Томас карлайл. Томас Карлейль: биография, сочинения

Древний гавайский спорт под названием «серфинг» родился около 1000 лет назад, когда мужчины, женщины и даже дети наслаждались опасным и радостным катанием на волнах. Одним из первых кто описал этот вид спорта, был капитан Джеймс Кук, который в 1777 году увидел, как один из гавайцев радостно катался на волнах.

Затем в XIX веке катание на волнах прекратилось в связи с появлением миссионеров, которые были против почти обнаженных тел серферов. Практически исчезнувшее развлечение практически возродил в начале XX века Александр Люмфорт -путешественник и подвижник который загорелся идеей привлечь на острова туристов воскресив серфинг на Вайкики.

В 1812 году появилась первая легенда международного серфинга. Мальчуган побережье и прославленный олимпийский чемпион по плаванию Duke Kahanamoku. Единственный спортсмен, портрет которого изображен на американской марке. Путешествия по миру и показывая свое искусство, Duke Kahanamoku стал своего рода Джоном - яблочное зерно среди серферов. Он заразил своим любимым видом спорта почти всю Америку и Австралию.

Одним из тех, кого вдохновил Дюк, был молодой чемпион по плаванию из Висконсина по имени Том Вэй. Перебравшись на Гавайи, он стал одним из самых знаменитых серферов XX века. Он усовершенствовал конструкцию доски, и что самое главное стал одним из пропагандистов серфинга как стиля жизни. К 1948 году серфинг стал неотъемлемой частью жизни калифорнийского побережья. В то время тощий парнишка 10 лет по имени Greg Noll оказался в самом центре зарождавшейся субкультуры. Идя по стопам таких пионеров как Pete Peterson и Lorrin Harrison, Ноллl попал в ряды спортсменов экстремалов, стремившихся создать совершенно новый стиль жизни для тех, кто свободен духом.

легендарный серфер Greg Noll

Покорение волн породило совершенно новый стиль жизни, центром которого были пляжи. Этот новый стиль был полной противоположностью общепринятым ценностям и серферов зачастую считали пляжными лодырями.

Впервые в истории появились компании, готовая бросить баскетбол и футбол и сказать: «Мне на все наплевать, мне нужен серфинг». Для нового поколения серфинг был не просто любимым делом он менял всю их жизнь. Это был непросто спорт, это был жизненный принцип. Среди безудержного веселья, царившего на пляжах от Windansea до Malibu, особенно почитались атрибуты, имеющие полинезийские корни серфинга: соломенные хижины, цветные гавайские рубашки и игра на гавайской гитаре.

Но однажды утром зимой 1953 года другая гавайская мода взорвалась словно бомба на пороге Калифорнии. На первой полосе местных газет пестрели фото, где были изображены три парня покорившие 9-метровую волну. Это были Buzzy Trent, George Downing, Wally Froiseth. Эта картинка стала шоком для едва родившейся калифорнийской культуры серфинга и вызвала волну миграции с сервера на западное побережье Гавайских островов и пляжи Makaha и Oahu. Сочетание прозрачной кристально чистой теплой воды и огромных длинновидных волн стали основой для создания первого серфинг-рая огромных волн.

Юных калифорнийцев обучали представители первого поколения покорителей больших волн. Такие серферы как Woody Brown, Wally Froiseth, George Downing и Buzzy Trent практически 10 лет подряд бросали вызов гигантским волнам у берегов Макаха. Они считались астронавтами своего времени, так как покоряли волны, которые не подчинялись никому. Но именно 20-трехлетний Джордж Дауни проложил путь к покорению волн великанов для последующих поколений. Дауни создал первую доску, предназначенную для покорения волн великанов, и стал одним из главных исследователей волны у берегов острова Оаху.

В 15 милях от пляжа Макаха находился северный берег. Уединенный отрезок на побережье протяженностью 13 км, позади которого были разбросаны ананасовые плантации и фермы. Открытие северного берега для серфинга было равносильно открытию Колумбом Нового света. Нигде в мире нельзя было найти по-настоящему огромных волн близко от берега. Если Париж можно считать колыбелью моды, то северный берег Макаха колыбелью серфинга.

