Франц шуберт сообщение кратко. Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь

Борис Михайлович Иофан (1891-1976) принадлежит поколению архитекторов, творческая деятельность которого широко развернулась в период поисков новых принципов зодчества, связанных с развитием техники XX века и стремлением пластическими средствами выразить идеи социального прогресса, гуманизма и демократии.

Зодчий глубоко знает и любит классическое искусство, но он считает, что изучать и знать старое нужно лишь для того, чтобы идти вперед.

Б. М. Иофан родился в 1891 году в Одессе. Двенадцати лет он поступил в Одесское художественное училище. Иофан не нашел среди преподавателей-архитекторов примеров для подражания. На первых порах обучения он охотно берет уроки мастерства у живописцев Ладыженского и Костанди, а затем его любимым наставником становится скульптор гарибальдиец Иорини - один из основателей училища. Не случайно проект загородного дома (последний перед выпуском), решенный молодым архитектором в очень сдержанной манере, без обязательных тогда аксессуаров традиционного декора, читается как фон для скульптуры.

После окончания в 1911 году училища и отбытия воинской повинности Иофан уезжает в Петербург, где работает на стройках в качестве помощника у ряда столичных архитекторов.

В начале 1914 года Иофан едет в Италию. Там в 1916 году он успешно заканчивает архитектурный факультет Высшего института изящных искусств (Regio Instituto Superiore di belle arti in Roma). В качестве дипломного проекта Иофан представил архитектурный монумент-мемориал жертв первой мировой войны, в котором впервые ярко проявилось его тяготение к монументальным объемно-пространственным решениям, композиционно органически связанным с окружающей природой.

В Италии Иофан работает вначале помощником у известного римского архитектора Бразини, выступает на конкурсах, а затем самостоятельно строит жилые дома в предместьях Рима: Монте Верде (1916) и Колина Вольпи (1922), в г. Парни (1918). В это же время ему представляется возможность соорудить (частично) колумбарий в Парни и капеллу Амброджи на римском кладбище Сан Лореицо (San Lorenzo fuori le Mura, 1919-1920). Параллельно с практическим строительством он учился в Высшей инженерной школе (R. Scuola d"applicazione per gli ingegneri in Roma), что позволило в дальнейшем со знанием дела разбираться в вопросах строительной механики и организации строительного производства.

В 1921 году, в год прихода к власти фашизма, Иофан вступает в Коммунистическую партию Италии. Через полвека ЦК ИКП, награждая архитектора памятной медалью, напишет ему: «Вы всегда поддерживали тесную связь в духе пролетарского интернационализма и принимали живое участие в нашей борьбе».

Незадолго до возвращения на Родину Борис Михайлович Иофан спроектировал в Италии первое за рубежом Посольство Союза ССР (1923). Скульптурная композиция, завершавшая это здание, выражала основополагающую идею советского государства - союз рабочих и крестьян.

В 1924 году Иофан вернулся в СССР. С жаром человека, истосковавшегося по Родине, архитектор включился в восстановление народного хозяйства. Он уезжает в Донбасс, проектирует и строит там рабочий поселок Штеровской электростанции. В этом поселке (1924), а затем в жилых домах по Русаковской улице в Москве (1925), можно проследить его стремление ответить на новые социальные условия. Так, он компонует жилые дома не изолированно друг от друга, а в едином комплексе, с озелененными открытыми дворами.

При проектировании и строительстве (1928-1931) огромного жилого массива по улице Серафимовича в Москве, архитектор совместно с Д. М. Иофаном смело ищет и находит новые приемы. Тесный участок, зажатый между каналом и рекой, на котором предстояло разместить своего рода фаланстер (более пятисот квартир, клуб, кинотеатр, спортзал, библиотеку, универмаг, столовую, детский сад, ясли, механическую прачечную), предопределил многоэтажный характер композиции. В сложных условиях архитектор сумел найти новое объемно-пространственное решение. Весь комплекс был запроектирован из зданий-блоков, сгруппированных вокруг трех внутренних открытых дворов, связанных между собой высокими проездами. Крупные помещения общественного назначения выделены отдельными объемами и ясно читаются на фоне жилой части всего сооружения.

