Какие музы изображены на своде большого театра. Большой театр, названный современниками колизеем

Аполлону на квадриге приделали фиговый листок и вернули лавровый венок/раньше Аполлон был в венке и с фиговым листом/

Читаю Лермонтова и глазам своим не верю. В небольшом прозаическом произведении "Панорама Москвы" он описывает вид на Москву с колокольни Петра Великого, которая была в то время самым высоким строением в Москве. Описывая Большой театр, недавно отстроенный после пожара 1812 года, он пишет:

"Еще ближе, на широкой площади, возвышается Петровский театр, произведение новейшего искусства, огромное здание, сделанное по всем правилам вкуса, с плоской кровлей и величественным портиком, на коем возвышается алебастровый Аполлон, стоящий на одной ноге в алебастровой колеснице, неподвижно управляющий тремя алебастровыми конями и с досадою взирающий на кремлевскую стену, которая ревниво отделяет его от древних святынь России!.."

Вроде ж там четыре коня, а не три. Неужто Лермонтов обсчитался, или меня память подводить стала? Да и не алебастровые они, вроде, а… бронзовые?

Оказывается, после этого театр еще раз горел, в 1853 году. За три года отремонтировали, а алебастровую скульптуру Аполлона заменили на бронзовую квадригу.

Несмотря на то, что квадригу делали из прочных материалов, в XX веке она не раз могла быть утрачена. Немногие знают, что колесница Аполлона украшена вот этой бараньей головой В начале прошлого века скульптурная группа пострадала из-за осадки фундамента. На довоенных фотографиях отчетливо видно, что поверхность скульптурной группы повреждена. В 1941 году при налете фашистской авиации квадрига Аполлона была существенно искорежена осколками бомб. От полного уничтожения скульптурную группу уберегло лишь то, что взрыв произошел в толще фасадной стены, - это во многом ослабило ударную волну.Тем не менее, кони и колесница понесли серьезный урон, осколок от бомбы попал в голову Аполлона. Реставраторы сразу же приступили к восстановлению композиции. Кроме того, скульптурная группа была окрашена маскировочной краской на основе казеинового клея - чтобы не бликовала на солнце и не привлекала внимание вражеских пилотов. Вероятнее всего, тогда медная композиция и приобрела оливково-зеленый цвет патинированной бронзы. Прошли годы - и уже не война, но время предъявляет квадриге свой суровый счет. Стареет здание Большого, стареет и колесница Аполлона. В 1 958 году известный мастер литейных дел Владимир Лукьянов начинает работу по реставрации квадриги. Работа имела чисто косметический характер и не касалась конструктивной части скульптурной группы - ее каркаса и металлических балок подиума.Только в 1987 году комиссия из представителей научно-исследовательских институтов и проектных организаций констатировала, что металлические балки, на которых покоятся чугунные плиты основания скульптурной группы Аполлона, настолько разрушились, что требуется их безотлагательная замена. За дело взялись реставраторы Москвы и Санкт-Петербурга. Каждый из коней был опоясан специальной сбруей и укреплен на фасадной стене здания, а для защиты всей группы от атмосферных осадков соорудили специальный фонарь. Однако результаты этой реставрации также быстро сошли на нет. Уже в 2007 году при натурном обследовании были выявлены деформации во многих местах по всей поверхности композиции, в том числе трещины и вмятины на оболочках скульптур. Несущие конструкции подиума имели значительные коррозионные повреждения, особенно в местах заделки балок несущего каркаса в стену.

Квадрига святого Марка - квадрига из позолоченной бронзы. Хранится в базилике Сан-Марко (Венеция). Является единственным сохранившимся образцом многофигурной конной античной скульптуры. Создание квадриги приписывают скульптору Лисиппу и датируют IV веком до н. э.

Квадрига украшала константинопольский ипподром и была вывезена в Венецию в 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода дожем Энрико Дандоло.
Квадрига была установлена на лоджии базилики Сан-Марко в период правления дожа Реньеро Зено (1252-1268 годы). Первым документальным свидетельством о её появлении в Венеции является её изображение на мозаике круглой ниши портала Сант Алипио, датируемое 1265 годом. Квадрига поражала современников мастерством своего исполнения. В 1364 году Петрарка писал о ней:
« …красуются четыре позолоченных коня из бронзы, которым древний художник придал такое сходство с живыми, что, кажется, ты слышишь их топот и ржание. »
Квадрига стала одним из символов города. Так, в 1370 году, когда венецианцы предложили заключить мир с Генуей, генуэзский адмирал Дориа Пьетро ответил, что генуэзцы «не даруют мира, пока не взнуздают коней святого Марка».

