Предсказания в искусстве. И

Предсказания в искусстве

Искусство. 9 класс

Тема: Искусство предвосхищает будущее.



Предсказание - это сообщение о некотором событии, которое непременно произойдет в будущем.


Художественное мышление, лучше чем у других людей, развито у художников, композиторов, писателей, чьей профессией является творческое достраивание реальности. Именно они чаще всего и делают удивительные прогнозы, которые часто через некоторое время сбываются.

Произведения искусства не раз предвосхищали исторические события, научные открытия, развитие технического прогресса.



Минковского, он объявил, что наша реальность есть четырёхмерное пространство –время («Машина времени»).



"Машина времени" - первый научно-фантастический роман Герберта Уэллса, описывающий путешествие в мир будущего, населенный двумя видами существ, в которые превратился человек: морлоков, обитающих в подземном мире и обслуживающих машины, и хрупких элоев совершенно не приспособленных для труда. За тысячелетия и те и другие практически лишились разума, превратившись в полуживотных.



В 1898 году предсказал войны с применением отравляющих газов, авиации и устройства вроде лазера

«Война миров»

«Война в воздухе»

« Когда спящий проснется»


В 1905 году описал цивилизацию разумных муравьёв «Царство муравьёв»


В романе «Мир освобождённый» (1914) упоминаются Вторая мировая война, развязанная в 1940-е годы. Там же есть «атомная бомба» сбрасываемая с самолёта и основанная на расщеплении атома


В 1923 году Уэллс первый ввёл в фантастику параллельные миры «Люди как боги»


«Первые люди на Луне»

Уэллс открыл также такие идеи, как антигравитация, ускоритель темпа жизни и многое другое .


Александр Романович Беляев

советский писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы.




«Звезда КЭЦ» (КЭЦ - инициалы Константина Эдуардовича Циолковского) Иногда его называют российским «Жюль Верном»


Алексе́й Никола́евич Толсто́й

русский советский писатель и общественный деятель, граф.


Земляне попадают на Марс, обнаруживают там цивилизацию гуманоидов и становятся катализаторами социального взрыва. Дочь главы Высшего совета Аэлита влюбляется в земного инженера. Однако спровоцированная землянами революция терпит поражение, и они возвращаются на Землю.



Изобразительное искусство


Леонардо да Винчи был поистине гением. Яркий представитель типа «универсального человека», вместивший в себе все ключевые моменты эпохи и выразивший их в своей деятельности, он сделал поистине громадный вклад в развитие науки.


Сконструировав по чертежам «машины» Леонардо да Винчи, исследователи доказали, что именно ему принадлежат «авторские права» на парашют, вертолет, акваланг, пулемет, автомобиль и массу других механизмов, без которых невозможно представить современную цивилизацию. Так, прообразом современного танка стал разработанный гением XV века тяжелый фургон, окованный броней и вооруженный со всех сторон пушками.


Леонардо да Винчи известен как конструктор ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих и землеройных машин, приборов для шлифовки стекла, металлургических печей. После наблюдения за сценами военных сражений Леонардо создал портативную лестницу, идеально подходящую для штурма дворцов и крепостей. В наши дни это приспособление применяется при спасении людей на пожарах.


Изобретения

  • Парашют
  • Колесцовый замок
  • Велосипед
  • Танк
  • Лёгкие переносные мосты для армии.
  • Прожектор
  • Катапульта
  • Робот
  • Двухлинзовый телескоп.
  • Изобретения

Зеркальное письмо Была ли это уловка для сохранения конфиденциальности своих записей или просто необходимость избежать размазывания чернил, ведь Леонардо писал левой рукой?

Какими бы ни были причины, большая часть записей Леонардо да Винчи сделана в зеркальном отражении.

Акваланг Увлечение Да Винчи морем вылилось во множество набросков устройств для изучения подводной жизни. Его костюм для погружений под воду был выполнен из кожи и присоединен к тростниковой трубке, ведущей к колоколу на поверхности.

Практичность художника доказывает проработка даже таких деталей, как емкость для сбора мочи ныряльщика.


Вращающийся мост Этот тип мостов, разработанный Леонардо да Винчи, мог бы пригодиться армиям того времени. Состоящий из одного пролета мост крепился к берегу вертикальным шарниром, что позволяло ему вращаться. Такие мосты могли быть довольно быстро установлены. Крылатый планер Покорение стихии воздушной интересовало гения не менее чем покорение стихии морской. Вот один из планеров, разработанных Да Винчи. Планер с открытой кабиной был оборудован системой управления для пилота, но приводился в движение двигающимися крыльями.

Трехствольная пушка Несмотря на свой, в общем-то, миролюбивый нрав, Леонардо разрабатывал и военные машины. Например, более эффективные пушки. Этот легкий концепт вполне мог бы стать страшным оружием на поле боя.



"Апокалипсис"


Накануне 16 века художник вернулся в Нюрнберг после первого путешествия в Италию.

В это время Германия переживала большие потрясения: неурожай, голод, жестокие поборы. По всей стране поднималась волна народных бунтов, жестоко пресекаемых князьями и инквизицией.

В эти дни Дюрер создает серию гравюр на дереве "Апокалипсис" . Серия включает в себя 15 гравюр, иллюстрирующая Откровение Иоанна Богослова. Персонажи гравюр одеты в костюмы его времени, канонические образы лишены святости..


