Том шаллер картины. Чудесные урбанистические пейзажи: творчество талантливого акварелиста

Один из самых известных архитектурных пейзажистов мира, почетный президент Американского общества архитектурных графиков (ASAI) Томас Шаллер уверен в том, что такие традиционные навыки как рисунок и живопись по-прежнему важны в профессии архитектора. В интервью порталу «Архсовет Москвы» Томас Шаллер рассказал о своем увлечении и поделился впечатлениями от первого визита в Москву.

После 20-летней карьеры архитектора в Нью-Йорке Томас Шаллер решил изменить свою профессию и полностью посвятил себя рисунку. Он получил множество наград, стал лауреатом самой престижной премии в этой области — Hugh Ferriss Memorial Prize, а также написал ряд книг и статей о любимом занятии. В этом году Томас Шаллер вошел в состав жюри международного конкурса архитектурного рисунка АрхиГрафика 2015-2016, а совсем недавно стал почетным гостем

— Насколько, по Вашему мнению, важен рисунок в современных архитектурных школах? Должен ли современный практикующий архитектор уметь хорошо рисовать?

— Если вкратце, то да. Конечно, я пристрастен и считаю, что любое хорошее здание является результатом хорошего рисунка и хороших идей, а выразить их можно только с помощью практики рисования. В США, к сожалению, практически нет академических курсов, мало школ, которые бы обучали таким традиционным навыкам, как рисунок или живопись. Но постепенно эта тенденция возвращается, например, в Оклахомском университете есть программа, обучающая и живописи, и рисунку, и наброскам. Есть нечто подобное и в Бостоне, и в Калифорнии….

— Как привлечь молодых архитекторов к этой теме? Если этого не требует рынок, что еще могло бы стать катализатором?

— По правде, многие молодые люди, которые приходят в профессию архитектора, надеются, что их будут учить как раз рисованию. Я получаю каждый день огромное количество писем на своем сайте и в блоге, в которых молодые художники и архитекторы говорят: «Вот я бы хотел заниматься тем, чем вы сейчас занимаетесь, прийти к этому....». И я всегда желаю им удачи, потому что на самом деле спрос есть, как раз со стороны этих молодых людей, которые считают, что можно создать хорошее здание только с помощью выразительного искусства. Я мечтаю, чтобы университеты в США подхватили это знамя. Плохо это или хорошо, трудно сказать, я ведь самоучка. Многие молодые люди считают, что я получил классическое образование в этой сфере, а на самом деле я просто читал книги, практиковался, занимался самообразованием.

— Вы увлеклись рисованием в пору работы архитектором. В вашей практике скетчи всегда предшествовали проекту?

— Да, но ведь я сам приносил свои рисунки клиентам, и они говорили «о, вот это да, Вы умеете рисовать!». Зачастую, кроме меня, никто этого не умел делать, и если говорить об американских архитектурных бюро, то там никогда даже не было столов для рисования, карандашей. Я приносил все сам, показывал свои навыки…. Тогда это было довольно необычно, а я всегда был влюблен в эту традицию 18-19 веков и считал, что долг всей моей жизни - показать архитекторам, насколько это полезный и необходимый для них навык.

— Сегодня хорошо рисующие архитекторы Вам часто встречаются?

— В США, к сожалению, это скорее экзотика, хотя должно быть общей практикой. И мало осталось тех, кто рисует вручную здания. Сейчас очень трудно найти такого специалиста, и я опасаюсь, что это направление начинает отмирать. Вот почему я пытаюсь научить этим навыкам молодежь.

— Что Вы скажете об архитектурной среде Москвы? Насколько она Вам кажется комфортной, в том числе для художников?

— Я с удовольствием рисую Москву, я здесь всего несколько дней, но каждый раз после возвращения в отель провожу полночи рисуя…. Мне кажется, Москва - самый художественный, самый артистичный город, с которым даже Париж в каком-то отношении не может сравниться. Конечно, я провел здесь не так много времени, но когда я хожу по улицам, то вижу, насколько важно искусство в вашем городе. В Москве архитектура воспринимается именно как форма искусства, и это, с одной стороны, делает тебя таким маленьким по сравнению с тем, что ты видишь вокруг, а с другой, несомненно вдохновляет. Я мог бы рисовать Москву годами.

— Вас поразило сочетание разных архитектурных стилей?

