История цивилизации майя. Народ Майя – кто они такие, как жили и почему вымерли? Загадка цивилизации Майя

Майкл Ко::: Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты

До этого момента мы в основном говорили о ке­рамических сосудах, изделиях из нефрита и разва­линах поселений, то есть о материальной культуре некогда великой цивилизации. Немало мы знаем и о том, как протекала повседневная жизнь людей майя. Особенно много нам известно о жизни наро­дов, населявших Юкатан накануне конкисты. К сча­стью, испанские миссионеры, работавшие в этот период на Юкатане, были достаточно образованны­ми людьми, которые стремились как можно глубже понять жизнь народов, которые хотели обратить в христианство. Они оставили нам великолепные ан­тропологические описания того, что представляла собой местная культура до прихода европейцев. Именно благодаря этим документам современные ученые могут правильно интерпретировать находки, относящиеся к постклассическому периоду.

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ И ОХОТА

Экономической основой цивилизации майя, как уже упоминалось в главе 1, являлось земледелие. Они выращивали маис, фасоль, тыкву, перец чили, хлопок и различные сорта фруктовых деревьев. Нет сомне­ний в том, что жители равнинных областей практико­вали методы подсечно-огневого земледелия, но не вполне понятно, как именно они рубили деревья до того, как во время постклассического периода у них появились медные, а после испанского завоевания и стальные топоры. Вероятнее всего, земледельцы-майя делали на деревьях кольцеобразные зарубки и остав­ляли их засыхать. Время посадки растений регулиро­валось своеобразным сельскохозяйственным календа­рем, примеры которого можно отыскать во всех трех дошедших до нас кодексах майя. По сообщениям Диего де Ланды, поля находились в общинной соб­ственности. Их совместно обрабатывали группы из 20 человек, но, как мы скоро сможем убедиться, это не вполне соответствует действительности.

На Юкатане майя хранили собранный урожай в приподнятых над землей деревянных амбарах, а так­же в «прекрасных подземных помещениях», кото­рые, скорее всего, являлись уже упоминавшимися выше чалтанами, столь часто встречающимися в поселениях классической эпохи. Нельзя с уверенно­стью утверждать, что в те времена майя равнинной области уже умели готовить плоские лепешки-тортиллас, но в дошедших до нас источниках упомина­ется множество других способов приготовления блюд из маиса. Это и «атоле» - каша, сваренная из зерен, к которой полагалось добавлять перец чили; ее ели обычно во время первой трапезы. И посол - напиток, изготовляемый на кислой закваске, кото­рый обычно брали с собой в поле для поддержания сил, а также хорошо известные тамейлы. Больше всего известно, что ели простые земледельцы. Их меню было не слишком разнообразным, они до­вольствовались простой пищей, хотя иногда на их столе появлялось рагу, приготовленное из мяса и овощей, к которому добавлялись семена тыквы и перец. О том, как питались представители элиты, нам известно очень мало.

Очень важную роль в экономике Юкатана игра­ли технические культуры. Во многих районах выра­щивался хлопок. Юкатан славился своими тканями, которые вывозились даже в очень далекие области. На юге Кампече и Табаско, а также в Британском Гондурасе, на территориях, расположенных вдоль речных протоков, выращивались деревья какао, но на территориях, расположенных севернее, посадки этих деревьев были ограничены. Они могли расти только там, где были сеноты или естественные кот­ловины. Из бобов какао, которые собирались с этих деревьев, готовили напиток, который очень высоко ценился представителями правящего класса, и, кро­ме того, даже во времена испанского владычества бобы какао использовались на местных рынках в качестве денег. Ценились они очень высоко. Суще­ствует рассказ о том, что купцы майя, каноэ кото­рых столкнулось у побережья Гондураса с каравеллой Колумба, были настолько озабочены сохранно­стью своих «сокровищ», что кидались за любым из упавших на дно каноэ бобов с такой поспешностью, словно это были не бобы, а их собственные глаза.

Рядом с каждым из жилищ майя находился учас­ток земли с огородом и фруктовым садом. К тому же около селений росли целые рощи фруктовых деревьев. Майя выращивали авокадо, яблони, па­пайю, саподилловые и хлебные деревья. Когда на­ступал сезон созревания, в пищу шло большое ко­личество дикорастущих фруктов.

У майя были собаки нескольких пород, каждая из которых имела свое название. Собаки одной из этих пород не умели лаять. Самцы кастрировались и рас­кармливались зерном, а затем либо съедались, либо приносились в жертву. Другая порода использова­лась для охоты. Майя были близко знакомы как с дикими, так и с домашними индюшками, но для религиозных жертвоприношений они использовали только домашних.

С давних времен земледельцы майя разводят ме­стную породу пчел, лишенных жала. В интересую­щие нас времена пчел держали в небольших полых колодах, которые с двух сторон замазывались гли­ной и устанавливались на козлы, напоминающие по форме букву «А». Майя занимались и сбором дико­го меда.

На крупных млекопитающих, таких, как олени и пекари, майя охотились при помощи лука и стрел. Для выслеживания животных использовались соба­ки. Здесь, вероятно, следует напомнить, что на про­тяжении всей классической эпохи основным оружи­ем воинов-майя являлись копья и дротики.

На птиц, таких, как дикие индюки, куропатки, дикие голуби, перепелки и утки, охотились при по­мощи духовых трубок. Изображения разнообразных охотничьих силков и ловушек, которые майя ис­пользовали при охоте, можно увидеть на страницах так называемого «Мадридского кодекса». Там же можно увидеть и изображение ловушки, предназна­ченной для ловли броненосцев.

Рыбу на Юкатане ловили в основном в прибреж­ных водах. Рыболовной снастью служили неводы, бредни, а также крючки, привязанные к бечевкам. Кроме того, в мелких лагунах за рыбой охотились при помощи лука и стрел. Внутри материка, особен­но в горных областях, в воду бросались снадобья, оглушающие рыбу. Когда оглушенная таким обра­зом рыба заплывала в специальные искусственные запруды, ее просто-напросто собирали руками. Изображение на одной из найденных Тикале вещиц из резной кости, которая относится к позднеклассическому периоду, доказывает, что такой способ рыбной ловли был распространен и в Петене. На морском побережье улов засаливали, сушили на солнце или на огне, готовя его для последующей продажи.

В диких лесах майя добывали смолу копалового дерева, которая представляла собой огромную цен­ность и использовалась (вместе с каучуком и смо­лой дерева сапоте) для благовонных курений. Это вещество было окружено таким почитанием, что одна из местных индейских хроник описывает его как «благоухание центра небес». С других деревьев собирали особую кору, которая предназначалась для ароматизации «балчи», «крепкого и вонючего» ме­дового напитка, огромное количество которого по­глощалось во время праздников.

РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ТОРГОВЛЯ

Юкатан был главным поставщиком соли в Мезоамерике. Солевые пласты тянутся вдоль всего побере­жья Кампече и вдоль лагун, расположенных на север­ной стороне полуострова, вплоть до Исла-Муерос на востоке. Соль, которую Диего де Ланда описывал как «самую лучшую из всех, которую мне доводилось ви­деть за всю свою жизнь», собиралась в конце сухого сезона людьми, живущими на побережье. Они держа­ли монополию на весь соляной промысел, который одно время находился полностью в руках владык Майяпана. Соляные копи имелись еще в нескольких местах, расположенных в глубине материка, напри­мер в долине Чиксой в Гватемале, но самым большим спросом пользовалась именно соль из прибрежных районов. Ее экспортировали в очень многие регионы области майя. Другими статьями экспорта были мед и накидки, сделанные из хлопчатой ткани, которые также ценились очень высоко. Можно предположить, что не выращивание маиса, а поставка именно таких товаров и составляла основу экономики Юкатана. Кроме того, Юкатан поставлял и рабов.

На рынках майя можно было отыскать вещи из самых разных мест: бобы какао, которые можно было выращивать лишь там, где было изобилие влаги; пе­рья птицы кетцаль, которые завозились из Алта-Верапаза; кремни и кремнистый сланец, добывавший­ся из залежей в центральной области; обсидиан из горных районов, расположенных к северо-востоку от современного города Гватемалы, и разноцветные ра­ковины, в основном раковины шипастых устриц, ко­торые завозились с Атлантического и Тихоокеанско­го побережий. Там же продавался нефрит и огромное количество небольших камней зеленого цвета, боль­шую часть которых доставляли из месторождений, расположенных в бассейне реки Мотагуа. Некоторые из предметов, которыми торговали на рынках, были попросту украдены из древних захоронений.

