Петровка 25 музей современного искусства на карте. Ермолаевский, Гоголевский, Тверской

Московский музей современного искусства открылся 15 декабря 1999 года, представляет собой музейный комплекс из нескольких площадок, специализирующийся на истории искусства XX и XXI столетий. В качестве названия часто используется английская аббревиатура музея — MMOMA (The Moscow Museum of Modern Art).

В основу фонда музея вошла коллекция Зураба Церетели, включающая свыше 2000 работ мастеров XX века. Сейчас фонды и выставочные площадки музея пополняются за счет подарков и закупок.

В постоянной экспозиции Музея современного искусства в Москве собраны работы русских авангардистов и нонконформистов, зарубежных творцов, современных художников.

Каждый музей организовывает интересные и зачастую нестандартные по своему формату выставки: дебюты начинающих мастеров, различные экспозиции, фестивали и даже масштабные ретроспективы выдающихся авторов. На выставочных площадках проводятся творческие встречи с художниками, искусствоведами, известными лекторами и кураторами творческих проектов разного уровня. Все мероприятия афишируются заранее, как на официальном сайте MMOMA , так и на крупных столичных порталах.

При музее работают творческие школы, где периодически проводятся мастер-классы.

Экспозиция Музея современного искусства в Москве

Основная часть музейной коллекции — работы российских художников-авангардистов начала XX века, в том числе возвращенные в Россию из-за рубежа. Наиболее известные экспонаты — это полотна К. Малевича, М. Шагала, В. Кандинского, скульптуры О. Цадкина, А. Архипенко. Достаточно большой раздел постоянной экспозиции — живопись нонконформистов 60-80-х годов XX века. Активно пополняемый раздел музея посвящен актуальному искусству: в него входят коллекции картин последних лет.

В зарубежной экспозиции представлены работы таких мэтров современного искусства, как Дали, Пикассо, Леже, Миро. Здесь можно увидеть инсталляции Юкинори Янага, предметы живописи, графические листы, скульптуры и другие произведения искусства культовых зарубежных творцов.

Площадки музея современного искусства в Москве

  • Петровка, 25 — главное здание ММОМА в особняке купца М. П. Губина.
  • Ермолаевский, 17 — второе здание музея, пятиэтажное, бывший дом Московского архитектурного общества.
  • Тверской бульвар, 9 — выставочная площадка музея с 2009 года.
  • Гоголевский, 10 — выставочный центр в Государственном музее современного искусства РАХ.
  • Большая Грузинская, 15 — Музей-мастерская Зураба Церетели .

Как добраться до Музея современного искусства на Петровке, 25

Музей находится рядом с площадью Петровские ворота, где останавливаются троллейбусы № 15, 31. На автобусах № 24, 38 можно доехать до остановки «Трубная площадь». Ближайшая станция метро — Трубная.

Пешком недалеко от Театральной площади и центральных достопримечательностей Красной площади .

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Детище Зураба Церетели по адресу Петровка 25 – музей современного искусства, вернее – одно из четырех зданий, выделенных московскими властями опекаемому ими президенту Академии художеств. Рассматриваемое отделение занимает историческое здание, причем музейный вход изрядно меняет его внешний вид.

Рассматривая вход в музей, следует отметить массивность, даже громоздкость простого архитектурного элемента. Стилизованные под древность клиновидные каменные глыбы с имитацией наскальных изображений нависают над входом, совершенно нарушая задуманный великим Матвеем Казаковым облик строения конца XVIII века. Дело в том, что из-за соседства с храмом на противоположной стороне улицы архитектор расположил парадную часть здания во дворе и ныне не мог бы узнать свое творение.

Облик территории внутреннего двора здания на улице Петровка 25 музей современного искусства изменил до неузнаваемости. Наглядно это подтверждает слайдер со снимками работ Церетели, размещенными на прилегающей к зданию площади. Характерные для изобразительной манеры скульптора стилизованные изображения его персонажей, да еще в массовом количестве, оставляют неоднозначное впечатление. Кого бы не изображал Зураб Константинович, получается нечто массивное и довольно условное.






А изображают скульптуры Церетели самых разных людей, образы присутствуют и реальные, и вымышленные, и обобщенные. Шостакович еще похож на самого себя, зато Высоцкий почти карикатурен. Дон Кихот со своим оруженосцем вообще собраны из металлолома, хотелось бы верить, что это не творение главного художника страны. Остальные скульптуры представляют абстрактных участников народных игр, музыкантов и горожан старой Грузии.

