Наши предки – древние славяне.

Условия жизни древних восточных славян - древлян, радимичей, вятичей и др. - были такими же, как и у их соседей - скифов и сарматов. Вероятно, и одежды у них были одинаковыми. Изготовляли их древние славяне из кожи, войлока, грубой шерстяной ткани. Позже костюм восточных славян под влиянием греческих , римских и скандинавских одежд стал богаче.

Мужской костюм

Мужчины носили шерстяную рубаху с длинными рукавами, без ворота, которая запахивалась спереди и подпоясывалась ремнем. Полы такой рубахи зачастую оторачивали мехом, а зимние рубахи были меховыми. Рубашка могла быть и без запа́ха.
Холщовые или сермяжные штаны, широкие, как шаровары, собирались у пояса и подвязывались у ступни и под коленями. Вместо ремешков на ноги иногда надевали металлические обручи. Богатые люди носили две пары штанов: холщовые и шерстяные.
На плечи набрасывали короткие или длинные плащи, которые застегивались на груди или на одном плече. Зимой славяне надевали овчинный тулуп и рукавицы.


Женский костюм

У женщины одежда была такая же, как и у мужчин, но длиннее и шире и изготовлялась из менее грубой кожи и ткани. Белые холщовые рубашки длиной ниже колен украшались вышивкой по вырезу круглой горловины, по подолу и рукавам. На длинные юбки пришивались металлические пластинки. Зимой женщины надевали короткие накидки (душегрейки), шубки.

Обувь

В дохристианский период древние славяне носили онучи (холст, которым обертывали ногу) с подошвами, прикрепленными к стопе ремешками, а также сапоги, которые изготовляли из целого куска кожи и завязывали ремнем у щиколотки.

Прически и головные уборы

На голове древние славяне носили бронзовые обручи, круглые меховые шапки с околышем, войлочные колпаки, повязки. У мужчин были длинные или полудлинные волосы, подстриженные на лбу, и бороды.
Женщины носили головные повязки, позже - платки. Замужние славянки покрывали голову очень большим платком, спускавшимся по спине почти до пят.
Девушки волосы распускали, женщины заплетали их в косы, которые обертывали вокруг головы.

Украшения

Ожерелья, бусы, множество цепочек, серьги с подвесками, браслеты, гривны из золота, серебра, меди - вот основные украшения и мужчин, и женщин.
Женщины носили металлические головные обручи, мужчины - уборы в виде шапки, из бронзовых колец. Украшениями были и шейные кольца в форме витого обруча; гривны - густо нанизанные серебряные монеты или полуобруч с цепочками. К шейным кольцам, нагрудным цепочкам прикреплялось множество подвесок, в основном, бронзовых, в виде колокольчиков, крестов, фигурок животных, звезд и т.п., а также бусы из зеленого стекла, янтаря, бронзы.
Мужчины щеголяли кожаными поясами с бронзовыми чеканными бляхами и длинными нагрудными цепями.
Женщины с удовольствием носили серьги с подвесками, височные кольца, скалывали на плечах верхнюю одежду красивыми парными булавками.
И мужчины, и женщины носили браслеты и перстни - гладкие, с узорами, или спиралевидные.

Костюм Древней Руси (10-13 века)

После принятия христианства на Руси распространяются византийские обычаи, а также и византийская одежда .
Древнерусский костюм этого периода становится длинным и свободным, фигуру он не подчеркивал и придавал ей статичность.
Русь торговала с восточными и западноевропейскими странами, и знать одевалась, в основном, в привозные ткани, которые называли «паволок». Это и бархат (с тисненым рисунком или шитый золотом), и парча (аксамит), и тафта (шелковая узорная ткань с рисунком). Покрой одежды был простой, и различалась она главным образом качеством тканей.
Женские и мужские наряды богато украшались вышивками, жемчугом, отделывались мехами. На костюмы знати шел дорогой мех соболя, выдры, куницы, бобра, а крестьянская одежда шилась из овчины, заячьего, беличьего меха.

Мужской костюм

Древний русич носил рубаху и штаны («порты»).
Рубаха - прямая, с длинными узкими рукавами, без воротника, спереди с небольшим разрезом, который завязывался шнуром или застегивался пуговицей. Иногда на рукава вокруг кисти надевали нарядные, из дорогой ткани, с вышивкой «зарукавья» - прототип будущих манжет.
Рубахи шили из ткани разных цветов - белой, красной, сине-голубой (лазоревой), украшали вышивкой или тканью другого цвета. Носили их навыпуск и подпоясывали. У простолюдинов были холщовые рубахи, которые заменяли им и нижнюю, и верхнюю одежду. Знатные люди поверх нижней рубахи надевали еще одну - верхнюю, которая расширялась книзу, благодаря вшитым в бока клиньям.
Порты - длинные, неширокие, сужающиеся книзу штаны, которые подвязывались на талии шнурком - «гашником». Крестьяне носили холщовые порты, а знать - суконные или шелковые.
Верхней одеждой служила «свита». Она также была прямой, длиной не ниже колен, с длинными узкими рукавами, книзу расширялась за счет клиньев. Свита подпоясывалась широким поясом, к которому подвешивался кошелек в виде мешочка - «калита». Для зимы свиту делали на меху.
Знать также носила небольшие прямоугольные или округлые плащи «корзно», имевшие византийско-римское происхождение. Их накидывали на левое плечо и застегивали пряжкой на правом. Или же прикрывали оба плеча и застегивали спереди.

