Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся. А

Тема: А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся».

Цели:

  1. дать обзор творческого пути Куприна, сопоставить с творчеством Бунина;
  2. раскрыть идею и художественные особенности повести «Олеся», показать мастерство писателя в изображении мира человеческих чувств;
  3. углубить навыки комментированного и художественного чтения, закрепить способность к полноценному восприятию художественного произведения;
  4. сформировать читателя, способного понимать глубину человеческих чувств, красоту природы.

Тип урока: комбинированный.

Методы: эвристический, исследовательский, творческого чтения.

Виды деятельности учащихся: сообщения учащихся, запись по ходу лекции, ответы на вопросы, выразительное чтение, анализ образа, подбор цитат.

Оборудование: портрет Куприна, презентация, иллюстрации И. Глазунова, П. Пинкисевича.

План урока:

  1. Организационный этап (3 мин.)
  2. Усвоение новых знаний и совершенствование (34 мин.) :
  • творчество Бунина и Куприна (сопоставление);
  • сообщение о биографии Куприна;
  • сообщение об истории повести «Олеся»;
  • беседа по повести «Олеся».
  1. Подведение итогов (5 мин.)
  2. Домашнее задание (3 мин.)

Ход урока

1. Организационный этап.

У.: Здравствуйте, садитесь!

Мы с вами закончили изучение творчества Горького, написали сочинение по его творчеству. Чуть ранее мы изучали творчество Бунина. Сегодняшний урок будет связан как раз именно с ним. Тема нашего урока - А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся»(слайд 1). Запишем в тетрадь. Мы познакомимся с биографией писателя (об этом расскажите вы сами), творчеством, сопоставим его с творчеством Бунина и рассмотрим повесть «Олеся».

2. Усвоение новых знаний и совершенствование.

У.: Творчество ровесника Бунина, Александра Ивановича Куприна (1870 – 1938) (слайд 2), было известно советскому читателю более широко потому, что, в отличие от Бунина, Куприн за год до своей смерти вернулся из эмиграции на родину. Этих писателей многое объединяет. Прежде всего, следование традициям русской классической литературы, приверженность реализму в изображении жизни, отношение к творчеству Л. Н. Толстого как к образцу, уроки мастерства Чехова. Куприна тоже интересуют отношения человека и природы, любовь как стихия живой жизни. Куприн развивает тему «маленького человека», подчеркивая «необходимость каждого». Но если для Бунина главное – созерцательное, аналитическое начало, то для Куприна важны яркость, сила, целостность характера.

Послушаем о биографии Куприна и запишем основные моменты из его жизни (сообщение учащегося).

Куприн тринадцать лет детства и юности провел в закрытых учебных заведениях: Александровское сиротское училище, Вторая московская военная гимназия, вскоре преобразованная в кадетский корпус, Третье Александровское юнкерское училище. После тяжких лет казарменной жизни Куприн скитался по провинциальной России, был и репортером, и грузчиком в Одесском порту, и управляющим на стройке, землемером, работал на литейном заводе, выступал на сцене, изучал зубоврачебное дело, был журналистом…

«Вечно его мучила жажда исследовать, понять, изучить, как живут и работают люди всевозможных профессий… Его неутолимое, жадное зрение доставляло ему праздничную радость!» - писал о Куприне К. И. Чуковский. Масса жизненных наблюдений, впечатлений, переживаний стала основой его творчества.

«Ты – репортер жизни… Суйся решительно всюду… влезь в самую гущу жизни» - так определил Куприн свое призвание. Куприн – темпераментная, широкая натура, человек стихии и интуиции. Его любимые герои обладают теми же чертами. Колоритен и сочен язык его прозы (лирики он не писал).

Первая книга, вышедшая в 1896 году, называлась «Киевские типы». Через два года выходит повесть «Олеся», поставившая проблему народного характера и явившаяся воплощением мечты писателя о прекрасном человеке, о вольной, здоровой жизни, о слиянии с природой.

Послушаем сообщение об истории создания повести (сообщение учащегося).