Хотя популярность гравюр серии была связана с широко распространённым в это время ожиданием конца света в 1500 году, «Апокалипсис» имеет мощный политический подтекст. Художник недвусмысленно намекает на то, что в событиях, происходивших в Германии, виноваты князья и церковники - именно этих людей ждет страшная кара. «Четыре всадника» Апокалипсиса символизируют войну, мор, суд и смерть.


Все четыре всадника являются олицетворением известных библейских образов. Первый – лучник – это Победитель.




Исследование математической модели картин великого голландского художника Винсента Ван Гога показало, что на некоторых его картинах изображены невидимые глазу реальные турбулентные (вихревые) потоки, возникающие при быстром течении жидкости или газа, например, при истечении газа из сопла реактивного двигателя.





К. Ф. Юон до революции уже сложился как художник.

Москва и московские посады, русская провинция и древнерусские города с их своеобразной архитектурой и пестрыми толпами людей.



Революционные события художник перевел в космический, фантастический план.

В картине нет реальных примет жизни. Здесь изображено приближение некой неведомой планеты к Земле. В ее лучах в испуге мечутся маленькие фигурки людей. Так передал художник события и потрясения революционного времени.


Примером такого явления, как предсказание в искусстве можно считать картину «Большевик» Б. М. Кустодиева.


Б.М. КУСТОДИЕВ

«БОЛЬШЕВИК»

Главный герой картины – большевик, изображен на фоне города. Большевик выше всех домов и даже церкви, а его красное знамя заслоняет голубое небо. На фоне большевика народ смотрится ничтожно. В своей картине Б. М. Кустодиев применил метафору, которую многие годы не могли разгадать.



В начальный период творчества К.С.Петров-Водкин испытал сильное влияние зарубежных мастеров. С 1910-х годов он перешёл от аллегорических к целостным монументально-декоративным произведениям.


«Купание красного коня»

Это полотно воспринималось современниками как своего рода знамение, метафорическое выражение послереволюционной (1905) и предреволюционной (1917) эпохи, как своеобразное предвидение и предчувствие грядущих событий. Но если современники только чувствовали пророческий характер "Купания красного коня", то потомки уже уверенно и убежденно заявляли о значении картины, объявив ее " буревестником революции в живописи ".




В музыкальном искусстве примером такого рода предвидений может служить пьеса для оркестра «Вопрос, оставшийся без ответа» Космический пейзаж») американского композитора Чарльза Айвза (1874-1954)


Она создана в начале XX в. - во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский).

Эта пьеса, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.

Домашнее задание

Послушайте музыку Ч. Айвза. Какое впечатление она произвела на вас? (письменно)


ТЕСТ

1.Жюль Верн его произведения

  • Человек-неведимка
  • Человек –амфибия
  • Машина времени
  • Аэлита
  • 20 000 льё под водой
  • тест

В картине «Купание красного коня» Петрова-Водкина конь является символом

  • отваги
  • молодости
  • судьбы России
  • солнца
  • революции

Юон «Новая планета» художник хотел изобразить

  • новые открытия в науке
  • события и потрясения революционного времени
  • фантастический пейзаж

А.Толстой его произведения

А -Война миров

Б - Гиперболоид инженера Гарина

В - Путешествие к центру Земли

Г- Голова профессора Доуэля


Какие изобретения сделал Леонардо Да Винчи

  • акваланг
  • телефон
  • лазер
  • робот

В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.

Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471-1528) создал серию гравюр «Апокалипсис» (греч. apokalypsis - откровение - это слово служит названием одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о конце света). Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию. Самой значительной из этой серии является гравюра «Четыре всадника». Всадники - Смерть, Суд, Война , Мор - яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение .

По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очереди, но художник специально поместил их рядом. Всё как в жизни - война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур - в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир.

Примерами предсказаний искусством социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины «Герника» П. Пикассо, «Большевик» Б. Кустодиева, «Новая планета» К. Юона и многие другие.

В картине «Большевик» Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927) использовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десятков лет не была разгадана. На этом примере можно понять, как содержание картины наполняется новым смыслом, как эпоха с ее новыми взглядами, изменившимися ценностными ориентирами вкладывает в содержание новые смыслы.

Многие годы эту картину трактовали как торжественный гимн стойкому, твердому духом, несгибаемому революционеру, возвышающемуся над обыденным миром, который он осеняет взмывающим в небо красным флагом. События последнего десятилетия ХХ в. дали возможность понять то, что осознанно или, скорее всего, неосознанно почувствовал художник в начале века. Сегодня эта картина, как и «Новая планета» К. Юона, наполняется новым содержанием. Но вот как художникам в то время удалось так точно ощутить грядущие социальные перемены, остается загадкой.

В музыкальном искусстве примером такого рода предвидений может служить пьеса для оркестра «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж») американского композитора Ч. Айвза (1874-1954). Она создана в начале XX в. - во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский). Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инструментов, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной .

Русский художник Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943) в своих динамичных композициях стремился выразить внутреннюю энергию объекта. Дробя предметы, надвигая их друг на друга, сдвигая плоскости и планы, он создавал ощущение молниеносно меняющегося мира. В этом беспокойном, смещающемся, несущемся и расщепленном пространстве угадываются знакомые очертания московских соборов , виды Новгорода, исторические события , выраженные в аллегорической форме, цветы и даже портреты.

Лентулова волнуют бездонные глубины человеческого сознания, находящегося в постоянном движении. Его привлекает возможность передать то, что вообще неизобразимо, например, распространяющийся звук в картине «Звон. Колокольня Ивана Великого».

