Карл мария фон вебер. Карл Мария фон Вебер - композитор, основоположник немецкой романтической оперы: биография и творчество

Проблематика конфликта в социологии Макса Вебера

Проблематика конфликта в социологии политики

Традиционный тип господства – подчинения

Харизматический тип господства – подчинения

Рациональный тип господства – подчинения

Проблематика конфликта в социологии религии

Проблематика конфликта в социологии экономической жизни

  1. Биография Макса Вебера.

Макс Вебер родился в 1864 г. В Эрфурте (Германия). Профессор университетов Берлина, Фрейбурга, Гейдельберга, Мюнхена. Интересы и научная деятельность необычайно велики: история древнего мира и исследование положения остэльбских крестьян в Германии XIX века, социология религии и методология общественных наук, экономика и юриспруденция, философия и этика.

Несколько слов об общей тенденции трудов Макса Вебера, для которой характерна эволюция от историко – экономических проблем к вопросам общей социологии. Условно можно выделить три периода творчества Макса Вебера.

    1. Творческие периоды Макса Вебера.

Первый период (до 1898 г.) - до творческого перелома, свя­занного с расстройством здоровья. Вебер очень быстро сделал свою профессиональную карьеру как историк хозяйства и права. Существовала исторически сложившаяся школа как права, так и хозяйства, и Вебер придерживался этой школы. Однако он крити­чески подходил к тенденции объединения науки, искусства и эти­ки, считая, что наука не имеет ценностного характера. Для перво­го периода творчества М. Вебера характерен интерес к науке: со­временный и античный капитализм, открытие торгового общества в средневековье, правовое разделение между личным имуществом и владением средствами производства. Последнее М. Вебер счи­тает важным для возникновения современного капитализма. За­ болевание началось в 1898 г. и в течение четырех лет он не мог приступить к творческой работе. Именно в эти годы Вебер переос­мысливает истоки и мотивы человеческой деятельности.

Второй период (1903-1910 гг.). После болезни, в 1902, году он начинает интересоваться методологическими вопросами. Безус­ловно, личный кризис повлиял на создание его теории капитализ­ма. М. Вебер придерживался точки зрения, что этика, которую он реализовывал в своей жизни, не могла быть истолкована матери­алистически. Люди в своей жизни следуют не только своим эгоис­тическим интересам. С точки зрения эгоиста, бессмысленно на­капливать капитал ради капитала, делать карьеру ради карьеры, существуют силы, необъяснимые материалистически. С другой сто­роны, возникла необходимость защитить логику исторического подхода, которую он разрабатывал долгое время. В начале ХХ века бурно стали развиваться такие философские течения, как позити­визм и материализм. В это время для Вебера характерны попытки сформировать идеи по ту сторону материализма и идеализма. Понять человека, действующего не только под ширмой эгоизма, но и как человека способного к действию ради действия. По свиде­тельству жены философа Марианны, Макс Вебер делает в эти годы чрезвычайное открытие: оказывается, специфический вид рацио­нализма пронизывает экономику и политику, определяет отноше­ния человека к природе, отношения между людьми, причем гос­подство рационализма растет вместе с развитием техники и нау­ки. В 1910 г. М. Вебер обосновал рационализм науки и искусства, опираясь на развитие ценностей западного общества.

В третьем периоде (1910-1920 гг.) своего творчества М. Вебер занимался разработкой рациональных основ религии, пытался про­анализировать все формы религии и те способы действия людей, которые они порождают. Вебера волнуют вопросы такого плана: что является особенностью профессио­нальной этики? Как она возникла? Как ее можно объяснить?

«Талантливый человек талантлив во всем» - это выражение вполне справедливо можно отнести к Карлу Веберу. Он был не только знаменитым сочинителем, исполнителем и дирижером, но также проявил выдающиеся организаторские способности и талант руководителя. Не будь Вебера-музыканта, мы бы наверняка знали сегодня Вебера-писателя или Вебера-живописца, так как в этих областях искусства он тоже оказался весьма успешным. Но любовь к музыке, унаследованная от родителей, определила жизненный путь Карла Марии.

Краткая биография

Глава семейства, в котором появился на свет Карл Мария Фридрих фон Вебер, Франц Антон Вебер, был женат второй раз и в общей сложности имел десять детей. Он служил в пехоте, однако настолько увлекся музыкой, что оставил службу ради должности капельмейстера и антрепренера театральной труппы, связанной с постоянными гастролями и переездами. Карл родился 18 декабря 1786 года в немецком городе Эйтине, и в детские годы вместе с родителями объехал значительную часть городов Германии. Отец, игравший на многих инструментах, и мать-певица уделяли особое внимание развитию его музыкальных способностей, и в каждом новом, хоть и временном, месте проживания находили для него лучших педагогов.


После смерти матери Карл с отцом, возлагавшим на музыкальные способности сына большие надежды, перебрались к сестре Франца Антона в Мюнхен. Старания родных и уникальные способности Карла вскоре принесли свои плоды: в десятилетнем возрасте он попробовал себя в композиции, а в 1798 году создал первые полноценные произведения. Наставниками Вебера в тот период являлись И. Валлисхаузец, И. Калхёр. К сожалению, дебютное произведение под названием «Сила любви и вина» оказалось утраченным.