А теперь поговорим о самой повести. Дома вы должны были ее прочитать. Посмотрим, как вы поняли идею и основной замысел автора.

1. С какой целью молодой «паныч» Иван Тимофеевич приезжает в глухую деревушку Волынской губернии?

Героя, как писателя, привлекает все! «Полесье…глушь…лоно природы…простые нравы… первобытные натуры, - размышляет герой, - совсем незнакомый мне народ, со странными обычаями, своеобразным языком… и уж, наверно, какое множество поэтических легенд, преданий и песен!»

2. Что нарушает привычную скуку городского «барина»?

- Иван Тимофеевич узнает о существовании ведьмы. И решает найти этот загадочный дом.

3. Как Куприн рисует образы главных героев?

Ивана Тимофеевича описывает сама Олеся: «человек вы хотя и добрый, но слабый… доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин… Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете».

А Олесю Иван Тимофеевич видит так: «Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около 20-25, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было. Даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посередине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом».

4. Как простые люди относятся к Олесе и ее бабушке?

Не притесняют. Но начальство постоянно унижает и обирает .

5. Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи?

- Дом ее находится за болотом. По внешности напоминает Бабу Ягу: худые щеки, длинный подбородок, беззубый рот.

6. Каким даром обладает Олеся?

По лицу может определить судьбу человека, заговорить рану, нагнать страх, лечить простой водой самые тяжелые болезни и свалить с ног одним взглядом. Но не использует во зло .

7. Как описывает время любви Иван Тимофеевич?

- «Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви, и до сих пор вместе с прекрасным обликом Олеси живут с неувядающей силой в моей душе эти пылающие вечерние зори, эти росистые, благоуханные ландыши и медом утра, полные бодрой свежести и звонкого птичьего гама, эти жаркие, томные ленивые июньские дни…»

8. А что испытывают герои в это время любви?

- Олеся первая изливает свое чувство. Но Олеся боится, что однажды надоест любимому. А Иван Тимофеевич боится, что Олеся будет исторгнута из родной среды.

9. Чем заканчивается повесть?

Иван Тимофеевич уезжает. Олеся с бабушкой вынуждены бежать. Олеся перед этим ходила в церковь. Но ее оттуда прогнали. И Олеся пригрозила односельчанам. В тот же день случился град. И побил урожай. Все списали на Олесю.

10. Почему развитие любви показано в тесной связи с картинами природы?

Основная мысль повести – только вдали от цивилизации можно найти человека, способного любить бескорыстно, преданно. Только в единении с природой человек способен достигнуть нравственной чистоты и благородства. Пейзаж чутко меняется с изменением душевного состояния Олеси.

11. Как построен сюжет повести?

Картины жизни и картины природы связаны в единый поток: например, после встречи героя с Олесей – картина бурной весны, объяснение в любви сопровождается описанием лунной ночи. Сюжет построен на противопоставлении мира Олеси и мира Ивана Тимофеевича.

12. Какой цвет сопровождает образ Олеси?

Красный. Красная юбка, красный платок, нитка красных дешевых бус. Это цвет любви, но в то же время и цвет тревоги.

3. Подведение итогов.

У.: Обратимся к учебнику (чтение анализа повести и ответы на вопросы 3-5).

У.: Куприн в своей повести показал идеал нравственного человека – идеал, неразрывно связанный с природой. Только на природе способны рождаться истинные и светлые чувства – любовь. Поэтому большая роль в повести отведена именно природе. Именно она помогает формировать чистого человека.
Ваши мысли по повести?

4. Домашнее задание.

Литература:

  1. В. А. Чалмаев, С. А. Зинин. Литература 11 класс. М., «Русское слово», 2008.
  2. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. Программа по литературе для 5 – 11 классов. М., «Русское слово», 2010.
  3. Г. Х. Абхарова, Т. О. Скиргайло. Литература. Тематическое планирование. М., «Русское слово», 2012.
  4. Н. В. Егорова, И. В. Золотарева. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. М., «Вако», 2004.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся».

