Что обличает Гоголь в комедии «Ревизор»? (Школьные сочинения). В помощь ученикам

Сочинения по литературе: Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”

В комедии “Ревизор” Н. В. Гоголь с большой обличительной силой обнажает пороки общества времен царской России. В центре его внимания находятся представители чиновничества, причем их образы автор воплощает в характерных персонажах небольшого уездного городка, где и происходят главные события. Присмотримся к ним повнимательнее.

Главный человек в городе – это городничий, немолодой уже мужчина с грубыми и жесткими чертами лица. Он “хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно”. Впрочем, подобное поведение Антон Антонович допускает только по отношению к мещанам, перед лицами вышестоящими он выступает в роли усердного служаки, благодетеля, подхалима и лизоблюда.

Не менее колоритен попечитель богоугодных заведений Земляника. Он не только обкрадывает своих несчастных подопечных, но и суть медицинского обслуживания понимает весьма своеобразно: “Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет”. Характерно, что лекарем в уезде является немец Гибнер, который абсолютно не понимает русского языка, поэтому просто не в состоянии лечить людей.

Прекрасной “говорящей” фамилией награждает Гоголь местного судью – “Ляпкин-Тяпкин”. Сразу становится понятно, что дела он ведет тяп-ляп. Аммос Федорович интересуется только охотой и, беря взятки борзыми щенками, считает себя высоконравственным человеком. Его безразличие к служебным делам и обязанностям настолько велико, что уездный суд постепенно превращается в некое подобие фермы – прямо в передней сторожа содержат домашних гусей.

Частный пристав, призванный следить за порядком, скорее, сам бесчинствует. Для него наказать, не разобравшись, невиновного человека – обычное дело.

Почтмейстер Шпекин – не только глупец, но и подлец. Он не таясь вскрывает и читает чужие письма, причем наиболее интересные оставляет для своей коллекции.

Таким образом, автор наглядно показывает, что местное чиновничество погрязло во взяточничестве и произволе. Мораль этих людей такова: “Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим Богом устроено…”. Умение не пропускать то, что само плывет в руки, является, по их мнению, проявлением ума и предприимчивости.

Произведение Н. В. Гоголя, на мой взгляд, не столько комично, сколько исполнено трагизма, поскольку, читая его, начинаешь понимать: общество, в котором существует столько опустившихся, развращенных безделием и безнаказанностью руководящих лиц, не имеет будущего.

(No Ratings Yet)

Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”

Другие сочинения по теме:

  1. Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” – замечательное реалистическое произведение, в котором раскрыт мир мелкого и среднего чиновничества России второй четверти...
  2. Миражи, призраки, фантомы… Иногда трудно провести грань между фантасмагорическим и действительным, ибо вся наша жизнь наполнена иллюзиями. Так, пьесу Гоголя...
  3. Сам писатель считал, что единственным честным лицом в пьесе является смех. “Странно: мне жаль,- писал Гоголь в “Театральном разъезде”,- что...
  4. У Хлестакова, кроме реального человеческого лица, есть “призрак”. “Это фантасмагорическое лицо – говорит Гоголь, – это как персонифицированный обман, исчез...
  5. Чтобы осмыслить пьесу “Ревизор” как комедию, необходимо ясно представлять себе, что такое комическое и каковы средства изображения комического. Комическое –...
  6. Свою комедию “Ревизор” Н. В. Гоголь построил на сюжетной основе бытового анекдота, где по самозванству или по случайному недоразумению одного...
  7. “.Двери отворяются с шумом, и вбегают Петры Ивановичи Бобчинский и Добчинский. Это городские шуты, уездные сплетники; их все знают, как...
  8. Известно, что единственный случай, когда Гоголь имел возможность наблюдать русский провинциальный город, был в Курске, где ему пришлось задержаться на...
  9. Центральный момент первого действия – последовательное появление в доме Агафьи Тихоновны искателей “счастья”. С удивительным художественным лаконизмом писатель создает необыкновенно...
  10. Рассказы А. П. Чехова читать очень интересно: внимание писателя останавливается не на том, что ясно и очевидно, а на том,...
  11. Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта 1809 года в селе Большие Сорочинцы на Полтавщине. Учился в Полтавском уездном училище, со...
  12. Ихарев, явившийся в городском трактире, дотошно расспрашивает трактирного слугу Алексея о постояльцах: кто таковы, играют ли, только ли между собой...
  13. Замысел первой комедии у Гоголя появился сразу же после окончания им “Вечеров на хуторе близ Диканьки”. Плетнев в письме Жуковскому...
  14. В произведениях Гоголя реализм обогащается той “социальностью”, которая становится в дальнейшем характерной чертойнатуральной школы”. С полным основанием В. Г....
  15. Работа в команде – главное конкурентное преимущество Трудно определить точно, что делает команду великой, но ясно одно: великая команда –...
  16. Анализ комедии “Ревизор” предполагает учет следующих важных моментов: 1. В основе замысла комедии лежит просветительское представление Гоголя о прямой зависимости...
  17. Мы почему-то привыкли, что главный герой произведения, как правило, человек положительный. Наверное, само значение слова “герой” обязывает. А может, причиной...