Ребята проводили по 10 часов и занимались лишь тем, что катались на волнах до потери чувств. Чтобы как-то пропитаться из-за отсутствия денег парни ловили рыбу, омаров и собирали кокосы. В то время можно было прожить на подножном корме. Они целыми днями наслаждались солнцем и вели жизнь, несоответствующую стилю серых фланелевых костюмов 50-х годов. Это была культура тех дней, только ребята были счастливее. Они стали пионерами не только в покорении волн великанов, но и вообще культуры серфинга. Они стали своего рода отцами основателями стиля жизни под лозунгом «Свобода и легкость». Это не было похоже на джаз, которым были охвачены одновременно Чикаго, Нью-Йорк, тут был крошечный эпицентр с парой дюжин отважных мужчин и их спутниц, готовых разделить с ними их жизнь.

Пока все серферы снова и снова покоряли фантастические волны северного берега, самая большая из всех волн ускользала от них. Мысли о заливе Waimea Bay появились тогда, когда на северном берегу поднимались слишком большие волны. Но залив Waimea Bay был окружен легендами и страхами. У серферов 50-х были свежи воспоминания о судьбе серфера Dickie Cross, молодого серфера из Калифорнии, которого в декабре 1943 года в водах у берегов Сансет Бич застал быстро формировавшейся шторм. Не имея возможности выбраться, он решил проплыть 3 мили к югу и попасть в менее безопасный залив Waimea Bay. Но 15-метровая волны закрывала вход в залив, чтобы доплыть до берега. Серфер оказался пленником громадных волн. Семнадцатилетнего покорителя волн больше никто не видел. После этого репутация залива была пропитана суевериями и страхами, а также рассказами о домах полными привидений. Но против соблазна покорить волны устоять было невозможно. Во время первого подъема серферы стояли на берегу как завороженные от вида огромных волн идеальной формы, которые взрывали морскую гладь. Стоя на берегу и наблюдая за огромным и пустынными волнами вместе со своим приятелем Mike Stang, 19-летний Greg Noll понял, что видел уже достаточно, расчехлил доску и подошел к воде. Через несколько минут к ним присоединились Pat Curren, Micky Munoz, Del Cannon, Fred Van Dyke, Harry Church, Bing Copeland и Bob Bermel. Они решили совершить невозможное. Нарушив табу, ребята открыли невероятный серфинг.

В следующем 1958 году залив Waimea Bay стал невероятно популярен у любителей больших волн. Началась новая волна миграции серферов желающих оседлать великанов на северный берег Гавайев. Относительно легкого серфинга на побережье Макака в заливе Waimea Bay вздымались огромное 8-метровые волны и зачастую серферам помимо опыта, нужна была невероятная вера в себя. Уже в 1959 году залив Waimea Bay стал центром серфинга на больших волнах. Появилось поколение покорителей волн гигантов, чьи имена теперь навсегда связаны с заливом.

Несмотря на удивительные подвиги Greg Noll и других серферов, лишь наивная пятнадцатилетняя девчонка из Калифорнии смогла войти в команду серферов из Малибу, сделав серфинг по-настоящему популярным в Америке. После фильма «Gidget» вышедшего в 1959 году, когда серферов было меньше 5 тысяч, в 1963 году их стало больше миллиона. За пять лет их число превратилось в 3 миллиона. После выхода на экраны фильма серфинг претерпел радикальные изменения. На западном и восточном побережье Америки открывались магазины для серферов. Начал выходить семейный журнал для серферов «Surfing». Вслед за ними пошла череда фильмов о серфинге. Однако Голливуд всегда неверно истолковывал сущность серфинга. Поэтому все фильмы в большей или меньшей степени были оскорбительными для серферов.

В конце 60-х годов популярность покорителей больших волн вытеснило появление коротких досок. На смену длинным и тяжелым «пушкам» пришли небольшие маневренные доски.

В начале 70-х годов славу Waimea Bay затмили более зрелищные волны северного берега Bonzai Pipeline. На них катались серферы под предводительством Gerry Lopez . А также волны Sunset Beach, где главенствовал Jeff Hackman и Barry Kanaiaupuni. Но в середине 80-х все изменилось с появлением профессионалов Jeff Clark, Ken Bradshaw и Mark Foo, которые задумали показать всю красоту серфинга, вместо обычного скольжения на волнах Waimea Bay.