Женский костюм

В Древней Руси красивыми считались женщины со статной фигурой, белым лицом, ярким румянцем, соболиными бровями.
Русские женщины заимствовали восточный обычай красить лицо. Они покрывали лицо густым слоем румян и белил, а также чернили брови и ресницы.
Женщины, как и мужчины, носили рубаху, но длиннее, почти до ступней. На рубахе вышивались орнаменты, она могла присобираться у шеи и обшиваться каймой. Носили ее с поясом. У богатых женщин было две рубахи: нижняя и верхняя, из более дорогой ткани.
Поверх рубашки надевалась юбка из пестрой ткани - «понёва»: сшитые полотнища оборачивали вокруг бедер и подвязывали на талии шнуром.
Девушки надевали поверх рубахи «запону» - сложенный пополам прямоугольный кусок ткани с отверстием для головы. Запона была короче рубахи, по бокам не сшивалась и всегда подпоясывалась.
Праздничной нарядной одеждой, надевавшейся поверх поневы или запоны, был «навершник» - вышитая туника из дорогой ткани с короткими широкими рукавами.

На женщине: двойная рубашка с узорчатым поясом, плащ, скрепленный фибулой, поршни

На мужчине: плащ-корзно и холщёвая рубашка с поручьями

Великокняжеский костюм

Великие князья и княгини носили длинные и узкие туники с длинными рукавами, в основном, синего цвета; затканные золотом пурпурные плащи, которые застегивались на правом плече или груди красивой пряжкой. Парадным убором великих князей был венец из золота и серебра, украшенный жемчугом, самоцветами и эмалями, и «бармы» - широкий круглый воротник, также богато украшенный драгоценными камнями и медальонами-иконами. Царский венец всегда принадлежал старшему в великокняжеском или царском роде. Княгини под венец надевали покрывало, складки которого, обрамляя лицо, ниспадали на плечи.
Так называемая «шапка Мономаха», опушенная собольим мехом, с алмазами, изумрудами, яхонтами, и крестом наверху, появилась гораздо позже. Существовала легенда о ее византийском происхождении, согласно которой этот убор принадлежал деду Владимира Мономаха по матери - Константину Мономаху, и Владимиру его прислал византийский император Алексей Комнин. Однако установлено, что шапка Мономаха была изготовлена в 1624 г. для царя Михаила Федоровича.

костюм князя: узорчатая шуба, рубаха, украшенная каймой

костюм княгини: верхняя одежда с двойными рукавами, византийский воротник

На женщине: опашень, подбитый мехом, шапка с атласным околышем, жемчужные поднизи поверх покрывала.

На мужчине: парчовый кафтан с воротником-козырем, сафьяновые сапоги

Костюм воинов

Древнерусские воины поверх обычной одежды носили короткую, до колен, кольчугу с короткими рукавами. Она надевалась через голову и подвязывалась кушаком из металлических блях. Кольчуги были дорогими, поэтому простые воины носили «куяк» - кожаную рубаху без рукавов с нашитыми на ней металлическими пластинками. Голову защищал остроконечный шлем, к которому изнутри прикреплялась кольчужная сетка («бармица»), закрывающая спину и плечи. Воевали русские воины прямыми и кривыми мечами, саблями, копьями, луками и стрелами, кистенями и топорами.

Обувь

В Древней Руси носили сапоги или лапти с онучами. Онучи представляли собой длинные куски ткани, которые обертывали поверх портов. Лапти к ноге привязывали завязками. Зажиточные люди поверх портов носили очень толстые чулки. Знать обувалась в высокие сапоги без каблуков, сработанные из цветной кожи.
Женщины также носили лапти с онучами или сапоги из цветной кожи без каблуков, которые украшали вышивкой.

Прически и головные уборы

Мужчины стригли волосы ровным полукругом - «в скобку» или «в кружок». Бороду носили широкую.
Шапка была обязательным элементом мужского костюма. Изготавливались они из войлока или сукна и имели форму высокого или низкого колпака. Круглые шапки оторачивались мехом.

Замужние женщины ходили только с покрытой головой - это было строгой традицией. Самым тяжелым оскорблением для женщины было сорвать с нее головной убор. Его женщины не снимали даже при близких родственниках. Волосы покрывались особым чепцом - «повойником», а поверх него надевался белый или красный полотняный платок - «убрус». У знатных женщин убрус был шелковым. Его закрепляли под подбородком, оставляя свободными концы, украшенные богатой вышивкой. Поверх убруса надевали круглые шапки из дорогой ткани с меховой оторочкой.
Девушки носили волосы распущенными, перевязывая их лентой или тесьмой, или заплетали в косы. Чаще всего коса была одна - на затылке. Головным убором девушек был венец, нередко зубчатый. Делали его из кожи или бересты и обтягивали золотой тканью.

Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян

Инструкция

Однако интересно, каков же был облик воинственных и непоколебимых руссов? Источников, которые могут рассказать об этих особенностях, предостаточно. Сейчас можно попробовать осветить некоторые описание внешности древних славян.

Как сообщают некоторые источники, руссам было свойственно носить куртки, фасон которых был схож с верхней одёжей булгаров и хазаров. Взрослые мужчины предпочитали широкие шаровары. На пошив каждой штанины такого фасона приходилось 100 локтей расходуемой материи. Также в моде были широкие золотые массивные браслеты, которые предпочитала носить сильная половина. Еще древние славяне носили шапки из натурального со свисающим в области затылка хвостом.