Парадная лестница особняка, построенного Казаковым для заводчика с Урала Губина, от современных веяний искусства не пострадала. Сохранились серые каменные ступени, классические белокаменные перила, арочный вход и такие же оконные проемы наверху.

Поднимаясь к музейным залам, посетители успевают отдохнуть от гнетущего впечатления, возникающего у многих из них во дворе особняка. Проникающий снаружи солнечный свет не только освещает предстоящий путь, но и поднимает настроение перед осмотром выставочной экспозиции.

При подъеме по лестнице посетителям предстают потолочные и настенные росписи, выполненные в достаточно редко встречающейся живописной технике. Изображены различные воинские символы и атрибуты, растительные элементы и другое по замыслу создателя. Росписи похожи на лепнину или барельефы, что достигается использованием специального приема декорирования.

Рисунок в технике гризайль, означающей использование краски только одного цвета, позволяет за счет различных оттенков получить эффект объемности. Подобная технология применяется не только в росписи стен и потолков красками, но и в гравюрах, витражах, при украшении посуды и окраске тканей.

Целью визита только малой части посетителей исторического здания является заглавное учреждение на улице Петровка 25 – музей современного искусства с его постоянной экспозицией, хотя живописная коллекция Церетели включает много выдающихся работ классиков российского авангарда прошлого века и современности.

Сейчас была представлена выставка: Антонио Гауди. Барселона. Творчество архитектора столицы Каталонии предстало перед россиянами впервые.

Выставочной экспозиции предшествует описание жизненного пути и творческой биографии Гауди, выполненное в хронологической последовательности.

Хотя первоначальной целью нашего обзора выставка великолепного зодчего не являлась, пройти мимо столь значимых экспонатов было бы непростительным, ведь наши читатели еще могут успеть посетить это редчайшее событие. На последующем слайдере приводятся снимки как с выставки, так и по пути к испанским материалам.

Можно посмотреть исторические материалы об известном архитекторе, его рисунки и даже макеты выполненных им тортов – великие мастера часто непредсказуемы в проявлениях их талантов. Кстати, украшения кондитерские можно сравнить с мозаикой, которую Гауди активно применял в своих работах. Главные же экспонаты, безусловно, — макеты построенных им зданий, а также их изображения.







На выставке представлен макет одной из самых значительных работ Антонио Гауди гражданского плана – жилой дом барселонского семейства Мила, после окончания которой Гауди полностью переключился на работу над проектом церкви Искупления Святого Семейства – Саграда Фамилия..

Публика прозвала дом Мила, это своеобразное причудливое строение, Каменоломней (по-испански Ла Педрера) за необычное конструктивное решение в целом, а также за оригинальные построения опорной части и оформления.

Частично открытые внутренности здания показывают его внутреннее устройство, в котором Гауди новаторски применил монолитную железобетонную конструкцию, где стены не являются несущими нагрузку элементами.

Увидеть макет одного из лучших творений архитектора Гауди – знаменитый дом семьи Мила (Каменоломни) можно на Петровке 25 – музей современного искусства организовал выставку его творчества.

Неровные стены постройки похожи на морские волны, а кованые решетки балконов – просто отдельные произведения искусства. Дом имеет два внутренних дворика, куда выходят окна всех квартир помимо сообщения с уличным пространством. Это позволяет обходиться без кондиционеров в самую жаркую погоду.

Крыша Каменоломни украшена множеством архитектурных элементов, среди которых даже ведутся съемки фильмов. В старинном зале особняка – музея над макетом необычного дома поместили некий экран, либо обеспечивающий отражение кровли для осмотра, либо предохраняющий ценный экспонат от обрушения частиц потолочной росписи от незавершенной реставрации.

Старинная колоннада коринфского ордера украшает одно из помещений музея современного искусства. Это то немногое, что осталось от украшений бывшего дворца уральского заводчика.

Далее на нашем слайдере представлены отдельные фрагменты выставочной экспозиции, отражающие основные этапы творчества Гауди. Можно увидеть подлинный набор чертежных инструментов зодчего (готовальню), а также макеты многих зданий Барселоны, построенных по его проектам.

Московский музей современного искусства - первый в России государственный музей, целиком специализирующийся на искусстве XX и XXI веков. С момента открытия музей многократно расширил сферу своей деятельности и получил признание широкой публики. Сегодня музей является одним из самых активных участников художественной жизни столицы.

Музей открыл свои двери 15 декабря 1999 года при поддержке Правительства Москвы и Департамента культуры города Москвы. Основателем и директором музея стал Зураб Церетели, Президент Российской Академии художеств. Его личная коллекция, состоявшая более чем из 2000 работ известных художников XX века, положила начало музейному собранию. Позднее фонды музея значительно пополнились, и в настоящее время это одно из самых представительных собраний отечественного искусства XX столетия.

