Пять архитектурных шедевров антонио гауди в барселоне. Семь чудес антонио гауди

Один из величайших зодчих мира и самый известный архитектор Барселоны Гауди мог умереть еще при рождении. Роды его матери были очень тяжелыми, и повитуха сразу поставила на мальчике крест. Чтобы спасти душу новорожденного, его сразу крестили. Впоследствии Гауди утверждал, что тот факт, что он выжил – это чудо. И он поверил, что избран для особой цели.

Детство

Антонио Гауди появился на свет 25 июня 1852 года в маленьком городке Реус, расположенном в Каталонии. Его отцом был потомственный кузнец Франческ Гауди-и -Съерра, а матерью, в честь которой и назвали мальчика – Антония Корнет-и-Бертран. Фамилию ребенок получил, как было принято в Испании, от обоих родителей – Гауди-и-Корнет.
Отец научил ребенка понимать красоту окружающих его вещей, зародил в Гауди любовь к архитектуре и изобразительному искусству. От матери он перенял веру в Бога и религиозность.
Мальчик рос очень болезненным: он страдал от тяжелой формы артрита, которая вызывала сильные боли от самых простых движений. Он не играл в подвижные игры, редко гулял. Ходить ему было сложно, поэтому он отправлялся на прогулку верхом на осле. Зато в умственном развитии он значительно опережал многих других детей. Антонио был наблюдательным, ему нравилось рисовать.
В 1863 году он начал обучение в школе при францисканском монастыре. Помимо греческого, поэзии, риторики и латыни, он изучал христианскую доктрину, историю религии и другие религиозные дисциплины, которые оказали влияние на его образ мышления и творчество. Несмотря на свой ум, Антонио плохо справлялся с учебой в школе, и только геометрия ему давалась легко.
В семье Гауди пережил немало трагедий: его брат скончался в 1876 году. Вслед за ним ушла из жизни и мать. А еще 3 года спустя ушла из жизни сестра архитектора, оставив дочку на его попечении.

Учеба

В 1868 году Антонио переехал в Барселону. Чтобы оплатить его обучение, пришлось продать земли отца. Студентом Высшей школы архитектуры он стал лишь в 1874 году. До этого Гауди обучался в университете на факультете точных наук, где проявлял мало усердия.
Школа архитектуры давала больше свободы для творчества и самовыражения, и Гауди скоро стал одним из лучших студентов. Но его упрямый характер, стремление к протестам часто оборачивались для него низкими отметками. Преподаватели решили, что он либо гений, либо сумасшедший.
В студенческие годы ревматические боли в ногах, наконец, исчезли, и в Гауди смог нормально ходить пешком. И это стало одним из его любимых занятий.
Закончил обучение Антонио в 1878 году. А в 1906-ом его постигло еще одно горе – смерть отца. Спустя 6 лет в могилу за ним последовала и племянница.

Начало карьеры

В 1870 – 1882 годах Гауди трудился чертежником под руководством двух архитекторов – Франциско Вильяра и Эмилио Сала. Он обучался ремеслам и без успеха участвовал в конкурсах.
Вначале он выполнял прикладные заказы. Первой официальной работой архитектора Гауди стали фонарные столбы на площади Пласа Рейаль(Placa Reial) .

Эти столбы представляли собой канделябр из 6 рожков, установленный на мраморное основание. Венчают их шлемы Меркурия – символ преуспевания. Эта работа была первым и последним заказом городских властей, поскольку местный муниципалитет и Гауди разошлись во мнении относительно его гонорара.
В 1877 году архитектор создает свое первое крупное творение – фонтан на площади Каталонии . И, начиная с этого времени, он возводит множество неповторимых зданий в стиле модерн.


В 1883 году Гауди проектирует первый особняк. Заказчиком его становится богатый фабрикант Мануэль Висенс. Дом необходимо было не просто построить, но и удачно вписать в небольшое пространство земельного участка, обрамить садом и при этом создать иллюзию пространства. Зодчий блестяще справился с этой задачей: башенки, эркеры, балконы придают простому четырехугольному (кат. Casa Vicens) удивительную объемность.


В 1898 – 1900 гг. возводится (кат. Casa Calvet) . В отличие от других сооружений Гауди, дом имеет вполне традиционный вид, а его фасады симметричны. Своеобразие ему придают чередующиеся выпуклые и плоские балконы, а также бобины и колонны в виде катушек – дань профессиональной принадлежности владельца, владевшего текстильной промышленностью. За возведение этого здания архитектор удостоился в 1900 году муниципальной премии Барселоны.
Гауди редко считался с мнением заказчика. Он был скромным, но в то же время эксцентричным, воплощал в работах все свои фантазии.

