Нации и межнациональные отношения в современном обществе. Определение целей и задачи урока

Наряду с классами, сословиями и другими группами со­циальную структуру общества составляют и исторически сло­жившиеся общности, называемые этническими.

Этносы - это большие группы людей, обладающие общ­ностью культуры, языка, сознанием нерасторжимости исто­рической судьбы. Для этноса характерны устойчивая межпо­коленная преемственность, общее самосознание, чувство кров­ного родства и общность исторической судьбы.

Ученые в современном мире насчитывают от 2500 до 5000 этносов, но лишь несколько сотен из них являются нациями. В России более ста этносов, в том числе около 30 наций.

Первой специфически человеческой формой общности был род - кровнородственное объединение людей, связанных коллективным трудом и совместной защитой общих интере­сов, а также общностью языка, нравов и традиций. Объеди­нение нескольких родов составляет племя - тип этнической общности и социальной организации людей доклассового пе­риода. Его характерные черты: общая территория, экономи­ческая общность и взаимопомощь членов данного племени, общность языка, происхождения и кровнородственные свя­зи. Усиление межплеменных хозяйственных и культурных связей, военные столкновения, миграция населения, вызван­ные возникновением частной собственности и классов, при­водят к постепенному смешению племен, замене кровнород­ственных связей территориальными. Возникает новая исто­рическая общность - народность.

Народность - это сложившаяся на базе рабовладельчес­кого и феодального способов производства экономическая, языковая, территориальная и культурная общность людей. Становление государства способствует упрочению народности. Но в процессе исторического развития народности могли не совпадать с государством ни территориально, ни по языку.

С усилением экономических и культурных связей фор­мируется рынок, ликвидируется хозяйственная раздроблен­ность данной народности, и различные ее части сплачивают­ся в одно национальное целое.

Нация возникает из родственных племен и народностей и не родственных племен, рас и народностей, что формирует черты национального характера и национальное самосозна­ние. Под национальным самосознанием понимается отраже­ние сознания нации в индивидуальном сознании ее членов, выражающее усвоение последними представлений о месте и роли своего народа в мире, о его историческом опыте.

Нация - исторически возникшая на определенной тер­ритории социально-этническая общность, которой присущи устойчивое единство экономической жизни, культуры, язы­ка и психологии. В отличие от народности, нация более ус­тойчивая общность людей, причем устойчивость ей придают глубокие экономические факторы. Каждая исторически сложившаяся нация осознает свои интересы, особенности своей культуры, традиций, перспективы развития. Она обладает сво­им особым чувством национального достоинства. Нация - наиболее развитая историко-культурная общность: склады­вается в течение длительного периода в результате соедине­ния представителей различных племен и народностей.



В России нации возникли и формировались в результа­те становления российской государственности. Основой рус­ского языка явились древние славянские языки плюс латин­ский, греческий, татарский, французский, английский, немец­кий языки.

Ключевой признак нации, ядро, определяющее ее суть, - это духовная культура. Человек связан с нацией через культуру, а не через кровь, т. е. не через этнические корни. Национальность означает принадлежность человека к той или иной нации. В боль­шинстве стран мира национальность определяется не государствен­ными органами, а самим человеком добровольно.

Межнациональные отношения включают в себя отноше­ния между национальностями внутри государства и отноше­ния между разными государствами.

Смешивание разных этнических групп и возникновение нового этноса называется этнической миксацией (пример - латиноамериканцы).

Ассимиляция - это поглощение одного этноса другими. При аккультурации один народ усваивает нормы другого на­рода, но сохраняет свое этническое самосознание.

Взаимодействие осуществляется мирными и военными способами.

НТР сегодня - ведущий фактор развития. Ее последстви­ями являются, с одной стороны, специализация производ­ства, с другой - широкая кооперация, сотрудничество. В свя­зи с этим наблюдаются два процесса:



Интернационализация всех сторон жизни людей;

Дифференциация наций и народов, стремление к нацио­нальному самоопределению. Интернационализация осуществляется двумя путями:

Созданием единого государства (например, Европейский Союз);

Образованием открытого многонационального общества

(как в США).

Ущемление прав какой-либо группы граждан в силу их принадлежности к другой расе или национальности называ­ется дискриминацией. Крайняя форма расовой дискримина­ции называется апартеидом. Апартеид - это лишение или существенное ограничение политических, экономических и гражданских прав какой-либо группы населения вплоть до ее территориальной изоляции в специальных местах (резер­вациях, бантустанах).

Индустриальное развитие не устраняет национальных проблем, а нередко усиливает тягу к самостоятельности и са­моопределению. Причинами являются кризисы в экономи­ке, инфляция, рост цен, безработица, ухудшение экологичес­кой обстановки и т. д.

Сегодня, к сожалению, существует такое явление, как национальное насилие - подавление или принижение нации. Оно проявляется в ущемлении прав нации, запрещении и пре­следовании религии, культуры, языка, традиций. Националь­ное насилие базируется на идеологии национализма. Нацио­нализм - идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной нации другим. Национализм опирается на идеи национального пре­восходства, национальной исключительности. Крайней фор­мой национализма является шовинизм - идеология, пропо­ведующая неприязнь, а зачастую и ненависть к другим наро­дам. Выделяют также национализм господствующих наций (великодержавный) и национализм угнетенных наций, отста­ивающих национальную независимость.

Существует точка зрения, что национализм является про­грессивным явлением. Он позволяет сплотить нацию, форми­рует чувство гордости, патриотизм, преданность, быстро обес­печивает организованность в обществе. Но не стоит забывать, что национализм порождает ненависть и вражду к другим народам, создает основу для конфликтов и войн.

Национализму противостоит интернационализм - доб­ровольное сотрудничество народов разных рас и наций, не исключающее их суверенитет и равноправие.

Национальная нетерпимость приводит к войнам, истреб­лению человечества.

