Карл брюллов - биография, информация, личная жизнь. Карл Па́влович Брюлло́в

Карл Па́влович Брюлло́в (Брюло́в) (до 1822 года - Брюлло; 12 декабря 1799, Санкт-Петербург, Россия - 11 июня 1852, Манциана, Папская область) - русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель классицизма и романтизма.

Сын академика орнаментальной скульптуры П. И. Брюлло. В 1809-1822 годах учился в Академии художеств у А. И. Иванова, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева. С 1822 по 1834 год как пенсионер Общества поощрения художников жил и работал в Италии, где написал картину «Последний день Помпеи» (1830-1833), удостоенную в Париже Гран-при. Одновременно создал ряд портретов, в том числе картину «Всадница» (1832), принесших ему громкую славу. В 1835 году совершил путешествие по Греции и Турции, во время которого исполнил ряд графических работ. В том же году вернулся в Россию, до 1836 года жил в Москве, где познакомился с А. С. Пушкиным, затем переехал в Санкт-Петербург. В 1836-1849 годах преподавал в Академии художеств. Исполнил ряд портретов деятелей русской культуры, в том числе Н. В. Кукольника (1836), И. П. Витали (1837), И. А. Крылова (1839). Был дружен с М. И. Глинкой и Н. В. Кукольником. В 1843-1847 годах принимал участие в живописных работах для Казанского и Исаакиевского соборов в Санкт-Петербурге (завершены П. В. Басиным). В связи с болезнью в 1849 году уехал на остров Мадейра. За время жизни там выполнил большое количество акварельных портретов своих друзей и знакомых («Всадники. Портрет Е. И. Мюссара и Э. Мюссар», 1849). С 1850 года жил в Италии. Был членом Миланской и Пармской Академий, а также Академии Св. Луки в Риме.

Творчество К. П. Брюллова стало вершиной позднего русского романтизма, когда чувство гармонической цельности и красоты мира сменилось ощущением трагизма и конфликтности жизни, интересом к сильным страстям, необычайным темам и ситуациям. На первый план вновь выдвигается историческая картина, но теперь её главная тема - не борьба героев, как в классицизме , а судьбы огромных человеческих масс. В своем центральном произведении «Последний день Помпеи» Брюллов соединил драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур. Картина принесла художнику огромную известность как в России, так и в Европе.

Выдающийся мастер как парадного, так и камерного портрета, Брюллов совершил в своём творчестве показательную для эпохи романтизма эволюцию - от радостного приятия жизни ранних произведений («Всадница», 1832) до усложнённого психологизма поздних («Автопортрет», 1848), предвосхитив достижения мастеров второй половины века, например, таких как И. Е. Репин («Портрет М. П. Мусоргского», 1881). Брюллов оказал огромное влияние на русских художников, среди которых у него было множество последователей и подражателей.

На памятнике скульптора М. О. Микешина «Тысячелетие России», поставленном в Новгороде в 1862 году, К. П. Брюллов изображён среди 16 фигур писателей и художников Русского государства с древнейших времён до середины XIX века.

Брат Александр Брюллов, архитектор, представитель романтизма .

Карл Брюллов родился 23 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге в семье академика, преподавателя в классе орнаментальной скульптуры петербургской Академии художеств, резчика по дереву, мастера миниатюрной живописи и гравёра французского происхождения Павла Ивановича Брюлло (Brulleau, 1760-1833) и его супруги Марии Ивановны Шрёдер (Schroeder), имевшей немецкие корни (см. о семье Брюлловы). Кроме него, в семье было ещё три сына и две дочери.

С раннего детства, несмотря на свою болезненность, Карл по воле отца, желавшего обучить мальчика живописи, осваивал навыки, необходимые для будущей профессии: рисовал людей и животных в разных ракурсах, а с 1805 года, когда Павел Иванович ушёл в отставку, часто помогал ему в работе над оформлением Кронштадтской церкви и над другими различными заказами.

В октябре 1809 года мальчик был зачислен на казённое содержание в Императорскую Академию художеств в Петербурге, где проучился до 1821 года. В числе его учителей был А. И. Иванов. Карл быстро зарекомендовал себя блестящим, разносторонне одарённым учеником, легко справлялся со всеми учебными заданиями, благодаря чему снискал всеобщую любовь. В старших классах юноша часто помогал своим однокурсникам, за небольшую плату правя их экзаменационные работы. В дальнейшем Карл получил золотую медаль по классу исторической живописи.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Карл Брюллов - именитый художник, имя которого стало синонимом направлений классицизма и позднего русского романтизма в живописи. Талант, взращиваемый в Брюллове с детства, подарил миру такие уникальные произведения, как «Всадница», «Голова Вакха», «Смерть Инессы де Кастро», «Вирсавия», «Гадающая Светлана». А его картина «Последний день Помпеи» до сих пор восхищает истинных ценителей искусства всего мира.

Детство и юность

Будущий художник родился 23 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге. Семья Брюлловых была многодетной: Карл рос в окружении троих братьев и двух сестер. Отец семейства обладал безупречным художественным вкусом: занимался орнаментальной скульптурой, вырезал по дереву, мастерски писал миниатюры и преподавал в академии художеств. Неудивительно, что дети переняли от него тягу к творчеству и чувство прекрасного.

