Духовная и материальная культура. Духовная и материальная культуры

Духовная и материальная культуры, их особенности

Любая культура многогранна и многолика, ее содержание облечено в разные формы. Морфология культуры – раздел культурологии, предметом которого является изучение типичных форм культуры, характеризующий ее внутреннее строение как целостность.

При анализе морфологии культуры возникает необходимость выяснить понятийный аппарат по данной теме. К нему можно отнести понятия вид культуры и форма культуры.

В рамках антропологической концепции культура может быть структурирована на основе главных, присущих всем культурам видов человеческой жизнедеятельности в обществе, иногда называемых сферами культурного творчества.

Вид культуры – это сферы культурного творчества человека, которые определяются многообразием самой человеческой деятельности и являются разновидностями более общей культуры.

Культура существует в предметных и личностных видах – это характеристики культуры со стороны ее внешнего и внутреннего содержания. Предметный вид культуры – ее внешняя видимость, встреча с культурой. Личностные виды культуры – это люди, как субъекты деятельности, носители и творцы культурных ценностей.

Культурная деятельность людей может быть приложена по отношению к природе, обществу, отдельному человеку.

1. Виды культуры по отношению к природе : культура земледелия, садово-парковая культура, рекультивация ландшафтов, специальное выращивание отдельных растений (зерновые культуры, бобовые культуры) – деятельность человека по отношению к природе, ее преобразованию или восстановлению природной среды.

2. Виды культурной деятельности по отношению к обществу : поливариантность и многоаспектность культуры в значительной степени рассматривается именно в обществе:

- культура как срез общественной жизни: античная культура, средневековая культура;

- культура как социальный институт: политическая культура, религиозная культура;

- культура как система общественных регулятивных норм: нравственная культура, правовая культура.

Понятие «культура» применяется и по отношению к отдельным сферам человеческой деятельности: художественная культура, культура быта, физическая культура. По отношению к видам искусства: музыкальная культура, театральная культура.

3. Виды культуры по отношению к личности : культура речи личности, культура общения, культура поведения.

С этой точки зрения формальная структура культуры может быть представлена единством двух видов культуры - духовной и материальной. Деление культуры на духовную и материальную, безусловно, относительно. Разграничивать и противопоставлять духовную и материальную культуры нецелесообразно: ведь, с одной стороны, вся культура в целом духовна, так как она есть мир смыслов, а, с другой стороны, так как материализована в определенных знаках и текстах. Духовная и материальная культуры взаимодополняют друг друга, в каждом элементе культуры присутствует и духовное, и материальное. В конечном счете, все материальное выступает как реализация духовного.

| следующая лекция ==>

Каждый из нас имеет потребности, которые можно разделить на духовные и материальные. Для этого достаточно вспомнить пирамиду известного психолога Маслоу, в которой в иерархической последовательности были показаны низшие (потребность в еде, сексе, воздухе и т.п.) и высшие тяготения человека (стремление быть уважаемой личностью, тяга к самоутверждению, ощущению безопасности, комфорту и пр.). Для удовлетворения всего вышеперечисленного в процессе исторического развития человечества сформировались классификации культурного характера, в числе которых материальная культура.

Что относится к материальной культуре?

Напомним, что материальной культурой называют окружающую человека среду. Ежедневно, благодаря труду каждого, она обновляется, совершенствуется. Это порождает новый жизненный уровень, в результате чего, меняются запросы общества.

К видам материальной культуры относят:

  1. Животные . В эту категорию включен не только скот, но и декоративные породы кошек, птиц, собак и пр. Правда, гепарды к данному виду не относятся т.к. они живут в дикой природе и не были подвержены процессу целенаправленного скрещивания с другими видами себе подобных. А кошки, собаки, в развитие чьей природы вторгся человек, являются представителем материальной культуры. Также одной из таких причин есть то, что был изменен их генофонд, внешний вид.
  2. Растения . Ежегодно возрастает количество новых сортов. Человек добивается этого при помощи селекции.
  3. Почва . Это верхний слой земли, удобряя который каждый фермер стремится получить обильный урожай. Правда, в гонке за деньгами, иногда игнорируются экопоказатели, и в итоге земля наполняется вредными бактериями, вирусами.
  4. Здания . Не менее важным достижением материальной культуры принято считать сооружения, архитектуру, которая создается с помощью человеческого труда. К культуре зданий относят недвижимость, что постоянно подвергается усовершенствованию, и тем самым улучшается уровень жизни людей.
  5. Оборудование, инструменты . С их помощью человек упрощает свой труд, тратит на достижение чего-либо в два и более раза меньше времени. Это, в свою очередь, значительно экономит его жизненное время.
  6. Транспорт . Эта категория также как и предыдущая направлена на повышение уровня жизни . К примеру, ранее, когда многие торговцы ездили в Китай за шелком, чтоб добраться из США в эту страну, требовалось не менее года. Сейчас достаточно просто купить авиабилет и не нужно ждать 360 дней.
  7. Средства связи . Область включает в себя чудо техники мобильные телефоны, всемирную паутину, радио, почту.

