Изобразительное искусство. ИЗО в начальных классах

Обучение изобразительному искусству, выражающееся в организации школ, использовании определённых методов, приёмов в обучении, в теоретической разработке вопросов искусства, началось только в период цивилизации.

Высокой ступени развития достигло искусство Древнего Египта, Греции, Рима. Строительство городов, храмов, жилых зданий потребовало большого числа художников, мастеров живописи, скульптуры, архитектуры. В специальных школах стали вырабатываться принципы, правила, законы построения изображения фигуры человека, животных, растений, интерьера.

Мыслители, художники Древней Греции считали обучение рисованию необходимым не только для многих практических ремёсел, но и для общего образования и воспитания. Аристотель (384-322 гг. н. э.) указывал, что « в настоящее время обычными предметами обучения являются следующие четыре: грамматика, гимнастика, музыка и иногда рисование».

Большое значение в разработке методов обучения рисованию имели труды великого чешского педагога эпохи средневековья Яна Амоса Коменского (1592-1670). Великий чешский педагог считал, что предмет «рисование» необходимо ввести в общеобразовательные школы и что оно помогает решить её воспитательные задачи.

О пользе рисования как общеобразовательного предмета говорил и французский философ-энциклопедист Жан Жак Руссо (1712-1778). Руссо отмечал важную роль рисования в познании и развитии чувственно-эмоционального отношения к окружающей действительности. В книге «Эмиль», или «О воспитании» Руссо писал, что для познания окружающей действительности большое значение имеют органы чувств, которые можно развить у ребёнка, обучая его рисовать с натуры.

Искусство – это огромный мир художественных образов, с помощью которых художники выражают свои наблюдения, представления, мечты и фантазии, а также действенное средство воспитания творчески активной личности. Приобщая учащихся к изобразительному искусству, мы тем самым передаём им огромный эстетический и нравственный опыт, накопленный человечеством.

Художественное образование, понимаемое как образование посредством искусства, в единстве своих культурологических, эстетических, художественных, психолого-педагогических аспектов оказывает активное влияние на воспитание учащихся. В процессе занятий изобразительным искусством у учащихся активно развиваются фантазия, воображение, образное мышление, способность к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез, сравнение, обобщение и т.п.

Художественная деятельность помогает детям понять и усвоить культуру разных времён и народов, развить свои способности, получить опыт эстетического общения.

Художественные знания, полученные детьми, умение воспринимать произведения искусства, приобретённые навыки собственной творческой деятельности – действенные средства развития интереса у ребят к искусству, потребности в художественно-творческой деятельности.

Обучение изобразительному искусству предполагает общее развитие творческих способностей, активное формирование эстетического восприятия, целенаправленное формирование приёмов реалистического изображения и навыков художественного выражения.

Художественное творчество младших школьников – это чаще всего рисование карандашами и красками, лепка, аппликация, т. е. наиболее традиционные, популярные, оптимальные для этого возраста художественные техники.

Развивать творческие способности школьников следует с учётом их интересов и индивидуальных особенностей.

Введение в процесс обучения дидактических игр и упражнений позволяет вызвать у детей желание учиться искусству, участвовать в творческой деятельности, успешно её реализовывать и получать удовольствие от проделанной работы.

В первую очередь необходимо развивать следующие общие художественные способности:

    к творческому преобразованию, мышлению, логике, комбинаторике, вариативности;

    составлению оптимального плана действий;

    обучению, творческому развитию.

При обучении изобразительному искусству следует развивать и формировать все компоненты художественного творчества: интерес, произвольное внимание, наблюдательность, зрительную память, эмоциональность, фантазию, выразительность, систему «глаз – мозг – рука», графическую подготовку, художественные технологии.

Цель преподавания изобразительного искусства в начальной школе – гармоничное развитие младших школьников средствами изобразительного искусства, формирование у них устойчивого интереса к изобразительной деятельности и искусству, активной жизненной позиции.

Показателем и условием эффективности уроков изобразительного искусства является увлечённость детей работой, интерес и желание заниматься искусством. Изобразительная деятельность должна доставлять детям радость, обеспечивать активное эмоциональное отношение учащихся к занятиям.

Уроки изобразительного искусства в начальной школе способствуют развитию младших школьников, формируют систему знаний, умений, навыков в изобразительной деятельности, потребность в художественном творчестве.

