Сытин иван дмитриевич - биография. Сытин иван дмитриевич - биография Типо литография сытина на пятницкой

(1851-1934) русский предприниматель и книгоиздатель

Всероссийскую известность Иван Дмитриевич Сытин приобрел не сразу. Только благодаря каждодневному труду он стал тем, кем и остался в истории культуры XX века, - одним из самых интересных и преуспевающих русских издателей, чье имя стало своеобразным символом. Правда, позже читатели как-то перестали осознавать авторство многих его изобретений. Теперь мало кто знает, что именно Сытину принадлежит, например, идея издания дешевых книг, а также знаменитых отрывных календарей. Он сумел развернуть свое предприятие в стране, большая часть населения которой была неграмотной, но приобщалась к знаниям благодаря его усилиям.

Иван Сытин родился в селе Гнездниково Солигаличского уезда Костромской губернии, где его отец работал волостным писарем. Когда Ивану исполнилось пять лет, семья перебралась в Солигалич, где к этому времени обосновались два его дяди.

После окончания начальной школы в Солигаличе дядя взял Ивана мальчиком-разносчиком на нижегородскую ярмарку. Там Иван перешел к известному в городе купцу-меховщику. Он так хорошо помогал хозяину, что после окончания ярмарки тот увез толкового мальчика к себе в Коломну.

Несколько недель спустя он рекомендовал Ивана московскому купцу П. Шарапову, у которого в Москве было две торговли - книжная и меховая. В меховом магазине места не оказалось, и с осени 1866 года Иван начал работать мальчиком в книжно-картинной лавке Шарапова в Москве. Вначале он помогал упаковывать товар, но вскоре стал заменять продавцов.

У Шарапова Иван Сытин проработал десять лет и за это время прошел весь путь от мальчика-разносчика до главного приказчика в магазине. Постепенно Шарапов поручил ему вести всю торговлю лубками. Он снабжал печатной продукцией разъездных торговцев - офеней. Чтобы лучше изучить рынок, Сытин не только продавал лубки, но и несколько лет ездил вместе с торговцами по России и Малороссии.

На нижегородской ярмарке, куда он также ежегодно ездил по поручению Шарапова, он придумал обучить нескольких разносных торговцев книгами и лубками, как лучше торговать этой продукцией. Через пять лет вокруг Ивана Сытина объединялось уже около ста торговцев. Эта своеобразная артель также давала неплохую прибыль.

После свадьбы - Иван Дмитриевич Сытин по совету Шарапова женился на дочери его знакомого кондитера - он решил завести собственное дело. На приданое жены и взятый кредит купил печатную машину и открыл свою литографию для издания лубочных картинок. Благодаря хорошему качеству исполнения и низким ценам его товар пользовался спросом и приносил хорошую прибыль. Уже через год Сытин не только рассчитался с долгами, но и совсем отделился от Шарапова и открыл собственную лавку у Ильинских ворот. А еще через несколько месяцев он учредил книгоиздательство под названием «Сытин и Ко».

Основным направлением деятельности типографии стал выпуск дешевой и общедоступной продукции. Это были прежде всего лубки, а также различные дешевые издания. С 1884 года Иван Сытин начал сотрудничать с В. Чертковым, секретарем Льва Толстого , и вскоре в его типографии стали печататься все издания учрежденного с участием Л. Толстого издательства « Посредник ».

Но главной продукцией Сытина все же были лубки. Этот жанр книжной продукции был хорошо знаком покупателю. В русских избах можно было часто встретить нарядные картинки с незатейливым сюжетом и лаконичной подписью под ними.

Иван Дмитриевич Сытин отличался не только особой хваткой и предприимчивостью, но и тягой ко всему новому. Вначале он привлек к работе над лубками известных художников - Виктора Васнецова и К. Микешина. Но главное - впервые использовал для печати самую современную технику - многоцветную литографскую машину. Вначале Сытин покупал машины за границей, но на выставке 1882 года уже показал первую модель, изготовленную для него в России. Кроме лубков, издатель выпускал красочно оформленные календари. Он же впервые ввел в употребление отрывные календари и начал делать ежегодные настольные книги для чтения.

Кроме того, Иван Сытин впервые начал изучать рынок и печатать те картины, которые пользовались спросом. Вскоре он понял, что в городе популярны одни сюжеты, а в деревнях - совсем другие. Так постепенно он и стал издавать лубки, ориентированные на конкретного покупателя. Благодаря собственной типографии и большим тиражам он мог держать низкие оптовые цены, и это определяло высокий спрос на его издания.