Особенности материальной культуры

Следует отметить, что отличительным качеством данного вида культуры есть разнообразие созданных человеческим трудом предметов, что помогают максимально быстро адаптироваться к переменчивым условиям окружающей природы и социальной среды. Помимо этого, каждая нация имеет свои материальные особенности, характерные именно для определенного этноса.

Взаимосвязь материальной и духовной культуры

Одним из главнейших посредников между миром духовного и материального есть деньги. Так, их можно потратить на покупку столь необходимой пищи, одежды, помогающей не замерзнуть в морозную зиму или просто элементов интерьера. Все зависит от желания человека и его возможностей. При помощи этого рыночного эквивалента можно приобрести билет на семинар, на котором человек повысит уровень своих знаний, что уже является духовной культурой, или он может пойти в театр.

Формы культуры (материальная, духовная)

Основные формы культуры: мифология, искусство, мораль, религия, право, идеология, экономика, наука, философия.

Мифология -- одна из самых ранних форм культуры, и она включала в себя мифы, сказки, которые отражали духовно-психологическую жизнь людей древнего общества. Самой ранней была форма тотемической мифологии: люди верили, что они связаны родственными связями с животными, растениями, скалами, явлениями природы и образуют единый тотем. Позже, с переходом людей к земледелию, возникла хтоническая мифология): люди верили, что существуют могущественные существа с человеческо-звериным обликом. Например, древние греки верили в Минотавра (человекобыка, связанного с подземным миром), все египетские боги были звероподобны. И лишь позже хтонические звероподобные боги вытесняются Небесными богами с человеческим обликом (греческие мифы о олимпийских богах -- Зевсе, Аполлоне, Афине, Венере и т. д.).

Мораль -- форма культуры, которая включает представления людей о добре и зле, совести и стыде, вине и справедливости, запреты на плохие поступки и действия людей (уже в первобытной культуре возникли первые моральные запреты -- табу).

Искусство -- форма культуры, которая возникла уже в первобытном обществе и отражала действительность и духовную жизнь людей в художественных образах.

Религия -- форма культуры, отражающая стремление человека к жизни в единстве с могущественным Богом, воплощающим в себе высшее совершенство. В зависимости от представления людей о Боге, религии делятся на: монотеистические религии (иудаизм, христианство, ислам, -- вера в одного Бога); языческие религии (политеизм -- вера во многих богов, восточные культы); трансформировавшиеся в религию философские учения (буддизм, конфуцианство). По степени распространенности в мире выделяют: мировые религии (буддизм, христианство, ислам), которые широко распространены; локальные религии, влияние которых ограничивается рамками определенного региона или народа (иудаизм, даосизм).

Право-- форма культуры, содержанием которой является деятельность государства по регулированию общественных отношений людей на основе специально выработанных социальных норм -- законов, обязательных к исполнению всеми гражданами данного общества. Право формируется вместе с государством, является признаком цивилизованного образа жизни людей.

Идеология -- форма культуры, система жизненных, социокультурных, политических идей, в которых обобщается и осознается отношение людей друг к другу, к обществу, миру.

Наука -- форма культуры, которая производит новые знания о мире и человеке.

Философия -- форма культуры, которая формулирует обобщенную картину мира и понятийно-категориальную структуру мышления людей. Философия возникла в середине 1 тысячелетия до н. э. в трех регионах мира: Элладе, Индии, Китае. Первые философы пытались открыть первоосновы жизни, одинаковые для всех народов, для всего мироздания.

Экономика -- форма культуры, содержанием которой является материальное обеспечение общественной жизни человека в обществе в результате воздействия человека на природу, ведения хозяйства определенными методами.

Материальная культура имеет достаточно сложную структуру. Ее основой является предметно-продуктивные элементы. Последние, в свою очередь, включают культуру производства, жизнеобеспечения и военного производства.

Производственная культура - это орудия труда, машины, технические системы и транспортные средства.

Культуру жизнеобеспечения составляют постройки, предметы быта, одежда.

Вооружение и военная техника - это особая область материальной культуры.

Материальная культура - результат, средство и условие деятельности людей. Ее содержание не исчерпывается тем, что она удовлетворяет материальные потребности людей, оно многообразнее и многозначнее. Материальная культура выступает средством передачи социального опыта, поэтому содержит также национальное начало, по которому можно установить ее происхождение, отражает процессы взаимовлияния народов, их культур вплоть до вытеснения ее отдельных элементов. Например, в России в ХУШ-ХГХ вв. национальная одежда вытеснялась западноевропейской, становясь постепенно общемировой.

