Структура и элементы духовной культуры.

Духовная культура - часть общей системы культуры, включающая духовную деятельность и ее продукты. Это своеобразная целостность литературы, искусства, науки, нравственности, религии. Духовная культура характеризует внутреннее богатство человека, степень его развитости, формирует личность - ее мировоззрение, взгляды, установки, ценностные ориентации.

Духовная культура возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется в морали, искусстве, религии, философии, науке. Все эти формы человеческой жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга. В морали фиксируется представление о добре и зле, чести, совести, справедливости. Эти представления, нормы регулируют поведение людей в обществе.

Искусство включает в себя эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, безобразное) и способы их создания и потребления.

Религия обслуживает запросы духа, человек обращает свой взор к Богу. Наука демонстрирует успехи познающего ума человека.

Философия удовлетворяет потребности человеческого духа к единству на рациональной (разумной) основе .

Искусство как часть духовной культуры

В духовной культуре общества особое, важное место занимает искусство - сфера духовно-практической деятельности людей, направленная на художественное постижение и освоение мира; один из способов эстетического освоения мира. Замечательным свойством искусства является его способность объединять людей, вызывать у них одинаковые чувства и мысли. Это позволяет ему играть особую роль в системе межнационального и межчеловеческого понимания, превращает его в универсальный язык международного общения. Оно сближает народы, позволяет им лучше узнать друг друга.

Искусство в обществе выполняет функцию ориентирования человека и его подтягивания на определенный уровень культуры, уровень мышления, понимания, проникновения мыслью, созданием, чувством в духовную жизнь общества и духовный мир, созидаемый обществом, как особую среду обитания, проживания человека. Если мы в самом деле имеем дело с подлинным, адекватно выражающим свою сущность, отвечающим своему понятию искусством, то оно неминуемо и неумолимо будет служить прогрессу, поскольку в его основе лежит постижение человека в его беспрерывном восхождении по линии внутреннего духовного совершенствования, обогащения, приобретения новых возможностей и сил, новых качественных определений. Без обращения к искусству, без взаимодействия с ним невозможно никакое цивилизованное общество. В отношении к самоорганизации общества искусство выступает как механизм, выполняющий функции контроля и самоконтроля за ходом развития общества, как инструмент, проверяющий меру человечности общества и степень его гуманистической целеустремленности. В этом случае искусство выступает как зеркало, в которое общество может смотреться, в котором оно может изучать себя в собственно человеческих измерениях и оценивать степень его соответствия установкам и определениям, идущим от содержания и смысла человеческой жизни .

Искусство есть одна из форм познания жизни. Особенно велика роль искусства в познании духовного мира человека. Оно проникает в глубинные процессы психологии личности, раскрывает сложнейшее взаимодействие мыслей, чувств и воли.

С самого начала своего существования искусство было призвано облагораживать, совершенствовать, гуманизировать общество, человека и природу. В современном обществе оно является важной сферой его культуры, его специфическим языком, на котором она говорит с человеком, утверждая красоту и добро.

Искусство воспитывает и формирует личность человека, его отношение к жизни, позволяет ему лучше осознать свое место в жизни, помогает формировать поведение человека в определенных жизненных ситуациях, учит его доброте, мужеству, справедливости, честности, трудолюбию - словом, всему прекрасному, что свойственно людям. Искусство влияет на человека, ориентирует и совершенствует его нравственно.

Искусство приобретает относительно самостоятельное развитие в структуре общества, однако, сохраняя в качестве своей ведущей функцию обеспечения человека необходимым духовным опытом как внутренним условием самоорганизации и самодвижения общества. Искусство все в большей степени становится невосполнимым никакими другими механизмами средством перевода человека на высшие этажи культуры, на те ее уровни, которые обеспечивают обществу его реальное поступательное развитие на основе компетентности и понимающего чуткого интеллекта его членов. Вот почему ослабление в деятельности художников, деформация функций искусства и отвлечение художественного творчества от его главных целей и задач приводят к значительному понижению культуры в массе населения. Это происходит не в силу того, что люди постепенно опускаются, не имея в качестве доброго ориентира и важного стимула искусства, но потому, что они перестают подниматься, остаются в иных уровнях и слоях культуры, не осознают необходимости и не испытывают потребностей и желания подняться выше. Тем самым возникает тормозящий эффект и в процессах самоорганизации и саморазвития общества, обусловленный недостаточной восприимчивостью сознания, недостаточной маневренностью и гибкостью мышления, недостаточностью кругозора, духовного опыта для обеспечения эффективной системы самоорганизации, ее саморазвития .