В своей деятельности учителя изобразительного искусства руководствуются :

учебной программой для учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения:

Изобразительное искусство. I–V классы. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск: НИО, 2012;

Выяўленчае мастацтва. I-V классы. Вучэбнаяпраграма для ўстаноўагульнай сярэдняй адукацыі з беларускаймовайнавучання. – Мінск: НІА, 2012;

примерным календарно-тематическим планированием :

«Примерное календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству», I–V классы / И.Г Волкова, В.Н. Данилов // Мастацкая адукацыяі культура. – 2009, № 4, 2010, № 1.

Календарно-тематическое планирование является примерным. При необходимости учителям изобразительного искусства разрешается перераспределять количество учебных часов между темами;

санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования»,утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.07.2010 № 94. С нормативным документом можно ознакомиться на сайте www. minzdrav.by, www.rcheph.by;

нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Изобразительное искусство» при реализации образовательной программы базового образования (V класс), определенными образовательным стандартом общего среднего образования;

Правилами проведения аттестации учащихся при освоении образовательных программ общего среднего образования, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38.

В соответствии с инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Об организации работы учреждений общего среднего образования по осуществлению контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся в период безотметочного обучения на I ступени общего среднего образования» обучение изобразительному искусству в I-IV классах учреждений общего среднего образования осуществляется на содержательно-оценочной основе (без выставления отметок).

Безотметочное обучение изобразительному искусству осуществляется с целью:

Формирования у учащихся внутренней мотивации учения;

Развития креативности, самостоятельности, рефлексии;

Становления адекватной самооценки;

Формирования умений самостоятельно оценивать результаты собственной учебной деятельности.

Необходимость использования безотметочного обучения обусловлена наличием существенных различий в уровне развития способностей в области изобразительного искусства и художественной подготовки учащихся.

Обучение изобразительному искусству на содержательно-оценочной основе осуществляется в опоре на принципы непрерывности и естественности контроля, критериальности, гибкости и вариативности инструментария оценки, приоритетности самооценки.

В процессе обучения изобразительному искусству широко используются развернутые оценочные суждения, отражающие степень усвоения учащимися умений и навыков в сфере изобразительного искусства, а также достигнутый ими уровень развития художественных умений и навыков. Словесно-содержательная оценка имеет комплексный характер и дается с учетом особенностей различных видов художественно-творческой деятельности.

При проведении уроков изобразительного искусства рекомендуется соблюдать последовательность этапов технологии безотметочного обучения: постановка цели, выдвижение критерия (совместно учителем и учащимися), осуществление деятельности, оценивание. При выдвижении критерия необходимо ориентироваться на уровень, который реально может быть достигнут учащимися при осуществлении художественно-творческой деятельности. В процессе оценивания необходимо гармонично сочетать внутреннюю оценку (самостоятельное оценивание учащимися собственной учебной деятельности) с внешней (оценивание процесса и результата деятельности одноклассниками и учителем).

Важным условием безотметочного обучения изобразительному искусству является обязательность и своевременность осуществления всех видов контроля. В процессе обучения используются следующие виды контроля: предварительный, поурочный и тематический. Предварительный контроль проводится в течение первой недели учебного года и дает возможность установить исходный уровень художественного развития учащихся. Поурочный контроль сопровождает процесс усвоения каждой темы урока и позволяет зафиксировать продвижение учащихся в освоении учебного материала. Тематический контроль дает возможность установить результативность усвоения темы четверти.

Контроль осуществляется в практической, устной и письменной формах, а также в сочетании указанных форм. При этом практические формы контроля на уроках изобразительного искусства являются приоритетными.

В основу программы положен принцип систематического развития у учащихся умения воспринимать художественный образ в произведениях искусства и посильно создавать его в собственных работах как результат эстетического восприятия явлений действительности и искусства и овладения навыками самостоятельной художественной деятельности. Методы преподавания искусства в школе должны учитывать его специфику как способа мышления и освоения мира.

Программа определяет систему основных учебно-воспитательных задач:

    формирование эстетической культуры и духовного мира учащихся, умения объективно воспринимать, анализировать произведения искусств всех видов и направлений на основе национальных и общечеловеческих ценностей;

    совершенствование зрительного восприятия, развитие образного мышления, пространственного представления, комбинаторики, фантазии, чувства композиции, формы, цвета, пространства;

    обучение основам изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности, овладение образным языком пластических искусств, комплексом средств художественной выразительности;

    развитие способностей и творческой активности учащихся в процессе художественно-практической деятельности.

