спектакль отыграется несколько раз, вольется в репертуар, а все недочеты подлатаются. Но то, что вышло сейчас - это, действительно, очень красиво. Во-первых, декорации с элементами готики и тематические костюмы, во-вторых, известный сюжет от Стокера в интересной интерпретации (спектакль, действительно, о великой силе любви), в-третьих, артисты в своих ролях на высоте, в-четвертых, отличное музыкальное оформление. Вообще, особое место уделяется тут женским образам. Нельзя не вспомнить старенький, но актуальный мюзикломанский мем о том, что во всем всегда виновата баба дама в красном, глядя на роскошную роковую Люси (#любовьорлова), не посочувствовать милой неверной Вильгельмине(а Мина ли это?) (#еленаносырева) . Невест Дракулы, из каноничных и изначально задуманных 3, в спектакле получилось 6, зато Джонатан, наверняка, не скучал. Ван Хельсинг (#сергейчернов) , выступающий в роли рассказчика, Влад Цепеш (#владимиркочкуров), показанный коварным страдальцем, некоторые режиссерские находки очень оживляют спектакль (больше не буду спойлерить). Один из самых "сильных" персонажей - это, пожалуй, Рэнфилд (#антонзахаров). Думаю, он наиболее любим режиссером. Те, кто придут на спектакль, поймут, что я имею ввиду. Вообще, постановка заставляет о многом задуматься: кто такие мы с вами? Что останется после нас? Что самое главное в жизни?.. Если в головах зрителей после просмотренного появились эти вопросы, а, тем более, нашлись на них ответы, то можно смело сказать, что премьера состоялась. Удачи нашим "вампирчикам" на сцене! И в жизни.

    Алла Сердобинцева

    [email protected] Elena Istomina ([email protected] )

    Были на премьере "Дракулы". И к сожалению остались разочарованы тем, что увидели. Поскольку мы относимся к молодому поколению, и смотрели фильм "Дракула" 1992 года, то были изрядно удивлены тем, что диалоги были скопированы из него почти полностью. Сама постановка почти идентична фильму, только слегка сокращена. Отдельно хочется сказать о костюмах: у Джонатана (помимо странной прически артиста) на рубашке слишком длинные манжеты, абсолютно не характерные для моды рубежа 19-20 веков; у женщин платья не менялись за весь спектакль, только изредка накидки и рукава, что нехарактерно для их положения, доходит до смешного - Люси умирает "в постели", в том же красном платье, что мешает одеть подобие "ночнушки" не понятно; один ван Хельсинг соответствует эпохе и Ренфилд своему положению. С декорациями хоть и не так грустно, но минимализм иногда удручает. Желание режиссера "уйти от стереотипов" не давало полного представления о том, что происходит на сцене между героями и некоторые сцены теряли свою полноту в постановке. Хотелось бы элементарного реквизита, например при убийстве Люси или Дракулы. К игре артистов тоже есть вопросы. Джонатан вышел настолько жалким, что сопереживать ему было крайне сложно. Старый Дракула играет кого угодно, но не князя тьмы. Влад Цепеш неплох как незнакомец, но когда дело доходит до любви всей его жизни, он ничем их не показывает, где 4 века ожидания? Где радость и трепет? Его манера игры не менялась. Абрахам ван Хельсинг хорош, пока не недоедает пересказыванием истории Дракулы в очередной раз. За спектакль это почему то происходит 2 или 3 раза. Зачем так много? Монологи зачастую слишком длинные, и отводят от действительно интересных мыслей и сравнений. Отдельное спасибо артисту, игравшему Ренфилда - он действительно сыграл отлично. Уже упоминалось, что фильм сильно копирует текст и постановку фильма 1992 года, который считается одной из лучших экранизаций книги Брэма Стокера, поэтому хотелось бы видеть постановку не уступающую этому фильму хотя бы по харизматичности героев и эмоциональности повествования.