величайший серфер Jeff Clark

Величайший серфер Jeff Clark вдруг внезапно открыл, что Северная Калифорния это место гигантских волн получивших название Mavericks. У побережья бушуют волны от 9 до 15 метров. Но здесь в отличие от Гавайи акулы, камни, и вдобавок ледяная вода, от чего защищает 5 мм водонепроницаемый гидрокостюм. Чтобы одолеть волны Mavericks надо грести 45 минут в лабиринте скал в течение неспокойного ледяного Тихого океана, чтобы достигнуть точки отсчета.

В мае 1992 года через 2 года после того как Jeff Clark раскрыл свое место своим коллегам журнал «Surfing» опубликовал статью под названием «Холодный пот». В подтверждение этому в 1994 году Калифорния подверглась атаке целой серии огромных северных волн. Mavericks подтвердил свою славу для любителей серфинга.

побережье Mavericks

В 1968 году во время революции коротких досок четырехлетний мальчик по имени Laird Hamilton со своей матерью посетил северное побережье Гавайи. Тогда он еще не знал, что станет самым великим серфером своего поколения, а возможно самым известным и в наши дни. Столкнувшись с отчуждением сверстников из-за белого цвета волос, Лэрд Гамильтон в раннем возрасте обращается к старшему поколению для вдохновения и дружбы. Он мечтал быть серфером, а именно стать частью легендарных покорителей гигантских волн.

Лэрд понимал, что в то время океан мог предложить, что-то необычное и интересное. Еще 50 годов все знали, что далеко за традиционными местами как Waimea Bay были другие рифы, которые могли давать огромные волны, их надо было только поискать.

Еще до 1969 года огромный риф Pipeline был разбит грозой, который породила огромные волны. Чтобы достичь их Greg Noll и Mike Stang плыли два часа, затем еще около двух часов ждали волну, и только потом Greg совершил одно из самых легендарных скольжений на северном побережье. В 1993 году через 30 лет состоялась ещё одна попытка с доской 3 метра. С помощью вертолета Alec Cook совершил посадку на гигантскую волну Оаху Ka"ena Point, но его поглотила пучина. Попытка оказалась неудачной. Стало очевидным, что для широких волн есть какой-то предел в таком виде серфинга.

Так же как и все профессиональные серферы Лэрд Гамильтон продолжал искать способы покорения огромных волн, став профессиональным виндсерфером мирового класса. Теперь благодаря ветру гонщики были достаточно быстрыми, чтобы достичь и рифы и волны до этого не досягаемые. Кроме того парни занимались фрибордингом на чистой воде, а также ловя волну осуществляли прыжки. Это и подтолкнуло их к мысли опробовать фрибординг на гигантских волнах.

В декабре 1992 года Laird Hamilton с профессиональными серферами Buzzy Kerbox и Darrick Doerner спустили серф на Sunset Beach с помощью надувной лодки Zodiac. Ни один не мог себе представить, что по возвращению на пляж серфинг совершенно изменится навсегда.

Этот совершенно новый вид серфинга получил название буксирный серфинг. Трио быстро продвигалась вперед, меняя лодку на водный мотоцикл более скоростной и маневренный. Кроме этого они модернизировали доски, сократив их размер до 1 метра, и оснастив их креплениями для ног для лучшего контроля над турбулентностью. Благодаря буксирному серфингу открылись новые границы, возросла скорость и появилась свобода действий. Оказалось, что можно скользить по волне любой высоты и любого размера.

Так возникла идея покорить огромные волны Peahi на северном побережье Maui. Peahi это гигантская волна будущего. Ее устрашающие размеры в 5 раз превышающие высоту волн Waimea Bay ввели в моду серфинг с буксировкой. Как и предыдущие места для серферов, Peahi обрел свою собственную команду первооткрывателей, которые изменили понятие о серфинге на больших волнах. Теперь стало возможно то, что раньше считалось чем-то из области фантастики. Вызов волнам на высоте 18-метров и скорость 35 миль в час изменили понятие о серфинге и сделали его командным видом спорта.

В августе 2000 года Лэрд Гамильтон совершил еще один гигантский прыжок на волне, но такой опасный и непредсказуемый, что перевернул всю историю серфинга на больших волнах. Он нашел эту волну за 3000 миль от Мауи во Французской Полинезии острове Таити в одном из рифовых проходах известном как Teahupoo. Волна, которую нашел великий серфер это сгусток гидродинамики. В отличие от глубинных волн Teahupoo разбивается об очень острый как лезвие риф. Результатом является сверхъестественная волна, которая возможно не так высока как Peahi, но невероятная по своей силе, массе и свирепости. Волна в Teahupoo стала самым выдающимся достижением в истории серфинга.

