Юра хой биография смерть. Юрий Хой (Клинских) - биография, информация, личная жизнь

Участники популярного мистического шоу «Битва экстрасенсов» выясняли причину гибели солиста группы «Сектор Газа» Юрия Хоя. На передачу, где люди, якобы обладающие даром ясновидения, находят объяснения необычным явлениям, пришли две дочери Юрия Хоя Ирина и Лилия и его зять. Родные музыканта хотели разобраться, кто регулярно разбивает надгробие на могиле легенды панк-рока и почему до сих пор неизвестна причина его гибели.

Как заявили родные и поклонники Юрия Хоя, после его гибели им выдали только свидетельство о смерти, а результаты вскрытия якобы были утеряны. Обстоятельства той трагедии окутаны тайной. Музыкант скончался 4 июля 2000 года в одном из частных домов по улице Барнаульской. В этот день он собирался ехать на съёмки видеоклипа «Ночь страха» на воронежской студии Art-Prize. По официальной версии, музыкант умер от сердечного приступа, хотя о проблемах с сердцем ранее ничего известно не было. По неофициальной версии, Юрий принимал наркотики и страдал от гепатита, что и стало причиной смерти. Хой не дожил до своего 36-летия 23 дня.

Родные Юрия Клинских привезли в студию шоу последний разбитый памятник, который стоял на могиле музыканта. Ведущие накрыли мраморную плиту тканью и предложили участникам «Битвы» угадать, что под ней. Разные участники шоу высказывали похожие версии - «связано со смертью», «таинственная гибель» и т. д. Кто-то даже заявил, что на группу «Сектор Газа» наложено проклятье.

Однако некоторые экстрасенсы удивили дочерей музыканта практически стопроцентным угадыванием некоторых событий жизни Хоя. Например, описывали аварии, в которые он попадал, рассказывали о его переживаниях из-за любовного треугольника. Зрители были поражены точным попаданием некоторых ясновидцев. Так, одна из них даже «увидела» белого кота, любимого питомца Хоя, - животное умерло буквально полгода назад. Она же предсказала, что за лидером группы постепенно должны были уйти и другие участники коллектива. Её фразу «цепочка ещё не замкнулась» ведущие шоу связали с тем, что незадолго до эфира скончался клавишник группы Игорь Аникеев.

Некоторые участники шоу объясняли гибель музыканта его музыкальной деятельностью. Якобы он всегда играл со смертью: пел от лица покойников, собирал коллекцию фильмов ужасов, сочинял стихи о загробной жизни. Однако точку в разбирательстве поставила экстрасенс, которая рассказала о многих моментах биографии Клинских, когда ему удавалось избежать гибели. Ясновидящая озвучила вполне немистическую версию причин смерти музыканта - алкоголь и наркотики. Родные с этим выводом согласились.

16 лет назад, 04 июля 2000 года ушел из жизни Юрий Клинских (Хой) солист группы «Сектор газа» и автор всех её песен.

«В жизни я встречал друзей и врагов.

В жизни много всего перевидал.

Но я смысла жизни так и не узнал,а-а.

Солнце тело мое жгло, ветер волосы трепал,

Но я смысла жизни так и не узнал.»

Юрий Клинских родился 27 июля 1964 в Воронеже в семье инженера и клепальщицы Воронежского авиационного завода Николая Митрофановича и Марии Кузьминичны Клинских. В школе Юрий учился удовлетворительно, однако у него была непреодолимая страсть к музыке. Страсть к стихосложению ему привил отец, который писал стихи и пробовал публиковаться. Юра рано узнал о существовании западной рок-культуры, так как в семье Клинских часто звучал рок-н-ролл. Вскоре после этого он решил самостоятельно освоить гитару. Отцовские уроки не прошли даром, поэтому Юра начал сочинять стихи, из которых потом складывались его первые песни.

По окончании школы (Воронежская средняя школа №30) (1981 год) учился в ДОСААФ на водителя ЗИЛ-130. До армии познакомился с будущей женой Галиной. Служил на Дальнем Востоке (г.Благовещенск) в танковых войсках механиком-водителем. Уволился в запас в 1984 году. После службы в армии Юрий работал два года инспектором ГАИ и один год во вневедомственной охране, затем фрезеровщиком, оператором станка с ЧПУ на воронежском «Видеофоне», грузчиком, а на досуге писал песни. Своё творчество воспринимал как хобби, даже не мечтая о большой сцене. Записал на магнитофон акустический альбом в 1981 году и частично перезаписал его в 1985 году. После открытия в Воронеже рок-клуба стал его завсегдатаем. Весной 1987 года в клубе состоялся концерт, на котором Юрий исполнил несколько песен собственного сочинения.

«Я первое стихотворение написал ещё в школе, помню про весну что-то. Потом до армии на гитаре научился играть и пытался что-то сделать. Но песни были примитивные, про любовь, всякая такая мелочь. Потом, когда пришёл с армии, работал на заводе и ни о чём не думал. Когда открылся рок-клуб, я посмотрел на самодеятельные коллективы, мне не нравилась их беднота в темах, помню, о мире что-то пели, о любви, о чём-то таком, непонятном. Я и решил тряхнуть стариной. И так как опыт уже остался, у меня стало получаться довольно хорошо. Это всем понравилось и, так всё и пошло…

Юрий Клинских»

Полгода он выступал сольно или с приглашёнными музыкантами. Первый состав группы, получившей название «Сектор Газа», собрался 5 декабря 1987 года и в дальнейшем часто менялся. Название группа получила благодаря прозвищу части Левобережного района Воронежа, известного напряжённой экологической ситуацией и криминогенной обстановкой. Что касается псевдонима, то он произошёл от фирменного клича Юрия: «Хой!», - который часто произносил во время своих выступлений, а также использовал в своём творчестве.

