Французский театр 17 века корнель расин мольер. Театральное искусство во Франции XVII века

Французский классицизм создал новый тип театра на основе великой драматургии; соединил театральность с идейной и общественной значимостью сценического искусства; потребовал виртуозной актерской выразительности и актера интеллектуальных возможностей; заложил основы национальной исполнительской школы, распространившей свое влияние за пределами Франции - школы представления; сделал спектакль явлением законченной формы - с понятиями структуры, гармонии, условного языка, ритма действия, механизмом которого становится александрийский стих; наконец, предложил организационный модуль, не утративший своей прочности до сих пор. Этот рациональный по духу и выражению театр - одна из вершин мирового театра.

Статус комедии – второго по значению и популярности театрального жанра XVII в. после трагедии – изменил Мольер (Жан Батист Поклен; 1622-1673), великий актер, драматург и руководитель театра. Поначалу Мольер стремился к славе трагического актера, хотя его природные данные не давали ему почти никаких шансов. Как выразился его современник, «природа, столь благосклонная к нему в том, что касается до таланта и остроумия, отказала ему в наружных достоинствах». Однако главного своего таланта Мольер до поры до времени не мог распознать сам. Его увлекали лавры Корнеля, величие и авторитет трагедии. В 1644 г., объединившись с несколькими любителями и профессиональными актерами, позаимствовав необходимую сумму денег из семейного бюджета, Мольер открывает в зале для игры в мяч Блистательный театр. В репертуаре - трагедии Корнеля и других трагических авторов. Новый театр, однако, вскоре терпит полный творческий и финансовый крах. С несколькими близкими ему товарищами, среди которых брат и сестры семейства Бежар - Мадлена, Жозеф и Женевьева, - Мольер отправляется в провинцию. Невзгоды закаляют его. За тринадцать лет странствия по стране из группы неудачливых дилетантов формируется профессиональный коллектив. Мольер собирает и воспитывает актеров и актрис разных жанров. К нему приходит опыт театрального директора, а в поисках репертуара, который понравился бы публике, он начинает обрабатывать чужие пьесы и сочинять сам. Настоящий успех начинается в провинции с постановки «Шалого», первой большой комедии, написанной Мольером. К 1658 г. во Франции уже знают о труппе Мольера, об актерах, во многих городах показавших себя мастерами. Известность помогает Мольеру вернуться в Париж, сыграть спектакль перед молодым королем Людовиком XIV и двором водном из залов Лувра. Взыскательной публике, в которой немалую долю составляли актеры Бургундского отеля, провинциалы показывают трагедию Корнеля «Никомед» и фарс «Летающий доктор». Обе главные роли сыграл Мольер с неравным успехом: трагедия не понравилась, фарс восхитил; и такого признания было достаточно, чтобы обосноваться в столице. Получив покровительство брата короля, герцога Орлеанского (что было необходимой и общепринятой для театров формальностью), труппа Мольера (она же актеры Месье, единственного брата короля) начинает регулярные выступления в Пти-Бурбоне. Эту площадку Мольер делит с актерами итальянской комедии дель арте. Та и другая труппа имеет для выступлений четко закрепленные дни недели. Соседство с итальянскими актерами нисколько не мешает французским: ведь еще до отъезда в провинцию Мольер брал уроки у самого знаменитого из них Скарамуша (Тиберио Фиорелли), высоко ценил технику и мастерство комедиантов из Италии, следы влияния которых явны и в актерском искусстве Мольера, и в его драматургии.

Начинается самый плодотворный и трудный период жизни Мольера. Из постановщика чужих трагедий и фарсов он превращается в автора и главу театра, каждая премьера которого вызывала успех или скандал, а порой то и другое одновременно. Таким событием в театральной жизни Парижа стала премьера «Смешных жеманниц» в 1659 г., показавшая, что Мольер - драматург нового типа. В «Смешных жеманницах» он высмеял претензии модничающих посетителей светских салонов, прециозников и жеманниц. Злободневная сатира, подлинная веселость и новое качество комедийного, найденного в повседневной жизни, привлекли в Пти-Бурбон толпы зрителей. Вместе с тем отныне Мольер - мишень для врагов, которых с каждой премьерой у него становилось все больше. Первым ударом для театра стала неожиданная перестройка здания Пти-Бурбона для королевских балетов, из-за этого труппа осталась и без сцены, и без декораций. Благодаря вмешательству короля Мольер получает другую постоянную и последнюю сценическую площадку - Пале-Рояль (и снова вместе с итальянцами). Здесь состоялись премьеры большинства произведений Мольера. Общее число созданных им сочинений для театра - более тридцати. Самые значительные и популярные в истории мировой сцены - «Школа мужей», «Школа жен», «Тартюф», «Дон Жуан», «Скупой», «Мизантроп», «Проделки Скапена». Премьера «Школы жен» навлекла на Мольера обвинения в ереси и безнравственности. Последовали пародии на нее в Бургундском отеле. Мольер отвечал в предисловии к изданию пьесы, что вполне отмщен успехом у публики и спорами вокруг спектакля. Тем не менее он решил ответить обвинителям еще и со сцены Пале-Рояля. Так возникли «Критика „Школы жен"» и «Версальский экспромт», между прочим положивший начало традиции французских драматургов писать пьесы о злободневных театральных проблемах.