Карл рос болезненным мальчиком и много времени вынужденно проводил в постели. Однако, несмотря на это, с усердием вникал в тонкости мастерства живописи, усиленно занимаясь с отцом. Тот также не допускал никаких снисхождений и даже иногда лишал сына завтрака за недостаточное усердие.

Столь жесткая дисциплина, помноженная на врожденный дар, не могла не дать результатов, и уже в 10 лет Карл Брюллов с легкостью поступил в Петербургскую академию художеств, восхитив преподавателей основательной подготовкой и безусловным талантом.


Первой серьезной работой художника стала картина «Нарцисс, смотрящийся в воду». В этом произведении Карл Брюллов обыграл миф о юноше по имени Нарцисс, который постоянно любовался собственной красотой. В 1819 году картина принесла художнику первую награду - малую золотую медаль академии художеств. Этот момент принято считать началом серьезной творческой биографии Карла Брюллова.

Живопись

В 1821-м Карл Павлович окончил работу над еще одним шедевром - картиной «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского». На этот раз академия художеств оказалась более благосклонна к молодому художнику, отметив новое творение большой золотой медалью, а также правом на поездку в Италию для знакомства с европейской традицией живописи. Однако обстоятельства сложились так, что отправиться за границу молодой человек смог позднее - в 1822 году.


В Италию Карл Брюллов приехал с братом Александром. Там молодые люди изучали творчество мастеров Эпохи Возрождения, а также более ранние работы европейских художников. Особенно по душе Карлу Брюллову пришлась жанровая живопись. Под впечатлением от этого направления молодой человек написал знаменитые картины «Итальянское утро» и «Итальянский полдень». Будничные сцены из жизни обычных людей получились невероятно трогательными и наполненными чувствами.


Также «итальянский период» в работах Брюллова отмечен большим количеством портретов: «Всадница», портрет Юлии Самойловой с арапчонком, портрет музыканта Матвея Виельгорского - все эти творения относятся именно к тому времени. Продолжается череда портретов и позднее, по возвращении Карла Павловича в родной Петербург.


Несколькими годами позднее Карл Брюллов вновь вернулся в полюбившуюся Италию, где детально изучил развалины античных городов - Геркуланума и Помпеи, которые были разрушены сильнейшим землетрясением. Величественность Помпеи, погибшей из-за стихии, впечатлила художника, и следующие несколько лет Карл Брюллов посвятил изучению истории Помпеи и археологических материалов. Результатом кропотливой работы стало полотно, получившее название «Последний день Помпеи» и ставшее, по мнению искусствоведов, вершиной творчества мастера.


В 1833 году, спустя десятки набросков и эскизов, а также 6 лет напряженной работы, Карл Брюллов представил «Последний день Помпеи» на суд любителей искусства. Весть об этой картине моментально облетела все светские салоны и школы искусств - художники и просто не чуждые искусству люди приезжали на выставки в Милан и Париж специально, чтобы познакомиться с работой Брюллова, и неизменно оставались в восторге.


Сам же Карл Павлович удостоился золотой медали парижских искусствоведов, а также почетного членства многих европейских художественных академий. Столь масштабная работа, казалось, отняла все силы мастера. Окончив «Последний день Помпеи», Брюллов впал в творческий кризис, начинал и бросал полотна незаконченными, а вскоре и вовсе перестал брать в руки кисть.


Решив отвлечься, Карл Павлович отправился в экспедицию по Греции и Турции. Смена обстановки пошла художнику на пользу: сразу после поездки Брюллов написал целую серию акварелей и рисунков, самыми известными из которых стали «Раненый грек», «Бахчисарайский фонтан», «Турок, садящийся на коня», «Турчанка».


В 1835-м Брюллов, повинуясь указу царя, вернулся в Российскую империю. Однако не сразу проследовал в Санкт-Петербург, а задержался в Одессе, а затем и в Москве. Златоглавая произвела на художника сильное впечатление, очаровав величественностью и одновременно простотой.


По возвращении в Петербург Карл Брюллов, как и прежде его отец, стал преподавать в петербургской академии художеств. Позднее стиль учеников Карла Павловича назовут «брюлловской школой». Сам Брюллов продолжил работать над портретами, кроме того, участвовал в росписи церкви и , что на Невском проспекте.

Личная жизнь

Не один год личная жизнь Карла Брюллова была связана с графиней Юлией Самойловой, которая стала для художника и возлюбленной, и верным другом, поддержкой, а также музой и любимой натурщицей. Отношения Брюллова и Самойловой неоднократно прерывались, Юлия уезжала в Италию, где, по слухам, не отказывала себе в чувственных удовольствиях. Затем пара вновь сходилась.


В 1839-м Карл Брюллов женился на юной Эмилии Тим. Девушке на тот момент едва исполнилось 19 лет. Но уже спустя месяц супруги расстались. Жена Карла Павловича с родителями уехала в родную Ригу, а бракоразводное дело длилось еще два года, до 1841-го.