Включенный в общий массив дома кинотеатр «Ударник» свободен от недостатков, свойственных встроенным или пристроенным помещениям данного назначения, и по своей архитектуре и инженерному решению является новаторским произведением первых лет становления советского зодчества. Архитектура кинотеатра, подчеркивающая его назначение и особенности, не растворяется в архитектуре жилой части комплекса, а становится элементом, организующим пространство. План зрительного зала решен в форме трапеции, суживающейся к экрану. Амфитеатровым прием размещения 1500 зрителей создает одинаковые условия видимости со всех мест. Кинозал перекрыт железобетонным арочным сводом большого пролета. Новаторское решение дополнено устройством, позволяющим при желании раскрыть крышу и демонстрировать фильмы под открытым небом.

В период постройки этого крупного объекта по проектам Иофана сооружались также: здание опытной станции Химического института им. Карпова (1927), часть комплекса Сельскохозяйственной академии им. Тимирязева (1929-1932), подмосковный санаторий «Барвиха» (1929-1935), представляющий одну из больших его удач. С 1931 года начинается почти двадцатипятилетний период интенсивной творческой деятельности мастера в области проектирования и строительства монументальных сооружений. Иофан принимает активное участие в конкурсах на проект Дворца Советов, неизменно лидируя на всех этапах (высшая премия на Всесоюзном открытом и решение о принятии в основу окончательной разработки сооружения его проекта - на заключительном конкурсе в мае 1933г.). На протяжении всей работы по проектированию Дворца Советов *, от графического осмысливания задачи, до ее яркого воплощения в четких, характерных объемах и пластической обработке фасадов, Иофан настойчиво и последовательно ищет выражения идейно-художественного образа сооружения для массовых народных собраний и как памятника основателю советского государства. Первая задача, естественно, вызывала ассоциации с подобного рода сооружениями античности - древними амфитеатрами, планировку и пропорции которых мастер проникновенно изучал и великолепно знает. Идея Большого и Малого полукруглого залов, возникшая еще на предварительном конкурсе, осталась непременным основополагающим элементом архитектурной композиции на всех этапах разработки его проекта. Скульптурное завершение, намеченное в первоначальных предложениях Иофана, в процессе дальнейшей работы получило монументальное выражение, надолго предопределившее образ здания.

* В дальнейшей разработке проекта участвовали в качестве соавторов архитекторы В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх. Скульптор - Д. С. Меркуров.

Благодаря принципиальной схеме, характерной для русской архитектуры - ярусности, выразительной пластике объемов, высотности, - сооружение не подавляло грандиозностью абсолютных размеров, а становилось мощной вертикалью, композиционно объединяющей весь город. В градостроительном отношении зона архитектурного влияния Дворца Советов поддерживалась сооружением ряда высотных зданий, которые создавали новый силуэт столицы и в дальнейшем сказались на масштабе всей ее застройки.

Война помешала осуществить Дворец Советов, но его роль в истории советской архитектуры трудно переоценить. О новых эстетических нормах, о том эмоциональном воздействии, которое могло бы иметь это произведение, возможно отчасти судить по другим работам архитектора, воплощенным в натуре в период интенсивного проектирования и строительства Дворца Советов.

В 1937 году по проекту Иофана сооружен Советский павильон на Международной выставке в Париже (диплом «Гран при», золотая медаль, Государственная премия СССР), а в 1939 - Советский павильон на Международной выставке в Нью-Йорке (архитектору присвоено звание почетного гражданина города). Произведения эти не укладываются в обычные рамки архитектурных сооружений временного типа. В них автор показал умение не только органически связать внутреннее пространство и внешний объем, но в равной мере мастерски заставить работать на архитектурный образ и окружающую среду. Так, в обоих павильонах на крайне неудобных участках: в первом случае - чрезмерно узком и вытянутом, во втором - неправильной, ломаной формы, он нашел композиционные решения, превратившие недостатки в преимущества. Анфилада выставочных залов павильона в Париже, была выражена объемами, силуэты которых, нарастая уступами к главному фасаду, сообщали сооружению легкость и динамичность, смело подхваченную стремительными формами скульптуры «Рабочий и колхозница» (скульптор В. И. Мухина).

В нью-йоркском павильоне кольцевая галерея выставочных залов создавала внутреннее пространство под открытым небом: через пропилеи можно было попасть как бы на территорию Советского Союза - в амфитеатр, организованный вокруг обелиска, который вместе с фигурой «Рабочий» (скульптор В. А. Андреев) составил вертикальную ось архитектурной композиции и служил выразительным ориентиром в окружающем пространстве.

Павильон СССР в Париже производил неизгладимое впечатление. Это была зримая победа идеи синтеза искусств - архитектуры и скульптуры.