Главной причиной этнических конфликтов является эт­ноцентризм - уверенность в правоте собственной культуры, склонность отвергать нормы другой культуры.

В развитии наций и национальных отношений действу­ют две тенденции:

Пробуждение национальной жизни и национальных дви­жений, борьба против национального гнета, создание на­циональных государств;

Развитие и улучшение всяких отношений между нация­ми, ломка национальных перегородок, создание интер­национального единства экономической жизни, науки, политики.

Эти две тенденции действуют одновременно и постоян­но, являясь главными противоречиями в развитии межнаци­ональных отношений.

Но существуют и другие противоречия:

Правильное сочетание интересов каждой нации, каждой этнической группы с интересами общества в целом;

Развитие постоянной кооперации, международного разде­ления труда и сохранение национальной самобытности;

Рост национальной интеллигенции и потеря националь­ной самостоятельности, языка, культуры;

Противоречия между национально-государственными об­разованиями (использование природных ресурсов, эко­логические проблемы, транспорт и т. д.);

Миграционные процессы и их результаты в межэтничес­ких отношениях;

Межличностные конфликты на национальной почве. Причины обострения межнациональных отношений в

СССР и России:

Невнимание к духовным интересам и потребностям раз­личных народов;

Фактическое ущемление этнических интересов и традиций;

Навязывание этнически чуждых обычаев и обрядов; -игнорирование важности национального фактора в жиз­ни общества.

Принципы гуманистической национально-этнической политики:

Постоянное гармоничное сочетание национальных и ин­тернациональных интересов;

Безусловное право каждого народа на самоопределение;

Приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии;

Особая чуткость и осмотрительность во всем, что касает­ся вопросов межэтнического общения, затрагивает на­циональные чувства людей.

История доказала, что только уважение друг друга, со­блюдение прав, свобод способствует миру, прогрессу общества. Люди должны быть терпимы, толерантны друг к другу. Толе­рантность - терпимость к чужим мнениям и верованиям.

Современный человек должен обладать культурой на­ционального общения, уважительно относиться к националь­ному достоинству людей, к национальным культурам, про­грессивным обычаям и традициям, к языку каждого народа, стремиться освободиться от предрассудков не только в миро­воззрении, но и в чувствах, не только в словах, но и на деле. Он должен стремиться создать такую общественную атмосфе­ру, при которой человек любой национальности чувствовал бы себя как дома в любой точке нашей страны.

Нация — автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре.

Признаки нации:

  • общности территории;
  • общность языка;
  • общность экономической жизни;
  • общие черты психического склада;
  • национальное самосознание.

Нация возникает в период зарождения капитализма. В этот период складываются классы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народность, и насчитывают десятки и сотни миллионов. На почве единых территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.

Этносы — большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры, языка, сознания нерасторжимости исторической судьбы.

Социальные общности, выделяемые по этническому признаку, многообразны. Прежде всего это племена, народности и нации.

Нации являются наиболее развитыми этническими образованиями, возникшими на основе языковой, территориальной, культурной, экономической, социально-психологической общности. Они наиболее характерны для современного мира, в котором существует не менее двух тысяч различных этносов.

Россия - многонациональное государство. Нерусское население составляет около 18% и включает, по оценкам авторов программы микропереписи 1994 г, представителей более 170 этносов. Специалисты-этнографы иногда насчитывают в России в 1,5 - 2 раза больше этнических общностей. По своему национально-государственному устройству Российская Федерация не имеет аналогов в мире. Среди субъектов Российской Федерации 32 имеют статус национально-территориальных, для которых "коренными" являются более 40 этносов. Около 7% населения, включающего около 130 этносов и этнических групп, не имеют национально-территориальных образований в России.

Межнациональные взаимоотношения всегда отличались своим противоречивым характером — тяготением к сотрудничеству и периодическими конфликтами. Межнациональные отношения - материя особо тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты.

Национализм — идеология, суть которой в проповеди особенности и/или исключительности своего народа, приоритета национальных ценностей и т.д.

Крайней формой национализма является шовинизм, проповедующий исключительность своей нации, противопоставление интересов своей нации интересам остальных наций, разжигающий национальную вражду и ненависть.

Национализм возникает как реакция этноса на деструктивный действия внешней среды. Как политический принцип национализм формировался в процессах образования государств, распада империй. На современном этапе национализм многих этнических общностей — своего рода ответная реакция на усиливающийся общемировой процесс интернационализации.

Причины межнациональных конфликтов:

  1. территориальные споры;
  2. исторически возникшая напряжённость в отношении между народами;
  3. политика дискриминации, проводимая господствующей нацией;
  4. попытки национальных политических элит использовать национальные чувства в целях собственной популярности;
  5. стремление народов к созданию собственной государственности.

При решении этих конфликтов необходимо соблюдать гуманистические принципы политики в области национальных отношений:

  1. отказ от насилия и принуждения;
  2. поиск согласия на основе консенсуса всех участников;
  3. признание прав и свобод человека важнейшей ценностью;
  4. готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

Характер национальных отношений определяют две взаимосвязанные тенденции: к дифференциации и к интеграции.

Каждая нация стремится к саморазвитию, к сохранению национального своеобразия, языка, культуры. Эти стремления реализуются в процессе их дифференциации, которая может принимать форму борьбы за национальное самоопределение и создание самостоятельного национального государства.

С другой стороны, саморазвитие наций в условиях современного мира невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов. Тенденция к интеграции усиливается в связи с необходимостью решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с успехами научно-технической революции. Необходимо иметь в виду, что эти тенденции взаимосвязаны: многообразие национальных культур не ведет к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.

Межнациональные отношения — материя особенно тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты.

В современном мире, в том числе и в России, существуют межнациональные конфликты, вызванные различными причинами:

  1. территориальными спорами;
  2. исторически возникшей напряженностью в отношениях между народами;
  3. политикой дискриминации, проводимой господствующей нацией в отношении малых наций и народов;
  4. попытками национальных политических элит использовать национальные чувства в целях собственной популярности;
  5. стремлением народов к выходу из многонационального государства и к созданию собственной государственности.