Александр Иванович Куприн 1870 -1938

26 августа 1870 года – родился в г. Наровчат Пензенской губернии; 1873 год – переезд в Москву; Творчество: 1896 г. – «Киевские типы» 1896 г. – повесть «Молох» 1898 г. – повесть «Олеся» 1905 г. – «Черный туман» 1906 г. – «Штабс-капитан Рыбников»

1908 г. – «Суламифь» 1911 г. – «Гранатовый браслет» 1919 год –вынужден эмигрировать в Париж. 1937 год – возвращение в СССР. 25 августа 1938 года – умер в Москве

« Вечно его мучила жажда исследовать, понять, изучить, как живут и работают люди всевозможных профессий. Его неутолимое, жадное зрение доставляло ему праздничную радость!» К. И. Чуковский

« Ты – репортер жизни… суйся решительно всюду… влезь в самую гущу жизни» (призвание Куприна)

1. С какой целью молодой «паныч» Иван Тимофеевич приезжает в глухую деревушку Волынской губернии?

2. Что нарушает привычную скуку городского «барина»? 3. Как Куприн рисует образы главных героев? (цитаты из текста)

4. Как простые люди относятся к Олесе и ее бабушке? 5. Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи? 6. Каким даром обладает Олеся?

7. Как описывает время любви Иван Тимофеевич? 8. А что испытывают герои в это время любви? 9. Чем заканчивается повесть?

10. Почему развитие любви показано в тесной связи с картинами природы? 11. Как построен сюжет повести? 12. Какой цвет сопровождает образ Олеси?

Домашнее задание Статья в учебнике (с. 88 – 94). Прочитать рассказ «Гранатовый браслет»


Пестрецова Ольга Сергеевна
Должность: учитель литературы и русского языка
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 12
Населённый пункт: город Шарыпово Красноярского края
Наименование материала: КОНСПЕКТ УРОКА – ПРОЕКТА
Тема: "Воплощение нравственного идеала в повести "Олеся" А.И. Куприна"
Дата публикации: 16.09.2018
Раздел: полное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №12» г. Шарыпово

КОНСПЕКТ УРОКА – ПРОЕКТА

Воплощение нравственного идеала

в повести «Олеся» А.И. Куприна

Учитель русского языка и литературы

Пестрецова Ольга Сергеевна

Цель: раскрыть идею и художественные особенности повести «Олеся».

Задачи:

1. Личностные: формировать умение видеть красоту природы.

2. Предметные: совершенствовать навыки анализа произведения для выявленияего

идейно-художественного своеобразия.

познавательные:

создавать

обобщения,

устанавливать

аналогии;

логическое рассуждение, делать выводы;

регулятивные:

упределять

обучения,

корректировать

действия в соответствии с изменяюшейся ситуацией;

Коммуникативные: умение организовывать совместную деятельность с учителем и

сверстником, работь индивидуально и в группе.

Тип урока : изучение нового материала

Форма урока : урок-проект

Ход урока

Этапы урока

Вступление

(2 минуты)

Вступительное слово учителя о

прозе начала 20 века. О ярких

именах писателей Бунине и

Сообщение цели и формы урока.

Этап актуализации

(3 минуты)

В чем особенности творчества

Какие произведения

принадлежат писателю?

О чем пишет Куприн в этих

произведениях?

Его герой яркая,

сильная деятельная,

цельная личность.

- «Поединок»,

«Гранатовый браслет»,

«Суламифь».

Его произведения о

Проблему безответной,

платонической, высокой

любви, любви до

самоотречения и даже

самоуничтожения,

красивой любви

«маленького человека с

великой душой»

Этап постановки

проблемы

(2 минуты)

О чем же пишет писатель в

повести «Олеся»?

Традиционно о любви.

Олеся и Иван

Тимофеевич любят друг

ставит в этом произведении, если

оно о любви?

Проблема в том, что

герои любят друг друга,

но вместе им не суждено

быть. Ведь закономерно:

если любовь взаимная,

то люди должны быть

вместе. (осознание

проблемы)

проектом

Постановка

определение

(4 минуты)

Вот эту проблему мы сегодня и

постараемся решить на уроке. И

решать мы ее будем через проект.