Б. Иофан смело использовал возможности современной инженерии: металлический каркас, листовую нержавеющую сталь, Электросварку. Советская архитектура сказала новое слово в мировом пластическом искусстве. Длительный спор между функциональной, конструктивной или образной ролью архитектуры разрешился их классическим сочетанием благодаря правильно понятой зодчим социальной задаче.

В 1939-1944 годах по проектам Иофана в Москве осуществлена станция метрополитена «Бауманская», в 1947 - здание лаборатории института физических проблем Академии наук СССР, в 1949 - Нефтяной институт им. Губкина. Еще раньше Иофан участвовал в конкурсе на проект здания Наркомата тяжелой промышленности СССР в Зарядье (1935). Его проект полиграфического комбината и редакции газеты «Известия» в районе Киевского вокзала был принят к осуществлению (1940). Им также разрабатывался проект восстановления и реконструкции Театра им. Евг. Вахтангова (1943), проекты центров Сталинграда (1943) и Новороссийска (1945), проект высотного 32-этажного дома в Москве (1947), Эскизный проект нового здания Московского университета им. Ломоносова на Ленинских горах (1948) и ряд памятников гражданской и Великой Отечественной войн.

Период после начала 50-х годов заполнен в творчестве архитектора решением главным образом градостроительных задач. Активный участник составления Генерального плана реконструкции Москвы 1935 года и автор проекта схемы генерального плана восстановления Новороссийска в 1945 году, он оказался хорошо подготовленным для участия в разработке проблем послевоенного строительства столицы.

В качестве руководителя творческого коллектива одной из мастерских института «Моспроект» Иофан осуществлял проектирование застройки и реконструкции территории Шереметьевской улицы, а также районов северного Измайлова и Сокольников (1955- 1970). Под его руководством спроектированы и построены жилые 16-этажные дома на Щербаковской улице (1962). По проекту Иофана сооружен Государственный центральный институт физической культуры в Измайлове (1964-1974).

Иофан не хочет быть законодателем непреложных правил. Он всегда ищет и варьирует и поэтому скорее готов учиться, чем учить. Но все, что зодчий построил, спроектировал и проектирует, - принципиально. Он постоянно старается анализировать свои работы с точки зрения высоких Задач пластического искусства и обобщить их, прежде всего для себя самого, в виде определенных выводов. Поэтому его выступления на творческих совещаниях и в печати, быть может, иногда дискуссионные, представляют большой интерес для истории и не утрачивают своей актуальности.

Борис Михайлович Иофан родился 16 (28) апреля 1891 года в Одессе.
В 1911 году закончил Одесское художественное училище. Приехал в Петербург, где два года проработал в качестве помощника у архитектора А.О.Таманяна и у своего брата Дмитрия Иофана.
В 1913 году Борис Иофан едет в Италию, где поступает в Королевский институт изящных искусств в Риме (Regio Istituto Superiore di belle arti), который заканчивает в 1916 году.

Отдавая предпочтение классическому наследию, Иофан начал работать в мастерской известного итальянского архитектора Армандо Бразини. Такой выбор невольно приближал Бориса Иофана (на уровне профессиональных задач) к неоклассическому направлению.
После окончания римского института архитектор Иофан проектирует и строит жилые здания и мемориальные сооружения, оценив это впоследствии лишь как подготовку к работе в СССР.
Оттачивая свое профессиональное мастерство в русле неоклассики, он, с одной стороны, оказался подготовленным к новой ситуации в художественной жизни СССР, а с другой - невольно оказался включенным в ту общую систему архитектурно-художественных образов, которые в это время были положены за основу и в других ведущих мировых державах.

В 1924 году Иофан вернулся в СССР. С первых дней пребывания на Родине архитектор включился в восстановление народного хозяйства. Он уезжает на Донбасс, проектирует и строит там рабочий посёлок Штеровской электростанции.
В 1925 году - жилые дома на Русаковской улице в Москве, в планировке которых, как и в посёлке на Донбассе, стремится ответить на новые социальные условия, созданные трудящимся в Советской стране.

С 1928 по 1931 год архитектор Б.М.Иофан совместно со своим старшим братом Дмитрием проектирует огромный жилой массив по улице Серафимовича в котором предстояло разместить своего рода городок (более 500 квартир, клуб, кинотеатр, спортзал, библиотеку, универмаг, столовую,детский сад, ясли и механическую прачечную). Новаторское решение кинотеатра «Ударник» рассчитанного на 1500 зрителей, позволяло при желании раскрыть крышу и демонстрировать фильмы прямо под открытым небом.