Поскольку груз был тяжелым, а других дорог, кроме узких троп, в те времена в этом районе не существовало, огромное большинство товаров пере­возилось по морю. Этот вид торговли был сосредо­точен в руках представителей народности чонталь, которые были настолько хорошими мореплавателя­ми, что Томпсон назвал этих людей «финикийца­ми Центральной Америки». Маршрут их плавания шел вдоль побережья. Он тянулся от ацтекского торгового порта Шикаланго, расположенного на побережье штата Кампече, и, огибая весь полуост­ров, спускался до Найто, расположенного непода­леку от озера Исабаль, в которое они заходили на своих огромных каноэ для обмена товарами с майя, жившими в глубине материка.

Существовали и торговцы, которые путешество­вали по суше, .по опасным тропам, ориентируясь на Полярную звезду и полагаясь на покровительство своего бога Эк Чуаха, по-другому именуемого «чер­ным богом».

В Мексике рынки были столь большими, что их величина поражала испанцев. Один из источников сообщает нам, что в горных областях Гватемалы в те времена рынки тоже были «огромными, знамени­тыми и очень богатыми», такими они являются в этих областях и по сей день. Но когда речь заходит о майя, живущих в равнинных областях, о рынках упоминают крайне редко. Возможно, что в равнин­ной зоне рынки не играли существенной роли, по­скольку у людей не было необходимости занимать­ся добычей средств к существованию столь тяжелым трудом, пытаясь наладить товарообмен в этих, очень однородных по своей культуре, регионах.

Именно торговля служила связующим звеном между областями майя и Мексикой, поскольку в каждом из этих регионах было множество таких ве­щей, которые высоко ценились в другом. Чаще все­го бобы какао и перья тропических птиц обмени­вались на медные орудия и украшения. Возможно, что именно осуществление этих операций, прове­дение которых обеспечивалось все теми же индей­цами народности чонталь, уберегло майя от пора­бощения ацтеками, которые к этому времени уже захватили многие другие, менее склонные к сотруд­ничеству, народы Мезоамерики.

ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ

На Юкатане ребенка сразу после рождения об­мывали, а затем укладывали в колыбель. Головка младенца зажималась между двумя дощечками та­ким образом, что по прошествии двух дней кости черепа навсегда деформировались и становились плоскими, что считалось у майя признаком красо­ты. Родители стремились как можно скорее после рождения ребенка посоветоваться со жрецом и узнать, какая судьба ожидает их отпрыска и какое имя ему следовало носить вплоть до официального наречения.

Испанские священники были весьма удивлены тем, что у майя существовал ритуал, очень похожий на христианский ритуал крещения, который обыч­но совершался в благоприятное время, когда в по­селении набиралось достаточное количество маль­чиков и девочек в возрасте от трех до двенадцати лет. Церемония проводилась в доме старейшины поселка, в присутствии родителей, которые по та­кому случаю должны были до праздника соблюдать разнообразные посты. Пока жрец совершал различ­ные очистительные ритуалы и благословлял их аро­матическими курениями, табаком и освященной водой, дети и их отцы находились внутри круга, ограниченного тонкой веревкой, которую держали четверо пожилых почтенных мужчин, изображавших бога дождя Чака. Именно с момента проведения та­кого ритуала считалось, что старшие по возрасту девочки были готовы к тому, чтобы выйти замуж.

Как в горной, так и в равнинной областях майя мальчики и молодые мужчины жили отдельно от своих родителей, в специальных мужских домах, где их обучали военному искусству и другим необходи­мым вещам. Ланда сообщает, что эти дома нередко посещались проститутками. Другими юношескими забавами были азартные игры и игра в мяч. У майя существовали двойные стандарты морали - девоч­ки воспитывались своими матерями в строгости и подвергались жестокому наказанию за отклонения от предписанных правил целомудренного поведе­ния. Браки устраивались свахами.

Так же как у всех народов, практикующих экзо­гамные браки, то есть браки за пределами своего племени или рода, у майя существовали строгие правила по поводу того, кто на ком может или не может жениться. Под особо строгим запретом нахо­дились браки между родственниками по отцовской линии. Браки в большинстве своем были моногам­ны, но исключение составляли важные персоны, которые могли позволить себе содержать несколько жен. У майя, так же как и в Мексике, измена кара­лась смертью.

Представления майя о внешней привлекательно­сти сильно отличались от наших, хотя красота их женщин производила сильное впечатление на ис­панских монахов. У обоих полов передние зубы подпиливались таким образом, чтобы образовыва­лись различные узоры. Найдено множество древних черепов, принадлежащих людям народностей майя, с зубами, инкрустированными маленькими нефри­товыми пластинками.

До женитьбы молодые мужчины раскрашивали свое тело черной краской. Так же во все времена поступали и воины-майя. Татуировки и декоратив­ные шрамы, которыми щедро «украшалась» верхняя половина тела как мужчин, так и женщин, появля­лись после вступления в брак. Очень красивым счи­талось легкое косоглазие, и родители старались, чтобы внешность их детей соответствовала этому критерию красоты, для чего к носам детей прикреп­лялись маленькие бусинки.

Все майя очень боялись смерти, поскольку, по их представлениям, смерть отнюдь не означала автома­тического перехода в лучший мир. Обычных людей хоронили под полом их собственных домов, во рты умершим вкладывали еду и нефритовые бусины. Вместе с телами хоронили ритуальные предметы и вещи, которыми умерший пользовался при жизни. Есть сведения, что вместе с умершими жрецами в их могилы клали книги. Тела представителей высшей знати сжигали. Возможно, что этот обычай был по­заимствован из Мексики. Над урнами с прахом воз­двигались погребальные храмы. Но нет никаких сомнений в том, что на ранних этапах погребение тела в гробницах под мавзолеями было общим пра­вилом. Во времена правления династии Кокомов существовал обычай мумифицировать головы скон­чавшихся правителей. Эти головы хранились в се­мейном святилище, и их регулярно «кормили».

ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И ПОЛИТИКА

Государство древних майя было не теократией, не примитивной демократией, а классовым обществом с сильной политической властью, сосредоточенной в руках наследственной элиты. Чтобы понять базис го­сударства, существовавшего в XVI в. на полуострове Юкатан, следует очень внимательно изучить, какие отношения существовали тогда между людьми.

На Юкатане каждый взрослый человек-майя имел два имени. Первое он получал от матери, и оно могло передаваться только от женщины к ее ребенку, то есть по материнской линии. Второе имя человек наследовал от отца, то есть по муж­ской линии. Сейчас имеется огромное множество данных, свидетельствующих о том, что эти два име­ни представляли собой нечто вроде перекрестных ссылок на то, в какие именно из множества на­следственных групп, по линии отца и по линии матери, входил конкретный человек. Во времена Конкисты на Юкатане существовало приблизитель­но 250 групп, объединенных общностью происхож­дения по мужской линии, и из сообщений Диего де Ланды мы знаем о том, насколько важна была для майя принадлежность к такой группе. Например, внутри таких групп были запрещены браки, насле­дование имущества шло исключительно по отцов­ской линии, и люди, объединенные общим про­исхождением по мужской линии, образовывали группу, связанную жесткими обязательствами вза­имовыручки. Титулы, происхождение которых про­слеживается с самого начала колониальных вре­мен, доказывают, что такие группы имели право собственности на землю, и, возможно, именно это и имеет в виду Ланда, утверждая, что поля находи­лись в общинной собственности. Что же касается происхождения по второй, материнской линии, оно, возможно, играло важную роль в системе ре­гулирования возможностей заключения браков. У майя разрешалось заключение брака с женщиной, являющейся дочерью дяди или тети, но более близ­кородственные браки были запрещены. У многих народов земли, находящихся на менее высокой сту­пени развития, все члены таких больших родов имеют равные права, но у майя это было не так.

Для майя было очень важно иметь возможность проследить происхождение каждого человека вплоть до его очень отдаленных предков, и социальный статус человека определялся именно его принадлеж­ностью к той или другой генеалогической линии. Учитывалось происхождение как с отцовской, так и с материнской стороны.

Существовали строго определенные классы лю­дей. На вершине общественной иерархии майя на­ходились знатные люди - «альмехены», чья родо­словная была безупречна по обеим линиям. Эти люди владели землей, занимали ответственные по­сты в государстве и высшие должности в армии, они были богатыми землевладельцами, купцами и пред­ставителями высшего духовенства.

Люди незнатного происхождения были свобод­ными гражданами общества, которые, возможно, как это было принято у родственного майя народа ацтеков, получали от своих знатных родственников, связанных с ними общим происхождением по от­цовской линии, право пользования участком земли, который они могли расчистить от леса и использо­вать как сельскохозяйственные угодья. Эта прослой­ка тоже была неоднородной, среди них были как богатые, так и бедные.

