Проект для малышей русская матрешка. Милая улыбка, загадка внутри…

Цель. продолжать знакомить детей с народной игрушкой – матрешкой.

Задачи:

  • Дать элементарные знания о истории создания матрёшки как народного промысла;
  • Обогащать сенсорный опыт детей;
  • Систематизировать и углубить представления детей о разновидностях, внешнем виде матрешки;
  • Развивать познавательный интерес, поддерживать радость от узнавания нового;
  • Развивать навыки действовать коллективно, учить сотрудничать;
  • Содействовать развитию творческих способностей детей;
  • Воспитывать любовь к традициям

Вид проекта: познавательно-творческий

Продолжительность: среднесрочный

Актуальность.

Дети перенасыщены самыми разнообразными современными играми и игрушками. А вот народных игрушек, таких как матрешки, волчки практически ни у кого нет. Дети порой не знают как, в них играть. Беседуя с родителями о том, в какие народные игры они играют с детьми дома, я выяснила – ни в какие. А так хотелось бы, чтобы дети, начиная с младшего дошкольного возраста, проявляли интерес к русской культуре, традициям, обычаям. Матрешка – русская красавица с милым лицом и задорной улыбкой. Она много лет покоряет сердца детей и взрослых, любителей народной игрушки и коллекционеров по всему миру. Матрешка – развивающая игрушка для детей. Это великолепный дидактический материал. Ее педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. С помощью матрешки можно научить детей выделять разные качества, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует развитию координации пальцев рук, глазомера, восприятия, мышления, речи, воспитывать усидчивость. Матрешка не просто народная игрушка, хранительница исконно русской культуры. Она – сувенир, памятная кукла, на фартуке которой искусно прорисованы бытовые сценки, сказочные сюжеты, пейзажи, фантастические цветы. Матрешка – сувенир России и символ ее культуры, как дымковская игрушка, жостовские подносы, хохлома, палех и гжель.

Продукт проектной деятельности:

  • Аппликация “Нарядим матрешку” (коллективная работа);
  • Нетрадиционное рисование “Украсим матрешке сарафан” (ватные палочки);
  • Раскраски “Чудесные превращения”;
  • Выставка рисунков “Матрешки”

Предполагаемый результат:

  • Развитие познавательного интереса к народной игрушке – матрешке;
  • Обогащение сенсорного опыта (основные цвета, оттенки цветов, размер);
  • Развитие творческих способностей

Участники проекта:

  • Воспитатель: Милавкина Татьяна Викторовна
  • Дети 2 младшей группы
  • Родители

Презентация проекта:

  • Выставка совместного творчества “Ай да, Матрешка!” (творчество родителей);
  • Создание мини-музея “Русская Матрешка”;
  • Мультимедийная презентация проекта (для педагогов)

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный:

  • Опрос родителей:
    • знаете ли вы историю создания народной игрушки матрешки?
    • есть ли у вас дома игры-забавы, матрешки?
    • какие игры с матрешками вы знаете?
    • играете ли вы с детьми в игры с матрешками?
  • Подбор методической и художественной литературы по теме проекта;
  • Подбор иллюстративного материала, картинок, фото с матрешками;
  • Подбор интернет - ресурсов по теме проекта;
  • Разработка плана по реализации проекта

2. Основной этап:

  • Рассказ о народной игрушке матрешке;
  • Рассматривание альбома “Такие разные матрешки”;
  • Игры с игрушками матрешками;
  • Игра – инсценировка “У матрешки – новоселье”;
  • Рассматривание картины “Играем с матрешками”;
  • Продуктивная деятельность: нетрадиционное рисование “Украсим матрешке сарафан”, аппликация “Нарядим матрешку” (коллективная работа);
  • Раскраски “Матрешки”;
  • Создание альбома для рассматривания “Народная игрушка - матрешка”;
  • Организация мини-выставки “Ай да, Матрешка!”;
  • Развивающая игра “Разрезные картинки” (матрешки);
  • Разучивание стихов и песен, знакомство с загадками о матрешках;
  • Конструирование “Дом”, “Мебель” для матрешек;
  • Познавательно-исследовательская деятельность “Из чего сделана матрешка?”;
  • Физминутки, динамические паузы “Матрешки”

Совместная деятельность детей и воспитателя

  • Чтение стихов о матрешках;
  • Разучивание и пение песенок о матрешках;
  • Загадывание и отгадывание загадок о матрешках;
  • Развивающие игра “Разрезные картинки”;
  • Познавательно-исследовательская деятельность “Из чего сделаны матрешки?”;
  • Продуктивная деятельность (аппликация, рисование);
  • Непосредственно-образовательная деятельность;

Самостоятельная деятельность детей

  1. Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов с матрешками;
  2. Самостоятельное художественное творчество (рисование, раскраски);

Совместная деятельность детей и родителей

  1. Чтение и разучивание стихов о матрешках;
  2. Загадки о матрешках;
  3. Совместное творчество детей и родителей по изготовлению матрешек для музея;

3. Заключительный этап:

  • Оформление практического материала;
  • Выставка творческих работ детей, родителей;
  • Создание мини – музея “Русская матрешка”

Музей “Русская матрешка”

4. Игры с матрешками

  1. Учим открывать и закрывать матрешку.
  2. Ищем половинки.
  3. Учим вкладывать фигурки одну в другую.
  4. Учим разбирать матрешку.