Ему повезло родиться во время, когда испанская буржуазия разбогатела и решила показать всему миру свой триумф. Постройка более вычурного дома, чем у соседа, была простым способом доказать свое превосходство. Поэтому архитекторы с оригинальным видением, причем не всегда талантливые, были популярны и имели полную свободу действий.
В этот же период Гауди возводит здания в неоготическом стиле и в духе крепостной крепости, такие как начатый дворец епископа в городе Асторга (кат. Palacio Episcopal de Astorga) . Проект этого здания, расположенного в Кастилье, в 1887 году архитектору поручил епископ Грау-и-Вальеспинос, каталонец по происхождению. Гауди начал строить дворец в виде средневековой крепости, со рвом, четырьмя башнями и зубчатыми стенами. Это было очень дерзкое решение для дворца священнослужителя, но епископ не спорил. Прервала строительство скоропостижная смерть заказчика в 1893 году, и недовольный чрезмерными расходами церковный совет поручил завершение строительства другому архитектору.

Помимо масштабных архитектурных работ, Гауди занимался оформлением интерьера и разработкой эскизов мебели.

Известность

Все созданные Антонио Гауди достопримечательности Барселоны и других городов великолепны, но настоящую популярность ему принесли работы, созданные после знакомства с Эусебио Гуэлем. Это был текстильный магнат, самый богатый каталонец, обладавший творческим чутьем и вкусом. И он стал другом и покровителем гениального архитектора.
Версий их дружбы две – по одной они познакомились на Всемирной выставке в Париже в 1878 году, где Гауди представил проект поселка Матаро. Однако едва ли эта версия правдоподобна, поскольку макеты неизвестного архитектора не могли привлечь внимание публики.
По другой версии Гуэль заметил Антонио, когда тот занимался оформлением барселонского магазина перчаток. После получения диплома молодой человек нуждался в деньгах и брался за любую работу. Оформляя витрину, Гауди делал и это впечатляюще: из перчаток, нанизанных на проволоку, он создавал целые сцены городской жизни: лошадей, везущих кареты, прогуливающихся людей и любимых всеми каталонцами кошек.
Завороженный работой мастера, Гуэль долго наблюдал за его творчеством, а потом попросил хозяина магазина представить его Гауди. Узнав, что молодой человек – архитектор, он пригласил его к себе в гости, где принял тепло и радушно. После этого Гауди стал частым гостем в доме Гуэля. Он показывал ему новые наброски своих зданий, а Эусебио всегда поручал ему строительство именно тех, которые становились настоящим шедевром.
Многие принадлежащие архитектору Гауди работы и его дома переживут века, но именно эти принесли ему славу и окончательно сформировали его неповторимый стиль.

Дворец Гуэля (кат. Palao Guell) .

Этот дом, возведение которого журналисты сравнивали с сооружением Вавилонской башни, строился в 1885 – 1900 годах. Гуэль не ограничивал архитектора в средствах на строительство и оформление интерьера. Во внутреннем убранстве этого дома использовались только самые роскошные материалы: черепаховый панцирь, слоновая кость, черное дерево и эвкалипт. И если в интерьере самой интересной частью стал холл с небесным куполом, то в экстерьере больше всего впечатляет крыша с 18-тью дымоходами в виде причудливых башенок.

Каса-Мила (кат. Casa Mila)

Дом Мила или Каса Мила Антонио Гауди создал в 1906-1910 гг. для семьи Мила. Барселонцы поначалу не оценили это здание крутой, изогнутой формы, и прозвали его Ла Педрера – каменоломня. Крышу также украшают похожие на рыцарей в причудливых шлемах башенки, одна из которых инкрустирована осколками зеленого бутылочного стекла.

Дом Бальо (кат. Casa Batllo)

Дом Бальо Антонио Гауди также известный как Каса-Бальо и Дом костей , был перестроен Гауди в 1904 – 1906 годах. В здании, преображенном гением, практически отсутствуют прямые линии. Его фасад, очевидно, изображает дракона – образ Зла. А черепа и кости, угадывающиеся в балконах и колонах – это его жертвы. Башенка с крестом – меч Святого Георгия, покровителя Каталонии – пронзает тело дракона, символизируя победу сил Света над Тьмой.

Парк Гуэль (кат. Parc Guell)

Парк Гуэль в Барселоне был создан в 1900 – 1914 годах и представлял собой сочетание жилых зон и садов. С точки зрения коммерции этот проект был провальным, поскольку каталонцы не захотели жить на холмах. Но наше время Парк Гуэль это одна из ярчайших достопримечательностей Барселоны. Центральный вход в парк украшают два павильона, похожие на огромные пряничные домики, а на верхней террасе находится гигантская скамья в форме морского змея. Этот Парк Гауди выбрал для проживания и имел в собственности один из домов.

(кат. Temple Expiatori de la Sagrada Familia)

С рождением Антонио Гауди архитектура всего мира обогатилась многими произведениями, однако самым выдающимся стал Храм Святого Семейства. Работу над этим собором в Барселоне Гауди начал в 1883 году, но не успел закончить. В этом сооружении, как и во многих других, зодчий отражал то, что видел в живой природе. Лес из колонн с капителями в виде ветвей, переплетаясь, создают свод здания, а каждая башня и витраж рассказывают свою библейскую историю.
По замыслу Гауди собор должен был иметь 3 фасада, изображающие жизнь Христа (Рождение, Страсти и Воскресение). Также планировалось установить 12 башенок, символизирующих апостолов, 4 башни повыше, посвященные евангелистам, башню Девы Марии и самую высокую – 170 м, которая предназначалась Христу. Богобоязненный каталонец не хотел, чтобы храм был выше холма Монтжуик (171 м), потому что гора – это творение Бога, а здание – человека.


