Вопросы к конкурсу угадай произведение. Викторина «Отгадай произведение

к игре,карточки с указанием номера команды, пять комплектов с номерами ответов (1,2,3,4,5), звезды.

Ход игры

Ведущий: Сегодня мы собрались на игру-викторину “Литературный ринг”. Все вопросы, которые будут заданы, связаны с народным творчеством, литературными произведениями и литературными сказками.

Правила игры (слайд 2)

  • В игре принимают участие 5 команд. Вопросы будут задаваться поочередно каждой команде. Все команды могут отвечать на все вопросы.
  • За каждый правильный ответ на свой вопрос команда получает 1 балл.
  • За правильный ответ на вопрос другой команды можно получить звезду.
  • На обдумывание каждого вопроса дается 5 сек.
  • После каждого тура, а их – три, будет отсеиваться одна команда игроков, набравшая наименьшее количество очков.
  • Если у нескольких команд число очков окажется одинаковым, то будут учитываться звезды.
  • В супер-игре сразятся две команды, дошедшие до финала.

Подсчитывать очки будут… (ведущий представляет жюри)

1 тур

Ведущий: Жар-птица – воплощение лучезарного бога Солнца! Образ этой птицы был создан фантазией древнего человека и сохранился в русских волшебных сказках как идеал небесной красоты и счастья. Прообразом этой прекрасной птицы была природа, окружающая человека. Вам предстоит разгадать поэтические образы птиц, обитавших и до сих пор обитающих в наших лесах. Я думаю, что многих из них мы прекрасно знаем. Вам предстоит угадать их в мифологических описаниях, данных нашими предками.

Задание 1: (слайд 3) Перед вами изображения птиц: орла, совы, петуха, кукушки, вороны.

1.Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей.

(Кукушка)

2. Эта птица жила до трехсот лет и единственная могла приносить живую и мертвую воду.

3. В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах домов.

4. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная волна нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц.

5. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы.

Ведущий: Не менее богат и разнообразен мир зверей в славянских преданиях. Главой и владыкой звериного царства считался Индрик – зверь. Много у него было подданных. Обладали они чудесными свойствами. Но были и такие, которые действительно жили и сейчас живут в наших русских лесах. Вот этим зверям мы и посвятим вопросы.

Задание 2. (Cлайд 4) Перед вами изображения животных и зверей.

1. По народным поверьям, он олицетворение темноты. Им мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделен мудростью и действовал во многих русских сказках.

2. По преданьям, это человек, превращенный злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов – Велес.

(Медведь)

3. Это животное выступает спутником колдунов или колдуний, однако он очень любим русским народом. По славянским поверьям, это очень смышлен животное. С ним связано множество примет и пословиц.

к ошка)

4. В древние времена, когда обожествлялись силы природы, темная сила выезжала на этом животном черного цвета, а боги цвета и тьмы ездили на таком же животном белой масти. Поэтическое народное слово именует его “крыльями человека”.

5. Об этом своем верном друге наш народ сложил много крылатых выражений, примет, пословиц, загадок. Он одной породы с волком, но с давних пор – его лютый враг.

(Пес, собака).

На этом первый тур окончен.

Игру покидает команда №…..

2 тур

(Cлайд 5) Ведущий: Не сомневаюсь, что вы, прежде чем научились читать, слушали сказки.

“Что за прелесть – эти сказки! Каждая есть поэма...
Сказка ложь, да в ней намек...”, – писал А.С. Пушкин о народных сказках.
Зародившись в древние времена, сказка до сих пор передается из уст в уста,
переиначивается и возникает заново.

Кто много сказок прочитал,
Легко найдет ответы.
Да ты и так давно их знал.
Ну что, проверим это!

Задание 1: (слайд 6) Перед вами 4 изображения персонажей народных сказок.

1. Кто приказывал: “Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела”?

(“Царевна-лягушка”)

2. В какой сказке говорится о четырех дерзких побегах и одном злодейском убийстве?

(“Колобок”)

3.Какая сказка заканчивается словами: “Злую ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле”?

(“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”)

Задание 2: (слайд 7) Ведущий: Вы видите четыре рисунка, на которых изображены сказочные герои.

1. Все ли эти рисунки являются иллюстрациями к русским народным сказкам?

(“Крокодил Гена и его друзья”)

Ведущий: Крокодил Гена и его друг Чебурашка – эти сказочные герои были придуманы нашим современником Эдуардом Успенским.