Есть данные, что у майя были крепостные, ко­торые обрабатывали земли, принадлежавшие знати. В самом низу общественной иерархии находились рабы, которые в большинстве своем являлись про­столюдинами, захваченными в плен в ходе военных действий. Пленников высокого ранга обычно при­носили в жертву. Дети рабов тоже становились рабами. Эти люди могли быть выкуплены за пла­ту, собранную их родственниками по отцовской линии.

Ко времени появления в Америке испанцев по­литическая власть в области майя находилась в руках каст, ведущих свое происхождение из Мек­сики. Вся политика Юкатана находилась под кон­тролем таких групп, которые конечно же провоз­глашали, что ведут свой род прямиком из Тулы и Зуиуа - легендарной прародины, расположенной на западе. Существовал обычай, согласно которо­му любой человек, претендующий на то, чтобы за­нять высокий пост, должен был пройти некий ок­культный экзамен, известный под названием «Язык Зуиуа».

В каждом из небольших районов Юкатана имел­ся местный правитель, которого называли «халач уиник» - «настоящий человек», получивший свой пост по наследству, по мужской линии, хотя в бо­лее ранние эпохи у майя, живущих в горной облас­ти, были настоящие короли - «ахау», которые име­ли власть над довольно обширными территориями. Резиденции халач уиников находились в крупных городах. Каждый из таких правителей существовал как на те средства, которые приносила ему его собственная земля, обрабатываемая рабами, так и на собираемую дань.

Правителями небольших провинциальных горо­дов были «батабы», которых халач уиники назнача­ли из знатных людей, связанных с ними общим происхождением по отцовской линии. Батабы пра­вили городами через местный совет, состоящий из пожилых богатых людей. Главой такого совета обычно был человек незнатного происхождения, который выбирался каждые четыре года среди жи­телей четырех кварталов, которые в совокупности образовывали поселение.

Кроме того, что батабы выполняли администра­тивные и судебные обязанности, каждый из них был еще и военным вождем, но командование войсками он делил с Накомом, человеком, на которого было наложено огромное множество различных табу и который обычно занимал эту должность на протя­жении трех лет.

Майя были просто помешаны на войне. Хрони­ки индейцев народности какчикель и эпос «Пополь Вух» рассказывают о небольшом конфликте, вспых­нувшем между жителями горной области, который затем привел к тому, что все 16 государств Юката­на оказались втянутыми в бесконечную войну друг с другом, причиной которой послужили как терри­ториальные притязания, так и желание отстоять честь своего рода. Если к этим хроникам кровопро­литий добавить данные, полученные при изучении архитектурных памятников и надписей классичес­кого периода, материалы и дошедшие до нас свиде­тельства очевидцев - испанских конкистадоров, можно представить себе, как именно майя вели свои войны. «Блоканы», что означает «храбрые», были пехотинцами. Эти воины носили доспехи, сделанные из простеганной хлопковой ткани или из кожи тапира. Вооружены они были копьями с кремневы­ми наконечниками и дротиками с приспособлени­ями для их метания - атлатлами, а в посткласси­ческую эпоху к их вооружению добавились еще и луки и стрелы. Военные действия обычно начина­лись с необъявленного партизанского рейда во вра­жеский лагерь с целью захвата пленных, а началу крупных сражений предшествовала ужасающая ка­кофония, в которой смешивались грохот барабанов, визг свистулек, звуки сделанных из раковин труб и боевые крики. Вождей и идолов каждой из сража­ющихся сторон сопровождало несколько жрецов, которые располагались на флангах пехоты, воины которой выпускали во врага целый дождь дротиков, стрел и камней, для метания которых использова­лись пращи. Если врагам удавалось осуществить вторжение на территорию противника, то на первый план выходили партизанские методы ведения бое­вых действий, которые включали в себя засады и разнообразные ловушки. Незнатные люди, которых захватывали в плен, становились рабами, а у знат­ных пленников и военных вождей вырезали сердце на жертвенном камне.

Майя – индейская народность, которая до того как была завоевана испанцами Центральная Америка жила в культурно-географической области, называемой Мезоамерикой.

Цивилизация майя — города-государства, появившиеся в 1-м тысячелетии н. э. на территории юго-восточной Мексики, Гондураса, Гватемалы. Создана иероглифическая письменность, дворцовая и храмовая архитектура, изобразительное искусство и т. д. После завоевания тольтеками в IX - X вв. центром государства становится город , с конца XII века - город Майяпан. Цивилизация майя была уничтожена в XVI веке испанскими завоевателями. Сохранились развалины более 100 городов, наиболее крупные - Чичен-Ица, Копан, Майяпан, Ушмаль, Тикаль.

Не утихают споры о происхождении цивилизации майя, их культуре и истории возникновения. Таинственные города-призраки, возведенные только с применением мускульной силы в джунглях Южной Мексики, манят к себе археологов и разных искателей приключений.

Что нам известно. Загадки майя

Поселения майя занимали огромные территории юга нынешней Южной Америки и сопредельных стран Центральной Америки. Пространства, которые населяют современные потомки майя, включают в себя полуостров Юкатан, Гватемалу, Британский Гондурас, западные области Гондураса и Сальвадора, отдельные районы мексиканских штатов Чьяпас и Табаско.

Цивилизация майя была самой развитой и длительно существовавшей в Южной Америке. Полуостров Юкатан являлся ее центром. Этот народ в течении полутора веков вызывает неподдельный интерес историков и исследователей.

Культура этой великой цивилизации породила множество вопросов, многие из которых по сей день остаются без ответа, к примеру джунгли Южной Мексики – не совсем пригодное для жизни место, но майя решили обосноваться именно там. Почему? Загадка.

Цивилизация майя, использовала понятие нуля намного раньше арабов и индусов, создала сложную иероглифическую систему письменности, превосходила современные ей цивилизации по точности астрологических расчетов, обладала сложной системой календарей, воздвигала удивительные храмы, пирамиды и дворцы, достигла своего небывалого расцвета, живя практически в каменном веке.

До Х века н. э. майя не знали таких достижений, как выплавка металла (кроме железа), разведение вьючных и тягловых животных, плужное земледелие, колесо.

С цивилизацией майя связана еще одна из самых загадочных тайн. Этот народ по неизвестным причинам покинул свои обжитые земли и вдруг переселился на далекий неосвоенный север. Города опустели, их поглотили заросли джунглей, великолепные дворцы стали разрушаться от времени и выросших в их разломах деревьев. Загадка тем более неясна, что на момент переселения эта империя находились на пике своего расцвета.

Красным выделена территория, которую занимала цивилизация майя

Так кто же они, майя?

Как выглядели майя

Рост индейцев майя в среднем составлял примерно 150 см. Голову юкатанского младенца сразу после рождения зажимали между двумя дощечками так, чтобы с течением времени черепные кости вследствие деформации стали плоскими. Плоский череп, длинные волосы, уложенные в прическу, безволосая передняя часть головы, в проколотые через хрящ ноздри вставляли янтарь, браслеты из раковин морских устриц – так выглядел индеец майя. К этому можно добавить раскрашенные тела и лица, при этом цвет краски имел большое значение. Красный носили воины, черный – неженатые юноши, желтый – пленники, синий – жрецы. К своеобразному представлению о красоте добавлялись подпиленные треугольником зубы, подчас украшенные инкрустацией из камней. Удивительно, но майя считали признаком красоты косоглазие. Именно потому младенцу к волосам прикреплялась ниточка со смоляным или восковым шариком для того, чтобы он скашивал на него глаза. Еще одна отличительная черта майя это татуировка. Ее отсутствие считали неприличным.

Возникновение цивилизации майя

Существует мнение, что предки майя появились на мексиканских нагорьях (зоны Чьяпаса и Гватемалы) в первой половине III тыс. до н. э., к которой имеют отношение первые ростки культуры майя. Об этом могут говорить обнаруженные археологами изделия из керамики, каменные наконечники для метательного оружия, грубая утварь в виде обожженных глиняных сосудов и массивные глиняные статуэтки.

С середины II тыс. до н. э. на территории майя появляются крупные поселения, начинает развиваться сельское хозяйство. Майя строят в джунглях хижины из дерева и глины. Высокие крыши их жилищ делались из пальмовых листьев.

Так, с 1500 года до н. э. начинается так называемый доклассический период, который дал стартовый отсчет исторического существования самой развитой цивилизации Древней Америки – майя. И длиться он с 1500 года до н. э. по 250 год н. э. За это время люди приобрели сельскохозяйственный опыт, начали строить поселки сельского типа.

