Open Library - открытая библиотека учебной информации. Теоретические аспекты исследования

Слова "нравственность", "мораль", "этика" близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках. Понятие «этика» (от греч. ethos – нрав, характер, обычай) ввел 2300 лет назад Аристотель, который называл "этическими добродетелями" качества человека, проявляющиеся в его поведении: мужество, благоразумие, честность, а "этикой" – науку об этих качествах.

Понятие«мораль» (от лат. mores – нрав, обычай) ввел Цицерон по аналогии с понятиями, введенными Аристотелем. Понятие «нравственность» (от русского нрав ) употребляется с XVIII века как синоним двух первых.

Сегодня данные понятия используются как синонимы, однако имеют оттенки смыслов:

· нравственность, мораль – ценности, принципы, нормы, определяющие поведение человека;

· этика – а) сами эти принципы (например, врачебная этика); б) наука о них (наука о нравственности, морали);

· понятие "мораль" может быть употреблено с негативной оценкой (например, человеконенавистническая мораль); понятие "нравственность" – только с положительной оценкой.

Нравственная культура – это комплекс ценностей и норм, регулирующих отношения между людьми в их повседневной жизни.

Основные аспекты нравственной культуры – это 1) ценности и 2) регулятивы (нормы). Ценности – то, что древние считали этическими добродетелями (справедливость, честность, трудолюбие, патриотизм). Нравственные (моральные) регулятивы – правила поведения, ориентированные на указанные ценности.

В каждой культуре есть определенная система общепризнанных регулятивов, которые считаются обязательными для всех. Такие регулятивы называются нормами морали. В Ветхом завете их 10 – "заповедей Божьих", написанных на скрижалях. В Новом завете – 7.

Нравственные ценности и регулятивы тесно связаны между собой. Любое правило подразумевает наличие ценности, на которую оно направлено. Например, честность – нравственная ценность, из нее вытекает регулятив "Будь честен".

Важнейшей особенностью нравственности является финальность нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов. Цель нравственности – самоцель, высшая, финальная цель, которая не может быть средством достижения других целей. Поэтому нельзя ответить на вопрос "Зачем стремиться к нравственным ценностям?". Императивность означает долженствование, обязательность к выполнению.

Основные социокультурные функции морали:

1. Мотивационная функция. Нравственные принципы (ценности, нормы) мотивируют поведение человека как причины каких-либо поступков. В результате воспитания и самовоспитания формируется установки, в соответствии с которыми человек совершает то, что должно, и не совершает то, что не должно делать. Поэтому, оценивая поступок человека, мы оцениваем а) его результат, сам поступок; б) его мотив. На основе первого и второго оценивается сама личность;

2. Конститутивная функция (от лат. constitus – утвердившийся, установленный) утверждает ведущую роль нравственности в культуре. "Этическое является конституирующим элементом культуры", – писал А. Швейцер. Нравственные ценности и нормы – главные, ведущие, центральные в любой культуре, приоритетные по сравнению с другими аспектами культуры. Поэтому критерии нравственности являются определяющими при оценке достижений науки, политики, искусства;

3. Координационная функция (вытекает из предыдущей): мораль обеспечивает единство, согласованность действий, общность людей в самых различных ситуациях. Основные моральные принципы носят общезначимый характер.

Процесс нравственного развития личности, формирования нравственной культуры проходит в 3 этапа :

1) Элементарная нравственность . Для нее характерна регуляция извне. Главный мотив нравственного поведения – страх, боязнь наказания за нарушение норм. Уровень нравственности зависит от того, кто дает предписания, указания;

2) Конвенциональная нравственность . В ее основе также лежит внешняя моральная регуляция, однако происходит и выработка собственных представлений о добре и зле. Конвенциональная мораль ориентирована на общественное мнение. Моральные требования воспринимаются как необходимые для выполнения; критического отношения к ним нет. Личность выполняет правила не потому, что принимает их как обязательные для себя, а для того, чтобы выглядеть "хорошим" в глазах других. Главные мотивы нравственного поведения – стыд и честь;

3) Автономная нравственность . Возникает как результат интериоризации общественного мнения. Она автономна, так как не зависит от мнения окружающих людей. Личность совершает хорошие поступки не потому, что ее похвалят, вознаградят или осудят, а потому, что они возникают из внутренней потребности ("Не могу иначе"). Главный мотив нравственного поведения – совесть. Стыд – выражение ответственности перед другими людьми; совесть – перед собой.



Типы морали:

1) Гедонизм – этика удовольствия . Разновидность гедонизма – эвдемонизм, этика счастья (пример – Дон Жуан). Ригоризм – этика долга. Высший нравственный принцип – долг.

2) Эгоизм (эго – я) – этика жизни для себя. С точки зрения эгоиста, благо – то, что соответствует интересам самого человека. Альтруиз м (лат. alter – другой) – этика жизни для других.

3) Индивидуализм – признание приоритета личных интересов перед общественными, автономия личности, нонконформизм. Коллективизм – зависимость от коллектива, подчинение своих интересов общественным, конформизм.

4) Этика борьбы – этика сотрудничества. Данная типология введена В.Лефевром.