В основе знаменитых сказок о царе Салтане, о мертвой царевне, о рыбаке и рыбке лежат народные сказочные сюжеты. Хорошо ли вы знаете сказки А.С. Пушкина?

Сейчас проверим! Слушайте внимательно, так как вопрос зачитывается только один раз.

Задание 3: (слайд 8) Перед вами иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина. Назовите сказку и ее героя.

1. Три злоумышленника, находясь на службе у высокопоставленного лица, совершили подлог документа, который имел печальные, весьма драматические последствия: семья была разрушена. Мать с сыном жестоко наказаны. Но в конце концов правда восторжествовала, зло побеждено.

(Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой. “Сказка о царе Салтане”)

2. Под давлением царственной особы эта женщина совершила страшное преступление. Под видом убогой нищенки она проникла к доброй, ничего не подозревающей девушке и угостила ее очень распространенным вкусным фруктом. В результате чего та замертво упала.

(Чернавка отравила молодую царевну. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)

3. Это сказочно красивая, но очень хитрая особа совершила тяжкое преступление. На поле брани она погубила двух малолетних братьев, а потом и до отца добралась.

(Шемаханская царица. “Сказка о Золотом петушке”)

Задание 4:

Ведущий: А теперь перед вами следующая группа вопросов по сказкам А. С. Пушкина. (Слайд 9)

  1. Из какого драгоценного металла сделана цепь, висевшая на дубе у Лукоморья?
  2. 1. Серебро.
    2. Железо.
    3. Платина.
    4. Золото.

    (У лукоморья дуб зеленый;
    Златая цепь на дубе том…)

  3. Каким было последнее желание старухи в “Сказке о рыбаке и рыбке”?
  4. 1. Быть столбовой дворянкой.
    2. Быть владычицей морской.
    3. Быть вольной царицей.
    4. Новое корыто.

  5. Что из перечисленного не входит в мораль сказки Пушкина о Золотом петушке?
    1. Ложь.
  6. 2. Урок.
    3. Намек.
    4. Зарок.

(Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.)

  1. Какими словами бранила старуха своего старика в “Сказке о рыбаке и рыбке”
    1. Горюшко ты моё.
    2. Пустая твоя голова.
    3. Дурачина ты, простофиля.
    4. Ах ты, мерзкий старик.

Дополнение: Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Задание 5:

(Слайд 13) Перед вами иллюстрации литературных сказок.

1.В какой сказке говорится о художественном уровне вокально– инструментальных ансамблей?

(Бр.Гримм “Бременские музыканты”)

На этом заканчивается II тур.

Из игры выбывает команда № …

3 тур

В своей речи мы используем не только пословицы и поговорки, но и очень похожие на них крылатые выражения: вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц.

Крылатые выражения находятся как бы на полпути к пословицам: как и пословицы, они широко бытуют в речи, но, в противоположность пословицам, обычно принадлежат автору, который известен.

Задание 1:

(слайд 14) Перед вами портреты А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, Д.И. Фонвизина. Необходимо определить, кому из них принадлежит прочитанное мною крылатое выражение.

  1. “Краткость – сестра таланта” (А. П. Чехов)
  2. “Терпи, казак – атаманом будешь!” (Н.В. Гоголь Т. Бульба – Андрию)
  3. “Не хочу учиться, а хочу жениться”. Д.И.Фонвизин

Задание 2:

  1. Автор повести “Ночь перед Рождеством”. (Н.В.Гоголь)
  2. Автор рассказов “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”. (А.П.Чехов)
  3. Автор повести “Дети подземелья” (В.Г.Короленко)
  4. Автор рассказа “Му-Му”. (И.С.Тургенев)

Задание 2: (слайд 16) Перед вами герои литературных произведений По приведенному ниже описанию определите, кто этот герой, из какого произведения, кто автор произведения.