История

Выделяют несколько периодов этой древней цивилизации:
Ранний доклассический период (2000-900 гг. до н. э.)
Средний доклассический период (899-400 гг. до н. э.)
Поздний доклассический период (400 г. до н. э. - 250 г. н. э.)
Ранний классический период (250-600 гг. н. э.)
Поздний классический период (600-900 гг. н. э.)
Упадок цивилизации майя
Постклассический период (900-1521 гг.)
Колониальный период (1521-1821 гг.)
Постколониальный период
Майя сегодня

Астрология

Астрология майя, использующая в качестве основной опоры зодиакальный круг, была способом предсказать будущее. Также инструментами служили знания о движениях небесных тел, среди которых особенное место отводилось Луне: убывающий или растущий спутник Земли показывал, насколько удачен тот или иной период времени для определенного рода начинаний.

Натальная астрология майя, предсказывавшая характер ребенка, его поведение и наклонности во взрослой жизни, тесно связана с календарем цолькин, каждый день которого мог определять характер. К примеру, появившиеся на свет в день Имиш, по представлениям майя, вели распутную жизнь пренебрегая общественными устоями, тогда как младенцы дня Чуэн становились хорошими мастерами и ремесленниками. Судьба, определенная астрологией была предопределена, однако жрецы имели возможность ее изменить, связав судьбу человека со днем принесения в храм.

Культура майя

Следует заметить, что у культуры древних народов Мезоамерики имеются некоторые сходные черты. Это дает основание предположить обмен между этими народами определенными достижениями их культур, что привело к некой их однородности, что, в свою очередь, показывает на то, что существовала культура-праматерь, от которой и могли пойти корни майянской культуры.

Главными свидетельствами этой культуры-родоначальницы служат иероглифическая письменность, книги, сложенные гармошкой, использование бобов какао вместо денег, ритуальная игра в мяч, культовый герой – Пернатый змей и культовые обряды, одним из которых было . Так, культура великой цивилизации майя, начиная с древних времен, подверглась воздействию других культур.

В доклассическом периоде культура майя несет отпечаток ольмекской цивилизации (отсюда монументальные скульптуры, знание математики, календари). Известно, что ольмеки смогли создать календарь, превосходивший по точности европейский.

Письменность

Самые ранние надписи датируются III столетием до н. э. Письмо непрерывно использовали до прибытия в XVI столетии н. э. испанских конкистадоров, а в некоторых наиболее изолированных районах, к примеру, в Тайясале, какое-то время после этого.

Письменность майя представляла из себя систему из словесных и слоговых знаков. Термин «иероглифы» в отношении письменности майя применили европейские исследователи XVIII и XIX века, которые, не могли понять знаков, и находили их похожими на египетскую иероглифику.

В ранней колониальной эпохе еще были люди, которые знали письменность майя. Имеются сведения что, некоторые прибывшие на Юкатан испанские священники успели ее изучить. Но в скором времени епископ Юкатана Диего де Ланда в рамках кампании по искоренению языческих обычаев, велел собрать и уничтожить все тексты майя, в результате чего, это привело к утрате значительной части рукописей.

Только 4 кодекса майя пережили конкистадоров. Более полные тексты были обнаружены в посуде в могилах майя, а также на монументах и стелах в городах, заброшенных или разрушенных после того как прибыли испанцы. Знание письменности было полностью утрачено к концу XVI столетия. Интерес к ней возник только в XIX столетии, после того как были опубликованы сообщения о разрушенных городах майя.

Оружие

Оружие майя не было особенным достижением технической мысли. В течении многих столетий существования цивилизации майя оно притерпело незначительные изменения. По большей части усовершенствовалось военное искусство, чем само оружие.

В боях майя сражались копьями разной длины (с рост человека и более), дротиками и плоскими дубинками-мечами, края которых были усажены плотными рядами вделанных обсидиановых лезвий. К концу периода Нового Царства (XV - XVI вв.) у майя появились металлические боевые топоры (из сплава меди с золотом) и лук со стрелами, позаимствованные у ацтеков. В качестве защиты рядовые войны майя носили пухлые простеганные ватные панцири. Знать использовала доспехи, плетенные из гибких ветвей и защищалась ивовыми (реже - из черепашьего панциря) большими или малыми щитами круглой или квадратной формы. Маленький щит (размерами с кулак) при этом применялся не только для обороны, но и как ударное оружие.

Обсерватория Эль-Караколь, Чичен-Ица — Мексика

Расцвет цивилизации майя

По окончании власти ольмеков берет свое начало расцвет южных торговых городов майя. В этот период возникают крупные центры майянской цивилизации – Эль-Мирадор, Тикаль, Накбе, Вашактун. Майя создают систему календарей (солнечный, лунный и ритуальный), при помощи которой фиксировали важные исторические моменты, а также делали астрологические прогнозы.

Особенное внимание обращает на себя юго-восточный город Копан. Он, начиная с V века н. э., на протяжении 400 лет управлялся одной династией, основателем которой был правитель Яш-Кук-Мо, пришедший к власти в 426 году н. э.

626 год — на престол взошел правитель Дым-Ягуар, который был царственным потомком Пакаля. Он правил в течение 67 лет, был долгожителем. Его называли Великим Подстрекателем. Может быть, при помощи территориальных войн этот правитель в значительной степени расширил владения Копана, что поспособствовало его процветанию. К этой эпохе относятся появление множества стел, восхвалявших правителей и их заслуги; развитие иероглифической письменности, создание великолепных храмов со скульптурными изображениями богов.

Майя сегодня

В наше время на полуострове Юкатан, в том числе в Белизе, Гватемале и Гондурасе проживает около 6,1 миллиона Майя. В Гватемале около 40% населения относятся к Майя, в Белизе - примерно 10%. Сегодня религия Майя представляет из себя смесь из христианства и традиционных верований Майя. Каждая община Майя имеет в наши дни своего религиозного покровителя. В качестве пожертвований могут выступать домашняя птица, специи или свечи. Некоторые группы Майя идентифицируют себя посредством особых элементов в их традиционном одеянии, по которым они отличаются от других Майя.

Как верная сохранившимся традиционным бытом известна группа лекандонских Майя, живущая в Чьяпасе (Мексика). Представители группы носят хлопковую одежду, которая украшена традиционными сюжетами Майя. Христианство смогло оказать на представителей этой группы поверхностное влияние. Но туризм и, в первую очередь, технический и экономический прогресс постепенно начинают стирать самобытность группы. Все больше и больше Майя носят современные одежды, имеют электричество, радио и телевизоры в своих домах, а зачастую и автомобили. Некоторые из майя живут между тем от доходов за счет туризма, так как все большее количество людей хотят познакомиться с миром и культурой древних Майя.

Храм Креста, Храм Солнца на территории древнего города Паленке

Цивилизация майя — интересные факты

Не существует никаких доказательств, что у майя могли быть летательные аппараты или автомобили, однако сложная система дорог с твердым покрытием у них точно была. Они владели передовыми астрономическими знаниями о движении небесных тел. Может быть, самым удивительным доказательством этого может служить здание с крышей-куполом под названием Эль-Караколь находящееся на полуострове Юкатан.

Археологические раскопки могут свидетельствовать о том, что майя в действительности практиковали человеческие жертвоприношения, и для жертв это считалось милостью.

Они верили в то, что до рая надо еще добраться: вначале необходимо пройти через 13 кругов преисподней, и только потом человек получит вечное блаженство. И путь этот до такой степени трудный, что получается добраться не всем душам. Однако был и «прямая дорога в рай»: его могли получить умершие при родах женщины, жертвы войн, самоубийцы, погибшие при игре в мяч и ритуальные жертвы.

Согласно одному их толкований кодексов, майя пришли из того места, которое сейчас скрылось под водой, их даже принимали за детей Атлантиды. Атлантида - это, конечно, сильно сказано. Но ученым, сравнительно не так давно, удалось обнаружить то, что может быть останками древних городов майя на океанском дне. Возраст городов и причину катаклизма определить невозможно.

Майя пользовались тремя календарями. Гражданский календарь, или Хааб, состоял из 18-ти месяцев по 20 дней в каждом - в общей сложности в нем было 360 дней. Для церемониальных целей использовали Цолькин, в который входило 20 месяцев по 13 дней в каждом, а весь цикл, таким образом, составлял 260 дней. Вместе они составляли единый сложный и длинный календарь, который содержал сведения о движении планет и созвездий.

В календаре не было ни начала, ни конца - время для майя шло по кругу, все повторялось вновь и вновь. Такого понятия, как «конец года», для них не существовало - лишь ритм планетарных циклов.

Майя изобрели спорт. Одно точно - майя обожали игру в мяч. Задолго до того, как европейцы начали одеваться в шкуры, майя уже сделали у себя дома корт для игры в мяч и придумали правила игры. Их игра, как видно, была жестким сочетанием футбола, баскетбола и регби.