Искусство, являясь достаточно самостоятельной и важной сферой культуры общества, активно взаимодействует и с другими формами духовной культуры - религией, моралью, наукой .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МАТИ - Российский государственный технологический университет

им. К. Э. Циолковского»

по культурологии

Искусство как форма культуры

Москва 2013

  • Содержание
    • 1. Введение
    • 4. Формы культуры
    • 6. Заключение

1. Введение

Данная тема реферата стала актуальной для меня в связи с тем, что мне было интересно как можно связать культуру с искусством. Меня интересовал вопрос: «Как они взаимодействуют?» У меня было желание подробнее разобраться в структуре искусства и культуры. Данная тема актуальна на данный момент и интересует определенную группу людей. Эта группа расширяется в связи с доступностью культуры для общества.

2. Знакомство с понятием «культура»

Слово культура в разные времена употребляли под разными понятиями. Впервые это слово встречается в римских текстах и подразумевает возделывание почвы, тогда как в первом веке до нашей эры римский оратор Марк Тулий Цицерон впервые говоря о возделывании говорил о воспитании и образовании молодежи. В эпоху просвещения культура понималась как история духов, духовного развития человека. Культура в эту эпоху была синонимом интеллектуального, нравственного и эстетического понимания человека. На данный момент понятие культуры относится к фундаментальным понятиям в обществознании. В обыденном сознании она относится к оценочным понятиям и относится к чертам личности. Одно из определений культуры:«это исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях», но современной науке дано слишком много определений культуры, чтобы все их охватить.

3. Знакомство с понятием «искусство»

В наиболее общем смысле искусством называют мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие. В 20 веке в понимании эстетического удовольствия наметились три основных подхода: реалистический, объективистский, и релятивистский.

Реалистический подход, когда эстетические качества объекта присущи ему имманентно и не зависят от наблюдателя. Подход, который также считает эстетические свойства объекта имманентными, но в некоторой степени зависимыми от наблюдателя называется объективистским. Подход, в соответствии с которым эстетические свойства объекта зависят только от того, что в нём видит наблюдатель, и разные люди могут усматривать разные эстетические качества одного и того же объекта обычно называют релятивистским. С последней точки зрения объект может быть охарактеризован в зависимости от намерений его творца (или отсутствия каких-либо намерений), для какой бы функции он ни был предназначен. Например, кубок, который в быту может быть использован как контейнер, может считаться произведением искусства, если был создан только для нанесения орнамента, а изображение может оказаться ремесленной поделкой, если его производят на конвейере.

Искусство делится на виды: изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура и прикладное искусство.

4. Формы культуры

Культуру, как правило, подразделяют на несколько форм культуры, такие как: материальная культура, духовная культура, информационная культура и физическая культура.

Материальная культура - превращение природных материалов и энергии в соответствии с человеческими целями, создание искусственной среды обитания. Сюда включается также необходимый и достаточный набор технологий для сохранения и развития этой среды. Материальная культура создает и задает уровень жизни общества, формирует материальные запросы людей и предлагает способы их удовлетворения.

К духовной культуре относят продукты духовной деятельности человека, которые существуют преимущественно в идеальном виде: понятия, представления, верования, чувства и переживания, доступные сознанию и пониманию всех людей. Информационная культура - ее основой являются знания о информационной среде, законы ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках, эффективной жизнедеятельности и в информационном обществе.

Физическая культура - превращение биологического начала в самом человеке; формирование социально необходимых навыков, умений и качеств человеческого тела.

5. Искусство как особая форма культуры

культура эстетический искусство художественный

С творческой деятельностью человека напрямую связан такой феномен культуры как искусство. Искусство - это один из элементов культуры, в котором накапливаются художественно-эстетические ценности, это форма чувственного познания мира, в искусстве проявляются творческие способности человека, искусство есть процесс освоения человеком художественных ценностей.