Сегодня музей располагается на четырех площадках в историческом центре Москвы. Основное здание, в котором размещается постоянная экспозиция и проводятся временные выставки, расположено на улице Петровке, в бывшем особняке купца Губина, построенном по проекту архитектора Матвея Казакова. Кроме того, в распоряжении музея находятся три великолепных выставочных пространства: пятиэтажное здание в Ермолаевском переулке, просторная галерея на Тверском бульваре и старинное здание Российской академии художеств на Гоголевском бульваре.

История здания

Главное здание Московского музея современного искусства представляет собой историческую и культурную ценность. В истории города Москвы этот памятник архитектуры, относящийся к XVIII веку, остался известен как особняк Губина. Когда-то он действительно являлся главным домом городской усадьбы богатого уральского промышленника и купца Михаила Павловича Губина. Здание построено в 1793 году по проекту знаменитого русского зодчего Матвея Казакова.

Место, где расположен усадебный дом - нынешний музей - было обжито москвичами еще в XIV веке. Тогда улица Петровка представляла собой пустынную дорогу, простиравшуюся от Высокопетровского монастыря - визави музейного здания - до самого Кремля. До конца XVII века на месте, где сейчас стоит особняк, находилась слободка монастырских работных людей. Во времена Петра I на Петровке, напротив монастыря, располагалось владение бояр Нарышкиных, чей дом сообщался надземным переходом через улицу с монастырем.

После смены целой череды хозяев земельный участок достался владельцу, чье имя осталось увековеченным благодаря возведенной им замечательной усадьбе, главный дом которой дошел до нас почти в неизменном виде. «Дом я имею, в Белом Городе... доставшийся мне по купчей от оренбургского купца Дмитрия Кузмина сына Крашенинникова...» - так рапортует сам Губин в Московскую контору городских строений 25 мая 1799 года. Исследователи, занимающиеся архитектурным наследием Матвея Казакова, неоднократно высказывали предположение, что главный дом усадьбы был перестроен архитектором из более старого здания. Особняк вместе с боковыми флигелями (один из них сохранился до нашего времени) представлял собой типичный московский усадебный ансамбль, выходивший фасадом на красную линию улицы. За строениями располагался парк с небольшим прудом. В таком виде усадьба просуществовала до конца XIX века. Затем ее постигла участь большинства старых московских усадеб: произошел раздел владения. Большая его часть вместе с садом и прудом была продана и застроена. В 1880 году главный дом сдали под гимназию. Известно, что в ней учились знаменитый поэт-символист Валерий Брюсов и братья Бахрушины.

После революции для здания опять началась новая жизнь. В 1920 году бывшая гимназия была определена под Институт физиотерапии и ортопедии. Весь советский период, вплоть до того момента, когда особняк был передан в музейное назначение, здесь располагалось больничное учреждение. За это время внешняя отделка и интерьер сильно обветшали, потребовалась капитальная реставрация. В результате теперь посетитель музея может видеть уникальные росписи потолков особняка, выполненные в классицистическом духе. Элементы интерьера - парадная лестница, оркестровая ниша в бальном зале, керамические печи - до сих пор доносят до нас атмосферу московской старины.

Идея приспособить особняк под помещение для музея современного искусства не является случайной. В сочетании старых и новых форм, в близком соседстве абсолютно разных эпох и для художника, и для зрителя открывается возможность самоопределения в синтетическом пространстве культуры. Этот элемент свободной игры с историческим материалом свойственен постмодернистской эстетике в целом. Опыт экспозиции произведений современного искусства в архитектурном пространстве иной эпохи хорошо известен странам Европы.

Московский музей современного искусства (ММСИ) — первый в России государственный муниципальный музей, демонстрирующий российское и зарубежное искусство XX и XXI веков. Основанный в 1999 году при поддержке Правительства Москвы и Департамента культуры, ММСИ вот уже более 15 лет считается одним из ведущих культурных центров столицы.

В основе концепции выставочной деятельности Московского музея современного искусства – личное собрание Зураба Церетели, известного скульптора и президента Российской академии художеств, позволяющее проследить основные этапы развития современного русского и зарубежного искусства. Политика музея предполагает постепенную смену тематических экспозиций и организацию специальных проектов, направленных на возможность восприятия различных форм современного искусства посетителями с разным уровнем подготовки.