В 1799 году создана опера «Лесная поляна», а в следующем году Карл останавливается в Зальцбурге где вновь берет уроки у Михаэла Гайдна, брата известного композитора. Его положительные оценки первых опытов Карла подарили молодому человеку веру в собственные силы, и в скором времени на свет появились еще несколько произведений, в том числе опера «Петер Шмоль и его соседи». Так и не дождавшись ее постановки, Вебер с отцом отправляются в концертный тур, во время которого Карл поражает публику своей виртуозной игрой, ставшей результатом длительных занятий.

В 1803 году Карл Вебер перебрался в Вену. Музыкальные занятия продолжились под руководством аббата Фоглера, который обратил особое внимание на изучение теории музыки, доведя музыкальное мастерство юного Вебера до совершенства. После года кропотливого труда Фоглер дал 17-летнему музыканту путевку во взрослую жизнь: по его рекомендации Карла приняли капельмейстером в оперный театр города Бреславля.

Театр в жизни композитора


Работая в оперных театрах сначала Бреславля, а затем Праги, Вебер обнаружил новые грани своего таланта. Он был отличным дирижером, но, кроме этого, еще и проявил себя как реформатор музыкально-театральных традиций. С первых дней Вебер начал претворять в жизнь собственные представления о том, как должны располагаться музыканты в оркестре. Он разместил их по видам инструментов, что на тот момент было довольно смело, однако уже в 19 веке стало привычным для всех оперных театров. К тому же Вебер активно вмешивался в процесс репетиций, требуя отдельных занятий для разучивания новых партий и генеральных прогонов. Нововведения молодого капельмейстера наталкивались на непонимание со стороны опытных музыкантов, однако Веберу хватило уверенности и сил, чтобы отстоять свою точку зрения.

Жизнь и работа в Бреславле заставила влезть в большие долги, от которых композитор сбежал в очередное турне. Благодаря счастливому случаю он получает должность музыкального директора замка Карслруэ в герцогстве Вюртемберг. В этот короткий период композитор создает симфонии и концертино для трубы. Новое место службы - личным секретарем герцога, оказалось не лучшим решением - Вебер только усугубил свое финансовое положение новыми долгами, и вскоре был изгнан из Вюртемберга. Скитания Вебера продолжились, он посетил Мангейм, Гейдельберг, Дармштадт. Во Франкфурте прошла постановка оперы «Сильвана». Это был довольно успешный период - в каждом городе Карла ожидало всеобщее признание, и он продолжал гастролировать еще несколько лет, пока не получил предложение стать руководителем театра в Праге. Однако Веберу не удалось в полной мере насладиться свободой, предоставленной ему в постановках: в январе 1812 года его настигла болезнь легких, и с тех пор состояние его только ухудшалось.

Отрезок жизни, который Вебер связал с театром, во многом определил основные черты его дальнейшей творческой деятельности, сформировал вкус и стиль композитора. Это было очень плодотворное время, подарившее мировому искусству множество значительных произведений.

Последний период жизни

В 1817 году Карл Вебер занимает должность капельмейстера оперного театра в Дрездене. Здесь его реформаторские настроения столкнулись с более серьезным сопротивлением, так как в то время главенствующее место в опере занимали итальянские традиции. Вебер пришел к тому, чтобы продвигать немецкую оперу силами немецких талантливых артистов. Преодолев недовольство даже придворных кругов, Вебер все же собрал новую труппу, и успешно поставил несколько ярких спектаклей.

В Дрезденский период Вебер создаёт свои лучшие произведения, прославившие его. Это оперы «Вольный стрелок», «Трое Пинто», «Эврианта». Первая из них ознаменовала начало нового периода в развитии немецкой оперы в целом, а ее премьера, состоявшаяся 18 июня 1821 года, сделала Вебера национальным героем.

  • Если бы Вебер не занимался музыкой, вполне вероятно, что мир все равно услышал бы о нем как о художнике: в юности Карл демонстрировал выдающиеся способности к живописи.
  • Созданная 12-летним композитором опера «Сила любви и вина» утрачена навсегда: по странному стечению обстоятельств в доме Веберов сгорел именно тот шкаф, в котором Карл хранил свое сочинение. Отчаявшись, юноша воспринял это как некий посыл свыше о том, что ему не следует заниматься музыкой. Однако последующие успешные постановки его опер убедили Карла в обратном, а в какие бы то ни было «небесные знаки» он перестал верить навсегда.
  • Отец композитора, считавший главным делом своей жизни помощь сыну, чуть было не стал виновником безвременной гибели музыканта. Чтобы хоть как-то расплачиваться с многочисленными долгами, Франц занялся гравюрой. Однажды Карл, не проверив содержимое бутылки, сделал приличный глоток кислоты. К счастью, рядом оказался близкий друг музыканта, который вызвал врача. Кислота успела обжечь горло, и Вебер навсегда утратил свой красивый голос, изъясняясь только шепотом.
  • У Вебера сложились напряженные отношения с композитором Россини, чья слава в то время тоже набирала обороты. Карл не упускал возможности отпустить колкость в адрес Россини, и даже на собственном портрете в гравюре поручил написать: «Вебер выражает волю Божью, Бетховен - волю Бетховена, а Россини - волю венцев»
  • Карл Вебер всегда любил животных, и в его собственном доме постоянно было несколько любимых питомцев: кошка, собака, обезьянка и множество птиц, в том числе и ворон. На один из дней рождения композитора Каролина Брандт подготовила мужу сюрприз: всех животных переодели в смешные карнавальные костюмы, и ранним утром запустили в комнату музыканта. Вебер радовался, как ребенок, на время позабыв обо всех неурядицах и даже о болезни, которая была в тот момент в стадии обострения.
  • Композитор отличался самовлюбленностью, доходящей до того, что он сам писал критические заметки о своих произведениях и отсылал их в парижские журналы анонимно или под псевдонимами. Статьи печатали, о Вебере говорили, но никто и не догадывался, что это сам музыкант создает себе славу.