Следует иметь в виду, что международное сообщество при решении межнациональных конфликтов исходит из приоритета государственной целостности, нерушимости сложившихся границ, недопустимости сепаратизма и связанного с ним насилия.

При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение гуманистических принципов политики в области национальных отношений:

  1. отказа от насилия и принуждения;
  2. поиска согласия на основе консенсуса всех участников;
  3. признания прав и свобод человека важнейшей ценностью;
  4. готовности к мирному урегулированию спорных проблем.

Чем обусловлено существование нации? Какую роль в становлении личности и нации играет национальное самосознание? Что характерно для межнациональных отношений в современном мире? В чем причины межнациональных конфликтов и каковы пути их цивилизованного преодоления? Какой должна быть национальная политика?

Кроме классов и других социальных групп, социальную структуру общества составляют исторически сложившиеся общности людей: племена, народности, нации. Современное человечество представлено примерно тремя тысячами различных народов, а в нашей стране их больше ста. В то же время независимых государств в мире насчитывается около 200 Итак, большинство народов проживает в многонациональных государствах.

Какой бы ни была дорога нам историческая память о своих национальных корнях, важно понимать и другое: все мы живем и всегда будем жить вместе с людьми разных национальностей. Это требует от каждого из нас особой личной деликатности и ответственности в отношениях с людьми других национальностей.

Стоит помнить, что у разных народов больше общих черт, чем различий, и их общность постоянно растет, поскольку усиливаются взаимозависимость, взаимосвязь и целостность мира.

Но, позволяя человечеству храниться во всей присущей ему многогранности и своеобразия, сближение народов не означает отрицания их национальных особенностей. Напротив, именно своеобразие их культуры служит живым источником духовного богатства человечества, неповторимости мировой культуры.

Этнической общности

В курсе истории рассматривались такие исторически сложившиеся формы общности людей, как род, племя, народность, нация. Развитие этих общностей связан с ростом производительных сил, расширением хозяйственных связей, формированием определенных социальных и культурных предпосылок. Так, род и племя характерны для первобытного общества. Народность состоит из появлением классов и государств. Капитализм активизирует экономические и культурные связи, создает единый национальный рынок, ликвидирует хозяйственную раздробленность средневекового государства, сплачивает различные народности, входящие в него в единое национальное целое. Возникает нация.

Наряду с понятиями "племя", "народность", "нация" в науке утвердилось и понятие этнос. Это греческое слово означает "народ" и не имеет однозначной характеристики. Под этносом понимается исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общей культурой, языком, сознанием своего единства.

Нация складывается в течение длительного исторического периода в результате соединения, "перемешивания", "плавления" представителей различных (родственных и неродственных друг другу) племен и народностей. Современные научные теории не дают однозначного ответа на вопрос о признаках этой общности.

В начале XX в. главным признаком нации считалась общность языка, экономической жизни, психического склада. Один из теоретиков марксизма К. Каутский признаками нации считал общность территории, языка, экономической жизни и традиций. Каутский НЕ абсолютизировал эти признаки, полагая, что при отсутствии одного или нескольких из них нация продолжает существовать. Был и другой взгляд: только при наличии всех указанных признаков можно говорить о нации.

Существенные сдвиги в понимании нации произошли в последней трети XX в. Соответствующее современным представлениям на этапе формирования нации большое значение имеет территориальная, языковая и экономическое единство. В дальнейшем под влиянием интеграционных и миграционных процессов эти признаки нередко теряют свою определяющую роль, хотя и сохраняют свое значение.

Единство нации, как считают исследователи, может поддерживаться как материальными, так и в некоторых наций - психологическими факторами, общностью духовных ценностей, происхождения и исторической судьбы.

Распространенный еще один подход, при котором нация рассматривается как сообщество граждан данного государства.

В дальнейшем мы будем употреблять слово "нация" в этнокультурном смысле, то есть в смысле высшей формы этнической общности.

Большое источник национальной общности и национальной ответственности историческая память. Для украинского народа, который находился 600 лет в колониальной зависимости от других государств, это особенно важно.

Помнить об уроках прошлого, уважать предков, остерегаться ложных поступков, ночевать ответственность перед поколениями - это важные функции исторической памяти, которая помогает сплотить национальную общность, но самое главное - дает почувствовать свою самоосознанность и право быть независимыми.

Один из наиболее ощутимых результатов исторического пути - национальная культура: сказки, легенды, исторические рассказы, песни, танцы, музыка, особое художественное мастерство, проявляющееся в храмовых зданиях, иконах, домашнем быту; это народный эпос, где ярко выступают национальные различия ("Слово о полку Игореве" легко отличить от "Манаса" или "Калевалы"), это творчество писателей, художников, композиторов, в том числе современных, где находят свое отражение национальный колорит, национальные легенды. Прежде всего через культуру человек связан со своей нацией.

Украинская нация возникла в процессе долгой борьбы за свою независимость, которая сплачивала, соединяла украинский народ.

Современный украинский язык сложилась на основе старославянского языка, но вобрала в себя массу слов из других языков - польского и латинского, греческого, татарского, русского, английского, немецкого и др.

Было бы неправильно представлять себе процесс развития народов как идеально прямой путь движения от одной общности к другой. Человечество это живой многоцветный мир народов. Он находится в непрерывном движении: народы появляются, расцветают, исчезают. И у каждого народа свой путь, своя судьба.

Из истории вы знаете, что многие известные прежде народов {(шли в небытие (финикийцы, скифы, половцы и т.п.), а некоторые современные народы возникли еще в древности (например, армяне, грузины). Английский нация сложилась в XVI в., Украинский - в XVII-ХУШст., немецкий - в XIX в. Десятки наций сформировались и формируются в XX в. Нынешнее человечество представлено всем многообразием исторически сложившихся форм общности: сегодня на Земле проживают роды и племена, народности и нации, что связано с разнообразием природно климатических, экономических, социальных и культурных условий их жизнедеятельности.