Режиссура Мольера. Театральная деятельность Мольера не ограничивалась сценой Пале-Рояля. Труппа давала спектакли в королевских дворцах и домах знатных особ. Некоторые спектакли автор потом переносил на сцену своего театра. Вскоре по прибытии в Париж Мольер становится устроителем грандиозных праздников в Версале и других пригородах Парижа. Всякое значительное событие во внешней политике или внутренней жизни Франции - брак короля, рождение наследника, прибытие в Париж турецкого посольства, и пр. - отмечалось многодневными развернутыми зрелищами, включающими в себя шествия, балы, дрессированных животных, живые картины, пиршества, спектакли. В эти праздники по заказу короля и его приближенных, с учетом вкусов времени, Мольер включает балет. Хотя балет уже был любимым развлечением двора и светской публики, Мольер сближает его с драматическим театром и, что очень важно с комедийным. Так в репертуаре Пале-Рояля и на открытых площадках в садах, парках, на островах, во дворцах появляются двенадцать комедий-балетов, среди них «Докучные», «Психея», «Брак поневоле» и самые знаменитые - «Мещанин во дворянстве» и «Мнимый больной». Балет в эпоху Людовика XIV не является еще в полном смысле искусством. Это в значительной мере дилетантские развлечения, в которых принимал участие и сам король, исполняя в разных балетах десятки ролей. Мольер идет дальше и создает синтетический жанр в сотрудничестве с композитором Жан-Батистом Люлли (1632-1687), начинавшим свою придворную карьеру в качестве танцора. При этом некоторые музыкальные темы и мелодии сочинял сам Мольер, а Люлли их обрабатывал и включал в партитуру. Позднее балетные дивертисменты не игрались вместе с пьесами, хотя замысел автора накрепко связывал сюжет с балетными интермедиями и финалами, особенно в «Мещанине во дворянстве» и «Мнимом больном».

С1665 г. мольеровская труппа стала называться «Актерами короля», что приносило директору больше осложнений, чем выгоды, ибо необходимость обеспечивать двор зрелища-ми возросла. К этому времени организация театра закончилась. В нем на службе состояли двенадцать актеров, а паев, то есть частей дохода, получаемых от спектаклей, было тринадцать - Мольер как автор имел два пая. Все расходы распределялись между пайщиками поровну, только костюмы актеры делали за свой счет. В 1670 г. актеры прибавили к договору еще один пункт: о выплате пенсии тем, кто по старости или по болезни уходил со сцены. Мольер долго и кропотливо работал, чтобы собрать актеров в единое художественное целое, в ансамбль. Общий стаж его режиссерской работы - двадцать девять лет.

Мольер-актер. Мольер мог стать академиком - как Корнель или Расин, если бы бросил «позорное ремесло» актера. Но он был, по свидетельству современников, актером с головы до ног. Мольер был, что теперь называется, синтетическим актером: танцевал, в том числе в балетах, пел куплеты и песенки. Усвоив уроки итальянской актерской школы, Мольер блестяще импровизировал, играл по несколько ролей в одном спектакле. У него была замечательная мимика, он был мастером пантомимы. В молодости, осознав, что во многих отношениях он уступает актерам Бургундского отеля, Мольер начинает бороться с собственными недостатками. Скороговорку он в конце концов превратил в особые приемы сценической речи, смягчил жесткие интонации голоса, научился правильно артикулировать. Наблюдательность и способность к подражанию (за которую его иногда дразнили обезьяной) привносили в его игру множество неожиданных и точных деталей, взятых из жизни. Некоторые из его пьес имели успех только в его исполнении. Мольер актерски их обогащал так, как не удавалось его преемникам по сцене.

Театр Комеди Франсез. Этот знаменитый доныне театр был открыт еще при жизни Людовика XIV, по его инициативе, в 1680 г. Труппа Мольера и Бургундский отель стали единым целым. Последнее театральное событие XVII в. - организация Комеди Франсез - закрепило достижения великой театральной эпохи. Театр был основан на паях, и полпая себе оставил король. Это было не только символом участия власти в делах искусства, отныне Комеди Франсез - привилегированный театр, то есть имеющий право на монопольное исполнение серьезной (литературной) драмы, театр, субсидируемый двором и управляемый им же. Монополия Комеди Франсез сохраняется до 1864 г. Главный театр французской истории вскоре получает второе, неофициальное название - Дом Мольера.