— Я не эксперт, но здесь я чувствую огромное уважение к прошлому и одновременно взгляд в будущее. Меня это восхищает, а также напоминает о том, как у нас обстоят дела в Нью Йорке: мы охраняем и защищаем наши старые уважаемые здания, но в то же время внедряем и современные технологии. Кстати, в Нью Йорке есть целое движение по сохранению архитектурных памятников, которое началось в 1968 году после трагической утраты здания вокзала Пенсильвании, его снесли за одну ночь.

— А когда Вы были практикующим архитектором, какую архитектуру Вы проектировали, какой стиль Вы предпочитаете?

— Меня привлекают все стили, если они выполнены цельно. Очень привлекает модернизм, если в нем есть простота и четкость линий. В моей практике, наверное, все-таки преобладали проекты, связанные именно с этим направлением.

Томас Шаллер считается одним из лучших художников-акварелистов в мире. На его счету множество мировых наград, премий в области акварели. Он автор трех книг-бестселлеров, посвященных технике акварель. Картины Thomas W. Schaller выставляются по всему миру, в том числе в Институте искусств Чикаго, в Американском сообществе иллюстраторов в Нью-Йорке, в галерее Aedes-East в Берлине.

Thomas W. Schaller участник многих организаций, таких как The American Watercolor Society, The National Watercolor Society, The Northwest Watercolor Society, The San Diego Watercolor Society, The California Watercolor Association, и the California Art Club.

После 20-летней карьеры архитектора в Нью-Йорке, Том Шаллер теперь находится в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, где он посвящает себя акварели. О себе и своем творчестве Thomas W. Schaller рассказывает: «… Я всегда был влюблен в акварель, так как это способность иметь уникальный голос художника, уникальность, которая поражает.

Когда меня просят обозначить тип работы, которую я делаю, я обычно описываю свои картины как «интерпретируемый реализм». Ибо… ни одно из того, что я рисую, строго «реалистично». Я считаю, что моя работа художника — не рисовать то, что я вижу, а рисовать насколько я чувствую то, что вижу.

Я был воспитан на ферме на американском Среднем Западе, провел большую часть своей жизни в Манхэттене и теперь живу под огромным небом у моря на Западном побережье Калифорнии. И мне посчастливилось путешествовать по миру.

И, как и все мы, я глубоко тронут и подвержен влиянию окружающей меня средой городского ландшафта, а также нетронутыми природными ландшафтами нашей прекрасной планеты. И я получаю много вдохновения в качестве художника, когда и где бы эти два мира не сталкивались — как это часто бывает.

Все искусство — это форма рассказов, и я считаю, что хорошее искусство задает больше вопросов, чем ответов. И поэтому это часто происходит в этом столкновении между архитектурой человека и архитектурой природы, где я получаю большую часть своего художественного вдохновения. Здесь можно задавать самые неотложные вопросы, и чаще всего можно найти те истории, которые, как мне хотелось бы сказать, искусство.

Моя личная цель как художника заключается в том, что бы моя работа дала вам возможность войти в мир моих картин, где я надеюсь, что вы оказавшись здесь, начнете зада ва ть свои вопросы и рассказывать свои собственные истории. Томас Шаллер (Thomas W. Schaller) проводит обучающие семинары, на которые можно записываться на его персональном сайте http://thomaswschaller.com/

Томас Шаллер (Thomas Wells Schaller) получил архитектурное образование в Нью-Йорке, где долгое время работал как архитектор, потом переехал в Лос-Анжелес и полностью посвятил себя рисунку. Сейчас он является одним из самых известных архитектурных пейзажистов мира. За свои работы Шаллер получил множество наград, стал лауреатом самой престижной премии в области архитектурной графики - Hugh Ferriss Memorial Prize. Почетный президент Американского общества архитектурных графиков (ASAI). Автор книг и статей по архитектурному рисунку. В этом году он вошел в состав жюри международного конкурса АрхиГрафика 2015-2016. В Россию Шаллер приехал по приглашению главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. В качестве почетного гостя он выступил на презентации книги архитектурной графики Кузнецова в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Вы получили архитектурное образование и долгое время работали как архитектор. Когда вы начали рисовать?

Я начал рисовать еще в детстве. Моя мама говорила, что я родился с карандашом в руке. Но, думаю, это преувеличение. Я был застенчивым, тихим ребенком маленького роста, как, впрочем, и сейчас, и все время рисовал. Это был мой способ самовыражения, самопогружения и изучения окружающего мира.