Объекты материальной культуры специфичны для эпохи, социальной группы, нации и даже для индивидуума. Значит, она может выступать и как социальный знак, и как памятник культуры.

Источники изучения материальной культуры:

  • * реальные предметы (археологические и этнографические памятники; сохранившаяся архитектура; нефункционирующая техника; вся функционирующая материальная культура);
  • *их изображения (произведения изобразительного искусства, чертежи, иные графические произведения; фото- и кинодокументы);
  • *макеты и модели, соответствующие оригиналу (макеты и модели, известные с древности. Это уменьшенные копии реальных предметов, зачастую составлявшие часть заупокойного культа, детские игрушки и т.д.);
  • *письменные источники (письменные источники содержат самую разнообразную информацию: о предметах материальной культуры, технологии их производства и т.д. По ним можно судить о развитии материальной культуры).

Многие памятники материальной культуры являются символами эпохи (определенные марки автомобилей; танков; ""катюши"" как символ Великой отечественной войны для нескольких поколений).

Корабли - тоже символы эпохи: парусник - символ петровской эпохи: каравелла-символ времен Колумба, открывшего Америку.

Важная часть материальной культуры - постройки - жилые, производственные, бытовые, культовые и др. Исторически первым среди них было жилище человека.

Костер как первый "культурный" источник тепла и света стал центром притяжения, объединения древнейших людей. Так, еще до появления построек возникла идея дома, что явилось важной вехой в развитии общества.

Жилище - это искусственное, реже естественное сооружение, которое укрывает от неблагоприятной внешней среды; в то же время оно создает социальное пространство, в котором может осуществляться производственная и бытовая деятельность. Кроме того, жилище - защита от посягательства на жизнь и имущество его обитателей (например, дома-крепости).

С развитием общества и культуры жилище приобретает новые функции. Появление социального и имущественного неравенства привело к тому, что дома стали отличаться размерами, числом комнат, уровнем комфортности. Появились постройки особого социального назначения - дом вождя, дворец правителя, которые, кроме утилитарной роли, стати играть презентативно-престижную, что положило начало новому виду искусства - архитектуре. Возводились постройки неутилитарного плана, прежде всего культовые, а также связанные с системой государственной власти и управления. Шло время, жилье менялось, строились многоэтажные дома, но большинство людей всегда мечтали жить в собственном доме.

Разнообразием функций и социального содержания отличается одежда. Главное ее назначение - защита тела от неблагоприятного воздействия внешней среды. Но она служит также социальным, социально-демографическим, национально-религиозным знаком отличия. По одежде в прошлом могли бы определить общественный статус ее обладателя (дворянин, купец, духовное лицо, военный).

Большое значение имели и отдельные элементы одежды - пояс, головной убор. На Руси о социальном статусе человека свидетельствовала высота его шапки. Чем знатнее, тем выше шапка.

Издавна одежда была знаком племенной или национальной принадлежности. В современных условиях, когда общество перешло на "европейское платье", некоторые народности сохраняют в одежде какой-либо национальный элемент (вышитая рубаха, папаха, тюбетейка).

С развитием моды одежда стала средством социального самоутверждения. В середине XX в. самостоятельную роль стала играть молодежная мода. Раньше молодежь одевалась в ту же сословную и национальную одежду, что и взрослые. В настоящее время огромный размах получила индустрия молодежной моды.

Особым социальным значением обладает боевое оружие. Это -часть материальной культуры, связанная с вооруженным насилием в обществе. С возникновением производящего хозяйства и появлением запасов зерна, стадного скота, которые можно было присвоить в результате успешного военного набега, потребовалось оружие для защиты. Военные столкновения стали регулярными. Со временем оружие для многих народов (германцы, римляне республиканской эпохи) стало своего рода "орудием труда", источником дохода.

Развитие военной техники способствовало техническому прогрессу вообще. Боевое оружие всегда являлось условием и атрибутом политической власти. Фараоны в Древнем Египте часто изображались с оружием в руках. В Древнем Китае умение управлять боевой колесницей считалось признаком "благородного мужа". И сегодня, к сожалению, бряцание оружием расценивается как символ государственной мощи. Из всех достижений материальной культуры оружие, пожалуй, является самой противоречивой и сомнительной ценностью.

К базисным элементам духовной культуры относятся:

  • * обычаи;
  • * нравы;
  • * законы;
  • * ценности.

Обычаи, нравы, законы являются разновидностью культурных норм и образуют нормативную систему культуры. Она предписывает членам общества, что надо делать, каким образом и в каких ситуациях следует поступать так, а не иначе.

Манеры, этикет, кодекс тоже входят в нормативную систему культуры, но в качестве дополнительных ее элементов. В любом обществе есть обычаи, нравы и законы, но не в любом существуют манеры, этикет и кодекс (дуэль - культовый комплекс, который относится к этикету, есть (был) не везде).