Основные принципы этики борьбы :

1. допустим компромисс между добром и злом, если он впоследствии может принести пользу для добра;

2. цель оправдывает средства; т.е. если цель – добро, можно допустить аморальные средства;

3. непримиримость, ориентация на борьбу в отношениях с людьми, занимающими иную позицию: "Кто не с нами, тот против нас", "Если враг не сдается, его уничтожают";

Основные принципы этики сотрудничества :

1. компромисс между добром и злом недопустим; осуждается всякое отступление от добра;

2. цель не оправдывает средства; нельзя во имя "хорошей" цели использовать "нехорошие" средства;

3. в отношениях между людьми должна господствовать ориентация на сотрудничество, даже если они придерживаются разных взглядов.

5) Мужская этика – женская этика. Обусловлена различиями в требованиях к гендерному поведению мужчин и женщин.

Основные принципы современной нравственной культуры:

1. "Золотое правило" нравственности . Исторически первое представление о справедливости – талион, в основе которого лежит идея равного возмездия. Талион регулировал отношения между родами. С распадом рода около 500 г. до н.э. (Китай, Индия, Греция) выдвигается "золотое правило нравственности": "Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе". В отличие от талиона, "золотое правило" регулирует отношения между личностями – оно более справедливо, так как исходит из признания равенства людей;

2. Моральная автономия личности – завоевание Нового времени. Принцип автономии предполагает а) уважение к человеку, б) наличие у него самоуважения, в) ответственность за последствия своих действий, г) свободу в выборе своего поведения;

3. Гуманизм , который понимается как а) человеколюбие, забота о его счастье и благополучии; б) отказ от всех форм насилия над личностью; в) равенство людей, социальные и естественные права человека на жизнь, свободу, охрану здоровья, духовное развитие и т.д. Началом идей гуманизма в европейской культуре стала эпоха Возрождения.

Человеческая история – противоречивый процесс, где немало зла и насилия над человеком. Однако развитие гуманистических отношений – единственный путь дальнейшего развития человечества.

Литература

1. Кармин А.С. Культурология. Культура социальных отношений [Текст] / А.С.Кармин. СПб.: Лань, 2000. – 128 с.

2. Этика: Учебник [Текст] / Под общей редакцией А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. – М.: Гардарики, 2004. – 496 с.

2.5 Политическая культура

Политика – область человеческих отношений и взаимодействий по поводу власти. В данном случае власть понимается как высшая, суверенная власть в обществе, которая принадлежит государству.

Политическая культура – совокупность регулятивов и ценностей, определяющих участие людей в политической жизни .

Политическая культура складывается в обществе под влиянием социально-экономических условий, которые порождают у людей потребность в силе, обеспечивающей порядок в обществе, защиту жизни и имущества граждан, их прав и свобод. Такой силой является государство.

Политическая культура определяется особенностями национальной культуры. И всякая государственная власть стабильна до тех пор, пока пользуется поддержкой народа.

Политическая культура выражается в политическом поведении. Существуют разные типы политического поведения . Так, М Вебер различает:

1) политиков «по случаю» – ими являются все люди, поскольку участвуют в выборах, митингах и демонстрациях, реже – в бунтах, революциях; их особенно много в переломные моменты истории;

2) политики "по совместительству" – более или менее активные члены партий, доверенные лица депутатов, члены совещательных органов. Но политика не является для них главным делом жизни ни в материальном, ни в духовном плане;

3) "профессиональные политики" – люди, для которых политическая деятельность является основным жизненным занятием: представители государственной власти, партийные функционеры, общественные деятели. Их М. Вебер также делит на тех, кто:

а) живет "за счет политики", то есть для них политика – профессия и источник дохода;

б) живет "для политики", то есть видят в реализации политических идей смысл своей жизни.

Функции политической культуры:

1) она формирует отношение людей к существующей власти. Власть признается легитимной (законной), когда она вызывает положительное отношение людей. Легитимация существующей власти – главная задача политики;

2) она определяет политическую организацию общества, то есть его государственное устройство. Государство может быть:

По своей структуре: унитарным и федеративным;

По форме правления: монархией или республикой.

Политическая организация включает в себя не только государственное устройство, но и всю систему политических отношений в стране, различные негосударственные общественные силы: партии, политические движения, течения, предвыборные блоки, СМИ, профсоюзы; религиозные, молодёжные и другие объединения граждан.

Типы политической культуры определяются в соответствии с типологией легитимной власти, предлагаемой М. Вебером. М. Вебер выделяют 3 типа власти :

1) традиционная, основанная на вере в священность существующих обычаев;

2) харизматическая власть, основанная на вере людей в особые, экстраординарные качества властителя, данные ему природой или судьбой, Богом;

3) легальная власть, опирающаяся на рациональную систему правовых норм.