Если вы так любили рисовать, почему вы пошли в архитектуру?

Я переехал в Нью-Йорк и там получил архитектурное образование, потому что профессия художника казалась мне чем-то особенным. И уже потом я понял, что быть художником - это призвание. И не ты выбираешь жизнь художника, а она выбирает тебя.

Thomas W Schaller. Pons Fabricius - Rome. Watercolor.

Была ли какая-нибудь связь между рисунком и вашей архитектурной практикой?

Хороший вопрос... Да, это было взаимосвязано. Для меня рисунок всегда был и остается продолжением меня, он идет от сердца. Он привносил эту составляющую в мою архитектурную работу. С другой стороны, благодаря своей профессии в изображении архитектуры я очень внимателен к деталям. И это давало моим рисункам большую убедительность.

Почему вы выбрали акварель в качестве основной техники?

Сначала я рисовал в основном карандашом, но в какой-то момент простой линии мне оказалось недостаточно. Я открыл для себя акварель и начал осваивать эту технику. Акварель - это цвет, прозрачность, возможность играть оттенками, выражая самые разные чувства. Для меня это важно.

Thomas W Schaller. New York Public Library. Watercolor.

Кто из архитекторов, живописцев прошлого или настоящего на вас повлиял больше всего?

На меня влияли не только архитектура и живопись, но и фотография, кинематограф, музыка. Я обожаю музыку, часто слушаю ее во время работы, я неплохо знаю произведения Чайковского, Мусоргского. Если говорить о живописи, то больше всего на меня повлияли Ротко и Шагал. Когда я увидел в Третьяковской галерее оригиналы работ Шагала, которые хорошо знаю по репродукциям, я испытал огромное потрясение. Если говорить о выдающихся художниках архитектуры, то это, конечно, Пиранези, Тернер, Хью Феррис, Яков Чернихов и многие другие.

Thomas W Schaller. Ponte Sant’Angelo - Rome. Watercolor.

Как Вы считаете, в век господства компьютерных технологий рисунок по-прежнему актуален?

Да, компьютерные технологии сейчас очень распространены, и это хорошо. Я совсем не ханжа и тоже пользуюсь компьютером. Многие произведения компьютерной графики необычайно интересны. Но, мне кажется, если отсутствует рисунок, то выпадает очень важное звено, утрачивается связь между человеком, его чувством и его произведением.

Thomas W Schaller. State Historical Museum - Red Square. Moscow.

Наиболее важным я считаю умение сочетать профессиональные навыки и чувство. Для меня не всегда важна документальная точность того, что я изображаю, но я всегда стремлюсь передать чувство, которое я испытываю по поводу того, что вижу. Индивидуальность ви дения очень важна. Я часто говорю своим студентам: «Не рисуйте то, что вы видите, а рисуйте то, что вы чувствуете по поводу увиденного. То, что вы видите, рассказывает одну историю. А то, что вы чувствуете, - совсем другую. И если их объединить, возможно, получится произведение искусства».

Thomas W Schaller. Red Square Skyline - Moscow. Watercolor.

В Москве Вы рисовали вместе с Сергеем Кузнецовым. Он получил архитектурное образование и связан с отечественной традицией рисунка. Что вы думаете о его работах и о российской традиции рисования?

Когда я увидел работы Сергея, я подумал, что у него хорошее образование. И эта гипотеза подтвердилась. Для меня было большим удовольствием и честью рисовать вместе с ним. Мы поработали немного, и я надеюсь, что в будущем еще продолжим. У Сергея есть замечательная профессиональная подготовка, и при этом у него есть кое-что еще - это дар. В свою работу он всегда вкладывает сердце. Он любит рисовать, и это сразу видно. Сочетание прекрасного образования и любви создает в итоге его работы. Уровень его мастерства восхищает. Он так молод и уже так многого достиг. А по поводу российской академической традиции…. Наверное, она одна из самых сильных в мире. В моем офисе в Нью-Йорке работает несколько русских помощников, и их рисунки, пожалуй, всегда лучшие.

Вы впервые в Москве? Понравился ли вам город?

Я впервые в Москве, и я получил огромное наслаждение. Я не ожидал, что Москва - такой удивительный город. Улицы, мосты, метро, музеи… По своему духу она чем-то напоминает мне Нью-Йорк. Москва - поразительный город, я хотел бы вернуться сюда еще много раз.