Если взять для примера внешнюю характеристику русско–скандинавских дружинников, то можно узнать следующие : по свидетельствам одного венгерского монаха Юлиана известно, что в 11 веке на Руси мужчины отращивали богатую бороду и брили наголо . Однако подобная тенденция не распространялась на знать, представители которой ограничивались тем, что в знак своего титула и происхождения сохраняли, как правило, над левым ухом некоторое количество волос, а от остальных избавлялись.

Хронолог А. Шабанский также сообщает о том, что ношение бороды на Руси связано с внедрением христианства, которое всячески поощряло этот нюанс.

Внешний облик древних славян всегда вызывал восторженные отзывы европейских и азиатских путешественников. Они отмечали высокий рост и гордую осанку славян, их белую кожу с ярким румянцем и прекрасные густые русые волосы. Одежда славян позволяла подчеркнуть их природную красоту и стать.

Основные элементы славянского костюма

Основным элементом и мужского и женского славянского была , которая изготавливалась преимущественно из льняного полотна. Мужская рубаха была примерно до колена длиной и обязательно подпоясывалась. Длина женской рубахи, как правило, доходила до щиколотки. Нередко она выполняла функции современного женского легкого платья. Ворот, рукава и подол рубахи обязательно украшались вышивкой. Причем вышивка несла не столько декоративную, сколько обереговую функцию, защищая человека от вредоносных сил.

Мужчины с самых древних времен носили ременные пояса, считавшиеся одним из главных символов мужского престижа. Особенно ценились пояса из кожи дикого тура, которую можно было добыть во время охоты, подвергая свою жизнь смертельной опасности.

Традиция ношения штанов была заимствована славянами у представителей древнейших кочевых племен. Славянские штаны были примерно по щиколотку длиной и заправлялись в онучи.

Славянский принято подразделять на северный и южный комплексы. При этом южный костюм имеет более древние . Помимо рубахи, его обязательным элементом является понева – своеобразная распашная юбка, сшитая из полушерстяной ткани, как правило, клетчатого рисунка.

Сарафан впервые упоминается в русских летописях ХIV века. При этом первоначально сарафаном называлась не только , но и мужская одежда. В качестве женской одежды сарафан впервые упоминается в ХVII веке.

Обувь и головной убор

Самой распространенной обувью в славянском являлись лапти. Однако существовала и кожаная обувь, подразделявшаяся на поршни (мягкая обувь из одного куска кожи, который стягивался по краям шнурком), башмаки и сапоги.

Особое внимание в славянском женском костюме уделялось головному убору. При этом девушек и замужних женщин имели существенные . Основным признаком девичьего головного убора была открытая макушка, головной убор замужней женщины закрывал волосы полностью. Головные уборы являлись символом небесной сферы, а потому нередко украшались изображениями , звезд или птиц. Названия головных уборов также, чаще всего, были «птичьими»: от слова «кокошь» - петух, кика или кичка – утка, сорока. А украшавшие их нити жемчуга и височные кольца символизировали капли дождя или росы.

Древний славянский костюм до сих пор удивляет и радует глаз своей красотой и гармоничностью. Отдельные его элементы по сей день можно встретить в современной одежде.

Считается, что предками таких народов, как русские, поляки, чехи, болгары, сербы, боснийцы и др., были славяне. Но как появились праотцы стольких народов и куда уходит многолетняя история происхождения славян, историкам до сих пор до конца не известно.

Первые упоминания о славянах

Вопрос появления на земле не дает покоя ученым-историкам уже почти тысячу лет. Первым этот вопрос поднял автор леписи «Повести временных лет» Нестор. В его описаниях событий можно было найти упоминания о том, как славяне были вынуждены покинуть Римскую провинцию. Они стали жить на новых местах в разных концах Европы. О датах их переселений не было информации.

Теории происхождения славян

В византийских источниках первое упоминание о славянах было в первой половине VI века. Народ этот оказался мощной силой и занимал земли от Иллирии до Нижнего Дуная. Позднее поселения славян распространились вдоль реки Эльбы, дошли до побережья Балтийского и Северного морей и проникли даже в Северную Италию.

Каждый, кто хоть немного углублялся в историю происхождения праотцов, встретился с теорией, согласно которой предками славян были венеды. Так называли племена, жившие близ Балтийского моря. Однако и эта теория имеет недостаточно доказательств.

Интересную точку зрения представили историки. Они убеждены, что не было единого первоначального пранарода. По их мнению, славянский народ, наоборот, образовался в результате соединения множества разных древнейших племен.

Библейское сказание гласит, что после «Великого потопа» сыновьям Ноя достались разные земли. Страны Европы оказались под покровительством Аорета. На этой земле и появились славяне. Изначально они поселились вблизи реки Вислы, сейчас это Польши. Затем поселения разрастались вдоль таких рек, как Днепр, Десна, Ока, Дунай. Данная теория, выдвинутая еще летописцем Нестором, имеет множество археологических доказательств.

Кто был до славян?

Среди археологов не существует единого мнения по поводу более ранних культур славян, и неизвестно, как происходила преемственность среди поколений. Однако согласно существующим научным версиям предполагают, что праславянский язык выделился из праиндоевропейского. Это становление языка происходило в очень широких временных рамках от второго тысячелетия до нашей эры до первых веков нашей эры.

Данные, полученные учеными с помощью языкознания, письменных источников и археологии, указывают, что изначально славяне проживали на территории Центральной и Восточной Европы. С разных сторон их окружали германцы, балты, иранские племена, древние македоняне и кельты.

Становится ясно, что сегодня нельзя с уверенностью ответить на вопрос «Как появились славяне на земле?», и по сей день он остается открытым для многих умов.