Любой объект, на который падал луч художественного познания выступал в его свете как вещь очеловеченная, одухотворенная, социально значимая, т.е. как ценность. Именно ценность бытия оказывалась предметом художественного познания и оттого отношение человека к действительности, то, как оно воспринимал, переживал и осмыслял окружающий мир, не было вынесено за пределы этого предмета, а находилось в нем самом как сторона цепко сросшаяся с его объективным содержанием. У человека образное мышление и воплощавшее его художественное творчество формировались в той мере, в какой он обретал способность осознавать свои эмоциональные реакции, выделять в них то, что имеет всеобщую значимость.

Художественное восприятие есть система открытая, имеющая цель вне себя - такой целью оказывается переработка и объективация результатов восприятия, т.е. создание художественного произведения, которое передало бы данную информацию другим людям. Эстетическое сознание не заключает в себе имманентного т.е. внутреннего необходимого, реализационного импульса; оно побуждает человека к деятельности только в тех случаях, когда объект эстетически его не удовлетворяет и он стремится придать ему недостающую красоту или величие -- так возникает эстетическая установка, например, у садовода, разбивающего парк и реорганизующего природную данность. Если же объект вызывает у человека эстетическое восхищение, оно как бы парализует его практические действия, требуя сохранения данного объекта именно таким, каков он есть, - так рождается бережное отношение ко всем явлениям природы и вещам, в которых мы находим подлинную эстетическую ценность и которые только бы пострадали от какой-либо переделки.

Главный объект искусства - духовное содержание социального бытия человека (образ жизни, образ мыслей, мироощущение мировоззрение общества, идеалы, психология - духовная культура данной эпохи). В содержании искусства заключено двойное знание - знание о мире и самопознание художника. Способ познания - конкретно-образный, отличающийся от свойственного науке - абстрактно-логического.

6. Заключение

Таким образом в данном реферате разбираются такие аспекты как: особенности искусства как особой формы культуры, структура искусства и культуры, определения терминов и т.д.

Человек отличается от всех животных тем, что у него есть возможность творить. Он творит благодаря силе мысли, силе своего разума. Человек может мыслить и рождать идеи. Идеи на работе, дома, на учебе, в искусстве и т.п.. Идеи, которые он должен воплощать в жизнь, показывать миру. Благодаря только одной идеи можно стать богатым, известным или просто заслужить внимание людей. Искусство это воплощение идей и образов в предметы, которые могут услышать и увидеть люди.

Воплощение идей в жизнь - это искусство, а культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, поэтому искусство является формой культуры и они взаимосвязаны.

Список использованной литературы

1. Конспект лекций по культурологии преподавателя Балакиной Тамары Ивановны

2. Сайт http://ru.wikipedia.org

3. Wollheim 1980, op. cit. Essay VI. pp. 231-39.

4. Aliev, Alex. (2009). The Intentional-Attributive Definition of Art. Consciousness, Literature and the Arts 10

5. Сайт http://zdos.ru

6. Каган М.С. Философия культуры. М.: ПРИОР, 2004. С. 133.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Определение, сущность и формы эстетического освоения человеком мира. Понятие, виды искусства. Функции искусства. Три способа человеческого познания. Природа искусства. Понятие "искусства" в историческом развитии. Реальные и душевные источники искусства.

    доклад , добавлен 23.11.2008

    Искусство в контексте культуры, игровая природа искусства. Искусство - это мастерская культуры. Результаты художественного творчества являются не только произведениями искусства, но и фактами культуры, так как они концентрируют в себе черты своего времени

    реферат , добавлен 15.01.2004

    Предназначение искусства. Понятие искусства. Художественная социализация личности и формирование эстетического вкуса. Перспектива художественной культуры в переходный период. История взаимодействия художественной культуры и личности.

