Иеромонах фотий официальный. Иеромонах Фотий: биография, личная жизнь, творчество

". Четыре лучших вокалиста четвёртого сезона соревновались за право стать лучшим голосом страны.

Шоу началось представлением участников проекта "Голос. Дети". Они исполнили песню-поздравление с наступающим Новым годом. Затем слово взяли представители благотворительных фондов в счёт которых пошли все средства, собранные во время голосования зрителей.

И вот, на сцену вышли финалисты: Эра Канн , Ольга Задонская , Михаил Озеров и иеромонах Фотий . Поддержать участников пришли все те, кто участвовал в четвёртом сезоне шоу ранее. Все номера финалистов сопровождал симфонический оркестр.

Первой выступала Эра Канн. Свою песню Эра исполнила вместе со своим наставником, рэпером . Обволакивающий джазовый голос юной кореянки очень хорошо контрастировал с чтением рэпа в исполнении Васи Вакуленко.

Следующий номер представили две блондинки проекта - и Ольга Задонская. Исполнение песни "Кукушка" начала наставница, на которой был надет строгий брючный костюм. А сильный вокал Ольги заставил эту известную многим композицию зазвучать по-новому. Две дивы невероятно эмоционально представили энергетику песни зрителям. Ольга Задонская выступила как настоящий боец.

Далее радовать своих поклонников стал непревзойдённый со своим подопечным Михаилом Озеровым. Они исполнили нестареющую песню "Как молоды мы были". Проникновенное и сильное исполнение этого дуэта не оставило равнодушным ни одно сердце. Александр Борисович как будто рассказывал историю своей жизни, что, безусловно, тронуло самые глубокие струны души каждого кто слушал эту песню.

Четвёртым на сцену вышел фаворит шоу - иеромонах Фотий, в сопровождении своего наставника . Лепс появился перед зрителями в ярком лиловом пиджаке, который хорошо смотрелся на фоне строгой и аскетичной рясы его подопечного. Наставник был прекрасным огранением для бриллианта голоса отца Фотия. А песня "Лабиринт" удачно раскрыла грани таланта поющего батюшки.

Следующие четыре номера финалисты исполняли сольно. Эра Канн для себя выбрала песню "Тёмная ночь". Исполнение этой любимой многими композиции было довольно неожиданное. Эра заставила звучать песню военных лет современно и глубоко.

Зрители в зале очень тепло отреагировали на молодую исполнительницу, а наставник вручил ей огромный букет красных роз. Баста после выступления своей подопечной стал настоящим "Дедом Морозом" шоу "Голос". Полине Гагариной достался такой же шикарный букет, Градскому - футболка, Лепсу - шапка, с изображением символа наступающего года - обезьянкой.

Далее соло зазвучало в исполнении конкурсантки, к которой на "слепых прослушиваниях" повернулись все судьи. Ольга Задонская исполнила бессмертный хит "I will survive". Красное вечернее платье с глубоким разрезом сделало своё дело, и Задонская смотрелась на сцене как настоящая звезда Голливуда. Исполнение также было достойным, Ольга очень органично и легко вписалась в финал именно с этой песней, которая сумела раскрыть все возможности прекрасного голоса белокурой певицы.

Следующими на сцену вышли представители сильной половины человечества для исполнения своих сольных номеров. Михаил Озеров выбрал композицию короля рок-музыки Элвиса Пресли "Unchained Melody". Исполнение было проникновенным и тронуло не одно женское сердце. Песня стала настоящим подарком, прозвучавшим со сцены главного вокального шоу страны. Александр Борисович остался очень доволен своим учеником.

Заключительным номером этого этапа прозвучала песня на итальянском языке "Per te" ("Для тебя") в исполнении иеромонаха Фотия. Световое шоу в виде церковных витражей и голос человека чья жизнь посвящена Богу, оставила неизгладимое впечатление. Отец Фотий пел от всей души, и бесспорно сумел зажечь огоньки веры во многих слушающих его сердцах.

На этом этапе участники показали всё на что они были способны. Каждое выступление по истине было шедевром. В следующий тур, по условиям шоу, прошли лишь три конкурсанта, которым досталось наибольшее количество голосов. А покинула шоу Эра Канн. Молодая певица поблагодарила наставников, была трогательной и нежной, и на прощание исполнила песню группы No Doubt "Don"t speak".

Между тем, голосование продолжилось, а участники готовили свои последние композиции. Единственная представительница прекрасного пола, оставшаяся в битве, Ольга Задонская, исполнила песню своей наставницы "Спектакль окончен". Полноценный номер с участием балета создавал впечатление, что зритель находится на концерте Задонской. Блондинка не уступала Полине Гагариной в исполнении данной композиции.

Следующий на сцену для исполнения своей последней песни вышел Михаил Озеров. Он также исполнил шлягер своего наставника. Композиция раскрыла полностью раскрыла широкий диапазон голоса Михаила. Интересным решением в номере был бек-вокал, который исполняли участники команды Градского. Михаил выложился на сцене на все 100 процентов. Он действительно пел как в последний раз, показав себя невероятно сильно.

Завершающим в борьбе был романс "Спокойной ночи, господа", который спел отец Фотий. Пример достоинства и крепости в духе явил собой иеромонах на этом проекте. Исполненная им песня, несомненно, напомнила многим зрителям о том, что в жизни есть вещи которые важнее, чем каждодневная рутинная суета.