Ценности не относятся к видам культурных норм, но входят в нормативную систему культуры, выполняя особую функцию. Они указывают, но не предписывают, что должно почитаться, уважаться и сохраняться в культуре.

Обычаи, нравы, законы - именно в таком порядке должны выстраиваться базисные элементы нормативной системы, так как нарастает степень строгости тех санкций, которые использует общество по отношению к нарушителям.

Обычай - традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками.

Привычка - это повседневная сторона социальной действительности, обычаи - более редкий, "праздничный" ее аспект. Обычай праздновать Новый год, уважать старших и т.д. Обычаи - одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. К нарушителям применяются неформальные санкции -неодобрение, отрицание. Некоторые обычаи близки к этикету. Обычаи - это еще и традиционно воспроизводимые элементы культуры.

Нравы - обычаи, приобретающие моральное значение.

В Древнем Риме это понятие обозначало самые уважаемые и священные обычаи. Они назывались тогез - нравы. Отсюда произошло слово "мораль" - совокупность культурных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.д. Безнравственно оскорблять людей, обижать слабого и т.д. Но в Спарте вполне нравственно было сбрасывать в пропасть физически слабого ребенка. Таким образом, что считать нравственным, зависит от культуры данного общества.

Закон -- нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Он является высшей разновидностью социальных и культурных норм, требует безусловного подчинения. Различают два вида законов:

  • *обычное право - совокупность неписаных правил поведения в доиндустриальном обществе, санкционированных органами власти;
  • *юридические законы, закрепленные конституцией, защищают самые дорогие и почитаемые ценности: человеческую жизнь, государственную тайну, собственность, человеческие права и достоинства. Нарушение законов влечет уголовные наказания.

На более высоком уровне культурная регуляция человеческой деятельности осуществляется через систему ценностей, которые не предписывают, а указывают на то, что необходимо почитать, уважать, сохранять.

Существует классификация ценностей (условная):

  • *витальные (жизнь, здоровье, качество жизни, природная среда и др.);
  • *социальные: социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, профессия, семья, терпимость, равенство полов и др.;
  • *политические, свобода слова, гражданская свобода, законность, гражданский мир и др.;
  • * моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, порядочность и др.;
  • * религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение и др.;
  • * эстетические: красота, идеал, стиль, гармония.

По степени распространенности духовные ценности могут быть общечеловеческие, национальные, сословие-классовые, локально-групповые, семейные, индивидуально-личностные.

Общечеловеческие ценности характеризуются тем, что признаются наибольшим количеством людей как во времени, так и в пространстве. К ним относятся все важнейшие житейские истины, все шедевры мирового искусства, устойчивые нормы нравственности (любовь и уважение к ближнему, честность, милосердие, мудрость, стремление к красоте и др.) Многие нравственные заповеди совпадают в мировых религиях, своеобразно отражаясь в основных правах человека.

Национальные ценности занимают важнейшее место в жизни любого народа и отдельно взятой личности. Но здесь необходимо помнить о словах Л. Н. Толстого: "Глупо, когда один человек считает себя лучше других людей; но еще глупее, когда целый народ считает себя лучше других народов".

В отличие от общечеловеческих национальные ценности более конкретны и более материализованы, для русского народа - это Кремль, Пушкин, Толстой, труды Ломоносова, первый спутник и т.п.; для нас - белорусской нации - Софийский собор в Полоцке, крест Евфросинии Полоцкой, деятельность Ф.Скорины (Библия) и др.; для французов - Лувр, Эйфелева башня и др.

Значит, национальные духовные ценности - это все то, из чего складывается специфика культуры того или иного народа.

Сословие-классовые ценности связаны с интересами и мироощущением отдельных классов и социальных групп. В послереволюционные года они ярко воплотились в деятельности и идеологии Пролеткульта (1917-1932 гг). Его главная идея - ненависть к "эксплуатирующим" классам, возвеличивание физического труда в противовес духовному, отрицание предшествующего культурного наследия. Сословие-классовые ценности менее устойчивы и разнообразны, чем национальные, а тем более общечеловеческие.

Локально-групповые ценности объединяют сравнительно небольшие группы людей как по месту их проживания, так и по возрасту.

Они отражают некоторые социально-типичные предпочтения в сфере культуры и, к сожалению, нередко в сфере антикультуры. Это различные "братства", секты, касты или объединения типа "рокеров", "панков", "люберов" и др. Здесь можно говорить преимущественно о специфических молодежных, возрастных ценностях.

Семейные ценности. Семья, по выражению В. Гюго, является "кристаллом" общества, его основой. Это - общество в миниатюре, от физического и нравственного здоровья которого зависит процветание всего человечества. Отсюда огромная роль в становлении культуры передающихся из поколения в поколение семейных ценностей. К ним относятся все положительные фамильные традиции (нравственные, профессиональные, художественные или даже чисто бытовые).