В целях формирования культуры устной и письменной речи в процессе восприятия произведений искусства и выполнения художественных работ учитель должен создавать условия для развития связной устной речи учащихся, умений анализировать, сопоставлять, делать выводы, обобщать. Необходимо развивать воображение, эстетический вкус, коммуникативные навыки учащихся, эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства, умение вести дискуссию, осуществлять активную и самостоятельную художественно-творческую деятельность, повышать уровень мотивации, интерес к предмету. Знакомство с шедеврами мировой и национальной художественной культуры должно способствовать формированию национальной самоиденфикации, патриотизма, уважительного отношения к культуре своего и народов мира, стремления к посильному эстетическому преобразованию окружающей действительности.

Требования к содержанию и методам преподавания изобразительного искусства в начальных классах »:

    связь с жизнью, с народными художественными традициями;

    единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности;

    учёт возрастных возможностей учащихся, оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы;

    разнообразие видов работы и применяемых художественных материалов;

    межпредметные связи, связь с другими видами художественной деятельности детей;

В начальной школе программой по изобразительному искусству определены три вида художественно-практической деятельности: изображение, украшение(декорирование) и конструирование(дизайн).

Изображение – ведущий вид художественно-практической деятельности, включающий рисование с натуры, по памяти, представлению, наброски, графику, предметную и сюжетную лепку.

Украшение (декорирование) – вид художественно-практической деятельности, предполагающий освоение основ художественных ремёсел (роспись, керамика, плетение, вышивка, вытинанка, аппликация, флористика, витраж).

Конструирование (дизайн) – деятельность по проектированию, моделированию, подразумевающая изучение основных технологий работы с бумагой, картоном, тканью, конструктором и другими материалами.

При обучении искусству детей начальных классов на занятиях важно использовать игры и упражнения. Групповая и коллективная формы работы помогают вовлечь учащихся в процесс творчества, а также активизировать их интерес. В этом возрасте детям необходимо дать возможность попробовать свои силы в разных видах художественной деятельности и почувствовать своеобразие каждого из них.

Кроме того, на вводных и итоговых занятиях необходимо проводить беседы, в процессе которых учащиеся должны познавать мир и учиться воспринимать искусство.

При планировании занятий необходимо учитывать, что виды художественной деятельности можно комбинировать: беседа – изображение, конструирование – украшение и т. д.

В процессе обучения применяются следующие основные техники и материалы: простые, цветные, акварельные карандаши, восковые, акварельные мелки, шариковая ручка, уголь, фломастеры, гуашь, акварель, аппликация, коллаж, глина, пластилин, штамп, трафарет, роспись, флористика, соломка, плетение, вышивка, природные материалы.

Предложенное примерное планирование учитель может взять за основу, а при необходимости изменить самостоятельно, составив задания по типу рекомендованных в программе. В этом случае содержание урока должно представлять собой единство разных компонентов: темы урока, вида деятельности, объекта работы, учебных задач, материала и технологии, терминов и понятий.

Необходимо чёткое определение и системы знаний, усваиваемых учащимися в каждом классе как по отдельным видам занятий (беседы об изобразительном искусстве, рисование с натуры, тематическое и декоративное рисование), так и в целом по всему курсу обучения изобразительному искусству, включая и различные формы внеклассной и внешкольной работы. При этом очень важным фактором является то, что те знания, умения и навыки, которые получает школьник на занятиях рисованием с натуры, расширяются, углубляются и закрепляются на занятиях тематическим и декоративным рисованием, в процессе бесед о произведениях изобразительного искусства.

Точно также те знания и умения, которыми овладевают школьники на уроках тематического и декоративного рисования, находят своё дальнейшее развитие на уроках рисования с натуры.

Таким образом, изобразительное искусство в общеобразовательной школе, являясь необходимым звеном в общей цепи учебных предметов, призванных воспитывать учащихся, и прежде всего, предметов «эстетического» цикла – литература, музыка, занимает важное место в формировании мировоззрения учащихся.

Однако роль изобразительного искусства в воспитании и обучении будет действительно эффективной, если современные уроки изобразительного искусства будут отвечать ряду условий, а именно:

    Комплексное решение учебно-воспитательных задач на уроках изобразительного искусства.