Первое время «Сектор Газа» выступал на разогреве у приезжавших в Воронеж групп, таких как «Звуки Му», «Гражданская оборона» и «Дети». Из-за обилия ненормативной лексики в текстах песен «Сектор Газа» на протяжении долгого времени оставался в андеграунде. Юрий Клинских в те годы работал сначала на заводе бытовой электроники, затем грузчиком; музыка заработка не приносила. За пределами Воронежа концертов группа не давала, записи «Сектора Газа» распространялись по стране усилиями поклонников.

Всеобщую известность группа получила лишь в 1990 году после выхода альбомов «Зловещие мертвецы» и «Ядрёна вошь», которые Юрий отправил в Москву с помощью своего знакомого. В 1991 году «Сектор Газа» получает возможность на запись альбома в Москве на студии «Мир». Вскоре записи группы издаёт одна из первых в России коммерческих звукозаписывающих компаний «Gala Records», после чего популярность группы значительно увеличилась и она получила возможность легально давать концерты. Альбомы официально выходили в Воронеже на студии «Black Box», а московская студия «Gala Records» издала их в 1994 году и переиздала в 1997 году. Альбомы «Колхозный панк» и «Нажми на газ» были изданы в 1991-м и 1993 годах соответственно на пластинках, дисках и кассетах.

В июне 1994 года Юрий записывает рок-оперу «Кащей Бессмертный» в виде нового альбома. Позднее Юрий хотел создать видеоверсию этого альбома, но этому помешала его смерть. Он успел отснять всего несколько сцен, и сейчас в интернете имеются рабочие видеоверсии треков: «Ария Ивана и Лягушки», «Вторая ария Ивана» и «Третья ария Ивана».

Начиная с 1996 года Юрий Клинских несколько меняет стиль группы, многие тексты становятся более серьёзными и очищаются от мата. Результатом этих экспериментов становится альбом «Газовая атака», ставший впоследствии самым коммерчески успешным за всю историю группы.

С 1997 года Юрий кардинально меняет свой имидж - вместо косухи, рваных джинсов, старых маек и армейских ботинок появляются чёрные дорогие туфли, тёмные брюки и рубашка.

За свою творческую карьеру больших денег Клинских так и не заработал из-за процветания «пиратства», что сказалось на количестве проданных лицензионных дисков, составляющих примерно 1 % от всего числа. Однако группа и её лидер стали весьма известны в России и СНГ. Несмотря на то, что поздние тексты группы были более сдержанными, у большинства поклонников и представителей музыкальной индустрии «Сектор Газа» ассоциировался с нецензурной лексикой и похабными песнями. За время творческой деятельности группа побывала с гастролями во многих городах России и за её пределами (Беларусь, Германия, Израиль, Казахстан, Латвия, Литва, Молдавия, Украина, Эстония).

Отчего и как умер Юрий Хой.

02 июля 2000 г., воскресенье. Юрий Хой и Ольга Самарина приехали в Воронеж из Москвы. Вечером, по просьбе жены Галины, Юрий отвозит семью в Усмань.

03 июля 2000 г., понедельник. Вечером Хой заезжает к своему сводному брату Анатолию(«уже темнело, и он ко мне заехал»), затем к Игорю Кущеву(дома отсутствовал), к Вадиму Глухову(«накануне смерти, он вечером зашёл ко мне домой-они же квартиру снимали в соседнем доме»), катается по родному городу. Приезжает домой и полностью смотрит видеозапись своего концерта, хотя как-то не любил смотреть свои записи, ложиться спать.

04 июля 2000 г., вторник. День обещает быть жарким, у Юрия Хоя запланирован напряженный график: сегодня должна быть закончена съёмка клипа к новому альбому на песню «Ночь страха» на студии Art-prize, и обговорена дальнейшая работа над клипом с оператором Олегом Золотарёвым. Съёмка запланирована на 16:00, в съёмке принимает участие сам Хой и его подруга Ольга Самарина, до съёмок им необходимо посетить гримёра в Театре Юного Зрителя. С утра Юрий чувствует себя неважно, он бледен, лоб покрыт испариной, он не может понять что с ним: «кровь кипятком по венам бежит», но выпив таблетку аспирина, решает все равно ехать.

11:30 Юрий Хой и Ольга Самарина выходят из съемной квартиры на улице Дорожная, в Юго-Западном районе, что на Правом берегу. На белом автомобиле «Нексия» они направляются к гримёру, встреча с которым назначена на 12:00, начало первого.

11:40 В дороге Юрий чувствует себя все хуже и хуже, очень бледный, «я как мертвец, даже гримировать не надо». И решает на полпути изменить маршрут, сворачивает на улицу Барнаульскую, здесь в частном секторе живёт его знакомый по имени Андрей Ксенз.

11:50 Хой заходит в дом и сразу ложиться на диван, не в силах стоять на ногах, его мучает сильная боль в левом боку и животе, «всё огнём жжёт». Ольга находится рядом, видимо считая что это приступ, который скоро пройдёт.

11:55 Самарина отходит в другую комнату за сигаретами, и неожиданно слышит грохот — Юрий падает на пол и теряет сознание.

12:00 Ольга и хозяин дома безуспешно пытаются вернуть Хоя к жизни, делая искусственное дыхание. Они пытаются вызвать «скорую» помощь, однако, там наотрез отказываются записывать адрес с сомнительной репутацией наркопритона, с пятого раза Самариной всё же удаётся передать адрес. Ольга выбегает на улицу встречать «скорую», чтобы они «не заблудились в домах». В это время Юрий «задыхается, лицо бордовое… И как он лежал, так и умер…».