Сама Эмилия в разрыве обвиняла мужа, и некоторые друзья художника даже отвернулись от него, встав на сторону девушки. По другой же информации, причиной развода стала измена Эмилии, встречающейся с другим мужчиной.

Брюллов тяжело переживал расставание с супругой, и поддержкой для него вновь стала Юлия Самойлова, которая как раз на время приехала в Санкт-Петербург. Детей у художника не было.

Смерть

В 1847-м здоровье художника вновь дало о себе знать: ревматизм и больное сердце Карла Павловича серьезно осложнились сильной простудой, и Брюллов надолго слег. Однако даже в таком состоянии мастер не мог не творить. В 1848 году Брюллов завершил автопортрет, который по сей день считается образцом жанра и, по мнению искусствоведов, передает характер художника гораздо лучше, чем это могло бы сделать фото.


Годом позднее Карл Павлович, по настоянию медиков, уехал на остров Мадейра. Морской климат должен был облегчить состояние художника, однако, к сожалению, было уже поздно. Здоровье Брюллова постоянно ухудшалось, и 23 июня 1852-го мастер ушел из жизни из-за болезни, подточившей организм. После смерти художника остались неоконченные наброски и эскизы, которые теперь хранятся в частных коллекциях и мировых музеях.

Произведения

  • 1823 - «Итальянское утро»
  • 1827 - «Итальянский полдень»
  • 1827 - «Прерванное свидание»
  • 1830-1833 - «Последний день Помпеи»
  • 1831 - «Джованина Пачини»
  • 1832 - «Всадница»
  • 1835 - «Ольга Ферзен на ослике»
  • 1839 - Портрет баснописца Ивана Крылова
  • 1840 - Портрет писателя Александра Струговщикова
  • 1842 - Портрет графини Юлии Самойловой
  • 1848 - Автопортрет

Автопортрет

Художник Карл Брюллов – один из величайших художников России. И сегодня я решил начать серию публикаций о этом великом художнике, его жизни и его творчестве.

Биография, полотна художника, жизнь, творчество и великая любовь. Невозможно рассказать обо всём в нескольких словах и картинках. Тем более, что и творчество, и жизнь художника, как и любого человека, нельзя описать несколькими словами.

Сегодня я расскажу об основных вехах в жизни художника и о некоторых работах художника: история создания картины, сюжет и замысел художника.

Биография художника Карла Брюллова

Художник Карл Павлович Брюллов родился в 1799 году, 23 декабря в столице Российской Империи – Петербурге. Его отец был достаточно известным в столице художником-декоратором и мастер резьбы по дереву.

В возрасте 10 лет Карл был принят в Академию в класс исторической живописи. Его учителями стали известный мастера-живописцы: Иванов А.И., Шебуев В.К., Егоров А.Е. Юный художник с самых первых дней обучения показал свою одаренность и учителя ожидали от него необыкновенных и талантливых работ.

Ещё будучи учеником Академии, Брюллов создает ряд сложных композиций, которые привлекают внимание публики и специалистов.

Например, в его «Нарциссе» просматривается желание молодого автора соединить господствующий в те времена классицизм и живую природную «обыкновенность» натуры. Романтизм ещё только входит в моду и отображение мира человека и его чувств, совершенно ново для публики.


Нарцисс, любующийся своим отражением

Брат художника архитектор Александр, в 1822 году, отправляется в Италию. «Общество поощрения художников», таким образом, награждает молодого архитектора. И Карл решает ехать в Италию вместе с братом. Он и не подозревал, что вернется в Россию только через 14 лет.
Италия просто поражает молодого художника и дает огромное количество тем для написания картин. В 1823 году – знаменитое и поразившее Петербург «Итальянское утро».

Итальянское утро

В 1824 году – «Эрминия у пастухов», 1827 – «Итальянский полдень». Брюллов изучает жанровые мотивы, ищет необходимую натуру и, самое главное, пытается найти совершенно новый «язык» для своей живописи.

Его картины воспевают красоту человека и красоту окружающего мира. Художник хочет показать радость бытия. Это новое видение он переносит и на свою портретную живопись. Я не буду перечислять все работы художника в этом жанре (о некоторых из них я расскажу ниже более подробно), но вспомните «Всадницу»… Это портрет, однако портрет, для своего времени, совершенно необычный. В нем легкость и огонь, в нем скрытое веселье и торжество живой человеческой плоти, и обузданная ярость лошади, и нежность прекрасных дам.

В работах художника того периода нет теней и скорби.

В 1835 году он посещает Грецию и Турцию. В результате этой поездки свет увидела целая серия акварелей: «Храм Аполлона Эпикурейского», «Дельфийская долина» и другие. Невероятные краски и сюжеты восхищают любителей живописи.

Художник изучает творчество старых итальянских мастеров, архитектуру и историю. И в результате возникает «Последний день Помпеи». Эту работу специалисты называют самой значимой в творчестве художника. Работу над картиной Карл Брюллов начал ещё в 1830 году и писал её три года).

В 1836 году художник возвращается на родину и получает должность профессора в Академии художеств. Петербургский период творчества художника – это, в основной массе, портреты. Благородные мужчины и прекрасные дамы. Художник стремиться показать не только естественную красоту человека, но и его внутренний мир, переживания и радости, страсти и внутреннее благородство, которое есть в каждом (так считал художник).