Связанная статья

В древности, многие опишут примерно такой образ: пожилого мужчину с длинными волосами в белой рубахе. Однако это не совсем истина. Есть немало версий, как выглядели славяне. Тема их внешнего облика очень интересна, поэтому она заслуживает более подробного изучения.

Обитание славянских племен

Славяне проживали с древних времен в центральной части Европы, в Прикарпатье и на По одной из версий, продвижение в восточную часть происходит в период с V по VII века нашей эры. Если прислушаться к другой, то можно услышать версию, что в Восточной Европе славяне находились как этой части Европы. Всего было три больших группы: восточная, западная и южная. Языческие верования определяли не только духовность славян, но и их внешний облик.

Как выглядели восточные славяне, невозможно сказать однозначно. На этой территории проживало огромное количество племен. Это такие, как вятичи, волыняне, кривичи, радимичи, хорваты, полочане и многие другие. Каждое из них имело свои характерные особенности. Среди общего можно отметить тот факт, что одежда не имела сложных деталей, но внешнее оформление всегда было под особым вниманием. На тканях вышивали различные узоры, орнаменты, фигуры. Для украшений использовали различного типа. На ногах они носили лапти. Под верхней одеждой носили льняные просторные рубахи. Чем богаче был человек, тем больше одежды он носил. Различия могли состоять в цвете предпочитаемой ткани, размере, форме и количестве украшений, способах плетения лаптей. Однозначно можно сказать, что на то, как выглядели древние славяне, влияла окружающая природа, быт и образ жизни племен, а также их соседи - скифы и сарматы.

Есть ли схожесть с викингами?

Некоторые историки категорически отвергают тот образ, который представляется нам в виде длинноволосого мужчины и с бородой. Это менее похоже на то, как выглядели древние славяне, а больше соответствует викингам.

По их мнению, славяне выступали против стрижки волос на голове и бритья бороды.
Скандинавы взяли такой внешний вид из религиозных традиций. Славяне в те времена обитали на Балтийском побережье. В отличие от викингов, они тщательно брились и состригали волосы очень коротко по всей голове, оставляя чуб на лбу. А с длинными волосами ходили волхвы. Внешний облик скандинавских мужчин славяне высмеивали. Как выглядели славяне, ученые пытаются определить по найденным скелетам. Благодаря этим находкам появляется возможность у потомков ознакомиться с украшениями, одеждой и аксессуарами, которые использовали древние славяне. Схожесть со скандинавскими нарядами наблюдается в женских украшениях для волос и головных уборах.

Внешний вид славянских женщин

Во все времена славянские женщины использовали многослойную одежду. Причем для каждого события предназначались разные костюмы. Внешний вид также зависел от возраста женщины. На тело всегда надевали рубаху с широкими рукавами. Чем ближе к нашему времени, тем больше внешний облик славян наполнялся роскошью. Одежда становилась разнообразнее. Голова прикрывалась различными уборами. От ленточек до шапок необычной формы. Женщины украшали наряды бусами, которые были яркими и опускались на груди в несколько рядов. Вся одежда была длинная, практически до самых пят. Её украшали нашитыми лентами, небольшими оборками и тесьмой. Также они любили носить крупные серьги и кольца.

Мужской славянский костюм

Мужчины облачались в длинные рубахи - распашонки. Они запахивались и подпоясывались ремнем. Рубахи не имели застежек, некоторые из них надевали сверху. Зимняя одежда была выполнена из меха различных животных. Это и тулупы, и рукавицы. Штаны были широкие, их подвязывали на поясе и внизу. У состоятельных людей таких штанов было несколько. Зимой на холщовые надевали шерстяные. Обувь мужчин и женщин делали из холста. Им оборачивали ноги и прикрепляли подошву при помощи ремешков. Сапоги делали из целого куска кожи.

Вся одежда имела вышивку. С течением временем её стновилось все больше.

Прически древних славян

Волосы и прически занимали особое место в жизни древних славян. По прическе можно было судить о социальном статусе человека. Стригли волосы ритуально, соблюдая традиции. Это необходимо было делать в определенный период жизни. Мальчикам волосы длинные не отращивали и стригли достаточно часто.

Девочкам необходимо было По этой причине их отращивали, усердно следили за ними, ухаживая при помощи растительных компонентов. Девушки носили одну или две косы.

Мальчики, становясь взрослее, отращивали более длинный чуб. Вся остальная часть головы остригалась очень коротко. Чуб - это был особый атрибут. Молодой человек гордился им, иногда закручивал. Взрослые мужчины чаще всего носили стрижку «в кружок». Еще ее называют «под горшок». Именно с помощью этого атрибута и делали подобную прическу. Для восточных славян это также было общепринято.

Как выглядели славяне, достоверно сказать невозможно. Можно определенно сказать одно, что их одежда была удобной и просторной, независимо от эпохи.