12:35 Приехавшие медики констатируют смерть Юрия Клинских. По случайности, врачом «скорой» оказывается знакомая Галины Клинских, жены Хоя.

13:20 На место событий прибыла оперативная группа уголовного розыска, которая составляет протокол обнаружения трупа. Милиционерами ведётся оперативная съёмка места происшествия.

Запись из милицейского протокола:
4.07.2000 Г. В 13.20 НА УЛ.ХХХХХХХХХХХ,Х В ДОМЕ ЗНАКОМОГО,
БЕЗ ВНЕШНЕВИДИМЫХ СЛЕДОВ НАСИЛЬСТВЕННОЙ СМЕРТИ ОБНАРУЖЕН
ТРУП КЛИНСКИХ Ю.Н.1964 Г.Р.,ПРОЖ.УЛ.XXXXXXXXXXXXX КВХХХ,
СОЛИСТА ГРУППЫ «СЕКТОР ГАЗА».
Сообщено: РОВД 15:00 УВД 15:18 КУП 1563
Выезжали: ОУР
Изъято: вещественных доказательств не обнаружено

Что не так в официально версии:

Юрий Хой должен был ехать гримироваться в Театр юного зрителя (ТЮЗ), который расположен по адресу ул.Дзержинского, 10а. («Когда Юрка бегал как сумасшедший, я хотела «скорую» вызвать, а он упирается: «Нам надо в Театр юного зрителя ехать, гримироваться для съемок в клипе!» «Экспресс-газета», «Хой с ними!» от 23.07.2008 г.)
ТЮЗ на Правом берегу, от съёмной квартиры Хоя на улице Дорожная до театра совсем рядом — ехать 10 минут, а вот до ул.Барнаульской, на Левом берегу(где он в итоге оказался) — в два раза дольше.

Берём книгу «ХОЙ! Эпитафия рок-раздолбаю» и на странице 118 читаем «…сели в машину, поехали… И говорит-тут у меня знакомый живёт, давай к нему заедем…»

Затем смотрим карту и задаёмся вопросом «Где был Хой, когда это сказал?». И говорил ли он это вообще? Можно ли после этого верить тому что говорит Ольга?

Примечания к маршруту:
Точка А — съёмная квартира откуда выехал Хой(отправная точка)
Точка В — Театр Юного Зрителя(пункт назначения)
Точка С — ул.Барнаульская(место смерти)

Добрый день! Я как местный в двух словах: улица Барнаульская находиться на левом берегу Воронежа, в районе, который называется «Песчановка». Многие считают, что район называется «Машмет», но он находится дальше. Разумеется, сюда «по пути» с улицы Дорожная к ТЮЗу никак не попасть, так как ТЮЗ находится примерно посередине между Дорожной и Барнаульской. Всё вы правильно посчитали.

Теперь о главном: в доме на Барнаульской известная на всю округу «варочная», или по протокольному «наркопритон». Владелец дома имеет долю «отравы» с приходящих к нему посетителей, за предоставленую «кухню». Зовут его Андрей Ксенз. Он жив до сих пор и проживает по этому же адресу. Разумеется, менты, изъяли все свидетельства и доказательства о смерти. Само событие застало всех врасплох, и друзей, и семью, кроме тех, кто находился с ним рядом в ту минуту. Потому все и выглядели растеряно. Никто не знал что будет дальше. Все эти люди были вместе только по одной причине — Юра, а после его смерти общего у них уже ничего не оставалось. Только делёжка. Менты дали установку говорить об остановке сердца. И поэтому каждый к этому додумывал своё. Нельзя же было на всю страну заявить, что известный на всю страну артист «отъехал на точке». Представьте себе, что было бы с начальником местного РОВД! Отсюда и расхождение показаний. Тем более, что в городе каждый мент знал Юру, и никто не хотел бы, чтобы все знали как и где всё произошло.

По поводу наркотиков — считается, что Оля его подсадила. И да и нет. Траву он и до неё курил, и что такое мак тоже не понаслышке знал. Она ему открыла другие, более тяжёлые наркотики. Здесь, в Воронеже, это вообще целая эпидемия! Цыгане, крышуемые ментами, заполонили всё своими «отравами». 50% поколения 90-х сейчас лежит в могилах.

В прошлом году, на левобережном воронежском кладбище сменилось одно надгробие. Что ж, кладбище уже привыкло и к сломанным памятникам и к таким рокировкам. Хой с гитарой, Хой без гитары, Хой с крестом, Хой на фоне надписи «Хой» и собственной цитаты о непознанном смысле жизни – словно и после смерти этот неугомонный парень не может укротить свою бьющую ключом энергию.
Бывают биографии, требующие от составителя приличного знания географии. Жизнь, ещё не знающая что она – биография, бросает людей то в один конец карты, то в другой, чертит линии, причудливые зигзаги пунктиров между странными иностранными названиями – настоящую арабскую вязь, распутывать которую приходится долгие часы.

Бывают и другие. Линия жизни в таких биографиях - вовсе не линия. Она скорее, похожа на уверенную в себе жирную точку на карте. На такой точке родился, жил и умер Юрий Клинских . Её очень просто себе представить – взять ручку и нарисовать два круга. Тот, что в центре – закрасить. Сверху надписать – Воронеж. И чуть крупнее – Хой. От неё, понятно, потянутся какие-то хилые паучьи лапки пунктиров – в Москву, на Дальний Восток, ещё куда-то. Но всё это – неважно. Личность «включившаяся» 27 июля 1964 года сделала всё, чтобы «выключится» именно там, в июле, 36 лет спустя.