Обнаружено около 1 000 городов майя (на начало 1980-х годов), однако еще не все из них раскопаны или исследованы археологами. Также было найдено около 3 000 поселков.

Майя любили сауны. Немаловажным очистительным элементом для древних майя была потогонная ванна: на горячие камни лилась вода для создания пара. Такими ваннами пользовались все, от недавно родившей женщины, до короля.

Исчезновение цивилизации майя

Названа причина по которой могли исчезнуть майя. Историки из Венского технического университета выяснили причину упадка империи майя. Как выяснилось, технологии орошения, спасавшие урожай от засухи, могли сделать общество более уязвимым для природных катаклизмов. 2014 год — геологи из Америки предположили, что причиной вымирания майя могла стать экстремальная засуха, продлившаяся около 100 лет.

Существуют и другие версии, называющие возможные причины исчезновения цивилизации: крах местной системы земледелия, страшные эпидемии болезней (к примеру, желтой лихорадки), приход завоевателей из Мексики, социальные катаклизмы, насильственное взятие людей в плен тюльтекскими правителями Юкатана, и даже землетрясения и спад солнечной активности.

Величественная цивилизация майя, образованная еще до нашей эры, оставила после себя много загадок. Она известна развитыми письменностью и архитектурой, математикой, искусством, астрономией. Небезызвестный календарь майя отличался невероятной точностью. И это не все наследство, что оставили после себя индейцы, которые прославились, как одни из самых развитых и самых жестоких народов мира.

Кто такие майя?

Древние майя – индейский народ, живший на рубеже I тыс. до н.э. - II тыс. н.э. Исследователи утверждают, что численность их насчитывала более трех миллионов человек. Они селились в тропических лесах, строили города из камня и известняка, а для сельского хозяйства обрабатывали малопригодные для этого земли, где выращивали маис, тыкву, бобы, какао, хлопок и фрукты. Потомками майя являются индейцы Центральной Америки и часть испаноязычного населения южных штатов Мексики.

Где жили древние майя?

Многочисленное племя майя селилось на обширной территории нынешней Мексики, Белиза и Гватемалы, запада Гондураса и Сальвадора (Центральная Америка). Центр развития цивилизации находился на Севере. Поскольку почвы быстро истощались, народ был вынужден перемещаться, менять поселения. Занятые земли отличались разнообразными природными ландшафтами:

  • на севере – известняковое плато Петен, где царил жаркий влажный климат, и горы Альта-Верапас;
  • на юге – цепь вулканов и хвойные леса;
  • реки, протекающие через земли майя, несли свои воды в Мексиканский залив и Карибское море;
  • на полуострове Юкатан, где добывалась соль, климат засушливый.

Цивилизация майя - достижения

Культура майя во многом превзошла свое время. Уже в 400-250 гг. до н.э. люди начали строить монументальные сооружения и архитектурные комплексы, достигли своеобразных высот в науках (астрономия, математика), сельском хозяйстве. В так называемый классический период (с 300 до 900 г. н.э.) древняя цивилизация майя достигла своего расцвета. Люди совершенствовали искусство резьбы по нефриту, скульптуру и художественную роспись, наблюдали за небесными светилами, развивали письменность. Достижения майя поражают до сих пор.


Архитектура древних майя

На заре времен, не имея под рукой современной техники, древний народ строил удивительные сооружения. Главным материалом для строительства являлся известняк, из которого делали порошок и приготавливали раствор, напоминающий цемент. С его помощью скрепляли каменные глыбы, и известняковые стены были надежно защищены от влаги и ветра. Важной частью всех построек был так называемый «майяский свод», ложная арка – своеобразное сужение крыши. Архитектура отличалась в зависимости от периода:

  1. Первыми постройками были хижины, положенные на низкие платформы, защищающие от наводнений.
  2. Первые были собраны из нескольких платформ, установленных одна на другую.
  3. В Золотой век развития культуры повсеместно строились акрополи – церемониальные комплексы, состоящие из пирамид, дворцов, даже площадок для игр.
  4. Древние пирамиды майя достигали 60 метров в высоту и по форме напоминали гору. На их вершинах устанавливались храмы – тесные, не имеющие окон квадратные домики.
  5. В некоторых городах располагались обсерватории – круглые башни с комнатой для наблюдения за Луной, Солнцем и звездами.

Календарь цивилизации майя

Космос играл большую роль в жизни древних племен, и главные достижения майя тесно с ним связаны. Основываясь на двух годовых циклах, была создана система летоисчислений. Для длительных наблюдений за временем применялся календарь «Длинного счета». Для коротких периодов цивилизация майя имела несколько Солнечных календарей:

  • религиозный (в котором год длился 260 суток) имел ритуальное значение;
  • практический (365 суток) применялся в повседневной жизни;
  • хронологический (360 суток).

Оружие древних майя

Что касается оружия и доспехов, древняя цивилизация майя не смогла достичь значительных высот. На протяжении долгих веков существования они не сильно изменились, ведь гораздо больше времени и сил майя уделяли совершенствованию военного искусства. В войнах и на охоте использовались следующие виды оружия:

  • копья (длинные, выше роста человека, с каменным наконечником);
  • копьеметалка – палка с упором;
  • дротики;
  • луки и стрелы;
  • духовое ружье;
  • топоры;
  • ножи;
  • палицы;
  • пращи;
  • сети.

Цифры древних майя

Система счисления древних майя базировалась на непривычной современному человеку двадцатеричной системе. Истоки ее – метод счета, при котором использовались все пальцы рук и ног. Индейцы имели структуру из четырех блоков с пятью цифрами в каждом. Ноль был схематически представлен в виде опустошенной устричной раковины. Этим знаком обозналась также бесконечность. Для записи остальных чисел использовались какао-бобы, маленькие камешки, палочки, так как цифры представляли собой смешение точек и черточек. С помощью трех элементов производилась запись любого числа:

  • точка – это единица,
  • черта – то пять;
  • раковина – ноль.

Медицина древних майя

Известно, что древние майя создали высокоразвитую цивилизацию и старались заботиться о каждом соплеменнике. Знания о поддержании гигиены и здоровья, применяемые на практике, возвышал индейцев над другими народами того времени. Вопросами медицины занимались специально обученные люди. Врачи весьма точно определяли многие болезни (включая туберкулез, язву, астму и др.) и боролись с ними с помощью снадобий, ванн, ингаляций. Ингредиентами лекарственных средств становились:

  • травы;
  • мясо, шкура, хвосты, рога животных;
  • перья птиц;
  • подручные средства – грязь, сажа.

Высокого уровня у народа майя достигли стоматология и хирургия. Благодаря проводившимся жертвоприношениям индейцам была известна анатомия человека, и врачи могли проводить операции на лице и теле. Пораженные участки или те, где было подозрение на опухоль, удаляли ножом, раны зашивали иглой с волосом вместо нити, а в качестве анестезии использовали наркотические вещества. Познания в медицине – это своеобразные древние сокровища майя, которыми стоит восхищаться.


Искусство древних майя

Многоликая культура майя сформировалась под влиянием географической среды и других народов: ольмеков и тольтеков. Но она изумительна, не похожа ни на одну другую. В чем уникальность цивилизации майя и его искусства? Все подвиды были направлены на правящую элиту, то есть создавались в угоду царям, чтобы произвести впечатление. В больше мере это касается архитектуры. Еще одна особенность: попытка создать образ Вселенной, уменьшенной ее копии. Так майя заявляли о своей гармонии с миром. Особенности подвидов искусства выражались в следующем:

  1. Музыка тесно связывалась с религией. Существовали даже специальные боги, ответственные за музыку.
  2. Драматическое искусство достигло расцвета, актеры были профессионалами своего дела.
  3. Живопись в основном была настенной. Картины носили религиозный или исторический характер.
  4. Основная тематика скульптуры – божества, жрецы, властелины. Тогда как простой люд изображался подчеркнуто униженно.
  5. В империи майя было развито ткачество. Одежда в зависимости от пола и статуса сильно различалась. Своими лучшими тканями народ торговал с другими племенами.

Куда исчезла цивилизация майя?

Один из главных вопросов, который интересует историков и исследователей: как и по каким причинам пришла к упадку процветающая империя? Разрушение цивилизации майя началось в 9 веке н.э. В южных районах стало стремительно сокращаться население, приходить в негодность системы водоснабжения. Люди покидали насиженные места, а строительство новых городов приостановилось. Это привело к тому, что некогда великая империя превратилась в разрозненные поселения, воюющие между собой. В 1528 году испанцы начали завоевание Юкатана и к 17 веку полностью подчинили себе регион.