Соответственно, выделяются 3 типа политической культуры :

1) Правовая культура традиционного типа : легитимной считается традиционная власть. Такой тип власти характерен для патриархальных обществ. Общество уподобляется семье, где правитель – отец, а подданные – дети, которые должны любить его и подчиняться беспрекословно. Уровень свободы крайне низок, как и уровень политической активности;

2) Правовая культура харизматического типа : легитимной считается харизматическая власть. Правитель обладает непререкаемым авторитетом, основанном на вере в его сверхъестественные способности. Характерна для переходных эпох и основана так же, как и первая, на личных отношениях. Основным источником законов выступает правитель, который часто обожествляется и становится объектом священного культа (Иисус, Мухаммед, Будда, Наполеон, Ганди, Гитлер, Ленин, Сталин и др.);

3) Правовая культура легального типа : легитимной признается легальная власть. Управление осуществляется с помощью бюрократического аппарата. Власть безлична, так как принадлежит не конкретному лицу, а должностям, которые носят выборный характер. Характерна для современных обществ.

Существует две модели правовой культуры, которым соответствуют два вида политических режимов – тоталитарный и демократический.

1) Тоталитарная модель (от лат. totalitas – целостность, целое),её черты:

· концентрация власти в руках одного лица – лидера правящей партии;

· сращение партийного аппарата с государством,

· неправовой характер государства;

· использование административно-командных методов управления;

· тотальный контроль государства за всеми сферами жизни общества, в том числе за частной жизнью граждан;

· отсутствие политического плюрализма, единомыслие;

· большая значимость идеологии, которая выступает в роли "квазирелигии", обосновывающей легитимность власти;

· отсутствие свободы слова, цензура печати;

· ограничение прав и свобод личности;

· доминирование коллективных интересов над личными;

· приоритет идеологических ценностей над всеми другими;

· главенство политики над экономикой;

· ксенофобия (враждебное отношение ко всему чужому);

· отсутствие личной инициативы, самодеятельности и т.д.;

2) Демократическая модель, её черты:

· подконтрольность государственной власти населению;

· выборность и сменяемость государственной власти;

· правовой характер государства;

· политический плюрализм, наличие разнообразных политических организаций;

· разделение властей;

· интересы личности доминируют над интересами государства;

· свобода слова и печати;

· высокая общественная активность масс;

· ограничение вмешательства государства в частную жизнь граждан, в жизнь гражданского общества и т.д.

Литература

1. Вебер М. Политика как призвание и профессия [Текст] / М. Вебер // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

2. Кармин А.С. Культурология. Культура социальных отношений [Текст] / А.С. Кармин – СПб.: Лань, 2000. – 128 с.

3. Малькова Т.П., Фролова М.А. Масса. Элита. Лидер [Текст] / Т.П. Малькова, М.А. Фролова. – М.: Знание, 1992. – 40 с.

2.6 Правовая культура

Право – специализированная сфера культуры, в которой содержанием и целью деятельности всех субъектов является обеспечение социального порядка и защиты прав человека посредством законов.

Право по своему значению в жизни общества близкоморали, так как регулирует поведение и отношения людей, но

· мораль старше по возрасту, возникла давно; право же возникает вместе с классовым расслоением общества и возникновением государства;

· выполнение правовых норм контролируется общественной властью, является обязательным, а их нарушение должно быть наказано. Мораль не носит такого принудительного, обязательного характера;

· мораль – "внутренний" регулятор поведения человека; право – "внешний", государственный.

Тем не менее, право должно подчиняться нравственным требованиям: хорошие законы – это такие законы, которые не противоречат устоявшейся в обществе морали.

Правовая культура – это комплекс регулятивов и ценностей, на которых строится реально существующий в стране правопорядок .

Первыми в мире правовыми документами, возникшими на заре цивилизации, были законы царя Хаммурапи, высеченные на базальтовых столбах и включающие в себя 282 статьи (XVIII в. до н.э.); в Индии – "Законы Ману", включающие 2685 статей, написанных ритмичной прозой (I в. до н.э.). Первые правовые документы основаны на идее талиона – наказание должно быть равно преступлению ("око за око, зуб за зуб"). Древнее право несет на себе черты классового расслоения, служит защите богатства, собственности. Характерна крайняя жестокость наказаний: отрубание головы, утопление, посажение на кол, членовредительство.

Значительный шаг в развитии правовой культуры был сделан в античности, особенно в Древнем Риме. Законы основаны на принципе равенства всех свободных граждан перед законом. Выделяются различные области права: гражданское, административное, уголовное, семейное. Регламентируется процесс судебного разбирательства. Римское право легло в основу европейского права.

Функции правовой культуры:

1. правовая культура обусловливает характер и формы законодательства, существующего в стране;

2. обусловливает действия властей, т.е. их отношение к создаваемым ими законам, соблюдение законов и контроль за соблюдением законов населением;

3. определяет правовое поведение населения, т.е. определяет, насколько граждане страны знают законы, соблюдают их, пользуются своими правами и выполняют свои обязанности.

Соответственно, в правовой культуре выделяются 3 основных аспекта :

I. культура законодательства , которое в настоящее время строится в соответствии со следующими принципами:

1) принцип социальной справедливости (наказание должно быть соразмерно преступлению);

2) принцип равноправия (равенство всех граждан перед законом);

3) принцип охраны прав личности (защита прав личности от посягательств со стороны государства);

4) принцип единства прав и обязанностей (нет прав без обязанностей, и наоборот);

5) презумпция невиновности (всякий человек считается ни в чем не виновным, если не доказано обратное).