Что касается понятия "национальность", то оно означает принадлежность человека к той или иной нации. В большинстве стран мира национальность определяется не государственными органами, а самим человеком добровольно. Сегодня на Земле все больше становится людей, которые родились от смешанных браков (то есть от родителей разных национальностей), они имеют право выбирать себе национальность каждого из родителей. В подавляющем большинстве современных демократических государств выбор национальности является неотъемлемым правом каждой личности, одно из условий его свободы. Это право имеют и граждане Украины.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14 пос. Приэтокского»

НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Реферат

Подготовила:

ученица 9 класса

Иванова Виктория

Руководитель:

Бобрешова Валентина Сергеевна,

преподаватель-организатор ОБЖ

МКОУ СОШ №14 пос. Приэтокского

2014 год

Содержание

Введение

    Нация и ее основные признаки

    Национальное самосознание

    Отношения между нациями

    Отношение к истории и традициям народа

    Межнациональные конфликты: основные причины возникновения и пути их преодоления

Используемая литература

Введение

Сегодня толерантность в обществе – необходимая составляющая дальнейшего

успешного развития. Толерантность, то есть равное признание возможности всех людей реализоваться в обществе, независимо от религиозных, национальных, расовых различий, - залог экономической и политической стабильности в обществе. Толерантность дает людям возможность реализовать себя, сотрудничать между собой. В обществе, в котором существует высокий уровень толерантности, люди защищены и чувствуют себя свободно, а значит, будут работать на укрепление такого общества. В связи с этим необходимо рассматривать теоретические и практические аспекты воспитания толерантности в молодежной среде.

Вашему вниманию предлагается реферат, который поможет углубить знания об

исторически сложившихся формах социального общества людей, о ведущих тенденциях развития наций и межнациональных отношений в современном мире и в нашей стране, возможных путях межнациональной интеграции гармонизации межнациональных отношений. Мы рассмотрим ряд идей, составляющих ценностную базу культуры межнациональных отношений как часть общей нравственно-правовой культуры. В ее основе лежит принятый современной цивилизацией принцип гуманистического подхода к этническим проблемам, суть которого рассматривается в реферате.

    Нация и ее основные признаки

Человечество всю обозримую историю состояло из различных народов, или, выражаясь в терминах науки, этносов. Сопоставим общее число народов, живущих сегодня на Земле (по разным подсчетам, от двух до трех тысяч, если учитывать малые народы), с общим количеством существующих ныне суверенных государств (около двухсот). Почти все современные государства многонациональны. Многонациональные все столицы мира, все крупные города и даже крупные села. Коллективы с пестрым национальным составом в наши дни стали нормой не только в самых отдаленных уголках земли, но и в космическом пространстве.

Многонациональная среда есть объективно существующая, типичная черта и условие жизни современного человека, народы не просто соседствуют, но и активно взаимодействуют, процесс взаимодействия также осуществлялся практически на протяжении всей истории человечества.

Из истории нам известно о взаимодействии народов и континентов, разных государств и различных цивилизаций, национальных групп и отдельных людей. Современная научно-техническая революция подняла интенсивность взаимодействия на новый уровень: оно стало в полной мере глобальным. Всюду, где соседствуют, сотрудничают, взаимодействуют люди, происходили и происходят не только деловые, но и личные, физические контакты. Возникают так называемые смешанные браки самых разных народов, родится новая семья, в которой дети соединяют в себе разные этнические ветви в одно древо человеческой жизни. Наука утверждает: сегодня нет не только чистокровных народов, но и отдельных людей, среди предков которых не присутствовали бы наверняка (или с большей долей вероятности) представители разных этносов.

Крупнейший русский ученый-этнолог Л.Н.Гумилев не раз подчеркивал, что нельзя говорить ни о какой «чистоте крови», «исключительности», «избранности».

Основываясь на убедительных научных аргументах, сформулируем важное в нравственном отношении положение: любые претензии на «чистокровность» как с позиций науки, так и с позиций морали есть расистская фантазия или расчетливая политическая демагогия, обман. И обман не безобидный: именно на этой почве вырастают национализм, шовинизм, фашизм, означающие тупик на пути к будущему, причем тупик кровавый, о чем говорят и опыт истории, и опыт наших дней.

Принадлежность человека к той или иной нации не является ни достоинством, ни недостатком. Национальная принадлежность вообще не подлежит какой-либо моральной оценке, ибо оценивать собственно нечего: в ней не заключено никакого человеческого (социального) поступка, действия, отношения, свершения и т.д., которые можно было бы рассматривать с позиции добра и зла. Вместе с тем в реальной действительности нередки случаи, когда грубо принижается, оскорбляется достоинство человека. Такое поведение можно расценивать только как аморальное, как поступок подлый. Недостойный порядочного человека, ибо фактически он унижает личное достоинство человека, которое, если исходить из цивилизованных, гуманных принципов, следует понимать как право каждого на уважение независимо от происхождения, социального положения, мировоззрения и т.д. Это во-первых, а во-вторых, такое поведение противоправно. Во всем цивилизованном мире действуют нормы международного права, защищающие права и достоинства личности независимо от национального происхождения (Всеобщая декларация прав человека, ст. 1-2), действуют они в каждой стране (Конституция РФ, ст. 19,21).

Как следует строить свои отношения с людьми другой национальности, как относиться к ним? Как вести себя с ними?

Современная цивилизованная этика межнациональных отношений дает четкий, совершенно определенный ответ: эти отношения всегда, в любой ситуации должны строиться только на основе моральных и правовых норм. Эту мысль можно выразить конкретнее: поскольку все мы всегда жили, и будем жить в многонациональной среде, каждый из нас обязан проявлять особую деликатность и ответственность в отношении к людям другой национальности. Ответственный человек всегда должен предвидеть последствия своих поступков и знать, что за них придется отвечать по законам морали и права. А слово «деликатность» в русском языке всегда означало и означает вежливость, предупредительность, тактичность, тонкость в обращении.