    контрольная работа , добавлен 04.08.2007

    Понятие, процесс зарождения цивилизации. Применение термина во всех социально-гуманитарных дисциплинах. Искусство как форма культуры его значения. Взаимоотношение различных видов искусства. Развитие культуры в период первой промышленной революции.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2010

    Понятие, значение и основные виды культуры. Роль и место культуры в жизни человека. Развитие культуры в совокупности с религией, наукой и искусством. Сущность художественной культуры. Смысл науки и научной деятельности. Миф как особая форма культуры.

    контрольная работа , добавлен 13.04.2015

    Структура художественной культуры, ее развитие и взаимосвязь с искусством. Искусство как особый род творческой деятельности. Понятие художественного образа. Пространственные и временные искусства. Функции искусства. Особенности художественной культуры.

    реферат , добавлен 03.09.2011

    Основные понятия и определения культуры. Материальная и духовная культура. Морфология (структура) культуры. Функции и типы культуры. Культура и цивилизации. Понятие религии и ее ранние формы. Серебряный век русской культуры.

    шпаргалка , добавлен 21.01.2006

    Сущность, строение, взаимосвязь материальной и духовной культуры. Роль художественной эстетики и ее исключительное положение в системе видов культуры. Основные приоритеты духовной культуры, гармонические взаимоотношения между материальным и духовным.

    реферат , добавлен 23.03.2011

    Культурологическая концепция происхождения человека. Становление культуры и ранние формы ее развития. Материальная и духовная культура первобытного общества. Этапы развития материальной и духовной культуры Египта. Место человека в религии и искусстве.

    шпаргалка , добавлен 04.04.2011

    Культурологический анализ искусства, выяснение его социокультурных смыслов и взаимодействие с другими феноменами культуры. Определение искусства, критерии художественности. Понятие массовой культуры. Способы отражения действительности в искусстве.

Искусство как форма духовной культуры

Искусство - одно из самых удивительных созданий человечества. Это многоярусные буддийские пагоды, скорбный лик Богоматери на русских иконах, совершенство античных статуй и грандиозность средневековой готики, прекрасные образцы мадонн Возрождения, величайшие произведения Пушкина, Шекспира, гениальная музыка Баха, Бетховена, Чайковского, скульптуры Фидия, Родена, Вучетича, спектакли Станиславского, Брехта, фильмы Феллини, Тарковского и богатейший мир других творений.

Что же такое искусство? Существует множество определений этого феномена культуры:

«Искусство в широком смысле – это художественное творчество» .

«Искусство – это специфический род духовного освоения человеком действительности, формирующий и развивающий его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты» .

«Искусство – одна из специализированных сфер культуры, функционально решающая задачу интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах» .

«Искусство – особый способ освоения действительности, специфическая – художественно-образная – сфера человеческой деятельности» .

При всем различии этих определений они едины в том, что основанием искусства является художественное творчество, а специфика искусства, отличающая его от других форм духовной культуры, заключается в художественно-образном отражении жизни. Художественность искусства следует рассматривать как особое свойство, выражающееся в его высоком совершенстве, в эстетическом воздействии. Если наука познает бытие, то искусство творчески воссоздает его, преображая, дополняя, расширяя мир, жизненный опыт, создавая искусственную вторичную реальность.

Формой мышления в искусстве является художественный образ. Это особая, присущая искусству форма отражения действительности характерными для каждого вида искусства художественными средствами. Художественное отражение жизни может совершаться в зрительных образах (ИЗО), в звуковых (музыка), в слове (художественная литература), посредством синтеза всех вышеназванных образов (театр, кино) и т.д.

Образное отражение жизни отличается ассоциативностью, иносказательностью, целостностью, умением отделять существенное, типичное от второстепенного. Художественный образ не просто копирует, «списывает натуру». Он проявляется в виде творческого отношения к действительности, сделанного с субъективных авторских позиций. В искусстве все личностно. Это образ мира и человека, переработанный в сознании художника. Неслучайно, искусство называют субъективным образом объективного мира. Именно это слияние объективного и субъективного объясняет наличие в искусстве «вечных тем»: тем любви, дружбы, материнства и т.д.(сравните любовную лирику А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Блока, Ф.И. Тютчева, А.А. Ахматовой).