В 1839 году художник начинает работать над картиной «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году». Эта работа выматывает художника. Тема совершенно не дается, в Петербурге мрачно и сыро. В это же период художник начинает расписывать купол Исаакиевского собора. Художник серьезно заболел. Он не смог закончить картину и роспись собора. Болезнь оказалась действительно очень серьезной и уложила художника в постель на долгих семь месяцев.
В 1849 году Брюллов уезжает за границу на лечение.

В Италии он чувствует себя значительно лучше и снова начинает работать: рисунки, серия акварелей и портретов.

А 23 июня 1852 года художника не стало. Он скончался в предместье Рима в местечке Манциано.

Незадолго до своей смерти он сказал:

«Я не сделал и половины того, что мог и должен был сделать».

Картины художника Карла Брюллова

Бахчисарайский фонтан (1838-1849)


Бахчисарайский фонтан

Карл Брюллов был знаком с Пушкиным. Они часто встречались. После гибели поэта Брюллов изъявил желание участвовать в издание собрания сочинений великого поэта, рисовал эскизы фронтисписа.

В тот же период Брюллов начал работу и над картиной «Бахчисарайский фонтан». Художник выполнил огромное количество эскизов для того, чтобы найти будущую композицию картины, изучал положения тел персонажей, одежды восточных женщин. Брюллов хотел показать не драму чувств Заремы и Марии, а романтическую сторону жизни восточного гарема. Сонная лень, томное однообразие и безмятежность жизни красавиц. Как в пушкинских строках:

Беспечно ожидая хана
Вокруг игривого фонтана
На шелковых коврах оне
Толпою резвою сидели
И с детской радостью глядели,
Как рыба в ясной глубине
На мраморном ходила дне…

Итальянский полдень (1827)

Итальянский полдень

Эту картину Карл Брюллов написал по заказу петербургского «Общества поощрения художников». Это случилось после огромного успеха «Итальянского утра».

И Карл написал:

Героиня картины не отличается античными пропорциями и совсем не похожа на древнюю статую.

Брюллов показывает красоту реальной итальянской женщины.

И эта простая итальянка возмутила «Общество». Председатель Общества напомнил художнику, что целью искусства является изящное изображение натуры. А дама на полотне Брюллова «более приятных, нежели изящных соразмерностей».

Однако, Брюллов настоял на своем праве показывать красоту реальную, а не условную.
Для того, чтобы получить настоящую игру света и теней, художник писал картину в самом настоящем винограднике.

Согласитесь, что картина просто, и невероятно, прекрасна.

Портрет Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини (1839)

Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини

Графиня Юлия Павловна Самойлова – это особенная женщина в судьбе Брюллова. О истории их любви и дружбы отдельный пост - .

Она женщина-звезда, светская львица и «твоя рабыня». Красавица с дурным характером, своенравная, любящая и покорная. Действительно, невероятная женщина.

В 1939 году Самойлова приехала в Петербург в связи с тем, что необходимо было распорядиться огромным наследством, оставшимся от её деда графа Литта. Именно в этот период Брюллов и начал этот портрет. Художник говорил, что он хотел показать маскарад жизни. Там, за спиной Самойловой, за красным занавесом, гремит королевский бал и бьет фонтаном светская жизнь. А перед нами просто женщина, в королевском наряде, но без маски. Она сняла маску, которая нужна для мира лжи, где каждый стремиться отгородится от людей и выдать себя за кого-то, кем на самом деле не является.

И основная тема картины – торжество и красота сильной и независимой личности.

Всадница (1832)

Всадница

На этой известной картине изображены воспитанницы графини Самойловой. Слева – младшая Амация, а на коне – старшая Джованина.

Художник любил Самойлову, а девочки были частичкой мира, который окружал графиню. И Брюллов, любя графиню, не мог не любить девочек.

По замыслу художника «Всадница» - это большой портрет для украшения парадной залы во дворце Самойловой. Портрет заказала графиня. Она не один раз говорила, что хочет все стены завесить «его чудесами».

Художник показывает свой идеальный мир. И в этом мире бытие прекрасно. Тут и прелесть детства, и гордость юности. Всё это мы видим на лицах маленьких героинь. Столько чувств и эмоций вложил художник в эту работу, что повседневная бытовая сценка предстала перед зрителями преображенной, полной поэзии и феерии красок.

Турчанка (1837-1839)


Турчанка

Вернувшись в хмурый и дождливый Петербург, художник часто обращается к воспоминаниям о своих путешествиях по средиземноморью.

Воспоминания и фантазии. В альбоме художника очень много набросков, на которых изображены женщины в диковинных восточных нарядах. Можно сказать, что его волновала тема «турчанки» - женщины экзотической и загадочной.

В «полувосточные» наряды одеты дамы света на картинах Карла Брюллова. Существует достаточно много акварельных работ, в альбомах художника, на которых просматриваются черты современниц художника.

А эту турчанку художник написал с натурщицы. Дело в том, что кроме «Турчанки» есть ещё и «Одалиска». И главная героиня обеих картин одна и та же дама.