II. правовая культура власти : власть исполнительная, законодательная, судебная должна действовать в интересах людей, народа, всего населения страны, а не в своих собственных интересах.

Основные требования к правовой культуре власти:

· законы должны создаваться и изменяться в соответствии с потребностями и интересами народа;

· власть обязана неукоснительно поддерживать законный порядок;

· наказание должно быть неотвратимым и реабилитирующим (идеал, пока недостижимый в современном обществе).

III. правовая культура населения – самая важная составляющая правовой культуры. Если правовая культура населения низка, то власть а) либо допускает вседозволенность, приводящую к массовому беспорядку; б) либо вынуждена прибегать к применению силы, террору.

Требования к правовой культуре населения:

1. Уважение к закону . Отсутствие подобного уважения – характерная черта правовой культуры населения в России, что находит свое отражение в известной русской пословице "Закон, что дышло – куда повернешь, туда и вышло". Недоверие к закону, обусловленное всеми особенностями национальной истории; бесправие личности, подчинение её интересам государства, отсутствие человеческого достоинства – особенности правовой культуры в России;

2. Знание законов . Законы нужно знать, потому что

а) незнание законов не освобождает от ответственности, а знание может помочь не совершать преступления;

б) человек, не знающий законов, может оказаться жертвой обмана, мошенничества со стороны других людей;

3. Обращение к закону. Разрешать конфликты, возникающие между людьми, необходимо в рамках права, а не путем угроз, скандалов и прочих средств. Например, в современных западных странах у каждой семьи среднего достатка имеется свой адвокат. "Обратитесь к моему адвокату" – первая реакция человека, столкнувшегося с правовыми органами. В США в настоящее время насчитывается более 700 тыс. адвокатов, а судиться с кем-либо – достаточно обычное явление для рядового американца.

Литература

1. Кармин А.С. Культурология. Культура социальных отношений [Текст] / А.С. Кармин – СПб.: Лань, 2000. – 128 с.

2. Оболонский А.В. Драма российской политической истории: система против личности [Текст] / А.В. Оболонский. – М.: Юрист, 1994. – 352 с.

Нравственная культура личности – это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношения с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Нравственная культура выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания, такие как нравственный разум, интуиция, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях.

Личность аккумулирует в своём сознании и поведении достижения нравственной культуры общества. Отсюда, нравственная культура личности - это степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря формирующему влиянию на него общества.

Задача формирования нравственной культуры личности заключаются в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали.

    Нравственная культура личности. Теория.

Нравственная культура общества конкретизируется и персонализируется прежде всего в нравственной культуре личности. Она представляет собой совокупность и меру развитости нравственного сознания и мировоззрения, нравственных качеств, полноту и последовательность их проявления в саморегуляции, в поведении, общении и деятельности личности.

Структуру нравственной культуры личности составляют:

а) развитость нравственного сознания (нравственные знания о добре; чести и т.д.; нравственные чувства и эмоции, нравственная воля, нравственные ценности);

б) развитость нравственного мировоззрения (нравственные идеалы, нормы и принципы, нравственные ориентации и интересы, убеждения и верования);

в) совершенство нравственных качеств (человеколюбие, уважительное отношение к людям, сострадание, сочувствие, справедливость, совестливость, доброта, честность, достоинство, чувство и понимание долга, ответственность и др.);

г) последовательное проявление нравственных качеств, соблюдение норм и принципов морали.

По содержанию нравственная культура личности во многом совпадает с нравственной культурой общества или группы. Но она может существенно отличаться от них субъективностью осмысления и выражения, доминированием тех или иных нравственных ценностей, направленностью. Так, «золотое правило» нравственности повелевает и рекомендует: «относись к другим людям так, как ты желал бы, что бы относились к тебе». Оно может быть выражено и другими суждениями. Но каждый человек по-своему понимает данный императив.

Один трансформирует его только к семейным отношениям, другой - к неофициальным межличностным отношениям, третий - к профессионально-служебным. Таких вариантов может быть достаточно много. Тем не менее ценность и смысл данного правила-нормы сохраняются, остаются понятными и востребованными.

Отличие нравственной культуры личности от культуры общества состоит и в том, что антикультурные, безнравственные позиции, поведение и проступки имеют место прежде всего у отдельного человека. Большие массы людей переходят к безнравственным действиям или поддаваясь влиянию отрицательно направленных лидеров, или когда они доведены до крайней нужды и бесправия.

2.1 Мораль.

Слово " нравственность " означает в современном языке примерно то же самое, что и мораль. Ведь этимологически термин "мораль" восходит к латинскому слову "mos" (множественное число "moris"), обозначающему "нрав", "moralis" – "нравственный". Другое значение этого слова - закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества.

Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. Поведение людей, которое соответствовало этим представлениям объявлялось моральным, противоположное - аморальным. Иными словами, морально то, что, по мнению людей, отвечает интересам общества и индивидов. То, что приносит наибольшую пользу. Естественно, что эти представления менялись от века к веку, и, кроме того, они были различны у представителей различных слоев и групп. Отсюда же проистекает специфичность морали у представителей различных профессий. Все сказанное дает основание говорить, что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный характер.