С 1931 года начинается почти двадцатипятилетний период интенсивной творческой работы мастера по проектированию Дворца Советов. Иофан принимает активное участие во всех конкурсах по созданию этого "Главного сооружения страны", неизменно лидируя на всех этапах.
На заключительном конкурсе 1933 года, мастер получает Высшую премию и его проектную композицию принимают за основу для дальнейшей работы. С этого момента к работе подключаются архитекторы В.А.Щуко и В.Г.Гельфрейх, а также скульптор Д.С.Меркуров.
На протяжении всей работы по проектированию Дворца Советов, Иофан последовательно ищет выражения идейно-художественного образа сооружения для массовых народных собраний и как памятника основателю Советского государства Владимиру Ильичу Ленину.

Благодаря композиционной схеме, характерной для русской архитектуры сооружение не подавляло грандиозностью своих размеров, а становилось мощной вертикалью, объединяющей весь город. Зона архитектурного влияния Дворца Советов поддерживалась высотными зданиями, которые создавали новый силуэт Москвы, и в дальнейшем сказались на масштабе всей столичной застройки.
Война помешала осуществить Дворец Советов, но его роль в истории советского искусства трудно переоценить. Об эмоциональном воздействии даже проектных материалов, эскизов и макетов сооружения, можно судить по влиянию этого материала на других мастеров искусства, работающих в русле Советского монументального классицизма.

Проекты мемориальных сооружений и памятников широко представлены в творческом наследии Б.М.Иофана. В ряду этих произведений видное место занимает монумент «Героям Перекопа» (1940). Памятник задуман как пространственная композиция, призванная увековечить драматические события борьбы за Советскую власть и борьбы против военной интервенции.
В 1946 году Б.М.Иофан завершил проект памятника Победы для Москвы. По композиционному замыслу монумент (как и другие произведения автора) имеет открытый, торжественный и радостный характер.
Тема Победы находит выражение и в проекте монумента «Город-герой» (1966-1967), предназначавшегося для сооружения в Одессе.

Для всех сооружений, над которыми работал Иофан, он, начиная с самых первых эскизов, сам разрабатывал скульптурные и монументально-декоративные композиции, передавая в них свой замысел. Как режиссёр, он предельно точно доносил своими рисунками эмоциональный настрой скульпторам и художникам, которые впоследствии развивали, заданную мастером тему.
С Борисом Михайловичем Иофаном сотрудничали художники, которые впоследствии сформировали неповторимый образ всего Советского монументального классицизма, который западные искусствоведы называют «Сталинским ампиром». Это архитекторы: Л.В.Руднев, В.А.Щуко, В.Г.Гельфрейх, Я.Б.Белопольский, Е.Н.Стамо; художники: А.А.Дейнека, Е.Е.Лансере, В.П.Ефанов, Ф.Ф.Федоровский; скульпторы: В.И.Мухина, Е.В.Вучетич, В.Андреев, И.Шадр, Д.Меркуров.

Не считая работу над 400-метровым Дворцом Советов Б.М.Иофан стоял у истоков всего высотного строительства не только в Москве, но и в стране.
Всё началось с Постановления СМ СССР № 53 от 13 января 1947 года «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий», в котором, говорилось: «Построить 32-этажное здание на Ленинских горах в центре излучины Москвы-реки, разместив в нем гостиницу и жилье…».
Так в январе 1947 года Борис Михайлович Иофан приступил к эскизной проработке "32-этажного высотного здания" на Ленинских горах.

12 сентября 1947 года газета «Советское искусство» в заметке «Закладка многоэтажных зданий» сообщала: «В день восьмисотлетия юбилея Столицы состоялась закладка восьми многоэтажных зданий, которые, по предложению товарища Сталина, будут сооружены в Москве.
На митинг, посвященный закладке самого высокого, 32-этажного здания собрались трудящиеся Ленинского района. Этот дом, в котором будет 750 жилых квартир и 520 рабочих комнат, сооружается на Ленинских горах, на берегу Москвы-реки...
На митинге выступил действительный член Академии архитектуры СССР Б. М. Иофан...».

В Постановлении СМ СССР № 803 от 15 марта 1948 года «О строительстве новых здании на Ленинских горах» уточнялось: «Построить в течение 1948–1952 гг. для Московского государственного университета новое здание на Ленинских горах...» и «утвердить задание на проектирование нового здания Московского государственного университета, предоставленное Министерством высшего образования (С.В. Кафтановым), Московским государственным университетом (А.Н.Несмеяновым), и Управлением Дворца Советов (А.Н.Прокофьевым и архитектором Б.М.Иофаном)».
В послевоенные годы на панорамах Москвы рисовали величественный Дом Советов архитектора Иофана, а естественным "плавным переходом" к исторической застройке служили высотные здания расположенные в восьми узловых точках советской Столицы.