«Я первое стихотворение написал ещё в школе, помню про весну что-то»

Юра Хой, тогда ещё – просто Юра Клинских родился в семье домохозяйки Марии Кузьминичны Клинских и инженера Николая Митрофановича, вкалывавшего на Воронежском авиазаводе. Он был не единственным сыном четы Клинских, у маленького Хоя имелось двое старших братцев. С детства пацан рос смышлёным и любознательным, интересуясь всем, до чего дотягивался.
В школе Юра ничем особенным не выделялся. Был ленив, учился на тройки, домой носил «неуды» за поведение. Его диплом о среднем образовании украшен одной единственной четвёркой. Не по пению, по труду. К тому же часто Юра не приходил на первые уроки, опаздывал – засиживался с книжками допоздна. Был честен, старался никогда не врать.

Старшие братья с юного возраста приобщали Юру к музыке, в доме Клинских часто можно было услышать рок-н-ролл. Парни слушали советскую музыку, «битлов», «Deep Purpl» - сначала на пластинках, потом на бобинах. Отец же приучал младшего к… поэзии, изучению литературы и правил стихосложения. Сам он всю жизнь писал стихи, публиковался – но всё как-то без особого успеха. Данные им уроки позже проявились уже в матерных, разухабистых песнях сына, которые, несмотря на «мерзкое», «безобразное» по мнению литературных критиков, содержание, имели «безупречный слог и стиль».
Если со слогом Юре помог отец, то содержания подкинули обязательные деревенские каникулы, на которых тот нередко пропадал целое лето. Другим источником вдохновения стали фильмы ужасов – сначала советские, вроде Вия, потом – любые, которые можно было достать на кассетах и до дырок засматривать ночами. Играть на гитаре Хой научился ещё в школе, тогда же – сложил свои первые песни.
Окончив школу, и отучившись в ДОССАФ ради халявных прав, Юра на два года сел за «баранку» танка. Его часть дислоцировалась на Дальнем Востоке. Без особых происшествий он дослужил до 1984 года и демобилизовался.

«Что б в милиции работать, нужно плохим человеком быть. Есть там, конечно, и нормальные, но им там не место»

После армии Юрий подался в ГАИ, но в милиции не прижился. Сам он всегда любил скорость, автомашины, да и на место простого человека себя мог поставить – старался не штрафовать немного превысивших скорость, людей из сёл, безденежных – жалел. А вот перед начальством прогибаться не умел. Говорят, раз Юра тормознул даже мэра Воронежа, ехавшего на красный. А на вопрос «знаешь, кто я?» ответил, что, и знать не хочет. В другой раз таким манером он остановил какого-то важного священника, и, естественно, оба раза нажил себе неприятностей. Кроме того Хой никогда не мог выполнить назначенный руководством ГАИ план по штрафам. Три года в меновке плавно превращались в каторгу. Последние несколько месяцев контракта Юра служил уже во вневедомственной охране, отсчитывая дни до нового «дембеля». Как позже вспоминал Николай Митрофанович, последний день в милиции Юрий еле отработал, пришёл домой, содрал с себя форму, бросил на пол и стать топтать ногами, что-то рвать. Покончив с поганой, по его мнению, работой, Хой стал перебиваться другими заработками – работал фрезеровщиком, оператором ЧПУ-станка на «Видеофоне», грузчиком. В свободное время писал песни, играл на гитаре. Завёл «Волгу-31» (первая из четырёх машин), и чуть не убился на ней, на московской трассе, где-то под Тулой. Восстановленное авто Хой продал, и с тех пор от отечественных марок старался держаться подальше. Среди его следующих тачек был красный дизельный WolksWagen Golf III и белая Daewoo Нексия с электропакетом и кондиционером.

«Я не стесняюсь своего города, я в нем прожил всю жизнь, в нем же, скорее всего, умру…»
Юра Хой

В свободное от подработок время, Юра смотрел бесчисленные ужасы или мистику, играл на бильярде и иногда – как хобби – делал музыку. Когда в Воронеже открыли рок-клуб, Хой сделался его завсегдатаем. На весеннем концерте в 1987 он впервые сыграл несколько песенок, которые начал писать тогда же – в феврале и марте. Как Юра позже рассказывал – ему не нравилась беднота тем самодеятельных коллективов – «о любви, мире, чём-то таком… непонятном» вот он и решил обогатить её своим участием. «Это всем понравилось, и так всё и пошло…»
Он пел в клубе сольно или приглашал кого-то. А 5 декабря 1987 года Хой собрал первый состав своего «Сектора» и спел несколько песен – «Я мразь», «Сумасшедший труп», «Утопленник», «Колхозный панк» - на сцене рок-клуба
Название «Сектор Газа» было для Юры «загадочным сочетанием» и одновременно – своей «в доску» воронежской реальностью. В его детстве оно было на слуху из-за арабо-израильского противостояния, о котором тогда часто говорили по радио. А в Воронеже так ещё называли промзону с кучей заводов и дымящихся труб, и соответствующей криминальной атмосферой, где как раз располагался рок-клуб. Короче, с именем команде Юры было просто. По словам Хоя это было «местное название для группы, которая не собиралась выходить за пределы городского рок-клy6a»