После завоевания Венеции Наполеоном в 1797 году квадрига по указанию императора была вывезена в Париж и установлена на арке на площади Каррузель. Скульптура вернулась на своё место 13 декабря 1815 году при содействии Антонио Кановы

Во время второй мировой войны квадрига была спрятана в городе Доло. В ходе проводившейся в 1970-е годы реставрации собора было принято решение заменить квадригу на лоджии собора копией. В 1982 году оригинал квадриги был помещён в музей базилики, расположенный в верхних помещениях нартекса собора.

1812 тройка коней пожар--колесница Аполлона украшена вот этой бараньей головой- 1853 поставили квадригу-осколок от бомбы попал в голову Аполлона в 1941 году

Квадрига святого Марка-завоевания Венеции Наполеоном в 1797 году-скульптура вернулась на своё место 13 декабря 1815 году-картина евангелиста Марка с головой льва возвратилась в Россию 2013

Патриарх Алексий и «жена Горбачева» были упомянуты среди присутствующих на открытии Большого театра после реконструкции

Как оповестило мир ведущее российское информагентство РИА Новости , «первый концерт начался после приветственной речи президента России Дмитрия Медведева. На открытие театра после реконструкции прибыли первый вице-премьер , вице-премьер Александр Жуков , спикер Совета Федерации , руководитель МХТ им. Чехова Олег Табков , Михаил Горбачев с женой . В числе гостей - экс-премьер Михаил Фрадков, министр культуры , певица Елена Образцова, руководитель Большой театр Большого симфонического оркестра Федосеев, патриарх всея Руси Алексий II »: http://news.rufox.ru/texts/2011/10/28/216045.htm 00:52 29/10/2011

И пусть этот пост тут же «снесли» с новостной ленты, тем не менее, именно он как фокус вобрал в себя всю ту гамму эмоций, захлестнувшую культурное сообщество, узревшее вечером 28 октября 2011 г. долгожданное открытие после 6 лет реконструкции исторической (основной) сцены Большого театра России. Администрация театра, видимо, хотела заработать немало денег, судя по ценам на билеты, которые доходили до 2 млн рублей в партере:-) После повальной критики сего прайс-листа в ЖЖ, руководство театра объявило, что «самый дорогой билет стоит 50 000 рублей ». В зале присутствовали директор Центра оперного пения , балерина Майя Плисецкая и Родион Щедрин, вместе с которыми в ложе на первом этаже с левой стороны сидела супруга первого президента РФ Наина Ельцина с семьей …

В своей речи на открытии Дмитрий Медведев выдал очередной тренд, назвав Большой театр «главным брендом » страны: «Я убедился в том, что все сделано по последнему слову техники, театральной техники , по последнему слову подходов к такого рода очень сложным сооружениям. Я уверен, что в этом смысле театр будет безукоризненным, но самое главное, чтобы в нем остался дух Большого театра ». Однако не успели зрители покинуть старинное театральное здание, повергнутое новомодному ребрендингу, как на рабочего сцены в 22 часа … упали декорации ! В правоохранительных органах Москвы перепуганным журналистам сообщили, что «пострадал рабочий сцены, он получил ушиб грудной клетки и был госпитализирован в институт Склифосовского. На место выезжала бригада "Скорой помощи"» …

Кстати, украшением гала-концерта 28 октября, по мнению многих критиков, был номер из балета «Спартак» Хачатуряна, где главную партию исполнил Иван Васильев - самый молодой Спартак в истории балета. Однако 14 ноября 2011 г. стало известно, что премьер балетной труппы Большого театра Иван Васильев и прима-балерина Наталья Осипова написали заявление об уходе, хотя оба артиста - востребованы и танцуют во многих спектаклях Большого …

Большой театр расположен в центре Москвы по адресу , д. 1.

Официальное название Большого театра - Государственный академический театр оперы и балета России.

Большой театр называют так же, как "Большой".

Ближайшая станция метро "Театральная".