Архитектурный образ высотных сооружений, особенно МГУ, должен был стать связующим звеном между Кремлёвскими башнями и грандиозным Дворцом, между прошлым и настоящим.
Выразительные предпроектные эскизы и чёткое задание на проектирование, разработанные зодчим, явились основой для дальнейшей работы. Именно поэтому академика-архитектора Бориса Михайловича Иофана по праву называют соавтором Главного здания Университета.
Творческий коллектив под руководством академика архитектора Л.В.Руднева, блестяще продолжил работу мастера, и Московский Государственный Университет на Ленинских горах заслуженно является визитной карточкой Москвы, символом науки и культуры России.

ИОФАН БОРИС МИХАЙЛОВИЧ - Российский ар-хи-тек-тор, народный архитектор СССР, член АА СССР.

Учил-ся в Ху-дожественном училище в Одес-се (1903-1911 годы), за-тем по-мо-гал бра-ту, архитектору Дмит-рию Ми-хай-ло-ви-чу Ио-фа-ну (1885-1961 годы), в строи-тель-ст-ве до-ма в Санкт-Пе-тер-бур-ге (до 1914 годы). Про-дол-жил об-ра-зо-ва-ние в Ри-ме - на ар-хитектурном факультете Выс-ше-го института изящ-ных ис-кусств (сре-ди учи-те-лей - М. Ман-фре-ди; 1916 год) и в Ин-же-нер-ной шко-ле при университетте (1919 год). Ра-бо-тал в мас-тер-ской из-вест-но-го римского архитектора А. Бра-зи-ни и са-мо-стоя-тель-но - в сти-ли-сти-ке не-оклас-си-циз-ма и в ду-хе римской ба-роч-ной ар-хи-тек-ту-ры (про-ект зда-ния советского по-соль-ст-ва в Ри-ме, 1922-1923 годы и др.). Со-сто-ял в Итальянской КП, был зна-ком с А. Грам-ши, П. Толь-ят-ти и др.

По при-ез-де в СССР по-стро-ил по-сё-лок при Ште-ров-ской ГРЭС в Дон-бас-се (1924 год). С 1924 год ра-бо-тал в Мо-ск-ве. В ра-бо-тах это-го пе-рио-да (мно-гие совместно с бра-том) про-де-лал путь от «очи-щен-но-го клас-си-циз-ма» к кон-ст-рук-ти-виз-му : квар-тал опыт-но-об-раз-цо-вых до-мов на Ру-са-ков-ской улице (1924-1925 годы), Опыт-ная стан-ция при Хи-мическом институте имени Л.Я. Кар-по-ва (1926-1927 годы), учеб-ный го-ро-док Московской сельскохозяйственной ака-де-мии имени К.А. Ти-ми-ря-зе-ва (1927-1931 годы; все - в Мо-ск-ве); са-на-то-рий «Бар-ви-ха» под Мо-ск-вой (1926-1934 годы). Од-ной из наи-бо-лее зна-чительных по-стро-ек Иофана стал жи-лой ком-плекс ЦИК и СНК [так называемый Дом на на-бе-реж-ной; 1928-1931 годы; кор-пу-са сгруп-пи-ро-ва-ны во-круг 3 внутренних дво-ров, вклю-ча-ют квар-ти-ры (бо-лее 500) и по-ме-ще-ния куль-тур-но-бы-то-во-го об-слу-жи-ва-ния], со-че-таю-щий но-ва-тор-ские кон-ст-рук-ции [в свод-ча-тых пе-ре-кры-ти-ях клу-ба (ны-не Те-атр эс-т-ра-ды) и ки-но-те-ат-ра] с ре-пре-зен-та-тив-ны-ми не-о-клас-сическими эле-мен-та-ми (пор-тик главного фа-са-да).