XVII век практически полностью был посвящен воспеванию абсолютной монархии, главой которой являлся легендарный Людовик XIV. Причем, происходило это во всех сферах. Пропагандированное монаршей власти нашло свое отображение и в драматургии. В этот период во французском театре господствовал такой новый стиль, как классицизм. Его особенностью можно назвать четкое разделение на низкие и высокие театральные жанры. К примеру, к высоким относятся трагедия, эпопея, ода; а к низким - сатира и комедия. Преобладающим жанром очень быстро становится трагедия, которая своим существованием обязана Пьеру Корнелю и Жану Расину. Их великие произведения помогли трагедии как жанру завоевать такую грандиозную популярность. В их творениях доминировала одна концепция, заключавшаяся в соответствии места действия и времени. Этот принцип означал, что одна сюжетная линия должна была развиваться на одном фоне, а все события должны были помещаться в рамки одних суток. То есть, смена декораций не предусматривалась.

Трагедия

Трагедия классицизма сделала огромный вклад в духовное развитие общества 17-го и 18-го века. С появлением этого стиля впервые стали затрагиваться острые проблемы общественности с театральных подмостков, а также восхвалялись сильные и достойные люди. Классицизм практически проповедовал верховенство государства и безграничную преданность ему. Главная сюжетная линия любой классицистической трагедии 17-го века заключалась в метаниях главного персонажа между своими страстями, чувствами и гражданским долгом, обязанностями. Стоит подчеркнуть, что действо на сцене просто восторгало и поражало своей торжественностью и пафосом. А тексты, в основном, не читались, а распевались.

Комедия

Еще одним не менее популярным театральным жанром во Франции XVII века была комедия. Она, в отличие от трагедии, находилась в большей мере под влиянием Ренессанса, что делало ее не такой претенциозной, как трагедия. Французская комедия затрагивала более насущные проблемы и пыталась максимально приблизиться к настоящей повседневной жизни. Из самых ярких представителей этого жанра можно выделить Мольера. Главной целью его творения было высмеять тщеславие аристократии и показать стремление мещанства «втиснуться» в знатные круги общества любой ценой. Мольер сумел создать «высокую комедию», которая не просто развлекала, а заставляла задуматься и даже переосмыслить свои ценности.

Несмотря на такое динамичное развитие театрального искусства, постоянных театров долгое время не существовало. Спектакли организовывались в больших залах дворцов. Но подобные сценические действия проводились только для знатных особей, королей и их свиты. А простые люди могли «наслаждаться» лишь рыночными и площадными представлениями. Но вскоре, все же, появляются постоянные театры, и это повлекло за собой формирование актерских коллективов и трупп.

Театральное искусство во Франции XVII века довольно стремительно развивалось и постоянно совершенствовалось. И, следует отметить, что тенденции, которые возникли и обрели популярность во французском обществе, очень быстро просочились и в другие страны.

Арендный блок

Классицизм - (от лат. classicus - образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве 17 - нач. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в 17 в. во Франции. Стремился к возвышенным этическим идеям; эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров - "высоких" (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и "низких" (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.).