Кроме картин, Сытин реформировал и книжный рынок: вместо лубочных изданий сказок и повестей о Бове-королевиче и Еруслане Лазаревиче он начал печатать дешевые книжки с произведениями Пушкина, Гоголя, Лермонтова. Они имели яркие обложки, иллюстрировались популярными художниками. С 1901 года при его издательстве работала специальная рисовальная школа под руководством художника Н. А. Касаткина.

Особой страстью Ивана Сытина была детская литература. Он насытил рынок дешевыми изданиями учебников для начальной школы, сказками, познавательными книгами и переводами. Но наибольшую известность ему принесла «Детская энциклопедия» в 10 томах - первое издание такого рода, выпущенное в России.

Значительное место в деятельности Сытина занимали серийные издания и многотомники. Это были энциклопедии - «Народная», «Детская» «Военная», а также знаменитая серия «Отечественная война 1812 года и русское общество». Все эти издания отличались прекрасной полиграфией и высоким научным качеством.

С 1897 по 1917 год Иван Дмитриевич Сытин издавал и газету «Русское слово». Начал он это дело по совету Антона Павловича Чехова . Постепенно увеличиваясь, тираж газеты дошел до 740 тысяч экземпляров. Кроме газеты, издатель начал печатать и массовые журналы - «Вокруг света», «Искры». В 1916 году он приобрел большинство паев в издательстве А. Ф. Маркса и стал ведущим производителем массовой книжной продукции в России. Ему принадлежали две крупнейшие типографии - газетная и книжная (теперь это Первая образцовая типография). Они были оснащены самой передовой полиграфической техникой. Кроме того, Сытин открыл 16 книжных магазинов в разных городах России. Одним из первых российских издателей он вышел на мировой рынок.

В 1917 году Иван Сытин передал свою газету и типографию государству, а в мае 1919 были национализированы и все остальные его предприятия. Более пяти лет Сытин проработал директором своей бывшей типографии. По поручению Анатолия Луначарского он ездил за границу для ведения переговоров о поставках бумаги и устройстве книжных выставок. Но работать с новыми властями становилось все труднее и труднее, а в 1924 году издательство Сытина было вообще закрыто. Сил у него оставалось все меньше и меньше, и с 1928 года Иван Дмитриевич стал пенсионером. Остаток жизни он прожил в Москве.

Иван Дмитриевич Сытин никогда не стеснялся того, что не получил никакого систематического образования. Он учился всю жизнь, хотя иногда и попадал в неудобные положения. Однажды к нему пришел молодой человек и предложил купить рассказ. Сытину текст понравился, и он купил его за пять рублей. Только потом в типографии выяснилось, что ему предложили... рассказ Николая Васильевича Гоголя . А молодым человеком оказался начинавший в то время писатель В. М. Дорошевич, с которым впоследствии у него были прекрасные отношения. О своей жизни и встречах Иван Сытин рассказал в мемуарах «Жизнь для книги»

Сытин Иван Дмитриевич. Крупнейший отечественный издатель - изготовитель российских "манускриптов".


Сытин Иван Дмитриевич родился 24 января (5 февраля) 1851 г. в с. Гнездниково Солигаличского уезда Костромской губернии.
Отец - Сытин Дмитрий Герасимович, волостной писарь. Мать - Ольга Александровна Сытина.

Сытин окончил три класса сельской школы. С 12 лет начал работать: продавец с лотка меховыми изделиями на Нижегородской ярмарке, ученик маляра и др.
13 сентября 1866 Сытин приехал в Москву и был определен "мальчиком" в книжную лавку известного московского купца-меховщика П.Н. Шарапова (в меховой торговле вакантных мест не нашлось). Он покорил хозяина редким трудолюбием и сообразительностью.

Сытин И.Д. (в 1879 году) фото
Удивительную жизнь прожил этот человек, о котором рассказывают, что был он безграмотен (во что верится с трудом - сын писаря как ни как), говорят, что ни одной книги не прочел.... а считается, тем не менее, человеком, внесшим в нашу культуру, в книжное дело, огромный вклад...


Начал с литографии на Пятницкой, где издавал лубочные картинки, а дошел до издания собраний сочинений классиков, таких как Пушкин, Гоголь, Лев Толстой.



Типография на Пятницкой, 71.