Какова цель проекта?

Чтобы достичь этой цели, что

вы должны сделать, т.е. какие

задачи решить?

Узнать причины

несчастливого финала

повести: почему

любящие друг друга

герои не стали счастливы

и не остались вместе.

Выдвинуть гипотезы.

Проверить их через

анализ текста.

Рассмотреть

художественные

особенности, чтобы

понять мысли и

настроения Олеси и

Ивана Тимофеевича.

Выдвижение

(3 минуты)

Какие у вас предположения,

почему герои не стали вместе?

Учитель записывает гипотезы на

Разное происхождение

Они воспитывались и

жили по-разному.

Она живет в гармонии с

природой, а он испорчен

светской жизнью.

Непонимание

окружающих их людей.

Вы сформулировали проблему,

определили цель и задачи,

выдвинули гипотезы.

Приступайте к реализации

намеченных целей и задач для

решения проблемы в группах.

При подготовке защиты своей

гипотезы, используйте эти

1. Какое значение имеет место

действия в почести?

2. Какую роль в повести играет

Ученики работают в

Проверяют гипотезы,

через ответы на вопросы

и анализ текста.

Составляют схему для

понимания ответа.

3. Как рисует Куприн образ

главной героини?

4. В чем особенность

изображения героя-рассказчика?

5. Как построен сюжет?

6. Какой цвет сопровождает

Выступлени

Отвечают желающие

ученики от группы

Результат

(2 минуты)

Какую схему из предложенных

мы принимаем, как самую

доступную и понятную?

Вот схема второй группы:

Изображаются

Герои Пейзаж

живет в гармонии

с природой

Иван Тимофеевич

не понимает природу

Второй группы.

Вывод заключается в

следующем: только в

единении с природой, в

сохранении

естественности человек

способен достигнуть

духовной чистоты и

благородства. Такой была

Олеся. А герой не был в

гармонии с природой.

Поэтому они не смогли

быть вместе

Обобщение (1 минута)

Ваш ответ созвучен с темой

урока. Так кто в повести является

воплощением нравственного

Воплощением

нравственного идеала в

единения природы и

человека.

Домашнее задание: (1

Напишите отзыв на повесть

«Олеся» по плану сочинения в

Творчество А. И. Куприна

А. И. Куприн. Жизнь и творчество.

Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся».


Цели урока: дать обзор творческого пути Куприна в сопоставлении с творчеством Бунина; раскрыть идею и художественные особенности повести «Олеся».


Творчество ровесника И. А. Бунина, Александра Ивановича Куприна (1870-1938), было известно советскому читателю более широко потому, что, в отличие от Бунина, Куприн за год до своей смерти, в 1937 году, вернулся из эмиграции на родину. Поэтому произведения Куприна издавались в Советском Союзе, а эмигранта Бунина не печатали до конца пятидесятых годов ХХ века.


Этих писателей многое объединяет. Прежде всего, следование традициям русской классической литературы, приверженность

реализму в

изображении жизни,

отношение к

творчеству

Л. Н. Толстого

как к образцу,

уроки мастерства


Куприна тоже интересуют отношения человека и природы, любовь как стихия живой жизни. Куприн развивает тему «маленького человека», подчеркивая «необыкновенность каждого». Но если для Бунина главное - созерцательное, аналитическое начало, то для Куприна важны яркость, сила, цельность характера.


Биография А. И. Куприна

Куприн тринадцать лет детства и юности провёл в закрытых учебных заведениях: Александровское сиротское училище, Вторая московская военная гимназия, вскоре преобразованная в кадетский корпус, Третье Александровское юнкерское училище. После тяжких лет казарменной жизни Куприн скитался по провинциальной России, был и репортёром, и грузчиком в Одесском порту, и управляющим на стройке, землемером, работал на литейном заводе, выступал на сцене, изучал зубоврачебное дело, был журналистом...