Разоблачение пороков чиновничества в комедии «Ревизор» .

Цели:

Методические приемы:

    Комментированное чтение Характеристика персонажей Выразительное чтение Составление таблицы Работа в группах

Оборудование:

Компьютер

Проектор

СД «Русская литература» Энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Эпиграф:

Всемирное произведение, обнажающее жизнь современного человека до самых глубин.

…добродушные жулики из «Ревизора».

Владимир Набоков

«Сборный город всей темной стороны»

Ход урока

Организационный момент .

Мы с вами продолжаем изучать творчество. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим, какие пороки чиновничества разоблачает Николай Васильевич в своем произведении «Ревизор». Вспомним, что такое сатира, которым в совершенстве владел Гоголь.

Проверка домашнего задания .

Что было задано на дом?

Проверим выполнение домашнего задания

Слово учителя.

советовал читать пьесу просто, но с хорошим пониманием сути, главной линии ее внутреннего развития. Мы с вами последуем его совету, опираясь на его утверждение, что «лучший способ познать пьесу – это проследить: как зарождается и развивается в ней конфликт, за что и между кем ведется борьба, какие группы борются и во имя чего? Какую роль в этой борьбе играет каждый персонаж, каково его поведение?» поэтому мы должны не просто читать, комментировать пьесу, а проследить за развитием драматического конфликта. При характеристике героев следует обратить внимание на замечания самого автора, на говорящие фамилии персонажей, их речевую характеристику, а также на внесценические персонажи.

А) выразительное чтение 1 явления 1 действия.

3. Новая тема.

Беседа.

Обычно, читая произведение, мы, читатели, обращаем внимание на время и место действия. Что можно сказать о времени и месте действия в комедии?

Уездный город удален от центров. Городничий замечает: «Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». (1 действие, 1 явление)

Время действия – 1831 год. Это можно определить со слов судьи. Он говорит, что 15 лет сидит на судейском ст явление), а в сцене с Хлестаковым докладывает: «С 816 года был избран на трехлетнюю службу по воле дворянства и продолжал должность до сего времени» -(4 действие, 3 явление).

В комедии «Ревизор» перед читателями и зрителями проходят чиновники, городские помещики, мещане, полицейские, купцы и крепостные… гоголь изобразил типичный для первой половины19 века небольшой уездный город с характерными для него чертами жизни: произволом местных властей, отсутствием необходимого контроля за порядком в городе, невежественностью его обитателей, грязью, неблагоустроенностью.