А в 1980-е гг. он превратился в крупнейшего издателя, выпускавшего дешевые и хорошо изданные учебники, детские книги, сочинения классиков, православную литературу, журнал "Вокруг света", который стал излюбленным чтением юношества, журнал в качестве приложений имел книги классиков мировой литературы М. Рида, Ж. Верна, А. Дюма, В. Гюго, А. Конан-Дойла и др.), газеты "Русское Слово" (с 1895 г., к 1917 г. ее тираж достиг 1 млн. экз. - фантастической цифры для того времени), иллюстрированное приложение к "Русскому слову" журнал Искры". С 1895 года он стал издавать "Библиотеку самообразования". Всего в ней было выпущено 47 книг по истории, философии, экономическим наукам, естествознанию.В 1912-13 гг. Сытин выпускает прекрасные юбилейные издания " "Отечественная война 1812 года и русское общество. " и " "Три века" (к 300-летию Дома Романовых).




Интересно, что Сытин издавал не только приключенческий журнал "Вокруг света", но и "На суше и на море", "Мировая война в рассказах и иллюстрациях", "Вестник спорта и туризма", и даже "Модный журнал", журнал "Искры".


Сытин издал целый ряд популярных энциклопедий: "Военную энциклопедию" - 18 томов, "Народную энциклопедию научных и прикладных знаний" - 21 том, "Детскую энциклопедию" - 10 томов.


Для детей Иван Дмитриевич издавал не только учебники (сотни наименований), но и хорошо проиллюстрированные книги со сказками Пушкина, Жуковского, братьев Гримм, Ш. Перро и др., а так же детские журналы "Пчелка", "Мирок", "Друг детей" - интересно, а сейчас издаются такие журналы? У меня в детстве были "Веселые картинки", "Мурзилка" и "Пионер".

Народная школа и учительство составляли предмет его особого внимания, в 1911 году он выстроил на Малой Ордынке, 31 "Учительский дом" с педагогическим музеем, кабинетами, библиотекой, большим зрительным залом.


Учительский дом, Малая Ордынка, 11. Торжественно открыт12 января 1912 года.

Заботился он и об образовании сотрудников типографий, которые были оборудованы по последнему слову техники. Интересно, что при типографии на Пятницкой в 1903 г. была основана школа технического рисования и литографического дела. Особо талантливых работников-подростков посылали потом на учебу в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.



Типография на Пятницкой улице.



Здание на Моросейке 7

В 1917 большевиками все типографии И.Д.Сытина были национализированы, газеты закрыты, а свою усадьбу в Берсеневке Сытин передал для открытия в ней детского дома.





Воспитанники и сотрудники Берсеневского детского дома

В апреле 1918 г. Иван Дмитриевич Сытин был заключен в тюрьму.
Позже его выпустили и назначили консультантом Госиздата, новая власть использовала его мировой авторитет для приобретения оборудования, материалов и новых технологий. Большевики продолжали печатать книги под маркой издательства Сытина (прежде всего, брошюры с коммунистической пропагандой).
Но в 1927 г., Сытин был отправлен на персональную советскую пенсию (250 руб.). Повезло, не на Соловки и Секирку и не на рытье каналов - видимо, происхождение было учтено... А возможно и тот факт, что в России четверть полиграфической продукции приходилась на типографии Сытина. А еще, возможно, и то, что многие издания были дешевы и доступны малоимущим. У меня в книжном шкафу есть такие издания, сброшюрованные и переплетенные, они служат мне и сейчас - и это не только книги Толстого, доставшиеся от бабушки, но и ИСТОРИЯ ИСКУССТВ - без цветных иллюстраций, но информативная - и это была моя первая книга на эту тему... Умер в 23 ноября 1934 г. в Москве. На доме, где расположена последняя квартира Сытина (ул. Тверская, 18), установлена мемориальная доска, открыт Музей - квартира И.Д. Сытина (Тверская ул., д. 12, кв. 274).

Памятника нет, но снят документальный фильм о нем, называется " "Жизнь для книги.И. Д. Сытин".
Фильма я не нашла, а вот книга с таким названием и содержащая воспоминания Сытина и о Сытине была издана.

Из предисловия, от составителя А.З.Окороковой:
"Рукопись этой книги имеет свою историю. В 1922 году автор представил ее в Госиздат с просьбой - "просмотреть". Она была прочитана многими руководящими работниками советского издательства того времени. Скромнейший и добрейший из виденных мною политических редакторов - Д. А. Фурманов, между прочим, сказал: ("Как это все интересно, хоть роман пиши…" Но печатание книги все-таки было отложено до более удобных времен.
В последующее время в советском издательском мире не раз вспоминали о поучительном труде известного книгоиздателя дореволюционной России, но рукописи не могли обнаружить, она затерялась в несовершенных тогда архивах. И только вот теперь сын покойного автора обнаружил один из экземпляров рукописи среди бумаг отца и предложил ее вниманию издательства."