последняя разработка легендарного серфера Лэрда Гамильтона - доска для серфинга на подводных крыльях

Много лет назад молодой гавайский парнишка стал на свою доску, и начал скользить по волне. По той самой волне, которая прошла через все эти годы, пересекая многие океаны, и неся на себе сильнейших среди серфингистов. От короля серфинга Kahanamoku, до разработчика новых способов серфинга Лэрда Гамильтона, унося их всех к великому удовольствию, которое так просто и быстро приносит нам море.

Серфинг - это катание по волнам на серфборде, который представляет собой специальную доску, изготовленную из определенного материала. Искусство серфинга не является новым видом спорта. Скольжение по волнам было популярным еще в древности (у гавайцев), а впоследствии дало начало развитию таких разновидностей спорта, как сноубординг, например, или кайтсерфинг.

Кататься на серфе несложно, и даже большая часть новичков неплохо справляются с собственными досками. Чтобы «поймать» волну, необходимо улечься на серфборд и как следует разогнаться. После, «поймав» волну, нужно встать на ноги и продолжить скольжение с волны вниз и в сторону береговой линии. В процессе катания спортсмен пользуется энергией волны так же, как моряки - энергией ветра.

Кататься на волнах можно исключительно на побережье океана, так как только там можно отыскать подходящую волну. Вот почему серферы в основном проводят время в Австралии и Новой Зеландии, в Южной Африке и на европейском атлантическом побережье.

Волны формируются в зависимости от направления ветра и его силы. Кроме того, имеют значение форма дна, время и частота приливов и отливов. Все эти факторы имеют первостепенное значение и отвечают за вид волны. Особенную роль в процессе формирования волны той или иной формы играет уклон дна.

Та или иная форма дна может вызывать пляжные, рифовые или пиковые волны. Там, где существует впадина на выходе из бухты, формируются пиковые волны. Рифовые волны обычно возникают неподалеку от рифов или скалистого побережья, пляжные - у песчаных пляжей. Несмотря на то, что пляжные волны считаются менее стабильными, чем прочие, их предпочитает большинство серферов.

Опытные спортсмены обожают «трубы», которые представляют собой закрученные волны, образующиеся в момент выхода водного потока из глубины на мелкое место. Новички редко рискуют кататься на таких волнах.

В настоящее время серфинг превратился в своеобразную культуру. Увлеченные серферы с удовольствием кочуют с побережья на побережье, пытаясь «поймать» самую фееричную волну.

История

Родина сёрфинга – острова Тихого океана. Одним из древних обычаев полинезийских племён было скольжение на доске по волнам. В древности это занятие считалось преимущественно царским. Причём, для королевских особ сёрфинг был не простым развлечением, а делом чести. Достойный правитель был обязан владеть искусством укрощения волн. Королям принадлежали лучшие пляжи, где они катались на своих именных 5-метровых досках. Простые же рыбаки использовали менее совершенные сёрфы длиной около 3,5 м для того, чтобы доставить на берег свой улов, не попав при этом на глаза и на волну королевской знати. Ведь за это можно было остаться не только без доски и рыбы, но и без головы.

В 19 веке на островах появились европейцы и поработили любителей кататься на сёрфе. Они стали навязывать островитянам свою культуру, а сёрфинг запретили. В то время скользить по волнам продолжали лишь некоторые преданные делу гавайцы и смелые иностранцы, отважившиеся попробовать экстремальный спорт туземцев.

К началу 20 века любителей сёрфинга насчитывалось очень немного. Но вскоре ситуация изменилась. Немалый вклад в продвижение сёрфинга внёс известный писатель Джек Лондон. Он приехал на Гавайи и овладел искусством скольжения по гребню волны. В 1907 году Лондон написал рассказ «Спорт Королей: Сёрфинг на Уайкики». Литератор со своими единомышленниками начали продвигать забытый спорт королей. Им удалось привлечь американского железнодорожного магната в качестве спонсора и, таким образом, донести сёрфинг до Калифорнии. Так, воспевая сёрфинг в литературных произведениях, устраивая показательные выступления лучших «укротителей волн» и проводя большую общественную работу, Джеку Лондону и его товарищам удалось-таки приблизить жителей побережья к почти забытому всеми виду спорта. А в 1908 году появился 1 в мире официальный сёрф-клуб.