  1. “Спереди совершенный немец: узенькая беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивается кругленьким пятачком, ноги очень тонкие. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, так как у него висел хвост, словно мундирные фалды…” (Черт. “Ночь перед рождеством”, Гоголь)
  2. “Босиком, в ночных сорочках. На голове фуражки. Очень толстые и ленивые. Любят жить за чужой счет”. (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, Салтыков-Щедрин.)
  3. “На них сафьяновые красные сапоги, с серебряными подковами, шаровары шириною с черное море, с тысячью складок, перетянутые золотым шнурком. Их лица немного загоревшие с черными усами. На голове бараньи шапки с золотым верхом”. (Остап и Андрий. “Тарас Бульба”, Гоголь)

Задание 3: (слайд 17) Найдите “лишнее”:

1. “Лошадиная фамилия”, “Пересолил”, “Му-Му”, “Толстый и тонкий”. (“Му-Му” написал И.С.Тургенев, а другие рассказы А.П.Чехова)

(Слайд 18)

1. “Ночь перед Рождеством”, “Ревизор”, “Капитанская дочка”, “Вечера на хуторе близ Диканьки”. (“Капитанская дочка” А.С. Пушкина, а другие произведения Н.В. Гоголя)

Ведущий: Это был последний вопрос третьего тура.

Прежде чем подсчитать набранные очки и определить две команды, вышедшие в финал, посмотрите вот сюда (показывает на ящики). Перед вами три чудесных ящика. А открыть их сможет та команда, у которой больше всех звезд.

За каждый открытый ящик вы отдаете по звезде, поэтому вы можете не открывать ящики и сэкономить звезды для финала.

Попросим жюри объявить результаты III тура…

Выбывают… (им вручаются призы).

В финал вышли …

Финал

ПОСЛОВИЦА (слайд 20)

Из слова “ПОСЛОВИЦА” нужно составить как можно больше слов. Каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в этом слове. Тот, кто назовёт последнее слово, – победит. На выполнение задания отводится 2 минуты. Время пошло...

Финалисты по порядку называют придуманные слова, но те слова, которые уже были сказаны соперником, не засчитываются.

Побеждают … Вручаются подарки (сначала проигравшей паре, затем победителям).

Литературная игра для 5 классов

«УЗНАЙ-КА – УГАДАЙ-КА»

(правильный ответ оценивается в 1 балл)

1 конкурс

«Узнай писателей по фотографиям»

Задание: узнать писателей по фотографиям и сделать подписи

2 конкурс

«Узнай героя произведения»

Задание: ответь, кто из литературных героев

28 лет провёл на необитаемом острове? (Робинзон Крузо)

Потерпел кораблекрушение и был взят в плен лилипутами (Гулливер)

Вывернул волка наизнанку, застрелил бешеную шубу, вытащил себя из

болота за косичку парика (Мюнхгаузен)

Помчался вдогонку за Белым Кроликом, провалился в очень глубокий колодец и оказался в удивительной стране (Алиса)

Свергнул власть 3-х толстяков (Суок, Просперо, Тибул)

3 конкурс

«Кто это»

А) Кличка Каштанки (Тётка)

Б) Первые создатели славянской азбуки (Кирилл и Мефодий)

В) Имя няни А.С.Пушкина (Арина Родионовна)

Г) Лиса – подруга Базилио (Алиса)

Д) Известный русский баснописец (И.А.Крылов)

4 конкурс

«Догадайся, какое это произведение»

1. «Хума куотоцах» («Муха-цокотуха»)

2. «Спень о щевме Глеое» (»Песнь о вещем Олеге»)

3. «Таскир Табохтчы» («Старик Хоттабыч»)

4. «83 гуппоеав» («38 попугаев»)

5. «Кто в хагсопа» («Кот в сапогах»)

6. «Кничещулк» («Щелкунчик»)

5 конкурс

«Перевёртыши - узнай фразы»

1. «Помолчи-ка, тётя, ведь бесплатно» «Скажи-ка, дядя, ведь недаром»

2. «Не слушайте!» «Послушайте!»

3. «Ваш Ваня тихо смеётся» « Наша Таня громко плачет»

4. «Старик, ворота отвори!» «Старуха, дверь закрой!»

5. «Оттепель и луна, ночь мерзкая!» «Мороз и солнце, день чудесный!»



ОТВЕТЫ К ПОРТРЕТАМ ДЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ

1 ряд (слева направо)

1. А.С.Пушкин 2. Л.Н.Толстой 3. И.А.Крылов

2 ряд (слева направо)

1. А.П.Чехов 2. С.А.Есенин 3. П.П.Бажов

3 ряд (слева направо)

1. С.Я Маршак 2. К.И.Чуковский

4 ряд (слева направо)

1. А.Л. Барто 2. С.В. Михалков

Цель : развивать внимание, память, мышление, умение работать в коллективе.