«Панком никогда себя не считал...»
Юра Хой


Через два года, к 1989 году группа записала два «кассетных» альбома - «Плуги-вуги» и «Колхозный панк». Качество записей было ужасным, и они разошлись исключительно в Воронеже. Прорывом для команды стал альбом «Зловещие мертвецы», изданном в 1990 г.
Многие, особенно из ранних песен автобиографичны – «Ява», «Мент» (после выхода Юры из вытрезвителя), «Ядрёна вошь», «Взял вину на себя» - посвящение брату.
В то же время сам Юра пытался «развести» себя и «лирического героя» - «этакого монстра в вонючих носках, пострадавшего от всех известных венерических заболеваний и заработавшего импотенцию». Он говорил, что петь о человеческих пороках ещё не значит одобрять их. Для Юры такие песни - скорее, какой-то особый способ борьбы с ними.
Классическим «панком» Хой себя никогда не считал. «…может быть в начале творчества чистая «панкуха» кое-где и просматривалась» - рассказывал он в своих интервью. Он затем стал делать то, что нравилось лично ему, не привязываясь к стилю. И действительно – в музыкальном плане его альбомы были довольно разнообразны. Сам Юра определял стиль своей команды как «фьюжн».
Образцами для подражания и любимой музыкой для Хоя были западные группы и Rage Against The Machine, Biohazard, AC/DC, Alice Cooper. В последние годы Юра находился под впечатлением от тяжёлого рэпа с его блюзами, чёткой ритмикой и рок-гитарами, а на протяжении всей своей карьеры любил панк и дэт-метал.
«Хой, месяц молодой! Висит – гвоздём прибит!»
Веня Д`ркин
Псевдоним «Хой» к Юре прицепился сразу и довольно прочно. Вообще этот возглас тогда многие использовали – от Д`ркина до Летова, позаимствовав то ли из Oi!-музыки британских кокни, то ли из умствований БГ, но псевдонимом его сделал только Юра.
Как говорил он сам: «Хой» - просто восклицание, я часто произношу его во время песен. То, что оно напоминает кому-то Цоя (с которым Юра был лично, хоть и эпизодически, знаком) - случайность».
В последние годы жизни Юра стал меньше пользоваться псевдонимом «чтоб с гаишниками проблем не было». А то – остановят, а он «Да вы что, парни, я ж солист в «Секторе Газа». А они – «Врёшь! Там Хой поёт».

«Когда мы вышли на большую сцену, то нами стал заниматься человек, который до этого работал только с «попсой» и которого при слове «рок-н-ролл» начинало тошнить»
Юра Хой

После успеха «Зловещих мертвецов» и «Ядрёной воши» Юра стал выступать на всяких смешанных тусовках – «50х50» и тому подобных, но надоело это ему быстро. В Москву – «развратный город наглой молодёжи» он переезжать не пожелал, хотя возможностью записываться на студии «Мир» воспользовался. Его записи издаёт один из первых российских лейблов - «Gala Records». Начинаются легальные концерты группы, а вместе с ним – концерты липовых «Хоев» по городам. Сам Юра не любил «светится», сознательно поддерживал разрастание слухов, легенд о своей группе. В плане продаж – на кассетах его знали все, но 99 % альбомов выпускали пираты. Хой не жаловался, жил с того процента который «Gala Records» продавала по Москве, официальных релизов на «Black Box» в Воронеже и многочисленных концертов (всего их более 300). Его альбомы выходили в 1994 году, потом были переизданы «Галой» в 1997 г. «Нажми на газ» и «Колхозный панк» также были изданы – в 1991 и 1993 г. – уже на CD, LP, и неизменных кассетах.

«Нам нет разницы, для кого играть, от политики мы далеки. Платит Жириновский - играем для Жириновского, будет платить другая фракция - сыграем для неё»
Юра Хой

Росла и популярность. Известно, что от «Сектора» был в восторге Владимир Жириновский, и аполитичный как банан Хой «отвечал взаимностью» для ЛДПР, но – за деньги. Своих политических пристрастий Юра не имел, посылая всю политику «…в жопу. Буравчиком!». Строем он был вполне доволен, потому что, будучи из рабочих, заработал неплохие деньги на своём таланте. Впрочем, Хой полагал, что если бы ему пришлось так и застрять в грузчиках, то, конечно, он был бы недоволен правительством.
По мере роста популярности «Туман» и «Пора домой» Хоя стали фактически народной музыкой, музыкой дембелей, ПТУшников, студентов и сельской молодёжи. Жлоброкгруппа – так иронично часто называли «Сектор Газа» - группу, которую сам Хой сравнивал с порнухой, группу-изгоя, парию, которую не принимал ни рок, ни поп-музыка.
Известно, что Юра был не прочь сыграть в концерте с ДДТ или «Алисой» но его не звали, а сам он – не напрашивался. В 1994 году им записана панк-опера «Кощей бессмертный» - трэш-смесь русских сказок и музыки в духе АС/DC, Red Hot Chili Peppers или, Ace Of Base привлекшая внимание критиков. Выходит «Сказка» видео на которую не досняли из-за нехватки средств, затем чёрно-белый «Туман» - с хроникой российских войн. Всего у «СГ» выходит 4 клипа. Пятый - «Ночь страха» - не был закончен из-за смерти певца.
В конце 90-х «СГ» выпускает ряд техно-ремиксов, с участием воронежского DJ Крота.