В художественном произведении автор всегда имеет право на свое «я». И чем крупнее личность, тем талантливее произведение. Мы можем соглашаться или не соглашаться с точкой зрения автора, но мы должны ее уважать (это особенно актуально для России, где всегда со сменой власти идет «перестройка» учебных программ).

В современном искусстве делается упор на отход от объективного изображения жизни, искусство рассматривается прежде всего как «способ самовыражения и самосознания художника» . Но как бы далеко не уносилось от реального мира воображение художника, оно бессильно порвать нити, связывающие его с миром, оно не способно творить «само по себе», не пользуясь тем материалом впечатлений, наблюдений, которые дают художнику опыт, непосредственное восприятие окружающего мира.

Вместе с тем, даже в тех случаях, когда искусство обращается к изображению предметов реального мира, оно оказывается предельно условным. Художественное освоение действительности не претендует на то, чтобы быть самой действительностью. Как бы ни был правдив художественный образ, он всегда придуман, иллюзорен. И это следующая особенность художественного образа. Характер и мера условности в зависимости от вида искусства, того или иного стиля могут быть различными (например, кино или балет; реалистическое или символическое произведение и т.д.)

Важнейшей особенностью художественного образа является также слитность интеллектуального и эмоционального, «единство мысли и чувства»,взгляда и настроения, убеждения и ощущения, понимания и симпатии или антипатии. Не случайно, искусство называют школой чувств. Эмоциональную выразительность искусства нельзя трактовать односторонне: сводить содержание искусства только к выражению чувств, эмоций, а деятельность мысли - отдавать науке. Искусство выражает и чувства, и мысли художника. Нельзя не согласиться с М.С. Каганом, который отмечает, что «эмоциональные реакции свойственны и животным, однако, пение птиц не становится музыкой, а прыжки обезьяны – танцем, потому что у животных нет сознания, мышления…»

Все вышесказанное представляется особенно актуальным в свете наводнившей наш экран низкопробной продукции массовой культуры (триллеры, мыльные оперы, песни - однодневки и т.д.), апеллирующей прежде всего к эмоциям и не дающей пищи мысли, разуму. Соотношение эмоционального и рационального может быть различным в творчестве разных художников, в разных видах искусства, в разных художественных направлениях (музыка и литература; рационализм классицизма и эмоциональность сентиментализма и т.д.) Однако, художественность, поэтичность сохраняются лишь до тех пор, пока интеллектуальная сторона содержания не вытеснит эмоциональную, или же наоборот.

Особенности содержания в искусстве определяют характер художественной формы, которая в искусстве играет важнейшую роль. Однако, повышенное внимание к художественной форме в отрыве от содержания является также крайностью, ибо ведет к поверхностному, чисто «технологическому» пониманию произведения искусства.

Причины художественного освоения мира не остаются неизменными. Изменение картины мира в XX веке вызвало к жизни и новое художественное видение. Модернизм порывает с традициями предшествующего искусства, с традициями художественно-образного отражения жизни: происходит расставание с предметностью, с реальным миром. Начинается период художественных экспериментов, поисков, идет опора на внутренние ресурсы искусства. Доминантой нового искусства является нечто расплывчатое, неуловимое, усиливается доля иррационального, парадоксальности, ироничности.



Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. В ходе развития искусства система видов искусства постоянно изменялась. Существование различных видов искусства вызвано тем, что ни один из них своими собственными средствами не может дать всеобъемлющую картину мира. Такую картину создать может только вся художественная культура в целом.

Искусство - явление социальное и выполняет в обществе множество функций. В научной литературе нет единого мнения в определении количества функций искусства и их иерархии.

Искусство невозможно свести к какой-либо одной функции. Оно полифункционально и выполняет познавательную, воспитывающую, ценностно-ориентационную, коммуникативную, эстетическую, прогностическую (предвидения), гедонистическую и др. функции.

Как правило, в художественном произведении они наличествуют почти все, хотя в историческом развитии искусства структурные изменения в системе функций прослеживаются.