5. “Матрешечный оркестр”.

Из матрешек можно сделать музыкальный инструмент и даже оркестр. Сначала нужно разобрать матрешку. Расставить все цилиндрики полой частью вниз, от маленького к большому. Получаются барабаны! Надо стучать по ним разными колпачками, палочками, обращая внимание ребенка на то, как в зависимости от размера барабана меняется извлекаемый из него звук. Можно выстукивать разные ритмические рисунки. Есть шанс развить у ребенка отличный слух и отменное чувство ритма.

6. “Баскетболисты”. Надо перевернуть барабанчики и они превратятся в корзины, в которые можно забрасывать либо маленький мячик, либо теннисный шарик. Эта игра развивает крупную моторику и координацию движений.

7. “Погремушки”.

Нужно насыпать в первую маленькую фигурку манную крупу, во вторую – гречку, в третью – горох, в четвертую – фасоль, а в пятую грецкий орех. У каждой матрешки свой голос – от тихого шуршания малютки до громкого клокотания мамаши. Эта игра дает детям возможность познакомиться с понятиями “тихо-громко”, “тише-громче”. Заодно дети выучат названия круп, узнают, какие зерна по цвету, размеру, как воспринимаются на ощупь и как по-разному поют. Эта игра на развитие различных ощущений легко превращается в игру на развитие речи. Когда ребенок устанет, можно предложить ему пересыпать крупы, например насыпать их в цилиндрики пальцами или ложечкой, пересыпать крупу из одной половинки в другую. “Сыпучие игры” детям очень нравятся, к тому же пальчики их работают, а значит, развивается речь.

8. “Угадай, что где лежит?”

Нужно взять две матрешки одного размера и положить внутрь разные предметы, например, скрепку и монетку. Сначала внимательно послушать, какие у них разные “голоса”, а потом попросить ребенка на слух определить, где что лежит.

9. “Где больше?”

Эта игра подойдет для детей, которые умеют считать хотя бы до 3-5. Нужно положить в одну фигурку две финиковые косточки, а в другую – пять и предложить “услышать”, где больше.

10. “Прятки”.

Надо приготовить мелкие предметы, затем дать ребенку возможность в течение недолгого времени посмотреть на них. Затем на его глазах положить по одному предмету в разные матрешки. Спустя некоторое время (матрешки играют в прятки, водят хоровод) предложить ребенку вспомнить, что в какой фигурке лежит. Начинать игру лучше с двумя – тремя предметами. Как только игра станет простой для ребенка, можно увеличить количество предметов.

Проект направлен на общекультурное и личностное развитие учащихся начальных классов, обучение их самостоятельному конструированию своих знаний в области декоративно-прикладного искусства, что впоследствии позволит им самостоятельно создать декоративные произведения по мотивам народных промыслов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Творческий проект: «Русская Матрёшка» Р УКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ГБОУ СОШ № 2088 Г. МОСКВЫ « Грайвороново » К УЗИНА Е ЛЕНА Б ЕНЬЯМИНОВНА

Аннотация проекта Проект направлен на общекультурное и личностное развитие учащихся начальных классов, обучение их самостоятельному конструированию своих знаний в области декоративно-прикладного искусства, что впоследствии позволит им самостоятельно создать декоративные произведения по мотивам народных промыслов.

Цель проекта Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мас­теру, создающему красоту на радость людям. Углубить знания о русской на­родной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана.

Педагогические цели и задачи в рамках учебного проекта Когнитивные – познание объектов окружающей реальности, изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации. Организационные – овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения. Креативные – умение конструировать, моделировать, проектировать. Коммуникативные – развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений.

Проектная деятельность обучающихся Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Учебные исследования учащихся Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим. Карл Роджерс

о жидаемые результаты по проекту 1) Сформированные представления об истории возникновения куклы - матрешки на Руси, о разновидностях матрешки по месту возрождения; 2) Сформированная способность воплощения собственного замысла в рисунках, поделках, рассказе и др.; 3) Заинтересованное участие в образовательном проекте (учить интересоваться новым, задавать вопросы, проявлять самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремиться к проявлению творческой инициативы.); 4) Конструктивные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми (самостоятельно или с небольшой помощью учителя объединяться для совместных действий, договариваться, согласовывать действия и др.)

Э тапы проекта Подготовительный Учитель: постановка и подведение детей к проблемному вопросу: какие бывают матрешки? Как они появились? Планирование, прогнозирование результатов, продуктов проекта: изучить историю появления матрешки на Руси, беседовать, рисовать, мастерить, играть в разнообразные игры. Дети: сбор литературы о народной игрушке: стихи, загадки; подбор музыкальных произведений: частушки, песни и др. Учитель: задаёт положительно эмоциональный настрой. Дети: попытки найти решение проблемной ситуации: узнать как можно больше о разнообразии матрешек, о матрешечном деле, создать мини музей своих неповторимых матрешек в классе. Поддержка детского интереса. Помощь в организации мини экспозиции «Матрешка -народная игрушка ». Деятельностный (непосредственная деятельность по проекту) – создание своих неповторимых матрешек с использованием различных материалов: деревянных заготовок для росписи красками; ткани, пластилина и бумаги(мозаика)

Подготовительный этап проекта: сбор информации, чтение литературы. П ланирование, прогнозирование результатов, продуктов проекта: дети узнают как можно больше информации о разнообразии матрешек, матрешечном деле. П осещение « М узея м атрешки»

Решение проблемной ситуации: узнаем о происхождении матрешки. Точная история происхождения матрёшки неизвестна. Самое правдоподобное предположение: русский мастер изобразил славянские образы или понятия из сказаний. Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни.