В картинах «Москва» и «Василий Блаженный» невиданные, фантастические силы сдвигают устоявшиеся формы и понятия, хаотичное смешение цветов передает калейдоскопические, хрупкие, распадающиеся на бесчисленные элементы изображения города и отдельных сооружений. Все это предстает перед зрителями как двигающийся, мерцающий, звучащий, эмоционально насыщенный мир. Широкое использование метафоры помогает художнику обычные вещи превращать в яркие обобщенные образы.

В русском музыкальном искусстве тема колокольности нашла яркое воплощение в творчестве разных композиторов прошлого и современности: (М. Глинка, М. Мусоргский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В.Гаврилин. А. Петров и др.).

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

В искусстве всегда жило “кассандровское начало” – способность предвидеть грядущее. Кассандра, как известно, предсказала гибель Трои в днВ искусстве всегда жило “кассандровское
начало” – способность предвидеть грядущее.
Кассандра, как известно, предсказала гибель
Трои в дни расцвета и могущества города.
Литература часто предвосхищала будущее. В
фантастике, утопиях и антиутопиях жил дух
Кассандры.
Причем писатели проектировали не только
техническое будущее человечества, как,
например, Жюль Верн, но и пытались
проникнуть в его грядущую социальную
структуру и предугадать судьбу отдельной
личности.

Поскольку художественное мышление лучше чем у других людей развито у художников, композиторов, писателей, чьей профессией является творч

Поскольку художественное мышление лучше чем у
других людей развито у художников, композиторов,
писателей, чьей профессией является творческое
достраивание реальности,именно чаще всего и
делают удивительные прогнозы,которые часто через
некоторое время сбываются. Произведения
искусства не раз предвосхищали исторические
события,научные открытия, развитие технического
прогресса.

Альбрехт Дюрер гравюры на дереве "Апокалипсис".

Альбрехт Дюрер гравюры на
дереве "Апокалипсис".
Накануне 16 века художник Альбрехт Дюрер вернулся в
Нюрнберг после первого путешествия в Италию. В это время
Германия переживала большие потрясения: неурожай, голод,
жестокие поборы. По всей стране поднималась волна
народных бунтов, жестоко пресекаемых князьями и
инквизицией. В эти дни Дюрер создает серию гравюр на
дереве "Апокалипсис". Серия включает в себя 15 больших
гравюр. Персонажи работ одеты в костюмы его времени,
канонические образы лишены святости. Апокалипсис имеет
мощный политический подтекст: художник недвусмысленно
намекает на то, что в событиях, происходивших в Германии,
виноваты князья и церковники - именно этих людей ждет
страшная кара.
Четыре всадника Апокалипсиса символизируют войну, мор,
суд и смерть. Гравюра выполнена мельчайшими штрихами,
поражающими разнообразием, что не дробит композицию, а
наоборот усиливает ее монументальность.

2 мая1519, замок Кло-Люсэ, близ Амбуаза, Турень,
Франция) - великий итальянский художник (живописец,
скульптор, архитектор) и учёный (анатом,
естествоиспытатель), изобретатель, писатель,
Леонардо да Винчи был
поистине гением. Яркий
представитель типа
«универсального человека»,
вместивший в себе все ключевые
моменты эпохи и выразивший их
в своей деятельности, он сделал
поистине громадный вклад в
развитие науки.
Многие его идеи были
воплощены в жизнь только через
несколько сотен лет. Давайте
рассмотрим самые знаменитые
концепции, созданные великим
Леонардо.

Мастерская Мастера И через пять столетий загадки и тайны гения эпохи Возрождения не перестают удивлять наших современников. Итальянские и

Мастерская Мастера
И через пять столетий загадки и тайны
гения эпохи Возрождения не перестают
удивлять наших современников.
Итальянские исследователи недавно
обнаружили тайную мастерскую Леонардо
да Винчи. Она находится в здании мужского
монастыря Св. Аннунциаты в самом центре
Флоренции.

Сконструировав по чертежам «машины» Леонардо да Винчи, исследователи доказали, что именно ему принадлежат «авторские права» на парашют, в

Сконструировав по чертежам «машины» Леонардо да Винчи,
исследователи доказали, что именно ему принадлежат
«авторские права» на парашют, вертолет, акваланг, пулемет,
автомобиль и массу других механизмов, без которых
невозможно представить современную цивилизацию. Так,
прообразом современного танка стал разработанный гением
XV века тяжелый фургон, окованный броней и вооруженный со
всех сторон пушками. Леонардо да Винчи известен как
конструктор ткацких станков, печатных,
деревообрабатывающих и землеройных машин, приборов
для шлифовки стекла, металлургических печей.
После наблюдения за сценами военных сражений Леонардо
создал портативную лестницу, идеально подходящую для
штурма дворцов и крепостей. В наши дни это приспособление
применяется при спасении людей на пожарах.

Изобретения

Парашют
Колесцовый замок
Велосипед
Танк
Лёгкие переносные мосты для армии.
Прожектор
Катапульта
Робот
Двухлинзовый телескоп.