Брюллов очень тщательно писал лицо своей турчанки, которое украшает яркая огромная турецкая чалма.

Специалисты говорят о том, что именно «Турчанка» является особо женственной и близкой к натуре работой художника. У меня нет желания разбирать картину на атомы. Карл Брюллов – мастер. А его «Турчанка» просто прелестна. Без всяких если и высокохудожественных оценок.

Картины художника Карла Павловича Брюллова


Последний день Помпеи Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя Портрет А.М. Бек Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией
Смерть Инессы де Кастро Вирсавия Одалиска
Итальянка, ожидающая ребёнка, рассматривает рубашку
Сон молодой девушки перед рассветом
Мать, просыпающаяся от плача ребёнка
Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году (1799 г., Санкт-Петербург — 1852 г., Манциана, Италия) — известный русский живописец, монументалист, акварелист, мастер портрета. Обладатель нескольких наград от Академии художеств, присужденных его полотнам. Золотой медалист выставки, проводившейся в 1834 году в Париже. На творчестве Брюллова выросла целая плеяда русских художников и иностранных живописцев.

Особенности творчества Брюллова : искусствоведы относят стиль его письма к академизму и романтизму, однако талант этого живописца выходит за рамки общепринятых определений. Находясь в постоянном поиске собственного стиля, художник экспериментировал с различными техниками и материалами. Живопись была для Брюллова не только инструментом для отображения окружающего мира, но и средством самовыражения. В своих произведениях он сумел органично соединить наследие великих мастеров античности и эпохи Ренессанса с собственным взглядом на живопись.

Известные картины Брюллова : «Нарцисс », «Итальянское утро », «Итальянский полдень », «Всадница », «Последний день Помпеи », а также портреты И.Крылова , А.Голицына , А.Брюллова и пр.

Творчество Брюллова: долгий путь к успеху

Рождение в семье художника предопределило будущее Карла: отцом его был Павел Брюлло — гравер, резчик по дереву, мастер миниатюры и, по совместительству, преподаватель в Академии художеств Санкт-Петербурга. Как и его братья, юный Карл с детства стал постигать азы рисования. Будучи от рождения болезненным ребенком, он практически все время проводил в постели, однако с прилежанием выполнял задания, полученные от отца: нарисовать некоторое количество человеческих фигур и лошадей. За невыполнение можно было лишиться обеда или ужина, поэтому мальчик прилагал все усилия, чтобы избежать наказания. Такая методика принесла свои плоды — поступив в 10-летнем возрасте в Академию художеств, Карл Брюллов восхищал преподавателей своим мастерством и усердием.

Обучение Брюллова в Академии продолжалось до 1821 года; в этот период были созданы его первые картины — «Нарцисс »(1819 г.) и «Гений искусства», написанный в период с 1817 по 1820 гг. и признанный Советом Академии как образец для копирования. С легкостью справляясь со всеми заданиями и будучи приятным в общении юношей, Брюллов снискал расположение учителей и однокурсников и нередко помогал последним, поправляя их экзаменационные работы.

По окончании обучения Брюллов получил золотую медаль, дававшую ему право на статус пенсионера с положенной заграничной поездкой, однако президент Академии принял странное решение: оставить выпускника на 3 года под предлогом совершенствования навыков. В учителя Брюллову определили А. Ермолаева — живописца, не отличавшегося мастерством. Просьбу Карла Павловича Брюллова поменять преподавателя отклонили, и тогда живописец отказался ехать за границу.

Неожиданное предложение от Общества поощрения художников позволило юному живописцу вновь поверить в свои силы. Чтобы продемонстрировать свое мастерство, Брюллов должен был нарисовать несколько полотен на заданные темы, а взамен ОПХ обещало профинансировать путешествие за рубеж. В условия поездки входили обязательные отчеты об увиденном и новые полотна, которые художнику следовало регулярно отправлять в Общество. Такой шанс был уникальным для начинающего художника Брюллова, и тот постарался использовать его, написав картины« Раскаяние Полиника» и «Эдип и Антигона», убедившие комиссию в правильном выборе.
Сменив в 1822 году фамилию Брюлло на Брюллов, художник с братом Александром отправился в увлекательное турне по Европе. По прибытии в Рим живописец получил первое задание от Общества: ему следовало скопировать« Афинскую школу » — фреску Рафаэля. Этой работой он завершил свое ученичество: последующим картинам Брюллова с названиями, говорящими нам о том, где черпал вдохновение гений кисти, был уготован сногсшибательный успех. Так, полотно« Итальянское утро », написанное в 1823 г., вызвало в Петербурге фурор: современников Брюллова поразила свежесть его письма и оригинальность трактовки обычного с виду сюжета. ОПХ преподнесло это произведение в дар Николаю I, а тот, находясь под впечатлением, наградил художника перстнем с бриллиантом и заказал ему парную картину. Брюллов пишет в 1827 г. «Итальянский полдень », но ОПХ раскритиковало картину, опираясь на недовольный отзыв императора, и живописец решил прекратить сотрудничество с Обществом.