Решение проблемной ситуации: 1) Кто изобрел первую русскую матрешку? 2) Кто автор первой росписи русской матрешки? Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин. Из воспоминаний Звёздочкина следует, что ему не доводилось видеть японских точёных игрушек. Кроме того, ещё до появления матрёшки, русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъёмными и полыми. Таким образом, вопрос о прямой преемственности между японской и русской матрёшкой остаётся и требует более пристального изучения.

Решение проблемной ситуации: 1) Какие бывают Матрешки? 2) Виды росписи Матрешек.

Деятельностный этап проекта: будем создавать свои неповторимые матрешки

Результаты проекта – создание своих неповторимых матрешек. Работа Макаровой Дарьи. Роспись по дереву, гуашь. Работа Гейкера Андрея. Роспись по дереву, гуашь.

Результаты проекта – создание своих неповторимых матрешек. Работа Куприяновой Александры. Роспись по дереву, гуашь. Работа Булатовой Анастасии. Роспись по дереву, гуашь.

Р абота М акаровой Д арьи: 1) А ппликация, мозаика 2) к оллаж из ткани

Работа Драб Николая: 1) Аппликация, мозаика; 2) к оллаж из ткани.

Коллаж из ткани « Моя неповторимая матрешка» Авторы: Гейкер А., Рахновец Д.

Презентацию выполнила учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 2088 « Грайвороново » Кузина Елена Беньяминовна В презентации использованы фотографии из личного архива автора и сети интернет.


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8 села Горькая Балка

Советского района» Ставропольского края

«Матрёшка – образ и душа России».

Щербаков Иван, ученик 3 Б класса

Руководитель проекта:

учитель начальных классов

Федоренко Лариса Владимировна

с.Горькая Балка

1.Введение_________________________________________________3

2.Глава 1. Подготовительный этап_____________________________6

3.Глава 2.Информационный этап______________________________7

4.Глава 3.Практический этап_________________________________10

5. Глава 4. Заключительный этап______________________________12

6. Список литературы_______________________________________13

7. Приложение_____________________________________________14

Введение:

Русская матрёшка,

Как ты хороша!

Яркая одежда

На тебе всегда.

Сарафаны расписные

Выдумал народ,

И одежды дорогие

Носишь круглый год.

Тема проекта посвящена матрёшке. Матрёшка -уникальная русская игрушка, которая покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России. Русская матрешка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России.

Актуальность темы в том, что матрёшка сегодня – одно из популярных произведений декоративно - прикладного искусства не только в нашей стране, но и за рубежом. Её увозят как сувенир во все страны мира, поэтому русская матрёшка – наша гордость. Суть русской матрёшки остаётся прежней – дружба да любовь. А об этом мечтает каждый на земле. Матрёшка остаётся символом материнства.

Эта тема заинтересовала меня не случайно. Она завораживала меня свое простотой и загадочностью. Удивляло, как из одной игрушки появляется еще четыре, пять, шесть и т.д. С этой игрушкой я встречался в детском садике. Много раз я задумывался о её происхождении, где и когда она появилась на свет, о том, кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки, почему она пользуется всенародной любовью. Я решил узнать побольше об этом чуде – русской матрёшке с помощью исследования.

Тема проекта: « Матрёшка – образ и душа России» .

Цель:

    узнать, почему с давних пор русскую игрушку Матрёшку называют душой России.

    популяризовать русскую народную куклу-Матрёшку среди своих сверстников.

Задачи проекта:

    познакомиться с историей появления Матрёшки и способами её изготовления через изучение специальной литературы;

    выяснить значимость матрёшки для современных детей.

    изготовить матрёшку.

Гипотезы исследования : Я предполагаю:

    что Матрёшка хранит в себе много секретов.

    Матрёшку можно сделать своими руками.

Методы исследования:

    наблюдение;

  • анкетирование.

Ожидаемые результаты:

    знание истории происхождения Матрёшки;

    знание особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры);

    умение передавать простейшие элементы росписи Матрёшек.

    повысятся познавательные способности;

    расширится интерес и желание к творческой деятельности.

Продукты проекта:

    выставка рисунков и аппликаций;

    матрёшка из папье-маше.

План работы над проектом:

1.Определение цели и задач проекта, постановка гипотезы.

2.Сбор информации по теме из различных источников.

3.Проведение опроса у учащихся.

4.Подготовка наглядных материалов по теме проекта.

5.Подготовка и проведение беседы со сверстниками.

6.Совместное оформление конкурса рисунков, выставка аппликаций.

7.Анализ результатов исследования, подведение итогов.

Этапы работы над проектом:

1.Подготовительный.

2.Информационный.

3.Практический.

4.Заключительный.

1.Подготовительный этап.

Матрёшка - это уникальная особенная поделка, которой Россия славилась всегда и сегодня не потеряла актуальность. Матрёшка - это добрый подарок для родных и друзей, лучший сувенир для туристов, выразительная игрушка, и уникальный предмет для коллекционирования. Мне очень хотелось узнать, когда они появились, какие бывают матрешки, почему их делают такими, как придумывают узоры их нарядов. Я думаю, что данное исследование поможет нам лучше узнать традиции своего народа, понять русскую душу, ответить на вопрос: почему современные девочки играют с куклами, пришедшими к нам из других стран и не играют русской матрёшкой. Для успешной работы необходимо было поставить гипотезу и определить цель исследования.