10 – Зеркальное письмо Была ли это уловка для сохранения конфиденциальности своих записей или просто необходимость избежать размазывания

10 – Зеркальное письмо
Была ли это уловка для сохранения
конфиденциальности своих записей или просто
необходимость избежать размазывания чернил,
ведь Леонардо писал левой рукой? Какими бы ни
были причины, большая часть записей Леонардо да
Винчи сделана в зеркальном отражении.
9 – Акваланг
Увлечение Да Винчи морем вылилось во множество
набросков устройств для изучения подводной
жизни. Его костюм для погружений под воду был
выполнен из кожи и присоединен к тростниковой
трубке, ведущей к колоколу на поверхности.
Практичность художника доказывает проработка
даже таких деталей, как емкость для сбора мочи
ныряльщика.

8 – Вращающийся мост Этот тип мостов, разработанный Леонардо да Винчи, мог бы пригодиться армиям того времени. Состоящий из одного пролета

8 – Вращающийся мост
Этот тип мостов, разработанный Леонардо да
Винчи, мог бы пригодиться армиям того
времени. Состоящий из одного пролета мост
крепился к берегу вертикальным шарниром,
что позволяло ему вращаться. Такие мосты
могли быть довольно быстро установлены.
7 – Крылатый планер
Покорение стихии воздушной интересовало
гения не менее чем покорение стихии
морской. Вот один из планеров,
разработанных Да Винчи. Планер с открытой
кабиной был оборудован системой
управления для пилота, но приводился в
движение двигающимися крыльями.
6 – Трехствольная пушка
Несмотря на свой, в общем-то, миролюбивый
нрав, Леонардо разрабатывал и военные
машины. Например, более эффективные
пушки. Этот легкий концепт вполне мог бы
стать страшным оружием на поле боя.

Герберт Уэллс

родился 21 сентября 1866 года в
пригороде Лондона Бромли (графство
Кент). На протяжении творческой жизни
(с 1895) Уэллс написал около 40 романов
и несколько томов рассказов, более
десятка полемических сочинений по
философской проблематике и примерно
столько же работ о перестройке
общества, две всемирные истории, около
30 томов с политическими и
социальными прогнозами, более, 3 книги
для детей и автобиографию.
В 1895 году Уэллс написал своё первое
художественное произведение - роман
«Машина времени» о путешествии
изобретателя в отдалённое будущее.
«Война миров», «Человек-неведимка»

Жюль Габриэ́ль Верн

Жюль Габриэ́ ль Верн
8 февраля 1828, Нант,
Франция - французский
географ и писатель, классик,
один из основоположников
научной фантастики.
Член Французского
Географического общества.
«Путешествие к центру
Земли» (1864)
«Вокруг Луны»(1869)
«20 000 льё под
водой»(1870),

Александр Беляев

Алекса́ ндр Рома́ нович Беля́ ев
(4 (16) марта 1884) - 6 января
1942) - советский писательфантаст, один из
основоположников советской
научно-фантастической
литературы. Среди наиболее
известных его романов:
«Голова профессора Доуэля»,
«Человек-амфибия»,
«Ариэль», «Звезда КЭЦ»
(КЭЦ - инициалы Константина
Эдуардовича Циолковского) и
многие другие (всего более 70
научно-фантастических
произведений, в том числе 13
романов). Иногда его называют
российским «Жюль Верном».

А. Н. Толстой

А. Н. Толстой
Алексе́ й Никола́ евич Толсто́ й
(29 декабря 1882 (10
января1883), Николаевск,
Самарская губерния, Российская
империя - 23 февраля1945,
Москва) - русский советский
писатель и общественный
деятель, граф. Автор социальнопсихологических, исторических
и научнофантастическихроманов,
повестей и рассказов,
публицистических
произведений.
(«Гиперболоид
инженера Гарина»,
«Аэлита»).

Исследование математической модели картин великого
голландского художника Винсента Ван Гога (van Gogh) (1853 1890) показало, что на некоторых его картинах изображены
невидимые глазу реальные турбулентные (вихревые) потоки,
возникающие при быстром течении жидкости или газа, например,
при истечении газа из сопла реактивного двигателя. По словам
исследователей, многие картины Винсента Ван Гога (например,
«Звездная ночь», написанная в 1889 году) содержат характерные
«статистические отпечатки» турбулентности. Как отмечают
ученые, «турбулентные» произведения создавались художником
в те моменты, когда его психика была нестабильна. Ван Гог
страдал галлюцинациями и депрессиями. Хосе Луис Арагон
сказал: «Мы думаем, что Ван Гог обладал уникальной
способностью видеть и запечатлевать турбулентность, и это
случалось с ним именно в периоды психического расстройства».

К. Ф. Юон «Новая планета» 1921

К. Ф. Юон до революции уже сложился как художник. Москва и московские
посады, русская провинция и древнерусские города с их своеобразной
архитектурой и пестрыми толпами людей, Троицкая лавра, золотые луковки
церквей, пейзажи ликующей, праздничной природы были излюбленными его
темами, создали ему имя и известность. Он продолжает писать ставшие для
него традиционными картины, но одновременно создает полотно, в котором
попытался осмыслить все происходящее в стране.
Революционные события художник перевел в космический, фантастический
план. В картине «Новая планета» нет реальных примет жизни. Нет в ней ничего
от бытовой определенности его прежних картин и лирической раздумчивости
его пейзажей. Здесь изображено приближение некой неведомой планеты к
Земле. В ее лучах в испуге мечутся маленькие фигурки людей. Так передал
художник события и потрясения революционного времени.