Цитата из книги:
"Я всю жизнь прожил, как праздник. Каждый день моей жизни был настоящим торжеством, великолепным духовным праздником. Это потому, что наша интеллигенция, наши писатели, наши художники, с которыми я работал, всегда готовы идти навстречу народу. Надо быть глухим и немым, чтобы не видеть глубокого значения того, что они сделали в этом направлении."
Книга полностью здесь http://profilib.com/chtenie...
Были изданы и другие книги о нем.

К пятидесятилетнему юбилею его издательской деятельности в царской России была издана книга

Настоящим памятником Ивану Дмитриевичу Сытину, как мне кажется, служит дом, в котором располагалось представительство издательства, редакция его газет, в том числе и "Русское слово" и рабочий кабинет Ивана Дмитриевича.




Тверская улица, дом № 18Б - издательство И.Д.Сытина «Русское слово», построен в стиле модерн в 1904-1906 годах, архитектор А.Э.Эрихсон, инженер В.Г.Шухов, фасады здания оформлены по рисункам художника И.Я.Билибина. С 1904 по 1928 годы в доме жил книгоиздатель и просветитель И.Д.Сытин, у которого бывали М. Горький, А. Куприн, В. Немирович-Данченко и другие деятели культуры и искусства. В первые годы советской власти в здании размещалась редакция и типография газеты «Правда», секретарём которой работала М.И.Ульянова. Позднее в здании находилась редакция газеты «Труд». В 1979 году для строительства нового корпуса "Известий" здание было передвинуто на 33 метра в сторону Садового кольца. Под здание подвели металлические балки, подняли дом на мощных домкратах и переместили на рельсы. Перемещение заняло три дня. Я помню это, видела, и не только по телевизору.

Почти в самом конце Пятницкой улицы располагается огромное здание Сытинской типографии. Самый известный из дореволюционных российских издателей, Иван Дмитриевич Сытин родился в 1851 году в Костромской губернии. В 15 лет Иван Сытин приехал в Москву и устроился на работу в книжную лавку. Через десять лет, накопив денег, он покупает свою первую литографскую машину и открывает небольшую литографию на Варгунихиной горе. Сначала печатает лубочные картинки, очень популярные в народе. А во время русско-турецкой войны переходит на выпуск карт боевых действий. Постепенно он начинает расширять ассортимент, главным образом за счёт народных дешёвых книг. На Всероссийской промышленной выставке в 1882 году он получает бронзовую медаль за книгопечатную продукцию. В 1887 году Иван Дмитриевич приобретает обширное владение (№№ 71-73) на Пятницкой улице, и в 1903 году архитектор А. Э. Эрихсон при участии инженера В. Г. Шухова возводят для Сытина здание типографии.

Здание типографии частично располагается на месте владения, которое до 1834 года принадлежало титулярному советнику Николаю Фёдоровичу Островскому (южная часть, если смотреть с Пятницкой). Здесь в течение 14 лет жил знаменитый драматург Александр Островский.

Главный фасад строения с готическим входом и сложными фигурными а ттиками с полукруглыми окнами прост, но производит большое впечатление. Переплёты многих окон сохранились с начала ХХ века. При этом необходимо учесть, что общий вид сооружения значительно испорчен надстройкой дополнительного этажа.

А через два года, в 1905 года, типография была сожжена. Первоначально руководителями начавшейся забастовки была арестована вся администрация, и под угрозой применения оружия был напечатан первый номер «Известий Советов рабочих депутатов», с оповещением населения о происходящем. В нём было заявлено, что Московский совет рабочих депутатов в союзе с социал-демократической партией и социалистами-революционерами постановил объявить в Москве всеобщую политическую стачку, чтобы перевести её в вооружённое восстание против царизма. В огне пожара, охватившего типографию, погибло всё оборудование, запасы бумаги и произошло частичное обрушение перекрытий.

Но уже через год Сытин восстановил производство. В этом историческом здании бывали Л.Н.Толстой, В.В.Маяковский, С.А.Есенин, который, кстати, работал некоторое время у Сытина корректором. После революции типографию национализировали и она стала носить название Первая Образцовая типография. Что интересно, сразу после Октябрьского переворота на общем собрании рабочих несколькими тысячами голосов был осуждён насильственный захват власти большевиками. Создать коммунистическую ячейку в типографии удалось только в начале 1920-х годов.

Родился в семье волостного писаря Дмитрия Герасимовича и Ольги Александровны Сытиных старшим из четырех детей.