Карл Мария фон Вебер вошел в историю музыки как основатель романтической немецкой оперы. В таком качестве память о нем увековечена даже в космосе: в честь персонажей его опер названы астероиды Эврианта, Реция, Прециоза, Фатме и Зубаида. Оперный жанр действительно занимает центральное место в его творчестве, которое, впрочем, не исчерпывается операми. Вебер был не только композитором – он выступал как дирижер и пианист, проявил себя как литератор.

Вебер происходил из семейства отнюдь не самого уважаемого (не случайно Леопольд Моцарт был недоволен женитьбой сына на представительнице этого рода) – и отец будущего композитора был вполне «достойным» представителем своей семьи: одаренный, но склонный к авантюрам, он успел побывать и художником, и спекулянтом, и солдатом, и чиновником, и музыкантом в странствующей труппе. Карл был шестым из его выживших детей, и отец, видя способности своих отпрысков, вознамерился сделать из них артистов. Карл с детства отличался слабым здоровьем, но это не мешало ему путешествовать вместе с семейной музыкально-драматической странствующей труппой. Детство его проходило за кулисами различных театров, его игрушками были предметы театрального реквизита.

Вебер-старший, которому не давали покоя лавры семейства Моцартов, заметил музыкальную одаренность своего сына и желал сделать его вундеркиндом. Первым учителем фортепианной игры стал для Карла старший брат Фриц, который постоянно кричал на него и даже бил мальчика, отец был не намного терпеливее, поэтому учеба не была успешной. Но в десятилетнем возрасте у Карла появился настоящий наставник – Петер Хойшкель, а позднее он учился у Михаэля Гайдна (брата великого композитора). Карл проявил композиторский дар, создав шесть фугетт, которые отец поспешил опубликовать.

В двенадцать лет Вебер чуть было не отказался от мысли стать композитором: по настоянию отца он начал писать оперу «Сила любви и вина», однако шкаф, где хранилась неоконченная партитура, сгорел самым таинственным образом (больше ни один предмет мебели в комнате не пострадал). Увидев в этом знак свыше, Карл отказался от композиции и занялся литографией, но любовь к музыке всё же взяла верх, и два года спустя была впервые поставлена его опера «Немая лесная девушка», а год спустя было завершено новое сочинение – «Петер Шмоль и его сосед», поставленная в 1802 г. в Аусбурге.

В последующие годы Вебер учился у Франца Лауски, а также у Георга Йозефа Фоглера. По рекомендации последнего он стал в 1804 г. капельмейстером оперного театра в Бреслау. Он постарался усовершенствовать работу театра: по-новому рассадил оркестр, добиваясь большей слитности звучания, упорядочил систему репетиций, настаивал на включении в репертуар только высокохудожественных произведений. Нововведения Вебера не вызывали понимания ни у артистов, ни у дирекции, ни у публики, привыкшей к легким развлекательным спектаклям.

Деятельность дирижера не мешала сочинять музыку. Вебер создавал песни и многочисленные пьесы для альта, валторны, скрипки и других инструментов, но самым значительным сочинением тех лет стала опера «Рюбецаль», основанная на немецкой сказке (из нее сохранились лишь четыре номера).

В 1806 г. Вебер покинул Бреслау и стал руководителем придворного оркестра принца Евгения Вюртембергского и за время службы успел создать две симфонии. Вскоре оркестр был распущен из-за начала войны, а Вебер по рекомендации принца стал личным секретарем его брата Людвига. Композитору пришлось вести счета, договариваться с купцами и ростовщиками и заниматься другими делами, абсолютно не свойственными ему. «Прочь отсюда… На простор… Поле деятельности художника – весь мир», – говорится в романе «Жизнь художника», над которым он начал работать в 1809 г. В то же время он приступил к сочинению двух опер – «Сильвана» и «Абу Гасан».

Служба при дворе Людвига Вюртембергского закончилась арестом по несправедливому обвинению. В тюрьме Вебер провел всего шестнадцать дней, но именно после этого он ощутил себя по-настоящему зрелым человеком. Как пианист он успешно концертировал в Мангейме, Франкфурте-на-Майне и других городах, создавал концертные пьесы для различных инструментов (особую любовь питал он к фаготу и кларнету), писал статьи и рецензии. Множество концертных поездок он совершил в 1811-1812 гг., но в 1813 г. война заставила его задержаться в Праге, где он несколько лет работал дирижером в оперном театре. Он развернул бурную деятельность – количество премьер, осуществляемых за один год, исчислялось десятками, времени для сочинения музыки оставалось мало. И все же некоторые произведения были написаны именно в те годы – например, сборник песен на стихи Теодора Кёрнера «Меч и лира».

С 1817 г. Вебер жил и работал в Дрездене. Здесь в Королевской драме ставились итальянские оперы и немецкие драмы – вопрос годами даже не ставился, поэтому в распоряжении Вебера оказались не певцы, а поющие актеры, итальянцы же в немецких операх выступали неохотно, да и языковой барьер создавал трудности. Но даже в таких условиях Веберу удавалось ставить оперы немецких композиторов. К дрезденскому периоду относятся две лучшие оперы композитора: в 1821 г. был написан « », а в 1822 – «Эврианта». Наибольший успех выпал на долю «Вольного стрелка».