«Вечно его мучила жажда исследовать, понять, изучить, как живут и работают люди всевозможных профессий... Его неутолимое, жадное зрение доставляло ему праздничную радость!» - писал о Куприне К. И. Чуковский.

Масса жизненных наблюдений, впечатлений, переживаний стала основой его творчества.


«Ты - репортер жизни... Суйся решительно всюду... влезь в самую гущу жизни», - так определил Куприн свое признание. Куприн - темпераментная, широкая натура, человек стихии и интуиции. Его любимые герои обладают теми же чертами. Колоритен и сочен язык его прозы (лирики он не писал).


Первая книга, вышедшая в 1896 году, называлась «Киевские типы». Через два года выходит повесть «Олеся», поставившая проблему народного характера и явившаяся воплощением мечты писателя о прекрасном человеке, о вольной, здоровой жизни, о слиянии с природой.


Беседа по повести «Олеся».

- Какое значение имеет место действия рассказа?


Действие повести происходит на лоне природы, в глухих местах Полесья, куда судьба забросила героя, городского человека, «на целых шесть месяцев». Герой ожидает новых впечатлений, знакомств со странными обычаями, своеобразным языком с поэтическими легендами, преданиями. И его ожидания оправдываются. Место действия важно и для прояснения авторской идеи.


- Какую роль в повести играет пейзаж? Приведите примеры.

Зимний лесной пейзаж способствует особому состоянию духа, торжественное безмолвие подчёркивает отрешённость от цивилизованного мира, вой ветра усиливает тоску и скуку. Природа не просто фон повествования. Постепенно она становится участницей событий.


Сначала олицетворяются силы природы: «Ветер за стенами дома бесился, как старый, озябший голый дьявол. В его рёве слышались стоны, визг и дикий смех... Снаружи кто-то яростно бросал в стёкла окон горсти мелкого сухого снега. Недалёкий лес роптал и гудел с непрерывной, затаённой, глухой угрозой».


Постепенно звуки ветра почти материализуются, и герою чудится какой-то «страшный гость», ворвавшийся в его старый дом. Тревоги добавляет слуга Ярмола, таинственно сообщающий: «чи ведьмака народилась, чи ведьмак веселье справляет».


Описания пейзажа часто проникнуты лирическим тёплым настроением: «Снег розовел на солнце и синел в тени. Мной овладело тихое очарование этого торжественного, холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня». Наконец, природа, её сила, загадочность, прелесть воплощаются в «колдунье» Олесе. Знакомство героев происходит весной: пробуждается природа - пробуждаются чувства.


В последней главе - внезапный вихрь, нестерпимо душный день, гроза, град - природа предвещает разрыв, разлуку, крушение любви. Выделяется символический образ тутового дерева, которое «стояло совершенно голое, все листья были сбиты с него страшными ударами града». Тоскливое беспокойство героя оправдывается - «неожиданное горе», которое он предчувствовал, случилось: Олеся потеряна для него навсегда.



- Как рисует Куприн образ главной героини?

Появление Олеси предвещает сама природа, Ярмола упоминает о «ведьмаке», герой слышит свежий, звонкий и сильный голос Олеси, и наконец появляется она сама - «высокая брюнетка лет около двадцати-двадцати пяти» с лицом, которое «нельзя было позабыть... но трудно было его описать»: лукавство, властность и наивность» во взгляде «больших, блестящих, тёмных глаз». Лицо её легко меняет выражение от суровости до детской застенчивости (глава III).


Олеся сравнивается с молодыми ёлочками, выросшими в приволье старого бора (глава IV).

Героя привлекает и «ореол окружавшей её таинственности, суеверная репутация ведьмы, жизнь в лесной чаще среди болота и в особенности - эта гордая уверенность в свои силы».



- В чём особенность изображения героя-рассказчика?

Героя описывает сама Олеся: человек вы хотя и добрый, но только слабый... доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин... Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете».


- Как построен сюжет повести?

Картины жизни и картины природы связаны в единый поток: например, после встречи героя с Олесей - картина бурной весны, объяснение в любви сопровождается описанием лунной ночи. Сюжет построен на противопоставлении мира Олеси и мира Ивана Тимофеевича.