Оборудование: рисунки лошадей (См. приложения)

В игре участвуют три команды с любым количеством игроков. Первой команде предлагается угадать литературного героя: сначала — по трем словам, относящимся к произведению (и получить за это 3 балла); если герой не угадан, то — по отрывку из этого произведения (и получить 2 балла); если и после этого герой командой не назван, то его называет учитель, а команда получает возможность заработать 1 балл, выполнив задание по карточке, связанное с темой данного произведения. Если же герой был угадан командой, то учитель предлагает выполнить задание в качестве развлекательного момента.

Следующего литературного героя угадывает вторая команда, затем третья. После этого в игру снова вступает первая команда, и т. д.

В конце игры подводится подсчет баллов, выявляется команда-победитель.

Игра развивает внимание, память, мышление, воображение.

ЗАДАНИЯ

1. Небольшой герой из мира домашних животных. (Конек-горбунок.)

Слова: поле, дозор, кобылица.

Отрывок. «На земле и под землей

Он помощник будет твой». (П. Ершов)

Задание. В сказке П. Ершова конек-горбунок не имеет клички, скорее — обидное прозвище. А ведь можно было ему за его заслуги дать красивую кличку, например, одну из тех, что у этих лошадей. (Ведущий показывает рисунки лошадей и просит угадать их клички. Угадавший получает рисунок.)

➢ Так называют первого человека в государстве. (Президент)

➢ Кличка этого жеребца связана с названием мощного явления природы. (Вихрь)

➢ Этот конь отзывается на кличку, происходящую от названия драгоценного камня. (Алмаз. См. приложения)

2. Герой — представитель самой гуманной профессии. (Айболит)

Слова: крест, саквояж, животное.

Отрывок.

«Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!» (К. И. Чуковский)

Задание: изобразить с помощью жестов и мимики животных, которых лечил доктор Айболит из сказки К- Чуковского: обезьяну, корову, медведя, зайца, попугая.

3. Очаровательная юная героиня. (Дюймовочка)

Слова: цветок, девочка, крылья.

Отрывок. «Вот тебе ячменное зерно. Это зерно не простое, не такое, какие растут на крестьянских полях и которыми кормят кур. Посади это зернышко в цветочный горшок, а потом увидишь, что будет». (Х.-К Андерсен)

Задание. Рост Дюймовочки из сказки Андерсена — один дюйм, а это в два раза меньше мизинца. Вспомните названия и имена других маленьких героев из различных произведений.

➢ В их стране гостил Гулливер. (Лилипуты)

➢ Незнайка и его друзья — все как один... (коротышки).

➢ Старший брат Дюймовочки из сказки Ш. Перро. (Мальчик-с-пальчик)

➢ Друзья Белоснежки. (Гномы)

➢ Мужчина в полном расцвете сил, живущий на крыше. (Карлсон)

➢ Он «ростом только в три вершка». (Конек-горбунок)

Сказочные существа с крылышками; женой одного из них стала Дюймовочка. (Эльфы)

Волшебная страна Гудвина населена удивительными народцами, которые все время ЖУЮТ и поэтому называются... (жевунами), МИГАЮТ и поэтому называются... (мигунами), ПРЫГАЮТ и поэтому называются... (прыгунами), БОЛТАЮТ и поэтому называются... (болтунами).

➢ Мужественный герой из сказки Андерсена. (Оловянный солдатик.)

4. Влюбленный герой. (Королевич Елисей)

Слова: солнце, месяц, ветер.

Отрывок.

«Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора;

В той норе, во тьме печальной

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того пустого места,

В том гробу твоя невеста». (А. С. Пушкин)

Задание. Королевич Елисей долгое время был занят поисками невесты. Провести игру «Холодно — горячо». Условия игры: в помещении спрятан предмет; его должен найти игрок, ориентируясь на слова ведущего «холодно» и «горячо».

5. Печально известная героиня. (Снегурочка)

Слова: холод, костер, облако.

Отрывок. «Принесла бабка в решете снега. Толкли, толкли они снег и вытолкли девушку». (Русская народная сказка.)

Задание. Исполнить отрывки из песен на зимнюю тему, например, «Три белых коня», «Кабы не было зимы», «В лесу родилась елочка» и т. д.

6. Герой, прославившийся необычайной хитростью. (Кот в сапогах.)

Слова: сапоги, маркиз, принцесса.