Понятие "мораль" чрезвычайно многозначно. Существует несколько десятков определенной морали, но чаще всего под моралью понимают один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, а также особую форму общественного сознания и вид общественных отношений.

Мораль по большому счету это система ценностей характерная определенному человеку и обществу в определенный момент времени. Мораль, регулируя человеческие отношения, опирается не на силу государственной власти, а на силу сознания, на убеждение. Термин «Мораль» - используют как отдельное нравственное практическое наставление, нравоучение. (Мораль сей басни такова…) Слова «моральный» и «моральность» применяют скорее как качественное определение поступка, в контексте пристойно и достойно ли это.

Можно сказать, что мораль держится на трех важнейших основаниях.

Во-первых, это традиции обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе, в среде данного класса, социальной группы. Человек усваивает эти нравы, традиционные нормы поведения, которые входят в привычку, становятся достоянием духовного мира личности. Они реализуются в его поведении, мотивы которого при этом формулируются следующим образом: "так принято" или "так не принято", "так все делают", "как люди, так и я", "так исстари велось", "наши отцы и деды так поступали и мы будем так же". Важность подобных мотивов несомненна. Ведь без усвоения того, что принято или не принято в данном обществе, нельзя понять, "что такое хорошо" и "что такое плохо".

Во-вторых, мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.

В-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов.

Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет место тогда, когда прочной основой нравственной поведения личности становится совесть. О реальности названия трех обоснований морали говорит вся ее история. Зафиксировано это и народной мудростью. Ведь недаром говорят об очень плохом, аморальном, безнравственном человеке: "Ни стыда, ни совести". Значит, общественное мнение на него не действует, а совесть неразвита. Такого человека моралью не проймешь, приходится применять более жесткие средства воздействия, рассчитанные на низкий уровень сознательности. ("Кого честь не берет, того палка проймет", - говорит одна из пословиц).

Таким образом, мораль включает в себя совокупность норм и правил поведения и является важным способом раскрытия возможностей человека, становления и утверждения человеческой личности.

Трудности изучения морали обусловлены тем, что они связаны с очень "тонкими" психологическими и социальными механизмами. Мораль возникает там, где даны психические отношения между людьми. Но эти отношения сформированы на социальном уровне, там, где психические переживания связаны с представления о добре и зле, справедливости, чести, долге, совести, счастье и т.п. Естественно, что у животных таких представлений в ясно выраженной форме нет и быть не может, ибо моральные отношения - это психические отношения более высокого социального уровня, присущие только человеку.

Сложности возникают и тогда, когда мы стремимся локализовать мораль, выделить ее из других связей и отношений. Сделать это не удается. Дело в том, что мораль обладает все проникающей способностью, а не локализована в какой-то одной области: науке, политике, производстве, семье и т.д. Одно и то же действие может оказаться моральным, аморальным, внеморальным - все зависит от того, выражает ли оно отношение человека к действующей в обществе системе ценностей. Вообще надо сказать, что нравственность, моральность или аморальность не существуют сами по себе, отдельно от поступков и действий человека. Любой человек может на словах наделять себя любыми качествами. Больше того, он может искренне верить в то, о чем он говорит. Однако лишь беспристрастный анализ поступков, дел этого человека может подтвердить или опровергнуть его утверждение.

Все это надо учитывать, поскольку не только каждый отдельно взятый человек, но и каждый класс, социальный слой и социальная группа общества всегда пытаются использовать мораль в идеологических целях, приспособить ее к своим интересам, оправдать с ее помощью свой образ жизни.

Для того, чтобы более полно определить понятие духовно- нравственная культура личности необходимо дать определения всем состовляющим данного термина.

Нравственность - это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Мораль - это внешний свод правил и этических норм. Нравственность - это внутренняя мотивация тех или иных поступков личности, т.е. это те нормы и правила, которые инициируются самим человеком, исходят от него, это его внутренний духовный стержень.

Духовность - высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно смысловыми регуляторами её жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Другими словами - духовность это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных интересов над материальными

Нравственное развитие - в наиболее общем смысле термин обозначает процесс, с помощью которого дети воспринимают общественные понятия о правильном и неправильном. Нравственное развитие человека протекает в течение всей его жизни, но основные черты морального облика складываются в детском, подростковом и юношеском возрастах.

Каждый народ, пройдя долгий и сложный путь своего исторического развития, выработал свою систему духовных и материальных ценностей - культуру.

Культура - это сложный комплекс достижений человека, в области материальной и духовной жизни, полученный им в результате его общественно-исторической практики. Народная традиционная культура была почвой, взрастившей человека - носителя этой культуры. От поколения к поколению духовные ценности народной культуры передавались средствами народной педагогики.

Духовно-нравственное развитие и совершенствование личности определяется как процесс формирования новых ценностных ориентаций нравственного плана. Нравственность в большинстве этических учений отождествляется с моралью. Но следует различать мораль как форму общественного сознания (систему норм, требований к правилам поведения в межличностных отношениях, предъявляемых человеку обществом) и нравственность как характеристику психологической структуры личности (отвергающей или принимающей эти требования, осознающей их необходимость и испытывающей внутреннюю потребность в исполнении моральных норм, следовании им). Нравственные представления и поведение людей могут расходиться.