Вопросом, которому уделяется много внимания на славянских пабликах является и такой: носили или нет славяне бороды??
Я не буду даже обсуждать "аргументацию" типа: "борода-богатство рода". Обычно же защитники бородатости апеллируют к "Русской Правде", в ст. 67 которой предусмотрен штраф в 12 гривен за выдранную бороду.
Для начала известны ДВЕ редакции "Русской Правды". Т.н Краткий список и пространный. По поводу Краткого списка есть обоснованная версия о том, что он является новгородским фальсификатом XV века, изготовленным с целью добиться льгот от московских великих князей - Ивана III см. Толочко А.П. Краткая редакция Правды Русской: происхождение текста К 2009 стр 136.
Пространная же редакция по практически единодушному мнению ученых относится к 1030-ым гг, т.е ко времени когда Ярослав пригласил впервые митрополита из Византии см. Кузьмин А.Г. Крещение Киевской Руси М 2012, см Переверзенцев С.В. Тайны Русской веры. От язычества до империи М 2001. , в которой как раз бороды носили. К тому же Ярослав был женат на шведке Ингигерд, с которой приехала свита, а ношение скандинавами бород - факт многократно подтвержденный. И именно со времен Ярослава начинается ориентация на Скандинавию, рвутся связи с Центральной Европой и проталкивается варяжская легенда см. Кузьмин А.Г.Начало Руси М 2003, см Деяния русов. Потерянные царства Европы. Т.е в том, что норма "Русской Правды" защищала славян - христиан (или же /и двоеверцев И.Л), а равно скандинавов - нет сомнений, но отнюдь не факт, что ст. 67. Пространной редакции Русской Правды защищала традиции славян-язычников, которых оставалось еще много.

Что же касается непосредственно русов, то имеется к примеру описание внешности Святослава Великого
"Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый с густыми чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос - признак знатности рода...". Лев Диакон. История Кн 9. Поскольку греческий хронист ни словечка не написал о заимствовании, равно русские летописцы ни словом не обмолвились о том, что прическа и бритье Святослава - заимствованы, значит перед нами - подлинный облик русов, причем русов дунайских и возможно черноморских. Уточнение связано с тем, что часто цитируется Адемар Шабанский: "Вскорости пришел на Русь некий епископ из греков и обратил ту часть этой провинции, которая до сих пор была предана идолам и убедил их отпустить бороды, а также перенять другие греческие нравы"..Но.. "Буквальный перевод Адемара Шабанского(..) ЗАСТАВИЛ БЫ (выделено мною И.Л) предполагать, что в представлении Адемара, Русь составляла одну из областей Венгрии "см. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях М 2001 стр 343. Иными словами Назаренко А.В. честно признал, что ПОДПРАВИЛ текст средневековой хроники, потому что в XI веке, хронист числил Русь в Венгрии, т.е в Подунавье. Учитывая данные Б.Достала и Ширинского С.С. см Древняя Русь и славяне М 1978 стр 82-86, стр 203-206 можно уверенно говорить, что облик Святослава соответствует облику дунайских русов. Кстати, имеются сведения о том, что и кельты головы брили, а космы у них - фантазии художников и режиссеров. Вот что писал об ирландцах датский хронист Саксон Грамматик: "Они срезают волосы наголо бритвой и сбривают все волосы от затылка.." Саксон Грамматик.Кн 5 // В.Осипов О бедном айдаре замолвите слово.
Однако, кроме Дунайской Руси и Руси Черноморской была еще и Донская см. Галкина Е.С. Тайны Русского каганата, М 2002, в которой жили роксоланы-аланы. Аланский анклав, Кузьмин А.Г фиксирует к примеру на юге Балтики - это крайне редко упоминаемая даже варягофилами Роталия см. Кузьмин А.Г.указ.соч. А вот у алан-то "волосы и борода не подстрижены" см. Ковалевская Б. В. Кавказ-скифы, сарматы, аланы I тысячелетие до н.э.- I тысячелетие н.э. М 2005. Т.е упоминание Ибн-Фадланом и Ибн-Хаукалем ДВУХ видов русов, одни из которых бреют бороды (они идут первыми), а вторые - нет, вполне может быть упоминанием русов "красных" кельтических - усатых и безбородых, и русов- "белых", бородатых, иранских. Т.е на момент событий упоминанием ДВУХ РАЗНЫХ ЭТНОСОВ. Причем оба этноса назывались русы см. Кузьмин А.Г.указ.соч.
Имеется и описание славянской внешности относящееся к V веку:
"ко мне подошел какой-то человек, которого я принял за варвара по скифской одежде (....) этот был похож на богатого скифа, так как был хорошо одет и острижен в кружок" см. Приск Панийский. Готская история. Скифами византийцы устойчиво называли славян.. . О бороде как видно ни слова, но указана стрижка в кружок.
Впрочем, учитывая переселение части алан в Поочье в VIII-IX вв н.э. из-за войны с Хазарским каганатом см. Галкина Е.С. указ.соч. и размещение там же болгарских гарнизонов на службе хазар см. Шинаков Е.А. Образование Древнерусского государства М 2009. изд. 2-е исправленное и дополненное, возможно,что вятичи переняли бороды и длинные волосы от соседей. А может и нет. Во всяком случае певец монгольского нашествия и его "благотворного влияния" отмечал: "..от бритых голов с оселедцами, длинных штанов, они (русы и славяне И.Л) перешли к золотым кафтанам, (..) тафьям и мурмолкам " см. Э Хара-Даван. Чингисхан. Великий завоеватель. Русь монгольская М 2002. Т.е вполне себе азиат и певец азиатства, отмечал, что оселедец-это ЕВРОПЕЙСКАЯ прическа. В нашем случае - исконно РУССКАЯ, как исконно славянская - коротко остриженные волосы. Без бород.

Илья Левко

Мне хорошо знаком этот московский дом на улице Вавилова. В нем находится Лаборатория пластической антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН. Я не раз бывал здесь пару лет назад, когда привезли мумию с плато Укок и в Лаборатории воссоздавали скульптурный портрет «алтайской принцессы».