    Национальное самосознание

Если говорить о национальном самосознании, то разговор коснется таких сложных и сокровенных понятий, как «патриотизм» и «национальная гордость». Данные понятия взаимосвязаны общностью составляющих их аспектов. К таким аспектам можно отнести прежде всего сознание принадлежности к своему народу и чувство любви к Отечеству. Само же чувство любви – это бесконечно сложный внутренний мир, включающий и чувство уважения к историческому наследию (материальному и духовному), чувство ответственности за судьбу Отечества, и боль за него, и вместе с тем критическое отношение к недостаткам, желание видеть Родину процветающей, свободной и т.д. В нем нет места высокомерию, гордыне и чванству, но оно непременно включает чувство уважения к творческому опыту других народов и общечеловеческим ценностям.

    Отношения между нациями

В структуре человеческого общества важное место занимают большие группы (общности), объединяющие людей по национальному признаку. Национальность человека – это его принадлежность к определенной нации или народности. На 3емле сейчас насчитывается около 2 тыс. наций, народностей, племен. Они входят в состав l80 государств. Нетрудно сообразить, что наций и народностей намного больше, чем государств в мире, поэтому среди этих государств немало таких, которые являются многонациональными.

Из курса истории мы знаем, что в первобытном обществе людей объединяло племя. После появления классов и государств (в период рабовладельческого и феодального общества) складываются народности: на основе усиления межплеменных связей и смешения племен формируется единый для данной народности язык, возникает территориальная и культурная общность.

Капитализм значительно усилил экономические связи внутри народности, благодаря чему народности превратились в нации. Нации возникли как из родственных, так и неродственных друг другу племен и народностей в результате их соединения, «перемешивания», «сплавления». Люди, принадлежащие к одной нации, объединены общностью экономических связей, территории, культуры. Они говорят на одном языке. Им присущи общие черты национального характера.

История отношений между племенами, народностями, нациями сложна и драматична. Нередко между ними возникали распри, кровавые конфликты. Правящие классы, стремясь увеличить территорию и богатства, которыми они владели, не раз натравливали один народ на другой. Разжигая национальную рознь, они использовали обстановку напряженности для усиления антидемократических режимов. И в современном мире продолжаются национальные конфликты.

Мечтой лучших людей всех времен и народов было создание государства дружбы и братства, общества гармонии между нациями. А. С. Пушкин думал «о временах грядущих, когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся».

    Отношение к истории и традициям народа.

Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа. Когда германские фашисты задумали уничтожить целые народы или значительную их часть - славян (русских, украинцев, белорусов, поляков и др.), евреев, цыган, - их преступные действия поломали судьбы миллионов семей, принесли несчастье бесчисленному множеству людей. Поэтому человек не может быть безразличным к успехам или бедам своего народа. Людям любой нации присуще чувство национальной гордости. Но понимают национальную гордость по-разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились творениями рук русских мастеров, выдающимися достижениями русской культуры, подвигами своих воинов на полях сражений. Национальная гордость лучших русских людей включала в себя уважение к национальным чувствам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость.

Этой позиции противостоит другая: «Все свое – хорошо, все чужое (т.е. свойственное другой нации) – плохо». Люди, разделяющие такую позицию, готовы, не задумываясь, оправдывать все, что было в истории своего народа, - и хорошее, и плохое, и чернить все, что было в истории другого народа. Такая ограниченность ведет к национальной розни, а значит, и к новым бедам не только для других народов, но и для своего собственного.

В историческом прошлом разных народов были славные страницы. Достижения материальной и духовной культуры народа вызывают восхищение не только у людей, принадлежащих к данной нации, но и у представителей других наций. Но если в истории есть мрачные страницы, то и воспринимать их надо соответственно с болью или негодованием. Не скрывать «неудобные» факты исторического прошлого, а оценивать их так, как они того заслуживают.

Исторический путь каждого народа объясняет возникновение национальных традиций и обычаев. У многих народов есть традиция гостеприимства. Сложилась традиция помощи другим народам, попавшим в беду.

Но бывают и другие традиции. Например, кровная месть.

Молодое поколение не может слепо воспринимать любые национальные традиции и обычаи. Оно должно самостоятельно определить, что в историческом опыте достойно преклонения, а что – осуждения.

Германские фашисты, напав в 1941г. на Советский Союз, рассчитывали на возникновение в СССР национальных столкновений. Они просчитались. Все народы страны мужественно защищали свою общую Родину, плечом к плечу сражались на фронте, помогали друг другу в тылу. Среди 11 тысяч Героев Советского Союза тысячи русских и украинцев, сотни белорусов, татар, евреев, десятки казахов, грузин, армян, узбеков, мордвин, чувашей, азербайджанцев, башкир, осетин, марийцев, туркмен, таджиков, латышей, киргизов, воинов многих других национальностей.

Сотрудничество и взаимопонимание между нациями, достигнутое в любой многонациональной стране, - великое завоевание народов, которое нужно всячески беречь и укреплять.

    Межнациональные отношения в современном обществе

Во второй половине 80-х годов в некоторых районах нашей страны произошло обострение межнациональных отношений. В ряде районов возникли нетерпимость, трения, конфликты на межнациональной основе. Они выбивали людей из нормальной жизненной колеи, а в ряде случаев обернулись многочисленными человеческими жертвами. Пострадали люди, в том числе старики, женщины, дети. Появились подстрекатели, которые хотели бы использовать межнациональные трения в преступных целях. Такие действия могут привести к всеобщей беде.

От проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны. Важно хорошо понимать опасность обострения отношений между людьми разных национальностей, опасность для общества, для каждой семьи, для каждого человека. Необходимо осуществить меры по нормализации межнациональных отношений, решению накопившихся в этой области проблем.