«Я все время стремился к тяжелому звуку»
Юра Хой

В последние годы жизни Юра Клинских меняет имидж и звучание. Вместо косухи, рваных джинсов, старых маек и армейских ботинок появляются чёрные дорогие туфли, тёмные брюки и рубашка. Вместо разухабистого «колхозного» панка – «клёвый тяжеляк» последнего альбома.
«...я перепробовал практически все наркотики, но ни к чему не привык и не собираюсь привыкать. Попробовал - и хватит»
Юра Хой

Точные причины смерти Хоя неизвестны. 4 июля 2000 года, он умер в одном доме на Барнаульской, по пути из своего дома на очередную запись. В последние годы у него обострились проблемы со здоровьем – подозревали и гепатит и сердечные проблемы. Хой достаточно много пил, а к концу 90-х друзья стали подозревать его сильную наркотическую зависимость. К тому же, как полагают многие, его спутница Ольга была законченной наркоманкой. Перед смертью Юра жаловался на боль в низу живота, боку и «кипяток в венах» - но решил, что само пройдёт. Не прошло, они с Олей оказавшись в «плохом» районе вышли на Барнаульской. В квартире Хой сразу лёг, ещё раз сказав о «кипятке» в венах. Ольга стала звонить в «Скорую» - но ответили лишь на 4-й раз. Врачи не смогли помочь – остановилось сердце.
Хой умер. Умер человек не любивший «разряженную тусовку», геев и Киркорова. Умер человек, обожавший тяжёлый звук и тяжёлый рэп, скорость, простые слова и мистические ужасы. Свою смерть он «сделал» похожей на непритязательный «ужастик» - сумма цифр её даты составила 13, его последний альбом – «Восставший из ада» - содержал 13 песен, был 13 альбомом, вышедшим на 13 году существования «СГ», а два поминальных дня – 9 и 40 пришлись на 13е число.
После Юры Клинских остались две дочери – Ира и Лиля.

Лидер группы «Сектор Газа» — советский певец и композитор, автор песен Юрий Хой (фамилия при рождении – Клинских) взял псевдонимом боевой клич для своих музыкантов, товарищей по коллективу. Названием его любимого детища «Сектор Газа» появилось в родном Воронеже: так назывался экологически неблагополучный и криминогенный Левобережный район города. Всероссийскую известность группе принесли альбомы «Зловещие мертвецы» и «Ядрёна вошь», вышедшие в 1990 году. Долгие годы полу-подпольного существования группы были вызваны присутствием ненормативной лексики в её песнях, но их знала вся страна, очарованная открытостью и злободневностью многих тем. Причиной смерти Юрия Хоя официально был назван сердечный приступ.

Он родился в 1964 году в Воронеже и окончил городскую школу №30. С детства увлекался музыкой и писал стихи по примеру своего отца – инженера Воронежского авиазавода. Повзрослев, Юрий научился играть на гитаре, проявив очень неплохие способности к музыке. В 1984 году Хой отслужил в рядах Советской армии водителем и вернулся на родину. Сменив несколько профессий, он не забывал своего увлечения и продолжал писать песни, которые исполнял для друзей. Его привлекали ужасы и мистика, дававшие сюжеты для его произведений. В 1987 году в городе открылся рок-клуб, в котором Юрий решил «тряхнуть стариной», исполнив несколько своих песен, и они понравились слушателям. Мыслей о большой эстраде, да и вообще о карьере певца у него не было.

Клинских продолжал выступать в местном клубе, взяв себе псевдоним и назвав коллектив своих музыкантов «Сектор Газа» и вокруг него постепенно сформировалось содружество единомышленников, с которым певцу удалось записать свои первые альбомы. Их группа долгое время находилась в андеграунде и считалась «нецензурной», хотя крепкие выражения и двусмысленные идиоматические обороты встречались в ней не так уж и часто и вполне оправданно, с точки зрения художественных образов. Распространяемые пиратами записи их концертов породили немалое количество «имитаторов», разъёзжающих по стране под личиной группы «Сектор Газа». При всей своей кажущейся несерьёзности и грубоватости, песни Хоя имели социальную и психологическую проблематику, определённую глубину и многим нравились. В жизни Хой, по воспоминаниям очевидцев, был простым, добрым и даже стеснительным парнем.

Группе удалось провести концерты во многих городах страны а также в Прибалтике, Белоруссии, Казахстане, Молдавии, Германии и Израиле. Публика встречала их приветливо и записи продолжали распространяться вполне активно, хотя бешеных денег ни Юрий, ни его музыканты не имели. Конечно, после выпуска своего 13 альбома, они не бедствовали, но казалось, что все успехи 36-летнего фронтмена ещё впереди, когда он внезапно скончался. Он умер в родном городе, в июле 2000 года, не дожив до своего дня рождения три недели с небольшим. Никто из близких не ожидал, что такое может случиться. Юрий, в ожидании записи, зашёл вместе со своей подружкой, Ольгой Самариной, к знакомому на улицу Барнаульскую, где ему стало плохо. Врачи «Скорой помощи» отказались ехать по адресу дома –наркопритона, а когда всё же явились, было уже поздно.

Помимо официальной версии сердечного приступа, о смерти Юрия Хоя ходило немало сплетен и домыслов. Слухи о том, что Хой злоупотреблял спиртными напитками и наркотиками, обвиняют во всём ту самую девушку – Ольгу Самарину: это она способствовала переходу Юрия от простого курения анаши под водку на «иглу». Так он заразился гепатитом С, уничтожившим его печень. Была в ходу и версия о том, что жители «Сектора Газа» в Воронеже не доживают до 40 лет из-за убийственной экологии. Правда обстоятельства смерти Хоя – «с бордовым лицом» намекают, скорей, на сердечный или сосудистый криз. Но и с гепатитом подобные симптомы появляются при развитии цирроза печени. Вопрос, почему умер Юрий Хой так и остался без ответа для тех, кого не устраивает официальное заключение следствия. Но, возможно, его близкие не захотели афишировать настоящие причины скоропостижной смерти Юрия и они имеют на это полное право. После смерти певца осталась вдовой с двумя дочерями его жена Галина.