- Какой цвет сопровождает образ Олеси?

Это красный цвет, цвет любви и цвет тревоги: «красная юбка Олеси выделялась ярким пятном на ослепительно белом, ровном фоне снега (первая встреча); красный кашемировый платок (первое свидание, в этой же сцене Олеся заговаривает кровь), нитка дешёвых красных бус, кораллов - единственная вещь, которая осталась «на память об Олесе и об её нежной, великодушной любви (последний эпизод).


- Почему счастье героев оказалось таким коротким?

Олеся, владеющая даром предвидения, чувствует, осознает неизбежность трагического конца короткого счастья. Продолжение этого счастья в душном, тесном городе невозможно. Слишком разные они люди. Тем более ценно её самоотречение, попытка примирить свой независимый образ жизни с тем, что ей глубоко чуждо. Тема «волшебной» любви сменяется другой, постоянно звучащей в творчестве Куприна, - темой недостижимости счастья.


- В чём, по-вашему, идея рассказа?

Куприн показывает, что только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства.


Домашнее задание:

2. Ответить на вопросы:

- В чём смысл названия повести?

- Какие темы затрагивает писатель?

Выбери самое главное на твой взгляд)))

Жизненный путь преподобного Сергия описан в Житие, которое составил в 1406–1419 гг. его ученик Епифаний Премудрый, а во второй четверти ХV века переработал Пахомий Логофет. "Житие Сергия Радонежского" является одним из лучших древнерусских памятников агиографической литературы.
Преподобный Сергий Радонежский не оставил после себя ни единой строчки. Более того, он всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому, можно сказать, что учение преподобного Сергия Радонежского это его жизнь.
Подвижничество преподобного Сергия Радонежского в значительной степени повлияло на всю отечественную духовность, так как он внес в нее важнейшие для всего русского национального сознания религиозно-философские идеи.
В первую очередь, Сергий Радонежский, стремясь к “жизни во Христе”, ввел идею и практику “высокого жития”, как реальный пример нравственного совершенства, как некий общечеловеческий идеал. Незадолго до смерти, Сергий Радонежский завещал своим инокам “иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную”, “смирением украшать себя”, “единомыслие друг с другом хранить”, “ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения”. По сути дела, в этом завещании, в краткой форме, выражены все главные составляющие идеи “высокого жития”.
Проповедуя “высокое житие”, Сергий Радонежский призывал иноческую братию, прежде всего, к полному отказу от мирских соблазнов богатства, власти, ненависти, насилия. Он считал, что все эти мирские заботы тяготят душу и мешают иноку сосредоточиться на молитве. “А ни о чем бесполезном не нужно заботиться, но следует уповать и взирать на Бога, Который может кормить нас, и одевать, и обо всех наших делах заботиться: и от него следует ожидать всего, что нужно доброго и полезного душам и телам нашим”, говорил Сергий.
Поэтому в самом Троицком монастыре практиковались нищелюбие, отказ от частной собственности, смирение и любовь. Но, в то же время, Сергий не приветствовал полной нищеты или побирушничества, чем занимались монахи иных обителей. Троицкий игумен очень высоко ценил человеческое достоинство, которое дано от Бога, и которое человек обязан соблюдать. Поэтому троицкие иноки практиковали каждодневный совместный труд для добывания средств к существованию. Больше того, если жители окрестных сел привозили инокам провизию, то по велению игумена, они сначала совершали молитву во славу Божию, потом кормили гостей, и уже в последнюю очередь сами приступали к трапезе.
В Троицкой обители аскетический подвиг рассматривали, как, во-первых, страдание во имя Христа, и, во-вторых, как средство “осветления души”, ибо страдание должно именно осветлять душу, а не “истязать” тело. Таким образом, выступая духовным наследником Антония и Феодосия Печерских, Сергий Радонежский сместил акценты в направление духовного и нравственного самосовершенствования, отказавшись от физического “истязания плоти”. И недаром в самом Житие неоднократно подчеркивается, что именно из-за “чистоты жизни” преподобный Сергий был удостоен Божией благодати.