Соотношение функций может изменяться в зависимости от политических, идейно-эстетических позиций, творческого метода. Так, в буржуазно-индивидуалистической культуре на первый план выдвигается гедонистическая и компенсаторная функции (искусство как радость, удовольствие, наслаждение, как отдых для «усталых нервов»), в советской культуре – воспитывающая и идеологическая функции. Критический реализм 19 века исходил из активного воздействия искусства на человека и жизнь (искусство – «учебник жизни»), поэтому превалировали познавательная и воспитывающая функции, модернизм ХХ века отрицает способность искусства «учить и поучать», не выходит за пределы формотворчества, а поэтому на первый план выдвигает эстетически-гедонистическую функцию.

Превалирование какой-либо одной функции за счет другой влияет на качество произведения, делая его или дидактически поучающим или поверхностно-развлекательным, а также приводит к неравномерному развитию разных областей искусства. Только в полноте, равномерности, разносторонности реализации всех функций – залог успешного развития искусства и выполнения его великой роли в жизни общества.

Литература

1. Каган М.С. Эстетика как философская наука [Текст] / М.С. Каган. – СПб.: ТООТК «Петрополис», 1997. –544 с.

2. Кравченко А.И. Культурология [Текст]: учебное пособие для вузов /А.И. Кравченко. – М: Академичкский Проект, 2004.- 512 с.

3. Культурология [Текст]: учебник для студ. техн. вузов. / ред. Н.Г. Багдасарьян.- М.: Высшая школа, 2007. – 528 с.

4. Мировая художественная культура [Текст]: учебное пособие / ред. Б.А. Эренгросс.-М.: Высшая школа, 2001-767с.

5. Флиер А.Я. Культурология для культурологов [Текст] / А.Я. Флиер. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.-492с.

Общие замечания

Многогранность духовной культуры неоспорима.

В составе духовной культуры выделяют субстратную и видовую структуры.

Субстратная структура духовной культуры

Элементами субстратной структуры выступают ценности, нормы и языки культуры. Одним из основных элементов считаются ценности. Т. Парсонс определял ценность как понятие о желательном, которое влияет на выбор модели поведения. Действительно, в обыденном сознании ценность – это оценивание с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости, истинного и ложного знания, красоты и безобразия результатов творений человека. Так вырабатывается в обществе система ценностей, которая делает социум, во-первых, упорядоченным и, во-вторых, предсказуемым. А главное, система ценностей уже накопившаяся в обществе выполняет регулятивную функцию, т.е. она регулирует деятельность человека. Ценность, по мысли П. Сорокина, является фундаментом любой культуры. Если культурный предмет не имеет ценности, то это просто физический объект.

Ценности делятся на:

  1. предметные, которые имеют своего носителя, например, природные богатства, художественные произведения, предметы религиозного поклонения;
  2. сознания, куда относятся, например, общественные установки, представления о смысле жизни, справедливости.

Ценности воплощаются в культурных артефактах. Это и мифология, и письменность, и религия, и произведения искусства и т.д. В традиционных культурах часто вне какой-то из них артефакт переставал им быть – камень, птица, дерево, «назначенные» каким-либо архаичным сообществом в качестве тотема.

Но есть и универсальные, т.е. общечеловеческие культурные ценности, которые можно найти во всех культурах и, соответственно, которые разделяются всеми членами социума, вне зависимости от национальности, вероисповедания, положения в обществе. Такие ценности – это результат осмысления человеком опыта развития общества. Они общезначимы и на этом условии объединяют общество. Отметим, что духовные ценности более универсальны, чем материальные. К фундаментальным духовным ценностям относятся любовь, вера, знание, наука, семья, брак, почитание предков и подобные. И нет культур, где были бы ценностны насилие, убийство, воровство и под.

Замечание 1

Изменение общественно-политических условий жизни влечет за собой изменение и системы ценностей, но есть незыблемые, которые не меняются на протяжении многих и многих веков.

Нормы – это следующий элемент субстратной культуры.

Определение 2

Под нормами понимают правила, которые регулируют взаимодействие и поведение людей.

Культурные нормы – это своеобразные эталонные образцы поведения, которые выработаны социумом для облегчения общения. К типам культурных норм относятся привычки, манеры, обычаи, нравы, обряды, церемонии, ритуалы, табу. Законы рассматривают как разновидность норм. Все перечисленные типы норм образуют нормативную систему культуры.