) после своей 20-летней карьеры архитектора в Нью-Йорке живёт в настоящее время в Калифорнии, где посвящает полный рабочий день живописи.
Уже долгое время он считается одним из лучших архитектурных пейзажистов мира. Он получил огромное количество престижных премий и наград за свои художественные работы, дважды был получателем Приза Хью Феррисса Мемориэла (Hugh Ferriss Memorial Prize). Он опубликовал две книги "Архитектура в акварели" и "Искусства Архитектурного чертежа", которые имеют большой успех и широко востребованы. В своём арсенале наград он имеет престижную премию "AIA" - Архитектуры в Акварели и Искусства Архитектурного чертежа. Он читает лекции и проводит много семинаров по акварели. Его художественные работы широко демонстрируются во всем мире, включая Художественный Институт Чикаго (Art Institute of Chicago), Фонд Грэма (The Graham Foundation), американское Общество Иллюстраторов в Нью-Йорке (The American Society of Illustrators in New York City) и в галерею Aedes-East Gallery в Берлине.

Акварельная работа Томаса включена в последние ежегодное издание "Splash 13", где публикуются работы лучших акварелистов года. Им была написана большая тематическая статья в журнале “American Artist” в 2010 году, а также его работы публиковались несколько раз в журнале “Американский коллекционер произведений искусства”(“American Art Collector”). Его акварельная работа была выбрана для обложки художественного журнала "Watercolor Artist " за декабрь. Работы Томаса Шаллера представлены галереями Link Gallery, the Universal Art Gallery и галереей Carter-Sexton Gallery в Лос-Анджелесе, где проводилась его персональная выставка акварельмых работ в 2011.

Недавно картины г-н Шаллера были отобраны для показа на нескольких престижных выставках, включая Международную выставку Акварели Zhujiajiao (The Zhujiajiao International Watercolor Biennial) в Шанхае (Shanghai), Международную Акварельную выставку, проходящую каждые два года в Мексике в Мехико(The International Watercolor Biennial Mexico in Mexico City), 143-ей Ежегодной выставке американского Акварельного Общества в Нью-Йорке (The 143rd Annual Exhibition of the American Watercolor Society in New York City), II Bienal Iberoamericana de la Acuarela в Мадриде, Салон Salon de L"Aquarelle du Haillan во Франции. В 2010 году Том Шаллер был Победителем Главного Приза жюри (Grand Jury Prize Winner) в национальном конкурсе National Paint the Parks Competition. В настоящее время выставка совершает турне по Соединенным Штатам.

Г-н Шаллер является членом многих творческих организаций, включая американское Акварельное Общество, Национальное Акварельное Общество, Северо-западное Акварельное Общество, Акварельное Общество Сан-Диего, Калифорнийскую Акварельную Ассоциацию, Калифорнийский Художественный Клуб, американское Архитектурное Общество, Нью-Йоркское Общество Renderers и общество Североамериканск их Акварельных Художников.

В жизни американского художника Thomas W. Schaller все началось с архитектуры. Сначала он стал известен миру как автор профессионального бестселлера «Искусство Архитектурного чертежа». Она настолько оказалась полезной профессионалам, что найти ее в свободной продаже практически невозможно. Увлечение техникой акварели также cподвигло Томаса к созданию определенных базовых знаний, и современный художественный мир познакомился с новым учебником для начинающих — «Архитектура в акварели». Он полностью повторил судьбу своего предшественника: найти его в книжном магазине невозможно.

Художник наделен врожденным талантом коммуникации, таким редким для представителей этой профессии. Именно это качество объясняет успех написанным им книг, оно же заставляет его проводить бесконечные семинары и лекции для американских студентов. Истинному мастеру мало виртуозно владеть ремеслом – для полноты собственной реализации он обязан разделить его с бесконечным количеством иных жаждущих подмастерье.

Архитектура иной удел, а вот в технике акварели Thomas W. Schaller действительно превзошел всех. Его рука сделала этот материал таким же послушным, как акрил, пастель или гуашь: все нанесенные линии очень четкие, а все цветовые решения ни на пол тона не изменили оттенок по собственному желанию. Обыкновенный созерцатель иногда даже не узнает материал, который использует этот американский художник. А с акварелью так никогда не случалось до тех пор, пока ее не коснулась рука этого американского архитектора и пейзажиста.