Индивидуально-личностные ценности включают в себя идеи и предметы, особенно близкие отдельно взятому человеку. Они могут быть позаимствованы в окружающей социально-культурной среде или созданы в результате индивидуального творчества.

В предложенной классификации нетрудно заметить, что ценности обычно обладают двумя качествами: относительностью и подвижностью, т.е. способностью переоцениваться и переходить из одного уровня в другой (в бывших социалистических странах произошла переоценка "учения" о диктатуре пролетариата; у нас в стране - роли церкви, отношения к собственности).

Подвижность культурных ценностей заключается в том, что они могут переходить из одного уровня в другой, из индивидуально-личностных подниматься до общечеловеческих. Так, произведения великих мыслителей в момент создания были индивидуально-личностной ценностью, но постепенно "поднимались" через локально-групповой, сословие-классовый и национальный уровни до общечеловеческого признания, становясь факторами мировой цивилизации.

При рассмотрении пяти перечисленных уровней культурных ценностей выявляется и еще несколько закономерностей:

  • * во-первых, тот факт, что их относительность и подвижность убываю! по мере того, как они становятся достоянием все большего числа людей. Общечеловеческие ценности - наиболее устойчивые во времени и не зависят от политики. В то же время индивидуально-личностные ценности непрерывно меняются в течение человеческой жизни;
  • * во-вторых, духовные ценности по сравнению с их материальными воплощениями отличаются особой долговечностью, так как идею, образ уничтожить гораздо труднее, чем скульптуру, картину;
  • * в-третьих, потребности людей в духовных ценностях безграничны, здесь нет пресыщения.

Преувеличение, фанатическое отстаивание особой роли какого-либо вида ценностей чревато опасностью превратить ее в идола. Приверженец только общечеловеческих ценностей может превратиться в космополита или человека без Родины; чрезмерный поклонник национальных ценностей - в националиста; классовых - в революционера или террориста; групповых - в маргинала или богемщика и т.д. Вот почему подлинно культурный человек не должен впадать в крайности.

Таким образом, многообразие человеческой деятельности является основанием деления культуры на материальную и духовную, между которыми, однако, существует тесное взаимодействие.

Структура культуры (материальная и духовная)

Такое большое количество определений объясняется тем, что структура культуры сложна, многофункциональна и многогранна, так как включает в себя систему образования, науку, литературу, искусство, религию и т.д.

Культурный процесс - это накопление обществом материальных и духовных ценностей, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино. Это человеческая деятельность, опирающаяся на оставленное наследие 1200 поколений нашего рода, оплодотворяющая и передающая это наследие тем, кто придет на смену ныне живущим.

Культуру можно поделить на два основных вида - материальную и духовную, которые тесно взаимосвязаны.

К материальной культуре относятся: культура труда и материального производства; культура быта; культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); культура отношения к собственному телу; физическая культура. Духовная культура включает в себя познавательную (интеллектуальную) культуру; нравственную; художественную; правовую; педагогическую. Не стоит забывать и о том, что к духовной культуре относится еще и поклонение, почитание, почет, культ. Прежде всего - религиозный культ. В древности человек постоянно находился в окружении богов: встречался с ними в поле и в роще, в зелени дерев, в тенистых гротах и речных заводях, но боги жили и в городе, и в доме человека, они оберегали городские законы и безопасность граждан.

Материальная культура удовлетворяет потребности людей своим вещественным наполнением, а духовная не только удовлетворяет плоть, но и развивает способности. Из этого следует, что чем больше человек развивается духовно, тем больше он изменяет материальную культуру.

Человеку свойственно украшать свой быт, и потому предметы материальной культуры в большинстве случаев эстетически оформлены и не только помогают существовать нашему организму, но, и радуют душу. Например, можно пить воду прямо из под крана, а можно из хрустального фужера. А это значит, что духовная сторона всегда присутствует в произведениях человека. Предметы культуры могут принадлежать материальной и духовной культуре одновременно. Например, в произведениях архитектуры, декоративно - прикладного искусства. И дом, и дворец служат жильем, а храм в различные исторические отрезки времени был не только местом проведения религиозных обрядов, но и местом проведения собраний, хранилищем ценностей и даже учебной аудиторией.

Другой важный момент состоит в том, что предметы культуры могут в процессе существования менять свое главное назначение. К примеру, по мебели и одежде, ставшими музейными экспонатами, можно изучать быт и нравы определенной эпохи.

В свою очередь каждая составляющая духовной культуры может быть структурирована. Например, религия - католическая, православная, протестантская и т.д.; наука - гуманитарная и техническая, которые тоже можно более подробно структурировать; искусство - декоративное, пластическое, станковое и т.д.