Б) рассмотрение таблицы «Чиновники уездного города»:

Имя чиновника

Городничий: общее управление, полиция, обеспечение порядка в городе, благоустройства

Берет взятки, попустительствует в этом другим чиновникам, город не благоустроен, государственные деньги расхищаются

«Говорит ни громко, ни тихо; ни много, ни мало»; черты лица грубы и жестки; грубо развитые склонности души. «Смотри, у меня ухо востро!.. не по чину берешь!». Купцов «постоем заморил, хоть в петлю полезай». В немой сцене: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!..»

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин

Занимается больше охотой, чем судопроизводством. Заседатель вечно пьян.

«Человек, прочитавший пять или шесть книг»; берет взятки «борзыми щенками». «Я вот уже пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну»

Артемий Филиппович Земляника

Попечитель богоугодных заведений

«Больные, как мухи, выздоравливают», кормят их прокисшей капустой, лекарств дорогих не употребляют

« Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут»; «совершенная свинья в ермолке»; предлагает «подсунуть» ревизору взятку; доносит ему на других чиновников. «Человек простой: если умрет, так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет»

Лука Лукич Хлопов

Смотритель училищ

Учителя «имеют очень странные поступки»

Напуган частыми ревизовками и выговорами неизвестно за что, а потому боится, как огня, всяких посещений; «Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек».

Иван Кузьмич Шпекин

Почтмейстер

Дела в запустении, читает чужие письма, посылки не доходят

В «Замечаниях для господ актеров» внимание уделено далеко не всем персонажам. Почему?

Почему Бобчинского и Добчинского Гоголь характеризует вместе?

Какой прием использовал Гоголь при характеристике героев? (иронию и сатиру)

Давайте рассмотрим по словарю, что мы называем иронией? Что такое сатира? Юмор?

Юмор, -а, м. 1. понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-нибудь.

2. в искусстве:изображение чего-нибудь в смешном, комическом виде.

3. насмешливая, шутливяа речь.\\прилагательное юмористический,-ая,-ое.

Ирония – тонкая, скрытая насмешка.

Сатира, -ы, ж. 1.Художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.

2. Обличающее, бичующее осмеяние

\\прилагательное сатирический, - ая,-ое. С. жанр, С. стиль

«Ревизор» - юмористическое или сатирическое, или ироническое произведение? Почему?

Знакомство с фрагментами из фильма «Инкогнито из Петербурга»

5Явление 1 действия, 2 действие 8 явление

Беседа по вопросам учебника .

Кого из чиновников больше всего беспокоит приезд ревизора и почему?

Городничего, потому что за ним много грешков. Много людей было им обижено, многих он притеснял.

Как обращаются чиновники к городничему? Только ли положение городничего выделяет его среди других?

Подобострастно, потому что он выше по чину и злопамятен, может отомстить.

Расскажите о порядках в городе и о тех распоряжениях, которые отдал городничий. Как вы оцениваете эти распоряжения?

Распоряжения, которые направлены на поверхностное скрытие непорядков. на самом деле проблемы и непорядки никуда не исчезают.

Почему Городничему до сих пор все сходило с рук?

Потому что он мошенник из мошенников, трех губернаторов обманул, умеет попользоваться где связями, где взятку даст

Как Гоголь передает лицемерную доброжелательность Городничего во время разговора с чиновниками? Почему именно так ведет с ними разговор?

Потому что он зависит от них на данный момент, боится, что они все расскажут ревизору

Какие меры пытаются принять чиновники перед приездом ревизора?

(Говорят и о чистых колпаках для больных, и о ломке забора на главной площади, и о подметании улиц, по которой проедет ревизор, то есть все усилия направляются не на реальное исправление недостатков и упущений, которыми полна жизнь города, а на своего рода лакировку действительности).

С какой целью городничий решает отправиться в гостиницу?

(Дальновидность, сообразительность Сквозника-Дмухановского не раз позволяли ему благополучно переживать разные «трудные случаи2, да еще и благодарность получать при этом. Он поступал обдуманно и расчетливо: если чиновник-ревизор скрывает свое имя и положение, если он хочет сохранить инкогнито, то торжественная встреча означала бы, что он узнан, а это вряд ли понравится петербургскому гостю.