Большой театр - крупнейший центр российской и мировой музыкальной культуры. Большой театр является театром оперы и балета. Здесь можно посмотреть балет, оперу, оперетту. Драматические спектакли здесь не проходят.

Большой театр является символом столицы и России. Большой театр, на протяжении многих лет, считается модным местом. Каждый, кто посетил Москву, стремится хотя бы раз побывать в Большом.

Большой театр один из старейших театров России. Датой основания театра считается (17-го по ст. стилю) 1776 г.

Историческое здание Большого театра

Историческое здание Большого театра ( , д. 1) было открыто 1856 г. в дни коронации императора Александра II.

Здание построено архитектором Альбертом Кавосом, сыном Катерино Кавоса, который написал оперу "Иван Сусанин".

На здании была установлена знаменитая квадрига (четыре коня), управляемая Аполлоном, изготовленная скульптором Петром Клодтом (именно он создал и квадригу на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге).

Новая сцена Большого театра

Новая сцена Большого театра расположена рядом с историческим зданием театра, по адресу: улица Большая Дмитровка, дом 4, стр. 2.ф.

Новая сцена Большого театра была официально открыта 2002 г.

Первое представление на новой сцене прошло 2002 года - опера Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

В оформлении плафона зрительного зала использованы эскизы Леона Бакста в редакции Зураба Церетели.

Сквер у Большого театра

Возле Большого театра расположен уютный сквер, с фонтаном. Летом, в сквере высаживают сорта тюльпанов "Галина Уланова" и "Большой театр" (оба сорта красного цвета). Эти сорта тюльпанов вывел посетивший в 1950-х годах Москву голландец Лефебр. Он был потрясен балетом Большого театра и вывел два новых сорта в честь нашей уникальной достопримечательности.

Большой и Малый театры

Большой театр является театром оперы и балета. Расположенный рядом - театр драматический.

Долгое время обе труппы артистов входили в состав одного Императорского театра. Малый театр был открыт в 1776 году. Вскоре на базе Малого драматического театра появилась оперная труппа. В сезоне 1824-1825 гг. труппа была разделена на два самостоятельных коллектива - драматический и оперный и каждая их них получила своё отдельное здание. Большое здание стали именовать Большим театром, а здание поменьше - Малым театром. Долгое время театры были соединены даже подземным ходом.

Слова "большой" и "малый" сначала даже не писали с заглавной буквы. Но вскоре эти слова стали именами собственными, и ныне во всех странах мира звучат на русском языке.

Большой театр на банкноте 100 рублей

Большой театр изображен на банкноте номиналом 100 рублей образца 1997 года (банк России).

На лицевой стороне изображена квадрига на портике здания Большого театра.

На обратной стороне банкноты изображено здание Большого театра в Москве.

1) Большой театр изображен на купюре 100 рублей образца 1997 года. На лицевой стороне изображено здание Большого театра, а на оборотной стороне - Аполлон, управляющей колесницей - статуя, расположенная на фронтальной стороне здания.

До реставрации Большого театра в 2000-х годах Аполлон из статуи на фронтальной стороне здания был изображен с неприкрытыми мужскими половыми органами. Именно в таком виде это изображение и попало на 100 рублевую купюру образца 1997 года. В 2014 году ряд депутатов государственной Думы выступило с инициативой заменить изображение на этой купюре на что-либо иное.

2) Посетивший в 1950-х годах Москву голландец Лефебр был так потрясен балетом Большого театра, что он вывел новые сорта тюльпанов "Галина Уланова" и "Большой театр". Именно эти два сорта высаживают каждый год на Театральной площади перед зданием Большого.

3) Считается, что император Александр II издал указ, по которому Большой театр содержался за счет части доходов от Московского ипподрома.

4) Первым драматическим представлением на Руси была русская «комедь» «Баба - Яга, костяная нога», поставленная в 1671 году

Историческая справка

Датой основания Большого театра считается (17-го по ст. стилю) 1776 г. В этот день Екатерина II подписала прокурору князю Петру Урусову «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет.

Основное здание Большого театра ( , д. 1) открылось 1856 г. в дни коронации императора Александра II.

Большую роль в создании Большого театра сыграл англичанин (учитель математики и физики Павла I). В 1776 году он был принят в товарищи Московского публичного театра (по приглашению князя Урусова). Медокс и Урусов арендовали этот театр (был расположен на Воздвиженке). Но вскоре театр сгорел. Князь Урусов вышел из дела и оставил дела Медоксу. Англичанин начал строительство нового каменного здания театра, который получил название Петровский, по улице, на которую выходил главный фасад здания. Петровский театр был открыт в 1780 году.