По итогам голосования Ольге Задонской досталось третье место. Поблагодарив свою наставницу, она, со слезами на глазах, покинула сцену. А томительное ожидание перед объявлением победителя разбавили наставники проекта. Во время подсчёта голосов каждый из звёздных учителей поблагодарил финалистов и всех кто был причастен к этому грандиозному шоу. Особую похвалу заслужил ведущий - непревзойдённый .

И вот, долгожданное объявление победителя... Лучшим голосом страны стал иеромонах Фотий, опередив Михаила Озерова почти на 50 процентов голосов. Занявший второе место Михаил поблагодарил Александра Борисовича и попрощался со всеми. Теперь всё внимание было приковано к победителю проекта. В подарок отец Фотий получил автомобиль и сертификат на запись сольного альбома. После поздравлений победитель, заметно переживая, очень искренне поблагодарил всех участников проекта.

Итак, страна выбрала своего победителя! Достойнейший победитель четвёртого сезона шоу "Голос" в завершении снова подарил всем зрителям проникновенную композицию "Per te". А в завершение все четыре финалиста исполнили песню "Последний час декабря", поздравив зрителей и участников шоу с наступающим Новым годом.

Настоящим подарком для дубненцев стало выступление иеромонаха Фотия, насельника Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, ставшего победителем телевизионного шоу «Голос» в сезоне 2015 года. Концерт, состоявшийся 4 ноября во Дворце культуры «Октябрь», собрал переполненный зал зрителей, многие их которых признались, что стали поклонниками творчества певца с первой услышанной в его исполнении песни, а потому не упустили счастливую возможность вживую послушать замечательный голос талантливого исполнителя.

Музыкой иеромонах Фотий (в миру Виталий Владимирович Мочалов) увлекается с детства. Родился он в Нижнем Новгороде в 1985 году. Там же учился в музыкальной школе по классу фортепиано, а затем в музыкальном училище на отделении теории музыки. В детском православном лагере при воскресной школе собора впервые попробовал участвовать в литургии и петь на клиросе. Когда семья эмигрировала в Германию, учился там игре на органе. Через несколько лет внутренняя переоценка ценностей привела к взвешенному решению вернуться в Россию и посвятить себя монастырской жизни. В 2005 году он приехал в Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, где поддержали его музыкальные способности и организовали уроки вокала с профессиональным педагогом-вокалистом Виктором Твардовским. На сегодняшний день иеромонах Фотий является регентом – руководителем хора в обители.

Жизнь в монастыре не стала препятствием для занятий музыкой: помимо духовных музыкальных произведений, он занялся исполнением оперных арий, романсов, баллад, а также известных песен, привлекающих своей душевностью и мелодичностью. Через некоторое время фактически в келейных условиях он записал несколько дисков и разместил в интернете для общего доступа. Телепроект «Голос» сразу заинтересовал иеромонаха Фотия, но подать заявку на его участие он решился не сразу, хотя первоначально эту идею предложили друзья, а затем и духовник – отец Власий благословил и поддержал его желание. Приглашение на кастинг поступило еще в третьем сезоне, а на следующий год Первый канал обратился с официальным письмом на имя митрополита Калужского и Боровского Климента, (председатель Издательского совета РПЦ). После полученного от владыки разрешения отец Фотий принял участие в конкурсе, где достойно проходил от этапа к этапу, дойдя до победного финала.

Такой результат, конечно, предполагал гастрольную деятельность, но концерты иеромонах Фотий дает нечасто: нашему городу необычайно повезло, что дубненским организаторам удалось договориться о его выступлении на сценической площадке ДК «Октябрь». Певец представил разнообразную программу, в которой прозвучали песни на русском, итальянском, испанском, сербском и норвежском языках. Он исполнил классические произведения Сергея Рахманинова, Александра Бородина и Антона Рубинштейна, русскую народную песню «Ах ты, душечка!», неаполитанскую песню «Мама», необыкновенной красоты композиции «Per te» и «Alejate» Josh Groban, романс «Спокойной ночи, господа» и «Молитву» из фильма «Мусорщик», «Свет» Сергея Трофимова, когда-то прозвучавшую на «Евровидении» «Nije Ljubav Stvar» в исполнении Желько Йоксимовича, авторскую песню на стихи немецкого поэта Виктора Шпайзера «Сколь краток век наш» и другие. В исполнении певца столь разные музыкальные произведения прозвучали очень душевно и вдохновенно. Концерт прошел на одном дыхании, а по окончании его иеромонах Фотий, несмотря на усталость, согласился ответить на несколько вопросов, касающихся его творчества.

– Что означает музыка в вашей жизни?

– Музыка для меня, как хлеб, как воздух. Это то, без чего я не смогу жить счастливо. Это не просто некая услада для слуха, а простор для творчества, самореализации – не только музыкального чувства, но и способности создавать, творить. Я хочу быть в музыке не только потребителем, но и созидателем. Мне бы хотелось свою жизнь посвятить тому, чтобы создавать интересную, красивую, не лишенную интеллектуальности музыку. Если Богу будет угодно, возможно, я стану композитором – пока это на уровне увлечения. Но я чувствую большое внутреннее стремление к тому, чтобы писать музыку.