Цель , которую я поставил перед собой - узнать, почему с давних пор русскую игрушку Матрёшку называют душой России и

популяризовать русскую народную куклу-Матрёшку среди своих сверстников. Следующим шагом было определение задач исследования, с чем я тоже справился.

2. Информационный этап.

На данном этапе был проведён анализ литературы по теме исследования, чтение стихов, информационных текстов, сказок, частушек, просмотр видеороликов и т.д.В процессе работы над проектом было изучено много познавательной информации в книгах и на сайтах Интернет о Матрёшках. Подготовка материалов для проведения бесед с учениками нашей школы.

Русских много есть игрушек, и коней и погремушек,
Разноцветные флажки, расписные сундучки.
Есть ещё одна игрушка, все похожи друг на дружку.
И живут они друг в дружке –
Это русские подружки.

Матрёшка… Это русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру. Как появилась деревянная кукла? Сколько ей лет?
Какие бывают матрёшки? С матрёшками мы дружили давно, а вот когда они появились и где, и что такое матрёшка не знали.

Я заинтересовался этим, стал искать ответы в толковых словарях.Начиная работу, в первую очередь я задал себе вопрос: что же такое «матрешка»?

Сравнив определения, я сделал вывод, что они, дают одинаковое толкование этого слова, деревянная кукла, в которой помещены такие же куклы меньшего размера.

В Россию матрёшку привезли из Японии в виде лысого старика мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько фигурок вложенных друг в друга. Фукурума и стал «папой» русской матрёшки. Русские мастера сделали похожие игрушки из дерева, а художники расписали.

Первую матрешку в России выточил из дерева токарь Василий Звёздочкин. Художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад. Это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки менялись с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец.

Вот такой была самая первая русская игрушка, ставшая русским национальным сувениром. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже она получила Золотую медаль.

Матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек.

Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами. Но главное - эта куколка с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше.

Игрушки рождались в труде, и везде народные мастера учились у одного учителя - природы, работали с одинаковыми природными материалами. Как правило, матрешек изготавливают из древесины таких деревьев как липа, береза, ольха, осина.

Матрёшек можно изготовить не только из дерева. Они изготавливаются из различных материалов: бумаги и картона, глины и пластилина, ткани, пряжи, в технике папье-маше.

Сто лет назад известный мастер

Игрушку чудную создал.

Игрушка –кукла расписная,

А как назвать её, не знал.

Красивая игрушка, похожа на Катюшку,

А может на Танюшку?- ей имя подбирал.

Красивая игрушка, как русская девчушка,

И мастер ту игрушку Матрёшкою назвал.

Почему оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Самым распространенным на Руси именем была Матрёна, означающее мать, если ласково - то Матрёшка. Сделано это было не случайно. В то время имя Матрёна , Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово «mater», означающее - мать . Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем..

Матрёшка – всех «матерь». Народится человек, он мать любит, потом семью, потом Родину. Вся эта любовь в нашей куколке в самой серёдочке и запрятана. Проста матрешка с виду, а с секретиком. С открытой доброй душою игрушка эта, как и вся наша Россия.

Интересно и то, что после появления первой матрёшки в разных районах России художники начали расписывать матрёшек, так нравилась им кукла Матрёна! И все они делали это по-разному.

В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и народного творчества, техники и искусства. Каждый народ создавал свои игрушки, передавая в них свое мироощущение.

Много видов у матрёшки

Ведь она из разных мест.

Есть загорская, тверская,

И семёновская есть,

Полховская, вятская –

Вот какая разница!

1. Загорская матрешка в чем-то походит на первую матрешку. Так же наряжена, в руках держит узелок, корзину или цветы. Это круглолицая девушка в платке с разноцветной каймой. На ней яркий русский сарафан и передник с узором

2 .Семеновская матрешка стройнее, с маленькой головкой и более округлой формой туловища. Традиционно одета в желтый платок, красный сарафан и белый передник, на котором изображается большой букет из разных цветов

Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр.

3. Полховская матрешка - вытянутая по вертикали фигурка с маленькой, жестко очерченной головкой

Матрешки Полховского Майдана расцвечены веткой с алыми цветами. Лицо обрамляют «кудри» . У нее нет таких деталей как руки, сарафан, кофта. Нет платка с завязанными концами. Ягоды и листья сплошным ковром закрывают фигурку.

4 . Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько они мило и приветливо.

Близкая по типу загорской, наряду с росписью украшена узором из соломки, колосков, зёрен.

Наряды матрёшек были разными. На сарафанах матрёшек расцветали цветы. Девушки изображались в платках, с корзинами, узелками, букетами цветов.

Позже на матрёшках стали изображать сказки «Колобок», «Репка», «Сказка о царе Салтане», «По щучьему велению»,

«Жар-птица», Гуси-лебеди», «Сказка о золотой рыбке». Появились матрёшки-животные, герои мультфильмов…

ВЫВОД: Выдвинутая мной гипотеза о том, что Матрешка действительно хранит в себе много секретов, доказана.

Мои исследования показали: русская матрёшка является олицетворением самой России, с её широкой душой, пёстрыми нарядами и большими семьями. Матрешка является символом плодородия, богатства, материнства. Именно поэтому она пользуется всенародной любовью.