Многое из ранней французской драмы оказали мало влияния на мир театра. Драматурги слишком часто обслуживали аристократии. Один из известных французских драматургов Мольер, но его пьесы запретили. Мольер был назван "демон в человеческой плоти". В 1667 году церковные лидеры угрожали отлучением от церкви всех, кто мог бы действовать в спектаклях, как "Тартюфа",а в 1669 году было получено разрешение от короля Людовика XIV для Мольера для выполнения его пьесы в общественных местах. Другим драматургам был Расин, который писал трагедии. Его пьесы были простые и сложные участки символов, а Корнель писал пьесы со сложными участками и простыми символами. Один из самых известных французских театров Отель де Bourgone в Париже. XVII век практически полностью был посвящен воспеванию абсолютной монархии, главой которой являлся легендарный Людовик XIV. Причем, происходило это во всех сферах. Пропагандированное монаршей власти нашло свое отображение и в драматургии. В этот период во французском театре господствовал такой новый стиль, как классицизм. Его особенностью можно назвать четкое разделение на низкие и высокие театральные жанры. К примеру, к высоким относятся трагедия, эпопея, ода; а к низким – сатира и комедия. Преобладающим жанром очень быстро становится трагедия, которая своим существованием обязана Пьеру Корнелю и Жану Расину. Их великие произведения помогли трагедии как жанру завоевать такую грандиозную популярность. В их творениях доминировала одна концепция, заключавшаяся в соответствии места действия и времени. Этот принцип означал, что одна сюжетная линия должна была развиваться на одном фоне, а все события должны были помещаться в рамки одних суток. То есть, смена декораций не предусматривалась. Трагедия классицизма сделала огромный вклад в духовное развитие общества 17-го и 18-го века. С появлением этого стиля впервые стали затрагиваться острые проблемы общественности с театральных подмостков, а также восхвалялись сильные и достойные люди. Классицизм практически проповедовал верховенство государства и безграничную преданность ему. Главная сюжетная линия любой классицистической трагедии 17-го века заключалась в метаниях главного персонажа между своими страстями, чувствами и гражданским долгом, обязанностями. Стоит подчеркнуть, что действо на сцене просто восторгало и поражало своей торжественностью и пафосом. А тексты, в основном, не читались, а распевались. Еще одним не менее популярным театральным жанром во Франции XVII века была комедия. Она, в отличие от трагедии, находилась в большей мере под влиянием Ренессанса, что делало ее не такой претенциозной, как трагедия. Французская комедия затрагивала более насущные проблемы и пыталась максимально приблизиться к настоящей повседневной жизни. Из самых ярких представителей этого жанра можно выделить Мольера. Главной целью его творения было высмеять тщеславие аристократии и показать стремление мещанства «втиснуться» в знатные круги общества любой ценой. Мольер сумел создать «высокую комедию», которая не просто развлекала, а заставляла задуматься и даже переосмыслить свои ценности. Несмотря на такое динамичное развитие театрального искусства, постоянных театров долгое время не существовало. Спектакли организовывались в больших залах дворцов. Но подобные сценические действия проводились только для знатных особей, королей и их свиты. А простые люди могли «наслаждаться» лишь рыночными и площадными представлениями. Но вскоре, все же, появляются постоянные театры, и это повлекло за собой формирование актерских коллективов и трупп. Театральное искусство во Франции XVII века довольно стремительно развивалось и постоянно совершенствовалось. И, следует отметить, что тенденции, которые возникли и обрели популярность во французском обществе, очень быстро просочились и в другие страны. В конце 1636 года появилась другая трагедия Корнеля, составляющая эпоху в истории французского театра: это был «Сид», сразу признанный шедевром; создалась даже поговорка: «прекрасен как Сид» (beau comme le Cid). Париж, а за ним вся Франция продолжали «смотреть на Сида глазами Химены» даже после того, как парижская академия осудила эту трагедию в Sentiments de l’Académie sur le Cid: автор этой критики Шаплен находил выбор сюжета трагедии неудачным, развязку - неудовлетворительной, стиль - лишённым достоинства. Любопытен факт, что никто из завистников не говорил, что Корнель прославил врагов страны. Между тем Сид - испанский герой, а первая постановка состоялась в разгар войны с Испанией (Тридцатилетняя война), в тяжёлое для Франции время военных поражений. Написанная в Руане трагедия «Гораций» была поставлена в Париже в начале 1640 года, видимо, на сцене Бургундского отеля. Премьера трагедии не стала триумфом драматурга, но от спектакля к спектаклю успех пьесы нарастал.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Театр

Театр классицизма во Франции 17 в. Творчество Расина, Корнеля, Мольера. Английский театр эпохи Просвещения Французский театр и драматургия эпохи Просвещения Немецкий театр и драматургия эпохи Просвещения Итальянский театр и драматургия эпохи Просвещения Западноевропейский театр 19в. Театр Романтизма. Западноевропейский театр второй половины 19в. (натурализм, символизм, новая драма)

Воспитание детей группы риска. Особенности психологии тревожных детей. Педагогика, психолого-педагогическое, социально-педагогическое воспитание детей, воздействие, знаний. Поведения школьников, характеристики детей страдающих отклонениями в психике. Дети группы риска.

Влияние мегаполиса на здоровье человека

Негативное воздействие мегаполиса на здоровье населения. Источники загрязнения, Промышленность, Проблема городских отходов. Загрязнение водного бассейна. Автотранспорт. Шум и вибрация. Загрязнение окружающей среды. Пути решения проблемы

История Азии и Африки

Государственный строй Китая 17 - 19 вв. Экономическое положение Китая 17 - 18 вв. Цинский Китай 17 - 18 вв. Опиумные войны. Крестьянская война. Социально-экономическое развитие Китая. Восстание в Китае. Революционное движение в Китае. Внутреннее состояние и внешняя политика Японии 17 - 18 вв. Социально-экономическое и политическое положение в Японии Революция в Японии. Экономическое развитие Японии 19 - 20 вв. Внешняя политика Японии. Экономическое и политическое состояние Индии. Восстание в Индии. Национально-освободительное и революционное движение в Индии. Колонизация Южной Африки

Поняття міжнародної міграції та державна міграційна політика

Види міграції. Залежність міграції від причин термінів та характеру переміщення. Формування міграційних потоків. Диференціація міграційних процесів. Характерні риси сучасної міграційної ситуації в Україні. Міжнародна трудова міграція