Появляясь в гостинице, как заботливый хозяин города, чтобы узнать, «не терпят ли проезжающие неприятностей», городничий не только не нарушает инкогнито ревизора, но и предстает перед ним при самых выгодных обстоятельствах – в заботах об удобствах и благополучии горожан и случайных проезжих.

Посещение гостиницы создает очень удобные для городничего условия, чтобы разузнать о приехавшем и ознакомиться с ним без посторонних свидетелей.)

Развитие драматического конфликта

С начала комедии полноправным участником пьесы становится страх, возрастая от действия к действию и находя свое максимальное выражение в немой сцене. По меткому выражению Ю. Манна, «Ревизор» - это целое море страха».

Задание

Какие причины для страха имеет каждый чиновник? Найдите как можно больше разного рода проявлений страха в репликах героев и в авторских ремарках.

Примеры:

Городничий. Батюшки, не милы мне теперь ваши зайцы: у меня инкогнито проклятое сидит в голове. Так и ждешь, что вот отворится дверь и – шасть…

Бобчинский. …так он и в тарелку к нам заглянул. Меня так и проняло страхом.

Лука Лукич. Я, признаться, так воспитан, что заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык, как в грязь, завязнул.

Амос Федорович. Ну, все кончено – пропал! Пропал!

Городничий (подходя и трясясь всем телом, силится выговорить). А ва-ва-ва-ва - … ва-.

Работа в группах

Попробуйте поставить себя на место этих героев в этой непростой ситуации. Прокомментируйте поведение героев в ходе диалога. Заполним таблицу. (2 действие, 8 явление)

Группа Городничего

Ремарки

Речи про себя

Говорит вслух

«Все рассказали проклятые купцы».

«Извините, я право не виноват»

«Вытянувшись и дрожа всем телом»

«О, тонкая штука!...»

Ну, слава богу, деньги взял

«Пожалуйте, не погубите…»

«нужно быть посмелее…»

«Благое дело изволили предпринять»

«С лицом, принимающим ироническое выражение»

Да, рассказывай! – не знал, чем заплатить!...»; «В Саратовскую губернию!...»; «Прошу посмлотреть, какие пули отливает…»

«Осмелюсь ли просить вас…но нет, я недостоин…»

Группа Хлестакова

Ремарки

Речи про себя

Говорит вслух

«Кланяется»

«Мое почтение…»

«сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко»

Да что же делать!...я не виноват…Я, право, заплачу…

«бодрится»

«В размышлении»

Я не знаю, однако ж, зачем вы мне говорите о злодеях или о какой-то унтер-офицерской жене

Почему у Хлестакова нет речи про себя? О чем это говорит?

Это говорит о том, что Хлестаков не играет. Он на самом деле боится и на самом деле ничего не понимает, что вокруг происходит. Он глуповат, пустой человек.

Объясните, почему Городничий, который «тридцать лет живет на службе», которого «ни один купец, ни подрядчик не мог провести», который «мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду», который «трех губернаторов обманул», сам обманулся на счет Хлестакова, в котором «вот просто ни на полмизинца не было похожего» на ревизора?

С каким намерением собрались чиновники в доме городничего на следующий день?

Какие детали указывают на то, что взятки – обычное дело для чиновников? (действие 4, явление 1)

    (Чиновники изыскивают наилучшую форму представления «ревизору» и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю. Они не сомневаются в том, что взятку нужно дать, вопрос лишь в том, как половчее ее подсунуть и сколько дать. Цель взяток весьма практическая: защитить, предохранить свое ведомство от ревизий и обезопасить себя. К активным попыткам городничего «обезвредить» ревизора подключаются все чиновники. Чиновники убеждены, что ревизору необходимо «подсунуть» взятку, так, как это делается в «обществе благоустроенном», то есть «между четырех глаз… чтобы и уши не слышали…», - так считает Артемий Филиппович (1-ое явление,4 действие).)