3. Практический этап.

Практическую часть моего исследования я начал с социологического опроса учащихся и их родителей.

Обработка полученных данных позволила сделать некоторые выводы о месте матрешки в жизни современного человека. Рассмотрим результаты данного исследования. Для анкетирования я взял пять вопросов. Всего в опросе участвовало 58 человек (43 ребёнка и 15 взрослых).

Вопрос.

Ответ.

Знаете ли вы деревянную игрушку – Матрёшку?

Есть ли у Вас дома эта игрушка?

Нравится ли Вам матрёшка?

Да, очень-6

Чем Вам нравится матрёшка?

Красивая-25

Весёлая-10

Смешная-5

Интересная-6

Красиво украшена-1

Что она собирается, разбирается-3

Есть другие куклы внутри-4

Разноцветная-2

Расписная старинная игрушка-2

Хотите ли вы, чтобы Матрёшка стала одной из ваших игрушек?

ВЫВОД: На основании проведенного анкетирования и подсчета результатов я сделал выводы, что многие знают кто такая игрушка-матрёшка, но, к сожалению, дома, она есть не у многих. Почти всем детям, которые участвовали в анкетировании, нравится матрёшка, и они очень хотели бы, чтобы она стала одной из их игрушек. Матрёшка привлекает тем, что она красивая, весёлая, смешная.

В классе провели конкурс на лучший рисунок, аппликацию. Я выбрал самые понравившиеся матрешки и представляю их в проекте.

Я долго думал над, тем, какую матрёшку могу создать? Хотелось придумать, что-то особенное.

Я решил сделать матрешек в технике папье-маше.

Описание:

1.Подоготавил свое рабочее место, материалы и инструменты, необходимые для работы.

2. Взял не нужные листы бумаги, журнал и газету, и сформировал шар. Понадобятся два шара, один шар большой, другой поменьше.

3. Обмотал бумажные шары скотчем, для плотности. Шар, который побольше должен плотно входить в ведерко, а который поменьше, будет служить головой для матрешки.

4.Маленький шар при помощи скотча приделал к большому шару, как показано на фото- у нас должна получится вот такая заготовка будущей матрешки.

Вот заготовка и готова.

5.Теперь беру кусочки бумаги и обклеиваю при помощи кисти и клейстера заготовку.

Мой совет: в целях экономии белой бумаги сначала обклеивал газетными кусочками,а верхний последний слой белой бумагой, клейстер тоже использовал не сильно много, чтоб изделие не пузырилось. Чем больше слоев, тем равнее и прочнее наша матрешка.

6. Дал матрешке просохнуть на солнышке сутки, можно у отопительных приборов. Изделие готово к росписи. А расписать матрешку помогла фантазия и выдумка.

Вот результат моей работы.

ВЫВОД: Сделав матрёшку своими руками, я понял, что не каждый может стать мастером по изготовлению настоящей матрёшки, но создать образ игрушки под силу каждому ученику.

4.Заключительный этап.

В ходе работы над проектом я открыл для себя много нового и интересного:

Первая матрёшка появилась в России в конце 19 века;

Выточил ее токарь В. Звездочкин по эскизу художника С.В. Малютина;

Имя матрёшки появилось от имени «Матрёна» в корне которого лежит латинское слово «mater», означающее – мать ;

Матрешка является символом плодородия, богатства, материнства;

Существует несколько видов матрёшки: Сергиево-Посадская, Семёновская, Полхов-Майданская, Вятская, Загорская, авторская;

Матрёшку изготавливают по специальной технологии.

Я доказал 1 гипотезу о том что Матрешка,действительно, хранит в себе много секретов

В ходе исследовательской части выяснил, что многие знают, кто такая игрушка-матрёшка, но, к сожалению, дома, она есть не у многих. Всем детям нравится матрёшка, и они очень хотели бы, чтобы матрешка стала одной из их игрушек.

В результате работы над творческой частью мы создали матрёшку в технике папье-маше и образы матрёшек в технике рисования, аппликации. Я подтвердил свою 2 гипотезу о том,что Матрёшку можно сделать своими руками.

Русская матрешка – настоящее чудо света. Настоящее, потому что была и остается творением человеческих рук,а чудо в том,что удивительным образом игрушечный символ России перемещается по всему миру, не признавая никаких расстояний, границ.

А для себя я сделал выводы:

1.Матрешка – это символ русского народного искусства, символ материнства и продолжения рода.

2.Матрешка – это образ русской красавицы.

3.Матрёшка - уникальная русская игрушка. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России.

4.Русская матрешка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России.

Работа принесла мне огромное удовольствие и удовлетворение.

5. Список литературы:

Иллюстрации матрешек. http://www.polygon.ee/portal

Т.Я. Шпикалова «Изобразительное искусство в 3 классе» Издательство «Просвещение».

Воробьева Т.П., Воробьева В.А. «РУССКАЯ МАТРЁШКА » Учебно-методическое пособие, Курган, 2008

Клиентов, А.Е. Две Матрены, три Матрешки и еще Матрешечка! : русская матрешка // Клиентов, А.Е. Народные промыслы. - М. : Белый город, 2003. - С. 10.