Менеджмент. Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы

Кафедра экономики и финансов Содержит методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению «Менеджмент»

Пастораль - это идиллия пастухов и пастушек, действие которой разворачивается на лоне природы. Их любви постоянно мешают, но конец неизменно счастлив. Образцами для французских пасторалей являются итальянские пьесы, например "Аминта" Тассо (1582) и "Пастор Фидо" Гварини (1587). Пасторали кажутся сегодня довольно вялыми пьесами, в которых очень мало действия.
Таким образом, начиная с конца XVI века, французский театр интересуется все больше фантазией, воображением и романтизмом. Эти качества характеризуют барочный театр не только во Франции, но везде в Западной Европе. Принято считать, что Мэре первым сочинил классическую трагедию ("Софонизба" ), построенную по правилам греков и римлян.

АКТЕРЫ И ТЕАТРЫ

Театр Hotel de Bourgogne (первый постоянный театр Парижа)

Средневековое общество Confreres de la passion , сохранявшая за собой с 1518 года монополию на театральные представления (религиозные пьесы, фарсы, и т.д.), обосновалась в 1548 г. в части Hotel de Bourgogne, где была оборудована театральная сцена. Этот театр часто сдавался труппам бродячих актеров, лучшей из которых стала труппа, получившая позже имя "Grands Comediens" (Великие актеры). В 1680 г. эта труппа слилась с труппой Мольера и театр стал зваться Comedie-Francaise , который существует и ныне.
Театр посещали сначала простолюдины, но начиная с 1630 г., публика становится более изысканной и элегантной
Самыми знаменитыми актерами этого театра в XVII веке были: Бельроз (1600-1670), игравший как в комедиях, так и в трагедиях; Монфлери (1600-1667), игравший великих трагиков и покорявший публику своим мощным голосом (он играл расиновского Ореста); наконец, Шамесле (1642-1698), которая была величайшей трагической актрисой труппы и любимой актрисой Расина (она играла Гермиону, Беренику, Федру, и т.д.).

Театр Марэ (соперник предыдущего)

В 1634 г. другая труппа открыла постоянную театральную залу в районе Марэ. В 1644 году театр был полностью разрушен пожаром; актеры призвали на помощь архитекторов, которые и построили новый театр (ложи, амфитеатр, более обширная сцена).
Финансируемые королем и кардиналом Ришелье, актеры Марэ способствовали развитию театра своим талантом, богатством и славой, приобретенной благодаря постановкам пьес Корнеля. Звездой труппы был Мондори (1594-1631), ставший кумиром публики после того, как он сыграл роль Родриго в пьесе Корнеля "Сид" ; знаменит был также Флоридор (1608-1672), "наследник" Мондори, игравший с достоинством и величественной серьезностью роли в таких пьесах, как "Гораций" и "Цинна" .

Труппа Мольера

Мольер с труппой вернулся в Париж в 1658 году после продолжительной поездки по провинции. Вскоре его труппа переходит под покровительство брата короля и располагается (с 1661 г.) в Палэ Рояле, чьи залы она делит с итальянскими труппами. Мольер окружен Армандой Бежар , своей женой, Ла Гранж , Дю Круази , Бароном , Дю Парк и ее мужем. После смерти Мольера труппа сливается с труппой Марэ и с труппой отеля Бургундия.

Итальянская комедия

Вызванные во Францию Екатериной Медичи, итальянские актеры пользовались большой популярностью в Париже, несмотря на то, что играли на итальянском языке, вплоть до конца XVII века. Их мимика была очень экспрессивной и часто актеры импровизировали (commedia dell"arte). Постоянными персонажами были Тривлин, Скарамуш, Арлекен, Пьерро, Полишинель и Панталоне .

Опера

Из Италии также приходит в XVII веке опера. В 1669 была создана "оперная академия или музыкальные представления". Музыку для опер сочинял Люлли, либретто - Кино (Quinault).

И в 17 веке появляются 2 больших стиля. Большими стилями называются – ренессанс, барокко, классицизм, романтизм. Следы большого стиля уходят в философию. И разрушенный мир восстанавливается двумя способами. Барокко и классицизм это 2 огромные исполинские стиля в искусстве, которые сосуществуют. 17 век до того сложен в европейской культуре. Он более мощный чем эпоха возрождения. Он не имеет одного определения. Его просто зовут 17 век.