И третий структурный компонент – это языки культуры.

С помощью этих языков сохраняется и передается из поколения в поколение ценности духовной культуры, а также происходит культурное общение.

Языки культуры имеют сложную систему из многих уровней. Единицей системы является знак. Он выступает объективным заменителем события, явления, и его используют для хранения и переработки культурной информации.

Особым знаком выступает символ, который выражает в предметной форме смысл какого-либо явления, например, голубь – символ мира.

Среди языков выделяют естественные языки (они исторически первичны) и искусственные языки, созданные человеком (языки науки, например), вторичные языки, представляющие собой такие коммуникационные структуры, как:

  • религия,
  • искусство.

Тема: «Искусство – как часть духовной культуры»

Цель: содействовать формированию у детей понятия «искусства» – как части духовной культуры.

Задачи:

Предметные:

    сформировать понятие искусство,

    определить значение искусства,

    дать представление о видах искусства.

Метапредметные: создавать условия для развития у учащихся

    вести дискуссию;

    интереса к новому учебному материалу, умения принимать и сохранять учебную задачу;

    умения строить рассуждения, анализировать, обобщать;

    умения работать с информацией;

    умения работать с разными видами текстов – учебным, художественным, словарной статьей

Личностные

    формировать ответственное отношение к учебе

    прививать любовь к животным.

Учитель : Давайте вспомним, что мы знаем о культуре. Что такое культура?

Дети: Культура – это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции.

Какой бывает культура?

Дети: Культура бывает духовной и материальной.

Что относится к духовной культуре?

Все что вы назвали можно назвать, одним словом.

Мотивация познавательной деятельности

Учитель : Соберите слово из букв.

Дети: Получилось слово – искусство.

Учитель : Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока.

Дети : высказывают свои предположения

Учитель : Тема сегодняшнего урока «Искусство – как часть духовной культуры»

О том, что искусство возникло 30 тыс.лет назад стало известно не так давно, после посещения археологами пещеры Альтамира. А произошло это так:

Сто лет назад археолог Саутуола в поисках, орудий древних людей обследовал находящуюся в Испании подземную пещеру Альтамира. Вместе с ним была его маленькая дочь Мария. Девочка прошла в глубь низкой пещеры и внезапно закричала: «Быки, быки, нарисованные быки!» И в самом деле, почти весь потолок пещеры был покрыт красочными изображениями диких быков - бизонов. Звери будто застыли на бегу в странных и причудливых позах.

Археолог, открывший пещерную живопись, предположил, что она создана первобытными охотниками много тысяч лет назад. Однако никто из тогдашних ученых не верил в то, что изображения бизонов созданы первобытными людьми. Предположите, почему.

Какие возражения возникли у ученых?

(«ученые считали, что люди еще не умели так красиво рисовать»)

«Ученым казалось, что «дикари», не знавшие земледелия и скотоводства, не умевшие читать и писать, делать глиняную посуду и выплавлять металлы, не были способны воссоздать с таким мастерством мощную фигуру животного, крутизну его хребта, все выпуклости массивного тела».

Так и зародилось искусство у первобытных людей.

К какому виду искусства относятся наскальные рисунки первобытных людей? (живопись)

Какие еще виды искусства вы знаете?

Архитектура, изо (скульптура, живопись, графика), музыка, литература, хореография, театр, кино, декоративно- прикладное искусство.

Говорят, что искусство – это диалог. Как вы думаете, между кем проходит диалог?

Многие скульптуры изображают не только великих людей, но и... животных.

Сегодня мы рассмотрим образ собаки в разных видах искусства.

Иван Петрович Павлов первым в России выступил с идеей поставить памятник собаке - как верному соратнику и помощнику учёных. Российские чиновники восприняли идею в штыки. Когда Иван Петрович ходил по инстанциям с прошением по поводу устройства памятника, про это узнали западные учёные. И сказали, что дадут денег для того, чтобы поставить такой памятник во Франции или Германии. Павлов отказался. Он считал, что такой памятник должен стоять только в России и только в Петербурге. В итоге хлопот академика Павлова Петербург стал первым в мире городом, где был установлен памятник безымянной собаке.