Живопись Брюллова

Разрыв с ОПХ позволил живописцу полностью посвятить себя заказам от соотечественников и итальянской знати: их количество обеспечивало финансовую независимость от Общества. Фото картин Брюллова, написанных им в этот период, демонстрируют нам всю самобытность его таланта и разнообразие художественных приемов, которые Карл Павлович применял для наиболее полного раскрытия характера и внутреннего мира персонажей. На его полотнах видны элементы, присущие барокко, классицизму и реализму, картины изобилуют бытовыми деталями и тщательно выписанной обстановкой.

Помимо портретов, Брюллов также пишет акварели — сочные, воздушные, наполненные солнцем и романтизмом. Акварельной живописи Брюллова присуща характерная манера письма: они представляют собой сочетание контрастных цветовых пятен, при помощи которых художнику удавалось передать настроение изображенных на акварелях людей и очарование природы.

1830 год можно назвать судьбоносным для живописца: он приступает к работе над монументальным полотном, посвященным событиям в античном городе Помпеи, который погиб во время извержения Везувия. В предварительную подготовку входили поездки на раскопки, зарисовки с натуры, изучение научных трудов. На создание полотна у Брюллова ушло 3 года. Результат превзошел все ожидания живописца: его новаторский подход к изображению исторического сюжета был с восторгом воспринят европейской и российской публикой. Николай I, ознакомившийся с этим произведением, выразил желание лично встретиться с Брюлловым — встреча произошла в 1836 году. Заказчик картины, меценат А. Демидов преподнес ее императору в дар. Поначалу полотно находилось в Эрмитаже, а спустя некоторое время Николай I презентовал ее Академии художеств. Сегодня этот шедевр является частью экспозиции Русского музея.

Вернувшись в Петербург, Карл Павлович Брюллов занял должность руководителя исторического класса Академии. Он был популярен среди местной знати как искусный портретист — из-под его кисти вышли портреты, скончался от припадка удушья в городке Манциана, расположенном неподалеку от Рима. Произведения, созданные живописцем в последние годы его жизни, отличаются своеобразным романтизмом и театрализацией.

На этой странице мы собрали для вас лучшие картины Брюллова, созданные им в разные периоды творчества — чтобы посмотреть их в большом размере, пройдите быструю регистрацию на нашем сайте и наслаждайтесь произведениями, которые по праву входят в мировую сокровищницу искусства.

Карл Павлович Брюллов (1799 - 1852) - великий Карл - так еще при жизни величали современники живописца. Его имя ставилось в один ряд с именами лучших портретистов Фландрии. А император Николай I пришел в такое восхищение от одной из его работ, что пожаловал ему перстень с бриллиантом.

Французские корни

В семье Брюлло была наследной: прадед, дед, отец - все состояли в цехе художников. Отец, академик и преподаватель, был первым учителем своих детей. Матушка будущего живописца имела девичью фамилию Шрёдер, происходя из обрусевшей немецкой семьи.

Годы учебы (1809 - 1821)

Двенадцать лет учился в Академии Карл Брюллов. Биография его в эти годы, благодаря уникальному таланту и серьезной домашней учебе, складывалась более чем благополучно: он резко выделялся среди однокашников. Образование базировалось на принципах классицизма. Последовательность обучения, ныне утерянная, была незыблема. К рисованию живой натуры приходили после ряда длительных этапов обучения: копирования оригиналов (натюрмортов и фигурных композиций), рисования с гипсовых слепков, потом - манекенов в драпировках «под людей».

Карл постоянно шел впереди своих сверстников. Юноша искренне любил классицизм, в котором реальное подчинялось идеальному, где не было места волнениям и суете мира. Но живая жизнь с ее политическими страстями и красота живой натуры вторгалась в мир идеалиста. И в своей первой картине «Нарцисс» (1819) он вышел за условные рамки, которые были заданы Академией. А за конкурсную картину, которую он выполнил, соблюдая все каноны, Брюллов получил золотую медаль.

Поездка в Италию

Недавно созданное Общество поощрения художников отправляет двух братьев, Карла и Александра, в Рим. Перед вами портрет Александра Брюллова в те годы.

Он был не только красив, но обладал большими способностями к рисованию и архитектуре. В Петербурге им построено здание и не только. Этот первый визит в страну, где вся атмосфера пропитана искусством и красотой, навсегда войдет в душу братьев. В это время по разрешению императора их фамилия русифицируется и теперь становится не Брюлло, а Брюллов. А пока, по дороге, Карл Брюллов, биография которого дарит ему встречи с готическим искусством и творчеством Тициана, поражается и восхищается ими. Но исподволь идеи романтизма, с которым русские еще не знакомы, начинают его волновать.

Флоренция и, наконец, Рим совершенно ошеломили и пленили начинающего художника. Более всего он восторгается Рафаэлем и Леонардо, но также и замечает, что в стране неспокойно. В ней зреет освободительное движение. Свобода - вот что влечет весь народ страны. Ни одну картину в это время Брюллов не может довести до конца - в голове никак не укладывается в стройную систему все, что он видит. Но зато делает около 120 портретов. Все его модели без исключения красивы. Например, «Портрет Е.П. Гагариной с сыновьями Евгением, Львом и Феофилом» (1824).