Барокко и классицизм направлены на то, чтобы вернуть человеку целостное ощущение жизни. Барокко (жемчужина неправильной формы – с португальского)Жемчуг это идеальный предмет для выражения барочного мироощущения. Он белый и отсвечивает разными цветами. Мир создан богом – но не ренессансным. А Демиургом (творцом вселенной). Это грозный судия. Все делается по его промыслу. Он не благорасположен к человеку. По его воле в мире много того, что считается злом. Мир более сложной конструкции, чем кажется человеку Э.В. Следовательно целостность. Которая возвращается в мир, выражается в этой самой жемчужине. Любимые образы барокко – раковина с завитками, жемчужница и яйцо. Оно дает целостный образ мира. Время текуче. Всяческие рассуждения о суете сует это все барочное мироощущение. Стиль в котором нет покоя. Мир, который в движении. Фасад барочного здания избыточен, там много деталей. Он похож на кремовый огромный торт. Но если снести все украшательства мы увидим простой ренессансный фасад. Идея та же. Но с уточнениями. Классицизм является абсолютным отражением идей барокко. Хотя кажется что эти стили противоположны. Классицизм возвращает человека к ренессансной гармонии. В архитектуру вернулась пропорциональность ренессансных объемов, пространство, соразмерное человеку. Классицизм не рассматривает отсутствие или наличие Бога. Классицизм интересует не призрачные явления потустороннего мира, а мир людей, которому нужно дать какое-то направление движения. Классицизм говорит о том, что человек должен учиться себя прилично вести. Он должен заняться воспитанием своих чувств и эмоций, выработать социальные навыки поведения, чтобы мир не распался от царящих в обществе войн. Неслучайно классицизм опирается на закон (механизм, регулирующий соц. отношения в обществе). В классицизм опять возвращается зеркало. Человек всюду видит свое отражение. Начинает распрямлять спину, следить за собой.

Барочная клумба вся наполнена формами, красками, праздничная такая.

Классицистская клумба не будет аскетичной. Но в ней цветы подобраны по росту (маленькие, средние, высокие)классицизм раскрывает искусство композиции и позволяет увидеть мир в более сложной конфигурации.

Стили барокко и классицизм являются ответом – как себя вести. Человек должен научиться побеждать себя. У Мартина Опеца? немецкого поэта 17 века есть двустишие:

И самый трудный бой - есть бой с самим собой

Победа из побед –победа над собой.

Это можно отнести и к барокко и к классицизму.

Классицистская пьеса возвращается к ренессансной основе конфликта. И сюжет пьесы станет результатом раскрытия характера главного действующего лица. Сюжет пьесы «Федра» это раскрытие характера Федры.

Жан Бати́ст Раси́н (1639 - 1699) - французский драматург, один из «Великой Тройки» драматургов Франции 17 века, наряду с Корнелем и Мольером, автор трагедий «Андромаха», «Британик», «Ифигения», «Федра».

Классицизм

Тогда создается театр, который постепенно эволюционирует и приходит к тем формам театра, которые нам хорошо известны.

Про классицизм практически нет литературы. Когда писали учебники ссылались на французские какие-то источники. Это была переработка придуманная кем-то. в основном писали филологи, и все это не имело отношения к реальным документам. Из страны особенно никто не выезжал. Поработать с документами в архиве никто не мог.

Классицистский театр это театр где в основном стоят, говорят слова, стоят в позах, произносят монологи в фронтальных мизансценах. И так мы себе представляем Мольера. Это не правда!

Когда Мольер играл Сганареля в пьесе «Дон Жуан», то соседний ресторан выставлял ему счет, потому что на сцене было три перемены блюд. Они ели настоящую еду. На сцене было 15 человек массовки (в учебниках написано, что 1 человек изображал армию)

Триединства – единство места, времени и действия. В Италии из за этого загнулся ученый театр. А во Франции эта идея прижилась.

Пока в Англии и Италии писались пьесы и формировались стили, Франция сражалась. Там была Варфоломеевская ночь, борьба за престол. Политические события были более важными для истории страны, чем развитие театра.

После Варфоломеевской ночи, когда Париж очистился от гугенотов, началась новая напасть. Правящая династия Валуа не имела наследника, который бы мог претендовать на престол. Нашли нового короля – Генриха Наваррского. Он имел отношение к этой династии. Но у него был недостаток – он был гугенот. Он принимает католицизм. Становится Генрихом 4 Бурбоном. Тогда поменять веру это значительный шаг. Не надо рассматривать это как меркантильный поступок – за корону предам веру. Генрих 4 подписывает Нантский эдикт (закон о свободе вероисповеданий). Судьба Генриха 4 сложится трагично. Его убьет Равальяк религиозный фанатик гугенот.

Искусство эпохи возрождения показывало как люди уничтожают друг друга. И самые лучшие из них оказывались гадами (Макбет). Сила побеждает. В этот момент во Франции складывается та структура государственная, которая будет влиять на весь европейский ход событий. Складывается абсолютная монархия. Это особый тип государственной власти. Абсолютный (совершенный). Во Франции 17 века складывается совершенная форма правления, опирающаяся на римское право, когда любой закон подписывается двумя людьми сразу. (Людовик -13 и кардинал)Государство должен двигать закон, а не личность. Закон принуждал людей договариваться друг с другом. Рождается основная идея классицизма – идея великого компромисса (поиск точки, при которой противонаправленные силы не разрушают явления, а позволяют ему существовать и двигаться вперед). Нужно найти ту точку равновесия между силами, которая позволит двигаться вперед, развиваться. В классицистском искусстве это точка – я человек, его собственный эгоизм, представление о морали, чести… и люди живущие вокруг меня. Люди учатся жить вместе.