В 1825 г. Вебер начал работать над оперой «Оберон» по заказу театра «Ковент-Гарден». Работа над нею неоднократно прерывалась из-за обострения заболевания легких, и все же в 1826 г. опера была завершена. Наряду с созданием оперы Вебер по условиям договора должен был дирижировать несколькими спектаклями и концертами. Он понимал, что при его состоянии здоровья поездка в Лондон станет сущим самоубийством, но он думал об интересах семьи: «Поеду я или не поеду, я в этом году умру, – говорил он. – Однако если я поеду, мои дети будут иметь пищу, когда их отец умрет».

Премьера «Оберона» в Лондоне прошла с большим успехом. Возвратиться на родину композитор не успел – он скончался и был похоронен в Англии. В 1844 г. стараниями Рихарда Вагнера прах композитора был перевезен в Дрезден, на церемонии захоронения звучал траурный марш, который Вагнер сочинил на мотивы из оперы «Эврианта».

Все права защищены. Копирование запрещено.

В феврале 1815 года граф Карл фон Брюль, директор Берлинского королевского театра, представляя Карла Марию фон Вебера прусскому канцлеру Карлу Августу князю Гарденбургу в качестве дирижера Берлинской оперы, дал ему следующую рекомендацию: этот человек выделяется не только как блестящий «страстный композитор, он обладает в полном объеме обширными познаниями в области искусства, поэзии и литературы, и этим отличается от большинства музыкантов». Лучше и нельзя охарактеризовать многочисленные дарования Вебера.

Карл Мария Фридрих Эрнст фон Вебер родился 18 ноября 1786 года в Эутине. Он был девятым ребенком из десяти детей от двух браков отца. Отец - Франц Антон фон Вебер, без сомнения, имел музыкальные способности. Он начал свою карьеру лейтенантом, но даже на поле боя таскал с собой скрипку.

С ранних лет Карл привыкал к постоянной кочевой жизни. С самого детства он рос болезненным, слабым мальчиком. Начал ходить только в четырехлетнем возрасте. Из-за физических недостатков он был более задумчив и замкнут, чем его сверстники. Он научился, по его словам, «жить в собственном мире, в мире фантазий, и находить в нем для себя занятие и счастье».

Его отец давно лелеял мечту сделать хотя бы одного своего ребенка выдающимся музыкантом. Пример Моцарта не давал ему покоя. Таким образом, уже с ранних лет Карл начал заниматься музыкой с отцом и со своим сводным братом Фридолином. Ирония судьбы, но однажды Фридолин в отчаянии воскликнул: «Карл, ты, кажется можешь, стать кем угодно, но музыкантом не станешь никогда».

Карла Марию отдали в ученики молодому капельмейстеру и композитору Иоганну Петеру Гейшкелю. С той поры обучение быстро продвигалось. Через год семья отправилась в Зальцбург, и Карл стал учеником Михаэля Гайдна. Тогда же он сочинил свое первое произведение, которое опубликовал его отец, и получил положительный отзыв в одной из газет.

В 1798 году умерла мать. Заботу о Карле взяла на себя сестра oтца Аделаида. Из Австрии Веберы перебрались в Мюнхен. Здесь юноша стал брать уроки пения у Иоганна Евангелиста Валлисхаузеца и обучаться композиции у местного органиста Иоганна Непомука Калхёра.

Здесь же в Мюнхене Карл написал свою первую комическую оперу «Сила любви и вина». К сожалению, она впоследствии была утеряна.

Однако беспокойный характер отца не позволял семейству Веберов задерживаться надолго на одном месте. В 1799 году они приезжают в саксонский город Фрайбург. Через год в ноябре здесь состоялась премьера первой юношеской оперы «Лесная девушка». В ноябре 1801 года отец и сын прибыли в Зальцбург. Карл снова стал заниматься у Михаэля Гайдна. Вскоре Вебер написал уже третью оперу - «Петер Шмоль и его соседи». Однако премьера оперы в Аугсбурге не состоялась, и Карл Мария вместе с отцом отправился в концертное турне. Уже тогда благодаря своим тонким и длинным пальцам юноша достиг такой техники, которая в ту пору была доступна единицам.

Попытка отдать Карла в обучение к Йозефу Гайдну тем не менее потерпела неудачу из-за отказа маэстро. Поэтому юноша продолжил обучение у Георга Йозефа Фоглера. Аббат Фоглер поддерживал в юном даровании интерес к народной песне и музыке, прежде всего к популярным в то время восточным мотивам, что и нашло отражение позднее в произведении Вебера «Абу Гасан».

Однако более важным было обучение дирижированию. Это позволило Карлу в 1804 году возглавить оркестр в театре города Бреслау. Не достигший еще и восемнадцатилетнего возраста, дирижер по-новому рассадил оркестрантов, вмешивался в постановки, ввел для разучивания новых партий отдельные репетиции ансамбля, а также генеральные репетиции. Реформы Вебера были приняты неоднозначно даже публикой.

Здесь у Карла было много романов в театре, между прочим, и с примадонной Дитцель. Красивая жизнь требовала все больше средств, и юноша влез в долги.