Юный Иван закончил 3 класса сельской школы. В 12 лет начал работать продавцом с лотка у скорняка на Нижегородской ярмарке, был учеником маляра, брался за любую мелкую работу. В13 лет перебрался в Москву и 13 сентября 1866 года устроился в книжную лавку купца-меховщика П.Н.Шарапова «мальчиком». Вскоре обратил на себя внимание хозяина трудолюбием и сообразительностью.

В 1876 году Иван Сытин женился на Евдокии Ивановне Соколовой, из купеческой семьи, взяв приданое 4 000 рублей. Его прежний хозяин П.Н.Шарапов дал ему в долг еще 3 000 рублей. На эти деньги была приобретена литографическая машина для печатания лубочных картинок. 7 декабря была открыта литографическая мастерская на Воронухиной горе в Дорогомилове.

Первой продукцией сытинской типографии, принесшей финансовый успех, стали карты боевых действий во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Ассортимент лично формировался Иваном Сытиным и состоял из лубочных картинок, которые рисовали такие знаменитые художники как В.В.Верещагин и В.М. Васнецов. В год выпускалось больше 50 млн. наименований печатной продукции очень высокого качества: портреты царей, вельмож, генералов, иллюстрации к сказкам и песням, религиозные, бытовые, юмористические картинки. Цена была микроскопической, а главными распространителями - бродячие торговцы-офени, которым предоставлялись долгосрочные кредиты и хорошие условия.

В 1889 году Сытин купил дом на Пятницкой и оборудовал там типографию – нынешняя Первая образцовая типография.

Известность к издателю Сытину пришла в 1882 году после вручения бронзовой медали Всероссийской промышленной выставки за его печатную продукцию. Первая книжная лавка издателя Сытина была открыта 1 января 1883 на Старой площади, а в феврале основано товарищество на вере «И.Д.Сытин и К°» с капиталом в 75 000 рублей.

В 1884 году была создано издательство «Посредник», публиковавшее произведения Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, Н.С.Лескова и других отечественных писателей по очень доступным ценам для покупателей. В этом же году был представлен «Всеобщий календарь на 1885 год» на Нижегородской выставке, ставший семейным справочным пособием, и открывший целую серию календарей: «Малый всеобщий», «Киевский», «Современный», «Старообрядческий». Тираж превысил 6 миллионов экземпляров уже в следующем году, а в 1916 году издавался 1 вид календарей, чьи тиражи были более 21 миллиона экземпляров.

С 1980 года И.Д.Сытин стал издавать журнал «Книговедение». В 1891 году он купил журнал «Вокруг света», ставший излюбленным чтением у молодежи. Литературными приложениями к нему печатались произведения М.Рида, Ж.Верна, А.Дюма, А.Конан-Дойла. В 1897 году стал издавать газету «Русское слово» - подписка на год стоила всего 7 рублей, а тираж к 1917 году был более 1 млн. экземпляров.

В этот период Иван Сытин стал крупнейшим российским издателем, выпускавшем качественные и дешевые учебники, детские книги, классические сочинения, религиозную литературу. С 1895 года он издавал «Библиотеку самообразования» - всего было издано 47 книг по истории, философии, экономике, естествознанию. Для детей издавались азбуки, сказки разных народов, повести, рассказы, сборники стихов, авторские сказки А.С.Пушкина. В.А.Жуковского, братьев Гримм, Ш.Перро. Выпускались детские журналы «Друг детей», «Пчелка», «Мирок». К 1916 году было издано более 440 учебников и пособий для начальных классов школы, а «Букварь» переиздавался в течение 30 лет.

В начале ХХ века были изданы популярные энциклопедии: «Военная энциклопедия», «Народная энциклопедия научных и прикладных знаний», «Детская энциклопедия».

В 1904 году было выстроено большое 4-этажное здание типографии по проекту А.Э. Эриксона на Пятницкой улице с новейшим оборудованием. Книги распространялись через собственные книжные магазины в Москве, Петербурге, Киеве, Харькове, Варшаве, Екатеринбурге, Воронеже, Ростове, Иркутске. При типографии была основана школа технического рисования и литографического дела. Особо талантливые ученики из нее переходили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, получая высшее образование.В 1911 году был выстроен «Учительский дом» на Малой Ордынке, с музеем, библиотекой, зрительным залом.

В 1914 году печатная продукция Ивана Сытина составляла четверть всего печатного оборота в России.

После установления Советской власти все предприятия И.Д.Сытина были национализированы, а он сам представлял Страну Советов за границей: устраивал выставку российских картин в США, вел переговоры о концессиях с Германией. Ему была назначена персональная пенсия в 1928 году и предоставлена квартира на ул. Тверской.