Почему исчезла цивилизация майя?

До сих пор исследователи спорят, что стало причиной гибели великой культуры. Выдвигаются две гипотезы:

  1. Экологическая, основанная на балансе человека с природой. Длительная эксплуатация почв привела к их истощению, что стало причиной нехватки продовольствия и питьевой воды.
  2. Неэкологическая. Согласно этой теории империя могла прийти в упадок из-за изменения климата, эпидемии, завоевания или какой-то катастрофы. Например, некоторые исследователи полагают, что индейцы майя могли погибнуть даже из-за незначительного изменения климата (засухи, наводнения).

Цивилизация майя - интересные факты

Не только исчезновение, но и многие другие загадки цивилизации майя до сих пор не дают покоя историкам. Последнее место, где зафиксировали жизнь племени: север Гватемалы. Об истории и культуре сейчас рассказывают только археологические раскопки и согласно им можно собрать интересные факты о древней цивилизации:

  1. Люди из племени майя любили попариться в баньке и погонять в мяч. Игры представляли собой смесь баскетбола и регби, но с более серьезными последствиями – проигравших приносили в жертву.
  2. Майя имели странные понятия о красоте, например, «в моде» были косые глаза, заостренные клыки и головы удлиненной формы. Для этого матери с детства помещали череп ребенка в деревянные тиски и вешали перед глазами предметы, чтобы добиться косоглазия.
  3. Исследования показали, что предки высокоразвитой цивилизации майя живы до сих пор, и их не менее 7 миллионов по всему миру.

Книги о цивилизации майя

О расцвете и упадке империи, нераскрытых загадках рассказывает множество трудов современных авторов из России и из-за рубежа. Чтобы узнать побольше об исчезнувшем народе, можно изучить следующие книги про цивилизацию майя:

  1. «Народ майя». Альберто Рус.
  2. «Загадки погибших цивилизаций». В.И. Гуляев.
  3. «Майя. Быт, религия, культура». Ральф Уитлок.
  4. «Майя. Исчезнувшая цивилизация. Легенды и факты». Майкл Ко.
  5. Энциклопедия «Затерянный мир майя».

Цивилизация майя оставила после себя много культурных достижений и еще больше нераскрытых загадок. Пока вопрос ее возникновения и упадка остался без ответа. Можно выдвигать лишь предположения. В попытке раскрыть множество загадок исследователи натыкаются на еще большее количество тайн. Одна из самых величественных древних цивилизаций остается самой таинственной и притягательной.

Цивилизация майя - уникальна. Их письменность, система календарей, познания в астрономии поражают даже современных специалистов по космологии. Индейцы Майя - одни из самых древних и загадочных цивилизаций, когда-либо существовавших на Земле.

Рождение цивилизации майя

Ученые определили, где жили индейцы. По теории, после окончания последнего ледникового периода, племена, жившие на севере, пошли на юг для освоения новых земель. Сегодня это территория Латинской Америки.

Затем, последующие 6 тысяч лет индейцы создавали свою культуру – строили города, занимались земледелием.

К 1500 году до нашей эры майянцы проживали на полуострове Юкатан, территории современной Гватемалы, южных штатов Мексики и западных частей Сальвадора и Гондураса.

Индейцы майя: история развития цивилизации

Первыми крупными центрами стали города Эль-Мирадор, Накбе и Тикаль. Процветало строительство храмов, широко использовались календари, развилась иероглифическая письменность.

На фото ниже - древний культурный центр майя в древнем городе Тикаль.

Индейцы создали собственную систему, включающую архитектуру с уникальными постройками – пирамидами, монументами, дворцами, политику и социальную иерархию. Общество делилось на массы и элиту, состоящую из правителей.

Племя майя верило, что их правители произошли от богов. Статус подчеркивался одеяниями с обязательным атрибутом – нагрудным зеркалом. «Зеркало народа» - так называли майя своего верховного правителя.

Правящий класс майя

Древняя цивилизация майя насчитывала более 20-ти миллионов человек.

Была создана целая система из 200 городов, 20 из них были мегаполисами с населением более 50 тысяч человек.

Экономическое развитие племен майя

Первоначально майянцы занимались подсечно-огневым земледелием – вырубали лес на участке, который планировали обрабатывать, потом деревья и кустарники сжигали, а золой удобряли почву. Так как в тропиках земля неплодородна, ее ресурсы быстро истощались, и поля переставали обрабатывать. Они слова зарастали лесом. Потом весь процесс начинался заново.

Но с увеличение населения потребовались новые методы, и индейцы начали использовать для террасного земледелия склоны холмов. Также осваивались и болота – на них устраивались приподнятые поля путем насыпи грядок высотой в метр над уровнем воды.

Они устраивали системы орошения, по сети каналов вода стекала в резервуары.

Путешествовали по воде на каноэ, выдолбленные из красного дерева. В них одновременно могли находиться до 50 человек. Торговали рыбой, раковинами, акульими зубами и другими морскими дарами. Соль была в роли денег.

Производство соли

Для изготовления оружия использовали обсидиан, привозимый из Мексики и Гватемалы.

Нефрит был ритуальным камнем, он всегда был в цене.

Нефритовые изделия

Жившие на равнине торговали съестными припасами, хлопком, шкурами ягуаров и перьями кетцалей.

Искусство и архитектура

Во время «классических» раннего и позднего периодов (250 – 600 годы нашей эры и 600 – 900 годы нашей эры) было построено огромное количество храмов, появляются росписи стен с изображением правителей. Происходит расцвет искусства.

Ниже фото барельева с изображением правителя.

Новыми культурными центрами становятся Копан и Паленке.

Миграция

Начиная с 900 года нашей эры южные равнины постепенно пустеют, поселения остаются в северной части Юкатана. До 1000 года нашей эры растет влияние мексиканской культуры, процветают города Лабна, Ушмаль, Кабах и ЧиЧен-Ица.

Ниже фото пирамиды в городе ЧиЧен-Ицы

После таинственного краха Чичен-Ицы главным городом майя становится Майяпан.

Почему исчезла цивилизация майя

Никто достоверно не знает причину исчезновения индейского народа. На этот счет есть только гипотезы. Согласно основной, в 1441 году произошло восстание вождей, обитавших в соседних с Майяпаном городах. Это стало причиной вырождения цивилизации и превращения ее в разрозненные племена. Также повлияли засуха и голод. Затем появились конкистадоры.

Ниже на фото - последний центр цивидизации.

В 1517 году испанские корабли пристали к неизвестному берегу. В битве с индейцами конкистадоры увидели золото. С этого началось истребление народа майя, так как испанцы считали, что золото должно принадлежать их правителям. В 1547 году майя были покорены, но части племен удалось спастись и скрыться в центре полуострова Юкатан, где они жили на протяжении 150 лет.

Болезни, которые принесли с собой испанцы, вызвали вспышки эпидемий. У индейцев не было иммунитета к гриппу, кори и оспе, и они умирали миллионами.

Культура и религия индейцев истреблялась всеми возможными способами: рушились храмы, уничтожались святыни, идолопоклонничество каралось пытками.

За 100 лет с момента пришествия в Латинскую Америку европейцами была полностью искоренена цивилизация майя.

Смотрите ниже документальный фильм канала BBC о загадочной цивилизации майя

Майя — цивилизация Центральной Америки, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам. Начала формироваться в предклассическую эру (2000 г. до н. э. — 250 г. н. э.), большинство ее городов достигло пика своего развития в классический период (250—900 гг. н. э.). Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после. Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Применялась иероглифическая система письма, частично расшифрованная. Сохранились многочисленные надписи на памятниках. Создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии. Потомками древних майя являются не только современные народы майя, сохранившие язык предков, но и часть испаноязычного населения южных штатов Мексики, Гватемалы, Гондураса. Некоторые города майя включены ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия: Паленке, Чичен-Ица, Ушмаль в Мексике, Тикаль и Киригуа в Гватемале, Копан в Гондурасе, Хойя-де-Серен в Сальвадоре — небольшая деревня майя, которая была погребена под вулканическим пеплом и сейчас раскопана.

Территория
Территория, на которой происходило развитие цивилизации майя входит в состав государств: Мексика (штаты Чьяпас, Кампече, Юкатан, Кинтана-Роо), Гватемала, Белиз, Сальвадор, Гондурас (западная часть). Найдено около 1000 городищ культуры майя, но не все из них раскопаны или исследованы археологами, а также 3000 поселков.