тайна матрешки сайт http://www.svetloyar.ru/index.php?id=000105

старинные матрешки сайт http://www.thimble.ru/mat2.html

символы России сайт http://www.samoffar.ru/matreshki.shtml

История матрешки сайт http://www.organizmica.org/archive/504/grmd.shtml

Стихи,частушки.Интернет-источники.

http://images.yandex.ru/Картинки-яндекс

6.Приложение.

1.Анкета.Социологический опрос.

2.Стихи и частушки о Матрёшке.

3.Рисунки, аппликации, поделки.

Приложение

Загадка. Яркий сарафанчик, расписной платочек,

Прячутся внутри неё, дочки и сыночки!

Кто это, дети? (матрешка).

Дуйте в дудки, бейте в ложки
В гости к нам пришли матрешки
Ложки деревянные
Матрешечки румяные.

Песня («Мы матрешечки, мы круглешечки )

1.Я матрешка-сувенир,

В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир

Русская матрешка.

2.Я, матрешечка - краса,

очень длинная коса.

Ленту алую вплету,

Хороводы заведу.

3.Мастер выточил меня,

Из куска березы.

До чего ж румяна я,

Щечки словно розы!

4.Яркий сарафан на мне,

Вышитая блузка.

Как же он сейчас красив

Мой костюмчик русский!

5.Вместе выйдем в хоровод,

Ножкой топнем – топ – топ - топ!

Будем петь и веселиться

Вместе с нами весь народ!

6. Мы весёлые сестрицы,

Мы матрёшки озорницы.

Ой да все мы круглолицы

Знаменитые сестрицы.

7. Мы умеем раскрываться,

Друг из друга выниматься.

Но не можем расставаться

И боимся потеряться.

И всегда нас аккуратно

Надо всех вложить обратно.

8. Так похожи друг на дружку

Деревянные подружки.

Много нас или немножко

Но зовут нас всех матрёшки.

9. Наша русская матрёшка

Не стареет сотни лет.

В красоте, таланте русском

Весь находится секрет.

10. Никогда мы не скучаем,

Есть секрет у нас внутри.

В руки взял одну матрёшку-

Оказалось целых три.

11. И кроваток нам не нужно,

Потому что в час ночной

Спим мы вместе очень дружно

Спим мы все одна в другой.

12 .Велика Россия наша,

И талантлив наш народ,

О Руси родной умельцах,

На весь мир молва идет.

СТИХОТВОРЕНИЯ

Кто матрёшку создал, я не знаю,

Но известно всем, что сотни лет

Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер?

В нивах шумных, сказочном лесу?

Создал образ неуёмной страсти,

Истинную русскую красу.

На щеках навёл зари румянец,

Неба синь плеснул в её глаза.

И, пустив в неповторимый танец,

Он,должно быть, весело сказал.

Ну и пой, гуляй себе по свету,

Весели всегда честной народ!

И матрёшка через всю планету

До сих пор уверенно идёт.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице.

И летит за ней по миру слава

О безвестном мастере- творце.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки.

В ней живёт ещё одна

Кукла в серединке.

Эту куклу ты открой-

Будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притёртую.

И сумеешь ты найти

Куколку четвёртую.

Вынь её да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая,

Куколка пузатая.

А внутри пустая,

В ней живёт шестая.

А в шестой – седьмая.

А в седьмой- восьмая.

Эта кукла меньше всех.

Чуть побольше, чем орех.

Вот,поставленные в ряд,

Сёстры куколки стоят.

Сколько вас?,-у них мы спросим,

И ответят куклы: ВОСЕМЬ.

Песня «Мы веселые матрешки, ладушки»

Мы - веселые матрешки,

Ладушки, ладушки!

На ногах у нас сапожки.

Ладушки, ладушки!

В сарафанах ходим пестрых.

Ладушки, ладушки!

Мы похожи, словно сестры.

Ладушки, ладушки!

Завязали мы платочки.

Ладушки, ладушки!

Раскраснелись наши щечки.

Ладушки, ладушки!

Ай да кукла,

Ай да милашка!

Неслыханное чудо,

Невиданное диво!

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

Много лет у нас живут,

Всех матрёшками зовут.

Ты, играй, моя гармошка,

Ты, подружка, подпевай!

Частушки (поют матрешки)

1.Очень любим мы матрёшки

Разноцветные одёжки.

Сами ткём мы и прядём,

Сами в гости к вам идём.

3. Шли подружки по дорожке,

Было их немножечко.

Две матрёшки, три матрёшки,

И одна матрёшечка.

4. Шли по ягоды матрёшки,

Позабыли взять лукошко.

И куда ж такую сласть

Мне теперь, подружки, класть.

5. Мышку встретили подружки

И попрятались друг в дружке.

А которая осталась,

Больше всех перепугалась.

6. Я девчонка ничего!

Не боюсь я ничего.

Если я и упаду,

Все равно не пропаду!

7. Ходят куры в стороне,

Позабыли обо мне.

Принесла горошку –

Вспомнили матрешку.

8. Сели мы на карусели,

На качели пересели,

Сто знакомых встретили,

На поклон ответили.

9. Пыль клубится по дорожке –

Едут с ярмарки матрешки.

На баранах, на быках,

Все с баранками в руках!

10. Ах,матрёшечка-матрёшка,

Хороша- не рассказать.

Очень любят со мной дети

Как с игрушкою играть.

11. Весь народ глядит в окошки,

Танцевать пошли матрёшки.

Восемь водят хоровод,

А девятая поёт.