Ивана Сытина называли первым гражданином земли Русской. Вдумайтесь: он издал около полумиллиарда книг. Сытин владел девятью газетами и двадцатью журналами, включавшими такие известные, как «Вокруг света», «Русское слово», «День», «Нива», «На суше и на море». Сеть его книготорговых и писчебумажных магазинов раскинулась от Варшавы до Иркутска. В городах он откупил лучшие места для продажи газет. На станциях 28 крупных железнодорожных магистралей держал 600 киосков.

На рубеже XIX и XX веков не было в России ни одного барского особняка, ни одной крестьянской избы, ни ведомства, ни школы, где его имя не произносилось бы с почтением. Поскольку именно он, Иван Дмитриевич Сытин, первым в империи стал печатать книги ценой в 1 копейку. И вопреки ученым прогнозам и обывательской косности сотворил невозможное - встряхнул, растормошил глубинку, приохотил эту колоссальную инертную массу к чтению.

Сытин был всеохватен, как Бог. В 1901–1910 годах «Товарищество И. Д. Сытина» в прямом смысле слова завалило Россию своей продукцией. Одних лишь учебников вышло 369 наименований, числом 4 168 000 экземпляров. Духовно-нравственных изданий - 192, числом 13 601 000 экземпляров. Не перечесть лубков, букварей, календарей, словарей, беллетристики, публицистики, научно-популярных и детских книг.

Даже гибельная волна плебейского беспредела, накрывшая страну в 1917 году, не сразу ввергла в пучину ту могучую флотилию, которую этот честолюбивый самородок построил «с нуля» и повел к новым берегам. После Октябрьского переворота большевики национализировали головные сытинские типографии, закрыли газеты, в частности «Русское слово», за резкое принципиальное осуждение захвата власти в Петрограде. Оставив Москву, бесстрашный издатель пробился к Ленину, который, выслушав его, прищурился: «Все дела подлежат национализации, батенька!»

Сытин ахнул: «Мое дело - я сам! Может, вы и меня национализируете?»

Вождь улыбнулся: «Вы сможете жить и работать, как работали. И жилье вам оставим, и по возрасту пенсию дадим, если вы не против нас и намерения у вас искренние».

Сытин протянул Ленину свои мемуары: «Вот, извольте видеть - "Жизнь для книги"».

В Москву он вернулся окрыленный. Но в типографию, его типографию на Тверской улице, дом 18, Сытина не пустили: там уже печатались правительственные газеты «Известия» и «Правда». Для человека, который, как определил Моссовет, долгие годы «отравлял своими лубками русский народ», путь в общенародное будущее оказался закрыт.

«Я вышел из школы ленивым»

Сытин родился в 1851 году, в семье экономических крестьян Костромской губернии. Его отец, волостной писарь, попивал, уходил из дома, неделями где-то скитался и в итоге потерял работу. Ваня, старший из четырех детей, учился в сельской начальной школе, о чем вспоминал без восторга: «Школа была одноклассная, преподавание - полная безалаберность, временами строгость с наказаниями поркой, постановкой на колена на горох и подзатыльниками. Учитель появлялся в классе иногда в пьяном виде. В результате всего этого была полная распущенность учеников и пренебрежение к урокам. Я вышел из школы ленивым и получил отвращение к науке и книге...»

Университетского образования Сытин не получил. Двенадцатилетним подростком помогал дяде-скорняку торговать мехами на Нижегородской ярмарке. Двумя годами позже его определили «мальчиком» в книжную лавку купца-старообрядца Петра Шарапова, издателя лубочных картинок.

«Я был велик ростом и здоров физически, - писал Сытин. - Вся самая черная работа по дому лежала на мне: вечером я должен был чистить хозяину и приказчикам сапоги и калоши, накрывать приказчикам на стол и подавать кушанье; утром - приносить с бассейна воду, из сарая - дрова, выносить на помойку лохань и отбросы».

Став правой рукой престарелого купца, Сытин в 25 лет выгодно женился на дочери кондитера Евдокии Соколовой и взял в приданое четыре тысячи рублей. Годы спустя аскетичная Евдокия Ивановна, будучи супругой миллионера, и не думала перестраиваться на буржуазный лад, не балуя ни себя, ни домочадцев. За обедом подавала щи, жаркое и компот. Ужин - из остатков обеда. Если хозяин хотел попить чайку, то шел в соседний трактир.

Итак, прибавив к приданому еще три тысячи взятых взаймы рублей, Сытин в 1876 году выписал из Франции новейший литографский станок и открыл близ Дорогомиловского моста собственную мастерскую. Заграничная машина сама красила листы в пять красок. До этого лубки раскрашивались вручную в три краски - иначе замучаешься. Но вознестись над уровнем подобных ему владельцев лубочных издательств Сытину помогла Русско-турецкая война 1877-1878 годов.