В некоторых определениях подчеркивается, что психологическим регулятором поиска смысла нравственных проблем у человека является совесть.

Совесть характеризует способность человека самостоятельно формулировать нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения, давать оценку их поступкам. Из всего многообразия определений можно заключить, что понятие внутренней культуры личности в самом распространенном своём смысле отражает нравственную сторону личности, её ценности и способность оценивать нравственную сторону своих и чужих поступков. Можно сказать, что это структура внутреннего (субъективного) мира человека.

Она характеризуется своим внешним проявлением в отношениях с другими людьми, в общении и поступках. Внутренняя культура личности становится в ходе усвоения индивидом ценностей своего окружения, в ходе обучения и под воздействием собственной воли и усилий, в ходе социализации.

Из всего многообразия определений можно заключить, что понятие внутренней культуры личности в самом распространенном своём смысле отражает нравственную сторону личности, её ценности и способность оценивать нравственную сторону своих и чужих поступков. Можно сказать, что это структура внутреннего (субъективного) мира человека. Она характеризуется своим внешним проявлением в отношениях с другими людьми, в общении и поступках. Внутренняя культура личности становится в ходе усвоения индивидом ценностей своего окружения, в ходе обучения и под воздействием собственной воли и усилий, в ходе социализации. Внутреннюю культуру можно оценивать как культуру высокого уровня, если она соответствует требованиям общественной морали или светской этики, проявляется в форме следования этикету, принятому в той или иной сфере деятельности личности. Важной характеристикой высокого уровня внутренней культуры личности можно выделить способность к рефлексии и готовность нести ответственность за свои действия.

Существуют объективные требования к организации внутреннего мира человека, к культуре его личности, предъявляемые спецификой социальной работы. Они выражены в профессиограмме, психограмме и кодексах профессионального поведения. Эффективное исполнение трудовых обязанностей, полностью погруженных в социальной сфере, области исключительно межчеловеческих взаимодействий, требует от специалиста следовать нравственным и этическим принципам, исповедовать определенный круг ценностей. Это колоссальное давление на внутренний мир человека (психологическое воздействие), каждое взаимодействие, каждый профессиональный контакт с клиентом оказывает влияние. Это требует устойчивой структуры внутреннего мира, которая может с минимальными затратами и максимальными результатами функционировать в таких условиях. В противном, случае специалист теряет свой единственный ресурс - свою личность, не выдерживая психологического давления, происходит деформация личности, её эмоциональное сгорание. Неподготовленная личность обречена на регулярные стрессы, которые способны привести к неврозу и более тяжелым внутренним состояния

Этот вид культуры является одним из главных оснований духовной жизни общества. Наряду с правом, сфера нравственности выступает основным механизмом регуляции поведения человека, создавая образцы «неписаных», стихийно сложившихся (в отличие от права) норм и правил поведения.

Нравственная культура есть практическое воплощение морали - особой формы общественного сознания, регулирующей отношения между людьми с помощью системы норм, принципов, идеалов и ценностей.

Нравственные (моральные) нормы - это правила поведения, нарушение которых, по мнению общества (группы), несет зло. Они формулируются как конкретные правила поступков: уступай место старшим, здоровайся при встрече, не обижай младших, не опаздывай, не употребляй нецензурные выражения, носи паранджу, не убей, не укради.

Нравственные (моральные) принципы (эгоизм, альтруизм, гуманизм, коллективизм, индивидуализм, подвижничество, самоотверженность, требовательность) задают направление нравственной деятельности.

Нравственные (моральные) идеалы создают образ нравственно совершенной личности и выражают конечную цель поступков. Так, христианский моральный идеал воплощен в образе Христа - учителя справедливости и великомученика.

Высшие нравственные (моральные) ценности выступают личными ориентирами жизни, предельно общими целями нравственной деятельности каждого человека. Речь идет о таких ценностях, как счастье, смысл жизни, свобода. Именно высшие моральные ценности являются верховным регулятором морального поведения, чувств и мыслей.

Нравственная культура, основанная на морали как форме общественного сознания, реализует себя в идеях, чувствах и поступках. Мораль функционирует на уровне теоретического обоснования нравственных норм, ценностей, идеалов, а также в форме субъективного понимания человеком нравственных ценностей, оценок, мотивов поведения.

Нравственная культура - явление историческое. Каждая эпоха и каждый народ создают свои представления о добре и зле и свои механизмы функционирования морали. Так, в традиционных обществах моральные нормы и ценности рассматриваются как неизменные, причем принятие их происходит фактически без личного выбора (нет альтернативы). В современном обществе моральные ценности часто выглядят как сотворенные самим человеком, без участия в этом других, т.е. они имеют характер индивидуального выбора. Однако и в первом, и втором случае в системе нравственных идеалов и норм есть устойчивое ядро, которое состоит из общечеловеческих нравственных норм и ценностей.