    Соблюдение принципов дидактики в процессе обучения детей изобразительному искусству.

    Использование на уроках изобразительного искусства проблемных вопросов и ситуаций.

    Широкое использование на уроках изобразительного искусства наглядности и технических средств обучения.

    Соблюдение преемственности в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников.

    Соблюдение межпредметных связей уроков изобразительного искусства и литературы, математики, музыки, трудового обучения и т. д.

    Использование разнообразных приёмов и методов работы с детьми на уроках изобразительного искусства, включая элементы игры, с целью привлечения внимания, интереса детей к изобразительному творчеству, пробуждения у них эмоционально-эстетического отношения к предметам и явлениям действительности, к процессу рисования и своему рисунку, чувства сопереживания персонажам своих композиций и рассматриваемых произведений художников.

    Соблюдение тесной связи (задач, целей, содержания, учебно-воспитательных приёмов) уроков рисования с натуры, на темы с другими уроками и внеклассными мероприятиями по изобразительному искусству.

    Постоянное совершенствование методики проведения уроков изобразительного искусства по всем основным разделам учебной программы.

    Использование в процессе обучения детей изобразительному искусству передового опыта учителей начальных классов и учителей изобразительного искусства.

В процессе обобщения передового опыта учителей по эстетическому воспитанию школьников средствами изобразительного искусства выделяются следующие аспекты, особенно влияющие на совершенствование учебно-воспитательного процесса на уроке изобразительного искусства. Это, прежде всего, применение методов и приёмов работы, направленных на привлечение эмоционально-эстетических чувств детей, на проявление у них чувства радости, восхищения от встречи с красотой в действительности и в искусстве, на привлечение интереса школьников к наблюдаемым и затем изображаемым явлениям и объектам окружающего мира. Возбуждение чувств ребёнка, его эмоциональной отзывчивости ведёт к появлению устойчивого внимания, к глубокому и всестороннему изучению явлений и объектов действительности, к осознанному усвоению законов и правил рисования, к познанию эстетического в жизни и искусстве.

Занятия изобразительным искусством – важное средство развития личности школьника. Они способствуют расширению интересов, воспитанию эстетических потребностей учащихся, их мыслительной и творческой активности, эмоционально-эстетического отношения к действительности. На занятиях изобразительным искусством формируются такие свойства личности, ка самостоятельность, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности учащиеся приобретают графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира. Таким образом, учебный рисунок, ознакомление с лучшими произведениями изобразительного искусства служат эффективными средствами познания действительности и одновременно помогают развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти и чувств, а также воспитанию нравственных и эстетических качеств ребёнка.

Литература:

- Кузин В.С. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах», 1984.

- Костерин Н.П. «Учебное рисование», 1984.

- Кандинский, В. В. «О духовном в искусстве», 1992.

- Алехин, А. Д. «Когда начинается художник», 1993.

-Кузин В. С. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе», 1998.

- Сатарова Л.А. «Изобразительное искусство в школе», 2004.

-Сокольникова Н.М. « Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе», 2005.

- Пьянкова Н.И. «Изобразительное искусство в современной школе», 2006.

- Инструктивно-методическое письмоМинистерства образования Республики Беларусь«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство»в 2012/2013 учебном году», 2012.

Организация: ГБОУ Лицей № 1367

Населенный пункт: г. Москва

«Творчество, – пишет В.В.Давыдов, – является уделом всех,… оно является нормальным и постоянным спутником детского развития».

У каждого человека есть потребность к творчеству. Но как бывает часто, эта потребность так и остается нереализованной. В детстве, особенно в школьном возрасте, человек ищет возможность раскрыть свой творческий потенциал. И если не дать ему этой возможности, то в подростковом возрасте у него сложится мнение, что данное направление развития ему недоступно.

При поступлении ребенка в школу, особая роль отводится не только периоду адаптации, но и периоду саморазвития ребенка на данном этапе.

Происходит развитие и становление личности, как через учебную деятельность, так и участие в различных мероприятиях (конкурсы, проектная деятельность), к которым нужно подойти с желанием и воображением. Воображение – универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. (Л.С.Выготский)(4)

Творчество непрерывно связано с воображением. А где, как не на уроках изобразительной деятельности развить эти способности? Творчески мыслить, придумывать сюжет, композицию.