– Не задумывались ли вы о совмещении своей вокальной деятельности с симфоническим оркестром?

– Есть такая идея, которая, надеюсь, осуществится. С симфоническим оркестром мне довелось спеть всего пару раз. Одно из выступлений не осуществилось: мы репетировали, но номер не вошел в концертную программу. А второе состоялось – под музыкальное сопровождение симфонического оркестра мы пели с Ольгой Кормухиной.

– Отец Фотий, прошел почти год после вашей победы в проекте «Голос». Насколько этот проект изменил вашу жизнь?

– Я не разочарован в участии в проекте и с большой благодарностью вспоминаю то время. Сейчас смотрю новый проект и испытываю ностальгию, мне интересно наблюдать за конкурсантами, за их борьбой. Со мной не было такого: я бы не назвал свое участие чем-то похожим на конкурсную гонку. Я чувствовал, что меня ведет какая-то десница, может быть, божья рука, но водимая Григорием Лепсом. Благодаря моему наставнику я дошел до финала.

– На слепых прослушиваниях, когда Григорий Лепс выбрал вас, он сам был удивлен и даже растерян, не понимая, как в формате проекта можно построить работу со священнослужителем. А позднее назвал вас одним из чудес «Голоса». Как строились ваши отношения?

– Григорий Лепс совершенно другой человек, когда с ним общаешься без камеры. Он мыслящий, философствующий, душевный. Ко мне относился с предельным уважением, понимал духовное состояние священнослужителя, что-то менял, если по тесситуре не подходит. И репертуар выбирал так, чтобы произведения были сообразны моему образу, моим взглядам.

– Песни для исполнения выбирал исключительно наставник?

– В основном их предлагал Григорий Лепс и его помощники. И я нисколько не жалею – это очень интересные и глубокие произведения: классические, эстрадные, замечательные песни из репертуара самого наставника. Он также прислушивался и к моим предложением. Например, была взята песня «Per te», с которой я впервые начал себя записывать, посвятив ее дорогому мне человеку.

– В профессиональном плане вы многому научились у наставника?

– Влияние он на меня оказал немалое. Сравнивая сейчас свое исполнение до проекта и после, очень заметно, что это совершенно разные исполнительские техники.

– Как вы относитесь к своей концертной деятельности, которая вошла в вашу жизнь? К вам приходит избранная публика. Получаете ли вы подпитку от своих слушателей?

– Нужно всегда помнить, что артист без зрителя – никто. Не мы нужны зрителям, а они нам, мы для них поем. Я не подразумеваю сбор средств или что-то подобное. Здесь настоящий творческий момент: я пою вживую и именно то, что хочет зритель. Мне важны отзывы моих слушателей, и я получаю их после каждого концерта. Я вижу, что все это не зря и людям нужно, поэтому с удовольствием продолжаю петь дальше.

– Много ли у вас своих произведений, которые вы включаете в концертный репертуар?

– Сегодня прозвучала песня «Сколь краток век наш», есть другие авторские наработки, но по стилистике они не подходят для такого концерта – это духовные песни и их музыкальная обработка. Я очень выборочно и критично отношусь к поэзии, ищу вдумчивые, философские тексты.

– Отец Фотий, ваше имя в переводе с греческого означает «свет, светоносный». Видите ли вы в своей деятельности некую миссию, возможно, просветительскую, ведь музыка, которую предлагаете вы слушателю, может помочь прийти к пониманию важных истин, которые необходимы в жизни?

– Я очень надеюсь, что мое творчество может нести просветительскую функцию, хотя не ставлю это целью для себя. Миссионерский эффект получается сам собой: достаточно просто выйти на сцену и искренне, от всего сердца спеть. При этом нет необходимости что-то пропагандировать. Люди видят в моем стремлении желание донести до них некую музыкальную красоту, и этим поднимается нравственный уровень. А нравственность с духовностью соприкасается очень тесно: без нравственности нет духовности, а нравственность может существовать без духовности, но это база.

Музыка, театр, искусство, литература одухотворяют человека в светском понимании. В советские времена, когда господствовал атеизм, многие люди читали Достоевского и через это приобщались к духовности. Порой даже не понимая этого, они чувствовали христианские истины, о которых автор не говорит открыто, но показывает на примере своих персонажей, какой должна быть христианская жизнь. Многие через Достоевского пришли к вере. Также и в любом виде искусства – если ты наблюдаешь что-то красивое, от этого структурируются мысли, меняется восприятие. Порой достаточно посмотреть на звездное небо, чтобы начать думать о чем-то высоком и вечном. Такое же действие оказывает музыка – это необычное искусство, оно в каком-то смысле абстрактно: понять мелодию композитора намного сложнее, чем мазок художника.

Евгения ШТАЙН

Фото с сайта https://lenta.ru

Иеромонах Фотий (в ми­ру - Виталий Владимирович Мочалов, род. 11 ноября 1985 г.) - насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, регент монастырского хора. В 2015 году победил в телевизионном проекте «Голос».

Отец Фотий (Мочалов) сегодня, пожалуй, самый известный стране иеромонах. Его голос и манера исполнения по-настоящему запали в душу не только зрителям одного из телевизионных шоу, в котором он стал победителем. Скромного и тихого молодого монаха полюбила и Интернет-аудитория. Отец Фотий сейчас совершает концертное турне по всей России. Мы поговорили с ним в день его концерта в Красноярске.