В 1931-1948 годы Иофан был во-вле-чён в ра-бо-ту по осу-ще-ст-в-ле-нию идеи Двор-ца Со-ве-тов: за-ни-мал-ся ор-га-ни-за-ци-ей кон-кур-сов (в том числе был ини-циа-то-ром при-гла-ше-ния иностранных уча-ст-ни-ков); раз-ра-ба-ты-вал кон-курс-ные про-ек-ты (выс-шие пре-мии 1931 года и 1933 года) и ут-вер-ждён-ный ва-ри-ант ком-по-зи-ции с ги-гант-ской баш-ней, увен-чан-ной ста-туей В.И. Ле-ни-на (совместно с В.А. Щу-ко и В.Г. Гельф-рей-хом). Ав-тор советских па-виль-о-нов на Все-мир-ных вы-став-ках в Па-ри-же (1937 год; скульп-тур-ная груп-па «Ра-бо-чий и кол-хоз-ни-ца» В.И. Му-хи-ной) и в Нью-Йор-ке (1939 год; ста-туя «Ра-бо-чий» В.А. Ан-д-рее-ва), стан-ции мет-ро-по-ли-те-на «Бау-ман-ская» (1939-1944 годы), ла-бо-ра-тор-но-го кор-пу-са в Институте фи-зических про-блем на Во-робь-ёв-ском шос-се (1944-1947 годы; совместно с Е.Н. Ста-мо), зда-ния Института неф-ти и га-за (1949-1956 годы). Соз-да-вал многие про-ек-ты мо-ну-мен-таль-ных ан-самб-лей с об-щественными и административными зда-ния-ми, в том числе зда-ния Нар-ко-ма-та тя-жё-лой промышленности в Мо-ск-ве (1935 год), ре-кон-ст-рук-ции раз-ру-шен-ных вой-ной цен-тров Ста-лин-гра-да (ны-не Вол-го-град; 1943 год) и Но-во-рос-сий-ска (1945 год), вы-сот-но-го зда-ния МГУ на Во-робь-ё-вых го-рах (1948 год). Ру-ко-во-дил про-ек-ти-ро-ва-ни-ем за-строй-ки в Мо-ск-ве: в Марь-и-ной Ро-ще, Северном Из-май-лове и Со-коль-ни-ках (1955-1970 годы); по-стро-ил ряд 16-этаж-ных жи-лых до-мов, Государственный центральный институт фи-зической куль-ту-ры в Из-май-ло-ве (1964-1974 годы). Государственная премия СССР (1941 год). На-гра-ж-дён ор-де-ном Ле-ни-на.

Иллюстрация:

Б. М. Ио-фан. Жи-лой комп-лекс ЦИК и СНК (т. н. Дом на на-бе-реж-ной). 1928-31. Фото А. И. Нагаева. Архив БРЭ.

Борис Михайлович Иофан – архитектор, лауреат Государственной премии СССР.

Родился 28 апреля 1891 года в Одессе в семье художника. В 1903 году поступил на живописное отделение Одесского художественного училища, где учился у К.К. Костанди , Г.А. Ладыженского и скульптора Л. Иорини. Окончил училище в 1911 году с отличием и званием техника-архитектора. Работал в Петербурге помощником архитектора А. Таманяна и своего брата Д. Иофана. В 1914-1916 гг. учился в Высшем институте изящных искусств, а в 1916-1923 гг. в Высшей школе инженеров в Риме.

В 1915-1923 гг. по его проектам были сооружены школа в Калабрии, лицей в Аквиле, колумбарий в Нарни, капелла Амброджи в Риме, больница в Перуджии и др. В 1921-1924 гг. был членом Итальянской компартий. Незадолго до возвра-щения на Родину Борис Михайлович Иофан спроектировал в Италии первое за рубежом Посольство СССР (1923).

В 1924 году приехал в Москву, а с 1927 года стал ее главным архитектором.

По его проектам и под его руководством в Москве были сооружены: здание опытной станции Химического института им. Л.Я. Карпова, жилой комплекс на ул. Серафимовича, 2 (дом ЦИКа СНК СССР), кинотеатр “Ударник”, станция метро “Бауманская”, институт нефте-химической и газовой промышленности им. Губкина, Центральный институт физической культуры, комплекс высотных зданий ОГУ на Ленинских горах, застройки северной части Измайлова и др. Санаторий “Барвиха” под Москвой, павильон СССР на Международной выставке 1937 года в Париже (для которого совместно с В. Мухиной была создана скульптура “Рабочий и колхозница”), Павильон СССР на Международной выставке 1939 года в Нью-Йорке и др.


Кинотеатр “Ударник”



Верой Игнатьевной Мухиной

Павильон СССР на Международной выставке в Париже

Много лет являлся профессором и действительным членом Академии архитектуры СССР.

Жил в Одессе на ул. Елисаветинской, 1 (1891-1911).

Ирина Арутюнова, специалист Управления
охраны культурного наследия Облгосадминистрации