Лаборатория носит имя Михаила Михайловича Герасимова, всемирно известного ученого-антрополога, который впервые разработал и применил научную методику восстановления человеческого лица по черепу. Шестьдесят лет назад он реконструировал лицо палеолитического человека из раскопок сибирской стоянки Мальта, положив начало русской школы антропологической реконструкции.

Герасимов восстановил облик многих исторических личностей — главный коридор Лаборатории украшают скульптурные головы Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского, Тамерлана и сына его Улугбека, Ивана Грозного и Федора Иоанновича...

Сотрудники Лаборатории и сейчас выполняют заказы на реконструкцию известных людей прошлого — например, за последние годы в «галерее почета» прибавились скульптурные портреты средневековых султанов и ханов с территории бывших советских республик.

Но большинство работ связаны с безымянными находками археологов в разных концах бывшего Союза. Образовался целый палеоэтнический музей, в котором представлены различные этнические группы прошлого: люди каменного века и эпохи бронзы, скифы с Урала и Украины, сарматы с Волги и из Прииртышья, саки из Средней Азии и фракийцы из Молдавии...

Исследователи могут сравнивать их с современным населением этих районов и судить, насколько оно изменилось за прошедшие века или тысячелетия. Реконструкции помогают глубже осознать ход исторического процесса, его решающие частности.

Вот, к примеру, галерея портретов славян. Еще Герасимовым были реконструированы кривич и вятичка из-под Звенигорода; со временем их дополнили работы сотрудников Лаборатории: вятич с Лосиного острова в Москве, словенин новгородский, славяне из Моравии, первого славянского государства... Так явились ученому миру представители многих летописных славянских племен.

Явились, чтобы, быть может, помочь исследователям решить ряд трудных и зачастую спорных вопросов: откуда и когда пришли славяне на Русь? Где жили те или другие племена? Как и чем жили? Как ассимилировались с другими народами? Как выглядели, наконец?

Мерянка из ивановских лесов

В комнате, где работает сотрудница Лаборатории Елизавета Валентиновна Веселовская, мое внимание привлекла голова девушки, у которой, кроме славянских височных колец, были какие-то нехарактерные для славянок сложные украшения.

— Это — мерянка с городища Плес Ивановской области, моя работа, — пояснила Елизавета Валентиновна. — Меря — финское племя (Здесь и далее слово «финны» употребляется в научном смысле: народы финно-угорской языковой группы. То есть: мордва, мари, коми, удмурты, а также исчезнувшие — меря, чудь белоглазая. Несколько более отдаленное, но все же родственное отношение имеют к ним саами-лопари, а еще более отдаленное — ненцы. Собственно финны-суоми тоже относятся к этой группе, но только как один из народов.), их коренные места были прежде всего в районе Ростова и Суздаля, и они растворились среди расселившегося там древнерусского племени кривичей.

Но в тех лесных местах, где нашли «мою» женщину, меряне сохраняли самобытность до XII века, пока владимирские князья не стали строить там городки, посадское население которых образовывалось из местной мери... И к слову, она вовсе не девушка — ей 35-40 лет, а в те времена жили не намного дольше.

Разговор о славянах и финнах мы продолжили с коллегой Веселовской, специалистом по антропогенезу Александром Петровичем Пестряковым.

— Да, славяне ассимилировали население тех областей, в которые приходили. Русская крестьянская колонизация прошла, например, через лесных финнов к Белому морю. И вот результат многовековых процессов: для славян, в первую очередь восточных, характерно, как говорят специалисты, снижение европеоидности черт — у них более широкие скулы, менее выступающие носы, и связано это не с татаро-монголами, а именно с финнами, вошедшими в состав славян. Ассимиляция финских этносов продолжается и поныне, скажем, в Карелии. А вот вглядитесь попристальней в эту звенигородскую вятичку...

— Она словно родом из Прибалтики...
— Вот именно! Ведь славяне и балты — выходцы из одной антропологической группы, жившей где-то на пространствах от Одера до Среднего Днепра. Правда, в западной или восточной части ареала и до нашей эры или уже в начале нашей — об этом идут споры. Впрочем, споры идут и о том, когда началась история славянской Руси, — заметил Пестряков.

Согласно «Повести временных лет», славяне пришли на Русь с Дуная. На Дунае, по сообщениям византийских хронистов, они появились в VI веке (археологи считают — в V-м) и какое-то время спустя — на Руси. Однако...

Более двух десятилетий назад археолог Валентин Васильевич Седов установил, что Труворово городище под Изборском — первое укрепленное городище на Руси — возникло на рубеже VII - VIII веков.

Его поставили псковские кривичи вместе с обитавшими здесь финнами и скандинавскими пришельцами. Славяне, как выяснилось, поселились в этих местах еще в V — VII веках, то есть одновременно с появлением на Дунае! Любопытно, что по-латышски «русский» будет именно «криевс».

Пришли предки кривичей, как считает Седов, с запада, из польского Поморья между Вислой и Одером, из тех краев, что он полагает славянской прародиной. Так что заселение Руси шло, видимо, двумя потоками, и летопись неполна...

Исторические материалы, гипотезы, археологические находки — все это круг постоянных интересов сотрудников Лаборатории. Но безоговорочно верят они лишь своему методу реконструкции, разработанному М. М. Герасимовым, включающему такие средства исследований, как рентгенография, шкала соотношений — в разных точках — мягких тканей головы и черепа, химические анализы и т.п.

Метод Герасимова благодаря новым техническим средствам совершенствуется, помогая исследователям приблизить восстанавливаемый облик к реальности, от которой смогли бы оттолкнуться в своих поисках те же историки.