Отец Фотий, вам часто приходится соприкасаться с миром эстрады, который многим обывателям, особенно молодежи, кажется притягательным и идеальным. Что на самом деле скрывается за софитами и яркими декорациями?

Когда есть хлеб, хочется еще и зре­лищ. Тогда люди идут в концертный зал и получают то, чего хотят. Музыка бывает разная, как и артисты. А за кулисами идет тем временем повседневная жизнь, полная труда.

Некоторые делают акцент на шоу, на танцах, на внешнем виде, а кто-то на эпатаже «выкручивается». А есть такие люди, как я. Здесь сценический образ совсем не важен, ведь у меня никогда не было цели быть артистом, публичным человеком. Меня никогда не привлекал мир шоу-бизнеса, особенно в том виде, который навязывается нам на ТВ.

- Но сейчас вы медийный человек, во многом благодаря ТВ.

То, что делаю я сейчас - это не массовая культура. У меня очень своеобразный репертуар. Он строится на классике, на своеобразных произведениях, которые являются пограничным жанром. Это кроссовер, рóковые баллады. Есть и разные сюрпризы - иногда я исполняю песни на норвежском, армянском, сербском.

Когда я вижу уникальность произведения, когда я поражен красотой мелодии, мне хочется взять ее в свой репертуар, сделать свой кавер. Мне хочется, чтобы люди прикоснулись к этим прекрасным творениям, которые они иначе нигде не услышат. Я стараюсь популяризировать необычную музыку.

- Встречаются ли по-настоящему верующие люди в эстрадной среде? Это практика или исключение?

Бывало, что я пересекался с людьми, которых раньше видел только по телевизору. Я еще раз убедился, что они такие же люди, как и остальные - у них обычная жизнь, но при этом есть сценический образ. Когда ты видишь «звезд» в неформальной обстановке, слышишь, о чем они разговаривают, какие идеи у них в голове, то встречаешь среди них людей, далеко не глупых, даже мудрых. Там можно найти и духовность. Наверное, как и везде.

Пользуясь случаем, задам вопрос от одного иеромонаха из красноярского Успенского монастыря: «Испытываете ли вы духовную радость от вашего творчества?»

Я бы не сказал, что мое творчество влияет прямым образом на ду­ховную жизнь. Это просто мое дело, мое хобби. Это искусство. Наоборот, на искусство может повлиять духовная жизнь, служение, которое есть у меня на протяжении одиннадцати лет в монастыре. Именно духовность позволяет творчеству быть честным, открытым, она доносит слова до сердец. Не думаю, что есть обратное влияние.

Приходится слышать недовольные отзывы верующих в сторону монашествующих, занимающихся творчеством. Особенно, если его можно назвать «мирским»…

Люди, идущие в монастырь - априори люди не ленивые. Они не настроены лежать сутками на диване в своей келье. Они уже готовы на то, что им каждое утро придется вставать очень рано, идти на молитву, класть поклоны, исполнять послушания. Я думаю, что жажда подвига есть в каждом монахе. И каждый находит некую сублимацию в виде какого-то ремесла, какого-то творчества. Каждый чем-то, да занимается. Не обязательно искусством. Он может быть плотником, или поваром. И он будет делать это хорошо, чтобы все были рады.

У меня сейчас возникают мысли, что мое концертное турне - это некий подвиг. Ведь это очень сложно, особенно, если учесть, что я человек не публичный, а нужно стоять на сцене. И этот процесс не механический, мы всегда варьируем программу. Я всегда лично забочусь о качестве исполнения, всегда выкладываюсь. Постоянные переезды… Это даже физически очень не легко. Главное стараться делать немножко больше, чем можешь. Поэтому я не вижу в своем творчестве чего-то подсудного.

- Гастролировать в Великий пост, наверное, особенно сложно?

В дни поста сократится количество концертов. А в первую седмицу, конечно, выступлений не будет. Нужно молиться в монастыре. Программа тоже изменится, будет больше духовных текстов.

А вообще, с Богом пост не такой уж и сложный. Самое главное - это любовь. Господь пришел на землю не для того, чтобы запретить нам есть творог. Он принес нам не обрядовость, даже не каноны. Христос был распят для того, чтобы мы поняли, что такое любовь. Если мы будем больше любить своих ближних во время поста, то это будет намного лучше, чем забота об ингредиентах супа. Так что главный подвиг в это время - не физический, а духовный.

Святейший Патриарх Кирилл в одном из интервью сказал: «Многие люди через отца Фотия открывают для себя православную веру». Это очень высокая оценка вашего творчества и служения. А вы сами считаете себя миссионером?

В какой-то степени я миссионер. Только моя миссия - не вербальная. Хотя есть такие тексты, которые заставляют человека задуматься, приводят его к покаянию. Это, конечно, не значит, что он сразу после концерта побежит в храм на исповедь. Нет, этого эффекта я не добиваюсь. Для меня главное, чтобы у человека раскрылась душа, чтобы он послушал, что у него в данный момент творится в душе. Наверное, это и есть моя миссионерская деятельность. Это мое служение.