История
В древности майя представляли различные группы, которые имели общую историческую традицию. В результате исследований, реализованных в отношении языка майя, было сделано заключение, что примерно около 2500-2000 гг. до н. э., в районе современного Уэуэтенанго (Гватемала), существовала группа протомайя, члены которой говорили на одном языке, тоже названном исследователями протомайя. С течением времени этот язык разделился на разные языки майя. Впоследствии, носители этих языков эмигрировали и осели в разных районах, где позднее сформировалась зона майя и возникла высокая культура. Миграции населения привели как к отдалению различных групп, так и к сближению их с представителями других культур. Периодизация культуры майя подобна хронологии всей Мезоамерики, хотя более точна благодаря расшифровке временных иероглифов и их сопоставлению с современным календарем. Историю и культуру народа майя принято делить на три основных периода, границы между которыми весьма подвижны:
- период формирования (1500 г. до н. э. - 250 г. н. э.);
- Древнее царство (250 - 900 гг. н. э.);
- Новое царство (900 г. н. э. - XVI в.).
Цивилизация майя сложилась на Мексиканском полуострове Юкатан и горной Гватемале. В области майя сложились три крупные языковые группы: юкатекская, цельтан и киче. В начале 1000 гг. киче представляли собой наиболее могущественное объединение майянских племен. Племена майя начали свое развитие в культурном плане около 2-го тыс. до н.э. В этот период на Юкатане и прилегающих областях сменили друг друга две культуры - "окос" и "квадрос", в то время появились прекрасные керамические изделия, поверхность глиняных сосудов была покрыта штампованным узором из полос, который создавали при помощи волокон агавы. История майя начинается с 500 г. до н.э. по 300 гг.
н.э. Культура майя начинает свое формирование. Особенно это заметно на человекообразных фигурках из глины, где присутствуют физические характеристики населения той эпохи. Образцом являются и орнаменты, украшающие первые постройки майя. Именно тогда в южных областях Гватемалы начинают появляться крупные культовые центры. Стремительно развиваются Исапа на побережье Тихого океана и горные области Гватемалы. В позднем архаическом периоде появляется Каминальхуйю - древнейший центр майяской культуры, неподалеку от нынешнего Сьюдад де Гватемала. В это время в Гватемале зарождается культура "мирафлорес", и, по всей видимости, Каминальхуйю становится военным противником Исапы. К северу в это же время происходит соприкосновение культур ольмеков и майя. К 1 в. н. э. полностью исчезают все следы культуры ольмеков, закат которой начался тремя веками раньше. В ранний Доклассический период общество майя составляли группы семей, объединенных одним языком, обычаями и территорией. Они объединялись для возделывания почвы и рыболовства, охоты и собирательства с целью добычи продуктов питания для выживания. Позже, с развитием земледелия, были сооружены оросительные системы, и расширился ассортимент выращиваемых культур, часть которых уже шла на продажу. Ускорился рост населения, началось строительство городов и крупных церемониальных центров, вокруг которых оседал народ. В результате разделения труда появились классы. С Доклассического периода майя начали строить отдельные сооружения, в которых угадывается влияние и других культур. Позже архитектура майя стала выражать мистические и религиозные идеи; поэтому в центральной части городов возводились храмы и дворцы, площадки для игры в мяч, а жилые постройки располагались в окрестностях. 250 г. Начало раннеклассического периода. В этот год Теотиуакан с Каминальхуйю формируют торговый альянс с Тикалем. В 400 гг. н.э. Каминальхуйю полностью попадает под власть Теотиуаканских купцов почтека - теотиуаканцы приходят в город и на его месте сооружают миниатюрную копию своей столицы, который становится юго-восточным аванпостом империи. В течение этапа "эсперанса" горная область майя находится под протекторатом теотиуаканских династий и конечно же под влиянием теотиуаканских художественных стилей. Тогда, к северу от Каминальхую начинают возводиться первые циклопические сооружения майя, которые по началу служили мавзолеями теотиуаканских "наместников" - почтека. Отличительным признаком данного этапа является тонкая "оранжевая" керамика. Она покрыта геометрическими узорами, явно теотиуаканского происхождения. Появляются треножные сосуды. Подобные изделия были распространены и в Центральной Мексике. В последствии, когда гегемония Теотиуакана в землях майя завершается, этап "эсперанса" переходит в не менее заметный этап в истории майя - "тсакол". Во время этапа "тсакол" влияние культуры Теотиуакана на Петен и горную область майя всё еще велико.
Классический период:
С 325 по 925 г. н. э. Он подразделяется на Ранний классический (325-625 г. н. э.), когда прекращалось влияние извне и появлялись собственные черты. Период расцвета (625-800 г. н. э.), когда достигли своего максимального блеска математика, астрономия, керамика, скульптура и архитектура, и Период кризиса (800-925 г. н. э.) - время, когда культура пришла в упадок и церемониальные центры были покинуты.
Классическая эпоха - время истинного расцвета майя, как в горной Гватемале, как на Петене, так и на Севере Юкатана. Возникает классическая культура майя, развивается иероглифическая письменность, возводятся циклопические известняковые сооружения. Наблюдается расцвет наук - астрономии, математики, врачевания. В Классический период у майя появляются собственные элементы в архитектуре такие, как, например, ложный свод, надстроенные террасы, лепные украшения, гребни на коньках крыш, которые, смешиваясь, привели к возникновению того, что в архитектуре носит название стиль Петен. Он характеризуется сооружениями на фундаментах ступенчатых террас, толстыми стенами, лестницами вне фасада, высокими гребнями над задней стеной и гипсовыми украшениями в виде гротескных масок. В Гватемале сменяют друг друга могущественные династии исконно майяских правителей - в начале позднего периода классической эпохи происходит возвышение Тикаля. Неподалеку от Копана, на востоке Гватемалы расположен "город" Киригуа. Он не менее примечателен, чем Копан и довольно с ним схож своим архитектурным стилем. Наиболее величественный монумент Киригуа - несомненно стела "Е", достигающая внушительной высоты и покрытая изысканными рельефами, обладающими барочной избыточностью. По всей видимости Киригуа был главным городом региона, и Копан был его протекторатом. Копан - уникальный город. Но истинного величия "города" майя достигли в 8-9 вв. Тикаль одержал победу над Калакмулем, и начинает править всем Петеном. В это же время в бассейне реки Усаманситы процветают Паленке, Бонампак, Йашчилан, Пьедрас-Негрос. В этих местах искусство майя достигло наивысшего расцвета. В Бонампаке создаются великолепные стенные росписи, которые повествуют о победе местного правителя над армией Йашчилана.

Постклассический период:

В постклассический период высокая культура майя сохранялась только на Севере Юкатана, но в синтезе с совершенно иной цивилизацией - тольтекской. Города Петена и горной Гватемалы пришли в запустение, многие были покинуты жителями, другие превратились в крохотные деревушки. Север Юкатана и в классическую эпоху процветал - там сложилось несколько крупных регионов: Ченес, Рио-Бек, Пуук. Центром первого был "город" Чиканна, второго - Калакмуль, Эль-Мирадор, Сэрос, в третьем процветали Ушмаль, Коба, Сайиль, "некрополь" острова Хайна. В классическую эпоху это были богатейшие города Юкатана, поскольку имели возможность торговать с тольтеками. Но к концу классической эпохи эти города были уничтожены вторжением народности майя-чонталь, которые находились на более низкой ступени развития, чем юкатеки и киче. Они были подвержены влиянию тольтекской культуры больше, чем культуры майя. Вскоре после вторжения чонталь был основан культовый центр Чичен-Ица . Город был основан, как полагают, в V-VI веках и являлся одним из крупнейших городов майя. К концу X века, однако, по невыясненным причинам жизнь здесь практически прекратилась. Строения, относящиеся к этому периоду, находятся главным образом в южной части современной Чичен-Ицы. Затем город был занят тольтеками, пришедшими на Юкатан из центральной Мексики. Приход же вождя тольтеков, очевидно, не был мирным событием: в надписях из Чичена речь идет о вторжении захватчиков, свергших династию майя. Наиболее знаменитые культовые постройки Чичена - огромная площадка для игры в мяч, Колодец Жертв - карстовый пролом и конечно же знаменитый Эль-Кастильо, храм Кукулькана. Период с 1200 по 1540 г. н. э. Эпоха конфликтов, когда разрываются межплеменные союзы и происходит ряд вооруженных столкновений, которые разделили народ и еще больше обеднили культуру. Юкатан вступает в полосу раздробленности и упадка. На его территории образуются гос-ва Ваймиль, Кампече, Чампутун, Чикинчель, Экаб, Мани-Тутук-Шиу, Четумаль и др. Эти государства непрерывно воюют между собой и когда испанцы прибыли в зону майя, крупные церемониальные центры уже были покинуты, и культура находилась в полном упадке.