Архитектура Гауди намного опередила свое время. При возведении Храма Антонио Гауди в основе колонн, сводов и других деталей заложил сложные трехмерные формы, которые сейчас возможно воссоздать только методом компьютерного моделирования. А архитектор разрабатывал их лишь при помощи своего воображения и интуиции.


Любопытно, что храм строится исключительно на анонимные пожертвования прихожан. Когда это сооружение будет достроено (предполагается, что это случится к 2026 году), оно станет самой высокой церковью мира.

Антонио Гауди был на редкость сумасброден и упрям. Наверное, именно поэтому с ним возникали довольно забавные случаи.
Несмотря на то, что у Гауди редко возникали конфликты с заказчиками-мужчинами, с их женами споры были нередки. Хозяйка дома Батло была расстроена тем, как ведутся постройки их жилья. Она заметила, что из-за овальной формы помещения в музыкальном салоне нельзя будет поставить рояль дочери. Тактично высказанные замечания Гауди проигнорировал, и оставил все без изменений. Разгневанная женщина резко высказалась в адрес архитектора, но тот, не смущаясь, заявил: не помещается рояль, купите скрипку.


Гауди и его отец были вегетарианцами и были приверженцами чистой воды и свежего воздуха. При этом Антонио, как истинный христианин, проявлял умеренность в еде. На обед он, человек довольно крупного сложения, ел лишь листья латука, обмакивая их в молоке, и горсть орехов.
Гауди горячо любил Каталонию и мечтал обогатить ее культуру. Однажды неопрятно одетого архитектора полицейские приняли за бродягу и остановили. Они задали ему несколько вопросов на кастильском наречии, но он отвечал им на каталонском языке. В это время велась борьба с «каталонским национализмом», и Гауди пригрозили тюрьмой. Поняв, наконец, что перед ними уже хорошо известный в то время архитектор, они хотели замять дело, но он продолжал беззаботно болтать на родном языке. За что и провел в участке 4 часа.
Расходы на строительство у Гауди были колоссальными. Когда архитектор помимо основного счета, предъявил семейству Мила счет за сверхурочные работы, супруги отказались платить. Архитектор обратился в суд, и решение было принято в его пользу. Семье Мила пришлось взять ипотеку под построенный дом, чтобы заплатить по счету. Деньги Гауди отдал одному из женских монастырей.
Архитектору приписывают и более скандальные вещи: считается, что он для сцены избиения младенцев делал слепки с мертворожденных детей, а чтобы точно повторить контуры животных перед наложением гипса усыплял их хлороформом.

Личная жизнь

Всю жизнь великий архитектор Гауди провел один. В молодости он очень броско одевался и привлекал внимание женщин. Однако, узнав о его профессии, которая в то время считалась сродни ремесленнику, они теряли к нему интерес. Женщин волновало благосостояние жениха, а работа архитектора финансовой стабильности не гарантировала.
Первой любовью Антонио стала красавица Жозефа Мореу, по забавному прозвищу Пепета. В 1884 году эта своенравная женщина работала учительницей в школе кооператива Матаро. Гауди выполнял заказ для этого предприятия и часто навещал Пепету и ее сестру.
Пепета с удовольствием принимала ухаживания молодого образованного архитектора. Вместе они посещали гостиную Гуэля, где раз в неделю собирались все интеллектуалы Барселоны. Но в то же время она держала неопытного кавалера на дистанции. Наконец, Антонио все же сделал ей предложение. И был огорошен: Пепета заявила, что уже помолвлена с преуспевающим торговцем лесом.
Больше Гауди не сделал предложения ни одной девушке. Спустя годы он влюбился еще раз в одну женщину, молодую американку. Но их связь закончилась, когда она вернулась в Штаты.

Смерть

Всю свою жизнь Гауди любил гулять по Барселоне. Но если в молодости он выглядел хорошо и изящно одевался, то в середине жизни перестал следить за внешностью и напоминал нищего.
7 июня 1926 года он вышел из дому, чтобы совершить привычную прогулку к храму Сант-Фелип-Нери. В это время ему было уже 73 года, и эту церковь архитектор посещал ежедневно. Когда он рассеяно прогуливался между улицами Жирона и Байлен, его сбил трамвай. Антонио потерял сознание.
Неопрятный вид бродяги привел людей в заблуждение. Извозчики не хотели везти его в медицинское отделение, боясь, что не получат денег. В конце концов, великого зодчего доставили в больницу для бедняков, где он получил самую примитивную помощь. Только 8-го июля его опознал капеллан собора Саграда-Фамилия, но любое лечение уже было бесполезно.
10 июня 1926 года гений скончался. Похоронили его в крипте храма, который он не успел достроить.

В июле 2003 года Ватикан начинает канонизацию каталонского архитектора Антонио Гауди . Жители Барселоны клянутся, что в день, когда его хоронили, в городе плакали камни, а дома, которые он построил, скорбно склонили башни.