Перечитайте 1-е и 2-е явления 5 действия и обратите внимание на поведение городничего.

(Поведение городничего напоминает поведение Хлестакова в минуты вранья. Он в состоянии самодовольства, успокоения, торжества. Все происшедшее он воспринимает как «богатый приз», вполне заслуженный им, его стараниями и усилиями. Упиваясь новым положением тестя крупного петербургского чиновника, городничий строит радужные планы будущего. Он оповещает весь город, что «выдает свою дочь не то, чтобы за какого-нибудь простого человека, а за такого, что и на свете еще не было, что может все сделать, все, все, все!».)

Какие стороны характера раскрываются в городничем в сцене с купцами? (2 явление 5 действия). В чем комизм ситуации?

(Жесткость, ненависть к людям низшего сословия. Об этом говорит его речь: «Что, самоварщики, аршинники, жаловаться? Архиплуты, протобестии, надувалы морские! Жаловаться? Что? Много взяли?» Городничий кичится своим дворянством, а сам участвует в расхищении казны вместе с купцами, бранится хуже извозчика, сыплет угрозами, как жандарм.)

«Приход купцов, - пишет Белинский, - усиливает волнение грубых страстей городничего: из животной радости он переходит в животную злобу… он пересчитывает Абдулину свои благодеяния , то есть напоминает случаи, где они вместе казну обкрадывали…»

В сцене разговора городничего с купцами выражен волчий закон мира мошенников.

Что лежит в основе взаимоотношений в чиновном мире?

(Презрение к низшим, угодничество перед высшими чиновниками – это основа бюрократической машины России. Это узаконенная государственная система создала, сформировала психологию чиновника. Разве можно было вести речь об истинном достоинстве человека, если чин значил все!)

в своей книге «Гоголь и театр» писал, что Сквозник-Дмухановский, опытный служака, «получил в наследство от отца и от окружающего мира следующее правило веры и жизни: в жизни надо быть счастливым, а для этого нужны деньги и чины, а для приобретения их – взяточничество , казнокрадство, низкопоклонство и подличанье перед властями, знатостью и богатством и скотская грубость перед низшими»

Итог урока

Давйте еще раз перечислим, какие пороки чиновничества разоблачает в своей комедии:

    взяточничество казнокрадство низкопоклонство и подличанье перед властями, знатостью и богатством скотская грубость перед низшими самоуправство произвол безнаказанность мошенничество подобострастие фантасмагория

Закрепление

Тест-тренажер№10 (СД)

Группа Городничего

Ремарки

Речи про себя

Говорит вслух

Группа Хлестакова

Ремарки

Речи про себя

Говорит вслух

Характеристика героев комедии «Ревизор»

Имя чиновника

Сфера городской жизни, которой он руководит

Информация о положении дел в этой сфере

Характеристика героя по тексту

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин

Артемий Филиппович Земляника

Лука Лукич Хлопов

Иван Кузьмич Шпекин

Пороки чиновничества,

разоблачаемые в комедии «Ревизор»

· взяточничество

· казнокрадство

· низкопоклонство и подличанье перед властями, знатостью и богатством

· скотская грубость перед низшими

· самоуправство

· произвол

· безнаказанность

· мошенничество

· подобострастие

Н. В. Гоголь рассматривал театр как трибуну, с которой можно «целой толпе, целой тысяче народа за одним разом» прочитать «живой, полезный урок». «Ревизор» - это общественная комедия, события в которой рассматриваются в масштабах уездного города, «от которого хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», представляющего собой типичный образ русских уездных городов.