Искусство
Искусство древних майя достигло пика своего развития во время классического периода (около 250 года — 900 года н. э.). Настенные фрески в Паленке, Копане и Бонампаке считаются одними из самых красивых. Красота изображения людей на фресках позволяют сравнить эти памятники культуры с памятниками культуры античного мира. Поэтому этот период развития цивилизации майя и принято считать классическим. К сожалению, многие из памятников культуры не дошли до наших дней, так как были уничтожены либо инквизицией, либо временем.

Одежда
Основным одеянием мужчин была набедренная повязка, она представляла собой полосу ткани шириной в ладонь, которую несколько раз обертывали вокруг талии, затем пропускали между ног так, чтобы концы свисали спереди и сзади. Набедренные повязки именитых персон «с великой заботливостью и красотой» украшались перьями или вышивкой. На плечи набрасывали пати — накидку из прямоугольного куска ткани, также украшенную сообразно общественному положению ее владельца. Знатные люди добавляли к этому наряду еще длинную рубаху и вторую набедренную повязку, похожую на запашную юбку. Их одежды были богато декорированы и выглядели, вероятно, очень красочно, насколько можно судить по сохранившимся изображениям. Правители и военачальники иногда носили вместо накидки шкуру ягуара или закрепляли её на поясе. Одежда женщин состояла из двух основных предметов: длинного платья, которое либо начиналось над грудью, оставляя плечи открытыми, либо представляло собой прямоугольный кусок материи с прорезями для рук и головы, и нижней юбки. Верхней одеждой, как и у мужчин, служила накидка, но более длинная. Все предметы одежды украшались многоцветными узорами.

Архитектура
Для искусства майя, нашедшего выражение в каменной скульптуре и барельефах, произведениях мелкой пластики, росписях на стенах и керамике, характерна религиозная и мифологическая тематика, воплощённая в стилизованных гротескных образах. Основные мотивы искусства майя — антропоморфные божества, змеи и маски; ему свойственны стилистическое изящество и изощрённость линий. Главным строительным материалом для майя служил камень, в первую очередь известняк. Типичными для архитектуры майя были ложные своды, устремлённые вверх фасады и крыши с гребнем. Эти массивные фасады и крыши, венчавшие дворцы и храмы, создавали впечатление высоты и величественности.

Письменность и исчисление времени у майя
Исключительными интеллектуальными достижениями доколумбового Нового Света были созданные народом майя системы письма и исчисления времени. Иероглифы майя служили как для идеографического, так и для фонетического письма. Их вырезали на камне, рисовали на керамике, ими написаны складные книги на местной бумаге, именуемые кодексами. Эти кодексы являются важнейшим источником для исследования письменности майя. Майя использовали «цолкин» или «тоналаматль» — системы счета, основанные на числах 20 и 13. Система цолкин, распространенная в Центральной Америке, очень древняя и не обязательно была изобретена народом майя. У ольмеков и в культуре сапотеков формативной эпохи сходные и достаточно развитые системы счисления времени сложились даже раньше, чем у майя. Однако майя в усовершенствовании числовой системы и астрономических наблюдениях продвинулись гораздо дальше, чем любой другой коренной народ Центральной Америки. Майя имели сложную и довольно точную для своего времени систему календарей.
Письменность
Первый открытый археологами на территории современного мексиканского штата Оахака монумент майя с высеченными на нем иероглифами относится приблизительно к 700 году н. э. Сразу после испанского завоевания письменность майя пытались расшифровать. Первыми исследователями письменности майя стали испанские монахи, которые пытались обратить майя в христианскую веру. Самым известным из них был Диего де Ланда, третий епископ Юкатана, который в 1566 году написал труд, названный «Сообщения о делах в Юкатане». По мнению де Ланды, иероглифы майя были сродни индоевропейским алфавитам. Он полагал, что каждый иероглиф представляет собой определенную букву. Наибольшего успеха в расшифровке текстов майя добился советский учёный Юрий Кнорозов из ленинградского Института этнографии АН СССР, сделавший свои открытия в 1950-е годы. Кнорозов убедился, что список де Ланды не был алфавитом, но он не отверг его полностью по этой причине. Ученый предположил, что «алфавит» де Ланды в действительности являлся списком слогов. Каждый знак в нем соответствовал определенной комбинации одного согласного с одним гласным. Соединенные вместе знаки были фонетической записью слов.
В результате открытий XX века стало возможным систематизировать знания о письменности майя. Основными элементами системы письма служили знаки, которых известно около 800. Обычно знаки имеют вид квадрата или продолговатого овала; один или несколько знаков могут располагаться вместе, образуя так называемый иероглифический блок. Многие такие блоки расположены в определенном порядке в прямолинейной решётке, которая определяла пространственные рамки для большинства известных надписей.
Система счета у древних майя
Система счета у майя базировалась не на привычной десятичной системе, а на распространенной в месоамериканских культурах двадцатиричной. Истоки лежат в методе счета, при котором применялись не только десять пальцев рук, но и десять пальцев ног. При этом существовала структура в виде четырех блоков по пять цифр, что соответствовало пяти пальцам руки и ноги. Также интересным является тот факт, что у майя существовало обозначение нуля, который схематически был представлен в виде пустой раковины от устрицы или улитки. Обозначение нуля также применялось для обозначения бесконечности.

Религия майя
Среди руин городов майя доминируют постройки религиозного характера. Как предполагается, религия вместе со служителями храмов играли в жизни майя ключевую роль. В период с 250 до 900 года н. э. во главе городов-государств региона стояли правители, которые заключали в себе если не высшую, то по крайней мере очень важную религиозную функцию. Археологические раскопки позволяют говорить о том, что в религиозных ритуалах также принимали участие представители высших слоев общества. Как и другие народы, населявшие Центральную Америку того времени, майя верили в цикличный характер времени и астрологию. Например, их расчеты движения Венеры расходились с современными астрономическими данными всего на несколько секунд в год. Они представляли себе Вселенную, разделенную на три уровня — подземный мир, земля и небо. Религиозные ритуалы и церемонии были тесно связаны с природными и астрономическими циклами.
По астрологии и календарю майя, «время пятого Солнца» закончится 21—25 декабря 2012 года (зимнее солнцестояние). «Пятое Солнце» известно как «Солнце Движения», потому что, по представлениям индейцев, в эту эпоху произойдет движение Земли, от которого многие погибнут.
Боги и жертвы
Как и у других народов Центральной Америки, человеческая кровь играла у майя особую роль. По дошедшим до наших дней различным предметам быта — сосудам, мелкой пластике и ритуальным инструментам — можно говорить о специфическом ритуале кровопускания. Основным видом ритуального кровопускания в классический период был ритуал, при котором протыкали язык, причем делали это как мужчины, так и женщины. После прокалывания органов (языка, губ, ладоней), через проделанные отверстия продевали шнурок или веревку. По представлениям майя, в крови находились душа и жизненная энергия. Религия майя была политеистической. При этом боги являлись аналогичными людям смертными существами. В связи с этим человеческое жертвоприношение рассматривалось древними майя как акт, способствующий в определенной мере продлить жизнь богам. Человеческие жертвоприношения были распространенным явлением у майя. В жертву человека приносили через повешение, утопление, отравление, избивание, а также посредством захоронения заживо. Наиболее жестоким видом жертвоприношения являлось, как и у ацтеков, вспарывание живота и вырывание из груди еще бьющегося сердца. В жертву приносились как захваченные в ходе войн пленники из других племен, так и представители собственного народа, в том числе и члены высших слоев общества. Точно установлено, что в жертву в огромных масштабах приносились захваченные во время войн представители других племен, в том числе члены высших слоев противника. Однако до сих пор неясно, вели ли майя кровопролитные войны для получения большего количества военнопленных с целью принесения их в будущем в жертву, как это делали ацтеки.
Политическая и социальная структура общества
Майя были прежде всего сильно ориентированы внешнеполитически. Это было обусловлено тем фактом, что отдельные города-государства соперничали друг с другом, но в то же время должны были контролировать торговые пути для получения необходимых товаров. Политические структуры различались в зависимости от региона, времени и проживающего в городах народа. Наряду с наследными королями под руководством "аява" (правителя) имели место также олигархические и аристократические формы правления. У племени киче имелись также благородные семьи, выполняющие различные задачи в государстве. Также демократические институты имели место как минимум в нижнем слое общества: существующая и по сей день процедура избрания каждые три года бургомистра, «майя-бургомистра», существует, надо полагать, довольно давно. В социальной структуре общества любой член общества Майя, достигший 25 лет, мог бросить вызов вождю племени. В случае победы у племени появлялся новый вождь. Обычно это происходило в мелких населенных пунктах.