Отрывок . «Не успел он спрятаться, как ему сразу повезло: молоденький, доверчивый кролик забрался в мешок». (Ш. Перро)

Задание. Коту в сапогах приходится решать сложнейшие задачи, чтобы добиться цели. Решите задачи про котов.

➢ Пять котов устроили грандиозную драку. Сколько лап было в ней повреждено, если каждый кот ухромал с поля боя на двух лапах? (10 лап.)

➢ Под окном самой красивой кошки города коты устроили концерт. Участвовали 3 черных кота, 10 полосатых, 5 рыжих и 6 белых. Сколько котов орало под окном? (24)

7. Герой из мира птиц. (Гадкий утенок.)

Слова: двор, одиночество, лебеди.

Отрывок . «— Славные у тебя детки! — сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. — Все очень милы, кроме одного... Этот не удался! Хорошо бы его переделать!» (Х.-К. Андерсен.)

Задание . Гадкий утенок из сказки Андерсена на самом деле оказался лебедем, дикой птицей. Отгадайте загадки о диких птицах.

➢ Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин. (Журавли)

➢ И петь не поет, и летать не летает,

За что же тогда его птицей считают? (Страус)

➢ У нее глаза большие, хищный клюв —

всегда крючком,

По ночам она летает, спит на дереве лишь днем. (Сова)

➢ Проживает в странах жарких, а в нежарких —

в зоопарках,

И спесив он, и хвастлив, потому что хвост красив,

Им любуется он сам и показывает нам. (Павлин)

➢ Это старый наш знакомый,

он живет на крыше дома —

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист)

8. Единственный в своем роде сказочный герой. (Карлсон)

Слова: мужчина, малыш, крыша.

Отрывок. «— Странно... Домик? Не может быть! На крыше стоит маленький домик?.. Как он мог здесь оказаться?» (А. Линдгрен)

Задание. Карлсон. Герой произведения А. Линдгрен, как известно, обожает пошутить над людьми, причем, ни одна его шутка не повторяется дважды. Игра-игралка — приз-хватал- ка.

Условия игры : разыгрывается приз — игрушка из «киндер-сюрприза». Участвуют 2 или более человек.

Ведущий.

Вот этот приз достанется тому,

Кто всех внимательнее будет,

Тому, кто ловок и умен

И приз забрать свой не забудет.

Когда услышите «И раз!!!» —

Тогда наступит звездный час.

Начинаем мы игру:

«И три, и два, и...»

Рассмеялся бегемот

И схватился за живот.

Вдруг взорвется он сейчас?!

Быстро прячьтесь все и...

Разве вы не знаете,

Что в игру играете?

Я читаю текст для вас,

Слушайте еще и...

Разлетелся на клочки

Мой дневник с оценкой «три»

Не позорю я свой класс.

Рву его. Вот так — и...

Разъяренный военрук

Не любил зеленый лук,

Надевал противогаз

Быстрее всех ребят и...

Разгулялись наши гости:

Чай и кофе уже просят.

Пошла мама включать газ,

Спичку чиркнула и...

Разговаривать не надо,

Лучше съешьте шоколада.

И РАЗ и навсегда запомни:

Укрепляй зубные корни!

9. Прозвище этого героя в переводе с датского означает «Закрой глазки». (Оле-Лукойе)

Слова: дети, зонтик, сновидения.

Отрывок . «Под мышками у него по зонтику: один с картинками, который он раскрывает над хорошими детьми, и тогда им всю ночь снятся чудеснейшие сказки, а другой совсем простой, гладкий, который развертывается над нехорошими детьми; ну, они и спят всю ночь как чурбаны, и поутру оказывается, что они ровно ничего не видали во сне». (Х.-К Андерсен)

Задание . Оле-Лукойе, которого придумал Х.-К. Андерсен, раскрывал над послушными детьми цветной зонтик, и тогда им снились чудесные сны. А вот мамы и бабушки знают другой способ создания благоприятных сновидений — они поют колыбельные песни. Нужно спеть колыбельную «Спят усталые игрушки» (Слова 3. Петровой, музыка А. Островского.)

Спят усталые игрушки, книжки спят,

Одеяла и подушки ждут ребят.

Даже сказка спать ложится,

Чтобы ночью нам приспиться.

Ты ей пожелай баю-бай.

Обязательно по дому в этот час

Тихо-тихо ходит дрема возле нас.

За окошком все темнее,

Утро ночи мудренее,

Глазки закрывай, баю-бай.