Юрий Пасхальский специально для газеты «Православное слово Сибири» и сайта «Касьяновского дома»

Российские зрители в 2015 году могли наблюдать, как скромный монах стал победителем шоу Голос, обойдя сотни и тысячи других претендентов. У кого-то это событие вызвало негодование, у кого-то возмущение, но равнодушных осталось мало. Иеромонах Фотий (в миру Виталий Мочалов) - священнослужитель Русской православной церкви, наместник Пафнутьево-Боровского монастыря в Калужской области, первый священник, который обрел славу после телевизионного проекта.

Детство и юность будущей звезды

Виталий Мочалов родился 11 ноября 1985 года в городе Горький (нынешний Нижний Новгород). Семья не была верующей. Мальчик с детства увлекался музыкой и посещал музыкальную школу, где обучался пению и игре на фортепиано. Уже будучи подростком, Виталий пел в церковном хоре, а также часто солировал в школьном коллективе. После школы Виталий решает поступить в музыкальное училище по специальности музыкальная теория.

Но спустя год вся семья принимает решение эмигрировать в Германию, город Кайзерслаутерн. Там юноша не оставляет своего увлечения и обучается игре на органе. Виталий даже подрабатывал игрой на органе на концертах в католических и протестантских храмах.

К вере молодой человек пришел самостоятельно. В 7 лет попросил маму пойти окрестить его, так как боялся, что не сможет стать ангелом. Мама и сын приняли крещение, но воцерковление произошло позже. После посещения детского православного лагеря «Благовест» Виталий вернулся домой другим. Он всецело окунулся в атмосферу православной жизни, общения с Богом, посещал службы , трудился, пел на клиросе.

Путь в монастырь

Прожив три года в Германии, Виталий без родителей вернулся в Россию с твердым решением оставить мирскую жизнь, возможность быть женатым, деньги, успех и стать монахом. Будущий священник начал свое служение в Пафнутьево-Боровском монастыре Калужской епархии. Духовным отцом его стал известный духовник схиархимандрит Власий, к которому многие верующие обращаются за советами. Когда у Виталия еще были сомнения в выборе своего жизненного пути, именно Власий предложил ему оставаться в монастыре.

Сначала Виталий был пострижен в иноки, в 2011 году рукоположен в иеродиакона, а в 2012 году принял сан иеромонаха под именем Фотий (значение этого имени с греческого языка -»свет»). Впоследствии батюшка стал регентом хора этого монастыря.

Обучением монастырских певчих занимался талантливый педагог Виктор Твардовский. С ним батюшка вновь увлекся вокалом и начал активно петь. По словам самого Фотия, Виктор помог ему «настроить» голос, а упражнения его авторской методики Фотий использует до сих пор.

Увлечений у монаха было много и помимо пения. В монастыре он занимался дизайном и версткой приходских изданий, увлекался фотографией и видеомонтажом. Существовала даже возможность, что Фотий пойдет служить в армию, и сам монах собирался отдать долг родине, но из-за проблем со зрением в армию его не призвали. Фотий прекрасно владеет немецким и английским языками.

Шоу «Голос»

Идея участия в Голосе появилась у монаха давно. Еще в 2013 году он отправил заявку и даже был приглашен на кастинг. Но в тот год батюшка не решился просить благословения у церковного начальства. Вновь попытать счастья Фотий решил в 2015 году, и тогда Первый канал написал официальное письмо митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту с просьбой отпустить иеромонаха на шоу. Ответ был положительным, церковное начальство благословило Фотия.

Слепые прослушивания стали первым серьезным испытанием в шоу. Иеромонах исполнял арию Ленского из оперы «Евгений Онегин». Повернулся только Григорий Лепс. Было видно, как батюшка немного шокирован таких течением событий, ведь, по его словам, он планировал попасть к Александру Градскому. Первой мыслью Фотия было: «Что я буду делать с Григорием Лепсом?».

Но дальнейшие события показали, что это наилучший вариант, ведь Григорий привел монаха к победе. Лепс даже сразу же на слепом прослушивании подал идею для будущей песни, которую прошептал Фотию на ухо. Оказалось, что это композиция «По дороге в Загорск», которая и была исполнена в четвертьфинале.

На своем пути в проекте Фотий исполнял разнообразный репертуар :

  • композиция Андреа Бочелли;
  • пронзительный «Монолог» на стихи Ахматовой;
  • романс «По дороге в Загорск»;
  • песня «Спокойной ночи, господа» в финале;
  • композиция «Лабиринты» в дуэте с Григорием Лепсом.

В качестве песни победителя Фотий спел проникновенную композицию Джоша Гробана «Перте» (Для тебя). Певец вообще уважает творчество Гробана и часто исполняет другую его композицию «Алиготе» (Уходи).

Члены жюри очень тепло и с огромным уважением относились к батюшке. Василий Вакуленко (Баста) даже попросил благословения, а Александр Градский неизменно защищал и хвалил необычного конкурсанта.

Когда проект подошел к зрительским голосованиям, сомневаться в победе Фотия уже не приходилось. Ведь батюшка опережал своих конкурентов с огромнейшим отрывом, раз за разом лишь увеличивая проценты. Народ откликнулся и проникся добродушием, скромностью и искренним исполнением монаха. Многие голосовали не столько за пение, сколько за образ, за смелость.