Основные функции культуры

Культура выполняет множество функций: образовательная, социальная, воспитательная и т. д. Выделяют три основные функции, позволяющие обществу существовать длительный исторический период, войти в современный век - это познавательная, информативная, коммуникативная.

Первая - познавательная функция - это познание мира, страны, общества, или какого-то явления, самопознание (образование, воспитание). Такая функция концентрирует в себе опыт множества поколений людей, способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно сказать, что общество интеллектуально настолько, насколько используются знания в культурном генофонде человечества. Все типы общества, живущие сегодня на земле, различаются, прежде всего, по этому типу. Одни из них демонстрируют удивительную способность посредством культуры взять все самое лучшее, что накоплено людьми и поставить себе на службу. Например, Япония проявляет огромные способности во многих сферах науки, техники, производства. Другие же до сих пор живут племенами и не способны использовать познавательные функции культуры, обрекая себя на социальную анемию и отсталость.

Вторая - информативная - это накопление, сохранение и передача культурной информации из поколения к поколению, от одной страны к другой, от цивилизации к цивилизации, выступая в роли социальной памяти человека. Поэтому важно не только сохранить культурные ценности, но и передать их.

Третья - коммуникативная - средства передачи культурной информации, дистанционное познание. Культура представляет собой знаковую систему, которую необходимо понимать или уметь расшифровывать. Это значит, что без понимания специфики языка мира музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, театра, философии и т.д. невозможно понять их содержания. Это же относиться и к языку физики, химии, математики и других естественных наук, которые располагают собственными знаковыми системами.

Материальная культура

Под материальной культурой обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни.

Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных потребностей человека и поэтому рассматриваются в качестве ценностей. Говоря о материальной культуре того или иного народа, традиционно имеют в виду такие конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения. Современная наука, исследуя такие артефакты, способна реконструировать стиль жизни даже давно исчезнувших народов, о которых не остаюсь упоминаний в письменных источниках.

При более широком понимании материальной культуры в ней усматривают три основных элемента.

Собственно предметный мир, созданный человеком, - здания, дороги, коммуникации, приборы, предметы искусства и быта. Развитие культуры проявляется в постоянном расширении и усложнении мира артефактов, «одомашнивании» среды обитания человека. Жизнь современного человека трудно представить без сложнейших искусственных устройств - компьютера, телевидения, мобильных телефонов и т.д., которые лежат в основании современной информационной культуры.

Технологии - средства и технические алгоритмы создания и использования объектов предметного мира. Технологии материальны, поскольку воплощены в конкретных практических способах деятельности.

Техническая культура - это конкретные навыки, умения, способности человека. Культура сохраняет эти навыки и умения наряду со знаниями, транслируя из поколения в поколение как теоретический, так и практический опыт. Однако в отличие от знаний навыки и умения формируются в практической деятельности, обычно наличном примере. На каждом этапе развития культуры наряду с усложнением технологий усложняются и навыки.

Духовная культура

Духовная культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Сфера ее бытия - не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами.

Идеальные формы существования культуры не зависят от отдельных человеческих мнений. Это - научные знания, язык, устоявшиеся нормы морали и права и т.д. Иногда к этой категории относят деятельность образования и средств массовой коммуникации.

Интегрирующие формы духовной культуры соединяют разрозненные элементы общественного и личного сознания в цельное мировоззрение. На первых этапах развития человечества такой регулирующей и объединяющей формой выступали мифы. В современности ее место заняли религия, философия и в некоторой степени - искусство.

Субъективная духовность представляет собой преломление объективных форм в индивидуальном сознании каждого конкретного человека. В этом отношении можно говорить о культуре отдельного человека (его багаже знаний, способности к моральному выбору, религиозных чувствах, культуре поведения и т.д.).

Соединение духовного и материального формирует общее пространство культуры как сложной взаимосвязанной системы элементов, постоянно переходящих друг в друга. Так, духовная культура - идеи, замыслы художника - может воплощаться в материальных вещах - книгах или скульптурах, а чтение книг или наблюдение предметов искусства сопровождается обратным переходом - от материальных вещей к знаниям, эмоциям, чувствам.

Качество каждого из этих элементов, а также тесная связь между ними определяют уровень нравственного, эстетического, интеллектуального, а в итоге - культурного развития любого общества.

Взаимосвязь материальной и духовной культуры

При этом духовная культура неразрывно связана с материальной. Любые предметы или явления материальной культуры в своей основе имеют проект, воплощают определенные знания и становятся ценностями, удовлетворяя человеческие потребности. Иными словами, материальная культура всегда является воплощением определенной части духовной культуры. Но и духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Любая книга, картина, музыкальная композиция, как и прочие произведения искусства, которые являются частью духовной культуры, нуждаются в материальном носителе - бумаге, холсте, красках, музыкальных инструментах и т.д.