Но одних слов недостаточно, чтобы заинтересовать Ватикан. Значит, в этой истории есть что-то еще. Утверждают, Антонио Гауди разговаривал с Богом: «Мой заказчик никуда не торопится…»

Кого имел в виду Гауди? Как он мог строить без чертежей то, чему современная наука не может дать технического обоснования до сих пор?

Крипта Колонии Гуэля – одно из непостижимых творений Гауди. Каким образом эти своды будут держаться, понимал только он.

В каталонской летописи Гауди упоминается, как «Великий Сфинкс мировой архитектуры» . После него остались одни загадки, ответы на которые человечество ищет до сих пор:

Краткая биография

Антонио Гауди родился 25 июня 1852 года в маленьком каталонском городке Реус . Повитуха сказала, что мальчик не выживет – его срочно крестили, чтобы спасти душу младенца. Смерть чудом отступила.

Малышу поставили страшный диагноз – тяжелая форма артрита . Врачи определяют максимальный срок жизни мальчика – не более 3-х лет…

Жизнь продолжается

Когда Антонио исполнилось 5 лет, они с мамой отправились в Таррагону , к Деве Марии. Там мальчик, от сильной боли не сумевший встать на колени, склонил голову и поблагодарил Деву Марию за то, что жив до сих пор. Также он поклялся узнать – для чего!

В 6 лет Антонио любовался морем и поражался природе воды:

«Форма волн никогда не повторяется всегда находится новая деталь. В одной большой волне сотня других, поменьше. Если бы люди жили у моря, они не чувствовали бы себя одинокими: улицы и дома слились бы в одну стихию, но при этом никогда бы не стали безликими и похожими друг на друга».

В этот период мальчик понял, что природа не бывает одноцветной, в ней нет прямых линий. Их придумал человек. Именно на берегу моря Гауди построил свой первый дом – из песка.

Антонио Гауди никогда не думал о своих проектах, как об отдельно стоящих зданиях. Он всегда создавал особый мир вокруг них.

Я теперь архитектор!

Когда выпускнику высшей архитектурной школы в Барселоне Антонио Гауди вручали диплом, ректор сказал: «Уж не знаю, гений перед нами или сумасшедший» .

Антонио ответил на это: «Похоже, я теперь архитектор!»

С этого момента вся его жизнь изменится. В ней не будет место семье, любимой женщине, близкому другу.

Дом Мануэля Висенса

Фабриканта Мануэля Висенса не смущал своеобразный стиль молодого архитектора. Он заказывает у Гауди проект и возведение своего дома. Этим Висенс увековечил свое имя в истории – в Барселоне дома называются в честь их заказчиков.

Осматривая место постройки, Гауди замечает огромную пальму, окруженную ковром желтых цветом. Все эти элементы присутствуют в дизайне дома и его ограды. За 2 года Антонио «вырастит» во дворе Дона Винсенса настоящий дворец .

Материал, который архитектор использовал при отделке дома, после этого стал очень популярен. Холодная плитка выглядит теплой и живой на вид. Люди поражались этому творению, увековечившему имя Висенса.

Период постройки и отделки дома Винсенса: с 1883 по 1888 года .

Парк Гуэль

Многие сравнивают парк Гуэль со Страной Чудес, о которой рассказал Льюис Кэрролл в своей «Алисе…». Антонио Гауди вписал в Парк пространство так умело, что практически невозможно понять, где заканчивается природа, а где начинается архитектура.

Параллельно с Парком Гуэля Гауди работает над своим знаменитым творением – Храмом искупления «Святое семейство» ( Sagrada Familia) , строительство которого началось в 1883 году и продолжается по сей день.

Ящерица без хвоста

Ящерица без хвоста – одно из знаменитых творений Гауди, которое находится в парке Гуэля. Гауди пустил по ее венам воду из подземных ключей. Многие верят, что даже брызги, в которых купается это существо, являются целебными.

Для того чтобы отделать ящерицу так, как задумано, Гауди расколол безумно дорогой сервиз заказчика. Он изводил всех, подбирая нужны осколки для своей неповторимой мозаики. Когда запасы стекла истощались, он отправлял рабочих за битыми бутылками на улицы Барселоны.

Самая длинная в мире скамья

Самая длинная в мире скамья находится в парке Гуэля. Ее узор из разноцветной керамики только на первый взгляд кажется случайным. Если посмотреть на него дольше, то можно заметить проявляющиеся «таинственные знаки».

Сальвадор Дали мог часами находиться на скамье в парке Гуэля. В картинах художника есть узоры, выхваченные из мира архитектуры Гауди. Великий Дали преклонялся перед Великим Гауди, но в реальной жизни встретиться им не было дано.

Крипта

Крипта (1898-1916гг.) в исполнении Гауди до сих пор вводит в заблуждения современных архитекторов – она не имеет привычных для зданий опор и как будто держит сама себя. Антонио открыл новый способ безопорного перекрытия с помощью сетки и цемента (подробнее смотрите в видео).

Чем более хрупкими выглядят арки Гауди в крипте Гуэля, тем более прочными они являются. Мебель для крипты архитектор также проектировал сам – это удивительные предметы с искривленными линиями и ножками в виде костей.

Архитектор в XIX веке научился оживлять предметы и приспосабливать их под людей!