После победы Фотия поздравил сам патриарх Кирилл. В своем послании он отметил, что мероприятие изначально было очень спорным и вызывало сомнения, ведь эстрада и слава несовместимы с монашеством. Но результат превзошел все ожидания. Также патриарх пожелал сохранить Фотию ту скромность и естественность поведения в непростое время после конкурса и отметил, что выбранный им монашеский путь превышает ту победу, которую он одержал.

Монах Фотий после всплеска славы

Конечно, обрушившаяся слава кардинально изменила творчество и жизнь иеромонаха Фотия. Теперь он ведет активную концертную деятельность, общается в социальных сетях и больше не может быть просто иноком в монастыре. Приходится совмещать монашескую и светскую жизнь. В 2016 году даже была опасность, что Фотий покинет сцену и концертную деятельность.

В СМИ появилась информация, что исполняющий обязанности наместника Пафнутьево-Боровского монастыря спросил патриарха о том, что делать с Фотием, ведь он не только поет, но и дает различные интервью, через которые у людей формируется представление о православии и монашестве. В частности, был упомянут эпизод, в котором Фотий говорил, что в монастыре ему «стало скучно». Патриарх ответил, что через отца Фотия многие открывают для себя православную веру, у монаха есть не только слава, но и народная любовь. Поэтому патриарх не стал использовать свои властные полномочия и запрещать батюшке выступать.

Другие священнослужители тоже в основном положительно оценивают деятельность Фотия. Ведь если хотя бы один человек задумается о вере, придёт в храм благодаря пению и выступлениям священника, это будет уже маленькая победа и благое дело.

Активная гастрольная деятельность занимает сейчас все время иеромонаха Фотия. Последние новости могут радовать поклонников: график батюшки расписан на много месяцев вперед. В репертуаре арии из известных опер, зарубежные хиты, классические эстрадные композиции. Фотий, как правило, выступает в небольших камерных залах. Киров, Псков, Санкт-Петербург, Обнинск, Москва - далеко не полный список городов, где выступал иеромонах. В июне 2017 года был дан большой сольный концерт в Крокус Сити Холл.

В социальных сетях можно легко найти аккаунты Фотия (иеромонаха), где сейчас активно публикуются все новости и концертная программа. На его страничке вконтакте выкладываются различные композиции, живые записи с концертов, а также можно видеть множество восторженных откликов зрителей.

В своем профиле в Инстаграм Фотий любит рассмешить поклонников. Например, не так давно он выложил видео, где поет в микрофон, а затем быстренько съедает средство для пения, ведь оно было шоколадным. Часто священник появляется и на телевидении, раздает интервью, был гостем в развлекательных шоу на Первом канале:

  • «Вечерний Ургант»;
  • «Наедине со всеми»;
  • «Пока все дома»;
  • «Кто хочет стать миллионером» вместе с другим победителем Голоса Сергеем Волчковым.

В сентябре 2016 года был выпущен дебютный альбом «Романсы» . На диске собраны произведения великих композиторов: Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова.

Батюшка признается, что ему нелегко справляться с новым образом жизни, но он старается сохранить правильный монашеский настрой. Возможность уединяться, то есть жить в отдельной комнате - единственное требование в его райдере на гастролях. Как будет дальше складываться его судьба, покажет время, но пока иеромонах Фотий радует и вдохновляет своим голосом сотни и тысячи людей.

Появление монаха в популярном телешоу и его победа в нём наделали много шума. Даже спустя несколько месяцев разговоры об этом не утихают. А сам их «виновник» – иеромонах Фотий, насельник Свято-Пафнутиева Боровского монастыря, - стал желанным гостем многих теле- и радиопрограмм. Его гастрольный график расписан на несколько месяцев вперёд. Поклонники требуют сольных дисков.

Не мешает ли шоу-бизнес монашеским обетам, нам откровенно рассказал сам Фотий.

Встречу назначили в монастыре. Его практически метровой толщины стены, невероятная тишина и стаи голубей, парящих над куполами храмов, умиротворяют.

Хочется забыть обо всём, склонив голову в молитве.

Появляется Фотий. В руках у монаха - телефон. Батюшка передвигается по монастырю практически не отрывая глаз от его экрана. Даже во время интервью Фотий с ним не расстаётся. Сначала телефон лежит на столе. Но как только начинает издавать звуки, возвещая о поступившем сообщении, оказывается в руках монаха. Порой священнослужитель настолько погружается в происходящее по ту сторону экрана, что теряет нить разговора.

- Вы достаточно продвинутый батюшка: активно пользуетесь соцсетями, постоянно загружаете фотографии в «Инстаграм».

Для меня соцсети – средство общения, самовыражения. Там я вижу индикатор своей полезности – КПД: что людям нравится, что не нравится. Это определённая шкала. В реальном времени можно увидеть отношение к тому или иному твоему слову.

- Готовы ли вы поменять репертуар ради публики?

У всех свои вкусы, но есть какие-то общие тенденции. Я прислушиваюсь к ним. Мне очень важно, когда достаточно большое количество поклонников высказывают свои предпочтения. Исходя из этого, делаю какие-то поправки в исполнении, репертуаре. В основном народ любит добрые русские песни, городской романс с глубоким смыслом - то, что сейчас редко услышишь. Например, песни Эдуарда Хиля, Марка Бернеса.

- В общепринятом представлении монахи – аскеты, денно и нощно молящиеся. Современный монах – кто это? Для чего он пришёл в монастырь?