Родился в Англии, преподавал математику в Оксфордском университете. В 1766 году приехал в Россию преподавать математику и физику сыну ЕкатериныII - Павлу (будущему императору ПавлуI). С 1776 года стал антрепренером театра в Москве.

Следует отметить, что Медокс, положив большую часть жизни на российский театр, на этом ничего не заработал. Даже более того, когда в 1796 году окончился срок его аренды театра, его долги были так велики, что было продано все его имущество, включая личный дом. Спасла от банкротства его императрица Мария Федоровна, которая помогла оплатить все долги, выдала ему 10 тыс. рублей единовременно и назначила пенсию в 3000 рублей ежегодно.

Изображения

Большой театр на гравюре середины 19 века

- гостиницы Москвы

Он просуществовал лишь 3 года: московская публика не была готова принять сценическое искусство. Следом труппу создал Н.С. Титов, но и она работала недолго.

Историю театра принято начинать с марта 1776 года, когда губернский прокурор князь Петр Урусов получил от императрицы Екатерины II монополию на театральные представления, концерты, воксалы и маскарады.

Сначала своего здания у труппы не было, и представления давали в доме Воронцова на Знаменке. Вскоре князь начал строить здание для театра на . Его назвали Петровским. Но театр Урусова сгорел еще до открытия. Тогда князь передал дела своему компаньону - английскому предпринимателю Майклу Медоксу. Построенное им здание простояло 25 лет, но 8 октября 1805 года сгорело. Разорившись, Майкл Медокс отдал театр казне, а сам получил пожизненную пенсию.

В 1806 появился Московский Императорский театр. Для представлений арендовали разные здания, в том числе флигель дома на Моховой.

В 1821 году начали строить здание по проекту Осипа Бове. Большой театр открылся 6 января 1825 года аллегорическим представлением «Торжество муз».

Путеводитель по архитектурным стилям

По сюжету Гений России объединился с музами и на развалинах сгоревшего Петровского театра создал новый. Но, по иронии судьбы, 11 марта 1853 года это здание сгорело. Погибли костюмы, декорации, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты. Остались только каменные стены и колоннада фронтона.

На восстановление под руководством А.К. Кавоса ушло 3 года. Архитектор увеличил высоту здания, изменил пропорции и декор, а на фронтоне появился гипсовый двуглавый орел - государственный герб Российской Империи. Тогда же вместо погибшей при пожаре скульптуры Аполлона с тройкой лошадей над входом поставили бронзовую квадригу работы Петра Клодта. Зал отделали елью и специальными тканями, устроили систему вентиляции. Все это создало уникальную акустику.

Большой театр открылся вновь 20 августа 1856 года. Теперь оперой и балетом дело не ограничивалось - в здании устраивали также балы и маскарады.

После 1917 года театр был на грани закрытия. Ленин настаивал на сокращении финансирования Большого, а спектакли там чередовались с политическими мероприятиями.

Постепенно отношение властей к театру изменилось, и с 1930-х сценическая жизнь закипела вновь. При этом в официальном советском фольклоре была байка, как Ильич театры спасал.

Подползла проклятая зима 1919 года. Повсюду толки в Москве о топливном кризисе, о сыпняках... Среди всеобщей унылой тишины представитель Малого Совнаркома т. Галкин делает доклад относительно … вопроса об отоплении государственных театров... Он не скупится на жесткие, суровые слова, характеризуя московские центры сценического искусства как ненужные сейчас для рабоче-крестьянской республики….
Владимир Ильич ставит вопрос па голосование. И только лишь как бы мимоходом, в форме маленького нотабене, бросает перед голосованием две-три фразы.
- Мне только кажется,- говорит он, сверкнув своими смеющимися глазами,- что т. Галкин имеет несколько наивное представление о роли и назначении театра. Театр нужен не столько для пропаганды, сколько для отдыха работников от повседневной работы. И наследство от буржуазного искусства нам еще рано сдавать в архив... Итак, кто за предложение т. Галкина, прошу поднять руки.
Само собой разумеется, что после сказанных «мимоходом» слов Ильича т. Галкину не удалось собрать большинства. Театры были спасены.