Уже в этой ранней работе виден и блестящий дар колориста, и мастерство, которое дала ему Академия. Этот интимный с которой художник дружил, сразу вызывает симпатию. В эти годы, став популярным живописцем, получая много заказов, Карл Брюллов, биография которого делает новый поворот, порывает с Обществом поощрения художников и начинает писать самостоятельные работы. Он свободен в выборе тем, он может создать новое произведение и продать его. Брюллов стал независимым человеком.

Парадный портрет (1832)

Это парный портрет-картина, который изображает Джованнину и Амацилию Паччини. Он известен как картина «Всадница». Итальянцы сразу заговорили о молодом русском живописце. Восторженные итальянские критики расхваливали в картине все - виртуозность, с которой она написана, нежную и богатую палитру. Их поразила естественная грация движений и поз, пластическая завершенность. Многие из них считали, что картина «Всадница» отмечена гениальностью.

Движения модели на вороном коне стремительны, но они уравновешены и торжественны благодаря композиционному построению. Фигура Джованнины, уверенно сидящей в дамском седле, находится в центре внимания художника, который покорен ее царственным величием, умением управиться с норовистым конем, который не может прийти в себя после прогулки и встает на дыбы. Вороной атласный конь и белая пышная воздушная юбка модели, которая ложится изящными складками, контрастны. Нежен и смел колорит одежды Джованнины и Амалиции, которая на балкончике с восхищением встречает грациозную всадницу.

Весь мир прекрасен под кистью мастера. Маленькая Амалиция призвана оттенить уверенность управления конем и спокойствие сестры. Амалиция смотрит на великолепную амазонку доверчиво, нежно, изумленно. Две маленькие собачки также встречают юную прелестную всадницу. На мохнатом песике ошейник с надписью «Самойлова», написанной латиницей. Очарование юности, ее отважную нежность и уверенность видим мы на этом портрете. Невозможно не поместить рядом портрет заказщицы Ю. Самойловой, которая всегда вдохновляла живописца.

Он поразителен и достоин наивысших похвал мастерства Брюллова.

Историческая картина

Параллельно с созданием небольших итальянских пейзажей Брюллов Карл, произведения которого сочетали в себе элементы классицизма, реализма и барокко, задумывает еще в 1827 году большое, грандиозное историческое полотно и в 1830 году приступает к его выполнению. Дело в том, художник посетил раскопки в Помпее. Он был ошеломлен той степенью, в которой сохранились остатки древнего города. Помпеи были живы, не хватало только торговцев в лавках, жителей, которые ходят по своим делам по улицам, отдыхают дома или сидят в кабачках.

Замысел картины «Последний день Помпеи» Брюллов Карл вынашивал три года. В это время он много читал письма очевидцев. Эстетика романтизма, которой теперь был наполнен художник, требовала достоверности. В некоторой степени на него повлияла и дружба с композитором Паччини, который написал оперу «Последний день Помпеи». Брюллов Карл слышал ее, и она тоже представила ему пищу для размышлений и фантазии. Кроме того, он, обожествлявший Рафаэля, вдохновлялся его многофигурными фресками в Ватикане. Пластика его персонажей, ритмика организации движения и разнообразная жестикуляция - это школа Рафаэля. Однако колорит, который он будет использовать, живописец подчерпнет в богатстве цвета Тициана. Он вырабатывает особый женский тип - сильный, крепкий, страстный и необыкновенно красивый. Его музой была графиня Ю. Самойлова, чей облик на картине он напишет три раза.

День катастрофы

Величие рокового мига отражено на полотне. Страшен этот последний черно-алый день.

Он весь охвачен пламенем пожаров, сыплющимся черным пеплом, грохотом зданий, которые рушатся, криками о помощи несчастных мечущихся людей, которым их боги не послали защиты. Да сами их боги падают, не выдерживая гнева земли и разбушевавшегося вулкана. На переднем плане мать обнимает двух дочерей и с ужасом видит, что защиты больше ждать неоткуда. Боги их рухнули. Рядом сыновья несут престарелого отца, а юноша поддерживает упавшую невесту. Дальше испуганный конь совершенно не хочет слушать своего всадника. Все находится в бурном движении. Лишь художник спокоен. Он хочет навсегда запомнить эти краски и движения. Творец - свидетель, в памяти которого останется кровавый конец этой ночи.

Фигуры просто скульптурны. Еще никто не верит, что это их последние роковые минуты. Но всеблагие боги призвали их на это высокое, жуткое зрелище. Люди выпьют полную чашу страданий, которые им послали. Брюллов облек в классическую форму переживания, которые испытывают люди на картине. Все оттенки их чувств, которые выразил художник - это уже чистый романтизм.

Успех в Италии был необычайно велик. А Париж не оценил этого произведения, но Россия с триумфом встретила это полотно. На него откликнулись и А. Пушкин и Е. Баратынский. Гоголь, Жуковский, Лермонтов, Белинский, Кюхельбекер - все высоко оценивают это произведение. И на выставку пошел народ - горожане, мастеровые, ремесленники, купцы. А император Николай I на личной аудиенции, которая состоится позже, увенчает голову живописца венком из лавра.