Спустя несколько лет очередной мощный толчкок в популяризации сёрфинга сделал двукратный олимпийский чемпион по плаванию Дьюк Каханамоку. Он родился на Гавайях, поэтому прекрасно владел сёрфом. В 1917, когда наши брали Зимний, Каханамоку проехал по волне целый километр, установив невероятный для того времени рекорд.

Следующим «революционером» сёрфинга стал Том Блэйк, создавший совершенно новые доски, которые были полыми внутри и оттого оказались в 2 раза легче, чем их 70-килограммовые предшественники. «Сигары Блейка» (так называли его доски) также были гораздо легче в управлении за счёт установленного на них плавника.

В 1937 году сёрфы стали ещё легче и весили уже около 16 кг. Для их изготовления начали использовать бальзу – лёгкое южноамериканское дерево. Сёрфинг становился привлекательным не только для мужчин, но и для девушек, а в 50-е годы превратился из экзотического в массовый вид спорта американского побережья. В конце 60-х сёрфинг был популярен уже и во Франции, Бразилии, Южной Африки, Австралии и Великобритании.

Сегодня спорт гавайских королей популярен и в нашей стране. В 2009 году на побережьях Доминиканы, Бали и Португалии состоялся 1-ый чемпионат России по сёрфингу.

Сертификация инструкторов в серфинге не развита, но существует ассоциации принимающие активное участие в развитии спорта, к примеру:

Обучение

Многие популярные серфовые места, такие как Гаваи, Калифорния, Флорида, Чили. Австралия и Коста Рика, насыщены серф школами и кэмпами предлагающими курсы по обучению как новичков, так и продвинутых. Кэмпы как правило предоставляют номера, питание, прокат и конечно же обучение. Обучение как правило начинают на суше с треннировки стойки и довольно быстро переходят на воду на лонгбордах. Они идеально подходят для этого, ввиду устойчивости и скорости разгона при гребле руками. Фан борды тоже популярны среди начинающих, они комбинируют стабильность лонгбордов при меньших размерах. Короткие доски это уже следующий этап обучения, когда появятся навыки правильной гребли и вы будете чувствовать волны и ориентироваться в ситуации.

Популярные серферские места, как Гаваи или Коста Рика предоставляют как подходящие условия для новичков, так и более интересные споты для продвинутых. Споты подходящие для обучения как правило имеют либо песочную косу, либо песочное дно и часто идущие волны. Обучение лучше всего проходить индивидуально с инструктором. При удачном стечение обстоятельств и хорошем инструкторе встать на доску с нуля можно за 2-3 часа.

Снаряжение

К настоящему времени серфборд существенно изменился - стал современнее и комфортнее. Неудивительно, ведь с тех пор, как его (тогда неуклюжего деревянного длинномера) выдумали гавайцы, прошло немало лет.

В настоящее время серфборды производятся на фабриках или же создаются вручную из специального сырья. Современные доски делятся на виды и могут быть лонгбордами и шортбордами. Первые длиннее (достигают 2.5 метров и больше), толще и характеризуются наличием округлых хвоста и носа. Длина вторых по обыкновению не превышает 2.2 метра. Кроме того, шортборды гораздо тоньше и уже, чем лонгборды и отличаются наличием «острого» носа.

Среди разновидностей досок особо отличаются малибу (тип лонгбордов, названных в честь места, где серферы проводят время). Пользуются спросом и такие доски, как тоуборд, ган, фанборд. Особо популярны фанборды, которые маневреннее лонгбордов и гораздо легче «берут» волну, чем, например, шортборды. Вполне заслуженно фанборды нравятся новичкам.

Большая часть досок производится из болванок, вылитых из пенопласта. В процессе производства каждая из них проходит ручную обработку и покрывается плексигласом (специальным синтетическим полимером). Учитывая то, что серф довольно хрупкий и часто ломается, их изготавливают из сырья определенного рода, которое увеличивает прочность изделия и к тому же предохраняет серфера от повреждений, в том числе ударов о собственный серф.

Доска привязывается к серферу с помощью лиша - специального шнура, который является обязательным элементом экипировки (без «привязи» упущенную доску не догонишь). Лиш привязывается одним концом к штифту доски, который располагается на ее хвосте, а другим концом - к ноге серфера.

Благодаря воску, который наносится на поверхность доски примерно до ее середины, ноги серфера не соскальзывают, и опытный спортсмен чувствует себя вполне уверенно.