Генеральный план реконструкции Москвы предусматривал снос всех зданий между Большим театром и Кузнецким мостом. На этой территории хотели устроить подсобные помещения, но в 1941 году из-за войны труппу Большого театра эвакуировали в Куйбышев.

Театральное здание не удалось уберечь: несмотря на маскировку в дом попала 500-килограмовая бомба. Но уже в 1943 году его отреставрировали. Тогда же возобновились спектакли.

Со временем историческое здание Большого театра ветшало. Чтобы не прерывать работу труппы, построили новую сцену. А 1 июля 2005 года основная сцена закрылась на трехлетнюю реконструкцию.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Работы затянулись. Их сопровождали судебные разбирательства о необоснованном расходе средств. Известно, что за время реконструкции ее стоимость выросла в 16 раз.

Большой театр открылся после реставрации 28 октября 2011 года. Внешний вид здания почти не изменился. Только советский герб заменили на российский, и блюстители цензуры прикрыли фиговым листом «срамное место» Аполлона. Хотя изображение квадриги Большого театра на сторублевых купюрах осталось без изменения.

Зато внутри театр оснастили по последнему слову техники. Также восстановили интерьеры и акустические возможности зрительного зала, утраченные в советское время. Теперь Большой театр по уровню акустики поднялся с 55 на 1 место в мире.

А знаменитой фразой «как космические корабли бороздят просторы Большого театра» мы обязаны фильму «Операция Ы, или новые приключения Шурика».

Говорят, что... ...в Москве считали, что театр Медокса сгорел из-за планировавшегося спектакля «Русалки». В нем было слишком много чертовщины.
...в советское время девушки, чтобы избавиться от назойливого поклонника, назначали ему свидание у девятой колонны Большого театра. Чтобы понять смысл этого ориентира, достаточно вспомнить, что у Большого театра восемь колонн.
...один провинциал в начале 1930-х приехал в Москву и впервые в жизни отправился в Большой театр.
Начался спектакль, на сцене появились танцоры. Через 15 минут зритель заскучал, а еще через некоторое время обратился к соседу:
- Послушай, дядя, а что они все пляшут, да пляшут? Уж спели бы что-нибудь!
Сосед улыбнулся и объяснил:
- Понимаете, молодой человек, это такой вид искусства - историю рассказывают только с помощью танца. Здесь не поют.
В этот момент из оркестровой ямы поднялась певица в кумачовой хламиде и яростно и громко запела «Марсельезу» - это был экспериментальный синтетический спектакль «Пламя Парижа». Провинциал торжествующе обернулся к сконфуженному соседу:
- Что, дядя, тоже первый раз в театре?
А это был сам Немирович-Данченко.
...в 1863 году в Большом театре с успехом прошел гастрольный концерт Рихарда Вагнера. Но некоторые москвичи были разгневаны наглостью «какого-то композитора». Дело в том, что Вагнер дирижировал, стоя лицом к оркестру. А раньше все дирижеры стояли лицом к зрителям. Так он вошел в историю разворотом российских дирижеров на 180 градусов.

В продолжение серии рассказов об оперных театрах мира хочу рассказать о Большом оперном театре Москвы. Государственный академический театр оперы и балета России, или просто Большой театр - один из крупнейших в России и один из самых больших в мире театров оперы и балета. Расположен в центре Москвы, на Театральной площади. Большой театр – одно из главных достояний города Москвы

Зарождение театра относится к марту 1776 г. В этом году Гроти уступил свои права и обязанности князю Урусову, обязавшемуся построить каменный публичный театр в Москве. При содействии известного М. Е. Медокса было выбрано место в Петровской ул., в приходе церкви Спаса, что в Копье. Неусыпными трудами Медокса за пять месяцев был построен Большой театр , согласно плану архитектора Розберга стоивший 130000 руб. Петровский театр Медокса простоял 25 лет - 8 октября 1805 года, во время очередного московского пожара, здание театра сгорело. Новое здание было построено К. И. Росси на Арбатской площади. Но и оно, будучи деревянным, сгорело в 1812 г., во время нашествия Наполеона. В 1821 году началось строительство театра на изначальном месте по проекту О. Бове и А. Михайлова.