Возвращение на родину

После создания величественного полотна по требованию императора Николая I художник Карл Брюллов, посетив Грецию, Константинопль и Москву, вернулся в Петербург. Но дорогой он заболел, и возвращение растянулась почти на три года. В пути живописец много работал. Так он написал в 1835 году портрет вице-адмирала В.А. Корнилова, будущего героя Крымской войны.

Брюллов умел чувствовать характер своих моделей. Сейчас он интуитивно выбрал героическую личность. Так или иначе, в Москве он уже был в 1835 году. Там состоялось его личное знакомство с А.С. Пушкиным и В.А. Тропининым, нашим выдающимся портретистом, который вышел из крепостных. Два художника оценили таланты друг друга и крепко подружились.

В Петербурге (1836 - 1849)

В это время он преподавал в Академии и писал много портретов. Нам по его работам знакомы Н.В. Кукольник, В.А. Жуковский, И.А. Крылов - это все современники Карла Брюллова. Их портреты напишет художник. Сделает иллюстрацию к "Светлане" В.А. Жуковского. Больших исторических полотен не создаст больше Брюллов Карл. Произведения и достижения последнего периода жизни лежат в области портрета. Нестор Кукольник - человек, которого художник любил и считал своим близким другом, даже на портрете проявит свои не лучшие качества, так глубоко художник сумеет заглянуть в его внутренний мир.

Его модель соткана из противоречивости и рефлексий. Романтик Брюллов перенес на полотно атмосферу сомнений и разочарований - дух времени. Жизнеутверждающего праздничного Брюллова не стало. На портрете мы видим то, что сложно передать словами, это противоречивость, которая заложена в самом характере Кукольника. В нем и застенчивость, и развязность, и некоторый цинизм. Модель смотрит прямо на зрителя, но фигура согнута под тяжестью безвременья. От жизни его отгораживает стена. Композиция спокойна, лишь играющий рефлексами свет вносит динамику и напряженность.

Женитьба

В 1838 году Карл Павлович Брюллов познакомился и через год женился на Эмилии Тимм. Уже через месяц совместная жизнь супругов оказалась невозможной. Последовал длительный бракоразводный процесс. Карл Брюллов, биография которого так резко колебалась, был отвергнут обществом. Утешением для него стала встреча с которая приехала из Италии по делам, связанным с наследством. Для себя он пишет ее парадный портрет.

И вновь он видит идеал Женщины, достойной места на пьедестале. Карл Павлович Брюллов вновь, оживая, воспевает прекрасного человека. Мощь духа графини проявляется и во внешней монументальности колонн и драпировок, самой литой фигуры Самойловой, которая предстает перед зрителем, как прекрасная античная скульптура. Художник вновь видит перед собой красоту и духовную силу. В мире маскарада Самойлова сбросила маску и явила миру свободную личность.

Карл Брюллов: автопортрет (1848)

Работая над росписями Исаакиевского собора, который еще строился, Брюллов тяжело заболел. Он получил ревматизм, который дал осложнения на сердце. Ему был предписан постельный режим и полный покой. Общение сократилось до минимума - его посещали только врачи.

И вот уже немолодой художник, ему скоро пятьдесят, после болезни, когда он отлежал в одиночестве более полугода, смотрит на себя в зеркало с горьким разочарованием. Он слаб, об этом говорит его расслабленная поза, рука, на которой вздулись вены, висит недвижимо. Но покоя здесь нет. На картине подводится итог жизни. Брови сведены, складки и морщины между ними показывают обостренную работу мысли. Политические изменения, которые затронули страну, им пропущены, и художник, как думается ему, идет не по той дороге. Он безгранично устал, этот благородный и возвышенный человек. Высока сила его духа, которую он вынужден смирять. Все разочарования отражены в автопортрете. Он видел в зеркале не только себя, но все свое поколение.

Творчество Карла Брюллова

Последние годы жизни (1849 - 1852) по рекомендациям врачей Брюллов проведет за границей. Он лечится на острове Мадейра, затем переезжает в Италию. Он живет в семье соратника Гарибальди. Идеи борьбы за свободу подхвачены художником. Он снова, несмотря на сердечную недостаточность, много работает. Академические каноны отодвигаются в сторону. Воодушевление, которое охватило страну, проявляется в портрете Джульетты Титтони, которая изображена в латах. Это итальянская Жанна Д´Арк.

Художник создает галерею образов борющейся Италии. К нему вернулась вера в себя и свои силы. Но он не может знать, как мало ему отпущено времени. Пройдя длинный путь увлечения академизмом в юности, перейдя к романтическому восприятию мира и радостному воспеванию Красоты, а в поздние годы приблизившись к реализму, Карл Брюллов, кратко говоря, сделав для русского искусства необычайно много, особенно в области портрета, не успел раскрыть весь свой творческий потенциал.

Ему отказало сердце, и он скончался ночью в удушье. Русский гений похоронен в Италии, в маленьком местечке под Римом, на протестантском кладбище. В этот 1852 год Россия потеряла В.А. Жуковского, Н.В. Гоголя, лучшего ученика Брюллова П. Федотова.

По мере возможности в статье дано описание картин Карла Брюллова. Его творения говорят с нами ярким доступным языком. Войдите в мир, созданный живописцем, и вас заворожит любовь и красота, которую прославлял мастер.