Сочинение

Познакомившись с творчеством А. И. Куприна, я отметил для себя основную тему его произведений — это воспевание чистой, непорочной, великодушной любви. Любви разных людей: Олеся — «цельная, самобытная, свободная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым посредственным суеверием, детски-невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины», а Иван Тимофеевич — «человек хотя добрый, но только слабый». Они принадлежат к разным социальным слоям: Иван Тимофеевич — образованный человек, писатель, приехавший в Полесье «наблюдать нравы», а Олеся — «ведьма», необразованная девушка, выросшая в лесу.

Но, несмотря на эти различия, они полюбили друг друга. Однако их любовь была разной: Ивана Тимофеевича привлекли красота, нежность, женственность, наивность Олеси, а она, напротив, осознавала все его недостатки и знала, что их любовь обречена, но, несмотря на это, любила его всей своей пылкой душой. Ведь ради Ивана Тимофеевича она пошла в церковь, хотя знала, что это закончится для нее трагически,

А вот любовь главного героя я не считаю такой же чистой и великодушной. Он знал, что может случиться несчастье, если Олеся пойдет в церковь, но не сделал ничего, чтобы остановить ее: «Вдруг внезапно ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь. Но я сдержал свой неожиданный порыв…». Иван Тимофеевич, хотя и любил Олесю, но в то же время боялся этой любви. Именно эта боязнь помешала ему жениться на ней: «Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня:" я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в людское платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса».

Любовь Олеси и Ивана Тимофеевича — трагедия, как и судьба самой Олеси, ведь она резко отличалась от перебродских крестьян прежде всего своей чистой, открытой душой, богатством внутреннего мира. Олеся — полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплощает свои представления об идеале женщины. Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена цивилизацией. Писатель создает исключительно романтический образ «дочери лесов». Жизнь Олеси проходит изолированно от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные люди: слава, богатство, власть, молва. Основными мотивами ее поступков становятся эмоции. Больше того — Олеся колдунья, ей знакомы тайны человеческого подсознания. Именно это породило ненависть к ней черствых, ограниченных людей. И, как известно, люди всегда стремятся уничтожить того, кого они не понимают, того, кто от них отличается. Поэтому героиня вынуждена расстаться с любимым и бежать из родного леса. Любовь Олеси становится величайшим даром, который может дать жизнь герою повести. В этой любви есть и самоотверженность и смелость, с одной стороны, и противоречие, с другой.

Подлинный смысл любви писатель видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек. Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе.

Другие сочинения по этому произведению

«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире» (по повести А. И. Куприна «Олеся») Чистый свет высокой нравственной идеи в русской литературе Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (По повести А. И. Куприна «Олеся») Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (по повести А. Куприна «Олеся») Женский образ в рассказе А. Куприна “Олеся” Лобовь в русской литературе (по повести «Олеся») Моя любимая повесть А. И. Куприна «Олеся» Образ героя-рассказчика и способы его создания в повести «Олеся» По рассказу А. И. Куприна «Олеся» Почему любовь Ивана Тимофеевича и Олеси стала трагедией? Можно ли считать виновным в этом «ленивое сердце» героя? (по произведению А. И. Куприна «Олеся») Сочинение по повести Куприна «Олеся» Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся» Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет») Урок нравственной красоты и благородства в повести А. И. Куприна «Олеся» (образ Олеси) Художественное своеобразие одного из произведений А.И.Куприна ("Олеся") Человек и природа в творчестве Куприна Тема любви в повести А. И. Куприна «Олеся» Он и Она в повести А. И. Куприна «Олеся» Мир природы и человеческих чувств в повести А. И. Куприна "Олеся" Анализ повести "Олеся" Куприна А.И. Сочинение по повести А.И. Куприна "Олеся" Сочинение по повести А. И. Куприна "Олеся" Образ Олеси в одноименной повести Куприна "Лесная колдунья" Олеся в одноименной повести А. И. Куприна