Печальная рязанка

…Печально склоненное, словно бы в смертной усталости, лицо женщины. Надпись на табличке гласит, что это древняя рязанка, восстановленная ученицей Герасимова Галиной Вячеславовной Лебединской, долгое время возглавлявшей Лабораторию.

Старое название Рязань недаром возводят к значению «отрезанная окраинная земля» (хотя не исключено, что это переосмысление «эрзямс», от самоназвания эрзя мордвы, на земле которых вырос город.)

Лежавшая на высоком холмистом берегу Оки, на полсотни километров ниже нынешней, Старая Рязань обозначала восточный край Руси. До сих пор сохранились ее высокие валы и глубокие рвы... Первыми из славян здесь, конечно, появились вятичи. Было это в X столетии. Но лишь полвека или век спустя начинается подлинная колонизация этих мест торговый и ремесленный город притягивал население из разных краев Руси.

В 60-х годах на южном городище Старой Рязани обнаружили кладбище ранних поселенцев XI века, курганы которого были заровнены городом следующего столетия. Именно там нынешним главным раскопщиком городища В. П. Даркевичем среди прочих было найдено и это заурядное женское погребение конца XI века.

В могиле вместе с останками нашли бронзовую позолоченную пуговицу от ворота, а с каждой стороны черепа лежало по шесть височных серебряных колец. Такая форма височных колец — наследие древнего племени дулебов, широко расселившегося по нынешним Белоруссии и Украине и разделившегося на летописные племена волынян, дреговичей, древлян и полян (это установил В. В. Седов).

Я попросил Галину Вячеславовну немного рассказать об этой женщине, спросил, почему она решила придать ей такое печальное выражение лица.
— У нее и при жизни был такой скорбный вид. Судя по состоянию зубов, ей исполнилось 35-40 лет. Узкий, грацильный, то есть немассивный, череп, высокое узкое лицо, высокое переносье, тонкий с легкой горбинкой нос — такой тип лица свидетельствует, что она принадлежала к выходцам откуда-то с юго-запада Руси...

Кстати, историками давно отмечено распространение на рязанщине географических названий, перенесенных с юга. И, по мнению антропологов, население древнего города было близко к населению других городов западной и юго-западной Руси — полянам, дреговичам...

Коротка была жизнь этой женщины. Печальна ее судьба. Но еще более страшная жизнь ожидала ее потомков, если они не погибли в той демографической ловушке, которой — из-за эпидемий, голода, антисанитарии — являлся средневековый город.

В XIII веке потомки печальной рязанки могли стать участниками великой исторической драмы, сценой для которой послужила вся Русская земля. Именно события черного батыевого 1237 года и превратили впоследствии Старую Рязань в место постоянных раскопок.

Дружинник из никольского поселения

Безбородый курносый славянин, довольно молодой по виду, и бородатый мужичок с волосами, схваченными обручем, — это работы Татьяны Сергеевны Балуевой, возглавляющей Лабораторию.

О них и состоялся разговор с автором реконструкций.
— Да, это действительно интересные типажи северных славян, — Татьяна Сергеевна на минуту задумалась. — На севере лежат территории, не затронутые татаро-монгольским нашествием, и потому сохранился наиболее автохтонный, то есть первозданный, тип славянина.

Черепа, наиболее характерные, были взяты из находок 90-х годов археолога Николая Андреевича Макарова. И вот, когда уже готовые реконструкции были помешены в музей Кирилло-Белозерского монастыря, местные жители стали «узнавать» своих знакомых и близких. А ведь их разделяет почти тысяча лет...

Я знал, что Н.А.Макаров изучал неписаную историю древних торговых путей, проходивших по Русскому Северу. Конечно, густые леса, прежде привлекавшие промышленников пушным богатством, давно уже выведены. Реки, по которым ходили ладьи, обмелели. Но селения, история основания которых уходит во тьму веков, — сохранились.

— Тот из них, что без бороды, — славянин 20-25 лет из могильника Никольское близ северного берега Белого озера, — продолжала Татьяна Сергеевна. — В середине XI века, примерно в конце правления Ярослава Мудрого, тут было поставлено небольшое дружинное поселение.

Вероятно, оно должно было контролировать путь от Новгорода на Волгу — в погребениях нашли монеты, привозные вещи, они свидетельствовали о занятии поселенцев торговлей. Но часть мужчин, судя по боевым топорам, была профессиональными воинами. Это было начало славянской колонизации здешнего края, населенного лесными финнами — весью, предками нынешних вепсов.

— Жизнь здесь была тяжела, славяне рано уходили из жизни, детей рождалось немного, и поэтому население сокращалось. Кстати, антропологически эти славяне были наиболее близки к тем, которые населяли нынешнюю Ленинградскую область, к западным балтийским славянам и латгалам. Вероятно, это были словене...

— Поселение запустевает спустя треть века. Макаров предположил, что отряд отозвали. Однако Т. И. Алексеева, известный антрополог-славяновед, считает, что поселенцы смешались с финнами, которых долгое время сторонились. Ибо только так могла выжить горстка людей, заброшенных в малообжитой край...

После этих слов Татьяны Сергеевны у меня неожиданно возникло яркое воспоминание: свинцовая струя Волхова, над ней на крутояре — «стога» древних курганов и светлые башни средневековой крепости Старая Ладога. И раскоп древнего поселения, где археологи обнаруживают то кузнечный горн, то пряслице...