Памятники ставятся не только знаменитостям, пусть и среди животных. Например, на Малой Садовой улице стоит памятник никому не известной бродячей собаке Гаврюшке. Он напоминает нам о том, что животные наши друзья, и их нельзя оставлять в беде.

Многие художники изображают собак в качестве главных героев в своих произведениях, и отводят им особую роль – роль миротворца, психолога.

Например, картина Ф. П. Решетникова “Опять двойка”, где мы видим, как из школы домой вернулся нерадивый ученик с “двойкой”. Мама очень расстроена; сестра, похоже, отличница, смотрит презрительно; младший брат ехидно улыбается. Видно, что вся семья, не взирая на его раскаяние, отвернулась от двоечника, лишив его семейной опоры и поддержки, что так необходимо ребенку в период становления личности. Психолог бы посоветовал маме в этой ситуации не отворачиваться от сына и не осуждать, а, наоборот, приласкать, подбодрить, что в следующий раз обязательно все получится, главное, верить в себя и в свои силы. Именно так поступает в картине собака, лаская мальчика, она, как профессиональный психотерапевт, пытается наладить испорченные отношения в семье.

Вот другая картина Ривьера “Сочувствие”. Маленькая девчушка демонстративно обиделась на “весь белый свет”, усевшись одиноко на лестнице. Похоже, что взрослые слишком заняты и не замечают этого протеста. Зато маленькая собачка осталась неравнодушной к детской обиде и с провинившимся видом кладет ей на плечо свою мордочку. Песик всем своим видом просит обратить на нее внимание и простить за все грехи мира, призывает к сочувствию и милосердию. И кажется, что девичье сердце вот вот растает, и снова будет звучать радостный детский смех.

Давайте вспомним художественные произведения о преданности собак (Белый Бим черное ухо)-эта книга рассказывает о полной приключений трагической судьбе охотничьей собаки по кличке Бим, о его хозяине, о друзьях и недругах Бима среди людей.

Человек должен помнить, что в отношениях с животными у него много прав и еще больше обязанностей. Особенно перед теми, кого он приручил и ввел в свой дом, сделал "домашними. История хранит немало примеров искренней доброты и благодарности человека по отношению к братьям нашим меньшим. Эти примеры говорят о душевном облике самого человека.

"Если зверь не боится вас, то уже это говорит о благородстве ваших чувств",- утверждал известный русский писатель М.М.Пришвин.

А о благотворном влиянии искусства на здоровье заметили еще в древности. Известную пословицу «В здоровом теле – здоровый дух» можно перефразировать иначе: «Здоровый дух делает и тело здоровым». Все взаимосвязано! Чтобы иметь физическое и психическое здоровье, нужно жить в позитиве. Не так уж сложно – окружить себя гармонией и красотой, тем более, что человек инстинктивно стремится к красоте.

Закрепление знаний

Учитель : Давайте познакомимся с притчей Василия Александровича Сухомлинского «Красота»

Учитель : Как ты думаешь, чем отличались эти два путника?

Дети : (высказывают свое мнение)

Учитель : Искусство очень субъективно – отражает взгляд только одного человека. Каждый зритель и слушатель становится соавтором, так как воспринимает, сопереживает, формирует свое отношение.

Подведение итогов

Учитель: Перед вами 3 высказывания об искусстве. Прочитайте их. Каким высказыванием вы бы завершили сегодняшний урок и почему?

«Задача искусства – волновать сердца» Гельвеций

«Каждое произведение искусства, ваяния или живописи должно выражать какое-нибудь правило жизни, должно поучать, иначе оно будет немо» Дени Дидро

«Искусства смягчают нравы» Овидий

Дети : (высказывают свое мнение)

Рефлексия

Учитель:

Душа человека ассоциируется с бабочкой. Раскрасьте бабочку, передайте свое настроение, свои чувства.

Дети раскрашивают бабочку под музыку Моцарта.

Домашнее задание.

Есть ли такое произведение искусства: книга, картина, музыкальное сочинение, спектакль, фильм, - которое заставило тебя думать о том, что раньше казалось неважным, малозначительным? Подготовь об этом рассказ.