Томас Карлейль (менее распространенным, но более правильным вариантом является Карлайль) - английский писатель шотландского происхождения, романист, критик, философ, публицист, историк, великолепный стилист, творивший в викторианскую эпоху.

Обладатель столь разносторонних талантов родился в обычной семье, которая жила в шотландской деревушке Эклфехен, 4 декабря 1795 г. Родители-кальвинисты воспитывали мальчика в большой строгости, прививали уважение к труду и религии; занятия литературой в их среде считались баловством. Томас получал образование сначала в родной деревне, затем был воспитанником частной школы города Эннана.

В 14-летнем возрасте он становится студентом Эдинбургского университета, благо, этому способствовала явная одаренность подростка в сфере гуманитарных наук. Родители прочили ему карьеру духовного лица, однако у самого Томаса не было желания принимать священнический сан. В итоге он стал обладателем ученой степени по математике. Окончив в 1814 г. университет, он по 1818 г. работал учителем математики в провинциальный школах. Затем Карлейль возвратился в Эдинбург, где принялся изучать юриспруденцию. Однако немецкая литература интересовала его гораздо больше, и уже в 1820 г. молодой человек осознал, что его единственное желание и призвание – это литературная деятельность, которой время от времени он занимался, еще обучаясь адвокатскому ремеслу.

Его литературный дебют начался с опубликования в 1824 г. жизнеописания Шиллера . В 1826 г. основным источником средств к существованию для Карлейля, который в этом же году женился, стало сотрудничество с журналами. Проблемы с деньгами и здоровьем заставили их с супругой переехать на принадлежавшую ей ферму, где писатель посвятил себя, главным образом, работе над произведением, принесшим ему большую известность – «Sartor Resatrus. Жизнь и мнения профессора Тейфельсдрека» (1833-1834). Философско-публицистический роман стал проводником философии Карлейля, который считал, что современный ему мир устроен неправильно, ведь, не возрождая истину духа, он отдает предпочтение пагубному для него научному рационализму.

С 1834 г. биография Карлейля связана с Лондоном. В английской столице он живет насыщенной творческой жизнью: одна за другой выходят его книги, беседы, письма, публицистические очерки. В 1837 г. увидело свет сочинение Томаса Карлейля «История французской революции», которое считается его лучшей исторической работой, объектом исследования в которой стала гибель французской аристократии, не сумевшей ничего сделать для того, чтобы вернуть себе положение в обществе и провести для собственного спасения реформирование существующей системы.

В 40-ые гг. в мировоззрении Карлейля наблюдается крен в сторону консервативных идей, обличение капиталистического строя утрачивает былую остроту. В 1841 г. была издана его книга «О героях и почитании героев», заметное воздействие которой испытала вся европейская историческая наука: после нее мировую историю начали рассматривать в разрезе жизни и деятельности великих личностей.

В 1865-1876 гг. Карлейль является почетным ректором Эдинбургского университета, и это в его биографии была единственная должность (да и то не требующая личного присутствия), которую он когда-либо занимал, поскольку жизнь его оказалась всецело посвященной творчеству. К концу жизненного пути Карлейль стал по-настоящему знаменитым, однако отверг дворянский титул, пенсион и другие регалии. Им были приняты только орден Пруссии «За заслуги» (1875) и почетная степень Гарвардского университета (1875). Скончался Томас Карлейль 5 февраля 1881 г. в Лондоне.