Человек идёт в монастырь, чтобы найти особые условия спасения, ведь спастись можно и в миру. И от того, как ты проведёшь жизнь в монастыре, будет зависеть твоя посмертная участь. Конечно, нужно жить достойно. То, как себя веду я, не пример идеального монашеского подвига.

- Почему?

Я активно общаюсь с миром, а по идее, должен полностью его отсечь и находиться в монастыре физически, духовно и умственно. Потому что стены тебя не спасут. Можно общаться, выходить в Интернет. Тогда какой смысл нахождения в монастыре, если ты вышел из него через Интернет, нашёл лазейку.

- Вы нашли такую лазейку?

Получается, да. Я понял, что это не только искушение для меня, соблазн, а именно (вздыхает.- Прим. авт.) моя слабость и собственное желание как-то находить компромисс - синтез пребывания в монастыре и общения с народом. Потому что народ, как оказалось, очень интересуется именно такой духовной жизнью. Хотя есть люди, радикально настроенные, считающие, что никакого общения с миром быть не должно. Ну пусть они так считают, мне важнее позиция - когда люди тянутся к монахам, когда ты можешь дать ответы на их вопросы. И сказать это на их языке, а не на языке святоотеческих книг. Можно просто закрыться здесь и читать только духовные книги, но ты не будешь понятен молодёжи. А поскольку я молодой, с техникой на «ты», то активно использую этот инструмент, чтобы показывать изнутри монастыря, что мы те же люди, умеющие радоваться всему. Стараюсь нести через социальную сеть небольшую проповедь какого-то добра.

- Вам важен отклик. А если его не будет, уйдёте из соцсетей?

Да, я анализирую, что там происходит, не тщеславия ради, не ради количества лайков и репостов. Я смотрю, что людям нравится и в соответствии с этим выстраиваю контент на своей странице.

Фото из гримёрки перед выступлением в Калужской областной Филармонии.

- Будто дразня публику, вы часто выкладываете фото из гримёрок с разными вкусностями – пирожными и прочими сладостями. И даже не скрываете, что питаете слабость к сырам.

Это не провокационные фотографии. Люди придумали стереотипы, и потом сами не могут от них отказаться. Их просто раздражает, выворачивает наизнанку, если монах выложил конфеты. Они считают, что это плохо. Но объяснить, почему им кажется это предосудительным, не могут. Я такой же человек. Поэтому стараюсь показать, что монахи - люди, не чуждые никаких мирских слабостей: мы тоже любим вкусно покушать, но не культивируем чревоугодие, сластолюбие. Я не просто показываю еду, я показываю её эстетическую сторону. Это своеобразное воспитание. Я рассказываю о своём вкусе - он простой, не какой-то утончённый. Да, сыры – это моя слабость.

- Хотели вы того или нет, но для многих стали кумиром, а в Библии говорится: «Не сотвори себе кумира».

Мне не нравится, что почитание переходит в фанатение. Это, конечно, беда.

Фотий получает огромное количество писем и посылок от поклонников.

- У вас огромное количество подписчиков в соцсетях, вы получаете десятки писем. О чём вам пишут?

В основном это слова благодарности, признательности за то, что я появился на телевидении, вообще на сцене. Пишут, поздравляют, просят, конечно, молитвенной помощи. Я же выступаю не просто как певец, но и как священник, поэтому люди и тянутся ко мне, в том числе как к человеку, который разбирается в духовных вопросах и может подсказать что-то: как вести себя в определённом религиозном плане, как жить. Интересная ситуация: вроде как артист и в тоже время - как душевный терапевт.

- Вы стараетесь отвечать на все письма?

Нет у меня пока времени отвечать. Откровенно говоря, у меня нет даже времени их читать, вскрывать, потому что постоянно какие-то разъезды, какие-то дела. Посылки, конечно, сразу вскрываю, интересно же (улыбается). А там какая-нибудь мелочь, какие-нибудь сладости… Они обычно в соцсетях узнают, что мне нужно. Как-то я сказал, что стою на морозе и у меня перчаток даже нет. И люди сразу начинают беспокоиться присылают мне перчатки…

Монаху прислали шарфик и томик стихов.

Пряники.

Посылка из Швейцарии.

- Как вы относитесь к своей популярности?

Я не обольщаюсь слащавыми комментариями и похвалами, которые поступают в мой адрес. Главное - видеть, что приносит людям радость.

- Популярность быстротечна, через 2-3 года о вас как об участнике проекта могут и не вспомнить. Вы к этому готовы?

Тем лучше - останутся только верные поклонники. Я изначально был невыгоден Первому каналу. Не могу с ним дальше сотрудничать, всё это очень сложно. Чтобы мне лишний раз выйти в эфир, столько нужно получить разрешений, согласовать документов, поставить подписей... Это очень ответственно. Всё, что я скажу на Первом, может быть использовано против меня.

- Главный вопрос, который задают многие: «Для чего монах пошёл на проект, зачем ему такая широкая аудитория, столько внимания?»

По сути, конечно, не нужна. Оказалось, я нужен ей. Ещё до участия в «Голосе» я анализировал отклики людей на свои выступления. Публика хотела меня слышать, получать диски, которые я сам записывал. Появилась мысль, что будет неплохо выступить на всю страну, чтобы люди меня услышали и как-то порадовались.