12. Щёчки яркие, платочек,

По подолу цветики.

Весело кружатся в танце

Яркие букетики.

13. Мы играем и поём,

Очень весело живём

Мы с подругою одной

Все идём гулять гурьбой

14 . Петь умеем, танцевать,

Очень любим выступать

Сарафаны хороши

И поём мы от души

Считалочка

1. Мы - красавицы матрешки

Разноцветные одежки.

Раз - Матрена.

Два - Малаша,

Мила - три.

Четыре - Маша.

Маргарита - это пять.

2. Наша Маша рано встала,

Кукол всех пересчитала:

Две матрешки

на окошке,

Две Аринки

на перинке,

Две Танюшки

на подушке,

А петрушка в колпачке

На дубовом сундучке.

Игра «Музыкальная матрешка».

(дети встают в круг. Под музыку передают Матрешку. По окончании музыки, тот у кого в руках осталась матрешка, выполняет движения, согласно стихам:

*У кого в руках матрешка, тот попляшет с ней немножко!

* У кого в руках матрешка, тот похлопает в ладошки!

*Кто матрешку в руки взял, тот красиво приседал!

* У кого в руках матрешка, помяукай нам как кошка!

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №19

имени Н.З. Поповичевой г.Липецка

Творческийпроект

«Русская матрёшка »

Выполнила: Кукишева Юлия,

ученица 2Бкласса

Руководитель проекта:

Митина ЛюдмилаВалерьевна,

учитель начальных классов

I. Введение ………………………………………………………...стр.1

II. Основная часть…………………………………………………стр.1

1.Прообраз русской матрёшки.

2.Первая матрёшка.

3.Принципы изготовления матрёшки.

4.Виды матрёшек.

5.Музеи русской куклы.

6.Изготовление модели в технике папье- маше.

7. Роспись куклы.

III. Заключение…………………………………………………… стр.5

IV. Библиографический список…………………………………. стр.6

Введение.

Люди всегда любили красоту и умели её творить. Вещи, окружавшие их,

украшали то вышивкой, то резьбой, то росписью. И обычные предметы под

кистью мастеров становились редкой драгоценностью. Никто не думал, что это

искусство: оно создавалось для себя и только в прошлом веке осознали какие

богатства накопила народная культура в течение многих столетий. Возникла идея

–помочь развитию народных промыслов, возродить те, которые исчезли. Вот

тогда и появилась на свет наша матрёшка. Матрёшка –знаменитая русская

красавица, которая покорила сердца людей по всему миру. Сейчас она не просто

народная игрушка, а хранительница исконной русской культуры.

Цель творческого проекта –выполнить модель русской матрёшки.

Задачи: Познакомиться с историей матрёшки,особенностями её росписи.

Основная часть.

Первая русская матрёшка появилась в конце девятнадцатого века.

Прообразом для русской куклы послужила японская игрушка, привезенная с

острова Хонсю художником Сергеем Васильевичем Малютиным. Это была

фигура буддийского мудреца Фукурамы, в которой находилось ещё несколько

фигурок, вложенных одна в другую.

Но кукла эта была японцем –сердитым на вид, узкоглазым стариком.

Малютин переодел куклу в русский костюм и показал народным умельцам

понравится ли? В России с незапамятных времён привыкли из белой, пахучей,

прочной липы точить деревянную посуду. Почему бы и забавную куклу не

выточить?

Из стен мастерской "Детское воспитание", основанной меценатом Саввой

Мамонтовым, вышла первая изготовленная в России матрёшка. Эскиз для ее

росписи создал художник Сергей Малютин, самолично матрёшку и расписавший.

Изготовить свою новинку он заказал лучшему токарю Сергиево- Посадских

мастерских Василию Звездочкину.

Сергей Малютин свою первую матрёшку сделал круглолицей румяной

крестьянской барышней в цветастом платочке. А чтобы она выглядела

поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Другая барышня была с

серпом в руке. Еще одна с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца - и он

появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое...

Заморская пришелица прижилась у нас на диво быстро. Яблоками лёг на

щёки румянец, прикрыл голову алый платочек, свесилась из- под него толстая

коса. Так и хотелось назвать куклу русским именем.

Дуняша? Матрёша! И стали новые игрушки матрёшками. Сделано это было

не случайно. Раньше имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее

распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово

«mater», означающее - мать.

Принципы изготовления матрёшки не поменялись за те долгие годы, что

существует эта игрушка. Матрёшек делают из хорошо высушенной древесины

липы и березы. Первой всегда делается самая маленькая, неразъёмная матрёшка,

которая может быть совсем крохотной. Вытачивание матрёшек - тонкое

искусство, которому учатся годами.

Перед росписью матрёшек грунтуют, после росписи - лакируют. В

девятнадцатом веке для росписи этих игрушек использовали гуашь - теперь же

матрёшки создаются также с помощью анилиновых красок, темперы, акварели.

Но гуашь всё равно остаётся любимой краской художников, расписывающих

матрёшек. Первым делом разрисовывается лицо игрушки и передник, и уже

потом - сарафан и косынка.

Хорошая матрёшка отличается тем, что: все её фигурки легко входят друг в

друга; две части одной матрёшки плотно прилегают и не болтаются; рисунок

правильный и чёткий; ну, и, конечно же, хорошая матрёшка должна быть

красивой.Любовь к красному цвету, самому яркому, мажорному дошла до наших

дней от тех времён, когда на улицах пламенели красные храмы с белыми

наличниками, стрельцы ходили в алых кафтанах, а стены в домах обивали

красным сукном. Тогда и стала называться «Красной» главная площадь нашего

государства. Красный –значит красивый, и это в точности отвечает облику

матрёшек.