Британский писатель, публицист, историк и философ шотландского происхождения, автор многотомных сочинений «Французская революция» (1837), «Герои, почитание героев и героическое в истории» (1841), «История жизни Фридриха II Прусского» (1858-65). Исповедовал романтический «культ героев» - исключительных личностей вроде Наполеона, которые своими делами исполняют божественное предначертание и двигают человечество вперёд, возвышаясь над толпой ограниченных обывателей. Известен также как один из блестящих стилистов викторианской эпохи.
Родился в простой крестьянской семье; предназначаемый своими родителями - строгими кальвинистами к духовной карьере, в 14 лет поступил в Эдинбургский университет. Не желая быть священником, он по окончании курса в университете стал учителем математики в провинции, но скоро вернулся в Эдинбург. Здесь, живя на случайный литературный заработок, он некоторое время усиленно занимался правом, готовясь к адвокатской деятельности; но и это он быстро забросил, увлёкшись немецкой литературой.
Перевод Гётевского «Вильгельма Мейстера» в 1824 г. и «Жизнь Шиллера» в 1825 г. были первыми крупными работами Карлейля. За ними последовали критические разборы и переводы из Жан-Поля.
Прочитал курс лекций о немецкой литературе, в 1838 году – о европейской литературе, в 1839 читал на тему «Революция в современной Европе». Последний раз читал курс в 1840 году. Это был единственный опубликованный и поэтому дошедший до нас был курс, посвященный роли героя в истории. Сам список героев: Данте, Шекспир, Лютер, Руссо, Наполеон, Кромвель и др. Эти лекции приносили некоторый доход Карлейлю, а после 1840 года он уже не нуждался в деньгах и его редко удавалось подвигнуть на выступление.
Такой же оригинальностью, как и эти произведения, отличается «История французской революции» («French Revolution, a history», 1837), едкий памфлет «Чартизм» (1839), лекции о героях и героическом в истории («On Hero worship», 1841) и историко-философские размышления «Past and present» (1843).

Не подходя ни к одной из установившихся политических партий, Карлейль чувствовал себя одиноким и думал некоторое время об издании собственного журнала для проповеди своего «верующего радикализма». Все указанные произведения Карлейля проникнуты стремлением свести прогресс человечества к жизни отдельных выдающихся личностей-героев (согласно Карлейлю, всемирная история есть биография великих людей, смотри Теория великих людей), положить в основу цивилизации исключительно нравственный долг; его политическая программа ограничивается проповедью труда, нравственного чувства и веры. Утрированная оценка героического в истории и недоверие к силе учреждений и знания привели его к формальному культу прошедших времен, более благоприятных для героических людей. Взгляды его ярче, чем где-либо, сказались в двенадцати «Памфлетах последних дней» («Latter-day pamphlets», 1858); здесь он смеется над эмансипацией негров, над демократией, филантропией, политико-экономическими учениями и пр. Не только прежние враги после этих памфлетов негодовали на Карлейля, но и многие поклонники перестали его понимать.
На протяжении 1840-х годов взгляды Карлейля менялись в сторону консерватизма. Постепенно в работах Карлейля критика капитализма звучала всё глуше, а его высказывания, направленные против выступлений народных масс, - всё резче. В книге «Прежде и теперь» он рисовал идиллические картины средневекового общества, где якобы царили простые благородные нравы, добрый монарх обеспечивал благополучие и свободу подданных, а церковь пеклась о высоких моральных ценностях. Это была романтическая утопия, сближавшая Карлейля с феодальными социалистами.
Из всех сочинений Карлейля наибольшее историческое значение имеет «Letters and Speeches of Oliver Cromwell» (1845-46), с комментариями; последние далеко не беспристрастны к «герою» Кромвелю. Карлейль по-новому показал роль Кромвеля в истории страны, в частности, его заслуги в возвышении морского могущества Англии и в усилении её международного престижа. Работа носила для своего времени новаторский характер. Английские историки до того времени игнорировали этого деятеля, видя а нём только «цареубийцу» и «тирана». Карлейль сделал попытку вскрыть подлинные мотивы и значение государственной деятельности Кромвеля. Он пытался понять и характер самой революции, но исходил из того, что Английская революция, в отличие от Французской, носила религиозный характер и не имела «земных целей».
Самое обширное сочинение Карлейля - «History of Friedrich II of Prussia, Called Frederick the Great II» (1858-65), заставившее его предпринять путешествие в Германию. При многих блестящих качествах оно страдает большою растянутостью. Карлейль воспевает этого «короля-героя» и восхищается порядками крепостнической Пруссии.
В 1841 году, будучи недовольным политикой Британской библиотеки, стал инициатором создания Лондонской библиотеки.
В 1847 году появились его «Исторические и критические опыты» (сборник журнальных статей), в 1851 году - биография его друга юности, поэта Стерлинга. С 1868 до 1870 года Карлейль был занят изданием полного собрания своих сочинений («Library edition», в 34 томах). За этим изданием последовало на следующий год дешёвое издание «People’s edition», которое много раз было повторено. Далее он напечатал ряд очерков под заглавием «Первые норвежские короли» (1875).
В 1866 году Карлейлю предложили почётное место ректора Эдинбургского университета. Кроме этого места, он никогда не занимал никакой должности, всю жизнь оставаясь только писателем. Во время франко-прусской войны он стал на сторону Пруссии и горячо и искренне отстаивал её дело в своих письмах в «Times», изданных и отдельно (1871).
Томас Карлейль умер в 1881 году.