Долги сына побудили его отца заняться поиском источника для пропитания, и он стал пробовать себя в гравюре на меди. К сожалению, это стало источником несчастья. В один из вечеров, озябнув, Карл отхлебнул из винной бутылки, не подозревая, что отец хранит там азотную кислоту. Его спас друг Вильгельм Бернер, срочно вызвавший врача. Смертельного исхода удалось избежать, но юноша навсегда потерял свой красивый голос. Его отсутствием воспользовались противники, которые быстро ликвидировали все его реформы. Без денег, преследуемый кредиторами, молодой пианист отправился в турне. Здесь ему повезло. Фрейлина Брелонде, придворная дама герцогини Вюртембергской, способствовала его представлению Евгению Фридриху фон Вюртемберг-Эльс. Карл Мария занял место музыкального директора в замке Карлсруэ, построенном в лесах верхней Силе-зии. Теперь у него появилось немало времени для сочинительства. Двадцатилетний композитор за осень 1806 и зиму 1807 года написал концертино для трубы, а также две симфонии. Но наступление наполеоновской армии спутало все карты. Вскоре Карл должен был занять место приват-секретаря герцога Людвига, одного из трех сыновей Евгения. Служба эта с самого начала оказалась для Вебера непростой. Испытывающий финансовые трудности герцог не раз делал Карла козлом отпущения. Три года разгульной жизни, когда Карл Мария частенько участвовал в пирушках своего хозяина, завершились весьма неожиданно. В 1810 году в Штутгарт приехал отец Карла и привез с собой новые и немалые долги. Кончилось же все это тем, что пытаясь выкрутиться и из своих и из долгов отца, композитор угодил за решетку, правда, всего на шестнадцать дней. 26 февраля 1810 года Карл вместе со своим отцом был выдворен за пределы Вюртемберга, но с него взяли обещание вернуть долги.

Это событие имело большое значение для Карла. В своем дневнике он запишет: «Родился заново».

За короткое время Вебер побывал сначала в Мангейме, затем Гейдельберге и, наконец, переселился в Дармдштадт. Здесь Карл увлекся писательской деятельностью. Его самым большим достижением стал роман «Жизнь музыканта», в которой он весело и блестяще описал духовную жизнь композитора во время сочинения музыки. Книга во многом носила автобиографический характер.

16 сентября 1810 года во Франкфурте состоялась премьера его оперы «Сильвана». Насладиться триумфом композитору помешал сенсационный полет на воздушном шаре мадам Бланшар над Франкфуртом, затмивший все прочие события. Заглавную партию в опере пела молодая певица Каролина Брандт, которая затем стала его женой. Вдохновленный успехом и признанием, Карл Мария уже поздней осенью приступил к композиции «Абу Гасан». Он завершил самое крупное на тот период свое инструментальное произведение С-Dur, опус 11.

В феврале 1811 года композитор отправился в концертное турне. 14 марта оно завершилось в Мюнхене. Там Карл задержался, культурная среда баварского города ему пришлась по вкусу. Уже 5 апреля Генрих Йозеф Берман исполнил наскоро сочиненное специально для него кончертино для кларнета. «Весь оркестр сошел с ума и хочет от меня концертов», - писал Вебер. Даже король Баварии Макс Иосиф заказал два концерта для кларнета и концерта.

До других сочинений дело, увы, не дошло, потому что другие увлечения занимали Вебера, и главным образом любовные.

В январе 1812 года, будучи в городе Готе, Карл Мария почувствовал сильные боли в груди. С того времени началась схватка Вебера со смертельной болезнью.

В апреле в Берлине Вебера настигло печальное известие - на 78 году скончался его отец. Теперь он остался совсем один. Однако пребывание в Берлине пошло ему на пользу. Наряду с занятиями с мужскими хорами, исправлением и переработкой оперы «Сильвана», он еще писал клавирную музыку. С большой сонатой С-Dur он ступил на новую почву. Родился новый способ виртуозной игры, повлиявший на музыкальное искусство всего XIX века. То же самое относится и к его второму клавирному концерту.

Отправляясь в начале следующего года в новое турне, Карл с тоской вспоминал: «Все мне кажется сном: что я уехал из Берлина и оставил все, что мне стало дорогим и близким».

Но турне Вебера неожиданно прервалось едва начавшись. Только Карл прибыл в Прагу, как его огорошили предложением возглавить местный театр. После недолгих колебаний Вебер согласился. Ему представлялась редкая возможность реализовать свои музыкальные идеи, поскольку от директора театра Либиха он получил неограниченные полномочия для составления оркестра. С другой стороны, у него появился реальный шанс избавиться от своих долгов.

К несчастью, вскоре Карл тяжело заболел, да так, что долгое время не выходил из квартиры. Немного поправившись, он погрузился в работу. Его рабочий день длился с шести утра и до полуночи.

Но пражский кризис не ограничился только болезнью и напряженной работой. Композитор не мог противостоять попыткам сближения кокетливых театральных дам. «Это мое несчастье, что в моей груди бьется вечно молодое сердце», - иногда жаловался он.

После новых приступов болезни Вебер уезжает на курортное лечение и из Бад Либвердна часто пишет Каролине Брандт, ставшей его ангелом-хранителем. После многочисленных ссор влюбленные, наконец, обрели взаимное согласие.

Освобождение Берлина после лейпцигского поражения Наполеона неожиданно пробудило в композиторе патриотические чувства. Он сочиняет музыку к «Дикой охоте Лютцова» и «Песне меча» из сборника стихов Теодора Кернера «Лира и меч».

Однако вскоре он впал в депрессию, вызванную не только новыми приступами болезни, но и серьезными разногласиями с Брандт. Вебер склоняется к тому, чтобы покинуть Прагу, и лишь тяжелая болезнь директора театра Либиха задержала его в Чехии.