Баю-бай, должны все люди ночью спать

Баю-баю, завтра будет день опять.

За день мы устали очень.

Скажем всем — спокойной ночи,

Глазки закрывай, баю-бай...

В игре участвуют 3 команды с любым количеством игроков.

Первой команде предлагается угадать литературного героя: сначала по трем словам, относящимся к произведению, и получить за это 3 балла; если герой не угадан, то — по отрывку из произведения, и получить за это 2 балла; если и после этого герой командой не назван, то его называют зрители или ведущий, а команда получает возможность заработать 1 балл, выполнив задание по карточке, связанное с темой данного произведения. Если же герой был угадан командой, то ведущий предлагает в качестве развлекательного момента выполнить задание по карточке зрителям.

Таким же образом следующего литературного героя угадывает вторая команда, затем третья. После этого в игру снова вступает первая команда, и т. д. В конце игры проводится подсчет баллов, выявляется команда-победитель.

Ведущий . Итак, команда под номером один! Внимание!

Это таинственная героиня, которую ни при каких обстоятельствах нельзя назвать положительным персонажем. (Шамаханская царица)

Слова : девица, шатер, смерть.

Отрывок.

Как пред солнцем птица ночи,

Царь умолк, ей глядя в очи,

И забыл он перед ней

Смерть обоих сыновей

И она перед Дадоном

Улыбнулась — и с поклоном

Его за руку взяла

И в шатер свой увела. (А. Пушкин)

Задание . В «Сказке о золотом петушке» А. Пушкина, откуда родом наша героиня, много волшебного и таинственного, например, сам золотой петушок. А какие еще волшебные предметы, встречающиеся в сказках, вы знаете? Назовите не менее семи предметов. (Клубочек, гусли-самогуды, скатерть- самобранка, зеркальце, блюдечко с яблочком, шапка-невидимка, сапоги-скороходы.)

Ведущий . В игру вступает вторая команда.

Это юный бесстрашный герой. (Чиполлино.)

Слова: овощи, фрукты, сеньоры.

Отрывок. «Однажды бедную окраину собрался посетить сам правитель страны, принц Лимон. Придворные ужасно беспокоились, не ударит л и луковых запах в нос его высочеству:

— Что скажет принц, когда почувствует запах бедности?» (Д. Родари)

Задание . В сказке Д. Родари «Приключения Чиполлино» героями являются фрукты и овощи.

Отгадайте загадки о некоторых из них.

Я вырос на грядке.

Характер мой гадкий:

Куда ни приду,

Всех до слез доведу. (Лук)

Долгоножка хвалится:

— Я ли не красавица?

А всего-то косточка

Да красненькая кофточка. (Вишня)

Полезный, желтый, кислый он —

Называется... (лимон).

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (Помидор)

Золотая голова велика, тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка. (Тыква)

Сладка, сочна,

В форме лампочки она. (Груша)

Ведущий . Слово предоставляется третьей команде.

Это очаровательная и женственная героиня. (Золушка)

Слова: наряд, карета, часы.

Отрывок . «Последним подарком были туфельки из чистейшего хрусталя, какие и не снились ни одной девушке». (Ш. Перро)

Задание . Золушка из сказки Ш. Перро замечательно танцевала на балу. Исполните под музыку энергичный танец, сидя на стуле.

Ведущий. И снова играет первая команда.

Если бы этот герой жил среди нас, ни один учитель не смог бы назвать его прилежным учеником. (Незнайка)

Слова : цветы, малыши, друзья.

Отрывок . «— Почему рано? Уже можно лететь!

— Много ты понимаешь! Шар сначала нужно надуть теплым воздухом». (Н. Носов)

Задание. Найти ошибки в словах, которые сочинил Незнайка.

♦ Посмотрите: синий грач

По полю несется вскачь. (Не синий, а черный.)

♦ С треском взламывая лед,

По Нилу ледокол плывет. (На Ниле льда не бывает.)

♦ Дрожит осиновый листок

Даже в слабый ветерок. (Ошибок нет.)

♦ Всем известно, без сомненья:

Карлсон не любил варенья. (Карлсон любил варенье.)

♦ Даже дети это знают:

В песках джунгли утопают. (В джунглях нет песков.)

♦ Яна только сейчас поняла:

Одно и то же — волчок и юла. (Ошибок нет.)

♦ Очень мило сибирская кошка

Вальс играет на русской гармошке. (Кошки не играют на гармошках.)