Для французов по сей день – закон является идеей фикс (маниакальная идея)

Эта черта европейского человека нам не близка…

На протяжении всего 16 века на территории бургундского отеля показывали спектакли. Там работали и братья, которые играли мистерии. К концу века они стали испытывать проблемы в связи с приездом в Париж итальянской труппы комедии дель - арте.

У них была проблема с наполняемостью зала и они стали сдавать помещение в аренду.

Они стали понимать, что нужны новые тексты. Публика шла на сюжет. Они стали писать пьесы в подражании испанским, но играли на средневековый манер.

Бургундский отель как помещение спорт зала. У одной из стен ставилась сцена. На ней располагались все места действия сразу, как в беседочном способе, когда зритель переходил от беседки к беседке. Тут были выстроены фрагменты декорации в последовательности. Актеры переходили от одной игровой точки к другой. На переднем плане стояло кресло, дальше кусты, потом кровать, потом обломок корабля, могила… и актеры, делая шаг оказывались в другом месте. И не понятно было, сколько времени проходило между этими событиями, потому что это средневековый способ. Встала проблема соотнесения времени и пространства в условиях когда театр уже не ориентирован на храмовое пространство и пространство площади. Там преобладала вертикаль. Тут плоская площадка. Кардинал Ришелье, сказал, что нужно делать спектакли понятные публике, чтоб они следили за смыслом, а для этого нужно облегчить понимание сюжета. И определить одно место действия. Если трагедия – это дворец, если комедия – улица перед домом. Проблема со временем тоже решилась просто. Определили сутки. И что касается действия – должна быть одна сюжетная линия. Эти законы – законы восприятия здравого смысла. И в 19 и даже в 20 веке многие драматурги соблюдают эти законы. А некоторые говорили, что соблюсти эти правила то же что сотворить дворец на острие иглы.

Но суть классицизма не в этих правилах. Идея классицизма в понимании духа этого стиля. Не в следовании букве, а в следовании духу. Классицизм ставит перед человеком задачу – быть приличным человеком. Решить как соотнести светскую и духовную жизнь. Вот можно жить в миру и соблюдать пост? Перед человеком встал вопрос что такое совесть, нравственность? Опираясь на христианские понятия, мы знаем что это такое, а в светской жизни они работают? Классицизм первый стиль рассматриваемый психологию человека. Человек всматривается в себя и пытается соотнести себя с остальными. Да Гамлет тоже это делал, но он был один такой. Другие себя ни с кем не соотносили. Классицизм первый психологический стиль близкий к современному типу мышления. И кардинал провозгласил еще одну важную веешь. Он первый сказал. Что театр это кафедра, что театр должен показывать человеку его пороки и добродетели. Это зеркало.

Шекспировский театр это почти сказка. Он погружен в истории. Классицистский театр освобождается от сюжета. Он обращен к духовной проблеме, которая должна каким-то образом разрешаться. Интерес к внутреннему миру человека очень точно вызревал в культуре 17 века. Это касается всех жанров литературных. Именно в это время Ля Рош Фуко пишет «МАксима»

Французская культура устроена так, чтобы человек всегда видел себя со стороны.

В Версале в зале зеркальном все время видит себя в зеркалах. И в это время складывается этикет и понятие долга рождается в 17 в. Людовик -14 назывался король французов, а не король Франции. Когда умирал кардинал Мазарини воспитатель Людовика, он разглядел в своем воспитаннике выдающиеся черты личности. И он ему сказал, что ты должен править Францией один (к вопросу об абсолютной монархии) и с этого времени на посту премьер министра ставится не духовное лицо, а министр финансов (человек 3 сословия).

1.Дворянство

2.Духовенство

3. Все остальные (очень интеллектуальное и интеллигентное сословие во Франции)

В 1664 году была «Андромаха» Расина, один испанский дворянин писал домой и удивлялся, что все даже водовозы рыдают над судьбой Андромахи. Другой пишет: в Париже все читают, даже женщины. Во Франции первой начинают писать философские труды не на латыни а на французском.