19 ноября 1816 года в жизни композитора произошло большое событие - он объявил о своей помолвке с Каролиной Брандт. Воодушевленный, он за короткий срок пишет две сонаты для фортепьяно, большой концертный дуэт для кларета и фортепьяно и несколько песен.

В конце 1817 года Вебер вступает в должность музыкального директора немецкой оперы в Дрездене. Наконец-то он остепенился и не только стал вести оседлый образ жизни, но и навсегда покончил со своими все более изнурительными любовными связями. 4 ноября 1817 года он женился на Каролине Брандт.

В Дрездене Вебер написал свое лучшее произведение - оперу «Вольный стрелок». Впервые он упомянул об этой опере в письме тогда еще невесте Каролине: «Сюжет подходящий, жуткий и интересный». Однако 1818 год уже заканчивался, а работа над «Вольным стрелком» почти не начиналась, что и неудивительно, ведь он имел 19 заказов от своего работодателя - короля.

Каролина ждала ребенка и была на последнем месяце беременности не совсем здорова. После долгих мучений она родила девочку, а Карл едва успевал выполнять заказы. Едва он закончил мессу ко дню чествования королевской четы, как поступил новый заказ - оперу на тему сказок «Тысячи и одной ночи».

В середине марта Вебер слег, а через месяц умерла его дочь. Каролина пыталась скрыть от мужа несчастье.

Вскоре она и сама тяжело заболела. Тем не менее Каролина поправилась гораздо быстрее мужа, который впал в настолько глубокую депрессию, что не мог писать музыку. Удивительно, но лето получилось продуктивным. В июле и августе Вебер много сочинял. Только вот работа над «Вольным стрелком» никак не продвигалась вперед. Новый, 1820 год снова начался несчастьем - у Каролины случился выкидыш. Благодаря друзьям композитор сумел преодолеть кризис и с 22 февраля приступил к завершению «Вольного стрелка». 3 мая Вебер смог гордо заявить: «Увертюра „Невесты охотника“ завершена, а вместе с ней и вся опера. Честь и хвала Господу».

Премьера оперы состоялась 18 июня 1821 года в Берлине. Ее ждал триумфальный успех. Бетховен с восхищением сказал о композиторе: «В общем мягкий человек, я от него этого никак не ожидал! Теперь Вебер должен писать оперы, только оперы, одну за другой». Между тем здоровье Вебера ухудшалось. Впервые у него пошла кровь горлом.

В 1823 году композитор завершил работу над новой оперой «Эврианта». Его беспокоил невысокий уровень либретто. Премьера оперы тем не менее в целом прошла успешно. Зал восторженно I принял новую работу Вебера. Но успех «Вольного стрелка» повторить не удалось. Болезнь стремительно прогрессирует. Композитора преследует непрекращающийся изнурительный кашель. В невыносимых условиях он находит силы для работы над оперой «Оберон».

1 апреля в лондонском «Ковент-Гардене» состоялась премьера «Оберона». Это был беспримерный триумф Карла Марии фон Вебера. Публика даже вынудила его выйти на сцену - событие, которое до тех пор не случалось в английской столице. Он умер в Лондоне 5 июня 1826 года. Посмертная маска точно передает черты лица Вебера в каком-то неземном просветлении, как будто он с последним вздохом увидел рай.

1. небесный знак

В двенадцать лет Вебер сочинил свою первую комическую оперу "Сила любви и вина". Партитура оперы хранилась в шкафу. Вскоре самым непостижимым образом этот шкаф сгорел со всем его содержимым. Причем, кроме шкафа, ничего в комнате не пострадало. Вебер воспринял этот случай как "знак свыше" и решил навсегда отказаться от музыки, посвятив себя литографии.
Однако несмотря на небесное предостережение, страсть к музыке не проходила и в четырнадцать лет Вебер написал новую оперу "Немая лесная девушка". Опера была впервые поставлена в 1800 году. Потом ее довольно часто ставили в Вене, Праге и даже Петербурге. После такого весьма удачного начала музыкальной карьеры Вебер перестал верить в приметы и разные "знаки свыше".

2. завистник № 1

Нелюбовь Вебера к чужой славе была поистине беспредельна. Особенно непримирим он был к Россини: Вебер постоянно рассказывал всем, что Россини совершенно бездарен, что его музыка - всего лишь мода, о которой забудут через пару лет...
- Этот выскочка Россини вообще не заслуживает даже того, чтобы о нем говорили! - сказал как-то Вебер.
- Передайте ему, что меня бы это очень устроило, - отозвался на это Россинни.

3. девиз

Девизом творчества Вебера были знаменитые слова, которые композитор попросил поместить в виде собственного автографа на выпущенной гравюре с его портретом: "Вебер выражает волю Божью, Бетховен - волю Бетховена, а Россини... волю венцев"

4. сам себе сальери

В Бреславле с Вебером случился трагический случай, чуть не стоивший ему жизни. Вебер пригласил друга на ужин, и в ожидании его сел поработать. Замерзнув во время работы, он решил согреться глотком вина, но в полутьме отхлебнул из винной фляги, в которой отец Вебера держал серную кислоту для гравировальных работ. Композитор упал бездыханным. Друг Вебера тем временем запаздывал и пришел лишь с наступлением ночи. Окно композитора светилось, но на стук никто не отвечал. Друг толкнул незапертую дверь и увидел безжизненно лежащее на полу тело Вебера. Рядом валялась разбитая фляга, от которой шел едкий запах. На крики о помощи из соседней комнаты выбежал отец Вебера, вдвоем они отвезли композитора в больницу. К жизни Вебер был возвращен, однако рот и горло были страшно сожжены, а голосовые связки не действовали. Так Вебер потерял свой красивый голос. Всю дальнейшую жизнь он вынужден был говорить шепотом.
Одному из своих друзей он как-то сказал шепотом:
- Говорят, Моцарта погубил Сальери, Я же обошелся без него...