Театр открылся 6 января 1825 года представлением «Торжество муз». Но 11 марта 1853 театр в четвертый раз сгорел; пожар сохранил только каменные внешние стены и колоннаду главного входа. За три года Большой театр был восстановлен под руководством архитектора А. К. Кавоса. Взамен погибшей при пожаре алебастровой скульптуры Аполлона над входным портиком поставили бронзовую квадригу работы Петра Клодта. Театр был снова открыт 20 августа 1856 года.


В 1895 году был проведен капитальный ремонт здания театра, после чего в театре поставили множетсво прекрасных опер, таких как «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова с Шаляпиным в роли Ивана Грозного и многих других. В 1921-1923 прошла очередная реконструкция здания театра, также здание реконструировалось в 40х и 60х годах



Над фронтоном Большого театра находится скульптура Аполлона, покровителя искусств, в колеснице, запряженной четверкой лошадей. Все фигуры композиции полые, выполненные из листовой меди. Изготовлена композиция русскими мастерами в XVIII столетии по модели скульптора Степана Пименова


Театр включает в себя балетную и оперную труппу, Оркестр Большого театра и Сценно-духовой оркестр. На момент создания театра труппа включала в себя всего тринадцать музыкантов и около тридцати артистов. При этом в труппе первоначально не было специализации: драматические актёры принимали участие в операх, а певцы и танцовщики - в драматических спектаклях. Так, в состав труппы в разное время входили Михаил Щепкин и Павел Мочалов, которые пели в операх Керубини, Верстовского и других композиторов

За всю историю Большого театра Москвы его артисты, не считая восхищения и благодарности со стороны публики, многократно удостаивались различных знаков признания со стороны государства. В советский период более 80 из них получили звание Народных артистов СССР, Сталинские и Ленинские премии, восьмерым присвоено звание Героев Социалистического труда. Среди солистов театра такие выдающиеся русские певцы, как Сандунова, Жемчугова, Е. Семёнова, Хохлов, Корсов, Дейша-Сионицкая, Салина, Нежданова, Шаляпин, Собинов, Збруева, Алчевский, Е. Степанова, В. Петров, братья Пироговы, Катульская, Обухова, Держинская, Барсова, Л. Савранский, Озеров, Лемешев, Козловский, Рейзен, Максакова, Ханаев, М. Д. Михайлов, Шпиллер, А. П. Иванов, Кривченя, П. Лисициан, И. Петров, Огнивцев, Архипова, Анджапаридзе, Олейниченко, Мазурок, Ведерников, Эйзен, Е. Кибкало, Вишневская, Милашкина, Синявская, Касрашвили, Атлантов, Нестеренко, Образцова и другие.
Из певцов более молодого поколения, выдвинувшихся в 80-90-х годах необходимо отметить И. Морозова, П. Глубокого, Калинину, Маторина, Шемчук, Раутио, Таращенко, Н. Терентьеву. В Большом театре работали крупные дирижёры Альтани, Сук, Купер, Самосуд, Пазовский, Голованов, Мелик-Пашаев, Небольсин, Хайкин, Кондрашин, Светланов, Рождественский, Ростропович. Выступал здесь в качестве дирижёра Рахманинов (1904-06). Среди лучших режиссёров театра Барцал, Смолич, Баратов, Б. Мордвинов, Покровский. На сцене Большого театра проходили гастроли ведущих мировых оперных театров: Ла Скала (1964, 1974, 1989), Венской государственной оперы (1971), берлинской "Комише-опер" (1965)


Репертуар Большого театра

За время существования театра здесь было поставлено более 800 произведений. В репертуаре Большого театра такие оперы, как "Роберт-Дьявол" Мейербера (1834), "Пират" Беллини (1837), "Ганс Гейлинг" Маршнера, "Почтальон из Лонжюмо" Адана (1839), "Фаворитка" Доницетти (1841), "Немая из Портичи" Обера (1849), "Травиата" Верди (1858), "Трубадур", "Риголетто" Верди (1859), "Фауст" Гуно (1866), "Миньон" Тома (1879), "Бал-маскарад" Верди (1880), "Зигфрид" Вагнера (1894), "Троянцы в Карфагене" Берлиоза (1899), "Летучий голландец" Вагнера (1902), "Дон Карлос" Верди (1917), "Сон в летнюю ночь" Бриттена (1964), "Замок герцога Синяя Борода" Бартока, "Испанский час" Равеля (1978), "Ифигения в Авлиде" Глюка (1983) и другие.