Людовик первый провел перепись населения в стране. Выяснил, что ввозит и вывозит страна и создал Протекционистскую политику, по которой развивались недоразвитые отросли. Начинается мощный экономический всплеск. Все было разумно но при этом все было театрализовано. Этикет нужен только для того, чтоб люди соблюдали дистанцию. И определялось, кто что может и не может. право табурета –право сидеть в присутствии короля. Когда королева рожала, при этом присутствовал весь двор. Это Франция рожала наследника. Когда король просыпался по всей Франции давался сигнал рожка. Значит Франция проснулась. Король не человек, а символ страны. Мушкетеры размахивая шляпой описывают в воздухе букву ЭЛЬ(заглавная буква имени короля). Встать спиной к королю нельзя. Ты стоишь спиной к Франции. Современная психология тут не годится. Людовик создавал академии. Они разрабатывали французский язык, чтоб слово выражало смысл, без всяких украшательств. К слову отношение как к закону. Сегодня, если во Франции берутся к постановке тексты Корнеля, Расина или Мольера, государство выделяет субсидии на спектакль. Это национальная классика. поощрение языка, менталитета. Расин состоял при Людовике моментальным переводчиком латинских текстов с листа, как знаток латыни. Людовик спросил у него, кто из поэтов составит славу моему царствованию? Тот ответил – Мольер. Король сказал - я так не думаю. Но вам видней. В это время Мольера уже давно не было в живых. И до смерти у них с Расином был конфликт и они так и не помирились. Но истина дороже, чем личные взаимоотношения.

Трагедия «Сид» – знамя французского классицизма. 1636 год – премьера. Тогда в Париже было много трупп. Был театр Маре, который был построен в номом квартале. Они то из Руана привезли пьесу Сид и сыграли ее. Она шла с диким успехом. Весь Париж смотрел на Родриго глазами Химены – писал газетчик. Корнель имел плохой характер. Ему были малы признания публики. Он хотел признания академии. Он просил оценки. Академики заседали 6 месяцев. И сказали – нет, это не шедевр. Нарушается единство времени(36 часов), места и стиха(Появляется другой размер). Этот факт вошел в историю, как курьез. Спор о Сиде он называется.

Корнель обратился к испанскому сюжету – Песня о моем Сиде(испанский эпос) и перенес его в свой текст. В момент постановки пьесы Париж находился в войне с Испанией. это то же самое что у нас в России во время второй мировой играть про фашистов и представлять их героями. После этого появился негласный закон искать сюжеты на мифологические темы, не заимствуя у каких-то сомнительных эпических произведений, которые бы вызывали ненужные политические аллюзии.

Но не смотря на формальные зацепки академиков эта пьеса шедевр.

Сюжет тут на поверхности и ни о чем. 2 испанских дворянина поспорили, один другому дал пощечину. И второй должен отомстить. Но он стар. Он обращается к сыну Родриго чтоб тот вызвал на дуэль обидчика. Но тот второй является отцом невесты Родриго Химены. Родриго убивает на дуэли отца Химены. Химена обращается к королю и просит наказать обидчика. Король отправляет его на войну с арабами и потом он возвращается. Все. Герой жив. Но почему это трагедия? Самое главное тут – превращение Родриго в Сида. В конце мы узнаем. Что арабы назвали его Сидом за бесстрашие на войне. (Сид- от Саид (господин). Это пьеса про то, как человек становится господином над самим собой. А в этом заключается центральная идея классицизма. Читая пьесу, она кажется простой о конфликте между долгом и чувством. Это все не правда. Родриго любит Химену и должен быть идеальным в ее глазах. И он должен вызвать ее отца на дуэль. Чтоб быть достойной ее самой. Пьеса про то, как человек старается быть идеальным вопреки самому себе. В этом странность классицистской трагедии. Он становится идеальным и Химена понимает это и она тоже должна следовать долгу, но она уже не может быть идеальной, как он. Ее влачит обязанность. Чтоб нам было понятно. Когда в 20 веке в 1940 году немцы вошли в Париж, половина Франции сдалась без боя. И она поделилась на оккупированную северную зону и на свободную южную. Каждый человек мог сам выбирать где ему находиться. Когда в 1948 году фр.режиссер Жан Вилар ставит корнелевского Сида и приглашает на роль Сида двадцатитрехлетнего Жерара Филипа он попадает в десятку. Он играл француза, который хочет стать идеальным. В 46 году эта коллизия была понятна французам. Тогда шли суды над теми, кто отрешился в дни войны и перешел на сторону немцев. И поэтому спектакль имел такой политический резонанс и на несколько лет стал бесцеллером. Когда Ж. Филип умер его похоронили в костюме Сида. Эта пьеса выражает суть французского характера. Преодолеть себя вопреки самому себе. Это основная тема всей французской культуры.

3 мушкетера показывает разные грани французского характера и очень ценится. Все четверо – как один человек. Арамис ходит в сутане, потом снимает ее, берет шпагу и идет боролся. Это важная проблема 17 века. Как человеку в светском обществе жить духовной жизнью. На этой проблеме замешан Тартюф Мольера.