Главной особенностью занятий по изобразительной деятельности является то, что они тесно связаны с занятиями по развитию речи, ознакомлением с окружающей жизнью и окружающей природой.(1)

На уроках изобразительной деятельности, первым кто увидит психическое состояние ребенка по рисунку, это преподаватель. Именно педагог может заметить тревожность или радость ребенка, посмотрев на цветовую палитру, композицию рисунка.

Работы, выполненные детьми по их замыслу, способствуют развитию творческих способностей. Одни ученики изображают сложные и загадочные композиции, другие выбирают легкий сюжет и примитивно его решают, третьи любят изображать одни и те же предметы, например, машины, ракеты,кукол, но равнодушны, например, к природе.

Для того, чтобы привлечь ребенка к творческой деятельности, на уроках изобразительного искусства можно использовать ряд приемов:

  1. Давать максимальную свободу для проявления творчества.
  2. Включать элементы игровой деятельности.
  3. Не подвергать готовый продукт детской деятельности критике.
  4. Устраивать выставки детских работ, где дети смогут сравнить и проанализировать свой результат и результат своих сверстников.

Необходимо и не забывать про методы, известные в педагогике. Метод наблюдений является главным при обучении изобразительному искусству. От того, как ребенок будет устанавливать связи, наблюдать переносить свои идеи на лист бумаги зависит развитие творческих способностей. Наглядный метод обучения. Работа с натуры несет в себе изображение предмета с определенной точки зрения, в том положении, в каком он находится по отношению к глазу рисующего. Использование натуры охватывает все воображение ребенка, но и облегчает работу памяти. Процесс передачи с натуры охватывает в полной мере восприятие ребенка. Ученик должен передать объем, падение светотени, показать сложные ракурсы. Словесный метод обучения. Беседа является одним из важных методов на уроке изобразительного искусства. Она не должна быть долгой. Этот метод подводит к теме урока, тем самым заинтересовав детей. Хорошо если беседа будет эмоциональной и содержательной. (3)

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. (3) Как же развивать творческие способности детей? Над этим вопросом я серьезно задумалась. Исходя из практики, у детей очень бедная фантазия, творчески к процессу подходят лишь единицы. Ученики не заинтересованы в том, чтобы проявить себя. Для них урок изобразительной деятельности не несет в себе ничего нового, кроме того чтоб взять краски, лист бумаги и приступить к обычному рисованию, где не нужно себя никак проявлять, включать свою воображение, подходить к процессу творчески.

Данная проблема помогла мне составить блок занятий(2), который будет способствовать развитию творческих способностей на уроках изобразительного искусства:

  1. Работа на мятой бумаге. Для данной работы потребуется белый лист бумаги, который нужно смять в комок, после чего расправить и приклеить на фон (лист цветного картона). Затем смочить лист водой, не ждать полного высыхания, а тонким кончиком кисть прорисовывать объекты.
  1. Гратаж или гратография (процарапывание). Последовательность выполнения работы: предварительно дети закрашивают белый лист бумаги акварельной краской. Ждут полного высыхания. Натирают сверху лист восковой свечей. Далее наносят черную краску, или тушь. После высыхания приступают к процарапыванию (можно использовать зубочистку).
  1. Капелькография. На белый лист бумаги наносится капля краски. Чтобы она расплылась, дети наклоняют лист в сторону. Затем включают фантазию, смотрят на что это похоже, и прорисовывают недостающие детали для своего рисунка.
  1. Работа по – мокрому. Лист бумаги обильно смачивается водой, не нужно ждать высыхания. На мокрый лист дети наносят краску, пытаясь изобразить очертания реальных предметов.
  1. Работа с помощью нити . Лист бумаги складывается пополам, в центр кладется нить (предварительно смоченная в черной гуаши), затем дергать нить в разные концы листа. После удаления нити останется отпечаток. Ждем высыхания, включаем фантазию и дорисовываем нашу работу.
  1. Рисование с помощью бумажного кома. Для данного вида работы нужна газета или журнал, эти предметы должны быть спрессованы в комок, затем заготовка обмакивается в краску и наносится на предварительно закрашенный акварелью листок.
  1. Рисование с помощью губки. Сюжет рисунка наносится карандашом, далее губка окрашивается в нужный цвет и промачиванием отрывистыми движениями покрывается форма. Сверху основного цвета наносится новый. Завершаем рисунок темным цветом.
  1. Зеркальное изображение. Белый лист сложить пополам. Выбрать какое- либо симметричное изображение. Сначала изобразить половину этого предмета и прижать ко второй половине листа. Получится отпечаток, дающий целый образ. Так как краска быстро сохнет, то отпечатки разных деталей изображения можно производить по частям. При желании можно с помощью кисточки откорректировать рисунок.