Музею принадлежат четыре здания, расположенные вокруг Бульварного кольца в центре Москвы.
Основное здание - на Петровке, 25 . Здесь находится часть постоянной экспозиции музея и проходят временные выставки. Здание оснащено специальным оборудованием для людей с ограниченными возможностями. В последние годы находится на масштабной реконструкции.
Пять этажей отданы под нужды музея в доме начала XX века по адресу: Ермолаевский переулок, 17 (ММСИ в Ермолаевском). Именно это здание сейчас является основным выставочным пространством ММСИ.
Галерея на , 9
Гоголевском бульваре, 10 также построено по проекту Матвея Казакова и служит местом проведения многочисленных международных выставочных проектов, симпозиумов и конференций.

Петровка, 25

На Петровке, 25 выставки проходят регулярно. Это символично, поскольку бывший купеческий особняк, построенный в конце XVIII века, стал в начале XX столетия альма-матер для многих выдающихся деятелей культуры того времени – он словно хранит их тени и голоса. В богатом музейном собрании – работы и Марка Шагала, Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова, Павла Филонова, Владимира Татлина и многих других, чьи произведения были приобретены на аукционах и в галереях Европы и США и возвращены на родину.

В ММСИ на Петровке доступны произведения русских авангардистов, а также работы их зарубежных коллег. Так, в коллекции музея находятся виртуозная графика Фернана Леже, Джорджо де Кирико и , творения Сальвадора Дали и Армана. Здесь нашли свое пристанище произведения художника Нико Пиросмани и работы ведущих художников-нонконформистов 1960–1980-х годов Ильи Кабакова, Оскара Рабина, Анатолия Зверева и др. Музей стремится показать панораму современной культурной жизни и поэтому не остается в стороне от новейших течений, пополняя свою коллекцию творчеством представителей актуального искусства – Виктора Пивоваров, Константина Звездочётова, Дмитрия Пригова и пр.

Выставки на Петровке, 25 постоянно обновляются, и потому здесь можно бывать много раз, познавая новые талантливые работы художников XXI века и прошлых времен. Так, на одной из экспозиций были представлены проекты Антонио Гауди (множество уникальных чертежей и макетов зданий, ставших украшением Барселоны), а на другой – интерактивная инсталляция современной художницы Александры Дементьевой: образцы новейшего технологического способа создания изображения.

Ермолаевский, Гоголевский, Тверской

На площадке ММСИ в Ермолаевском переулке проходят не менее оригинальные и значимые выставки. Под нужды музея в строении начала XX века отдано целых пять этажей, поэтому здание в Ермолаевском является основным выставочным пространством ММСИ. В 2017-м году посетители увидели здесь проект-ретроспективу Валерия Айзенберга «MIGRATIO», демонстрирующий современное искусство России сквозь призму творчества ярчайшего художника 80-х годов, а ещё – юбилейную выставку выдающего фотохудожника Сергея Борисова «Zeitgeist» в интригующих черно-белых тонах, масштабную видеоинсталляцию Александры Митлянской «Между прошлым и будущим» и многое другое.

Старинное здание Российской академии художеств на Гоголевском бульваре, 10 служит местом проведения многочисленных международных выставочных проектов, симпозиумов и конференций.

Галерея на Тверском бульваре, 9 , находящаяся в пространстве бывшей творческой мастерской Зураба Церетели, хорошо помнит ее хозяина, его гостей и царившую здесь атмосферу творчества, поэтому сегодня в ней проходят наиболее значимые и концептуальные события московской культурной жизни.

Миссия музея

Одной из своих задач ММСИ считает организацию обширной выставочной программы, благодаря которой можно увидеть как ретроспективы известных художников XX века, так и произведения начинающих мастеров визуальной культуры, а кроме того, посетить события в рамках фестивалей различного масштаба. Музей активно сотрудничает с молодыми художниками, поддерживая их начинания в двухгодичной Школе современного искусства «Свободные мастерские», расположенной в здании на Петровке, 25. Здесь можно прослушать курс лекций по российскому и зарубежному искусству XX и XXI веков, познакомиться с художественным рынком и новыми технологиями визуальных искусств, попробовать разобраться в актуальных проблемах современной культуры. Помимо прочего, музей предлагает и многочисленные детские программы: например, художественная студия «Фантазия» ждет в гости детей от 5 до 12 лет, проводит детские мастер-классы, экскурсии и учебные курсы.

Для неравнодушных к искусству взрослых ММСИ организует лекции и мастер-классы с ведущими художниками, кураторами и искусствоведами, проводит экскурсии по постоянной экспозиции и временным выставкам, а в книжном киоске основного здания музея предлагает вниманию посетителей собственную печатную продукцию и издания по искусству.