Для проезжих, а особенно для важных, значительных персон, в нем царит благополучие: «...улицы выметены, во всем порядок, арестанты хорошо содержатся, пьяниц мало...» Но это созданный городничим и его подчиненными мираж, за которым скрывается истинная жизнь города, построенная на ложной морали. Взятки, обман, воровство на службе, даже чтение почтмейстером чужих писем считаются нормой, а городничего называют умным, ибо «он не любит пропускать того, что плывет в руки». Существует даже некая иерархия взяточничества, согласно которой нельзя «брать не по чину». Каждый чиновник, как и принято, «радеет о своих выгодах », не желая честно исполнять служебный долг. В городе царит беспорядок в государственных учреждениях. Так, судья Ляпкин-Тяпкин, человек, представляющий правосудие, отвечающий за жизни других людей, по своим же собственным словам, «даже не заглядывает в докладные записки - только рукой махает». Он берёт взятки «борзыми щенками», так как увлекается охотой. Попечитель богоугодных заведений Земляника ворует казённые деньги, у него больные «выздоравливают, как мухи». Смотритель училищ Хлопов труслив до абсурда. Мздоимство, беззаконие, внутренняя пустота, невежество – те пороки, которые обличает Гоголь в образах городских чиновников.

Мнимую идиллию уездного города, нарушает страшное известие - приехал ревизор. В суматохе перепуганные чиновники, старающиеся создать видимость порядка и своей честности, принимают за инкогнито проезжего петербургского регистратора, оказавшись сбитыми с толку его самоуверенностью и манерой поведения типичного столичного чиновника. Мнимый ревизор Хлестаков - такой, каким он представляется чиновникам города. Хлестаков, «находящийся на дружеской ноге с Пушкиным», имеющий один из самых знаменитых домов в Петербурге, «где собираются князья и графы, а иной раз и министр», Хлестаков, «которого сам государственный совет боится», - фантом, призрак. Этому призраку и начинают всячески прислуживать и угождать чиновники, на которых лживые рассказы Хлестакова производят огромное впечатление именно потому, что Хлестаков – из Петербурга. Столица набрасывает тень на всю Россию. Петербург раздавил Хлестакова как личность. Будучи всего лишь регистратором, Хлестаков считает себя важной персоной и даже не удивляется повышенному вниманию и заботе чиновников, считая это в порядке вещей. Пустой, избалованный, склонный к болтовне и сплетням, жаждущий карьеры и успеха – таким предстаёт перед читателем Хлестаков.

Но мы видим, что идеалы мелкого петербургского чиновника и «отцов» уездного города одни и те же. Городничий, который, породнившись с «простым елестратишкой», радуется, что «сделался птицей высокого полета», мечтает «влезть в генералы». Судья Ляпкин-Тяпкин считает себя куда более достойным претендентом на эту должность, опять же питая иллюзии по поводу собственной значимости. Городничему, его жене и дочери все начинают оказывать мнимые почести, выражать лживую, неискреннюю радость, в душе завидуя им и проклиная их.

Карикатурные образы начинают выглядеть страшными, пугающими своей бесчеловечной сутью, немощью духа, внутренней пустотой. Недаром как прозрение звучат слова городничего: «Где я? Ничего не вижу… Ни одного человеческого лица… Вокруг только рыла, рыла…».

Самой большой опасностью Гоголь считает то, что попрание законов нравственных угрожает людям страшной бедой – расчеловечиванием человека, потерей божественной сути в человеке. Убога жизнь героев «Ревизора», убог их внутренний мир, они – настоящее скопище пороков.

Сочинение

Написанная в 1836 году комедия "Ревизор" нанесла сокрушительный удар по всей административно-бюрократической системе царской России 30-х годов XIX века. Автор выставил на всеобщее осмеяние не отдельные единичные случаи, а типичные проявления государственного аппарата. Казалось бы, какое отношение к централизованной чиновничьей системе имеет сонная патриархальная жизнь захолустного уездного городка, который городничий искренне считает своим домом и распоряжается в нем как хозяин? Здесь почтмейстер распечатывает и читает чужие письма вместо романов, не видя в этом ничего предосудительного. Из спешных замечаний городничего своим подчиненным о наведении порядка в подведомственных им учреждениях мы легко можем сделать вывод о том, как обстоят дела в больнице, суде, школах, на почте. Больные очень смахивают на кузнецов и курят крепкий табак; их лечением никто не занимается. В суде запутаны все дела, под ногами посетителей свободно разгуливают гуси. Везде царят беззаконие и произвол.