Он похоронен у себя на родине, в Воронеже.

1805 Просмотров

Четвертого июля исполняется 15 лет со дня гибели лидера группы «Сектора Газа» Юрия «Хоя» Клинских.

Юрий Клинских. Фото с сайта hoy-sektor.ru

Создатель стиля «колхозный панк» родился 27 июля 1964 года в Воронеже. Вернувшись в 1984 году из армии, он какое-то время работал в ГАИ и на заводе. Появление новых рок-групп вдохновило Клинских на сочинение собственного материала, ибо в существующих в то время командах его не удовлетворяло чересчур мягкое звучание и «беззубость» текстов. Поэтому изначально он сделал ставку на бытовые сюжеты, передаваемые без излишних сантиментов, а также на мистические темы, которых в изобилии было в народном фольклоре. Определение «Сектора Газа» как панк-группы — не более, чем, условность, поскольку в творчестве коллектива немало песен в стиле хард-рока и поп-рока, ощутимо влияние эстрады и шансона.

Ненормативной лексикой Хой, вопреки расхожему стереотипу, тоже старался не злоупотреблять. Матерные выражения в его песнях всегда передают характер и особенности речи персонажей, а свое отношение к этому он выразил в ранней песне «Авто-мат», где сделал упор на том, что русские люди обычно прибегают к крепкому словцу в экстремальных ситуациях чисто по инерции. Лучшие же песни «Сектора Газа» - «Укус вампира», «Возле дома твоего», «Вечером на лавочке», «Пора домой», «Туман» и многие другие — вовсе обходятся без мата.

Сектор Газа «Укус вампира» (Кемерово, 1998)

При всей «сермяжности» своего сценического образа, Юрий Хой всегда тяготел к некой театрализации. Даже его ранние альбомы нередко содержат интродукции, эпилоги и разнообразные репризы между песнями да и в самых текстах, а самый успешный диск «Газовая атака» включает имитацию горлового пения тибетских монахов, как бы вводящего слушателя в «газовый» транс и плавно выводящего из него. Пластинка 1994 года «Кащей Бессмертный» представляет собой панк-оперу со стихотворными диалогами и «ариями» на музыку «Песняров», Queen, Nirvana, Ace of Bace и других известных групп. Несмотря на сказочную подоплеку альбома, персонажи получились очень узнаваемыми. Царь — это беззлобный, но похотливый глава семейства, совершенно не занимающийся воспитанием своих сыновей. Дракула — добродушный металлист или байкер, отпугивающий обывателей своим внешним видом, однако готовый прийти на помощь по первому зову . Кащей — типичный гопник. Иван — неприкаянный русский парень, который, при необходимости, без лишних слов возьмет в руки оружие и пойдет отстаивать семью и Родину. Василиса — красивая и недалекая деревенская девушка, согласная, по своему неразумию, в ожидании большой и чистой любви переспать хоть с самим Кащеем.

Ирина Бухарина (экс-вокалистка «Сектора Газа») «Ария Василисы Прекрасной»

Сам Юрий Хой неровно дышал к металу и рэпу. В одном из позднем интервью он признавался, что в его обширной домашней коллекции порядка 1200 дисков, 400 из которых — рэп, остальное — метал. Последний и лучший альбом «Сектора Газа» «Восставший из ада» записан именно в стиле метал-кора. Все песни диска четко выстраиваются в единую сюжетную линию. Открывает альбом «Демобилизация», которая, по сравнению с остальными композициями, звучит легковесно, но Хой недаром настаивал на включение этой песни в трек-лист.

Сектор Газа «Ночь страха»

Следующая вещь «Свадьба» как бы намекает нам на то, что отслужив, герой взял в жены любимую девушку. К несчастью, жизнь у молодых не задалась. В песне «Рога» они начали друг другу изменять, а в «Сельском туалете» всеобщий раздрай в домашнем хозяйстве привел к нелепой гибели супруги. Безутешный вдовец ударился в жуткий запой и погиб после укуса вампира в «Грязной крови». Далее — следует подробное описание жизни пары с загробном мире. Все больше и больше сближаясь с разного рода нечистью — они гибнут во второй раз от рук доблестных истребителей вампиров и ждут своей окончательной участи до Второго Пришествия Христа. Несмотря на шокирующий натурализм некоторых треков («Черный вурдалак»), Клинских всегда правильно расставляет акценты. «Мораль песни такова: не мертвецы и не вампиры не опасны так для жизни, как прогнившие сортиры», - поет он в «Сельском туалете», давая понять, что подлинные ужасы следует искать не в дешевых страшилках, а в бытовом неустройстве нашей жизни . И, кстати, в отличие от своих западных коллег из тяжелых групп, Хой никогда не заигрывался в демонизм. В песнях «Ночь страха» и «Истребители вампиров» положительные герои однозначно декларируют свою безграничную преданность ко Христу. На «Ночь страха» готовился клип, однако внезапная смерть Юрия Хоя 4 июля 2000 года в родном Воронеже помешала своевременной реализации этого замысла. Ролик был смотнирован из рабочих материалов лишь к 2013 году.