Период постройки дворца, павильона усадьбы, парка, часовни и крипты Гуэля – 1883-1916гг .

Благодаря богатейшему заказчику – Гуэлю, о Гауди узнает весь высший свет Барселоны. К нему выстраивается очередь из заказчиков.

Дом Кальвет

Однажды архитектору заказали дом, который носит имя Кальвет . Место для строительства было ужасным – соседние дома стояли практически вплотную. Только с помощью изощренной планировки сюда можно было втиснуть еще одно здание.

Это был вызов для Антонио, который он принял. После постройки дома Кальвет власти города высоко оценят его изящество в целом и отдельных смысловых элементов в частности. За это Гауди получит награду – первую и последнюю от правительства Барселоны.

Все элементы отделки дома не были случайны и носили глубокий смысл . Взять хотя бы молот на дверях дома в виде креста. Чтобы постучаться в них, нужно было ударить «крестом по жуку» — символу зла. То есть желающий войти должен был сначала победить грех (постучать в дверь).

Дом Кальвет строился в период с 1898 по 1900 года .

Храм искупления Святого Семейства

В храме Святого Семейства Гауди в этот момент отделывает фасад одной из трех башен – Рождества. Архитектору на тот момент был 41 год. На храме появляются первые ослы, улитки, собаки. Чтобы сделать слепок с животных, архитектор погружает их в сон с помощью хлороформа, обмазывает жиром и делает отливку прежде, чем они успевают проснуться.

Если в средние века архитектурные строения были сказочно вымышленными (носили на фасадах вымышленных героев), то во времена Гауди сказкой в архитектуре стала сама природа.

На самом пике архитектурной карьеры Антонио Гауди перестают интересовать дорогостоящие проекты. По Барселоне поползли слухи: «У архитектора действительно есть особый заказчик, это для него он строит Sagrada Familia!». Храм Искупления, которому суждено стать каменной Библией.

Так и будет, если строительство завершится:

  • Самая высокая башня храма, высотой в 170 метров, станет олицетворять Христа.
  • Башня поменьше – Деву Марию.
  • Другие 12 башен – 12 апостолов.
  • 3 фасада храма Святого Семейства – это 3 таинства (Рождества, Страстей и Славы). Венчать собор будет огромный светящийся крест.

Чертежей у Гауди по-прежнему нет… Как-то он обронил фразу по этому поводу:

«Вся архитектура уже есть в природе, достаточно просто посмотреть вокруг»

Месса на святой горе Монсеррат

В этот момент Антонио Гауди часто посещает гору Монсеррат , где растворяется в звуках мессы. После нее он выходил на гору и молчаливо стоял, погружаясь в «религиозный экстаз». После одного из таких случаев он даже впал в летаргический сон.

Именно после этого он заявил, что отныне будет работать только над религиозными заказами, а если ему предложат светский проект, то он должен будет «испросить разрешение на исполнение у святой Мадонны из Монсеррата ».

Никаких других подробностей от архитектора добиться не удалось. Возможно, он получил ответ на свой давний детский вопрос: для чего он живет так долго?

Чертежи для последователей

Гауди понимал, что не успеет закончить храм Искупления и впервые за все время стал делать чертежи, проекты, чтобы его последователи смогли закончить это гениальное творение. К сожалению, чертежи были уничтожены пожаром во время гражданской войны.

Антонио успел закончить только один из 3-х фасадов собора – фасад Рождества . Но каким-то чудом возведение храма продолжается. Его строят представители разных стран, народов и даже разных вероисповеданий. Гауди продолжает диктовать свою волю и превращать архитектуру в продолжение природы.

Гибель гения

7 июня 1926 года из церкви в Барселоне вышел пожилой человек. Он улыбнулся и помахал игравшим детям, затем побрел в сторону улицы. Он больше не оглядывался по сторонам и шел вперед.

Водитель трамвая не успел затормозить…

Увлеченный своими мыслями пешеход этого даже не заметил: «…в природе нет трамваев и прямых линий…» .Сбитого старика приняли за нищего и отправили в больницу Санта-Круз. Ту самую, где он делал слепки мертвых детей для библейской панорамы «Убийство младенцев ».

Знакомые нашли его там только на следующий день, когда полученные травмы уже были несовместимы с жизнью и даже лучшая клиника не смогла помочь ему.

Умер Антонио Гауди 10 июня 1926 года . На следующий день вышли газеты под заголовками «В Барселоне не стало гения», «В Барселоне умер Святой», «Даже камни оплакивают его». Антонио Гауди покоится в крипте собора «Святое Семейство».

Новаторство и классика никогда не умели сосуществовать мирно. Всё новое, непохожее на традиционное, всегда воспринималось, как шарлатанство или извращение истины. ХХ век увидел много новаторов, среди которых был и Антонио Гауди, архитектор и его дома заставили современников на искусство строительства жилых и нежилых помещений.