Многое зависит от каждого человека. Никто не должен мириться с проявлениями национальной розни в любой форме, с искусственным противопоставлением наций, с установкой на вытеснение одних наций другими. Эти проявления унизительны с точки зрения человеческого достоинства.

Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к какой бы нации он ни относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом. Равенство наций и народов неразрывно связано с равенством людей независимо от их национальности. Это – высший принцип гуманизма.

Опыт человеческой цивилизации показывает, что национальные конфликты можно исключить или смягчить, соединяя принципы территориальной, национально-территориальной и персональной автономии. Последнее означает гарантию прав человека: права национального самоопределения, культурную автономию, свободу перемещения, экономическую и политическую защиту независимо от места проживания. Эти права нашли отражение в законодательстве Российской Федерации. В нем прежде всего записано, что каждый вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности. Национальное самоопределение означает, что сам человек определяет свою национальность не по национальности родителей, а по самосознанию, по языку, на котором он всегда говорит и думает и который поэтому является для него родным, по традициям и обычаям, которые он соблюдает, по культуре, которая ему наиболее близка.

Законы России провозглашают, что каждый имеет право на пользование родным языком, включая обучение и воспитание на народном языке. С этой целью для детей из числа национальных меньшинств создаются школы с преподаванием на родном языке.

Люди, причисляющие себя к одной нации и проживающие среди людей других национальностей, могут объединиться для сохранения и развития своей культуры, общения на родном языке, создания школ, клубов, театров, издания книг и журналов. Международное право содержит такую норму: в тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к этим меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять обряды, а также пользоваться родным языком.

И еще одна важная норма международного права: всякое выступление, направленное на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом. Законы нашей страны предусматривают уголовную ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства. Уголовное наказание влечет за собой и всякая пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.

    Межнациональные конфликты:

основные причины возникновения и пути их преодоления

Какие жизненные причины межнациональной напряженности считаются

актуальными сегодня? Ныне все субъекты Федерации, согласно Конституции РФ, равны, тенденция к росту самоуправления нарастает. Исправляются просчеты в культурной и языковой политике – намечается рост культурной автономии и пр. можно сделать вывод о том, процесс реформирования, демократизации общественной жизни, построения правового государства в нашей стране положительно сказывается на характере межнациональных отношений. И наоборот: когда национальной политике не хватает мудрости, когда отступают от демократических принципов, попирают права человека, возникает напряженность и даже конфликты.

Всегда и везде есть люди, заинтересованные в разжигании межнациональной розни. Кто они? Возможно, это политиканы-карьеристы, которые на волне национализма хотели бы взобраться на ключевые административные посты, или некомпетентные руководители, которые любят списывать свои промахи за счет «инородцев», постоянно «подбрасывающих» что-то «очень плохое и вредное для народа»; это те писатели, журналисты, которые стремятся снискать дешевую популярность за счет нагнетания шовинистских идей в своих сочинениях. Это, конечно, мафиозные группы, алчущие легкой наживы в условиях нестабильности и слабости правоохранительных органов; это, наконец, люди с больной психикой, комплексом неполноценности, которые пытаются самоутвердиться, оскорбляя и преследуя людей другой национальности.

Можно ли жить без межнациональных конфликтов? Есть ли такие страны, где национальный вопрос успешно разрешен? Каковы пути гармонизации межнациональных отношений?

Анализируя относительно успешный опыт гармонизации межнациональных отношений ряда стран мира (Швейцария, Швеция, Финляндия, Бельгия, США), специалисты полагают, что последовательная демократизация, соблюдение принципов гуманизма в решении этнических проблем и, как главное условие свободы всего народа, защита прав человека проявляют себя в ряде конкретных условий, в том числе:

В предоставлении всем народам, живущим в данной стране, максимально широкого самоуправлении – автономии (во всех ее видах);

В отказе национальных меньшинств от сепаратизма, т.е. обособления, отделения с целью создания нового самостоятельного государства, что нарушает суверенитет страны, несет угрозу ее целостности, создает массу сложных проблем (Россия – проблема Чечни; Канада – проблема франко-канадцев; Испания – проблема басков; Индия – проблема сикхов, тамилов; Эфиопия – проблема эритрейцев; Индонезия – проблема молукски, сумтранских сепаратистов и др.);

В постоянном поиске консенсуса;

Наконец, в настойчивой борьбе с труднопреодолимым пороком – бытовым национализмом и шовинизмом, противопоставляя ему последовательное проведение принципа уважения к людям иной национальности. Это долг каждого мыслящего гражданина, просто порядочного человека.

В заключении хочется ознакомиться с мнением специалистов. Наука утверждает: в абсолютном смысле – нет, а в относительном – да. Иначе говоря, построение гармоничных межнациональных отношений – задача не безнадежная. Сдержанный же оптимизм ученых имеет основания. Мир полон противоречий и конфликтов – это реальность, которую нельзя приукрашивать. И пока существуют социальные и даже межличностные конфликты (а они, видимо, будут существовать всегда), в любом многонациональном обществе сохраняется опасность перевода конфликта в межнациональную плоскость, то есть возможность взвалить вину за все беды на «инородцев». Помимо мудрой национальной политики вообще, этому можно противопоставить только одно – личную культуру межнациональных и шире – межличностных отношений, которую каждый должен вырабатывать в себе. Такая культура, говорил русский ученый Л.Н.Гумилев, считавший дружбу народов бесценным даром, строится на простой формуле: уважай национальное своеобразие другого, будь терпим, отзывчив и искренне доброжелателен, короче – проявляй к другим такое отношение, какое ты ждешь от них.

Используемая литература

    Введение в обществознание: Учеб. пособие для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова. – 6 изд. – М.: Просвещение, 2001.

    Все различны – все равны: Учеб сб. Идеи, средства, методы и работа в области межкультурного воспитания взрослых и молодежи / Европейский Молодежный центр. – Страсбург.