- Как думаете, стали бы вы победителем, не будучи монахом, а только благодаря своим вокальным данным?

Может, и нет. Я человек необычный, ко мне сразу было приковано внимание публики. Вокальными данными блещет каждый на этом конкурсе, там нет недостойных - все профессионалы, даже те, кто на первых же эфирах выбыл. Они молодцы. Люди голосуют за целый комплекс – они видят образ, видят посыл, они видят какую-то искренность. Часто слышу, что за меня голосовали не потому, что я православный монах, а потому что их глубоко тронуло, зацепило моё исполнение.

- Не раз в своих интервью вы говорили: если пригласят участвовать в «Евровидении» , готовы дать достойный ответ Кончите Вурст. Откуда вы о ней узнали? Видели её выступление?

О ней сложно не знать. Тем более что после её победы «Евровидение» считается рассадником разврата. Говорят, туда вообще лучше не соваться, и не то что священнику, духовному лицу, а даже мирянам. Но я иного мнения. Раз есть такая площадка - на ней нужно выступать. Если люди любят эпатаж, сюрпризы, что-то необычное, надо сделать ответный удар – показать, что не только развратное может быть популярным, но и что-то чистое и светлое, исходящее от той части нашего человечества, которое проповедует только добро и нравственность.

С Тимуром Кизяковым на съёмке программы «Пока все дома».

- Мне показалось, что вы устали от внимания, славы.

Я бы охотно отдохнул недельку. Постоянно какие-то звонки, дела, личное общение с людьми. Хочется как-то поддерживать жизнь в соцсетях, отвечать, обновления какие-то делать. Всего понемножку - и ты ложишься уже в три часа ночи. Я бы хотел, чтобы обо мне все забыли.

- И даже концерты не приносят удовольствия?

Поначалу удовольствие получаешь, но это очень быстро надоедает, тяготит. Хочется куда-то зарыться. Я другого темперамента человек - нахожусь на сцене в смущении, не знаю, как себя правильно вести. Пою как пою – и всё. Люди видят мою какую-то отрешённость - я вроде как пою, но я не с ними, а как будто я в своём мире нахожусь.

Телецентр «Останкино». Иеромонах с Иваном Охлобыстиным и Гариком Сукачёвым.

- Я знаю, что, помимо профессионального пения, вы до прихода в монастырь сочиняли музыку. Почему перестали этим заниматься?

Это перестало быть нужным, хотя и в миру это было не нужно – так, хобби. Писал «в стол», никто этого не слышал. Я жду момента, когда в моей судьбе будет такой поворот, что я смогу реализовать и эту способность. Она для меня, может, даже более значима, чем голос. Самореализация очень важна для человека, тем более, когда он чувствует в себе потенциал, а плодов это не приносит. Музыка, которую я пишу, не столь популярна. Она не электронная, не соответствует вкусам масс. Да и вообще сейчас в Интернете сложно занять какую-то нишу, уже столько музыки там выложено. Нужно просто заниматься своим делом, своим направлением. А для меня это киномузыка. Понятно, что как монах я уже не смогу писать музыку - только если как-то так получится, что предложат.

- После победы в проекте вас задарили подарками – поездка во Францию, автомобиль.

Поехать я могу в любой момент, нужно только получить благословение. А машина ещё с конвейера не сошла. Кстати, я в позапрошлом году сдал на права, очень хотел иметь машину. Может, для меня это было дополнительной мотивацией пойти на «Голос». Я знал, что победителю достаётся автомобиль. Я, конечно, копил не на «Ладу», хотел несколько другую машину. Хотя первый автомобиль должен быть попроще - отечественный.

- Какую бы вы машину хотели? С чего может на неё накопить монах?

Я хотел «Тойоту». Да особо копить-то и не с чего. Это всё только благодетели какие-то. Большую сумму никто не даст. Сам себя в чём-то урезаешь – лишний раз не покушаешь суши, пиццу. Так, тихонько, копейка к копеечке - и ты знаешь, что на двигатель у тебя уже есть денежка.

- Не боитесь, что слава может вас сломать?

В ней ничего положительного нет, но и отрицательного - тоже. Самое главное - её оправдывать, чтобы она не была пустая. Достичь славы и стать популярным ничего не стоит. По сути, попа, несколько раз показанная по телевидению, тоже станет популярной. Самое главное - зарабатывать эту славу достойно, чтобы соответствовать.

Сейчас Фотий вместе с другими участниками «Голоса» готовится к туру по всей стране. Батюшка будет давать и сольные концерты. Так, билеты в Калуге на его мартовское выступление разбирают, как горячие пирожки. На что монах потратит деньги, он так и не смог сказать. Заявив, что это не такие уж большие средства. Когда мы подошли к храму, к нам подбежала женщина.

- Отец Фотий, можно с вами сфотографироваться? Когда скажу своим в деревне, что видела вас, никто не поверит!

После фотосессии на монаха буквально налетели паломницы, прося о благословении. Не глядя на них, стараясь пробраться сквозь толпу, Фотий выполнил их просьбу и скрылся. Послушание батюшки – пение на клиросе в хоре. В остальное время он практически всегда онлайн.

Фото: Светлана ТАРАСОВА и с личной страницы Фотия «ВКонтакте».