Обреченный на одиночество

Антонио Гауди родился в 1852 году в небольшом каталонском городке в семье мастера котельных дел и был пятым и младшим ребенком. Однако будущему архитектору было суждено слишком рано остаться одному. Двое его братьев умерли ещё в младенчестве. Затем Гауди потерял третьего брата, сестру и мать. Глава семьи вместе с сыном и внучкой, оставшейся после смерти дочери, переехал в Барселону. Вскоре старый мастер умер. Вслед за ним скончалась и его болезненная внучка. Антонио потерял всех родственников.

После пяти лет подготовительных курсов Гауди поступил в Провинциальную школу архитектуры. Работать гениальный архитектор начал ещё до того, как получил образование. Его деятельность сводилась к выполнению мелких работ: проектирование оград, небольших построек и т. д. Участие в многочисленных конкурсах не увенчалось успехом. Встреча с текстильным магнатом Эусеби Гуэлем решила судьбу талантливого молодого человека. Гуэль был одним из богатейших людей Каталонии. Он мог позволить себе воплотить любую свою мечту. В то же время Гауди получил возможность работать и зарабатывать.

Спроектировав для семьи магната несколько построек, самой грандиозной из которых стал дворец, безымянный мастер в одночасье превратился в одного из самых популярных архитекторов Барселоны. Многие богатые каталонские семьи мечтали жить в доме по проекту Гауди, архитектор и его фантастические дома стали входить в моду. Новаторство мастера было признано и одобрено.

Посвящать всё свое время профессии Гауди заставляла не только любовь к оригинальной архитектуре, но и одиночество. В детстве маленький Антонио страдал от ревматизма, ставшего причиной отказа от игр со сверстниками. Смерть близких родственников снова оставила Гауди наедине с собой. Мастер так и не обрел личного счастья. Единственная женщина, в которую он был влюблен, не ответила ему взаимностью. Друзей у Гауди практически не было. Он слыл недружелюбным и жестоким человеком.

Архитектор скончался в 1926 году, через 3 дня после того, как был сбит трамваем. Мастер был похоронен в крипте недостроенного им храма.

Визитная карточка Барселоны

Среди наиболее запоминающихся достопримечательностей Барселоны каждый турист непременно назовет и архитектуру Гауди, ведь архитектор-новатор и его дома создали в городе необычную и очень притягательную атмосферу.

Архитектура ХХ века отличается простотой и лаконичностью. Сложная геометрия и обилие украшений уступили место незамысловатым формам. Простота должна была символизировать прогресс и уход от пережитков прошлого. Однако Гауди решил пойти своим собственным путём. Влияние на его творчество оказали входившая в моду неоготика и детские впечатления, связанные с морем и замками из песка, которые когда-то строил маленький Антонио. Гауди никогда не ставил перед собой цели стать новатором, изобрести нечто впечатляющее, поражающее воображение публики. Он считал, что лучшим творцом можно назвать только природу, а значит, и все архитектурные элементы необходимо брать у нее. Мастер избегал прямых линий, не любил стены и правильные геометрические формы.

По легенде, Барселона была основана знаменитым героем древнегреческих мифов – Гераклом и восстановлена из руин в 3 столетии до нашей эры карфагенянином Гамилькаром Баркой, назвавшим город в честь своей семьи – Барсино. Сегодня Барселона – второй по количеству населяющих его жителей город Испании и десятый Евросоюза.

Столица Каталонии располагается на побережье Средиземного моря. Холмы, на которых был выстроен город, дали названия пяти его районам: Кармель, Монтерольс, Пучет, Ровира и Пейра. Как и большинство европейских городов, Барселона состоит из Старого города, включающего в себя Готический квартал, Нового города, времён застройки XIX века, и современных районов.

Архитектура Барселоны отражает основные историко-культурные периоды формирования каталонской столицы. Старый город включает в себя как средневековые строения, выполненные в готическом стиле, так и более древние постройки, периода римской античности. Эшампле или Новый город представляет собой классический образец модернизма конца XIX – начала XX столетия. На бульваре Грасиа можно полюбоваться шедеврами знаменитого каталонского архитектора Антонио Гауди и фонарями со скамьями, созданными по проекту Пера Фалькеса.

Основные достопримечательности Барселоны располагаются в историческом центре города. На холме Монжуик, расположенном рядом с морским портом, можно посетить старинную крепость (1640), архитектурный музей под открытым небом, известный как «Испанская деревня», Национальный музей искусства Каталонии и олимпийские объекты, выстроенные к Летним играм 1992 года. Сайт lonelyplanet.com знакомит нас с красивейшими достопримечательностями Барселоны.

Архитектурные достопримечательности Барселоны — ФОТО.

1. Храм Святого Семейства

Искупительный храм Святого Семейства, расположенный в Эшампле Барселоны, принадлежит архитектурному гению эпохи модернизма – Антонио Гауди. Строительство собора было начато в 1882-м году. Все работы оплачивались благодаря частным пожертвованиям. Возможно, именно поэтому Храм Святого Семейства строился на протяжении не одного века. С 1882-го по 1926-ой он возводился под руководством Гауди. С 1926-го шефство над Храмом попеременно брали на себя другие известные архитекторы. Освящение храма произошло только в XXI веке. Храм Святого Семейства построен в форме латинского креста. Строение имеет пять нефов. Колокольни храма имитируют вид песчаных башен.