Б.М. КУСТОДИЕВ. Большевик. 1920
Б.М. Кустодиев известен как оригинальный бытописатель
купеческой жизни. В советское время художник обратился к
теме революции. События февральской революции 1917
года Кустодиев, прикованный к инвалидной коляске, мог
наблюдать только из окна. Он писал о своих впечатлениях:
«Здесь все еще кипит, все еще улицы полны народом…
Никогда не сетовал так на свою жизнь, которая не позволяет
мне выйти на улицу – ведь «такой» улицы надо столетиями
дожидаться».
Кустодиев понимал революцию как стихийный, гигантский
по размаху народный бунт. В картине «Большевик» мастер
хотел выразить «чувство стихийного в большевизме». Для
этого он прибегает к гротеску. Огромная, могучая фигура
большевика с красным знаменем в руках возвышается над
городом и людьми. Он шагает, как в сказке, семимильными
шагами, и не совсем понятно, куда он держит путь. Свое
восприятие событий художник выразил в этом
символическом образе.

Сам К. Петров-Водкин до последнего момента опасался, что картину не выставят для публичного обозрения, так как уже тогда догадывался, какие

Сам К. Петров-Водкин до последнего момента
опасался, что картину не выставят для публичного
обозрения, так как уже тогда догадывался, какие
возможны трактовки, связывающие образ красного
коня и судьбы России. И действительно,
произведение это воспринималось современниками
как своего рода знамение, метафорическое
выражение послереволюционной (1905) и
предреволюционной (1917) эпохи, как своеобразное
предвидение и предчувствие грядущих событий.
Но если современники только чувствовали
пророческий характер "Купания красного коня", то
потомки уже уверенно и убежденно заявляли о
значении картины, объявив ее "буревестником
революции в живописи".

Образ коня в русском искусстве с древних времен воспринимался многозначительно. В образно-поэтическом строе славянской мифологии конь бы

Образ коня в русском искусстве с древних времен
воспринимался многозначительно. В образнопоэтическом строе славянской мифологии конь
был советчиком и спасителем человека,
провидцем, это был конь-судьба, каждый шаг
которого многое значил. По контрасту с конем,
хрупким и слабым кажется юный всадник обнаженный мальчик-подросток. И хотя рука его
держит поводья, сам он подчиняется уверенной
поступи коня. Недаром искусствовед В. Липатов
подчеркивал, что "конь величав, монументален,
исполнен могучей силы, помчись он - и не удержать
его неукротимый бег". Мощь коня, его сдержанная
сила и огромная внутренняя энергия как раз и
подчеркиваются хрупкостью всадника, его
мечтательной отрешенностью, словно он пребывает в 4. А.Толстой его произведения А-Война миров Б- Гиперболоид инженера Гарина В- Путешествие к центру Земли Г- Голова профессора Доуэля
План-конспект урока в 9 классе.

Учитель: Гоголева Е.Т.

Цель урока: формирование у учащихся представления о многочисленных функциях искусства, умение соотносить новые науки с искусством, формирование грамотно высказывать своё отношение к произведениям искусства.

Задачи: расширить знания учащихся о научном значении художественного знания на примерах шедевров литературы, музыки, изобразительного искусства, воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Форма урока: рассказ учителя с элементами творческой работы учащихся.
Техническое оснащение урока : компьютерная презентация, тесты, репродукции картин, отрывок из фильма «Таинственное путешествие Ж. Верна», видеоролик игры на терменвоксе , «Фуга и токката ре минор» И.С.Баха.


План урока:

1.Вступление. Эмоциональный настрой с помощью эпиграфа :

«Искусство не достигает своего значения, когда ограничивается тем, что чарует людей, не вызывая в них в то же время воодушевления ко всему, что составляет величие жизни» Ж. Ренье

Постановка проблемы:

У: Посмотрите на вопросы, которые я предлагаю Вам. Как вы считаете, на какие вопросы вы уже можете дать ответ, что вам хочется узнать в первую очередь? Какой будет тема нашего урока? На какие вопросы вы уже сможете ответить , а что хотите узнать? Какую цель мы поставим сегодня перед собой?

Учащиеся знакомятся с вопросами:


  1. На что обратить внимание помогает искусство?

  2. Какое открытие проявилось в картине «Шоколадница» Ж.Э.Лиотара?

  3. Какое открытие предсказал писатель Жюль Верн? И в каком романе?

  4. Какое открытие предсказал русский писатель XX века Алексей Николаевич Толстой и в каком произведении?

  5. Кто разработал теорию влияния цвета на эмоции человека и приблизился к решению задач современной психологии и арт-терапии?

  6. Приведите пример из кинофильма, рассказывающего о научных открытиях. Как он называется? Кто кинорежиссер?

  7. Как ученые доказали, что французский художник Винсент Ван Гог обладал уникальным даром видеть воздушные потоки?

  8. Какова манера письма художника Ван Гога?

  9. Какое научное открытие предвосхищал Ван Гог?

  10. О чем догадывался немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах и отразил это в своей музыке, а именно в фугах?

  11. Кто подтвердил это открытие через 250 лет?
(Ответы обучающихся, определение темы урока, постановка цели и задачи урока.)

У: Итак, тема нашего урока: Предсказание в искусстве.

Актуализация знаний:

Прежде чем начать изучение новой темы нашего урока, нам необходимо повторить, о чем мы говорили на предыдущих уроках.


  1. Почему выражение «пророчество Кассандры» стало иносказательным?

  2. Происходят ли предсказания в искусстве?

  3. Какие качества особо необходимы для умения предсказывать в искусстве?

  4. У каких людей выявляются такие способности и почему?

  5. Что предвосхищали не раз произведения искусства?