Но этот безвестный провинциальный городишко предстает в комедии как государство в миниатюре, в котором, как в капле воды, отражаются все злоупотребления и пороки чиновно-бюрократической России. Черты, характеризующие городских чиновников, типичны и для представителей других сословий. Всех их отличают нечестность, пошлость, убожество умственных интересов, крайне низкий культурный уровень. Ведь в комедии нет ни одного честного героя ни из одного сословия. Здесь налицо социальное расслоение людей, одни из которых занимают важные государственные посты и используют свою власть для улучшения собственного благополучия. На верхушке этой социальной пирамиды находится чиновничество. Воровство, взяточничество, казнокрадство — эти типичные пороки чиновничества бичует Гоголь своим беспощадным смехом. Городская верхушка отвратительна. Но и подвластные им люди не вызывают симпатий. Притесняемые городничим купцы, ненавидя его, пытаются задобрить его подарками, а при первом же удобном случае пишут на него жалобу Хлестакову, которого все принимают за важного петербургского сановника. Провинциальные помещики Бобчинский и Добчинский — бездельники и сплетники, ничтожные и пошлые люди. На первый взгляд, вызывает сочувствие безвинно высеченная унтер-офицерша. Но то, что она желает получить лишь денежную компенсацию за понесенное оскорбление, делает ее смешной и жалкой.

В таких обиженных бесправных людях, как слесарша и крепостной слуга Осип, трактирный половой, полностью отсутствует чувство собственного достоинства, способность возмутиться своим рабским положением. Эти персонажи выведены в пьесе для того, чтобы заметнее оттенить последствия неблаговидных поступков правящих чиновников, показать, как страдает от их произвола низшее сословие. Пороки чиновничества не выдуманы автором. Они взята Гоголем из самой жизни. Известно, что в роли гоголевской почтмейстера выступал сам император Николай I, который прочитывал письма Пушкина к жене. Скандальная история с проворовавшейся комиссией по построению храма Христа Спасителя очень напоминает поступок городничего, присвоившего казенные деньги, выделенные на строительство церкви. Эти факты, взятые из реальной жизни, подчеркивают типичность негативных явлений, которые обличает сатирик в своей комедии. Пьеса Гоголя высветила все типичные пороки чиновничества России, которые воплотились в индивидуальных образах городничего и его окружения.

Главное лицо города предстает в комедии как первый среди мошенников, который даже, по его собственным словам, "трех губернаторов обманул". Занимая самый значительный пост в городе, он полностью лишен чувства долга, а ведь именно оно должно быть самым необходимым качеством у чиновника такого ранга. Но городничий не думает о благе родины и народа, а печется о собственном материальном благополучии, обирая купцов, вымогая взятки, творя произвол и беззакония над подвластными ему людьми. В финале пьесы этот хитрый и ловкий пройдоха оказывается в глупой и непривычной роли обманутого, становясь жалким и смешным. Гоголь использует здесь блестящий художественный прием, вкладывая в уста городничего реплику, адресованную зрительному залу: "Чему смеетесь? Над собой смеетесь!.." Это подчеркивает распространенность подобного типа в царской России. Значит, в образе городничего драматург сконцентрировал самые отвратительные черты государственного управителя, от произвола которого зависели судьбы многих людей. Городничий дан в комедии в своем типическом окружении. В каждом из чиновников автор особенно выделяет какую-то одну определяющую черту, что помогает воссоздать многообразную картину чиновничьего мира. Например, судью Ляпкина-Тяпкина автор с иронией называет "вольнодумцем", объясняя это тем, что он прочитал 5׬ книг. Эта мелкая деталь характеризует общий низкий уровень чиновничества, убожество его умственных интересов. В попечителе богоугодных заведений Землянике выведен подхалим, ябедник и доносчик. Это тоже весьма типичные, распространенные в чиновничьей среде явления.