В блок входит 8 занятий, которые проводились в течение года. В ходе занятий каждый ребенок смог по – настоящему себя проявить. Если до этого ученику было сложно видоизменять объект, декорировать, передать фон рисунка. То сейчас у детей появилась оригинальность, возросла эмоциональная насыщенность изображаемого сюжета, интерес к деятельности стал более стойким, за счет того что ученикам легче творчески подойти к процессу.

Теперь изобразительная деятельность вызывает повышенный интерес и желание работать даже у детей, не имеющих, таланта к рисованию и делают процесс более успешным.

Детское творчество чаще всего насыщено светлыми добрыми эмоциями. Именно поэтому урок изобразительного искусства можно назвать значимым в развитии творческой деятельности детей младшего школьного возраста. Ученики заинтересованы не только в результате конечного продукта, но и в поэтапном выполнении заявленного задания.

Словарь

Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов.

Творчество -деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.

Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Урок - основная форма учебного процесса в современной школе.

ИСКУССТВО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ - специфический вид художественного творчества, создание зрительно воспринимаемых фиксированных рукотворных художественных форм.

Искусство - одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений.

Обучение - целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося по передаче и усвоению знаний.

Младший школьный возраст это возраст, который охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка - его поступлением в школу.

Используемая литература:

Левин В.А. Воспитание творчества.-Томск:Пеленг, 1999.-56с.

Программа для средних общеобразовательных учебных заведений «Изобразительное искусство и художественный труд», Москва, 2001

Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов. М.: Мнемозина, 1995. 160 с.

Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – M., 1991.

Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968.

Аннотация к материалу

Презентации по изо - лучший демонстрационный материал, который, благодаря использованию в школе информационных технологий, позволит учителю не только учить детей рисованию, но и даст возможность знакомить с произведениями изобразительного искусства, творчеством художников на уроках рисования в школе. Проведение урока изобразительного искусства без наличия зрительных образов сегодня невозможно. Презентации по рисованию делают урок на любую тему легким в восприятии и понятным детям. Только эти электронные пособия помогут учащимся погрузиться в мир искусства, увидеть работу мировых художников, почувствовать себя начинающим дизайнером и открыть новые техники изображения предметов с помощью красок и кисти, пластилина или нетрадиционных материалов, используемых сегодня в творчестве.

Новые подходы к современному образованию требуют использования учителем на уроках изобразительного искусства мультимедийных презентаций на тему рисование в качестве:

  • Главного источника информации по теме урока
  • Надежного помощника педагога при демонстрации процессов работы или пошагового выполнения рисунка
  • Образца для выполнения ученических проектов
  • Инструмента, позволяющего демонстрировать процесс художественной деятельности при использовании графических программ

Стоит учителю скачать бесплатно презентации по изо, как урок приобретает совершенно иные краски:

  • Он становится привлекательным
  • Его материал содержателен и убедителен
  • Его слайды мотивируют учащихся на получение достойного результата

На уроке изобразительное искусство презентация может использоваться в качестве пособия для объяснения темы или средства для проверки знаний. Учитель может скачать бесплатно презентации по рисованию для начальной и средней школы о жизни и творчестве деятелей искусства (о художниках, архитекторах), о музеях и видах изобразительной деятельности для объяснения нового материала с использованием лучшей наглядности, взятой из виртуальных музеев и картинных галерей Интернета. При обобщении знаний по теме можно скачать презентации к урокам изо с тестами, выполнение которых не занимает на уроке много времени, но позволяет педагогу быстро проверить изученный материал, вызвав живой интерес у ребенка к дальнейшему изучению предмета.

Чтобы дети научились рисовать красиво, это желание и возможности в них надо разбудить. Помогут в этом замечательные презентации по рисованию (изо, изобразительному искусству) скачать которые мы предлагаем бесплатно из разделов по классам. Каждая работа создавалась профессионалом, поэтому дети по достоинству оценят тот материал, который будет представлен на уроке. Вместе с презентациями по изобразительному искусству ко многим занятиям можно скачать и конспекты урока рисования в школе, как начальной, так и средней.