  6. Какие предвидения в произведениях искусства особо важны для людей?
У: Молодцы! Подводя итог сказанному, отмечу, что предвидение действительно можно считать формой утверждения духовных ценностей. Поэтому сегодня мы попытаемся с вами оценить произведения искусства с позиции предвосхищения будущего , реальности и вымысла.

У: Предлагаю всем самостоятельно поработать с текстом учебника и найти ответы на данные вопросы, а 2 человека поработают с индивидуальными заданиями.

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Сообщение нового материала.

У: Искусство помогает людям обратить внимание на то, что в обыденной жизни они сами не всегда видят. Оно как бы открывает привычные вещи и явления с новой стороны. Особенно важно, что искусство дает людям знания порой незаметно ненавязчиво. Какие же ответы вы нашли в учебник?

2 .В истории человечества искусство не раз открывало знания, имеющие научное значение. Например, художник XVIII в. Ж.-Э. Лиотар в картине «Шоколадница» разложил свет по законам, в то время еще неизвестным физике.

3. Французский писатель-фантаст XIX в. Ж. Верн в романе «20 тысяч лье под водой» предсказал появление подводной лодки, один из основателей жанра научной фантастики, предсказал полеты на Луну в то время, когда ни самолетов, а тем более ракет еще не было. Во многих произведениях писателя звучит протест против использования науки в преступных целях. Значит и эту возможность он предвидел!

Сообщение о Ж. Верне. Просмотр отрывка из фильма «Таинственное путешествие Ж. Верна»

4. Художник Василий Кандинский, разработав теорию влияния цвета на эмоции человека, приблизился к решению задач современной психологии и артерапии (исцеления искусством).
5. Ученые, оцифровавшие и математически рассчитавшие произведения французского художника Винсента ван Гога , утверждают, что он обладал уникальным даром видеть то , что простым смертным не дано, - воздушные потоки. Своеобразная, будто хаотично закольцованная манера письма художника, как выяснилось, не что иное, как распределение яркости, соответствующее математическому описанию турбулентного потока, теория которого была заложена великим математиком А. Колмогоровым лишь к середине XX в. Ученые, объяснив явление турбулентности, решают серьезную проблему в авиации: ведь сегодня причиной многих воздушных катастроф становится именно турбулентность.

5. Одной из уникальных догадок о многоголосии Вселенной стало величайшее музыкальное творческое открытие XVII в. - фуга - жанр полифонической музыки , который получил свое развитие в творчестве И.-С. Баха. Через два с половиной столетия А. Эйнштейн, создатель теории относительности, скажет, что Вселенная - слоеный пирог, где в каждом слое свое время и своя плотность, структура, формы движения и существования. Это, по сути, образ, который приближает нас к пониманию фуги. Именно фуга с ее разновременно вступающими голосами представляет собой некую образную модель строения Вселенной.

Прослушивание музыки И.-С.Баха «Фуга и токката ре минор»

У: Конечно, для искусства предсказание будущего или открытие новых научных фактов не является главной целью, это всего лишь одна из его многочисленных функций. Можно сказать, побочный результат. Но он очень показателен для понимания значимости художественно-образного мышления в культурном развитии человечества. Как известно , культурное развитие включает в себя и достижения технического прогресса. В истории культуры много различных фактов, подтверждающих это.

Наука и искусство - это две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всем протяжении его существования.


На примерах деятельности Леонардо да Винчи можно понять, насколько неразрывно научное и художественное творчество. Рисунок «Витрувианский человек» символизирует внутреннюю симметрию, Божественную пропорцию человеческого тела. Две наложенные одна на другую фигуры вписаны в круг и квадрат. Этот рисунок определил канонические пропорции изображения человека для европейского искусства последующего времени. В XX в. на основе этого рисунка была оставлена шкала пропорций, которая повлияла на образные решения современной архитектуры.

Гений эпохи Возрождения Леонардо да Винчи уже в XV в. разработал модель летательного аппарата! Его, правда, тогда так и не построили, но чертежи сохранились.


Удивительны тексты Леонардо да Винчи, которыми он сопровождает свои рисунки компаса и плуга: «Настойчивое упорство», «Препятствие не сгибает меня. Всякое препятствие разрушается упорством. Не оборачивается тот , кто устремлен к звезде».

Сообщение о Леонардо да Винчи.

Русский писатель, граф Алексей Николаевич Толстой (1882-1945), автор известных исторических романов, написал и несколько не менее популярных научно-фантастических произведений. В них он предсказал появление лазера и космических кораблей.


Русский инженер Лев Сергеевич Термен (1896-1993) предвидел появление современного синтезатора и звучание электронной музыки. В 1920 г. им был изобретен терменвокс - электромузыкальный инструмент, на котором звук извлекается путем перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны. Терменвокс может звучать как скрипка, виолончель, флейта. Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений , а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые находят применение при озвучании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах. Л. Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации возможностей терменвокса - «Вокализ» С. Рахманинова.

Просмотр видеоролика игры на терменвоксе.

У: Научная фантастика не только проектировала технический прогресс человечества, но и стремилась предугадать будущее человека и общества.




Подведение итогов.

У: И.Гёте писал: «Для того,чтобы какая-нибудь наука сдвинулась с места, чтобы расширение её стало совершеннее, гипотезы необходимы так же, как показания опыта и наблюдения».


  • Согласны ли вы с мнением И. Гёте?

  • Какие предсказания вас поразили больше всего?