В Большом театре прошли мировые премьеры опер Чайковского "Воевода" (1869), "Мазепа" (1884), "Черевички" (1887); опер Рахманинова "Алеко" (1893), "Франческа да Римини" и "Скупой рыцарь" (1906), Прокофьева "Игрок" (1974), ряда опер Кюи, Аренского и многих других.

На рубеже XIX и XX веков театр достигает расцвета. Многие петербургские артисты добиваются возможности участвовать в спектаклях Большого театра. Становятся широко известны во всем мире имена Ф. Шаляпина, Л. Собинова, А.Неждановой. В 1912 Федор Шаляпин ставит в Большом театре оперу М.Мусоргского «Хованщина».

На фото Федор Шаляпин

В этот период с театром сотрудничает Сергей Рахманинов, проявивший себя не только как композитор, но и как выдающийся оперный дирижёр, внимательный к особенностям стиля исполняемого произведения и добивавшийся в исполнении опер сочетания пылкого темперамента с тонкой оркестровой отделкой. Рахманинов совершенствует организацию работы дирижёра - так, благодаря Рахманинову переносится на свое современное место дирижёрский пульт, прежде находившийся за оркестром (лицом к сцене).

На фото Сергей Васильевич Рахманинов

Первые годы после революции 1917 года характеризуются борьбой за сохранение Большого театра как такового и, во вторую очередь, за сохранение части его репертуара. Нападкам по идеологическим соображениям подвергались такие оперы, как «Снегурочка», «Аида», «Травиата» и вообще Верди. Поступали предложения и об уничтожении балета, как «пережитка буржуазного прошлого». Однако, несмотря на это, в Москве продолжали развиваться и опера, и балет. В опере преобладают произведения Глинки, Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского. В 1927 году режиссёром В. Лосским рождается новая редакция «Бориса Годунова». Ставятся оперы советских композиторов - «Трильби» А. Юрасовского (1924), «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева (1927).


В 30-е годы в печати появляется требование Иосифа Сталина о создании «советской оперной классики». Ставятся произведения И. Дзержинского, Б. Асафьева, Р. Глиэра. При этом вводится строгий запрет на произведения зарубежных композиторов. В 1935 году с большим успехом у публики проходит премьера оперы Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Однако это произведение, высоко оценённое по всему миру, вызывает резкое недовольство в верхах. Хорошо известная статья «Сумбур вместо музыки», авторство которой принадлежит Сталину, стала причиной исчезновения оперы Шостаковича из репертуара Большого театра


В годы Великой Отечественной войны Большой театр находится в эвакуации в Куйбышеве. Конец войны театр отмечает яркими премьерами балетов С. Прокофьева «Золушка» и «Ромео и Джульетта», где блистала Галина Уланова. В последующие годы Большой театр обращается к творчеству композиторов «братских стран» - Чехословакии, Польши и Венгрии, а также пересматривает постановки классических русских опер (создаются новые постановки «Евгения Онегина», «Садко», «Бориса Годунова», «Хованщины» и многие другие). Большая часть этих постановок осуществлена оперным режиссёром Борисом Покровским, пришедшим в Большой театр в 1943 году. Его спектакли в эти годы и последующие несколько десятилетий служили «лицом» оперы Большого театра


Труппа Большого театра часто гастролирует, имея успех в Италии, Великобритании, США и многих других странах


В настоящее время в репертуаре Большого театра сохранены многие классические постановки оперных и балетных спектаклей, но при этом театр стремится к новым экспериментам. К работе над операми привлекаются постановщики, уже получившие известность как кинорежиссёры. Среди них - А. Сокуров, Т. Чхеидзе, Э. Някрошюс и другие. Некоторые новые постановки Большого театра вызвали неодобрение части публики и заслуженных мастеров Большого. Так, скандал сопутствовал постановке оперы Л. Десятникова «Дети Розенталя» (2005), в связи с репутацией автора либретто писателя В.Сорокина. Возмущение и неприятие нового спектакля «Евгений Онегин» (2006, режиссёр Д. Черняков) выразила знаменитая певица Галина Вишневская, отказавшись отмечать свой юбилей на сцене Большого, где идут подобные постановки. Вместе с тем, упомянутые спектакли, не смотря ни на что, имеют своих поклонников