    Конституция Российской Федерации. 2004.

    Мельникова Е.В. Культура и традиции народов мира: [этнопсихологический аспект]/Е.В.Мельникова. – М.: Диалог культур, 2006.

    Селищева Л. Толерантность – ключ к благополучию общества/Л.Селищева // Библиополе. – 2008. - №5.

    Элиасберг Н.И. Обществознание. Социальная практика: Учеб. пособие по обществознанию для 6-7 кл. основной общеобр. шк. – СПб.: Союз, 2006.

    http ://www .prosv .ru /ebooks /Chelovek _i _obshestvo _2/8.html

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

Открытый урок на тему:

«Нации и межнациональные отношения»

Провела учитель

истории и обществознания

Крылова Л.В.

Мичуринск - 2016

НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Эпиграф к уроку: « Если я чем - то на тебя не похож,

я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

(Антуан де Сент – Экзюпери)

Цель : продолжить работу по формированию знаний учащих­ся о нациях, межнациональных отношениях в обществе,

Формирование умения использовать полученные знания на практике,

Воспитывать чувство национальной гордости и уважение к представителям

другой национальности.

Учащиеся должны знать, что:

1) в структуре общества важное место занимают общности,
объединяющие людей по национальному признаку;

    исторический путь каждого народа объясняет возникновение
    национальных традиций и обычаев;

    обострение межнациональных отношений бывает из-за тер­риторий, социально-экономических условий и т. д.;

    каждый человек, к какой бы нации он ни относился, должен
    чувствовать себя равноправным гражданином;

    разжигание национальной розни запрещено законом.

Учащиеся должны понимать, что такое: этнос, нация, национальность, племя, народность, культура межнациональных отношений.

Учащиеся должны уметь:

    объяснять смысл основных понятий;

    называть различные причины национальных конфликтов;

    определять значение национальных традиций;

    находить пути предотвращения национальных конфликтов.

Ход урока

I . Оргмомент.

II . Проверка домашнего задания.

I . Тест.

1) Социальная группа - это:

а) любая совокупность людей, имеющая какой- либо социально значимый признак (пол, возраст, профессия, власть и др.);

б) группа, представляющая собой определенный социальный
стандарт, с помощью которого индивид оценивает себя и других;

в) любой коллектив, реальный или воображаемый, оценивае­мый высоко или низко, с которым индивид соотносит свое поведе­ние или будущее.

2) Что из перечисленного попадает под определение социаль­ной группы?

а) класс; б) социальный слой, в) семья; г) всё перечисленное выше.

3) К какому понятию относится следующее определение: «по­ложение личности, занимаемое в обществе в соответствии с воз­растом, полом, происхождением, семейным положением?

а) «престиж», б) «социальный статус»; в) «авторитет».

4) Что является признаками предписанного статуса?

а) Национальность, квалификация;

б) социальное происхождение, национальность;

в) образование, квалификация.

5) Как называется поведение, которое ожидают от человек данного социального статуса?

а) достигаемый статус; б) престиж; в) социальная роль.

6) Пианистка К. получила на конкурсе молодых исполнителей почётную грамоту. Это пример:

а) социального статуса,

б) социальной роли,

в) социальной санкции.

7) Продолжите предложение.

Статус ученика школы предполагает…

II . Изучение нового материала.

    Этнические общности.

    Причины межнациональных конфликтов.

    Пути разрешения межнациональных конфликтов.

4. Межнациональные отношения в современном обществе.

Слово учителя.

Помимо классов, сословий и других групп, социальную структуру общества составляют и исторически сложившиеся общности людей.

В курсах истории мы рассматривали такие исторически сложившиеся формы общности людей.

Какая историческая общность объединяла людей в первобытном обществе?

На основе усиления межплеменных связей и смешения племён формируется единый язык, возникает территориальная и культурная общность и образуется….

Какая же историческая общность объединяет людей на этом этапе? (Народность)

Развитие экономических связей внутри народности и между народностями привело к их превращению в нации. Нации возникли как из родственных, так и неродственных племён и народностей в результате их соединения, «перемешивания».

Нация - историческая общности людей, характеризующаяся единством территории, экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, национального характера.

Эти исторические общности в науке принято называть этническим.

Этнические общности

/ \ \

племя народность нация.

Этносы - это большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, сознанием нерасторжимости исторической судьбы.

Современное человечество представлено примерно тремя тысячами различных народов, а в нашей стране их больше ста. В то же время независимых государств в мире насчитывается около 200.

Какой вывод можно сделать из приведённых данных?

(Большинство народов проживает в многонациональных государствах).

Мечтой лучших людей всех времён и народов было создание государства дружбы и братства, общества гармонии между нациями, «когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся», как писал А.С. Пушкин.

Но, к сожалению, в современном мире мы видим множество межнациональных конфликтов. В этом понятии слово «конфликт» нам уже знакомо. Давайте вспомним, что оно означает.

(«Конфликт» - столкновение, межнациональный – между представителями разных национальностей).

Межнациональный конфликт – споры, столкновения, возникшие между большими группами людей разных национальностей, между государствами.

Приведите известные вам примеры межнациональных конфликтов.

В чём причина конфликтов на национальной почве?

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам познакомиться с материалом учебника

Причины межнациональных конфликтов.

(появляются после того, как учащиеся называют данную причину)

1. Территориальные споры .

Из истории мы знаем, что в разные её периоды происходило передвижение

каких- то народов, завоевание, переселения, при которых территория, занимаемая тем или иным народом, неоднократно менялась. Менялись и неоднократно границы. В настоящий момент, когда возникает территориальный спор, доказать что- либо очень трудно, а попытка силой решить этот вопрос ведёт к немыслимым бедствиям.

2. Неравенство социально- экономических условий.

Различия в уровне жизни, разное представительство в высокооплачиваемых профессиях, в органах власти - всё это становиться источником недовольства, порождает конфликтную ситуацию.