Учите детей рисовать. Возможно именно какая-то презентация по изобразительному искусству, позволит зажечься в ребенке искорке творчества и на Земле появятся картины еще одного талантливого художника, который не потерял свой дар.

ИЗО (изобразительное искусство) - 1 класс

Все маленькие дети обожают рисовать, но, пойдя в школу, у многих пропадает интерес к урокам изо. Вся беда в том, что учитель не может грамотно построить урок и убивает интерес у первоклассников к этой деятельности, требуя от маленьких школьников невозможного. На уроке ИЗО презентация в 1 классе позволяет учителю быть...

ИЗО (рисование) - 2 класс

ИЗО во 2 классе с презентацией - любимый урок многих школьников. Современные электронные пособия полностью изменили привычные занятия, когда учителю необходимо было большую часть урока тратить на объяснения материала урока. А сколько радости доставляет детям виртуальное путешествия по музеям и картинным галереям, знакомство с творчеством художников и созерцание изумительных произведений...

ИЗО (изобразительное искусство) - 3 класс

Урок изо в 3 классе с презентацией - это любимый и долгожданный предмет в школьном расписании каждого младшего школьника. Именно на этих занятиях у детей появляется возможность проявить творчество, показать свои способности, раскрыть характер, вложить душу в предлагаемую работу. Даже те ребята, которые в будущем не станут художниками, в начальной...

ИЗО (изобразительное искусство) - 4 класс

Презентация по изо в 4 классе - это надежное наглядное пособие для учителя, которое способно каждого ученика начальной школы заинтересовать рисованием или изобразительным искусством. В связи с этим каждый современный педагог должен уметь не только пользоваться компьютером, который находится у него в классе, но и уметь составлять мультимедийные разработки, виртуозно...

ИЗО (изобразительное искусство) - 5 класс

Презентации по изо для 5 класса помогут учителю поддержать у школьников интерес к изобразительному искусству и рисованию, когда дети перешли в среднее звено. Иллюстративный материал на этих уроках должен присутствовать в огромном количестве. Ведь учащиеся не только учатся рисовать, они предварительно знакомятся с историей создания вещей, с биографиями художников, с...

ИЗО (изобразительное искусство) - 6 класс

Презентации по изо в 6 классе - это незаменимый материал для проведения современного урока изобразительного искусства. Знакомство с различными видами искусства, обучение рисованию должно вестись с использованием огромного количества качественной наглядности. В век развития компьютерных технологий нет необходимости лишать школьника возможности созерцать, находясь в классном кабинете, красивые картины, всем известные...

В поисках новых идей для организации уроков по изобразительному искусству приглашаем Вас посетить наш специальный раздел, посвящённый этой теме.

Здесь Вы найдёте готовые планы и конспекты уроков для каждого из классов начальной школы. В том числе мероприятий в стилистике традиционных народных промыслов; либо проводимых специально к какому-либо празднику; посвящённых сезонным изменениям природы; иллюстрированию детских литературных произведений.

Рисование, которое становится настоящим искусством.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 149 .
Все разделы | Изобразительное искусство. ИЗО в начальных классах

«В самом процессе преподавания есть неповторимые и особо ценные моменты, когда ты вдруг ощущаешь, как в том, или ином ученике начинают открываться глубины его души и он озаряется каким-то своим внутренним светом», - пишет Иоханнес Иттен «Рисовать надобно уметь прежде, нежели...

Конспект урока ИЗО во 2 классе для обучающихся с ОВЗ Конспект открытого урока ИЗО, проведенного во 2 классе для обучающихся с ОВЗ II четверть 6 урок Тема урока : Откручивание кусочка пластилина от целого. Лепка. Снежинка. Цель урока : формирование умения откручивания кусочков пластилина от целого куска. Задачи урока :...

Изобразительное искусство. ИЗО в начальных классах - Рабочая программа «Волшебные узоры» по ИЗО в 1 классе

Публикация «Рабочая программа «Волшебные узоры» по ИЗО в 1...» Программа составлена на основе Программы по внеурочной деятельности федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г. в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования второго...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Рабочая программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» по ИЗО в 3 классе Рабочая программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» разработана на основании книги «Азбука народных промыслов 1-4 классы», которая является дополнительным материалом к урокам изобразительного искусства и технологии, В соответствии с требованиями Федерального...