«В день объявления войны, - вспоминал он позже, - я побежал на Кузнецкий Мост, купил карту Бессарабии и Румынии и велел мастеру в течение ночи скопировать часть ее, с обозначением места, где русские войска перешли через Прут. В 5 часов утра карта была готова и пущена в машину с надписью: "Для читателей газет. Пособие". Весь тираж мгновенно раскупили. В течение трех месяцев я торговал один. Никто не думал мне мешать».

В 1879 году, рассчитавшись с долгами, Сытин приобрел собственный дом на Пятницкой улице, где поставил уже два литографских станка. Дело быстро ширилось, сытинские лубочные картинки шли нарасхват.

От лубка к Пушкину

В 1882 году он образовал книгоиздательское и книготорговое товарищество «Сытин и К°» с капиталом в 75 тысяч рублей. А в следующем году открыл у Ильинских ворот на Старой площади в Москве собственную книжную лавку.

Своей известностью Сытин обязан отнюдь не редкому везению, не чуду, не тому, что стал символом коммерческого преуспевания. Он раз и навсегда покончил с тенденцией, согласно которой литература высокая была доступна лишь тонкой прослойке общества - грамотной и обеспеченной. Произведения русских классиков продавались исключительно в крупных городах и за баснословные деньги.

Литературно-художественный сборник, посвященный 50-летию издательской деятельности И. Сытина. Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1916 год

Читательские вкусы основной массы крестьянства питались изданиями иного сорта. Среди дешевых книжек, доставляемых в деревни ходебщиками-офенями, на первом месте стояли поминания заздравные и заупокойные, молитвенники и жития святых. Затем шла духовно-нравственная литература вроде «Смерти закоренелого грешника», «Толкований Апокалипсиса», «Страшного суда». Нарасхват шли сказочные повести: «Еруслан Лазаревич», «Бова Королевич», а также песенники, письмовники, сонники и календари. Находили сбыт исторические романы: «Параша-сибирячка», «Юрий Милославский», «Битва русских с кабардинцами».

«Какая страшная масса всякого печатного хлама разносится и развозится по всем концам Руси!» - возмущался крестьянин-самоучка Иван Голышев.

Сытин же отмечал: «Хотя работа над лубочной книгой и составляла мою профессию с детских лет, но все изъяны Никольского рынка я хорошо видел. Чутьем и догадкой я понимал, как далеки мы были от настоящей литературы и как переплелись в нашем деле добро и зло, красота и безобразие, разум и глупость». Единственный из лубочных издателей, он решился вырваться из этой своей написанной на роду лубочности и вырвать заодно сограждан.

Затея упиралась прежде всего в экономические параметры: чтобы находить сбыт в народной среде, книге следовало оставаться очень дешевой. Доход лубочного издателя с рубля не превышал 10-15%. При таких размерах прибыли о привлечении к выпуску книг для крестьян профессиональных писателей и художников, получавших по 100 рублей за лист, не могло быть и речи. Чтобы увеличить гонорары в десять-двадцать раз, требовалось многократно поднять тиражи изданий. Впрочем, сама эта идея принадлежала не Сытину.

В один из осенних дней 1884 года в его лавку зашел молодой человек. «Моя фамилия Чертков», - представился гость и вынул из кармана три тоненькие книжки и одну рукопись. Это были рассказы Лескова, Тургенева и толстовские «Чем люди живы». Владимир Чертков, публицист, близкий друг Льва Толстого, спросил Сытина, не согласится ли тот издавать «более содержательные книжки для народа», причем обязательно в одну цену с дешевой литературой. Посредничество между авторами и Сытиным он берет на себя.

Книгоиздатель с охотой откликнулся, хотя понимал, на какой риск идет. Их совместное с Чертковым и поддержанное Толстым издательство «Посредник» на первых порах носило благотворительный характер. Авторы - Гаршин, Лесков, Григорович, Успенский, Чехов - считали долгом писать специально для «Посредника», не требуя гонорара. Однако спрос на их произведения был таков, что издание почти не покрывало затрат. Тем не менее Сытин продолжил начатое дело. В 1887 году он издал несколько десятков сочинений Пушкина общим тиражом в миллион экземпляров. В том числе восьмикопеечное однотомное собрание объемом в 975 страниц.

Эта и другие книги печатались мелким шрифтом на плохой бумаге, зато имели твердые переплеты.