Нравственная культура функционирует на уровне общества в целом, различных субкультурных образований и отдельной личности. В нравственной культуре личности отражается степень освоения человеком морального опыта общества, способность последовательно осуществлять в поступках нравственные ценности и принципы, готовность к самосовершенствованию. Внешне культура нравственного поведения проявляется в соответствии поступков и слов тем нормам, которые выработало общество. Но собственно нравственными они будут являться только в том случае, если совершаются исходя из моральной мотивации и в соответствии с моральными принципами, т.е. когда этические знания совпадают с нравственными мотивами и поступками. Говорить о том, что нравственная культура стала внутренней составляющей личности можно только тогда, когда моральные нормы и ценности общества превращаются в убеждения. Нравственная культура личности предполагает способность человека разобраться в чувствах и мотивах своих поступков, умение соотносить их с интересами других людей.

Формирование нравственной культуры общества включает в себя закрепление стихийно сложившихся норм поведения и идеалов в их теоретическом обосновании, соответствующем духу времени. Необходимой составляющей процесса формирования нравственной культуры является распространение и внедрение имеющихся моральных знаний и требований в сознание людей через обучение, воспитание, традиции, обычаи, организацию массовых форм общения и т.д. В процессе формирования нравственной культуры каждое общество создает определенные механизмы воспроизводства моральных ценностей через общественное мнение, различные формы контроля, пример и т.д.

Регулирование и управление моральными процессами в обществе осуществляется через систему нравственного воспитания, которая сегодня не является единой по содержанию, т.к. в социально дифференцированном обществе на основе общепринятой морали существуют разные ее типы: светская, религиозная, обывательская, профессиональная.

Нравственное воспитание осуществляется в нескольких направлениях:

- формирование связи с обществом, согласование личного поведения с его нормами;
- ознакомление с нравственными идеалами и нормами общества;
- усвоение внешней культуры поведения;
- формирование приемлемых в обществе нравственных привычек;
- формирование устойчивых моральных чувств (совесть, долг, достоинство, стыд) и качеств (честность, принципиальность);
- превращение знаний в нравственные убеждения.

Для реализации этих задач используются различные методы. Основные методы нравственного воспитания: убеждение, положительный пример, одобрение (от жеста и тона до объявленной признательности), осуждение, организация нравственно положительной деятельности, самовоспитание.

Формирование нравственной культуры в современном белорусском обществе имеет свои особенности. Происшедшие в годы «перестройки» и после нее социальные трансформации привели к разрушению прежних духовных устоев, моральных норм и принципов. Эта ситуация явилась источником морального нигилизма, пренебрежения нормами нравственности.

Следует отметить, что ослабление механизмов нравственной регуляции обусловлено в целом особенностями современной культуры. Культ техники в XX веке привел ко все большему развитию технократического мышления, в котором нравственные ориентации уходят на второй план.

Процессы урбанизации привели к возрастанию анонимности жизни. В большом городе механизмы социального контроля (осуждение безнравственного поведения, бойкот, общественное мнение и др.) все более ослабевают, а на первый план выходит правовое регулирование отношений между людьми.

Все эти факторы привели к тому, что в современном белорусском обществе стала актуальной задача духовного возрождения. Ее решение связано как с возвращением к общечеловеческим ценностям, включающим гуманизм, христианскую мораль и др., так и с развитием исторически сформированных нравственных устоев белорусского общества, основанных на взаимопомощи, добросовестности, порядочности, надежности, осознании своего долга перед обществом, честности и доброжелательности. Эти качества, вошедшие в структуру ментальность белорусского народа, думается, рмогут выступить в качестве духовно-нравственной основы создания сильной и процветающей Беларуси.

План.

Лекция №13

«Мораль как элемент духовной культуры»

1. Мораль в жизни людей.

2. Мир моральных ценностей.

3. Нравственная культура.

Проверить!

*«Деятельность крупного ученого» (по выбору студента)

«Достижения и перспективы развития определœенной науки» (физики, химии, биологии и т. п. - с учетом интересов студента).

1.Вводно-мотивационный этап

Без Доброты нам было б слишком тесно,

Без Доброты, нам было бы темно…

Лишь с Добротой хватает в сердце места͵

Чтобы любить и помнить всœе равно.

И даже если всœе давно остыло,

Нам Доброта поможет пережить,

Все то, что в сердце болью долго ныло,

Чтобы опять виновного простить.

Лишь с Добротой способны к Состраданью,

И Милосœердию готовы век служить,

И чтобы быть Подобием созданью

Необходимо с добрым сердцем жить.

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

1. Мораль в жизни людей

Представьте, что сейчас, уходя из класса, я сказала бы вам: «Я ухожу на 20 минут, а вы что хотите, то и делайте. Вам за это ничего не будет». Что бы вы делали. Естественно в такие минуты у человека возникает желание крушить, ломать вес вокруᴦ. Да, сидит в человеке некий гений разрушения. Но всœе ли бросились бы ломать мебель, рисовать на стенах? Что вас сдерживает? Все – таки есть нечто, что нас сдерживает от таких поступков. Это нечто и есть мораль, нравственность.

Об этом и пойдет речь сегодня на уроке.

Такие понятия как мораль и нравственность и показывают нам – что есть человечного в человеке. Чем он отличается от животного. Мораль и нравственность изучает такая наука как этика.

Мораль - это совокупность правил и норм, определяющих отношение человека к социуму (обществу) и наоборот.