Более того, часто сложно понять, к какому виду культуры - материальной или духовной - относится тот или иной предмет или явление. Так, любой предмет мебели мы скорее всего отнесем к материальной культуре. Но если речь пойдет о комоде 300-летнего возраста, экспонирующемся в музее, о нем следует говорить как о предмете духовной культуры. Книга - бесспорный предмет духовной культуры - может быть использована для растопки печи. Но если предметы культуры могут менять свое назначение, то должны быть введены критерии для различения предметов материальной и духовной культуры. В этом качестве можно использовать оценку смысла и назначения предмета: предмет или явление, удовлетворяющие первичные (биологические) потребности человека, относятся к материальной культуре, если они удовлетворяют вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, его считают предметом духовной культуры.

Между материальной и духовной культурой существуют переходные формы - знаки, представляющие нечто отличное оттого, чем они сами являются, хотя это содержание не относится к духовной культуре. Самая известная форма знака - деньги, а также разнообразные талоны, жетоны, квитанции и проч., применяемые людьми для обозначения оплаты всевозможных услуг. Так, деньги - всеобщий рыночный эквивалент - можно потратить на покупку продуктов питания или одежду (материальная культура) или приобрести билет в театр или музей (духовная культура). Иными словами, деньги выступают универсальным посредником между предметами материальной и духовной культуры в современном обществе. Но в этом таится серьезная опасность, так как деньги уравнивают между собой эти предметы, обезличивая предметы духовной культуры. При этом у многих людей рождается иллюзия, что все имеет свою цену, что все можно купить. В таком случае деньги разобщают людей, принижают духовную сторону жизни.

5. Культура – одна из важнейших характеристик специфики человеческой жизнедеятельности. Каждый индивид представляет собой сложную биосоциальную систему, функционирующую за счет взаимодействия с окружающей средой, что необходимо человеку для его нормального функционирования, жизнедеятельности и развития.

Большинство потребностей человека удовлетворяется посредством труда. А процесс труда всегда осуществляется при непосредственном участии и направляющем воздействии сознания человека, его мышления, знаний, чувств, воли. Система человеческой культуры – это мир вещей, предметов, а теперь и природной среды, созданных человеком для удовлетворения его потребностей. Значит культура - это "опредмеченный" мир человеческой духовности.

Культура есть продукт человеческой деятельности, а деятельность есть способ бытия человека в мире. Результаты человеческого труда постоянно накапливаются, и потому система культуры исторически развивается и обогащается многими поколениями людей. Все достигнутое человечеством в правовой, политической, государственной деятельности, в системах образования, медицинского, бытового и других видов обслуживания, в науке и технике, искусстве, религии, философии – все это принадлежит миру человеческой культуры:

· поля и фермы, промышленные (фабрики, заводы и т.п.) и гражданские (жилые дома, учреждения и др.) постройки, транспортные коммуникации (дороги, трубопроводы, мосты и т.д.), линии связи и т.д.;

· политические, правовые, образовательные и другие учреждения;

· научные знания, художественные образы, религиозные доктрины и философские системы, культура семьи

На Земле непросто найти такое место, которое бы в той или иной мере не было освоено человеческим трудом, которое не затронули бы деятельные руки человека, на котором не было бы печати человеческого духа.

Мир культуры окружает каждого. Каждый человек как бы погружен в море вещей, предметов человеческой культуры. Более того, индивид становится человеком постольку, поскольку он усваивает формы деятельности по производству и использованию предметов культуры (выработанные предыдущими поколениями людей). В семье, в школе, в высшем учебном заведении, на работе, в общении с другими людьми мы осваиваем систему предметных форм культуры, "распредмечиваем" их для себя. Только на этом пути человек изменяет сам себя, развивает свой внутренний духовный мир, свои знания, интересы, мораль, навыки, умения, мировоззрение, ценности, потребности и др. Чем выше степень освоения человеком достижений культуры, тем больший вклад он может внести в ее дальнейшее развитие.

Культура появилась одновременно с самим человеком, и первыми культуральными явлениями стали орудия труда, созданные нашими далекими предками.

Культура это единое, сложное, комплексное явление человеческой природы, которое условно (по степени преобладания духовной или материальной составляющих) часто делят на гуманитарную и естественнонаучную культуры.

Вряд ли сегодня кто-либо сможет описать все разнообразие культурных ценностей, достигнутых и достигаемых человечеством. Можно выделить лишь некоторые наиболее значимые области культуры человека на сегодняшний день. Подобное деление условно, спорно и во многом зависит от взглядов конкретного человека. Гуманитарная культура.

Гуманитарная культура в современном понимании – мировоззрение Человека, воплощенное практически и прогнозируемое теоретически, основанное на вере, что окружающий нас Мир можно вообразить в сознании. По-другому, это универсальный комплекс материальных и духовных ценностей, созданный исключительно субъективным (личностным) сознанием человека и общества. Это мораль, религия, искусство, политика, философия и т.п., что входит в понятие духовное.