Таким образом, писатель в своей комедии обличает все основные пороки правящего чиновничества России: нечестность, недобросовестное отношение к службе, взяточничество, казнокрадство, произвол, беззаконие, подхалимство, бескультурье. Но сатирик осудил и такие отрицательные черты угнетенных сословий, как корыстолюбие, отсутствие чувства собственного достоинства, пошлость, невежество. Гоголевская комедия сохраняет свою актуальность и в наши дни, заставляя задуматься о причинах многих негативных явлений современной жизни.


Что обличает Н.В.Гоголь в комедии «Ревизор»?

Что обличает Н.В Гоголь в комедии «Ревизор»? Ответом на этот вопрос можно считать чуть ли не всю комедию, ведь практически в каждом действии, в каждой реплике какого-либо персонажа мы видим либо жалкое и аморальное, либо противозаконное и противоправное, словом недостойное порядочного и мудрого человека за коих стремятся себя выдать главные герои. Однако обо всем по порядку.

Итак, халатность чиновников – первое, что обличает Гоголь. Попробую это доказать. В первом же действии произведения мы видим чиновников, напуганных и раздосадованных скорым приездом ревизора, и страхи их не беспочвенны. В каждом ведомстве есть свои грешки. Сразу же мы понимаем, что городничий прекрасно знает обо всем, что происходит в городе, однако исправлять это у него нет никакого желания. Поведение его не просто безразличие, а самая настоящая халатность, которая не может быть одним из качеств высокопоставленного чиновника.

В том же действии мы наблюдаем множество замечаний, выказанных городничем своим подчиненным, обличающих отсутствие всякого чувства общественного и морального долга.

К примеру, ненадлежащие условия содержания и лечения больных в богоугодных заведениях или, вообще, их все растущее количество.

Ужасная обстановке в здании суда, где мы видим коррумпированность, пьянство и безответственное отношение к службе. В кабинете у судьи на стене висит охотничий арапник, как символ жестокости и неизбежного наказания, и о несправедливых судебных решениях, где преимущество на стороне того, кто даст взятку большего размера. Словом, еще несколько моментов, которые обличает Гоголь.

Неадекватность так же находит свое место в этой комедии. Как не странно, им становится учебное заведение. Неадекватность здесь проявляется в чрезмерной эмоциональности учителей, которая отпугивает не только проверяющих чиновников, но и учеников.

Однако все что может заинтересовать ревизора лежит на поверхности.

На самом же деле проблем, которые стоит обличить, куда больше и не только с законом. В свою очередь писатель обращает наше внимание и на обыкновенную человеческую глупость, которая отражается во всех чиновниках, а также в жене и дочери городничего и Хлестакове. Трусость в Добчинском и Бобчинском, которые рассказывают всю подноготную своих коллег «ревизору». Любопытство почтмейстера, любовно хранившего и читавшего чужие письма. Несправедливость крепостного права, безрассудность. Так же ущемляются права жителей, к примеру, высечена унтер-офицерская жена, а городничий требует с купцов дорогие подарки. Тщеславие обличается в Хлестакове, когда он, используя градацию, говорит о своем положении в Петербурге, явно рисуясь перед женой и дочерью городничего.

Как видно, следует обобщить список пороков обличенных Н.В.Гоголем: взятничество, халатность, несправедливость, алкоголизм, неадекватность, любопытство, тщеславие, глупость, трусость, безрассудство, ущемление прав. Так что же обличил писатель? Он обличил «все дурное в России», все недостатки в управлении и в жизни уездных городов, которые, к сожалению, существуют и по сей день.

Обновлено: 2018-04-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.