Разработка урока по изобразительному искусству «Карнавальные маски» в 5 классе Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе «Карнавальные маски» Цель: Изготовление карнавальной маски. Задачи: 1. Развитие творческих способностей на уроке. 2. Расширение знаний по предмету. 3. Создание объемных выразительных масок. 4. Использование различного...

Технологическая карта урока по ИЗО «Цвет. Основы цветоведения» в 6 классе Технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе Учитель: Сергиенко Марина Петровна Тема урока: ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ Цели урока Формировать представление об изменчивости языка искусства, правил изображения; познакомить с основными свойствами цвета;...

Изобразительное искусство. ИЗО в начальных классах - Разработка урока по изобразительному искусству, 5 класс. Создание панно «Бал в интерьере дворца»

Урок № 22 Дата: 15.02.2019г. Предмет: Изобразительное искусство. Класс: 5 Учитель: Самединова Д.С, учитель Тема: Создание панно на тему «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш.Перро «Золушка». Урок №43 Тема ОВЗ: «Рисование с натуры предмета прямоугольной формы (коробка с...

План-конспект урока ИЗО в 7 классе «Динамика и статика» Тема: «Динамика и статика». Цель: закрепление композиционных понятий, динамика и статика. Задачи: – освоение понятий динамики и статики; – развитие оригинальных композиционных решений; –применение знаний выразительных средств, при создании изображения. Материалы: – ножницы; –...

В пособии автор раскрывает методику преподавания изобразительного искусства в начальных классах общеобразовательной школы, приводит примерное тематическое планирование и разработки уроков на основе базовой программы "Изобразительное искусство и художественный труд", созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского. Пособие адресовано учителям изобразительного искусства, студентам педагогических колледжей и педучилищ.

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ.
Как воплотить в жизнь поставленные задачи художественного образования? Какая методика нужна современному учителю?
Споры о методической подготовке учителей подчас совершенно противоположны. Различные мнения по этому поводу известны студентам и педучилищ, и педвузов. Нам пришлось столкнуться с мнением, что преподавание - дело легкое, что учиться ему не надо, достаточно только знать предмет.

Конечно, чтобы преподавать рисование по-старому, достаточно было знать только перечень традиционных методик. А как быть, когда надо осваивать новые программы, нетрадиционные? Здесь даже на хорошем знании искусства и умении рисовать далеко не уедешь. Никакие энциклопедические знания не помогут, если учитель не найдет пути к ребенку.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 3
Раздел I
МЕТОДОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ШКОЛЕ 7
Глава 1
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
Гуманизация образования и новое педагогическое мышление 8
Цели и задачи художественного развития детей средствами искусства 9
Глава 2
СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПЛАСТИЧЕСКИХ ВИДОВ ИСКУССТВА 12
Принципы программы «Изобразительное искусство и художественный труд» (концепция Б.М.Неменского) 12
Методические основы 15
Глава 3
ИСКУССТВО МОДЕЛИРОВАНИЯ УРОКОВ 22
Проблемное обучение 22
Три метода проблемного обучения 23
Типы уроков 24
Литература 35
Раздел II
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД» 1-4 классы 37
1 класс - ИСКУССТВО ВИДЕТЬ 38
2 класс - ТЫ И ИСКУССТВО 47
3 класс - ИСКУССТВО ВСЮДУ ВОКРУГ НАС 56
4 класс - КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК 65
Раздел III
АВТОРСКИЕ ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ (конспекты уроков во 2,3,4 классах четырехлетней начальной школы) 71
Пояснительная записка 72
2 класс - ТЫ И ИСКУССТВО 74
I четверть. Как и чем работают художники 74
II четверть. Знакомство с мастерами Изображения, Украшения, Постройки 93
III четверть. О чем говорит искусство 106
IV четверть. Как говорит искусство 126
3 класс - ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС 144
I четверть. Искусство в твоем доме 144
II четверть. Искусство на улицах твоего города 158
III четверть. Художник и зрелище 172
IV четверть. Музеи искусства 184
4 класс - КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК 203
I четверть. Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы 203
II четверть. Искусство народов соседних стран 231
III четверть. Каждый народ - художник 243
IV четверть. Представление народов о духовной красоте человека 270.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Уроки изобразительного искусства в начальной школе, 1-4 класс, Островская О.В., 2007 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.