Сектор Газа «Пора домой» (слева от Юрия Клинских на гитаре играет Алексей Привалов)

В Москве у Юрия Хоя практически не было близких друзей. Одним из немногих, с кем он плотно общался на протяжении последних пяти лет жизни, был тур-менеджер «Сектора Газа» Алексей Привалов - нынешний директор групп «СерьГа» и Евгения Маргулиса.. - Когда я познакомился с Юрой и начал обсуждать с ним условия работы, меня удивили его демократические взгляды на быт. Условия, гостиница — для него все это не было важно, хотя тогда он мог собрать тысячный зал в любой точке бывшего Союза. При этом в чем-то он со временем все равно становился таким буржуа, но отношение ко многим благам у него все равно оставалось более чем спокойное. Помню, как однажды он приобрел комплект звуковой домашней аппаратуры со словами: «Ну вот, купил на всю жизнь!». Слышать это было забавно — особенно с учетом того, что технологии постоянно меняются. Искренний, непосредственный, он абсолютно не умел хитрить или обманывать, очень добрый и безумно талантливый, в нем не было ни капли снобизма . Юра активно интересовался другими исполнителями в музыке, любыми видами искусства, я водил его на какие-то выставки в ЦДХ, бывал с ним в музеях, он с удовольствием воспринимал самые разные проявления творчества. Ходить с ним было легко, потому что его никто особо не знал в лицо. На кассетах-то «Сектора» были какие-то нарисованные люди, опознать в которых реального Хоя было сложно. И удивительно контрастировали между собой сценическое поведение и абсолютно четкая рабочая дисциплина в гастролях, хотя, наверное, мне уже коллектив достался уже «взрослым», и ранний угар начала 90-х я не застал».

Сектор Газа в «Программе А»

Тем не менее, иногда и с Хоем на гастролях случались накладки. Однажды, он, забыв паспорт, не попал на концерт собственной группы в Ригу. «Зал был полностью продан, отменять действо было нельзя и за Юру пришлось петь клавишнику Алексею Ушакову, - продолжает Алексей Привалов. - Первые минут 40 народ упорно скандировал: «Юра!», а потом потихоньку втянулись и хором подпевали любимым песням. Музыкантов поселили в Юрмале. Мы с Дельцовым (Андрей Дельцов, звукорежиссер «Сектора Газа». - прим. сайт) уехали по делам в Ригу, возвращаемся, а в номере у музыкантов сидит какая-то «горилла» и бухает с ними. Это оказался человек, который поехал с целью ввалить «левому» «Сектору Газа» . Ему подарили компакты, на которых были помимо Юриных и фотографии ребят, он, убедившись в аутентичности состава, обрадовался и остался выпивать».

Сектор Газа «Демобилизация»

Многие пытаются усмотреть в гибели Хоя какую-то мистику, однако Привалов относится к подобным домыслам скептически: «Где-то за год до смерти он ездил в Воронеж и встречался с какой-то бабкой-колдуньей, которая ему сказала, что если он не расстанется с Ольгой (его московской подругой, действительно сыгравшей трагическую роль в его судьбе), то погибнет. После этого он приехал ко мне, поделился этим, был очень подавлен. Тем не менее, какой-то «дьявольской» подоплеки (13-й альбом, 13 песен) я бы в смерти Юры все-таки не искал. Но его последнее выступление в жизни - на «Звуковой дорожке» выдалось действительно мистическим. Заело мини-диск с фонограммой, который я записал у приятелей-радийщиков. Они как-то наскоро перегнали песни, а я потом носитель не проверил — дома-то такой аппаратуры тогда не было! Естественно, когда «минусовка» «встала» два раза на одном и том же месте, номер был сорван…С концерта я ушел в подавленном настроении. С Юрой после этого мы молча разошлись по домам и не общались полторы недели, а потом он мне сам позвонил. Я начал горячо извиняться, так как переживал все это время. считал, что очень серьезно подставил Артиста на пятнадцатитысячную аудиторию в Лужниках. Он ответил, что все это фигня и вообще, кто не работает, тот и не ошибается. После этого он предложил поездить по воронежским деревням, чтобы выбрать натуру для съемок клипа на песню «Свадьба» . Снимать он собирался реальную сельскую свадьбу. Мы договорились, что он отправится туда первым, а потом заедет за мной в Москву. Буквально через несколько дней мне позвонил Ляхов (Константин Ляхов - друг и деловой партнер Привалова. - прим. ред.) и, плача, сообщил, что Юра умер в Воронеже, Мы тут же ночью отправились туда на машинах вместе с издателями, решали вопросы с панихидой, похоронами, занимались всеми необходимыми процедурами. Прощание было в «Луче», есть такой кинотеатр в центре Воронежа. Толпы людей шли поклониться ему последний раз. В этот день «Русское Радио» в Воронеже, на котором Леша Ушаков был техническим директором, вырубило московское вещание, и целый день крутило песни «Сектора Газа». Это было очень неожиданно и приятно, и было абсолютное ощущение, что по другому и быть бы не могло - он был настоящим героем этого города, и город платил ему большой любовью».

Сектор Газа «Моя смерть»

Расплодившихся после смерти Хоя эпигонов и «продолжателей» лела «Сектора Газа» Привалов не приветствует. «Я очень плохо отношусь к любым попыткам заработать «левым» людям на Юрином имени и творчестве, - подчеркивает он. - Все эти странные абсолютно нелегитимные проекты, возникавшие после его смерти, использовавшие название «Сектор Газа», сначала со скромной приставкой «экс», потом отпавшей, или какие-то прозрачные перепевки громкого названия аудиторию к счастью, не обманули. Юридических прав на защиту наследников, к сожалению, лично у меня не было. Я мог лишь сожалеть и брезгливо дистанцироваться от той вакханалии с правами на песни, название и т.п., которая началась сразу после похорон . Юра сам был очень совестливым парнем и вряд ли ему понравилось бы, как нечистоплотные ребята пытались распорядиться его творческим наследием. Я помню, как он как-то за столом сказал следующее: «Ну что ж я и в 60 лет буду со сцены такие песни петь? Это же несолидно…» И не стал… Мне иногда его очень не хватает…»