Мораль также является регулятором общественной жизни. Почему мы всœе не выплескиваем агрессию, а сдерживаемся? А сдерживает нас мораль. Мы боимся осуждения со стороны общества и хотим придерживаться его правил и рамок. Мораль – как узкое платье вроде бы в нем тесно, а с другой стороны оно защищает от осуждения, порицания.

Мораль- специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни- труде, быте, политике, науке, семейных, личных, государственных отношениях

Другим видом поведения личности является разрешение моральных ситуаций, требующих активного привлечения моральных представлений и этических категорий. Этические категории - это фундаментальные понятия морали, отражающие события жизни с точки зрения самых общих моральных оценок.

2. Мир моральных ценностей .

оценка убийства в разные исторические эпохи - от древности до современности - или отношение к ростовщичеству в Средние века и последующие периоды истории).

Другой моральной категорией является категория долга . В ней на уровне общественного мнения (сознания) представлена совокупность обязанностей человека перед обществом, а на уровне индивидуального сознания - понимание личностью этих обязанностей и принятие их ею. Требование долга является моральной основой социальной дисциплины.

Важной моральной категорией является совесть, отражающая способность личности к эмоциональной оценке совершенных и совершаемых ею поступков, соотносимых с идеей должного. Совесть - это «сторожевой пункт» общества в индивидуальном сознании. Не случайно Гитлер говорил о

«химере совести», утверждая, что «совесть, как и образование, портит людей»: манипуляция личностью возможна лишь при условии отключения совести. Деградация личности всœегда начиналась с проявления бессовестности. Совесть ограждает общество и людей от нежелательных поступков, пробуждая в них тягостное состояние, называемое голосом или угрызениями совести.

Категории чести и достоинства личности отражают признание ценности личности на основе наличия у нее некоторых обязательных черт: благородства, готовности к самоотверженности, определœенной сдержанности и соблюдения в отношениях с другими людьми правил, принятых той или

иной референтной группой.

Категория счастья фиксирует переживания человека, удовлетворенного своей деятельностью, своим положением и открывающимися перспективами. История знает самые различные трактовки счастья. Понятно, что достижение этого состояния обеспечивает непрерывный процесс жизнедеятельности; его остановка по тем или иным причинам немедленно создает чувство дискомфорта.

Наконец, моральный идеал - это- это представление о совершенной системе моральных норм, воплощаемых в деятельности и поведении личности.

Понятно, что нравственная культура личности будет различна у разных людей. Как вы думаете, почему? (факторы, определяющие уровень нравственной культуры: низкая общая культура людей; принадлежность к различным группам и слоям; различные интересы, цели своей жизни и деятельности; различия в степени нравственных переживаний, сопереживаний)

Какие качества представляют для вас наибольшую ценность?

Каждый рожден как бы «начерно», условно назван «человек». Но по-настоящему каждому нужно еще заслужить это имя. Что, по вашему мнению, для этого нужно делать?

В повсœедневной жизни реализация нравственных норм и требований, осуществление нравственного идеала встречают ряд трудностей и препятствий. Часть из них связана с низкой общей культурой людей, не воспринимающих те или иные этические категории (честь, долг, совесть и др.).Другие трудности связаны с тем, что люди принадлежат к различным социальным группам, имеющим неодинаковые фундаментальные интересы и цели своей жизни и поведения. Это приводит к тому, что возникает столкновение и противостояние жизненных позиций и их отражений в ре-

альной практике нравственной жизни. Эгоистические групповые и индивидуалистические идеалы и цели заставляют отступить на задний план или вообще исчезнуть с горизонта общесоциумные задачи и интересы. Люди довольно часто клянутся ими, но действуют по своим специализированным индивидуальным и групповым программам. Наконец, невоспитанность личности проявляется в отсутствии у нее собственного нравственного переживания общесоциумных нравственных требований и норм, в отсутствии чуткости к положению и душевному состоянию других людей и целых социальных групп (в этике такое явление принято называть параличом эмпатии, т. е. сопереживания).


  • - Нравственная культура.

    Актуальность данного направления определяется следующими обстоятельствами: - произошла утрата (частичная или полная) нравственных идеалов, девальвация фундаментальных ценностей - добра, сострадания, совести. Сохраняется ориентация на идеалы, основанные на принципах... [читать подробенее]


  • - Мораль. Нравственная культура личности.

    Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль. Мораль (от лат. moralis, mores - нравственный, относящийся к нраву, характеру) - форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. По вопросу... [читать подробенее]


  • - Современная нравственная культура и нравственные ценности

    В XIX в. нравственная культура теоретически обосновывалась в морали так называемого «разумного эгоизма». Практически же она реализовывалась в рационализованных нормах буржуазной морали, базировавшихся на христианских заповедях. На первый план при этом выдвигалось... [читать подробенее]


  • - Мораль. Нравственная культура

    [читать подробенее]


  • - Мораль. Нравственная культура

    С древнейших времен люди стали задумываться о смысле поступков, их оценке, о душе человека и его внутреннем мире, о том, «что такое хорошо и что такое плохо» (то есть о добре и зле). Добро – это основная моральная святыня, показывающая содержание нравственных ценностей. Ей...