При Ярославе Мудром из Старой Ладоги отправлялись русские ватаги и дружины на восток. Совсем незадолго до предполагаемого основания Никольского поселения состоялась запавшая современникам в душу своим трагическим исходом экспедиция сына ладожского наместника Ренгвальда, Ульва, с отроками далеко на восток, вероятно, куда-то в земли финнов-коми. Все они полегли в битве...

Возможно, основание дружинного поселения произошло на гребне этой волны колонизации, затем отхлынувшей, чтобы всплеснуться снова, — но время между этими волнами превышало продолжительность тогдашней человеческой жизни...

— Второй, с бородой — ему лет 35-40, — говорит Татьяна Сергеевна. — Из могильника близ нынешней деревни Нефедьево. Расположена она на знаменитом некогда Славенском волоке, между Шексной и обмелевшей ныне Сухоной — одним из истоков Северной Двины.

Балуева рассказывает, что в XI веке на поселении обосновалась маленькая группа смешанного славяно-финского населения. По осколкам керамики Н.А. Макаров определил, что переселились они с лежащего неподалеку Белоозера или из долины Шексны. Они проложили тележную дорогу, по которой провозили суда и товары на лошадях.

На первых порах жизнь первопоселенцев была очень тяжела. Судя по ослабленным костям, занятые валкой леса и охотой мужички страдали от недоедания. В то же время женщины, возможно, в буквальном смысле «тянули лямку» — мышцы шеи и плеч у них были переразвиты.

Однако, как установил Макаров, именно в старейших женских погребениях найдены дорогие серебряные и стеклянные украшения. Может быть, нетронутые, богатые пушным зверем угодья давали больше прибытка, нежели в XII веке, когда поселение выросло и жизнь улучшилась.

Однако к концу века могильник забрасывают, часть нефедьевских уроженцев оказывается обитателями новой, лежащей неподалеку деревни. Возможно, истощились поля или люди стали селиться ближе к волоковой дороге.

В XIII веке жизнь на поселениях угасает. Не исключено, что это связано с разорением татаро-монголами Суздаля, который, судя по летописям, «работал» на Славенский волок.

Непобедимый атаман Сирко

Я уже было собрался покинуть стены Лаборатории, но, выйдя в главный, «мемориальный», коридор, заметил сбоку от галереи знаменитостей небольшую интересную группу. Пять скульптурных портретов, пять человек с волевыми решительными лицами. Известны имена лишь двух из них, но все они, без сомнения, сыграли свою роль в истории славян.

Это участники битвы под Берестечком, в Ровенской области, состоявшейся 20 июля 1651 года. Описанием этой злосчастной битвы, в которой на болотистой низине были разгромлены поляками силы Богдана Хмельницкого, уничтожена его загнанная в болота пехота, Генрик Сенкевич заканчивает свой роман «Огнем и мечом». Не первый и не последний раз славяне пустили тогда кровь друг другу...

Лет двадцать назад археолог Игорь Кириллович Свешников проводил раскопки на месте этого сражения, в пойме реки Плещеевки. И четверо из пяти восстановлены по найденным им останкам.

В середине — бородатый донец, с серьгой в ухе, свидетельствующей о том, что он последний мужчина в роду (реконструкция Е. В. Всселовской); по бокам — два запорожца с оселедцами (один — работа Г. В. Лебединской). Донцы нередко участвовали в сражениях украинцев с татарами и поляками. Руками Лебединской созданы портреты и двух тех, имена которых известны. Это атаман Сирко и дьякон Павел.

Дьякон Павел, греческий монах, сопровождал митрополита Коринфского Иоасафа, приехавшего к Хмельницкому биться за православное дело. По поручению гетмана, они ездили к царю Алексею Михайловичу для переговоров о воссоединении Украины с Россией. (В Московском центральном историческом архиве сохранилась переписка Иоасафа и Павла с царем и боярами.)

Оба находились в казацком лагере под Берестечком и погибли при штурме его поляками. На черепе Павла обнаружено несколько пулевых отверстий.

Ивану Сирко, знаменитому впоследствии кошевому атаману запорожцев, в час битвы было около сорока, а умер он три десятилетия спустя. Слава пришла к нему позднее, когда вместе с отрядом донцов Касогова он совершал жестокие набеги на Крым. Однако слыл среди запорожцев как человек справедливый, даже по отношению к крымцам.

Когда противоречия казацкой аристократии («старшины») и московского правительства после смерти Хмельницкого обострились, «старшиной» был заключен тайный сговор с поляками.

Предполагалось обратное включение Украины в Польшу, но на правах широкой автономии. Сирко примкнул было к мятежным полковникам, за что позднее ненадолго оказался в Сибири. Но когда в конце 60-х годов XVII века гетман Правобережья Дорошенко в нежелании своем поддаться «москалям» дошел до того, что навел на Украину полчища турок, а поляки, хитро посмеиваясь, лишь покручивали усы, — не было у янычар другого такого врага как Иван Сирко... Говорят, из пятидесяти сражений, в которых он участвовал, ни одно не было проиграно.

Будучи уже старым, не раз упрекнет кошевой атаман Сирко гетманов разных берегов славянского Днепра за то, что в честолюбии своем они разжигают братоубийственную войну и не проявляют должного усердия в защите украинских городов от турок. И в этом, пожалуй, самый большой урок для славян наших дней...

Могила Ивана Сирко находится на Никопольщине, в устье Чертомлыка, где в его времена располагалась Сечь. Вскрыв ее в 1967 году, нашли останки человека высокого роста; сохранились даже остатки одежды...