Томас Карлейль (Carlyle), один из известнейших английских писателей и публицистов XIX столетия, родился в 1795 г., в пуританской семье деревенского каменщика. Юный Томас посещал сельскую школу. В 1809 г. Карлейль отправился пешком в Эдинбург, поступил в университет, по окончании которого учительствовал. В 1826 г. он женился на Джен Уельш, выдававшейся своим умом, к которой относился, впрочем, довольно эгоистично. С 1828 по 1834 Карлейль прожил в её имении, отдавшись литературным занятиям. Потом он переехал в Лондон, где читал публичные лекции о немецкой литературе, сделался одним из влиятельнейших писателей, в 1865 г. был назначен ректором эдинбургского университета. Умер Томас Карлейль в 1881 г.

Карлейль начал свою литературную деятельность популяризацией немецкой литературы, перевел «Вильгельма Мейстера» (1824, отсюда его переписка с Гёте : Correspondence between Goethe and Carlyle, 1887), написал биографию Шиллера (1825), издал антологию произведений немецких романтиков (German Romance, 1827). Он был и по своим философским взглядам, непродуманным и сбивчивым последователем германской идеалистической философии (см. его Sartor resartus). От литературы Карлейль перешел к истории, написал историю французской революции (в которой видел суд Божий), труд о Кромвеле («Письма и речи», 1845) и Фридрихе II (1858 – 1865). В истории Томас Карлейль видел продукт творчества великих людей – мысль, которую он подробно развил в лекциях, потом изданных книгой «О героях и героическом в истории» (1841).

По мере того, как разрасталось чартистское движение , и надвигалась революция 1848 г., Карлейль все больше времени и внимания отдавал социальному вопросу, посвятив ему три сочинения: «Чартизм» (1840), «Теперь и прежде» (1843) и «Памфлеты» (Latter-Day Pamphlets, 1850). В своих социальных памфлетах Томас Карлейль подвергал резкой критике буржуазное общество с его «механической» и «утилитарной» культурой, культом естественных наук и политической экономии, с его литературой, служащей развлечению сытых магнатов, с его низменными интересами, сводящимися к заботам о пище и комфорте, с его преклонением перед Маммоной, вытеснившим Бога, с его экономической доктриной laissez aller (свободной конкуренции), приведшей к «неурожаям, чартистскому движению, провозглашению красной республики», словом к «хаосу». Восставая против буржуазии, Карлейль еще резче вооружался против рабочего класса, стремившегося к захвату политической власти путем всеобщего избирательного права (чартизм), так как Бог создал вселенную, и следовательно, общество, на началах «господства» и «подчинения», а не «равенства».

Томас Карлейль. Фото 1854

Карлейль считал, что только новая аристократия, «новые aristoi» могут спасти Англию от воцарившегося «хаоса» и вновь превратить жизнь в «космос». В этот класс должны войти капиталисты, понявшие, что их назначение не в том, чтобы охотиться за прибылью, «как индейцы за скальпами», что спрос и предложение не единственный закон жизни, а заработная плата не единственное звено, связующее людей, – и интеллигенция, понявшая, что её призвание не «развлекать» (заниматься литературой), а «воспитывать». Если во главе общества станут эти «вожди промышленности», правильно осознавшие свои социальные обязанности, рабочие охотно подчинятся им, как дети подчиняются отцам. На таких началах отеческой опеки верхов и добровольного подчинения низов было, по мнению Карлейля, построено феодальное общество , которое он и противополагал, как идеал, и предлагал, как образец, своим современникам (в «Теперь и прежде».).

Социальная философия Карлейля оказала большое влияние на таких писателей, как Диккенс , Кингсли, госпожа Гаскелл, Дизраэли , Рёскин и др., и была до известной степени претворена в жизнь английской буржуазией в эпоху «социального мира», воцарившегося в Англии после чартистских волнений до 1880 годов. Собрание сочинений Карлейля в 37 томах было издано в 1871 г. (People"s Edition).

Литература о Томасе Карлейле

Массон, Карлейль. Личность и труды

Гарнетт , Жизнь Томаса Карлейля

Макферсон ,

Шульце-Геверниц, Карлейль. Его взгляд на мир и общество