  • Приведите примеры предсказания в произведениях искусства будущих открытий и достижений науки.

  • Надеюсь, вам захочется прочитать книги Г. Уэльса, А Толстого, Ж. Верна, Р.Бредбери - это и будет для вас домашним заданием.
Урок окончен. Спасибо за работу.

Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке.


Для того чтобы открыть как для науки так и для искусства законы пропорции золотого сечения, древнегреческие ученые должны были в душе быть художниками. И это действительно так.

Интересовали же Пифагора музыкальные пропорции и соотношения. Более того, музыка являлась основанием всего пифагорейского учения о числе. Для Пифагора музыка была произ­водной от божественной науки мате­матики, и ее гармонии жестко конт­ролировались математическими про­порциями. Пифагорейцы утвержда­ли, что математика демонстрирует точный метод, которым Бог устано­вил и утвердил Вселенную , Числа, следовательно, предшествуют гармо­нии, так как их неизменные законы управляют всеми гармоническими пропорциями. После открытия этих гармонических соотношений Пифа­гор постепенно посвятил своих по­следователей в это учение, как в вы­сшую тайну своих Мистерий. Он раз­делил множественные части творения на большое число плоскостей или сфер, каждой из которых он приписал тон, гармонический интервал, число, имя, цвет и форму. Затем он перешел к доказательству точности его дедукций, демонстрируя их на различных плоскостях разума и суб­станций, начиная с самых абстракт­ных логических посылок и кончая наиболее конкретными геометриче­скими телами. Из общего факта со­гласованности всех этих различных методов доказательства он установил безусловное существование опреде­ленных естественных законов."

Известно, что А. Эйнштейну, в ХХ в. перевернувшему многие устоявшиеся научные представления, в его творчестве помогала музыка. Игра на скрипке доставляла ему столько же удовольствия , сколько работа. Близкие знакомые описывают Эйнштейна как человека общительного, дружелюбного, жизнерадостного, остроумного, с превосходным чувством юмора, отмечают его доброту, готовность помочь в любую минуту, полное отсутствие снобизма , покоряющее человеческое обаяние .

Эйнштейн страстно любил музыку, особенно сочинения XVIII века . В разные годы среди предпочитаемых им композиторов были Бах , Моцарт , Шуман , Гайдн и Шуберт , а в последние годы - Брамс . Хорошо играл на скрипке, с которой нигде не расставался. Из художественной литературы с восхищением отзывался о прозе Льва Толстого , Достоевского , Диккенса , пьесах Брехта . Увлекался также филателией , садоводством , плаванием на яхте (даже написал статью о теории управления яхтой). В частной жизни был неприхотлив, в конце жизни неизменно появлялся в любимом тёплом свитере.

Несмотря на свой колоссальный научный авторитет , он не страдал излишним самомнением, охотно допускал, что может ошибаться, и если это случалось, публично признавал своё заблуждение. Так произошло, например, в 1922 году , когда он раскритиковал статью Александра Фридмана , предсказавшего расширение Вселенной . Получив затем письмо от Фридмана с разъяснением спорных деталей, Эйнштейн в том же журнале сообщил, что был неправ, а результаты Фридмана ценны и «проливают новый свет» на возможные модели космологической динамики.

Многие открытия ученых оказали неоценимую услугу искусству.

Французский физик XIX в. Пьер Кюри провел исследования по симметрии кристаллов. Он обнаружил интересную и важную для науки и искусства вещь: частичное отсутствие симметрии порождает развитие предмета, в то время как полная симметрия стабилизирует его вид и состояние. Это явление было названо диссимметрией (не симметрия). Закон Кюри гласит: диссимметрия творит явление.

В середине ХХ в. в науке появилось еще и понятие «антисимметрия », т. е. против (противоположно) симметрии. Если общепризнанное понятие «асимметрия» как для науки, так и для искусства означает «не совсем точная симметрия», то антисимметрия - некоторое свойство и его отрицание , т. е. противопоставление. В жизни и в искусстве - это извечные противоположности: добро - зло, жизнь - смерть, лево - право, верх - низ и т. д.

«Забыли, что наука развивалась из поэзии: не принимали во внимание соображение, что в ходе времен обе отлично могут к обоюдной пользе снова дружески встретиться на более высокой ступени». И.-В. Гете

Сегодня это пророчество сбывается. Синтез научных и художественных знаний приводит к появлению новых наук (синергетика, фрактальная геометрия и др.), формирует новый художественный язык искусства.

Голландский художник и геометр Мауриц Эшер (1898-1972 ) на основе антисимметрии строил свои декоративные работы. Он, так же, как Бах в музыке, был очень сильным математиком в графике. Изображение города в гравюре «День и ночь» зеркально симметрично, но в левой его части день, в правой - ночь. Образы белых птиц, улетающих в ночь, формируют силуэты черных птиц, устремившихся в день. Особенно интересно наблюдать, как из неправильных асимметричных форм фона постепенно проявляются фигуры.
Задание:
Найдите в справочной литературе понятия «синергетика», «фрактал», «фрактальная геометрия». Подумайте, как эти новые науки соотносятся с искусством.

Вспомните знакомое вам явление цветомузыки , получившее свое распространение благодаря творчеству композитора XX в. А. Н. Скрябина.

Назовите литературные произведения с антисимметричными названиями (пример «Принц и нищий»). Вспомните народные сказки, в основе сюжета которых лежали антисимметричные события.