3. Ущемление прав по национальному и религиозному признаку.

Если в государстве вводятся ограничения на использование языка того народа, который является меньшинством, если преследуется национальная религия, то отношения в обществе становятся напряжёнными.

4. Национальные предрассудки, низкая культура.

Некоторые люди верят, что есть «плохие» и «хорошие» национальности. Их раздражают люди, непохожие на них по языку, религии, образу жизни. Предрассудки, которые являются следствием незнания истории, традиций, культуры других народов, а нередко результатом злонамеренной лжи, порождают оскорбительные высказывания в отношении людей иной национальности.

Насколько сильны национальные предрассудки среди подростков нашей школы мы решили выяснить, проведя анкетирование по теме межнациональных отношений в 8-9 классах.

Анкета.

1.Имеет ли для вас значение, к какой национальности вы принадлежите?

2. Влияет ли цвет кожи и национальность на интеллектуальные и моральные

качества человека?

3. Есть ли у тебя друзья других национальностей?

4. Готов ли ты помочь в беде человеку другой национальности?

5. Как отнеслись бы твои родители к тому, что к тебе в дом пришёл твой друг,

национальность которого отличается от твоей?

6. Надо ли обсуждать тему межнациональных отношений.

Анализ анкетирования показал, что:

1.Большая часть опрошеных гордится своей национальностью.

2. Для основной части учащихся интеллектуальные и моральные качества человека не зависят от национальности.

3. Чуть больше половины учащихся имеют друзей среди представителей другой национальности.

4. Подавляющее большинство ребят готовы помочь в беде человеку другой национальности.

5. 80% родителей относятся положительно к дружбе их ребёнка с человеком иной национальности.

6. 75% учащихся считают, что в межнациональных отношениях не всё так хорошо, как хотелось.

Вы, ребята, должны понимать, что в современном мире многонациональны не только государства, но и города, сёла. Коллективы с многонациональным составом в наши дни стали нормой не только на земле, но и в космическом пространстве.

Исторически наше государство складывалось как сообщество разных народов, культур и религий.

Ещё писатель Алексей Степанович Хомяков во второй половине 19 века отмечал:

«Русский смотрит на все народы, замежёванные в бесконечных равнинах Северного царства, как на братьев своих. Лихой казак Кавказа берёт жену из аула чеченского, крестьянин женится на татарке или мордовке, и Россия называет своею славою и радостью негра Ганнибала».

А в 20 веке поэт и драматург Юлий Кирсанович Ким (его отец- кореец, а дед по материнской линии- из Калужской области) писал(читает ученик):

…Отчасти я вполне чистопороден,

Всесвятский, из калужских христиан,

Но по отцу - чучмек я, инородец,

И должен убираться в свой Пхеньян.

Куда же мне, по- вашему закону?

Мой край теперь отчасти только мой.

Пойти на Волгу, побродить по Пскову

Имею право лишь одной ногой?

Во мне кошмар национальной розни.

С утра я слышу брань своих кровей:

Одна кричит, что я кацап безмозглый,

Другая - почему- то, что еврей.

…А мой язык, любимый и привычный,

Его питал полвека этот край.

Так русский он иль русскоязычный?

Какая общая мысль объединяет высказывание Хомякова и стихотворение Кима? Какую особенность межнациональных отношений в нашей стране они раскрывают? (Межнациональные браки)

От смешанных браков рождаются дети, которые соединяют в себе разные этнические ветви в одно древо человеческой жизни. Наука утверждает: сегодня нет не только чистокровных народов, но и отдельных людей, среди предков, которых не присутствовали бы наверняка (или с большей долей вероятности) представители разных этносов. Любые претензии на «чистокровность» есть обман, путь в тупик, причём тупик кровавый, о чём говорят и опыт истории, и опыт наших дней.

Как же предотвратить национальные конфликты?

При решении межнациональных конфликтов необходимо со­блюдение гуманистических принципов политики в области нацио­нальных отношений:

Отказ от насилия и принуждения,

Мирное урегулирование спорных проблем;

Поиск согласия;

Равенство наций и народов;

Признания прав и свобод человека важнейшей ценностью.

Эти гуманистические принципы нашли отражение в Конституции Российской Федерации

Какие нормы по вопросам развития наций и национальных отношений содержатся в Конституции России?

Ребята, вам было дано задание: в Конституции РФ в главе 2 и 3 найти статьи, которые регулируют национальные отношения.

Какие это статьи? (ст.19,26,29,68,69). Прокомментируйте их.

Статья 19 .

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлеж­ности к общественным объединениям, а также других обстоя­тельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 26

    Каждый вправе определять и указывать свою нацио­нальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлеж­ности.

    Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и твор­чества.

Статья 29

Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, наци­онального, религиозного или языкового превосходства.

Статья 68.

Российская Федерация гарантирует всем ее народам право
на сохранение родного языка, создание условий для его изуче­ния и развития.

Статья 69.

Российская Федерация гарантирует права коренных малочис­ленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Наше государство многое делает для того, чтобы каждый человек, к какой бы нации он не относился, чувствовал себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, имел возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом. Но многое зависит и от каждого отдельного человека, от нас с вами. Необходимо проявлять уважение, терпение к людям другой национальности, их верованиям, обычаям, сочувствие к беженцам, мигрантам, большинство из них не от хорошей жизни покинули родные места. Нам нужно учиться жить в согласии в этом многообразном мире.

В заключении мне хотелось бы напомнить вам слова Антуан де Сент- Экзюпери: « Если я чем - то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

Его слова - не только урок нам, живущим в 21 веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. Мы связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями. В наших интересах сделать нашу жизнь счастливой, комфортной, радостной, чтобы последующие поколения не только продолжали наши традиции, но и восхищались нашим умением прощать, творить добро и быть терпимым друг к другу.

Домашнее задание: § 25, сформулировать правила взаимоотношений между людьми разных национальностей.

Подведение итогов урока.