Ведущий . Игру продолжает команда под номером два.

Это легко узнаваемый герой. (Буратино)

Слова : театр, дерево, обман.

Отрывок . «Вырезал и склеил курточку из коричневой бумаги и ярко-зеленые штанишки. Смастерил туфли из старого голенища и шапочку — колпачком с кисточкой — из старого носка». (А. Толстой)

Задание. Буратино, как известно, большой поклонник театрального искусства. Инсценируйте диалоги малышей из книги К. И. Чуковского «От двух до пяти».

. — Сколько тебе лет?

— Скоро восемь, а пока три.

. — А мой папа храпеть умеет!

— А у нас на даче столько пыли!

. — Я сегодня упала и сильно ушиблась.

— Плакала?

— Почему?

— А никто не видал.

. — Я выйду замуж за Вову, у него красивый костюмчик, и за Петю тоже: он подарил мне копеечку.

— А как же Леша? Ведь у него столько игрушек!

— Что ж, придется мне и за него выходить.

. — Тебя нашли в капусте!

— Разве я был в супе?

. — Не ешь зеленых вишен, умрешь.

— Нет, не умру.

— Видел: вчера хоронили дедушку? Когда он был маленький, он ел зеленые вишни — вот и умер.

. — Что это ты шепчешь собаке?

— Я ей говорю: народи мне щеночков. А она мне отвечает: родю, родю с удовольствием.

. — Я буду доктор, а ты пусть больная. Что у вас болит?

— С вашими глазами случилось воспаление легких.

Ведущий. Играет команда под номером три.

Это очень добрый герой, работник зоопарка. (Крокодил Гена)

Слова: одиночество, дом, дружба.

Отрывок . «А я уже придумал! Надо взять и написать объявления, чтобы они приходили к нам. А когда они будут приходить, мы будем их знакомить между собой.

Эта мысль всем понравилась, и друзья решили сделать так. Они развесят по городу объявления. Каждому, кто будет приходить к ним, они постараются найти товарища». (Э. Успенский)

Задание . Исполнить песню из мультфильма о крокодиле Гене и Чебурашке «Пусть бегут неуклюже...». (Слова Тимофеевского, музыка В. Шаинского.)

Ведущий. Игра вступает в третий круг. Слово первой команде.

Эта героиня — очень коварная особа, влюбленная в себя. (Царица из «Сказки о мертвой царевне...»)

Слова: красота, ревность, преступление.

Отрывок.

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива». (А. С. Пушкин)

Задание. Царица могла часами любоваться собой в зеркальце. Покажите, как она с ним разговаривала, используя зеркальце и цитату из сказки:

Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее.

Ведущий. Играет вторая команда.

Этот герой — существо, которое человеком уж точно не назовешь. (Мойдодыр)

Слова: начальник, чистота, вода.

Отрывок.

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок... (К. Чуковский)

Задание . Мойдодыр — яростный сторонник гигиены. Ответьте в быстром темпе на вопросы по теме «Гигиена».

♦ Что представляет собой кривоногий и хромой Мойдодыр? (Умывальник)

♦ Время от времени на помощь длинным волосам приходят... (ножницы).

♦ Какой предмет обязательно должен быть хотя бы в одном кармане? (Носовой платок)

♦ На смену зубному порошку пришла зубная... (паста).

♦ Оно бывает туалетное и хозяйственное. (Мыло)

♦ Помощник мятой одежды. (Утюг)

♦ Если кожа шелушится, помогу я без проблем,

Ведь я ласковый и нежный детский... (крем).

♦ Солнце, воздух и вода — наши лучшие... (друзья).

♦ Куда ходят с березовым веником? (В баню.)

♦ Хлопотун Егорка взялся за уборку:

В пляс по комнате пошел, оглянулся — чистый пол. (Веник)

Ведущий. Игру завершает третья команда.

Эта героиня — девочка со странным именем. (Красная Шапочка)

Слова : корзинка, лес, подмена.

Отрывок . «Но, по счастью, в это самое время проходили мимо домика дровосеки с топорами на плечах.

Услышали они шум, вбежали в домик и убили Волка». (Ш. Перро)

Задание. Пересказать по ролям диалог Красной Шапочки и Волка, переодетого бабушкой.

Ведущий . Жюри подсчитывает количество баллов, и сейчас оно назовет команду-победительницу.