5. к сожаленью, день рожденья только раз в году...

Вебер очень любил животных. Дом его напоминал зоосад: охотничья собака Али, серая кошка Мауне, обезьянка-капуцин Шнуф и мног птиц окружали семейство музыканта. Любимцем был большой индийский ворон -каждое утро он важно говорил композитору: "Добрый вечер".
Однажды жена Каролина сделала ему поистине чудесный подарок. Специально ко дню рождения Вебера были сшиты костюмы для зверей, и наутро забавное шествие отправилось в комнату именинника - поздравлять!.. Али был превращен в слона с длинным хоботом и большими ушами, нопону ему заменяли шелковые носовые платки. За ним шла кошка, переодетая в осла, с парой домашних туфель вместо мешков на спине. Следом ковыляла обезьянка в пышном платье, у нее на голове кокетливо подпрыгивала шляпа с большущим пером...
Вебер по-детски запрыгал от радости, и тут началось нечто невообразимое: он забыл про свои болячки, неудачи и даже про композиторов-конкурентов...Животные и счастливый Вебер носились по стульям и столам, а серьезный ворон бесконечное количество раз сказал всем:
- Добрый вечер!
Жаль, что Россини этого не видел...

6. гадкий ангел

Когда "Волшебный стрелок" был поставлен в Праге, главную женскую партию пела Генриетта Зонтаг - очень маленькая, очаровательная и чрезвычайно робкая певица. Это была девушка ангельской красоты, однако Веберу она не слишком нравилась из-за робости и неуверенности.
- Хорошенькая девочка, но пока довольно тоненькая, - разводил руками композитор.

7. тонкости критики

В парижских газетах время от времени появлялись восторженные похвалы величайшему из величайших маэстро всех времен и народов - Веберу. Причем хвалебные статьи неизвестного автора были написаны со знанием всех тонкостей музыки композитора. И не удивительно, ведь эти дифирамбы Веберу пел... сам Вебер.

8. маэстро и его дети

Вебер был настолько влюблен в себя, что с согласия жены трое из его четверых детей были названы именами отца-композитора: Карл Мария, Мария Каролина и Каролина Мария.

Констанции, с детства обучался музыке. Он оставил свой след как пианист, а затем как музыкальный руководитель театров Праги и Дрездена.

Все лучшее, жизнеспособное, демократическое в романтизме (эстетические идеи, новые стилистические особенности литературных и музыкальных произведений) получило свое оригинальное претворение в творчестве Вебера.

В качестве композитора он особенно известен как автор первой значительной немецкой романтической оперы «Вольный стрелок».

Карл Мария Фридрих фон Вебер родился в небольшом городе Эйтине в Голштинии, на севере Германии, 18 декабря 1786 года в семье страстного любителя музыки, антрепренера странствующих драматических трупп Франца Антона Вебера.

Детские годы будущего композитора были тесно связаны с обстановкой и атмосферой кочующего провинциального немецкого театра, что в дальнейшем определило, с одной стороны, интерес композитора к музыкально-драматическим жанрам, а с другой - профессиональное знание законов сцены и тонкое ощущение специфики музыкально-драматического искусства. В детстве Вебер проявлял равный интерес и к музыке и к живописи

Первое знакомство Вебера с музыкой осуществлялось под руководством отца и старшего брата Эдмунда. В раннем детстве будущий композитор проявлял равный интерес и к музыке, и к живописи. Несмотря на трудности, возникавшие в связи с частыми переездами семьи из одного города в другой, Франц Антон Вебер стремился дать сыну профессиональное музыкальное образование.

В 1796 году в Хильдбургхаузене Карл Мария брал у И. П. Гейшкеля, в 1797 и в 1801 году в Зальцбурге изучал основы контрапункта под руководством Михаила Гайдна, в 1798-1800 годы в Мюнхене занимался композицией с придворным органистом И. Н. Кальхером и пением у И. Е. Валези (Валлисхаузера).

В 1798 году под руководством Михаила Гайдна Вебер написал шесть фугетт для клавира - первый самостоятельный опус композитора. Вслед за этим последовал большой ряд новых сочинений в разных жанрах:

  • шесть вариаций на оригинальную тему
  • двенадцать аллеманд и шесть экосезов для клавира
  • большая юношеская месса Es-dur
  • несколько песен для голоса с фортепиано
  • шуточные каноны для трех голосов
  • опера «Сила любви и вина» (1798)
  • незавершенная опера «Немая лесная девушка» (1800)
  • зингшпиль «Петер Шмолль и его соседи» (1801), получивший одобрение Михаила Гайдна

Большой сдвиг в творческом развитии композитора наступил в 1803 году, когда после скитаний по многим городам Германии Вебер приехал в Вену, где встретился с известным музыкальным педагогом аббатом Фоглером. Последний, заметив пробелы в музыкально-теоретическом образовании Вебера, потребовал от юноши большого кропотливого труда. В 1804 году, по рекомендации Фоглера, семнадцатилетний Вебер получил место директора музыки (капельмейстера) в бреславльском оперном театре. С этого момента наступил новый период (1804-1816) в жизни и творчестве композитора.