2. Церковь Санта-Мария-дель-Мар

Церковь Святой Марии на Море (а именно так переводится на русский название жемчужины испанской архитектуры) находится в старинном квартале Ла-Рибела, расположенном в Старом городе. Готическое строение возводилось на протяжении середины-конца XIV века – времени торгового и морского расцвета Каталонии. Санта-Мария-дель-Мар отличается чистотой архитектурного стиля, чётко придерживающегося традиционных средневековых норм. К примеру, изысканный, на первый взгляд, витраж западного фасада церкви – и тот относится к стилю пламенеющей готики.

3. Торре Акбар

34-этажный небоскрёб, расположенный на площади Глориас-Каталанес, получил своё название от владельцев – компании «Группа Акбар». Приставка «Торре» в переводе с каталонского означает – «башня». Величественное здание, напоминающее своим внешним видом космический корабль, было закончено в июне 2005 года. Уникальность фасада Торре Акбар связана с его особым устройством. Внешняя часть небоскрёба покрыта металлическими, с встроенными в них светодиодами, и движущимися под воздействием температурных датчиков стеклянными панелями. Светодиодные технологии формируют на поверхности Торре Акбар сложные цветовые комбинации в пределах 16 миллионов вариантов.

4. Дворец каталонской музыки

Палау де ла Музика Каталана – наиболее яркий представитель каталонского модерна. Знаменитый концертный зал Барселоны был построен архитектором Луисом Доменек-и-Монтанер в начале XX века. Дворец каталонской музыки единственный в Европе, где работает естественное освещение. Палау де ла Музика Каталана располагается на маленькой улочке исторического квартала Ла-Рибела. Архитектурные особенности модерна проявились в оформлении Дворца в кривых линиях, динамических формах, ярких художественных орнаментах. Отделка фасада дополнительно включает в себя элементы классической испанской и арабской культуры.

5. Госпиталь Святого Креста и Святого Павла

Знаменитый больничный комплекс Барселоны располагается в Новом городе. Построенный в первой трети XX века по проекту известного каталонского архитектора-модерниста Луиса Доменек-и-Монтанера, он входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Первая больница Святого Павла появилась на этом месте ещё в 1401-м году, когда шесть средневековых лечебниц были объединены в одну. В своём современном виде госпиталь функционировал до 2009 года, после чего был переоборудован в культурный центр и музей. В настоящее время на его территории устраиваются разнообразные выставки.

6. Рынок Санта-Катерина

Рынок Санта-Катерина получил своё название по имени святой, которой был посвящён ранее стоявший на этом месте женский монастырь. Религиозное учреждение было разрушено в 1835-м году революционными событиями, после чего городской совет решил отдать его земли под торговые площади, в которых город на тот момент нуждался больше. Первое здание рынка было построено по проекту Джозефа Мас Вилла и открыто в 1846 году. Современный вид Санта-Катарина приобрела благодаря работе Энрике Мирайеса. Именно он предложил оформить крышу рынка в ярких, броских тонах.

7. Дом «Ла Педрера»

На самом деле, необычный барселонский дом, построенный в начале XX века по проекту архитектора Антонио Гауди, называется дом Мила. «Педрерой», то есть «Каменоломней», его прозвали местные жители, поначалу не принимавшие модернизм как вид искусства. Странное строение, полностью лишённое прямых линий, воспринималось барселонцами как нечто ужасное. Между тем, дом Мила уникален не только снаружи, но и изнутри. В нём работает естественная вентиляция, а межкомнатные перегородки перемещаются по желанию владельцев квартир.

8. Дом Амалье

Построенный в конце XIX – начале XX века дом Амалье сочетает в себе архитектурные черты неоготики и модернизма. Здание было построено в 1875 году. В 1898-м его купил барселонский кондитер Антонио Амалье. По его поручению архитектор Ж. Пуч-и-Кадафалька переработал декоративное оформление здания. Фронтон последнего приобрёл ступенчатый вид, а на фасаде появилось аллегорическое изображение владельца. Расположенный в районе Эшампле, дом Амалье входит в состав «Квартала разногласия», названного так из-за стилистической разнородности составляющих его зданий. С 1976 года дом Амалье является памятником национального значения.

9. Дом Бальо

Дом Бальо носит фамилию текстильного магната, заказавшего проект здания архитектору-модернисту Антонио Гауди. Жилое строение было возведено в 1877-м году в районе Эшампле, рядом с домом Амалье. Второе название дома Бальо – Дом костей – связано с его необычной архитектурной формой. Как и в «Ла Педрера», в оформлении этого здания отсутствуют прямые линии. Волнистые изгибы фасада придают строению аллегорический образ дракона – излюбленного персонажа Гауди. Фактически Дом Бальо своими формами и декоративными элементами воссоздаёт знаменитую историю убийства дракона Святым Георгием, покровителем Каталонии.

10. Павильон Людвига Мис ван дер Роэ

Немецкий архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ относится к числу ведущих представителей интернационального стиля, сформировавшегося внутри модернизма в 30-60-е годы XX века. Барселонский павильон был построен в 80-е годы в точном соответствии с его немецким предшественником. В оригинальном полупрозрачном здании, состоящем из стекла и разных видов мрамора, разместился музей Людвига Мис ван дер Роэ. В частности, в нём выставлены самые известные работы архитектора: скульптура Георга Колбэ и Барселонский стул.