Гуманитарная культура ориентирована на общечеловеческие ценности, такие, как гуманизм, демократия, мораль, права человека и т.п. Но исследователь этой культуры находится внутри рассматриваемых проблем. Философские системы, религии, филологические исследования включают в себя особенности, присущие их творцу. Вся его жизнь часто неразрывно вплетена в "ткань" этих систем, религий и т.п. Поэтому и методы исследования, используемые в области гуманитарного знания, разительно отличаются от естественнонаучных и сводятся преимущественно к интерпретациям, толкованиям, сравнениям.

Большое значение в гуманитарных сферах имеют телеологические или финалистские объяснения, цель которых – раскрытие мотивов и намерений в деятельности людей. Интерес к подобным объяснениям усилился в последнее время, он был обусловлен результатами, полученными в синергетике, экологии и других естественных науках. Но еще большее значение в гуманитарных сферах имеет исследовательский метод, связанный с истолкованием, который обычно называют герменевтическим.

6. Культура выступает как важный фактор социальных обновлений общества . Она чутко реагирует на все перемены, происходящие в обществе, и сама оказывает значительное воздействие на социальную жизнь, формируя и определяя многие общественные процессы.

Современные западные социологи отводят культуре большую роль в развитии процессов модернизации. По их мнению, «прорыв» традиционного образа жизни в ряде стран должен произойти под непосредственным влиянием их социокультурных контактов с уже существующими центрами рыночно-индустриальной культуры. При этом необходимо учитывать специфику конкретно-исторических условий этих стран, их традиции, особенности национального характера, сложившиеся культурно-психологические стереотипы и др.

Особую роль культуры в эволюции общества отмечали классики мировой социологической мысли. Достаточно привести знаменитый труд М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», где было показано, как мировоззренческие установки протестантизма обусловили формирование системы ценностных ориентаций, мотивации и поведенческих стереотипов, которые легли в основу капиталистического предпринимательства и существенным образом способствовали становлению буржуазной эпохи.

Роль культуры как фактора социальных изменений особенно возрастает в период общественных реформ. Это со всей очевидностью можно проследить на примере нашей страны.

В этих условиях особое значение приобретает выработка новой культурной политики. Под культурной политикой понимается комплекс мер по регулированию развития духовно-ценностных аспектов общественного бытия. Культуре отводится роль формирования ценностно-ориентированной оптимально организованной и социально эффективной деятельности.

7. Постиндустриальное состояние человеческой цивилизации правомерно связывают с развитием информационного общества - общества, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной информации, ее свободой и доступностью. Возникновение информационного общества неразрывно связано с осознанием фундаментальной роли информации в общественном развитии, рассмотрением в широком социокультурном контексте таких феноменов, как информационные ресурсы, новые информационные технологии, информатизация.

Становление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Особое значение в информационном обществе приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.

Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Ею станут знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. Информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности. Понятие "информационная культура" характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Роль этого аспекта в информационном обществе постоянно возрастает; и сегодня совокупность информационных потоков вокруг каждого человека столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от него знания законов информационной среды и умения ориентироваться в информационных потоках. В противном случае он не сможет адаптироваться к жизни в новых условиях, в частности, к изменению социальных структур, следствием которого будет значительное увеличение числа работающих в сфере информационной деятельности и услуг.

В настоящее время существует множество определений информационной культуры. Рассмотрим некоторые из них.

В широком смысле под информационной культурой понимают совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.

В узком смысле - оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.

Информационную культуру человечества в разное время потрясали информационные кризисы. Один из наиболее значительных количественных информационных кризисов привел к появлению письменности. Устные методики сохранения знания не обеспечивали полной сохранности растущих объемов информации и фиксации информации на материальном носителе, что породило новый период информационной культуры - документный. В ее состав вошла культура общения с документами: извлечения фиксированного знания, кодирования и фиксации информации; документографического поиска. Оперирование информацией стало легче, претерпел изменения образ мышления, но устные формы информационной культуры не только не утратили своего значения, но и обогатились системой взаимосвязей с письменными.

Очередной информационный кризис вызвал к жизни компьютерные технологии, модифицировавшие носитель информации и автоматизировавшие некоторые информационные процессы.

Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат деятельности субъекта и процесс сохранения созданного, распространения и потребления объектов культуры.

В настоящее время создается база для формирования противоречия между категорией индивидов, информационная культура которых формируется под влиянием информационных технологий и отражает новые связи и отношения информационного общества, и категорией индивидов, информационная культура которых определяется традиционными подходами. Это создает разные уровни ее качества при одинаковых затратах сил и времени, влечет объективную несправедливость, что связано со снижением возможностей творческого проявления одних субъектов по сравнению с другими.


Похожая информация.