Театр в жизни молодого композитора

Это был один из важнейших периодов в эволюции Вебера, когда складывались его мировоззрение и эстетические взгляды, а композиторское дарование вступало в пору яркого расцвета. Работая с труппами оперных театров Вебер обнаружил выдающиеся дирижерские способности

Работая с труппами оперных театров в Бреславле, Праге, Вебер обнаружил выдающиеся дирижерские способности и талант организатора музыкально-театрального дела. Уже в Бреславле, в самом начале своей дирижерской деятельности Вебер установил новый порядок размещения музыкантов в оперном оркестре - по группам инструментов. Вебер предвосхитил принцип размещения инструментов в оркестре, который станет характерным для всего XIX и в известной мере и для XX века.

Смело и принципиально осуществлял восемнадцатилетний дирижер свои нововведения, вопреки упорному подчас сопротивлению певцов и музыкантов, придерживавшихся старых традиций, сложившихся в провинциальных немецких театрах.

К 1807-1810 годам относится начало литературной и музыкально-критической деятельности Вебера. Он пишет статьи, рецензии на спектакли, на музыкальные произведения, аннотации к своим сочинениям, начинает роман «Жизнь музыканта» (1809).

В произведениях, появившихся в течение первого периода самостоятельной творческой жизни Вебера (1804-1816), постепенно выявляются черты будущего зрелого стиля композитора. В этот период творчества наиболее значительные в художественном отношении произведения Вебера связаны с музыкально-драматическим жанром:

  • романтическая опера «Сильвана» (1810)
  • зингшпиль «Абу Гасан» (1811)
  • две кантаты и две симфонии (1807)
  • ряд увертюр и множество инструментальных произведений в других жанрах
  • много отдельных арий, песен, хоров, среди которых выделяется цикл героических песен «Лира и меч» на слова Теодора Кёрнера (1814, ор. 41-43)

Таким образом, когда в начале 1817 года Вебер занял должность капельмейстера «Немецкой оперы» в Дрездене, он уже был полностью подготовлен к борьбе за утверждение немецкого национального музыкально-драматического искусства. В том же году он женился на одной из своих бывших певиц, Кэролайн Брандт.

Последний, дрезденский период жизни Вебера

Последний, дрезденский период жизни Вебера (1817-1826)-это вершина в творчестве композитора. Интенсивный характер приняла здесь его организаторская и дирижерская деятельность. Полуторавековые традиции существования в Дрездене итальянского оперного театра, активное противодействие дирижера итальянской оперной труппы Ф. Морлакки, сопротивление придворных кругов - все это осложняло труд Вебера. Несмотря на это, в необычайно короткий срок Вебер сумел не только собрать немецкую оперную труппу, но и поставить силами нового (а во многом - профессионально недостаточно подготовленного) коллектива ряд превосходных спектаклей («Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Фиделио» , «Иессонда» Шпора и многие другие). Музей Карл Марии фон Вебер в Дрездене

В этот период деятельности Вебера им были написаны и поставлены лучшие произведения. Среди них первое место занимает опера «Вольный стрелок».

История, уходящая корнями в фольклор, о человеке, продавшем душу дьяволу за несколько волшебных пуль, что позволили ему выиграть соревнование стрелков, а с ним и руку прекрасной дамы, которую он любил. Опера впервые представила все, что было знакомо и мило сердцу каждого немца. Простая деревенская жизнь с ее грубым юмором и сентиментальной наивностью. Окружающий лес, нежная улыбка которого скрывает сверхъестественный ужас. А прежде всего - персонажей: от веселых охотников и деревенских девушек к простому, доблестному герою и князю, который правил над ними.
Опера “Вольный стрелок” сделала Вебера национальным героем

Все это срасталось с мелодичной, восхитительной музыкой и превращалось в зеркало, в котором каждый немец мог найти свое отражение. С помощью «Вольного стрелка» Вебер не только смог освободить немецкую оперу от французского и итальянского влияния, но и заложил основы одной из главных форм оперы 19-го века. Блистательная победа триумфальной премьеры гениального «Вольного стрелка» (18 июня 1821 года в Берлине) ознаменовала крупные достижения Вебера на избранном пути, сделав его национальным героем.

Далее Вебер приступил к созданию комической оперы «Трое Пинто», оставшейся незавершенной. Работа над новой оперой была прервана сочинением музыки к пьесе П.А. Вольфа «Прециоза» (1820), в 1823 году появилась написанная для Вены первая большая героико-романтическая опера «Эврианта». Она была амбициозным проектом и большим достижением, но провалилась из-за неудачного либретто.

В 1826 году блестящий ряд оперных сочинений Вебера достойно завершил поставленный в Лондоне сказочный «Оберон». Мотивом создания этой оперы было желание обеспечить семью, чтобы после его смерти (которая, он знал это, была не за горами) они могли продолжать безбедное существование.
В 1826 году блестящий ряд оперных сочинений Вебера достойно завершил сказочный «Оберон»

В форме «Оберона» было мало чего от стиля Вебера, структура была тяжеловесной для композитора, выступавшего за слияние театральных искусств с оперой. Но именно эту оперу он наполнил самой изысканной музыкой. Не смотря на стремительно уходящее здоровье, Вебер отправился на премьеру своего произведения. «Оберон» получил признание, композитора чествовали, но он едва мог ходить. Незадолго до запланированного возвращения в Германию, 5 июня, его нашли мертвым в своей комнате. Оперный реформатор К. Вебер