Под влиянием открытий радиоактивности и ультрафиолетовых лучей в науке русский художник Михаил Федорович Ларионов (1881-1964) в 1912 г. основал одно из первых в России абстрактных течений - лучизм . Он считал, что изображать надо не сами предметы, а идущие от них энергетические потоки, представляемые в виде лучей.

Изучение проблем оптического восприятия натолкнуло французского живописца Робера Делоне (1885-1941) в начале ХХ в. на идею образования характерных кругообразных поверхностей и плоскостей, которые, создавая разноцветную бурю, динамично овладевали пространством картины. Абстрактный цветовой ритм возбуждал эмоции зрителей. Взаимопроникновение основных цветов спектра и пересечение криволинейных поверхностей в работах Делоне создают динамику и истинно музыкальное развитие ритма.


Одним из первых его произведений стал цветной диск, по форме напоминающий мишень, но цветовые переходы составляющих его соседних элементов имеют дополнительные цвета , что придает диску необычайную энергию.

Русский художник Павел Николаевич Филонов (1882-1941) выполнил в 20-е гг. ХХ в. графическую композицию - одну из «формул Вселенной». В ней он предугадал движение субатомных частиц, с помощью которых современные физики пытаются найти формулу мироздания.

Художественно-творческие задания

> Сделайте эскиз герба, товарного знака или эмблемы (карандаш, перо, тушь; коллаж или аппликация; компьютерная графика), используя разные виды симметрии.

> Выполните декоративную работу, используя антисимметрию как принцип получения изображения (по типу гравюр М. Эшера).

Творческие личности – художники, музыканты, поэты – через свои произведения доносят до людей мысли и чувства. Иногда события, описанные людьми искусства, сбывались через какое-то время. Предсказания в искусстве являются интересной темой, требующей отдельного рассмотрения.

Предсказание будущего

Литераторы, композиторы, художники способны предсказать будущее, т.к. они обладают творческим мышлением, остротой ума. Примеры, когда давалось предсказание будущего в искусстве, не являются редкостью.

Произведения искусства предвосхищают культурные, научные открытия и исторические события. Стоит привести цитату из повести Джона Пристли «31 июня»:

«Все созданное воображением должно существовать где-то во Вселенной».

Людям следует быть внимательными по отношению к художественным предсказаниям.

Жюль Верн

Знаменитый писатель Франции Жюль Верн – научный фантаст 19 века. Он предугадал научные открытия будущего во многих областях:

  1. Акваланг.
  2. Видеосвязь.
  3. Электрический стул.
  4. Летательные аппараты (самолет и вертолет).
  5. Ракеты.
  6. Луноходы.
  7. Подводные лодки.

В книге «20 тысяч лье под водой» автором описано создание «Наутилуса». Это прототип современных субмарин. В произведении «С Земли на Луну», человек использует модули и ракеты с солнечными парусами. В произведении «Робур-Завоеватель» описан аппарат, похожий на современный вертолет.

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи – гений. Он музыкант, изобретатель, архитектор, скульптор, поэт, инженер. В свои дневники он заносил знания из медицины, истории, биологии, записывал стихи и делал наброски. Предсказаний в искусстве у него было особенно много.

10 гениальных изобретений Лео да Винчи:

  1. Орнитоптер.
  2. Водолазный костюм.
  3. Воздушный винт.
  4. Парашют.
  5. Подшипник.
  6. Пулемет.
  7. Самоходная телега.
  8. Танк.
  9. Идеальный город.
  10. Робот.

Орнитоптер напоминал птицу. Он должен был поднимать человека в воздух. Изобретение было сконструировано в соответствии с законами аэродинамики. Водолазный костюм был изобретен для вскрытия днищ нападающих кораблей. Устройство позволяло долго находиться под водой и видеть через стеклянные отверстия все вокруг. Дышали через подводный колокол. Винт был задуман для полетов человека. Он был похож на огромную винтовую машину с лопастями. Это изобретение привело к созданию вертолета.

Парашют имел форму пирамиды, покрытой тканью. Ученые современности изучили устройство и сделали вывод, что задумку Леонардо удастся воплотить в жизнь. Подшипник – это основа всей современной техники. Ученый был первым, кто сделал еге наброски в своей тетради. Пулемет представлял собой мушкеты на доске, сложенные в треугольник. Вал находился в центре и вращал оружие, чтобы оно стреляло через короткие промежутки времени. Аппарат состоял из 11 орудий. Этот же человек изобрел первый автомобиль, который ехал с помощью пружинного механизма.

Во времена средневековья были особенно опасны эпидемии. Изобретатель разработал план города с гидравлической системой и каналами, что помогло бы избежать массового заражения. Ученый изучал строение тела человека. Он построил робота, который был способен ходить и сидеть.

Герберт Уэльс

Писатель в произведении «Освобожденный мир» 1914 года рассказал об атомной бомбе. Он предсказал появление огромных летательных аппаратов, вмещающих более тысячи человек, ракетного двигателя и лазерного устройства. Фантаст предположил, что полеты будут кругосветными.

А.Р. Беляев

Писатель-фантаст в романе «Звезда КЭЦ» описал современные орбитальные станции. В книге «Вечный хлеб» он рассказал о возможностях генетики и биохимии. Трансплантология – это наука 20 века, которая была предсказана еще в «Голове профессора Доуэля». В романах «Человек-амфибия» и «Ариэль» Беляев размышлял о пребывании человека в необычных для него условиях (воде и воздухе).