Гауди также был довольно необычным человеком. Фактрум рассказывает о великом архитекторе в подборке увлекательных фактов из его биографии.

Антонио Гауди

1. Любовь к ботанике создала архитектора

Слабый, страдающий ревматизмом ребёнок, Антонио Гауди рано открыл для себя мир фантазий, научился внимательно наблюдать и понимать язык природы. Это послужило основой для многих образов и идей молодого архитектора и дало ему чувство родины (он на всю жизнь сохранил верность друзьям детства, да и помощники его в основном происходили из Реуса, Таррагоныи окрестностей; это служило для Гауди более чем достаточной рекомендацией).

Ещё в детстве Гауди всерьез увлекся ботаникой. Он искренне интересовался растениями и насекомыми, их опыляющими. Своё финальное школьное сочинение испанский архитектор посвятил пчёлам. Позже его первым учебным проектом в Барселонской школе архитектуры стали ворота кладбища, которые должны былы отделить мир мёртвых от мира живых.

2. Ненависть к прямым линиям и обыденности

Гауди просто ненавидел замкнутые и геометрически правильные пространства, а стены доводили его до сумасшествия. Он избегал прямых линий, считал их порождением человека, а круги для него были порождением Бога. Эти жизненные принципы помогли оставить ему после смерти восемнадцать прекрасных архитектурных творений, каждое из которых привлекает огромное внимание туристов.



У Гауди были разные глаза: один - близорукий, другой - дальнозоркий, но он не любил очки и говорил: «Греки очков не носили». Может быть поэтому привычные для всех архитекторов чертежи у Гауди выглядели несколько иначе. Все свои проекты, от плитки на мостовой, скамейки и ворот и до собора Святого Семейства (Саграда Фамилия) Антонио проектировал в виде своеобразных макетов, которые с помощью зеркал превращались в трёхмерные модели.

3. Любовь всей жизни

Гауди никогда не был женат. За всю жизнь Гауди известна только одна женщина, которой архитектор оказывал знаки внимания - Жозефина Моро, работавшая учительницей в рабочем поселке. Она не ответила взаимностью и Гауди с головой ушел в католичество.

В молодости архитектор был рьяным антиклерикалом, носил дорогую одежду, следил за внешним видом. Последние годы зодчий провёл как отшельник, полностью посвятив все свои силы и энергию на создание бессмертного собора Святого Семейства, который стал высшим воплощением не только его уникального таланта, но и истовой веры. К слову, свои последние годы жизни он проживал именно в нём, оставив своё привычное жилище, разместившись на стройке в спартанских условиях.

4. Талант во всём

Гауди был не только архитектором, он также был художником в высшем смысле этого слова. Он проектировал не только здания, но и удивительную мебель, причудливые решётки оград, ворот и перил. Своё поразительное умение мыслить и чувствовать в трёх измерениях объяснял наследственностью: отец и дед - кузнецы, один дед матери - бондарь, другой моряк - «люди пространства и расположения». Его отец был медником, и этот факт, несомненно, оказал влияние на пристрастие Гауди к художественному литью. Многие поразительнейшие творения Гауди сделаны из кованого железа, зачастую его собственными руками.



Например, руками Гауди совместно со столяром-краснодеревщиком Жуаном Мунне была сделана садовая скамья из искусственного камня. Она была предназначена для парка Гуэль. В оригинальном дизайне этой уникальной скамьи сочетается всё, что вкладывал Гауди в каждый свой труд: тут вам и необычные пропорции, и плавный рисунок линий, навеянных органическими формами. А главное, в соответствии с принципами искусства модерна, все эти эстетически изыски сочетаются со строгим выполнением чисто функциональных требований к эргономичности.

5. Строительство сроком в 140 лет

После нелепой смерти в 1926 году 73-летнего Гауди под колесами трамвая, его похоронили в крипте Саграда Фамилия. Строительство собора не оборвалось, однако темпы заметно снизились. А в 1936 году в Испании разгорелась война и строительство ненадолго прервалось.

Анархисты уничтожили почти все чертежи и макеты, оставленные Гауди для последователей строительства его детища, устроив пожар в мастерских. Но строительство храма продолжилось через 20 лет и длится до сих пор на средства и пожертвования людей. В настоящее время строительство возглавляет каталонский архитектор и живописец Жузеп Мария Субиракс.


Интересно что знаменитый английский писатель Джордж Оруэлл отнесся к тому акту вандализма вполне положительно. Собор, по его мнению, вообще следовало взорвать. Оруэлл считал творения архитектора самыми уродливыми сооружениями в мире, а торчащие шпили злорадно называл бутылками портвейна. К счастью, с этим мнением согласны были далеко не все.


Lloretmar.ru

Сальвадор Дали, наоборот, восхищавшийся работами архитектора и даже организовал в 1956 году в парке Гуэля чествование Гауди. Это позволило собрать дополнительные средства на продолжение строительства Саграда Фамилия. Любовь всей жизни Гауди продолжает жить.