Госиздат и Совнарком

«Кругом пустыня, девственный лес, - писал Сытин о состоянии книжного рынка образца 1880-х годов. - Все было окутано мраком бескнижия и безграмотности». Освоение пустыни он начал с создания сети распространителей. Издатель привлек к себе невиданным тогда новшеством - кредитованием. Избранным распространителям, зарекомендовавшим себя трезвыми и толковыми людьми, Иван Дмитриевич выдавал литературу авансом. Торговали они с коробов - Сытин не только целенаправленно формировал ассортимент короба, но и учил книгонош тому, как лучше раскладывать товар на прилавке.

Сытин действовал под негласным девизом «Дешево и качественно». Огромные тиражи позволяли не прибегать к займам. Смешные цены поражали современников. Известен случай, когда ему предложили издать полное собрание сочинений Гоголя по 2 рубля за книгу, пятитысячным тиражом. Сытин надвинул очки на лоб, быстро что-то высчитал на бумажке, потом сказал: «Не годится, - издадим 200 тысяч по полтиннику». Он покупал только новейшее типографское оборудование, привлекал к сотрудничеству лучших художников, наборщиков. Еще одной его находкой стали книжные серии. «Книгу надо выпускать не одиночкой, а группами, библиотеками... так ее скорее заметит читатель», - говорил он.

Свой бизнес Сытин укрупнял по всем правилам ведения рыночных войн. Неутомимо отслеживая конъюнктуру, безжалостно расправлялся с конкурентами, сбивая им цены, а затем и съедая их фирмы. Так он легко обанкротил и перекупил лубочное издательство Коновалова. Так выиграл непростую схватку у монополиста на рынке календарей Гацука. Так в 1914 году поглотил мощное издательство «Товарищество Маркса», после чего его годовые обороты достигли 18 миллионов рублей.

С «фабрикантом» Сытиным связаны события, типичные для тогдашних российских реалий. В 1905 году, подсчитав, что знаки препинания составляют около 12% набора, он решил платить наборщикам только за набранные буквы. Последовали ответные требования - сократить рабочий день до 9 часов и увеличить заработную плату. Сытин уступил, но свой приказ насчет знаков препинания оставил в силе. Начавшуюся 11 августа стачку подхватили на других предприятиях. Как говорили после в петербургских салонах, Всероссийская стачка 1905 года произошла из-за «сытинской запятой».

Или вот сообщение газеты «Новое время» от 13 декабря 1905 года: «Сегодня на рассвете сгорела типография Сытина на Валовой улице. Со своими машинами она оценивалась в миллион рублей. В типографии забаррикадировались до 600 дружинников, преимущественно рабочих печатного дела, вооруженных револьверами, бомбами и особого рода скорострелами, называемыми ими пулеметами...»

В 1916 году Москва с помпой отмечала полвека книгоиздательской деятельности Сытина. В Политехническом музее издателя чествовал весь цвет творческой интеллигенции обеих столиц. Выпущенный по случаю иллюстрированный литературно-художественный сборник «Полвека для книги» подписали Горький, Куприн, Николай Рерих.

Отдельная история - о том, как Чехов подвигнул его на создание первой в России популярной массовой газеты. Вложившись в 1890-х годах в неприметную московскую бульварную газету «Русское слово», Сытин получил «Левиафана русской прессы» и «фабрику новостей». Тираж с 30 тысяч экземпляров вырос до 700 тысяч в 1916 году, редакция обзавелась сетью собственных корреспондентов в городах. Все происходившее в губерниях отражалось на страницах с такой оперативностью, что председатель Совета министров Сергей Витте изумлялся: «Такой быстроты собирания сведений нет даже у правительства».

После октября 1917 года нишу Сытина как издателя массовой литературы заняло государство. Книгоиздатель, по его словам, превратился в «подотчетного исполнителя» Госиздата, который указывал «что печатать, в каком количестве и какого качества». Какое-то время он еще работал консультантом по вопросам снабжения при главе Госиздата Вацлаве Воровском, но болезни и старческая немощь постепенно брали над ним верх.

Сытинская типография на Пятницкой улице функционировала под его именем до 1920 года, издавая брошюры с коммунистической пропагандой. Затем ее переименовали в Первую государственную. В октябре 1927 года Совнарком назначил Сытину персональную пенсию в 250 рублей в месяц. До своей смерти от пневмонии в ноябре 1934 года великий книжник жил с семьей в крошечной квартире на Тверской.

Далее в рубрике Исследователь российской коррупции Елена Панфилова рассказала, что такое незаконное обогащение и какими методами борьбы с ним располагает современный мир