Сейчас существуют следующие виды матрёшек: Сергиевская, Семёновская,

Полхов- Майданская, Вятская.

передником, роспись яркая с использованием 3-4 цветов (красный или

оранжевый, жёлтый, зелёный и синий). Линии лицаи одежды обведены чёрным

контуром.

Полхов- Майданская матрёшка известна тем, что на её фартуке и платке

нарисован цветок шиповника ("роза"), рядом с которым могут быть

полураскрытые бутоны на ветках.

ДляСемёновской матрёшкихарактерны яркие цвета, в основном жёлтый и

красный. Платок обычно раскрашен в горошек. Полхов - Майданские и

Семёновские матрёшки имеют схожие черты.

Вятская матрёшка - наиболее северная из всех российских матрёшек.

Особое своеобразие вятская расписная кукла получила в 60 - егоды, когда

матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красками, но и украшать

соломкой.

Матрёшка стала таким же традиционным сувениром России и символом её

культуры, как дымковская игрушка, жостовские подносы. Есть в России и целые

музеи, посвящённые матрёшкам. Первый в России –и в мире! –музей матрёшки

открылся в 2001 году в Москве. В музее представлены матрёшки, сделанные по

мотивам персонажей русских народных сказок и даже целый красноармейский

Людмила» и разложить по ролям сказку «Репка» с помощью матрёшки –

коробейника. В самой большой матрёшке, представленной на выставке, 50

фигурок, что в 2 раза меньше мирового рекорда. А самая маленькая матрёшка –

размером с рисовое зерно!

В 2012 году открылся музей в старинном городе Сергиев Посад, который

издавна считался центром игрушечных промыслов. В этом музее даже

устраивают мастер- классы по росписи матрёшек!

Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то

оно непременно исполнится, причём чем больше труда вложено в матрёшку (чем

больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки), тембыстрее желание

исполнится.

Выполнить модель русской матрёшки в техникепапье-маше предложила

мой руководитель Людмила Валерьевна. Основа матрёшки –воздушный шарик,

перевязанный ниточкой для придания нужной формы. На шарик я нанесла крем, а

сверху обклеила мокрыми салфетками в два слоя. Крем нужен для того, чтобы

потом можно было легко вынуть шарик из готовой матрёшки.

Потом на высохший слой салфеток я стала наклеивать размоченные в воде

кусочки газет. Газетный слой я покрыла клеем ПВА, разведенным пополам с

водой. Таких слоёв получилось шесть. Каждый слой должен быть хорошо

просушен, чтобы матрёшка сохранила свою форму.

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.

2. Выяснить географию и особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).

3. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные).

4. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.

5. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.

6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.

7. Обогащать словарь детей.

8. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:

Мини-музей русского быта.

Куклы матрешки.

Изображение Загорской, Полхов-майданской и Семеновской матрешки.

Русские народные сарафаны и косынки.

Трафареты (силуэты) матрешек.

Таблицы с элементами народных росписей.

Магнитофонные записи русских народных песен.

Тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек.

Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.

Актуальность:

Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.

Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный.

Срок реализации проекта: проект является краткосрочным, так как рассчитан на две недели.

Результат проекта:

1. Оформление альбома «История матрешки».

2. Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрешке.

3. Выставка «Семейная матрешка».

4. Досуг с детьми «Русский сувенир».

5. Презентация для детей «История матрешки».

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

1. Планирование работы.

2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).

3. Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.

Методы и приёмы:

2. Беседа: «Матрешка -национальное культурное наследие России».

3. Составление схемы «Модель трёх вопросов».

2 этап. Основной

1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.

2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.

3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.

4. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки –путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.

Организация совместной деятельности с детьми.

Познавательно-исследовательская деятельность

1. Беседа: «Матрешка-национальное культурное наследие России».

2. НОД: «Откуда появилась матрешка?».

3. НОД «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).

4. НОД «Матрёшка – как символ семьи».

5. НОД «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)».

6. Изучение свойств дерева. Экспериментирование.

7. Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.

Коммуникативная деятельность

1. Рассматривание изображений разных матрешек

2. Чтение стихов и загадок о кукле.

3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.

4. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки».

5. Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».

6. Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки». Учим водить хоровод (костюмированный).

Продуктивная деятельность

Рисование.

Тема: «Красавицы- подружки» (Семеновская, Полховская, Вятская… матрешки)

Лепка.

Тема: «Хоровод матрешек» (пластилиновое творчество).

Аппликация.

Тема: «Изготовление открыток - вкладышей в виде матрёшки (в качестве Приглашения на фольклорный праздник).»

Музыкально-художественная деятельность

1. Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…».

2. Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой).

Игровая деятельность

1. Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички».

2. Дидактические игры:

  • «Собери матрешку».
  • «Построй ряд с закрытыми глазами».
  • «Эти удивительные узоры».

3. Пальчиковые игры.

3 этап. Заключительный

Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.

Итог проекта:

1. Оформление методических пособий для педагогов.

2. Конспект досуга «Посиделки за самоваром».

3. Выставка: «Семейная матрешка».

4. Презентация проекта.

Вывод:

Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей.

Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.